Содержание

что является основой, основные стороны

Психологическая наука изучает разные психические явления, поэтому существуют узкоспециализированные отрасли. Так, например, психология личности изучает особенности развития познавательных способностей юношей и девушек, их индивидуальные параметры.

Люди бывают разными

Определение психологии личности

Личностная психология изучает мужчин и женщин в контексте их взаимодействия с другими людьми. Этот раздел психологии направлен на изучение основных сторон личности. Психологи пришли к выводу, что существует 4 стороны личности: тело, душа, дух, сознание.

Дополнительная информация. В структуре индивидуальности органично сочетаются биологические, психологические и социальные основы.

Главным объектом изучения в психологии индивидуальных различий является личность. Некоторые разделы в смежных дисциплинах также направлены на изучение особенностей поведения и деятельности индивида.

Такими науками являются социальная и возрастная психология, социология и педагогика.

Знание основ психологии личности помогает людям эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, понимать себя и окружающих.

Ключевыми характеристиками индивида являются темперамент и характер. Тип темперамента основывается на совокупности динамических особенностей психофизиологической деятельности и определяет скорость протекания тех или иных психических процессов, особенности работы нервной системы. Эти характеристики индивида определяют его поведение.

От типа характера зависит то, как складываются отношения с другими людьми. Характер проявляется в общении и совместной деятельности. В психологической науке уделяется пристальное внимание проявлениям характера, на основе их изучения можно определить, к какому типу относится человек.

Интересно. Индивидуальная психология призвана изучить онтогенез развития воли, эмоций, потребностей, способностей и мотивации.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно.

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Видео

Психология личности — Студопедия

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. В русском языке слово «личность» согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

В отечественной психологии традиционно утвердились три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».

В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты: 1) личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; 2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.

е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т. к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию.


Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; 3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору; 4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

Индивидуальность – это высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.


Биологическое (генетически обусловленные стороны личности):

-Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, речь).

-Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Социальное (социально обусловленные):

-Социально обусловленные особенности (направленность (потребности, интересы) и моральные качества).

-Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Психические свойства личности — изменяются в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

В структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: 1) индивидуальность личности, 2) ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях, 3) личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

Источником активности личности служат ее потребности. В них человек выступает как пассивное и активное существо. С одной стороны, он всегда зависит от условий своего существования — тепла, холода, пищи, климата, времен года, биологических часов и т. п. Но, с другой стороны, человек предпринимает попытки избежать переохлаждения и перегревания, утоляет голод и жажду, регулирует активность в биологическом времени, адаптируется к увеличенным нагрузкам и т. д. Иначе говоря, человеком руководит не слепое приспособление к окружающему, он избегает того, что повредит его здоровью, разумно рискует, строит планы и достигает целей. В основе всего, что совершает личность, лежат потребности как испытываемая нужда в предметах материальной и духовной культуры.

Психолог Маслоу классифицировал виды потребностей, расположив их в восходящем порядке от биологических (Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон) и до духовных (Вторичных– это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация). Эти виды потребностей взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. Более поздняя классификация была основана на первой версии, были выделены следующие виды потребностей в психологии: Органические — кислород, вода, пища. Материальные — жилье, одежда, транспорт. Социальные- с жизненной позицией, авторитетом и потребностью в общении. Творческие — удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Нравственное и психическое развитие — Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку.

Направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т. е. всего того, чего хочет человек.

Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей.
Я-концепция — целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Чем ниже будет самооценка человека, тем ниже будет его уровень притязаний, и наоборот.

Читать Психология личности онлайн (полностью и бесплатно)

Тамара Ивановна Гусева Психология личности

1. Личность и индивидуальность

Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептив-ных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость психики человека определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – маловыразительно, малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта например состоит в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера)и решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в ее силе, удивительном мужестве, самообладании.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования как при изучении психологии личности, так и других направлений психологии.

2. Проблема описания структуры личности

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Личность – человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира. Человек как целостность и как индивидуум, т. е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид – это конкретный человек как единица общества.

3. Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миро-созерцанием, принявшим форму познавательного идеала, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в структуру которой входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все (четыре) известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и др.

В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога – Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность – социально сформированное качество.

Психология личности | Анатомия здоровья

Одна из крупнейших и наиболее популярных отраслей психологии – психология личности, интересует сегодня не только специалистов, но и всё большее количество простых людей.

Если психологи стремятся понять, как развивается личность, как она различается между индивидами; оценивают, диагностируют и лечат расстройства личности, то многих из нас интересует, как личность влияет на наши мысли и поведение.

Что такое личность?

Что же такое личность? Как понимание собственной личности помогает нам лучше понять свои эмоции и действия?

Личность – это совокупность наших уникальных качеств, которая делает нас тем, кто мы есть, влияет на всю нашу жизнь. Она включает в себя характерный образ мышления, чувств и поведения, а также охватывает настроение, установки и мнения, которые наиболее ярко выражаются во взаимодействии с другими людьми.

Понятие личности охватывает поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого.

На то, кем мы являемся сегодня, включая нашу генетику, наше воспитание и наш жизненный опыт влияет множество факторов. Поэтому единого согласованного определения личности не существует. Её часто считают чем-то, что возникает внутри индивида и остается достаточно последовательным на протяжении всей жизни.

Понимание личности позволяет психологам предсказывать, как люди будут реагировать на определенные ситуации, и какие вещи они предпочитают и ценят.

Чтобы понять, как исследователи изучают психологию личности, важно начать с изучения некоторых наиболее влиятельных теорий личности.

Теории личности

Существует много различных теорий, объясняющих различные аспекты личности. Некоторые теории фокусируются на объяснении того, как развивается личность, в то время как другие касаются индивидуальных различий в личности.

Термин «личность» был определен многими способами, но как психологическое понятие развились два основных значения.

Первый относится к последовательным различиям, существующим между людьми. В этом смысле изучение личности фокусируется на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека.

Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми, и дают возможность разделить их на психологические виды. При этом цель теоретиков личности – искать среди всех людей те закономерности, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на ход жизни.

Эта двойственность может помочь объяснить два направления исследований личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой – поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающих взаимодействие между психологическими характеристиками людей и окружающими их социальными и биологическими событиями.

Однако следует подчеркнуть, что ни одно определение личности не нашло всеобщего признания в этой области.

Так, психолог Гордон Олпорт был одним из первых, кто описал личность в терминах индивидуальных черт. Он предположил, что существуют различные типы черт. Общие черты – это те, которые разделяют многие люди в рамках определенной культуры. Центральные черты – это те, которые составляют индивидуальность человека.

В то время как Олпорт предположил, что существует до 4000 индивидуальных черт, психолог Рэймонд Кэттелл предположил, что их было 16. Позже психолог Ганс Айзенк еще больше сузил этот список черт и предположил, что их всего три: экстраверсия, нейротизм и психотизм.

Теория «большой пятерки» является, пожалуй, самой популярной и широко принятой теорией черт личности на сегодняшний день. Эта теория предполагает, что личность состоит из пяти широких личностных измерений: экстраверсия, приятность, добросовестность, невротизм и открытость. Каждая черта существует в определенной мере у каждого индивида.

Например, при изучении психологии личности вы можете быть высоко экстравертированным, добросовестным и приятным, имея среднее значение открытости и невротизма.

Психолог по имени Эрик Эриксон описал серию из восьми психосоциальных стадий, которые люди проходят в течение жизни. Каждый этап играет значительную роль в развитии личности и психологических навыков.

Эриксона больше интересовало, как социальные взаимодействия влияют на развитие личности. Успешное прохождение этапов ведет к развитию здоровой личности. В то время как теория Фрейда предполагала, что личность формируется и закрепляется в очень раннем возрасте, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться и расти на протяжении всей жизни.

Как определяется личность

Для изучения и определения личности психологи разработали ряд различных личностных тестов, оценок и описей. Многие из этих тестов широко используются в различных условиях. Например, знаменитый индикатор Майерс-Бриггс (MBTI) часто используется в качестве скрининговой оценки перед трудоустройством.

Другие оценки могут быть использованы для того, чтобы помочь людям узнать больше о различных аспектах их личности или в качестве инструментов скрининга и оценки при диагностике различных типов расстройств личности.

Скорее всего, вы столкнулись с большим разнообразием тестов по психологии личности в различных формах онлайн. Многие из этих тестов направлены на то, чтобы выявить «вас – настоящего», в то время как другие явно предназначены только для развлечения.

Например, вы можете столкнуться с онлайн-викторинами, которые определяют, вы – экстравертная или интровертная личность.

Обретение лучшего понимания себя иногда может помочь вам лучше понять, почему вы так хорошо работаете с другими или почему иногда вам кажется, что вам просто нужно немного побыть одному.

Главное – помнить, что любая оценка, которую вы узнаете в интернете, вероятно, должна быть воспринята с позиции здравого смысла. Эти неформальные инструменты могут быть забавными и даже иногда могут дать представление о ваших предпочтениях и характеристиках, но только личностные тесты, проводимые обученными и квалифицированными специалистами, должны использоваться для любого вида формальной оценки или диагностики.

Расстройство личности

Психология личности не только изучает, как развивается личность, но и интересуется различными проблемами, которые могут возникнуть. Был выявлен ряд различных расстройств личности, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и функционирование человека.

Под расстройством личности понимаются хронические расстройства, которые влияют на мысли, поведение и межличностное функционирование человека.

В настоящее время известно 10 различных расстройств личности. Например, к ним относятся антисоциальное, пограничное, нарциссическое, обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Диагноз расстройства личности часто может быть довольно неприятным, но важно помнить, что помощь доступна. Работая с профессионалами в области психического здоровья, вы можете найти способы распознать трудности, которые эти расстройства могут вызвать в вашей жизни, и изучить новые стратегии преодоления.

В зависимости от конкретного диагноза, врач может рекомендовать какую-либо форму психотерапии, обучение навыкам, медикаментозное лечение или сочетание всех трех.

Берегите своё психическое и физическое здоровье!

Личность в психологии — Психологос

Личность — одна из центральных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. Черты личности — это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента — все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей.

Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то — в меньшей.

Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект — «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.

Социальные привычки — социальный уклад, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки – резерв для социальных. Когда они будут замечены и востребованы, они войдут в список социальных. Инициативность, деловая хватка – ранее было наказуемо, а позже стало уважаемо, стало частью «социального я». Тот, кто инициативен, считается социально более богатой личностью, чем человек без инициативы.

Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев (см.→), психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов (см.→). По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

Личность в основных психологических теориях

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком. См.→

Личность в основных разделах психологии

Психология состоит из разделов: общей и социальной психологии, психологии личности и психологии семьи, возрастной и патопсихологии, психотерапии и психологии развития. Естественно, отсюда разные взгляды, подходы и понимание, что такое личность. В общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Отсюда следующее (поведенческое) определение личности —

это относительно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если смотреть не поведенчески, а феноменологически, то личность (по У. Джеймсу) — это осознание себя и своего личного существования.

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. См.→

Понятие и проблемы психологии личности

Психология личности является областью науки, изучающей закономерности формирования, развития и становления личности как субъекта жизнедеятельности. Не существует единой концепции личности, объясняется это тем, что личность представляет собой понятие достаточно сложное, многоаспектное и многоуровневое. Благодаря тому, что оно имеет слишком широкую область применения, смысл данного понятия невозможно заключить в рамки одной из многочисленных теорий и концепций. Таким образом, понятие «личность» необходимо рассматривать с учетом социально-исторических условий, которые стали основой для ее формирования, и в соответствии с занимаемой им ролью в теории личности.

Теория личности выделяет объективные и субъективные сложности в раскрытии понятия «личность». К объективным сложностям можно отнести условия связанные с социально историческими условиями, влияющими на научную мысль и доминирование каких-либо взглядов в обществе, а к субъективным – изменения уровней сознания каждого индивида в отдельности, способность принимать различные взгляды на жизнедеятельность личности и силы, движущие развитием и становлением личности. Категория «личность» обязательно должна рассматриваться в эволюционном плане, то есть в системе изменений научных мыслей.

Понятие и проблемы личности в психологии – это востребованная и актуальная тема в современное время. Высокий интерес, конечно же, не является случайным. Объясняется он тем, что современный человек манифестирует себя, и свое творчество, и свою культуру через идею личности. Понятие и проблемы личности в психологии с одной стороны дают возможность понять человека, а с другой – соединить все представления, полученные о нем из различных психологических теорий.

Существует масса направлений, которые изучают понятие и проблемы личности в психологии. Типологическое направление, к примеру, рассматривает психологию личности, как науку о типах личности, а главной чертой индивидуума выступает его принадлежность к определенному типу. Культурологическое направление изучает влияние культуры на отдельного индивидуума. Отдельные проблемы психологии личности исследуются путем экспериментальных исследований.

Психология личности, несмотря на всю ее продолжительную историю, является интенсивно развивающейся, динамической областью науки, которая с каждым днем накапливает в себе все больше и больше новых данных. Понятие и проблемы личности в психологии, формулировка ряда специфических теоретических положений еще не достигли удовлетворительного уровня знаний о личности человека.

Учебники психологии личности

Учебники психологии личности

Оглавление (щелкните по интересующей категории)

Общие обзоры
Вводная психология личности:
  • Бургер, Дж.М. (2019). Личность (10-е изд.). Бостон, Массачусетс: обучение Cengage.

  • Карвер, К. С., и Шайер, М. Ф. (2017). Перспективы личности (8-е изд.). Нью-Йорк: образование Пирсона.

  • Cervone, D., & Pervin, L.A. (2016). Личность: теория и исследования (13-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья.

  • Купер, К. (2010). Индивидуальные различия и личность (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

  • Фрагер, Р. и Фадиман, Дж. (2013). Личность и личностный рост (7-е изд.). Бостон, Массачусетс: Образование Пирсона.

  • Фондер, Д. (2016). Загадка личности (7-е изд.). Нью-Йорк: W.W. Нортон.

  • Хаслам, Н., Смилли, Л., и Сонг, Дж. (2017). Введение в личность, индивидуальные различия и интеллект (2-е изд.). Нью-Йорк: Sage Publications.

  • Ларсен, Р.Дж., и Басс, Д.М. (2018). Психология личности: области знаний о человеческой природе (6-е изд.). Нью-Йорк: McGraw-Hill Education.

  • Мэтьюз, Г., Дири, И. Дж., И Уайтман, М. К. (2009). Особенности личности (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

  • Майер, Дж. Д. (2018). Личность: системный подход (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.

  • МакАдамс, Д. П. (2008). Человек: Введение в науку психологии личности (5-е изд.). Нью-Йорк: Джон Вили и сыновья.

  • Mischel, W., Shoda, Y., & Ayduk, O. (2008). Введение в личность: к интегративной науке о личности (8-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья.

  • Мисерандино, М. (2011). Психология личности: основы и выводы .Бостон, Массачусетс: Пирсон / Аллин и Бэкон.

Теория личности:

  • Аллен, Б. П. (2006). Теории личности: развитие, рост и разнообразие (5-е изд.). Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

  • Клонингер, С. К. (2012). Теории личности: понимание людей (6-е изд.). Бостон, Массачусетс: Пирсон / Аллин и Бэкон.

  • Краун, Д. П. (2010). Теория личности (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

  • Дерлега, В. Дж., Уинстед, Б. А., и Джонс, В. Х. (2005). Личность: современная теория и исследования (3-е изд.). Белмонт, Калифорния: Cengage Learning / Wadsworth.

  • Энглер Б. (2013). Теории личности (9-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning.

  • Юэн, Р. Б. (2009). Введение в теории личности (7-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

  • Файст, Дж., Файст, Дж. Дж. И Робертс, Т.А. (2018). Теории личности (9-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

  • Фридман, Х. С., и Шустак, М. У. (2015). Личность: классические теории и современные исследования (6-е изд.). Бостон, Массачусетс: Образование Пирсона.

  • Хоган Р. и Смитер Р. (2008). Личность: теории и приложения (2-е изд.). Талса, хорошо: Hogan Press.

  • Джон, О.П., Робинс, Р. У. и Первин, Л. А. (ред.). (2008). Справочник личности: теория и исследования (3-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

  • Олсон, М., и Хергенхан, Б. Р. (2010). Введение в теории личности (8-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall.

  • Рикман, Р. М. (2013). Теории личности (10-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning.

  • Шульц Д.П., и Шульц, С. Э. (2017). Теории личности (11-е изд.). Бостон, Массачусетс: обучение Cengage.

  • Соллод, Р. Н. и Монте, К. Ф. (2008). Под маской: Введение в теории личности (8-е изд.). Нью-Йорк: Вили.

Чтения по психологии личности:

  • Friedman, H. S., & Schustack, M. W. (Eds.). (2008). Читатель личности (2-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

  • Фундер, Д. К., & Озер, Д. Дж. (Ред.). (2010). Части загадки личности: чтения по теории и исследованиям (5-е изд.). Нью-Йорк: W.W. Нортон.

  • Майер, Дж. Д. (2007). Чтения по психологии личности . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

  • Морф, К. К., & Айдук, О. (ред.). (2005). Современные направления психологии личности . Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон / Прентис-Холл.


Конкретные направления исследований
Развитие и изменение личности:
  • Бусс, А. Х. (2011). Пути к индивидуальности: эволюция и развитие личностных качеств .Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

  • Фундер, Д. К., Парк, Р. Д., Томлинсон-Кизи, К. А. и Видаман, К. (ред.). (1996). Изучение жизни во времени: личность и развитие . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

  • Kohnstamm, G.A., Halverson, Jr., C.F., Mervielde, I., & Havill, V.L. (ред.). (2014). Родительские описания детской личности: антецеденты развития большой пятерки? Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

  • Mroczek, D. K., & Little, T. D. (ред.). (2006). Справочник по развитию личности . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

  • Шаффер Д. Р. (2009). Социальное развитие и личность (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Wadsworth, Cengage Publishing.

Структура личности:

Интеллект:

  • Броуди Н. (1992). Intelligence (2-е изд.). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.

  • Кэмпбелл, Л., Кэмпбелл, Б., и Дикинсон, Д. (2004). Преподавание и обучение с помощью множественного интеллекта (3-е изд.). Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

  • Чаморро-Премузич, Т., и Фернхэм, А. (2005). Личность и интеллектуальные способности . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

  • Cianciolo, A. T., & Sternberg, R. J. (2004). Разведка: краткая история .Мальден, Массачусетс: Издательство Блэквелл.

  • Флинн, Дж. Р. (2009). Что такое интеллект? За пределами эффекта Флинна . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

  • Фрейзер, С. (ред.). (1995). Войны Bell Curve: раса, интеллект и будущее Америки . Нью-Йорк: Основные книги.

  • Гарднер, Х. (2006). Множественный интеллект: новые горизонты теории и практики . Нью-Йорк: Основные книги.

  • Гоулман, Д.П. (2005). Эмоциональный интеллект . Нью-Йорк: Bantam Books.

  • Herrnstein, R. J., & Murray, C. (1996). Колоколообразная кривая: интеллект и классовая структура в американской жизни . Нью-Йорк: Свободная пресса в мягкой обложке.

  • Дженсен А. Р. (1998). Фактор g: наука об умственных способностях . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger.

  • Миле, Ф. (2004). Интеллект, раса и генетика: беседы с Артуром Р.Дженсен . Боулдер, Колорадо: Westview Press.

  • Neisser, U. (Ed.). (1998). Кривая роста: долгосрочный прирост IQ и связанные с этим показатели . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

  • Salovey, P., & Sluyter, D. J. (Eds.). (1997). Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: образовательные значения . Нью-Йорк: Основные книги.

  • Wyer, Jr., R. S., & Srull, T. K. (Eds.). (1989). Социальный интеллект и когнитивные оценки личности (Достижения в области социального познания, том 2). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.

Мотивация:

  • Бек, Р. К. (2003). Мотивация: теории и принципы (5-е изд.). Бостон, Массачусетс: Образование Пирсона.

  • Декерс, Л. (2018). Мотивация: биологические, психологические и экологические (5-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж.

  • Франкен, Р.Э. (2006). Человеческая мотивация (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Wadsworth / Cengage Learning.

  • Хиггинс, Э. Т., и Соррентино, Р. М. (ред.). (1990). Справочник по мотивации и познанию: Том 2. Основы социального поведения. Нью-Йорк: Публикации Гилфорда.

  • Морселла, Э., Барг, Дж. А., и Голлвитцер, П. М. (ред.). (2009). Оксфордский справочник по человеческой деятельности (социальное познание и социальная неврология) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

  • Петри, Х. Л., и Губерн, Дж. М. (2012). Мотивация: теория, исследования и приложения (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Cengage Learning / Wadsworth.

  • Рив, Дж. (2014). Понимание мотивации и эмоций (6-е изд.). Нью-Йорк: Джон Вили и сыновья.

  • Соррентино, Р. М., Хиггинс, Э. Т. (ред.). (1986). Справочник по мотивации и познанию: Том 1. Основы социального поведения .Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Биологические основы личности:

  • Канли Т. (ред.). (2006). Биология личности и индивидуальных различий . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

  • Plomin, R., & McClearn, G.E. (ред.). (1996). Природа, воспитание и психология . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

  • Роу, Д. К. (1993). Пределы влияния семьи: гены, опыт и поведение .Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Другие темы психологии личности:

  • Cervone, D., & Shoda, Y. (ред.). (1999). Согласованность личности: социально-когнитивные основы последовательности, изменчивости и организации . Нью-Йорк: Публикации Гилфорда.

  • Corr, P. J., & Matthews, G. (Eds.). (2009). Кембриджский справочник по психологии личности . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

  • Даттон, Д.Г. (2007). Жестокая личность: насилие и контроль в интимных отношениях (2-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

  • Двек, С. С. (2000). Я-теории: их роль в мотивации, личности и развитии . Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press.

  • Элиас, А., Хэмпсон, С. Э., и де Раад, Б. (ред.). (2015). Успехи в психологии личности (Том 2). Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press.

  • Фернхам, А.(2008). Личность и интеллект на работе: изучение и объяснение индивидуальных различий на работе . Лондон: Рутледж.

  • Смайт, У. Э. (ред.). (1998). К психологии личности . Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press.


Теории личности, черты характера и результаты исследований личности

Психология личности: теории личности, черты характера и результаты исследований личности ЛИЧНОСТЬ Одна важная тема касается психологии личности.Как
мы определяем личность? Этот вопрос аналогичен вопросу о
, что такое я. Определение «я» можно рассматривать как аналогичное определению личности в
.
Определение личности: Личность относится к
устойчивым образцам поведения, мыслей и эмоций человека.
Психология личности — это подраздел психологии, а психология личности
включает в себя теории личности и результаты исследований личности. Теории личности Существует ряд теорий, которые могут объяснить
индивидуальные различия в поведении. Теории личности можно разделить по крайней мере на пять категорий
: психоаналитические теории личности, теории гуманистической личности
, теории черт личности, теории обучающейся личности и
теории когнитивной личности. Эти теории личности можно считать
важными психологическими теориями.

Фокус каждого типа теории личности указан ниже:

Психоаналитические теории личности : бессознательное. Гуманистические теории личности : личная ответственность и личностный рост
. Теории черт личности : характеристики личности, существующие в континууме
. Изучение личностных теорий : обучение в результате влияния окружающей среды
. Теории когнитивной личности : различия в том, как люди обрабатывают информацию
.

Пример психоаналитической теории личности —

защитные механизмы Фрейда.Теорию иерархии потребностей Маслоу можно рассматривать как гуманистическую теорию личности
. Наблюдательное обучение можно рассматривать как теорию обучающейся личности
. Примером теории черт личности является
черт личности Большой пятерки.

Чтобы получить более четкое представление об этих теориях личности,
я объясню, как каждый тип теории может объяснить человека, который часто
опаздывает на работу. Теория черт может объяснить запоздалое поведение по отношению к
низким уровнем сознательности.Гуманистическая теория личности
может объяснить позднее поведение в отношении неспособности
взять на себя ответственность за свое негативное поведение. Психоаналитическая теория
может объяснить позднее поведение с точки зрения бессознательного защитного механизма
. Теория обучения может объяснить позднее поведение
тем, что другие сотрудники опаздывают на работу. Наконец, когнитивная теория
может объяснить позднее поведение в отношении убеждений о важности работы
.

Черты личности

Есть много возможных атрибутов, которые можно рассматривать как черты личности
. Что такое черта личности?
Определение черты личности: Черта личности — это характеристика
, которая описывает личность человека.
Некоторые примеры личностных качеств включают следующие прилагательные
, которые могут описывать некоторых людей: интеллектуальный, застенчивый, общительный, забавный, добрый,
любопытный, чувствительный и эгоистичный.
Одно из представлений о личностных качествах состоит в том, что существует пять основных параметров
, которые описывают индивидуальные различия в личности. Статья под
включает описание пяти измерений. Большая пятерка личностных черт Результаты исследования личности Существует ряд интересных результатов исследований, касающихся личности
. Ниже приведены некоторые статьи с результатами исследований. Связан ли либерализм-консерватизм с художественными предпочтениями? Психология счастья: связаны ли социальные интересы со счастьем? Психология книг: может ли чтение книг по самопомощи повысить самореализацию
? Связана ли потребность в познании с Творческое поведение? Связана ли потребность в познании с эффективностью продаж? Как рукопожатие связано с личностью? Как музыкальные предпочтения связаны с личностью? Связана ли потребность в уникальности с творческим поведением? Психология свободы воли: вера в свободу воли связана с работой
Производительность? Творческие способности и мечты Развитие личности: связано ли принятие прошлого с меньшей отрицательной аффективностью
Осознанные сновидения: связана ли потребность в познании с осознанными сновидениями?

Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.

Психология личности — Инфогалактика: ядро ​​планетарного знания

Психология личности — это раздел психологии, изучающий личность и ее вариации среди людей. Его основные направления:

  • Построение целостной картины личности и ее основных психологических процессов
  • Исследование индивидуальных психологических различий
  • Исследование человеческой природы и психологического сходства между людьми

«Личность» — это динамический и организованный набор характеристик, которыми обладает человек, который уникальным образом влияет на его среду, познания, эмоции, мотивации и поведенческие науки в различных ситуациях.Слово «личность» происходит от латинского persona , что означает маска.

Личность также относится к образцу мыслей, чувств, социальных приспособлений и поведения, который постоянно проявляется в течение долгого времени и сильно влияет на ожидания, самовосприятие, ценности и отношения. Он также предсказывает человеческие реакции на других людей, проблемы и стресс. [1] [2] До сих пор нет единого мнения по поводу определения «личности» в психологии.Гордон Олпорт (1937) описал два основных способа изучения личности: номотетический и идиографический. Номотетическая психология ищет общие законы, которые можно применить к разным людям, такие как принцип самоактуализации или черта экстраверсии. Идиографическая психология — это попытка понять уникальные аспекты конкретного человека.

Психология изучения личности имеет обширную и разнообразную историю с множеством теоретических традиций.Основные теории включают диспозиционную (личностную) перспективу, психодинамическую, гуманистическую, биологическую, бихевиористскую, эволюционную и социальную перспективу обучения. Однако многие исследователи и психологи явно не отождествляют себя с определенной точкой зрения, а вместо этого придерживаются эклектического подхода. Исследования в этой области основаны на эмпирическом опыте, например, на многомерных моделях, основанных на многомерной статистике, такой как факторный анализ, или на развитии теории, такой как теория психодинамики.Также большое внимание уделяется прикладной области тестирования личности. В психологическом образовании и обучении изучение природы личности и ее психологического развития обычно рассматривается как предварительное условие для курсов по патологической психологии или клинической психологии.

Философские предположения

Многие идеи, развитые историками и современными теоретиками личности, проистекают из основных философских предположений, которых они придерживаются. Изучение личности не является чисто эмпирической дисциплиной, поскольку оно включает элементы искусства, науки и философии, позволяющие сделать общие выводы.Следующие пять категорий являются одними из самых фундаментальных философских предположений, с которыми теоретики расходятся: [3]

1. Свобода против детерминизма
Это вопрос, имеют ли люди контроль над своим поведением и понимают ли его мотивы, или их поведение причинно определяется силами, находящимися вне их контроля. Согласно различным теориям, поведение классифицируется как бессознательное, экологическое или биологическое. [3]

2. Наследственность против окружающей среды
Считается, что личность в значительной степени определяется либо генетикой и биологией, либо окружающей средой и опытом. Современные исследования показывают, что большинство черт личности основано на совместном влиянии генетики и окружающей среды. Одним из предшественников на этой арене является Роберт Клонинджер, который первым разработал модель темперамента и характера. [3]

3. Уникальность против универсальности
В этом вопросе обсуждается степень индивидуальности (уникальности) или сходства по природе (универсальность) каждого человека.Гордон Олпорт, Авраам Маслоу и Карл Роджерс были сторонниками уникальности личности. Бихевиористы и когнитивные теоретики, напротив, подчеркивают важность универсальных принципов, таких как подкрепление и самоэффективность. [3]

4. Активное против реактивного
В этом вопросе исследуется, действуют ли люди в первую очередь через индивидуальную инициативу (активную) или через внешние стимулы. Традиционные теоретики поведения обычно полагали, что люди пассивно формируются окружающей средой, тогда как теоретики гуманизма и когнитивной теории считают, что люди более активны в своей роли. [3] Большинство современных теоретиков согласны с тем, что оба важны, а совокупное поведение в первую очередь определяется чертами характера и ситуационными факторами, которые являются основным предиктором поведения в краткосрочной перспективе. [4] [5] [6]

5. Оптимистический и пессимистический
Теории личности различаются в отношении того, являются ли люди неотъемлемой частью изменения своей личности. Теории, в которых большое внимание уделяется обучению, часто более оптимистичны, чем те, которые этого не делают. [3]

Теории личности

Изучение личности основано на важном понимании того, что все люди в чем-то похожи, а в других — разные. [7] Было предложено много разных определений личности. Однако многие современные психологи согласны со следующим определением:

Личность — это паттерн характерных мыслей, чувств и поведения, который отличает одного человека от другого и сохраняется во времени и в различных ситуациях. [7]

Теории свойств

Основная статья: Теория черт

Согласно диагностическому и статистическому руководству Американской психиатрической ассоциации , личностные черты — это «устойчивые модели восприятия, отношения и размышления об окружающей среде и самом себе, которые проявляются в широком диапазоне социальных и личных контекстов». Теоретики обычно предполагают, что а) черты характера относительно стабильны во времени, б) черты характера различаются у разных людей и в) черты влияют на поведение.Они постоянно используются, чтобы помочь определить людей в целом. Черты относительно постоянны; они обычно не меняются. Черты характера также биполярны; они варьируются от одной крайности к другой (например, дружеские и недружелюбные). [8]

Наиболее распространенные модели черт включают от трех до пяти широких измерений или факторов. Все теории черт включают по крайней мере два измерения, экстраверсию и невротизм, которые исторически фигурировали в гуморальной теории Гиппократа. [9]

  • Гордон Олпорт выделил различные типы черт, которые он также назвал предрасположенностями. Центральные черты являются основными для личности человека, а второстепенные черты являются более периферийными. Общие черты — это те, которые распознаются в рамках культуры и, следовательно, могут варьироваться от культуры к культуре. Кардинальные черты — это черты, по которым можно четко узнать человека. В своей книге « Личность: Психологическая интерпретация » Гордон Олпорт (1937) установил психологию личности как законную интеллектуальную дисциплину и представил первую из современных теорий черт. [10]
  • Исследование Рэймонда Кеттелла пропагандировало двухуровневую структуру личности с шестнадцатью «первичными факторами» (16 личностными факторами) и пятью «вторичными факторами». За свою долгую карьеру Кеттелл написал 50 книг, 500 журналов и 30 различных типов стандартизированных тестов. Для Кеттелла сама личность была определена в терминах поведенческого предсказания. Он определил личность как то, что позволяет предсказывать, что человек будет делать в данной ситуации.
  • Теория Джона Гиттингера и ее приложения [1] [11] [12] (Система оценки личности (PAS)) использует тесты интеллекта Векслера, которые являются хорошо стандартизированными и объективными инструментами, а не тестами самооценки .PAS исключает личностные черты (примитивность) и два дополнительных уровня, Basid и Surface, которые являются адаптациями прессы и обучения, вызванных окружающей средой. Многофакторные описания личности Гиттингера превышают 500 описаний результатов на основе данных. [13]
  • Ганс Айзенк считал, что всего трех черт — экстраверсии, невротизма и психотизма — достаточно для описания человеческой личности. Различия между Кеттеллом и Айзенком возникли из-за предпочтений различных форм факторного анализа, при этом Кеттел использовал наклонное ортогональное вращение Айзенка для анализа факторов, которые возникли при статистическом анализе личностных опросников.Сегодня факторы Большой пятерки основаны на значительном количестве эмпирических исследований, основанных на работе Кеттелла и других. Айзенк вместе с другим современником психологии черт по имени Дж. П. Гилфорд (1959) считал, что результирующие факторы черт, полученные в результате факторного анализа, должны быть статистически независимыми друг от друга, то есть факторы должны быть расположены (повернуты) так, чтобы они не коррелировали. или ортогональные (под прямым углом) друг к другу.
  • Льюис Голдберг предложил пятимерную модель личности, получившую прозвище «Большая пятерка»: [14]
    1. Открытость опыту : склонность к творческому воображению, независимость и интерес к разнообразию vs.практичный, соответствующий и заинтересованный в рутине.
    2. Добросовестность : склонность к организованности, осторожности и дисциплине в сравнении с неорганизованностью, беспечностью и импульсивностью.
    3. Экстраверсия : склонность к общению, веселью и нежностью по сравнению с уединенным, мрачным и сдержанным.
    4. Доброжелательность : склонность быть мягкосердечным, доверчивым и полезным по сравнению с безжалостностью, подозрительностью и отказом от сотрудничества.
    5. Невротизм : склонность к тревоге, неуверенности и жалости к себе vs.спокойный, безопасный и самодовольный [15]
Большая пятерка содержит важные аспекты личности. Однако некоторые исследователи личности утверждают, что этот список основных черт не является исчерпывающим. Определенную поддержку получили два дополнительных фактора: отличный / обычный и злой / достойный. Однако окончательных выводов сделано не было. [15]
  • Майкл Эштон и Кибеом Ли в 2008 году предложили шестимерную модель структуры личности HEXACO.Чертами / факторами личности HEXACO являются: честность-смирение (H), эмоциональность (E), экстраверсия (X), доброжелательность (A), сознательность (C) и открытость опыту (O). Три измерения — экстраверсия, сознательность и открытость опыту — считаются в основном такими же, как и их аналогичные измерения в модели большой пятерки. Однако в модели HEXACO честность-смирение, эмоциональность и уступчивость отличаются от факторов невротизма и согласия модели большой пятерки.Эштон и Ли особенно подчеркивают фактор Честности-Смирения (H), который отличает модель HEXACO от других систем личности. В частности, фактор H описывается как искренний, честный, верный / лояльный, скромный / непритязательный, справедливый, ПРОТИВ лукавый, лживый, жадный, претенциозный, лицемерный, высокомерный и напыщенный. Фактор H был связан с криминальными, материалистическими, властолюбивыми и неэтичными тенденциями. [16]

Модели черт критиковались как чисто описательные и мало объясняющие глубинные причины личности.Теория Айзенка, однако, предлагает биологические механизмы в качестве движущих черт, а современные исследователи поведенческой генетики показали им явный генетический субстрат. [ расплывчато ] Еще одна потенциальная слабость теорий черт состоит в том, что они могут побудить некоторых людей принять чрезмерно упрощенную классификацию или, что еще хуже, дать совет, основанный на поверхностном анализе личности. Наконец, модели черт часто недооценивают влияние конкретных ситуаций на поведение людей.

Черты характера считаются статистическими обобщениями, которые не всегда соответствуют поведению человека.

Значение генетического влияния на характеристики личности может измениться в течение пяти лет. Различия в возрасте создают больше переменных даже внутри семьи, поэтому лучшие сравнения можно найти с использованием близнецов. Близнецы обычно разделяют семейную среду, называемую общей средой, потому что они могут иметь общие аспекты, такие как учителя, школа и друзья. Необщая среда означает совершенно разную среду для обоих субъектов. «Биологически родственные дети, разлученные после рождения и выросшие в разных семьях, живут в необщей среде.»Однояйцевые близнецы, разлученные при рождении и выросшие в разных семьях, представляют собой лучшие примеры наследственности и личности, потому что сходство между ними обусловлено только генетическими влияниями. Уязвимость была фактором в этом исследовании, которое принималось во внимание при рассмотрении вопроса о генетическом влиянии на Уязвимость.Исследование пришло к выводу, что монозиготные двойные близнецы будут более похожи, чем дизиготные однояйцевые близнецы, в изменении с течением времени.Данные пришли к выводу, что не было никаких существенных различий между монозиготными и дизиготными близнецами. [17] [18]

Другой текущий открытый вопрос — важны ли генетические факторы для вероятности того, что близнецы будут меняться одинаково в течение определенного периода времени. Была обнаружена связь между личностной чертой невротизма и полиморфизмом, называемым 5-HTTLPR, в гене переносчика серотонина, но эта связь не была воспроизведена в более крупных исследованиях. [19] Другие исследования генов-кандидатов предоставили слабые доказательства того, что некоторые черты личности связаны с AVPR1A («ген безжалостности») и MAOA («ген воина»).Генотипы или генетический состав организма влияют, но не полностью определяют физические особенности человека. На них также влияет окружение и поведение, которым они окружены. Например, на рост человека влияет генетика, но если он недоедает, рост будет задерживаться независимо от того, что говорит его генетическая кодировка. Окружающая среда также не несет полной ответственности за результат в личности. Примером из «Психобиология личности » Марвина Цукермана является алкоголизм: исследования показывают, что алкоголизм является наследственным заболеванием, но если субъект с сильным биологическим фоном алкоголизма в его генеалогическом древе никогда не подвергался воздействию алкоголя, он не будет так склонен. независимо от их генома. [20]

Это также вопрос, открытый для обсуждения, есть ли генетическое влияние на склонность братьев-близнецов к изменениям, без учета направления изменения. Другой фактор, на который можно обратить внимание, — это биологические родственники по сравнению с приемными родственниками, и его можно ясно увидеть в реальном эксперименте: усыновлении. Это создает две группы: генетические родственники (биологические родители и братья и сестры) и родственники по окружающей среде (приемные родители и братья и сестры). Изучив сотни приемных семей, исследователи обнаружили, что люди, которые растут вместе, биологически или нет, не очень похожи друг на друга по характеру.По таким характеристикам, как экстраверсия и покладистость, приемные дети больше похожи на своих биологических родителей, чем на приемных родителей. Однако незначительные эффекты совместной среды не означают, что приемное воспитание неэффективно. Несмотря на то, что генетика может ограничивать влияние семейного окружения на личность, родители действительно влияют на отношение, ценности, веру, манеры и политику своих детей. В приемных семьях безнадзорность и жестокое обращение с детьми и даже развод между родителями — редкость. Это указывает на то, что, несмотря на несколько больший риск психологического расстройства, неудивительно, что большинство приемных детей преуспевают, особенно когда их усыновляют в младенчестве.Фактически, семь из восьми сообщили, что чувствуют сильную связь с одним или даже обоими приемными родителями. [21]

Типовые теории

Тип личности относится к психологической классификации разных типов людей. Типы личности отличаются от черт личности, которые бывают разной степени. Например, согласно теории типов, есть два типа людей: интроверты и экстраверты. Согласно теориям черт, интроверсия и экстраверсия являются частью непрерывного измерения, в центре которого находится множество людей.Идея психологических типов возникла в теоретической работе Карла Юнга, [22] , в частности, в его книге 1921 года « Psychologische Typen » ( Psychologische Typen) и Уильяма Марстона. [23]

Основываясь на трудах и наблюдениях Юнга во время Второй мировой войны, Изабель Бриггс Майерс и ее мать, Кэтрин С. Бриггс, определили типы личности, построив Индикатор типа Майерс-Бриггс. [24] Эта модель была позже использована Дэвидом Кейрси с пониманием, отличным от понимания Юнга, Бриггса и Майерса. [25] В бывшем Советском Союзе литовка Аушра Аугустинавичюте независимо вывела модель типа личности из модели соционики Юнга.

Модель представляет собой более старый и более теоретический подход к личности, принимающий экстраверсию и интроверсию в качестве основных психологических ориентаций в связи с двумя парами психологических функций:

  • Функции восприятия: сенсорное восприятие и интуиция (доверие к конкретным, сенсорно-ориентированным фактам vs.доверие абстрактным концепциям и воображаемым возможностям)
  • Судейские функции: мышление и чувство (принятие решений в основном на основе логики, а не с учетом воздействия на людей).

Бриггс и Майерс также добавили еще одно измерение личности к своему индикатору типа, чтобы определить, предпочитает ли человек использовать функцию суждения или восприятия при взаимодействии с внешним миром. Поэтому они включали вопросы, призванные указать, хочет ли кто-то делать выводы (суждение) или оставить варианты открытыми (восприятие). [24]

Эта типология личности имеет некоторые аспекты теории черт: она объясняет поведение людей с точки зрения противоположных фиксированных характеристик. В этих более традиционных моделях предпочтение восприятия / интуиции считается самым основным, разделяя людей на «N» (интуитивный) или «S» (сенсорный) типы личности. Далее предполагается, что «N» руководствуется либо мышлением, либо чувством и делится на «NT» (ученый, инженер) или «NF» (автор, гуманист) темперамент. Напротив, предполагается, что «S» в большей степени руководствуется осью суждения / восприятия и, таким образом, делится на темперамент «SJ» (опекун, традиционалист) или «SP» (исполнитель, ремесленник).Эти четыре фактора считаются основными, а два других фактора в каждом случае (включая всегда экстраверсию / интроверсию) менее важны. Критики этого традиционного взгляда заметили, что типы могут быть довольно сильно стереотипными в зависимости от профессии (хотя ни Майерс, ни Кейрси не использовали такие стереотипы в своих описаниях типов), [24] и, таким образом, могут возникать в большей степени из-за необходимости категоризировать людей для цели, которыми они руководствуются при выборе карьеры. [26] Это среди других возражений привело к появлению пятифакторной точки зрения, которая меньше касается поведения в рабочих условиях и больше касается поведения в личных и эмоциональных обстоятельствах.(Следует, однако, отметить, что MBTI не предназначен для измерения «самости работы», а скорее того, что Майерс и МакКолли называли «самоотверженной личностью». [27] ) Некоторые критики утверждали, что больше или меньше измерений, в то время как другие предлагали совершенно разные теории (часто предполагающие разные определения «личности»).

Теория личности типа A и типа B: в 1950-х годах Мейер Фридман и его коллеги определили то, что они назвали моделями поведения типа A и типа B.Они предположили, что у интенсивных и упорных людей типа А выше риск коронарной болезни, потому что они «наркоманы на стресс». С другой стороны, люди типа B были более расслабленными, менее конкурентоспособными и менее подверженными риску. Также был смешанный профиль Type AB.

Профессиональная модель RIASEC Джона Л. Холланда, обычно именуемая Кодексом Голландии , предусматривает, что шесть типов личности побуждают людей выбирать свой карьерный путь. В этой циркумплексной модели шесть типов представлены в виде шестиугольника, при этом смежные типы более тесно связаны, чем более отдаленные.Модель широко используется в профессиональном консультировании.

Модель личности Эдуарда Шпрангера, состоящая из шести (или, по некоторым поправкам, 6 +1) основных типов ценностных установок , описанная в его книге Типы мужчин ( Lebensformen ; Halle (Saale): Niemeyer, 1914; английский перевод PJW Pigors — Нью-Йорк: GE Stechert Company, 1928).

Эннеаграмма личности, модель человеческой личности, которая в основном используется как типология девяти взаимосвязанных типов личности.Его критиковали за то, что он может быть интерпретирован, что затрудняет его научное тестирование или подтверждение; однако это находится на начальной стадии академических исследований с использованием той же технологии ЭЭГ, которую использует исследование Майерс-Бриггс.

Возможно, самой древней попыткой психологии личности является типология личности, изложенная в индийских буддийских школах Абхидхармы. Эта типология в основном фокусируется на отрицательных личных качествах (жадности, ненависти и заблуждениях) и соответствующих позитивных медитативных практиках, используемых для противодействия этим чертам.

Психодинамические теории

Психоаналитические теории объясняют человеческое поведение с точки зрения взаимодействия различных компонентов личности. Зигмунд Фрейд был основателем этой школы мысли. Фрейд использовал физику своего времени (термодинамику) для создания термина психодинамика. Основываясь на идее преобразования тепла в механическую энергию, он предположил, что психическая энергия может быть преобразована в поведение. Теория Фрейда придает центральное значение динамическим бессознательным психологическим конфликтам. [28]

Фрейд делит человеческую личность на три важных компонента: ид, эго и супер-эго. id действует в соответствии с принципом удовольствия , требуя немедленного удовлетворения своих потребностей независимо от внешней среды; эго тогда должно появиться, чтобы реально удовлетворить желания и требования id в соответствии с внешним миром, придерживаясь принципа реальности . Наконец, суперэго (совесть) внушает эго моральные суждения и социальные правила, тем самым вынуждая удовлетворять требования Оно не только реалистично, но и морально.Суперэго — это последняя функция личности, которая должна развиваться, и воплощение родительских / социальных идеалов, установленных в детстве. Согласно Фрейду, личность основана на динамическом взаимодействии этих трех компонентов.