Психогигиена — это… Что такое Психогигиена?

Психогигиена — наука о сохранении и достижении психического здоровья.

История

Этот термин был введён в 1900 году немецким психиатром Робертом Зоммером (англ.)русск.(1864—1937), который основал в 1896 году психиатрическую клинику в городе Гиссене. Однако термин получил большее признание только благодаря усилиям Клиффорда Уиттингема Бирса (англ.)русск., направленным на улучшение ситуации с психически больными: «начало современной психогигиены было закреплено в литературе с появлением книги Клиффорда У. Бирса (США) „Разум, который нашёл себя“[1]»[2]. Книга Бирса основывалась на его собственном опыте в качестве пациента.

Основные задачи психогигиены, постулированные К. У. Бирсом и Адольфом Мейером (англ.)русск. в 1908 году, таковы:

  1. забота о сохранении психического здоровья, профилактика психических и нервных заболеваний и дефектных состояний;
  2. улучшение лечения психически больных и ухода за ними;
  3. разъяснение значения психических аномалий для проблем воспитания, экономической жизни, преступности и вообще человеческого поведения.

Эти задачи должны выполняться посредством социального обеспечения и взаимодействия с общественными и частными благотворительными организациями.

В 1909 году Бирс основал Национальный комитет психической гигиены, чтобы продолжать свою реформу лечения психически больных людей. В 1913 году он основал Клинику Клиффорда У. Бирса в Нью-Хейвене.

В 1924 году немецким психиатром Р. Зоммером была основана Немецкая ассоциация психогигиены. 20 сентября 1928 года в Гамбурге прошёл первый съезд Немецкой ассоциации психической гигиены.

Первый Международный конгресс по психической гигиене состоялся в мае 1930 года в Вашингтоне, округ Колумбия.

Идея психогигиены, именуемой также психической гигиеной, сыграла свою роль в гетто Терезин (Ghetto Theresienstadt) / концлагере Терезиенштадт, где венский врач и основатель экзистенциального анализа Виктор Франкл создал «Отдел психогигиены» — своего рода вмешательство в кризисных ситуациях. Большинство прибывших были неподготовлены и, следовательно, шокированы тем, с чем они столкнулись в Терезиенштадте. Франкл исходил из того, что при соответствующей помощи шансы на выживание будут выше, и попросил о сотрудничестве Регину Йонас. Её задача состояла в приёме вновь прибывших. Кроме того, в этих условиях она продолжала также свою преподавательскую и проповедническую деятельность.

Заключенный в Терезиенштадт философ Эмиль Утиц (нем.)русск. также использовал это понятие; уже 24 ноября 1942 года он сделал там доклад под названием «Гигиена души в Терезиенштадте».

Генрих Менг (нем.)русск., который в 1929 году стал одним из основателей Франкфуртского психоаналитического института (нем.)русск., после роспуска института в 1933 году по предложению швейцарского воспитательного учреждения отправился в Базель, чтобы там совершенствоваться в области педагогики и психогигиены. Уже через 4 года он стал преподавателем Базельского университета, а в 1945 году был приглашён на специально созданную для него первую в Европе кафедру психогигиены.

Здесь Менг создал в послевоенные годы научно-исследовательский центр, который посещали учёные со всего мира. При щедрой поддержке швейцарских издательств он создал научную библиотеку психогигиены. Одновременно были основаны в Швейцарии и в других странах общества психогигиены, которые посвящали себя разнообразным, преимущественно практическим задачам охраны психического здоровья.

Задачи психогигиены

К. Мирке видит три уровня психогигиены:

[3]

  • превентивная психогигиена имеет своей целью сохранение здоровья человека и общества;
  • реститутивная психогигиена пытается заблаговременно принять восстановительные и корректирующие меры в жизненных кризисах или конфликтных ситуациях;
  • лечебная психогигиена берёт на себя уже существующие ограничения, чтобы исцелять их клиническими или психотерапевтическими методами.


Э. Шомбург формулирует следующие основные потребности жизни:[4]

  1. любовь,
  2. безопасность,
  3. признание, утверждение, чувство успеха,
  4. пространство для свободной, творческой деятельности,
  5. опыт позитивных воспоминаний,
  6. самоуважение.

Психогигиена нацелена на удовлетворение этих основных потребностей.

Литература

  • Kretz, H. (Hrsg.) Lebendige Psychohygiene 2000 plus. — München: Eberhard, 2002.
  • Heinrich Meng: Zur Psychohygiene. (= Sonderdruck aus Medizinische Klinik, Jg. 50, H. 3). Mchn. / Bln., Urban & Schwarzenberg 1955. 10 S. (Sign. 170/272)
  • Mierke, K.: Psychohygiene im Alltag. Bern, Stuttgart 1967
  • Schomburg, E.: Psychohygiene und Sonderschule. In: Ehrhardt, H.E. (Hrsg.): Aggressivität, Dissozialität, Psychohygiene. Bern/Stuttgart/Wien 1975, Bellingen im Westerwald
  • Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб.: Питер, 2001.

Примечания

Настрой на позитив: что такое психогигиена

Психиогигиена — это отрасль прикладной психологии, отвечающая за сохранение достигнутого, поддержку и укрепление психического здоровья человека и общества.

Когда вы считаете до десяти, прежде чем сказать мужу всё, что думаете о нём в данную минуту – вы занимаетесь психогигиеной. Когда вы отходите в сторонку и бьете кулаком в стену вместо лица начальника – вы занимаетесь психогигиеной. Герой Челентано в «Укрощении строптивого» очень психогигиенично колол дрова. Но психогигиена не ограничивается только лишь актами сублимации сиюминутной агрессии.

Когда вы специально вспоминаете приятный момент из вашей жизни, чтобы проникнувшись им, удержать и усилить в себе приятные чувства, когда вы откладываете все мысли на потом, чтобы сосредоточиться на текущем моменте спокойствия и насладиться им в максимальном объёме, когда вы говорите искреннее «спасибо» и «извини меня» — это тоже психогигиена, ведь всё это способствует поддержанию и укреплению вашего психического здоровья.

От изучения методов поддержания баланса психики, которыми люди столетия пользовались, не зная ни о какой «психологии», психогигиена перешла к созданию на их основе конкретных методов и приёмов, идущих на пользу человеку и обществу.

Люди, прошедшие психиатрическое лечение, реабилитацию или психотерапию, в большей степени нуждаются в специализированных техниках психогигиены, собственно для них и была создана эта отрасль в 1900 году. Для каждого случая из всех методов и вариантов подбирается свой коктейль. Например, у клиентки возникла проблема с ревностью, которая довела её до невротического состояния. На последней консультации после успешно проведенной работы, когда проблема невроза и доверия в текущих отношениях была уже решена, мы подробно обсудили вопрос, что она планирует делать дальше, чтобы снова не впадать в такое эмоциональное состояние.

В процессе работы мы внимательно изучили, как от мелких и незначительных вопросиков и уколов чувств она дошла до бессонницы и нервной астении, и завершая работу, выработали ряд мер, которые можно предпринимать заранее, уже зная такую особенность своего характера. Например, своевременное обсуждение возникшего вопроса со своим партнёром или с самой собой поможет ей не копить неосознанные тревоги, а решать многие из них на месте.

Осознанная концентрация на текущем моменте поможет адекватно воспринимать его значимость в сравнении с туманным прошлым. Планирование собственных, независимых от партнёра дел и увлечений укрепит ее внутренний баланс и даст и практическое понимание того, что досуг врозь — не причина тревоги.

Возможность заниматься чем-то своим в его доме позволит чувствовать себя более уверенно в отношениях с ним, что снизит общий уровень тревожности. Конечно, с каждым клиентом разговор идёт не в общих словах и банальных фразах, а о том, что конкретно именно вы можете сделать, как именно вы можете применить этот постулат, эту идею, чтобы это, во-первых, было реализовано, а не осталось просто красивой фразой, и, во-вторых, работало как надо.

Однако и людям, никогда не обращавшимся за какой бы то ни было психологической помощью, некоторые навыки и знания будут полезны – чтобы и впредь никогда за ней не обращаться!

Многие из этих навыков вы знаете, но давайте соберём их в некую систему, ведь знания всегда лучше работают, когда их применяют комплексно и осознанно.

Заботясь о своём психическом здоровье и о том, чтобы у вас под рукой всегда был нужный ресурс, вам следует равно уделять внимание и телу, и разуму и эмоциональной составляющей.

1. «В здоровом теле здоровый дух » — это не пустые слова, это истина. Психика — это не абстрактная субстанция в вакууме, это продукт деятельности наших органов. Вполне конкретных, имеющий размер, вес, плотность. Головной и спинной мозг, железы, пищеварительный тракт, мочеполовая система – органы, оказывающие наибольшее влияние на психическое состояние. Так, например, у людей с целиакией (наследственное нарушение пищеварения в тонком кишечнике) при попадании в организм глютена из злаков наблюдаются симптомы, схожие с симптоматикой аутизма. Хотя, казалось бы, причём тут кишка? А при том, что «мы то, что мы едим» — тоже не банальный лозунг для худеющих. Это в большей степени относится даже не к весу и внешности, а к самочувствию и психическому состоянию.

Поэтому если вы задумались о сохранении у себя хорошего настроения, внимания, работоспособности и способности к хорошему качественному отдыху, чтобы у вас было терпение воспитывать детей, мудрость сохранять отношения в браке и делать его счастливым – не забывайте о правильном рационе и приёме витаминов. Это очень просто и реально при любом бюджете.

Также, одной из важнейших мер будет адекватная физическая активность. С точки зрения баланса гормональной системы организма для женщин наилучшим средством поддержания не только формы, но и психики является бег. Или его суррогаты – велосипед, скакалка, степ-аэробика. Для мужчин – вертикальные нагрузки, такие как подъём веса, приседания, подтягивания.

И, что должно вас порадовать, для достижения психического результата вам не понадобится так много времени, как для достижения результата физического – нетренированному организму достаточно той, нагрузки, которую он может осилить. Первая пробежка, длинной в один квартал, который вы еле осилили, даст такой же заряд для НС, как получасовая, для тренированного подтянутого тела.

Кроме того, прекрасно действует на организм обливания холодной водой или контрастный душ.

2. Разум — важный инструмент и в плане психогигиены мы применяем его для рационализации тревог, осознания потребностей и формулирования желаний. Чем более осознана ваша жизнь, тем более вы успешны и стабильны в личностном плане.

Простой пример – жена тревожится из-за предстоящих крупных перемен в жизни, переезда, значительных трат и рисков. Не осознавая причин своего состояния, она начинает цепляться к мужу и ребенку, пытаться всё контролировать, влезать во все мелкие аспекты дел. Неосознанная тревога выражается во всём, расплывается в повседневной деятельности, накрывая все её части. Поняв, что причина тревоги находится локально в одном аспекте текущей жизни, конечно, жена не перестанет тревожиться, но сможет, во-первых, удерживать свою тревогу в адресной зоне, не чувствуя её во всём подряд и, соответственно, не мучая ею свою семью, и во-вторых, может более эффективно её выпускать, нейтрализуя тревогу вместо того, чтобы ее накапливать.

Вместо того, чтобы неосознанно тревожась, контролировать и критиковать мужа, она может пожаловаться ему на свои чувства и попросить помощи. Кто скорее получит эмоциональную поддержку – жена-пила или напуганная девочка?

Делайте свою жизнь максимально осознанной, заведите привычку фиксировать (не зацикливаться, а просто фиксировать) свои эмоции, ощущения, желания, чтобы с помощью мозга разбираться с ними, иначе они автоматически попадают в хорошо известное всем место, чтобы потом огрести себе проблем.

Это особый навык, и его можно у себя развить – ловить себя на неосознанных стремлениях. Почувствовали что-то непонятное – не отмахивайтесь, не сбрасывайте со счетов. Попробуйте зафиксировать и понять, что это, к чему относится, актуально ли оно сейчас для вас, если актуально – что вы можете сделать, а чего не можете.

Другое важное направление работы разума в деле нашего психического здоровья — это токсичное мышление, точнее борьба с ним. Токсичное мышление в той или иной степени свойственно нам всем – это обдумывание и прокручивание в голове (с привлечением эмоционального реагирования) неприятных ситуаций, настоящих или вымышленных, разговоров и идей.

Планирование и разбор ситуации с поиском ошибок отличается от токсичного мышления. В отличие от первого токсичные мысли имеют навязчивый характер и не приносят никакой пользы. Борьба с токсичными мыслями — важный пункт психогигиены. И это очень большая тема, которой стоит уделить отдельное место в нашем журнале, вкратце же можно сказать – ловите себя на псевдодиалогах с людьми и пресекайте эту мыслительную деятельность, заменяя какой-то другой, любой другой.

Если же ваша токсичная мысль лежит в области продумывания ситуаций – сделайте этот процесс эффективным, осознайте свою текущую задачу, поставьте конечную цель мыслительного процесса – что вы хотите в итоге придумать, и думайте в этом направлении. Мыслительная деятельность, как и любая другая, может быть хаотичной и бесцельной, а может быть целенаправленной и эффективной. Хаотичная только съедает ресурс, который у нас с вами не бесконечен. Целенаправленное потребление ресурса в процессе при достижении результата возвращает его обратно и часто с прибылью.

Кроме вышеперечисленного, хорошим приёмом психогигиены является освежение в памяти приятного, важного, главного. Чаще вспоминайте о хорошем в вашей жизни и семье. С удовольствием рассказывайте приятные эпизоды из прошлого.

Возьмите себе за правило регулярно вспоминать первую, романтическую фазу ваших отношений с мужем, женой, регулярно выводить на поверхность то хорошее, что вы видите в этом человеке, в ваших отношениях.  Именно на поверхности мышления, а не где-то интуитивно, напоминать себе о ваших целях и приоритетах в построении отношений с близкими и с детьми. Ведь если пустить дело на самотёк, то более мелкие, но ежедневные, ежесекундные вещи заслонят собой более важное и крупное в вашей жизни, и тогда оно может исчезнуть.

3. Один из важнейших пунктов эмоциональной психогигиены — это своевременный выход эмоций , как положительных, так и отрицательных. Самый мощный источник наших эмоций – общение с близкими. О важности своевременного и максимально адекватного выражения негативных эмоций мы знаем, эта тема на слуху.

Но мало внимания обращается на то, что не менее, а может даже и более, важно свободно выражать позитивные чувства, благодарность, признательность, радость и любовь. На первый взгляд, кажется, что это не проблема. Но подумайте – всегда ли вы легко выражаете свои чувства? Не гасите ли вы их из-за страха, неловкости, неумения, ранимости?

В ходе консультирования или проведения тренингов нередко оказывается, что у многих людей есть большие затруднения в выражении благодарности и признательности, хотя потребность выразить эти чувства есть.

Понаблюдайте за собой, нет ли у вас проблем с выражением позитивных эмоций в общении с собой и с близкими? Ведь побеждает тот волк, которого кормят. Кормите своего «позитивного волка» больше, чем «негативного» — и жизнь станет легче, приятнее, не только у вас, но и у ваших близких. Эти действия будут относиться не только к вашей личной психогигиене, но и к психогигиене вашего миниобщества – семьи.

О вопросе психогигиены можно говорить много и подробно в разных аспектах, мы обязательно вернёмся к этой важной теме в других публикациях. А пока надеемся, что то направление мысли, которое задано в этой статье, будет для вас полезно и наведёт вас на конструктивные, осознанные и позитивные мысли.

Психогигиена — что это и зачем?. Статья. Здоровый образ жизни. Самопознание.ру

На прошлой неделе была приятно удивлена, когда пришедшая на консультацию девушка спросила про психогигиену. К сожалению, многим это понятие ни о чём не говорит, и, как следствие, состояние психического здоровья россиян (да и не только) с каждым годом всё ухудшается и ухудшается.

Термин «психогигиена» был введён ещё в начале 20 века, но более-менее широко тема профилактики психических нарушений стала обсуждаться лишь в последние пару лет. Под психогигиеной обычно понимают меры по сохранению и укреплению психического здоровья. А с этим в нашей стране далеко не всё гладко.

Почему-то ни у кого из взрослых не вызывает протест чистка зубов, мытье головы или стрижка ногтей. Родители научили. Но вот выполнение даже самых простых ритуалов для нормализации сна, хорошего настроения, ровного спокойного состояния воспринимается в штыки. То времени нет, то привычки не позволяют, то «ерунда это всё, мне не поможет». Как следствие: по данным статистики, каждый третий россиянин страдает невротическими расстройствами, каждый второй имеет нарушения сна, депрессия хотя бы раз в жизни случалась у каждого пятого, у 40 процентов работоспособного населения присутствуют те или иные психические нарушения. Понятно, что в таком положении дел «виновато» много факторов: и ритм жизни, и социальные условия, и экология, и наследственность, и много чего ещё, но каждый человек может намного улучшить своё психическое здоровье, приложив минимум усилий.

Не претендуя на экспертное мнение в вопросах психогигиены, позволю себе дать несколько простых рекомендаций.

  • Тишина. Часто обращающимся за консультацией я предлагаю казалось бы очень простое домашнее задание: хотя бы час в день, а лучше намного больше, проводить в тишине или в окружении только звуков природы. Оказывается, это для многих почти невыносимо тяжело, рука сама тянется к пульту телевизора, плееру, магнитоле в машине. Перспектива остаться наедине со своими мыслями сильно пугает. Но как же прислушиваться к себе, своим эмоциям, чувствам, если в ушах постоянно кто-то говорит или поёт? Как заметить, что организму что-то нужно, если весь день орёт телевизор?
  • Яркий природный свет днём, приглушённый — вечером. Ещё одна рекомендация из ряда наипростейших. Почему-то в жизни среднестатистического россиянина всё наоборот. Днём в офисах люди прячутся от солнца за плотными шторами и жалюзи, ведь «монитор не видно», «солнце в глаза светит», «жарко», а вечером, придя домой, включают все имеющиеся светильники с энергосберегающими лампами холодного спектра.
    Получается совершенно неестественное чередование «пещеры» и «операционной». Какое уж тут душевное равновесие.
  • За два часа до сна никаких гаджетов. Согласитесь, даже абсолютно здоровому человеку сложновато быстро заснуть после просмотра фильма ужасов или сводки последних кровавых новостей. Погуляйте, поиграйте с детьми, посмотрите на закат или звёздное небо, посидите в обнимку с мужем/женой, поделитесь впечатлениями от прошедшего дня, сделайте массаж друг другу, примите ванну, займитесь сексом. И сон со временем будет намного крепче, и самочувствие улучшится. И даже делать-то особо ничего не нужно, просто выключите телевизор и компьютер.
  • Обнимайтесь. Человеку нужны прикосновения так же, как пища — регулярно и в достаточном количестве. Без объятий человек чахнет, становится нервным и агрессивным. И всего-то требуется — приучить членов семьи к телесным контактам, не такая сложная задача, а результат заметите уже через пару недель.
  • Физическая активность. Хотя бы пятиминутная разминка в конце каждого рабочего часа. Ещё лучше — по полчаса утром, в обед и вечером. Любые нравящиеся упражнения. Можно потанцевать или просто потянуться во все стороны. И будет много энергии, и жизнь покажется веселее.
  • Ревизия круга общения.
    Окружая себя депрессивными людьми, человек и сам погружается в уныние. Если все вокруг то и дело жалуются и страдают, ничего не остаётся, кроме как присоединиться к этому хору нытиков. Выбирайте, с кем общаться, больше времени проводите с успешными, позитивно настроенными друзьями.

Как видите, рекомендации очень простые, главное — начать и пресекать на корню отговорки, ежели таковые будут препятствовать движению к психическому здоровью.

ПСИХОГИГИЕНА, ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 12Следующая ⇒

Психогигиена – отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

В настоящее время существует множество отраслей и направлений в медицине, при которых обязательно применяются психогигиенические мероприятия. В условиях постоянного информационного и эмоционального стресса наше общество нуждается в психологическом внимании особенно со стороны медиков. Врач любой специальности каждый день своей работы сталкивается с проявлениями психологической дезадаптации со стороны пациентов любого профиля. Не зависимо от возраста и заболевания пациента, врач выступает в роли внимательного слушателя, которому пациент доверяет не только телесные, но и душевные страдания. Врач любой специализации должен уметь применять на практике психогигиенические мероприятия.

Разделы психогигиены:

1. Психогигиена труда;

2. Возрастная психогигиена;

3. Психогигиена воспитания и обучения;

4. Психогигиена семьи и половой жизни;

5. Психогигиена отдыха и быта;

6. Психогигиена больного человека;

7. Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;

8. Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.

Для каждого вида психогигиены существуют свои необходимые мероприятия. Можно выделить следующие пункты, которые обеспечивают различные разделы психогигиены.

Психогигиена труда.Включает в себя необходимость обеспечения профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям. Важным фактором, который необходимо устранить является дефицит времени для решения производственных задач. Для нормальной работы коллектива и каждого из его членов необходимо установление положительного эмоционального отношения к выполняемой работе. Также необходимо избегать эмоционального утомления (частая причина – сенсорная депривация при однообразии трудовых операций на конвейерном производстве, вождении транспорта и т.д.)

Возрастная психогигиена.Для каждой возрастной группы характерны свои особенности психогигиенических мероприятий. Так, в раннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д. В школьном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон, исключение курения, употребления наркотиков и алкоголя, дозированные занятия на компьютере и просмотра телевизора. В юношеском возрасте психогигиеническими мероприятиями являются — дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении. Зрелый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении психогигиенических мероприятий. В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек. В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, профилактика и своевременное лечение заболеваний и т.п. Продолжение профессиональной деятельности является очень важным психопрофилактическим и психогигиеническим фактором. Оставаясь на работе человек продолжает активную умственную и физическую деятельность, должен поддерживать себя в форме, чувствует себя полезным, нужным в обществе. Своевременная профилактика и лечение заболеваний ведет к продолжению полноценной, здоровой жизни пожилого человека.

Психогигиена семьи и половой жизни.Является очень важной для общества, т.к. полноценная и здоровая семья — это здоровое, трудоспособное общество, которое может воспитать социально адаптированное молодое поколение. Для обеспечения психогигиены семи и половой жизни необходимы следующие условия:

ü наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;

ü умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей, т.к. в настоящее время, когда женщина работает на равне с мужчиной, ей трудно одной справляться с домашними делами, воспитанием детей;

ü отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;

ü удовлетворенность сексуальными отношениями, которые имеют основополагающее значение в браке и влияют не только на физиологическую сторону отношений супругов, но и влияют на психологический климат в семье;

ü умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;

ü уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.

Психогигиена отдыха и бытанаправлена на обеспечение нормальных условий быта и отдыха, на предупреждение неблагоприятных последствий вследствие неправильного отдыха и условий жизни.

Психогигиенические мероприятия во время отдыха направлены на правильное планирование отдыха в зависимости от увлечений, физического и психического состояния. Обеспечение «здорового» отдыха определяется адекватнми физическими нагрузками, предупреждением избыточного употребления спиртных напитков и т.д. При отдыхе в экзотических странах нужна предварительная вакцинация от тропических заболеваний, которые могут проявиться уже после приезда.

Психогигиена быта обеспечивается соблюдением следующих правил: создание благоприятных бытовых условий жизни в соответствии с гигиеническими нормами и индивидуальными особенностями; при проведении ремонтов использовать нетоксичные материалы; учет психологической совместимости проживающих в одном доме или квартире членов семьи и т. д. При проведении психогигиенических мероприятий в отношении быта необходимо учитывать тот факт, что место и условия проживания влияют на психологическое состояние человека и при неудовлетворительных социально-бытовых условиях человек переносит свои проблемы на свою профессиональную деятельность.

Психогигиена больного человека. Больному должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников. Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.

При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания. Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с врачом, согласию на необходимые процедуры и методы исследования. В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).

Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиковв настоящее время является очень актуальной и необходимой в связи с широким их распространением среди населения. Курение, употребление спиртных напитков и наркотиков затрагивает все более молодые слои населения. Алкоголизм и наркомания сильно «помолодели» и имеют опасную тенденцию к широкому распространению среди молодежи. Употребление алкоголя и «легких» наркотиков теперь не является для них чем-то осуждаемым и запретным. Вследствие этого растет число больных алкоголизмом и наркоманией в молодом возрасте.

Психогигиенические мероприятия по предупреждению вредных привычек, алкоголизма и наркомании базируются на следующем:

1. доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;

2. распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;

3. воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;

4. уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;

5. строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;

6. организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;

7. создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.

Психогигиена труда медицинского работника.Общеизвестно, что врач должен соблюдать принципы здорового образа жизни не только для укрепления собственного здоровья, но и в качестве примера для своих пациентов. Здоровый врач может принести больше пользы для общества имея хорошее психологическое и физическое состояние. Для работы врача любого профиля важным является достаточный уровень функционирования всех видов психической сферы, т.к. в его работе необходимо быстро принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь и здоровье пациента. Таким образом, в психогигиенические мероприятия труда медицинского работника входит:

1. правильная организация рабочего времени;

2. учет психологических особенностей человека в выборе медицинской профессии;

3. умение правильно общаться с пациентами;

4. при общении с пациентами уметь видеть их психологические особенности и использовать эти навыки при лечении;

5. применять психотерапевтический подход в общении и лечении пациентов;

6. использовать психотерапевтический подход в общении с родственниками пациентов, т.к. они тоже переживают за своего родственника и иногда не в состоянии понять необходимых действий врача;

7. соблюдать правила врачебной этики и деонтологии – врач всегда должен поступать коллегиально, не отказывать в консультативной помощи другим врачам, не стесняться советоваться с коллегами, указывать на грубые ошибки со стороны других членов коллектива.

Психопрофилактика – отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях.

Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в себя:

ü изучение условий работы и характер работы на предприятии;

ü изучение нервно-психической заболеваемости на предприятии;

ü консультативный прием психоневролога;

ü выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических заболеваний;

ü составление плана психопрофилактической работы на предприятии;

ü предварительное собеседование и обследование поступающих на работу;

ü строгий контроль за соблюдением законодательных нормативов и правил техники безопасности и индивидуальной защиты;

ü проведение профилактического лечения, направленного на определенную профессиональную вредность и т.д.;

ü борьба с вредными привычками и алкоголизацией;

ü осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения.

Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях обрыва патологического процесса на начальных стадиях, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Основой вторичной психопрофилактики является ранняя этиологическая диагностика и терапия, установление связи заболевания с наследственными, производственными и другими факторами.

Третичная психопрофилактика –это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания. Роль соматических заболеваний в возникновении психической декомпенсации не сводится лишь к соматогенным влияниям. Большое значение имеют отрицательные эмоции, страх, тревога за свое здоровье, реакции на неприятные и травматические обследования, изменение образа жизни. На фоне всего вышеперечисленного легко возникают невротические реакции и состояния, реактивные состояния. Также источником невротизации могут быть ятрогении – болезненные состояния, вызванные неправильным поведением или высказываниями самого врача.

Психопрофилактика детского и подросткового возраста важна не только для самого ребенка, но и для окружающей его семьи. Усиление внимания к психическому состоянию ребенка необходимо еще и потому, что возрастной период до 16 лет имеет повышенный риск в отношении психических расстройств.

В детской психологии и психиатрии выделяют три основных кризисных периода, во время которых ребенок особо нуждается во внимании и психопрофилактических мероприятиях:

1) 3 года – переход от реактивных форм поведения к активным, состоит в появлении самосознания, потребности все делать самому. Депривация этой потребности нарушает развитие личности, становится основой конфликта, вызывает реакцию протеста со стороны ребенка, способствует фиксации таких черт характера, как упрямство.

2) 7 лет – пробуждение социального самосознания.

3) 12-15 лет – доминирует потребность в самовыражении и самоутверждении.

Для психопрофилактики детского и юношеского возраста характерно решение следующих проблем:

а) соответствие школьных нагрузок и интеллектуально-психологических особенностей ребенка;

б) разумный режим дня;

в) продуктивные и эмоционально адекватные отношения ребенка с педагогами и соучениками;

г) предупреждение частой смены школьного коллектива;

д) воспитание правильного отношения к своему полу, ориентации.

Отдельной психологической проблемой для детей и подростков является полнота их семьи, отношения родителей между собой и с ребенком.

Психопрофилактика позднего возраста.При организации психопрофилактики позднего возраста должно быть использовано знание не только слабых сторон, но и компенсаторных возможностей данного периода жизни. К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести:

а) социальная активность;

б) возможность применять и передавать накопленный опыт;

в) сохранять работу или производственные контакты;

г) вести активный образ жизни;

д) постепенно готовить человека к пенсии;

е) систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь.

Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают:

а) учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии;

б) предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие.

Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя:

а) своевременную диагностику и лечение заболеваний;

б) рациональную длительность пребывания в стационаре;

в) назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента;

г) полноценную социальную адаптацию.

Психопрофилактика семьи и сексуальной жизни — это:

а) чуткость во взаимоотношениях на вербальном и невербальном уровне;

б) необходимость принимать во внимание сексуальную конституцию обоих партнеров;

в) осведомленность о планах и потребностях, ожиданиях партнеров;

г) наличие доверия между супругами, общие цели на будущее и т.д.

Психотерапия – это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или для коррекции его поведения. Основное средство в психотерапии – это слово, т.е. информация, цель которой в разъяснении причин и механизмов болезни, убеждении пересмотра своих взглядов на травмирующую ситуацию и свое состояние, внушение новых установок на будущее. Различные виды психотерапии – это различные виды ввода, переработки или действия информации. Ведущими видами психотерапии являются личностно-ориентированная психотерапия, поведенческая, внушение, самовнушение и казуальная психотерапия.

Методы личностно-ориентированной психотерапии.

Рациональная психотерапия заключается в том, чтобы помочь больному выбрать правильную стратегию поведения на дальнейшее, по возможности глубже повлиять на черты характера или укоренившиеся взгляды, делающие его особенно чувствительным и легкоранимым в отношении некоторых воздействий.

Техника проведения рациональной терапии сводится к беседам с больным, во время которых врач разъясняет ему причины заболевания и обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся у него патологических симптомах. Этот вид психотерапии применяется при всех видах невротических реакций, всех видах невротических и неврозоподобных состояний.

Большое значение в искусстве психотерапии приобретает не только умение говорить самому, вести логически построенную и продуманную лечебную беседу, но и умение слушать больного, умение вызвать его на откровенный разговор, завоевать его доверие разносторонней образованностью, добротой и душевным отношением.

Рациональная психотерапия как метод воздействия отличается особой гибкостью форм, их разнообразием, предельным индивидуализированием подхода, импровизационностью.

Приемы рациональной психотерапии необходимо знать врачам любой специальности, в особенности семейным врачам. Как правило, именно к семейному врачу вначале обращается пациент, и даже после лечения у психиатра в клинике пациент возвращается к семейному врачу. Многие заболевания способны проявляться по разному, вследствие чего пациент попадает в кабинеты врачей разных специальностей.

Многие известные заболевания человека имеют яркую эмоциональную окраску либо обусловлены психическими компонентами. У любого пациента выражена связь между его соматическим состоянием и эмоциями, психическими реакциями.

Групповая психотерапия. При применении этого метода происходит влияние психотерапевта сразу на группу больных, а также влияние пациентов друг на друга. Общий принцип – сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Во время сеанса групповой психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Одной из ее форм является лечение «психодрамой», при которой больными разыгрываются значимые для них сцены. Один из участников или целая группа играет те роли, которые пациентам трудно играть в обычной жизни. Применяется при подавляющем большинстве невротических расстройств.

Семейная психотерапия – система методов целенаправленного изменения совокупных и взаимосвязанных отношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Формы и техника проведения: наблюдение одним или двумя психотерапевтами одной семьи, работа с группой из нескольких семейных пар. Применяется при неврозах, соматогенных неврозоподобных состояниях.



Читайте также:

 

Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии

Психогигиена– отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

В настоящее время существует множество отраслей и направлений в медицине, при которых обязательно применяются психогигиенические мероприятия. В условиях постоянного информационного и эмоционального стресса наше общество нуждается в психологическом внимании особенно со стороны медиков. Врач любой специальности каждый день своей работы сталкивается с проявлениями психологической дезадаптации со стороны пациентов любого профиля. Не зависимо от возраста и заболевания пациента, врач выступает в роли внимательного слушателя, которому пациент доверяет не только телесные, но и душевные страдания. Врач любой специализации должен уметь применять на практике психогигиенические мероприятия.

Разделы психогигиены:

  1. Психогигиена труда;

  2. Возрастная психогигиена;

  3. Психогигиена воспитания и обучения;

  4. Психогигиена семьи и половой жизни;

  5. Психогигиена отдыха и быта;

  6. Психогигиена больного человека;

  7. Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;

  8. Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.

Для каждого вида психогигиены существуют свои необходимые мероприятия. Можно выделить следующие пункты, которые обеспечивают различные разделы психогигиены.

Психогигиена труда. Включает в себя необходимость обеспечения профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям. Важным фактором, который необходимо устранить является дефицит времени для решения производственных задач. Для нормальной работы коллектива и каждого из его членов необходимо установление положительного эмоционального отношения к выполняемой работе. Также необходимо избегать эмоционального утомления (частая причина – сенсорная депривация при однообразии трудовых операций на конвейерном производстве, вождении транспорта и т.д.)

Возрастная психогигиена. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности психогигиенических мероприятий. Так, враннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д. Вшкольном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон, исключение курения, употребления наркотиков и алкоголя, дозированные занятия на компьютере и просмотра телевизора. Вюношеском возрастепсихогигиеническими мероприятиями являются — дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении.Зрелый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении психогигиенических мероприятий. В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек.В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, профилактика и своевременное лечение заболеваний и т.п. Продолжение профессиональной деятельности является очень важным психопрофилактическим и психогигиеническим фактором. Оставаясь на работе человек продолжает активную умственную и физическую деятельность, должен поддерживать себя в форме, чувствует себя полезным, нужным в обществе. Своевременная профилактика и лечение заболеваний ведет к продолжению полноценной, здоровой жизни пожилого человека.

Психогигиена семьи и половой жизни. Является очень важной для общества, т.к. полноценная и здоровая семья — это здоровое, трудоспособное общество, которое может воспитать социально адаптированное молодое поколение. Для обеспечения психогигиены семи и половой жизни необходимы следующие условия:

  • наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;

  • умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей, т.к. в настоящее время, когда женщина работает на равне с мужчиной, ей трудно одной справляться с домашними делами, воспитанием детей;

  • отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;

  • удовлетворенность сексуальными отношениями, которые имеют основополагающее значение в браке и влияют не только на физиологическую сторону отношений супругов, но и влияют на психологический климат в семье;

  • умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;

  • уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.

Психогигиена отдыха и быта направлена на обеспечение нормальных условий быта и отдыха, на предупреждение неблагоприятных последствий вследствие неправильного отдыха и условий жизни.

Психогигиенические мероприятия во время отдыха направлены на правильное планирование отдыха в зависимости от увлечений, физического и психического состояния. Обеспечение «здорового» отдыха определяется адекватнми физическими нагрузками, предупреждением избыточного употребления спиртных напитков и т.д. При отдыхе в экзотических странах нужна предварительная вакцинация от тропических заболеваний, которые могут проявиться уже после приезда.

Психогигиена быта обеспечивается соблюдением следующих правил: создание благоприятных бытовых условий жизни в соответствии с гигиеническими нормами и индивидуальными особенностями; при проведении ремонтов использовать нетоксичные материалы; учет психологической совместимости проживающих в одном доме или квартире членов семьи и т.д. При проведении психогигиенических мероприятий в отношении быта необходимо учитывать тот факт, что место и условия проживания влияют на психологическое состояние человека и при неудовлетворительных социально-бытовых условиях человек переносит свои проблемы на свою профессиональную деятельность.

Психогигиена больного человека. Больному должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников. Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.

При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания. Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с врачом, согласию на необходимые процедуры и методы исследования. В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).

Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков в настоящее время является очень актуальной и необходимой в связи с широким их распространением среди населения. Курение, употребление спиртных напитков и наркотиков затрагивает все более молодые слои населения. Алкоголизм и наркомания сильно «помолодели» и имеют опасную тенденцию к широкому распространению среди молодежи. Употребление алкоголя и «легких» наркотиков теперь не является для них чем-то осуждаемым и запретным. Вследствие этого растет число больных алкоголизмом и наркоманией в молодом возрасте.

Психогигиенические мероприятия по предупреждению вредных привычек, алкоголизма и наркомании базируются на следующем:

  1. доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;

  2. распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;

  3. воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;

  4. уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;

  5. строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;

  6. организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;

  7. создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.

Психогигиена труда медицинского работника. Общеизвестно, что врач должен соблюдать принципы здорового образа жизни не только для укрепления собственного здоровья, но и в качестве примера для своих пациентов. Здоровый врач может принести больше пользы для общества имея хорошее психологическое и физическое состояние. Для работы врача любого профиля важным является достаточный уровень функционирования всех видов психической сферы, т.к. в его работе необходимо быстро принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь и здоровье пациента. Таким образом, в психогигиенические мероприятия труда медицинского работника входит:

  1. правильная организация рабочего времени;

  2. учет психологических особенностей человека в выборе медицинской профессии;

  3. умение правильно общаться с пациентами;

  4. при общении с пациентами уметь видеть их психологические особенности и использовать эти навыки при лечении;

  5. применять психотерапевтический подход в общении и лечении пациентов;

  6. использовать психотерапевтический подход в общении с родственниками пациентов, т.к. они тоже переживают за своего родственника и иногда не в состоянии понять необходимых действий врача;

  7. соблюдать правила врачебной этики и деонтологии – врач всегда должен поступать коллегиально, не отказывать в консультативной помощи другим врачам, не стесняться советоваться с коллегами, указывать на грубые ошибки со стороны других членов коллектива.

Психопрофилактика– отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

Первичная психопрофилактика– мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях.

Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в себя:

  • изучение условий работы и характер работы на предприятии;

  • изучение нервно-психической заболеваемости на предприятии;

  • консультативный прием психоневролога;

  • выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических заболеваний;

  • составление плана психопрофилактической работы на предприятии;

  • предварительное собеседование и обследование поступающих на работу;

  • строгий контроль за соблюдением законодательных нормативов и правил техники безопасности и индивидуальной защиты;

  • проведение профилактического лечения, направленного на определенную профессиональную вредность и т.д.;

  • борьба с вредными привычками и алкоголизацией;

  • осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения.

Вторичная психопрофилактикапредусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях обрыва патологического процесса на начальных стадиях, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Основой вторичной психопрофилактики является ранняя этиологическая диагностика и терапия, установление связи заболевания с наследственными, производственными и другими факторами.

Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания. Роль соматических заболеваний в возникновении психической декомпенсации не сводится лишь к соматогенным влияниям. Большое значение имеют отрицательные эмоции, страх, тревога за свое здоровье, реакции на неприятные и травматические обследования, изменение образа жизни. На фоне всего вышеперечисленного легко возникают невротические реакции и состояния, реактивные состояния. Также источником невротизации могут бытьятрогении– болезненные состояния, вызванные неправильным поведением или высказываниями самого врача.

Психопрофилактика детского и подросткового возраставажна не только для самого ребенка, но и для окружающей его семьи. Усиление внимания к психическому состоянию ребенка необходимо еще и потому, что возрастной период до 16 лет имеет повышенный риск в отношении психических расстройств.

В детской психологии и психиатрии выделяют три основных кризисных периода, во время которых ребенок особо нуждается во внимании и психопрофилактических мероприятиях:

1) 3 года – переход от реактивных форм поведения к активным, состоит в появлении самосознания, потребности все делать самому. Депривация этой потребности нарушает развитие личности, становится основой конфликта, вызывает реакцию протеста со стороны ребенка, способствует фиксации таких черт характера, как упрямство.

2) 7 лет – пробуждение социального самосознания.

3) 12-15 лет – доминирует потребность в самовыражении и самоутверждении.

Для психопрофилактики детского и юношеского возраста характерно решение следующих проблем:

а) соответствие школьных нагрузок и интеллектуально-психологических особенностей ребенка;

б) разумный режим дня;

в) продуктивные и эмоционально адекватные отношения ребенка с педагогами и соучениками;

г) предупреждение частой смены школьного коллектива;

д) воспитание правильного отношения к своему полу, ориентации.

Отдельной психологической проблемой для детей и подростков является полнота их семьи, отношения родителей между собой и с ребенком.

Психопрофилактика позднего возраста. При организации психопрофилактики позднего возраста должно быть использовано знание не только слабых сторон, но и компенсаторных возможностей данного периода жизни. К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести:

а) социальная активность;

б) возможность применять и передавать накопленный опыт;

в) сохранять работу или производственные контакты;

г) вести активный образ жизни;

д) постепенно готовить человека к пенсии;

е) систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь.

Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают:

а) учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии;

б) предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие.

Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя:

а) своевременную диагностику и лечение заболеваний;

б) рациональную длительность пребывания в стационаре;

в) назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента;

г) полноценную социальную адаптацию.

Психопрофилактика семьи и сексуальной жизни — это:

а) чуткость во взаимоотношениях на вербальном и невербальном уровне;

б) необходимость принимать во внимание сексуальную конституцию обоих партнеров;

в) осведомленность о планах и потребностях, ожиданиях партнеров;

г) наличие доверия между супругами, общие цели на будущее и т.д.

Психотерапия – это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или для коррекции его поведения. Основное средство в психотерапии – это слово, т.е. информация, цель которой в разъяснении причин и механизмов болезни, убеждении пересмотра своих взглядов на травмирующую ситуацию и свое состояние, внушение новых установок на будущее. Различные виды психотерапии – это различные виды ввода, переработки или действия информации. Ведущими видами психотерапии являются личностно-ориентированная психотерапия, поведенческая, внушение, самовнушение и казуальная психотерапия.

Методы личностно-ориентированной психотерапии.

Рациональная психотерапия заключается в том, чтобы помочь больному выбрать правильную стратегию поведения на дальнейшее, по возможности глубже повлиять на черты характера или укоренившиеся взгляды, делающие его особенно чувствительным и легкоранимым в отношении некоторых воздействий.

Техника проведения рациональной терапии сводится к беседам с больным, во время которых врач разъясняет ему причины заболевания и обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся у него патологических симптомах. Этот вид психотерапии применяется при всех видах невротических реакций, всех видах невротических и неврозоподобных состояний.

Большое значение в искусстве психотерапии приобретает не только умение говорить самому, вести логически построенную и продуманную лечебную беседу, но и умение слушать больного, умение вызвать его на откровенный разговор, завоевать его доверие разносторонней образованностью, добротой и душевным отношением.

Рациональная психотерапия как метод воздействия отличается особой гибкостью форм, их разнообразием, предельным индивидуализированием подхода, импровизационностью.

Приемы рациональной психотерапии необходимо знать врачам любой специальности, в особенности семейным врачам. Как правило, именно к семейному врачу вначале обращается пациент, и даже после лечения у психиатра в клинике пациент возвращается к семейному врачу. Многие заболевания способны проявляться по разному, вследствие чего пациент попадает в кабинеты врачей разных специальностей.

Многие известные заболевания человека имеют яркую эмоциональную окраску либо обусловлены психическими компонентами. У любого пациента выражена связь между его соматическим состоянием и эмоциями, психическими реакциями.

Групповая психотерапия. При применении этого метода происходит влияние психотерапевта сразу на группу больных, а также влияние пациентов друг на друга. Общий принцип – сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Во время сеанса групповой психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Одной из ее форм является лечение «психодрамой», при которой больными разыгрываются значимые для них сцены. Один из участников или целая группа играет те роли, которые пациентам трудно играть в обычной жизни. Применяется при подавляющем большинстве невротических расстройств.

Семейная психотерапия – система методов целенаправленного изменения совокупных и взаимосвязанных отношений, складывающихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и социальным восстановлением больного. Формы и техника проведения: наблюдение одним или двумя психотерапевтами одной семьи, работа с группой из нескольких семейных пар. Применяется при неврозах, соматогенных неврозоподобных состояниях.

Что такое психическая гигиена? (с иллюстрациями)

Психическая гигиена — это направление в психологии, зародившееся в Нью-Йорке в начале 1900-х годов. Основатели движения считали, что жизненный опыт человека имеет решающее значение для определения состояния его психического здоровья. По этой причине они в основном сосредоточились на методах раннего выявления и профилактики психических заболеваний. В конце концов движение за психическую гигиену превратилось в движение за психическое здоровье, и многие из идей, которые они отстаивали, стали ключевыми частями основной психологии.

Психическая гигиена обычно фокусируется на методах раннего выявления и профилактики психических заболеваний.

Люди, участвующие в движении за психическую гигиену, верили, что все, что происходит с человеком, постепенно повлияет на его личность.Их исследования показали, что определенный жизненный опыт увеличивает вероятность различных поведенческих расстройств и других психических проблем. Они использовали эти знания для обучения людей, пытаясь изменить среду обитания среднего человека в качестве метода предотвращения.

В движении за психическую гигиену существовало фундаментальное убеждение, что почти все худшие проблемы возникают в раннем детстве.

В движении за психическую гигиену существовало фундаментальное убеждение, что почти все худшие проблемы возникают в раннем детстве. По этой причине они в значительной степени сосредоточились на обучении людей эффективному воспитанию детей, чтобы они никогда не сталкивались с определенными травматическими переживаниями, связанными с психическим заболеванием.Обычно они считали, что домашняя среда — это тренировочная площадка, где формируется характер человека, и считали, что родителям необходимо надлежащее образование, чтобы они могли максимально эффективно выполнять эту задачу.

Движение за психическую гигиену настаивало на том, чтобы в государственных школах учащиеся учились не только основам.

Еще одним важным направлением движения за психическую гигиену было государственное школьное образование. Они считали, что это хорошая универсальная платформа для реализации и экспериментов с некоторыми из их идей. Они настаивали на том, чтобы школы сосредоточились на вещах, выходящих за рамки обычных образовательных предметов, предполагая, что школы были хорошим местом для общества, чтобы оказывать разумное влияние на воспитание детей.Некоторые не одобряли такой подход, потому что считали его вмешательством в родительские права воспитывать детей в соответствии с системами личных убеждений.

Плохая психическая гигиена может выражаться в беспокойстве и отсутствии мотивации.

Движение за психическую гигиену в основном было направлено на воспитание природы, а не на воспитание.питать дебаты, которые обсуждались в научных кругах на протяжении многих лет. Сторонники аргументации в пользу природы считают, что большинство человеческих черт передаются по наследству, в то время как сторонники воспитания считают, что жизненный опыт важнее. Со временем научные исследования в целом показали результаты, которые позволяют предположить, что обе стороны правы хотя бы частично. По этой причине некоторые ученые пришли к выводу, что они представляют собой более равномерное сочетание этих двух факторов.

Люди с плохой психической гигиеной могут использовать деструктивное поведение как способ справиться.

Психическая гигиена | Британника

Психическая гигиена , наука о поддержании психического здоровья и предотвращении развития психозов, неврозов или других психических расстройств.

С момента основания Организации Объединенных Наций концепции психического здоровья и гигиены получили международное признание. Как определено в конституции Всемирной организации здравоохранения 1946 года, «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов.Термин «психическое здоровье» представляет собой множество человеческих устремлений: реабилитация психически неуравновешенных, профилактика психических расстройств, снижение напряжения в стрессовом мире и достижение состояния благополучия, в котором человек функционирует на уровне, соответствующем его или ее умственный потенциал. Как отмечает Всемирная федерация психического здоровья, концепция оптимального психического здоровья относится не к абсолютному или идеальному состоянию, а к наилучшему возможному состоянию, поскольку обстоятельства можно изменить.Психическое здоровье рассматривается как состояние человека в зависимости от его способностей и социально-экологического контекста. Психическая гигиена включает в себя все меры, принимаемые для укрепления и сохранения психического здоровья. Психическое здоровье сообщества относится к степени, в которой организация и функционирование сообщества определяют или способствуют психическому здоровью его членов.

На протяжении веков на психически больных смотрели со смесью страха и отвращения.Их судьба обычно сводилась к отвержению, пренебрежению и жестокому обращению. Хотя в древних медицинских трудах есть ссылки на психические расстройства, которые отражают взгляды, очень похожие на современные гуманные взгляды, в той же литературе встречаются примеры социально санкционированной жестокости, основанной на убеждении, что психические расстройства имеют сверхъестественное происхождение, такое как одержимость демонами. Даже реформаторы иногда прибегали к суровым методам лечения; например, американский врач 18-го века Бенджамин Раш одобрил практику удержания психически больных с помощью своего печально известного «успокаивающего кресла».”

Ранние учреждения

История оказания помощи психически больным отражает культурное разнообразие людей. Самые ранние известные психиатрические больницы были созданы в арабском мире, в Багдаде (918 г. по Р. Х.) и в Каире, с тем особым вниманием, которое традиционно уделялось обеспокоенным людям, «страдающим от Аллаха». Некоторые современные африканские племена благосклонно относятся к галлюцинациям как к сообщениям из царства духов; Среди прочего, индуистская культура демонстрирует удивительную терпимость к тому, что в западных обществах считается странным поведением.Западная интерпретация психического заболевания как вызванного одержимостью демонами достигла своего апогея в течение длительного периода увлечения колдовством (15-17 века) в Европе и в колониальной Северной Америке.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Так называемые сумасшедшие дома, такие как Бедлам (основанный в Лондоне в 1247 году) и Бисетр (парижский приют для мужчин), были типичными для психиатрических учреждений 18-го века, в которых страдающих обычно сковывали наручниками.Часто считалось, что обитатели этих мест лишены человеческих чувств, и их руководство было безразличным, если не жестоким; Первоочередной задачей было изолировать психически больных от обычного общества. В британской колониальной Америке душевнобольные люди часто продавались с аукциона для ухода (или эксплуатации) фермеров; некоторые были изгнаны из городов по решению суда, а других поместили в богадельни. Только после более чем столетней колонизации в Вильямсбурге, штат Вирджиния, было создано первое британское колониальное убежище для душевнобольных.в 1773 году. В 1790-х годах французский реформатор Филипп Пинель возмутил своих коллег-врачей, сняв цепи с 49 заключенных Бисетра. Примерно в то же время Уильям Тьюк, квакерский торговец чаем и кофе, основал Йорк (Англия) Retreat, чтобы обеспечить гуманное обращение. Бенджамин Раш, врач и подписавший Декларацию независимости, также выступал за защиту прав безумных. Несмотря на этот прогресс, в Соединенных Штатах прошло более полувека независимости, прежде чем Доротея Дикс, учительница из штата Мэн, обнаружила, что в Массачусетсе сумасшедшие содержатся в тюрьме вместе с обычными преступниками.Ее личный крестовый поход в 1840-х годах привел к шквалу институциональной экспансии и реформ в ее собственной стране, Канаде и Великобритании.

Доротея Дикс, портрет С.Б. Во, 1868; в больнице Святой Елизаветы, Вашингтон, округ Колумбия

Предоставлено больницей Святой Елизаветы, Вашингтон, округ Колумбия

В то время как эти новаторские гуманитарные усилия имели тенденцию к улучшению условий, одним из незапланированных результатов было постепенное сосредоточение внимания на централизованных, поддерживаемых государством учреждениях, в которых пострадавшие были изолированы, часто вдали от семьи и друзей.Несчастные обитатели того, что в моде называлось психиатрическими больницами, в основном скрытые от общественного внимания, все чаще становились жертвами старых форм жестокого обращения и пренебрежения.

Современные подходы

Современное движение за психическое здоровье получило свой первый импульс благодаря энергичному руководству Клиффорда Уиттингема Бирса, бывшего психически больного из Коннектикута. Впервые опубликованный в 1908 году, его отчет о том, что он пережил, A Mind That Found Itself, продолжает переиздаваться на многих языках, вдохновляя последующие поколения студентов, психиатров и неспециалистов на улучшение условий психиатрической помощи на местах. сообщества, в школах и больницах.При поддержке видных деятелей, в том числе выдающихся профессионалов, Бирс в 1908 году организовал Коннектикутское общество психической гигиены, первую ассоциацию такого рода. В ее уставе на членов возложена ответственность за те же дела, которые продолжают касаться ассоциаций психиатров по сей день: улучшение стандартов ухода за психически больными, профилактика психических расстройств и умственной отсталости, сохранение психического здоровья и распространение достоверной информации.Менее чем через год, 19 февраля 1909 года, в Нью-Йорке Бирс сформировал Национальный комитет по психической гигиене, который, в свою очередь, сыграл важную роль в организации Национальной ассоциации психического здоровья в 1950 году.

В то время как философские и научные основы международного движения за психическое здоровье были широко доступны, Бирс, похоже, послужил каталитической искрой. Чарльз Дарвин и его современники уже разрушили традиционные верования в неизменный человеческий вид с фиксированными возможностями.К тому времени, когда Бирс начал свою публичную агитацию, стало понятно, что развивающиеся дети не должны страдать от некоторых парализующих ограничений, налагаемых на их родителей. Недавно появившаяся научная психология выявила некоторые механизмы, с помощью которых окружающая среда оказывает свое влияние на индивидуальную адаптацию, вселяя надежду на то, что родители и сообщество могут создать среду, которая улучшит рост и благополучие детей сверх уровней, которые когда-то считались возможными. В этом духе движение за психическое здоровье рано вдохновило на создание детских консультаций и образовательных программ для родителей и общественности в целом.

Психиатрические и психологические изменения во время и после Первой мировой войны дали новый импульс движению. За тот же период европейское развитие психоанализа, инициированное Зигмундом Фрейдом в Вене, уделяло большое внимание детскому опыту как основным детерминантам психиатрических симптомов и привело во всем мире к повышению осведомленности общественности о психологических и социально-средовых элементах как основных факторах развития. психических расстройств.

Психическая гигиена | Статья о психической гигиене в The Free Dictionary

— разделе гигиены, изучающем меры и средства для создания, защиты и укрепления психического здоровья и предотвращения психических заболеваний.Теоретические основы психической гигиены включают социальную и общую психологию, психотерапию, социальную психиатрию и физиологию высшей нервной деятельности.

Гален написал первую специализированную работу по психической гигиене — Гигиена страстей или Моральная гигиена . Идея о том, что психическое здоровье зависит от социальной жизни, была предложена П. Дж. Г. Кабанисом. Основоположник психогигиены в России И. П. Мержеевский считал высокие стремления и интересы человека важнейшим средством защиты психического здоровья и повышения производительной активности.

В СССР психогигиена подчеркивает социальные меры, такие как улучшение условий труда и жизни; систематическое формирование у подростков активных, социально значимых установок; и профессиональная ориентация для содействия практическому применению этих взглядов. Кроме того, психическая гигиена в СССР делает упор на образовательном подходе и обучении определенным методам контроля своего психического состояния и самоощущения. Наблюдение за пациентами с нервными и психическими расстройствами в диспансерах — важный метод психической гигиены.

К наиболее актуальным задачам психогигиены относится профилактика психических травм у детей и разработка методов повышения эффективности обучения в средней и высшей школе с целью предотвращения чрезмерного нервного и психологического напряжения.

Последствия научно-технической революции повышают важность контроля психологического климата в малых и больших группах и поиска способов повышения психической устойчивости работников, выполняющих все более сложные работы.