Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста: Материал по теме: Семинар -практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Презентация: Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
Слайд 1
Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста Подготовила педагог Афанасьева Ирина МихайловнаСлайд 2
Эрнст Легуев говорил: «ВОСПИТАНИЕ — это наука, научающая наших детей обходиться без нас». Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Слайд 3
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Слайд 4
Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость. Игры на развитие внимания: Игра « Волшебный платок» Игра «Лабиринты» Игра «Живые картинки» Игра «Найди предмет и его тени» Игра «Что не дорисовал художник» и др.
Слайд 5
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие. Игры на развитие восприятия: «Чудесный мешочек» «Найди пару», «Узнай по контуру», «Залатай коврик»
Слайд 6
Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения. В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности. Игры для развития памяти: «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?», «Запомни животных на картинках », « Мемори ».
Слайд 7
Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. Виды мышления наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
Слайд 8
Игры для развития мышления: Игра «Что было сначала?» Игра «Чёрный — белый» Игра «Кто я?» Игра «Найди лишний предмет» Игра «Назови одним словом» и др.
Слайд 9
Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта Игры для развития воображения: «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку сами», « Пятнография », «Клякса».
Слайд 10
7 важных моментов: Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Научите детей брать на себя ответственность. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности. Ценить индивидуальность своего ребенка. Создать атмосферу безопасности и защищенности.
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.
Актуальность познавательного развития дошкольников
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Консультация на тему: Развитие познавательной деятельности у детей
«Развитие познавательной деятельности у детей»
Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребенка накапливается довольно объемный багаж знаний. Немаловажную роль в познавательной деятельности ребенка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять.
Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?».
Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.
В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.
Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и «откликается» в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новое в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях.
Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:
- Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
- Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
- Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
- Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
- Учить малыша выражать словами свои впечатления.
- Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога, логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта.
Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности. Главное – родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок нашёл жука. Что это за жук — майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним. Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.
Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям и т.д. Не пожалейте на это время. Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.
Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей:
«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста».
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе. Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.
Восприятие. Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый. Восприятие в среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени. В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет)- Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Внимание. Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.
Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения. Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. В начале дошкольного детства внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него. Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов. Дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием. Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.
Память. Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта. Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа. Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы. Третий и четвертый год жизни становятся годами первых детских воспоминаний. В 4-5 лет начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности. На пятом году жизни память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. 6-7лет – благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия. Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти. У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.
Мышление. Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.
В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое). По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольного возраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Воображение. Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов. В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.
Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.
Литература:
1.Смолер, Е.Н. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: популярное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Е.Н.Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2014 – 103, {1}c.
2.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 192 с., ил.
Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему. Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка. Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи)
В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.
Консультация ( группа) на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Формы работы по познавательной деятельности с воспитанниками
— Наблюдение.
— Исследование и экспериментирование.
— Предметно-манипулятивная игра.
— Встречи с природой.
— Рассказы взрослых.
— Беседы педагога с детьми.
— Познавательные рассказы педагога.
— Чтение познавательной литературы.
— Разбор проблемных ситуаций и их решение.
— Разгадывание загадок.
— Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера.
— Информационные занятия.
— Познавательные практикумы.
— Игровые мероприятия
— Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий.
Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие»
· принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;
· принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;
· принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;
· принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
· принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей;
· принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности – содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательн
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА — Материалы конференции «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ»
Никулина Т., Гречман Л.
Процесс изучения иностранного языка в социальной ситуации развития создает лучшую возможность вызвать интерес и мотивацию к языковому и культурному разнообразию мира. Способствует развитию коммуникативного речевого такта. Изучение иностранного языка важно в раннем возрасте, поэтому необходимо найти эффективные способы улучшения методов обучения.
Важность проблемы также состоит в обновлении содержания обучения иностранным языкам на ранней стадии, оптимизации учебного процесса и разработке новой методики обучения иностранному языку, которая соответствовала бы целям и требованиям предварительной -школьное образование.
Однако на практике процесс обучения детей дошкольного возраста иностранному языку часто не приносит должных результатов по разным причинам, среди которых низкая познавательная активность, отсутствие преемственности между дошкольными учреждениями и школами, уровень владения иностранным языком. обучение не соответствует требованиям.Такие авторы, как Л.С. Выготский, Д. Эльконин, С. Рубинштейн, И. Зимняя, И. Бим, Э. Пассов, Г. Рогова, И. Верещагина, Е. Негневицкая исследовала вопросы познавательной деятельности на иностранном языке.
Возможности развития познавательной деятельности в данной работе изучаются на примере знакомства дошкольников с миром, природой и в процессе повседневной деятельности.
Организация познавательной деятельности с помощью английского языка основывалась на новизне материала и интересе детей.Отбор лексического материала для запоминания соотносился с содержанием уроков по познавательному развитию процесса воспитания и обучения дошкольных учреждений.
Процесс познавательной деятельности включал в себя работу над детским словарем, правильную, связную и выразительную речь, использование слов в их активном словарном запасе, точное оформление в речи своих наблюдений, мыслей, желаний, которые стали более дифференцированными.
Задачи познавательной деятельности по воспитанию вместе с окружающей средой состоят в обогащении представлений дошкольников и получении действительно научной, точной информации об окружающей среде.Содержание занятий будет способствовать развитию познавательной активности и эффективному изучению иностранного языка. Он включает формирование у детей знаний и понимания материального мира, труда взрослых, о явлениях жизни и своей родной стране.
Систематическая организация познавательных и практических действий на основе комплексного обучения позволила детям увидеть, понять, запомнить и просто называется зависимостями, существующими в области знакомства с природой.
Мы развиваем познавательную деятельность с помощью английского языка в процессе наблюдения, учитывая три основных этапа. На первом этапе дети слышат название предмета и получают о нем общее представление. На втором этапе используются различные приемы для выявления и запоминания свойств, качеств, атрибутов объекта поведения и образа жизни или состояния, необходимого для связи. На третьем этапе подведены итоги наблюдения, обобщают свои знания.Каждое последующее наблюдение было связано с предыдущим.
В содержание первых наблюдений прогулки вошли: наблюдение за флорой и фауной, наблюдение за неживой природой, погодой и природными явлениями (см. Рисунок 1):
- Просмотр для растительного мира (дерево, куст, цветок, трава).
- Просмотр для фауны (домашних животных, диких животных, домашних птиц и птиц).
- Наблюдение за неодушевленной природой (вода, камень, лед, пар, песок и т. Д.))
- Наблюдение за погодой (небо, солнце, облака, снег, ветер и т. Д.).
- Наблюдение за природными явлениями (появление на деревьях большого количества листвы, цветков газона, замерзание луж, появление радуги после дождя и т. Д.).
Был использован ряд обучающих приемов: описание, обсуждение, сравнение, решение задач, отгадывание, рассказывание стихов, дидактическая игра, мобильная игра, эксперимент в процессе наблюдения. Мы дали названия и объяснения наблюдаемых фактов и явлений «солнце», «дождь», «ветер», «трава», «дерево», «птица», «работа», «помощь», «рисование», «гнездо». ».
Рисунок 1 — Содержание наблюдений на прогулке
У детей проявились такие черты личности, как интерес к экологической деятельности, эстетическое восприятие мира, умение видеть красоту природы и использование в работе натуральных материалов, необходимость общаться с природой, прогулки через организацию коллектива, умение формировать собственное мнение и умение находить убедительные аргументы в интервью в развитии познавательной деятельности средствами английского языка.Это можно рассматривать как сложную познавательную деятельность как сложное явление, предполагающее развитие познавательных процессов, являющихся разными формами ориентации ребенка в мире.
Можно сделать вывод, что познавательная деятельность при изучении английского языка на ранней стадии не может быть единственным эффективным средством изучения материала иностранного языка, но также способствовать всестороннему развитию целостной личности.
Никулина Т., Гречман Л. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 2 —
URL: www.science-sd.com/455-24391 (09.10.2020).
А
более поздняя версия этой статьи находится в печати для Б. Сподека и О. Сарачо
(Eds.), Когнитивный Развитие и воспитание детей раннего возраста пользователя
Кельвин Л.Зайферт, Университет Манитобы Это Глава посвящена тому, как когнитивное развитие маленьких детей может быть затронуты программами для детей младшего возраста. Следовательно, не описывает «все», что психологи знают или верят о когнитивных развитие у маленьких детей. Другие уже предлагали общие обзоры тщательно и вдумчиво; см., например, Том 3 Справочника Мой гид предполагается, что дошкольное образование не касается маленьких детей взаимоотношений между учителями и детьми которые взаимно влияют друг на друга и особенно влияют на детей.Я предполагаю, что если я учусь в раннем детстве, я не буду удовлетворен просто зная и наблюдая за поведением и способностями детей в целом или моего детского класса в частности. Я также хочу на Учитывая это перспектива и с учетом потребностей педагогов дошкольного образования, определенные теории и темы о человеческих изменениях и функционировании «продвигаются» по ценности в ущерб другим. Как правило, теории, выделяющие социальное влияние или совместные процессы более полезны для учителей маленьких детей, чем точки зрения, исключающие человеческое взаимодействие изображение.Ряд классических различий станет более полезным, если интегрированы, а не разделены: классические различия между разумом и тело, например, или между мыслью и чувством, индивидуум и социальный мир, или наблюдение и вмешательство (Seifert, 2001). Эти двоичные файлы не исчезнут в этой главе, но их будет больше. полезно для нас как педагогов, если мы помним их взаимозависимость, особенно в мирах маленьких детей.Интеграция классических двоичных файлов изменяет как мы думаем о «познании», превращая когнитивное развитие в больше проектов, которыми поделились с другими, и меньше одного отмеченного дистанцированием из социального, эмоционального или физического. Принятие реляционный взгляд на когнитивное развитие имеет очевидный смысл для аспектов школьной жизни, которые являются явно социальными, такими как формирование отношений со сверстниками или влияние ранних привязанностей на поведение дошкольников.Труднее поверить в то, что социальная перспектива или совместная работа возможны и полезны для развития занятия, которые кажутся менее социальными, в том числе тема детей мышление в частности. Мы склонны рассматривать познание как навык, выраженный независимо то, что приобретается и отображается отдельно даже в наиболее ориентированный на деятельность класс, соответствующий уровню развития. Но от с точки зрения взрослых, независимость иллюзорна: рассматривается в более широком смысле. контекст, даже ребенок, работающий один, по-прежнему является партнером учителей, сверстники и (как я также буду утверждать) невидимые другие в обучении и мышлении.Поэтому учителям нужны способы понимать детей и работать с ними, полностью признаем это партнерство. По крайней мере, я буду возражать ниже. Я начинаю Глава, разъясняющая ключевые двусмысленности в концепциях разработки и когнитивного развития в частности. Разъяснения поможет найти темы исследования, описанные в главе внутри более обширный ландшафт теории развития.Сами темы определенно не охватывают сферу развития ребенка в качестве академического области, но они, возможно, являются двумя наиболее важными проблемами раннего детства. Педагоги как профессионалы: притворная игра и грамотность. Притворись, что игра особенно важно для педагогов, работающих с детьми младшего возраста и которые стремятся предоставить им наиболее подходящую практику возможное. Как оказалось, притворная игра также явно подтверждает это утверждение. что когнитивное развитие в раннем детстве «действительно» социальное.Польза от этой ориентированной на людей деятельности вполне реальна, но определенно не ограничивается соц. Поскольку эта глава посвящена, я не на самом деле сосредоточиться на социальной важности ролевой игры, а на том, как притворная игра подключает и стимулирует определенные когнитивные навыки в маленькие дети. Как мы увидим, когнитивные навыки — это те, которые рано учителя детства ценят это и могут сознательно поощрять. Другой обсуждаемая область исследований, развитие грамотности, особенно важна педагогам, работающим с детьми старшего возраста.Поскольку исследования показывают важность дошкольного возраста для грамотности, однако, в этой главе основное внимание будет уделено возникающей грамотности в дошкольном и ранние школьные годы. Хотя некоторым читателям может казаться, что грамотность принадлежит главе, посвященной изучению учебных программ, а не главе о развитии психологии, я буду утверждать обратное: эта грамотность и влияет, и находится под влиянием когнитивного развития в раннем детстве.Как эти комментарии предполагают, однако, что термин development может иметь несколько означает проблему, которая может вызвать замешательство, если ее не понять. Перед Таким образом, идя дальше, следует понимать различные значения развития. уточнил. Несколько Значения Развития Когда мы говорим о ребенке развитие , обычно имеем в виду какой-то своего рода изменения, но мы часто не знаем, какие именно изменения мы имеем в виду (Overton, 1998).Иногда указываем на количественные вариаций среди людей, или обратиться к простому сравнению старшего и младшего дети. Вот что мы делаем, когда говорим, что «старшие дети выше, чем дети младшего возраста «или» дети постепенно приобретают большие словари ». В других случаях мы говорим о преобразованиях внутри индивидов, как правило, качественного характера. Трансформация кажется быть тем, что имеется в виду, например, когда мы говорим, что «в дошкольном лет дети научатся рассказывать вымышленные истории, «выделяя тот факт, что они не могли этого сделать раньше (Valsiner, 1998). Мы также можем быть неоднозначным в отношении цели или функции изменения в развитии дети. В некоторых случаях нас, кажется, беспокоит инструментальный инструмент . аспекты развития влияют на остальных из нас. Мы изучаем изменения в навыках, поведении или концепциях, чтобы узнать, как и почему ребенок может в социальном плане или остается изгоем, становится беспристрастным или нечестным в общение с другими, удовлетворительное или плохое прохождение академических тестов.Инструментальная эффекты — это то, о чем мы говорим, когда говорим, например, что «развивающиеся навыки фонематического декодирования позволяют маленькому ребенку преуспеть в первом классе «. Чтение в этом предложении рассматривается как технический навык, имеющий отношение к его вклад в другие цели. В терминах Пиаже инструментальные понимания развития — это приспособление к миру. В других ситуациях однако мы, похоже, обеспокоены тем, как развитие выражает или реализует характер ребенка, независимо от воздействия на других.Это что мы имеем в виду, когда говорим, что «четырехлетним детям нужно притворяться, сильны, что они будут использовать почти все в качестве опоры. «Вот мы говорить об ассимиляции, о том, что дети остаются самими собой. Такие множественность значений создает путаницу и обогащает исследования по развитию ребенка и практике дошкольного образования. Поэтому в этой главе я постараюсь свести к минимуму первое и улучшить последнее, как можно более подробно описывая виды развития обсуждается.Как оказалось, большинство изменений в развитии, в том числе познавательные у детей раннего возраста, развиваются на более чем в одну сторону. Детские ролевые игры, например, показывают и индивидуальных вариации и трансформации на каком-то уровне, а обе регулировки для мира и — внутренняя природа ребенка. Но исследования об изменениях в развитии не всегда напоминает нам об этом основном состоянии дел, просто потому, что повестка дня и цели индивидуальных исследований а научные исследования имеют тенденцию быть относительно конкретными.Исследование игры, например, выделяет трансформации и объяснения детей природа относительно часто. Исследование грамотности само по себе с индивидуальными вариациями и приспособлениями ребенка к миру. В этой главе я не буду указывать на такие основные различия в акцентах. каждый раз, когда они возникают, но я постараюсь указать на них, когда они важно для понимания важности исследования. Надеюсь, Результатом станет более полная картина когнитивного развития детей. Детский Притворная игра и мышление Как учителя
и родители знают, что дети дошкольного возраста часто играют в ролевые игры,
по крайней мере, в современных обществах среднего класса. Но даже если играть часто
имеет отчетливо социальный оттенок, он, кажется, строит отчетливо когнитивных навыков, и, таким образом, может служить мостом между социальным миром и
более индивидуалистичный мир когнитивных навыков (Lillard, 2002; Saracho
И Сподек, 2003; Саттон-Смит, 1997).Для этого в игре с участием
притворство особенно важно для познания. Притворство влияет на мышление
тремя способами: своим влиянием на чтение намерений других, поощрением
социальной референции и требованием различать
реальное и мнимое. Ровно , как эти довольно социальные
навыки развиваются в ребенке, и как они поддерживаются ребенком
мир не всегда ясен из существующих исследований.Но несколько правдоподобных
гипотезы и интерпретации существуют, и они объясняются позже в
эта секция. Несмотря на свой частично спекулятивный статус, объяснения
полезны для воспитателей дошкольного образования, потому что они предлагают не только
причины для оправдания игры для родителей и общественности, а также способы
планирования игры в повседневной практике. Чтение Другие намерения По определению, притворная игра всегда подразумевает отсутствие: «приготовление пищи» происходит без настоящая еда в подарок, пластиковые игрушки из песка превращаются в шляпы, «домашнюю собаку» водят по комнате без настоящей собаки и так далее.Сделать смысл таких отговорок, ребенок должен восполнить недостающие элементы когнитивно. Он или она должны понимать, что банан, поднесенный к уху, все еще на самом деле банан, и что это всего лишь «телефон», потому что или несколько актеров считают это символическим. Хотя символика обычно только подразумевается и не указывается, даже очень маленькие дошкольники могут часто делают вывод об отчетливом когнитивном достижении. В исследовании исследовать эту идею, Tomasello, Striano, & Rochat (1999) показали, что когда дошкольникам показывали забивающие движения без молотка, для Например, они часто выбирали в ответ настоящий молоток.Даже двухлетние ответили таким образом гораздо чаще, чем случайно. Когда символика более сложна или незнакома, чем в этом эксперименте, конечно, представляется вероятным, что намерения выдуманы acto |