Содержание

Детская сказкотерапия — Аналогий нет

Сказкотерапия — психологический прием, использующийся при работе и с взрослыми, и с детьми. Благодаря мягкому, но эффективному воздействию, использовать терапевтические сказки для решения психологических (обычно поведенческих) детских проблем могут и профессионалы, и родители.

А взрослые порой успешно решают свои проблемы самостоятельно, используя сборники терапевтических сказок самостоятельно.

Ввиду того, что сказкотерапия как признанный психологический метод выделен и признан не так давно, теория сказкотерапии разнится в зависимости от авторов конкретного пособия.

При этом совершенно очевидно, что сказка — самый древний прием в психологии и педагогике, использующийся еще тех времен, когда о существовании наук вообще и не подозревали.

Сказкотерапия — это терапия особой сказочной обстановкой, в которой проявляется личность, мечта. Сказки вселяют в ребенка надежду. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Терапевтические сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.

Классификация терапевтических сказок

Терапевтические сказки для детей, о которых мы сегодня будем говорить, можно классифицировать следующим образом в зависимости от цели сказкотерапии:

  • Психотератевтические, в т.ч. персонализированные,
  • Дидактические (обучающие),
  • Медиативные — снимающие стресс, помогающие заснуть или принять новорожденного братика/сестреку в семью,
  • Художественные (например русские народные сказки).

Сказкотерапию, как метод психологического воздействия, используют достаточно активно не только психологи, дефектологи и врачи.

Сказкотерапией пользуются в детских садах, школах и реабилитационных центрах.

Цель сказкотерапии

Цель сказкотерапии для детей: коррекция внутреннего состояния и поведения ребенка, помощь в преодолении страхов, обучение полезным навыкам (дидактические сказки), расслабление (медитативные сказки).

В широком смысле терапевтические сказки это те, что помогают научить чему-то малыша или поддерживают на каком-то жизненном этапе.

Терапевтические сказки — это воспитание на примерах, когда кто-то такой же, как сам малыш, переживает сходную ситуацию и учится чему-то новому.

Казалось бы, поучительной можно назвать любую сказку. Даже Колобок, если не учитывать его глубокого сакральный смысл, учит не убегать от взрослых и не разговаривать с незнакомцами.

Иллюстрация к сказке «Колобок» Е.Рачева

Архетипы сказок выделял и изучал еще Карл Юнг 150 лет назад. Однако, теперь детская художественная литература переживает небывалый расцвет и терапевтические сказки выделены в отдельный жанр. И множество современных авторов пишут подобные книги специально для решения какой-то конкретной проблемы.

Терапевтические сказки Хухлаевых

Сборники терапевтических сказок Ольги и Олега Хухлаевых получают все большую популярность, они даже стали авторами методических пособий по психологии в школе по ФГОС:

Тропинка к своему Я. 1-4 класс на Лабиринт, на Майшоп. 5-6 класс на Лабиринт, 7-8 класс на Майшоп. Дошкольникам на Озон, в Майшоп. (Ссылки даны исходя из наличия книг в книжных интернет-магазинах в данный момент)

Но родителей, конечно больше интересуют терапевтические сказки для чтения с детьми дома. У Хухлаевых терапевтических сказок несколько сборников:

Маленький принц и его Роза. Терапевтические сказки

Одна из самых важных проблем формирования ребенка — проблема жизненных ценностей. Но нередко родители, занятые на работе, забывают про формирование этого кусочка души, и тогда он наполняется «знаниями» из телевизионных программ, компьютерных стрелялок или вообще неизвестно откуда. Ребенок вырастает — взрослые удивляются…

Этот сборник — именно сказок «для души» для детей примерно 6-12 лет. Но постановки и решения проблемы, то есть конкретных психологических задач тут нет.

Хухлаевы. Терапевтические сказки. «Маленький принц и его роза» — на Лабиринт, на Озон, на Майшоп.

Волшебные капельки счастья. Терапевтические сказки


В этой книге размещены терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей 5-10 лет уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, высокую жизнестойкость. Терапевтические сказки позволят взрослым понять детский внутренний мир, помогут детям решить многие жизненные трудности.

Хухлаевы. Терапевтические сказки. «Волшебные капельки счастья» на Лабиринт, на Озон, в Майшоп.

Эта книга является дополненным переизданием «Терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми».

Лабиринты души. Терапевтические сказки

Это удивительные психотерапевтические сказки для взрослых и подростков Андрея Гнездилова: волшебные истории, врачующие душу. В них присутствует и разговор о важных вещах, сложных ситуациях, тонкий символизм, яркие образы.

Сборник терапевтических сказок «Лабиринты души» на Лабиринт.

50 терапевтических сказок от 33 капризов

Это популярный сборник терапевтических сказок для детей дошкольного возраста.

Эта книга пригодится, если ребенок… Грызет ногти. Отбирает чужие игрушки. Дразнит других. Не садится на горшок. Не хочет засыпать. Не хочет есть. Стесняется. Не любит рано вставать. Не любит одеваться. Обманывает родителей. Много смотрит телевизор. Боится боли. Ябедничает. Мучает животных. Не хочет ходить в садик. Боится темноты. Не убирает игрушки. Требует покупок в магазине. Не желает спать отдельно. Рождение второго ребенка. Развод родителей. Жадничает. Не заправляет кровать. Просится на руки на улице. Дерется. Не расстается с компьютером. Не любит умываться. Огрызается на родителей. Обожает сладкое.

50 терапевтических сказок от 33 капризов на Озон, в Майшоп.

Терапевтические сказки Ульевой

Педагог Елена Ульева является автором множества книг, часть из которых — сборники терапевтических сказок.

«Сказки от слезок для тех, кто маму не слушает» — на Лабиринт, но Озон, в Майшоп.

«Энциклопедия добрых дел. Сказки для малышей» — на Лабиринт, на Озон, в Майшоп.

«Я побеждаю страхи. Энциклопедия для малышей в сказках» — на Лабиринт, на Озон, в Майшоп.

Что такое сказкотерапия?

Сказочная терапия или сказкотерапия-один из методов психологической работы с детьми и взрослыми. В последнее время она набирает все большую популярность. Почему? Потому что сказки действуют ненавязчиво, и вызывают резонанс и у взрослых и у детей. И при этом, работают на 2 уровнях: на сознательном и бессознательном.

использует сказки для помощи в воспитании, образовании, развитии личности, устранении проблем и коррекции поведения, отношения. Лечение сказками позволяет преодолеть психологическое сопротивление любого человека, вне зависимости от возраста. И даже помогает в решении проблем, о которых человек не готов говорить вслух.  Сказкотерапию применяют в работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. 

Мы подсознательно верим сказкам, ведь их рассказывают нам наши близкие: мамы, папы, бабушки и дедушки. Сказки накапливали опыт социума и рассказывали его в простой форме незамысловатой форме. Сказки не требуют особых усилий чтобы что-то познать или выучить. Поэтому не напрягают человека.

Что такое сказка?

Сказки-это древние закодированные знания. А знания с древних времен передавались через притчи, сказки, легенды, мифы. Их любят все. Только чаще взрослые отдают предпочтение притчам, легендам, а не сказкам. Сказки содержат знания о смене времен года, планетах, животных, людях, жизненных процессах. Они ненавязчиво учат как надо относиться к себе, к окружающим людям и миру.

Сказки не анализируют чувства, а их герои и не размышляют над ними, по большей части. Они могут жалеть, могут страдать. Но сильного акцента на внутренних переживаниях не делается. В сказках нет сложных монологов, а их герои они не размышляют вслух. Но они раскрывают свои мысли в действии. Прямо и четко.

Человек всегда пытался выйти за узкие пределы своего состояния. За пределы обыденности. А сказка ему в этом помогает. Там есть место необычным животным, невиданным мирам, магии. Когда ребенок познает мир, ему все кажется волшебным, необыкновенным. И сказка является простым методом познать мир. Но сказка и магический мир, который возвращает взрослого к этому изначальному пониманию, когда все было впервые. Когда все загадочно и просто, а ты можешь стать кем угодно.

Могут ли сказки лечить?И как происходит этот процесс

Сказки имеют много прослоек. И каждый подслой имеет определенное значение, несет представления о мире и о себе. Процесс раскрытия этого внутреннего, глубокого смысла, обращения к знаниям, которые уже живут в бессознательной сфере человека и оказывает благотворное влияние. Это терапевтический процесс.

Это помогает людям внутренне успокоиться, взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, найти какой-то другой опыт, понимание. Понять себя: собственные мотивы, желания и потребности. Когда человек в детве слушает сказки, то он накапливает определенный список «жизненных ситуаций» и способов выхода из них. Конечно, не все они могут быть приемлемы для определенного человека, но самих вариантов накапливается много.

При работе с психологом сказочный психотерапевт обращается к жизненному опыту самого человека, его сказочному списку» жизненных ситуаций».  Это часто помогает найти лучшее жизненное решение.

О пользе сказок упоминалось у Э. Фромма, Э. Берна, Э. Гарднера, И. В. Вачкова, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Что может исправить сказкотерапия?

В детском возрасте сказкотерапия может научить хорошо относиться к животным, не бояться животных, чистить зубы, ходить на горшок, заботиться о себе, умываться, преодолевать страхи, более внимательно относиться к окружающим людям, принять свои особенности, принять смерть близких, полюбить читать книги и т.д.

Во взрослом состоянии сказки исправляют:

  • Отношения человека с самим собой и миром вокруг. Они помогают разобраться в себе, понять себя, свою роль и предназначение в этом мире. Помогают с вопросами развития своего потенциала, адаптации к новым условиям, в преодолении страхов и ограничений.
  • Отношения человека с близкими. Недопонимание между родителями и детьми, недопонимание супругов.
  • Отношения человека с окружающими. Одиночество, непонимание окружающих, напряженность в общении с другими людьми.

Сказочная терапия — это тонкий, органичный процесс активизации ресурсов и потенциала человека для внутренней человеческой натуры.

Многие сказотерапевты используют музыку как сопровождение. Еще один древний способ воздействия на нас. Некоторые используют расслабляющую музыку, некоторые более эмоциональные композиции.

Примеры сказкотерапии от психолога Елены Поднебесных

Занятие по сказкотерапиии для детей

Занятие по сказкотерапиии для взрослых

Перейти на страницу психолога Елены Поднебесной.

Прочитать интересные факты о Бабе-Яге.

Причины детской агрессии

Как изменить свою речь, чтобы ребенок вас слушал.

Мини-книга «Как приучить ребенка играть самостоятельно»

Что такое сказкотерапия и как ее практикуют? » Eva Blog

Первым оценивать сказки, притчи, басни и легенды, как метод воспитания, стал философ Карл Юнг. Он обратил внимание, что у народов мира, живущих далеко друг от друга, они имеют одинаковый сценарий. Предтечей современной сказкотерапии считается деятельность американского психотерапевта Эрика Берна. Уже в начале 20 века он утверждал, что жизненный план формируется у ребенка родителями до 6-ти лет, а в «программировании» такого сценария сказочные повествования занимают одну из ведущих позиций.

Что умеет сказка и какие проблемы она поможет решить?

Детские сказки — это великолепный и ненавязчивый метод обучения и установки жизненных ценностей, способ раскрыть и стимулировать творческий потенциал. Они также помогают родителям и ребенку:

  • справляться со страхами, снимать эмоциональное напряжение, настраиваться на позитивный лад;
  • мягко корректировать поведение, в том числе агрессию или гиперактивность;
  • учиться смотреть на жизненные ситуации со стороны;
  • видеть многообразие путей достижения цели;
  • открывать в себе новые способности для решения поставленных задач;
  • почувствовать уверенность в своих силах;
  • повышать уровень самосознания и осознанности своих действий.

Маленькие дети иногда просят читать одну и ту же сказку каждый день в течение 1-2 месяцев. Не отказывайте им в этом. Доказано, что многократное повторение такого ритуала детям важно и необходимо. Это помогает запомнить сделанные выводы, дает чувство стабильности и порядка, позволяет повторно испытывать знакомые эмоции, снимает тревожность от неизвестности. Кроме этого, ребенок может идентифицировать себя с героем сказки. Именно поэтому он хочет раз за разом проживать историю, где он, преодолевая все преграды и неурядицы, становится победителем.

Как подобрать сказочный рассказ?

Чтобы сказка стала психотерапевтической, ее основная метафора должна быть созвучной с проблемами и переживаниями ребенка. В подростковом возрасте дети подбирают себе сказочные истории интуитивно. Обычно это сказки-страшилки. Родителей не должно это пугать. Для такого возраста это нормально.

Правильно выбрать волшебный рассказ для малышей, дошкольников и младших школьников поможет знание того, что или кто вызывает страх, и когда это происходит:

  • с 2-х до 3-х лет — ночь, темнота, животные;
  • в 4 года — насекомые и, как не странно, сказочные герои;
  • с 5-ти до 6-ти лет — школа, пожар и природные катастрофы;
  • в 7-8 лет — смерть (собственная, членов семьи, близких).

Обратите внимание, если психика ребенка не справится с этими проблемами в указанном возрасте, они не пройдут сами по себе.  Эти страхи могут преследовать и дальше, а могут притаиться и возникнуть с новой силой в любом возрасте.

Правила написания психотерапевтической сказки

Дети всегда просили родителей периодически откладывать книжку в сторону и рассказывать придуманную историю. Сегодня такие сказки имеют специальный термин — нарративные. Для того, чтобы они стали одновременно и терапевтическими, старайтесь придерживаться таких правил:

  1. История для самых маленьких должна быть короткой. Используйте простые предложения. Применяйте повторение слов, например, «тянут-потянут» или «катился, катился и докатился». В рассказе должно быть мало участников. Обычно ими становятся предметы или объекты, которые одушевляются и наделяются волшебными свойствами, — Колобок, Теремок.
  2. Для детей в возрасте 3-5 лет пишутся сказки на бытовые темы. Взаимоотношения в них должны быть мирными и спокойными. В качестве главного сказочного персонажа, который должен обязательно взаимодействовать с обычными людьми, выберите обычное животное, но наделите его волшебной силой, — Кот в сапогах, Золотая рыбка.
  3. Для детей 6-ти лет и старше уже нужны герои-дети — Нильс, Золушка. Но сейчас им на смену пришли супергерои.
  4. Включайте в сказку страх, соответствующий возрастной категории, или проблему, которую нужно решить, например, отучить от появившейся привычки кусаться. Пусть главный персонаж борется с ними, обязательно побеждая их в конце. Для этого в сказки для малышей вводите добрых помощников-друзей и силы природы. Герой рассказа для детей старше 4-5 лет должен преодолевать все препятствия и страхи самостоятельно благодаря своей смекалке, внутренней силе, смелости, храбрости и доброте.
  5. Не забывайте наделять девичьи и женские персонажи разными характерами и стилями поведения, где победительницей станет главная героиня — самая добрая, ласковая, послушная и трудолюбивая.

В комплексе со сказкотерапией можно применять и другие методы психокоррекции. Помимо совместного продолжения сказочной истории, это может быть разыгрывание сказки в лицах, ее постановка в домашнем кукольном театре, рисование отдельных сценок, из которых потом можно сделать самодельную книжку. А еще пробуйте вместе сочинять по мотивам сказки стихи или даже песни. Это будет особенно полезно, если есть дефекты речи.

Хотите понять, что происходит с взрослеющим ребенком? Попросите его сочинить сказочную историю лично для вас. В ней будут зашифрованы не только его оценки взаимоотношений в семье и действий родителей по отношению к нему, но и его сиюминутные проблемы, страхи, ожидания. Если у вас не получится разгадать тайный смысл сказки самостоятельно, не стесняйтесь обратиться за его раскодированием к детскому психологу.

Примеры домашней сказкотерапии

Ребенок подрос и начал драться? Расскажите ему новую сказку про любимого героя. Пусть это будет, например, медвежонок Тяпа. Вот тезисы такого рассказа.

Тяпа любит играть и веселиться с друзьями (другими зверушками). Перечислите любимые развлечения сына, как бы намекая на его сходство с медвежонком.

Непонятно почему, но во время игр с друзьями медвежонок стал толкаться (драться, кусаться, щипаться, царапаться). Ему казалось это забавным, но друзья на него обижались и становились грустными. Чтобы их развеселить, Тяпа повторял свои «проделки», но ситуация становилось еще хуже. Все просто убегали.

Наступило время, когда с мишкой перестали дружить. Опишите, как это грустно и почему это плохо.

Вечерняя Луна, услышав громкие жалобы Тяпы о том, что ему одиноко и никто не хочет с ним дружить, пожалела его и забрала к себе на небо. Там Тяпа познакомился с ее сыном Морфеем. Он рассказывает медвежонку, что отлично себя чувствует в одиночестве и любит властвовать над миром, погружая всех в сон, а друзья ему ни к чему. Медвежонок доказывает преимущества дружбы (перечислите и акцентируйте на них), но Морфей поднимает его на смех: «И где твои друзья?»

На помощь поникшему Тяпе приходит маленькая мышка. Она дарит ему волшебную палочку, помогающую вернуть друзей. Но предупреждает, что если он обидит их еще раз, то никакая магия больше не поможет. Чтобы помочь медвежонку не распускать руки, она одаривает его «волшебным хлопком в ладоши». Если сделать его во время желания ударить, то оно мгновенно улетучится.

В финале Тяпа возвращается домой. Утром с помощью палочки он возвращает себе друзей, обещает им вести себя хорошо и даже один раз хочет ударить тигренка, но ему помогают хлопок в ладоши и улыбка другу.

Приведем также аудио-пример сказкотерапии от страха темноты. Только не поленитесь выучить эту историю. Все-таки лучше ее рассказывать лично, сидя рядом с засыпающим ребенком. И еще, вот пример отличной короткой сказки-мотиватора, которая поможет приучить чистить зубы.

В качестве заключения дадим еще одну рекомендацию. В наше неспокойное время, справиться со страхами войны, смерти и одиночества, подросткам помогут 2 сказки-повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове». На украинском языке эти 2 истории изданы в 2011 году — «Пригоди короля Мацюся». Несмотря на то, что они были написаны 100 лет назад, эти интересные рассказы актуальны и сейчас.

Сказкотерапия для взрослых.

Зачем нам сказки? | Саморазвитие

Почему мы любим сказки? Все ли из нас их любят? Зачем нам писать историю о себе или рассказ для кого-то? Как сказкотерапия помогает справляться со страхами, стрессом, негативными переживаниями?

Говорят, что взрослые, которым не читали сказок в детстве, не умеют мечтать. В сказкотерапии – относительно новом течении современной психотерапии – нет нравоучений, здесь все по-другому. Через сказку сохраняется культура языка, формируется нравственность личности.

Когда человек прописывает сказку, он создает свою уникальную историю, и в этом присутствует неведомая тайна. Можно сказать, при помощи сказкотерапии человек вылечивает душу словом.

Принципы сказкотерапии

  • Сказкотерапевт дает возможность написавшему сказку уйти с ресурсом.
  • Когда человек находится в сложной жизненной ситуации, он видит только ограниченное количество выходов из нее. Сказкотерапия помогает рассмотреть ситуацию с разных сторон.
  • По сути, ни одно проявление окружающего мира не должно пошатнуть вашу личность. Через сказки происходит психологическое воздействие на личность.

Как создать сказку, или теория сказкотворчества

Предлагаем три техники написания сказок:

Способ 1. 10 слов

Запишите любые 10 слов – существительных, которые приходят на ум. Не обдумывайте слишком долго, первые шесть секунд – это то, что дает нам бессознательное. Выберите из всего списка одно слово, которое будет главным, и вокруг него «выплетайте» свою сказку. Используйте абсолютно все 10 слов.

Способ 2. По картинке

Можно воспользоваться метафорическими ассоциативными картами. В карте отсутствуют всякие значения, и в этом есть большое преимущество написания истории. Вытащите карту из колоды. Задайте себе вопросы: «Согласны ли вы с вытянутой картой? О чем она хочет сказать? В чем вы отразили свою проблему?»

Способ 3. По шаблону

Напишите сказку о своей жизни, продолжая начатые предложения:

  • Моя дорога – это…
  • У моей дороги есть хранитель…
  • Когда я иду по своей дороге, я чувствую (я хочу, я стремлюсь)…
  • Чтобы идти по своей дороге, мне надо…
  • Идя по своей дороге, я желаю себе и другим…

Ваши сказки могут быть самыми разными. Например, как эта авторская сказка о долгожданной весне.

Оставалось два месяца до начала лета. Но у природы нет календарей, и уж тем более ей чужды всякие цифры. Вся животная жизнь над и под землей соскучилась по свету, теплу, солнышку и длинным дням. Даже червячки пытались хоть изредка высовываться из своих подземных жилищ и проверять, не пришла ли весна. Самые нетерпеливые жучки и букашки блуждали по мокрому снегу, перепрыгивали с травинки на травку. А самые смелые отважились запрыгивать на кустики и деревья разной высоты. Вот уж совсем невтерпеж стало маленькому и совсем юному жучку. У него были свои грандиозные планы на лето и на эту жизнь вообще.

Ранним утром он взобрался на дерево, которое росло в его парке, и нашел там крошечное дупло. Любопытство распирало его, и он решился заглянуть. Как только он просунул свою головку, свет озарил его, можно сказать осенил, да что там – ослепил! Он увидел спящего светлячка. Робко подполз к нему, принюхался. Он уже пах душистой весной и чудесами. Но светлячок и усиком своим мохнатым не повел. Жук медленно дотронулся до ножки, тихо наблюдая за ним. Светлячок проснулся, потянулся – и наступила долгожданная Весна.

Когда сказка будет написана, вы можете обсудить ее с психологом, работающим в этом направлении. Или самостоятельно проанализировать текст, подумать, о чем могут говорить описанные ситуации, страхи, какие есть перспективы развития. И уже это станет первым шагом к осознанной жизни.

Похожее

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Сказкотерапия – что это? — «Игры и Игрушки» №4-2020

Помочь успокоить ребёнка, подарить ему ощущение уверенности в себе и доверия к миру сможет сказка. Волшебная, тёплая, с разговаривающими зверями или мудрыми людьми, отражающая действительность или происходящая в параллельной реальности. Сказка учит, как поступать правильно, как вести себя, чтобы достичь нужного результата, и что не нужно делать, чтобы не попасть в беду. Все мы знаем и любим сказки с детства. Однако далеко не каждому известно, что сказка может быть не только волшебной историей, но и действенным психотерапевтическим инструментом в педагогической практике

В современной детской педагогике и психологии существует целая обособленная дисциплина – сказкотерапия. Это воспитание, обучение и даже лечение сказкой — один из самых доступных и в то же время действенных методов, который прекрасно воздействует на детей. Маленький человек подвержен постоянным стрессам и страхам, он учится адаптироваться в новом большом мире и неизбежно сталкивается с трудностями. Только в отличие от нас, взрослых, он не может дать себе в этом отчёт, тем более — сформулировать свои проблемы. Именно для решения подобных ситуаций и применяется принцип «психотерапевтической сказки».

Терапевтическую сказку можно назвать методом, благодаря которому ребёнок погружается в мир выдуманной истории, выстроенной по всем законам драматургии. Внутри этой истории он идентифицирует себя с главным героем. Таким образом, в игровой форме ребёнок драматически проживает травмирующую ситуацию — с момента её возникновения до успешного её решения.

Важной особенностью сказкотерапии является принцип «мягкой силы», ненавязчивого вторжения во внутренний мир ребёнка. Всё взаимодействие строится без явных признаков вмешательства. Кажется, что ребёнок просто занят созданием новых миров. А в это время приходит в норму его эмоциональный фон. Помимо терапевтического эффекта, проживание внутри сказочной Вселенной развивает фантазию ребёнка, учит его по-другому смотреть на мир.

При использовании метода сказкотерапии существуют специальные требования к участнику: ребёнок должен чётко различать сказочную условность и реальную жизнь, подобные навыки, как правило, формируются после трёх лет. Некоторые могут подумать, что наконец-то найден волшебный и быстродействующий рецепт от всех проблем. Однако для того, чтобы метод эффективно подействовал на ребёнка, сказкотерапией следует заниматься регулярно, не рассчитывая на мистическое исцеление за один раз. Как и любая тонкая настройка юного организма, процесс этот требует терпения, внимательности и методичности.

Одним из способов реализации метода сказкотерапии является игра-драматизация по сказке. В ходе игры ребёнок имеет возможность прожить разные роли, и в результате избавляется от своей реально существующей психологической проблемы. Такая драматизация позволяет создать в семье атмосферу творчества и доверия, обеспечивает ребёнку возможность проявить себя, снимает зажимы, а главное — учит умению договариваться и свободно общаться с другими.

Но что делать в случае, когда нет возможности театральной инсценировки сказки? Есть отличная альтернатива — чтение терапевтических сказок вслух. Такой способ будет уместен в любое время. Для него не потребуется ничего, кроме самой сказки. А читать вслух своему ребёнку вы наверняка уже давно научились. Каким же образом искать такие сказки? Можно воспользоваться поисковыми запросами и штурмовать Интернет в поисках подходящей сказки либо можно обратиться к детскому психологу, но, как известно, услуги подобных специалистов недёшевы. Есть также специальные сервисы, которые помогают, не выходя из дома, создать нужные для ребёнка сказки самостоятельно. На таких сайтах вы можете найти список самых распространённых фобий и комплексов ребёнка. Квалифицированные психологи и опытные детские писатели для реализации данного метода терапии сочиняют сказки таким образом, чтобы история была интересна маленькому читателю и одновременно решала его проблемы и страхи.

Ощущая себя героем собственной сказки, ребёнок обязательно преодолеет любое, даже самое серьёзное препятствие. Ему никогда не будет страшно, потому что в глубине сознания он всегда будет помнить о том, что находится внутри сказки. Сказка лечит, сказка учит, сказка помогает ребёнку безболезненно вступить во взрослую жизнь. Вступить с уверенностью и с заложенным глубоко внутри очень важным знанием. Знанием о том, что всё в его жизни обязательно будет хорошо!

Ольга Донец, драматург, педагог, психолог,
создатель Школы юного писателя ДольКа
автор сказок на MySkazka. com

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых

Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто инструмент развлечения или универсальные обучающие программы, помогающие детям освоиться в этом непростом мире?

Сказки в давние времена

Раньше, когда умные слова вроде психиатрии и психотерапии ещё не были выдуманы, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных взрослым и детям. Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.

Сегодня принято считать, что сказки — сугубо детское увлечение, но многие старые истории, сохранившиеся по сей день, имеют совсем не детское содержание. Даже такой мастер написания сказок, как Ханс Кристиан Андерсен, создавал некоторые из своих шедевров для взрослой аудитории. Это позволяет предположить, что ещё с давних пор люди использовали сказки не только для развлечения детей, но и для каких-то иных целей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

Сказкотерапия для детей

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию — то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Эффекты сказкотерапии

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Например, если ваш ребёнок обижает других детей, то можно придумать сказку, главный герой которой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ваше чадо от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Ещё один плюс этого метода — развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни.

Узнать ребёнка

Психотерапия при помощи сказки не только учит малыша различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых

Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признаётся сугубо детским, что является совершенно неверным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются при помощи сказкотерапии. Истории, которые рассказываются старшей аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты. Чтобы добраться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.

Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не дают результата. Посредством сказкотерапии можно расширить их взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем. На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь исполнял чужую роль, действовал по деструктивной схеме. Только после осознания этого факта он сможет изменить жизненные установки, найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.

Как применять сказкотерапию

Сегодня лечение сказкой применяется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подходит не каждому. Некоторым хочется самостоятельно использовать сказкотерапию, чтобы помочь своему ребёнку или самому себе. Есть несколько вариантов использования этой методики. Можно взять готовую сказку, которая подходит под нужную жизненную ситуацию. Главное — не забывать, что после прочтения её необходимо разобрать и обсудить.

Неспроста сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми обрела такую популярность. Одно из наиболее эффективных её проявлений — написание авторской истории для конкретного человека. В таком случае по мере развития истории люди начинают осознавать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабые стороны и измениться. Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая негативной оценки его действиям.

Самодиагностика

Ещё один способ использования сказкотерапии — написание человеком собственной сказки. Главное, перед тем как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему. Благотворный эффект лечения сказкой начнёт ощущаться ещё во время написания истории. Так как это обнажит скрытые недостатки автора, позволит ему взглянуть на себя с другой стороны. Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, нужно, чтобы кто-то ещё прочитал сказку.

Читая волшебную историю, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и какой у него склад ума. Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки. А кульминация, которую он придумал, позволит оценить его жизненный опыт, понять, позитивным или негативным он был. Многим близка сказкотерапия как лучший метод психологической коррекции потому, что всё это можно без труда проделать самостоятельно, не впуская посторонних людей в свой внутренний мир.

Польза лечения сказкой

Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее, чем большинство научных изысканий современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы утратили связь с тем огромным пластом знаний, что накопило человечество за свою историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый смысл, находят научное подтверждение и берутся на вооружение учёными по всему миру. Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства.

Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые непослушные дети могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в «волшебную» обёртку. Для некоторых взрослых людей сказкотерапия оказалась тем средством, которое помогло там, где традиционные методы были бессильны.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело. В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.

Вывод

Возможно, эта статья поможет вам изменить своё отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия для детей. Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния со своим ребёнком приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным средством воспитания детей.

Сказкотерапия для детей. Решаем проблемы с помощью сказок.

04.06.2021 Время на чтение: 6 мин