Содержание

Чем эмоции отличаются от чувств?

Что мы испытываем, когда злимся? Гнев. Наш гнев — это эмоция или чувство? А боль, ярость, радость, обида — как мы можем назвать их? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прислушаться к тому, как мы описываем происходящее с нами.

У простой на первой взгляд фразы может быть сразу несколько смыслов. К примеру, когда мы говорим: «Я благодарен», то можем подразумевать, что испытываем благодарность в этот самый конкретный миг. А можем иметь в виду, что благодарны кому-то (или чему-то) в целом, вообще. Точно так же если мы говорим «Я горжусь», то можем иметь в виду и гордость в моменте, и гордость за кого-то или что-то в общем.

Чтобы отличить чувство от эмоции, достаточно спросить себя, испытываем ли мы некое переживание в настоящий момент или оно глубинное, постоянное, оно всегда с нами. Эмоция — это то, что происходит с нами здесь и сейчас. Чувство же длится долго и занимает гораздо больше места в нашей жизни.

Однако эти понятия взаимосвязаны: так, есть мнение, что чувство — это сложная, многосоставная эмоция. Кроме того, чувство может вызывать разные эмоции, а за эмоциями скрываются некие чувства. Например, любовь может выражаться не только с помощью радости, но и через гнев, досаду, удивление.

В чем разница?

Есть несколько признаков, описывающих разницу между эмоциями и чувствами.

  • Эмоции возникли в процессе эволюции раньше, а потому их могут испытывать и люди, и животные. Эмоции зарождаются в древней части головного мозга — лимбической системе. Тогда как чувства возникли позже и свойственны только человеку. Они — продукт более нового участка головного мозга, неокортекса, и связаны со способностью мыслить.
  • Эмоции изменчивы, кратковременны и быстро сменяют друг друга. Чувства, которые возникают в результате нарастающих эмоциональных переживаний, устойчивы и постоянны, поэтому могут «жить» в человеке многие годы.
  • В то время как эмоция привязана к ситуации, чувство имеет отношение к некому объекту. Например, когда сестра взяла без спроса ваши серьги, то ее поступок (то есть ситуация, в которой вы оказались) привел вас в ярость. Но вообще сестру вы любите, следовательно, сестра — объект вашего чувства.
  • Эмоции — это физиологические процессы, которые сопровождаются телесными реакциями. Когда мы радуемся, то сердце бьется чаще, лицо горит, глаза блестят. Чувства, наоборот, скрываются внутри нас и проявляются разными эмоциями, то есть опосредованно, а не напрямую. Поэтому о чувстве можно рассказать, а показать его физически не получится.
  • В отличие от чувств, эмоции не всегда можно осознать. «Во мне все затрепетало!» — что стоит за этой фразой? Тревога? Страсть? Волнение? Страх? А вот любовь, ненависть, зависть, счастье, гордость мы обычно распознаем. Хотя порой настолько стыдимся своих чувств, что прячем их даже от себя.
  • Мы не можем испытывать одновременно две разные эмоции. А вот два чувства — можем. То есть ненавидеть и любить человека в один и тот же момент мы способны, а и радоваться, и грустить — нет.

Как научиться распознавать свои чувства

Принято считать, что существует стандартный набор эмоций — гнев, печаль, страх, отвращение, интерес и радость. И что каждая из них соответствует определенному виду активности мозга. По мнению нейробиолога Лизы Барретт, мы отделяем одну эмоцию от другой не только с помощью разницы в физиологических реакциях, но и с учетом контекста и личного опыта.

В зависимости от обстоятельств мы можем в какой-то момент назвать свою реакцию «удивлением», а в другой — «страхом». Но как нам научиться лучше понимать себя и свои реакции?

Вот несколько советов, чтобы это получалось все лучше и лучше:

  • Расширьте «словарный запас» эмоций — это позволит вам почувствовать важные различия между ними.
  • Попробуйте технику «заземления»: переведите внимание на стопы и сосредоточьтесь на ощущениях. Им тепло или холодно? Какая под ними поверхность? Так ваше тело «научится» отличать и реакции на ту или иную эмоцию.
  • Рассказывайте о своих чувствах, а не демонстрируйте их. Но не ограничивайтесь общими утверждениями вроде «Я чувствую себя прекрасно» или «Я чувствую себя ужасно». Подключайте все многообразие эмоционального спектра. Говорите и об умиротворении, и об обескураженности, и о досаде, и о трепете.

Замечая разницу между чувствами и эмоциями, вы сможете лучше понимать, что происходит с вами, и сумеете лучше понять других. А эти умения всегда пригодятся тем, кто хочет выстраивать теплые и доверительные отношения с окружающими.

Как безопасно проживать эмоции? Психолог – о правильном проявлении чувств | ОБЩЕСТВО

«Мы все живые люди, нам свойственно переживать и проявлять чувства и эмоции. Гасить чувства или выплёскивать их на окружающих — большая, разрушающая вас в первую очередь ошибка. Важнее научиться безопасно проживать эмоции. То есть без ущерба для своего здоровья и для окружающих. Не стоит обесценивать силу чувств.

Как же различить эмоции и чувства?

Попробуем разобраться. Когда ваш ребёнок говорит: «Мама, я боюсь учителя математики!». Это чувство. А когда вы слышите: «Мама, мне страшно!». Это эмоции. Психологические травмы и неверные установки создают в нас убеждение «чувствовать нельзя», и мы блокируем в себе чувства, теряя связь с ярким, сочным, эмоциональным миром.

Что можно сделать? Приходите ко мне восстанавливать свою способность чувствовать, принимать чувства и понимать чувства другого. Я помогу вам сформировать пять навыков эмоциональной грамотности, которые сделают вас счастливее.

Знание собственных чувств

Научитесь распознавать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнайте свои слабые и сильные стороны, умейте определять свои цели и жизненные ценности.

Умение управлять своими эмоциями

  • Это осознание: «Я знаю, что мне сложно. Я понимаю, что я боюсь. Страх — это чувство, бояться это нормально».
  • Умение распознавать эмоции других и искренне сочувствовать.
  • В этом вам поможет навык эмпатии — умение сопереживать чувствам другого.
  • Умение возмещать эмоциональный ущерб.
  • Умеете ли вы признать свою грубость в действиях или словах по отношению к другим?
  • Умеете признавать свои ошибки и потом адекватно выдерживать своего внутреннего критика?
  • Сможете признаться другим, что совершили ошибку по отношению к ним и далее адекватно выдержать критику с их стороны?
  • Можете почувствовать эмоции других из-за вашего поведения и выразить искренние извинения?
  • А признать необходимость извинений?

Реально?! Вы всё это безболезненно для себя можете делать? Тогда я вас поздравляю, потому что вы обладатель четвертого навыка «Умение возмещать эмоциональный ущерб». Мы должны уметь возмещать эмоциональный ущерб, если его нанесли другим, ведь так или иначе мы взаимодействуем не в одностороннем порядке. А потому и навык этот должны освоить. Но отмечу, что это возможно только лишь при  хорошем усвоении   первых трёх навыков.

Принять ответственность за то, что вы могли причинить другим эмоциональное страдание своими действиями и извиниться искренне, — это совсем не равно «быть униженным, признать поражение, прослыть слабаком». Если вы считаете это унижением и слабостью, то, значит, вы ещё не зрелы как личность. Примите это как факт невзрослого мышления. Извиниться — это действие, которое означает изменить своё поведение и возместить ущерб!

Диана Миракян Фото: Из личного архива/ Диана Миракян

Эмоциональная интерактивность

Это способность наладить эмоциональный фон, основанная на любви. Теперь, когда вы освоите все четыре навыка, вы сможете поддерживать безопасное эмоциональное пространство с теми, кто вас окружает, и бережно, своим примером (без нравоучений), покажете и обучите навыкам эмоциональной грамотности.

Итак, объединяем действие + чувства + мысли

Возьмите себе на вооружение формулу эмоциональной грамотности!

Вот как она выглядит: когда ты делаешь «X», я чувствую «Y», потому что думаю «Z».

Например, когда вы с супругом начинаете спорить, ваша половина часто переходит на крик из-за своей вспыльчивости, а вы обижаетесь и молчите (уходите в глухую оборону). Всё заканчивается тем, что вы неделями не разговариваете.

Как это выглядит с применением формулы эмоциональной грамотности: «Дорогой, когда ты кричишь на меня, я чувствую страх, так как думаю, что ты меня не ценишь». И перепроверяете реальность следующим вопросом: «Это так?»

Попробуйте применить эту формулу в своих отношениях. Увидите, как это поможет решить многие проблемы и выйти на новый уровень отношений.

Учитесь эмоциональной грамотности в санатории психосоматики «Анапа-Океан».

С уважением главный врач санатория «Анапа-Океан» Диана Миракян.

  • Вас ждут по адресу: санаторий «АНАПА-ОКЕАН».
    Город-курорт Анапа, улица Ленина, 3.
  • Телефон: 8 800 250-27-55, факс: 8 (86133) 4-53-00, e-mail: [email protected] | anapaokean.ru

Реклама

ОГРН 1022300519680. Лицензия № ЛО-23-01-010918 от 26.01.2017. АО Санаторий «Анапа-Океан».

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом

как эмоции влияют на успехи в школе

«Способный ребёнок, но такой неусидчивый…», «Голова светлая, но не может сосредоточиться» — такое слышат от учителей многие родители. Возможно, в этот момент мешает ссора с одноклассником, страх или первая любовь. Специалист по развитию эмоционального интеллекта Марина Катеева рассказывает, почему умение управлять эмоциями для школьника не менее важно, чем таблица умножения (а ещё они связаны!).

При всей очевидности влияния эмоций на наше поведение, мотивацию и успех убедительные исследования, описывающие этот процесс, начались только во второй половине XX века.

До этого учёные были уверены, что такие важные качества, как, например, сила воли или умение концентрироваться, от чувств зависят мало. Примерно в это же время появился и сам термин «эмоциональный интеллект». Впервые он встречается в 1964 году в статье психологов из Колумбийского университета в Нью-Йорке Джоэла Дэвиса и Майкла Белдока.
Статус эмоций как одного из главных ресурсов человека, помимо учёных, как ни странно, повысили ещё и технологии. Сейчас дети растут в совершенно ином информационном контексте, чем даже их старшие братья и сёстры, не говоря уже о родителях и бабушках с дедушками. Ребёнок гораздо быстрее получает информацию, учится, ищет друзей. Живущий в мегаполисе (а ещё и в соцсетях) подросток ежедневно контактирует с большим числом людей, чем его прапрабабушки и прапрадедушки за всю их жизнь.

Что такое эмоциональный интеллект

Марина Катеева, тьютор развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать информацию, которая содержится в эмоциях. Что в этом случае значить «обрабатывать»? И какую информацию несут эмоции?
Для начала необходимо эмоцию распознать. В этом нам помогает в первую очередь внимательное отношение к телесным ощущениям, ведь в первую очередь эмоция отражается в теле: мы чувствуем напряжение в мышцах, сдавленное дыхание, прилив крови, меняется мимика, благодаря которой мы угадываем эмоциональное состояние собеседника.

Происходящие с нами события вызывают в нас разные эмоциональные реакции, так как их значимость для нас не одинакова. Зная это, мы можем, во-первых, понимать самих себя и жить в согласии со своими ценностными установками или, в случае необходимости, влиять на них. Во-вторых, это даёт нам инструмент понимания других на более глубоком уровне, чем словесный.

Эмоции можно использовать эффективно и во благо самому себе, а можно, наоборот, разрушать себя

Это будет зависеть от того, насколько мы умеем соотносить цели со своим состоянием и владеем разными способами выражения эмоций. Если цель и актуальная эмоция не «дружат», то способность управлять эмоциями может спасти ситуацию.

Это возвращает нас к первому шагу: то, что было отражением эмоции, становится рычагом управления ею. То есть, если вы чувствуете мышечное напряжение, которое сейчас некстати, — постарайтесь расслабиться.

Если коротко, то эмоциональный интеллект можно разделить на несколько составляющих:

  • «Я понимаю, что чувствую я и другие».
  • «Я понимаю, почему возникают эмоции».
  • «Я умею использовать энергию эмоций».
  • «Я умею управлять эмоциями».

Если говорить о детском эмоциональном интеллекте, то многие, наверное, сталкивались со следующими ситуациями.

Вдруг (на самом деле не вдруг) у ребёнка меняется поведение, как правило, не в лучшую сторону. Часто он сам не понимает, что происходит, и тем более не может это адекватно выразить словами. Взрослый, будь то родитель или педагог, видит только поведенческие проявления. Он далеко не всегда распознаёт или хотя бы интересуется эмоциональным состоянием ребёнка, хотя это могло бы стать ключом к разрешению ситуации.

Умение идентифицировать эмоции и чувства значительно облегчило бы нам процесс взаимопонимания. Помните историю героини мультфильма «Головоломка»? Ситуация разрешилась в тот момент, когда девочка осознала свою печаль, сказала о ней родителям и попросила о поддержке.

Эмоции, осознаём мы их или нет, отражаются на наших мыслях и действиях

Поступки, совершённые под влиянием эмоций, часто не приводят к цели, а результат вызывает недоумение, разочарование, стыд или угрызения совести. «Я об этом не подумал…», «От страха я теряю дар речи», «Я вспылил», «От волнения я всё забыла и не смогла собраться» — слышим мы в качестве объяснений. Умение управлять эмоциональным состоянием и соотносить его с целью снизило бы количество конфликтных ситуаций и помогло бы многим быть более успешными.

Ещё одна непростая тема, в которой большое место занимают эмоции, — это детская жестокость. Развитие эмпатии и простой вопрос «Как ты думаешь, что чувствует сейчас Маша (Петя, кошка…)?» способствуют созданию здоровой атмосферы в школе, снижают количество конфликтов. Когда ребёнок думает про чужие эмоции, осознаёт, к чему могут привести его импульсивные или неуместные действия, это становится одним из эффективных шагов в профилактике буллинга.

Как эмоции мешают учиться

Успех в школе определяют не только познавательные процессы: внимание, память, мышление. На них оказывают сильное влияние эмоции. Страх может заблокировать способность к запоминанию и воспроизведению. Длительная скука приводит к отвращению, с которым бывает крайне трудно справиться. Злость может стать источником агрессивного поведения и отказа от работы, а может дать энергию для исследовательской деятельности.

Ссора в классе иногда влечёт потерю интереса к учёбе и снижение успеваемости. Желание не выделяться, а вернее страх быть не как все, тоже может быть причиной низких баллов. Конфликт с учителем — и в результате двойка за четверть. Все эти ситуации никак не связаны с объёмом знаний и неспособностью усвоить предмет, но имеют прямое отношение к умению понимать себя и управлять своими эмоциями.

Спросите своего ребёнка: «Как ты справляешься со скукой, тревогой, страхом, злостью?» И в большинстве случаев это будет подавление или неконструктивное выражение эмоций. У каждой из них уникальная природа, и мы должны уметь управлять ими, чтобы отвечать за свои поступки. В противном случае придётся быть вечными жертвами обстоятельств.

«Ненавижу физику!», «История — скукотища!» А поменялся педагог, и вдруг появилось желание сдавать физику, а история превратилась в призвание

Мы — и взрослые, и дети — склонны отождествлять начальника с работой, учителя — с предметом, предмет — с профессией, особенно когда это связано с сильными эмоциями. Только умение анализировать, что стало первопричиной той или иной эмоции, того или иного отношения, помогает понять, чем действительно хочет заниматься ребёнок. Вдруг окажется, что можно быть успешным в физике и одновременно не любить преподавателя и совсем не обязательно становиться геологом, чтобы петь песни у костра. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку делать осознанный выбор.

Как родители могут помочь ребёнку

Марина Катеева:

Эмоциональный интеллект — это способность, которая, как и любая другая, развивается из задатков в процессе деятельности. Для эмоционального интеллекта это коммуникация и общение. Поэтому процесс развития начинается с самого рождения. И то, как этот процесс будет протекать, зависит прежде всего от родителей, от их стиля общения.

Американский исследователь-психолог Джон Готтман описал родительские стили воспитаниячерез призму отношения родителей к эмоциям ребёнка.

  • Игнорирующий, когда родители не принимают их во внимание и считают, что главное — это интеллект.
  • Осуждающий, когда родители жёстко контролируют проявление эмоций (фраза «Мальчики не плачут» из их репертуара). В этих условиях у ребёнка формируется представление о своих чувствах как неправильных, он не доверяет себе и не умеет обращаться с эмоциями.
  • Попустительствующий, который характеризуется полным «принятием» эмоций ребёнка без какой-либо обратной связи. В этом случае он не получает опыта управления эмоциями и поведением.

Чтобы развить эмоциональный интеллект у ребёнка, Готтман рекомендует эмоционально-интеллектуальный стиль, когда взрослые уделяют внимание эмоциям, помогают в них разобраться и подводят к решению. Вот несколько советов для родителей:

  • Не запрещайте чувствовать: позвольте ребёнку ощутить весь спектр эмоций.
  • Говорите об эмоциях, называйте их: «Вот сейчас ты счастлив!», «А вот это обидно».
  • Посочувствуйте, помогите выразить то, что на душе.
  • Говорите об эмоциях во время игры или прогулки.
  • Играйте в настолки, которые учат распознавать эмоции.
  • Учите самоконтролю.

Как развивать эмоциональный интеллект в школе

В школе эмоциональный интеллект нужно развивать с 1-го класса, а ещё лучше начинать уже в детском саду. Тогда дети приходят в школу более подготовленными и легче адаптируются к новым условиям и требованиям. И в 11-м классе начинать не поздно. Особенность эмоционального интеллекта нам на руку: он развивается с рождения и до старости.

Конечно, лучше всего, если его развитию посвящён целый курс, который даёт возможность планомерно и целенаправленно осваивать навыки: от распознавания эмоций у себя и других к причинам их возникновения и дальше — к навыкам использования и управления. В зависимости от возраста глубина материала, конечно, будет отличаться. На это влияет и способность к рефлексии, неотъемлемой части социально-эмоционального развития, и ответственность, которую ребёнок готов взять на себя.

Главное— атмосфера доверия, уважения и безопасности, которую создаёт педагог. Параллельно с занятиями важно вести просветительскую и, возможно, развивающую работу с родителями. Это могут быть и беседы на родительских собраниях, итематические встречи, и совместные детско-родительские мероприятия.

Такой курс — не единственная возможность для развития. Эмоционально-интеллектуальный стиль общения учителя будет также способствовать развитию эмоционального интеллекта детей. Достаточно обращать внимание на эмоции и чувства, учить детей их понимать, помогать соотносить актуальные эмоции с желаемым результатом и проводить короткие упражнения на регуляцию состояния.

Небольшой ритуал самодиагностики и приведения себя в рабочее состояние в начале урока со временем будет занимать всё меньше и меньше времени. Ребёнок научится сам регулировать свои эмоции. Если это делать каждый день хотя бы перед началом первого урока, то результаты не заставят себя ждать.


Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.

автор материала

Игорь Фарафонов

Понравился материал?

Оцените его:

Назад

Александр Никитин: «Впечатления переполняют, эмоции, чувства!»

Автор Терехова На чтение 2 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Среди тех, кто сегодня лично находился в зале московского манежа и слушал главу государства, что называется, в режиме реального времени, был и глава администрации Тамбовской области Александр Никитин.

И практически сразу же после окончания выступления Владимира Путина, глава региона вышел с нами на связь по телефону. И вот его впечатления.
«Впечатления переполняют, эмоции, чувства! Я считаю, что это такой заряд импульса и энергии получили мы, в прямом смысле, в тысячу вольт, которые несомненно уйдут во все регионы России, и Тамбовская область здесь не исключение. Владимир Владимирович чётко обозначил, что демографическая политика – это главный национальный приоритет. В этой связи меры, которые касаются и поддержки при рождении первого ребёнка, и материнского капитала, и выдачи пособий по уходу за ребёнком от 3-х до 7 лет — это просто действительно революционного порядка предложения, которые, в общем-то, действительно должны привести к соответствующим результатам. Одновременно с этим, конечно, ожидаемо было, что Владимир Владимирович обозначит темы реальных доходов, кстати, говоря, он её как один из ключевых рисков обозначил. Но вместе с тем были, конечно, колоссальные предложения, касающиеся реализации нацпроектов и чисто поддержки экономического и инновационного потенциала. Особенно те предложения, которые касаются инвестиционного налогового вычета, компенсации, поддержки регионов. Те национальные проекты, которыми мы занимаемся, реализуем и Тамбовская область, я считаю, по итогам 2019-го года должна быть отнесена, по крайней мере, не только по нашей оценке, к числу регионов с успешной реализацией нацпроектов. Они, по большому счёту, становятся, образно скажу, «трассами в будущее», закрепляющими все заявления президента, все задачи, которые он сегодня поставил перед страной и перед нами. И я выражаю уверенность, что оснований сомневаться в том, что область будет выполнять эти задачи успешно в предстоящем периоде, никаких нет», — Александр Никитин, глава администрации Тамбовской области.
Добавим, что версию полного разговора с Александром Никитиным смотрите в нашем выпуске в 19.30 на канале «Россия 24».

Узнавайте о новых публикациях как вам удобнее:

Какую роль играют эмоции в работе нашего мозга?

Современная нейробиология и психология, напротив, учат, что древняя дихотомия между «холодной» логикой и «горячей» страстью столь же обманчива, как и идея гендерных различий. У Дирака явно никогда не было недостатка в чувствах, и мужчины руководствуются ими не меньше, чем женщины. Нематериальные, свободные от эмоций умы — плод воображения. «Нет тела, неважно», — писал нейробиолог Антонио Дамасио. Поскольку разум, мозг и тело едины, невозможно отделить нашу хваленую рациональность от эмоций.

Интересно наблюдать, как этот аргумент развивается писателем, который начал свою карьеру как физик-теоретик. Млодинов написал предыдущие книги со своим покойным другом Стивеном Хокингом и о нем, а также другие книги, в которых объяснялось, как случайность пронизывает нашу жизнь. С «Emotional» он погружается в область, которая явно не его собственная. В результате получается довольно интеллектуализированная версия эмоций без всех их телесных проявлений и долгой эволюционной истории. Чарльз Дарвин упоминается должным образом, но мы не читаем о некоторых великих людях, таких как психолог Пол Экман или нейробиолог Яак Панксепп, которые помещали выражения лица и эмоциональные схемы мозга в эволюционный контекст.Это не фокус Млодинова.

Тех, кто хочет понять, как чувства бессознательно управляют мышлением, ждет увлекательное чтение. Млодинов проницательно подходит к этой теме с убедительными примерами и вниманием к последним исследованиям, которые весьма впечатляющи. Он пишет в живом, дружелюбном стиле, который легко увлекает вас и заставляет задуматься как о рассказанных анекдотах, так и о вашем собственном способе справляться с подобными ситуациями. В этом плане я счел плюсом то, что автор пришел в эту область со стороны.Он тратит мало времени на академические споры того времени, например, о том, обусловлены ли чувства культурой или нет, и вместо этого обращается к основам, таким как мотивация, решимость и нечеткое понятие «эмоционального интеллекта».

Поскольку оба его родителя пережили немецкие концлагеря во время Второй мировой войны, некоторые примеры Млодинова относятся к этому периоду потрясений и ужасов. Он рассказывает, например, как его истощенный отец был освобожден в Бухенвальде британскими войсками.Армия С., 1945 год. Американские солдаты щедро раздавали голодающим заключенным пресную воду, сигареты, шоколад и продукты. В то время как друг его отца Моше не мог перестать есть и в итоге съел целую салями, отцу Млодинова удалось совладать с собой. Через пару часов у Моше начались сильные кишечные расстройства. Он умер на следующий день. Отец автора выжил благодаря своей сдержанности.

Эмоции и чувства в критических и неотложных ситуациях: качественное исследование | BMC Nursing

Общее впечатление от результатов этого обширного материала заключалось в том, что медсестры были заняты экзистенциальными мыслями о положительных и отрицательных моральных эмоциях, возникающих в результате заботливых отношений, таких как эмоции.

Нравственные эмоции связаны с благополучием, желанием делать добро и избегать зла. Настоящие результаты показали, что медицинские сестры, участвовавшие в исследовании, указали аспекты, подтверждающие наличие моральных эмоций, влияющих на процесс ухода, иногда положительно, а иногда отрицательно.

Медсестры могут испытывать осуждающие эмоции, такие как гнев, когда оценивают ситуацию, связанную с пациентом и его/ее семьей, которая противоречит их представлениям о том, как следует действовать, и когда они считают, что действия, которые не нужны пациенту, могут быть избегали.

Чтобы добиться успеха с точки зрения ухода за больными, нужно учитывать такие аспекты, как отношения между пациентом и его семьей. Эта точка зрения часто отличается от других наук, которые сосредоточены на биомедицинской точки зрения [11].

С точки зрения осуждения эмоций, гнев связан с интересами других, а не с собой. С этой точки зрения гнев является мотивационной силой, которая побуждает человека защищать ситуации, чтобы обеспечить лучший уход и избежать причинения вреда пациенту [10].

Мы обнаружили, что этот тип негативного чувства постоянно повторялся в практике оказания неотложной помощи и был предметом консенсуса среди опрошенных медсестер. Медсестры должны развивать свою роль в команде, а другие специалисты должны вовлекать их в процесс принятия этических решений. Другие исследования показали необходимость ухода за больными в подобных ситуациях [26, 27].

Эмоциональные реакции медсестер в таких ситуациях сильно различаются. Информанты констатируют, что основным источником морального неблагополучия является морально-отрицательная эмоция.Моральный дистресс возникает, когда по разным причинам невозможно следовать передовой практике и не зависит от конкретных предпосылок, заданных контекстом: когда медсестры морально чувствительны к уязвимости пациентов, когда медсестры сталкиваются с внешними факторами, мешающими им делать то, что лучше для них. пациента и когда медсестры чувствуют, что они не контролируют конкретную ситуацию [28].

Это дает профессионалам чувство беспомощности, разочарования, гнева, покорности и вины. Что еще хуже, это может спровоцировать депрессивные состояния, связанные с утратой профессиональной честности, чувства, связанные с самосознанием, моральными переживаниями.

Медицинские сестры испытывают страдания из-за наиболее распространенных причин чрезмерно агрессивного лечения, нецелевого использования ресурсов, отсутствия связи между специалистами и пациентами, целей лечения, которые плохо определены и плохо понимаются всеми членами бригады по уходу, отсутствие уважения воли пациента и потери непрерывности помощи из-за отсутствия сотрудничества и консенсуса; последними действиями могут быть как чрезмерные вмешательства, так и терапевтическое пренебрежение пациентами [20].

Медсестры предположили, что такие ситуации вызваны внешними ограничениями, такими как институциональная структура и ее бюрократизация, а также строгая иерархия, существующая среди специалистов в больницах. Иерархия часто приводит к злоупотреблению властью, что затем приводит к внутренним конфликтам, более или менее открытым, а в других случаях и невидимым [29].

Медсестры считают себя защитниками пациентов и не могут просто руководствоваться чувством покорности и пессимизма.Им нужно сделать что-то большее. Медсестрам нужна поддержка, стратегии и решения со стороны организации, чтобы продемонстрировать свою роль защитников пациентов [30]. Сотрудничество между медсестрами и врачами могло бы уменьшить чувство морального дискомфорта, если бы они чувствовали себя вовлеченными в процесс принятия решений [31]. Они должны участвовать в этих междисциплинарных командах. Однако опрошенные медсестры считали, что клиническая практика далека от достижения адекватного минимума взаимосвязей и, по их мнению, существует только в теоретическом дискурсе [32].

Положительные эмоции также присутствуют в клинической практике, даже если во многих случаях экстренные ситуации могут быть драматическими. Эти ситуации могут, например, вызывать у профессионалов такие эмоции, как благодарность и удовлетворение. Эти эмоции возникают, когда медсестры видят, что уход соответствует прогнозируемым целям, и они могут реагировать на потребности. Положительные эмоции благотворно влияют на профессиональный опыт [33].

Медсестры отмечают, что эти положительные эмоции доставляют им удовольствие и мотивируют их продолжать развиваться и развивать успешную практику как для пациентов, так и для специалистов.Позитивные чувства предотвращают эмоциональное истощение и помогают предотвратить недоверие [34].

Выражение заботы возникает в уникальной ситуации с участием медсестры и пациента, когда оба ожидают результата. Это уникальная и специфическая ситуация, которая не может повториться. Чтобы понять эти отношения, необходимо контекстуализировать, а не обобщать, когда дело доходит до беспокойства о принципах, которыми руководствуются действия. Заботливые специалисты беспокоятся о человеке, о котором они заботятся.Это создает чувства, которые придают смысл опрошенным профессионалам в их повседневной практике. Если профессионалы осознают положительные и отрицательные моральные эмоции, это поможет им достичь уровня личного удовлетворения, самореализации и морального подкрепления [35].

В этом отношении моральный долг медицинских работников заключается не только в эффективном выполнении своей профессии с технической точки зрения, но и в этическом и эстетическом опыте, подразумевающем создание и/или оценку ситуаций ухода.

Хвалебные эмоции живут так, как позитивное чувство усиливается, когда их хвалят за работу, и это приводит к эмоциональному благополучию, которое улучшает качество их жизни как с личной, так и с профессиональной точки зрения [36].

Ограничения

Качественные исследования не пытаются обобщать результаты и поэтому имеют некоторые ограничения. Настоящее исследование было ограничено небольшим размером выборки, что характерно для качественных методов. Цель использования процесса контент-анализа состояла в том, чтобы интерпретировать опыт на основе углубленного анализа отдельных случаев, а не обобщать большое количество случаев.

Выполняя интерпретацию контент-анализа, мы не ожидаем найти единственную универсальную истину, а вместо этого ищем возможные значения в непрерывном процессе. Всегда есть несколько способов анализа и интерпретации данных, и результаты этого исследования представляют собой одну из нескольких возможностей.

Настоящие результаты иллюстрируют опыт медсестер. Это исследование было проведено только с женщинами-медсестрами, и его результаты могут быть необъективными, но это может стать основой для будущих интервенционных исследований и дальнейшего диалога в этической среде в клинической практике, включая гендерную перспективу.

Как чувства формируют наше мышление

Леонард Млодинов получил докторскую степень по теоретической физике в Калифорнийском университете в Беркли, был научным сотрудником Александра фон Гумбольдта в Институте Макса Планка и преподавал в Калифорнийском технологическом институте. Его предыдущие книги включают бестселлеры The Grand Design и A Briefer History of Time (обе со Стивеном Хокингом), Subliminal (победитель PEN/E.Премия О. Уилсона в области литературной науки), The Drunkard’s Walk и Elastic .

Ниже Леонард делится пятью ключевыми выводами из своей новой книги « Эмоциональность: как чувства формируют наше мышление» . Прослушайте аудиоверсию, прочитанную самим Леонардом, в приложении Next Big Idea.

1. Дарвин ошибался насчет эмоций.

До нынешнего всплеска исследований эмоций большинство ученых понимали наши чувства в рамках, восходящих к Чарльзу Дарвину.Эта традиционная теория эмоций включала в себя ряд принципов, которые казались интуитивно правдоподобными, например, что существует набор основных эмоций: страх, гнев, печаль, отвращение, счастье и удивление, которые являются универсальными для всех культур и не пересекаются. Кроме того, каждая эмоция вызывается определенным стимулом во внешнем мире и что каждая эмоция вызывает фиксированное и определенное поведение.

Эта идея действительно восходит к древним грекам, но оказывается, что все это неправильно.Точно так же, как законы движения Ньютона были заменены квантовой теорией, когда наука разработала новые инструменты, позволившие нам заглянуть в атомный мир, так и старая теория эмоций теперь уступает место новому взгляду, во многом благодаря выдающимся достижениям в области науки. нейровизуализация и технологии. Ученые обнаружили, что, хотя старая точка зрения предлагала, казалось бы, правдоподобные ответы на основные вопросы о чувствах, она не точно отражала то, как на самом деле работает человеческий мозг.

Например, каждая из этих шести основных эмоций на самом деле не является отдельной эмоцией.На самом деле это универсальный термин для спектра или категории чувств, и эти категории не обязательно отличаются друг от друга. Страх, например, во многом совпадает с тревогой, а страх — это даже не отдельная эмоция — он бывает разных оттенков. В мозгу страх перед пауком, например, имеет другой механизм, чем страх удушья.

«Страх, например, во многом совпадает с тревогой, а страх — это даже не одна эмоция — он бывает разных вкусов».

Более того, миндалевидное тело, которое долгое время считалось нашим центром страха, на самом деле играет ключевую роль в некоторых эмоциях, и это не обязательно для всех типов страха.Современные ученые также расширили свое внимание далеко за пределы этих пяти или шести основных эмоций, включив в них десятки других, таких как социальные эмоции, такие как смущение и гордость, и даже чувства, которые раньше считались влечениями, такие как голод и сексуальное желание.

2. Эмоции помогают принимать решения.

Дарвин считал, что эмоции играют ключевую роль у нечеловеческих животных, но мы, люди, переросли их. Он считал, что у нас есть рациональное мышление и что оно намного превосходит эмоции.Сегодня мы знаем лучше. Эмоции так же важны, как и разум, в руководстве нашими мыслями и решениями, хотя они действуют по-другому. В то время как рациональное мышление позволяет нам делать логические выводы на основе наших целей и соответствующих данных, эмоции действуют на более абстрактном уровне. Это влияет на важность, которую мы придаем целям, и вес, который мы придаем данным. Он формирует основу для нашей оценки, которая не только конструктивна, но и необходима. Эмоции, коренящиеся как в наших знаниях, так и в нашем прошлом опыте, меняют наше представление о наших нынешних обстоятельствах и наших будущих перспективах — часто тонкими и последовательными способами.

Рассмотрим тематическое исследование, проведенное Марком Фентоном-О’Криви, профессором Школы бизнеса Открытого университета, к северо-востоку от Оксфорда. Он изучил более 100 профессиональных трейдеров в инвестиционных банках, чтобы изучить их ключи к успеху. Трейдинг — это динамичная и требовательная профессия, требующая очень быстрого принятия сложных и важных решений. На карту поставлено многое, и именно здесь на сцену выходят эмоции. На бессознательном уровне эмоции, основанные на прошлом опыте, обеспечивают радар, который направляет ваше внимание и формирует ваше восприятие как угроз, так и возможностей.Благодаря эмоциям постоянный поток данных и результатов со временем сформирует вашу интуицию и позволит вам быстро выбрать подходящее действие.

«Эмоции так же важны, как разум, в руководстве нашими мыслями и решениями, хотя они действуют по-другому».

Фентон-О’Криви обнаружил, что относительно менее успешные трейдеры обычно отрицают, что эмоции играли какую-либо значительную роль в их работе. Они пытались подавить свои эмоции, в то же время отрицая, что эмоции влияют на принятие ими решений.Но он обнаружил, что у самых успешных трейдеров было совершенно иное отношение. Они признали свои эмоции. Они продемонстрировали большую готовность размышлять о своем эмоциональном поведении. Они признали, что эмоции и правильное принятие решений неразрывно связаны. Принимая, что эмоции необходимы для высокой производительности, они были склонны критически размышлять о происхождении своей интуиции и роли своих эмоций. Они приняли положительную и важную роль эмоций, понимая при этом, что, когда эмоции становятся слишком интенсивными, полезно знать, как их смягчить.

Проблема успешных трейдеров заключалась не в том, как избежать эмоций, а в том, как их регулировать и использовать. Эмоции не безошибочны — точно так же, как наша зрительная система страдает от оптических иллюзий, эмоции в некоторых случаях могут выйти из-под контроля. Но в подавляющем большинстве случаев то, что обнаружил Фентон-О’Криви, верно для трейдеров ценными бумагами, верно и для всех нас: в целом эмоции играют жизненно важную роль в принятии правильных решений.

3. Эмоция и рациональное мышление неразделимы.

Поль Дирак был одним из величайших физиков 20 века, пионером квантовой теории.Электроника, компьютеры, связь и интернет-технологии, доминирующие в современной жизни, основаны на его теориях. На протяжении десятилетий самые известные физики своих поколений подходили к этому мастеру и спрашивали его о секрете успеха в физике. Что он им сказал?

— Руководствуйтесь, — сказал он, — прежде всего своими эмоциями.

Почему он сказал это? Люди думают, что физика состоит из формул, таких как A + B = C. Но когда вы проводите исследование, вы обычно сталкиваетесь с ситуациями, в которых A + B может быть C, D или E, в зависимости от того, какие предположения вы выберете и какие. приближения, которые вы делаете.Даже акт изучения А + В сам по себе является вопросом выбора — возможно, вместо этого вам следует взглянуть на А + С или А + D.

«Каждая эмоция представляет собой отдельный способ мышления и вносит соответствующие коррективы в ваши суждения и рассуждения».

В физике эмоции управляют вашими решениями о том, что вы делаете — например, о пути изучения математики, или о том, как вы это делаете, или о том, какие предположения вы делаете. Он основан как на бессознательных, так и на сознательных процессах, которые кодируют ваши цели и ваш прошлый опыт способами, которые вы, возможно, не осознаете.

Подобно тому, как исследователи древности использовали сочетание знаний и интуиции, чтобы найти путь через пустыню, физики принимают решения, основываясь на математике своей теории, а также на своих чувствах. Точно так же, как великие исследователи часто настаивали на небольшом количестве аргументов в пользу своего решения, так и физики иногда вынуждены приступать к своим изнурительным математическим вычислениям, подпитываемые чуть более чем иррациональным энтузиазмом.

Если для достижения успеха даже самое точное и аналитическое мышление должно сочетаться с эмоциями, неудивительно, что эмоции оказывают огромное влияние на наши повседневные мысли и решения. В жизни редко бывает ясно, какой путь или действие выбрать. Наши решения основаны на сложном наборе обстоятельств и фактов, вероятностей и рисков, а также на неполной информации. Затем наш мозг обрабатывает эти данные и рассчитывает нашу умственную и физическую реакцию. Мы используем наш рациональный разум, чтобы рассуждать, но наши рациональные расчеты не происходят в вакууме; они неразрывно управляются нашим эмоциональным состоянием, а эмоции — это способ умственной работы, функциональный фон, который организует и координирует многие программы мозга в соответствии с типом ситуации, в которой вы находитесь.Каждая эмоция представляет собой отдельный способ мышления и вносит соответствующие коррективы в ваши суждения и рассуждения.

4. Без чувств мы бы даже с кровати не встали.

Рассмотрим робота Софию, разработанного в 2015 году компанией Hanson Robotics. София выглядит как человек, говорит по-человечески и способна на впечатляющее выражение лица. Но София совсем не похожа на человека. Несмотря на свою внушительную внешность, как и любой другой компьютер, она не способна к самостоятельному мышлению и действию.Если бы вы отвели ее в комнату, или в сад, или посреди оживленной улицы, и возбудили бы ее, что бы она сделала? Будет ли она исследовать комнату? Нет, это потребует любопытства. Будет ли она смотреть на красоту сада? Нет, у нее нет чувства удовольствия. Сможет ли она осторожно уйти с улицы на безопасный тротуар? Нет, у нее нет стремления избегать вреда.

«Решить, следует ли действовать, и мотивировать нас продолжать попытки, если поиск будет трудным или неприятным, — это один из величайших даров наших эмоций.

Такой робот, как София, может быть обаятельным, но она не решает действовать так, как человек. Она просто выполняет фиксированный набор инструкций, начиная с момента ее активации и заканчивая, когда ее программа достигает команды остановиться. Выполнение предварительно запрограммированного набора действий в ответ на заранее определенный триггер — это навык, который развился в начале нашей эволюционной истории, и он остается в учебнике всех животных, включая нас, людей. Но высшие животные, в отличие от более примитивных форм жизни и в отличие от Софии, также обладают способностью решать, действовать ли на основе их оценки новой ситуации, которая не представляет собой предопределенного триггера.

Эта способность активируется посредством процессов постоянно возрастающего уровня сложности. На самом примитивном уровне существует бинарная способность чувствовать. Это называется «ядерный аффект», и он делит весь наш опыт на хороший или плохой. Затем идут базовые чувства страха, беспокойства, печали, голода, боли и так далее. И у людей наши мозговые цепи также производят тонкие и сложные социальные эмоции, такие как гордость, смущение, вина и ревность. В конечном итоге взаимодействие всех этих уровней эмоций порождает наше стремление действовать или воздерживаться от действия.Решать, следует ли действовать, и побуждать нас продолжать попытки, если поиск труден или неприятн, — это один из величайших даров наших эмоций.

5. Вы можете управлять своими эмоциями.

Наши эмоции ведут нас к глубине печали и высотам радости. Они являются доминирующей движущей силой нашего выбора и поведения. Это причина, по которой мы формулируем и достигаем наших целей, но они также могут быть причиной номер один, которая нас подводит. Это нормально чувствовать душераздирающую грусть при напоминании о потере любимого человека, но это не нормально чувствовать это, потому что вы не можете открыть банку с маринарой.Одна из повторяющихся тем в изучении эмоций заключается в том, что эмоции являются необходимой частью нашего существования и обычно приносят пользу. Но поскольку они разрабатывались в эпоху, когда наша жизнь была совсем другой, обязательно будут времена, когда они не будут оптимальны для наших сегодняшних нужд.

«Регулирование эмоций имеет как физические, так и психологические преимущества. Например, это связано с улучшением физического здоровья, особенно в отношении сердечно-сосудистых заболеваний».

В частности, чрезмерно интенсивные эмоциональные состояния могут иметь обратную сторону. Будут времена, когда лучше всего скрывать или подавлять свои чувства, потому что другие сочтут их непрофессиональными или неуместными, когда ради собственного благополучия мы можем захотеть снизить интенсивность своих чувств. Регулирование эмоций имеет как физические, так и психологические преимущества. Например, это связано с улучшением физического здоровья, особенно в отношении сердечно-сосудистых заболеваний. В одном исследовании пожилых мужчин у тех, у кого был самый низкий уровень регуляции эмоций, был на 60 % больше шансов пережить сердечный приступ, чем у тех, кто был опытным в регуляции.В последнее десятилетие или два психологи-исследователи сосредоточились на том, чтобы разобраться во всем этом, изучая и подтверждая эффективность различных подходов к регуляции эмоций. Три из наиболее эффективных принятие , переоценка , и выражение .

Эпиктет писал: «Владыка человека — это тот, кто может подтвердить или удалить все, что человек ищет или избегает». Если вы не зависите ни от кого, кроме себя, в удовлетворении своих желаний, у вас не будет другого хозяина, кроме вас самих, и вы будете свободны.Стоическая философия была об этом — о том, чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь, научиться работать над тем, что в ваших силах выполнить или изменить, и не тратить энергию на то, что вы не можете изменить. Мы не злимся на дождь, если он испортит нам пикник — это было бы глупо, потому что с дождем мы ничего не можем поделать. Но мы часто делаем злимся, если кто-то плохо с нами обращается, даже если мы часто не можем контролировать этого человека больше, чем мы можем изгнать дождь. Так что это так же глупо. Принятие заключается в том, чтобы признать это и реализовать в своей жизни. Принятие — сердцевина стоического подхода; вы можете уменьшить эмоциональную боль, если признаете, что худшее может случиться, и сосредоточитесь только на том, что вы можете сделать, чтобы отреагировать позитивно. Это позволяет эмоциям мотивировать вас, а не саботировать.

Следующий метод называется переоценка . Представьте, что вы едете на деловую встречу и выезжаете на улицу, заблокированную стройкой.Вы заблудились, пытаясь следовать объездом, и в итоге опоздали на 20 минут. Вы можете ответить, подумав: «Почему эти идиоты не могут дать четких указаний?» Такие мысли могут разозлить вас, или вы можете винить себя, думая: «Почему я всегда теряюсь? Что со мной не так?» Такой ответ может вас расстроить. В каждой из этих негативных оценок блокпоста и его последствий, вероятно, есть доля правды. И велика вероятность, что одна из них или какая-то другая интерпретация будет доминирующей и определит эмоцию, которую вы испытываете.Так работают эмоции.

«Если есть разные способы оценивать вещи, почему бы не приучить себя думать так, чтобы вызывать желаемые эмоции?»

Осмысление того, что только что произошло, — это одна из фаз, которую проходит ваш мозг по мере развития эмоциональной реакции. Психологи называют это «оценкой». Но если есть разные взгляды на что-то, вызывающие разные эмоции, если есть разные способы оценки вещей, почему бы не приучить себя думать так, чтобы вызывать нужные эмоции? В этом случае, например, вы можете заставить себя думать такие мысли, как: «Людям все равно, если я опоздаю, потому что на собрании есть другие» или «Это никого не обеспокоит, потому что я занят». обычно вовремя», или: «Хорошо, что я задержался на стройке.Это дает мне отличный повод пропустить первые 20 минут скучной встречи». Изменение того, как ваш мозг оценивает и осмысливает вещи, — это способ замкнуть цикл, ведущий к нежелательным эмоциям.

Есть эмоциональные реакции, которые придают вам силы, а есть те, которые лишают вас силы. Воодушевляющие эмоции помогают извлечь уроки из каждой ситуации и продвигают вас к вашим целям, в то время как лишающие силы интерпретации привязывают вас к негативу и мешают.Переоценка включает в себя распознавание отрицательного паттерна, развивающегося в ваших мыслях, и изменение его на более желательный, но таким образом, который все еще основан на реальности.

Третий метод управления эмоциями называется выражением , и он основан на силе слов. Карен С., например, была генеральным директором средней голливудской продюсерской компании. Это требовательный и конкурентный бизнес, и чтобы добиться успеха, ей часто приходилось поддерживать хорошие рабочие отношения с клиентами, даже после того, как они нарушали обязательства или относились к ней несправедливо.Иногда она злилась, и это мешало ей работать. Затем она нашла выход — решила написать обидчику письмо по электронной почте, подробно описав предполагаемую несправедливость и открыто заявив о своих честных и не подвергавшихся цензуре чувствах по этому поводу. Но она никогда не отправляла электронные письма. Она сохраняла их в папку с черновиками, обещая себе просмотреть их снова через пару дней, чего никогда не делала.

Помогает ли вам преодолеть эмоцию разговор или письмо? Опросы, проведенные психологами-исследователями, показывают, что большинство людей думают, что это не работает, но это действительно так. Вопреки общественному мнению, выражение нежелательных негативных эмоций действительно помогает разрядить их. Клинические психологи обнаружили, что общение наиболее эффективно, когда общение происходит с доверенными друзьями или другими значимыми людьми, особенно если эти люди сталкивались с похожими проблемами. Также важно найти подходящее время для разговора. Раскрывать свои чувства важно, но это может быть страшно, и все может пойти не так, если человек на стороне прослушивания отвлечется или у него не будет времени выслушать вас. Но как бы вы это ни делали, выражение своих чувств — важный способ разрядить их.

Чтобы прослушать аудиоверсию, прочитанную автором Леонардом Млодиновым, загрузите приложение Next Big Idea сегодня:

Подсел на чувство: влияние краткого воздействия знакомой музыки на эмоциональные переживания у людей с болезнью Альцгеймера

Задний план: Исследования показали, что люди с деменцией альцгеймеровского типа (AD) могут испытывать длительные эмоции, даже если они не могут вспомнить вызвавшее их событие. Меньше известно о том, может ли музыка изменять эмоциональное состояние людей с БА и сохраняются ли эмоции, вызванные музыкой, при отсутствии декларативной памяти о вызывающем событии.

Цель: Мы исследовали влияние записанной музыки, выбранной участниками, на самооценку эмоций у людей с БА, а также на то, сохраняются ли эти чувства независимо от декларативной памяти на стимулы, вызывающие эмоции.

Методы: Двадцать участников с AD и 19 здоровых людей (HCs) прослушали два 4,5-минутных блока самостоятельно выбранной музыки, направленной на то, чтобы вызвать грусть или счастье. Участники сообщали о своих чувствах на исходном уровне и трижды после индукции, а также выполняли тесты на припоминание и узнавание выбранной музыки после каждой индукции.

Результаты: У участников с AD была нарушена память на выбор музыки по сравнению с HCs.Обе группы сообщили о повышенной грусти и негативных эмоциях после прослушивания грустной музыки и о повышении счастья и положительных эмоций после прослушивания счастливой музыки по сравнению с исходным уровнем. Грустные/отрицательные и счастливые/положительные эмоции сохранялись до 20 минут после индукции.

Вывод: Кратковременное воздействие музыки может вызвать сильные и длительные эмоции у людей с БА. Эти открытия расширяют интригующее явление, когда длительные эмоции могут быть вызваны стимулами, которые не запоминаются декларативно.Наши результаты подчеркивают полезность знакомой музыки для вызывания эмоций у людей с БА и могут в конечном итоге дать информацию о стратегиях использования прослушивания музыки в качестве терапевтического инструмента для этой группы населения.

Ключевые слова: Болезнь Альцгеймера; деменция; эмоция; чувства; объем памяти; Музыка.

Существует простой способ почувствовать себя счастливее согласно Новой науке об эмоциях: уколы

Еще осенью Мишель Шиота заметила, что чувствует себя не в своей тарелке.Ее разум чувствовал себя в ловушке. «Я не знаю, носила ли ты когда-нибудь корсет, но у меня было очень тесное, напряженное ощущение в голове», — говорит она. «Мой разум уменьшился».

Шиота — психолог из Аризонского государственного университета и специалист по эмоциям. Когда разразился кризис COVID-19, она начала работать из дома и заниматься одним делом снова и снова в течение всего дня.

«Честно говоря, последние 14 месяцев я провела большую часть времени, глядя на экран ноутбука, телефона или телевизора», — говорит она, часто с того же дивана в в той же комнате в ее доме в Сан-Франциско. Вся эта изоляция — и экранное время — сказались на Сиоте.

Во время пандемии многие люди почувствовали ухудшение своего психического здоровья. Как сообщил в мае Фонд семьи Кайзер, эта проблема коснулась основных работников и молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. Процент взрослых с признаками тревоги или депрессии вырос в три раза, примерно с 10% до 30%.

Хотя некоторые люди снова пробуют себя в общественной жизни, планируя отпуск и больше общаясь, у других все еще могут сохраняться признаки того, что психологи называют томлением.Они могут чувствовать пустоту или неудовлетворенность повседневной жизнью. Или чувствуют, что застряли в усталости или застое.

К счастью, новая область науки о мозге предлагает новый способ помочь себе избавиться от томления и принести больше радости в свою жизнь. Это сработало для Шиоты.

«Мне нужно было расширить свое сознание, — говорит она. И она сделала это, намеренно культивируя определенную эмоцию.

Изучите способы улучшения самочувствия с помощью Генератора радости NPR .

Как возникают эмоции

На протяжении тысячелетий в западной культуре существовало распространенное убеждение в том, что эмоции являются запрограммированными и рефлексивными, пишет психолог Лиза Фельдман Барретт в книге «Как создаются эмоции: тайная жизнь человека». Мозг . «Когда в мире что-то происходит… наши эмоции возникают быстро и неконтролируемо, как будто кто-то щелкнул выключателем», — пишет она.

Но когда исследователи смотрят на то, что происходит внутри мозга и внутри тела во время определенных эмоциональных состояний, теория не выдерживает критики.

За последнее десятилетие нейробиологи начали менять свои представления о возникновении эмоций. Вместо того, чтобы быть неизбежным, жестко закодированным опытом, исследователи теперь считают, что эмоции податливы, и люди имеют больше влияния на них, чем считалось ранее.

Скажем, вы идете по лесу и видите медведя гризли, говорит нейробиолог Анил Сет из Университета Сассекса. «Вы узнаете, что это медведь, — говорит он, — а потом что происходит?»

Ранее исследователи считали, что эмоции на первом месте.«Вы видите медведя, а потом вам становится страшно», — говорит Сет. «Поскольку вы боитесь, ваш мозг повышает уровень адреналина».

Учащается пульс. Ваше дыхание учащается. Ваши зрачки расширяются. И кровь приливает к вашим скелетным мышцам. Старая теория заключалась в том, что «страх запускает все виды реакций бегства и борьбы, так что вы хорошо подготовлены к тому, чтобы убежать и жить еще одним днем», — добавляет он. Другими словами, эмоция (т. е. страх) запускает физиологические реакции (т. е. выброс адреналина).

Но, согласно последним исследованиям, человеческое тело, вероятно, работает наоборот, говорит Сет. «Мозг регистрирует медведя гризли, и это восприятие приводит в действие все физиологические реакции». Вы получаете прилив адреналина. Ваш сердечный ритм повышается. Вы начинаете дышать быстрее. Кровь приливает к вашим мышцам. И потом эмоции приходят.

Мозг чувствует эти физиологические изменения и решает, какую эмоцию вызвать. Эмоция — это интерпретация того, что происходит как внутри тела (прилив адреналина), так и снаружи тела (вид медведя).«Мозг должен выяснить, что вызвало сенсорные сигналы», — говорит Сет.

Выбранная эмоция не только помогает мозгу понять смысл этих сигналов, но также помогает лучше предсказать ближайшее будущее и то, как поступить в текущей ситуации. Какая эмоция была бы наиболее полезной? Какая эмоция поможет мне выжить?

Чтобы понять все это, говорит Сет, мозг использует еще одну часть информации — и эта часть является ключевой.Мозг учитывает ваш прошлый опыт, ваши воспоминания.

Вернемся к встрече с медведем гризли. Если ваш прошлый опыт общения с медведями в основном связан с новостями о нападениях и нападениях, то ваш мозг, скорее всего, интерпретирует ваши телесные ощущения — учащенное сердцебиение, повышенное кровяное давление, потные ладони — как страх. Много страха! И эта эмоция поможет отогнать вас от медведя. «Так что ты можешь прожить еще один день», — говорит Сет.

Но что, если ваша семья зарабатывает на жизнь охотой? А ваши прошлые встречи с медведем закончились прекрасным пиром для вас и ваших соседей.Тогда ваш мозг может интерпретировать прилив адреналина — тяжелое дыхание и учащенное сердцебиение — как волнение. Эта положительная эмоция поможет вам приблизиться к медведю, а все физиологические изменения помогут вам принести домой ужин.

«Ваш мозг использует воспоминания из прошлого, чтобы создавать настоящее», — говорит Барретт, который также занимается исследованиями в области неврологии. «Это приносит знания из прошлого, чтобы понять ближайшее будущее, которое затем становится вашим настоящим».

Нейробиологи называют это «предсказывающим мозгом».«Понимание того, как работают эти предсказания, — это «очень мощное знание», — говорит Барретт. Это означает, что эмоции — это не жестко запрограммированные реакции на определенные ситуации, которые находятся вне вашего контроля (например, вы видите медведя и, следовательно, должны испытывать страх). ) Но, скорее, все наоборот. «На самом деле, вы можете изменить то, что вы чувствуете, очень прямым образом», — говорит она. , — говорит Баррет.Но, скорее, все дело в планировании наперед. По ее словам, вы можете сложить колоду в пользу своего мозга, выбрав положительные, воодушевляющие эмоции двумя основными способами.

Первое не вызывает затруднений: вы можете позаботиться о своем теле физически. Согласно этой новой теории, мозг конструирует эмоции на основе физиологических сигналов и других ощущений вашего тела. Таким образом, укрепляя свое физическое здоровье, вы можете уменьшить вероятность того, что ваше тело будет посылать неприятные сигналы в ваш мозг, и, в свою очередь, увеличить вероятность того, что ваш мозг будет создавать положительные эмоции вместо отрицательных.«Вы можете больше спать. Вы можете правильно питаться и заниматься спортом», — говорит она.

Второй подход к влиянию на ваши эмоции может быть менее знакомым, но, вероятно, столь же эффективным: вы можете «культивировать» эмоции, которые вы хотите иметь в будущем.

«Если вы знаете, что ваш мозг использует ваше прошлое, чтобы понять [из] и создать настоящее, тогда вы можете практиковать культивирование [положительных] эмоций сегодня, чтобы ваш мозг мог автоматически использовать это знание, когда он будет создавать эмоции завтра, — говорит Баррет.

Практикуя определенные эмоции, вы можете «перепрограммировать» свой мозг, говорит она. «В вашем мозгу вырастают новые связи, которые облегчают вам автоматическое культивирование этих эмоций в будущем». Поэтому, когда вы начинаете испытывать негативные эмоции, такие как грусть или разочарование, вам легче сменить это негативное чувство на позитивное, такое как благоговение или благодарность.

«Например, когда я общаюсь в видеочате с кем-то в Китае, я очень легко раздражаюсь, когда связь не очень хорошая», — говорит Барретт.«Или я могу испытывать благоговение перед тем фактом, что кто-то может объехать полмира, и я могу видеть его лицо и слышать его голос, даже если он несовершенен, и я могу быть благодарен за эту способность».

Таким образом, эмоции немного похожи на мышечную память. Если вы будете практиковать движения пальцев для аккорда на фортепиано по несколько минут каждый день, в конечном итоге ваши пальцы смогут играть эти аккорды, не задумываясь. Аккорды становятся второй натурой.

То же самое и с эмоциями. Чтобы помочь выйти из хандры пандемии, пришло время начать «практиковаться» в положительных эмоциях — и это не займет столько времени, сколько выучить все аккорды.

Все, что вам нужно, это от пяти до десяти минут, говорит психолог Белинда Кампос из Калифорнийского университета в Ирвине. «Надеюсь, людям не потребуется столько усилий, сколько нужно для того, чтобы правильно питаться или заниматься спортом», — говорит она. «Положительные эмоции приятны. Я думаю, что люди сочтут их достаточно полезными, чтобы вернуться к ним и продолжать их делать».

Ученые говорят, что эта практика полезна для предотвращения или работы с повседневным депрессивным состоянием и усталостью. Он не предназначен для замены лечения, такого как консультирование и прием лекарств, при серьезных расстройствах настроения или у тех, кто переживает интенсивные или длительные приступы депрессии.

Противоядие от изоляции

Несколько десятилетий назад ученые объединяли все виды положительных эмоций в одно понятие: счастье. С тех пор группа психологов, в том числе Кампос и Шиота, выяснила, что существует целое «генеалогическое древо» положительных эмоций, включая гордость, заботливую любовь, удовлетворение, ностальгию, поток, благодарность и трепет.

Одна из причин, по которой эти эмоции часто заставляют нас чувствовать себя хорошо, заключается в том, что они переключают наше внимание с себя — то есть «я и мои проблемы» — на других, говорит Кампос.«Они помогают поставить себя в сбалансированное положение, не занимая абсолютно первое место в списке дел. Они помогают нам сосредоточиться на радостях, которые могут принести отношения».

Она добавляет: «Таким образом, положительные эмоции являются частью того, что помогает вам ставить других выше себя». А помощь другим часто заставляет людей чувствовать себя хорошо. «Так, например, люди сообщают о более высоком уровне благополучия, когда они отдают другим, и может быть лучше, когда они отдают, а не получают», — говорит она.«Я думаю, это еще одно доказательство того, что сосредоточение внимания на других может быть действительно полезным для нас».

Идея культивирования положительных эмоций довольно проста. Выберите одну из этих эмоций, а затем регулярно выполняйте определенное действие, которое поможет ее вызвать. Психологи разработали рекомендации, как начать, но это может быть так же просто, как найти время, чтобы заметить и оценить маленькие вещи вокруг вас, которые поднимают вам настроение. (Прочитайте три совета для начала в конце этой статьи.)

Со временем ваш мозг начнет чаще использовать эти эмоции — и реже обращаться к отрицательным эмоциям.

Возьмем, к примеру, благодарность.

Последние полтора года доктор Шрирам Шамасандер находится на передовой борьбы с пандемией COVID-19. Шамасандер — врач Калифорнийского университета в Сан-Франциско, и он проводит около половины своего времени в малообеспеченных сообществах по всему миру.

Чтобы внести больше «света» в свою жизнь, Шамасандер начал вести дневник благодарности. Это было частью проекта Большого научного центра при Калифорнийском университете в Беркли.

Каждый день Шамасандер просто записывал вещи вокруг себя, за которые он был благодарен. «Так что не обязательно тратить много времени на то, чтобы ломать голову, а просто повседневные события, которые были мощными, значимыми или просто простыми и красивыми», — сказал Шамасандер в подкасте The Science of Happiness . Он записал врачей и медсестер, работающих в воскресенье, «невидимые руки, создавшие вакцину», «вечерний свет, волшебный, оранжевый и синий» и дерево снаружи, дающее убежище птицам, муравьям и белкам.

Намеренно культивируя благодарность даже в течение короткого периода времени каждый день, Шамасандеру стало легче вызывать положительные чувства в течение дня. «Акт перечисления благодарностей переносится на следующий день и на следующий, когда я лучше осознаю вещи в своей жизни, которыми я должен дорожить в данный момент или мне нужно дорожить».

Ежедневный трепет избавляет от недомогания

Еще осенью, когда Сиота, психолог из штата Аризона, почувствовала, что ее разум сжимается, она точно знала, какие эмоции ей нужно развивать.

Она встала с дивана, поехала на запад из своего дома в Сан-Франциско и оказалась на берегу океана. «Я пытаюсь воссоединиться с огромным миром природы, со вселенной за пределами моих профессиональных и личных обязанностей и за пределами этого момента времени», — пишет Сиота в «Анналах » Нью-Йоркской академии наук . «Я ищу благоговения».

Сиота — мировой эксперт по благоговению. Она говорит, что эмоцию трудно определить, «но я думаю, что мы имеем дело с изменением, которое происходит в нашем уме — и в наших телах, и в наших чувствах — когда мы сталкиваемся с чем-то настолько необычным, что мы не можем это объяснить.

Эта встреча может быть связана с чем-то грандиозным, например, с панорамным видом на красное солнце, опускающееся в Тихий океан. Это может быть и с чем-то ничтожным, например, с черными пятнами на божьей коровке. (Как они стали такими идеально круглыми? ?) Это может быть запах, вкус или звук. «Это может быть очень сложная и мощная песня, которую вы никогда раньше не слышали, или даже сцена из телешоу», — говорит Сиота. неординарность события заставляет вас ненадолго остановиться, говорит Сиота, и попытаться во всем разобраться.Как роза пахнет лимоном? Почему идеально созревший персик такой вкусный? «Мы просто замедляем наше тело, замедляем», — говорит Сиота.

И эта пауза успокаивает тело. «Я нашел доказательства того, что активация нашей симпатической нервной системы «борьба-бегство» немного замедляется».

Чувство благоговения также расширяет ваш кругозор, говорит она, в чем отчаянно нуждалась Сиота после того, как провела так много времени, глядя на экраны. «Мне пришлось сознательно заставить себя смотреть дальше.Я должен был позволить своим чувствам — моему зрению, моему звуку — охватить более широкий спектр того, что происходило вокруг меня». вещи.

«Это был удивительно сложный рисунок мелом в честь чьего-то дня рождения. Была пара, в которой один человек явно помогал другому научиться кататься на роликах по холмам Сан-Франциско. И они цепляются друг за друга изо всех сил», — говорит она со смехом.«Тогда цветы! Если вы внимательно посмотрите на цветы, на что никогда не тратите время, вы увидите, насколько они невероятно сложны. Ищите то, что движет вами, что раздвигает ваше ощущение границ того, что есть в этом мире». Практика благоговения освободила ее разум от этого ограничивающего «корсета».»

«Тогда мой разум смог расшириться и занять пространство, необходимое для того, чтобы чувствовать себя хорошо», — говорит она. И как только ее разум освободился, ее тело последовало за ней. тело говорит: «О, о! Это намного лучше. ‘ »

Три способа обрести счастье

Психологи говорят, что вы можете улучшить свое самочувствие, если будете распознавать моменты положительных эмоций, ценить их и чаще искать их.Ниже вы найдете несколько других идей для культивирования положительных эмоций и превращения счастья в привычку. Чтобы изучить больше идей, ознакомьтесь с генератором радости NPR.

1) Поделитесь своей благодарностью: Кампос рекомендует эту простую практику. Соберитесь с друзьями и напишите на карточках три вещи, за которые вы благодарны другому человеку. Затем поделитесь карточками друг с другом.

«Сейчас мы используем это задание в моей лаборатории, и оно, кажется, очень вызывает положительные эмоции», — говорит она.И хотя данные предварительные, говорит она, «на данный момент мы видим, что людям нравится писать о том, что они ценят в других, и им нравится делиться этим с другим человеком. Кажется, это укрепляет связи». Иногда это даже заканчивается объятиями.

2) Совершите благоговейную прогулку: Совершайте пятиминутную прогулку каждый день, когда вы намеренно переключаете свои мысли вовне. Выключите мобильный телефон, а еще лучше не носите его с собой. «Сосредоточьтесь на мелких деталях окружающего мира», — предлагает психолог Пьеркарло Вальдесоло из колледжа Клермонт Маккенна.Ищите неожиданные, труднообъяснимые и восхитительные вещи.

Например, воспользуйтесь моментом и найдите трещину в тротуаре, из которой торчит сорняк, говорит Барретт. И позвольте себе почувствовать благоговение перед силой природы. «Практикуйте это чувство снова и снова», — говорит она. «Практикуйте чувство благоговения перед разноцветными облаками, замысловатым узором на цветке или видом полной луны».

3) Послушайте спокойный концерт: Недавний метаанализ Мичиганского университета показал, что звуки природы, в том числе пение птиц и шум воды, снижают стресс, способствуют спокойствию и улучшают настроение. Найдите скамейку в вашем районе под деревом или возле воды. Сядьте, закройте глаза и осознанно прислушайтесь к природным звукам вокруг вас. Слушайте пение птиц, шелест ветра или журчание воды. Старайтесь сидеть хотя бы пять минут всякий раз, когда у вас есть такая возможность. Позвольте и наслаждайтесь спокойствием, которое омывает вас.

Больше, чем чувство: почему наши эмоции имеют решающее значение для того, как мы думаем | Леонард Млодинов

Чарльз Дарвин создал самую успешную теорию в истории биологии: теорию эволюции.Он также был ответственным за другую великую теорию: теорию эмоций, которая доминировала в его области более века. Эта теория была совершенно ошибочной.

Самый важный принцип его теории заключался в том, что разум состоит из двух конкурирующих сил, рациональной и эмоциональной. Он считал, что эмоции играют конструктивную роль в жизни нечеловеческих животных, но у людей эмоции были пережитком, чья полезность была в значительной степени вытеснена эволюцией разума.

Теперь мы знаем, что эмоции, наоборот, улучшают процесс рассуждений и помогают нам принимать решения.На самом деле мы не можем принимать решения или даже думать, не находясь под влиянием наших эмоций.

Рассмотрим новаторское исследование 2010 года, в котором исследователи проанализировали работу 118 профессиональных трейдеров по акциям, облигациям и деривативам в четырех инвестиционных банках. Некоторые из них были очень успешными, но многие не были. Цель исследователей состояла в том, чтобы понять, что отличало эти две группы. Их заключение? У них было разное отношение к роли эмоций в их работе.

Относительно менее успешные трейдеры по большей части отрицали, что эмоции играют значительную роль.Они пытались подавить свои эмоции, в то же время отрицая, что эмоции влияют на принятие ими решений.

У самых успешных трейдеров, напротив, было другое отношение. Они продемонстрировали большую готовность размышлять над своим эмоциональным поведением. Они признали, что эмоции и правильное принятие решений неразрывно связаны. Признавая, что эмоции необходимы для высокой производительности, они «склонны критически размышлять о происхождении своей интуиции и роли эмоций».

Хотя успешные трейдеры признавали положительную и важную роль эмоций, они понимали, что, когда эмоции становятся слишком сильными, полезно знать, как их смягчить. Проблема для них заключалась не в том, как избежать эмоций, а в том, как их регулировать и использовать. Сегодня хедж-фонды и финансовые фирмы стали обычным делом нанимать «тренеров по психологии» для встреч с трейдерами один на один, как показано в телесериале «Миллиарды».

Если эмоции помогают рациональному мышлению, как это работает? Возможно, самое важное открытие, касающееся роли эмоций, заключается в том, что даже если вы считаете, что руководствуетесь холодным, логическим мышлением, это не так.Люди обычно не осознают этого, но сама структура их мыслительного процесса сильно зависит от того, что они чувствуют в данный момент — иногда тонко, иногда нет. Как выразился нейробиолог из Калифорнийского технологического института Ральф Адольфс: «Каждая эмоция — это функциональное состояние ума, которое переводит ваш мозг в определенный режим работы, который корректирует ваши цели, направляет ваше внимание и изменяет вес, который вы присваиваете различным факторам, когда вы это делаете. умственные расчеты».

Представьте себе iPhone. В обычном режиме работы цель телефона — всегда быть готовым служить вам.Чтобы добиться этого, iPhone постоянно работает, делая такие вещи, как «слушание», чтобы вы кричали «Привет, Siri», проверяя, есть ли новые электронные письма для загрузки, и обновляя ваши приложения, даже если вы в настоящее время не используете их. В режиме пониженного энергопотребления приоритеты меняются. Энергосбережение важно, поэтому эти действия сокращаются или вовсе прекращаются.

Хотя человеческий мозг намного сложнее, он подобен iPhone в том, что он постоянно выполняет вычисления. Он развился, чтобы вычислить, какие действия с наибольшей вероятностью укрепят ваше здоровье, предотвратят преждевременную смерть и повысят вероятность того, что вы успешно воспроизведете потомство.Как и в случае с iPhone, в нашем мозгу есть ряд специализированных программ, каждая из которых предназначена для решения конкретной задачи. Некоторые из наших программ касаются практических вопросов, таких как поиск пищи, выбор партнера, распознавание лиц, управление сном и распределение энергии. Другие занимаются когнитивными проблемами, такими как обучение, память, выбор цели и так далее.

Подобно тому, как iPhone корректирует свои программы в режиме пониженного энергопотребления, биологический мозг может работать в различных режимах, каждый из которых имеет свои характеристики. Эмоция — как у людей, так и у животных — является функциональным фоном, который организует и координирует эти многочисленные программы в соответствии с типом ситуации, в которой вы находитесь.

Возьмем, к примеру, гнев. Подкрепляемый угрозой агрессии, гнев создает для других стимулы умиротворять разгневанного человека. Ваши умственные расчеты преувеличивают значение, которое вы придаете собственному благополучию и целям за счет блага других. Тренеры используют гнев как инструмент мотивации, потому что сосредоточение внимания на себе побуждает спортсменов подталкивать себя к достижению своих целей. Гнев также заставляет вас воспринимать меньший риск, усугубляя склонность к риску. Это может привести к более верным суждениям в ситуациях, когда неприятие риска неуместно, например, когда вы анализируете акции или играете в покер.

Новый взгляд на эмоции может не соответствовать тому, как их видел Дарвин, но он поддерживает один из основных выводов его теории эволюции: люди не так сильно отличаются от нечеловеческих животных, как считали люди. Что мы можем извлечь из этого? Первым и самым важным шагом является самоосознание. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта добиваются большего успеха в личной и профессиональной жизни. Узнавая о своих эмоциях, мы можем лучше понимать других и более эффективно общаться.

Поняв, как эмоции влияют на наши мысли и рассуждения, мы сможем научиться их распознавать и контролировать. Затем, как только мы соприкоснемся со своими истинными чувствами, мы сможем предпринять шаги, чтобы управлять ими всякий раз, когда это будет полезно.

5 способов лучше узнать свои чувства

Главная | Пациенты и семьи | Библиотека здоровья | 5 способов узнать свои чувства лучше

    По мере взросления мы лучше понимаем, что мы чувствуем и почему. Знание своих чувств помогает нам понять, чего мы хотим, и сделать выбор. Это помогает нам общаться с другими людьми. Даже тяжелые чувства (например, гнев или печаль) помогают нам познать себя.

    Умение обращать внимание на чувства — это навык, который может практиковать каждый. Вот что можно попробовать:

  1. Заметьте и назовите свои чувства. Для начала просто обратите внимание на то, как вы себя чувствуете, когда что-то происходит. Произнесите про себя название чувства. Например, вы можете сказать: «Я горжусь», когда презентация в классе проходит хорошо, «Я чувствую разочарование» из-за того, что плохо справился с тестом, или «Я чувствую себя дружелюбно», когда сижу с группой за обедом.
  2. Отслеживание одной эмоции. Выберите одну эмоцию — например, радость. Отслеживайте весь день. Обратите внимание, как часто вы это чувствуете. Каждый раз делайте мысленную пометку для себя или записывайте. Ощущение слабое, среднее или сильное?
  3. Выучите новые слова для обозначения чувств. Сколько различных чувств вы можете назвать? Попробуйте подумать еще больше. Сколько слов в слове «сердитый»? Например, вы можете быть раздражены, злы, разгневаны или возмущены.
  4. Ведите дневник чувств. Каждый день уделяйте несколько минут тому, чтобы написать о том, что вы чувствуете и почему.Писать о своих чувствах — это способ их выразить. Вы также можете заниматься искусством, писать стихи или сочинять музыку, отражающую эмоции, которые вы испытываете.
  5. Замечайте чувства в искусстве, песнях и фильмах. Обратите внимание, что сделал художник, чтобы передать эти чувства. Что вы чувствуете в ответ?

Чем лучше вы осознаете свои эмоции, тем больше они помогают вам познать себя и понять окружающих вас людей. Замечать и говорить о чувствах — это здоровый способ их выражения.Это удерживает сложные чувства от накопления.

Примечание. Вся информация предназначена только для образовательных целей. Для получения конкретных медицинских рекомендаций, диагностики и лечения проконсультируйтесь с врачом.