Содержание

Психологические установки: понятие, виды, методы, примеры. Манипуляция как вид психологического воздействия

Психологические установки сопровождают нас повсюду. Определенным посылом наделены фильмы и телепередачи. Специалисты также работают с каждым клиентом через эти самые установки. Давайте же разберемся что это такое и для чего нужно. Итак, начали.

Определение

Давайте разберемся с понятием психологической установки. Так называют программу поведения, которая заложена у человека в подсознании. Индивид не осознает этот факт или прослеживает тенденцию уже после совершения поступков.

Установки формируются в зависимости от того, что мы видим чаще всего. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей.

Существует несколько видов психологических установок. О них и поговорим.

Виды установок

Нет такого человека, который не имел бы в подсознании модели поведения. Психологи условно делят психологические установки на четыре типа:

  1. Я хороший и ты хороший. Это самая эффективная установка, благодаря которой человек понимает, что чаще всего причиной каких-то неблаговидных поступков окружающих людей является недомыслие, а не спланированное желание напакостить. Если человек имеет такую установку, то он адекватно оценивает себя и ждет того же от других. Они не тратят время на выискивание недостатков в себе или окружающих, а сотрудничают конструктивно.
  2. Я хороший, а ты плохой. Такая установка характерна для тех, кто может самоутвердиться только за счет окружающих. Эти люди в собственных проблемах обвиняют окружающих, пытаются выместить раздражение из-за того, что не получается задуманного. Человек с такой установкой способен возвыситься в собственных глазах только после того как унизит других людей.
  3. Я плохой, а ты хороший. Чаще всего установку можно обнаружить у тех людей, которые имеют низкую самооценку или страдают комплексом неполноценности. Они стремятся отдалиться от людей, не входят в близкий контакт или, наоборот, выбирают сильную личность и «присасываются» к ней. Для людей с такой установкой характерна хроническая депрессия.
  4. Я плохой и ты плохой. Самая патовая установка. Из-за подобных мыслей человек перестает радоваться жизни, интересоваться людьми, его постоянными спутниками становятся безнадежность и тоска. Таких людей отличает легкая раздражительность, непредсказуемость и склонность к депрессиям в тяжелой форме. Они не видят выхода из ситуации, а потому не могут изменить свое мировоззрение.

Конечно, в чистом виде установки встречаются редко, но случается и такое. Как правило, у человека в голове смесь из всех установок, но есть одна, которая занимает доминантную позицию.

По этой причине важно работать над собой и постоянно совершенствоваться.

Структура установки

Хоть мы и дали определение, установка в психологии — это не только набор слов, тут кроется глубинный смысл. Из чего же состоит установка?

  • когнитивный фактор;
  • чувственный образ или эффективный компонент;
  • поведенческий компонент или действия, которые относятся к объекту оценивания.

Многие ученые трактуют это понятие следующим образом: установка в психологии — это конкретное состояние, которое присуще целому объекту. Что это значит? Речь идет о том, что это состояние определяет психологическую и физическую организацию человека или поведение в той или иной ситуации. Сюда же относится готовность что-либо сделать, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Психологи считают, что установка отражает психологическое состояние и внешнее ощущение человека. При этом именно она является своеобразным связующим звеном, которое соединяет отдельные состояния индивида и его функции.

Бытует мнение, что психологическая установка бывает двух видов — фиксированная и первичная. Это не значит, что они строго фиксированы, одна с легкостью перетекает в другую, но собственные функции сохраняются у каждой.

Рассмотрим каждый вид.

Фиксированная установка

Такое психологическое состояние относится к элементарным установкам. Так называются специфические реакции на актуальную ситуацию. Сюда же относится восприятие меняющейся окружающей среды.

Элементарная установка возникает на основе опыта и потребностей самого человека. То есть поведение в той или иной ситуации продиктовано уже имеющимся опытом.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу. При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому. Об этом важно знать каждому.

Теория Узнадзе

Теория установки Узнадзе заключается в следующем: он называет установкой целостное состояние, которое предопределяет и предвосхищает сознательное поведение.

Он считает, что установка появляется в тот момент, когда организм начинает контактировать с окружающей средой. Ситуация взаимодействует с потребностью и они удовлетворяются. Получается, что установка может возникнуть в двух случаях:

  1. Если присутствует актуальная потребность.
  2. Если возникает ситуация реализации этой потребности.

Как видите, теория установки Узнадзе довольно проста. Теперь поговорим о барьере в психологии.

Психологический барьер

Что же это такое? Таким барьером называют состояние, которое проявляется в виде неадекватной пассивности. Она препятствует выполнению каких-либо действий. Обусловлено это тем, что у человека усилены отрицательные установки и переживания, а также очень низкая самооценка. В социальном поведении психологический барьер представляет собой коммуникативный барьер, который проявляется низко развитой эмпатией, жестокостью.

Проблему барьеров можно решить, только если человек готов действовать и воспринимать новую информацию, изменять свое мышление и отношение к событиям.

Положительные установки

Как проявляются положительные психологические установки? Человек прежде всего оценивает хорошие стороны окружающих. С этой установкой люди верят в дружбу, любовь, верность, преданность и прочее.

Можно сказать, что если у человека положительная установка, то он проживет счастливую жизнь. Ведь то, как мы относимся к окружающим, возвращается нам обратно.

Можно работать над собой и развить положительную установку. В этом случае придется много потрудиться, но результат того стоит.

Отрицательные установки

Кроме положительных, есть еще и негативные психологические установки. В этом случае человек все воспринимает в черных тонах. Все люди плохие, поэтому не стоит тратить на них свое время.

На самом деле такое мышление ведет к саморазрушению и отсутствию возможности радоваться жизни. И действительно, что хорошего, если вокруг люди, сплошь состоящие из недостатков?

Человек, который мыслит таким образом загоняет себя в могилу, так как мироощущение напрямую связано с нашим здоровьем. Негативные установки становятся благодатной почвой для депрессии, от которой очень сложно избавиться.

Ученые доказали, что существуют несколько методов психологической установки или воздействия. О них и поговорим.

Методы воздействия

Существует множество способов повлиять на человека. Психологическое влияние достигает своей цели как при работе с одним человеком, так и с группой лиц.

Рассмотрим основные виды воздействия, и как они работают.

Виды влияния

Методы психологического воздействия отличаются в зависимости от того, какую цель преследует человек. Выделяют ненаправленное и направленное воздействие. К первому можно отнести заражение и подражание, второй же подразумевает убеждение и внушение.

Поговорим про каждый вид подробнее.

Убеждение

Метод психологического воздействия, который направлен на снятие страха у человека. Убеждение помогает устранить препятствия на пути к мышлению человека. Цель психологической установки — воздействовать на личность путем обращения к внутренним взглядам и удовлетворить свои потребности через других людей.

Реализуется убеждение посредством разговора с человеком. Тот, кому нужно изменить чьи-то взгляды, как правило, начинает разговор первым и приводит логичные доводы во время беседы. Убеждение лучше всего работает во время споров, дискуссий или обсуждений.

Заражение

Является наиболее простым приемом, который позволяет оказывать влияние на человека. Обычно применяется в местах массового скопления людей, например, на концертах или стадионах. Заражение быстро развивается, особенно это заметно в тех коллективах, где отсутствует сплоченность. Отличительной чертой является стихийность. В процессе выступления оратором передается публике настроение. Причем не так важно, что он говорит, гораздо важнее как. Если провести заражение хотят сразу два человека, то получится это только у того, кто эмоционально сильнее.

Внушение

Прием психологической манипуляции, когда человека заставляют изменить поведение, мышление или отношение к какой-то ситуации. Из всех видов воздействия внушение считается самым опасным и не зря.

Внушение работает, когда у собеседника снижается желание критиковать ситуацию. Человек просто принимает ее за данность и начинает действовать исходя из нее. Но для того чтобы что-то внушить, нужно выстроить доверительные отношения. Внушение может быть как со стороны, так и сама личность может что-либо внушить себе.

Ярким примером этого метода является реклама или средства массовой информации.

Подражание

Наиболее популярный способ изменить поведение и мысли человека. Подражание может возникнуть потому, что у одного из собеседников большое количество комплексов. По этой причине он и выбирает для себя авторитетного человека, которого и будет копировать в поведении, жестах, речи и прочих качествах, присущих ему.

Подражают обычно маленькие дети или подростки, и это понятно. Они еще не имеют своих жизненных представлений, а потому копируют человека, который для них имеет вес. Такое подражание называется сознательным, но бывает и несознательное, которое заключается в том, что инициатор стимулирует подражание разными способами, пока человек не начинает делать то же самое, сам того не осознавая. В зависимости от того, какие цели преследует инициатор, подражание будет носить негативный или позитивных характер.

Наиболее простым примером для подражания является мода. Людям навязывают вкусовые предпочтения, а они с радостью их принимают.

Дополнительные способы влияния

Все перечисленные приемы — это неокончательный набор. Существуют приемы, которые вписываются в понятие психологической установки, и ими активно пользуются. Рассмотрим подробнее о чем речь.

Благосклонность

Как правило, этим способом активно пользуются продавцы. Они рассказывают о положительных качествах товара, внешних достоинствах и прочих моментах, которые повлияют на отношение покупателя к продукту.

Сотрудник магазина использует еще и технику подражания, чтобы завоевать расположение покупателя. В итоге это приносит положительные плоды. Если первое впечатление о сотруднике осталось хорошее, то большая вероятность того, что покупатель уйдет не с пустыми руками.

Проявление благосклонности позволяет добиться успеха в том случае, если инициатор обладает высокими коммуникативными качествами и умеет ими пользоваться.

Просьба

Как влиять на поведение человека? Попросить его о чем-то. Главное, делать это ненавязчиво и спокойно, хотя все зависит от того, какие отношения сложились между людьми. Добиться своего помогает ласковость голоса, улыбка, спокойный тон разговора, открытость и искренность.

Если вы не хотите выполнять чью-то просьбу, то научитесь спокойно говорить «нет». Тогда не возникнет конфликтных ситуаций, и отношения не испортятся.

Самопродвижение

Такой тип влияния позволяет показать себя с лучшей стороны. Если у человека есть чувство собственной значимости, то он незамедлительно воспользуется способом. Личность открыто демонстрирует профессионализм и квалификацию по какому-то вопросу. Техника используется при важных переговорах, презентациях, публичных выступлениях и собеседованиях. Ее целью является выполнение собственных задач путем демонстрации преимуществ по отношению к другим кандидатам.

Принуждение

Влияние, оказанное этим способом, заставляет людей работать или что-то делать в угоду инициатору. Для принуждения используется лишение свободы, шантаж или угрозы. Самой грубой формой принуждения считается физическое насилие или ограничение свободы.

Кроме физического давления, может быть оказано еще и моральное. Инициатор высказывает критику в грубой форме, унижает или оскорбляет человека.

Принуждение воспринимается жертвой как лишение жизненных потребностей и психологическое давление. Причем неважно предупреждает инициатор или угрожает жизни жертвы всерьез. Для человека, который подвергается подобной тактике, это по меньшей мере неприятно, и вынуждает на несвойственные ему действия.

Нападение

Это скорее форма разрядки для человека, которая, к сожалению, имеет негативные последствия для жертвы. Обычно нападают те люди, у которых напряженная работа или жизнь, и им необходим выброс негативной энергии. В ход идет все — от оскорблений и до насмешек в адрес жертвы или членов ее семьи.

Не исключено, что нападающий получает удовлетворение от подавленности и эмоциональной боли жертвы, ведь он навязывает свое мнение человеку, тем самым внушая ему определенную установку.

Аргументация

Используется для того, чтобы один человек смог переубедить другого в неправильности мыслей. А также спикер, аргументируя ситуацию, пытается повлиять на решение человека.

Наиболее ярким примером такой тактики будет преподаватель в вузе или школе. Он хочет объяснить учащемуся сделанные им ошибки, для этого приводит массу аргументов.

Аргументацией пользуются и рекламщики. Сначала они рекламируют услугу или товар, а потом приводят аргументы в пользу покупки. Человек под впечатлением рекламы идет в магазин и покупает тот или иной товар.

Манипуляция

Манипуляцией называют скрытое влияние на поведение другого человека. Инициатор использует определенные фразы, с помощью которых пытается повлиять на решение собеседника. Чаще всего делается это из корысти, а отнюдь не из добрых побуждений.

Манипуляция — самый сложный вид воздействия. Для того чтобы его успешно применять нужно обладать многими качествами, например, умением убеждать, расположить к себе человека и прочими.

Заключение

Как видите, способов влияния на человека очень много. Одни мы используем намеренно, а другие применяются неосознанно. Но все вместе они формируют индивидуальное отношение к какому-либо вопросу или ситуации.

Конечно, глупо ждать, что взгляды и убеждения в течение жизни не изменятся. Мы живем в обществе, и хотим того или нет, но меняемся сами со временем. Как вы уже убедились, даже реклама накладывает отпечаток на сознание человека. Что уж говорить о ситуациях, когда собеседник пытается намеренно изменить убеждения другого человека.

Успешность применения методов психологического воздействия зависит не только от личных качеств инициатора. В большей степени на результат повлияет и то, насколько человек подвержен внушению. Люди с романтическим складом характера легко позволят другому изменить свои убеждения. А вот те, кто имеет стабильные взгляды и не обременен комплексами, вряд ли так просто уступят. Способам манипуляции учатся годами и даже не для того, чтобы владеть ими в совершенстве, а чтобы иметь хоть немного знаний на эту тему.

На первый взгляд кажется, что никому верить нельзя, но это не так. Чем дружелюбнее вы относитесь к людям, тем лучше они будут относиться к вам.

10 мощных установок, которые изменят вас и вашу жизнь

Внешний мир — это отражение нашего внутреннего мира. Каждая отдельная мысль, каждое наше действие, каждое чувство определяет то, кем мы становимся. И любое желание, которое мы держим в уме, рано или поздно находит выражение в новых открывающихся возможностях.

Из всего этого следует, что с помощью ежедневных аффирмаций можно программировать свой мозг, тело и дух на успех.

Аффирмация — это выражение своих мыслей и желаний с помощью слов и повторение их по несколько раз в день.

1. Я великий

Вера в то, что ты великий, — это одно из самых сильных внутренних убеждений. Сейчас вы можете не думать о себе как о великом человеке, но постоянное повторение этой аффирмации однажды заставит вас поверить в это. Наукой уже давно доказано, что разговоры с самим собой приводят к неминуемым изменениям в мозге.

Яркий пример того, как работает эта аффирмация, — легендарный боксёр Мохаммед Али. Посмотрите записи его интервью, и вы заметите, насколько часто он использовал эту фразу. В конечном счёте он стал великим.

2. Сегодня меня переполняет энергия и позитивный настрой

Позитив зарождается внутри человека, а не создаётся внешними факторами и обстоятельствами. И формируется наше настроение в тот самый момент, когда мы просыпаемся. Поэтому повторяйте эту аффирмацию сразу же после пробуждения.

И помните: никто и ничто не может испортить вам настроение, пока вы сами не пойдёте на это.

3. Я люблю себя таким, какой я есть

Считается, что любовь к самому себе — это самая чистая и высшая форма любви. Если человеку не нравится то, кем он является, то это негативно сказывается на всех сферах его жизни. И этот факт тянет человека вниз.

Если вы видите, что эти строки про вас, и вы не можете смириться с какими-то своими недостатками, постоянно вините себя, то мой вам совет: повторяйте эту аффирмацию как можно чаще.

4. У меня здоровое тело, блестящий ум, спокойный дух

Здоровое тело начинается со здорового духа и ума. Если на душе кошки скребут, то этот негатив будет пагубно влиять и на ум, и на тело. То есть, если один элемент из этих трёх повреждён, весь механизм уже не будет работать исправно.

Причина под номером один, которая определяет, здоров человек или же болен, — это сам человек. Если вы убедили себя, что вы здоровы телом, душой, умом, значит, так оно и будет. А если верите, что подвержены болезни, то она обязательно вас зацепит.

5. Я верю, что могу всё

Это именно то, что нужно вложить себе в голову (и своим детям, внукам и близким) любым способом. Это то, во что должен поверить человек, чтобы потом не было стыдно за бездарно прожитые годы.

6. Всё, что в моей жизни происходит, только к лучшему

Опасность представляют не сами обстоятельства или негативные моменты, которые имеют место в нашей жизни, а наше отношение к ним.

Человеку не дано знать, что приготовила для него Вселенная в будущем. Возможно, то, что сегодня кажется чем-то ужасным (например, сокращение на работе), есть подготовка к чему-то лучшему.

Мы не можем заглянуть в будущее, но мы можем контролировать своё отношение к настоящему. И эта аффирмация вам поможет.

7. Я строю свою жизнь сам

Вы способны покорить любые высоты, если только будете заранее планировать свои действия и успех. И да, успех — это спланированное действие и редко — случайность.

Каждый новый день нам дарит новую возможность. И вы можете наполнить его именно тем, что имеет для вас самое большое значение. Вы ведь сами строите свою жизнь, а не жизнь случается с вами, не так ли?

Начинайте свой день с позитивных мыслей о том, что полностью контролируете каждый аспект своей жизни, и вскоре вы увидите, что с вами начали происходить удивительные вещи.

8. Я прощаю тех, кто причинил мне боль в прошлом, и мирно отдаляюсь от них

Это не значит, что вы забыли, что они сделали, но это больше вас не беспокоит. Урок усвоен, а выводы сделаны.

Ваша способность прощать — это то, что позволяет вам двигаться вперёд, а не зацикливаться на прошлых обидах. А ваша реакция на те или иные обстоятельства не зависит от мнения окружающих вас людей.

Вы настолько сильны, что способны простить тысячу людей, даже при условии, что ни один из них не простит вас.

Повторяйте эту аффирмацию всякий раз, когда попали в конфликтную ситуацию.

9. Я с радостью встречаю вызовы, и мой потенциал справиться с ними безграничен

У вас нет никаких ограничений, только те, что живут внутри вас.

Какой жизни вы хотите? Что останавливает вас? Какие преграды вы выстроили перед собой?

Эта аффирмация позволит вам выйти за привычные границы.

10. Сегодня я отказываюсь от своих старых привычек и принимаю новые

Каждая наша отдельная мысль, каждое наше действие определяет то, кем мы становимся, и то, какой будет наша жизнь. А наши мысли и действия формируют наши привычки. Мы есть то, что постоянно делаем.

Стоит нам изменить привычки, как это повлечёт изменения во всех областях жизни. И данная аффирмация, которую рекомендуется произносить в начале дня, призвана напомнить вам, что сегодня пришло время всё изменить.

Сила психологической установки — Психология жизни

Что такое психологическая установка личности?

Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

 

Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания.  Установка на успех

Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления. Меняйте минус на плюс

Формирование психологической установки личности

Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки. Как научиться любить и уважать себя?


Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют.

Апатия и лень. Что делать, если ничего не хочется делать?

Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

 

Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.  Правильные аффирмации

При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям. Пошаговая система достижения любых целей

Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

Примерные психологические установки личности

  • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
  • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
  • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

• Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы.

• Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу.
• Я полон сил и энергии.

• Я обязательно достигну всех своих целей.
• Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем.
• Я успешен во всем.
• Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

 

 

Другие психологические установки

  • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
  • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
  • Я принимаю решения уверенно.
  • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
  • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

• Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос.
• Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас. От чего зависит счастье?

Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

 

Психологические установки или аффирмации?

Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь. Положительный психологический настрой

Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.

Жизненные установки человека

«Счастье не может быть ложным, ибо оно состояние души»

Андре Моруа

Жизненные установки человека — это базовые представления о мире и окружающих людях, которые влияют на ощущение полноценного счастья. Казалось бы, мир един, тем не менее, у каждого человека есть свой мир, наполненный переживаниями и собственными ценностями. И они могут как сделать нас счастливыми, так и разрушить наше счастье. Войти же в гармонию с миром, имея неправильные жизненные установки, невозможно.

Проведем небольшой тест.

Ниже описаны 4 позиции жизненных установок. Попробуйте определить, к какой группе относитесь вы.

Итак, какая из жизненных позиций вам ближе всего?

1. Вам кажется, что в целом вас окружают благополучные люди. Вам легко идти на контакт, принимать недостатки других.  Вас не раздражают оплошности и ошибки других людей. Вы не имеете желания вступать в какой-либо конфликт. Вы чувствуете себя вполне самодостаточным, внутренне свободным и счастливым. Кроме того, вы не думаете о том, что вы лучше или хуже других.  Вы разделяете лозунг: «Жизнь стоит того, чтобы жить».

2. Окружение воспринимается в негативном ключе. Жизнь полна разочарований. Ощущение полной беспомощности и рока. Нет сил и желания что-то менять, кажется, что лучше уже никогда не будет. Вокруг заметны серьезные несовершенства окружающего мира, которые вызывают страдания. Также огорчает своя персона. В связи с этим есть желание забыться, предавшись каким-то чрезмерным или губительным наслаждениям (еда, секс, алкоголь, наркотики).  Вам ближе лозунг: «Жизнь не стоит того, чтобы жить».

3. Вам кажется, что все вокруг счастливы, довольны жизнью, но вот что-то с вами не так. Ну не везет вам. Сколько ни пытаетесь — бьетесь, как рыба об лед. Вы чувствуете неуверенность в своих силах, склонны впадать в зависимость от других людей, которые обладают властью, признанием и в целом благополучны. Вас порой может терзать зависть к чужим успехам и чувство собственной несостоятельности. Вам кажется правильным лозунг: «Жизнь других стоит того, чтобы им жить, а вот моя жизнь того не особо стоит».

4. Вы уверены, что стоите очень дорого. Вам очень повезло в жизни. Большинство людей не так успешны, как вы. Кроме того, все их недостатки у вас под прицелом, и это рождает глубокое понимание того, как несовершенен мир. У вас есть небольшое ощущение надменности и превосходства над другими людьми, потому что, если честно, пороков у вас нет. А если и есть, то у кого их нет? Это не повод винить себя за ошибки. Однако другие люди могли бы и последить за своими ошибками, которые забыть не так-то просто. Чтобы указать на чужие промахи, вы любите доказать свою правоту во что бы то ни стало, показав, что вы как бы выше других. Вы любите самоутвердиться за чужой счет. Вам нравится лозунг: «Моя жизнь гораздо ценнее, чем жизнь остальных».

Жизненные установки соответствуют 4 основным позициям:

Я благополучен — ты благополучен

Я неблагополучен — ты неблагополучен

Я неблагополучен — ты благополучен

Я благополучен — ты неблагополучен

 «Я благополучен — ты благополучен» — самая здоровая жизненная установка, которая дает возможность пребывать в гармоничном состоянии с самим собой и окружающим миром. Это и есть основа для нашего счастья. Правильное отношение родителей, которое подразумевает воспитание свободной, гармоничной и целостной личности без потакания слабостям, а также их собственный положительный пример способствует развитию этой  установки.

Вторая позиция «Я неблагополучен — ты неблагополучен» характерна для отъявленных пессимистов. Она может сформироваться в условиях острой нужды и/или при слабом здоровье. Также эта позиция характерна для людей с серьезными психологическими травмами, скорее всего, родом из детства.

Позиция «Я неблагополучен — ты благополучен» также  возникает в отягощенных жизненных обстоятельствах, когда человек боится проявиться, раскрыть свое Я. Здесь может сыграть роль неправильное воспитание родителей, которые всячески подавляли инициативу ребенка.

И последняя жизненная установка «Я благополучен — ты неблагополучен» свидетельствует о скрытой мании величия. Скорее всего, формирование чувства надменности произошло еще в детстве. В этом случае родители наоборот не подавляли ребенка, а всячески превозносили его. Также она может возникнуть от другой крайности — явного унижения, очень жестокого обращения с ребенком.

Таким образом, формирование жизненных установок нередко берет начало в детские годы. В течение жизни могут происходить их трансформации, однако то,  что мы усвоили на глубинном, подсознательном уровне, влияет всю жизнь.

В небольшом аудио-отрывке Марина Таргакова иллюстрирует проявление описанных ролей в отношениях. Послушайте, пожалуйста →

В силах ли мы изменить свои жизненные установки?

Конечно!

И первый шаг на пути к переменам — это осознание.

В следующий раз мы поговорим о практических приемах по улучшению своих отношений с самим собой и окружающим миром. Подпишитесь на обновления блога: впереди нас ждут способы трансформации жизненных установок.

Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

Людмила Пономаренко

Как формируются психологические установки?

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ…

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ… Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Этот страшный эпизод не отваживает его от слежки. Через некоторое время он получает деньги и узнает, что тот самый незнакомец погиб при невыясненных обстоятельствах. А цена за смерть следующего названного в письме вдвое выше…

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания — формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование — была бы только надежда на желанный подарок.

Читайте также

«Горе ты моё!»: как нам вредят негативные установки и что можно с ними сделать

Наши поступки определяются нашим образом мышления. А тот, в свою очередь, складывается из набора установок. То есть идей и убеждений, своеобразных мыслительных клише, которые живут в нашей голове и влияют на то, как мы принимаем решения. Плохая новость в том, что влияют они порой не лучшим образом. Хорошая: это можно исправить.

Откуда берутся вредные установки

  • Мы слышим их от родителей: «В нашей семье с математикой у всех плохо, иди лучше на юриста», «Ну что ж у тебя руки такие кривые, вечно всё портишь», «Горе ты моё!»
  • Нам внушает их общество: «Все женщины меркантильные и ветреные», «Все мужчины изменяют, и нужно им только одно», «Без денег и связей ничего не добиться», «Мальчики не плачут».
  • Мы придумываем их сами на основе своего неудачного опыта: «Публичные выступления не моё. Когда я сфальшивил на школьном концерте, надо мной все смеялись».
  • Они приходят из пословиц, поговорок и народных мудростей: «Кто много смеётся, будет много плакать», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
  • Или формируются исторически: «Мужчина должен приносить мамонта, а женщина — хранить очаг», «Ребёнка нужно воспитывать ремнём, только тогда из него вырастет что‑то путное», «Все бизнесмены — воры, обманщики и лентяи, а простые рабочие люди — честные и трудолюбивые».

Доля истины в этих убеждениях есть, но зачастую они необъективны, построены на обобщениях, ложных выводах или устаревших предпосылках.

Как такие установки нам вредят

Профессор психологии Кэрол Дуэк считает, что все установки условно можно разделить на два типа: на неизменность (фиксированное мышление) и на рост (гибкое мышление). Те, у кого преобладает первый тип, верят в судьбу и считают, что от них мало что зависит, а успех определяется какими‑то заданными факторами вроде генетики или благосостояния родителей. Те же, кто мыслит гибко, знают, что их жизнь во многом определяется ими самими.

Люди с установкой на рост спокойнее относятся к неудачам, готовы работать над собой и добиваться своих целей.

А большинство вредных установок можно как раз отнести к фиксированному мышлению. И вот как они мешают нам жить.

Они мешают нам достойно зарабатывать

«За работу нужно держаться до последнего», — говорим мы себе. И не уходим оттуда, где нам платят копейки, обижают и заставляют бесплатно перерабатывать. Или боимся развиваться и пробовать что‑то новое, убеждая себя, что смена профессии или новое образование — это только для тех, кто помоложе. А ещё не решаемся открыть своё дело, потому что «деньги портят людей», а «бизнес нельзя вести честно».

Они не позволяют нам бороться за лучшую жизнь

Под любой новостью, рассказывающей, что в каком‑нибудь городе не убирают мусор, не платят людям зарплаты или не закупают лекарства, обязательно появляются комментарии в духе: «Всюду коррупция, мы ничего не сможем изменить». Или: «Не жили хорошо, нечего и начинать». Такая позиция очень опустошает и демотивирует, а в результате люди почти не сопротивляются беззаконию.

Они заставляют нас бояться перемен

Вы наверняка слышали фразы в духе «где родился, там и пригодился», «после тридцати уже поздно», «работать нужно по профессии, зря что ли учился столько лет». А может быть, и сами не раз их произносили. Все эти выражения только кажутся безобидными. Если мы слышим и повторяем их постоянно, нам сложнее отважиться на переезд, новые отношения, смену работы, профессии или новое хобби.

Они не дают нам строить здоровые отношения

«Все женщинам нужны только деньги, а мужчинам — только секс», — доносится отовсюду. И мы привыкаем воспринимать окружающих людей как циничных потребителей, которые только и хотят, что извлечь из нас какую‑то выгоду.

Женщины не решаются уйти от пьющего, бьющего или просто нелюбимого мужа, только потому что он «плохонький, да свой» и «всё-таки мужчина в доме». А ещё перекладывают ответственность на партнёра, потому что «я девочка и не хочу ничего решать».

Они лишают нас радости

В основе страха расплаты за счастье часто лежат именно установки, почерпнутые из пословиц, поговорок и семейных мудростей: «ничего не даётся просто так», «кто много смеётся, тот будет много плакать» и так далее. Впитывая всё это, мы и правда начинаем думать, что за счастье обязательно придётся расплачиваться, и не можем в итоге получать удовольствие от жизни.

Как бороться с вредными установками

Некоторые установки так плотно укоренились в нашем разуме, что, кажется, от них никак не избавиться. Но, к счастью, с ними всё же можно бороться. Вот что рекомендуют делать психологи.

Распознайте вредные установки

Каждый раз, когда какая‑то мысль мешает вам действовать, нагоняет страх или портит настроение, попробуйте остановиться, поймать её за хвост и как следует рассмотреть. Проанализируйте, как звучит эта идея, откуда она взялась, где вы её услышали. Был ли человек, озвучивший её, достаточно компетентен и авторитетен, и действительно ли важны его слова сейчас.

Задайте себе вопросы

Для работы с установками и убеждениями психологи предлагают спросить себя:

  • Это убеждение помогает мне быть эффективным?
  • Это убеждение помогает мне быть счастливым?
  • Оно помогает мне выстраивать отношения?
  • Чего мне будет стоить отказ от этого убеждения? С какими последствиями я столкнусь?
  • Что это будет стоить моим близким и дорогим людям?
  • Улучшится ли моя жизнь, если я поменяю своё убеждение? Как я тогда буду себя чувствовать?
  • Я понимаю, что хочу изменить убеждение. Что придёт ему на смену?

Сформулируйте новые установки и убеждения

Каждую установку нужно переформулировать так, чтобы она начала вас мотивировать и вдохновлять. Или хотя бы не мешала вам действовать.

  • «Без денег и связей ничего не добиться» → «Если бы я был богаче, мне было проще. Но я на многое способен и найду способ добиться успеха, используя то, что у меня есть».
  • «Публичные выступления не моё» → «Да, сейчас я не смогу выступить на публике, но если потренируюсь, у меня всё получится».

Действуйте

Новые установки нужно подкрепить поступками, иначе они так и останутся теориями. Ведь именно наши действия (или бездействие) когда‑то помогли укорениться старым, вредным паттернам.

Если решили, что сможете прокачаться в публичных выступлениях, значит, стоит записаться на уроки ораторского искусства или начать заниматься самостоятельно. А если поняли, что второе высшее не поздно получать ни в 40, ни в 80, выбирайте вуз и начинайте изучать условия поступления. Первые успехи помогут новым установкам закрепиться — и вы поймёте, что находитесь на правильном пути.

Читайте также 🧐

Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Влияние среды

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

Направленность деятельности

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

Косность и инерция мышления – это тоже следствие действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности. Установки препятствуют и творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартности мышления и отказа от шаблонов мысли и поведения. Есть поговорка о том, как создаются изобретения: «Все знали, что так делать нельзя, но пришел человек, который этого не знал, и сделал». По сути дела, все прогрессивное развитие человечества – это путь разрушения стереотипов и шаблонов.

Таким образом, богатство и разнообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и субъектом деятельности. Меняясь с изменением общества, мы буквально каждый миг обновляемся, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, установки и убеждения. Помните, девизом Наутилуса капитана Немо была латинская фраза: Mobilis in mobile – «подвижный в подвижной среде»? Этот девиз в полной мере имеет отношение и к человеческой личности.

Отношения

Социальные психологи изучают мысли, чувства и действия людей в социальных ситуациях или, наоборот, влияние других людей на эти мысли, чувства и действия. Социальная психология занимается групповым поведением, а также поведением людей в группах.

Отношения — это устойчивые модели убеждений и мнений, которые предрасполагают реакции к объектам, событиям и людям. Отношения также могут служить кратким изложением убеждений.(Например, путем обобщения те, кто боится своего отца, могут первоначально испытать страх при встрече с любым пожилым мужчиной.) Отношения могут быть количественно оценены с помощью показателей самооценки или шкалы отношения , такой как популярная шкала Лайкерта (названная в честь Роберта Лайкерта), в котором испытуемых спрашивают, насколько они согласны или не согласны по каждой теме. Общий балл отношения получается путем суммирования показателей. Другой подход к измерению использует скрытых измерений , наблюдение за поведением, таким как выражение лица, тон голоса и язык тела.(Последним показателям может не хватать достоверности, поскольку в некоторых ситуациях люди отслеживают такое скрытое поведение.) Стратегии оценки также включают измерения физиологического возбуждения , например, с помощью лицевого электромиографа (ЭМГ) (для регистрации активности мимических мышц) ) или электроэнцефалограф (ЭЭГ) (для измерения активности мозга). Такие меры, которые могут обнаруживать реакции, которые человек, возможно, пытается скрыть, получают, когда субъект слышит словесный материал, предназначенный для возбуждения и с которым он может согласиться или не согласиться.

Компоненты отношения. Отношения состоят из когнитивных, поведенческих и аффективных компонентов.

  • Когнитивный компонент состоит из убеждений человека об объекте отношения, например, убеждения в том, что все пожилые люди старческие.

  • Поведенческий компонент состоит из предрасположенности определенным образом реагировать на объект отношения, например, разговаривать со стариком, как если бы разговаривать с ребенком.

  • Аффективный компонент относится к эмоциям, вызываемым объектом отношения, например, постоянное сочувствие к пожилому человеку.

Формирование отношения. Формирование отношения происходит через классическое обусловливание, оперантное обусловливание и моделирование (обучение через наблюдение). Реклама в значительной степени полагается на моделирование, когда она показывает, как известный человек использует продукт и ему нравится. Далее следуют некоторые теории, описывающие формирование отношения.

  • Теория баланса , предложенная Фрицем Хайдером, основана на предпосылке, что люди стараются сохранять последовательность в своих взглядах. Если возникает непоследовательность в отношении, например, если все пожилые люди верят в дряхлость, но встречает более умного и умственно активного пожилого человека, человек, который придерживается такой позиции, пытается восстановить последовательность, либо изменяя отношение, либо изменяя восприятие пожилого человека. как умный.

  • Сторонники теории реактивного сопротивления утверждают, что на отношения влияют ограничения поведения, на которые люди реагируют.Степень реакции связана с восприятием человеком относительной важности поведения. Если поведение, хотя и ограниченное, не считается важным, реакция будет незначительной. Если же действие считается важным, а ограничение несправедливым, то само ограничение делает его еще более привлекательным. Например, если подросток хочет встречаться с человеком, которого родители не одобряют и запрещают ей видеться, он может найти этого человека еще более желанным в результате и пойти на свидание тайком.

  • Теория когнитивного диссонанса (разработанная Леоном Фестингером) утверждает, что неприятное физиологическое состояние часто существует, когда два познания несовместимы друг с другом. Несовместимость создает напряжение, которое человек пытается снять. Например, студент, который выступает за честность, но обманывает на экзамене, должен либо изменить свою самооценку, либо рационализировать свое мошенническое поведение, чтобы снизить напряжение.

  • Теория самовосприятия (представленная Дэрилом Бемом) предполагает, что люди делают выводы о своем отношении на основе наблюдения за своим собственным поведением (ями).Обычно честный студент, который обманывает на экзамене, может сделать вывод о своем отношении по поведению, думая: «Быть ​​первым для меня важнее честности» или «Я считаю, что цель оправдывает средства».

Изменение отношения. Изменение отношения может происходить посредством использования убеждения , процесса намеренной попытки изменить отношение. Убеждение включает в себя варианты источника (источник сообщения), сообщения (переданная информация) и получателя сообщения.Убеждение, вероятно, будет более эффективным, если человеку нравится, а не не нравится источник, и если источник считается заслуживающим доверия и заслуживающим доверия. Способ представления сообщения (например, на повседневном языке, а не на технической терминологии), а также характеристики получателя (например, подросток, а не средний возраст) влияют на легкость изменения отношения.

.

Отношение (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet

Определение отношения

Attitudes Отношения относятся к нашим общим оценкам людей, групп и объектов в нашем социальном мире. Сообщение об отношении включает в себя принятие решения относительно симпатии или антипатии или предпочтения или отрицания объекта отношения. Отношения важны, потому что они влияют как на то, как мы воспринимаем мир, так и на то, как мы ведем себя. В самом деле, более 70 лет назад Гордон Олпорт утверждал, что концепция отношения является самой необходимой концепцией в социальной психологии.Это утверждение остается актуальным и сегодня; Изучение установок остается на переднем крае социально-психологических исследований и теории. Эта страница посвящена трем ключевым аспектам отношения: их содержанию, структуре и функции.

Содержание установок

Одной из самых влиятельных моделей содержания отношения была многокомпонентная модель. Согласно этой точке зрения, установки представляют собой суммарные оценки объекта, которые имеют аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты.Аффективный компонент отношения относится к чувствам или эмоциям, связанным с объектом. Аффективные реакции влияют на отношение разными способами. Во-первых, на установки влияют эмоции, которые возникают у человека после воздействия на объект установки. Например, пауки заставляют некоторых людей бояться, и эта негативная аффективная реакция может вызвать негативное отношение к паукам. Кроме того, чувства влияют на отношение через такие процессы, как классическая обусловленность и простое воздействие.Здесь среда неоднократно объединяет объект с другими стимулами, которые вызывают определенные эмоции (классическая обусловленность), или повторное воздействие со временем заставляет объект казаться более знакомым и позитивным.

Когнитивный компонент отношения относится к убеждениям, мыслям и атрибутам, связанным с объектом. Познания влияют на многие типы отношений. Например, кто-то, покупающий подержанный автомобиль, вероятно, уделит значительное внимание его характеристикам, таким как показатели безопасности, расход бензина и прошлые затраты на ремонт.На отношение человека к автомобилю, скорее всего, будут влиять его положительные и отрицательные характеристики. В рамках изучения межгрупповых отношений стереотипы — это представления об атрибутах, которыми обладает определенная социальная группа. Многие исследования показали, что наличие негативных стереотипов о группе людей связано с предвзятым отношением к группе.

Поведенческая информация — это мысленное представление текущего, прошлого и будущего поведения в отношении объекта отношения.Например, исследования показали, что поведение, имеющее оценочные значения, влияет на благоприятность отношения. В исследовании Пабло Бринола и Ричарда Петти участники двигали головой либо вверх-вниз (кивая головой в знак согласия), либо из стороны в сторону (качая головой в знак несогласия), когда они слушали передовица, которая воспроизводилась через наушники. Было обнаружено, что участники с большей вероятностью соглашались с содержанием очень убедительного призыва, когда они двигали головой вверх-вниз, чем из стороны в сторону.Хотя поведение может повлиять на отношение человека, установки также влияют на его поведение в будущем. Установки играют важную роль в прогнозировании поведения человека в конкретной ситуации.

Знание содержания отношения важно, потому что попытки изменить отношение более успешны, когда убедительный призыв соответствует содержанию отношения. Например, если человеку не нравится напиток из-за его плохого вкуса, его больше убедит демонстрация нового приятного вкуса, чем положительная информация о его ценности для здоровья.

Структура отношений

Помимо содержания отношения, еще один важный вопрос касается того, как положительные и отрицательные оценки структурируются в памяти. Иногда предполагается, что наличие положительных чувств, убеждений и поведения предотвращает возникновение отрицательных чувств, убеждений и поведения. Другими словами, согласно этой одномерной перспективе, положительные и отрицательные элементы отношения хранятся на противоположных концах одного измерения, и люди склонны испытывать либо конец измерения, либо что-то среднее между ними.

Этому виду противопоставляется двухмерное представление, которое предполагает, что положительные и отрицательные элементы хранятся в двух разных измерениях. Одно измерение отражает, имеет ли отношение несколько или много положительных элементов, а другое измерение отражает, имеет ли отношение несколько или много отрицательных элементов. Эта точка зрения предполагает, что люди могут обладать любой комбинацией позитивного или негативного отношения к себе. В результате установки могут иногда включать как сильные положительные, так и отрицательные компоненты, что обозначается как установочная амбивалентность.Эта амбивалентность является важным фактором, определяющим, насколько устойчиво и устойчиво ли отношение к изменениям. Например, исследования показали, что амбивалентные отношения с меньшей вероятностью предсказывают поведение. Кроме того, люди уделяют более пристальное внимание убедительному призыву, когда у них двойственное отношение.

Функция отношений

Значительное внимание было уделено пониманию потребностей или функций, которые выполняются установками. Почти 50 лет назад М.Брюстер Смит и его коллеги предположили, что отношения служат трем основным функциям: объектной оценке, социальной адаптации и экстернализации. Оценка объекта относится к способности отношения резюмировать положительные и отрицательные атрибуты объектов. Например, отношение может помочь людям подходить к тому, что им полезно, и избегать вещей, которые им вредны. Социальная адаптация достигается установками, которые помогают людям идентифицировать себя с теми, кто им нравится, и отмежеваться от людей, которые им не нравятся.Например, люди могут купить определенный безалкогольный напиток, потому что он рекомендован их любимым певцом. Экстернализация осуществляется установками, которые защищают личность от внутреннего конфликта. Например, у плохих игроков в гольф может возникнуть сильная неприязнь к игре, потому что их плохие результаты угрожают их самооценке.

В своей программе исследований Дэниел Кац предложил четыре функции отношения: знание, полезность, защита эго и выражение ценностей. Знание и утилитарные функции аналогичны функции объектной оценки Смита и его коллег, тогда как функция защиты эго подобна функции экстернализации Смита и его коллег.Кац также предположил, что отношения могут выполнять функцию выражения ценностей, так что отношение может выражать самооценку человека и основные ценности. Например, человек может ездить на работу на велосипеде, потому что он или она ценит здоровье и желает сохранить окружающую среду.

Среди функций функция объектной оценки особенно важна, потому что это способность отношений служить энергосберегающим устройством, упрощающим и ускоряющим вынесение суждений. Также существует важное различие между инструментальным и ценностно-выразительным установками.Знание основной функции отношения важно, потому что попытки изменить отношение с большей вероятностью будут успешными, если убедительный призыв соответствует функции отношения.

Артикул:

  • Хэддок, Г., & Майо, Г. Р. (ред.). (2004). Современные взгляды на психологию отношений. Нью-Йорк: Психология Пресс.
.

Отношение | психология | Britannica

Attitude , в социальной психологии — познание, часто с некоторой степенью отвращения или влечения (эмоциональная валентность), которое отражает классификацию и оценку объектов и событий. Хотя установки логически являются гипотетическими конструкциями (т.е.они предполагаются, но не наблюдаются объективно), они проявляются в сознательном опыте, вербальных отчетах, явном поведении и физиологических показателях.

Подробнее по этой теме

общественное мнение: Составляющие общественного мнения: установки и ценности

Сколько людей на самом деле формируют свое мнение по данному вопросу, а также какие мнения они формируют, частично зависит от их непосредственного отношения…

Концепция отношения возникает из попыток объяснить наблюдаемые закономерности в поведении отдельных людей. Например, кто-то склонен объединять других в общие классы (т.е.все люди в этой комнате носят баскетбольную форму). Один также классифицирует такие объекты, как картины, или события, такие как сражения.

О качестве отношения судят по наблюдаемым, оценочным ответам. В то время как можно обращаться к внутреннему опыту как к доказательству собственного отношения, только публичное поведение может подвергаться объективному изучению.По этой причине исследователи в значительной степени полагаются на поведенческие индексы отношения — например, на то, что люди говорят, на то, как они отвечают на анкеты, или на такие физиологические признаки, как изменения частоты сердечных сокращений.

Другие исследователи считают, что отношение человека к любой категории будет коррелировать с тем, насколько хорошо эта категория соответствует его собственным ценностям. Например, человека могут попросить оценить определенные ценности, такие как здоровье, безопасность, независимость или справедливость. Затем человека просят оценить, в какой степени определенный класс (например, политики, врачи или полиция) склонен способствовать или препятствовать каждой ценности.Сумма произведений этих двух оценок дает представление об отношении человека к группе. Таким образом, если справедливость высоко ценится, но человек относит политиков к категории лиц, препятствующих правосудию, то отношение человека к этому классу людей считается отрицательным.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Установки иногда рассматриваются как лежащие в основе предрасположенности, а мнения — как их явные проявления.Более редкое различие отождествляет отношения с бессознательными и иррациональными тенденциями, но приравнивает мнения к сознательной и рациональной деятельности. Другие считают отношения значимыми и центральными, но считают мнения более второстепенными и несущественными. Еще более популярное различие отождествляет отношение к вопросам вкуса (например, предпочтения определенной кухни или типа музыки), а мнения — к вопросам фактов (например, следует ли субсидировать общественный транспорт). ( См. Также вкус, критика и суждение в эстетике.)

Некоторые авторитетные источники проводят критическое различие между отношениями и рядом других связанных терминов. Они могут быть расположены в иерархии в зависимости от степени их специфичности или исключительности. Говорят, что «ценности» представляют очень широкие тенденции этого типа, «интересы» несколько менее всеобъемлющие, а «настроения» еще более узкие; «Установки» рассматриваются как еще более узкие предрасположенности, причем «убеждения» и «мнения» постепенно становятся наиболее специфическими членами этой иерархии.Согласно этой терминологии, разница скорее в степени, чем в роде.

Некоторые применяют термин «знание» к тому, что считается определенностью, и «отношение» к тому, что является неопределенным, даже используя их для обозначения «истинных» и «ложных» убеждений, соответственно. Другое предположение состоит в том, что отношения относятся к убеждениям, побуждающим к действию, в то время как знания более интеллектуальны и пассивны.

Изучение изменения отношения — то есть процессов, посредством которых люди приобретают новые отношения — было основным направлением социально-психологических исследований с середины 20 века, и работа в этой области привела к теоретическим разработкам (например,д., когнитивный диссонанс) и в практических приложениях (например, в политике и рекламе).

.

Формирование отношения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Определение формирования отношения

Отношение — это общее и устойчивое положительное или отрицательное мнение или чувство о каком-либо человеке, объекте или проблеме. Формирование отношения происходит либо на непосредственном опыте, либо по убеждению других людей или средств массовой информации. У отношения есть три основы: аффект или эмоция, поведение и познания. Кроме того, данные свидетельствуют о том, что установки могут развиваться из психологических потребностей (мотивационные основы), социальных взаимодействий (социальные основы) и генетики (биологические основы), хотя это последнее понятие является новым и спорным.

Эмоциональные основы отношений

Ключевой частью отношения является аффект или эмоция, связанная с этим отношением. На самом базовом уровне мы знаем, нравится нам что-то или не нравится, или мы считаем идею приятной или неприятной. Например, мы можем сказать, что знаем что-то «в глубине души» или что у нас есть «внутреннее чувство». В таких случаях наше отношение формируется с помощью эмоций, а не логики или мышления. Это может происходить через (а) сенсорные реакции, (б) ценности, (в) оперантное / инструментальное обусловливание, (г) классическое обусловливание, (д) ​​семантическое обобщение, (е) оценочное обусловливание или (ж) простое воздействие.

Сенсорные реакции

Любой непосредственный опыт общения с объектом, будь то зрение, слух, обоняние, вкус или прикосновение, приведет к немедленной оценочной реакции. Мы эксперты в понимании того, находим ли мы определенные сенсорные ощущения приятными или неприятными. Например, сразу после того, как попробуете новый вид конфет, вы поймете, нравится вам это или нет. Это также относится к эстетическим переживаниям, таким как восхищение цветом или композицией произведения искусства. Мы формируем отношение к объектам сразу после их знакомства.

Attitude Formation

Значения

Некоторые отношения происходят из нашей более широкой системы убеждений. Мы можем придерживаться определенных взглядов, потому что они подтверждают наши основные ценности. Многие взгляды происходят из религиозных или моральных убеждений. Например, для многих людей отношение к абортам, контролю над рождаемостью, однополым бракам и смертной казни вытекает из их моральных или религиозных убеждений и является для них очень эмоциональной проблемой.

Оперантное кондиционирование

Оперантное или инструментальное обусловливание — это когда отношение формируется потому, что оно было усилено вознаграждением или приятным переживанием или обескуражено наказанием или неприятным переживанием.Например, родитель может похвалить подростка за то, что он помогает маленьким детям на внеклассной программе. В результате у подростка может развиться положительное отношение к волонтерской работе. Точно так же многие люди считают, что брокколи имеет ужасный вкус, и поэтому они не любят брокколи из-за ее мучительного вкуса.

Классический кондиционер

Классическая или Павловская обусловленность происходит, когда новый стимул вызывает эмоциональную реакцию из-за его ассоциации со стимулом, который уже вызывает эмоциональную реакцию.Русский физиолог Иван Павлов взял собак, у которых слюноотделение естественно превращается в мясной порошок, и обучил их слюноотделению при звуке колокольчика, постоянно звоня в колокольчик при подаче мясного порошка. У людей некоторые из наших взглядов сформировались во многом таким же образом. Например, некоторые люди негативно относятся к «грязным» словам. Одна мысль о запретном слове заставит некоторых людей покраснеть. Эти слова сами по себе вызывают эмоциональную реакцию, потому что их использование не одобряется в нашей культуре в большинстве контекстов.

Семантическое обобщение

Мы не только можем стать обусловленными определенным стимулом, но и эта начальная обусловленность может распространяться на аналогичные стимулы или распространяться на них. Например, звук колокола выше или ниже исходного условного звука может вызвать такую ​​же реакцию. У людей первоначальная обусловленность может распространяться даже на слова или понятия, аналогичные исходному стимулу. В результате мы можем формировать отношение к объекту или идее без прямого контакта с ними.Когда происходит такое обобщение, процесс называется семантическим обобщением. Например, люди, которые были приучены к звуку колокольчика, также могут демонстрировать реакцию на вид колокола или произнесенное слово «колокольчик». Семантическое обобщение может объяснить формирование установок, таких как предрассудки, когда люди сформировали установку, не имея прямого контакта с объектом этой установки.

Оценочное кондиционирование

Объект не обязательно должен вызывать у нас приятные или неприятные ощущения, чтобы сформировать отношение.Оценочная обусловленность возникает, когда мы формируем отношение к объекту или человеку, потому что наше воздействие на них совпало с положительной или отрицательной эмоцией. Например, пара может положительно отнестись к определенной песне, которая звучала по радио во время их первого свидания. Их положительное отношение к песне — результат того, что она ассоциируется со счастливым опытом свидания.

Простое воздействие

Наконец, когда мы видим один и тот же объект или человека снова и снова, у нас обычно формируется положительное отношение к этому объекту или человеку.Это верно для объекта или человека, к которому мы относимся нейтрально или положительно, до тех пор, пока мы не подвергаемся чрезмерному воздействию. Например, многие популярные стили одежды сначала кажутся причудливыми, но затем, когда мы увидим их больше, мы можем принять их и даже полюбить.

Поведенческие основы отношений

Иногда наши действия формируют отношение. Это может произойти, если мы сделаем что-то до того, как у нас появится какое-то отношение (например, пойдем на арт-открытие неизвестного художника), когда мы не уверены в своем отношении (например,g., идем с другом на политический митинг), или когда мы не думаем о том, что делаем (бездумно подпеваем случайной станции по радио). То есть бывают случаи, когда простое выполнение движений может заставить нас сформировать отношение, соответствующее этим действиям. В предыдущих примерах люди могут ненавидеть нового исполнителя, поддерживать свободную торговлю или любить классическую музыку, потому что их действия побудили их к такому поведению, которое затем привело к формированию отношения.Есть как минимум четыре линии доказательств, объясняющих, как отношение может формироваться из действий.

Во-первых, теория самовосприятия предполагает, что мы смотрим на свое поведение и выясняем свое отношение на основе того, что мы сделали или делаем. Во-вторых, теория когнитивного диссонанса предполагает, что мы стремимся к согласованности между нашими установками и нашими действиями, и когда они не совпадают, мы можем сформировать новое отношение, совпадающее с нашими прошлыми действиями.

В-третьих, исследования, основанные на гипотезе лицевой обратной связи, показывают, что удерживание лицевых мышц в позе эмоции заставит нас испытать эту эмоцию, которая затем может окрашивать наше мнение.Например, участники, которые смотрели карикатуры, которые не были особенно забавными, держа ручку на зубах (поза, активирующая те же мышцы, участвующие в улыбке), оценили карикатуры более смешно, чем испытуемые, которые позировали с ручкой во рту, которые активировали то же самое. мышцы, участвующие в хмурении. В результате у людей может развиться положительное или отрицательное отношение к нейтральным объектам после того, как их лицевые мускулы будут улыбаться или хмуриться соответственно.

Наконец, ролевые игры, такие как импровизация убедительных аргументов, дачи личных свидетельств, взгляда на точку зрения другого человека или даже игры, — все это дополнительные способы, с помощью которых люди могут сформировать отношение, основанное на их поведении.Например, в одном из ранних исследований, женщины, которые были заядлыми курильщиками, участвовали в тщательно поставленном спектакле, где они играли роль женщины, умирающей от рака легких. Две недели спустя эти женщины стали меньше курить и менее позитивно относились к курению, чем женщины, не прошедшие эту процедуру ролевой игры.

Когнитивные основы отношений

Когнитивная основа отношений, то, что можно было бы назвать убеждениями, происходит из непосредственного опыта взаимодействия с миром или размышлений о мире.Размышление о мире включает в себя любой вид активной обработки информации, такой как размышления, размышления, воображение и размышление, а также посредством таких действий, как чтение, письмо, слушание и разговор.

Если вы считаете, что насекомые грязные и отвратительные, то вы, вероятно, будете считать, что насекомые — это не еда. Однако, если вы прочитаете, что в некоторых культурах саранчу и других насекомых с удовольствием едят, то вы можете прийти к выводу, что саранча не так уж и плоха.Ваше отношение здесь основано на размышлениях о новых фактах, которые вы читаете.

Кроме того, если Национальные центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) заявляют, что воздействие ультрафиолетового света является наиболее важным фактором окружающей среды, участвующим в формировании рака кожи, и вы полагаете, что CDC является заслуживающим доверия экспертом, тогда вы могли бы логично причина того, что чрезмерное пребывание на солнце вредно для здоровья. Здесь ваше отношение исходит из логических рассуждений о мире.

Предположим, вы не знали, как вы относитесь к теме, пока вас не заставили написать эссе для письменного класса.Это также может быть примером формирования отношения посредством познания, в данном случае систематизации своих мыслей при подготовке к написанию связного эссе.

Артикулы:

  1. Бем, Д. (1970). Верования, отношения и человеческие дела. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
  2. Игли, А. Х., и Чайкен, С. (1993). Психология отношений. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
  3. Элмс, А. К. (1966). Влияние фантазии на изменение отношения через ролевые игры. Журнал личности и социальной психологии, 4, 36-43.
  4. Петти Р. Э. и Качиоппо Дж. Т. (1981). Отношение и убеждение: классический и современный подходы. Дубюк, ИА: Уильям С. Браун.
  5. Занна М. П. и Ремпель Дж. К. (1988). Отношения: новый взгляд на старую концепцию. В Д. Бар-Тал и А. В. Круглански (ред.), Социальная психология отношений (стр. 315-334). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
.