Детская психология 4 5 лет для родителей: Воспитание ребенка 4 5 лет советы
Воспитание ребенка 4 5 лет советы
Психика ребенка в таком раннем периоде достаточно уязвима. Ведь он умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдить, разочаровываться, это именно то, что он осознает в этом возрасте.
Многие думают, что если малыш подрос и находит самостоятельно себе занятия, то не стоит ему уделять особого внимания для его воспитания. Родители тратят много времени на свои дела, забывая о нем, о том, что он всегда хочет, чтобы на него обращали внимание, хочет знать, что его любят.
Очень важно в таком возрасте придерживаться методов психологии проводить совместные игры, читать книги, выполнять занятия, дела по дому, ведь поведение строится на подражании взрослого, именно совместное времяпровождение является наиболее важным.
Малыш должен чувствовать свою ответственность в отведенном для него деле, также необходимо хвалить его, если у него получилось что-то сделать. Если он старался, но не смог сделать, все равно похвалить нужно и сказать « в следующий раз обязательно получиться».
Задачи воспитания и обучения ребенка
Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:
- научить их общаться в обществе;
- дать как можно больше информации и знаний;
- благодарить за оказанную помощь и презенты;
- уважать старших и не перебивать их во время разговора.
Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.
Поведение и воспитание
Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.
Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим
Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.
Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.
Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.
Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.
Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.
Как правильно воспитывать ребенка в 4 года советы
В этот период главное уделять много внимания, развивать познавательные процессы. Психология предлагает давать малышу занимательные задания, много рассказывать, ему это интересно и хорошо запоминается.
Разработать некоторые правила в семье и четко следить за их выполнением, например ребенок должен уметь убирать за собой, складывать игрушки, выбрасывать мусор в ведро т.п. Но желательно не забывать хвалить, награждать поцелуем за выполненное дело.
Особенности воспитания
Если мама запретила, то отец тоже должен быть заодно с мамой. Не должно быть исключение сегодня можно, а завтра нет.
При воспитании родители должны быть наблюдательными и внимательными, чтобы вовремя реагировать на причины непослушания.
Отношения родителей с детьми строятся непрерывно, ежедневно. Особенностью воспитания считается правильно определенный тип темперамента, поэтому учитывая его можно уверенно сказать, что общение и воспитание будет проходить, намного легче, правильно.
Именно данное правило поможет сформировать гармоничную личность. Нужно всегда стараться строить доверительные отношения, развивать их личность, не ограничивать воображение, уметь слушать, чаще смеяться с детьми, научить общаться, уметь правильно реагировать на истерики, позволять совершать ошибки и учиться на них.
Нравственное воспитание ребенка
Ребенок начинает по своей воле следовать нормам морали, он может правильно сделать правильный моральный выбор на деле.
Психология показывает, что у него в этот период складываются моральные ценности жизни и доверительные отношения к людям, проявляется сочувствие, проявляется чувство вины, становится доверчивым.
Для всех нравственных норм закрепляются социальный способ поведения, например: «Нельзя врать взрослым», «нельзя брать чужое» и т.д. Они умеют разделять, что можно делать, а что — нельзя.
Нравственное развитие детей в 4-5 лет признаки:
у них формируются первые моральные суждения и оценки;
начинают понимать смысл нравственной нормы;
возрастает действенность нравственных представлений;
возникает сознательная нравственность, то есть его поведение начинает придерживаться нравственной нормы.
Правильное воспитание советы психолога
Правильное воспитание советы родителям из психологии
1. Не нужно задавать вопросы, которые провоцируют на плохое;
2. Говорить позитивные просьбы;
3. Не нужно объяснять ребенку то, что он уже знает;
4. Не нужно читать часовые нотации;
6. уметь находить компромисс, учить преодолевать трудности в жизни;
Трудности в воспитании в 4 5 и 6 лет
Трудности в воспитании возникают тогда, когда родители не знают особенности детского поведения и постоянно требуют от ребенка определенных действий, достижений, не учитывают его личное мнение, не позволяют самостоятельно принимать решение, не слушают, постоянно критикуют, ругают и унижают.
В таком случае девочка или мальчик полностью закрываются, перестают доверять родителям, делают все наперекор и показывают свой характер, плохо учатся в школе, дальше проблемы во взрослой жизни.
Чтобы избежать трудностей
Поделись с друзьями!
Следи за нами в соц. сетях!Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические особенности развития
В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.
Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.Психическое развитие ребенка
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.
Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.
Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Общение со сверстниками и взрослыми
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.
В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.Эмоциональные особенности
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.
Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.
Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.
Обучение детей 4–5 лет
Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.
При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
Воспитание
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.
Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
Роль дошкольных учреждений
Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.
Семья – это главное
По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.
Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Консультация (средняя группа) на тему: Консультация для родителей «Психологические особенности детей 4-5 лет».
Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.
С 4-5 лет начинается новый этап развития вашего малыша – этап становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к вашей помощи при решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбы помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь вы чаще всего слышите: «Я сам! » Не стоит этого пугаться. Малыш не игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды, игрушек, выбора фильма или книги). Родители должны научиться прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет быть услышанным. Малыш готов с удовольствием помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно 2-3 поручения сразу. Он многое может и умеет. К концу среднего дошкольного возраста уже заложен фундамент интеллекта.
Поэтому отметим одну из особенностей малыша среднего возраста — стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим.. Малыш почувствует себя важным и нужным своей семье.
Вторая особенность малыша среднего возраста — ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Поэтому, уважаемые родители, с возрастными потребностями ребенка растут и обязанности родителей. Ничто так не может научить ребенка, как собственный пример родителей. Грубость, жестокость, безразличие, неуважение к окружающим со стороны родителей абсолютно недопустимы. Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей, не спешите с выводами в отношении наказания. Прежде чем наказывать или ругать, разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое зло и не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют. Ни при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо пообещали малышу, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше об этом промолчать. Вашему ребенку очень важны честность и доверие. Не ограждайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда вытекает еще одна особенность — для детей среднего дошкольного возраста характерно наличие у ребёнка потребности в совместной деятельности со взрослым.
Параллельно с этой особенностью развивается и другая. Назовем ее- отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и вы все больше и больше будете замечать, как от внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и ссоры. В игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка. Более того, мы все больше замечаем, как наши малыши тянутся к ребятам постарше. Не бойтесь этого, ваш ребенок просто хочет побольше узнать и большему научиться.
Идем далее. Не можем мы обойти стороной еще одну особенность малышей среднего возраста — активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 — 5 лет – возраст «почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Берегитесь, уважаемые родители! Ведь чтобы отвечать на вопросы ребенка, нужно много знать. А вопросы у детей порой возникают очень неожиданные.
На 4-5 году жизни развиваются творческие способности. И это еще одна особенность. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Он делает успехи в рисовании и лепке. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребёнок уже может чётко назвать своё имя, фамилию, свой возраст и даже адрес проживания. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться образное мышление, увеличивается устойчивость внимания.
В среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает напоминать «вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» всё, что попадается на пути. Поэтому, дорогие мамочки и папочки, вам необходимо задуматься о безопасности своего растущего малыша (а точнее, о ней никогда не стоит забывать) .
Выделим еще одну особенность среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения — страхи. Средний дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много, этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь, как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать своего малыша.
Воспитание ребенка – процесс многогранный. В мире существует огромное количество пособий по вопросам воспитания. Но, к сожалению, ни одно из них не дает исчерпывающего ответа на все интересующие родителей вопросы. К тому же, каждый ребенок очень индивидуален. Педагоги могут ответить на вопросы воспитания лишь теоретически, а как правильно воспитать своего ребенка, знают только любящие родители. Любите своих малышей! Обеспечивая малыша материальными благами, не забудьте, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его любимых мамы и папы.
Психология ребенка 4 5 лет советы родителям: возможные проблемы
Красивая и простая аппликация Грибочек. Шаблоны можно получить бесплатно. Подробности в моем посте тут.
Приветствую моих друзей, и всех, кто хочет стать лучшим родителем для своего карапуза! Согласитесь, было бы здорово, если бы была подобная формула: «Сделай это или это и превратишься в идеального папу или маму!». Но пока такой формулы нет, будем знакомиться с принципами, которые помогут понять особенности своих детей, и воспитывать их не просто правильно, а так чтобы и карапузам было интересно. Для начала посмотрим, что такое психология ребенка 4 5 лет советы родителям будут исходить из того, что ваши малышата уникальные, и они заслуживают ваше внимание и должное отношение.
Откуда в голове почемучки так много вопросов
Никогда не задумывались, почему у детей
Скажу сразу, если ваши малютки растут любопытными и без конца щебечут, то это характеризует вас, как очень внимательных и мудрых родителей. Вы позволяете им развиваться, выслушиваете их и стараетесь ответить на их вопросы.
То, что интересует малыша в 5 лет, обычно очень простое, все то, что он видит, слышит, о чем ему прочитали и рассказали. В отличии от 2-3-летнего крохи, ваш детеныш уже может поделиться чувствами, ощущениями и даже воспоминаниями. Представляете! И всем этим он с вами делится! Это уникальное время!
Конечно, какие-то ваши слова и ответы ему будут не совсем понятны. И он снова и снова вернется к этому вопросу, пока все не уяснит. Я была любознательная
А вы знаете, что хочет ваш малыш, поговорить или послушать?
Все мы имеем потребность высказаться. Но и услышанным тоже хотим быть. Вот так же и наши малыши. Они много говорят, а когда им кажется, что их не слышат, начинают баловаться. Ваш карапуз не слушается? Тогда остановитесь на мгновение и подумайте. Вы услышали, что малыш вам хотел сказать? Постарайтесь понять и помочь, ответив на его просьбу.
Значит ли это, что нужно потворствовать всем крикам и баловству только из-за того, что каприза неуправляемый? Конечно же, нет! Но реагировать надо!
В рамках этого проекта вы можете узнать из следующих статей, как вести себя с детьми, когда они капризничают, когда наступает кризис в общении. А сейчас давайте смоделируем ситуацию, когда ребенок что-то требует от вас.
И снова намекну! Буду рада, если в комментариях вы поделитесь, как выходите из положения в подобных ситуациях.
День рождения друга вашего карапуза удался! Настолько малышу понравилось, что он не хочет уходить. Что делать? Обычно, папа готов выйти из положения, добросовестно приложив ладошку к мягкому месту крикуна. Уговоры мамы для малыша звучат несерьезно. Конфликт назревает.
Какие факторы влияют на родителей:
- Неудобно перед другими взрослыми, чтобы те не подумали, что у вас какой-то нервный ребенок; кажется, проще уступить.
- Никто не хочет довести маленького до слез.
Но есть еще один момент, который нужно учитывать, принимая окончательное решение. Знали ли вы, что эта возрастная категория – отличные психологи. Крохи ищут способы влияния на родителей. И делают это разными методами: просьбой и лаской, бунтами, отстаивая свое мнение и свои желания в подобных ситуациях.
Что делать? Настоять на своем решении и подавить маленького? Но ведь это может повлиять на его развитие, характер и чувство собственного достоинства, которое формируется именно в возрасте 4-5 лет.
Поговорите, спросите, почему он упрямится. И поверьте, вы лучше узнаете своего ребенка, а он больше вас будет уважать, если вы сможете его услышать, и донести на его языке простую мысль, что пора домой. Детская логика простая: стоит ему уйти и праздник закончился. Так объясните ему, что самый большой праздник ждет дома. И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕРЖИТЕ СЛОВО!
В возрасте 4-5 лет малышата учатся не со слов, а с вашего поведения, с вашего обращения к другим людям, умение держать слово. Ваш пример для него – это лучший урок, потому что он наглядный.
Учитесь у своего карапуза
Что есть у малышей, чего нет у большинства взрослых? Простоты! Если маленькому мальчику что-то надо, интересно или хочется, он так и скажет. А потому, общаясь со своим сынишкой (или дочуркой), разговаривайте просто и понятно. Это и есть отличительная характеристика хороших родителей – быть открытым и доступным для своих крох.
Почему это важно? Именно в возрасте 5-ти лет малыш интеллектуально развивается. Расширяется его восприятие, как первичный этап познавательного процесса. Ребенок учится сопоставлять и анализировать, делать выводы. И, если ему нужна помощь, то она должна исходить от вас. И должна быть простой и понятной, чтобы ему легко было ею воспользоваться и научиться чему-то хорошему и важному.
Друзья, как вы понимаете, эта тема особая и увлекательная. И она будет расширяться по мере обсуждения с вами в комментариях, и в других статьях. А потому, вы можете подписаться на обновления блога. Предложите своим друзьям прочитать ее в социальных сетях и высказать свое мнение.
таланту наших «говорунов» болтать по делу и просто так.
Общение малыша со взрослыми и с друзьями
Возможно, вы слышали, что где-то в научном мире об особенности наших крох без умолку разговаривать, говорят, как об коммуникативном развитии. Ведь именно в 4-5 лет формируется основание этого базового процесса, который больше всего влияет на жизнь каждого человека. Только представьте, что «речь» исчезнет из нашей жизни в любом ее проявлении:
- словах,
- жестах,
- мимике,
- написании текстов.
Представили? Страшно, правда? Напрашивается вывод: без возможности делиться мыслями и чувствами развитие тормозит за ненадобностью.
Но есть еще один момент. Предлагаю провести опыт. Понаблюдайте, как ваш болтунишка общается с товарищами-одногодками и со взрослыми.
Цель теста – улучшить социально-коммуникативную связь с обществом. Не забывайте, что детская коммуникация – это не только речь, но и умение «находить общий язык» в любых обстоятельствах. Возможно, карапуз не станет кричать на взрослых, не стенет драться с ними за игрушку. А со сверстниками?..
Потом поделимся результатами в коментах, чтобы разработать стратегию помощи крохе, если это понадобится.
Скоро в школу, чему полезно было бы научить
Так, общаться мы научили, что еще нужно дать ребенку с собою в школу? Давайте ему поможем собрать «портфель» со всем необходимым. Вы уже догадались, что речь пойдет о качествах, которые помогут хорошо учиться, найти друзей и иметь прекрасную репутацию?
Учтем и тот факт, что мальчику с первых лет в школе важно проявить свои лидерские качества. Девочка не нуждается в признании, она сама себя давно назначила на роль руководителя. Вопрос в том, а хотите ли вы, чтобы ваши дети были лидерами?
Чтобы больше усваивать на уроках, ребенку нужно быть усидчивым, любознательными, жаждать знать больше, чем дают учителя.
Чтобы найти качественных друзей, хорошо бы проявлять дружелюбие, уметь не затаивать обиду, знать, как работать над своими ошибками, исправляя их.
Репутация нужна, как со стороны одноклассников, так и у учителей. Не впадайте в крайности, хороший ребенок не может нравиться всем сразу. Нельзя из него делать забияку и клоуна, чтобы понравиться ученикам; и ботана, чтобы уважали преподы. Уважают того, чьи шутки редкие, но меткие, а в остальном – старательный и целеустремленный.
Если какое-то качество или возрастная характеристика не по силам ребенку, заходите на сайт, ищите статьи по теме, пишите. Мы вместе поговорим, что делать.
Учить или играть? Или учить, играя?
Вы хотите заниматься с ребенком, но он не слушается? Тогда воспользуйтесь козырем в рукаве, игрой! Игры – самое важное, они выполняют сразу несколько функций:
- обучают;
- наглядно показывают, что родители их любят;
- развивают творческие способности.
Лучше всего учить своих детей, играя с ними. Крохам интересны легкий стиль подачи, понятное изложение. Вот те моменты, которые помогут маленькому не забыть преподанные ему уроки.
Когда у карапуза, или с карапузом, проблемы
Нервный ребенок? Это не приговор, а всего лишь особенность возраста. В жизни малютки есть периоды, когда ему нужно чуть больше внимания и заботы. 5 лет – возраст, когда наше Чудо хочет проверить свои силы, убедиться, что может быть самостоятельным. Для некоторых родителей непонятно, как заставить слушаться крепыша в этом возрасте, и в то же время не подавить его.
Малыш легко перенесет кризис, если поддерживать его ВО ВСЕМ! Если постоянно говорить ему ласковые слова, уверять в любви. И не бойтесь его разбаловать. Просто «по-взрослому» и по-доброму поговорите. Объясните, что есть пределы. Они для его же блага.
Должны ли быть «нет» и «нельзя», если карапуз неуправляемый? Да! Ради вашего и его блага. Вы же не разрешите своему ребенку касаться горячей плиты! Вот вопрос, как сказать это «нельзя»? В 5 лет маленький уже достоин услышать обоснованное объяснение. Только не забывайте разговаривать на «его языке», понятно.
У родителя должна быть цель
В начале статьи я упомянула, что у детей огромный потенциал. Сравним это с пустой комнатой. Кому эту комнату заставлять «мебелью»? Вам! Кому пользоваться удобством расстановки и наличием всего необходимого? Вашим крохам.
Давайте вспомним, как вы внимательно подбирали по каталогам свою мебель. Учтена была вся важная характеристика: цвет, стиль, форма. Расставляя, вы думали о вашем привычном образе жизни, чему отдаете предпочтение: общением с друзьями или же предпочитаете в одиночестве смотреть телепередачи. Не забыли, что в комнате вам придется находиться утром и днем. А потому прикупили светильники, шторки.
Вот точно также нужно внимательно отнестись к тому, что будет в сердце и голове вашего малыша. Не тратьте свое время (словно деньги на необдуманную, неподходящую обстановку), не впускайте в жизнь малыша пустые слова и поступки (как площадь комнаты заполняется чем попало, после чего нет порядка). Помните о цели воспитания: взвешивайте, а нужны ли конкретно эти знания, ребенку, к чему они их приведут. Как он будет их применять, и для какого стиля жизни вы его подготавливаете. То же касается выбранных книг и мультиков. Чтобы узнать как я выбираю книги и фильмы и как они влияют на жизнь и поведение человека переходите сюда.
Друзья, подписывайтесь на новости, заходите в блог сами, приглашайте друзей. Помните, что вы здесь не гости, а полноправные сотрудники. Ваши комментарии и ваше внимание очень важны для развития этого нужного всем мамам и папам блога.
Наше новое видео:
Воспитание ребенка 4 и 5 лет психология советы
4-6 лет – особый период в жизни маленького человечка. Совершенствуется речь, уходит беспомощность, малыш становится взрослее и самостоятельней. У него появляются первые друзья, в играх с которыми фонтаном бьет фантазия.
Непоседливость сменяется усидчивостью и развивается умение сосредотачиваться. Наступает время первых занятий по подготовке к школе. Но, наряду с самостоятельностью, которая так радует взрослых, в данном возрасте многие родители начинают бить тревогу из-за изменений в характере своего чада.
Задачи воспитания и обучения ребенка
Возраст от 4 до 6 лет является первым переходным периодом в жизни маленького человечка. Трансформируясь из состояния единого целого с мамой в самостоятельную личность, он активно социализируется, начинает понимать причинно-следственные связи между вещами и активно делает логические выводы.
В психологии выделяют главные задачи воспитания и обучения детей 4-6 лет:
- гармоничное развитие независимой личности;
- корректировка самооценки;
- формирование чувства ответственности;
- комплексное интеллектуальное развитие.
Поведение и воспитание ребенка в 4 и 5 лет
Вместе с самостоятельностью, в этом возрасте у маленького человечка значительно повышается интерес к себе. Проявляется это в умении лучше владеть собственным телом, эмоциями и поведением.
Формируется понятие собственного я, происходит половая самоидентификация, улучшается понимание правил поведения в социуме. Воспитательный процесс у дошкольников должен проходить с максимальным учетом методов современной психологии, описанных ниже.
Как правильно воспитывать ребенка в 4 года советы
Основными задачами воспитания ребенка на 4 году жизни являются:
- поощрение его желания как можно больше узнать;
- развитие навыков правильного общения с окружающими;
- приобщение к культурной жизни;
- формирование навыков управления собственными эмоциями;
- физическое развитие.
Грамотное развитие четырехлетнего малыша формирует базис для воспитания ребенка 5-6 лет.
Особенности воспитания
Особенности воспитания ребенка 4 и 5 лет, прежде всего, заключаются в умении родителей работать на опережение. Коррекция же неправильного поведения малыша занимает намного больше времени.
Современная детская психология предлагает обратить внимание на такие воспитательные аспекты:
- Капризы. Основной индикатор того, что маленький человечек заметил слабину в воспитательном процессе. Корректировка подобного поведения состоит в полном игнорировании или переключении детского внимания на другой объект.
- Игры. Полноценное развитие в данном периоде без них просто невозможно. Но именно взрослые должны контролировать качество подобных продуктов, отдавая предпочтение развивающему сегменту.
- Информация. Компьютер, телевизор и другие средства получения информации непременно должны проходить цензуру у родителей.
- Примеры для подражания. И, наконец, о главном. Чаще всего, коррекцию детского поведения родителям необходимо начинать с себя. И лишь исправив собственные недочеты, можно требовать их исправление от собственного чада.
Нравственное воспитание ребенка
Психологии данной возрастной группы отмечает, что для нравственного развития детей, 4 и 5 лет – наиболее благодатное время. Именно сейчас легче всего укрепить в маленьком человечке понятия добра и зла, честности и щедрости, правды, лжи и др.
Но, убеждая его в правильности подобных норм поведения, ни в коем случае нельзя быть назойливым или занудным. Используйте примеры из жизни и не забывайте о главном мотиваторе – поощрении положительных качеств.
Правильное воспитание советы психолога
Возрастные потребности напрямую определяют психологию правильного воспитания дошкольников.
Советы родителям от профессионалов в данной области:
- Помните, что полноценное развитие крохи возможно лишь в атмосфере абсолютной любви и защищенности.
- Максимальный воспитательный эффект от деятельности малыша достигается лишь в случае ощутимого им успеха.
- Частыми отказами отвечать на вопросы маленького почемучки в детстве формируется нежелание ребенка делиться с родителями сокровенным в более взрослом возрасте.
- Чтобы уберечься от активного сопротивления со стороны дошкольника, воспитательный процесс обязан быть открытым.
Трудности в воспитании ребенка 4 5 и 6 лет
Особенностью психологии данной возрастной группы является кризис социальных отношений. Но, учитывая выше сказанное, формирование модели взаимоотношений с социумом через «плохое» поведение для 4-6 лет является нормой.
Таким способом дошкольник выстраивает границы собственной территории, пытается быть более самостоятельным и свободным.
Родителям же нужно без лишней нервозности принять свое чадо таким, какое оно есть, дать возможность самому совершать поступки и нести за них ответственность, установить совместные с малышом правила и не позволять ему выходить за рамки дозволенного.
Психологические особенности детей 4-5 лет
В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.
Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.
Многие родители пристально наблюдают за поведением ребенка. Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей.
Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути. Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания.
В четыре года ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы окружающие его. Любит рисовать маму, папу и животных. Ребенку полезно раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей и т. д. Необходимо развивать координацию движения, готовить руку ребенка к письму. В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи. Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими.
В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений.
В этот возрастной период развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок может делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этом возрасте дети любят «игры-угадайки». Так же в этом возрасте ребенок любит слушать, как вы читаете ему книги. С ребенком нужно играть в игры, которые помогут ему сформировать собственное мнение, попробовать себя в какой-то роли. Для этой цели лучше всего подходят наборы врача, парикмахера, игрушечный телефон, кукольный домик с мелкой мебелью, машинки и т. д. В этом возрасте ребенок настолько легко схватывает все на лету и впитывает в себя, что его легко многому научить. Всегда поощряйте его любознательность, интерес к чему-либо, в процессе игры объясняйте все, что его интересует, рассказывайте что-то новое. Честно и доступно отвечайте на все его вопросы. Вместе рассматривайте одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали. Такую игру можно назвать «Что лишнее? », «Найди отличие? », «Чего не стало?». Не предъявляйте к ребенку повышенных требований, дети не способны заниматься больше 10 минут не отвлекаясь.
Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей — музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.
В этом возрасте у ребенка присутствуют определенные страхи, он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии — он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе. Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Как можно чаще принимайте участие в занятиях дома, на улице, во время игр, спортивных занятий. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.
Вам как родителям малыша 4-5 лет важно:
- Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
- По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу
- Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
- Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами
- Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
- Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
- Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее
- Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Каждый ребенок уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей. В свою очередь родители должны вникнуть в проблемы детей, потратить на них больше времени. Главная задача грамотно помочь ребенку в преодолении всех его страхов и проблем в поведении.
«Психологические особенности детей 4-5 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад № 231
Выступление для родителей «Психологические особенности детей 4-5 лет»
Педагог- психолог Иванова Р. Р.
г. Ульяновск.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические особенности развития:
Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Психическое развитие ребенка
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.
Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.
ПАМЯТЬ: Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
ВНИМАНИЕ: Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
Эмоциональные особенности
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.
Роль игры
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
РЕЧЬ: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
Общение со сверстниками и взрослыми
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.
Семья как источник формирования личности дошкольника
Семья является важнейшей средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающим не только за воспроизводство населения (репродуктивная функция семьи), но и за воссоздание определенного образа его жизни. В современном обществе в результате развития научно-технического прогресса, урбанизации, развития средств массовой информации привело к сужению роли семьи в воспитании детей: так, если раньше молодая семья могла основываться на прочном опыте родственников и соседей, то теперь значительное роль играет социальная среды обучения — детский сад, школа и другие учебные заведения. Однако, семья остается основным источником формирования личности ребенка.
Выделяют следующие факторы, которые влияют в семье на личность ребенка:
1) социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их особенности взаимоотношений современного общества;
2) внутри- и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд;
3) собственно семейное воспитание как комплекс педагогических воздействий на ребенка
К первой группе факторов прежде всего относятся взаимоотношения между супругами, которые более всего определяют особенности морально-психологического климата семьи. Родители для ребенка являются во-первых, источником эмоционального тепла, во-вторых — властью, высшей инстанцией, осуществляя функцию контроля и передачи общественных норм и ценностей, в-третьих — образцом и примером для подражания, в-четвертых — советчиком.
Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития личности. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми людьми для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе и других; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие личности ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.
При формировании психологических особенностей личности важны следующие моменты:
1) Предоставление свободы или наложение запретов.
Некоторые родители придерживаются стратегии жесткого контроля над поведением ребенка; другие предоставляют им практически неограниченную свободу. Третьим удается найти золотую середину между этими двумя крайностями.
2) Тепло или отчуждённость в отношениях.
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношение к ребенку).
3) Заинтересованность или безразличие.
Многие родители проявляют полную заинтересованность в ребенке, которая отрицательно влияет на развитие личности. Даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят ему меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие.
Социальная микросреда семьи
Внутри- и внесемейная деятельность
Собственно семейное воспитание как комплекс педагогических воздействий на ребенка
Детская психология и психология развития
Ключевые цифры и теорииПожалуй, наиболее влиятельной фигурой в развитии ребенка является Жан Пиаже и его теория когнитивного развития. Пиаже был швейцарским психологом, который считал, что дети учатся на собственном опыте, имеют успехи и неудачи, а затем используют эти успехи и неудачи для формирования своего собственного мысленного представления о мире.Пиаже также считал, что дети учатся надежно, поэтапно (т. Е. Проходят разные стадии развития) и переходят от одной стадии к другой, когда достигают определенных этапов развития.
Пиаже назвал эту теорию теорией когнитивного развития и включал четыре стадии: сенсомоторную, дооперационную, конкретную операционную и формальную операционную.
- Сенсомоторная стадия наступает с рождения — 2 года.На этой стадии дети познают мир через свои чувства и действия, такие как прикосновения, взгляды и т. Д. Когда ребенок достигает вехи постоянства объекта (т.е. знания о том, что объект существует, даже когда он скрыт от глаз) и тревожности незнакомца, они успешно прошли этот этап и переходим к следующему этапу.
- Предоперационный этап происходит от 2 до 6 лет. На этом этапе дети могут представлять мир словами и образами, но они все еще не могут использовать истинные логические рассуждения.Вехами развития являются притворство и эгоцентризм.
- Бетонный этап эксплуатации происходит от 7 лет до 11 лет. На этом этапе дети изучают «Сохранение»: количество конкретных материалов (предметов, жидкостей) остается постоянным, даже если организация и / или форма меняются (см. Видео). Например, налив жидкости в стаканы разного размера не меняет количества жидкости. Другими словами, они узнают, что изменение формы не означает изменение количества или объема.
- Формальная операционная стадия происходит от ~ 12 лет до взрослого возраста. На этом этапе дети учатся использовать абстрактные рассуждения. Это важный шаг, поскольку рассуждение теперь выходит за рамки конкретного (требующего реального опыта) и переходит в абстрактное мышление, включающее символы и воображение. Важной вехой на этом этапе является возможность нравственного мышления.
Так же, как Пиаже считал, что мы проходим стадии когнитивного развития, Эрик Эриксон утверждал, что дети проходят стадии психосоциального развития.На каждой стадии развития есть определенный конфликт (конфликт — это также название стадии), который ребенок должен преодолеть, прежде чем перейти к следующему этапу. Если ребенок не может успешно преодолеть конкретный конфликт, он будет застрять на этом этапе, пока не сможет решить эту проблему. Этапы психосоциального развития Эриксона следующие …
- Доверие vs. недоверие (это этап и конфликт) возникает от рождения до 1 года.Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен развить чувство безопасности
- Автономия против стыда и сомнения возникает в возрасте от 1 до 2 лет. Чтобы разрешить конфликт, ребенок должен обрести чувство независимости
- Инициатива против вины возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен найти баланс между сдержанностью и спонтанностью (не может просто делать все, что хочет, когда хочет)
- Промышленность vs.Неполноценность возникает с 6 лет до полового созревания. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен развить чувство уверенности в себе
- Путаница между идентичностью и ролями происходит в подростковом возрасте. Чтобы разрешить конфликт, подросток испытывает единое чувство себя
- Близость и изоляция происходит от полового созревания до юношеского возраста.Чтобы разрешить конфликт, молодой человек должен установить тесные личные отношения с другими людьми
- Генеративность против застоя происходит в среднем зрелом возрасте. Чтобы разрешить конфликт, взрослый должен научиться способствовать благополучию других, а не быть полностью сосредоточенным на себе
- Целостность против отчаяния проявляется в зрелом возрасте.На этой стадии взрослый наслаждается чувством удовлетворения собой и жизнью, размышляя о хорошо прожитой жизни
Еще одна важная тема — это Приложение , которое можно определить как эмоциональную связь или связь между двумя людьми. Привязанность может относиться ко всем людям, независимо от возраста, но обычно связана с привязанностью между детьми и опекунами (обычно матерью) и является очень сильной связью, которая важна для выживания — она удерживает младенцев рядом с их матерями, что важно для получать еду, держаться подальше от опасности и получать комфорт.
Джон Боулби был лидером в разработке теории привязанности. Одним из важнейших элементов теории привязанности является то, что детям младшего возраста необходимо развивать безопасные отношения с одним главным опекуном, чтобы иметь место «нормальное» социальное и эмоциональное развитие. Боулби считал, что получение привязанности вызывает стресс и что дети привязываются к чувствительным и отзывчивым взрослым, которые постоянно заботятся о ребенке в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.По мере того, как дети проходят этот процесс и развивают надежные привязанности, они получают возможность исследовать мир, а затем возвращаться без проблем. Когда у детей нет надежных привязанностей, они проявляют стрессовое поведение при разлуке, например, тревогу разлуки.
Мэри Эйнсворт последовала примеру Боулби и внесла значительный вклад в наше понимание привязанности и надежной привязанности. Эйнсворт использовала более раннюю работу Боулби для проведения собственного исследования, наблюдая за парами младенцев и родителей в их собственных домах, а затем в лаборатории.Она обнаружила, что некоторые дети стали «надежно привязанными», а другие — «ненадежно привязанными». Ребенок с надежной привязанностью ищет контакта с матерью, но затем готов покинуть мать и исследовать окрестности, используя мать как надежную базу для возвращения. И наоборот, ребенок с ненадежной привязанностью цепляется за свою мать, сильно протестует, когда мать пытается уйти, менее склонен к исследованиям, а затем действует сердито или не реагирует на мать, когда она возвращается.
Эйнсворт использовала «Настороженность к незнакомцам», а также «Беспокойство к незнакомцам» для оценки стилей привязанности детей. Беспокойство о незнакомце обычно возникает у младенцев в возрасте 8-9 месяцев. В этом возрасте они начинают замечать, что некоторые люди отличаются от других, и они отдают предпочтение тем, кто более знаком или к которым у них есть привязанность. В ходе наблюдений исследователи обнаружили, что дети больше всего расстраиваются, если незнакомец попадает в знакомую для ребенка среду, а не в незнакомую.Это может быть результатом ожиданий. Ребенок не ожидает, что кто-то незнакомец войдет в его комнату, тогда как он может ожидать увидеть незнакомца в новой среде. В любом случае, однако, ребенок на этом этапе будет проявлять некоторую осторожность или беспокойство и будет стремиться к комфорту опекуна. Степень дистресса ребенка также частично зависит от силы его привязанности к опекунам.
Другой важный психолог, Гарри Харлоу , проводил эксперименты с обезьянами, которые подтверждали теории привязанности Боулби и Эйнсворт.Во время экспериментов с обезьянами он заметил, что они очень огорчались, когда из клетки вынимали ткань, которую нужно было заменить или очистить. Он предположил, что обезьяны находят утешение в ткани, как если бы они образовали с ней некую привязанность. Чтобы продолжить свои наблюдения, он взял детенышей обезьян и соединил их либо с фальшивой суррогатной обезьяной, изготовленной из проволоки или махровой ткани.
В некоторых экспериментах Харлоу прикрепил бутылку с молоком к обезьяне из махровой ткани, а в других — к проволочной обезьяне.Затем он наблюдал за реакцией детенышей обезьяны, чтобы выяснить, какой суррогат предпочитает обезьяна. Харлоу также хотел узнать, можно ли научить или обучить обезьян предпочитать одну суррогатную мать другой, если только она будет иметь прикрепленную бутылку с молоком. Он обнаружил, что обезьяны всегда предпочитали тканевую суррогатную мать вместо проволочной суррогатной матери, независимо от того, давали ли они молоко или нет. В тех случаях, когда бутылочка была только у суррогатной матери, обезьяна временно кормилась проволочной матерью, а затем немедленно возвращалась к тканевой матери.
Харлоу также провел аналогичные испытания с обезьянами, поместив их в большие комнаты с объектами, с которыми обезьяны могли взаимодействовать. Он также поместил в эти комнаты обезьяну, заменяющую проволоку или ткань. В этих экспериментах обезьяны проявляли беспокойство из-за незнакомой среды и цеплялись за ткань матери, если таковая была доступна. После некоторого времени цепляясь за ткань матери, обезьяны отпускали и исследовали комнату и предметы.Однако, если матери из ткани не было в комнате, обезьяны постоянно проявляли беспокойство и не исследовали, даже если суррогатная мать присутствовала.
Эти эксперименты были важны для психологии развития, потому что результаты подтвердили, что эмоциональный комфорт и физическое прикосновение через надежную привязанность чрезвычайно важны для психологического и социального здоровья. Независимо от того, были ли обезьяны в этих экспериментах полностью или частично изолированы, если не было комфорта или надежной привязанности, все они демонстрировали психологический стресс в низкой или высокой степени.Аналогичные эффекты наблюдались с детьми из румынских детских домов в 1980-х годах.
Недавние исследования привязанности также обнаружили влияние химического вещества окситоцина на мозг. Исследователи обнаружили, что более высокий уровень окситоцина коррелирует с чувством благополучия и безопасности в отношениях. Они также обнаружили, что окситоцин выделялся как в мозгу младенца, так и в мозгу матери во время близости и объятий. Этот окситоцин также укрепил привязанность матери и ребенка.Таким образом, ученые выдвинули гипотезу, что этот ранний импринтинг окситоцина в центрах вознаграждения мозга может также привести к будущим стилям привязанности во взрослом возрасте. Исследователи обнаружили, что те люди, которые не испытывали надежных привязанностей в младенчестве, имели больше трудностей во взаимоотношениях во взрослом возрасте, а также имели менее развитую систему вознаграждения в мозгу.
Помимо физического и психологического развития, нравственное развитие также имеет важные корни в детстве.Двумя важными теоретиками в области изучения нравственного развития были Жан Пиаже и Лоуренс Кольберг .
Пиаже считал, что нравственное развитие состоит из двух стадий. Один основан на последствиях, а другой — на мотивах. Рассмотрим следующие два сценария в контексте моральных стадий Пиаже:
Мать поставила банку с печеньем на высокую полку, чтобы Сэм не достал печенье.После того, как она ушла, Сэм разбил чашку, пытаясь украсть печенье.
Тевис пошел на кухню, чтобы помочь своей матери убрать, но случайно разбил 10 чашек.
На этапе 1 (0-10 лет) теории нравственного развития Пиаже дети видят правила как абсолютные и неизменные. Их суждения основаны на последствиях — неправильном и правильном — наказании или отсутствии наказания. Если ребенка на этой стадии спросили: «Кого следует наказать в описанных выше сценариях? Сэма или Тевиса?» Ребенок отвечал: «Тевис, потому что он разбил больше всего чашек.«
Дети на второй стадии (от 11 лет) нравственного развития Пиаже основывают свои суждения на намерениях и мотивах. Если бы им задали один и тот же вопрос: «Кого следует наказать?» Они говорили: «Сэм. Потому что он разбил чашку, пытаясь украсть печенье».
Лоуренс Кольберг подробно остановился на двух моральных стадиях Пиаже. Его теория, напротив, состояла из 3 уровней и 6 этапов.Эти этапы и уровни описаны ниже.
Уровень 1. ДОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 1 — Послушание и наказание
На этом этапе правила являются абсолютными, и ребенок подчиняется правилам, чтобы избежать наказания. Они видят проблемы как черные или белые. Либо выбор противоречит правилам, либо нет. Исключений нет, и люди, нарушающие правила, должны быть наказаны.
Этап 2 — Индивидуализм и обмен
На втором этапе дети узнают, что у людей разные индивидуальные потребности.Следовательно, человек должен принять решение, исходя из того, какой результат лучше всего удовлетворит его индивидуальные потребности.
Уровень 2. ОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 3 — Межличностные отношения
На этом этапе дети сосредотачиваются на социальных ожиданиях. Его также называют этапом «хорошая девочка — хороший мальчик». Они верят в соответствие, хорошее поведение и то, как этот выбор повлияет на социальные отношения.
Этап 4 — Поддержание общественного порядка
Четвертый этап заключается в важности соблюдения законов и правил, установленных обществом.Этот этап отличается от этапа 1, потому что он основан не только на наказании, но и на том, как соблюдение законов помогает обществу.
Уровень 3. ПОСТКОНВЕНЦИОННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 5 — Общественный договор и личные права
На этапе 5 люди принимают во внимание индивидуальные потребности при принятии решений. Люди считают, что законы должны удовлетворять потребности большинства. Это демократическая точка зрения, заключающаяся в том, что люди на этой стадии считают, что большинство голосов должно быть решающим фактором при создании законов и правил.
Этап 6 — Универсальные принципы
Последний этап касается этики. На этом этапе люди считают, что законы можно нарушать, если они несправедливы.
Чтобы определить, на какой стадии морального развития находится индивид, Колберг дал им сценарий и спросил, что должен делать человек в этом сценарии. Кольберга не интересовало, сказал ли человек «да» или «нет», но его аргументы были в пользу того, чтобы сказать «да» или «нет».
.11 советов по пониманию эмоционального развития вашего ребенка
Одна из самых важных вещей, которые вы, как родитель, можете сделать, — это понять чувства вашего ребенка и задуматься о значении его поведения. Нет, вам не нужно получать «степень» по воспитанию детей. Однако вам захочется потратить время на то, чтобы распознать уникальные качества, которые ваш ребенок приносит с собой с момента рождения — что заставляет его смеяться или плакать, а также что мотивирует или расстраивает их.
Здесь MomJunction объясняет вам эмоциональное развитие ребенка и дает советы, чтобы понять, что происходит в его голове.
Потребность в понимании опыта вашего ребенка
Родители часто ищут ответы для решения проблем. Но исследования показывают, что простое любопытство к значению поведения вашего ребенка помогает ему контролировать свои сильные эмоции, гибко мыслить и управлять социальными ситуациями. Хотя иногда вы можете не понимать значения поведения вашего ребенка, может быть полезно просто задуматься, а не неверно истолковать и сделать поспешные выводы. Родители играют ключевую роль в эмоциональном развитии ребенка.
Некоторые базовые знания об эмоциональном развитии могут помочь родителям внести значительный вклад в эмоциональный рост ребенка.
Советы по пониманию эмоционального опыта вашего ребенка
Воспитание — это больше, чем просто обеспечение комфорта для ваших детей. Это эмоционально помогать ребенку и обеспечивать ему чувство безопасности. Вот несколько основных советов по детской психологии, которые помогут вам лучше понять детей:
1. Наблюдение — ключ к успеху
Один из простейших, но наиболее эффективных способов узнать об опыте вашего ребенка — это внимательное наблюдение.Проявляйте интерес к тому, что делают или говорят ваши дети. Наблюдайте за их действиями, выражениями лиц и темпераментом. Помните, что каждый ребенок уникален. Ваш ребенок будет отличаться от вас и их братьев и сестер. Задайте себе несколько вопросов, которые помогут вам понять психологию вашего ребенка.
- Чем ваш ребенок любит заниматься больше всего?
- Как они реагируют, когда им приходится делать что-то, что им не нравится, например есть определенные продукты, ложиться спать или делать домашнее задание?
- Насколько они социальны? Готовы ли они поделиться или попробовать что-то новое?
- Сколько времени требуется вашему ребенку, чтобы познакомиться со своим окружением? Могут ли они приспособиться к изменениям в окружающей среде?
Отвечая на эти вопросы, не забывайте не судить ребенка.Просто наблюдайте, чтобы быть в курсе.
2. Проводите «качественное» время со своими детьми
Сегодня родители заняты совмещением работы и дома. Многозадачность, как они это называют, позволяет им одновременно заботиться о многих вещах, одной из которых является ребенок. Если вы проводите время со своим ребенком таким образом, пришло время для перемен. Если вы хотите понять своих детей, вам нужно уделять им время.
- Общаясь с детьми, вы узнаете, что происходит в их жизни в школе и дома, какая у них любимая музыка или телешоу, и что их волнует, а что нет.
- Качественное время не всегда означает общение или совместные действия. Иногда вы можете просто сесть вместе и молча наблюдать за ними, чтобы получить представление об их опыте.
3. Детям полезно сосредоточенное внимание
Даже если только на короткий период времени, может быть полезно сосредоточить все свое внимание на том, чтобы быть с ребенком и слушать его. Вы можете проводить с ними много времени, выполняя другие задачи, например, готовя ужин и отвозя их в школу.Это время тоже важно. Но даже 10 минут «особого времени» могут иметь большое значение для создания позитивной домашней обстановки и построения ваших отношений с ребенком.
По возможности стремитесь к занятиям, которые позволят вам проводить время исключительно с каждым ребенком. Когда вы уделяете своему ребенку безраздельное внимание, он чувствует себя в безопасности и уважаемым и с большей вероятностью откроется вам.
4. Будьте внимательны к окружающей среде вашего ребенка
Исследования показали, что на поведение и установки ребенка в значительной степени влияет среда, в которой он растет (1).Домашняя среда может влиять на развитие мозга ребенка, что, в свою очередь, влияет на развитие его речи и когнитивных навыков (2).
На поведение вашего ребенка влияют люди, которые его окружают, и качество взаимодействия. Найдите время, чтобы оценить атмосферу, созданную дома и в школе.
5. Иметь базовые знания о развитии мозга
Мозг растет в отношениях. Некоторые исследователи детского развития называют родителей «нейроархитекторами».«Когда дети взаимодействуют с воспитателем, который сосредоточен на них, это способствует росту связей между клетками мозга. Мозг формируется переживаниями ребенка, а это, в свою очередь, влияет на то, как он реагирует на различные ситуации.
Позитивное взаимодействие может влиять на рост мозга, способствуя развитию здоровым образом. И наоборот, неблагоприятные переживания, такие как окружающая среда постоянной борьбы или эмоционального пренебрежения, могут отрицательно сказаться на развитии мозга.По словам Дэниела Дж. Сигела, автора книги «Ребенок с полным мозгом: 12 революционных стратегий для воспитания развивающегося ума вашего ребенка», вы можете помочь своим детям построить прочную основу для здоровой социальной и эмоциональной жизни и дать им возможность справиться с трудностями. ситуаций, с базовым пониманием функций мозга.
6. Слушайте
Когда вы разговариваете с ребенком, важно слушать. Вы можете начать разговор, чтобы ваш ребенок заговорил, но затем постарайтесь выслушать то, что он пытается сказать.Дети могут быть не в состоянии четко выражать свои мысли, поэтому полезно обращать внимание на слова, которые они используют, а также на их невербальные сигналы.
Сосредоточьтесь на:
- Тон, то, как они подчеркивают слово или фразу.
- Выражения, которые говорят вам, что они чувствуют. Постарайтесь измерить свои эмоции, когда они говорят о чем-то, чтобы понять, нравится ли им это, боятся ли они этого или испытывают стресс из-за этого.
- Язык тела, следите за зрительным контактом, как они используют свои руки и позу.
Вы должны не только слушать, но и дать своему ребенку понять, что его слышат и принимают всерьез. Признавайте то, что они говорят, и отвечайте, чтобы дать им понять, что вы пытаетесь понять, что они говорят. Если вы не поняли, задайте вопросы для ясности. Но будьте осторожны, не говорите слишком много и не задавайте слишком много вопросов, так как это может помешать общению.
7. Дети по-разному выражают эмоции
Помимо разговора, дети выражают свои чувства через действия.
- Если ваши дети любят рисовать, писать или играть, поощряйте их делать это чаще. Посещение уроков рисования или рисования может помочь им лучше выразить себя. Ваш ребенок может выбрать ведение дневника, в котором он может писать о том, что он делал в данный день, и о своих чувствах по этому поводу. Чем больше ваш ребенок пишет или рисует, тем лучше он самовыражается.
- Проявляйте интерес к их работам, но старайтесь не переоценивать, иначе вы можете в конечном итоге вытеснить свои эмоции своими.Если вы неправильно понимаете их работу, найдите время, чтобы разобраться с этим недоразумением.
8. Задавайте вопросы, способствующие общению
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поделился своими намерениями, вам могут помочь определенные вопросы. Вместо того, чтобы спрашивать : «Тебе нравится эта песня?» , который гарантирует либо «да», , либо «нет» , спросите «Что вы думаете об этой песне?», предложит вашему ребенку возможность сказать больше.
Хотя у вас может не быть ответа на вопросы, которые задает ваш ребенок, отмахивание ребенка от вопроса как глупого может помешать ему задавать какие-либо вопросы в будущем.
9. Узнай больше о развитии ребенка
Некоторое понимание развития ребенка, полученное из книг или у специалистов, может быть полезным. Но всегда помните, что вы эксперт в отношении своего ребенка. Культура чрезмерных советов по воспитанию может подорвать естественные знания родителей.
10.Проявите сочувствие
Когда вы серьезно относитесь к чувствам вашего ребенка, давая ему понять, что, возможно, вы не испытываете таких же чувств, вы помогаете ему взять на себя ответственность за свои эмоциональные переживания. Например, у малыша может случиться истерика, потому что он не может найти свою красную поильную чашку, а вместо этого должен использовать зеленую.
Их сильные чувства возникают из чувства беспомощности и разочарования. Хотя у вас разные чувства и вы можете думать, что разница незначительна, серьезное отношение к их чувствам при установлении ограничений на их поведение показывает им, что вы уважаете их точку зрения.
11. Разберитесь в темпераменте своего ребенка
Каждый ребенок обладает уникальным набором качеств и способов взаимодействия с миром. Некоторые с большей вероятностью будут гибкими, в то время как другие привыкли к рутине. Некоторые из них приятны, в то время как другие чрезвычайно чувствительны к различным формам сенсорного ввода. Дети по-разному справляются с переходами и переменами. Начиная с рождения, уделяя время тому, чтобы замечать особый образ жизни вашего ребенка, может способствовать его здоровому развитию.
Примите вызов
Понимание эмоционального развития вашего ребенка требует времени и усилий. Если у вас более одного ребенка, каждый будет другим. Хотя постоянный стиль воспитания может быть полезным и обнадеживающим для всех ваших детей, важна гибкость в соответствии с индивидуальным характером каждого ребенка. Время и внимание, которые вы уделяете пониманию эмоционального опыта вашего ребенка, помогут ему вырасти в здорового взрослого человека.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть увеличенную версию этой инфографики.
Что вы делаете, чтобы читать мысли ребенка? Дайте нам знать здесь.