Алиса фрейндлих биография википедия: Алиса Фрейндлих. Биография — РИА Новости, 02.03.2020
Биография Алисы Фрейндлих. Алиса Фрейндлих. Алиса Фрейндлих биография. Алиса Фрейндлих фильмы. Алиса Фрейндлих спектакли. Алиса Фрейндлих фото. Сколько лет Алисе Фрейндлих? Алиса Фрейндлих комедии
Алиса Фрейндлих — знаменитая советская и российская актриса театра и кино. Кроме того, Алиса Бруновна замечательная певица. Фрейндлих — Народная артистка СССР (1981), лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1976), трехкратный лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996, 2001, 2008). Алиса Фрейндлих — также лауреат премии Правительства России (2010) и почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001). В биографии Алисы Фрейндлих роли в таких известных фильмах, как «Соломенная шляпка», «Агония», «Служебный роман», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Сталкер», «Жестокий романс», множество ролей в спектаклях театра Ленсовета и БДТ.
Детские годы и образование Алисы Фрейндлих
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде.
Мать — Ксения Федоровна Фрейндлих — актриса. Из Пскова она поехала в Северную столицу и записалась на курсы в Театр рабочей молодежи. Именно здесь она познакомилась с Бруно Фрейндлихом.
Семья Алисы жила на Исаакиевской площади. Когда родилась Алиса, ее записали русской. Девочка с детства проявляла большие музыкальные способности. Она прекрасно пела, обожала «играть в театр», наряжаясь в мамины платья.
Родители Алисы расстались еще до войны. Девочка осталась с мамой и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно Фрейндлиха с женой арестовали, а потом расстреляли.
Алиса Фрейндлих как раз пошла в первый класс, когда в 1941 году началась блокада Ленинграда. Несмотря на детский возраст, Алиса явственно помнит то пронзительное время, вплоть до мелочей. А выжила она, благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.
Мама в военное время работала бухгалтером. К голодной жизни добавилось и моральное давление окружающих людей. Ведь они были в родстве с немцами.
Когда блокада была снята, все почувствовали себя физически слабыми и духовно опустошенными. Сразу после войны мама с семьей переехала в Таллинн. В Эстонии Алиса окончила 5-й класс. А потом они вернулись в Ленинград, и Алиса Фрейндлих продолжила учебу в своей старой школе.
В этот же период в Ленинград вернулся и отец Алисы с новой семьей. Но новая жена запрещала встречаться Бруно Артуровичу с родными, а сводная сестра от второго брака даже не знала о существовании Алисы.
Как дочь актеров Алиса Фрейндлих, конечно, была увлечена театром.
И после школы Алиса Фрейндлих без труда поступила в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского.
Театральная карьера Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих успешно окончила театральный институт, и ее пригласили в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской. Надо сказать, что молодой актрисе было нелегко пробиться через заслон местных театральных звезд. Тем не менее, Алиса благодарна им за актерскую и жизненную школу.
Кроме того, Фрейндлих уже была известна в Ленинграде как исполнительница эстрадных песенок. В спектаклях Алису тоже часто использовали как поющую героиню.
В 1961 году Алиса Фрейндлих перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета. Здесь ее талант сразу оценили. Она стала в этом театре главной актрисой. Игорь Петрович Владимиров, который незадолго (1960) был назначен главным режиссером, разглядел в Алисе Фрейндлих творческую индивидуальность, самобытность актрисы.
Алиса Бруновна проработала в театре имени Ленсовета двадцать лет. Она создала множество ярких ролей вместе с режиссером Владимировым: «Таня» (
Однако в 1981 году Фрейндлих и Владимиров расстались, и Алиса Бруновна ушла в БДТ к Георгию Товстоногову.
На сцене БДТ она исполнила множество ролей, среди которых и шекспировская трагедия «Макбет» — творческая мечта актрисы. В 2014 году на сцене БДТ вышел спектакль Андрея Могучего «Алиса» по Льюису Кэрроллу и специально созданный для Алисы Бруновны Фрейндлих.
Алиса Бруновна выходит на сцену БДТ имени Товстоногова в спектакле «Лето одного года».
Карьера Алисы Фрейндлих в кино
Алиса Фрейндлих считает себя более театральной актрисой, чем киноактрисой. Первые роли в кинематографе были эпизодические. Она появилась в фильмах «Неоконченная повесть», «Бессмертная песня», «Полосатый рейс» и других.
В фильме «Похождения зубного врача» (1965) Элема Климова Фрейндлих впервые работала с Андреем Мягковым
В 1974 году Алиса Фрейндлих сыграла в картине «Анна и Командор», которая сразу же была отмечена кинозрителями как явление.
Интересна также была ее роль в мелодраме «Опасный возраст». С Иннокентием Смоктуновским Алиса Бруновна сыграла в сказке «Принцесса на горошине» по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена, а также она получила главную роль еще в одной экранизации творений датского прозаика — «Тайна Снежной королевы».
Замечательной была роль в комедийном музыкальном фильме «Соломенная шляпка» (1974). Также она сыграла роль придворной дамы в исторической драме Элема Климова «Агония» (1975).
А блестяще сыгранная роль начальницы Калугиной в картине «Служебный роман» (1977) стала одной из главных в биографии Алисы Фрейндлих, и заставила многих женщин пересмотреть свой образ жизни.
В послужном списке Фрейндлих были и комедии («Д’Артаньян и три мушкетёра» роль королевы Анны Австрийской), «Старомодная комедия» (1978) и драмы.
У Андрея Тарковского Алиса Фрейндлих гениально сыграла в фильме «Сталкер» (1979).
Каждый год Фрейндлих приглашали сниматься в кино. Иногда у нее даже выходили несколько картин одновременно. В фильмографии Фрейндлих тех лет были «Опасный возраст», «Успех», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». В 1984 году Алиса Фрейндлих снова сыграла в фильме
Было еще много фильмов, которые тепло были приняты публикой.
Алиса Фрейндлих вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», затем сыграла в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», получив премию «Ника» за лучшую женскую роль второго плана.
Еще успех Алисе Бруновне принес детективный сериал, снятый в начале 2000-х годов — «Женская логика» (пять серий). Тандем Алиса Фрейндлих — Станислав Говорухин
После 10-летнего перерыва в фильмографии Фрейндлих в 2004 году вышла картина «На Верхней Масловке», ее партнером стал Евгений Миронов. Алиса Фрейндлих стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль. Затем были «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — фильм получил премию «Ника». Алисе Фрейндлих досталась роль матери Иосифа Бродского.
Среди последних работ Алисы Фрейндлих в кино — фильм «Большой» Валерия Тодоровского и «Карп отмороженный» Владимира Котта, который вошел в конкурсную программу ММКФ.
В 2018-м Алиса Бруновна приступила к съемкам в детском фильме «Александрина». Фильм предварительно планируется к выпуску в 2019 году.
Также в новостях сообщалось, что Алису Фрейндлих и Михаила Боярского, а также Сергея Шнурова планируют пригласить для съемок в сатирической комедии «Этаж» об истории расселения коммунальной квартиры в Петербурге. Как рассказал журналистам гендиректор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин, по сценарию, к жителям петербургской коммуналки обращается богач с предложением купить квартиру за высокую цену. После этого между героями появляются разногласия.
Алиса Фрейндлих критически относится к тому, что происходит в современном российском кинематографе.
«К сожалению, все современные фильмы и сериалы зациклены на криминале. Может быть, это происходит потому, что криминал стал темой очень большого количества телепрограмм, из которых несложно „надыбать“ материал для сценария. В газетах и журналах тоже есть криминальные страницы, из них можно почерпнуть какие-то сюжетные линии», — цитировали слова актрисы «Известия».
Алиса Фрейндлих считает, что в настоящее время в фильмах показывают лишь различные преступления. «Из нашего кино куда-то стал исчезать разговор о простых истинах: о дружбе, любви, добре и зле, честности… Да обо всех семи грехах человеческих, которые всегда имели свой альтернативный аспект. Эти простые истины сегодня остаются за пределами человеческого внимания», — добавила народная актриса СССР.
Кроме того, Фрейндлих заявила, что хорошие фильмы есть и сейчас: «Мы не вдаемся в подробности того, сколько советского барахла было снято, а оно было. Сегодняшние хорошие фильмы, как и советские, со временем отсеются по принципу ситечка».
Награды Алисы Фрейндлих
Алиса Бруновна Фрейндлих была по достоинству оценена как зрителями, так и критикой.
Она награждена многими орденами: Трудового Красного Знамени (1986), «За заслуги перед Отечеством» III степени, IV степени). В 2014 году Фрейндлих вручили орден Почёта — «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность».
Почетное звание Заслуженной артистки РСФСР Фрейндлих получила в 1965 году, а звание Народной артистки СССР — в 1981 году.
Также Алисе Фрейндлих вручались Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского (1976), Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1995) — «за выдающееся исполнение ролей классического репертуара».
В 1997 году она была награждена Премией Правительства Санкт-Петербурга и области «За уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга».
В 2000 году Алиса Фрейндлих получила несколько званий и премий: звание «Живая легенда» (Пятая городская премия в области культуры «Люди нашего города»), премию «Кумир», премию имени А.К. Толстого «Серебряная лира», Царскосельскую художественную премию.
Состояние здоровья
Алису Фрейндлих госпитализировали с коронавирусом 25 декабря 2020 года. В течение месяца 86-летняя актриса находилась в реанимационной палате, в конце января ее перевели в лечебное отделение.
В феврале Алису Фрейндлих выписали из больницы. Ее состояние оценивается как удовлетворительное. Об этом сообщила директор Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова Татьяна Архипова.
«Сейчас Алиса Бруновна чувствует себя хорошо. И если ее надежда встретить Новый год и Рождество дома не сбылась, то, наконец, китайский Новый год Алиса Бруновна сегодня отметит в теплом семейном кругу», — рассказала она.
Архипова добавила, что в театре все ждут возвращения Фрейндлих на сцену.
Личная жизнь Алисы Фрейндлих
Алиса Бруновна Фрейндлих трижды была замужем. Первый раз она вышла замуж за однокурсника Владимира Карасёва. Но после окончания института они расстались.
Вторым мужем молодой актрисы стал известный режиссер Игорь Петрович Владимиров, руководитель театра имени Ленсовета. Он был старше Алисы на 16 лет. Как признавалась актриса, Игорь Петрович многое сделал для неё в профессиональной сфере. У пары родилась дочь Варвара. Однако из-за творческих разногласий и проблем и этот брак распался, после чего Алиса Фрейндлих и сменила театр.
Третий супруг Фрейндлих — художник Юрий Соловьев, с которым она прожила 12 лет.
Дочка Варвара решила пойти по стопам мамы и сейчас играет с ней в одном театре, параллельно трудится заместителем гендиректора строительной компании по корпоративным коммуникациям. Варя вырастила сына Никиту и дочь Анну. Отец детей — Сергей Тарасов — сенатор, погиб в 2009 году в результате теракта.
Анна по образованию продюсер, в 2017 году вышла замуж за актера Алексея Мышинского.
Внук Никита выучился на режиссера и продюсера в Школе-студии МХАТ, работает под фамилией Владимиров. Никита снял любимую бабушку, а также Марину Неелову и Евгения Миронова в главной роли в трагикомедии «Карп отмороженный». Чтобы собрать деньги на фильм, молодой человек заложил собственную квартиру. Жертвы оправдались — картина получила приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля. Потом нашелся и спонсор, который погасил долги продюсера фильма Владимирова-младшего.
Когда появляется свободное время, актриса идет в театр как зритель, гуляет по городу. Правда, предпочитает темное время, чтобы избежать «эпидемии просьб» о совместном фото, «у всех же есть камеры на телефонах».
биография «Мымры» и Анны Австрийской
Алиса Фрейндлих. Биография: БДТ имени Георгия Товстоногова, «Служебный роман», «ДАртаньян и три мушкетёра» и другие фильмы, две «Золотых маски» и четыре «Ники», коронавирус.
Краткая справка
Алиса Бруновна Фрейндлих (Alisa Freindlikh). Дата рождения – 8 декабря 1934 года. Место рождения – Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), СССР.
Ранние годы
Будущая актриса родилась в семье Ксении Федоровны (в девичестве Федоровой) и Бруно Артуровича Фрейндлихов. От папы с мамой девочке достались актерские гены: мама в молодости участвовала в художественной самодеятельности, а отец был актером ленинградских театров.
Бруно Артурович был по национальности немец. Его предки были родом из Мекленбург-Шверина, великого герцогства в составе Священной Римской империи. В Россию они приехали по приглашению Петра I как опытные стеклодувы. Однако уже отец Бруно сменил профессию стеклодува на ремесло сапожника.
По словам самой Алисы, мама хотела, чтобы девочку назвали Наташей, но папа и бабушка смогли ее переубедить, указав, что сочетание фамилии, имени и отчества выглядит как «странная каша». В графе «национальность» у девочки указали, что она русская, на этом настояла мама.
Детство Алиса провела в «коммуналке». Незадолго до начала ВОВ родители разошлись. Бруно Артурович уехал в Ташкент, где и остался после начала войны. Он успел выехать до того, как с началом боевых действий из Ленинграда стали выселять немцев. Его брату повезло меньше, его арестовали вместе с супругой и расстреляли.
В первый год ВОВ Алиса пошла в первый класс, училась она в школе No239 (ныне это физмат-лицей). По словам самой актрисы, главное впечатление ее детства – это блокада и вызванный ею жесткий режим питания.
После окончания войны Ксения Федоровна, работавшая бухгалтером, вместе с дочкой перебралась в Таллин. Там они прожили три года, пока не вернулись обратно в родной город, где девочка продолжила учиться в 239-й школе.
Именно в 239-й школе Алиса пошла в театральный кружок, занятия в котором вела артистка БДТ имени Максима Горького Мария Призван-Соколова. Мария и ее муж Павел Вейсбрем и подготовили Фрейндлих к поступлению в ЛТИ имени Островского.
Выбор в пользу карьеры драматической актрисы Алисе Фрейндлих посоветовал сделать отец, который к тому времени уже вернулся в Ленинград с новой супругой. Он отговорил дочку от идеи стать оперной певицей.
На экзаменах в ЛТИ Алиса прочитала отрывок из гоголевских «Мертвых душ» и спела романс, что весьма понравилось комиссии, которая решила, что абитуриентку стоит принять. Так Фрейндлих оказалась на курсе заслуженного артиста РСФСР Бориса Зона (среди его учеников в разное время были Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Эммануил Виторган, Лев Додин и Леонид Мозговой).
Карьера в театре
В вузе Алиса училась образцово, ей даже выдавали грамоты за успехи в постижении актерского мастерства. Однако так было не всегда, в какой-то момент речь зашла об отчислении, но заступился сам Зон.
Преподаватель очень ценил свою ученицу и в характеристике, которую выдал ей после окончания учебы, рекомендовал ее на ведущую работу в крупных драмтеатрах. Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», поставленный по комедии польского драматурга Габриели Запольской, стал для Фрейндлих пропуском в драмтеатр имени Веры Комиссаржевской.
О временах работы в нем актриса вспоминает с большой теплотой. По ее словам, там она прошла «очень хорошую школу», хотя и была в тени Эммы Поповой. Первой ролью Алисы стала роль подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем».
Из того периода стоит также выделить спектакль «Рождены в Ленинграде», который Илья Ольшвангер поставил по пьесе Ольги Берггольц. Среди зрителей было много блокадников, некоторые из которых под конец спектакля плакали.
В театре имени Комиссаржевской актриса задержалась на четыре года, после чего перебралась театр имени Ленсовета. Переход был связан с тем, что Алиса познакомилась с Игорем Владимировым, театральным режиссером. Знакомство состоялось еще в театре имени Комиссаржевской, где Владимиров ставил один из спектаклей.
«Ленсоветовский период» затянулся на 22 года. За это время она сыграла в постановках «Трехгрошовой оперы» (по Бертольду Брехту), «Ромео и Джульетты» и «Укрощения строптивой» (Уильяма Шекспира), «Преступления и наказания» (по Федору Михайловичу Достоевскому), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (по сказке Астрид Линдгрен), «Варшавская мелодия» (по пьесе Леонида Зорина) и др.
Вскоре после того, как Алиса получила звание «Народной артистки СССР», она развелась с Владимировым (их творческий союз в какой-то момент перерос в брачный). Как много позже писали СМИ, поводом стала статья «Театр одной актрисы», в которой режиссера критиковали за ставку на Фрейндлих. Рабочие отношения бывшие супруги поддерживали еще два года, но в 1983-м актриса перешла в БДТ имени Горького к Георгию Товстоногову.
В БДТ (которое ныне носит имя самого Товстоногова) актриса играет до сих пор. Дебютной на сцене БДТ для нее стала постановка «Киноповесть с одним антрактом», основанная на пьесе «Блондинка» Александра Володина .
Среди других ее работ периода БДТ – «Коварство и любовь» (по Фридриху Шиллеру), «Макбет» (по Уильяму Шекспиру), «Дядюшкин сон» (по Достоевскому), «Лето одного года» (по пьесе Эрнеста Томпсона), «Уроки танго и любви» (по пьесе Валентины Аслановой), «Калифорнийская сюита» (по Нилу Саймону) и «Алиса» (по мотивам повести Льюиса Кэрролла).
Начало карьеры в кино
Данные о дебюте в кино Алисы Фрейндлих расходятся. Википедия пишет, что первой картиной с участием актрисы была мелодрама Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть», а вот сайт Кинопоиск утверждает, что дебютным для Алисы Фрейндлих стал фильм «Таланты и поклонники» Андрея Апсолона и Бориса Дмоховского.
Еще в 60-х актриса познакомилась с Эльдаром Рязановым, который пробовал ее на роль в «Гусарской балладе», однако тогда на роль Шурочки Азаровой утвердили Ларису Голубкину. Позже, в том же десятилетии, режиссер хотел снять ее в «Зигзаге удачи», но на этот раз помешало то, что актриса была беременна.
В 60-е актриса снялась в десятке кинокартин, самыми известными из которых стали «Полосатый рейс» и «12 стульев». В экранизации романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова Фрейндлих досталась роль Эллочки Людоедки, известной своим небогатым словарным запасом.
«Служебный роман» и мушкетеры
Ситуация изменилась в 70-е. Актриса снялась у Леонида Квинихидзе в комедии «Соломенная шляпка» и драме Евгения Хринюка «Анна и командор» (вместе с Василием Лановым). Однако наибольшую известность Алисе Фрейндлих принес «Служебный роман» Эльдара Рязанова.
В комедии Рязанова она сыграла Людмилу Прокофьевну Калугину, которую сослуживцы за глаза называют Мымрой. Вместе с Фрейндлих в картине снялся Андрей Мягков. Это был уже второй опыт их совместной работы, до этого они работали вместе на съемках комедии «Похождения зубного врача». Но если фильм Элема Климова про врача-стоматолога лег на полку и до советского зрителя дошел уже в конце 80-х, то «Служебный роман» оказался весьма успешным и стал фильмом года (а Фрейндлих и Мягков были признаны актерами года по опросу «Советского экрана»).
Не меньшей удачей стала для Фрейндлих и трехсерийная экранизация романа Александра Дюма-отца, вышедшая под названием «Д’Артаньян и три мушкетера». В нем актрисе досталась роль королевы Франции Анны Австрийской.
Отметилась актриса и у Андрея Тарковского. В его культовом фильме «Сталкер» она сыграла одну из главных ролей – жену заглавного героя.
В 80-е вышли еще несколько знаменитых картин с участием Алисы. Это и «Жестокий романс», где она сыграла вместе с Ларисой Гузеевой, Никитой Михалковым и Андреем Мягковым, и «Агония» Элема Климова, посвященная смерти Григория Распутина и последним дням царской России. «Агонию» Климов снял еще в 70-е, но фильм положили на полку и до зрителя он дошел только во времена Михаила Горбачева.
В 90-е актриса снималась нечасто. Она еще дважды сыграла Анну Австрийскую (в «Мушкетерах 20 лет спустя» и «Тайне королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя»), а также снялась у Валерия Тодоровского в «Подмосковных вечерах» и у Виталия Соломина в «Охоте».
Уже в XXI веке актриса попробовала себя на сериальной ниве, сыграв в таких образчиках жанра, как «Женская логика», «Васильевский остров» и «Марево», но на этом свои опыты остановила.
Среди полнометражных работ последних двух десятков лет – экранизация романа Дины Рубиной «На Верхней Масловке», байопик «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», где Алиса сыграла мать поэта-нобелиата Иосифа Бродского, балетная драма Валерия Тодоровского «Большой» и трагикомедия Владимира Котта «Карп отмороженный». Не обошлось и без еще одного воплощения образа Анны Австрийской, когда в 2009-м вышло на экраны «Возвращение мушкетеров».
За долгую театральную и кинематографическую карьеру актриса собрала множество наград. У народной артистки СССР есть три госпремии РФ (и еще одна времен РСФСР), четыре премии «Ника», две «Золотых маски», пять «Золотых софитов», один «Белый слон» и один «Золотой орел».
Личная жизнь Алисы Фрейндлих
В биографии Алисы Фрейндлих были три брака. Первым ее мужем стал сокурсник Владимир Карасев. Они поженились, когда Алисе Фрейндлих было 22 года, но уже год спустя молодожены развелись.
Вторым супругом актрисы стал театральный режиссер и актер Игорь Владимиров. Вместе они прожили около 20 лет. В этом браке у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара. Из-за занятости родители не много времени уделяли ребенку, за которым присматривала няня.
Хотя у девочки, носившей фамилию отца, были не самые лучшие оценки, она смогла поступить в ЛГИТМиК, после которого снялась в ряде картин. Она вышла замуж за Сергея Тарасова, который был одно время главой Заксобрания Санкт-Петербурга, а позже сенатором от Северной столицы.
В браке с Тарасовым Варвара родила двух детей: сына Никиту и дочь Анну. Хотя в итоге Варвара и Сергей расстались, Алиса Бруновна осталась в хороших отношениях с зятем. Свидетельством этому может быть и то, что в 2009 году она отменила свой юбилейный концерт, когда узнала о гибели Тарасова при подрыве «Невского экспресса».
С Владимировым Фрейндлих развелась в начале 80-х. По ее словам, причиной стало то, что муж волочился за другими женщинами и любил выпить.
Третьим супругом Фрейндлих был художник Юрий Соловей, который был на 15 лет младше актрисы. Они прожили вместе до 1990 года. Семья Алисы и Юрия, по словам Фрейндлих, распалась из-за того, что муж очень сильно рефлексировал на тему того, что супруга успешнее его самого.
Расставание сопровождалось тем, что Алиса общалась с властями, чтобы ее бывшему супругу дали квартиру. Однако вскоре Соловей сочетался браком с актрисой Риммой Шибаевой и переехал в Израиль.
Здоровье Алисы Фрейндлих
В конце декабря 2020 года у Алисы Фрейндлих была диагностирована коронавирусная инфекция. Алису Фрейндлих с коронавирусом доставили в больницу, где она и встретила Новый год под наблюдением врачей.
Изначально состояние здоровье Алисы Фрейндлих оценивалось как стабильно тяжелое. Однако в начале января 2021 года медики сообщили, что наблюдается небольшой прогресс. По их словам, сейчас у Алисы Фрейндлих заметно снижена степень поражения легких.
Хотя актриса продолжала активно работать несмотря на преклонный возраст, ее самочувствие и ранее давало о себе знать. В 2011-м она перенесла операцию на кишечнике. Связана она была с последствиями курения (курить Алиса Бруновна начала, когда умерла ее мать).
Алиса Фрейндлих. Биография — Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Белинская/. Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде в актерской семье. Отец — Бруно Артурович, актер театра и кино, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. Мать — Ксения Федоровна, училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, работала бухгалтером. Незадолго до начала Великой Отечественной войны родители расстались. Отец с труппой Ленинградского театра юного зрителя эвакуировался в Ташкент. Алиса Фрейндлих вместе с матерью пережила блокаду Ленинграда (1941-1944), после окончания войны в 1945 году переехали в Таллин (Эстония), в 1948 г. вернулись в Ленинград.
В 1957 г. с отличием окончила актерский факультет Ленинградского театрального института.
Будучи студенткой снималась в эпизодических ролях в фильмах «Неоконченная повесть» Фридриха Эрмлера (1955), «Таланты и поклонники» Бориса Дмоховского и Андрея Апсолона (1955), «Бессмертная песня» Матвея Володарского (1957).
После окончания института Алиса Фрейндлих была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Играла в пьесах «Человек с портфелем» Алексея Файко (1957), «Светите, звезды!» Ивана Микитенко (1957), «Раскрытое окно» Эмиля Брагинского (1958). Затем были роли в спектаклях «Живая вода» по роману Леонида Леонова «Русский лес» (1959), пьесе Роальда Назарова «Случайные встречи» (1961) и др. Во время работы в театре снялась в фильмах «Город зажигает огни» (1958) Владимира Венгерова и «Повесть о молодоженах» (1959) Сергея Сиделева.
В 1961 г. перешла в Ленинградский театр им. Ленсовета, главным режиссером которого был ее будущий муж Игорь Владимиров. Стала ведущей актрисой театра. Сыграла главные женские роли в постановках Игоря Владимирова: в пьесах «Пигмалион» Бернарда Шоу (1962), «Таня» Алексея Арбузова (1963), «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира (1963), «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта (1966), «Варшавская мелодия» Леонида Зорина (1967), «Преступление и наказание» Федора Достоевского (1971) и др.
Одной их лучших работ Алисы Фрейндлих стала роль Малыша в знаменитом спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» режиссера Норы Райхштейн (1969). В 1999 г., в возрасте 65 лет, актриса сыграла в юбилейной постановке этой пьесы.
На сцене Ленсовета проявился и музыкальный талант Алисы Фрейндлих. Она сыграла главную роль в спектакле «Последний парад» (1968), в котором звучали песни Микаэла Таривердиева на стихи Владимира Высоцкого. В музыкальной постановке «Люди и страсти» Игоря Владимирова и Норы Райхштейн (1974), где была занята сразу в нескольких ролях (Елизаветы Английской, Марии-Антуанетты и в мужской роли Уриэля Акосты), исполнила песни на музыку Геннадия Гладкова и стихи Генриха Гейне.
В театре им. Ленсовета проработала больше 20 лет, сыграв в общей сложности порядка 30 ярких ролей.
Популярность Алисе Фрейндлих в кино принесла комедийная мелодрама Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), в которой она сыграла Людмилу Прокофьевну Калугину. После выхода фильма была признана актрисой года по версии журнала «Советский экран».
В 1978 г. в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» сыграла французскую королеву Анну Австрийскую. Впоследствии эту роль играла трижды — в фильмах «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя «(1993), «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2008).
В 1983 г. перешла в труппу Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ; ныне Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова) по приглашению его главного режиссера Георгия Товстоногова. На сцене театра дебютировала в 1984 г. в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». В 1985 г. в постановке «Этот пылкий влюбленный» по пьесе Нила Саймона сыграла всех трех главных героинь.
В 1996 г. за исполнение роли леди Макбет в трагедии Уильяма Шекспира «Макбет» и в 2001 г. за воплощение образа леди Крум в пьесе «Аркадия» Тома Стоппарда была удостоена Государственных премий РФ в области литературы и искусства.
Также на сцене БДТ играла в спектаклях «Волки и овцы» Александра Островского (1984), «На дне» Максима Горького (1987), «Вишневый сад» Антона Чехова (1993), «Калифорнийская сюита» Нила Саймона (1999; в дуэте с Олегом Басилашвили). В настоящее время вместе Олегом Басилашвили занята в постановках «Дядюшкин сон», «Квартет», «Лето одного года». Также играет в спектакле «Алиса».
В 2004 г. на сцене Ленсовета Алиса Фрейндлих сыграла в знаменитой пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Исполнила в постановке Владислава Пази сразу две роли: неизлечимо больного мальчика Оскара и его сиделку — Розовую Даму. За эту работу актриса была награждена театральными премиями «Золотой софит» (2005) и «Золотая маска» (2006).
В 2006 г. снялась в фильме Александра Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие в Европу», за который в 2010 г. была удостоена премии Правительства РФ в области культуры, а также специального приза жюри Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» «Серебряная ладья» и приза за лучшую женскую роль кинофестиваля «Литература и кино».
Среди популярных киноролей Алисы Фрейндлих — героини из фильмов «Полосатый рейс» (1961), «Соломенная шляпка» (1974), «Старомодная комедия» (1979), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984), «Подмосковные вечера» (1994), «На Верхней Масловке» (2005), «Женская логика», «Линия Марты» (2014) и др.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1976), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2008).
Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы (1994), «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени (2004, 2009), Почета (2014).
Народная артистка СССР (1981).
Является почетным членом Российской академии художеств, академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2001).
Лауреат театральных премий «Золотая маска» (2001), «Золотой софит» (1995, 2004, 2006, 2011), кинематографической «Ника» (1994, 2005), премий «Кумир» (2000) и «Триумф» (2001), Международной премии К.С. Станиславского (2004) и др. Обладатель призов российских кинофестивалей «Литература и кино» (2003), «Виват кино России!» (2007), театрального фестиваля «Золотой Витязь»(2005) и др.
Трижды была замужем. В 1956-1957 гг. состояла в браке с однокурсником Владимиром Карасевым, с начала 1960-х гг. по 1981 г. — с театральным режиссером Игорем Владимировым. Третьим мужем Алисы Фрейндлих был актер и художник Юрий Соловей (с начала 1980-х гг. по 1990 г.). Дочь — Варвара Владимирова (1968 г.р.), актриса, окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Биография Алисы Фрейндлих — личная жизнь, дочь и фильмы актрисы
Детство Алисы Бруновны Фрейндлих, русской актрисы с немецкими корнями, пришлось на Великую Отечественную войну. Будучи маленькой девочкой, она пережила блокаду Ленинграда и была вынуждена жить с немецкой фамилией среди людей, которые натерпелись от немцев сполна. Трудности закалили характер Алисы Бруновны и не помешали ей стать одной из наиболее выдающихся актрис советского и российского экрана.
Сколько лет Алисе Фрейндлих? Биография актрисы
Алиса Фрейндлих появилась на свет 8 декабря 1934 года. В 2020 году ей исполнилось 86 лет. Фрейндлих родилась в театральной семье и с самого детства поняла, что станет актрисой. В три года она начала играть в театре и пытаться напевать оперные партии. Семья Алисы Бруновны жила в Ленинграде.
Война началась, когда девочке было семь лет. Её отец, актёр Бруно Фрейндлих, происходивший от обрусевших немцев-стеклодувов, ушёл из семьи и покинул город незадолго до этого, но сама Алиса с бабушкой и мамой были вынуждены пережить все тяготы блокадного периода.
Родители Алисы Фрейндлих: Ксения Фёдорова и Бруно Фрейндлих. Фото: Википедия
«Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили, — рассказывала актриса о своём детстве. — Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых — выжить, во-вторых — всё, всё запомнить».
Алиса Фрейндлих в детстве. Фото: Википедия
Закончив школу после окончания войны, Алиса по совету отца поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского. Девушка колебалась между драматическим и музыкальным театром, но Бруно Артурович убедил свою дочь, что её конституция не подходит для сценического вокала.
Фильмы с Алисой Фрейндлих
Во время учёбы Алиса Фрейндлих сыграла эпизодические роли в картинах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники», а в 1958 году молодая актриса получила первую полноценную роль в кино в фильме «Город зажигает огни».
Алиса Фрейндлих в фильме «Город зажигает огни»
Долгое время Фрейндлих доставались лишь роли второго и третьего планов. Старшее поколение наших читателей может вспомнить её в образе буфетчицы в комедии «Полосатый рейс» и девушки Маши в фильме «Похождения зубного врача».
Алиса Фрейндлих в фильме «Полосатый рейс»
Первый большой проект с Фрейндлих в главной роли вышел в 1974 году. Это была мелодрама «Анна и Командор».
Алиса Фрейндлих в фильме «Анна и Командор»
1976 год стал переломным для кинокарьеры Алисы Фрейндлих. Режиссёр Эльдар Рязанов пригласил её сняться в комедии «Служебный роман», и ради роли Людмилы Калугиной женственной Фрейндлих пришлось перевоплотиться в «мымру». Картина «Служебный роман» принесла актрисе всесоюзную известность, и даже песни, которые она исполняла, моментально стали хитами.
Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман»
В конце семидесятых Алиса Бруновна сыграла ещё несколько ярких ролей, в том числе королеву Анну в костюмной приключенческой ленте «Д’Артаньян и три мушкетёра» и жену главного героя в эпохальном «Сталкере» Андрея Тарковского.
Алиса Фрейндлих в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
В восьмидесятые Фрейндлих снялась в картинах «Жестокий романс», «Опасный возраст» и «Тайна Снежной Королевы».
Алиса Фрейндлих в фильме «Жестокий романс»
В начале девяностых Алиса Фрейндлих появилась на экранах в двух продолжениях «Мушкетёров», но в целом новая Россия могла предложить великой актрисе слишком мало ролей, достойных её таланта.
Алиса Фрейндлих в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя».
С 1994 года Алиса Бруновна играла только на театральной сцене, изредка появляясь в сериалах.
Алиса Фрейндлих в сериале «Женская логика»
В 2004 году актриса после десятилетнего перерыва вернулась в кино, сыграв пожилую даму-скульптора в драме «На Верхней Масловке».
Алиса Фрейндлих в фильме «На Верхней Масловке»
В 2009 году Алиса Бруновна вернулась к роли королевы Анны в провальном во всех отношениях фильме «Возвращение мушкетёров».
Алиса Фрейндлих в фильме «Возвращение мушкетёров»
Конец текущего десятилетия подарил замечательной актрисе возможность снова блеснуть своим талантом. В мае 2017 года Фрейндлих появилась в фильме Валерия Тодоровского «Большой» в роли страдающей от провалов в памяти наставницы юной балерины.
Алиса Фрейндлих в фильме «Большой». Фото: кадр из фильма
В январе 2018 года до экранов добралась бытовая трагикомедия «Карп отмороженный», в которой Фрейндлих вновь филигранно исполнила партию старушки.
Алиса Фрейндлих в фильме «Карп отмороженный». Фото: кадр из фильма
По состоянию на декабрь 2020 года Алиса Фрейндлих снялась в 79 фильмах и сериалах.
Мужья Алисы Фрейндлих
Алиса Бруновна была замужем трижды. Во время учёбы в Ленинградском театральном институте им. Островского она вышла замуж за однокурсника Владимира Карасёва. Как и многие студенческие браки, их союз просуществовал недолго.
Алиса Фрейндлих и Владимир Карасёв в фильме «Раскрытое окно»
В начале шестидесятых актриса стала супругой режиссёра и художественного руководителя Ленинградского театра им. Ленсовета Игоря Владимирова, которому в 1968 году подарила дочь. Варвара Владимирова также стала актрисой.
Игорь Владимиров в фильме «Горячая душа»
В 1981 году Фрейндлих развелась со своим мужем. Как впоследствии утверждала сама актриса, на этот шаг её толкнула усилившаяся тяга Игоря Петровича к алкоголю и женщинам. Впрочем, некоторые биографы Алисы Фрейндлих полагают, что инициатором расставания стал сам Владимиров, который не мог смириться с растущей популярностью супруги. Впрочем, режиссёр поступил как настоящий мужчина: оставил квартиру жене и дочери, а сам некоторое время жил в гостинице.
Актриса недолго оставалась одинокой. В начале восьмидесятых она увлеклась актёром и художником Юрием Соловьём, за которого вскоре вышла замуж. Этот брак просуществовал до 1990 года.
Юрий Соловей. Фото: Википедия
«У него была масса проблем, хотя он очень одарённый человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения, — уклончиво объясняла Фрейндлих причины развода. — Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…»
После расставания с Соловьём Алиса Бруновна поспособствовала тому, чтобы ему выдали квартиру, поскольку художнику некуда было от неё съехать.
Как выглядят дочь и внуки Алисы Фрейндлих?
Варвара Владимирова пошла по стопам родителей и стала актрисой. В настоящее время она играет в Большом драматическом театре в Санкт-Петербурге, где также задействована в спектаклях «Война и мир Толстого», «Дядюшкин сон», «Лето одного года» и «На Золотом озере» сама Алиса Бруновна. 52-летняя Варвара Игоревна с годами стала очень похожа на свою знаменитую мать.
Варвара Владимирова в сериале «Гений»
Алиса Фрейндлих с дочерью Варварой и внуками Анной и Никитой. Фото: РИА «Новости» /Валерий Левитин
Внуки Алисы Фрейндлих, Никита и Анна, также связали жизнь с кинематографом. Они окончили продюсерский факультет Щукинского училища.
Алиса Фрейндлих с внуком Никитой и внучкой Анной. Фото: Instagram
Анна Тарасова, внучка Алисы Фрейндлих. Фото: Instagram
Осенью 2019 года Алиса Фрейндлих появилась на крестинах своей правнучки Сонечки, дочери Анны Тарасовой.
Алиса Фрейндлих с правнучкой Софьей. Фото: Instagram
Коронавирус у Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих перенесла первую волну коронавируса легко. В мае 2020 года актриса и певица Ирина Понаровская выложила в инстаграм совместное фото с Фрейндлих, подписав его «Какой там коронавирус, когда рядом такое счастье – Алиса Бруновна Фрейндлих!!!! Проводим вечера на веранде у самой потрясающей нашей подруги. […] Смеёмся, играем в картишки, слушаем стихи в исполнении гениальной Алисы Бруновны, попиваем винишко, едим вкусности и наслаждаемся друг другом!»
Поклонники актрисы были рады увидеть на фото, как Алиса Фрейндлих выглядит сейчас.
Алиса Фрейндлих и Ирина Понаровская. Фото: Instagram
25 декабря 2020 года Алиса Фрейндлих была госпитализирована с коронавирусом в 122-ю больницу им. Соколова в Санкт-Петербурге. До этого актриса неделю лечилась дома. СМИ сообщают об обширном поражении лёгких Фрейндлих, 86-летней артистке подаётся кислород через аппарат для неинвазивной вентиляции легких. Ситуацию усугубляет то, что Алиса Бруновна – курильщик с многолетним стажем.
По состоянию на 28 декабря 2020 года Алиса Фрейндлих находится в реанимации. Актриса пребывает в сознании, врачи оценивают её состояние как стабильное.
Алиса Фрейндлих — биография , личная жизнь и последние новости актрисы театра и кино
Биография
Алиса Фрейндлих – советская и российская актриса, народная артистка СССР. Знаменитость не пересматривает фильмы со своим участием и считает себя театральной личностью, а не киношной.
«Театральный артист властен над ролью. Персонажи живут столько, сколько идет спектакль. И можно что-то упущенное дочувствовать, додумать».
А кинопленка попадает в руки монтажера, и даже если исполнитель роли уверен, что вот в этом кадре он сыграл как надо, его могут вырезать, потому что режиссеру виднее.