Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает: Возрастная психология как отрасль психологического знания. — Студопедия.Нет
Возрастная психология: что изучает эта подотрасль, какие проблемы относят, практические книги, методы, основы, кем работать, польза для детей
Каждая личность проходит определенные этапы становления, а учеными давно выделены общие черты, характерные для каждого такого периода. Возрастная психология связана с изучением механизмов развития человека с целью выявления особенностей формирования характера личности начиная с момента рождения и вплоть до последних дней жизни.
Вопросы изучения возрастной психологии
Возрастная психология — это научная дисциплина, в качестве объекта исследования и изучения которой выступает индивид, его особенности психологической природы и нюансы поведения в различные периоды жизни. Предметом исследования выступает динамика психики индивидуума и процессов его развития начиная с момента рождения.
Сегодня выделяют следующие подотрасли возрастной психологии:
- пре-, перинатальная — изучает процессы развития детей до рождения и новорожденных малышей;
- детская — исследует психические особенности детей младшего и школьного возраста;
- юношеская — направлена на изучение проблем развития подростков;
- зрелого возраста — исследует проблемы и особенности людей среднего возраста;
- геронтопсихология — посвящена исследованию людей преклонного возраста.
Дисциплина дает понимание основных причин, которые обуславливают происходящие при взрослении человека перемены. Возрастная психология изучает жизненные этапы, объясняя закономерности развития людей и выделяя основные факторы влияния.
Перечень задач возрастной психологии
Сегодня возрастная психология связана не только с теоретическими разработками. Она позволяет получить практические рекомендации, при помощи которых можно проводить корректировки поведения, развивать способности и качества человека, решать возникающие в процессе взросления и перехода на новый жизненный этап проблемы.
Возрастная психология направлена на выполнение следующих задач:
- выделение и изучение закономерностей, характерных для каждой из возрастных групп;
- создание описания для всех периодов взросления и становления человека;
- выявление ресурсов психологического плана, свойственных для различных периодов жизни людей;
- оказание помощи в решении различного рода проблем, возникающих в ходе развития индивидов.
Знания возрастной психологии считаются достоянием общественности, имеют практическое применение и активно применяются для решения различных проблем.
Особенности научной дисциплины
Дисциплина развивалась под влиянием смежных наук, в число которых вошли знания из медицинских областей, культурологии, педагогических направлений, социологии, и этнографии. На ее становление повлияли особенности иных видов психологии:
- общая;
- социальная;
- дифференциальная;
- личностная.
Практическая возрастная психология тесно связана с психологией развития индивида. Объединяющим моментом выступает изучение одинаковых аспектов, но первая большее внимание уделяется специфике процессов возрастных изменений.
Систематизированные знания таких дисциплин позволили выделить определенные тенденции, которые характерны для развития людей на каждом из этапов взросления. Они дают возможность создания специфических описаний для каждой из возрастных групп, которые формируются для различных категорий и определяют психологические характеристики.
Временные характеристики
Возрастная психология неразрывно связана с рассмотрением и анализом изменений качественного и количественного характера, которые неизбежно происходят в поведении и психике человека при переходах между возрастными категориями.
Для взрослых длительность исследуемого интервала жизни составляет продолжительный промежуток, исчисляемый иногда годами и десятилетиями. Возрастная психология детей в качестве периода изучения рассматривает короткий временной интервал вплоть до недель.
Влияющие на развитие факторы
Каждый из периодов жизни индивида тесно связан с понятием возраста, характеризуется рядом психологических и поведенческих особенностей. После выхода за определенные границы они перестают проявляться, а их сохранение свидетельствует об отклонении от общепринятых норм.
Изменения психологического характера зависят от многих факторов:
- скорость биологического взросления;
- специфические особенности развития психики;
- физиологическое состояние;
- уровень интеллектуальных показателей;
- достижения развития как личности;
- положение и статус человека в социуме.
Основы возрастной психологии говорят о том, что особенности определяются наследственностью, нюансами воспитания и осуществляемой деятельностью. На развитие психики оказывают влияние побудительные факторы, а эволюция происходит из-за рождения противоречий внутренней природы.
Проблемные вопросы возрастной психологии
Разногласия психологического характера рождаются на фоне отношения человека к общественному устройству, они имеют тесную связь с неудачами и достижениями. В ходе осуществления различной деятельности индивид разрешает возникающие конфликты, а если внутренние противоречия выходят за границы общепринятых правил и норм, то развиваются различного рода психические заболевания.
К проблемам возрастной психологии относят следующие вопросы:
- наиболее сильно влияющие на развитие психики факторы — воздействие окружения и физиологического взросления;
- способы воздействия на психику — обучение организованного и стихийного характера;
- влияние отдельных способностей личность и ресурсы для роста потенциала.
В ходе процесса взросления индивида происходит изменение интеллектуальных способностей и черт характера. Практическая возрастная психология, способна подсказать, кем лучше работать человеку и какие из факторов способны повлиять на формирование личностных качеств.
Какие методы используются?
Возрастной психологией используются те же методологические разработки, которые активно применяются другими научными дисциплинами. В число основных и применяемых наиболее часто входит эксперимент и наблюдение.
Метод наблюдения
Преимуществом процесса наблюдения выступает возможность получения точной и разнообразной информации об объекте, особенностях и нюансах его поведения. Способ получения ценной информации может охватывать только определенную сферу жизни человека или полностью посвящаться его деятельности. Достоинствами способа наблюдения считаются следующие моменты:
- получение большого объема данных для анализа;
- разносторонность сведений об объекте наблюдения;
- объективность и непредвзятость мнения;
- возможность прослеживания взаимосвязей.
Наблюдение за поведением индивида предполагает систематичность и регулярность, поэтому способ позволяет отследить связи с целью. В дальнейшем данные подлежат оценке и анализу, что позволяет получить описательную часть и сделать выводы. Психолог при помощи наблюдения получает сведения в целом о личности, может последить особенности поведения в зависимости от произнесенных или услышанных высказываний, поступков и иных важных для индивида действий.
Особенность метода заключается в том, что исследователь вправе только наблюдать за объектом исследования, но не может вмешиваться в происходящее или оказывать корректирующее воздействие. Методика направлена на фиксацию сведений, но формировать психические индивидуальные особенности не может.
Проведение эксперимента
Проведение эксперимента ставит целью изучения реакций человека, не связанных со спонтанными проявлениями. Психолог намеренно создает определенные условия или меняет привычное окружение с целью наблюдения за происходящими изменениями.
Методы возрастной психологии допускают совмещение, а на практике исследователи часто сочетают способ наблюдения и эксперимента. В итоге на основании полученных данных можно сделать выводы о степени развития личностных качеств и показателях уровня интеллектуальных способностей. Существуют целенаправленные методики, с помощью которых можно оказывать воздействие на человека, вырабатывая у него требуемые навыки и умения.
Информативные источники
Для психолога важно получить максимальный объем информации, поэтому для сбора сведений об объекте и особенностях его поведения применяются разнообразные методы. В число распространенных входит:
- моделирование — предполагает воссоздание ожидаемой психической ситуации;
- изучение условных реакций — человек от природы обладает глотательным, сосательным, хватательным и иными рефлексами;
- психогенетический метод — основан на анализе родословной, информации о близких, наличии в семье близнецов и иной информации;
- исторический анализ — дает сведения о жизненном пути других индивидуумов, причинах важных изменений и решений.
Психолог при проведении исследования часто самостоятельно выбирает наиболее приемлемую методику, отдавая предпочтение беседе, анкетированию или тестированию. Оптимальный способ получения информации часто определяется возрастом индивидуума, которые определяют особенности его развития и поведения.
Список популярных книг по возрастной психологии
Книги по возрастной психологии отражают наиболее актуальные вопросы, рассматриваемые научной дисциплиной. Литературу такого рода можно найти на книжных магазинных полках или приобрести в интернет на специализированных ресурсах. Издания помогут читателю найти ответы на большое количество важных вопросов, окажут содействие в решении возрастных проблем.
«Идентичность: юность и кризис»
Произведение Эрика Эриксона посвящено рассмотрению проблем, характерных для юношеского возраста. Большинство из них в таком периоде связаны с вопросами становления личности и попытками индивида обрести определенный социальный статус.
В книге автор проводит анализ различных проблемных вопросов, связанных с возрастными кризисами. Согласно положениям теории Эриксона, судьба каждого человека напрямую определяется видами и характером занятий на ранних жизненных этапах.
«Курс выживания для подростков»
Автор Снайдер Ди дает представителям подрастающего поколения рекомендации практического характера и подробно рассказывает о способах обретения новых друзей. Он раскрывает секреты избавления от робости, учит методикам обретения уверенности и поднятия самооценки.
В книге поднимаются актуальные и насущные проблемы, с которыми в силу малого возраста сталкиваются многие дети. Среди них алкоголизм и наркотики, а автор открыто и доступно рассказывает о существующих возможностях исправления ситуации, когда представители молодого поколения уже попали в беду.
«Тренинг предупреждения вредных привычек у детей»
Создатель произведения Н. А. Гусева поднимает волнующие для многих родителей и педагогов проблемы и подробно описывает каждую ситуацию. Психолог дает полезные рекомендации по работе с подростками, в том числе в части профилактики табачной зависимости, пристрастия к алкоголю и наркотическим средствам.
Книга позволяет познакомиться с новейшими авторскими разработками, которые способна оказать помощь в борьбе с употреблением психоактивными веществами. Научная работа позволяет познакомиться не только с теорией, поэтому будет полезна всем взрослым.
«Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения»
Книгу Г. И. Макартычева можно рассматривать как практическое руководство, так как в ней описаны практические упражнения психологического характера для подростков. Они помогают молодым людям понять опасность асоциального поведения.
Автор подробно описывает правовую сторону правонарушений и рассказывает о возможных последствиях. Подобного рода информация будет полезна родителям, так как направит взрослых в правильном направлении и поможет в воспитании детей. Педагоги также получат поддержку, так как им необходимо дать подросткам ориентир, показать правильное направление развития и убедить в необходимости постановки позитивных целей.
«Психологическое сопровождение родительства»
Процесс воспитания детей во многом зависит от обстановки в семье и родительского отношения. В книге автор Р. В. Овчарова подробно описывает проблемы, с которыми каждый взрослый сталкивается после рождения ребенка. Молодые мамы и папы часто оказываются не готовы брать на себя ответственность за нового члена семьи, поэтому нуждаются в помощи и поддержке.
Психолог дает подробные консультации и описывает существующие способы коррекции поведения. Подобные рекомендации способны помочь нормализовать отношения в семье и содействуют развитию родительских чувств к собственным детям.
Люди нередко сталкиваются с различного рода проблемами в семье, испытывая сложно в отношениях с детьми и близкими. Книги психологической направленности способны вооружить теоретическими знаниями и дать практические рекомендации, так как многие проблемы обусловлены возрастными кризисами, переходом на новый этап развития и становления как личности.
Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Психология развития — это… Что такое Психология развития?
Психология развития (Возрастная психология) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 20 гг. 20 века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Истоки психологии развития как науки:
- Развитие философских теорий
- Открытия эволюционной биологии в 19 в.
- Социально-исторические изменения
- Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. 20 в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним — генетическая психология).
Предмет психологии развития и возрастной психологии:
- Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
- Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
- Развитие различных видов деятельности (активности)
- Формирование качеств личности
- Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём постижения их генезиса (происхождения), поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 260 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 260 дней].
Задачи[источник не указан 1262 дня] психологии развития:
- Раскрытие общих закономерностей развития
- Установление причин перехода от одной стадии к другой
- Периодизация возрастных периодов
- Психологическая картина каждой стадии
- Изучение ведущих факторов развития
Функции психологии развития:
- Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
- Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
- Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
- Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием
Теории развития[1]
Примечания
См. также
Литература
Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
Ссылки
Предмет и методы возрастной психологии — КиберПедия
ОТВЕТ: Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Истоки психологии развития как науки:
1. Развитие философских теорий
2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
3. Социально-исторические изменения
4. Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).
Предмет, задачи и методы
Предмет психологии развития и возрастной психологии
1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
3. Развитие различных видов деятельности (активности)
4. Формирование качеств личности
5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни.
Задачи психологии развития
1. Раскрытие общих закономерностей развития
2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
3. Периодизация возрастных периодов
4. Психологическая картина каждой стадии
5. Изучение ведущих факторов развития
Функции психологии развития
1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием
Методы исследования
В психологии развития используются общенаучные и общепсихологические методы, адаптированные специально под неё. И предпочтение отдаётся методам, наиболее подходящим для изучения возрастных изменений в психике и психических процессах. Все методы психологии развития можно разделить на несколько категорий: общенаучные методы, психогенетические, психофизиологические, исторические и психологические. Рассмотрим каждую категорию отдельно.
1. Организационный метод.
o сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
o лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
o комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
2. Эмпирический метод.
o метод наблюдения
o экспериментальный метод
o психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
o биографический метод
o обсервационный метод (наблюдение и самонаблюдение)
3. Интерпретационный метод
o генетический метод
o структурный метод
Теории развития
· Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
· Теория созревания Гезелла
· Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
· Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
· Философия образования Монтессори
· Теория организма и сравнительная теория Вернера
· Теория когнитивного развития Пиаже
· Стадии нравственного развития по Колбергу
· Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
· Теория социального научения Бандуры
· Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
· Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
· Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
· Восемь стадий жизни Эриксона
· Теория аутизма Беттельгейма
· Теория детских переживаний Шахтеля
· Теория зрелости Юнга
https://4brain. ru/psy/psihologija-razvitija.php
ВОПРОС -36: Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления
ОТВЕТ: Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий — результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит от того, какова продолжительность его жизни.
По мнению Э. Эриксона, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция — это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Когда мы хотим — это «Оно», когда мы должны — это «Сверх-Я», а «мертвая точка» — это «Я». Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, «Я» использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и «подавляющей силой совести».
Наиболее важные понятия концепции — «групповая идентичность» и «эгоидентичность».
Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.
Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э.Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.
Теория Эрика Эриксопа так же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. По мнению Э. Эриксона, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества.
Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция — это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости»,- писал Э. Эриксон.
Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Когда мы хотим — это «Оно», когда мы должны — это «Сверх-Я», а «мертвая точка» — это «Я». Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, «Я» использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и «подавляющей силой совести».
Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики — психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Именно поэтому такое большое значение он придавал понятиям «модус органа» и «модальность поведения». Понятие «модус органа» определяется Э. Эриксоном вслед за 3. Фрейдом как зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, то есть формирование доминирующего качества личности. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы втягивания, удержания, вторжения и включения. Зоны и их модусы, подчеркивает Э. Эриксон, находятся в центре внимания любой культурной системы воспитания детей, которая придает значение раннему телесному опыту ребенка. В отличие от 3. Фрейда, для Э. Эриксона модус органа — лишь первичная точка, толчок для психического развития. Когда общество через различные свои институты (семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и превращение в модальность поведения, таким образом, через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием. Особенность модусов, обусловленная разумом природы, состоит в том, что для их функционирования необходим другой, объект или человек.
Психология — бакалавр (с отличием) — Лондонский столичный университет
Требования к поступающим
Помимо стандартных требований для поступления в университет вам необходимо иметь:
- минимум оценок BCC на трех уровнях A или минимальные оценки BC как минимум на двух уровнях A по академическим или бизнес-предметам (или минимум 104 балла UCAS от эквивалентной квалификации уровня 3, например, расширенного диплома / диплома BTEC уровня 3; или Advanced Диплом; или Диплом о повышении квалификации; или Доступ к Диплому HE с 60 кредитами)
- Английский язык и математика GCSE для класса C / 4 или выше (или эквивалент)
Кандидаты с соответствующей профессиональной квалификацией или обширным профессиональным опытом также будут рассматриваться в индивидуальном порядке.
Также будет рассмотрен поступление с соответствующих подготовительных и специальных курсов.
Если у вас нет традиционной квалификации или вы не можете соответствовать вступительным требованиям для получения этой степени бакалавра, вы все равно сможете поступить, получив степень бакалавра (с отличием) по психологии (включая год обучения на базовом уровне).
Чтобы получить степень в Лондонском Метрополитене, вы должны продемонстрировать уровень владения английским языком. Если вам требуется студенческая виза уровня 4, вам может потребоваться предоставить результаты безопасного теста по английскому языку (SELT), такого как академический IELTS.Для получения дополнительной информации о квалификации по английскому, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к английскому языку.
Если вам нужно (или вы хотите) улучшить свой английский перед получением степени, университет предлагает подготовительный курс академического английского, который поможет вам обрести уверенность в себе и достичь необходимого уровня английского.
Ускоренное исследование
Если у вас есть соответствующая квалификация, возможно, можно будет поступить на этот курс на продвинутом этапе, а не в первый год. Обратите внимание, что расширенный вход доступен только для начала сентября. Ознакомьтесь с нашей информацией для студентов, поступающих на продвинутый уровень.
Конкретные квалификации, которые могут дать вам право на продвинутый вход на этот курс, включают соответствующую базовую степень, HND или эквивалент.
Областей психологических исследований и приложений
Мы предлагаем курсы в этих областях в Wagner (соответствующие номера курсов следуют за каждым описанием).
Биологическая (физиологическая) психология — это исследование биологических механизмов, лежащих в основе поведения. Биологические психологи обычно интересуются мозгом и нервной системой, эндокринной системой и другими процессами в организме. Нейропсихология — это родственная клиническая область (см. Ниже) (PS 351 и 442; см. Также Биология 214)
Клиническая психология — это исследование проблем, с которыми сталкиваются люди, группы и семьи, особенно проблем, связанных с психопатологией. Клинические психологи заинтересованы в применении психологических знаний и методов для облегчения этих проблем. (PS 212, 213, 248, 311, 315 и 382)
Когнитивная психология включает, среди прочего, изучение памяти и мышления, сознательных процессов, восприятия, решения проблем и творчества. Большинство в этой области являются экспериментальными по своему подходу, и многие из них включили результаты нейрофизиологии в свои поведенческие и интроспективные методы.(PS 246, 303, 304 и 305)
Психология сообщества — это изучение социальных процессов и проблем групп, организаций и районов, а также разработка и оценка прогресса социальных изменений и социальной политики на основе психологического понимания.
Психология консультирования как психологическая специальность способствует личному и межличностному функционированию на протяжении всей жизни с упором на эмоциональные, социальные, профессиональные, образовательные, связанные со здоровьем, связанные с развитием и организационные проблемы. (PS 111, 112, 113, 212, 213, 248, 314, 315, 311 и 306)
Психология развития — это исследование интеллектуального развития, становления личности и овладения языком, а также процессов психофизиологического и социального развития по мере того, как люди развиваются от рождения до старости. (PS 111, 112, 113, 311 и 306)
Педагогическая психология фокусируется на изучении результатов обучения, характеристик учащихся и учебных процессов, непосредственно связанных с классом и школой, таких как количество учебного времени или индивидуальные различия в школьном обучении.Педагогический психолог помогает учителям и родителям собирать информацию, когда у учащихся возникают проблемы с учебой или поведением. См. Также школьную психологию ниже (курсы по консультированию, психологическому тестированию, психологии развития, познанию и образованию ценны)
Инженерная психология использует научные исследования для развития понимания человеческого поведения и повышения эффективности взаимодействия между людьми и машинами.
Экспериментальная психология — это научное исследование основных поведенческих и когнитивных процессов, включая обучение, память, восприятие, внимание, решение проблем, мотивацию и психолингвистику. Это обширная область психологии, которая частично совпадает с большинством других областей, перечисленных на этой странице. (PS 116, 302, 303, 304, 305, 306 и 308)
Судебная психология — это специальная область психологии, которая занимается применением научных исследований и принципов человеческого поведения в юридических вопросах и судебных делах. Судебные психологи занимаются психологическим тестированием, консультированием и другой работой, связанной с уголовным правосудием (PS 220)
Психологов здоровья интересует, как биологические, психологические и социальные факторы влияют на здоровье и болезнь.Они объединяются с медицинским персоналом, чтобы предоставить пациентам полную медицинскую помощь, исследуя, почему люди не следуют медицинским советам, как пациенты справляются с болезнью, как пациенты ищут и получают лечение и т. Д. (Определение адаптировано из APA) (PS 250 и 251)
Измерительная и математическая психология специалистов разрабатывают математические модели психологических процессов и разрабатывают методы количественного представления и анализа данных о поведении. Они используются при изучении различий между людьми в способностях, личности, предпочтениях и других психологических явлениях (например, при разработке психологических тестов ).(PS 116 и 213)
Нейропсихология: Нейропсихологи специализируются на оценке и лечении людей, у которых что-то не так с тем, как функционирует их нервная система, часто в результате повреждения или болезни мозга. Многие нейропсихологи также занимаются фундаментальными исследованиями. (PS 351 и 442; см. Также Биология 214)
Психология личности фокусируется на индивидуальном поведении. Это изучение способов понять и описать поведение человека и спрогнозировать его будущее поведение. (PS 213, 311 и 382)
Психология персонала — это применение методов оценки, прогнозирования и вмешательства в областях человеческих ресурсов в организациях, включая, помимо прочего, стандартный отбор и обучение персонала, оценку отношения и вмешательства, а также оценку программ. Также известна как производственная / организационная психология , которая частично совпадает с некоторыми областями социальной психологии. (PS 314)
Школьные психологи работают в школах и других учебных заведениях и сотрудничают с учителями, родителями и персоналом школы по вопросам обучения, социальных и поведенческих проблем у детей.См. Также педагогическую психологию выше. (курсы по консультированию, психологическому тестированию, психологии развития и образованию ценны)
Социальная психология — это исследование отношений, социального восприятия и познания, межличностных отношений, межличностных взаимодействий, а также социальных и культурных факторов, влияющих на поведение человека. (PS 241, 305 и 308)
PPT — Интеграция психологических знаний в диалектической психологии: возможные подходы PowerPoint Presentation
Интеграция психологических знаний в диалектической психологии Психология: возможные подходы Елена Е.Соколова
Среди наиболее активно обсуждаемых вопросов в современной литературе по методологии психологии проблема интеграции психологического знания. Возникли два подхода к ее решению: (i) эклектическое слияние концепций и теорий, разработанных в рамках различных научных школ, в «сеть»; (ii) путь, давно предложенный Львом Выготским, но еще не реализованный до конца: диалектический синтез различных позиций в новую систему.Видимо, такой синтез предполагает не простое суммирование различных точек зрения, а их снятие (Aufhebung), то есть фундаментальный пересмотр и включение в качественно новое целое. Целью данной статьи является демонстрация того, как этот подход был успешно реализован в диалектической психологии, разработанной школой Л. С. Выготского-А.Н. Леонтьева-А.Р. Лурия путем решения некоторых фундаментальных проблем психологической науки.
Давным-давно в психологии сознания (интроспективно понимаемой) возникли две альтернативные школы: структурализм и функционализм.В предложенных теориях обеим школам удалось выделить два фундаментальных аспекта сознания: репрезентативный (структурализм) и процессный (функционализм). Подобно тому, как структурализм рассматривал сознание как совокупность ощущений, представлений и т. Д., Функционализм интерпретировал его как деятельность субъекта, как единство намеренных действий или функций и т. Д. Школа Л.С. Выготского-А.Н. Леонтьева-А.Р. Лурия изобретательно переработала эти две точки зрения с учетом достижений обоих подходов, а не объединила их эклектически.Более того, кардинально изменилось само представление о природе сознания и человеческого разума в целом.
Разум больше не считался изолированным и замкнутым миром ментальных явлений (представлений или процессов). Хенсфорта рассматривали его как «функциональный орган» человеческой деятельности, изначально материальный и практический. В обязанности такого функционального органа входит ориентирование субъекта в мире, построение образа (модели) мира в результате ориентации и регулирования деятельности субъекта на основе построенной модели мира.Соответственно, разум снова рассматривается как единство процесса (который всегда является деятельностью) и представления. Однако в доктрине, предложенной в школе Л.С. Выготского-А.Н.Леонтьева-А.Р. Лурия, это единство довольно четко оговорено: генетически (по происхождению) процесс «опережает» репрезентацию и определяет ее особенности; напротив, функционально (с точки зрения актуального генезиса) репрезентация предшествует текущей деятельности субъекта и, следовательно, предшествует сознанию (разуму) как процессу.Таким образом, для представителей этой школы главное противостояние в психологии — не противостояние сознания и деятельности, а противостояние «репрезентации» и «процесса». Этот момент подчеркивается во многих произведениях А. Леонтьева, где он неоднократно описывал репрезентацию как содержащую в себе весь процесс, то есть прошлый опыт взаимодействия субъекта с миром (в последние десятилетия эту идею развивал Владимир Зинченко). В этом плане процесс всегда более революционный, поскольку он развивается исходя из текущих условий взаимодействия.Однако более «консервативное» представление также необходимо для обеспечения взаимодействия в повторяющихся обстоятельствах.
Подобные идеи были предложены в когнитивной психологии, например, Ульрика Нейссера, который указал на стремление рассматривать восприятие как активный и конструктивный процесс, управляемый схемами, которые, в свою очередь, непрерывно модифицируются потоком входящей информации, получаемой в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. И все же следует отметить, что подобные идеи зародились у Л.Школа С. Выготского-А.Н. Леонтьева-А.Р. Лурия еще в 1930-е гг. Более того, предлагаемое в этой школе понимание самого процесса «взаимодействия» существенно отличается от когнитивной психологии (хотя этот вопрос требует отдельного углубленного анализа).
В современной психологии существует противостояние подходов, характерных для естественных и гуманитарных наук. В концептуальных рамках рассматриваемой школы такой дихотомии практически не существовало.Еще в своей ранней статье, посвященной историческому значению кризиса психологии, Лев Выготский, обсуждая необходимость развития «научной психологии», никогда не имел в виду упрощенного понимания «научной» характеристики современной психологии. Для него это было синонимом слова «академический». Вот почему он считал теорию общественного развития Маркса «научной».
Позже А.Н. Леонтьев, обсуждая необходимость преодоления разрыва между номотетическим и идиографическим подходами (принятыми психологами, ориентированными на естественные и гуманитарные науки, соответственно), обратился к категории личности и предложил ввести понятие поступка как единицы анализа. Конечно, как свободное и ответственное проявление личности поступок заслуживает изучения с точки зрения современных исследований самоопределения и выбора личности в гуманитарных науках. Однако следует иметь в виду и другие «уровни» анализа поступка, которые можно исследовать в известных рамках структуры деятельности (отдельная деятельность, действие, операция) вплоть до уровня психофизиологических функций. Последние, изучаемые исследователями, ориентированными на естественные науки, также вносят свой вклад в осуществление дела.Таким образом, целостность исследования деяния как многоуровневого единства достигается за счет целостности структуры человеческой деятельности, что ставит под сомнение дихотомию подходов, ориентированных на естественнонаучный и гуманитарный.
Существует еще одна дихотомия — исследование человека в рамках отношений «субъект-объект» или «субъект-субъект», которое недавно было исключено культурной психологией и психологией деятельности в доктрине невозможности субъекта. — общение и взаимодействие с субъектом, лишенное объекта, а также невозможность деятельности в качестве субъектно-объектного отношения, не опосредованного другим субъектом.Конкретную реализацию этой идеи применительно к развитию ребенка предложил Даниил Элконин. По его мнению, ребенок никогда не оказывается лицом к лицу с предметом, а скорее видит этот предмет глазами взрослого и руководствуется предложенной взрослым моделью действия с предметом. Последнее действие всегда совершается либо вместе со взрослым, либо по поручению взрослого. Точно так же взаимодействие с другим человеком всегда объектно-опосредовано. Однако на каждом этапе онтогенеза человека субъект-субъектные и субъектно-объектные отношения представлены в качественно отличительной комбинации.Существуют этапы (для европейской культуры это младенчество, дошкольное детство и юность), когда в основном развиваются способы общения и взаимодействия с другими людьми, тогда как в раннем детстве, младшем школьном возрасте и юношестве формируются и обучаются преимущественно предметные действия.
Диалектический метод построения новой целостной системы , учитывающий достижения различных позиций, которые будут включены в нее в качестве переработанных компонентов, также был применен Александром Луриа в области нейропсихологии.Доктрина Лурии о системной динамической локализации высших психических функций в мозге человека основана на диалектическом «снятии» двух альтернативных подходов к проблеме локализации: «узкий локализационализм» и «антилокализационализм».
Таким образом, в диалектической психологии, предложенной школой Л.С. Выготского-А.Н.Леонтьева-А.Р. Лурия для решения некоторых фундаментальных проблем психологии, реализованы принципы конкретной методологии исследования, которая при соответствующем развитии , может стать инструментом дальнейшей интеграции психологического знания в единую целостную систему.Это означает, что теоретические достижения рассматриваемой школы не только относятся к истории психологии, но и требуют особого изучения и внедрения в разработку новой системы психологических знаний.