Чайлдфри кто такие: кто это такие, плюсы и минусы идеологии
кто это такие, плюсы и минусы идеологии
Приветствую Вас, друзья!
В обществе во все времена присутствовало огромное количество идеологий, вызывавших жаркие споры и дискуссии. Одна из таких идеологий, «чайлдфри», стала объектом общественного внимания относительно недавно. Кто-то с гордостью причисляет себя к рядам ее последователей, другие же подвергают это движение жесткой критике, считая его вредным и опасным для общества. Давайте подробнее разберемся с тем, что такое чайлдфри, рассмотрим плюсы и минусы идеологии.
Что такое чайлдфри?
Чайлдфри (от англ. child – ребенок, free – свободный) – это идеология, согласно которой люди (как семейные пары, так и одиночки) решают не заводить детей. Это тот случай, когда, не имея проблем со здоровьем, препятствующих рождению детей, люди выбирают бездетную жизнь. В большинстве своем чайлдфри – это взрослые, образованные, успешные люди, пришедшие к такому решению сознательно. Частично это решение продиктовано здоровым эгоизмом – люди хотят жить в свое удовольствие, наслаждаясь только обществом друг друга, без бремени родительских обязательств. С другой стороны, это решение может быть временным с перспективой изменения в будущем.
Точное количество людей, взявших идеологию чайлдфри за основу своей жизни, не известно. По предварительным оценкам это от 5 до 30% населения, средний возраст которого находится в диапазоне от 28 до 40 лет. За пределами этого диапазона люди, как правило, склонны менять свои убеждения на противоположные.
Как появилось движение?
Чайлдфри в США давно известный феномен. Еще задолго до образования движения и субкультуры «чайлдфри» определенный процент населения приходился на людей, сознательно отказавшихся от заведения детей. Как движение, чайлдфри возникло в 1970-х годах. Считается, что его основательницами была пара феминисток (что такое феминизм?), которые вели пропаганду бездетной жизни. Однако, как
Для России это движение является достаточно новым. Впервые о нем заговорили в 2000-х годах, хотя сознательно бездетные пары существовали и до этого. Согласно проведенным социальным опросам около 17% москвичей не хотят заводить детей. В целом по стране эта цифра колеблется в районе 6% от общего населения. Примечательно, что в процентном соотношении, мужчины чаще отказываются от заведения потомства, чем женщины (22% против 14%). Чаще всего в рядах чайлдфри оказываются
Изначально понятие чайлдфри включало и тех, кто не хочет заводить детей, и тех, кто их вообще не приемлет. Сейчас эти понятия разделились на 2 группы:
- Чайлдфри – люди, добровольно отказавшиеся заводить детей;
- Чайлдхейт – люди, ненавидящие детей;
На развитие чайлдфри в какой-то степени повлияло распространение контрацепции, которая помогла отделить сексуальную жизнь от деторождения. Материнство больше не считается обязанностью, оно стало правом и выбором каждой женщины. Таким образом, давление общества стало ослабевать, а женщины получили возможность самостоятельно распоряжаться своим телом. В послевоенные годы прошлого столетия, когда люди обрели больше свободы, начал складываться новый образ семьи. Теперь все внимание было сконцентрировано не только на детях. Взрослые стали больше внимания уделять себе, своим интересам и потребностям, либо научились совмещать это с воспитанием детей.
5 причин, почему люди становятся чайлдфри:
Самой распространенной причиной является простое нежелание заводить детей, что уже является достаточным аргументом. Тем не менее, это не единственная причина, почему люди решают стать чайлдфри, давайте рассмотрим самые распространенные из них.
- Нежелание жертвовать свободой. Рождение ребенка накладывает множество обязательств, и привычный образ жизни неминуемо меняется. Как минимум до совершеннолетия ребенок будет требовать внимание, уход и содержание. Не каждый готов рискнуть своей личной свободой и всецело посвятить себя ребенку.
- Нежелание брать на себя ответственность за чужую жизнь. Ребенок – это не милая игрушка, это самый настоящий человек, будущий член общества и то, каким он вырастет, напрямую зависит от родителей. Немногие имеют уверенность, что справятся, потому решают не рисковать.
- Материальная составляющая. Ни для кого не секрет, что содержание ребенка требует огромных финансовых вложений, начиная с самого рождения. Потом вложений потребуют школа, высшее образование, отдельная жилплощадь и это помимо базовых потребностей. Многим денег хватает, чтобы обеспечивать только себя на привычном уровне комфорта, ребенок потребовал бы либо дополнительного источника заработка, либо пересмотра образа жизни в сторону отказа от многих привычных вещей.
- Построение карьеры. В современном мире успехов в профессиональном плане могут добиваться как мужчины, так и женщины. Поэтому все чаще встречаются люди обоих полов, считающие карьеру более перспективной целью, чем заведение детей. Многие имеют успешный бизнес, который требует колоссального внимания и сил, ровно столько же внимания и сил требовал бы, в свою очередь, ребенок. Совместить работу и семью порой бывает крайне сложно, поэтому для карьеристов выбор очевиден.
- Неспособность стать хорошим родителем. Ребенок требует не только постоянного внимания, но и особого подхода. Хороший родитель должен быть терпеливым, сдержанным, рассудительным, добрым и понимающим. Не все обладают нужным набором качеств. Поэтому кто-то принимает решение работать над собой и меняться, чтобы воспитывать ребенка и подавать ему правильный пример. А кто-то решает, что он не создан быть родителем и лучше даже не пытаться.
Это лишь видимые причины, дающие понять, чем руководствуются люди, выбравшие путь чайлдфри. Но зачастую есть ряд подсознательных факторов, определяющих выбор человека, например, различные страхи: беременности, родов, взаимодействия с младенцем, потери хорошей фигуры, здоровья, возможных трудностей в семье с появлением в ней нового члена и многое другое.
Плюсы идеологии
Как и любая другая идеология, чайлдфри имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Давайте начнем с плюсов.
- Уже сейчас ученые поднимают вопрос о перенаселении планеты.
- По статистике в России около 11 тысяч женщин ежегодно отказываются от новорожденных детей. Причин, почему так происходит множество: отсутствие денег на содержание ребенка, отсутствие жилья, партнера, поддержки от близких и родственников. В этом контексте отсутствие порицания идеологии чайлдфри сыграло бы положительную роль. Если не навязывать людям, что каждая семья должна включать ребенка, а каждая женщина обязана испытать счастье материнства, то статистика по брошенным детям не была бы такой удручающей. Идеология чайлдфри – это пропаганда не отказа от деторождения, а обоснованного взвешенного выбора.
- Пропаганда обязательного деторождения приводит к тому, что детей заводят те, кто не был к ним готов и плохо понимал, что будет делать с ребенком. В итоге многие дети сталкиваются с токсичными, агрессивными, безразличными родителями, не понимающими, как нужно воспитывать ребенка, и не имеющими желания научиться. Такие дети получают психологические травмы, усваивают потенциально вредные модели поведения, привыкают к насилию и считают его нормой. Поддержка чайлдфри показала бы, что не рожать детей, если ты этого не хочешь – нормально, тогда, возможно, в мире стало бы меньше нежеланных детей.
Минусы чайлдфри
- Вернемся к демографии. Как известно, население планеты распределено неравномерно, где-то на небольшой площади сконцентрировано огромное население, где-то наоборот. Таким образом, в странах с относительно небольшим населением колебания рождаемости особенно заметны. Увеличение доли чайлдфри семей может привести к постепенному снижению населения.
На фоне снижения рождаемости, будет расти доля пожилого населения и, как следствие, смертность. - Мода на чайлдфри. С развитием социальных сетей, люди получили возможность беспрепятственно транслировать свои взгляды и мнения в массы. И это может быть опасно. Чрезмерная пропаганда чайлдфри и выставление этой идеологии как единственно верной может быть неверно понято. Кто-то может причислить себя к этим рядам, толком даже не разбираясь в том, что такое чайлдфри, потому что это модно и одобряется интернет-кумиром.
Заключение
Многие порицают идеологию чайлдфри, считая ее происками врагов с их коварным планом подорвать демографию страны. Кто-то просто придерживается мнения, что все новое только разрушает и развращает молодежь, поэтому за движением закреплена дурная слава. Но на самом деле, если разобраться, чайлдфри – это всего лишь
Почему быть чайлдфри — это нормально
Каких-то сто лет назад качество контрацепции было на таком уровне, что работало правило «если у тебя есть секс, у тебя есть дети». Половозрелый человек без детей был либо больным, либо абсолютно непривлекательным как сексуальный партнёр или супруг.
Конечно, такого человека надо пожалеть, посоветовать ему какое-нибудь средство и втайне порадоваться, что тебя миновала чаша сия.
Относительно недавно мы научились контролировать свою репродуктивную систему без вреда для здоровья. И тут же появились чайлдфри, которые сломали многовековой шаблон.
Оказывается, так можно! Жить без детей, причём ничуть не хуже, а то и лучше, чем с ними.
Кто такие чайлдфри
Childfree — это свободные от детей. В русском языке даже нет полного аналога этого слова. Бездетные — это все люди без детей. Например, те, которые не смогли стать родителями по разным причинам, но хотели бы.
А чайлдфри — это те, кто не желает и не страдает от этого.
Чайлдфри ничем не похожи друг на друга, хотя их и пытаются как-то классифицировать. Самый известный (потому что первый) исследователь Джин Виверс делила чайлдфри на две группы :
- реджекторы — это те, которые детей не любят;
- аффексьонадо — это те, которым просто хорошо без детей.
Сейчас больше делят на чайлдфри и чайлдхейт (ненавидящие детей).
Сколько их — никто не знает. В целом бездетных от 5 до 30% в зависимости от страны . Но посчитать отдельно именно идейных чайлдфри нереально, потому что надо отделить их от тех, кому обстоятельства не дали завести ребёнка. Да и позиция человека может измениться: в одном из исследований опрашивали людей с перерывом в 6 лет. И четверть опрошенных кардинально поменяли свои взгляды .
Зачем они это делают
Главная причина — они не хотят. Почему именно, решает каждый для себя. Вариантов много.
Свобода. Родительские обязанности нужно нести, пока ребёнку не исполнилось 18. Это в теории, на практике — всю жизнь. От ребёнка нельзя отмахнуться, сбежать на пару дней. Даже если оставить чадо родителям и укатить на необитаемый остров без связи, у вас будет ребёнок.
Ответственность. Не все хотят следить и за собой, и за ребёнком. Кто-то не уверен в своих силах, кто-то просто не любит ответственности ни в каком виде. И это правильный подход: если человек не хочет брать обязательства, не умеет и не собирается их выполнять, то не надо тащить непосильную ношу. Не уверен — не обгоняй.
Деньги. Дети стоят дорого, иногда очень дорого. Рассказы семей, в которых дети рождены вопреки скудным финансам, — лучшее противозачаточное средство и наглядная агитация за чайлдфри. Кто-то не может позволить себе содержание ребёнка, а кто-то любит свой уровень жизни больше, чем детей.
Карьера. Особенно для женщин. Уход за ребёнком по-прежнему женское дело: от 13 до 47% мам не работают из-за того, что нужно следить за детьми . Женщина вообще воспринимается всерьёз, только если она родила.
Ориентированных на карьеру женщин становится всё больше . Но даже при устройстве на работу HR интересуется, когда девушка собирается рожать. Это в порядке вещей. Лично меня не спрашивали только на одном собеседовании — в Лайфхакере. Все остальные интервью проходили с обязательными «когда в декрет?» или «когда за вторым?». Те, кто планирует строить карьеру, всё чаще решают, что никогда. Бесспорно, есть чудесные женщины, которые могут успевать всё на свете. А есть и такие, которые не могут и выбирают работу.
Отсутствие карьеры. Дети подразумевают стабильный растущий доход, потому что с их взрослением увеличиваются и расходы. Человек без детей может позволить себе фриланс, случайные или небольшие заработки, работу за еду в лагере волонтёров.
Качества, несовместимые с детьми. От детского крика болит голова. Из-за трудного характера не получается договариваться. Из-за агрессии так и тянет затеять драку. Нерешённые психологические проблемы не дают спать спокойно. Список причин «почему не надо становиться родителями» насчитывает десятки пунктов. Как сказал один мой знакомый, либо дети, либо алкоголь, и каждый свой выбор сделал.
Страх. Страхов много: роды, беременность, изменение статуса, перемены в отношениях, финансовые трудности и сотни мифов, окружающих деторождение. Попробуйте задать в женском коллективе вопрос, как это — побывать в роддоме. Рассказы будут такими, что Стивен Кинг покажется доброй сказкой на ночь.
Зачем чайлдфри объединяются
Люди без детей формируют разношёрстные сообщества с 70-х годов XX века, потому что им приходится обороняться. Общественные установки не успевают перемениться, для многих «без ребёнка» — это всё ещё больной и негодный.
Если бы планирование семьи оставалось личной темой, не было бы потребности найти единомышленников и поделиться наболевшим. Но детские дела личными не считаются.
Абсолютно всех моих друзей спрашивают о детях (девушек — в разы чаще). Вопрос «когда родишь?» многие вообще воспринимают так же, как «который час?». Бестактно, но это реальность.
Активно настроенные чайлдфри уверены, что их притесняют, поскольку они живут в «детоцентричном» обществе, где детям и их родителям позволено всё и за счёт бездетных, конечно. Например, налоговый вычет на ребёнка считают аналогом несправедливого налога на бездетность. Для таких чайлдфри объединение — способ продвинуть свои взгляды и добиться изменений в законах.
За что не любят чайлдфри
Люди с детьми воюют с людьми без детей, битвы эти словесные и в основном проходят в интернете. По содержанию они больше похожи на столкновения фанатов iPhone и Android-смартфонов. Бесполезно убеждать человека, который не хочет детей, в том, как здорово завести «масика». Но войну не остановить.
Скажем честно, чайлдфри есть за что не любить.
- За демонизацию детей и родителей. В сообществах обсуждают отвратительное поведение детей, пап и мам. Причём причиной хамства считаются именно дети. Как будто ребёнок — это волшебная палочка, превращающая нормального человека в свинью, для которой мир крутится вокруг малыша. Это абсолютно не так. Но многие верят, что дети — разносчики глупости.
- За сленг: все эти «личинки» и «овуляторы», среди которых разрешается существовать «адекватным детным», действительно оскорбляют чувства кого угодно.
- За ярлыки: вроде как все детные — несчастные люди, которые еле сводят концы с концами, жалеют о принятом решении и мучаются от несвободы.
Не выносили бы чайлдфри сор из избы, негатива было бы меньше. Но это скучно, и войны кипят на разных ресурсах. То есть чайлдфри не любят именно за то, в чём они упрекают остальных: за попытку влезть не в своё дело и научить всех жить правильно.
Как нельзя разговаривать с чайлдфри
Если ваш друг, родственник, коллега или сосед не собирается заводить детей и вы об этом внезапно узнали, не старайтесь перетянуть его в другой лагерь. Большинство аргументов в споре бессмысленны. Ниже — список запретных фраз, которые чайлдфри слышат каждый день.
- Дети — это счастье. Счастливые родители никогда не поймут, как можно не хотеть детей. Счастливые чайлдфри не поймут, зачем дети вообще нужны. Счастье достигается не количеством детей, для этого есть другие способы.
- Потом пожалеешь. Собственно, какая вам разница, кто и о чём потом пожалеет? Отсутствие детей — выбор каждого человека, а желать ему мук раскаяния как минимум невежливо.
- А как же продолжение рода? Чайлдфри наплевать на продолжение рода, это очевидно. А вам должно быть вдвойне наплевать на чужой род.
- Родишь — полюбишь. А если нет? Терпеть всю жизнь или обратно убирать?
- Мы вымрем, как мамонты. С учётом перенаселённости планеты — нет.
- Дети — это естественно. Естественно, но не обязательно. Агитировать за рождение нелюбимых и нежеланных детей — это особо извращённая форма фашизма и детоненавистничества. Сирот в России больше 70 тысяч, неблагополучных семей — 180 тысяч. Не надо увеличивать эти цифры.
- Все чайлдфри ненормальные. Ну и славно, разве нет? Ненормальные гены не передадутся последующим поколениям.
- А кто же поднесёт стакан воды в старости? Социальные службы, сиделки, друзья. Да и не факт, что пить захочется.
- Дал Бог зайку — даст и лужайку; Бог накажет; Бог велел. В светском государстве, в котором конституция гарантирует свободу вероисповедания, это не аргумент.
- Все чайлдфри — эгоисты. Как будто в здоровом эгоизме есть что-то плохое.
Быть чайлдфри — это хорошо?
Быть чайлдфри — это нормально. Это не хорошо и не плохо, это индивидуальное решение, которое касается личной и интимной жизни.
Плохо — обсуждать чужую личную жизнь и лезть в чужую постель. Это касается как противников чайлдфри, так и самих свободных от детей.
Я не чайлдфри, я из другого лагеря. Но я их понимаю. А вы?
Читайте также 🧐
Чайлдфри — Википедия
Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей.
Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть или не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое в результате заболеваний, травм и т. п. бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребёнка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри[1].
Также не стоит путать чайлдфри с «чайлдхейт» (англ. childhate — буквально «детоненавистники»). Чайлдфри, в отличие от чайлдхейт, не испытывают ненависти или других негативных чувств к детям, их может не устраивать лишь «дискомфорт, который сопровождает наличие детей и их поведение»[2].
Этимология и применение
Термин «childfree» возник в США в противовес слову «childless» («бездетный»). На волне эмансипации защитники прав человека придумали термин childfree (детосвободный), утверждая, таким образом, что отсутствие детей — это привилегия развитого социума[3][4].
История слова несколько неясна; по мнению журналиста «Русского Newsweek» Елены Черненко, слово было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей США (ныне не существующей)[3]. Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network.
Причины
Сознательная бездетность предполагает веские основания для такого решения. Исследователи[5] выделяют следующие типы чайлдфри:
- «Реджекторы» испытывают неприязнь к детям как к таковым и всему, что связано с процессом деторождения и грудного вскармливания.
- «Аффексьонадо» дети представляются лишней обузой, помехой; для аффексьонадо важно не то, что дети им не нравятся, а то, что им очень хорошо жить без них.
Также следующие два типа людей «с натяжкой» относят к чайлдфри[5]:
- «Волнообразные отказники» всё время меняют решение, хотят они детей или же не хотят, а в условиях современной контрацепции детей они так никогда и не имеют.
- «Постоянные откладыватели» всё время откладывают рождение детей, стремясь в первую очередь сделать карьеру и устроить жизнь, и постоянное «потом» перерастает в «никогда».
Ф. Н. Ильясов объясняет феномен чайлдфри угнетенностью полового и репродуктивного поведения, приводящей к репродуктивной импотенции, по причине низкой устойчивости субъекта к стрессу конкуренции, разрушающего механизмы репродуктивного целеполагания, а также нарушения половой социализации. «Репродуктивная импотенция — это нежелание или невозможность иметь детей, вследствие неспособности реализовывать те или иные виды репродуктивных действий»[6].
Чайлдфри в США
В Америке чайлдфри являются устоявшимся феноменом. Сознательно бездетные как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлд-фри. Лишь с недавнего времени они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни. В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Среди белых женщин с высшим образованием процент чайлдфри гораздо выше, чем среди прочих[3].
Чайлдфри в России
Чайлдфри для России достаточно новое явление. В 2014 году о нежелании заводить детей заявили 17 % москвичей и 6 % жителей России[7]. Но если среди жителей Москвы бездетность в основном добровольная, то среди жителей остальной России в основном вынужденная[8]. Чаще всего от заведения детей отказываются образованные, обеспеченные и амбициозные, которые не желают жертвовать своим комфортом и карьерой ради детей[9]. Среди москвичей-чайлдфри доля мужчин выше, чем доля женщин (22 % против 14 %). При этом доля чайлдфри особенно велика среди выходцев из однодетных семей (62,1 % против 36,7 %), поэтому по прогнозам ученых доля бездетных будет возрастать[10]. По прогнозам социологов и экономистов в ближайшие года процент бездетных женщин в России с нынешних 8 % может приблизиться к среднеевропейскому уровню в 15 %[11]. Однако исследователями отмечается, что на сегодняшний день в социальной сети «ВКонтакте» существует чуть более десяти (по состоянию на конец марта 2016 года — более 40[источник не указан 932 дня]) открытых для публичного просмотра групп о движении чайлдфри и примерно столько же закрытых. Многие из них стали закрытыми для публичного просмотра после привлечения внимания к ним со стороны СМИ. Данные сообщества насчитывают тысячи активных участников — сторонников идеологии[3]. По другим данным если раньше у чайлд-фри в России была только страница в живом журнале, то сейчас есть десятки групп в социальных сетях, форумы и даже свое интернет-телевидение с тысячами подписчиков[12].
Противники движения чайлдфри — люди с традиционным взглядом на семью — нередко характеризуются в интернет-сообществах чайлдфри пейоративно. Как отмечает в своём исследовании лингвист Ю. А. Антонова, «чужие» для представителей интернет-сообщества чайлдфри — это «пролайферы» (люди, выступающие за запрет абортов и контрацепции), в том числе представители Русской православной церкви, общество, которое навязывает традиционные стереотипы семейного счастья (подруги, родители, родственники, коллеги), «невоспитанные дети» («огрызки», «опарыши»), «безответственные родители» («плодятся и штампуют новое человеческое мясо»), многодетные матери («свиноматки», «овуляхи», «детоматки», «размноженцы», «детные», «инкубаторы», «подтирушки», «плодячки», «коровы, рожающие, чтобы их доили», «крысомамки»)[3]. В свою очередь, люди с традиционным взглядом на семью зачастую бывают резки к чайлдфри («эгоисты», «люди с психологической травмой», «детоненавистники», «бездетные, защищающие собственную неполноценность», «геи», «лесбиянки», «лица, подкупаемые США с целью уничтожить русскую нацию»)[3].
Психотерапевт Н. Н. Нарицын и его жена М. Нарицына считают, что вследствие нетактичности и нападок со стороны людей с традиционным взглядом на семью чайлдфри вынуждены объединяться в интернет-сообщества и защищаться, зачастую даже агрессивно[13]. По его мнению, обычно ненависть к добровольно бездетным имеют те, кто рожал не потому, что хотел детей, а потому, что считал: «детей иметь положено, это некий долг перед обществом»[13].
В 2013 г. прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что руководство «ВКонтакте» заблокировало по её требованию несколько групп и один личный аккаунт, в которых общались сторонники идеологии чайлдфри, сознательно отказывающиеся от деторождения. Прокуратура сочла, что сообщества пропагандировали нарушение прав несовершеннолетних: в них, в частности, «содержалась крайне негативная информация, призывающая к противозаконным действиям по отношению к детям и матерям», а также «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям»[14].
Статистика и исследования
- Национальный центр статистики здравоохранения утверждает, что доля американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетных», быстро растет: 2,4 % в 1982 году, 4,3 % в 1990 году, 6,6 % в 1995 году.
- В целом наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев[15].
- Многие исследователи отмечали, что чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойственен эгоизм и индивидуализм[15].
- В ходе статистического исследования были выяснены наиболее распространённые причины быть чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребёнка, отсутствие убедительной причины заводить детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям, удовлетворённость домашними животными и наблюдением за детьми родственников или друзей[16].
Эксперименты Дж. Кэлхуна
В обсуждениях чайлдфри иногда упоминаются проведённые в 1960—70 гг. этологом Дж. Кэлхуном эксперименты над грызунами, в которых стабильно прекращалось деторождение и колония полностью вымирала (наиболее популярен эксперимент «Вселенная 25»). В этих экспериментах для мышей создавались, по его мнению, идеальные условия, в котором грызунам не надо было заботиться о еде, воде и болезнях. Первоначальный взрыв рождаемости со временем замедлялся, а мыши начинали демонстрировать девиантное поведение, самцы проявляли пассивность и всё меньше заботились о самках, самки начинали проявлять нервозность и агрессию, часто к своим же детёнышам, и нередко отказывались от деторождения, появились «отверженные» самцы-подростки, не нашедшие социальной роли в мышиной иерархии (предыдущие мыши не успевали умирать). Их численность постепенно сокращалась и популяция вымирала[17]. Поскольку Кэлхун широко использовал антропоморфную терминологию, его идеи быстро приобрели общественный интерес и культурное влияние, однако эксперименты были подвергнуты значительной научной критике (см. статью).
Полемика
Религиозное
Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II осудил женатые пары, желающие быть бездетными[18]. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим». Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «заражёнными» и «бесплодными язычниками».[источник не указан 386 дней]
Контрацепция и стерилизация
Противозачаточные средства значительно усовершенствовались за прошедшие годы, но некоторые чайлдфри предпочитают стерилизацию. Однако бывают трудности с поиском врача, готового её провести, особенно в возрасте 20—30 лет (возможно, из-за боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии изменил убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.
Политика, господдержка родительства
Концентрация на личном принятии любопытным образом отразилась в литературе, касающейся добровольной бездетности. Ранее множество книг были основаны на феминистской теории и в значительной мере старались развеять идею, что женственность и материнство — одно и то же. Однако в последние годы чайлдфри становятся всё более и более политизированными. Книга «Благо ребёнка» Беркетта утверждает, что чайлдфри оказываются перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Это растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток введения правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».
С другой стороны, возмущение, широко распространённое среди чайлдфри, не ведёт к общности политических взглядов. Чайлдфри становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например, когда одни думают о государственных детских пособиях как о «субсидировании образа жизни», другие соглашаются с необходимостью помощи родителям, но считают, что их образ жизни также нуждается в поддержке. Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному.[19]
Критики идеи о равноправии «чайлдфри» с родителями или о господдержке образа жизни «чайлдфри» возражают, что для общества, для государства рождение детей является необходимым условием существования, что и объясняет помощь родителям, особенно многодетным, и отсутствие помощи «чайлдфри», а также внимание со стороны СМИ:
Реальность такова, что тот, кто сделал для общества нечто важное, всегда имеет приоритет. Тот, кто воевал — перед теми, кто нет. Фронтовик вошёл — все встали. Конструктор, изобретший космическую ракету, будет жить в академгородке и получать «академическую» пенсию, а вы — нет[20].
Как движение
Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside. Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно. В России данное движение массового понимания также не встречает.
Однако данное направление встречает также и сторонников, среди которых не редкость и молодые люди.
Я свободный человек и делаю, что хочу. При этом я, конечно, не собираюсь нарушать какие-либо законы. Я говорю, что у меня есть девушка. Что не хочу обременять себя ребёнком. Мне это нравится. Но я не утверждаю, что вам это должно нравиться. Я говорю, что мне нравится сыр, но не настаиваю на том, что сыр должен нравиться всем. Люди могут согласиться. Могут не согласиться.Эдвард Лисовский [21] |
См. также
Примечания
- ↑ «[1]
- ↑ чайлдхейт: кто и почему не любит детей
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Антонова Ю. А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма // Политическая лингвистика, № 2 / 2013
- ↑ Сериков А. Пятиминутка ненависти к «рожающему быдлу» // За Русское Дело, № 5 (157), 2010 г.
- ↑ 1 2 Ольга Исупова. Феномен чайлдфри в обществе
- ↑ Ильясов Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 1. С. 168—177.
- ↑ «Я хочу до старости жить так» Чайлдфри о сознательном отказе от рождения детей и реакции общества на их выбор
- ↑ Бездетность все чаще предопределяют убеждения
- ↑ Движение «чайлдфри» — «свободные от детей» — набирает обороты в России и Европе
- ↑ Татьяна МАЛЕВА Алла ТЫНДИК. Потенциал роста рождаемости в Москве. Репродуктивные установки и бездетность // Демоскоп Weekly : сайт. — 2014. — 10 — 23 февраля (№ 585—586).
- ↑ 19.08.2014 00:01:00 Россиянки не торопятся в декрет. Доля бездетных женщин в стране увеличивается, несмотря на государственное стимулирование рождаемости. Ольга Соловьева
- ↑ Движение «чайлдфри» — «свободные от детей» — набирает обороты в России и Европе
- ↑ 1 2 Нарицын Н. Н., Нарицына М. Почему люди не хотят детей, или несколько слов о чайлдфри // Личный блог
- ↑ [2] // Lenizdat.ru — информационный портал медиасообщества Санкт-Петербурга, Ленобласти и Северо-Западного региона, 15 февраля 2013 г.
- ↑ 1 2 Choosing Childlessness: Weber’s Typology of Action and Motives of the Voluntarily Childless* — Park — 2005 — Sociological Inquiry — Wiley Online Library
- ↑ Files for Childfree Thesis
- ↑ Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом
- ↑ The Pope Has No Vestments — Freedom From Religion Foundation
- ↑ http://www.worldchildfree.org/projects/politicalparty/acfp.shtml
- ↑ Я мать, и вы мне все должны // «Комсомольская правда», 12 марта 2010 года
- ↑ Эпидемия чайлдфри: петербуржцы не хотят заводить детей // Комсомольская правда в Санкт-Петербурге
Кто такие чайлдфри и почему их всё больше в России
Подругу отговорили от аборта, «потому что убивать грешно», а «материнство свято», а теперь она мучается, бьется головой о стену, да еще и муж ушел… Что сделает рациональная женщина, видя такой пример?
Феномен чайлдфри
Как люди принимают решение не рожать детей, что получает от государства и общества женщина, которая стала матерью, был ли когда-нибудь «золотой век, в котором все рожали», какие бывают чайлдфри и можно ли как-то повлиять на это решение, рассказывает доцент Института демографии, социолог, преподаватель ВШЭ Ольга Исупова.
— Давно ли феномен чайлдфри попал в поле зрения социологов?
Ольга Исупова
— Впервые о нем заговорили в начале 70-х годов. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовала книгу «Childless by choice» («Бездетные по выбору»), проведя исследование большого числа молодых супружеских пар. Феномен чайлдфри, по ее мнению, стал следствием самых разных молодежных движений шестидесятых, в том числе интеллектуальных. Их объединяла идея выбора, включая выбор в вещах, которые никогда ранее человек просто не определял: например, иметь или не иметь детей.
— В Канаде случился демографический кризис, поэтому именно там социологи заинтересовались чайлдфри?
— Вовсе нет. Чайлдфри с шестидесятых годов было большой и мощной волной в Европе и Америке, так же, как «новое родительство», которое подразумевало осознанность этого выбора, или феминистское движение, рассматривающее материнство в качестве формы эксплуатации женщины.
Радикалистка Суламифь Файерстоун была страшно популярна в те годы. Она призывала женщин воздерживаться от деторождения и совершить революцию, но не в средствах производства, а в средствах воспроизводства.
Файерстоун была убеждена: деторождение — форма порабощения женщины, в результате чего вся ее жизнь подчинена ребенку, а она сама лишена возможности заниматься чем-то еще. Тогда же стало популярно отношение к беременности и родам как во всех смыслах слишком тяжкой ноше, которая также лишает женщину выбора. Ребенка придется растить, женщина неизбежно будет ущемлять себя в удовольствиях, заработке, карьере. В таком контексте идеи чайлдфри и расцветали.
Думаю, социологи обратили внимание на чайлдфри из-за большой популярности этой философии у широкого круга людей, которые были увлечены и вовлечены в движение. В 80-е годы, правда, многие из этих людей вернулись к мысли, что материнство все-таки может быть выбором женщины. Но организовывать его необходимо иначе. Никто не должен заставлять становиться матерью, говорить о долге, обязанности, судьбе и предназначении от природы.
— Последние требования возникали не на пустом месте?
— Социально материнство было устроено так, что требовало от женщины слишком многого. В некоторых культурах предполагало тотальный отказ от всего остального и полное вложение в материнство. Логика сторонников чайлдфри исходила из того, что, раз можно отказаться от благ и радостей мира, ради материнства или чего-то еще, значит, и от материнства женщина имеет право отказаться.
Виверс была человеком, который решил социологически исследовать конкретный случай и всесторонне изучить позицию тех, кто сознательно отказывается от родительства.
С солидарностью проблемы — растет бездетность
— Среди чайлдфри больше мужчин или женщин? Можно ли как-то классифицировать чайлдфри?
— Идеи чаще исходят от женщин, а не от мужчин. Репродуктивные решения — когда и сколько рожать — все-таки в современных обществах тоже принимают женщины. Мужчинам это не так важно, их никто не спрашивает, да и детьми мужчины занимаются в меньшей степени. Не нужно думать, что явление пришло к нам с Запада. Это было широко распространено в СССР и до последних времен в современной российской культуре.
Существенная мужская роль в вопросе чайлдфри заново возникает в неотрадиционализме (как когда-то она существовала и в традиционализме, где женщины должны были рожать под страхом разного рода репрессий, брак был принудительным, в какие-то периоды существовала «охота на ведьм» в разных формах, существовало огромное количество препятствий репродуктивному контролю). По моим наблюдениям, даже в православной среде уже звучат неравнодушные и не всегда позитивные разговоры о многодетности. Особенно они актуальны в случае вдовства мужчин, на руках которых остаются дети, с которыми приходится справляться самостоятельно, без жены.
Многодетность – высокое призвание, а не «печать православности»Первой классифицировать чайлдфри стала все-таки Виверс. Позже классификации совершенствовались, но основа сохранилась.
Обычно выделяют небольшую группу тех, кто испытывает физиологическое отвращение к беременности, процессу родов, вскармливанию и даже самим маленьким детям. Их Виверс назвала «реджекторами». Это несущественный процент в популяции, не больше 2-5%, обусловленный биологией. Если угодно, это форма фобии и закон биологии.
Вторую группу Виверс назвала «аффексьонадо», обозначив людей, которые становятся чайлдфри под влиянием общественных представлений. По наблюдениям исследователей, для большинства людей в социуме характерна средняя степень желания иметь детей. Не то чтобы дети им не нужны совсем, но бездетный образ жизни кажется ничуть не менее привлекательным. Если по взглядам такие люди оказываются ближе к тем, кто детей не хочет категорически, под влиянием моды и общественных движений, они принимают идеи чайлдфри. «Дети мне не нужны, — рассуждают аффексьонадо, — они мешают поддерживать красоту в доме, путешествовать, делать карьеру. Все эти сопли, подгузники, обучение. Однажды дети уйдут из дома, а я останусь ни с чем. Взращивая их, потеряю на этом собственную жизнь».
На рациональном уровне этому трудно что-то противопоставить. Если в обществе сильно нормативное давление — детей должны иметь все — аффексьонадо рожают детей. Нельзя сказать, что испытывают восторг при этом, но и не безумно несчастны.
С «реджекторами» ничего сделать нельзя. Если их заставить иметь детей, не исключено, они покалечат и детей, и себя. Увы, такие случаи происходят. Тут можно говорить о большой психиатрии. На вторую группу, для которых родительство вступает в противоречие со взглядами и дорогой их сердцу социальной стороной жизни, повлиять можно. Но стоит ли?
— У кого-то получалось из чайлдфри делать матерей?
— Я не из тех, кто ностальгирует по СССР, но в Советском Союзе материнство было просто одной из сторон жизни. Конечно, для детей все было не очень хорошо, зато почти идеально для женщин, которые задумывались о материнстве. Женщина могла родить, сдать младенца в ясли и бежать дальше заниматься своими делами. Сегодняшнее старшее поколение, родив в молодости, могло детей отдать бабушкам и продолжать учиться, делать карьеру, заниматься личной жизнью. Материнство почти никак им не мешало.
Если рожаешь сейчас, тебе надо стать ма-те-рью, которая безвылазно будет сидеть дома, пока ребенка, годам к трем, удастся устроить в сад. В глазах современной женщины — это отрицательный образ.
В ситуации отсутствия доступных яслей и садов, бабушек, денег на нянь такие женщины, перспективные мамы, очень вероятно, станут осознанными чайлдфри. Никакими насильственными методами многодетными их не сделать.
Да и с солидарностью в нашей стране плохо. То есть они понимают, что в случае проблем за ребенка будут отвечать только они, и никто не обязан им помогать ни в чем. Когда в современных обществах с солидарностью проблемы, растет бездетность (в традиционных в этом случае росла детская смертность).
— Где связь между родительством, чайлдфри и солидарностью?
— Есть старая поговорка: «Чтобы вырастить одного ребенка, нужна целая деревня». Если женщина знает — «рожу, дальше мне помогут» — это одна история. Совершенно другая, если рожу, а дальше только и буду слышать: «Сама виновата, кто тебя просил? Родила — отвечай». Когда оказывается, что рассчитывать можешь только на себя, неизбежно выгораешь.
Большинство пар в нашей стране все еще рожают спонтанно. Не очень понимая, что их ждет, какая помощь потребуется. Но представьте рациональную женщину. Она видит подругу, которую отговорили от аборта, «потому что убивать грешно», а «материнство свято» и вообще «ты молодая, справишься». Видит, как подруга мучается, бьется головой о стену, потому что помощи нет и вся жизнь под откос, а еще и муж ушел…
Что подумает эта умная женщина? Становиться родителем не буду. Аборт делать не буду, лучше предохраняться, еще лучше перестать общаться с мужчинами. Мне не нравится жизнь подруги, когда с ней случилось материнство.
В «золотом веке, когда все рожали», люди были суровы
— Люди, которым неприятны дети, пугают роды, наверняка были во все времена. Как же они существовали до эпохи сексуальной революции?
— Окончательно бездетных женщин, которые к пятидесяти годам, то есть концу репродуктивного периода, не родили детей, еще недавно было не больше 4-6%. Причин бездетности было три: из-за здоровья, вследствие диспропорции полов (в послевоенный период), из-за осуждения обществом одинокого материнства.
Сейчас число бездетных в России, в более молодых поколениях, достигает 12-14%. Бездетные — не только люди, физически не способные родить, или те, у кого не сложилась супружеская жизнь, а быть матерями-одиночками они не хотят. Число бездетных пополнили именно чайлдфри, принципиально отказывающиеся от материнства.
А вот подсчитать, сколько чайлдфри было даже столетие назад, довольно трудно. Может быть, и раньше люди не хотели рожать, но какие у них были средства? Крайние. Можно было уйти в монастырь, например. Можно было остаться старой девой, но и это не каждая могла себе позволить. Во-первых, решение выходить замуж принимала не сама женщина. Во-вторых, большая часть страны была крестьянской, а значит, жить без мужчины было практически нельзя, физически невозможно.
Экономист Александр Чаянов считал, что для нормального функционирования крестьянской семьи нужны были всего два-четыре ребенка. Дети в дореволюционной России часто рождались, но и умирали не только из-за плохой медицины. Увы, их фактически убивали собственные матери или родители. По оценкам демографов, был велик процент детской смертности из-за недосмотра. Например, часто у дворян были любовницы-крестьянки, которые рожали от них детей. Байстрюки во многих случаях никому не были нужны, за ними не смотрели, их недостаточно кормили, и они гибли.
Все эти истории с «недосмотрела», «заспала» и так далее прекрасно описаны в классической литературе у Ивана Бунина, Глеба Успенского, Льва Толстого. Российский демограф Вишневский собирал подобные сюжеты. История детоубийства в России серьезно изучена исследователями. Говорить о золотом веке, в котором рожали столько, сколько Бог даст, всех растили и выводили в люди — большое преувеличение. Нужно понимать, не только времена были суровые, люди были суровы.
Как рожать детей, если я не знаю, что завтра есть
— Социум ждет от супружеской пары детей. Обычно близкие намекают: «Пора бы родить», а детей все нет. Является ли чайлдфри формой самооправдания бесплодия в паре? Насколько этот феномен вообще связан с медицинской проблемой в обществе?
— Никак. Больше скажу, это вещи противоположные. Те, кто осознанно позиционирует себя как чайлдфри, и бесплодные — по разные стороны баррикад. Им трудно понять друг друга. Одни очень не хотят детей, другие изо всех сил мечтают о детях.
Однако в вашем вопросе есть рациональное зерно. Оно лежит в поле репрессивной культуры, в которой нормы давят на человека, он боится общественного осуждения. Людям страшно признаваться как в отказе от родительства, так и в бесплодии. Первые уверены, что их считают неадекватными, жалкими фриками. Вторые — что им следует отправиться на помойку, ведь они негодные, «поломанные», испорченные люди.
Поэтому подчас бесплодные предпочитают сказать, что осознанно отказались от детей, лишь бы не признаваться в нездоровье. Чайлдфри, которые по разным причинам сильно не хотят детей, поступают ровно наоборот. «Лучше скажу, что у меня не получается, чем буду пускаться в долгие объяснения». Оба примера касаются только тех, кто боится общества. Таких немало. С теми же, кто устраивает каминг-аут, открыто говорит о себе как чайлдфри, все иначе.
— Портал «Зарплата.ру» летом опубликовал опрос. 70% россиян предпочитают семье карьеру, 6% ради карьеры готовы отказаться от семьи. Для чайлдфри экономический фактор значим?
— Экономический фактор, конечно, играет роль. У детей до первой половины XX века была инструментальная ценность: рабочие руки в хозяйстве, наследники. В крестьянском хозяйстве дети приносили выгоду, они были родительским успехом. Любовь к детям вопреки всему возникала не у каждой женщины. Матери-одиночки «рожу и плевать на весь мир» — были крайней редкостью.
Сейчас дети — статья расходов. А хватит ли денег вырастить? Родителям приходится содержать детей до 25-30 лет, искать средства на образование. Глядя со стороны, кто-то делает вывод: зачем мне это? Пока женщина, мужчина вникнут, что дети — это не только расход, но и радость, пока откроют для себя родительскую любовь, сколько времени пройдет? Хотя всю историю человечества материнство имело не только эмоциональные преимущества, теперь, увы, остались только они.
В России сейчас сложное экономическое положение: бедность, низкие зарплаты, закредитованность, банковский кризис не за горами.
Как в такое время рожать детей, если экономически они ничем семье не помогут? Дети — это трата.
Можно рассчитывать на детское пособие, конечно. Его по этой причине и платят. Но кругом только и раздаются голоса, мол, выгода развращает. Простите, кто и когда смотрел на детей иначе, чем с точки зрения, в том числе, экономической выгоды? Как рожать детей, если я сам не знаю, что завтра кушать и чем платить за квартиру?
Согласно исследованиям, у современных молодых супругов в России одна из зарплат идет на ипотеку и обслуживание других обязательных платежей, вторая — на жизнь. Как в этот бюджет может уместиться ребенок? Если пара и родит ребенка по эмоциональным или нормативным причинам, во-первых, родит не сразу, во-вторых, не больше одного. Рожающие больше одного просто плохо считают.
В России умный и рациональный человек вынужден быть чайлдфри. Те, кто рожают — альтруисты. Дети в современной семье — вообще чистый альтруизм. Не стоит забывать об индивидуализации жизненного пути. Не всякая женщина может отказаться от карьеры. Можно быть «профессиональной» матерью, но тогда кто-то должен тебя содержать. Содержание — это путь определенного рода зависимости. Выходит, материнство превратилось в рудимент рабства? Если не зарабатываешь, отдаешься на милость дающего. Все больше женщин не готовы себя на это обрекать.
— Чайлдфри — эгоисты, которым неинтересно заботиться о ком-то еще?
— Отчасти да, потому что это рациональные люди. Но противопоставляя эгоизм и альтруизм, нужно понимать: можно быть волонтером в хосписе, заботиться о сиротах, помогать старикам и не иметь собственных детей. Собственные дети — это специфический альтруизм, как я сказала.
Виверс обнаружила, например, что среди чайлдфри много единственных детей в семье и старших в многодетных семьях. У первых отказ от материнства — чистой воды эгоизм, который взращивается родителями, ведь «ты уникальный». С одной стороны, такие люди привыкли, что все о них заботятся и «с какой стати мне заботиться о других». С другой стороны, по отношению к детям у них есть страх: «Я же никогда не видел детскую попу и не вытирал с блузки младенческую отрыжку».
«В 12 лет так нанянчилась, что своих не хочу»В свою очередь первые дети из многодетных семей просто не имеют иллюзий относительно родительства. Они побыли родителями своим младшим братьям и сестрам и знают, насколько это тяжело и насколько мало вознаграждается.
Австрийский демограф Лутц ввел в науку понятие «ловушка низкой фертильности». Чем меньше детей в обществе, чем меньше подрастающие дети видят младенцев, тем нормальнее им кажется ситуация отсутствия детей в семье вообще. Это явление будет порождать новых чайлдфри. Иными словами, не столько личностный эгоизм, сколько социально-психологические факторы влияют на распространение феномена чайлдфри.
Отсутствие детей в окружении, отсутствие «деревни», способной помочь вырастить детей, тот факт, что семья и дети стали личным делом каждого и вопросом выбора, раздуваемая обществом гиперответственность родителей ведут к росту числа чайлдфри. Не в эгоизме дело. «Зачем мне это надо, если это так тяжело и при этом со всех сторон мне говорят, что это моя личная прихоть и мои дети не нужны никому, кроме меня?»
— У многих выдающихся людей творческих профессий, будь то актеры, писатели, ученые, не было детей. Как соотносится карьера и материнство? Карьеристы всегда чайлдфри?
— Не думаю, что клише уместны. Возможно, кто-то предпочитает карьеру детям, а кто-то просто не смог родить. Все-таки о причинах бездетности не принято публично говорить. Булгаков, например, был чайлдфри. Ни одной из трех своих супруг он не подарил ребенка. У Нагибина вообще было пять или шесть женщин, ни одна не смогла родить, потому что писатель этого не хотел. Такие мужчины бывают. «Не хочу пускать в этот ужасный мир своих детей», — говорят они. Другие, как Булгаков, к тому же просто озабочены плохой наследственностью.
По статистике, чем выше должность женщины, тем меньше у нее детей по сравнению с сотрудницами ниже по статусу. Не обязательно она отказалась от материнства ради карьеры. Такая женщина могла заниматься карьерой, а в какой-то момент, когда еще можно было родить, поняла, что в ее жизнь не встраивается ни материнство, ни отношения с мужчинами. Это не сознательный выбор пути чайлдфри. Просто в ее жизни есть призвание (наука, творчество), которое захватило, оказавшись более важным.
На Западе такая ситуация никем не осуждается, считается, что не все рождены быть матерями, а вот в СССР считалось, что женщина должна и может совмещать работу, и даже карьеру, и детей. Государство ей в этом отчасти содействовало. Теперь мир устроен так, что никто не бегает за женщиной, которая озабочена карьерой, со словами: «Ты только роди, вырастим мы сами».
Стоит задуматься о качестве, а не количестве
— Религиозность человека влияет на то, станет ли человек чайлдфри? Чайлдфри в большинстве своем карьеристы и атеисты?
— Сложный вопрос. Можно делать карьеру и иметь детей, потому что это разные оси системы координат: на одной — репродуктивное желание, на другой — карьера. Но ресурсы человека ограничены и часто хватает либо на одно, либо на другое.
Религия влияет, конечно, но даже в религиозной среде есть люди, которые выполняют предписания, будучи при этом несчастны, или не выполняют, но не говорят об этом публично. Знаю немало православных семей, где люди решили, что больше двоих детей иметь не будут. Призыв «плодитесь и размножайтесь» их касается, но они им пренебрегают. Мы не можем их за это осуждать.
Другой пример, когда бесплодной женщине духовник запрещает делать ЭКО, потому что это против природы. Она не пойдет, не сделает ЭКО, оставшись бездетной, но, с определенной точки зрения, пополнит статистику чайлдфри.
С другой стороны, религиозные нормы позволяют человеку, который не хочет семьи и детей, уйти в монастырь, выбрав для себя другую Семью.
— Есть же чадолюбивые нации: итальянцы, испанцы, народы Кавказа… Размывание традиционных и национальных норм играет роль в появлении чайлдфри?
— Пока традиционные нормы есть, они влияют. Как только размываются, детей становится меньше. Италия, Испания относятся к посткатолическим странам, где давно далеко не все верят в Бога. Увы, в этих странах сейчас наблюдается самая низкая в Европе рождаемость. Правительство продумывает новые социальные преференции, чтобы хоть как-то стимулировать демографические изменения.
Если на современных людей с хорошим образованием, статусом, работой вдруг начать насильно накладывать нормы традиционного общества, это просто не будет работать. Иран, казалось бы, фундаменталистское государство, но там сейчас рождается очень мало детей. Женщины лишь делают вид, что соблюдают нормы, носят чадру, а вечером пляшут на дискотеках. Они будут выходить замуж, иметь максимум одного-двоих детей и работать.
Женщины в Иране, кстати, работают за зарплату не реже, чем в любой европейской стране. Во многих фундаменталистских странах люди успели полюбить современную жизнь и не хотят жить в традиционном обществе, накладывающем на них слишком много ограничений.
Согласно законам первого и второго демографического перехода, мир идет именно по этому пути — с уменьшением смертности и развитием медицины уменьшается и рождаемость. Это касается всех стран, включая традиционные общества.
На уровне ценностей, альтруизма, религиозных норм идеи материнства работают и существуют, но лишь для некоторых людей, готовых рожать много детей. Это всегда капля в море и незначительный процент. Остальные, даже в традиционном обществе, всегда найдут оправдание «почему я не имею детей» или почему у меня немного детей. Если на заре чайлдфри от материнства отказывались в основном высокообразованные люди, сейчас это распространено повсеместно, среди всех слоев общества.
— Чайлдфри — это навсегда? Существуют ли лонгитюдные исследования на эту тему?
— Много. Согласно одному из австралийских исследований, многие из тех, кто в двадцать лет был чайлдфри (или наоборот, ратовал за рождение детей), изменили взгляды к тридцати годам. Также активно стать матерями хотят женщины в последние годы перед климаксом.
Тех же, кто по-настоящему ненавидит и не хочет иметь детей до конца своих дней — единицы.
Большинство являются чайлдфри под влиянием общественных установок.
Сегодня родительство перестало быть вещью обязательной. Плохо ли это в мире, в который грядут роботы? Сказать трудно. Может быть, и правда стоит задуматься о качестве, а не количестве? Может быть, пришло время позаботиться о матерях, чтобы им жилось не так плохо, по сравнению с отцами и бездетными женщинами? Может быть, предпринять хоть что-то, чтобы месседж «если ты мать — твоя жизнь кончена» перестал быть актуальным? Повод для оптимизма я вижу, только если развитие пойдет в эту сторону.
Фото: unsplash.com
Читайте также:
Чайлдфри — кто такие, что это значит простыми словами
На протяжении веков человечество не знало эффективных средств контрацепции, поэтому в обществе считалось нормой иметь много детей. Взрослый человек, которому не посчастливилось продолжить свой род, приравнивался социумом к больным или ущербным его представителям.
Последние десятилетия наука позволила людям контролировать рождаемость без вреда для организма.
Эта новость стала прорывом в медицине, так как привычная связь между активной половой жизнью и высокой рождаемостью была утеряна. Чайлдфри немедленно заявили о себе и привлекли внимание критиков. Оказалось, что супружеская жизнь без детей больше не считается неполноценной. Напротив, такая идеология находит массу последователей сегодня.
Чайлдфри – что это такое простыми словами
Чайлдфри — это идеология, предусматривающая свободу от деторождения. Выбор семейных пар или одиночек не заводить ребенка считается полностью сознательным. Успешные и здоровые люди приходят к такому решению самостоятельно, а не под давлением кого-либо.
Выбор объясняется желанием жить в свое удовольствие, а также наслаждаться обществом партнера без родительских обязательств.
Чайлдфри — это человек, который не имеет проблем с репродуктивным здоровьем. Средний возраст последователей движения варьируется от 27 до 40 лет. Более молодые люди, как правило, заняты учебой или активно строят карьеру. Кроме того, они склонны часто менять свое мнение.
Причины
Идеология чайлдфри чаще всего объясняется отсутствием любви к детям, что уже является весомым аргументом. Но на самом деле причины, по которым люди отказываются от деторождения, гораздо сложнее. Психология называет наиболее распространенные из них:
Взрослые люди понимают, что ребенок не является игрушкой, а его будущее напрямую зависит от родителей. Разумеется, привычный образ жизни уже никогда не будет прежним, а о многих вещах придется забыть навсегда. Не секрет, что сейчас содержание ребенка требует немалых затрат, включая образование. Что это такое для человека, способного обеспечить лишь себя, осознают не все люди.
Чайлдфри в России понимают, что построение карьеры требует огромных затрат энергии и личного времени. Представители обоих полов считают работу более весомой целью, чем деторождение. Молодые женщины осознают, что с появлением ребенка их карьера отойдет на второй план, а потенциальная зарплата после декретного отпуска будет меньше, чем до родов.
Совмещение работы и ухода за детьми — это нехватка денег, сил и здоровья. Лишь немногие представители движения признают себя неспособными стать хорошими родителями или панически боятся потерять стройную фигуру. Женщины, принявшие смелое решение, бросают вызов традиционным ценностям и самостоятельно строят свою жизнь.
Как появилось движение child free и зачем они объединяются
В середине прошлого века появились феминистки, пропагандировавшие бездетную жизнь и свободный выбор. Но сам термин, состоящий из слов child и free, был введен только в 1990 году американской учительницей, выступавшей за независимость женского пола. Движение чайлдфри тогда боролось за отмену налога на бездетность.
Значение идеологии для России до сих пор остается неоднозначным. Впервые о ней заговорили после 2000 года, при этом молодежный сленг не имеет отношения к чайлдфри. Согласно опросам социологов, не более 10% населения страны отворачивается от деторождения.
Любопытно, что чайлдфри по-русски представляют собой молодых и амбициозных людей, не желающих жертвовать комфортом и карьерой ради потомства. В больших городах бездетность является свободным выбором, а вот в провинции аргументами выступают отсутствие отдельного жилья и достатка.
Изначально движение объединяло и тех, кто вообще не приемлет общение с детьми. Чайлдфри — это человек, отказавшийся от продолжения рода добровольно. При этом он может относиться к детям хорошо и даже проводить время с ребенком друзей или родственников. Чайлдфри и чайлдхейт являются разными понятиями, и последние встречаются реже.
Контрацепция, отделившая сексуальную жизнь от деторождения, способствовала созданию нового уклада семьи. Материнство для женщины теперь не является обязанностью, оно стало правом выбора, а давление традиционных ценностей ослабло. Взрослые люди стали уделять массу времени себе и своим новым потребностям.
Правила общения с чайлдфри
Если знакомый человек не желает заводить потомство, то не стоит переубеждать его. Существуют запретные фразы, от которых чайлдфри попросту устали. Например, распространенный аргумент о том, что дети — это счастье. Родители, нашедшие смысл жизни в ребенке, не понимают, как можно не хотеть детей.
Счастье у каждого человека свое, и нет нужды переубеждать друг друга. Кроме того, оппоненты любят повторять, что бездетные пары в будущем пожалеют о решении. Но выбор каждого человека уникален и желать кому-то раскаяния – как минимум невежливо. Очень непрофессионально говорить о внезапно возникшей любви к ребенку. К сожалению, в некоторых случаях это чувство так и не посещает родителей, а жизнь маленького человека рискует превратиться в ад.
Чайлдфри и чайлдхейт нельзя ставить в один ряд, когда речь идет о человеке, добровольно отказавшемся от продолжения рода. Агитировать за появление нежеланных детей — опасно, так как количество неблагополучных семей в России остается значительным.
Человека, который не хочет заводить ребенка, старшее поколение пугает отсутствием вожделенного стакана воды в старости. Но жизнь показывает, что необходимую помощь все чаще оказывают социальные службы, сиделки, друзья. К сожалению, не редкость случаи, когда старики и вовсе умирают в одиночестве, оставленные своими взрослыми детьми. Поэтому чайлдфри — это нормально для индивида, живущего активной жизнью.
Преимущества и недостатки идеологии чайлдфри
Плюсы чайлдфри неоспоримы. Психологи выделяют следующие положительные стороны движения:
- контроль перенаселенности планеты;
- уменьшение числа нежеланных детей.
Ученые уже бьют тревогу о том, что в скором времени человечество столкнется с нехваткой пресной воды и полезных ископаемых. Большую роль в изменении климата играет загрязнение окружающей среды. Все это неизбежно приведет к недостатку рабочих мест и переизбытку населения. Так, коррекция рождаемости положительно скажется на состоянии планеты.
В России ежегодно тысячи женщин отказываются от новорожденных детей. Специалисты связывают это явление не только с отсутствием поддержки от близкого человека и нехваткой денежных средств, жилищными проблемами. Пропаганда обязательного деторождения приводит к тому, что ребенка заводят те, кто плохо понимают, что с ним делать.
Увеличивается число детей, получивших психологические травмы, привыкших к насилию и усвоивших токсичную модель поведения. Навязывание рождаемости отрицательно сказывается на качестве жизни самих малышей, которые страдают от агрессивных или безразличных родителей. Некоторые из них в будущем также начинают ненавидеть детей.
Популярность движения чайлдфри имеет некоторые минусы. Это особенно заметно в регионах и странах Европы, где население небольшое. На фоне снижения рождаемости будет расти доля старшего поколения, а значит и смертность будет высокой. Кто такие чайлдфри — простыми словами достоверно может объяснить не каждый человек.
Выставление такой идеологии как единственно правильной недопустимо. «Почему я чайлдфри?» — потому что это модно или одобрено мнением большинства? Молодежь нередко причисляет себя к движению, толком не разобравшись в нем.
Нормально ли не хотеть детей: мнение психолога
В России чайлдфри не является полноценным движением, так как нет ни одной организации или лидера, зарегистрированных официально. Но такие сообщества пропагандируют не отрицательное отношение к детям, а свободу выбора. Каждый человек волен строить свою жизнь самостоятельно и решать, когда ему обзаводиться потомством.
Придерживаться взглядов чайлдфри — это нормально, в таком решении нет ничего плохого или хорошего. А вот обсуждать чужую личную жизнь или навязывать свои взгляды другим – крайне невежливо.
Заключение
Некоторые люди видят причины возникновения чайлдфри в происках врагов и коварных планах других стран подорвать демографию государства. Любое новое движение воспринимается ими как способ развращения молодежи, но на самом деле в обдуманной позиции взрослого человека нет ничего опасного.
Многие молодые пары заявляют о том, что никогда не заведут ребенка, а спустя десятилетие меняют свое решение. Этот феномен говорит о готовности стать родителями в благоприятный период жизни, когда люди морально и материально готовы к деторождению — принимают взвешенное решение, а не навязанное обществом.
Высшее образование по направлению «социальная психология». Окончила Московский Городской психолого-педагогический университет в 2012 году.
Чайлдфри — кто такие. Что это за движение
В нашем обществе приветствуется свобода мысли, слова и веры, даже в законодательстве это прописано. Только когда речь заходит о конкретных идеологиях, нередко возникают жаркие споры вокруг представленных идей. Одно из таких направлений – чайлдфри (свободные от детей).
Чайлдфри – кто такие
Чайлдфри – идеология, в рамках которой семейные пары решают не рожать детей. Это сознательный выбор здоровых людей. Они предпочитают жить в свое удовольствие, наслаждаться друг другом. Бездетная жизнь не пугает их и не вызывает страданий.
Направление зародилось в США в 70-х годах, его основательницами стала пара феминисток, которые пропагандировали жизнь без детей. Однако сам термин «чайлдфри» был введен в 1990 году американской учительницей, которая также боролась за женскую независимость и отмену налога на бездетность.
В Россию движение пришло в начале 2000-х годов, хотя и до этого добровольно бездетные пары существовали в нашем обществе. Изначально к чайлдфри относили и тех, кто не хочет детей и тех, кто категорически их не приемлет. Сегодня же направление разбилось на два лагеря:
- Чайлдфри – люди, отказавшиеся от родительства.
- Чайлдхейт – люди, ненавидящие детей.
Точно не известно, какой процент от общего населения придерживается этих идей. По данным разных источников – от 5 до 30 %. Притом средний возраст глубоко убежденных чайлдфри – 28-40 лет. До этого периода, согласно исследованиям, люди склонны менять свои предпочтения на противоположные убеждения.
Причины, по которым становятся чайлдфри
У чайлдхейтеров причина одна – собственная психотравма детства. Какая именно травма – неизвестно, но, хоть они и думают, что выбор сознателен, на самом деле это результат подавленных, спрятанных в подсознании воспоминаний, обид. Насмешки одноклассников, упреки родителей, проблемные отношения с братом или сестрой – этот и подобный опыт, перенесенный в детском возрасте, во взрослости может проявить себя как ненависть к детям.
Что касается чайлдфри, то причин их выбора несколько:
- Жажда свободы. Мне не раз доводилось слышать от людей с детьми, что это нелегкое бремя, большая ответственность, постоянное ущемление личного пространства и интересов, нехватка времени на партнера и самого себя. Ребенок зависит от родителей морально, материально, физически, психологически. Нехватка свободы – естественный элемент родительства, особенно в первые 4-6 лет, но кто-то находит преимущества, которые перевешивают этот недостаток, а кто-то становится чайлдфри.
- Понимание и страх ответственности. Хорошо, когда люди понимают всю серьезность рождения ребенка и признают свои слабости, связанные с этим событием. Если осознание ответственности не входит в противоречие с желанием заботиться о ком-то, продлить свой род и т. д., то человек становится чайлдфри. Да, в данном случае это можно назвать психологической проблемой, избеганием ответственности. Но если оба партнера счастливы, ответственны в вопросах друг друга, работы, жилья, их устраивает жизнь без детей, не мучает чувство долга перед государством, родителями, то почему нет?
- Финансовый вопрос. Дети требуют не только моральных вложений, но и финансовых, материальных. Кто-то понимает, что не потянет ребенка, но если вместе с тем они испытывают потребность родительства, то придумывают план улучшения ситуации. А другая пара понимает, что не потянут ребенка, но их это не беспокоит – они счастливы тому, что удовлетворяют свои потребности, среди которых нет желания родить ребенка. Такие пары становятся чайлдфри. Встречается и третий вариант: партнеры понимают, что средств на ребенка хватит, но материальное благополучие и жизнь в свое удовольствие представляет большую ценность, нежели деторождение.
- Карьера. По закону в декретный отпуск может уйти как мать, так и отец, но с биологической, психологической, социальной, а чаще и финансовой точки зрения удобнее и правильнее женщине уходить в декрете. Но вместе с этим все больше женщин хотят всесторонне реализоваться: как мать, как личность, как работник. А у части женщин карьера получает больший приоритет, чем семья. То же актуально для мужчин: они не уходят в декрет, но отец обязан максимум возможного времени уделять ребенку. И находятся те, кто предпочитает расширять собственный бизнес, продвигаться по карьерной лестнице, а не менять памперсы. Если такая женщина и такой мужчина сходятся, то образуют пару, свободную от детей.
- Свободная работа, творческая жизнь. Если в семье появляется ребенок, то должен быть и хотя бы один стабильный источник дохода. Но его редко встретишь у людей творческих профессий или работающих на фрилансе. Человек без детей свободен во всех смыслах этого слова, он несет ответственность только за себя. А потому может позволить, если ему от этого комфортнее, жить в нестабильных финансово, но благоприятных психологически условиях.
- Особенности характера, темперамента. Дети требуют море терпения, сдержанности, доброты, рассудительности. Не все люди обладают этими качествами, некоторые индивиды отличаются взрывным характером и акцентуациями. Хорошо, если человек понимает возможные последствия сочетания его характера и родительства. А как на это реагировать дальше, каждый вправе самостоятельно выбрать: кто-то работает над собой, другие решают не вгонять себя в стрессовые условия материнства и отцовства.
Это самые популярные причины добровольной бездетности, на практике их гораздо больше. Не все причины носят открытый, осознаваемый характер. Думаю, среди чайлдфри, как и среди чайлдхейтеров, хватает тех, кем руководят подсознательные мотивы, например, страхи. Пугают сами роды, беременность, будущее с ребенком, социальные и финансовые изменения семьи, личные изменения женщины, декрет и прочее.
Некоторые женщины признаются в страхах, осознают их, но не видят смысла бороться, так как это не единственная предпосылка для их мировоззрения. А другие не понимают своих истинных мотивов, но думают, что сделали сознательный выбор.
Бывает и такое, что женщина страдает от глубокого экзистенциального, личностного кризиса, неудовлетворенности своей жизнью, потому решает не создавать новую жизнь. Зачем? Чтобы ребенок так же терялся в сумасшедшем круговороте будней?
Послесловие
В общем, чайлдфри – это не просто субкультура, современное движение, названное непонятным словом. Это мировоззрение личности, за которым иногда скрываются личные проблемы: психотравмы, кризисы, неврозы, расстройства, депрессии, тревоги, фобии.
Но мне кажется, все-таки основной частью движения правит желание жить в свое удовольствие, без страхов, тревог, переживаний. Не для всех людей деторождение – ведущая ценность, но это уже совсем другая тема.
Чайлдфри (ChildFree) — что это такое. Нежелание иметь детей у женщин в психологии
: Время прочтения:
Или к чему приводят фразы «часики-то тикают», «чего ждем?», «теперь можно и о ребеночке подумать».
«Человек — это, прежде всего, творчество духа, а не биологическая инерция. Ради вероятности новой жизни нельзя ввергать в кризис взрослого человека, уже способного к духовной деятельности… Кроме того, достоинство личности самого ребенка требует, чтобы его рождение было выбором реализовавших себя людей, а не вынужденным шагом со стороны родителей».
Антонио Менегетти
Дословно «чайлдфри» (англ. child free) переводится как «свободные от детей». В этот термин вкладывают два значения:
- в широком смысле — не связанные между собой люди, которые выбрали для себя бездетность;
- в узком — это группа людей, которые объединяются для пропаганды бездетности, жестко отстаивают свои взгляды и навязывают их окружающим.
В данной статье речь пойдет о первом варианте — добровольном, личном выборе жизни без детей.
Причины нежелания иметь детей
Причины могут быть разными:
- отношения с собственными родителями;
- особенности личности — страх родов и ответственности, неуверенность в себе, отсутствие потребности иметь ребенка, особенности мировоззрения;
- влияние общества — установка на карьерный рост и достижение успеха, культивирование ценности личной свободы и независимости.
Если человека излишне опекали и баловали в детстве, выстраивали мир вокруг него, ему взрослому будет сложно переключиться из режима жизни «для себя» в режим «и для другого». Он не умеет заботиться о других (иногда и о себе) и не понимает зачем.
Есть и противоположные примеры, когда причиной выступает недостаток родительской любви и заботы. Например, ведущая ток-шоу Опра Уинфри призналась: «Обо мне не заботились в детстве, и я сама не умею этого делать… Однажды я целый день присматривала за четырехлетним ребенком. Я жутко перенервничала, это был сильнейший стресс. Когда вернулась мать малыша, я почувствовала настоящее счастье. В этот момент я окончательно решила, что не хочу иметь детей никогда».
Негативно сказывается неприятие родителями пола ребенка, в первую очередь у девочек. Такие родители не покупают дочери кукол, одевают ее в мальчиковую одежду, делают ей мужские прически и играют с ней в мужские игры. Они иногда проговариваются, что хотели мальчика, иногда ребенок сам случайно узнает об этом от родственников или знакомых. Новость сильно травмирует ребенка. Отказ видеть в дочери девочку и будущую мать, выражение неприятия и отсутствие поддержки ее женственности формирует глубинное неприятие собственного пола и самим ребенком, нарушает его половую идентичность.
Не менее пагубным оказывается возложение на ребенка несвойственной его возрасту роли и ответственности. Например, если при недееспособности или отсутствии матери ее роль в семье берет на себя дочь. Хлебнув столь нелегкого для ребенка «материнства», не каждая готова повторить этот опыт и невольно проецирует его на собственную семью.
С молодого возраста девушки слышат от близких или даже малознакомых людей: «Когда думаешь рожать? Чего ждем? Вот у меня в твои годы…» В данном случае нежелание иметь детей у женщин в психологии означает закономерную реакцию психики на давление извне. Как сказала одна девушка: «При подобных вопросах у меня ощущение, будто меня раздели и прилюдно изучают мои репродуктивные органы». Под давлением человек вынужден отстаивать личные границы, как и право на самоопределение. Крайний вариант самоопределения — нежелание иметь детей, а иногда и ненависть к ним.
Многие слышали от родителей фразы: «Мы посвятили тебе свою жизнь, потратили на тебя лучшие годы!». Подобные фразы формируют установку, что родительство — это тяжкое бремя, которое мешает прожить яркую и счастливую жизнь.
Чайлдфри — это навсегда?
Желание или нежелание иметь детей не обязательно формируется в детстве на всю жизнь, иногда человек меняет свое мнение. В 80-х в Австралии провели исследование, в котором испытуемым дважды задавали вопрос «Хотите ли вы иметь детей?». Первый раз, когда испытуемым было около двадцати лет, второй — когда им исполнилось по тридцать. Результаты сравнивали по двум параметрам: во-первых, появились ли у них дети, а во-вторых, как изменилось их желание или нежелание иметь детей.
За десять лет среди чайлдфри появились те, кто сказал: «Теперь я хочу иметь детей». Это не обязательно означало то, что к этому моменту у них появились дети. С другой стороны, небольшая часть тех, кто в двадцать лет хотел иметь ребенка, так и не завел детей.
Чайлдфри — это безответственно?
Когда чайлдфри обвиняют в безответственности, они возражают, что куда безответственнее рожать и растить малыша без любви и привязанности. Вот как прокомментировала это одна актриса:
«В отличие от многих коллег, я не считаю, что после родов будет трудно, а то и вовсе невозможно вернуться в профессию. И всё же для меня рождение ребенка стало бы шагом назад: моя мечта — это интересные роли, а не дети. Но несмотря на то, что я прекрасно нахожу общий язык с детьми, я не хочу иметь детей. Они требуют колоссальной отдачи энергии, ребенок — это не то, что можно вернуть, подарить или поменять, он останется с тобой навсегда. К сожалению, многие родители и те, кто хочет ими стать, забывают об этом. Такая позиция мне видится менее зрелой, чем выбор чайлдфри: зачем мучить себя и ребенка, если я чувствую, что он будет меня ограничивать?»
Родительство — это не обязанность, а возможность. Иметь или не иметь ребенка — личный выбор каждого. Человек не всегда делает этот выбор осознанно, никто не вправе отнимать его.
Чайлдфри и чайлдхейт
Кто такие чайлдфри разобрались. Но есть еще одно отдельное и наиболее радикальное движение без детей — «чайлдхейт» («детоненавистники»). Если рядовой чайлдфри терпимо или с симпатией относится к чужим детям, для чайлдхейт это немыслимо. Чайлдхейтеры неприкрыто выражают ненависть и презрение ко всему, что связано с материнством и детством.
Их неприязнь к детям и родителям выражается в грубой и неадекватной форме, что приводит к виртуальным потасовкам на форумах и в соцсетях, к скандалам в общественных местах. Чайлдхейтеру ничего не стоит прилюдно обозвать путающегося под ногами ребенка «личинкой» или «свиненышем», а его мать — «безмозглой овуляшкой», «ходячим инкубатором» или «свиноматкой». Доходит и до рукоприкладства.
Жаль, что дурная слава чайлдхейт распространяется и на прочих чайлдфри. Основная и более лояльная к детям часть чайлдфри, вопреки расхожим мифам, — адекватные и достойные люди, а не несчастные и одинокие неудачники, подрывающие основы семьи.
Как понять, что я хочу детей
Чтобы понять, вы чайлдфри или нет, искренне ответьте себе на вопросы:
- Вы видите себя в роли матери (отца)? Или только женщины (мужчины), супруга, профессионала?
- Вы хотите «продлить себя» в новом человеке? Что вы можете ему дать?
- Вы достаточно сильно любите детей, чтобы позволить им навсегда изменить вашу жизнь?
- Вы любите этот мир? Вы доверяете ему настолько, чтобы привнести в него новую жизнь?
Если ответить на вопросы самостоятельно не получается, поговорите с близким другом (который способен принять любую вашу позицию) или с психологом.
детей-инвалидов ▷ Русский перевод
кто не может кто не может потерпеть неудачу
кто не может себе позволить
неспособныхкто неспособных
кто не может
кто не может кто не может кто не может
кто не может кто не может
.нуждающихся детей ▷
НУЖНЫЕ ДЕТИ ПО РОССИИ
которые нуждаются в (10)
.