Психология как наука это: Психология как наука. — Студопедия
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА — Студопедия
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
‘В последней, 24-й главе первой книги учебника дается краткий исторический очерк развития психологии, который мы сознательно не представляем в начале курса из-за недостаточности знаний у начинающих изучать психологическую науку.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции,
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у дан-
ного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях —
Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений,которые изучает современная психология (рис. 1, табл. 1).
На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления1.
Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые
в психологии
‘Понятия, приведенные в правой части таблицы, заимствованы из двух психологических словарей, опубликованных за последние годы на русском языке: Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. — М., 1983; Психологический словарь. 2-е изд., доп. и испр. / Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.
Таблица 1
Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии
№ п/п | Явления, изучаемые психологией | Понятия, характеризующие эти явления |
Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) | Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение. | |
Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) | Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревож-‘ностъ, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция. | |
Свойства индивидуальные, внутренние (психические) | Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм. | |
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение. | |
Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Готовность, интерес, установка. |
Продолжение
N° п/п | Явления, изучаемые психологией | Понятия, характеризующие эти явления |
Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм. | |
Процессы: групповые, внутренние | Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм. | |
Состояния: групповые, внутренние | Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, | |
Свойства: групповые, внешние | Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы. | |
Процессы: групповые, внешние | Межгрупповые отношения. | |
Состояния: групповые, внешние | Паника, открытость группы, закрытость группы. | |
Свойства: групповые, внешние | Организованность. |
Большая часть перечисленных в табл. 1 понятий и явлений раскрывается в учебнике. Однако для самого общего предварительного знакомства с ними можно обратиться к имеющемуся в конце книги словарю-указателю психологических терминов.
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые яв-
Рис. 2. Структура общей психологии
Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию
ляются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.
Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.
Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития
Тема 1.1. Введение в психологию
План:
Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи
Содержание психической жизни человека: психические процессы, психические состояния. психические свойства
Структура современной психологии.
Основные понятия: психика,психическое развитие,движущие силы развития, онтогенез и филогенез
Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой
1.
Психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи
Любой психически здоровый человек способен воспринимать и познавать окружающий мир, различные предметы и явления.
— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта.
— Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту.
— Мы ощущаем ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов).
— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.
— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.
— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок).
Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.
Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.
Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента, характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.
Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».
Предметом психологии является изучение психики животных и человека.
Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы -отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы — ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и эмоционально-волевые к ним относят чувства, эмоции и волю.
Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.
Ощущение– процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).
Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.
Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.
С помощью мышлениячеловек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.
Речьпозволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.
Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.
К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции. Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.
К волевым психическим процессам относится воля. Воля обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
Психические свойства -наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…
Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.
Характер– это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.
Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.
Интерес– проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.
Мотивация– процесс внутреннего психического управления поведением.
Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый периодвремени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.
Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.
Адаптация– приспособление, привыкание к новой сфере.
Утомление — плохое настроение, усталость.
Фрустрация– эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.
Эйфория – состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.
Самоактуализация– стремление к личному самосовершенствованию.
Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.
Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).
Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.
Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.
2. Краткая история развития психологии.
Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелемв его трактате «О душе».
Аристотель считается основоположником психологии.
С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.
В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.
I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.
Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение.
В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.
II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.
Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.
Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлови И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.
Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.
III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.
Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф.Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.
Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский,А.В. Петровский.
IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.
3. Структура современной психологии.
Сегодня психология представляет сложную структуру разных ее отраслей. Образно психологию можно представить в виде дерева, где ствол составляет общая психология, а ветви, отходящие от нее – отрасли психологии. Отраслей очень много.
Общая психология изучает историю данной науки, методы и теории исследования человека. Изучает общие закономерности познавательной и практической деятельности взрослого человека.
Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития взрослого и ребенка.
Парапсихология изучает необычные явления психики: ясновидение, летаргический сон, телепатию, экстросенсорику.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.
Предметом изучения экопсихологии является экологическое сознание. Одной из задач является изучение влияния внешней среды на психическое состояние человека.
Возрастная психология исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах. Здесь выделяются разделы:
1. Детская психология – от рождения до 10 лет.
2. Психология подростка – от 10 лет до 14-15 лет.
3. Психология юности – от 14-15 до 17-18 лет.
4. Психология взрослого – от 7-18 лет до 60 (по этапам).
5. Геронтопсихология – от 60 лет до 90 лет.
6. Психология долгожителя – свыше 90 лет.
Педагогическая психология занимается психологическими закономерностями воспитания и обучения молодого поколения.
Предметом изучения социальной психологии является психология группы и коллективов, взаимоотношения людей в них.
Патопсихологияизучает болезненные расстройства психики. Ее разделы:
1. Олигофренопсихология – врожденные дефекты мозга.
2. Сурдопсихология – дефект слуха.
3. Тифлопсихология – дефект зрения.
Медицинскаяпсихология изучает деятельность врача и поведение больного.
Зоопсихологияизучает психику и поведение животных.
Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.
Космическая психологияизучает психику в условиях невесомости.
Военная психология изучает психические особенности человека в условиях боя, военной обстановки; психическую деятельность военнослужащих.
Психология спорта исследует законы выработки спортивных навыков; деятельность и личность спортсмена.
Таким образом, современная психология представляет сложную систему различных ее отраслей.
Психология как наука — это… Что такое Психология как наука?
Идея о том, что поведение человека во всех основных аспектах сходно с предметами изучения других наук. С этой точки зрения, человеческое поведение ничем не отличается от других природных феноменов и к нему применимы следующие предпосылки:
1. Детерминизм: любое поведение рассматривается как имсющее причину (см. Свободная воля versus детерминизм). Прсдсказуемость: если поведение детерминировано, то можно предсказывать будущие события.
Контроль: если поведение предсказуемо, это значит, что его можно контролировать.
Проблемы. связанные с психологией как научной дисциплиной:
1. Систематизация: научная дисциплина подразумевает упорядоченную систему знаний. В принципе, это справедливо для психологии, однако сложность изучаемых предметов, а также особенности их изучения затрудняют процесс систематизации психических явлений.
2. Рефлексивность: наблюдатель и наблюдаемый являются представителями одного вида, поэтому трудно сохранять объективное и беспристрастное отношение к предмету изучения.
3. Генерализация: научные законы можно экстраполировать во времени и пространстве, в то время как психологические объяснения часто ограничены конкретным местом и временем. К примеру, многие открытия в области конформизма и повииовения в Соединенных Штатах конца 1950х годов были связаны с особым общественным климатом, существовавшим в то время в США.
4. Доступность проверки: многие объекты психологии не поддаются наблюдению и, следовательно, не могут быть определены с достаточной точностью. Можно без натяжки сказать, что из всех наук психология в наибольшей степени опирается на умозаключения. В ней существует большой разрыв между фактическими данными, полученными в процессе эксперимента, и объяснением этих данных. Примером может служить теория психосексуального развития по Фрейду, многие из основных идей которой нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.
Психология профессиональной деятельности Отрасль психологии, непосредственно связанная с профессиональной деятельностью человека. Относится к очень широкому и разнообразному спектру интересов, включая собеседования и набор персонала, влияние условий работы на производительность труда и психологическое благополучие работников, организацию карьеры, психологические консультации и изучение особенностей поведения людей разных профессий. Хотя психологию профессиональной деятельности принято связывать в основном с промышленностью, специалистов этом области можно встретить и в других учреждениях.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
Психология как наука, её значение. Отрасли психологии — Студопедия
Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмов психики.
Психологическая наука представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет связь с общественными науками и прежде всего с философией, в рамках которой шло её становление и развитие. Её основой являются философские концепции и теории, позволяющие понять взаимодействие с окружающей средой.
Тесно связана психология и с биологическими науками, прежде всего с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология изучает механизмы работы нервной системы, осуществляющие «уравновешение» организма со средой. Знание законов работы нервной системы, осуществляющей процессы возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, образование нервных связей – всё это надо знать психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие формы психической деятельности.
Непосредственно и достаточно многообразна связь психологии с педагогикой. Работа педагога будет результативной только в том случае, если она опирается на знание закономерностей, по которым развивается психика ребёнка. Педагогу требуется знать индивидуальные особенности личности ребёнка.
Для успешного осуществления деятельности нужны определённые качества личности. Изучение психологических возможностей человека в разных видах трудовой деятельности – первостепенный аспект современной психологии.
Отрасли:
1) Общая психологи (изучает основные формы психической деятельности и составляющая основу всех психологических дисциплин, раскрывает сущность и структуру и функции человеческой психики)
2) Педагогическая психология (эта отрасль обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания; устанавливает круг тех знаний которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте , и способы подачи материала, которые обеспечат его научное усвоение.
3) Психология труда ( изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, изучающая деятельность операторов автоматизированных системах управления ; авиационная психология изучающая психологические закономерности деятельности человека в процессе полёта; космическая психология, исследующая психологические особенности человеческой деятельности в условиях невесомости и т.п.)
4) Медицинская психология, патопсихология, психотерапия (ставят своей задачи объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения)
5) Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.
6) Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.
7) Психология творчества изучает созидание человеком нового оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.
Если за основу взять принципы развития, то можно выделить следующие отрасли:
8)Сравнительная психология (рассматривает особенности животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости его существования)
9) возрастная психология (изучает формирование психической деятельности в процессе развития, в ней выделяют детскую психологию, юности, взрослого человека, геронтопсихологию ( старости) )
10) Специальная психология (изучает психологические особенности аномальных детей. Дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи.
11) Социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения , возникающие в процессе обещания, и взаимодействие людей в различных группах.
12) Психология личности (изучает основные закономерности формирования личности, истоки её активности и жизнедеятельности
13) Психофизиология –изучает нервные механизмы психической деятельности. (несколько областей исследований: психофизиология ощущений, восприятий, речи и мышления, эмоций, произвольных действий)
14) Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, в эмоциональных реакциях.
Определение психологии как науки — Студопедия
Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.
Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».
Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.
Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.
Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.
психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).
Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.
Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки. Общая психология: конспект лекций
Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки
Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли психологического знания. Ведь как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.
В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.
Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.
Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма).
В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
Итак, знания о душе, безусловно, накапливались, но в то же время возникал, что называется, спор о терминах. Борьба идеалистического и материалистического представлений о душе перетягивали данную отрасль знания в сферу то богословия, то естествознания. Но ни та ни другая сфера не могла дать полного представления о человеке. Только в позапрошлом столетии сформировались четкие представления о предмете психологии, ее собственная методология и категориальный аппарат (набор основных понятий).
Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.
Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира.
Итак, можно сказать, что к концу XIX в. психология как система знаний достигла парадигмальной стадии – стадии сформированной науки. Термин «парадигма» был введен американским философом и историком науки Томасом Куном. Он выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм – исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода. В процессе формирования и развития всякой науки он выдвинул три стадии: предпарадигмальная, когда методология и категориальный аппарат еще не разработаны полностью, стадия господства парадигмы и, наконец, стадия кризиса науки перехода к новой парадигме. Психологии также присущи все эти стадии. Советская психология базировалась на марксистской теории отражения. В настоящее время акценты сместились. Постепенно формируется новая парадигма российской психологической науки. Какова она будет, во многом зависит от нового поколения психологов.
Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты.
Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера.
Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша. Создание искусственных условных рефлексов применялось лишь в лабораторных условиях на животных. Подобные эксперименты описаны в трудах И. П. Павлова, который ввел в психологию понятие условного рефлекса.
Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.
Филогенез– это процесс исторического развития живых организмов. Филогенез психики в соответствии с теорией отражения можно коротко обрисовать следующим образом. Простейшему организму свойственна низшая ступень отражения – раздражимость. Это способность отвечать на воздействия внешней среды путем элементарной адаптации, например к температурным изменениям. Для более высокоорганизованных существ характерны соответственно более сложные формы адаптации, происходящие уже на уровне физиологии. Это мышечные сокращения, передача возбуждения через нервные клетки между периферической и центральной нервной системой, формирование рефлексов. Подобные реакции характеризуют уже возникновение психики.
У человека, который, как традиционно признано, является венцом эволюции, процесс отражения происходит на наиболее высоком уровне. Это не только физиологические реакции, а сложный комплекс реагирования мозга и всей нервной системы на окружающий мир. Психологический подход является подходом строго научным, поэтому, отбросив духовные компоненты внутреннего мира человека, психология принимает определение человеческой психики как наиболее сложной из известных в природе систем отражения, реагирования, адаптации к окружающему миру как на биологическом, так и на социальном уровнях.
Такой высший уровень психического отражения, присущий только человеку, называют сознанием. Именно сознание в современной психологии представляет собой основную категорию при изучении психических явлений. Категория сознания является наиболее обширной в терминологическом аппарате психологической науки после категории психики. Разница между этими понятиями заключается в следующем. Психика и психические проявления присущи всем животным, обладающим нервной системой. Собаки и кошки, обезьяны и крысы и еще огромное количество животных обладают психикой и различными ее проявлениями (вплоть до интеллекта). Например, считается, что взрослая собака обладает интеллектом и эмоциональной сферой пятилетнего ребенка. Подобные явления изучает зоопсихология. Но только человек обладает сознанием. Этому проявлению психики будет посвящена отдельная лекция. Здесь же, во вводной части, нам необходимо только развести два основных понятия психологической науки, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы.
Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней и внутренней активностью, его индивидуальными особенностями и воспринятыми из социального окружения способами и схемами подобного взаимодействия. Среди теорий изучения поведения следует выделить бихевиоризм. Особенность этого психологического течения заключается в том, что его представители противопоставляли поведение сознанию. Они считали, что именно поведение является предметом психологии. Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основоположником бихевиоризма является Эдуард Торндайк. На основе экспериментов над животными он сформулировал закон проб и ошибок, послуживший основой его теории. Данный закон был открыт им при наблюдении за животными, помещенными в так называемый проблемный ящик. Он представлял собой лабиринт, пройдя который, животное могло получить позитивное подкрепление в виде корма. Животные (в основном крысы, интеллект которых считает довольно высоким), движимые чувством голода, совершив несколько неудачных попыток пройти по лабиринту, наконец, находили выход. Торндайк сделал вывод, что поведение животных, обладающих интеллектом, зависит от случайных ассоциативных связей между желанием получить некий объект и его получением. Из своих экспериментов он сделал далеко идущие выводы, например о том, что поведение человека является функцией, абсолютно отделенной от сознания. В те времена понятие сознания отождествлялось с понятием психики. Исключив сознание из числа объектов исследования психологии, Торндайк тем самым создал так называемую психологию без психики. За основную схему поведения была принята схема «стимул – реакция», т. е. поведение человека расценивалось как механический ответ своими действиями на какой-либо важный стимул. Захотел есть – добыл пищу привычным для себя способом. Захотел спать – выбрал наиболее удобное место для ночлега и т. п. Всякая поведенческая реакция лишалась осознанности. Но то, что годится для зоопсихологии, отнюдь не всегда применимо к психологии человека. Бихевиоризм был весьма слаб в объяснении высших психических проявлений, таких, как чувства, мышление, творческие способности.
На смену данному течению пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмана. Тот перенял от бихевиористов идею о поведении как предмете психологии, но внес некоторые поправки. Между стимулом и реакцией он допустил существование еще одного звена – так называемых промежуточных переменных. Под ними понимались некоторые характеристики (такие как целеполагание), каковые весьма сложно было объяснить, не принимая существование психики и сознания. Таким образом, полная биологизация человеческого поведения и отрицание наличия сознания потерпели неудачу. Несмотря на то что сторонники данной теории существуют и по сей день, большинством психологов она признана несостоятельной. Истина не терпит крайностей, и доведение какой-либо системы до своего полного логического завершения часто приводит к абсурду, тем более когда объектом исследования системы является человек. Как бы интересно и оригинально ни было завершенное учение о человеке, его никогда нельзя принимать за абсолютно верное. В человеке всегда остается какая-то загадка, ускользающая между пальцев. Поэтому современная психология не замыкается на какой-либо одной системе. Их множество, и в каждой есть своя доля истины. Отечественную психологию в этом смысле можно сравнить с русским православием. Обе эти системы воззрений стараются догматизировать как можно меньше постулатов. Существует основная парадигма, но частные мнения всегда принимаются во внимание, система остается открытой к новой информации. Возможно, это и составляет отличие российской культуры от западной или восточной, предпочитающих более строгие рамки и фиксированные пункты правил как в гуманитарных науках, так и в верованиях.
Итак, мнение отечественной психологии о поведении человека заключается в том, что оно неразделимо с сознанием и основными психическими процессами. Это означает, что поведенческие реакции зависят от многих факторов: врожденных свойств индивида, качеств, приобретенных под воздействием социальной среды, качеств, выработанных в процессе образования и самообразования человека, уровня развития высших психических функций на данный момент.
Высшие психические функции – одно из основных понятий современной психологии. Введено оно было известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Высшими психическими функциями называют наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни. Эти функции не являются врожденными, в отличие от более простых. При рождении человек получает лишь задатки к их формированию, которое происходит только под влиянием социума. К высшим психическим функциям относятся мышление, речь, память, воля и т. д. Все эти функции обладают свойствами пластичности. Это дает возможность к переструктурированию сознания в случае нарушения какой-либо из функций. Например, нарушение интеллектуального развития может быть компенсировано улучшенным развитием памяти, нарушение воли – коррекцией эмоциональной сферы и т. п. Возможна замена выпавшего звена функционально новым. Именно на основе этой пластичности и взаимозаменяемости элементов построены современные методы медицинской психологии.
Деятельностный подход в психологии является теорией, объясняющей многие закономерности в развитии и функционировании психических функций. Основными представителями разработки деятельного подхода в отечественной психологии являются М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Данный подход в качестве исходного метода изучения психики использует анализ преобразования психического отражения в процессе деятельности.
Согласно представлениям современной психологии понятие деятельности применимо только к человеку. По определению, данное понятие означает такое взаимодействие человека с окружающим миром, в процессе которого достигаются сознательно поставленные им цели. В данной системе понятий простейшим элементом деятельности является действие. В любом действии принято выделять ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Ориентировочная часть связана с целеполаганием, исполнительная, соответственно – с выполнением данного действия, а контрольная – с оценкой того, насколько точно и правильно было осуществлено данное действие. Здесь можно провести аналогию с описанными выше рефлексами и многоступенчатой системой их распознавания и контроля. В психологии также существует понятие операции. Это более сложный по отношению к действию процесс. Операция может включать в себя несколько действий, связанных одной целью. Например, вы желаете попить чаю. Это является целью вашей деятельности. Для достижения цели вам необходимо совершить операцию – приготовление чашки чаю. Эта операция распадается на множество отдельных действий, каждое из которых имеет цель. Вам надо подняться с кресла, пройти на кухню, набрать в чайник воды и т. д. Иными словами, ваша психика совершает ряд преобразований отражения действительности параллельно с тем, как вы осуществляете простейшие действия, складывающиеся в определенную операцию, являющуюся компонентом вашей общей деятельности.
Психические процессы и состояния представляют собой также один из объектов психологических исследований. Вообще, понятие психического как процесса означает, что психическое несводимо к некой последовательности стадий во времени – оно непрерывно изменяется и развивается, поскольку изменяется взаимодействие человека с внешним миром. К психическим процессам относятся восприятие, внимание, память, чувства и т. д. Психические процессы более кратковременны, чем психические состояния. Они являются сиюминутными реакциями на ситуацию и обусловливаются содержанием сознания в настоящее время. Психические состояния могут быть долговременны. Они являются результатом длительного воздействия на психику какого-либо раздражителя – внешнего или внутреннего. Они могут приводить, например, к болезненным изменениям эмоциональной сферы, таким как апатия, депрессивное состояние или, напротив, состояние аффекта. Поэтому для человека очень важен фактор саморегуляции, позволяющий ему контролировать свое психическое состояние.
В заключение лекции следует сказать об отраслях психологии. Данный курс лекций разъясняет основные понятия общей психологии. Общая психология является базовой отраслью, на данные которой опираются остальные отрасли психологической науки.
В качестве примера остальных отраслей можно привести такие отрасли, как семейная психология – она занимается проблемами взаимоотношений в семье; дифференциальная психология – рассматривает возрастные и половые различия людей; социальная психология – изучает взаимодействие человека с большими и малыми социальными группами, а также влияние социальной среды на формирование личности; медицинская психология – изучает нарушение различных психических функций и способы коррекции этих нарушений. Существуют также психология труда, педагогическая психология, возрастная, психология личности и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеПсихология как научная дисциплина — Студопедия
Вопросы
Тема 1. Предмет, задачи и методы общей психологии
1. Психология как научная дисциплина.
2. Предмет психологии.
3. Задачи психологии.
4. Связь психологии с другими науками.
5. Методология и методы психологического исследования.
В системе наук психология занимает особое место. В дословном переводе психология – это наука о душе (в переводе с греческогоpsyche — душа; logos — учение, наука). Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах Египта, Индии, Китая. Представление о душе часто связывалось с дыханием (сравните: дух, дыхание, душа) – тем, что уходит со смертью тела. Она нередко представлялось в виде крылатого существа. Так считали и многие древнегреческие мыслители. Один из них Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)написал первый специальный трактат, который так и назвал «О душе»в связи, с чем считается основателем психологии. В отличие от предшественников мыслитель определил душу как сущность живого тела, то есть как то, что позволяет телу существовать как живому (чувствовать, мыслить). Он считал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест.
Но, что такое душа, существует ли она как реальность, можно ли ее увидеть, зафиксировать и т.д. Ответа на этот вопрос как вы понимаете, нет. Существование души несомненно для одних и условно для других. Скажем так: если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить ее невозможно. Невозможно и экспериментировать с ней. Душа эмпирически неуловима. В то же время мы можем наблюдать поведение, слушать и фиксировать речь, анализировать продукты творчества, оценивать успешность деятельности и т.д. – но все это не душа, а психические проявления. Поэтому говоря о психологии как о науке целесообразно говорить о том, что она изучает психические явления (чувства, эмоции, желания, мысли, образы, отношения) и психологические факты (поведение, продукты деятельности, творчество). Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству – это психика. ПСИХИКА – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью. Неслучайно мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам, но в то же и самая малоизученная. Развитие психики человека связано с историческим развитием человечества (филогенезом).
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Обычный человек обладает определенными психологическими знаниями. Каждый из нас может в определенной степени понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть индивидуальные особенности, помочь ему и т. д. Но житейские психологические данные характеризуются конкретностью, ограниченностью ситуаций и задач и лиц, на которые они распространяются. Научная психология, как и любая другая наука, стремится к обобщениям, объективности, точности, рациональности, оперирует строгими научными понятиями, методами.
В литературе часто можно встретить слова «Психология имеет длинную предысторию и короткую историю». И это действительно так. Психология молодая наука, но с длинной историей. Общепризнанно, что психология стала настоящей наукой лишь в конце XIX века. В то же время психологические знания накапливались ни одним поколением ученых и общественных деятелей. Поэтому условно в становлении психологии можно выделить пять этапов:
1 этап (более двух тысяч лет назад).
Развитие психологических знаний связано, прежде всего, с деятельностью древнегреческих мыслителей (Демокрита, Аристотеля, Платона, Гиппократа и др.). Предметом изучения в то время выступала ДУША.
Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов. Шарообразные атомы беспокойны и приводят тело в движение. Душа материальна. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются.
Аристотель полагал, что существуют: растительная душа (ее свойства – питание и ощущение), животная душа (ощущения, влечения) и разумная душа (мышление).
Платон полагал, что душа бессмертна и не имеет ничего общего с материей. Цель души постижение вечных и неизменных идей. Душа состоит у него из трех частей: ум (его местонахождение – в голове), аффективное, эмоциональное начало (располагается в груди), и вожделения, желания (живут в печени).
2 этап (17 — 19 век).
Данный период связан с развитием естественных наук и философской мысли. В трудах некоторых философов обосновывалась необходимость изучать уже не душу, а СОЗНАНИЕчеловека. Именно оно выступало основным предметом изучения в то время. Ученый и мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650) одним из первых указал, что сознание человека неразрывно связано с мышлением. А его фраза «Я мыслю, значит, существую» стала началом научной революции в психологии. На этот период приходится и одно знаменательное событие, которое считается ДАТОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. В 1879 году немецкий ученый Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире психологическую лабораторию, которая стала международным центром экспериментальных исследований психики. Позднее в 1885году, В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
3 этап (начало 20 века).
В это время в психологии начинают занимать ведущие позиции ученые, которые считали, что основная задача психологии — наблюдение за поведением, внешними двигательными реакциями человека. Поэтому, на их взгляд, психология может быть объективной наукой, если ее предметом будет выступать ПОВЕДЕНИЕ человека, а не какие-то внутренние психические факторы (мотивы, способности, характер и т.д.), которые сложно зафиксировать и измерить. Публикация в 1913 году Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (с англ. behaviour – поведение) датирует начало новой эпохи в психологии.
4 этап (сер. — кон. 20 века).
Развитие психологии в это время характеризовалось существованием 2 традиций исследования психологических явлений: западной и советской. Для западной психологии характерно первостепенная направленность на решение ПРИКЛАДНЫХ задач. Наряду с развитием и обновлением классических теорий (психоанализа и бихевиоризма), появились новые направления (когнитивное, гуманистическое и др.). Советская (отечественная) традиция сформировалась на базе философии диалектического материализма. Поэтому для нее характерна соответствующая методологическая основа и наличие многочисленных исследований ТЕОРЕТИЧЕСКОГО плана (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и др.).
5 этап (кон. 20 в. — настоящее время).
Для современного этапа развития психологии характерно существование разных подходов к изучению психики, превращение психологии в многоотраслевую область знаний, учитывающей запросы практики и стремящейся к интеграции накопленных знаний. При этом происходит взаимообогащение различных направлений, школ, традиций.
Важнейшей тенденцией развития психологической науки в настоящее время является проведение междисциплинарных исследований и осознание, что человека необходимо изучать во всей целостности, с учетом различных уровней его жизнедеятельности (физиологического, психического, социального, духовного). В этом процессе ключевая роль принадлежит психологии, потому как в рамках ее многочисленных отраслей накоплен большой массив информации по самым различным аспектам жизни человека. Успешное выполнение этой роли в будущем зависит от того, насколько различные психологические теории и школы будут конструктивны и открыты для научного диалога, а также от умения сотрудничать с представителями других наук.
Психология — это наука? | Novelguide
Чтобы ответить на этот вопрос, важно понимать определения как психологии, так и науки. Слово «психология» приходит от греческих «psyche» (или душа) и «logos» (или исследование), которые стали известное как «исследование души». Словарь американского наследия определяет психология как: 1. наука о разуме, ментальном и эмоциональном процессы 2. наука о поведении человека и животных.В чистом виде словарь дал нам ключ к разгадке ответ, он описывает науку как: 1. систематизированные знания, полученные в результате наблюдений, исследований и т. Д. 2. отрасль знаний, особенно. тот, который систематизирует факты, принципы и методы 3. навык или техника Чтобы доказать это утверждение, мы должны посмотреть, действительно ли психология можете заполнить это определение выше. Научные исследования - это действенный способ понять жизнь, и может быть очень полезным во всех сферах жизни.Наука разрабатывает теории на основе на то, что наблюдается. Он исследует каждую теорию со строгостью и скрупулезностью. тесты, чтобы увидеть, описывает ли он реальность. Научный метод хорошо работает в наблюдение и запись физических данных и принятие выводов, которые либо подтвердить, либо опровергнуть теорию. В середине XIX века ученые (хотя в то время, вероятно, называемые философами) хотел изучить человеческую природу с целью применения научный метод наблюдения, записи и лечения человеческого поведения, считается неестественным.Они считали, что если людей можно изучать в научным образом, была бы большая точность в понимании нынешнее поведение, в прогнозировании поведения в будущем, и, самое спорное, в изменении поведения посредством научного вмешательства. Есть много областей психологии, каждая из которых пытается объяснить поведение с немного разных точек зрения; Социальная психология изучает влияние социальных ситуаций на человеческое поведение. Теоретики личности изучают индивидуальное поведение.Психологи-сравнительные психологи изучают поведение животных в самых разных виды Психологов-физиологов интересуют биологические основы поведение. Психологи развития изучают принципы и процессы, ответственные за меняются на протяжении всей жизни. Когнитивные психологи исследуют память, мышление, решение проблем и психологические аспекты обучения. Анализ поведения изучает условия, при которых поведение может быть узнал и ситуации, которые вызывают такое поведение.Обучение - это область психологии, изучающая, как усваиваются новые модели поведения. и поддерживается. Клинические психологи изучают способы помочь отдельным лицам и группам люди меняют свое поведение. Промышленные и организационные психологи озабочены физическим и социальные аспекты рабочей среды людей, поскольку они влияют на работу выход. Социальные психологи используют научные методы для изучения и решения социальных проблем. проблемы. Как описывает Вестерн, психологическая парадигма - это совокупность предположения, используемые для понимания предметной области или опыта, это может быть применительно к самой психологии.Психологии не хватает единой парадигмы, но имеет четыре точки зрения, которые ищут его понимания; Психодинамическая точка зрения считает, что поведение является результатом бессознательные процессы, личная мотивация и ранний детский опыт. Его самым известным защитником был Зигмунд Фрейд. Его метод данных коллекции в значительной степени полагаются на интерпретацию обсуждений, снов и фантазий, действия, тематические исследования и ограниченное количество экспериментов. Бихевиористская точка зрения считает, что поведение изучается и выбирается. по экологическим последствиям.Его метод сбора данных основан на в значительной степени на экспериментах, проводимых в научной лаборатории, где изучаемые факторы можно контролировать; или это может иметь место в реальной жизни установка, где изучается более естественное поведение и гораздо больше переменных существовать. Когнитивная точка зрения считает, что поведение является результатом информации. обработка, хранение в мозгу, преобразование и извлечение Информация. Используемые методы сбора данных - это снова эксперименты. но с большим использованием компьютерного моделирования.Эволюционная точка зрения считает, что психологические процессы перекликаются с эволюционные процессы естественного отбора. Его метод сбора данных включает в себя вычитание объяснений поведения и сравнения между видами и культурами. Это также включает ограниченное количество экспериментирование. Все эти четыре точки зрения имеют общее сходство с традиционными науки. У всех есть элементы контролируемого экспериментирования, как и физика. или химия. Когнитивные перспективы используют компьютерное моделирование, как и математика.Есть сходства, но есть и отличия от любых другие науки, например, изучение снов и фантазий. Методы экспериментирования и исследования в психологии завершены на научная база. Психологические экспериментальные исследования будут включать манипулирование ситуацией для изучения того, как субъекты эксперимент реагировать, чтобы наблюдать причину и следствие. Экспериментатор манипулирует независимыми переменными, и ответы испытуемых окажутся зависимые переменные.Измеряя ответы испытуемых, экспериментатор может сказать, подействовала ли манипуляция. Психологические гипотезы стремятся операционализировать - превратить абстрактное концепция в конкретный аргумент. Этот процесс является научным в своей элемент. Гипотеза сформулирована, переменные операционализируются отдельно разрабатывается стандартная процедура, которая сохраняется на протяжении всего эксперимент, научно отобраны испытуемые, проверены результаты и выводы сделаны. Часто используются контрольные группы, похожие по сути на используемые контрольные химикаты. по химии.Эти контрольные группы не подвергаются манипуляциям, но вместо нейтральных условий, обеспечивая эталоны для сравнения результатов. В некоторых случаях исследователи проводят слепые исследования, где находятся объекты не осведомлены об аспектах исследования. Использовались двойные слепые исследования. в прошлом, где исследователи тоже остаются слепыми. Научный предмет знает свои ограничения. Психология пытается изучать сложные явления в лабораторных и полевых ситуациях, где обоснованность ставится под сомнение.Результаты контрастируют с разными личными понимание исследователей, которое всегда будет в некоторой степени отличаться. В в физике отклонение ошибки может быть недопустимо выше 2%, в Психология 50% может быть приемлемым уровнем. Каждый психологический эксперимент и теория оценивается на одном уровне. критичности, как у традиционных наук. Вопросы задаются над теоретической основой, достоверность результатов и их взаимосвязь с гипотезой, качеством и диапазоном выборки, и если это репрезентативны, выводы, которые можно сделать из данных, и в более широком смысле выводы, которые могут быть очевидны.Наконец, исследования ставятся под сомнение их значения и этика, чтобы операционализировать исходную гипотезу. Психология приняла научный режим. Однако из строго с научной точки зрения, он не смог удовлетворить требованиям истинная наука. Пытаясь оценить статус психологии как научного исследования, Американская психологическая ассоциация назначила Зигмунда Коха для проведения исследование, в котором задействовано более восьмидесяти известных ученых для оценки фактов, гипотезы и методы психологии.В 1983 году результаты были опубликованы. из серии «Психология: исследование науки». Кох описывает, что он считает заблуждением думать о психологии как о науке: Истина заключается в том, что психологические утверждения, которые описывают поведение человека или которые сообщают о результатах проверенных исследований, могут быть научными. Однако когда есть переход от описания человеческого поведения к его объяснению. также переход от науки к мнению. Здесь важно проводить различие между психологией и психиатрия.Академическая психология - это научный проект, инициированный Вильгельм Вундт из Лейпцигского университета около 1885 года. Его работа была изучение разума среднего взрослого человека, и использованный научный метод был самоанализ. Его подходы уже давно заброшены, как и многие его идеалов, но не основную идею понимания и описания человеческого функционирует в научном контексте. С другой стороны, психотерапия - это не более наука, чем наука гражданского общества. инженерия. В идеале научно исследованные терапевтические методики и методы используются вместе с этическими и философскими принципами в чтобы добиться желаемого результата.Таким образом, психотерапия представляет собой смесь ремесло и искусство и наукой не назовешь. Психология порождает множество противоречивых объяснений человека и его поведения. Психолог Роджер Миллс в своей статье 1980 года «Психология сходит с ума» Роль Бота как науки ", - говорит: «Сегодняшняя психиатрия - это буквально беспорядок. методы, методы и теории вокруг, поскольку есть исследователи и терапевты. Я лично видел, как терапевты убеждают своих клиентов, что все их проблемы исходят от их матерей, звезд, их биохимических макияж, диета, образ жизни и даже "карма" из прошлого жизни." Эти мнения описывают психотерапию, а не психологию в ее основе. Помня, что психология - это научное исследование поведения человека и животных, мы должны взглянуть на их методы исследования. Как у нас видно, психологи используют научные методы, пытаясь понять и прогнозировать поведение, разрабатывать процедуры для изменения поведения и оценить стратегии лечения. Митчелл и Джолли обсуждают вопрос о том, является ли психология наукой. в первой главе их текста «Объяснение дизайна исследования» (3-й Издание).Их выводы подтверждают утверждение, что психология наука. Они обсуждают факты, которые психология дает объективные доказательства, которые могут быть воспроизведены (воспроизведены с тем же успехом, что и физико-химические эксперименты). Это обнаруживает наблюдаемое, объективное доказательства, которые либо поддерживают, либо опровергают существующие убеждения и создают новые знание. И эта психология непредубеждена в отношении утверждений, даже тех, противоречат здравому смыслу и скептически относятся к идеям, которые, хотя они имеют смысл, не подтверждены никакими исследованиями.Если мы можем определить науку, используя субъективные методы, тогда Психология определенно наука. Психология представляет собой эмпирическую науку, ее методы, требующие эмпирической проверки гипотез. Многие эмпирические результаты психологии подлежат личной интерпретации. и острый спор. Это можно рассматривать как функцию явлений, которые это психология. Но ключ к разрешению этих споров - вернуться к эмпирические методы и противопоставить альтернативные интерпретации каждому Другой. Ссылки Словарь американского наследия, 1996 г. Вестерн, Психология - разум, мозг и культура, 1997 Зигмунд Кох, «Психология: исследование науки», статья 1983 г. Роджер Миллс, «Психология сходит с ума, неудачная роль науки», 1980 статья Митчелл и Джолли, «Объяснение дизайна исследования» (3-е издание), 1995 г..
Психология
Наука психология приносит пользу обществу и улучшает нашу жизнь. Психологи исследуют взаимосвязь между функцией мозга и поведением, а также окружающей средой и поведением, применяя то, что они узнают, для улучшения нашего понимания и улучшения мира вокруг нас.
В науку
Любопытство — это часть человеческой натуры.Один из первых вопросов, который дети учатся задавать, — «почему?» Став взрослыми, мы продолжаем удивляться. Используя эмпирические методы, психологи применяют это универсальное любопытство для сбора и интерпретации данных исследований, чтобы лучше понять и решить некоторые из наиболее сложных проблем общества.
Трудно, если не невозможно, представить себе такую грань жизни, в которую не вовлечена психология. Психологи используют научный метод — формулируют вопрос, предлагают теорию и затем проводят строгие лабораторные или полевые эксперименты для проверки гипотезы.Психологи применяют понимание, полученное в ходе исследований, для создания научно обоснованных стратегий, которые решают проблемы и улучшают жизнь.
В результате психологическая наука открывает новые и лучшие способы существования и процветания людей в сложном мире.
Психологи в действии
Помощь бизнесу
Улучшение жизни
.Психология — это центр науки — Ассоциация психологических наук — APS
В выпуске журнала Scientific American, редакторы отметили, что «всякий раз, когда мы публикуем статьи на социальные темы, некоторые читатели протестуют против того, чтобы мы придерживались« настоящей »науки» (The Pecture Institution, 2002, стр. 8). Мы с вами уверены в научном статусе психологии, но кто в APS не ощутил ледяного скептицизма попутчика в полете после того, как вы ответили на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» Поэтому вы можете быть приятно удивлены наукометрическим исследованием, озаглавленным «Картирование основы науки» (Boyack, Klavans, & Borner, 2005). 1 Статья обязательна к прочтению деканам факультетов научной психологии. Я вскоре объясню почему. Но сначала немного предыстории.
В средние века теология и философия представляли собой динамичный дуэт центральных дисциплин, вокруг которых были организованы другие науки. Эти две области повлияли на мышление в различных областях науки (Leydesdorff, 2006).
За последние три столетия в науке произошел беспрецедентный прогресс. За это время появились научные теории невидимых сил, действующих с измеримыми эффектами, например, в случае магнетизма, гравитации и темной материи.Натурфилософия стала отождествляться с физикой, которая вместе с математикой взяла на себя роль центральной дисциплины науки.
Научные исследования в течение прошлого века продолжали ускоряться с точки зрения количества и воздействия. Люди могут вспоминать старые добрые времена, но благодаря науке и технологиям общий доход, потраченный на продукты питания, одежду и жилье, упал с 80 процентов в 1901 году до 50 процентов в 2002/2003 году (Министерство труда США, 2006).Резкий рост числа ученых, научных специальностей, журналов и исследовательских статей за последнее столетие был столь же необычным. Принимая во внимание эти драматические изменения, остаются ли науки вокруг одной или двух центральных дисциплин? Сформировал ли быстрый период расширения несколько хабных дисциплин? Или все научные дисциплины созрели независимо и в достаточной степени, так что в науках не существует центральной, неотъемлемой общей структуры?
Бояк и его коллеги попытались ответить на эти и подобные вопросы.Наукометрический и библиометрический анализы проводились для выявления групп авторов, статей или ссылок, но только недавно появились вычислительные возможности, вычислительные алгоритмы и методы визуализации, позволяющие анализировать крупномасштабные наборы данных документов. Бояк и его коллеги количественно оценили модели научного влияния внутри и между науками, основываясь на данных цитирования более чем одного миллиона журнальных статей, опубликованных в 7121 журнале по естественным и социальным наукам, опубликованном в 2000 году.В качестве источника высококачественных данных о цитировании они обратились к Индексу научного цитирования (SCI) и Индексу цитирования в области социальных наук (SSCI). Использование SCI и SSCI также позволило использовать отдельные журнальные статьи, а не целые журналы, в качестве единицы анализа. Среди ограничений использования SCI и SSCI является то, что материалы конференций и семинаров не индексируются, а журналы на других языках не включаются.
Восемь различных подходов к количественной оценке шаблонов цитирования использовались для обеспечения структурной точности, где точность означает, что журналы в рамках одной дисциплины были сгруппированы вместе, а группы журналов, которые цитируют друг друга, были близки друг к другу.Кроме того, были использованы новые методы визуализации для создания двухмерной пространственной карты науки на основе каждой метрики. Наконец, достоверность этих карт сравнивалась с использованием двух различных мер точности. Лучшие меры сошлись на ландшафте научного влияния. Полученное в результате отображение науки дает визуальное представление о том, где находится каждая научная дисциплина, что ее окружает, каковы ее отношения с соседними дисциплинами и насколько сильно ее влияние на соседние дисциплины.
Рис. 1. Научная карта, созданная с использованием меры сходства, основанной на совместном цитировании. Ярлыки с крупным шрифтом обозначают основные области науки. Маленькие метки обозначают дисциплинарные темы ближайших журналов кластера. Из Boyack et al. (2005).
Результаты представлены на Рисунке 1. Неудивительно, что, учитывая научную специализацию прошлого века, современные науки больше не происходят из одного источника. Вместо этого можно выделить семь центральных наук: математика, физика, химия, науки о Земле, медицина, психология и социальные науки.Да, психология стала одной из центральных дисциплин науки!
Расположение многих дисциплин также имеет фактическое значение. Электротехника и ядерная инженерия находятся между математикой и физикой, химическая инженерия и аналитическая химия — между физикой и химией, а статистика — между математикой и общественными науками. Что еще интереснее, общественное здравоохранение, нейробиология, неврология, радиология, кардиология и генетика относятся к числу наук, которые находятся между психологией и медициной, тогда как образование и геронтология находятся между психологией и социальными науками.
Чем более изолированно поле, тем ближе поле будет лежать за пределами карты. Те, у кого много междисциплинарных связей, с большей вероятностью лгут ближе к середине карты. Поэтому интересно отметить, что психиатрия, право, политология и экономика лежат снаружи, тогда как психология находится ближе к середине, что отражает ее междисциплинарный характер. Другая карта, изображающая связи между научными областями, подтвердила, что психология — это центральная дисциплина, то есть дисциплина, в которой научные исследования цитируются учеными во многих других областях.Например, медицина в большей степени опирается на психологию через неврологию и психиатрию, тогда как социальные науки напрямую опираются на большинство специальностей психологии.
В период, когда наши национальные лидеры, похоже, более склонны отождествлять психологию с работами доктора Фила и доктора Лауры, чем с тысячами ученых всего мира, входящих в Ассоциацию психологической науки, крайне важно, чтобы учреждения высшего образования ясно показывают центральную роль и влияние психологической науки, а также важность поддержания и содействия ее развитию.Действительно, Boyack et al. (2005) отметили: «Наш интерес к картированию науки проистекает из желания детально понять входы, ассоциации, потоки и результаты научно-технического предприятия, что поможет нам направлять это предприятие (или, по крайней мере, эту часть действует в наших учреждениях) в более плодотворных направлениях »(с. 352). Большинство университетов организованы в соответствии с более традиционными дисциплинарными рамками, но решения о факультетах и учебных заведениях могут выиграть от знаний о научных дисциплинах, которые являются особенно центральными и влиятельными.Результаты Boyack et al. (2005) указывают на то, что научный вклад в психологию продвигает не только дисциплину, но и многие другие научные области.
Я начал эту колонку с наблюдения редакторов Scientific American о том, что всякий раз, когда они публикуют статьи на «социальные» темы, они получают протесты от некоторых читателей, которые советуют им придерживаться настоящей науки. Редакторы Scientific American продолжали говорить, что они редко слышат подобные жалобы от работающих ученых-физиков или биологов: «Они первыми отмечают, что естественная вселенная, при всей ее сложности, легче понять, чем человеческое существо. .Если социальная наука кажется неубедительной, то в значительной степени потому, что ее предмет настолько сложен, а не потому, что люди в чем-то недостойны научного исследования »(The Pecture Institution, 2002, стр. 8). Важность и центральная роль психологической науки могут быть не полностью поняты политиками, но доказательства очевидны: картирование науки показывает, что психология является центральной дисциплиной, которая может многое предложить другим научным дисциплинам (и чему у них поучиться).
Список литературы
Бояк, К.В., Клаванс, Р., & Бёрнер, К. (2005). Картографирование основы науки. Scientometrics, 64 , 351-374.
Редакторы. (2002). Своеобразное заведение. Scientific American, 286 , 8.
Leydesdorff, L. (2006). Можно ли классифицировать научные журналы по совокупному соотношению цитируемости журнала и журнала с использованием отчета Journal Citation Reports ? Журнал Американского общества информационных наук и технологий, 57 , 601-613.
Министерство труда США (2006 г.). 100 лет потребительских расходов в США . Вашингтон, округ Колумбия (также доступно на http://www.bls.gov/opub/uscs/)
1 Исследование было любезно отправлено автору Элиотом Смитом.
.