Что это такое мировоззрение: Мировоззрение: что это и какова его структура, виды и функции
Мировоззрение — это… Что такое Мировоззрение?
Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
История термина
Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Шеллинга[2]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка[3]). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.
Классификация
Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философское
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
См. также
Примечания
Литература
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
- Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
- Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
- Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
- Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
- Шелер М. Философское мировоззрение. — В кн.: Шелер М. Избр. произв. М., 1994.
- Jaspers K.. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
- Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.
Мировоззрение — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
История термина
Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант, однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга[3]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже 1902 года[4]). Вместе с тем в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А. М. Деборин (
Типы мировоззрения
Называют обыденное мировоззрение. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное
Религиозное мировоззрение (лат. religare — воссоединять) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
См. также
Примечания
Литература
- На русском языке
- Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.
- Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
- Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
- Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
- Дильтей В.
- Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
- Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
- Захаров М. М. К библии от науки, СпБ, 2018. https://ideologiya18.ru
- На других языках
- Jaspers K. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
- Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.
мировоззрение — это… Что такое мировоззрение?
— система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем.
Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью — природой и обществом. М. определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Социально-философский подход к проблеме М. обнаруживает его несводимость к теоретической, осознанной форме. М. предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе М. слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер. Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Истории известны различные виды М.: магическое, мифологическое, религиозное, философское, научное, а также различные смешанные их типы. Генезис системы М. обусловлен возрастными особенностями личности. М. возникает в раннем возрасте в сфере субъективно неосознанных, наивных, стихийных практических социальных отношений индивида. В нем в нераздельном сплаве слиты ощущения, чувства, желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления. На основе обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения формируется специфическая внутренняя схема, структура поведения, особая его программная матрица. Устойчивые и сохраняющиеся в системе М. планы, схемы, программы социального поведения личности по отношению к ее сознанию оказываются первичным, практически объективно обусловленным мировоззренческим уровнем. Элементами его выступают способности, навыки, сноровка, умения, практические способы организации деятельности во времени и т.д. В подростковом и юношеском возрасте система М. дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера рефлексии, интроспекции, самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация. Элементами этого уровня выступают потребности, мотивы, интересы, идеалы, принципы, цели и убеждения личности. Завершающим уровнем системы М. выступает совокупность субъективно осмысленных «результатов» собственной деятельности, что воплощается в личностной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности. Таким образом, субъективно усвоенные программы социальной деятельности, рационально, вербально выраженные ее принципы и, наконец, субъективно представленные и оцененные результаты социальной деятельности индивида (или группы) образуют макроструктуру системы М. М. — фундаментальное социальное качество индивида, его формирование каждый раз, с каждым новым поколением воссоздается снова и снова как задача исторически непреходящая. Для взрослого психически нормального человека система М. выступает внутренним законом его жизни, утвердившимся в результате сложного процесса познания окружающей действительности, самопознания и самооценки. По отношении к самой личности М. выступает первичным субъективным феноменом, внутренне обусловливающим ее поведение. М. превращает это поведение в относительно автономный, ответственный акт. Формируясь первоначально как некое следствие предшествовавших социальных связей и практического опыта индивида, М. затем превращается во внутреннюю причину, детерминирующую всю совокупность последующего его социального поведения в виде соответствующие идеалов и норм. Генезис М., а затем и его сознательное формирование представляет собой прежде всего сложную практическую и когнитивную самодеятельность субъекта. На разных этапах преобладающее значение могут получать либо внешние воздействия и влияния, либо внутренняя активная позиция субъекта. Поэтому весь процесс может подвергаться значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям. Так, существенными средствами манипулирования формированием принципов социального поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни; ограниченные возможности культурного развития; препарированная, неполная и неадекватная социальная информация и т.д. Тем самым индивид намеренно лишается возможности свободного и осознанного выбора собственной социальной ориентации. Система М. личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности. Но в исторических условиях тоталитарного общества активно и агрессивно насаждаемые идеи способны формировать внешне однородную мировоззренческую ориентацию значительных масс людей, насильно подчиняя их индивидуальность той или иной излюбленной социальной идее (как результат — фанатизм: религиозный, националистический, коммунистический). Социальной основой и целью прогрессивного демократического развития общества выступает свободный самодеятельный человек, самостоятельно формирующий свой внутренний субъективный мир и принципы жизнедеятельности, сознательно выбирающий условия своего социального существования. Система М. как социальное «ядро» личности обусловливает ее целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе.
Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
Мировоззрение — Большая советская энциклопедия
Мировоззре́ние
Система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.
М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.
Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл), стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.
В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).
Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.
А. Г. Спиркин.
Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ (Weltanschauung, Worldoutlook, vision du monde) – система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы… Новая философская энциклопедия
- Мировоззрение — Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежит миропонимание, т.е. совокупность определённых знаний о мире. Педагогический терминологический словарь
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. Новейший философский словарь
- мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — систематическое единство многообразия обобщенных, непосредственно связанных с осознаваемыми интересами людей убеждений относительно сущности природных или социальных явлений, или же их совокупности. Несмотря на этимологию слова «М. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Большой энциклопедический словарь
- мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ -я; ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Люди разных мировоззрений. Материалистическое м. М. социал-демократа. ◁ Мировоззренческий, -ая, -ое. М-ие вопросы. М-ие проблемы. Толковый словарь Кузнецова
- мировоззрение — -я, ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Коммунистическое мировоззрение. Люди разных мировоззрений. □ Долго мне говорил этот первобытный человек о своем мировоззрении. Малый академический словарь
- мировоззрение — Простое по своим очевидным составляющим слово: «воззрение на мир», «представление о мире». Пожалуй, следует лишь добавить, что скалькировано оно с немецкого Weltanschauung, в котором Welt – это «мир», a Anschauung – «взгляд», «воззрение». Этимологический словарь Крылова
- мировоззрение — мировоззрение ср. 1. Система взглядов на окружающий мир, на место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной действительности и друг к другу. 2. Соответствующие этой системе убеждения и идеалы. Толковый словарь Ефремовой
- мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ, я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество. | прил. мировоззренческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- мировоззрение — орф. мировоззрение, -я Орфографический словарь Лопатина
- мировоззрение — МИРОВОЗЗР’ЕНИЕ, мировоззрения, ср. (·книж. ). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение. Толковый словарь Ушакова
- мировоззрение — мировоззре́ние калька из нем. Weltanschauung – то же; см. Унбегаун, RЕS 12, 39. Этимологический словарь Макса Фасмера
- мировоззрение — см. >> воззрение, мнение Словарь синонимов Абрамова
- мировоззрение — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — англ. world-view; нем. Weltanschauung. Система взглядов на мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей… Социологический словарь
- мировоззрение — Мир/о/воз/зр/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
- Мировоззрение — Комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Словарь по культурологии
- мировоззрение — Мировоззрение, мировоззрения, мировоззрения, мировоззрений, мировоззрению, мировоззрениям, мировоззрение, мировоззрения, мировоззрением, мировоззрениями, мировоззрении, мировоззрениях Грамматический словарь Зализняка
Мировоззрение — это… Что такое Мировоззрение?
система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.
Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл), стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.
В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).
Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.
А. Г. Спиркин.
Мировозрение — это… Что такое Мировозрение?
Мировоззре́ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.
Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.
Одна из основных категорий философии познания, человека, религии и быта. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
Мировоззрение — это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, ценностей, чувств, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.
Широко распространено внерефлексивное мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.
- Мифологическое мировоззрение
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.
- Религиозное мировоззрение
Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии либо как веры в сверхъестественное, либо как совокупности учений, подразумевающих дихотомию сакрального и профанного, либо связанную с верой в Бога (или богов).
Мифологическое и религиозное мировоззрения тесно взаимосвязаны и даже совпадают по ряду пунктов: 1) чаще всего религиозное мировоззрение предполагает наличие в нем мифологической системы; 2) мифологическое мировоззрение основано на религиозной вере; 3) мифологическое сознание, как и религиозное в ряде случаев(напр., в буддизме, в религиях Китая, первобытных формах религии) не содержит такого элемента, как «вера в сверхъестественное».
Список таких совпадений можно дополнить.
- Философский тип мировоззрения.
Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной. Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное. Элитарность заключается в следующем: Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно. Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте. Философия не имеет практической значимости.
Основные мировоззренческие принципы В основе типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира.
Атеизм — отрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии[1][2]. С точки зрения последовательного атеизма первоначалом мира является материя, из чего следует, что единственным источником всякого знания является чувственный опыт(сенсуализм). Последовательное же развитие сенсуализма приводит к скептицизму.
Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм-теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт. В этом случае критерием истины является мнение отдельно взятого индивида.Поскольку познавательные способности и опыт отдельного взятого человека ограничены, то сенсуалисты приходят к выводу о невозможности определенного суждения о том, что выходит за грани его индивидуального опыта. Обращаясь к проблеме человека, скептицизм неизбежно приходит к отрицанию смысла человеческой жизни.Поэтому субъект волен сам придумывать для себя смысл и соответственно своим соображениям определять жизненные цели, которые, на практике, заключаются в достижении различных удовольствий.
Пантеизм— вера в существование безличностного одушевленного первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевленная система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология(Пифагор, натурфилософы), так и гносеология(Платон, Аристотель и др.)С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности-интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция., предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.
Креационизм-вера в существование Бога как первопричины мира. Из креационного принципа следует, что природа мира отлична от природы Творца. Человек в соответствии с Библейским откровением создан по образу и подобию Бога и в силу этого способен познавать законы природы.
Всё вышеперечисленное имеет непосредственное применение только к части термина
Мировоззрение
, определяющей его как некое стремление понять сущность происходящего. На самом же деле этот термин имеет более широкое применение и значение. Именно мировоззрение является категорией , разделы и подразделы которой призваны объяснять основные принципы появления, развития и применения всего происходящего. А значит Эта категория включает в себя следующие разделы.
Раздел научное мировоззрение Вместо «Научная картина мира», включить Физика http://ru.wikipedia.org/?oldid=14410899 Химия http://ru.wikipedia.org/?oldid=15104037 Биология http://ru.wikipedia.org/?oldid=15202240 Математика http://ru.wikipedia.org/?oldid=14856615 , в том числе геометрия http://ru.wikipedia.org/?oldid=15051338
Каждый из этих подразделов основан на выявление источников происхождения предметов изучения, закономерностях развития и способах применения.
Уважаемые участники, если вы владеете возможностями данного сайта, пожалуйста, помогите правильно оформить и дополнить данный раздел. С наилучшими намерениями. —Я. Женщина 07:36, 21 апреля 2009 (UTC) —>
Примечания
- ↑ Большая советская энциклопедия: Атеизм
- ↑ Kai Nielsen, Энциклопедия Британника: Atheism: «…a more adequate characterization of atheism consists in the more complex claim that to be an atheist is to be someone who rejects belief in God for [reasons that depend] on how God is being conceived.»
Мировоззрение
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
|
|
Что такое мировоззрение ?: Часть 2
Эта статья является частью книги «Что такое мировоззрение? серии.
Важность мировоззрения
В своей вводной статье я представил концепцию мировоззрения и роль, которую мировоззрение играет в нашей жизни. В этом посте я хочу обозначить пять причин, почему важно осознавать мировоззрение.
1. Мировоззрение служит необходимой основой и основой для наших мыслей и действий.
Вы когда-нибудь наблюдали, как строится дом? Вы, несомненно, заметили, что дом состоит из двух основных компонентов: его фундамента и каркаса. Эти два компонента придают дому его основную стабильность, форму и структуру. Аналогичный принцип применим и к вашей мыслительной жизни: для этого нужны фундаментальные предположения и рамки руководящих принципов, чтобы обеспечить вашему мышлению базовую стабильность, форму и структуру. Например, вы не можете вразумительно рассуждать о своем опыте без некоторых основных предпосылок о том, каков ваш опыт, откуда он и какие принципы разума вы можете применить к нему — даже если вы принимаете эти предпосылки как должное и не размышляете сознательно. на них.
Как христиане, мы призваны подчинить всю свою жизнь — включая мышления — Богу и Его богооткровенному слову.
2. Наше мировоззрение оказывает наибольшее влияние на то, как мы интерпретируем наш опыт и реагируем на него.
Как получается, что люди, живущие в одном районе, с очень похожим опытом окружающего мира, могут прийти к столь радикально разным выводам о мире и о том, как нам в нем жить? Основная причина в том, что у этих людей различных мировоззрения .
Возьмем только один пример. Многие люди думают, что научные доказательства, подтверждающие дарвиновскую теорию эволюции, неопровержимы и бесспорны, так что любой, кто сомневается в этой теории, должен быть (используя памятные слова Ричарда Докинза) невежественным, глупым, безумным или злым. Тем не менее, столько же людей — я один из них — думают, что научное изучение органической жизни указывает в совершенно другом направлении, а именно на существование Разумного Создателя, стоящего за миром природы.Чем объясняется это резкое несогласие? Это потому, что одна сторона имеет доступ к массе доказательств, которых нет у другой? Это потому, что одна группа более знакома с научными данными, чем другая?
Нет, это не может быть причиной. Научные доказательства общедоступны. Его может изучить и оценить каждый. По обе стороны дискуссии есть очень умные и хорошо информированные ученые. Объяснение резкого разногласия лежит не в самих доказательствах, а в интерпретации доказательств — и эта интерпретация определяется, в большей степени, чем что-либо еще, мировоззрением людей, интерпретирующих доказательства (в частности, допускает ли их мировоззрение разумные сверхъестественные причины).
3. Христиане призваны мыслить по-христиански .
Как христиане, мы призваны подчинить всю свою жизнь — включая наше мышление — Богу и Его богооткровенному слову (Матф. 22: 37-38; Луки 11:28; Рим. 12: 1-2; Джош. 1: 8). Мы должны использовать свой разум явно христианским образом, стремясь думать о Божьих мыслях после Него и интерпретировать наш опыт в Божьем мире в соответствии со словом Божьим (Иоанна 17:17; 2 Кор. 10: 4-5; Кол. 2: 6-8).Один важный способ, которым мы можем выполнить это призвание, — это сознательно принять и развивать библейское христианское мировоззрение, стремясь последовательно применять его ко всем аспектам нашей жизни.
4. Каждая религия отражает мировоззрение, и каждая светская идеология отражает мировоззрение.
Сегодня в мире представлено поразительное количество религий (по большинству оценок, их число исчисляется тысячами), и различия между ними могут быть очень разительными. Но все эти религии имеют по крайней мере одну общую черту: каждая представляет собой своеобразный взгляд на реальность — особый способ взгляда на Вселенную и свое место в ней.Короче говоря, каждая религия отражает определенное мировоззрение .
Джеймс Н. Андерсон
Очень креативный и интерактивный ресурс, посвященный апологетике, помогает читателям определить и оценить 21 различных мировоззрений с помощью вопросов типа «да или нет» и простых для понимания описаний. В приложениях есть ответы на общие вопросы и предложения для дальнейшего чтения.
То, что верно в отношении религий, верно и в отношении секулярных (нерелигиозных) идеологий, таких как дарвинизм, марксизм, экзистенциализм и постмодернизм.У каждого свой особый взгляд на реальность: на то, что окончательно, что хорошо, что за существа мы и как нам жить.
5. Один из наиболее плодотворных и эффективных способов взаимодействия с нехристианскими религиями и идеологиями — это думать о них с точки зрения того мировоззрения, которое они отражают.
христиан не призваны жить в христианских гетто, общаясь и общаясь только с собратьями-христианами. Скорее, мы призваны взаимодействовать с людьми, которые не разделяют нашу особую веру, обычаи и фундаментальные обязательства.Но как мы можем сделать это плодотворно и эффективно?
Если каждый — христианин или нехристиан, религиозный или нерелигиозный — имеет мировоззрение, которое служит основой и рамкой для всех его мыслей и действий, формируя их интерпретацию мира, имеет смысл взаимодействовать с их на этом базовом уровне . Если мы собираемся эффективно взаимодействовать как с отдельными неверующими, так и с нехристианскими системами верований, имеет смысл сделать это с точки зрения лежащих в их основе мировоззрений.
Другие сообщения серии
Джеймс Н. Андерсон (доктор философии, Эдинбургский университет), адъюнкт-профессор теологии и философии реформатской теологической семинарии в Шарлотте, Северная Каролина, и рукоположенный священник в Ассоциированной реформатской пресвитерианской церкви. Андерсон является членом Общества христианских философов, Британского общества философии религии и Евангелического философского общества.
Популярные статьи этой серии
Посмотреть все
.
Что такое мировоззрение? Почему это важно? Каковы конкурирующие мировоззрения? Что такое христианское мировоззрение?
Презентация на тему: « Что такое мировоззрение? Почему это важно? Каковы конкурирующие мировоззрения? Что такое христианское мировоззрение?» — стенограмма презентации:
1
2 Что такое мировоззрение? Почему это важно? Каковы конкурирующие мировоззрения? Что такое христианское мировоззрение?
3 Мировоззрение — это основа наших основных убеждений, которая формирует наше видение мира и мира, а также является основой наших решений и действий.- Филлипс, Браун и Стоунстрит, «Размышляя о своем мире».
4 Мировоззрение: любая идеология, философия, теология, движение или религия, которые обеспечивают всеобъемлющий подход к пониманию Бога, мира и отношения человека к Богу и миру. http://www.summit.org/resources/worldview- dictionary / worldview /
5 Проследите, чтобы никто не взял вас в плен философией и пустым обманом, согласно человеческим традициям, согласно элементарным духам мира, а не согласно Христу.Колоссянам 2: 8
6 христианство ислам секулярный гуманизм марксистско-ленинский космический гуманист постмодерн
7 1. Теология 2. Философия 3. Биология 4. Психология 5. Этика 6. Социология 7. Право 8. Политика 9. Экономика 10. История
8 Мы разрушаем аргументы и все возвышенные мнения, выдвинутые против познания Бога, и берем в плен все мысли, чтобы повиноваться Христу.
9 В теологии доказательства существования личного и святого Бога, созданной вселенной и земли, подготовленной для человеческой жизни, намного перевешивают любые аргументы в пользу атеизма или пантеизма.
10 В философии представление о том, что разум (логос) предшествует материи, намного превосходит атеистическую позицию, согласно которой материя предшествует разуму.
11 В биологии концепция живого Бога, создавшего жизнь, соответствует доказательствам лучше, чем любое понятие спонтанного зарождения и эволюции.
12 В психологии понимание людей как изначально грешных существ, нуждающихся в Спасителе, намного перевешивает представление о них как о изначально совершенных и свободных от вины.
.