Содержание

Конфликтность личности — Психология жизни

Что такое конфликтность личности?

Конфликтность личности — это психологическая готовность и склонность личности к созданию конфликтной ситуации, это интегральное свойство личности, которое отражает частоту её вступления в межличностные конфликты.

Конфликтность бывает повышенной, что отражает степень вовлеченности человека в развитие конфликтов. Конфликтная личность и типы конфликтных личностей 

Конфликтность личности также может быть внутренней, которая зависит от личного отношения человека к окружающему миру, либо внешней, которая навязывается человеку окружающими.

 

Итак, конфликтность личности — это свойство, которое отражает частоту вступления человека в межличностные конфликты. Повышенная личностная конфликтность человека ведёт к постоянному провоцированию им напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими, при этом проблемной ситуации при взаимодействии может не возникать.

Основные факторы конфликтности личности

Конфликтность личности обусловлена совокупным влиянием нескольких факторов

Психологические факторы. Такая конфликтность зависит от типа темперамента человека, уровня его личностной агрессивности и психологической устойчивости, а также уровня притязаний и акцентуаций характера, актуального эмоционального состояния индивида на момент взаимодействия.

Социально — психологические факторы конфликтности личности. Среди них важное значение имеют социальные установки и ценности человека, его личное отношение к оппоненту и уровень компетентности в общении  Как влиять на людей? Психологические хитрости

Сугубо социальные факторы личностной конфликтности, среди которых можно выделить: условия жизни и деятельности человека, наличия возможности отдохнуть, специфика социального окружения, общий уровень культуры, а также наличие определенных возможностей для удовлетворения ведущих, значимых потребностей личности. Могут ли конфликты быть полезными? 

Конфликтное поведение человека

Сам процесс взаимодействия субъектов происходит не всегда в том направлении, в котором предполагалось. Само слово взаимодействие ассоциируется с объединением определенных субъектов для достижения определенных целей. Бывают случаи, когда взаимодействие превращается в конфликтное поведение.

Тест покажет конфликтная ли вы личность?

Конфликтное поведение (взаимодействие) — это в первую очередь открытое столкновение оппонентов, у которых возникли определенные противоречия определенной проблемы.

 

Конфликтные процессы возникают потому, что нет идеальных личностей, которые всегда в любых обстоятельствах ведут себя по нравственным нормам. К причинам возникающих в конфликтном взаимодействии можно отнести: наличие различных взглядов; наличие определенных конфликтующих лиц; мотивов и способов решения конфликтов.

Абрахам Маслоу считал: «Что главная причина возникновения конфликтного взаимодействия, зависит от невозможности личности удовлетворить самые важные жизненные потребности».

Причины повышенной конфликтности личности

Один из ведущих специалистов в области конфликтологии Билл Эдди считает, что конфликтность не является психическим расстройством личности. По его мнению, причинами конфликтного поведения являются неуверенность в себе и всевозможные страхи. От страха остаться незамеченным или брошенным, до страха быть униженным, или страха попасть под влияние, проявляющийся в виде защитной реакции Психологическая самозащита в конфликте 

Выявление личностной конфликтности

К наиболее популярным тестам и опросникам, целью которых является диагностика уровня межличностной конфликтности, можно отнести: «опросник А. Басса — А. Дарки», «диагностика МЛО Т. Лири», «личностный опросник Г. Айзенка», «16-факторный личностный опросник Кеттелла», «шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера», а также методика «Q-сортировка», и «опросник К. Томаса» Формула конфликта

Конфликтология и управление конфликтами

Человек, живущий в современном мире, безусловно, подвержен различного рода влияниям и воздействиям со стороны окружающей его действительности. Это может проявляться и в отношении человека к жизненным ситуациями, обстоятельствам и другим людям, и в отношении к нему окружающих его людей, и, конечно же, в отношении человека к самому себе. Но пожалуй, наибольшее воздействие на настроение, мировосприятие, психические проявления и даже направленность действий и деятельности каждого из нас оказывают наши отношения с другими людьми.

Вопрос этот очень глубок и многогранен, и рассмотреть его в рамках одной статьи или небольшого цикла статей не представляется возможным. Хотя, если задаться такой целью, а сам вопрос разбить на несколько отдельных составляющих, то желаемого результата можно добиться. Именно поэтому на страницах нашего интернет-ресурса «4Brain» мы уже во всех подробностях освещали такие темы, как психология человека, НЛП, творческое мышление, здоровый образ жизни, тайм-менеджмент и множество других. Наверняка, каждый из этих тренингов, если вы изучали их, смог научить вас чему-то новому и полезному. Настоящий же тренинг мы посвящаем одной из наиболее важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни – конфликтам.

Владеть информацией о конфликтах и уметь ими управлять – это полезный навык для каждого человека. Как известно, все люди отличаются друг от друга не только физически, но также характером, темпераментом, душевной организацией, интересами, вкусами, нравами и т.д. И общение людей не всегда бывает дружественным и конструктивным – по определённым причинам между людьми возникают напряжённые отношения и конфликты. Причём, это могут быть не просто разногласия, споры, скандалы и мелкие неприятности, но и конфликтные отношения более крупных масштабов, вплоть до драк, забастовок, пикетов, восстаний и даже мировых войн. Чтобы убедиться в этом, можно просто включить телевизор и посмотреть утренние или вечерние новостные программы.

Конфликты подстерегают человека буквально на каждом шагу: дома и на работе, в транспорте и общественных местах, в родном городе, где мы провели всю жизнь, и в другой стране, куда отправились на отдых. Конфликтов не избежать. И даже если вы, как сейчас принято выражаться, мегапозитивный человек, в жизни, так или иначе, будут возникать ситуации, когда нужно будет доказать свою точку зрения, войти в положение другого человека, выслушать что-то неприятное в свой адрес, с чем-то не согласиться и, вполне вероятно, даже применить силу, чтобы отстоять свои права или защитить себя или близких.

Естественно, вероятность того, что мы с вами сможем повлиять на ситуацию в мире, ничтожно мала. Да и представленный тренинг по конфликтологии рассчитан не на это. Его задачей является дать вам важную, нужную и полезную информацию, которую вы сможете успешно применить на практике, и которая способна научить вас более эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, находить с ними общий язык, обходить «острые углы», не допускать в отношения негатив и агрессию, а также вести себя именно так, как того требует каждая отдельная напряжённая ситуация, если она всё-таки возникла.

Из нашего тренинга по конфликтологии вы узнаете, во-первых, о том, что это такое – конфликты и конфликтология. Во-вторых, мы поговорим о том, что такое предмет конфликтологии, задачи и функции конфликтологии, и каковы основы конфликтологии. В-третьих, мы расскажем о том, какие на сегодняшний день существуют проблемы конфликтологии, и какую цель преследует современная конфликтология. Но важно понимать, что теоретическая конфликтология и прикладная конфликтология – это две части одного целого. По этой причине, мы дадим вам и практическую информацию на тему того, как осуществляется профилактика конфликтов, управление конфликтами, предупреждение и разрешение конфликтов. Наиболее же продуктивным изучение курса будет, если вы используете дополнительные материалы, так что, после того как вы изучите уроки тренинга, обратите внимание на книги и учебники, а также другие вспомогательные инструменты, которым посвящён отдельный раздел курса.

Оглавление:

Что такое конфликтология?

Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.

Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.

Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:

  • За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
  • За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
  • За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
  • За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
  • За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера

Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих робот уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.

Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.

Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.

Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.

Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.

Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.

Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления. По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.

Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений. Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.

Применение знаний о конфликтах

Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.

Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:

  • Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью;
  • Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует;
  • Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья;
  • Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно;
  • Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.

Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.

Как этому научиться?

Продолжая разговор о врождённых и приобретённых навыках, важно сказать, что с рождения у человека нет никаких знаний. Любая информация впитывается человеком с течением времени. Аналогичным образом развиваются и навыки. Если же у человека есть предрасположенность к чему-либо, в нашем случае, к грамотному функционированию в конфликтных ситуациях, с практикой его умения будут оттачиваться и приносить пользу в жизни. Но если человек не обладает подобной предрасположенностью, учиться приходится исключительно методом проб и ошибок. Но главное – это учиться, ведь, как гласит известная пословица: «Тяжело в учении – легко в бою». Причём, человек обладает потрясающей способностью обучаться чему угодно, естественно, приложив усилия. Обучаться же можно двумя способами: изучая теорию и применяя знания на практике.

  • Конфликтология в теории – это информация, которую вы можете найти в книгах, учебниках, получить от других людей и из прочих источников;
  • Конфликтология на практике – это использование полученной информации в реальной жизни.

Однако не являются исключением ситуации, когда человек дальше теории не идёт. Да, он владеет информацией, но она не приносит ему никакой пользы. И это не оттого, что информация некачественна или бесполезна, а оттого, как правило, что он просто не знает в какое русло направить свои усилия, чтобы что-то начало получаться.

Учитывая этот нюанс, мы и разработали наш тренинг. Его целью является не просто познакомить читателя с мощной теоретической базой, но довести до его сознания идею её практического применения, научить использовать в своей жизни.

Имейте в виду, что наш тренинг по конфликтологии имеет и теоретический и практический аспекты. Теоретическая часть познакомит вас с основами конфликтологии и ответит на самые распространённые вопросы в рамках рассматриваемой темы. А практическая часть содержит в себе ценные советы, рекомендации и методы, которые вы будете применять. Причём, как теория, так и практика, дополнены простыми наглядными примерами, дабы исключить фактор недопонимания.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по конфликтологии

После изучения довольно большого количества теоретических материалов по конфликтологии, выделив основные моменты, систематизировав их и адаптировав к практике, мы разработали комплекс уникальных уроков по этой теме. В этих уроках рассмотрены наиболее важные разделы конфликтологии, а также представлены мнения выдающихся учёных и результаты некоторых научных изысканий. Наибольшая же ценность этих уроков заключается в том, что огромное внимание в них уделяется именно практике.

Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов

Несмотря на то что конфликты – составляющая жизни человека, далеко не каждый способен ответить на вопрос: что же такое конфликт на самом деле? Понятие о конфликтах очень расплывчато в понимании большинства, т.е. это не просто что-то типа: не нашли общего языка, поссорились, подрались или не сошлись во мнениях, а нечто более сложное. А если говорить о том, что конфликты подразделяются на немалое количество типов и разновидностей, то для многих это вообще «тёмный лес».

В первом уроке вы познакомитесь с понятием конфликта, рассмотрите его отрицательные и положительные стороны (поверьте, они есть), узнаете, по каким признакам можно распознать конфликт. Далее вы изучите классификации конфликтов и на примерах узнаете, чем каждый их конфликтов отличается друг от друга. Отдельная часть расскажет вам о том, как современная конфликтология типологизирует конфликты. Невзирая на то, что первый урок, по большей части, теоретический, уже в нём вам будет дано одно замечательное упражнение на проработку своих внутренних состояний.

Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития

Важно и нужно знать не только о том, что такое конфликты и какие они бывают, но также и о том, по каким причинам вообще возникают конфликтные ситуации. Нередко даже самая безобидная шутка может стать причиной ссоры, что уж удивляться, когда правительства, казалось бы, дружественных государств, не могут мирным способом разрешить вопрос о том, кому принадлежит та или иная территория. Соответственно, причины любых разногласий – это то, о чём нужно знать, прежде чем начинать предпринимать какие угодно практические действия.

Данный урок познакомит вас с несколькими разновидностями причин возникновения конфликтов, а также с их подвидами – этому посвящена первая часть урока. Во второй части речь пойдёт о том, какие этапы проходит конфликт во время своего развития, и какова динамика этого процесса. Каждый этап дополнен наглядными примерами. Вполне возможно, какие-то из примеров покажутся вам очень знакомыми, ведь все они взяты из жизни обычных людей и общества.

Урок 3. Профилактика, предотвращение и управление конфликтами

Возникновению любого конфликта всегда предшествуют определённые обстоятельства. Знание о том, что разжигает конфликт, а также о том, что может его погасить, является основным навыком, который может применить человек во избежание противоборства. Если же предупредить конфликт не удалось, и конфронтация возникла, важно выбрать такую стратегию поведения, которая в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации. Именно об этих вещах и пойдёт речь в третьем уроке.

Вы узнаете о том, что вообще представляет собой процесс предупреждения конфликтов и о причинах, которые могут помешать ему; познакомитесь с технологией, применяя которую, научитесь предупреждать конфликты; узнаете о том, какие существуют способы развития и поддержания сотрудничества и о том, какие бывают нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Основная часть материала этого урока расскажет вам о методах управления конфликтами и о ситуациях, в которых эти методы стоит или не стоит применять. А в конце урока вашему вниманию будут представлены наиболее эффективные рекомендации по управлению конфликтами.

Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов

Человек, умеющий предупреждать конфликты и управлять ими, имеет гораздо больше шансов избежать неприятных ситуаций, чем тот, кто не умеет этого делать. Однако это не гарантирует на 100%, что конфликт всё-таки не возникнет. Именно по этой причине огромное внимание конфликтология уделяет вопросу разрешения и урегулирования конфликтов. Это можно назвать настоящим искусством, ведь, умея применять соответствующие приёмы, можно извлечь выгоду даже из самой опасной ситуации, а также устранить её.

Предпоследний урок познакомит вас с понятиями разрешения и урегулирования конфликтов и разницей между ними, а также с тем, какие ошибки чаще всего допускают люди, стремясь урегулировать конфликт. Затем вы узнаете о профилактике конфликтов и анализе конфликтных ситуаций. Большое внимание уделено процессу переговоров, ведь именно они представляют собой основной способ разрешения конфликтов, но не будут упущены из виду и другие методы. В заключительной части вы рассмотрите уникальный инструмент для работы с конфликтами – матрицу разрешения конфликтов.

Урок 5. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение

Говоря о конфликтах вообще, не следует понимать их, как процесс взаимодействия между людьми или группами людей. В жизни человека часто встречается особый вид конфликта – внутриличностный конфликт. И он нередко может быть в разы опаснее, чем любой другой, ведь личность, внутри которой возник конфликт, теряет способность к гармоничному существованию, нормальному общению с другими людьми, продуктивной и эффективной деятельности. В самых острых формах внутриличностный конфликт может даже стать причиной суицида или крайне деструктивного антисоциального поведения.

Что такое внутриличностный конфликт? Как он проявляется? Какие существуют разновидности внутриличностного конфликта, и что является его основой? Почему внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным? Как можно его предупредить или разрешить его, если он возник? Ответы на все эти вопросы вы получите из последнего урока.

Авторы курса и уроков: Кирилл Ногалес и Евгений Буянов

Как проходить занятия?

Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.

Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):

  • День первый – изучение материала
  • День второй – повторное изучение материала для закрепления
  • День третий – применение полученных знаний на практике
  • День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока
  • День пятый, шестой и седьмой – отдых

Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.

Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).

В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.

Дополнительные материалы

В качестве дополнительных материалов к нашему тренингу мы решили использовать книги и статьи, посвящённые рассматриваемой нами теме.

Книги по конфликтологии

Книги по конфликтологии – это прекрасный источник как основной, так и дополнительной информации о конфликтах и всём, что с ними связано. Как правило, их авторами являются авторитетные специалисты в данной области. Воспользовавшись этими книгами, вы сможете глубоко погрузиться в детальное изучение конфликтологии, почерпнуть недостающую информацию и получить ответы на все интересующие вас вопросы.

На нашем сайте есть небольшая подборка книг с небольшим описанием и кратким содержание, которые вы сможете увидеть на данной странице:

  • Психология конфликта (2-е изд.). Гришина Н. В.
  • Хрестоматия по конфликтологии. Анцупов А. Я., Шипилов А.
  • Практикум по конфликтологии. Емельянов С. М.
  • Введение в конфликтологию. Козырев Г. И.
  • Конфликтология: учебник. Кибанов А. Я.

Статьи по конфликтологии

Статьи по конфликтологии – это уникальные сборники информации, касающейся конфликтов. Статьи, конечно же, не так объёмны, как книги, зато представляют собой, во многих случаях, квинтэссенцию большого объёма данных, на изучение которого могут потребоваться месяцы кропотливой работы. В статьях вы встретите как ставшие уже классическими точки зрения на проблему конфликта, так и мнения современных специалистов, соответствующие последним тенденциям науки и социальной жизни.

Цитаты известных людей о конфликтах и работе с ними

И в дополнение к вводному уроку мы бы хотели познакомить вас с несколькими интересными изречениями на тему конфликтов, ведь по этому поводу не раз высказывались люди, известные на весь мир. Эти цитаты являются отражением индивидуального отношения разных людей к вопросу о конфликтах.

«Мир есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов» — Лобсанг Рампа.

«Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми» — Хорхе Букай.

«Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда конфликта. Вы сражаетесь не столько со мной, сколько с человеческой природой» — Шерлок Холмс персонаж из одноименного произведения.

«Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта – лучше его сделать» — Расим Мусабеков.

«Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну» — Исороку Ямамото.

 

Желаем вам успехов в освоении конфликтологии!

 

Перейти к первому уроку

Кирилл Ногалес

Конфликтология, психология конфликта — Психология

  1. Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта».

Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Предмет К – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.  Ситуация, сопровождающая К.

Объект К — конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта.

Цели и задачи курса:

-профилактика конфликта

-ознакомление с различными типами конфликтов

-умение продуктивно разрешать конфликты

  1. Роль конфликтов в развитии человека и общества.

 Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика.

развитие живой природы осуществляется в условиях посто­янной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.

Одна из общих функций конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.

Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил. Революции — локомотивы истории; экономическая конкуренция — могучий рычаг прогресса экономики; социальные движения — факторы общественного развития; противоречия и конфликты в науке — непременное условие превращения знаний, перехода от одних систем научного мышления к другим. В стабильных социальных организмах конфликты выявляют проблемы, способствуют формированию новых потребностей и тенденций развития, играют важную роль в артикуляции интересов.

  1. Проблема конфликтности в животном мире.

Биосоциальный характер эволюции животных вызывает не­обходимость изучения зооконфликтов в интересах познния конфликтов у людей.

Биологическое значение агрессии заключается в обеспече­нии выживания вида в целом и каждого из животных в усло­виях естественного отбора. Внутривидовая агрессия позволяет поддерживать необходи­мые для нормальной жизни дистанции между животными, раз­граничивает индивидуальные и стадные территории, обеспечи­вает расширение среды обитания более сильных животных. Аг­рессия является инструментом, позволяющим устанавливать и поддерживать иерархическую структуру в сообществе животных.

 

Существуют зооконфликты:

— интрапсихические (борьба мотивов, потребностей, конфликт программ)

— зоосоциальные (1) между 2 животными: за статус, за возможность продолжения рода, за территорию, за пищу; 2) м животным и группой; 3) м группами жив)

  1. Эволюция представлений о конфликтности в человеческом обществе.

6 в до н.э – восточно-китайские инь и янь

6-5в – Гераклит (закон борьбы противоположностей)

4-3 Платон (война – величайшее зло)

3-2 Эпикур (исторический процесс протекает от мира к войне)

1в Цицерон (понятие справедливой войны)

Ср.Века 12-14 Фома Аквинский (война — грех)

15-16 Макиавелли (конфликт – универсальное и непрерывное состояние общества. Причина соц.конфликта – выделение знати)

16-17в Ф.Бэкон (причина К — бедность)

18в Гоббс (война – стремление к равенству, исправлению перекосов)

18в Ж-Ж Руссо (война – этапность всемирного процесса)

18в Смит (причина К – классовое противоречие)

18в Кант (мир должен быть установлен насильственно)

19в Гегель (причина К – соц.поляризация)

Дарвин (развитие живой природы осуществляется в условиях посто­янной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.)

  1. Проблемы конфликта в отечественной и зарубежной психологии.

Рассматривались в разных направлениях:

1) Психоаналитическое направление (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло об­ласти причин конфликтов у личности:

  • в бессознательном человека;
  • во взаимодействии с окружающей средой;
  • невозможностью реализации личностных стремлений.

2) этологическое направление, в рам­ках которого теории конфликта австрийского исследователя К. Лоренца и его нидерландского последователя Н. Тинбергена. Главной причиной конфликта здесь выступает агрессия, которая может возникнуть как у отдельного индивида, так и у целой группы или толпы.

3) теория групповой динамики, основателем которой является К. Левин. Теория объясняет функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структур, взаимоотношения образующих их индивидов между собой. Между индивидом и окружающей средой существует неоспоримая связь, нарушение или искажение этой связи приводит к напряжению и вызывает конфликт у личности.

4)

  1. Периодизация истории отечественной конфликтологии.

— до 1924 конфликтология имела религиозный характер (борьба добра и зла), противоречия рассматривались через религиозную призму

— 1924-1990 по идеологии в обществе не было борьбы классов, не изучались конфликты

— с 1990г появилась конфликтология. Психология конфликта – её подраздел.

  1. Объект, предмет конфликта.

Объект – та соц, мат, дух ценность, к обладанию или защите которой стремится чел.

Предмет – ситуация, сопровождающая К.

  1. Трехвекторная модель конфликта (В.Орлов)

Противоречие, противоборства, острые негативные переживания

  1. Структура конфликта.

— объект

— предмет

— личности оппонентов (активных участников К)

— группа поддержки

— третьи лица

— стратегия – постановка цели, вектор (а цель – ожидаемый результат), направление усилий по достижению цели.

— тактика – технологическая сторона, каким образом достичь желаемого

— субъективная модель К

— мотивы (любая деятельность полимотивированна, нужно выделитьдоминирующие мотивы, оказывающие наиболее сильное влияние на процесс)

— микросреда – непосредственное окружение участников к

— макросреда – явления, кот косвенно оказывают влияние на К

 

Есть субъективные и объективные стороны; на одни мы можем повлиять, на другие нет. В объективном событии м.б объективные факторы.

 

К бывает, когда силы примерно равны.

Чтобы победить, над найти доп.ресурс. Сначала он ищется в себе, потом вовне. Ресурс вовне – группа поддержки.

  1. Динамика конфликта.

2 оси: степень напряженности отношений и время.

 

Латентный период (предконфликтный):

1. Возникновение объективной проблемной ситуации

К еще нет, но ситуация уже складывается

2. осознание ей участниками К

Отражение возникающих противоречий

3. попытки решить проблему неконфликтным путем

Напряженность все равно возрастает, хоть и меньшим путем

4. предконфликтная ситуация

Подготовка к борьбе, мобилизация ресурсов.

 

Открытый период

5. Инцидент – спусковой крючок

Какие-то действия, случай, кот имеет смысл провокации для создания чувства враждебности, снятия психологического блока, кот мешает сделать безнравственное

6. Эскалация К

Максимум энергии, сильные негативные эмоции. Реализуется весь подготовленные ресурс.

7. Сбалансированное противостояние

Происходит отреагирование и эмо состояние чть снижается. Наступает небольшая разрядка

8. Завершение К

Осталось чувство враждебности, нет прежнего доверия.

 

Латентный период (постК)

9. частичная нормализация отношений

Снижение напряженности

10. полная нормализация отношений

 

+ остаточное недоверие

Кривая до 0 не доходит

  1. Функции конфликта.
  1. сигнальная – сигнал о наличии проблемы
  2. стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся в противоборстве субъектов
  3. интегративная. Казалось бы, мы имеем дело с парадоксом: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе
  4. Конфликт — фактор социальной дифференциации
  5. функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями.
  6. Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил.
  1. Основные типы конфликтов. Проблема классификации.

К имеет разные структуры, модальности, и т.к. нет одного основания, трудно сделать классификацию.

I. Зооконфликты:

— интрапсихические

-зоосоциальные (м/двумя особями, м/особью и группой, м/группами)

 

II. С участием чел

1) Социальные

— межличностные

— м/личностью и группой

— малыми группами

— средними группами

— большими группами

— м/государственные (между отдельными гос или коалициями)

 

2) Внутриличностные

— хочу и хочу

— хочу и не могу

— хочу и надо

— могу и не могу (есть ресурс, но условия не позволяют)

— надо и надо

— надо и не могу

  1. Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов.

Объективные:

— нормативно-ценностная система общества

Причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.).

Субъективные:

— ориентации и деятельностные установки самих субъектов

Однако не везде они являются определяющими. Чем выше уровень конфликта, чем он масштабнее, тем большее влияние на его возникновение оказывают объективные причины, в частности, надличностные общие потребности и интересы развития.

  1. Конфликты в различных сферах человеческих взаимоотношений.

— межличностный

— внутрисемейный

— в сфере образования

— в профессиональной деятельности

— межэтнические К

  1. Внутриличностные конфликты.

внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

 

Показатели ВЛК:

— когнитивная сфера

(снижение самооценки, ощущение психол тупика, задержка принятия решений, проблема ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, противоречивость образа Я)

— Эмоциональная сфера

(острое негативное переживание; психоэмоциональное переживание)

— Поведенческая сфера

(снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деят, негативный эмо фон общения)

— Интегральные показатели

(нарушение норм механизма адаптации, усиление психол стресса)

 

Сферы ВЛК:

  1. переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира
  2. осознание изменчивости собств желаний и притязаний, трудности их реализации
  3. колебания самооценки
  4. борьба мотивов

 

ВЛК – 1) результат перехода объективных противоречий внешнего мира во внутренний мир чел

  1. результат отношения личности к окружающей среде

 

Уровни психологического противоречия:

1 – нарушение гармонии внутреннего мира, затруднение основных видов деятельности, проекция психол дискомфорта на общение с окр и на деят

2 – Глубинный уровень: невозможность реализации планов и программ, невозможность выполнять свои жизненные ф до тех пор, пока не разрешится жизн кризис

 

Личностные условия предрасположенности к ВЛК

1. осознание своего сложного внутреннего мира

2. развитая иерархия потр и мотивов

3. высокое развитие чувств и системы ценностей

4. развитая когн структура

5. развитая способность к самоанализу

 

Ситуативные условия возникновения ВЛК:

— должны быть равной значимости

— личность осознает субъективную неразрешимость ситуации = чел кажется. Что он не в состоянии изменить сит

 

Типы ВЛК

1. Конфликт нереализованного желания, комплекс неполноценности (к между желанием и действительностью, которая блокирует удовлетворение желания)

2. Мотивационный (2 мотива разной направленности хочу-хочу)

3. Нравственный (хочу-надо)

4. Ролевой (надо-надо)

5. Адаптационный (надо и могу)

6. К неадекватной самооценки (адекватность самооценки личности зависит от ее рефлексивности, критичности)

7. К поколений (ценностный К)

 

Последствия ВЛК

1. Конструктивные – максимальное развитие конфл структур и минимальные личностные затраты на его разрешение

2. Деструктивные – усугубляют раздвоение л, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических состояний.

  1. Характеристика основных типов невротических состояний.

Истерический

Определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий. Возникает под воздействием генетич. Предрасположенностью, история развития личности ( индивид. Опыта), проблемности воспитания( ослабление способности остановить свои желания противоречащие общественным нормам). Быстро становится агрессивным, когда потребности не выполняются. Постоянные претензии, чем ближе окружение, тем выше претензии. Ребенка, воспитывая, травмируют и ограничивают, заставляя считаться с желаниями других. Он идет в школу, а там он уже не центр внимания, как привык. Он ждет, что все будут с ним общаться как мать, но этого нет.

Аутоагрессия

Неврастенический

Противоречие между возможностями личности и ее стремлениями, завышенными требованиями к себе. Формируется при повышенных требованиях в процессе воспитания, когда постоянно стимулируется чрезмерное стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида. Поощряются успехи, ребенка загоняют прочь с его оптимальной кривой развития. На психофизиол уровне он перегружен. Темп успехов замедляется и м.б. ниже, чем нормальный уровень его развития. У ребенка остается завышенный уровень ожиданий от себя. Это различие между осознанием, что чел выдохся, и завыш ожиданиями приводит к неврозу. Ребенок вынужден имитировать свой успех, подтверждать свои способности. Конфликт неосознаваемый, переход на репродуктивную деятельность. Идет соматическое разрушение. Очень остро переживается. Причины неудачи в себе. Предъявляют себе высокие требования, которые не могут быть реализованы.

Обсессивно-психастенический

Обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями борьбой между желаниями и долгом ; между моральными принципами и личностными привязанностями; если к личности предъявляются противоречивые требования ,( в процессе воспитания, обучения, личных отношениях), то формируется чувство собственной неполноценности, отрыв от жизни, неадекватные установки. Снижение активности, нерешимость, депрессивные состояния.  Человек постоянно мечется между внутренними тенденциями, состояние неопределенности.

  1. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение.

Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он выделил 3 основные части суицидального поведения:

  1. Желание убить; суициденты, будучи в большинстве случаев инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;
  2. Желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;
  3. Желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений.

К ситуационным факторам на основании исследований проведенных в США Э. Гроллман относит:

  • Прогрессирующую болезнь, например, склероз или СПИД. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности.
  • Экономические неурядицы порождают проблемы, связанные с едой, одеждой и жильем. Но при этом ставится под вопрос компетентность попавших в финансовые передряги. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не сложилась.
  • Смерть любимого человека разрушает привычный стереотип семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсивное горе. В течение многих месяцев после похорон наблюдается отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства и т.д. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые или реальные проступки, допущенные по отношению к покойному.
  • Развод и семейные конфликты. Исследования показывают, что многие люди, кончающие с собой, воспитывались в неполной семье.
  1. Межличностный конфликт.

Самые распространенные.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особен-ности, которые сводятся к следующему.

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происхо-дит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр извест-ных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза-имодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интел-лекта, воли и других индивидуально-психологических особен-ностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-ностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

  1. Межгрупповые конфликты.

Межгрупповой конфликт – это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. при этом в числе групп можно выделить: группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.

Механизмы:

I. 1) Межгрупповая агрессия (Фрейд): главное средство сплочения группы, идентификация со своими и отчуждение от чужих. Чел другой культуры – непонятен, непредсказуем, опасен.

2) Объективный К интересов

3) Внутригрупповой фаворитизм: благоприятствование членам своей группы в противовес членам другой группы

 

II. 1) Деиндивидуализация взаимного восприятия (свой-чужой)

2) неадекватное соц и групповое сравнение (своя группа оценивется выше, достижения чужой занижаются)

3) групповая атрибуция (успехи своей группы объясняются внутренними причинами, неудачи — внешними)

  1. Межэтнические конфликты.

Центральное звено этноса – ценности (святыни). Ради святыни чел жертвует всем.

Межэтнические К – происходящие между отдельными представителями, соц группами разных этносом; конфронтация 2х и более этносов.

 

Типы этнических К:

— м/л

— этносоциальные

— межэтнические

 

Причины имеют комплексный характер, возникают неожиданно.

 

Играют роль 3 осн фактора:

— уровень нац.самосознания (адекватный, заниженный = переходит в ВЛК, завышенный = причина м/л к)

— наличие критической массы проблем, оказывающих давление на все стороны жизни в этносе

— наличие полит сил, способных использовать в борьбе за власть 2 предыдущих фактора

 

Предупреждение межэтнических К:

1. Нерушимость этнических границ

2. Нерешение проблем силовым путем

3. Непредоставление одному этносу более выгодных условий, чем другому

4. Объединение хоз.деят-ти

5. Предоставление этносу полит и хоз автономии.

  1. Межгосударственные конфликты.

Смысл разделения политических конфлик­тов на внутри- и внешнеполитические бо­лее чем очевиден. В последних в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств). Отношения между ними всегда характеризовались взаимной конкуренцией, ко­торая с печальной периодичностью принимала самые острые формы (военные). Принято считать, что государствами движут так называемые национальные интересы. Их основу составляют важнейшие для существования народа-нации потребности: в бе­зопасности, контроле и использовании природных ресурсов, со­хранении культурной целостности и национальной специфики. Естественными ограничителями национально-государственных интересов выступают ограниченность ресурсов и национальные интересы других стран.

Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и межгосударственным конфликтом:

  • военные конфликты менее масштабны. Цели — ограничены. Причины — спорные вопросы. Причина войны — глубинные экономические и идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны
  • война — состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт — состояние социальной группы
  • война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.
  1. Теория и практика разрешения конфликтов.

2 варианта завершения к: самостоятельно оппонентами или через вмешательство 3х лиц.

 

Самостоятельно оппонентами:

1) Затухание

— потеря мотивации к борьбе

— переориентация мотива

— истощение ресурсов

 

2) Разрешение

— сотрудничество

— компромисс

— уступки одной из сторон

 

3) Перерастание в др К

 

3и лица:

1) Урегулирование (сотр, компромисс, уступки одной стороны)

2) Устранение

— перевод одного или обоих оппонентов на др место работы, увольнение

— изъятие объекта К

— устранение дефицита объекта К

3) Перерастание в др К

  1. Основные правила предупреждения конфликтов.
  2. Предупреждение конфликтов и стресс.

Три производные тактики — уход, компромисс и сотрудничество.
Жизненные наблюдения показывают, что все люди склонны к соперничеству. Однако одни ощущают предел соперничества и отходят от него, другие же упорно придерживаются этой тактик». Это авторитарные личности. Данный тип людей создает стрессовые ситуации. Такие люди как бы заблокированы от понимания нужд и чаяний других, самое главное для них – удовлетворение своих притязаний.

Другая, прямо противоположная группа людей склонна или избегать конфликта, или уступать соперничающим типам. Обычно такие люди не порождают стрессовых ситуаций.

Любовь ближнего обычно завоевывают те, кто искренне стремится к сотрудничеству или хотя бы к компромиссу

  1. Основные типы поведения в конфликтной ситуации.

1. Избегание, уклонение. При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло на другую тему. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

2. Соперничество. При данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение.

3. Приспособление. Действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами.

4. Компромисс. Здесь действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных “средних” решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает. Существует убеждение, что даже если менеджер уверен в своей правоте, лучше не ввязываться в конфликтную ситуацию и отступить. Однако, если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками и потерями.

5. Сотрудничество. Предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется данным стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант разрешения конфликтной ситуации.

  1. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

Третья лица появляются, когда сами оппоненты выступают с инициативой привлечения 3х лиц (когда они потеряли веру в разрешение К либо К слишком деструктивный). Их появление связано с неконтролем ситуации и сильной деструкцией.

 

Посредник – нейтральное лицо, обеспечивает информационную функцию. К нему прибегают, когда К сулит эмо потери, когда дело объективно трудное, когда пространственная разнесенность, языковой барьер.

Особенности:

— достоверность

— объективность

— независимость

 

Медиатор – чел (группа лиц), кот обеспечивают прохождение конфликтных переговоров, обладает орг ресурсом для решения спорных вопросов оптимальным образом. Не дают оппонентам выплеснуть эмоции. Задача: сделать переговоры максимально эфф, чтобы был заключен договор. Он именно организовывает соглашение.

 

Арбитр – авторитет. К его мнению обращаются, чтобы принять собственное решение (моральный судья). Его мнение может повлиять на решение, но оно не обязательно для исполнения.

Особенности:

— независимость

— объективность

— компетентность

Третейский судья – ему делегируют ответственность за принятие решения. Оппоненты доведены, им уже не важно, в чью сторону решится проблема, им важно вый

Социальная психология конфликта — Студопедия

Конфликт – способ разрешения противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта (обычно сопровождается негативными эмоциями).

Необходимые условия для возникновения конфликта: наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными.

Характеристики конфликта:

— структура,

— динамика,

— функция,

— типология конфликтов.

Конфликт может иметь и деструктивные, и конструктивные функции.

Конструктивные функции:

— полностью или частично удаляются противоречия, которые возникли из – за плохо организованной деятельности.

— можно более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей.

— способствует ослаблению психологической напряженности.

— источник развития личности, межличностных отношений.

— способствует самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

— негативно действует на психическое состояние участников.


— может сопровождаться психологическим и физическим насилием оппонентов.

— сопровождается стрессом.

— формирует негативный образ другого – «образ врага».

Структура социального конфликта:

Объективные составляющие:

— участники конфликта

— объект конфликта (собственно причина противоречия, ресурс, идея, власть или др.)

— инцидент (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта

— микро – среда – ближайшее окружение сторон

— макро – среда – социальные группы, представителями которых являются учстники конфликта.

Субъективные составляющие: позиции участников конфликта, их восприятие конфликтной ситуации, образ конфликтной ситуации.

Когда человеку (группе) препятствуют в удовлетворении какой – либо потребности, возникает фрустрация. Человек может отступить от намеченных целей или же фрустрация перейдет в агрессию. При возникновение агрессии, развивается социальный конфликт.

Классификация социальных конфликтов:

Г. Зиммель и Л. Козер, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).

А. Рапопорт выделяет три основных вида конфликта: война («схватка»), споры («дебаты») и игры.


Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.

По сфере проявления: социальные, экономические, политические конфликты и организационные.

По направленности воздействия: вертикальные (начальник – подчиненный) и горизонтальные конфликты (подчиненный – подчиненный, начальник – начальник).

По степени выраженности противостояния: открытые и закрытые.

По количеству участников: внутриличностные («плюс-плюс», «плюс-минус», «минус-минус»), межличностные, межгрупповые.

Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами».

1) «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в «истинный» конфликт.)

2) «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, одна ко, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего
примера превращается в «случайный», если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию.)

3)«Смещенный конфликт». В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало или совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)

4) «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.)

5)«Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6) «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

Наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа.

Динамика конфликта:

а) возникновение объективной конфликтной ситуации;

б) осознание объективной конфликтной ситуации;

в) переход к конфликтному поведению;

г) разрешение конфликта.

Разрешение конфликта:

— за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации

— за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.

Способы разрешения конфликта:

— Арбитраж – наличие такой ситуации, когда конфликтующие испытывают доверие к третьему лицу (третейскому судье), которое разрешает конфликт. Это лицо должно обладать достаточно высоким статусом для того, чтобы его решение было обязательным для исполнения обеими сторонами конфликта.

— Посредничество (медиация, организация переговорного процесса).

— Разрешение конфликта само по себе (в связи со смертью оппонента, исчезновением мотивации и т.п.).

Разрешение конфликтов (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet

Определение разрешения конфликтов

Социальный конфликт возникает, когда устремления, убеждения или ценности, которых придерживается один человек или группа, разочаровываются другим человеком или группой. Он возникает между родителями и их детьми, между друзьями на прогулке на выходных, между коллегами на работе, между группами из соседних районов или между конкурирующими командами внутри организации. Фактически, социальный конфликт является неотъемлемой частью любых отношений и любого социального взаимодействия между людьми или группами по всему миру.

Разрешение конфликтов — это процесс, направленный на достижение соглашения в споре, дебатах или любой другой форме конфликта между двумя или более сторонами. Это может принимать разные формы: участники могут вести переговоры и пытаться решить свои проблемы к взаимному удовлетворению, они могут выйти из ситуации и избегать взаимодействия друг с другом, они могут бороться и пытаться доминировать над своим противником, или они могут уступить и уступить позиция их противника.

Разрешение конфликтов важно, потому что конфликт может быть как очень дорогостоящим, так и очень полезным.Непрекращающаяся враждебность между родителями вредит развитию их потомства, конфликты на рабочем месте, по оценкам, отнимают драгоценное время и энергию, а этнические конфликты между группами или сообществами останавливают экономическое процветание и могут привести к голоду, болезням и экологической катастрофе. Но конфликт может иметь и положительные последствия: противники могут стать более творческими, а команды в организациях оказались более изобретательными, когда у них возник конфликт. Кроме того, конфликт может прояснить атмосферу, уточнить территориальные границы и укрепить взаимопонимание.Однако эти положительные результаты появляются, когда конфликт носит относительно умеренный характер и управляется конструктивным, деловым образом. Слишком часто и слишком быстро конфликт перерастает в чрезвычайно интенсивный уровень, и преобладают отрицательные результаты — отсюда важность понимания и применения способов разрешения конфликтов.

История разрешения конфликтов и справочная информация

Изучение конфликтов и разрешения конфликтов является обширным и выходит за рамки дисциплинарных ограничений. Разрешение конфликтов изучается в области экономики, права, бизнес-исследований, социологии, психологии, коммуникационных наук и политических наук.Это часть учебной программы по биологии, истории и теологии. Этот мультидисциплинарный аспект несколько затрудняет определение «истории» конфликтологии в социальной психологии. Тем не менее, три важных события служат ключевыми источниками вдохновения.

В 1954 году социальный психолог Музафер Шериф и его коллеги опубликовали исследование, которое позже стало известно как эксперимент в пещере разбойников. В лагере мальчиков-скаутов Америки в национальном парке Робберс-Кейв (Оклахома, США) он разделил 22 нормальных, здоровых мальчика, неизвестных друг другу, на две подгруппы.В течение нескольких дней эти две подгруппы становились все более враждебными и конкурирующими друг с другом. По-видимому, простое разделение людей на подгруппы само по себе привело к конкуренции и конфликтам. Более того, когда две подгруппы нуждались друг в друге — грузовик для доставки застрял, и грузовик был освобожден только силой всех мальчиков, — враждебность снизилась, и между двумя подгруппами установились более тесные отношения сотрудничества. Очевидно, наличие общих целей снизило конкуренцию между двумя группами и способствовало разрешению конфликтов.Это понимание легло в основу текущих исследований межгрупповых отношений и разрешения конфликтов посредством развития общих целей и социальной идентичности.

Вторым важным источником вдохновения стали (меняющиеся) трудовые отношения в конце 1950-х — начале 1960-х годов прошлого века. Сотрудники организовывались в профсоюзы, и профсоюзы использовали свою растущую власть, чтобы договориться с руководством о лучших трудовых договорах. Среди прочего, сформировалось понимание того, что (коллективные) переговоры помогли разрешить социальный конфликт творческими способами, так что все стороны выиграли больше, чем они получили бы при компромиссе 50 на 50 или в решении «победа за одного»

Психология 02: Психология конфликтов

Конфликт — это состояние противостояния, несогласия или несовместимости между двумя или более людьми или группами людей, которое иногда характеризуется физическим насилием.Военный конфликт между государствами может представлять собой войну.

Типы конфликтов

Психологи сегодня каталогизируют конфликты в соответствии с курсом действий, который их разрешит. Существует три типа конфликтов: подход-подход, уклонение-уклонение и одиночный и двойной подход-уклонение.
Конфликты подхода и подхода
возникают при двух условиях: люди примерно одинаково привлекаются к целям. Но достижение одной цели означает отказ от другой. Например, вам нужно выбирать между покупкой машины или поездкой в ​​Европу.В ту же ночь вы хотите посетить вечеринку и фильм. Исследования показывают, что конфликты подход-подход разрешить легче, чем любой другой тип. По мере того, как вы ориентировочно приближаетесь к одной цели (например, коричневый свитер или поход по магазинам), ее привлекательность возрастает. Подчеркивая достоинства (тепло, дешево), вы становитесь ближе к своему выбору. При этом привлекательность другой цели уменьшается, и конфликт заканчивается. Люди обычно легко разрешают конфликты подхода и подхода, потому что они всегда заканчиваются чем-то приятным.Более того, альтернативы могут быть реализованы по очереди. Возможно, вы сможете приобрести свитер в следующем месяце.
Когда человека одновременно отталкивают две цели (объекты, действия или что-то еще) и он вынужден выбрать одну, психологи называют это избеганием-избеганием конфликтом . Например, вы должны выбрать уборку в комнате или мыть посуду. Исследования показывают, что по мере приближения организмов к непривлекательному выбору он становится более отталкивающим. Конфликты избегания-избегания обычно вызывают сильную тревогу, и их трудно разрешить.Люди склонны колебаться между неприятными альтернативами и пытаться вообще уйти от конфликта.
Когда человека привлекает и отталкивает одна цель, мы имеем единичный конфликт приближения и избегания . Другими словами, единственный вариант имеет горько-сладкий оттенок. Например, для другой привлекательной карьеры может потребоваться много образования. Роскошный автомобиль стоит дорого. Следует ли мне попросить стоматолога позаботиться о моей полости? Эти конфликты также трудно разрешить, и они вызывают много беспокойства.
Конфликт двойного подхода и избегания имеет две цели, каждая из которых имеет хорошие и плохие очки. Единственная доступная работа скучна, но приносит доход. Должен ли я встречаться с Агне или Линой? Агне умна, но трудно говорить, а Лина разговорчива, но проста. Подобно конфликтам единственного подхода и избегания, конфликты двойного подхода и избегания вызывают тревогу и их трудно разрешить.
Реальные конфликты могут не подходить для этих категорий, потому что люди часто сталкиваются с более чем двумя вариантами выбора. Более того, при внимательном рассмотрении все варианты конфликта имеют как положительные, так и отрицательные стороны.По крайней мере, выбор любого привлекательного варианта ограничивает другие варианты; принятие любого негативного варианта имеет привлекательность, устраняя конфликт и вызываемую им тревогу. Короче говоря, жизненные конфликты, скорее всего, относятся к типу подхода-избегания.

источник: Линда Л. Давидофф «Введение в психологию»

Изучение психологии: психология конфликта

Явление конфликта, наверное, известно каждому. Время от времени у всех возникают разногласия.Психологи определяют конфликт как состояние противостояния, несогласия или несовместимости между двумя или более людьми или группами людей, которое иногда характеризуется физическим насилием.

Конфликты в основном относятся к существованию столкновения, которое может быть связано с интересами, ценностями, действиями или направлениями. Психологически конфликт возникает, когда один мотивирующий стимул ослабляется, а другой усиливается, так что требуется новая корректировка.

Есть много типов конфликтов. Наиболее распространены конфликты эмоциональные, межличностные, групповые, организационные, военные, рабочие и другие.Хотя конфликты бывают разными, люди склонны применять следующие методы разрешения конфликтов:

  • Избегание: игнорируют или отказываются признать существование конфликта.
  • Размещение: одна сторона хочет и делает все, чтобы удовлетворить потребности другой стороны.
  • Конкуренция: обе стороны хотят выиграть без переговоров.
  • Компромисс: обе стороны отказываются от части того, что им нужно или нужно для решения проблемы.
  • Сотрудничество: обе стороны работают вместе, чтобы найти приемлемое решение проблемы.Это лучший способ разрешения конфликтов.

Конфликты сильно влияют на жизнь людей. Особенно отношения между коллегами, членами семьи и друзьями. Более того, это может вызвать неприятные чувства, такие как грусть, неуверенность в себе или высокомерие. Иногда люди могут чувствовать душевную и физическую боль неразрешенных конфликтов.

Тем не менее, у конфликтов есть свои преимущества. Во время конфликтов люди могут научиться отдавать что-то другим, как сотрудничать с другими и контролировать себя.Также после конфликтов люди понимают некоторые проблемы о себе.

В общем, конфликты неизбежны, потому что у людей очень разные интересы, потребности и ценности. Очень важно использовать правильные методы разрешения конфликтов, чтобы все остались довольны.

Артикул:

Неделя 9 — психология конфликта — PSYC1001 — USyd

Неделя 9 — Конфликт и

Переговоры

Схема

  Определите конфликт.   Традиционные, человеческие отношения и интеракционизм  взгляды на конфликт.  Конфликтный процесс.   Переговоры.   Распределительные и интегративные переговоры.   Пять шагов в переговорном процессе.   Индивидуальные различия влияют на переговоры.   Функции сторонних переговоров.   Культурные различия в переговорах.

Определение конфликта

 Процесс, который начинается, когда одна сторона считает, что другая сторона отрицательно повлияли или собираются отрицательно повлиять на то, что волнует первую сторону o  тот момент в текущей деятельности, когда взаимодействие «переходит» в стать межпартийным конфликтом  Охватывает широкий спектр конфликтов, с которыми люди сталкиваются в организациях. o  Несовместимость целей o  Разногласия в интерпретации фактов o  Разногласия, основанные на поведенческих ожиданиях

Переходы в конфликтной мысли

 Традиционный взгляд на конфликт   Убеждение, что любой конфликт вреден и его следует избегать   Преобладающая точка зрения в 1930-1940-е гг.  Конфликт возник в результате:   Плохое общение   Отсутствие открытости   Неспособность удовлетворить потребности сотрудников

Продолжение переходных процессов в мышлении конфликта

 Взгляд на конфликт в человеческих отношениях   Вера в то, что конфликт является естественным и неизбежным исходом в любой группе   Распространены с конца 1940-х до середины 1970-х годов.  Интерактивный взгляд на конфликт   Убеждение, что конфликт — это не только положительная сила в группе, но и абсолютно необходимо для эффективной работы группы

  Текущий вид

•  Кови (1990) в книге «Семь привычек очень успешных людей» упоминает о нехватке менталитет против менталитета изобилия.o Менталитет дефицита заставляет нас возмущаться успехами других. o  Менталитет изобилия позволяет нам думать о ситуациях, в которых o каждый может выиграть.

Формы интеракционистского конфликта

Типы интеракционистского конфликта

 Конфликт задач   Конфликты по содержанию и целям работы   Уровни этого типа от низкого до среднего являются ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ.  Конфликт в отношениях   Конфликт на почве межличностных отношений   Почти всегда ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ  Конфликт процессов

Этап II: Познание и персонализация

 Важный этап по двум причинам: 1.Конфликт определяется  Воспринимаемый конфликт  Осведомленность одной или нескольких сторон о существовании условий которые создают возможности для возникновения конфликта 2. Выражаются эмоции, которые сильно влияют на конечный результат.  Войлок Конфликт  эмоциональная вовлеченность в конфликт, вызывающая тревогу, напряжение, разочарование или враждебность

Этап III: Намерения

 Намерения   Решения действовать определенным образом   Примечание: поведение не всегда точно отражает намерение  Размеры намерений по разрешению конфликта:  Сотрудничество  Попытка удовлетворить опасения другой стороны  Напористость  Попытка удовлетворить собственные интересы

Этап IV: поведение

 Управление конфликтами  Использование методов разрешения и стимуляции для достижения желаемого уровня конфликт  Конфликтный континуум

Этап V: Результаты

 Функциональные   Повышение эффективности группы   Повышение качества решений   Стимулирование творчества и инноваций   Поощрение интереса и любопытства   Предоставление среды для решения проблем   Создание среды для самооценки и изменений  дисфункциональный   Развитие недовольства   Снижение групповой эффективности   Замедленное общение   Снижение сплоченности группы   Ссора между членами группы превышает цели группы  Создание функционального конфликта   Поощрять инакомыслие и наказывать лиц, уклоняющихся от конфликтов

Методы разрешения конфликтов

  Решение проблем   Высшие цели   Расширение ресурсов   Избегание   Сглаживание   компромисс   Авторитетная команда   Изменение hu

Теорий стресса, конфликтов и эмоций в психологии — EruptingMind

Повышение уровня возбуждения обычно связано со стрессом, который возникает в результате воздействия стрессора ( то, что вызывает стресс ).

Например, спор с кем-то, потеря работы или страх, что ваша жизнь в опасности, — все это примеры факторов стресса, которые могут вызвать стресс.

Сам по себе стресс определяется как умственное, физическое или эмоциональное напряжение тела. Как правило, стресс возникает изредка и только в ответ на стрессор.

Стресс — это умственное, эмоциональное или физическое перенапряжение тела.

Однако некоторые люди находятся в состоянии постоянного стресса, известного как хронический стресс, который может иметь очень вредные долгосрочные последствия для организма, например ускоренное старение и развитие болезней.

Ханс Селье — стадии стресса

Ханс Селье был канадским исследователем, который подвергал крыс воздействию различных факторов стресса, таких как очень низкие или высокие температуры и громкий шум. Эти факторы стресса также имеют хронический характер, а это означает, что он подвергал крыс воздействию этих факторов стресса в течение длительных периодов времени.

Ганс Селье обнаружил, что когда крысы подвергались стрессу, они реагировали предсказуемым образом.

Селье обнаружил, что в таких условиях крысы были вынуждены адаптироваться к окружающей среде — процесс, известный как общий адаптационный синдром ( GAS ).

С общим адаптационным синдромом связаны три основных стадии: тревожная реакция, стадия сопротивления и стадия истощения.

Реакция тревоги

Когда вы чувствуете стресс, ваше тело начинает готовиться к тому, чтобы справиться со стрессором, которому вы подвергаетесь.

В ответ на фактор стресса крыса ( или любой другой живой организм ) испытывает повышенное состояние возбуждения, при котором учащается частота сердечных сокращений, увеличивается частота дыхания и мышцы напрягаются, готовясь справиться с фактором стресса ( либо ускользает от него). от этого или бороться с ним, т.е.е., ответ «бей или беги» ).

Стадия сопротивления

При постоянном воздействии стрессора ваше тело адаптируется к стрессу, которому оно подвергается, и учится с ним жить.

Хроническое воздействие стрессора приводит к привыканию организма к нему и характеризуется пониженным уровнем возбуждения.

Даже если условия могут быть плохими, крыса учится жить в новой среде и способна воспроизводить и изучать новые вещи.

Стадия истощения

Постоянство

Социально-психологическая характеристика конфликта

Социально-психологическая характеристика конфликта

Конфликт (от латинского Conflictus — столкновение) — форма выражения противоречия.В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт с нескольких точек зрения:

1) как борьба, направленная на нейтрализацию противника и нанесение ему ущерба;

2) как психическое напряжение и неприязнь к другим;

3) как достижение собственных целей путем подавления других.

Конфликт как социальное явление дает хорошо известный ярко окрашенный негативный эффект. Но при этом он выполняет важную положительную функцию, заключающуюся в разрешении противоречий, развитии через осознание участниками конфликта самого факта произошедшего и накопления жизненного опыта.Конфликт — это средство выражения недовольства или протеста, информирование конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные отношения между людьми контролируются и хотя бы одна из сторон защищает не только личные, но и организационные интересы, конфликты помогают участникам объединиться, мобилизовать волю и интеллектуальные усилия для решения важнейших проблем.

Социально-психологические причины конфликта связаны с непосредственным взаимодействием людей, самим фактом их включения в социальные группы.Существует несколько типичных социально-психологических причин конфликта:

1. Значительные потери и искажения информации в процессе межличностного и межгруппового общения. Часто человек в процессе общения не может передать всю информацию, касающуюся обсуждаемой с партнером проблемы, без значительных искажений. Большая часть информации находится на уровне бессознательного, а слова вообще не выражаются. Другая часть теряется из-за ограниченного словарного запаса конкретного человека, нехватки времени.Многое из сказанного собеседником не усваивается из-за невнимательности или трудностей в понимании. Непонимание людей друг друга может вызвать конфликты, затруднить разрешение социальных противоречий, возникших по другим причинам.

2. Несбалансированное ролевое взаимодействие между двумя людьми или группами. В ситуации межличностного взаимодействия и общения его участники могут не играть роли, которые они ожидают друг от друга.Когда лидер общается, например, с подчиненным, то обычно он считает себя старшим, а подчиненным — младшим. Если подчиненный в этой ситуации также оценивает распределение ролей, то такое взаимодействие будет длиться бесконфликтно и сколь угодно долго.

3. Заблуждение людей, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не реальной разницей во взглядах, а разными подходами к ее решению. Обычно люди обсуждают и решают проблемы comp

.