Содержание

Теория личности Зигмунда Фрейда. |

  • Что такое психоанализ.
  • Основные концепции.
  • Структура личности.

Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.

Психоанализ — направление в психологии, включающее психологическую концепцию личности человека и систему методов по лечению расстройств психики, был разработан на рубеже 19 и 20 веков австрийским ученым — неврологом Зигмундом Фрейдом (основная статья — Зигмунд Фрейд и рождение психоанализа).

*В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых — последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами — Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.

Различные методы и системы, основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.

На сегодняшний день психоанализ, или его элементы, использует большинство психологических школ. Несмотря на то, что их идеи о структуре личности могут существенно отличаться, все они, так или иначе, используют в качестве базовых, концепции, разработанные Фрейдом.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных идей психоанализа, в той или иной мере, присущих большинству психоаналитических методов.

— Поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются ЛИБИДО или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (невротическое поведение, депрессии, тревожность, комплексы) — неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Существенного ослабления этого конфликта, можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний, вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве психоаналитика (проживание, анализ, принятие травмирующего материала).

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного (основная статья — Психологические защиты личности).

Структура личности (психики) по Фрейду

 

 

Согласно теории Зигмунда Фрейда, существует три различных уровня сознания человека.

1. СОЗНАНИЕ. Это часть нашего сознания, которая осознается нами, в каждый момент времени. Здесь находятся наши мысли, идеи, концепции, ощущаются и осознаются эмоции, сопровождающие мыслительный процесс, здесь, через мысли и ощущения интегрируется рациональный опыт познания мира (восприятие информации при помощи органов чувств). Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду весьма незначительная), которая подлежит реальному осознанию и оценке.

2.

ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознательное). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени (и это было бы нерационально), однако, при необходимости, мы всегда имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся наши воспоминания, наши знания, в общем и целом, это наша память.

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для обнаружения и рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания.
Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт (чаще всего травматический), иррациональные устремления.

В общем, СОЗНАНИЕ, ПРЕДСОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет из себя некую виртуальную информационную среду, которая, хоть и является неотъемлемой частью нашей личности, доступна для нее в разной степени.

Сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики), структурно состоит из следующих частей — ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).

ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой рождается каждое человеческое существо, это врожденная, а не приобретенная в результате развития, часть личности. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение наших базовых потребностей, посредством эмоциональных импульсов заставляя нас ХОТЕТЬ реализовать эти потребности.

По Фрейду, ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности.
Метафорически, для ИД единственное реальное благо — это удовлетворение потребностей, причем немедленно и любой ценой. Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.

В психоанализе Фрейда считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.

ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца.                   Причина развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром, развивается ЭГО, руководствуясь рациональным принципом реальности. Что это означает? Это значит, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено с известными трудностями, и их исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира. Эти реалии — наличие других людей, у каждого из которых, также, есть свои желания и потребности. На основе опыта, происходит осознание того, что

безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы и отсрочку получения желаемого. Так происходит постепенное формирование стратегий поведения, с учетом внешних обстоятельств. С точки зрения теории Фрейда, эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.

СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду, эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы (этика), которые формируются в сознании, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее естественных внешних обстоятельств жизни ребенка. Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо, а в дальнейшем, за формирование базовых идей о том, каким является окружающий нас мир и какое в нем место занимает сама личность. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие —

СОВЕСТЬ и Я — ИДЕАЛ.
СУПЕР ЭГО, как и ЭГО находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.

По мнению Фрейда, показателем психологически здоровой личности, является эффективный контроль ЭГО над Супер Эго и Ид. Принимая такую позицию, можно сделать вывод о том, что Эго, должно быть «сильнее» других частей личности. По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго. Тем не менее, следует понимать, что роль Я, в любом случае, сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом, максимально безопасным для личности способом.

Найти идеальный компромисс между ИД и СУПЕР ЭГО, в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно. Учитывая данный тезис, можно сделать вывод, что полностью устранить психологические напряжения в психике человека нельзя.

В случае, если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге, пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу.
Если же доминантным является Ид, то данная личность, будет постоянно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки. Идеальным выражением такой ситуации, будет психопатическая личность с диссоциальным расстройством личности.

Продолжение, следующая часть темы — ПСИХОАНАЛИЗ, КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ.

Комментировать через Facebook

Comment

Теория личности Зигмунда Фрейда: гениальная идея психоаналитика

Зигмунд Фрейд в течение своей жизни старался проникнуть в тайны человеческого мозга, пытался объяснить то или иное поведение под воздействием различных факторов. Его нестандартные идеи вводят в резонанс видных людей даже сегодня. Таким образом, была создана теория личности Зигмунда Фрейда.

Чем занимался Зигмунд Фрейд?

Как только Зигмунд попал на свою первую стажировку к одному из знаменитых психиатров, то начал постепенно ранжировать психические заболевания. Он понял, что каждого человека необходимо лечить по-разному, и к каждому необходим свой подход. Так, некоторых он пробовал избавлять от недуга при помощи гипноза, а другим позволял просто выговориться и выплеснуть то, что у них скопилось внутри. Зигмунд Фрейд считал, что так человек избавляется от давящего и ненужного груза, а это уже было шагом на пути к исцелению.

чем известен зигмунд фрейд в психологии

Описание теории личности Фрейда

Теория личности в трудах Зигмунда Фрейда строится, в первую очередь, на философии личности, то есть понимании, что собой представляет человек. Как утверждает сам Зигмунд, структуру личности можно представить в виде нескольких уровней:

  • сознательный;
  • предсознательный;
  • бессознательный.

Зигмунд Фрейд считал, что развитие личности основано на своеобразном внутреннем сражении человека, где присутствуют три стороны: инстинкты, рассудок и его сознание.

Теория личности на основании теории Зигмунда Фрейда разделяет эти стороны по определенным особенностям:

  1. Сознательный уровень включает в себя все переживания, чувства и ощущения, которые испытывает человек в течение жизни. По утверждениям автора, эта часть занимает в мозге человека самую малую часть и может перемещаться в подсознательный или бессознательный уровень, по мере переключения внимания человека.
    работы фрейда по самоанализу
  2. Предсознательный уровень включает в себя уже приобретенные навыки и знания человека. Зачастую такой опыт не используется ежедневно, поэтому мозг перемещает его в «архив», но при этом в нужный момент способен относительно быстро достать из него необходимую информацию.
  3. Бессознательный уровень является своеобразным хранилищем для первоначальных инстинктов человека. Он включает эмоции и чувства, которые были исключены по каким-то причинам из сознания (из-за какой-либо психологической травмы или болезненных воспоминаний).

Стадии развития личности по Фрейду

Психоаналитическая теория личности Фрейда предполагает деление на несколько подвидов – генетический и психосексуальный. Здесь важно выделить несколько основных особенностей:

  • Дальнейшее развитие человека продиктовано, в первую очередь, сексуальным инстинктом, причем он способен прогрессировать от одной эрогенной зоны к другой.
  • Развитие личности человека происходит в заранее определенном порядке, на который сам человек не способен оказать существенного влияния.
  • Опыт жизни в обществе у каждого человека определяется набором ценностей, а также каких-то общих установок.

развитие личности по фрейду

Стадии развития человека Зигмунд Фрейд определил следующим образом:

  1. Оральная, когда человек постепенно начинает отвыкать от тела матери и осознавать себя как отдельное существо.
  2. Анальная, когда человек начинает себя самостоятельно контролировать (в данном случае – приучать себя к туалету).
  3. Фаллическая, когда человек начинает чувствовать себя похожим на представителей одного с ним пола и искать предмет для подражания.
  4. Латентная, когда человек начинает активно устанавливать контакты со своими сверстниками.
  5. Генитальная, когда человек начинает ощущать первую влюбленность, вступать в первую интимную связь, а также чувствовать желание приносить свой вклад в окружающее общество.

Другие теории Зигмунда Фрейда

Все прочие идеи Зигмунда Фрейда строились в сфере психоанализа. Он в течение своей работы рассуждал о личности человека и что на нее воздействует изнутри и снаружи. По одной из его теорий, личность человека можно разделить на «Я», «Оно» и «Сверх-я». По другой он утверждал, что энергия жизни человека заключена в его либидо, а энергия смерти – в агрессии. Психоаналитическая теория личности хорошо освещена в трудах Зигмунда Фрейда.

фильмы о зигмунде фрейда

Для ознакомления с работами психоаналитика представляем несколько книг Зигмунда Фрейда:

  1. «Очерки по психологии сексуальности».
  2. «Я и Оно».
  3. «Психопатология обыденной жизни».

[Всего: 1   Средний:  5/5]

Психодинамическая теория (психоанализ) З. Фрейда

Пожалуй, не одна из теорий личности не была так широко известна, как психодинамическая теория (психоанализ), которая вышла далеко за пределы психологической науки и повлияла не только на развитие психологии, но и социологии, медицины, культуры, искусства 20 века. Её основоположником был австрийский учёный, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).

Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении. По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное. Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание – это вершина, предсознательное и бессознательное – это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником – это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери. Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет. Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери. Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Мнение

Вначале, как положено, о хорошем. Безусловно, заслуги З. Фрейда в области психотерапии и психологии велики. Он первым создал развёрнутую теорию развития личности, создал оригинальный метод лечения невротических расстройств, на основе самоанализа разработал систему клинических наблюдений, обосновал и ввёл в практику свою методику исследования психических процессов, которые невозможно было изучить в то время другими способами. Открыл то, что находится за пределами нашего сознания. Но!

Не все исследования Фрейда получили научное признание, хотя его идеи нашли своё воплощение в практике и привлекли внимание многих учёных. Но как отнестись к стадиям развития личности (оральная, анальная, фаллическая и др.)? Как отнестись к Эдипову комплексу и Электры? Так и хочется задать вопрос Великому Сигизмунду Шломо Фрейду: «Вы это серьёзно?» Получается, что без сексуального влечения, даже у детей, никакого личностного развития? Ой ли? Может поэтому лечение ребёнка не дало результата и врач работал только со взрослыми? А может во всём виновато биполярное расстройство учёного?

Теория личности Зигмунда Фрейда (стр. 1 из 2)

Теория личности Зигмунда Фрейда

Содержание

Введение

1. Личность как триединство

2. На грани внутреннего взрыва

Заключение

Список литературы

Введение

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вундта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызывало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности, представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического – в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Личность как триединство

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — “Оно”, которая фактически является энергетической основой личности. “Оно” — бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — “Я” по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание “Оно” расширяется, то содержание “Я”, наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с “океаническим чувством я”, включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое “Я” до своего тела, сужая, таким образом, объем “Я”.

Третья структура личности — “Сверх-Я” не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием “Сверх-Я”. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. “Сверх-Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Сверх-Я”. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”.

Защитные механизмы – внутренний предохранитель. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая поинстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение “психопатологии обыденной жизни”, то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением “Сверх-Я” хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Заключение

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспорна), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию личности, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы развития личности, согласно теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.

Теория личности Фрейда

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности — социальная, индивидуальная, рациональная или этическая — является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее развития. Именно они и стали центром внимания большинства теорий.

Одной из первых и наиболее известных является теория австрийского врача-психиатра 3. Фрейда. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.

С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Им было выделено также три части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

В бессознательном слое располагается структура личности Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т.е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по всему континууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положений разрабатывалась и идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа, и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни, Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое Я до своего тела, сужая, таким образом, объем Эго.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их но и направления их развития противоположны друг фугу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не ыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупрежает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, >торые диктуются Ид и Супер-Эго. Состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его всегда в напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т.е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация — более успешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы для частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать всю ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему, и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разработать так проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе завершить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, поскольку она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством — арт-терапии.

Энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабеет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая особенности психики различных народов способами основных этапов в развитии либидо. Писалось, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, являются основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины и формирования личности ребенка, и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем получал все более широкую популярность.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения работы этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач замещает в глазах пациента родителя, доминирующее которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента — следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Из-за связи такого выздоровления с внушением такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, ны, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пре делами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.

ВВЕДЕНИЕ. Теория личности З. Фрейда — Студопедия

Теория личности З. Фрейда. Основы психоанализа

Выполнила: студентка 303 группы

ФФМ МГУ

Ипатова Дарья

Проверил:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2

ЛИЧНОСТЬ…………………………………………………………………..3

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА……………………………………………4

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ………………………………………4

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ……………………………………………..9

ТИПОЛОГИЯ…………………………………………………….10

ПСИХОАНАЛИЗ……………………………………………………………13

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ…………………………………..14

КОМПЛЕКС………………………………………………………15

НЕВРОЗ……………………………………………………………15

СУТЬ МЕТОДИКИ………………………………………………17

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ФРЕЙДА………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….20

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………22

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Трудно представить существование человека, не ориентирующегося в мотивах поведения и свойствах характера окружающих его людей.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования.

Руководители придерживаются правил в работе с подчиненными, родители познают азы воспитания детей, педагоги изучают проблемы эмоциональной неустойчивости, специфику общения в студенческой среде.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.


Когда психологи обращаются к изучению личности, первое, с чем они сталкиваются – это многообразие свойств и их проявлений в личностном поведении.

Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, соотношение сознательного и бессознательного – далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.


Наиболее популярной и Европе остается психоаналитическая теория личности З.Фрейда, которую можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных теорий. Охватывая в своем анализе всю жизнь человека, Фрейд использует для описания личности внутренние психологические свойства индивида, его потребности и мотивы. Он считает, что человеком актуально осознается лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в его душе и характеризует его как личность.2

ЛИЧНОСТЬ

Проблема личности – одна из главных теоретических проблем в психологии, социологии, философии. Дискуссионными являются не только вопросы о структуре, развитии, места в обществе, не существует и единого понятия личности. С одной стороны, личность – это индивид как субъект отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова). С другой, личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

В античном мире актёры, играя в театре, надевали на cвои лица маски, и такую артистическую маску называли «Личность» (личина), по латыни – «Persona». В раннехристианский период происходит отождествление понятий «ипостась» и «лицо». В дальнейшем суть личности неоднократно менялась (сущность Бога – в средние века, гражданин – в новоевропейской философии, герой – в философии романтизма). В социальных науках XX века существует множество подходов к пониманию личности: теории З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера Р.Бенедикта, М. Вебера и др. В данной работе рассматривается теория личности З. Фрейда.3

Зигмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА8

Теория личности 3. Фрейда представляет психоаналитическое направление глубинной психологии, которая называется также психодинамической. Фрейд стремился проникнуть в глубинные источники активности человека, раскрыть природу его энергии, конфликты и влечения. Личность, по Фрейду – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Его теория охватывает такие стороны личности, как ее 1) структуру, 2) динамику, 3) развитие, 4) типологию, которые и будут представлены далее.

Взгляды Фрейда на личность являются противоречивыми, они неоднократно менялись по мере своего прояснения. Различные элементы структуры личности, их взаимосвязи и механизмы функционирования названы искусственными понятиями, которые должны были показать новаторский характер самой теории и подчеркнуть слабость традиционной психологии.

Следует добавить, что З. Фрейд не делал различий между понятиями «личность» и «психика».

1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ5

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

1) В бессознательном слое располагается одна из структур личности — Ид — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности, обусловливая динамику личности в целом. «Оно» — (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку оно отражает мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание. Для «Оно» характерно отсутствие единого субъекта. Ид функционирует по «принципу удовольствия», будучи ориентированным на избежание боли и получение удовольствия. Ид стремится к некоему комфортному состоянию, которое характеризуется незначительным внутренним напряжением. Когда уровень напряжения организма повышается — либо в результате внешних воздействий, либо вследствие внутреннего возбуждения — Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный энергетический уровень.

Достигнуть этого Ид может двумя способами: рефлекторным действием и так называемым первичным процессом. Рефлекторное действие — это врожденная автоматическая реакция типа чихания и мигания; она обычно сразу снимает напряжение. Первичный процесс состоит в создании образа объекта, в связи с чем напряжение (энергия) перемещается. Например, у голодного человека появляется образ пищи. Галлюцинации, сновидения, так называемое аутистическое мышление — все это функции первичного процесса. Эти исполняющие желания образы являются единственной реальностью, известной Ид.

Слово «Оно» использовано Фрейдом для того, чтобы показать, что внутри личности живут и действуют силы, неизвестные и неподвластные «Я», которые подразумеваются, когда человек говорит, например: «это сильнее меня». Идея «Оно» заимствована Фрейдом у Ницше, который называл так «…все безличное, что есть в человеческом существе».7

2)Вторая структура личности — Эго («Я») — это совокупность познавательных процессов, которые соотносятся с реальностью, а также защитных механизмов. Эта инстанция появляется в связи с тем, что жизнь организма требует соответствующих взаимодействий с внешней реальностью. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только внутреннюю реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее. Эго — организованная часть Ид — появляется для того, чтобы следовать целям Ид, и вся его сила черпается из Ид.

Эго «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем «Я».
«Я» реализует целый спектр функций: контроль за движением и восприятием, исследование реальности, предвосхищение, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление и пр. В то же время «Я» свойственны и такие процессы, как отказ от признания очевидного, устойчивое непонимание, рационализация, навязчивая защита от влечений.

Хотя «Я» защищает интересы личности в целом, его самостоятельность относительна. «Я» выступает преимущественно как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования. «Я» — это «…слуга трех господ, который подвергается опасностям с трех сторон — внешнего мира, побуждений Оно и сурового «Сверх-Я». «Я» стремится опосредовать отношения между миром и Оно, подчинить Оно требованиям внешнего мира и — посредством мышечных действий — привести мир в соответствие с желаниями Оно. Эго называют исполнительным органом личности, т.к. оно решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены.

Эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Принцип реальности — предотвращение разрядки напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения реализуется именно принцип удовольствия. Вторичный процесс — это реалистическое мышление, которое формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке, — как правило, некоторым действием. Это называется проверка реальностью. Эго контролирует все познавательные функции.6

3) Суперэго («Сверх-Я») — третья инстанция личности, которая образуется в результате усвоения родительских требований и запретов. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». «Сверх-Я» ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. Эта инстанция обособилась от «Я», но властвует над ним, например, когда человек становится объектом критики и упреков. По отношению к «Я» «Сверх-Я» играет роль судьи и цензора, содержит одновременно и запрет, и идеал. «Сверх-Я» может действовать бессознательно.

Фрейд разделил «Сверх-Я» на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний за «непослушное поведение». Совесть включает способность к критической самооценке, моральные запреты и возникновение чувства вины, когда ребенок не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект «Сверх-Я» — это эго-идеал. Он воплощает в себе то, что родители одобряют или высоко ценят. Эго-идеал способствует установлению высоких личных стандартов.

Впоследствии «Сверх-Я» обогащается социальными (религиозными, моральными) нормами.
«Сверх-Я» считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. «Сверх-Я», пытаясь затормозить общественно осуждаемые импульсы Ид, старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.5

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».5

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. «Теории личности» | Хьелл Л

 

Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях. Это направление, получившее название структурной школы, основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в Лейпциге (об этом говорилось в главе 1). В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни — в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное. Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой психодинамическим направлением. А именно, оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие — то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по — видимому, недоступными.

За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал: 1) первую развернутую теорию личности; 2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе; 3) оригинальный метод лечения невротических расстройств; 4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими — либо другими способами. В этой главе мы рассмотрим теорию Фрейда и лежащие в ее основе исходные положения. Далее мы обсудим некоторые исследования, толчком к проведению которых послужила теория Фрейда, а также рассмотрим, как положения теории иллюстрируются обыденным поведением человека.

Фрейдистская теория личности

Freudian Theory of Personality

Зигмунд Фрейд считается отцом психиатрии. Среди его многочисленных достижений, возможно, самая далеко идущая схема личности в психологии: теория личности Фрейда . Он был предметом множества дополнений, модификаций и различных интерпретаций его основных положений. Несмотря на множество реинкарнаций, теорию Фрейда многие критикуют (например, за предполагаемый сексизм), и она остается в центре горячих дискуссий о ее актуальности сегодня.

Этимология

Фрейд был единственным в своем роде мыслителем. Не может быть сомнений в том, что на него повлияли более ранние размышления о человеческом разуме, особенно идея о том, что внутри разума существует активность на сознательном и бессознательном уровне, но его подход к этим темам был в значительной степени концептуальным. Его теоретические мысли были столь же оригинальны, как и уникальны. Для Фрейда это свидетельство того, что независимо от того, согласны ли вы, не согласны или неоднозначны в отношении его теории, она остается теоретическим краеугольным камнем в его области знаний.

Определение

Человеческая личность: взрослая личность возникает как совокупность переживаний раннего детства, основанных на том, как эти переживания сознательно и бессознательно обрабатываются на стадиях развития человека и как эти переживания формируют личность.

Не каждый человек выполняет необходимые задачи на каждом этапе развития. В противном случае результатом может быть психическое состояние, требующее психоанализа для достижения надлежащего функционирования.

Этапы развития

Полагая, что большинство человеческих страданий определяется во время детского развития , Фрейд акцентировал внимание на пяти стадиях психосексуального развития.По мере того как ребенок проходит эти стадии, могут возникать неразрешенные конфликты между физическими влечениями и социальными ожиданиями.

Это следующие этапы:

  • Оральный (0–1,5 лет): фиксация на всем оральном. При неудовлетворительном удовлетворении существует вероятность развития негативных устных привычек или поведения.
  • Анальный (от 1,5 до 3 лет): Как указано, эта стадия в первую очередь связана с формированием здоровых привычек приучения к туалету.
  • Phallic (возраст 3–5 лет): Развитие здоровых заменителей сексуального влечения мальчиков и девочек к родителям противоположного пола.
  • Латентный период (5–12 лет): развитие здоровых бездействующих сексуальных чувств к противоположному полу.
  • Генитальный (12 — взрослая жизнь): все задачи из предыдущих четырех этапов интегрированы в сознание, что позволяет начать здоровые сексуальные чувства и поведение.

Именно на этих стадиях развития переживания фильтруются через три уровня человеческого разума. Именно из этих структур и внутренних конфликтов, возникающих в уме, формируется личность. Согласно Фрейду, хотя между этими тремя уровнями существует взаимозависимость, каждый уровень также служит определенной цели в развитии личности. В рамках этой теории способность человека разрешать внутренние конфликты на определенных этапах своего развития определяет будущую способность справляться и функционировать как полностью зрелый взрослый.

Супер-эго

Каждая стадия обрабатывается в соответствии с концепцией Фрейда о человеческом разуме как трехуровневой системе, состоящей из суперэго, эго и ид. Супер-эго действует на сознательном уровне. Он служит своеобразным центром проверки происходящего. Именно на этом уровне общество и руководство родителей сопоставляются с личным удовольствием и выгодой в соответствии с указаниями своего Я. Очевидно, это приводит в движение ситуации, созревшие для конфликта.

Эго

Во многом как судья в судебном процессе, как только переживания обрабатываются через Супер-Эго и Ид, они попадают в Эго, чтобы обеспечить удовлетворительный результат.Первоначально Фрейд использовал слово эго для обозначения самоощущения, но позже пересмотрел его, чтобы обозначить набор психических функций, таких как суждение, терпимость, проверка реальности, контроль, планирование, защита, синтез информации, интеллектуальное функционирование и память.

Id

Фрейд, эгоцентрический центр человеческой вселенной, считал, что на этом одном уровне Ид постоянно борется за то, чтобы добиться своего во всем, что мы делаем.

Critique

Так что же нам остается? По словам Джима Моррисона в песне, которую он написал для The Doors, «Я хочу мир и хочу его СЕЙЧАС!» кажется, у многих на кончиках губ.Это могло быть озаглавлено Ode к Id .

Есть много психических заболеваний, из-за которых идентификация стоит на первом месте при принятии решений. В частности, есть те, чьи жизни живут на полностью нарциссическом уровне. Затем есть люди с антиобщественными личностями, психотическими заболеваниями и т. Д. В мире Фрейда принципы его теории больше всего влияют на невротиков.

В результате Фрейд изложил свой план лечения: психоанализ .Лечение использовалось много лет, и ему было дано множество адаптаций. С другой стороны, психоанализ предоставляет клиенту структуру и время для решения невротических проблем. С отрицательной стороны всегда высказывается озабоченность по поводу стоимости. Поскольку для того, чтобы психоанализ стал эффективным, требуется время, это сопряжено с непомерно высокими затратами.

.

Теория личности Зигмунда Фрейда

Теория личности Фрейда

Теория личности Фрейда состоит из уровней сознания, природы человека и источника человеческой мотивации, структуры личности и развития личности.

Уровни сознания Фрейда

Фрейд утверждал, что существует три уровня сознания (сознательное, предсознательное и бессознательное).

Сознание Разум — это слой личности, который мы испытываем в повседневном взаимодействии с окружающим миром, другими словами, то, что мы осознаем в любой момент времени, является сознанием.

Предсознательное существует между сознательным и бессознательным. Предсознательное содержит мысли и чувства, которые в настоящее время не осознаются, но могут переходить из бессознательного в сознательное.

Более того, то, что мы не можем осознать, — это бессознательного из-за того факта, что бессознательный разум содержит мысли и чувства, которые были забыты либо потому, что они были неважными, либо угрожающими. Фрейд назвал этот процесс удержания материала в бессознательном «вытеснением».Иногда подавление может ослабить создание материалов, которые ранее были бессознательными.

Объяснение либидо Фрейдом

Под влиянием Дарвина Фрейд интересовался объяснением поведения. Он считал, что каждый ребенок рождается с определенным количеством умственной энергии, которую он назвал либидо. Согласно Фрейду, либидо становится основой сексуального влечения взрослого. В своем подходе к развитию Фрейд описал два основных инстинкта или побуждения, которые были следующими:

1.сексуальные влечения, подпитываемые либидо, и

2. Поддерживающие жизнь влечения, такие как голод и боль.

В 1920 году Фрейд предложил инстинкт смерти (танатос) и поддержал идею о том, что все люди обладают этим инстинктом, который он определил как желание умереть.

Структура личности Фрейда

Кроме того, Фрейд описал личность в терминах трех структур, которые мы используем для удовлетворения наших инстинктов : ид, эго и суперэго .

id — источник инстинктов и импульсов; Ид бессознательно стремится к немедленному удовлетворению биологических потребностей и является источником психической энергии (либидо).

Эго — это ментальная структура, которая адаптируется к реальности и разрешает конфликты между Ид и Супер-Эго.

суперэго представляет ограничения общества и порождает чувство вины и идеал эго.

Поведение порождается конфликтами из-за взаимодействия ид, эго и суперэго.Эти конфликты вызывают тревогу, и чтобы справиться с тревогой, люди используют защитные механизмы.

Защитные механизмы

Фрейд и его дочь обнаружили ряд защитных механизмов.

Это подавление, отрицание, проекция, формулировка реакции, рационализация, реакция конверсии, фобическое избегание, смещение, регресс, изоляция, уничтожение и сублимация.

Стадии развития Фрейда

Согласно Фрейду личность развивается через пять психосексуальных стадий.

Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев) — стадия, на которой удовлетворение сосредоточено на кормлении грудью и кормлении, рот считается объектом удовольствия для младенца.

Вторая стадия психосексуального развития — это анальная стадия (от 18 месяцев до 3 лет), в которой удовлетворение происходит от удержания и удаления фекалий (здесь младенец находит чувственное удовольствие от испражнения, а родители делают упор на приучении к туалету) .

На третьей стадии развития, фаллической стадии (от 3 до 6 лет), удовлетворение сосредоточено на манипуляциях с гениталиями, здесь, согласно Фрейду, Эдипов комплекс (мальчики влюбляются в мать и чувствуют угрозу со стороны отца) и комплекс Электры (девочки влюбляются в отца и видят в матери угрозу), однако Фрейд очень расплывчато говорил о комплексе Электры и уделял больше внимания Эдипову комплексу.Поэтому Фрейд также вводит зависть к половому члену, при которой девочки завидуют мальчикам из-за их области гениталий, и страх кастрации, при котором мальчики обеспокоены мыслью о потере собственного пениса своим отцом.

На четвертой стадии, латентной стадии , (от 6 до 12 лет) сексуальные влечения, кажется, уменьшаются, и дети, как правило, заводят дружбу с детьми того же пола, что и они, и начинают вовлекаться в социальные взаимодействия.

Последняя стадия, половая стадия (от 12 до 18 лет) — это стадия, на которой сексуальный интерес ребенка вновь пробуждается и центр удовлетворения сосредоточивается на сексуальной привязанности к партнеру противоположного пола; в нормальном развитии.

Проблемы этой теории

Теория Фрейда повлияла на многих психоаналитиков, однако были выявлены некоторые проблемы. Хотя доказательства Фрейда получены от его пациентов, он не вел записей. Вместо этого он использовал свою память, что не является правильным способом сбора качественных данных. Следовательно, его критиковали за его обоснованность. Следовательно, некоторые аспекты теории Фрейда, например оральная стимуляция и структура личности, не имеют должного объяснения.

Таким образом, оральные и анальные личности были рассмотрены и показали лишь небольшое количество доказательств, подтверждающих Эдипов комплекс, тогда как никаких подтверждений комплекса Электры.Однако существуют методологические трудности с некоторыми исследованиями Фрейда; большая часть его работ остается непроверенной.

Что касается сексуального влечения, Фрейд утверждал, что все люди имеют определенные переживания из детства, но некоторые из них не заявляют о них или не забывают о них; возможно, поэтому было мало подтверждающих доказательств наличия двух комплексов.

Теория Фрейда кажется скупой, и хотя его работа привела к огромным успехам в лечении психических заболеваний, до сих пор ведутся споры об эффективности психоанализа как лечения.Фрейд сосредотачивается на бессознательном игнорировании социального мира, в котором взаимодействуют люди, показывая узкую основу для объяснения поведения.

Хотя он утверждал, что люди действуют рационально, он почти полностью сосредоточился на иррациональной стороне человеческой натуры.

.

Основные теории психоанализа Зигмунда Фрейда: краткое изложение

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

  • Терапевтические услуги
  • Биография терапевта
  • О нас
  • Темы