Агрессия и ее виды: что это, какие бывают виды и формы, причины возникновения и лечение агрессии.
Что такое агрессия, её виды и способы борьбы
Агрессия − это в психологии характеристика индивида, отражающая его склонность к вражде. Этим термином также обозначают поведение в стадии аффекта. Существуют такие виды речевой агрессии: манипулятивная, эксплетивная, имплицитная. Есть и другие классификации.
Виды агрессии
Виды агрессии в психологии в основном злокачественные, т. е. не направленные на поддержание жизнеспособности. Человек проявляет доброкачественную агрессию во блага себе. Такая форма выплеска эмоций является естественной реакцией на раздражитель. Различают такие формы агрессии:
- Физическая. Человек пытается нанести увечья. Физическая агрессия самая опасная.
- Вербальная. Индивид воздействует психологически, он ругается, оскорбляет, унижает. Вербальная агрессия является самой распространенной.
- Пассивная. Человек отказывается вести диалог или выражает несогласие, действует наперекор. Пассивная агрессия наблюдается в семьях, коллективах.
- Активная. Инициатор конфликта нападает на своего оппонента.
- Прямая. Прямая агрессия характеризуется появлением мыслей о нанесении физического или психологического вреда.
- Косвенная. Человек пытается навредить не самой жертве, а ее имуществу или же родственнику. Косвенная агрессия не оправдана.
В психологии выделяют такие виды агрессии.
- Наступательная. Зачинщик конфликта пытается воздействовать физически и психологически. Он открыто выражает негативное отношение к жертве.
- Защитная. Человек наносит ответный удар, пытаясь унизить и оскорбить противника.
- Ответная. Ее цель — месть.
- Спровоцированная. В этой ситуации наблюдается нападение, которое является ответной реакцией.
- Неконтролируемая. Человек выплескивает негативную энергию на другого только потому что желает от нее избавиться. Неконтролируемая агрессия часто исходит от людей, которые вовремя не отвечают на оскорбления.
- Побудительная. Цель такого поведения — вызвать ответную реакцию.
Агрессия синоним “враждебность” проявляется не только у взрослых, но и у детей. На это есть несколько причин.
Агрессия у детей и подростков
Агрессия у ребенка возникает тогда, когда появляется какой-либо раздражитель. Иногда агрессивное поведение полезно, потому как позволяет защититься от негативного влияния внешних факторов. Доброкачественная позволяет отстоять права, адаптироваться к созданным условиям и познать что-то новое. Но некоторые дети сознательно идут на враждебность. В этом случае они наносят моральный вред и вырабатывают у себя не самые лучшие черты характера.
Если родители игнорируют плохое поведение отпрыска, он становится задирой и хулиганом. Детская агрессия может проявиться в четырехлетнем возрасте, когда малыш копирует повадки родителей. Поэтому мама и папа должны вести себя сдержанно, им следует избегать ругани при решении бытовых вопросов. Ребенок становится злым, когда понимает, что родители к нему безразличны.
Причины агрессии у детей бывают разные. Ребенок сильно нервничает, когда мама и папа возлагают слишком много надежд, а он не в состоянии их оправдать. Малыш враждует, когда родители держат его в полном подчинении. Надо поддерживать кроху в новых начинаниях и проявлять теплоту. Приступы агрессии у маленького ребенка:
- плач;
- активная жестикуляция;
- отказ от еды и любимых игр.
Основные признаки агрессии:
- импульсивное поведение;
- неспособность сконцентрироваться;
- ранимость.
Причины подростковой агрессии часто связаны с половым созреванием. В этот период у ребенка может появиться апатия. Склонность к враждебному поведению возникает на фоне:
- примитивных ценностей;
- ограниченного мышления;
- отсутствия цели.
Тот, кто проявляет злобу по отношению к окружающим, часто является внушаемым, в некоторых случаях человек пытается подражать. Некоторые дети враждуют со сверстниками, так как завидуют или же пытаются доминировать. Часто имеет место скрытая агрессия, которая сопровождается тревогой.
В некоторых случаях человек паникует, поскольку не знает, как решить сложную ситуацию. Ошибочно думать, что агрессивные дети вырастают лишь в неблагополучных семьях. Ребенок может быть талантливым, но озлобленным. Задача родителей — проявить заботу, а также скорректировать его поведение.
Как реагировать на агрессию и оскорбления
Нужно действовать в зависимости от ситуации. Если вы оскорбили человека своими словами или действиями, будьте готовы к ответу. Вполне вероятно, что противник будет находиться в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Дополнительные высказывания в его адрес станут поводом выплеснуть на вас львиную долю негатива. Поэтому в такой ситуации лучше промолчать.
Бывает так, что человек оскорбляет другого без повода. Это значит, он желает выплеснуть негативную энергию (спустить пар). Надо показать, что вы не хотите быть мишенью. Следует достойно ответить на реплики, но не ругается, не унижать достоинство. Если оскорбления звучат со стороны того, кто находится в неадекватном состоянии, рекомендуется смолчать. Собеседник не может услышать то, что вы пытаетесь донести. Новые ответы спровоцируют всплеск эмоций, дело может дойти до драки. Даже если знаете, что собеседник слабее вас, промолчите.
Оскорбления обидны для каждого. В некоторых ситуациях мы не можем сориентироваться и нанести достойный удар. Если человек пытается оскорбить осознанно, следует поставить его в неловкое положение. Помогут такие фразы: “Мне безразличны твои слова, они слишком примитивны”. “Удивительно, как легко ты оскорбляешь другого. Не удивляйся, если судьба сыграет с тобой злую шутку”.
Человек, от природы являющийся хамом, сознательно провоцирует других. В этом случае грубость возникает из ниоткуда. Хамы обращают внимание на пустяки и пользуются ими для того чтобы оскорбить «провинившегося». Можно не обращать внимания на подобные нападки, но тогда человек будет наглеть, думая, что ему все позволено.
Чтобы красиво выйти из ситуации, надо продемонстрировать невозмутимость. Если соглашаться со всеми репликами грубияна, он будет обезоружен. Нужно похвалить агрессора за то, что он не поленился найти время для критики. Такой метод хорошо работает на публике.
- Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
- Федеральный номер —
- Московская обл, г Москва —
- Ленингр. обл, г Санкт-Петербург —
- Это абсолютно бесплатно и быстро!
Глава 2. Виды агрессии и их классификации — Мегаобучалка
социализация агрессия гендерный семья
Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений:«специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Valzelli, 1974).
Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.
Например, фактор социализации. И.А.Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроля личности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивные побуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественным нормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала». Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процесс модификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и с сублимацией З.Фрейда. Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления импульсов на достижение социально приемлемых целей, либо творчества. Правда, механизм сублимации представляет собой более широкую структуру. Фрейд утверждал, что можно трансформировать все нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Однако далеко не каждый подросток может полностью управлять своей агрессивной энергией. Поэтому, чтобы овладеть контролем над собственной личностью, нужно проследить, как именно люди проявляют агрессию.
В настоящее время существует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Иными словами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении. Первый полюс – это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессия является средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть как индивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носить позитивный характер . Например, иногда в общественном транспорте находится человек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить место юноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи с определенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодому человеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. В любом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, а не на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия ярко проявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, как метод, т.к оно может потребоваться при совершении кражи — например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий — нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (Stivens, 1971).
Второй полюс Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия – это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для тех случаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.
Данная классификация противоречит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основу классификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей. Значит, нужно приводить больше доводов для основания классификации.
С моей точки зрения, наиболее структурированной является классификация Э.Басса(Buss,1976). Она получила название концептуальной рамки, включающей три оси. На противоположных концах каждой оси расположены виды агрессии. Такая классификация имеет большое прикладное значение, т.к человек проявляет сразу несколько видов агрессии, более того, они могут меняться, переходить из одного в другой.
Представленные виды Э.Басс разделяет по определенным критериям. Перечислим их:
· по направленности на объект,
· по причине появления,
· по целенаправленности,
· по открытости проявлений,
· по форме проявления.
По направленности на объект выделяют гетеро- и ауто- агрессию. гетероагрессия- это агрессия, направленная на внешний объект: других людей, живых существ. Крайним проявлением гетероагрессии является убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Для аутоагресии характерна направленность индивида на самого себя или, точнее, на ментальный образ самого себя. Крайние формы – это самоуничижение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Причины аутоагрессии по-разному воспринимаются исследователями. Единственное, в чем сходятся большинство авторов, — это то, что человеку, как индивиду, не свойственно направлять агрессию на самого себя. Ведь существует инстинкт самосохранения.
В психоанализе аутоагрессия (или «поворот против себя») рассматривается как защитный механизм психики.впервые, этот феномен рассмотрел З. Фрейд. Он считал, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В тех ситуациях, когда от данного внешнего объекта (или от его существования) зависит жизнь и благосостояние человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект («вымещение»), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.
Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:
Характерологический субблок — уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью.
Самооценочный субблок — связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.
Интерактивный субблок — связь аутоагрессии личности со способностью — неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью — неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно — с застенчивостью.
Социально-перцептивный субблок — наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».
Таким образом, аутоагрессия является одним из многих средств адаптации подростка к обществу. Возникает такая адаптация под влиянием психотравмирующих действий окружающих (чаще физические наказания родителей). Это усвоенные норма агрессивного поведения. Однако, если не уделить достаточного внимания данной теме, то аутоагрессия может перейти либо в невротические заболевания, либо в другие формы агрессии.
По причине появления разделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия представляет собой реакцию на внешний раздражитель (ссора, конфликт). например, подростки не поделили что-либо на перемене, не смогли прийти к компромиссу, поссорились. Один по отношению к другому является внешним раздражителем, значит другой будет осуществлять агрессивный акт. В целом, такая форма агрессии обусловлена только внешними факторами.
Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. Возможно, такая форма агрессии максимально соответствует теории «фрустрация- агрессия». Например, родителей подростка вызывают в школу по тем или иным причинам. Возвращаясь домой, подросток думает как сообщить эту новость родителям. Ничего не придумав, он ломает почтовый ящик в парадной. Делает он это под воздействием накопившихся отрицательных эмоций, они должны получить выход. Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Таким образом, стимул, который провоцирует спонтанную агрессию – внутренний. Подросток может проявить агрессию по отношению к любому объекту, но только в определенной (психотравмирующей для него) ситуации.
По целенаправленности разделяют инструментальную и целевую агрессии. Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда, или ущерба объекту. Например, школьник обиделся на одноклассника и избил его. При этом неважно, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуют последствия совершенных действий. Единственная цель (потребность) заключается в нанесении физического или морального вреда оппоненту (неодушевленному предмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неё агрессивный акт- это средство достижения другой цели, а не сама цель.
Разделение по открытости проявлений. Прямая агрессия направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.
Косвенная агрессия обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (в их адрес безопасно). Например, одни подростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы.
Разделение по форме. Вербальная агрессия выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального вреда противнику. По мнению представителей отечественной психолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтъев) вербальный агрессивный акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и главное — становятся способными к дальнейшему развитию». Следовательно, природа вербальной агрессии, заключается в особом преобразовании различных реакций на негативные эмоциональные раздражители (внешние процессы) в процессы, связанные с речемыслительной деятельностью (внутренние).
Экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем, извергает ненормативную лексику. Важный момент, что разрушительные действия не обязательны. Х.Хекхаузен говорит о том, что в подростковом возрасте экспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающий. Самый распространенный прием- это шествие (митинги) подростковых группировок. Подростки собираются вместе, чтобы казаться сильнее.
Физическая агрессия- это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. А. Басс выделяет несколько видов физической агрессии. Это «физическая — активная – прямая» агрессия, которая выражается в нанесении другому человеку ударов, избиении или ранении при помощи оружия. «Физическая — активная – непрямая» -это применение силы через посредников. В качестве посредников могут не только люди, но и предметы (мины, капканы). «Физическая — пассивная – прямая» — это стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация). И наконец,«физическая — пассивная – непрямая» — это отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ от выполнения обязательств).
Таким образом, можно утверждать, что данная классификация имеет широкое прикладное значение. С её помощью можно разобрать и охарактеризовать любой агрессивный акт. Например, ученик, после плохой оценки за контрольную выходит из кабинета начальника ломает швабру, переворачивает мусорное ведро — косвенная спонтанная физическая гетероагрессия. Но как объяснить связь между индивидуальными особенностями и совершаемыми действиями?
Л.М. Семенюк . («Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции») приводит данные о возрастной динамике форм агрессивности. 10-11 летние подростки более склонны к физической агрессии(50% выборки), в то время как 14-15 летние к вербальной (75% группы). Значит ли это, что 10-11 летние подростки агрессивнее других? Мне кажется, что более частое проявление физической агрессии ещё не говорит о том, что уровень агрессивности этих подростков выше, чем у других. В каждом индивиде сочетаются множество особенностей и личностных черт характера. Найти взаимосвязь между этими чертами и особенностями агрессивность не представляется возможным в полном объеме.
В качестве примера: возможно, уровень интеллекта подростка коррелирует с частотой проявления физической агрессии. Но все исследователи, исследуя определенные группы (преступные) утверждают о связи уровня интеллекта и агрессии в целом (чем выше агрессия, тем ниже интеллект). Также можно предположить, что люди с более высоким интеллектом проявляют непрямую и вербальную агрессию.
Но как быть с гендерными различиями? Неужели женщины проявляют агрессию в той же мере, что и мужчины? Чтобы ответить на эти вопросы надо проследить специфику развития и мужчин и женщин. Опять же стоит учесть, как биологические, так и социальные факторы. Следующая глава будет посвящена гендерным различиям в агрессивном поведении.
Виды агрессивного поведения
По мнению А. Басса, все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1).
Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Ратиновой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.
По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком — личностном уровне саморегуляции.
Тип агрессии | Примеры |
---|---|
Физическая-активная-прямая | Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия |
Физическая-активная-непрямая | Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага |
Физическая-пассивная-прямая | Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели |
Физическая-пассивная-непрямая | Отказ от выполнения необходимых задач |
Вербальная-активная-прямая | Словесное оскорбление или унижение другого человека |
Вербальная-активная-непрямая | Распространение злостной клеветы |
Вербальная-пассивная-прямая | Отказ разговаривать с другим человеком |
Вербальная-пассивная-непрямая | Отказ давать словесные пояснения или объяснения |
Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.
Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта. В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотичный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции.
В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.
Исходя из форм поведения выделяют:
- физическую — использование физической силы против другого лица или объекта;
- вербальную — выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань).
Исходя из открытости проявления выделяют:
- прямую — непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
- косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).
Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный.
Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна.
Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии.
Берковиц пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху.
Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что:
«целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита».
Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) — об индивидуально и социально мотивированной агрессии.
Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон:
«для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний».
Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует?
В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия. характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда», то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло:
«Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем»».
Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон:
«Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи — например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий — нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам».
Но можно ли воровство считать актом агрессии только потому, что оно наносит ущерб его жертве? и не является ли «воровство» при сопротивлении жертвы грабежом?
Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав. Различие же между выделяемыми типами состоит в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается чувством вражды, а при остальных видах инструментальной агрессии этого чувства нет. Но тогда мы должны сделать вывод, что враждебная агрессия является одним из видов инструментальной агрессии. А если это так, то исчезает необходимость выделения инструментальной агрессии (ведь всякая агрессия инструментальна) и ее противопоставления враждебной агрессии.
Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию:
«Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по субъективному сознанию «было необходимо» действовать».
Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия — это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия — когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи предложили использовать термины «реактивная» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.
Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм — агрессию ради получения удовольствия).
По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн, выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод.
В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом. Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно).
В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу по-крупному». Патерсон (1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет.
Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу — даже мощную — не ослабит его желание инициировать столкновение.
Фрэнкин Р., 2003, с. 363
Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором — об аутоагрессии.
как проявляется, виды агрессии, чем опасна
Вербальная агрессия — словесное выражение негативных эмоций в адрес другого человека. Целью подобного проявления выступает стремление подчинить жертву собственной воле, навязать ей чувство вины и неполноценности.
Чем опасна вербальная агрессия?
Словесные высказывания могут нанести не меньший вред, чем физическое воздействие. Они сказываются на самооценке человека, в адрес которого обращены, понижая ее. Они подрывают уверенность в себе, собственных словах, действиях и взглядах.
Агрессия со стороны других людей негативно влияет на самочувствие индивида. В отдельных случаях жертва таких нападок может не осознавать, что ей наносят вред, но при этом она будет систематически подвергаться негативному влиянию агрессора.
Стремлением нападающего является подавление своей жертвы, доминирование над ней в каких-либо аспектах жизнедеятельности, достижение своих целей путем унижения оппонента.
Такой способ воздействия чаще всего применяется агрессором с целью самоутвердиться за счет своей жертвы. В обществе часто практикуется такое поведение как метод достижения чего-либо, отстаивания собственных интересов.
Но такой подход к решению проблем является неэффективным для обеих сторон. Такое поведение мешает наладить конструктивный диалог и прийти к согласию. Такие эмоции, как гнев, раздражение, злость являются деструктивными и вредят не только жертве, но и самому агрессору.
Вербальное проявление агрессии ухудшает физическое и психологическое состояние человека.
Словесная агрессия имеет свойство усиливаться с течением времени и приобретать более изощренные формы. В отдельных случаях вербальное воздействие может перерасти в физическое насилие.
Проявления вербальной агрессии
Формы и проявления агрессии могут быть различными. Она может возникать в ответ на потенциальную угрозу. В таком случае, она является естественной эмоциональной реакцией. Но если враждебное поведение становится привычкой, то формируется такая черта характера, как агрессивность.
Многие задаются вопросом, что такое вербальная агрессия. Это поведение, при котором человек в любой момент готов занять нападающую позицию. Он склонен к недоверию и критике, а окружающих людей расценивает как потенциальных недоброжелателей.
Такая личность проявляет агрессию в следующих формах:
- оскорбления, угрозы;
- нецензурные выражения;
- ссоры, конфликты;
- обвинения;
- грубый тон в разговоре;
- упреки;
- распускание сплетен;
- клевета;
- ругань, проклятия;
- негативные высказывания в адрес другого человека;
- критика;
- злые шутки, подколы;
- крик, истерика, плачь;
- вопли, рычание, визг и т. п.
Также можно выделить такие типы проявления агрессии:
- Активная прямая.
Характеризуется тем, что негативные высказывания произносятся агрессором в сторону жертвы в момент разговора. - Активная непрямая.
Распространение сплетен, клеветы о человеке за его спиной. - Пассивная прямая.
Игнорирование человека, отказ идти на контакт, вступать в разговор, демонстративное пренебрежение. - Пассивная непрямая.
Отказ вступиться за человека, которого необоснованно обвиняют или критикуют.
Типы личности агрессивного человека
Неограниченно-агрессивный
Неограниченно-агрессивный тип личности склонен к открытой агрессии, которая не всегда имеет объективные причины. Такое поведение принято называть асоциальным. Эти люди могут легко впадать в ярость, они не думают о последствиях своих действий, не чувствуют опасности. Они импульсивны, склонны к риску, могут нанести тяжелый ущерб другому человеку (как моральный, так и физический), не испытывая при этом угрызений совести.
Чаще всего такие личности становятся преступниками, т. к. отказываются подчиняться нормам и правилам, установленным в обществе. Они несдержанны и непредсказуемы, в связи с чем представляют угрозу для других людей. Такие индивидуумы не склонны подчиняться даже в тех случаях, когда от этого зависят их собственные интересы.
Направленно-агрессивный
Направленно-агрессивный тип личности отличается тем, что устремляют свою агрессию в ту область, где ее проявление может считаться приемлемым (спорт, армия, бизнес, силовые структуры и т. д.). Люди такого типа стараются не выходить за рамки уголовного кодекса, но им не всегда это удается. Они могут причинить вред окружающим, если чувствуют, что останутся безнаказанными.
Садистический
Садистический тип отличается от всех остальных тем, что получает удовольствие от причинения боли окружающим. Если другие типы агрессоров конечной целью ставят свои интересы и победу над оппонентом, то садистическая личность наслаждается самим процессом причинения боли и унижений. Они также любят подчинять своей воле других людей, но если остальные типы личностей считают причинение вреда человеку издержками борьбы, то у садистов это основная цель.
Хищнический (психопатический)
Хищнический или психопатический тип личности является наиболее опасным для общества. Эти люди — искусные манипуляторы, которые изучают слабые места своих жертв, чтобы в подходящий момент совершить нападение. У них отсутствует понятие совести, морали и т. п. Они могут быть жестокими и безжалостными по отношению к другим.
В отличие от остальных типов, они маскируются под добропорядочных граждан, могут быть обаятельными и располагающими к себе личностями. Распознать такое поведение не всегда представляется возможным. Они используют людей в своих целях, считая себя выше всех остальных. Они воспринимают других людей как средство осуществления своих намерений.
Скрыто-агрессивный
Скрыто-агрессивный тип редко проявляет агрессию в прямой форме. Он понимает, что тем самым может оттолкнуть от себя людей и вызвать негативную реакцию в ответ на свои действия. Такие люди злопамятны.
Виды агрессии
Прямая
Прямая направленна непосредственно на оппонента и имеет более мощное воздействие. Чаще всего жертвой такой агрессии становятся те личности, которые не могут в полной мере дать отпор агрессору. Прямая агрессия носит непредсказуемый характер, поэтому в большинстве случаев такое проявление выбивает жертву из колеи. У нее не получается быстро сориентироваться и правильно отреагировать на нападки. Противостоять такому виду агрессии сложнее всего.
Косвенная
Косвенная агрессия не так ощутима, но причиняет не меньше вреда, т. к. она преследует четкие цели. К непрямому проявлению враждебности относится распускание слухов и сплетен, клевета, наговоры. Таким образом, репутация жертвы может быть безнадежно испорчена.
Как справиться с вербальной агрессией?
Наилучший способ противостоять негативным высказываниям в свой адрес — это не реагировать на них. Это не означает, что их нужно игнорировать. Основная задача — избавиться от внутренней негативной реакции на чужие слова, перестать испытывать эмоции в ответ на враждебные проявления. Не получив эмоциональной подпитки, агрессор принимает обратно свой негативный посыл.
Статья мне нравится1Статья не нравитсяНеобходимо научиться контролировать свои эмоции и мысли. Это непростая задача, на решение которой потребуется много времени и стараний. Но результат оправдает приложенные усилия.
как проявляется и способы реагировать — Колесо жизни
Наверняка, каждый из нас попадал в ситуацию, когда после разговора с определенным человеком остается стойкое ощущение, что вас обидели. А дать достойный отпор вы не можете, поскольку даже не понимаете, как все произошло. Если припоминаете такой случай, значит, в ваш адрес был направлен такой изощренный рычаг манипуляции, как пассивная агрессия. Ее особенность заключается в том, что оппонент преподносит свой негативный посыл особым образом, «заворачивая» его в обертку невинности. Он не выражает агрессию открыто. Уличить такого человека в том, что он вас обижает почти так же сложно, как и ухватиться за воздух. Однако изучив тактику пассивного агрессора, ему можно эффективно противостоять. Как бороться с пассивной агрессией у других и побороть ее у себя, вы узнаете из этой статьи.
Пассивная агрессия и каковы ее причины
На первый взгляд данное словосочетание имеет противоречивый контекст и расплывчатую форму. На самом деле, здесь нет никаких противоречий, а термин подобран очень правильно.
Пассивно-агрессивное поведение – попытка подавления недовольства или гнева путем посылов, которые прикрыты менее агрессивными проявлениями. Пассивная (подавленная) агрессия – это скрытое завуалированное негативное отношение к человеку без нарушения морально-этических норм по отношению к нему. Чувство или эмоция со стороны обидчика выражены красноречиво и не двузначно, но социально приемлемо. Иными словами, объективных доказательств вредительства нет. Вот такая тихая воспитанная подлость. И именно потому, что подлость завуалирована, ее так сложно, во-первых, обнародовать, а во-вторых, обезвредить.
Пассивная агрессия – это проявление качеств психологически незрелой личности, которая по тем или иным причинам не решает проблему методом конструктивного диалога с оппонентом.
Что заставляет человека применять тактику пассивного агрессора?
- Нежелание брать на себя роль разжигателя конфликта. Мучая свою жертву, пассивный агрессор остается с чистыми руками, имея при этом шаг для отступления.
- Деструктивные эмоции по отношению к оппоненту (обида, ревность, зависть, антипатия, раздражение).
- Невозможность ответить обидчику иным способом. По этой причине тактику пассивного агрессора чаще выбирают женщины и дети.
- Неумение правильно вступать в открытый конфликт.
- Страх непредсказуемости реакции оппонента.
- Боязнь заявить о своих потребностях или недовольствах напрямую.
Примечательно, что человек, избравший подобную тактику взаимодействия, не всегда отдает себе отчет в собственном поведении. В моменты проявления подавленной агрессии им руководят комплексы и страхи, побуждающие осуществлять такого рода защиту. При этом, мотивы для обороны не всегда очевидны даже для самого агрессора.
Как проявляется пассивная агрессия в отношениях
Социальные опросы указывают на то, что проявления подавленной агрессии в свою сторону испытывали 72% респондентов. Но, объективно, этот процент намного больше и стремится к Абсолюту, поскольку данная форма поведения многолика. Боле того, в качестве пассивного агрессора вы легко можете узнать себя. Ведь каждый из нас в тех или иных ситуациях прибегал к манипуляциям.
В зависимости от особенностей характера манипулятора, его оппонента и конкретной ситуации, пассивная агрессия проявляется в следующих формах.
Обесценивание и высмеивание
Какой бы важной не была для вас проблема, которой вы делитесь с человеком, он отреагирует на нее будто на мелочь. Вы сильно устали после тяжелого трудового дня? Не выдумывайте! Вы снова поссорились с любимым человеком? Тоже мне новость! Вам урезали заработную плату? Не обеднеете! Разве ж это проблемы? Нередко агрессор в разговоре использует сарказм. И никакого сочувствия. И никаких конструктивных советов.
Газлайтинг
Это одна из форм психологического насилия, когда жертву убеждают, будто что-то не так именно с ней. Вы не любите готовить? Да у вас просто никогда не было нормальных отношений, чтобы хотеть для кого-то готовить. Не можете найти себе пару? Не удивительно, с таким-то характером. Начальство не назначает на обещанную должность? Так, для этого нужно, как минимум, работать. Задача газлайтера заставить вас усомниться в собственной полноценности и адекватности. Ведь одержать победу над морально сломленным человеком намного проще.
Нарушение границ
Чаще к этому способу манипуляции прибегают старшие родственники, вмешиваясь в личную жизнь младшего поколения. Типичный пример – «доброжелательная» свекровь\теща, которая ненароком входит в спальню к молодой семье в самый неподходящий момент. Или дает мудрые советы относительно того, как следует вести быт, воспитывать детей, распределять семейный бюджет. Таким образом, скрытая агрессия демонстрирует полное неуважение к человеку и его абсолютную некомпетентность.
Игнорирование проблемы
Безучастное наблюдение за страданиями близкого человека – это тоже вид пассивной агрессии. Часто проявляется по отношению к родственникам, не способным постоять за себя самостоятельно. К примеру, мать, знающая о том, что ребенка в школе обижают, и при этом ничего не предпринимающая. Или мать, которая не вступается за свое чадо, пока отец применяет на нем физические методы воспитания. Это тихое преступление, тяжесть которого столь же велика, сколь и того, кто его непосредственно совершает.
Бойкот
Демонстративный отказ от общения практикуют все, от мала, до велика. Не смотря на отсутствие активных проявлений, игра в молчанку является очень мощной и разрушительной манипуляцией. При этом, человек, объявивший бойкот, априори считается обиженным, а, стало быть, хорошим. На самом деле, так называемый «обиженный и хороший» – тот еще изощренный мучитель. Он прекрасно отдает себе отчет и с терпеливой методичностью ждет капитуляции оппонента. Не выдерживая морального давления, жертва сдается и делает шаг навстречу тихо ликующему агрессору. А он в свою очередь убеждается в действенности этого метода.
Двойные послания
Когда сказанное диаметрально расходится с истинным посылом. Агрессор может, якобы, соглашаться с вами, а всем своим видом показывать обратное. Этим приемом пользуются для того, чтобы оппонент сам расхотел воплощать задуманное. Например, подросток сообщает матери, что его позвали на школьную вечеринку. В свою очередь, она, глубоко вздыхая, бормочет: «Ну, иди-иди. Ты же заслужил…». И ребенок понимает, что если он пойдет на вечеринку, по возвращении домой его будет ждать недовольная мать, готовая применить в качестве наказания способ из предыдущего пункта.
Сравнение в чужую пользу
Применяется по отношению к родственникам, друзьям, коллегам и всем, кто, по мнению агрессора, не достоин уважения. Выражается в ядовитых замечаниях, где всегда есть место эталону, до которого жертве расти и расти.
Скрытое сталкивание лбами
Пассивная агрессия иногда проявляется в виде сплетен в духе: «А ты знаешь, что про тебя говорит…». При этом, их автор заведомо знает, что объекты обсуждений из-за сплетни могут вступить в открытый конфликт. Таким способом агрессор делает свое дело чужими руками.
Как реагировать на пассивную агрессию у других и у себя
Прежде всего, этот вид манипуляции необходимо отлеживать. Это касается как поведения окружающих, так и собственного. Ведь мы порой и сами не отдаем себе отчет в реакциях относительно того или иного человека.
Ищите, откуда у агрессии «ноги растут»
Основание для такого поведения есть всегда, но оно не всегда очевидно. Ваша задача отследить причинно-следственную связь между реакциями пассивного агрессора. Если агрессор – это вы, проанализируйте, когда подобного рода эмоции овладели вами впервые. В каком возрасте? По отношению к кому и в какой ситуации? Это поможет понять, почему вы используете такую тактику дальше в течение жизни.
Анализируйте
Этот совет касается вас, если вы и есть тот самый пассивный агрессор. Как только вы в очередной раз запустите свою игру, притормозите и подумайте. Ваше поведение изменит человека? Оно сделает ваши отношения лучше? Ситуация исправится? Скорее всего, на все вопросы вы ответите «нет». Поэтому ответную реакцию лучше сменить на конструктивный диалог и обнародование причин вашего недовольства. Учитесь обсуждать свои проблемы открыто. Искренность и готовность идти навстречу укрепляет отношения, в то время, как скрытая агрессия только разрушает их. Визуализируйте для себя идеальное развитие отношений и думайте, что вы можете сделать дабы приблизить ситуацию к максимально комфортной.
Выводите агрессора на чистую воду
Манипулятору сложно признать себя таковым, и ваша задача мягко и деликатно помочь ему в этом. Задавайте человеку конкретные вопросы или озвучивайте истинные намерения. Но делайте это без сарказма и с уважением.
- Если свекровь вам, девушке с не проколотыми ушами, дарит серьги, открыто и добродушно говорите, что прокол ушей не входит в ваши планы. А в следующий раз предложите выбрать подарки вместе.
- Если манипулятор играет с вами в молчанку или «бомбит» двойными посланиями, займите активную позицию и проговорите, чем недоволен близкий. А затем предложите компромиссное решение проблемы.
- Если вас сравнивают, обесценивают или принижают, доведите эти колкости до абсурда. Здесь вам пригодится чувство юмора и самоирония. К примеру, неожиданно согласитесь с обидчиком и скажите, что он абсолютно прав. Это наверняка идет в разрез со сценарием, который он навязывает вам. Тем самым вы дадите ему понять, что вас не за что зацепить, а его попытки унизить вас равны нулю.
- Если человек предпочитает вести против вас боевые действия чужими руками, другого способа, кроме откровенного разговора, нет. Постарайтесь вместе выяснить причину такого поведения. Дипломатия и еще раз дипломатия. Если оппонент не идет навстречу, по возможности, прекратите общение или отдаляйтесь на максимально безопасное расстояние. Это же касается и людей, чьими руками делает свое дело манипулятор.
Пассивная агрессия – психологический деструктив, избавиться от которого сложно. Но, только исключив ее из своей жизни, мы получаем возможность строить здоровые отношения.
Спасибо, что помогли сделать качество статей лучше!
Агрессия: ее типы и нейробиология
Психологически термин «агрессия» охватывает весь спектр действий, которые могут привести как к физическому, так и психологическому ущербу для нас самих, других или объектов в окружающей среде.
Мы называем людей агрессивными, когда они кричат или бьют друг друга, когда они подрезают другие машины в пробке или даже когда они в отчаянии бьют кулаками по столу. Напротив, травмы, которые получают спортсмены во время грубой игры или убийство вражеских солдат на войне, не могут восприниматься всеми как агрессия.
Так определить агрессию сложно. Социальные психологи, судьи, политики и многие другие потратили много времени, пытаясь определить, что следует и не следует считать агрессией.
Социальные психологи определяют агрессию как поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который не хочет, чтобы ему причиняли вред. Он включает в себя восприятие намерения, и, следовательно, то, что выглядит как агрессия с одной точки зрения, может не выглядеть так с другой, и одно и то же вредное поведение может или не может считаться агрессивным, в зависимости от его намерения.Тем не менее, преднамеренный вред воспринимается хуже, чем непреднамеренный вред, даже если вред одинаков.
Социальные психологи используют термин «насилие» для обозначения агрессии, целью которой является причинение серьезного физического вреда, например травмы или смерти.
Виды агрессии —
Импульсивная или эмоциональная агрессия — Происходит лишь при небольшом количестве предусмотрительности или намерения и определяется в основном импульсивными эмоциями.
Инструментальная или когнитивная агрессия — Это преднамеренная и запланированная агрессия.Инструментальная агрессия более когнитивная, чем аффективная, и может быть совершенно холодной и расчетливой.
Эмоциональная агрессия обычно трактуется в правовой системе иначе, и имеет менее серьезные последствия, чем инструментальная агрессия. Фактически, любая агрессия, по крайней мере отчасти, является инструментальной, потому что она служит некоторым потребностям преступника.
Следующие категории агрессии подпадают под указанные выше типы —
- Физическая агрессия — это физическое причинение вреда другим людям, например, нанесение им ударов ногами, ножевыми ранениями или стрельбой по ним.
- Нефизическая агрессия — не причиняет физического вреда, но включает словесную агрессию, такую как крик, крик, ругань и обзывание.
- Невербальная агрессия — проявляется в форме сексуальных, расовых и гомофобных шуток и эпитетов, цель которых — причинить вред людям.
- Реляционная или социальная агрессия — определяется как намеренное причинение вреда социальным отношениям другого человека, например, путем сплетен о другом человеке, исключения других из нашей дружбы или молчаливого отношения к другим.
Факторы агрессии —
Генетические факторы — Исследования близнецов и семей показывают, что импульсивная агрессия имеет существенную наследственность. Лица с биологическим риском агрессии могут быть особенно уязвимы к воздействию психосоциальных невзгод. Женщины менее склонны к физической агрессии, но они используют нефизические формы, такие как вербальная агрессия, агрессия в отношениях и социальное неприятие.
Факторы окружающей среды — Факторы окружающей среды включают в себя семейные факторы, которые включают наблюдение или переживание агрессии в детстве или подростковом возрасте, а также культурные и социально-экономические факторы, способствующие агрессии. Люди, которые вырастают, наблюдая все больше форм агрессии, с большей вероятностью верят, что такое насилие и враждебность социально приемлемы.
Физические факторы — Люди, страдающие эпилепсией, слабоумием, психозом, злоупотреблением алкоголем, употреблением наркотиков, а также травмами или отклонениями в состоянии головного мозга, более склонны к агрессии.
Взаимодействие генетических, экологических и физических факторов играет важную роль в агрессии и антисоциальном поведении.
Нейробиология агрессии —
Импульсивная вербальная и физическая агрессия может быть связана с различными психическими расстройствами и часто наблюдается при расстройствах личности, таких как пограничные и антисоциальные расстройства личности. Последствия такого поведения могут быть серьезными и включать супружеское насилие и травмы, потерю работы, преступное нападение, изнасилование или убийство.
Части мозга, ответственные за агрессию —
В настоящее время известно, что агрессия обычно связана с нарушениями в нескольких когнитивных системах, таких как способность сопротивляться импульсам, модулировать поведение и понимать последствия поведения.
Нейронная основа этих когнитивных навыков находится в префронтальной коре. Термин «управляющая функция» используется для обозначения когнитивных навыков высокого уровня, необходимых для навигации в мире, полном стрессоров и отвлекающих факторов, при этом оставаясь сосредоточенным на задаче и подавляя импульсы, которые могут быть не в ваших интересах.
У здоровых людей префронтальная кора служит для модуляции поведения. Например, исследования с функциональной визуализацией показали активацию вентромедиальной префронтальной коры во время выполнения задач, требующих подавления агрессивных импульсов. Напротив, люди с нарушением префронтальной функции могут иметь неспособность контролировать импульсы.
Нейропсихологические тесты обнаружили нарушение исполнительной функции у подростков и взрослых правонарушителей. Визуальные исследования, как структурные (МРТ), так и функциональные, показали высокую частоту аномалий у агрессивных людей с уменьшенным объемом и метаболизмом префронтальной коры.
До признания роли префронтальных областей считалось, что агрессия возникает из-за вовлечения миндалины и других структур лимбической системы. Эта филогенетически древняя структура является средоточием эмоций, местом, где регистрируются и модулируются эмоциональные реакции.
Следовательно, патологическая агрессия является результатом взаимодействия нарушений в областях мозга, которые модулируют как эмоциональную реактивность, так и действие внешних раздражителей.
Сигнальный механизм мозга, ответственный за агрессию —
Сигнальный механизм в мозге формирует наше социальное поведение. Активность в головном мозге опосредуется цепями, состоящими из возбуждающих нейронов, которые повышают активность, и ГАМК-ергических интернейронов, которые подавляют и успокаивают возбуждающую активность.
Исследователи Duke-NUS обнаружили, что белок фактора роста, называемый нейротрофическим фактором мозга (BDNF), и его рецептор, киназа рецептора тропомиозина B (TrkB), влияют на социальное доминирование у мышей.Из-за потери BDNF-TrkB ГАМК-ергические интернейроны у этих трансгенных мышей обеспечивали более слабое ингибирование окружающим возбуждающим клеткам, которые становились сверхактивными.
Трансгенные мыши, у которых рецептор TrkB был удален специально в ГАМКергических интернейронах в области мозга, регулирующей эмоциональное и социальное поведение, известной как кортиколимбическая система, демонстрировали необычное агрессивное поведение при содержании вместе с нормальными мышами.
Результаты могут иметь значение для лучшего понимания социальной иерархии, агрессии и издевательств.
Чистая прибыль —
Наблюдается растущая тенденция к появлению различных типов агрессивного поведения людьми во всем мире. Эта тревожная тенденция лишает общество спокойствия и, следовательно, имеет неприятные последствия, которые проявляются во всех сферах нашей жизни.
Учитывая высокую цену издевательств и агрессии для общества, лучшее понимание их причин является шагом к их эффективному предотвращению и лечению.
Список литературы —
- Нейробиология агрессии и насилия, Ларри Дж. Сивер, доктор медицинских наук, опубликовано в Интернете: 1 апреля 2008 г. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.2008.07111774
- Медицинская школа Duke-NUS. «Нейробиология социальной агрессии». ScienceDaily. ScienceDaily, 19 октября 2018 г.
.
A / RES / 29/3314 — Определение агрессии
Приложение
Определение агрессии
Генеральная Ассамблея ,
Основываясь на самом на том факте, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций является поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угроз миру, а также для пресечения актов агрессии или другие нарушения мира,
напоминая , что Совет Безопасности, в соответствии со статьей 39 Устава Организации Объединенных Наций, должен определять наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии и должен давать рекомендации или решать, какие меры должны приниматься в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности,
напоминая также об обязанности государств по Уставу разрешать свои международные споры мирными средствами, чтобы не ставить под угрозу международный мир, безопасность и справедливость,
Принимая во внимание , что ничто в настоящем Определении не должно толковаться как каким-либо образом затрагивающее сферу действия положений Устава в отношении функций и полномочий органов Организации Объединенных Наций,
Учитывая также , что, поскольку агрессия является наиболее серьезной и опасной формой незаконного применения силы, будучи чреватой в условиях, создаваемых существованием всех видов оружия массового уничтожения, с возможной угрозой мирового конфликта и все ее катастрофические последствия, агрессия должна быть определена на данном этапе,
вновь подтверждая обязанность государств не применять вооруженную силу для лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или для нарушения территориальной целостности,
вновь подтверждая также , что территория государства не должна нарушаться, будучи объектом, даже временно, военной оккупации или других силовых мер, принятых другим государством в нарушение Устава, и что она не должна быть объектом приобретение другим государством в результате таких мер или угрозы таковых,
подтверждая также положения Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,
Убежден в том, что принятие определения агрессии должно иметь эффект сдерживания потенциального агрессора, упростит определение актов агрессии и осуществление мер по их подавлению, а также будет способствовать защите прав и законных интересов и оказание помощи потерпевшему,
Полагая , что, хотя вопрос о том, был ли совершен акт агрессии, должен рассматриваться в свете всех обстоятельств каждого конкретного случая, тем не менее желательно сформулировать основные принципы в качестве руководства для такого определения,
Принимает > следующее определение агрессии: /3
Артикул 1
Агрессия — это использование государством вооруженной силы против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства или любым другим способом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, изложенным в настоящем Определении.
Пояснительная записка: В данном Определении термин «Государство»:
- а) используется без ущерба для вопросов признания или того, является ли государство членом Организации Объединенных Наций;
b) включает понятие «группы государств», где это необходимо.
Артикул 2
Первое применение вооруженной силы государством в нарушение Устава является доказательством prima facie акта агрессии, хотя Совет Безопасности может, в соответствии с Уставом, сделать вывод, что определение того, что акт агрессии был совершен, не будет быть оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие действия или их последствия не имеют достаточной серьезности.
Артикул 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, при условии и в соответствии с положениями статьи 2 квалифицируется как акт агрессии:
- а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, какой бы временной она ни была, в результате такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или его часть,
b) бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение государством любого оружия против территории другого государства;
c) блокада портов или побережий одного государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или военно-воздушные силы или морской и воздушный флот другого государства;
e) использование вооруженных сил одного государства, которые находятся на территории другого государства с согласия принимающего государства, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое расширение их присутствия на такой территории после прекращения действия соглашение;
f) действие государства, позволяющее использовать свою базу, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) направление государством или от имени государства вооруженных банд, групп, нерегулярных формирований или наемников, которые осуществляют акты вооруженной силы против другого государства такой степени тяжести, что они равносильны действиям, перечисленным выше, или его существенное участие в них.
Артикул 4
Перечисленные выше действия не являются исчерпывающими, и Совет Безопасности может определить, что другие действия представляют собой агрессию согласно положениям Устава.
Артикул 5
1. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или иные, не могут служить оправданием агрессии.
2. Агрессивная война — это преступление против международного мира. Агрессия порождает международную ответственность.
3. Никакие территориальные приобретения или особые преимущества в результате агрессии не признаются и не должны признаваться законными.
Артикул 6
Ничто в этом Определении не может быть истолковано как каким-либо образом расширяющее или ограничивающее сферу действия Хартии, включая ее положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным.
Артикул 7
Ничто в этом Определении, и в частности в статье 3, не может каким-либо образом ущемлять право на самоопределение, свободу и независимость, вытекающее из Устава, народов, насильственно лишенных этого права и упоминаемых в Декларации принципов международного права. Закон о дружественных отношениях и сотрудничестве между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, особенно между народами, находящимися под колониальным и расистским режимами или другими формами иностранного господства: ни право этих народов бороться с этой целью и искать и получать поддержку, в соответствии с принципами Хартии и в соответствии с вышеупомянутой Декларацией.
Артикул 8
В своем толковании и применении вышеуказанные положения взаимосвязаны, и каждое положение следует толковать в контексте других положений.
.