Содержание

учебное пособие онлайн (полностью и бесплатно)

Пособие предназначено для студентов преимущественно непсихологических факультетов, имеющих базовую подготовку по общей и социальной психологии, а также аспирантов и преподавателей. В пособии раскрываются основные проблемы психологии управления, анализируются как традиционные модели и теории отечественной и зарубежной психологии, так и современные концепции. Пособие содержит практические упражнения и тесты, а также все материалы, необходимые для проведения семинарских и практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Содержание:

  • ВВЕДЕНИЕ 1

  • Глава 1 — ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 1

  • Глава 2 — РУКОВОДИТЕЛb КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 5

  • Глава 3 — ИСПОЛНИТЕЛb В ОРГАНИЗАЦИИ 15

  • Глава 4 — УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 21

  • Глава 5 — УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 29

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 37

  • ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Наталья Викторовна Антонова
Психология управления. Учебное пособие

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы значительно повысился интерес к психологии управления как науке и учебной дисциплине, что связано с общей психологизацией производства и управления, повышением внимания к «человеческому фактору». Психология управления как дисциплина преподается теперь не только узким специалистам в данной области – менеджерам по персоналу, экономистам и психологам, но и медикам, сельскохозяйственным работникам, сотрудникам МВД, а также представителям различных гуманитарных специальностей.

Несмотря на появление значительного количества книг и учебных пособий по психологии управления, изданных за последние несколько лет, большинство из них все же не обеспечивают всех потребностей образовательного рынка. Так, многие пособия предназначены или для руководителей и менеджеров, вовсе не изучавших психологию ранее (и в этом случае они охватывают практически все аспекты общей и социальной психологии), или же созданы для подготовки специалистов конкретной специальности. Разработка данного пособия вызвана потребностью в учебном пособии для студентов, знакомых с общей и социальной психологией, в то же время не имеющих узкой специализации, такой как, например, управление персоналом.

В данном пособии предпринята попытка синтеза традиционных, устоявшихся теоретических моделей отечественной и зарубежной психологии, и новых концептуальных парадигм.

Данное учебное пособие структурировано с учетом психологических закономерностей памяти и восприятия и состоит из пяти основных разделов – смысловых блоков. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из 3–4 подразделов. Каждый подраздел является целостной учебной единицей и включает: название темы занятия; основные понятия, которые должен усвоить студент; краткое изложение теоретического материала по данной теме; вопросы для промежуточного контроля на семинарском занятии; задания для самостоятельного выполнения студентами на занятии или дома (определяется преподавателем). В соответствии с учебным планом преподаватель может отбирать темы и давать студентам задания для их отработки на занятиях.

Все тестовые и опросные методики, используемые для самостоятельной работы студентов, собраны для удобства в приложении. Методики подобраны таким образом, чтобы их легко было использовать на занятии (краткость, понятность, ясность интерпретаций, соответствие выводов изучаемому теоретическому материалу).

Заметим, что отобранные нами тестовые и опросные методики служат целям обучения и демонстрации некоторых психологических феноменов, а отнюдь не психодиагностическим или научно-исследовательским целям! Для профессионального использования описанных методик просим обращаться к их разработчикам или специальной психодиагностической литературе.

В пособии приведены также примерные вопросы для итогового контроля знаний студентов, темы рефератов, контрольных работ, тестовые задания и учебные задачи.

Учебное пособие предназначено для подготовки и проведения семинарских и практических занятий по курсу «Психология управления». При подготовке к занятию вам следует прочитать теоретический материал по заданной теме и соотнести его с материалом, изложенным преподавателем на лекции.

Основные понятия и персоналии, которые необходимо знать, выделены в начале каждой главы. Определения этих понятий вы найдете в тексте. Вы можете также выписать определения основных понятий из психологического словаря.

В пособии приводится краткое изложение теоретического материала, который необходимо знать по изучаемой теме. Однако данное пособие не является курсом лекций, поэтому для более углубленного изучения темы следует прочитать также рекомендованную литературу. Затем вы можете проверить степень своей подготовленности, ответив на вопросы для промежуточного контроля и сформулировав устно или письменно определения основных понятий темы. Преподаватель может также дать вам некоторые задания на дом (например, ответить на вопросы теста или опросника). Эти тесты вы найдете в приложении.

Не стоит относиться к результатам теста как к диагнозу. Работа с тестами и опросниками – это способ лучше понять себя и глубже исследовать изучаемые в курсе закономерности. Результаты выполнения тестов вы можете обсудить с преподавателем.

Глава 1
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Психология управления как наука

Основные понятия: управление, психология управления, уровни управления, функции управления, субъект управления, объект управления, методы управления, успешность управления

Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей.

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией.

В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей. В менеджменте управление понимается более широко – как деятельность по упорядочению и координации производственной и социальной сферы [Вачугов и др., 2001]. К объектам управления относят: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры. Соответственно рассматривают управление финансами, инновациями и т. д. Однако с точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми – сотрудниками организации; следовательно, и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.

Проблемами управления занимаются многие науки: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Психология занимает среди них одно из ведущих мест. Основные отрасли психологии, дающие теоретический материал для психологии управления: социальная психология, психология труда, психология личности, а также некоторые разделы общей психологии. Психологию управления можно считать прикладной отраслью социальной психологии [Андреева, 2000].

Управление – это процесс достижения цели усилиями других людей [Ладанов, 1997]. Таким образом, в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между ее участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. В связи с этим возникает

основная проблема управления: каким образом побудить людей к совершению действий для достижения данной цели, которая может быть им совершенно чуждой?

В организации обычно существует несколько уровней управления, причем вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности обычно соотносится с уровнем управления, на котором находится руководитель. Количество уровней управления зависит от размера организации. Все уровни управления делятся на три основные категории.

1. Институциональный уровень – высший уровень управления (управление высшего звена, топ-менеджмент) – самый малочисленный: это президенты и вице-президенты компаний, министры, ректоры учебных заведений и т. д.

2. Управленческий уровень – руководство среднего звена; эти руководители подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляют координацию и контроль за работой руководителя низшего уровня. Если организация имеет много уровней управления, средний уровень делится на два и более дополнительных уровней. Это могут быть заведующие отделами, деканы, заведующие секторами и т. д.

3. Технический уровень – руководители низшего звена – осуществляют непосредственный контроль за выполнением заданий. Это мастера, бригадиры и т. п.

Задачи психологии управления

Психология управления позволяет решать проблемы управленческой деятельности, правильно мотивировать коллектив, эффективно организовывать совместную деятельность, а также переквалифицировать довольно разобщенный коллектив в успешную команду. Это настоящий ключ к достижению вершин бизнеса.

Облегчая работу управленцев и делая ее гораздо эффективнее, психология управления решает определенные задачи.

Анализ деятельности управляющего персонала

Один из важнейших аспектов психологии управления – это анализ деятельности менеджеров, руководителей и остальных должностных лиц, принадлежащих к управляющему составу. Важно не только правильно организовывать управленческую деятельность, но также уметь анализировать, наблюдать за обстановкой в коллективе, делать соответствующие выводы и принимать решения на основе полученных результатов.

Именно поэтому особое внимание уделяется поведению управленца и его психологическим особенностям, так как эти качества во многом являются определяющими успеха всего коллектива.

Исследование мотивации

Главным двигателем человека к прогрессу и достижениям в бизнесе является правильная мотивация. Изучение механизмов мотивации является основополагающим аспектом психологии управления.

Благодаря правильной мотивации люди способны не только добиваться успехов, но и сплотиться, объединяться в единую команду и стремиться к общей цели. Некоторые сотрудники в силу своей скромности, стеснительности, аскетичности и многих других черт характера не могут эффективно работать в коллективе. Но если руководитель грамотно мотивирует не только команду в целом, но и всех сотрудников в отдельности, то каждый из них способен побороть подобные негативные эмоции и перестать действовать в одиночку, положившись на своих коллег.

Изучение процессов регулирования трудовой деятельности в разных ситуациях, в том числе и экстремальных

Профессиональный руководитель должен уметь осуществлять грамотную управленческую деятельность в любых условиях, в том числе и в экстремальных: в условиях ограниченности времени, ресурсов, нехватки кадров. Истинная ценность хорошего руководителя заключается в умении осуществлять управление коллективом и правильного его мотивировать, несмотря на невыгодные ситуации. Правильные, скоординированные действия выведут команду из затруднений, а ошибки загонят только в ещё большие проблемы.

Именно поэтому психология управления уделяет особое внимание изучению деятельности руководителей в разных ситуациях.

Разработка рекомендаций по использованию теоретических знаний в управленческой деятельности

Мало только владеть теоретическими знаниями, важно уметь применять их на практике в разных ситуациях: разрешении конфликтов, регулировании психологического климата в коллективе, правильной мотивации. Именно поэтому особое внимание уделяется не только изучению различных аспектов управленческой деятельности, но и возможности применения их на практике.

Исследование особенностей лидерства

Существуют некоторые теории на тему того, что лидером невозможно стать, им можно только родиться. Психология управления занимается изучением необходимых личностных качеств, которые в совокупности составляют такое понятие, как «лидер».

На основе полученных данных составляется психологический портрет лидера, на основе которого происходит подготовка и обучение будущих управленцев. Лидером не обязательно родиться, в современном обществе необходимым лидерским качествам можно научиться, освоить их и стать прекрасным управленцем, даже если до этого наблюдалась скрытность, закомплексованность и прочие проблемы личностного характера.

Исследование процесса взаимодействия в группе

Успех не каждого отдельного сотрудника, а всего коллектива в совокупности зависит от их успешного взаимодействия между собой. У разобщенного коллектива нет прочных связей, стремлений к единой цели, дружеского взаимодействия и необходимого доверия, без которого успех просто невозможен.

Чтобы разрешить подобные проблемы, психология управления занимается изучением способов преодоления барьеров внутри коллектива, достижения сплоченности и совместной мотивации, которая позволит двигаться вперёд.

Для выполнения поставленных задач с коллективом необходимо проводить правильную психологическую работу, тренинги, бизнес-игры. Исследование процессов взаимодействия сотрудников позволяет в дальнейшем разработать индивидуальную схему мотивации.

Психология управления – это важный раздел психологии, который занимается изучением деятельности руководящего состава, механизмов мотивации и способов взаимодействия сотрудников в коллективе. Благодаря полученным данным можно «воспитать» достойный управляющий состав, обучив всем тонкостям психологии управления и наделив качествами перспективных лидеров.

Помимо работы с руководителями, психология управления занимается изучением тонкостей работы коллектива, способами взаимодействия и возможностью разрушения барьеров. Это крайне важная наука, так именно она позволяет оптимизировать работу всего коллектива, а деятельность управляющего состава сделать более продуктивной.

Автор: Марина Орлова, дизайнер

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите

Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Что такое психология управления?

Слаженно работающая команда под управлением грамотного лидера – это залог успеха любого предприятия. Комплексный анализ существующей обстановки между сотрудниками, обеспечение благоприятных социальных факторов, а также правильная мотивация – все это ложится на плечи начальника, а потому именно ему важно правильно применять на практике теоретические знания, касающиеся всех аспектов психологии управления персоналом. Так что же подразумевается под термином «психология управления», каковы ее цели? И самое главное – в чем польза?

Коллектив в любой компании можно сравнить с живым организмом, все органы которого должны работать слаженно для достижения общей цели и получения выгоды от сотрудничества. Успех зависит от эмоциональных, социальных и мотивационных факторов, которые оказывают непосредственное воздействие на деятельность всей команды. Если отношения внутри коллектива, а также взаимодействие с начальником построено неверно, будет складываться крайне неблагоприятный психологический фон, что выльется в полный крах для бизнеса.

Однако, стоит отметить, что польза от использования методик будет достигнута только в том случае, если начальник обладает необходимыми лидерскими качествами: способностью правильно оценивать обстановку в коллективе, выявлять конфликты (в том числе и скрытые), а также составлять стратегический план успешной работы подчиненных для достижения совместной цели.

Объект и предмет исследования

Психология управления персоналом выделяет объект и предмет своих исследований. Предметом в данном случае выступают отношения между начальником и подчиненным или же целым вверенным ему коллективом. Сюда же относится комплекс проблем и конфликтов внутри команды и механизм их межличностного взаимодействия.

Немного сложнее дела обстоят с объектом, так как его роль на себя может взять лишь сложившаяся в коллективе ситуация или индивидуальные обстоятельства, которые требуют тщательного анализа. В целом,под объектом понимается деятельность начальника в отношении подчиненного или коллектива для создания материальных и социальных факторов.

Объекты могут относиться к трём группам:
1) Личностные качества руководителя,их развитие или же наоборот –регресс.
2) Деятельность руководителя, направленная на формирование благоприятной рабочей среды.
3) Личностные взаимодействия внутри коллектива, возможные конфликты либо же позитивные моменты.

Задачи психологии управления

Главная цель психологии управления – это создание благоприятной психологической обстановки, которая в дальнейшем будет способствовать повышению эффективности работы внутри коллектива. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1) Анализ деятельности руководства с психологической точки зрения – этонеобходимо для того, чтобы лидер мог правильно осуществлять деятельность по управлению подчиненными, он должен уметь анализировать свои поступки и их возможные последствия. В противном случае любые теоретические знания не будут иметь никакой ценности.
2) Разработка практических рекомендаций по правильному внедрению и применению методов психологического воздействия на коллектив с целью повысить его производительность.
3) Анализ такого понятия, как «лидерство». Только набор лидерских качеств и правильное воздействие на сотрудников может дать положительный результат, а потомуначальнику важно уметь анализировать собственные поступки, трезво оценивать свои лидерские качества и проводить работу над собой в случае необходимости.
4) Изучение группового взаимодействия. К сожалению, конфликты в коллективах – это не редкость, а потому очень важно создать правильный микроклимат в команде и четко обозначать рамки дозволенного, чтобы не снижалось общее настроение и мотивация.
5) Изучение способов спокойного урегулирования конфликтов внутри команды для достижения слаженной работы.

Методы психологии управления

Для достижения комфортной обстановки в коллективе используются определенные методы, которые можно разделить на две большие группы:
1) Наблюдение – данныйметод полностью основывается на анализе сложившейся ситуации между подчиненными. Анализируются внутренние взаимоотношения, уровень мотивации, результаты совместной работы. Исходя из полученных данных, осуществляется поиск эффективных схем воздействия на коллектив для достижения максимальной эффективности работы.
2) Эксперимент – это метод, который подразумевает создание искусственных условий, чтобы обыграть ту или иную ситуацию и опробовать различные тактики управления коллектива, выявив таким образом плюсы и минусы выбранной схемы действий.

Таким образом, психология управления персоналом занимается анализом принципов построения взаимоотношений внутри коллектива, а также изучением методов воздействия начальника на внутреннюю среду в компании и способов создания благоприятной эмоциональной и социальной среды, которая стимулировала бы к плодотворной, скоординированной и слаженной деятельности.

Психология управления персоналом играет важную роль в развитии всей компании. При правильном взаимодействии начальника с подчиненными, комфортном микроклимате в коллективе, а также нужном уровне мотивации работа будет слаженной и продуктивной, в противном случае ни о каких успехах не идет и речи. Начальнику нужно уметь разбираться во всех тонкостях управления, понимать своих подчиненных и правильно разрешать спорные ситуации.

Автор: Марина Орлова, дизайнер

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Книги по психологии управления

Умение вести других за собой, добиваться от людей того, чего хочешь, при этом не становясь их врагом – поистине бесценные навыки. Таких сильных, харизматичных людей в обществе называют прирожденными лидерами. Но прирожденные ли? Возможно, управленческие навыки можно накачать, как мышцу, лишь постоянно и планомерно работая над собой? Наука говорит нам, что это под силу каждому человеку. Главное – отбросить страхи, поверить в собственные силы и работать системно. Начать обучение можно с чтения книг. Благо, стоящей литературы сегодня достаточно. Книги из нашей подборки помогут разобраться в теоретических основах психологии управления и внедрить полученные знания в практическую жизнь.

Роберт Чалдини. «Психология влияния»

«Психология влияния» — та книга, которая, как путеводитель, провожает читателей в искусство управления мягко и ненавязчиво. Здесь теория удачно перемешана с описанием жизненных ситуаций.

Автор книги Р. Чалдини – психолог и доктор наук, много лет посвятивший изучению и развитию навыков успешных продаж.

«Психология влияния» — та книга, которую нужно читать, не торопясь, вникая в смысл каждого слова. На ее страницах читатели найдут ценные рекомендации по мотивации и убеждению.

Сам автор утверждает, что наука знает «тысячи различных подходов, чтобы заставить людей сказать «да», все же большая их часть сводится к шести основным принципам» [1, С. 10]. Среди главных он рассматривает:

  • принцип последовательности;
  • принцип взаимного обмена;
  • принцип социального доказательства;
  • принцип авторитета;
  • принцип благорасположения;
  • принцип дефицита.

Каждому принципу в книге посвящена отдельная глава.


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте


А. А. Трусь. «Психология управления» и «Психология управления. Практикум»

«Руководство – это способность побудить другого человека делать то, что нужно, когда нужно и как нужно, как будто он сам этого хочет» [2, С. 3]. Именно это меткое выражение Дуайта Д. Эйзенхауэра приводится в виде цитаты автором во введении первой книги.

Автор книг Александр Трусь – кандидат психологических наук, бизнес-тренер. За его плечами 20-летний опыт работы с руководителями разных уровней.

Обе книги – настоящие учебники по психологии управления. Они полезны практически всем: руководителям и предпринимателям, организаторам корпоративных мероприятий и коучам, студентам, обучающимся психологическим, управленческим специальностям. Словом, тем, кому важно разобраться в тонкостях психологии управления.

В первой книге автор проводит глубокий анализ предпосылок и факторов успешной управленческой деятельности. А. Трусь подробно описывает психологическую грамотность руководителя, рассказывает об особенностях взаимодействия руководителя с подчиненными. По мнению автора, все сотрудники компании – это «люди с разных планет в одной организации» [2].

Автор описывает портрет профессионального управленца, раскрывает понятие «контрактинга» — своеобразной предпосылки конструктивности взаимодействия.

Книга легко читается и максимально полезна. А. Трусь приводит массу интересных примеров из кино, литературы и искусства, знакомит читателя с наиболее успешными примерами руководителей предприятий разной величины.

Вторая книга «Психология управления. Практикум» побуждает читателя опробовать полученные знания на практике. Автор знакомит с конкретными техниками, которые помогут повысить эффективность управления.

Практикум содержит приложение, в котором читатель найдет анкету и опросник, помогающие оценить собственные компетенции и знания в области психологии управления, а также уровень развития лидерских качеств.


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте


Дейл Карнеги. «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

Пожалуй, этот американский автор не нуждается в дополнительном представлении. С его книгами так или иначе знакомы многие жители прогрессивной части нашей планеты.

Книга Дейла Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» — настоящий кладезь идей для тех, кто желает владеть ораторским искусством в совершенстве, вести людей за собой и успешно реализовывать самые амбициозные проекты.

В основе книги – опыт автора за более чем 15-летний период преподавания курса публичных выступлений.

Дейл Карнеги щедро делится со своими читателями теми ценными идеями, которые помогли ему лично обрести уверенность и перебороть страх публичности. Книга «живая» и невероятно интересная. Здесь много примеров из практики автора, которые успешно подтверждают теоретические факты.

Кстати, сам Дейл Карнеги несколько раз дорабатывал книгу, а читателям рекомендовал обязательно периодически ее пересматривать. По мнению автора, все, что попало к нам в голову, имеет свойство забываться, даже если это знание максимально полезно для нас [4].

Сегодня на полках книжных магазинов мы также можем встретить переработанное в соответствии с современными реалиями издание.


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте


Л. Д. Столяренко. «Психология управления»

Эта книга – учебное пособие для студентов высших учебных заведений, однако, она полезна и более широкому кругу читателей (всем, кто желает узнать теоретические основы управления и лидерства).

Автор знакомит читателей с основами взаимодействия людей и управления поведением, рассказывает о предмете психологии управления и раскрывает суть управленческой деятельности.

Изучив этот учебник, читатель совершенно точно будет понимать, в чем отличия между неформальным лидером и руководителем. Автор знакомит с типами лидеров, их основными качествами. Рассказывает о природе лидерства.

Немалая роль отводится психологии делового общения (в книге этому аспекту посвящена цела глава). Читатели узнают:

  • какие виды делового общения бывают;
  • насколько важно научиться правильно слушать собеседника;
  • как деловая беседа помогает добиться желаемого результата.

Кроме того, автор затрагивают тему конфликтов. Он рассказывает о типологии конфликтов, учит читателей управлять ими.

В завершение внимательный читатель узнает об эффективных приемах самоменеджмента.

Несмотря на «теоретичность», это учебное пособие невероятно полезно. Оно не только дает массу новой и ценной информации, но и помогает в буквальном смысле «разложить полученные знания по полочкам».


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте


Кен Бланшар, Марк Миллер. «Секрет. Что знают и делают великие лидеры»

Секреты успеха тех, кому удалось стать великими и войти в историю, пытаются разгадать все. Безусловно, лидер – это отличный управленец, который не просто харизматичен. Он делает то, чего не может большинство, и этим привлекает массы.

Авторы книги рассказывают читателям о 50 секретах, которые помогли великим управленцам не только стать таковыми, но и удерживать лидерство на протяжении длительного времени.

Грамотное управление – настоящее искусство, им можно овладеть, важно не только прочитать, но и внедрить в жизнь те самые 50 секретов.

Героиню книги зовут Дебби Бюстер. Она активно спасает собственную карьеру, которая стремительно идет на дно. Дебби случайно попадает в специальную программу наставничества. Цель программы – сделать из человека профессионала, лидера, к которому прислушиваются.

Занятия с Дебби проводит ее непосредственный руководитель Джефф Браун. Однажды главная героиня задает ему тот самый животрепещущий вопрос: «В чем секрет настоящего лидера?», и получает ответы, которые навсегда перевернули ее сознание.

Книга полезна не только управленцам. Стать хозяином собственной жизни – это тоже про управление, но собой. Лишь когда человек научится быть лидером для самого себя, он сможет стать таковым для остальных.

Управление и влияние – те области психологического знания, основы которых необходимо изучить всем. Сделать собственную жизнь интересной, воспитывать детей и планомерно подниматься по карьерной лестнице весьма проблематично без освоения управленческих навыков. Возможно, не стоит откладывать процесс обучения в долгий ящик, а начать его с прочтения книг из нашей подборки?

Список использованных источников:
  1. Психология влияния. Как научится убеждать и добиваться успеха / Роберт Чалдини; [пер. с англ. О. С. Епимахова]. – Москва: Эксмо, 2019. – 416с. – (Книги, о которых говорят).
  2. Психология управления / А. А. Трусь. – УП «Издательство «Высшая школа», 2014 г.
  3. Психология управления. Практикум / А. А. Трусь. — УП «Издательство «Высшая школа», 2014 г.
  4. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Карнеги Дейл. – Изд-во Лениздат, 2014 г.
  5. Психология управления / Л. Д. Столяренко. – Издательство «Феникс», 2007 г. – 512 с.
  6. Кен Бланшар. Секрет. Что знают и делают великие лидеры.

Автор: Генберг Екатерина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Психология управления — это… Что такое Психология управления?

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Практическая реализация разработок в области П. у. осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

Предмет изучения психологии управления

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

Основные методы психологии управления

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения

Психологические законы управления

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческую деятельность. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в независимости от того, знаем мы их или не знаем. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

1. Закон неопределенности отклика.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия.

3. Закон неадекватности самооценки.

4. Закон искажения информации.

5. Закон самосохранения.

6. Закон компенсации.

Ссылки

Примечания

Командовать или подчиняться. Психология управления. Основные понятия социальной психологии

« Назад

06.10.2014 04:31

Вначале я хотел назвать эту книгу «Администрировать или управлять?» Сейчас задаю этот вопрос вам. Если вы предпочитаете администрировать и у вас это получается, и вы достигли того, чего добивались, вам незачем приобретать эту книгу. Но прошу вас прочесть еще пару страниц. 

В книге обсуждаются вопросы управления. Но вначале поясню, как я понимаю администрирование и управление. Сразу же приведу конкретный пример. 

«Немедленно купите эту книгу. Обязательно прочтите от корки до корки и законспектируйте, потом при всяких затруднениях обращайтесь за помощью к ней. Если вы это не выполните, будете строго наказаны!» 

Это, вы сами понимаете, пример грубого администрирования. Здесь такой номер не пройдет. Но на производстве некоторое время им можно пользоваться. Даже иногда создается впечатление, что администрирование дает более быстрый результат.

Но ко мне за помощью обращались жертвы такого администрирования, и не только подчиненные, но и начальники, использующие такой метод работы со своими подчиненными, нередко уже в качестве пациентов. (Статистика показывает, что администраторы очень часто болеют неврозами и психосоматическими заболеваниями).

Так вот, дорогой читатель, у меня нет возможности администрировать с вами. Поэтому приходится управлять вами, что я и пытаюсь сейчас делать. Я очень хочу, чтобы вы немедленно купили эту книгу. Я очень хочу, чтобы вы прочли ее от корки до корки и законспектировали. Я очень хочу, чтобы вы при всяких затруднениях обращались за помощью к ней.

Более того, я хочу, чтобы в тех случаях, когда вы не найдете в книге ответов на возникшие у вас вопросы, вы обратились ко мне. 

Поэтому я должен был написать книгу так, чтобы она действительно помогала вам удовлетворять ваши потребности, тогда у вас появится желание приобрести ее. Если вам будет интересно, вы ее прочтете от корки и до корки. А если она поможет вам хотя бы раз решить проблемы, при всяких затруднениях вы будете обращаться за помощью к ней.

И если в книге вы не найдете ответы на интересующие вас вопросы, вы обратитесь ко мне. Таким образом, вы будете делать то, что хочется мне, но вы даже не заметите, что я вами управляю, ибо это вы будете делать не по моему приказу, а по своей воле. 

При управлении, таким образом, мне удается сделать так, что мой партнер (подчиненный, ученик, больной, член семьи и т. п.), выполняя мое распоряжение, одновременно исполняет свои желания и удовлетворяет свои потребности. 

Кого можно считать идеальным императором?

Идеальным управленцем следует считать Императора, с которым общался Маленький Принц, герой одноименного произведения французского писателя Экзюпери. Этот Император не без оснований считал, что у него неограниченная власть над всем.

Маленький Принц попросил его приказать Солнцу закатиться. Он отказался отдать такое распоряжение, тонко подметив, что еще не появились условия для исполнения такого распоряжения. И если Солнце его не выполнит, оно не будет виновно в неисполнении, а будет виноват он, Император. Но когда появятся для этого условия, он отдаст приказ и убежден, что его приказ будет выполнен без возражений и немедленно. 

Трудности процесса управления заключаются вот в чем. Управленцу приходится брать ответственность за неудачу только на себя. Ведь если мой подчиненный не выполняет мои распоряжения, за это несу ответственность я.

Нужно знать свои кадры и не давать распоряжения тем сотрудникам, которые не могут их выполнить. Если я плохо читаю лекцию и студенты меня не слушают, то несу ответственность за это я. Я не нашел нужных слов.

В одном институте ввели свободное посещение лекций. Вскоре посещаемость у многих преподавателей стала приближаться к нулевой отметке. Вы думаете, что что-то стали советовать преподавателям? И зря! Просто опять ввели обязательное посещение лекций. 

При таком подходе нельзя обижаться на жену. Ведь сам ее выбирал. Так же не годятся гневные слова в адрес своих детей. Ведь это же мои дети. Ведь у них мои гены и мое воспитание. Будем помнить, что отсутствие воспитания — это тоже метод воспитания.

Вот почему, мой дорогой читатель, если вы администрируете в семье и на производстве, и у вас все в порядке, то ради бога не начинайте заниматься управлением. 

Администрирование имеет ряд достоинств: быстрота выполнения, отсутствие возражений и ощущение собственной силы и значительности. Можно не думать, не подбирать нужных слов. Но только помните, что администрирование всегда вызывает сопротивление, иногда неосознаваемое.

Нередко приходится прибегать к принуждению, подавлять инициативу, руководитель не получает обратной связи от подчиненных и то и дело оказывается дезинформированным. Может развиться наушничество. В коллективе обязательно будут идти сплетни. 

В глубине коллектива будет назревать бунт. Если вы администрируете, не удивляйтесь, что после получения квартиры, защиты диссертации, крупного материального положения подчиненный вдруг увольняется. Он в душе своей уже уволился. Просто он выжидал до тех пор, пока не решит ту задачу, удовлетворяющую его интересам, которую можно решить на вашем предприятии. 

Если вы администрируете, не удивляйтесь, что после того как вас снимут с должности, то через несколько дней подчиненные забудут, как вас зовут, а вы сами будете считать, что вас предали. 

Если вы администрируете, не удивляйтесь, что ваш бывший подчиненный, став вашим начальником, попытается как можно быстрее от вас избавиться. 

Если вы добиваетесь одиночества, как финала вашей жизни, то администрируйте. Администрируйте везде. На производстве и в семье, на отдыхе и во время поездок на транспорте. Чем чаще и интенсивнее вы будете администрировать, тем быстрее достигнете заветного результата. 

Но имейте в виду, дорогие администраторы, что вы и сейчас одиноки. Ведь на равных общаться вы не умеете. Вам нужно всех давить.

Ваш девиз: «Боится — значит, уважает». Внутри у вас глухая, иногда неосознаваемая свободно плавающая тревога. И вы чувствуете себя спокойно только тогда, когда администрируете, когда люди беспрекословно выполняют ваши распоряжения, иногда с оттенком подобострастия, лести и славословия.

Вам приходится допоздна задерживаться на работе. Для вас проблема — уехать в отпуск. А чувствуете вы себя более или менее сносно только тогда, когда видите, как люди подобострастно выполняют ваши распоряжения. Но делают они это только под вашим неусыпным оком. Ваша болезнь превращается в праздник для всего коллектива. А когда вы отдыхаете в санатории, то по одной путевке отдыхают все ваши подчиненные. 

В общем, продолжайте. И вот почему. Если вы перейдете на управление, то на первых порах дела пойдут похуже, а иногда очень плохо, как при капитальном ремонте. Тогда, если вы не выдержите этого этапа, вам снова придется брать бразды правления и кнут в свои руки.

Но после некоторых послаблений это приведет к тому, что ваша репутация изменится. Если сейчас о вас думают, что человек вы жесткий, или жестокий, или что-то в этом роде. Но после неудачных управленческих опытов вы приобретете репутацию человека коварного. 

Управление имеет недостаток — нужно специально учиться менять себя, а не партнера. А это так трудно! Ведь хочется перевоспитать другого! Однако это невозможно. 

А теперь расскажу о тех достоинствах, которые имеет управление. Овладейте искусством управления, может быть, понравится. 

Управленец, в отличие от администратора, если подчиненный не выполнил его распоряжения, ответственность за это берет на себя. Он начинает думать, где он ошибся. Здесь могут быть три варианта.

Первый: вовремя ли я отдал приказ, созрели ли условия для его исполнения?

Второй: того ли я выбрал исполнителя? А если человек в принципе не может выполнить этого распоряжения, то зачем же на него сердиться?

Третий: может быть, я непонятно сформулировал приказ? Такой подход сохраняет психическую энергию и здоровье, а также способствует росту самого руководителя. 

Управленцу не обязательно продвигаться по административной линии. Ведь можно управлять и своим начальником. Управленцу необходимо обеспечивать только свой собственный личностный и профессиональный рост. Что же касается должностного роста (а он у моих учеников, ставших управленцами, довольно значителен), это происходит как бы само собой. 

Управленец может спокойно уйти в отпуск и не волноваться, что в это время его снимут, как Н. С. Хрущева. Кстати, управленец всегда бодр, весел и здоров и, в принципе, в отпусках не нуждается. 

В коллективе управленца любят и не хотят другого руководителя. У подчиненных создается впечатление, что коллективом управляют они, а он только несет ответственность. При этом управленец не внакладе. Он-то понимает, что проводится его линия. 

Посмотрев на действия администратора и управленца со стороны, можно заметить, что администратор командует, а управленец подчиняется. Но если на производстве и можно быть администратором, то администрирование в семье превращает жизнь в ад.

Владение приемами управления делает ее счастливой. Прочтите книгу и сами решите, что лучше: командовать или подчиняться? Я своей позиции не скрываю и считаю, что лучше быть управленцем. Очень хотелось бы, чтобы искусством управления овладели и администраторы, но в основном здесь я обращаюсь к тем, кто по своим психическим данным не может администрировать или не хочет этим заниматься. 

Я убежден, что будущее за управленцами. Но если я ошибаюсь, то тогда забудьте о счастье. Администраторы и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих производственных показателей. 

1.1. Основные понятия социальной психологии 

Социальная психология — наука, изучающая поведение человека в группе.

Почему мы собираемся в группы? Дело в том, что без других людей мы жить не можем, так как одни мы не в состоянии удовлетворить свои биологические и социальные потребности. Человек идет в группу для удовлетворения своих потребностей.

Он думает об укреплении группы, когда уверен, что группа встанет на его защиту, если он попадет в трудную ситуацию; что его не обойдут при распределении материальных благ, полученных группой при выполнении той работы, в которой он участвовал. 

Опытный руководитель знает, что человек приходит укреплять не могущество фирмы, а свое благосостояние, но если работник уверен, что укрепление фирмы приведет к улучшению его благосостояния, он все сделает для укрепления фирмы.

Тот руководитель, который усвоил это положение, не будет говорить о патриотизме, а укажет на выгоды, которые получит сотрудник при проведении тех или иных мероприятий. И если слова не будут расходиться с делом, его всегда будут слушать с огромным вниманием и ему не надо будет овладевать ораторским искусством.

Группа, где не удовлетворяются потребности ее членов, лишена здравого смысла, ведь человек живет для себя! На эту тему я написал статью, которую вы можете прочитать по ссылке.

А теперь приступим к изложению основных понятий социальной психологии

Итак, что такое группа? 

Группа — это люди, объединенные реальными отношениями. Класс, семья производственный коллектив, очередь, если она существует достаточно долго, — все это группы. 

Если между людьми нет никаких отношений, назвать их группой нельзя. Так, по улице идет масса народа. О массе мы говорим тогда, когда не знаем, к какой категории людей относится находящийся рядом с нами человек. На стадионе, в магазине, столовой, на демонстрации уже не масса, а толпа. Толпа — это такое собрание людей, где можно предположить наличие общей цели.

Поэтому на стадионе я с большей долей вероятности могу предположить, что рядом со мной такой же болельщик, как и я. Уже есть тема для разговора, если мне захочется с ним пообщаться. Когда собирается толпа на автобусной остановке, легче познакомиться с человеком, начав беседу не о футболе, а о неполадках на транспорте. 

Основное отличие толпы от группы в том, что ее объединяют эмоции, тогда как у группы обычно имеется интеллектуальная цель. Но если группу захлестнут эмоции, то она может превратиться в толпу, которая вместо приобретения товаров может начать драться, а целью станет тогда желание доказать свое превосходство. Но толпу можно организовать. 

О группе в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда есть общая цель, которая объединяет всех без исключения ее членов. Очередь является типичным примером такой группы: покупатель имеет цель купить, а продавец — продать.

Я много лет работал на факультете усовершенствования врачей. В процессе этой работы мне приходилось наблюдать различные групповые явления. Туда приходят курсанты на два-три месяца: у них цель — получить документ, у нас — его выдать. Здесь нет никакой описки.

Если я хочу успешно руководить группой, то должен определить общую цель. Если я буду думать, что все врачи приехали за новыми знаниями, то впаду в глубокую ошибку, ибо одним они не нужны, другие знают (или думают, что знают) не меньше меня.

Третьи вообще приехали для того, чтобы отдохнуть от семейных неурядиц. Вот поэтому моя задача организовать педагогический процесс так, чтобы получение диплома было возможно только в том случае, если приобретены знания. Итак, определение или формирование общей цели является основной и первой задачей руководителя. 

Какие бывают группы?

Группы бывают формальными и неформальными.

Формальная группа — это группа, сформированная на основании каких-либо документов: штатное расписание, список приглашенных на свадьбу и т. д. 

Неформальная группа — это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе.

Формальной группой управляет руководитель, неформальной — лидер. Власть руководителя определяется служебными инструкциями, предварительной устной договоренностью и т. п. Власть лидера абсолютна, что вытекает из добровольности участия членов группы. Вот почему, если руководитель одновременно не является лидером, группа всегда будет раздираться противоречиями. 

Сколько групп человеку нужно? Столько, чтобы удовлетворить свои потребности. Если он все потребности удовлетворит в семье, больше ему групп не нужно. Это возможно только в таких семьях, где организуется свое производство, и все члены семьи на этом производстве работают, а между членами семьи совет да любовь. Кроме того, и сама семья должна быть очень большой. Такое раньше было возможно в большой патриархальной крестьянской семье.

Поскольку таких семей немного, в большинстве случаев каждый человек входит в состав минимум двух групп: семейной и производственной.

Этого при правильной организации семьи и работы человеку бывает достаточно для удовлетворения своих потребностей. Но если у человека имеется третья, четвертая и т. д. группы, это свидетельствует о том, что у него неблагополучие в двух основных. 

Если я мало зарабатываю даже на очень интересной работе, то при самой большой любви к ней я буду подрабатывать в другом месте. А это чревато переходом на другую работу. Вот почему опытный руководитель внимательно следит и делает все для того, чтобы его сотрудник зарабатывал только на его производстве.

У такого руководителя работнику, у которого вследствие роста квалификации повысилась результативность труда, не нужно выпрашивать прибавку к жалованью. Кроме того, одинаковой должна быть не зарплата, а ее критерии. 

Если работа неинтересная и служит только источником для заработка, у человека возникает группа хобби. Опытный руководитель постарается сделать работу не только высокооплачиваемой, но и интересной. А если такой возможности нет, создаст условия для удовлетворения хобби.

Я знаю руководителей, которые уделяют большое внимание развитию спорта, художественной самодеятельности и пр., а футбольную команду считают цехом своего предприятия и тратят на это большие деньги. 

Вторая причина, по которой человек ищет еще одну группу — отсутствие любви между супругами. В этом случае возникает новая сексуальная группа, или супруг (реже супруга) спивается, заболевает. Все это, конечно же, сказывается на производительности труда.

Для улучшения условий труда часто требуются огромные инвестиции, а здесь необходима просто просветительская работа, правда, квалифицированная, следовательно, дорогая, но все равно она обошлась бы дешевле…

В «Психологическом вампиризме» я говорю о технике налаживания сексуальных отношений между супругами. Здесь будет подробно рассказано об организации семьи и управлении ею. Кстати, отношения в семье неизмеримо сложнее, чем на производстве, и человек, действительно сумевший наладить их, может стать руководителем большого масштаба.

Выделяют в социальной психологии понятие референтной группы. 

Референтная группа — это та группа, которая для личности является эталоном. Так, для мелкопоместного дворянина референтной группой был высший свет, в который он мечтал попасть.

Если человек ту группу, в которой находится, референтной не считает, он будет стараться уйти из нее. Будет ли он что-то делать для укрепления этой группы? Естественно, нет! А что он будет делать? Пытаться урвать кусок, с которым есть шанс попасть в референтную группу.

Поэтому каждый опытный руководитель заботится о престиже своей группы. Тогда ему легче и дешевле пригласить на работу квалифицированного специалиста, легче и дороже продать свою продукцию или услуги. 

Мне больше знакома организационная система медицинских учреждений. В них наиболее престижными считались медицинские вузы и их клиники. Врачи там хотели работать, а больные лечиться. Эта были референтные группы.

Но я знаю некоторых выдающихся главных врачей, которые в своих больницах так организовывали свою работу, что именно эти больницы становились референтными группами, и туда уходили на работу из институтов врачи.

Более того, сотрудники института предпочитали лечиться в этих больницах, а не в клиниках родного института. Типичным примером может служить больница травматолога Илизарова в г. Кургане и офтальмологический центр С. Федорова, который вырос на базе обычного глазного отделения.

В общем, дорогие руководители, сделайте свое учреждение референтной группой, и у вас не будет никогда недостатка в кадрах, да и текучесть в них будет минимальной.

Читайте также:

Устройство группы

Психология вождя

Укрощение начальника

Книги и аудио-записи по теме:

Командовать или подчиняться

7 шагов к успеху

Директорские группы

психология управления — это… Что такое психология управления?

— отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управленческой. Ее основная задача-анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, где выделяется такие моменты:

1) диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;

2) формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;

3) организация исполнения решения.

Так, на совещаниях руководитель изучает состояние управляемого объекта по докладам подчиненных, формирует на этой основе новые программы действий или уточняет прежние, дает указания по выполнению принятого решения. В личности руководителя психологией управления различаются:

1) его управленческие потребности и способности;

2) его индивидуальная управленческая концепция, включающая сверхзадачу, содержание проблемное, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.

Управляющая подсистема обычно представлена деятельностью совместной группы большой иерархически взаимосвязанных руководителей. Психология управления изучает способы их сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную коллективную управленческую деятельность. На способы такого сопряжения влияют правовые полномочия руководителей, характер взаимосвязей выполняемых ими обязанностей, особенности стимулирования их труда, половозрастные различия, личные взаимоотношения, и пр.

Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах — как конфликты, ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений — изучение психологических условий обеспечения целостного функционирования аппарата управления, поскольку предмет деятельности управленческой — коллективный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности деятельности управленческой обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Что такое менеджмент? определение, характеристики, уровни и функции

Определение : Управление можно определить как процесс администрирования и управления делами организации , независимо от ее характера, типа, структуры и размера. Это акт создания и поддержания такой деловой среды, в которой члены организации могут работать вместе и эффективно и результативно достигать бизнес-целей.

Менеджмент действует как руководство для группы людей, работающих в организации и координирующих свои усилия для достижения общей цели.

Другими словами, это касается , оптимально использующего 5М, то есть людей, машины, материалы, деньги и методы. , и это возможно только при правильном руководстве, координации и интеграции процессов и действий для достижения желаемых результатов. .

Характеристики менеджмента

characteristics of management

  • Универсальный : Все организации, независимо от того, являются они коммерческими или нет, нуждаются в управлении для управления своей деятельностью.Следовательно, он универсален по своей природе.
  • Целенаправленно : Каждая организация настроена с заранее определенной целью, и руководство помогает своевременно и плавно достичь этих целей.
  • Непрерывный процесс : Это непрерывный процесс, который имеет тенденцию сохраняться, пока существует организация. Это требуется во всех сферах деятельности организации, будь то производство, человеческие ресурсы, финансы или маркетинг.
  • Многомерный : Управление не ограничивается только управлением людьми, но также управляет работой, процессами и операциями, что делает его междисциплинарной деятельностью.
  • Групповая деятельность : Организация состоит из разных членов, которые имеют разные потребности, ожидания и убеждения. Каждый человек присоединяется к организации с разными мотивами, но, став частью организации, они работают для достижения той же цели. Это требует надзора, командной работы и координации, и, таким образом, управление становится очевидным.
  • Динамическая функция : Организация существует в деловой среде, которая имеет различные факторы, такие как социальные, политические, правовые, технологические и экономические.Небольшое изменение любого из этих факторов повлияет на рост и эффективность организации. Итак, чтобы преодолеть эти изменения, руководство формулирует стратегии и реализует их.
  • Нематериальная сила : Управление нельзя ни увидеть, ни потрогать, но можно почувствовать его существование в том, как функционирует организация.

Точнее, все функции, виды деятельности и процессы организации взаимосвязаны друг с другом. И задача руководства — собрать их так, чтобы они помогли достичь желаемого результата.

Уровни управления

levels of management

  1. Высшее руководство : Это самый высокий уровень в организационной иерархии, который включает Совета директоров и руководителей. Они несут ответственность за определение целей, разработку планов, стратегий и политик.
  2. Менеджмент среднего уровня : Это второй и самый важный уровень в корпоративной лестнице, поскольку он создает связь между высшим и низшим уровнем управления.В его состав входят руководителей отделов и подразделений, которые отвечают за реализацию и контроль планов и стратегий, которые формулируются высшим руководством.
  3. Управление нижнего уровня : иначе называется управлением функциональным или операционным уровнем. В его составе руководителя первого звена, мастера, контролеров. Поскольку руководство более низкого уровня напрямую взаимодействует с рабочими, оно играет решающую роль в организации, поскольку помогает сократить потери и время простоя рабочих, улучшая качество и количество продукции.

Три уровня управления образуют иерархию управления, которая представляет на диаграмме положение и ранг руководителей и менеджеров.

Функции управления

functions of management

  • Планирование : Это первая и самая важная функция управления, то есть заранее решить, что делать в будущем. Он включает в себя формулирование политики, установление целей, планирование действий и так далее.
  • Организация : После того, как планы сформулированы, следующим шагом будет организация действий и ресурсов, например, определение задач, их классификация, распределение обязанностей между подчиненными и распределение ресурсов.
  • Штатное расписание : Подразумевает наем персонала для осуществления различных видов деятельности организации. Это необходимо для того, чтобы на правильную работу был назначен нужный человек.
  • Направление : Задача менеджера — направлять, контролировать, руководить и мотивировать подчиненных, чтобы гарантировать, что они работают в правильном направлении, что касается целей организации.
  • Контроллинг : Контрольная функция управления включает в себя ряд шагов, которые необходимо предпринять, чтобы убедиться, что производительность сотрудников соответствует планам.Он включает в себя установление стандартов производительности и сравнение их с фактическими показателями. В случае каких-либо отклонений необходимо предпринять необходимые шаги для их исправления.

Координация — важная особенность управления, которая означает интеграцию действий, процессов и операций организации и синхронизацию усилий, чтобы гарантировать, что каждый элемент организации способствует ее успеху.

.

обзорных статей по промышленной / организационной психологии и менеджменту

обзорных статей по промышленной / организационной психологии и менеджменту
  • Участники
  • Темы
  • Публикации и базы данных
  • Центр психологической помощи
  • Новости и события
  • Наука
  • Образование
  • Карьера
  • Об APA
  • Книги
  • Детские книги
  • Базы данных
  • Цифровое обучение
  • Журналы
  • Журналы и информационные бюллетени
  • Отчеты и брошюры
  • Видео
  • APA Style
  • Обзоры последних статей в журналах APA

    Промышленная / организационная психология и менеджмент

    • Поверженные статуи и мирные марши: как члены привилегированных групп реагируют на протесты за социальное равенство?
      из Журнал личности и социальной психологии
      10 июля 2020
    • Take Five: Как долго вам нужен перерыв?
      форма Журнал профессиональной психологии здоровья
      17 апреля 2020
    • Имеет ли смысл говорить, что группы удовлетворены? Многоуровневые модели измерения для групповых коллективных конструкций
      из Групповая динамика: теория, исследования и практика
      26 марта 2020
    • Помощь потребителям понять реальную стоимость кредитных карт
      из Журнал экспериментальной психологии: прикладное
      3 февраля 2020
    • Как люди воспринимают степень риска для здоровья? Риск: 1 из 10 ткацких станков больше 10 из 100
      из Журнал экспериментальной психологии: прикладная
      29 октября, 2019
    • Телепсихология: улучшение доступа при сохранении альянса
      из Психология реабилитации
      30 сентября 2019 г.
    • Понимание конуса неопределенности прогнозов ураганов: проверка знаний
      из Журнал экспериментальной психологии: прикладная
      23 Сентябрь 2019
    • Эффективное избавление от хронической боли зависит от профиля психосоциальных ресурсов
      из Психология реабилитации
      20 сентября, 2019
    • Ежедневные эффекты между посттравматическим стрессовым расстройством и сном у респондентов Всемирного торгового центра
      из Журнал психологии профессионального здоровья
      17 Сентябрь 2019
    • Коучинг элитных исполнителей: роль психологии производительности
      из Журнал консалтинговой психологии
      26 июля, 2019
    • Психология реабилитации Специальный выпуск демонстрирует разнообразие и социальную справедливость в отношении инвалидов
      из Психология реабилитации
      30 апреля 2019 г.
    • Внимательность на рабочем месте: действительно ли это работает?
      из Журнал психологии профессионального здоровья
      30 ноября 2018 г.
    • Психопаты в C-Suite?
      из Журнал прикладной психологии
      15 октября 2018
    • Работники, не получающие оплачиваемого отпуска по болезни, более тревожны и подавлены?
      из Американский журнал ортопсихиатрии
      29 марта 2018
    • От постановки целей до процветания
      из Журнал консалтинговой психологии: практика и исследования
      27 сентября 2017 г.
    • Так ты хочешь быть консультантом, а?
      из Consulting Psychology Journal
      25 августа 2015 г.
    • Лучшее из намерений
      из Consulting Psychology Journal
      23 июля 2014 г.
    • Искусство гонок (дедлайны) под дождем
      из Журнал прикладной психологии
      28 мая 2014 г.
    • Чем они больше, тем тяжелее падают, но тем быстрее поднимаются
      из Журнал прикладной психологии
      13 мая 2014 г.

    Другие журналы по предметной области «Промышленная / организационная психология и менеджмент».

    Дата создания: 2014

    .

    Психология управления проектами (60 книг)

    1 Невидимая игра: образ мыслей команды-победителя
    — пользователем

    4,45 средняя оценка — 190 оценок

    • Хочу почитать saving…
    • В настоящее время читаю saving…
    • Читать saving…

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    2 Поток: психология оптимального опыта
    — пользователем

    4,11 средняя оценка — 54 463 оценки

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    3 Реальная жизнь: руководство по управлению строительством от А до Я
    — пользователем

    4,90 средняя оценка — 10 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    4 Влияние: психология убеждения
    — пользователем

    4,19 средняя оценка — 100 248 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    5 Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует
    — пользователем

    3,95 средняя оценка — 93895 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    6 Мышление, быстро и медленно
    — пользователем

    4,16 средняя оценка — 305 497 оценок

    Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    6 Искусство обмана: контроль над человеческим элементом безопасности
    — пользователем

    3,77 средняя оценка — 5790 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    8 Предсказуемо иррационально: скрытые силы, определяющие наши решения
    — пользователем

    4,13 средняя оценка — 100 033 оценки

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    8 Ведущее изменение
    — пользователем

    4,03 средний рейтинг — 18367 оценок

    Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    10 Организованный разум: прямое мышление в эпоху информационной перегрузки
    — пользователем

    3,69 средний рейтинг — 9410 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    10 Идеальный руководитель
    — пользователем

    4,39 средний рейтинг — 409 оценок

    Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    12 Черный лебедь: влияние невероятного
    — пользователем

    3,94 средняя оценка — 84,978 оценок

    Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    12 Стратегия голубого океана: как создать неоспоримое рыночное пространство и сделать конкуренцию неактуальной
    — пользователем

    3.94 средняя оценка — 52 890 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    14 Управление проектами Bare Bones: чего нельзя не делать
    — пользователем

    3,87 средняя оценка — 52 оценки

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    15 Почему планы терпят неудачу: когнитивные предубеждения и принятие решений
    — пользователем

    3,94 средняя оценка — 84 оценки

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    15 Кто сказал, что слоны не умеют танцевать?: Изнутри исторического поворота IBM
    — пользователем

    3,92 средняя оценка — 6,081 оценка

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    17 Умнее, быстрее, лучше: секреты продуктивности в жизни и бизнесе
    — пользователем

    3,93 средняя оценка — 25 738 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    17 Образ мышления: новая психология успеха
    — пользователем

    4,06 средняя оценка — 87 170 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    19 Наткнувшись на счастье
    — пользователем

    3,83 средняя оценка — 52,783 оценки

    Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    20 Плюс иррациональности: неожиданные преимущества игнорирования логики на работе и дома
    — пользователем

    4,04 средний рейтинг — 32 325 оценок

    Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

    Оценить книгу

    Очистить рейтинг

    20 Углубитесь: женщины, работа и желание руководить
    — пользователем

    3,95 средний рейтинг — 221111 оценок

    .

    Какие профессии в области психологии бизнеса?

    Вы можете спросить себя: «Что я могу сделать со степенью в области психологии бизнеса?» Ну, есть много вещей, которыми вы можете заниматься со степенью в области психологии бизнеса. Например, степень по бизнес-психологии может дать вам работу в области психологии, деловых операций, обслуживания клиентов, продаж, человеческих ресурсов и исследований.

    Хотя степень по бизнес-психологии обычно включает специальность в области производственно-организационной психологии, ее можно применить к различным психологическим профессиям.Эта статья может помочь вам решить, чем вы хотите заниматься со степенью психолога бизнеса.

    Какая степень нужна бизнес-психологам?

    Для того, чтобы стать бизнес-психологом, необходима степень бакалавра, магистра и доктора психологии бизнеса или смежной области. Возможно, вы сможете причислить себя к бизнес-психологу со степенью магистра, но это зависит от вашего состояния. Перед тем, как записаться на программу обучения психологии бизнеса, важно изучить требования вашего штата.

    Вы можете получить степень бакалавра психологии бизнеса за 4 года, степень магистра за 1,5-2,5 года и докторскую степень за 5-7 лет. Ваша программа на получение степени будет состоять из курсовой работы по бизнесу и психологии, а также стажировки в утвержденном бизнесе, агентстве социальных услуг или психологическом учреждении. Программы деловой психологии также направлены на понимание и анализ психологических факторов, связанных с работой на предприятиях и в организациях.

    Практически все штаты требуют, чтобы вы получили лицензию и / или сертификат, прежде чем практиковать в качестве лицензированного психолога в любом качестве.Однако одним из основных преимуществ степени бакалавра или магистра в области психологии бизнеса является то, что она открывает перед вами двери в различные неклинические отрасли.

    Чем занимается бизнес-психолог?

    Получив степень по психологии бизнеса, вы сможете руководить исследованиями, связанными с бизнесом, анализировать организационные тенденции и оценивать психическое здоровье и производительность труда сотрудников. Вы также сможете изучить психологические факторы, которые могут повлиять на сотрудников и / или компанию, оценить краткосрочные и долгосрочные цели компании и оценить стратегии компании.Одна из ваших основных функций будет заключаться в проведении оценок вакансий для компаний, чтобы они могли выбирать кандидатов, разделяющих их ценности, миссию и цели.

    Дополнительная литература: 31 Работа, которую вы можете сделать со степенью психолога

    В зависимости от вашей конкретной должности от вас также может потребоваться разработать программы обучения и лидерства, которые поддерживают и укрепляют навыки управления и / или помогают сотрудникам использовать свои таланты и навыки. Ваша главная цель при работе с организацией — помочь улучшить производительность сотрудников и увеличить прибыль компании.В некоторых случаях вы также можете помочь реорганизовать структуру компании, чтобы сотрудники получали задания, которые подчеркивают их навыки и таланты.

    Какие профессии в области психологии бизнеса?

    Руководитель отдела кадров

    Вы также можете получить степень по психологии бизнеса в области человеческих ресурсов. Если вы решите следовать по этому пути, ваши задачи будут включать в себя: функции управления (развитие менеджмента и обучение сотрудников), оценку эффективности сотрудников, личностное развитие сотрудников, консультационные услуги, поведенческие и организационные оценки, справедливые методы найма (цели позитивных действий) и отношения с сотрудниками. .

    Вы также будете нести ответственность за проверку, собеседование и прием на работу новых сотрудников, организацию обучения сотрудников, контроль табелей рабочего времени, оплату отпусков и / или бонусов компании, разрешение конфликтов между сотрудниками и конфликты между сотрудниками и руководством. В отделе кадров вас могут считать менеджером по персоналу, директором по персоналу, директором по связям с персоналом, вице-президентом по персоналу или президентом по персоналу.

    Аналитик маркетинговых исследований

    Аналитик маркетинговых исследований отвечает за изучение текущих рыночных условий, чтобы определить, насколько хорошо (или не так хорошо) может продаваться конкретный продукт или услуга.Например, аналитика по исследованию рынка, нанятого компанией по производству детских игрушек, могут попросить оценить экономический климат в отношении новой игрушки, которая находится в разработке. Для этого аналитик может изучить демографические и экономические данные, которые дадут компании по производству игрушек представление о том, какого возраста дети могут быть заинтересованы в новой игрушке, и по цене, по которой родители будут готовы ее купить.

    Промышленный консультант

    Как производственный консультант, вы будете выполнять важную функцию использования психологических принципов для повышения эффективности бизнеса.Например, вы можете разработать инструмент отбора (например, анкету или опрос), который позволит менеджерам по найму лучше выявлять сотрудников, которые лучше всего подходят для конкретной должности в компании или компании. Вы также можете предложить работникам консультационные услуги, чтобы помочь им справиться с рабочими проблемами, которые негативно влияют на производительность, например, стратегии разрешения конфликтов.

    Директор по маркетингу

    Степень психологии бизнеса может помочь вам войти в сферу маркетинга.В маркетинговой компании или агентстве вы поможете компании более эффективно донести свое послание. Вы будете нести ответственность за анализ мыслительных процессов потребителя и выбора покупателя, чтобы компания могла охватить больше людей.

    Другими словами, вашей основной целью будет анализ мотивации потребителей, чтобы компания могла улучшить свои сообщения, продукты и прибыль. Ваши задачи в первую очередь будут заключаться в разработке новых, свежих и креативных рекламных кампаний и работе с руководителями компании над улучшением ее маркетинговых стратегий.

    Промышленно-организационный психолог

    Имея степень магистра и / или доктора в области деловой психологии, вы можете стать промышленным-организационным психологом. Ваша программа бизнес-обучения учит вас, как анализировать и улучшать методы работы компании, мотивацию сотрудников, моральный дух, производительность и удовлетворенность на рабочем месте. Ваши основные задачи будут заключаться в организации обучения новых сотрудников, переподготовки, поддержки целей управления и мотивации сотрудников работать с максимальной отдачей.

    Корпоративный консультант

    Как корпоративный консультант, вы должны опираться на свое понимание психологии бизнеса, чтобы помочь корпорациям внести позитивные изменения, которые приведут к повышению производительности. Например, если продуктивность сотрудников стала проблемой, вы можете разработать программу, которая поможет повысить моральный дух сотрудников, узнав, что их мотивирует на успех. Это может принимать форму предложения сотрудникам бонусов, чтобы побудить сотрудников быть более эффективными и быстрее достигать целей.

    Специалист по человеческому фактору

    Специалисты по человеческому фактору используют свое понимание того, как люди учатся и взаимодействуют с окружающей средой, для разработки более простых в использовании продуктов. Например, если вы работали специалистом по человеческим факторам, вы могли бы быть привлечены электронной компанией для совместной работы с инженерами и дизайнерами над разработкой смартфона, с которым конечный пользователь будет легко взаимодействовать.

    В частности, вы можете проконсультироваться с компанией, чтобы определить размер, расположение, цвет и другие особенности кнопок на экране телефона, чтобы сделать телефон максимально полезным для потребителя.

    Специалист по работе с клиентами

    В бизнесе удовлетворение потребностей клиента является приоритетом номер один. Вот почему многие компании нанимают специалистов по работе с клиентами, чья работа заключается в решении проблем, возникающих из-за плохого качества обслуживания клиентов. Это означает, что если вы работали специалистом по взаимоотношениям с клиентами, вам может быть поручено использовать свое понимание человеческого поведения для разработки программ и услуг, направленных на повышение удовлетворенности клиентов и выполнение более качественной работы по удовлетворению их конкретных потребностей, чтобы стимулировать их лояльность к компания или бренд.

    Специалист по набору или обучению

    Бизнес не может выжить без правильных сотрудников на каждой должности. Таким образом, карьера специалиста по подбору персонала или обучению означает, что вы будете работать над заполнением вакантных должностей с помощью подходящего сотрудника. Например, вы можете составить тест при приеме на работу, который стремится определить конкретные знания и навыки каждого потенциального сотрудника. Затем, если должность требует отличных коммуникативных навыков, вы можете продолжить работу с кандидатом, получившим высокие баллы в этой области, на эту должность.

    Аналогичным образом, если, согласно вашей оценке, потенциальный сотрудник обладает отличными навыками решения проблем, его можно направить в пул кандидатов для работы на должностях, требующих навыков решения проблем.

    Консультант по удержанию сотрудников

    Как консультант по удержанию сотрудников, ваше основное внимание будет сосредоточено на изучении того, что делает сотрудников счастливыми (или недовольными) своим рабочим местом, их коллегами, руководителями и карьерой в целом, и использованием этой информации для максимизации вероятность того, что сотрудники останутся в компании.

    С точки зрения бизнеса текучесть кадров ведет к более высоким затратам, поэтому использование основных принципов психологии бизнеса для решения проблем, которые снижают снижение уровня счастья на рабочем месте, является ключевым фактором в сокращении дополнительных деловых расходов из-за текучести кадров.

    Тренер по профессиональному развитию

    Если вы станете тренером по профессиональному развитию, ваша задача будет заключаться в том, чтобы помочь работникам в сфере бизнеса добиться максимального индивидуального роста и развития. В этом отношении вы должны использовать свое понимание обучения, развития, мотивации и других ключевых психологических принципов, чтобы способствовать изменениям, которые положительно влияют на карьеру работника.

    Например, во время консультации вы можете выяснить, каковы карьерные цели человека, а затем помочь ему составить долгосрочный план по их достижению.

    Менеджер по обслуживанию клиентов

    Если вы умеете понимать других людей и сочувствовать их потребностям, то карьера менеджера по работе с клиентами может вам подойти. В первую очередь вы склонны иметь дело с клиентами, которые, возможно, не очень хорошо знакомы с продуктом или услугой вашей компании.Таким образом, работникам в этой области необходимо быть спокойными, понимающими и полезными, чтобы сохранить лояльность клиентов на долгое время.

    Специалист по управлению изменениями

    Если вы продолжите карьеру в качестве специалиста по управлению изменениями, ваша основная роль будет заключаться в том, чтобы помочь предприятиям и организациям использовать таланты своих сотрудников для достижения целей компании. Например, вы можете провести оценку потребностей, чтобы определить, как лучше всего помочь компании двигаться в новом направлении. В этом контексте вы должны проанализировать таланты, навыки и области знаний сотрудников, чтобы добиться изменений, назначив сотрудникам задачи, которые сделают процесс изменений в масштабах всей компании более плавным.

    Профессор колледжа

    Вы можете стать профессором колледжа со степенью магистра и / или доктора в области психологии бизнеса. Имея ученую степень в области психологии бизнеса, вы сможете вести занятия по производственно-организационной психологии, трудовым отношениям, организационному менеджменту, инженерной психологии, психологии потребителей и / или организационному поведению. Вы также можете руководить исследованиями, связанными с бизнесом.

    Торговый представитель

    Если у вас есть склонность к продажам, вы можете использовать свою степень в области психологии бизнеса, чтобы стать торговым представителем.Степень бизнес-психологии не только поможет вам продавать больше товаров, но и поможет компании лучше понять, чего на самом деле хочет и в чем нуждается потребитель. Хорошее понимание психологии бизнеса может помочь вам убедить покупателя в том, что продукт ему / ей выгоден.

    Кроме того, торговый представитель может найти работу практически в любой отрасли, от автомобильной до медицинской. Кроме того, эта степень поможет вам лучше подготовиться к стрессовым и сложным ситуациям на работе.Кроме того, основанные на психологии навыки, такие как сочувствие и восприятие, могут помочь вам убедить опасающегося покупателя в том, что товар — хороший выбор для него / нее.

    Ссылки и дополнительная литература

    .