Содержание

Мировоззрение — это… Что такое Мировоззрение?

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

История термина

Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Шеллинга[2]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка[3]). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.

Классификация

Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение

[4].

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

См. также

Примечания

Литература

  • Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
  • Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
  • Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
  • Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
  • Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
  • Шелер М. Философское мировоззрение. — В кн.: Шелер М. Избр. произв. М., 1994.
  • Jaspers K.. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
  • Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.

Мировоззрение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.

История термина

Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант, однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга[3]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже 1902 года[4]). Вместе с тем в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А. М. Деборин (

Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение).

Типы мировоззрения

Называют обыденное мировоззрение. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное

Религиозное мировоззрение (лат. religare — воссоединять) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.

Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

См. также

Примечания

Литература

На русском языке
  • Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.
  • Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
  • Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
  • Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
  • Дильтей В.
    Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
  • Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
  • Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
  • Захаров М. М. К библии от науки, СпБ, 2018. https://ideologiya18.ru
На других языках
  • Jaspers K. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
  • Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.


мировоззрение — это… Что такое мировоззрение?

— система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.

Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д.

Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.

Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем.

Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью — природой и обществом. М. определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Социально-философский подход к проблеме М. обнаруживает его несводимость к теоретической, осознанной форме. М. предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе М. слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер. Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Истории известны различные виды М.: магическое, мифологическое, религиозное, философское, научное, а также различные смешанные их типы. Генезис системы М. обусловлен возрастными особенностями личности. М. возникает в раннем возрасте в сфере субъективно неосознанных, наивных, стихийных практических социальных отношений индивида. В нем в нераздельном сплаве слиты ощущения, чувства, желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления. На основе обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения формируется специфическая внутренняя схема, структура поведения, особая его программная матрица. Устойчивые и сохраняющиеся в системе М. планы, схемы, программы социального поведения личности по отношению к ее сознанию оказываются первичным, практически объективно обусловленным мировоззренческим уровнем. Элементами его выступают способности, навыки, сноровка, умения, практические способы организации деятельности во времени и т.д. В подростковом и юношеском возрасте система М. дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера рефлексии, интроспекции, самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация. Элементами этого уровня выступают потребности, мотивы, интересы, идеалы, принципы, цели и убеждения личности. Завершающим уровнем системы М. выступает совокупность субъективно осмысленных «результатов» собственной деятельности, что воплощается в личностной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности. Таким образом, субъективно усвоенные программы социальной деятельности, рационально, вербально выраженные ее принципы и, наконец, субъективно представленные и оцененные результаты социальной деятельности индивида (или группы) образуют макроструктуру системы М. М. — фундаментальное социальное качество индивида, его формирование каждый раз, с каждым новым поколением воссоздается снова и снова как задача исторически непреходящая. Для взрослого психически нормального человека система М. выступает внутренним законом его жизни, утвердившимся в результате сложного процесса познания окружающей действительности, самопознания и самооценки. По отношении к самой личности М. выступает первичным субъективным феноменом, внутренне обусловливающим ее поведение. М. превращает это поведение в относительно автономный, ответственный акт. Формируясь первоначально как некое следствие предшествовавших социальных связей и практического опыта индивида, М. затем превращается во внутреннюю причину, детерминирующую всю совокупность последующего его социального поведения в виде соответствующие идеалов и норм. Генезис М., а затем и его сознательное формирование представляет собой прежде всего сложную практическую и когнитивную самодеятельность субъекта. На разных этапах преобладающее значение могут получать либо внешние воздействия и влияния, либо внутренняя активная позиция субъекта. Поэтому весь процесс может подвергаться значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям. Так, существенными средствами манипулирования формированием принципов социального поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни; ограниченные возможности культурного развития; препарированная, неполная и неадекватная социальная информация и т.д. Тем самым индивид намеренно лишается возможности свободного и осознанного выбора собственной социальной ориентации. Система М. личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности. Но в исторических условиях тоталитарного общества активно и агрессивно насаждаемые идеи способны формировать внешне однородную мировоззренческую ориентацию значительных масс людей, насильно подчиняя их индивидуальность той или иной излюбленной социальной идее (как результат — фанатизм: религиозный, националистический, коммунистический). Социальной основой и целью прогрессивного демократического развития общества выступает свободный самодеятельный человек, самостоятельно формирующий свой внутренний субъективный мир и принципы жизнедеятельности, сознательно выбирающий условия своего социального существования. Система М. как социальное «ядро» личности обусловливает ее целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

Мировоззрение — Большая советская энциклопедия

Мировоззре́ние

Система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.

М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.

Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл), стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.

В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.

В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).

Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.

А. Г. Спиркин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ (Weltanschauung, Worldoutlook, vision du monde) – система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы… Новая философская энциклопедия
  2. Мировоззрение — Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежит миропонимание, т.е. совокупность определённых знаний о мире. Педагогический терминологический словарь
  3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. Новейший философский словарь
  4. мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — систематическое единство многообразия обобщенных, непосредственно связанных с осознаваемыми интересами людей убеждений относительно сущности природных или социальных явлений, или же их совокупности. Несмотря на этимологию слова «М. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  5. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Большой энциклопедический словарь
  6. мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ -я; ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Люди разных мировоззрений. Материалистическое м. М. социал-демократа. ◁ Мировоззренческий, -ая, -ое. М-ие вопросы. М-ие проблемы. Толковый словарь Кузнецова
  7. мировоззрение — -я, ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Коммунистическое мировоззрение. Люди разных мировоззрений. □ Долго мне говорил этот первобытный человек о своем мировоззрении. Малый академический словарь
  8. мировоззрение — Простое по своим очевидным составляющим слово: «воззрение на мир», «представление о мире». Пожалуй, следует лишь добавить, что скалькировано оно с немецкого Weltanschauung, в котором Welt – это «мир», a Anschauung – «взгляд», «воззрение». Этимологический словарь Крылова
  9. мировоззрение — мировоззрение ср. 1. Система взглядов на окружающий мир, на место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной действительности и друг к другу. 2. Соответствующие этой системе убеждения и идеалы. Толковый словарь Ефремовой
  10. мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ, я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество. | прил. мировоззренческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. мировоззрение — орф. мировоззрение, -я Орфографический словарь Лопатина
  12. мировоззрение — МИРОВОЗЗР’ЕНИЕ, мировоззрения, ср. (·книж. ). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение. Толковый словарь Ушакова
  13. мировоззрение — мировоззре́ние калька из нем. Weltanschauung – то же; см. Унбегаун, RЕS 12, 39. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. мировоззрение — см. >> воззрение, мнение Словарь синонимов Абрамова
  15. мировоззрение — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  16. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — англ. world-view; нем. Weltanschauung. Система взглядов на мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей… Социологический словарь
  17. мировоззрение — Мир/о/воз/зр/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  18. Мировоззрение — Комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Словарь по культурологии
  19. мировоззрение — Мировоззрение, мировоззрения, мировоззрения, мировоззрений, мировоззрению, мировоззрениям, мировоззрение, мировоззрения, мировоззрением, мировоззрениями, мировоззрении, мировоззрениях Грамматический словарь Зализняка

Мировоззрение — это… Что такое Мировоззрение?

        система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.

         М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

         Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

         Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

         Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.

         Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

         М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл), стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

         М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

         В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.

         В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.

         В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).

        

         Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.

         А. Г. Спиркин.

Мировозрение — это… Что такое Мировозрение?

Мировоззре́ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Одна из основных категорий философии познания, человека, религии и быта. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

Мировоззрение — это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, ценностей, чувств, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Широко распространено внерефлексивное мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.

  • Мифологическое мировоззрение

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

  • Религиозное мировоззрение

Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии либо как веры в сверхъестественное, либо как совокупности учений, подразумевающих дихотомию сакрального и профанного, либо связанную с верой в Бога (или богов).

Мифологическое и религиозное мировоззрения тесно взаимосвязаны и даже совпадают по ряду пунктов: 1) чаще всего религиозное мировоззрение предполагает наличие в нем мифологической системы; 2) мифологическое мировоззрение основано на религиозной вере; 3) мифологическое сознание, как и религиозное в ряде случаев(напр., в буддизме, в религиях Китая, первобытных формах религии) не содержит такого элемента, как «вера в сверхъестественное».

Список таких совпадений можно дополнить.

  • Философский тип мировоззрения.

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной. Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное. Элитарность заключается в следующем: Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно. Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте. Философия не имеет практической значимости.


Основные мировоззренческие принципы В основе типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира.

Атеизм — отрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии[1][2]. С точки зрения последовательного атеизма первоначалом мира является материя, из чего следует, что единственным источником всякого знания является чувственный опыт(сенсуализм). Последовательное же развитие сенсуализма приводит к скептицизму.

Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм-теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт. В этом случае критерием истины является мнение отдельно взятого индивида.Поскольку познавательные способности и опыт отдельного взятого человека ограничены, то сенсуалисты приходят к выводу о невозможности определенного суждения о том, что выходит за грани его индивидуального опыта. Обращаясь к проблеме человека, скептицизм неизбежно приходит к отрицанию смысла человеческой жизни.Поэтому субъект волен сам придумывать для себя смысл и соответственно своим соображениям определять жизненные цели, которые, на практике, заключаются в достижении различных удовольствий.

Пантеизм— вера в существование безличностного одушевленного первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевленная система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология(Пифагор, натурфилософы), так и гносеология(Платон, Аристотель и др.)С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности-интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция., предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.

Креационизм-вера в существование Бога как первопричины мира. Из креационного принципа следует, что природа мира отлична от природы Творца. Человек в соответствии с Библейским откровением создан по образу и подобию Бога и в силу этого способен познавать законы природы.

Всё вышеперечисленное имеет непосредственное применение только к части термина

Мировоззрение

 

, определяющей его как некое стремление понять сущность происходящего. На самом же деле этот термин имеет более широкое применение и значение. Именно мировоззрение является категорией , разделы и подразделы которой призваны объяснять основные принципы появления, развития и применения всего происходящего. А значит Эта категория включает в себя следующие разделы.

Раздел научное мировоззрение Вместо «Научная картина мира», включить Физика http://ru.wikipedia.org/?oldid=14410899 Химия http://ru.wikipedia.org/?oldid=15104037 Биология http://ru.wikipedia.org/?oldid=15202240 Математика http://ru.wikipedia.org/?oldid=14856615 , в том числе геометрия http://ru.wikipedia.org/?oldid=15051338

Каждый из этих подразделов основан на выявление источников происхождения предметов изучения, закономерностях развития и способах применения.

Уважаемые участники, если вы владеете возможностями данного сайта, пожалуйста, помогите правильно оформить и дополнить данный раздел. С наилучшими намерениями. —Я. Женщина 07:36, 21 апреля 2009 (UTC) —>

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия: Атеизм
  2. Kai Nielsen, Энциклопедия Британника: Atheism: «…a more adequate characterization of atheism consists in the more complex claim that to be an atheist is to be someone who rejects belief in God for [reasons that depend] on how God is being conceived.»

Мировоззрение

 

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Что такое мировоззрение?

Одна из самых больших проблем современного общества — это влияние общих изменений и ускорения на психологию человека. Ни индивидуальные умы, ни коллективная культура, похоже, не способны справиться с непредсказуемыми изменениями и растущей сложностью. Возрастают стресс, неуверенность и разочарование, умы перегружены информацией, фрагменты знаний, ценности размываются, отрицательные события постоянно преувеличиваются, а положительные игнорируются.В результате возникла атмосфера нигилизма, тревоги и отчаяния. Хотя мудрость, накопленная в прошлом, во многом потеряла свою ценность, у нас также нет четкого видения будущего. В результате, похоже, не осталось ничего, что могло бы направлять наши действия.

Что нам нужно, так это структура, которая связывает все воедино, которая позволяет нам понять общество, мир и наше место в нем, и которая может помочь нам принимать важные решения, которые будут определять наше будущее. Он синтезировал бы мудрость, собранную в различных научных дисциплинах, философиях и религиях.Вместо того, чтобы сосредотачиваться на маленьких частях реальности, это дало бы нам картину целого. В частности, это поможет нам понять и, следовательно, справиться со сложностями и изменениями. Такую концептуальную основу можно назвать «мировоззрением».

Бельгийский философ Лео Апостель посвятил свою жизнь развитию такого целостного мировоззрения. Как он быстро понял, сложность этой задачи слишком велика для одного человека. Таким образом, большая часть усилий Apostel была направлена ​​на то, чтобы собрать людей с различным научным и культурным образованием для совместной работы над этой задачей.Только в последние годы своей жизни после нескольких неудачных попыток ему удалось создать такую ​​организацию: группу «Мировоззрение», в которую входят люди из самых разных дисциплин, таких как инженерия, психиатрия, теология, теоретическая физика, социология и биология.

Их первым крупным продуктом была небольшая книга под названием «Мировоззрение: от фрагментации к интеграции». Этот буклет — призыв к оружию, программа, в которой перечислены цели, а не достижения. Его главный вклад — четкое определение того, что такое мировоззрение и какие его компоненты являются необходимыми.Группа «Мировоззрение» продолжала работать над различными компонентами и аспектами этой общей цели. Многие из его членов также участвуют в новом междисциплинарном исследовательском центре при Свободном университете Брюсселя, названном в честь Лео Апостеля: «Центр Лео Апостель».

В книге перечислены семь основных компонентов мировоззрения. Я буду обсуждать их один за другим, используя формулировку, которая немного отличается от той, что изложена в книге, но которая отражает основные идеи.

Модель мира
Она должна позволить нам понять, как мир функционирует и как он устроен. «Мир» здесь означает совокупность, все, что существует вокруг нас, включая физическую вселенную, Землю, жизнь, разум, общество и культуру. Мы сами — важная часть этого мира. Поэтому мировоззрение должно также отвечать на основной вопрос: «Кто мы?».
Пояснение
Предполагается, что второй компонент объясняет первый.Он должен отвечать на вопросы: «Почему мир такой, какой он есть? Откуда все это взялось? Откуда мы пришли?». Это, пожалуй, самая важная часть мировоззрения. Если мы сможем объяснить, как и почему возникло то или иное явление (скажем, жизнь или разум), мы сможем лучше понять, как это явление функционирует. Это также поможет нам понять, как это явление будет развиваться дальше.
Футурология
Эта экстраполяция прошлой эволюции в будущее определяет третий компонент мировоззрения: футурологию .Он должен ответить на вопрос «Куда мы идем?» Это должно дать нам список возможностей более или менее вероятного развития событий в будущем. Но это поставит нас перед выбором: какую из альтернатив нам следует продвигать, а каких следует избегать?
Значения
Это более фундаментальный вопрос ценности: «Что есть добро, а что зло?» Теория ценностей определяет четвертый компонент мировоззрения. Он включает в себя мораль или этику, систему правил, которая говорит нам, как мы должны или не должны вести себя.Это также дает нам ощущение цели, направления или набора целей, которыми мы руководствуемся. Вместе с ответом на вопрос «почему?» Ответ на вопрос «зачем?» Может помочь нам понять настоящий смысл жизни.
Действие
Однако знать, к чему стремиться, еще не означает знать, как этого добиться. Следующим компонентом должна быть теория действия (праксиология). Это ответит на вопрос «Как нам действовать?» Это помогло бы нам решать практические задачи и реализовывать планы действий.
Знания
Планы основаны на знаниях и информации, на теориях и моделях, описывающих явления, с которыми мы сталкиваемся. Следовательно, нам нужно понять, как мы можем построить надежные модели. Это компонент приобретения знаний . Это эквивалентно тому, что в философии называется «эпистемологией» или «теорией познания». Это должно позволить нам отличать лучшие теории от худших. Он должен ответить на традиционный философский вопрос «Что правда, а что ложь?»
Строительные блоки
Последний пункт в повестке дня строителя мировоззрения не предназначен для ответа на какой-либо фундаментальный вопрос.Это просто напоминает нам о том, что мировоззрение невозможно разработать с нуля. Для начала вам нужны строительные блоки. Эти строительные блоки можно найти в существующих теориях, моделях, концепциях, руководящих принципах и ценностях, разбросанных по различным дисциплинам и идеологиям. Это определяет седьмой компонент: фрагментов мировоззрения как отправную точку .
В качестве примера того, как может быть достигнуто мировоззрение, проект Principia Cybernetica начал создание эволюционно-системного мировоззрения, которое начинается с различных концепций и принципов, разработанных в кибернетике, теории систем и теории эволюции.Его мировоззрение можно резюмировать в виде ответов на список вечных философских вопросов.

Кибернетическая модель мировоззрения

Очевидно, несвязанные компоненты мировоззрения на самом деле можно понимать как часть всеобъемлющей схемы, описывающей взаимодействие между системой или собой и миром или окружающей средой. В кибернетике автономная система или агент концептуализируется как система управления, которая пытается достичь своих целей или ценностей, инициируя правильные действия, которые компенсируют нарушения, создаваемые окружающей средой.Для этого ему необходимо воспринимать или получать информацию о последствиях своих действий и последствиях событий, происходящих в мире. В частности, ему необходимо понимать, как определенные события (прошлое) вызывают другие события (будущее), то есть ему нужна модель, которая позволяет ему объяснять и предвидеть события. Первые шесть компонентов мировоззрения охватывают все фундаментальные аспекты этой схемы управления, как показано на следующем рисунке. Компоненты мировоззрения ( полужирным шрифтом ) написаны над соответствующими компонентами схемы управления.


Авторские права © 2000 Principia Cybernetica — Ссылка на эту страницу

Автор
F. Heylighen,

Дата
17 апреля 2000 г. (изменено)
9 декабря 1996 г. (создано)

.

Что такое мировоззрение ?: Часть 2

Эта статья является частью книги «Что такое мировоззрение? серии.

Важность мировоззрения

В своей вводной статье я представил концепцию мировоззрения и роль, которую мировоззрение играет в нашей жизни. В этом посте я хочу обозначить пять причин, почему важно осознавать мировоззрение.

1. Мировоззрение служит необходимой основой и основой для наших мыслей и действий.

Вы когда-нибудь наблюдали, как строится дом? Вы, несомненно, заметили, что дом состоит из двух основных компонентов: его фундамента и каркаса. Эти два компонента придают дому его основную стабильность, форму и структуру. Аналогичный принцип применим и к вашей мыслительной жизни: для этого нужны фундаментальные предположения и рамки руководящих принципов, чтобы обеспечить вашему мышлению базовую стабильность, форму и структуру. Например, вы не можете вразумительно рассуждать о своем опыте без некоторых основных предпосылок о том, каков ваш опыт, откуда он и какие принципы разума вы можете применить к нему — даже если вы принимаете эти предпосылки как должное и не размышляете сознательно. на них.

Как христиане, мы призваны подчинить всю свою жизнь — включая мышления — Богу и Его богооткровенному слову.

2. Наше мировоззрение оказывает наибольшее влияние на то, как мы интерпретируем наш опыт и реагируем на него.

Как получается, что люди, живущие в одном районе, с очень похожим опытом окружающего мира, могут прийти к столь радикально разным выводам о мире и о том, как нам в нем жить? Основная причина в том, что у этих людей различных мировоззрения .

Возьмем только один пример. Многие люди думают, что научные доказательства, подтверждающие дарвиновскую теорию эволюции, неопровержимы и бесспорны, так что любой, кто сомневается в этой теории, должен быть (используя памятные слова Ричарда Докинза) невежественным, глупым, безумным или злым. Тем не менее, столько же людей — я один из них — думают, что научное изучение органической жизни указывает в совершенно другом направлении, а именно на существование Разумного Создателя, стоящего за миром природы.Чем объясняется это резкое несогласие? Это потому, что одна сторона имеет доступ к массе доказательств, которых нет у другой? Это потому, что одна группа более знакома с научными данными, чем другая?

Нет, это не может быть причиной. Научные доказательства общедоступны. Его может изучить и оценить каждый. По обе стороны дискуссии есть очень умные и хорошо информированные ученые. Объяснение резкого разногласия лежит не в самих доказательствах, а в интерпретации доказательств — и эта интерпретация определяется, в большей степени, чем что-либо еще, мировоззрением людей, интерпретирующих доказательства (в частности, допускает ли их мировоззрение разумные сверхъестественные причины).

3. Христиане призваны мыслить по-христиански .

Как христиане, мы призваны подчинить всю свою жизнь — включая наше мышление — Богу и Его богооткровенному слову (Матф. 22: 37-38; Луки 11:28; Рим. 12: 1-2; Джош. 1: 8). Мы должны использовать свой разум явно христианским образом, стремясь думать о Божьих мыслях после Него и интерпретировать наш опыт в Божьем мире в соответствии со словом Божьим (Иоанна 17:17; 2 Кор. 10: 4-5; Кол. 2: 6-8).Один важный способ, которым мы можем выполнить это призвание, — это сознательно принять и развивать библейское христианское мировоззрение, стремясь последовательно применять его ко всем аспектам нашей жизни.

4. Каждая религия отражает мировоззрение, и каждая светская идеология отражает мировоззрение.

Сегодня в мире представлено поразительное количество религий (по большинству оценок, их число исчисляется тысячами), и различия между ними могут быть очень разительными. Но все эти религии имеют по крайней мере одну общую черту: каждая представляет собой своеобразный взгляд на реальность — особый способ взгляда на Вселенную и свое место в ней.Короче говоря, каждая религия отражает определенное мировоззрение .

Джеймс Н. Андерсон

Очень креативный и интерактивный ресурс, посвященный апологетике, помогает читателям определить и оценить 21 различных мировоззрений с помощью вопросов типа «да или нет» и простых для понимания описаний. В приложениях есть ответы на общие вопросы и предложения для дальнейшего чтения.

То, что верно в отношении религий, верно и в отношении секулярных (нерелигиозных) идеологий, таких как дарвинизм, марксизм, экзистенциализм и постмодернизм.У каждого свой особый взгляд на реальность: на то, что окончательно, что хорошо, что за существа мы и как нам жить.

5. Один из наиболее плодотворных и эффективных способов взаимодействия с нехристианскими религиями и идеологиями — это думать о них с точки зрения того мировоззрения, которое они отражают.

христиан не призваны жить в христианских гетто, общаясь и общаясь только с собратьями-христианами. Скорее, мы призваны взаимодействовать с людьми, которые не разделяют нашу особую веру, обычаи и фундаментальные обязательства.Но как мы можем сделать это плодотворно и эффективно?

Если каждый — христианин или нехристиан, религиозный или нерелигиозный — имеет мировоззрение, которое служит основой и рамкой для всех его мыслей и действий, формируя их интерпретацию мира, имеет смысл взаимодействовать с их на этом базовом уровне . Если мы собираемся эффективно взаимодействовать как с отдельными неверующими, так и с нехристианскими системами верований, имеет смысл сделать это с точки зрения лежащих в их основе мировоззрений.

Другие сообщения серии


Джеймс Н. Андерсон (доктор философии, Эдинбургский университет), адъюнкт-профессор теологии и философии реформатской теологической семинарии в Шарлотте, Северная Каролина, и рукоположенный священник в Ассоциированной реформатской пресвитерианской церкви. Андерсон является членом Общества христианских философов, Британского общества философии религии и Евангелического философского общества.


Популярные статьи этой серии

Посмотреть все


.

 Что такое мировоззрение?  Почему это важно?  Каковы конкурирующие мировоззрения?  Что такое христианское мировоззрение?

Презентация на тему: « Что такое мировоззрение?  Почему это важно?  Каковы конкурирующие мировоззрения?  Что такое христианское мировоззрение?» — стенограмма презентации:

1

2  Что такое мировоззрение?  Почему это важно?  Каковы конкурирующие мировоззрения?  Что такое христианское мировоззрение?

3  Мировоззрение — это основа наших основных убеждений, которая формирует наше видение мира и мира, а также является основой наших решений и действий.- Филлипс, Браун и Стоунстрит, «Размышляя о своем мире».

4  Мировоззрение: любая идеология, философия, теология, движение или религия, которые обеспечивают всеобъемлющий подход к пониманию Бога, мира и отношения человека к Богу и миру. http://www.summit.org/resources/worldview- dictionary / worldview /

5  Проследите, чтобы никто не взял вас в плен философией и пустым обманом, согласно человеческим традициям, согласно элементарным духам мира, а не согласно Христу.Колоссянам 2: 8

6  христианство  ислам  секулярный гуманизм  марксистско-ленинский  космический гуманист постмодерн


7 1. Теология 2. Философия 3. Биология 4. Психология 5. Этика 6. Социология 7. Право 8. Политика 9. Экономика 10. История

8  Мы разрушаем аргументы и все возвышенные мнения, выдвинутые против познания Бога, и берем в плен все мысли, чтобы повиноваться Христу.

9  В теологии доказательства существования личного и святого Бога, созданной вселенной и земли, подготовленной для человеческой жизни, намного перевешивают любые аргументы в пользу атеизма или пантеизма.

10  В философии представление о том, что разум (логос) предшествует материи, намного превосходит атеистическую позицию, согласно которой материя предшествует разуму.

11  В биологии концепция живого Бога, создавшего жизнь, соответствует доказательствам лучше, чем любое понятие спонтанного зарождения и эволюции.

12  В психологии понимание людей как изначально грешных существ, нуждающихся в Спасителе, намного перевешивает представление о них как о изначально совершенных и свободных от вины.

.