Содержание

Житейская психология. — Студопедия

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь не только научные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» очень часто встречаются в обыденной жизни и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, два важных типа психологических знаний – житейскую и практическую психологии, которые от научной отличаются методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.

Житейская психология – это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Повторение – мать учения». Богатый психологический опыт накоплен в сказках.


Главный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.

Научная и житейская психология — Студопедия

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энергии, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может

понятьдругого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочьему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Назовем вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.


Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует

научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируютописания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.


Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя. Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания

рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третьеотличие состоит вспособах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф.М.Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятоеотличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

особенности и сходство с научной психологией

Всем привет! Житейская психология – это знания о человеческой психике, которые были получены благодаря опыту. Но это достаточно индивидуальный процесс, да и выводы из одной и той же ситуации люди могут вынести разные.

Соответственно, эти знания являются субъективными. Так можно ли доверять тем, кто утверждает, что сам себе по жизни психолог даже без специализированного образования? Сегодня мы взвесим все «за» и «против». Чтобы вы могли самостоятельно определить, можно или таки нет.

Что включает в себя этот термин?

Хочу сделать небольшую заметку, что житейские специалисты формируют, так сказать, базу знаний, опираясь не только на собственный опыт, но и на наблюдения за окружающими людьми. Кстати, эта информация накапливается и помогает не только своему создателю в принятии важных решений и прочее.

А также передается из поколения в поколение. Наиболее ценные сведения преобразовываются в басни, поговорки, сказки, мифы. Чтобы наиболее широкий круг людей имел к ним доступ.

Есть личности с действительно уникальными интуитивными способностями. Они от природы или благодаря своей профессии становятся чуткими и понимающими тайны человеческой души.

Например, водители такси или официанты, бармены достаточно часто общаются с людьми. Причём в неформальной, располагающей к диалогу и честности обстановке. Они слышат массу разных историй, настолько разных, что много чему уже не удивляются, так как знают случаи и более необычные.

Но является ли житейская психология противопоставленной научной? Думаю, они больше друг друга дополняют, чем опровергают. К тому же, если человек с богатым жизненным багажом знаний получит специализированное обучение, он станет прекрасным специалистом.

Существуют ли различия?

Так вот, что же выбрать, когда возникает какая-то сложность, с которой не выходит разобраться самому? Излить душу любимой подруге за бокалом вина, хорошенько погулять с друзьями до утра или всё-таки записаться на консультацию? Выбор непосредственно за вами.

Но хочу предложить вашему вниманию отличия в работе специалиста и житейского психолога. Зная разницу в их подходе, будет проще ориентироваться в своих потребностях. То есть, чего именно в итоге важно получить.

Две девушки сидят и разговариваютДве девушки сидят и разговаривают

Порой действительно «спасительными» оказываются посиделки с близкими людьми. Когда важно просто выговорится тому, кто знает вас «тысячу лет». Такое доверие за пару встреч к психотерапевту вряд ли можно ощутить.

Но бывают моменты, когда друг просто не умеет слушать, или необходимо принять решение, а он даёт советы исходя из собственной истории. И они в вашей ситуации могут «сработать» не так, как у него. Да и важно понимать, откуда берётся проблема, тогда возможно с ней справиться.

Отличия

Поверхностность — глубина

Что происходит, когда кто-то жалуется другому человеку на жизнь? Скорее всего, тот, к кому обращались, несмотря на его зрелость, опыт и особенности личности будет давать советы, как следует поступить.

Может быть, поделится своей похожей историей. Это позволит ощутить, что я не один в этом мире, мне сопереживают и когда-то тоже сталкивались с такой ситуацией.

Такое единение порой важно, да, как и прямое руководство к действию, но саму проблему не решает.

Оно поможет только если основная потребность – выпустить пар, снять напряжение, освободиться от накопившихся мыслей и чувств, понять, что не один в этом мире. Но человек вряд ли осознает, в какой момент происходит сбой.

Или что такого он делает, что приводит к подобному результату. Соответственно, немного позже он столкнется с похожей ситуацией. Как говорится в народе «наступит на те же грабли».

Например, девушкой постоянно пользуются мужчины, отношения не складываются и она в отчаянье после очередного разрыва, разочарования.

Опытная подруга может, допустим, посоветовать быть более внимательной, осторожной в выборе. Ценить себя и пользоваться противоположным полом. Предложит познакомить с каким-то своим хорошим другом, которому также не удаётся семейная жизнь и прочее.

И какой-то из советов даже может помочь, но через время, скорее всего она опять придёт, жалуясь на неподходящих мужчин.

Психотерапевт не будет раздавать советы. Он постарается вместе с клиенткой исследовать, что служит причиной таких неудач в отношениях.

В ходе работы, учась осознавать свои чувства и удовлетворяя вытесненные потребности, девушка начнёт меняться. Что, конечно же, повлечёт за собой изменения и в её повседневной жизни.

Ответственность – безответственность

Когда человек даёт совет, пусть даже очень хороший, который помог многим людям – он берёт ответственность за последствия на себя. Даже если не понимает этого.

Например, мужчина, узнав об измене жены, не зная как быть, обращается к другу. Тот рекомендует развестись, ведь как можно простить после такого? Он бы сам наверняка так бы поступил.

Но вот проходит время и он оказывается виноватым в том, что вмешался и испортил жизнь своему другу. Так как тот от страданий не в силах жить дальше и жалеет, что послушал совета.

Мужчина на приеме у психологаМужчина на приеме у психолога

Практический психолог бы был рядом, наводящими вопросами помогая ему самостоятельно решить, готов он простить или нет. Но точно не брал бы ответственность на себя, исходя из идеи, что лучше знает, даже если это так.

Каждый человек, чтобы что-то понять, должен самостоятельно прийти к какому-то выводу, только тогда полученный опыт ассимилируется и будет встроенным в структуру его личности. Что в дальнейшем избавит от попадания на «те же грабли».

На самом деле принимать решения, пытаться понять и принять свои несовершенства – достаточно непростая работа. Очень много сил и прочих ресурсов необходимо порой приложить, чтобы, наконец, осознать что-то.

Некоторым годами приходится тяжело трудиться, чтобы справиться с травмой, сталкиваясь с непростыми переживаниями раз за разом.

Именно по этой причине большинство людей, испытывая трудности, предпочитают обращаться ко всяким магам, знахарям или даже друзьям, чтобы они сказали, как быть. Чтобы успокоили, что всё будет хорошо.

Это очень лёгкий путь, когда кто-то другой сделает за меня мою работу и я заживу прекрасно. Достаточно инфантильная идея, которая порой приводит к крайне неприятным последствиям.

Опыт из жизни – экспериментальные данные

Отличие научной психологии в том, что она опирается на данные, полученные путём проведения исследований, анализа, синтеза, тестирования и прочих методов. Которые вполне можно обосновать, доказать. В то время как человек, считающий себя специалистом в этой области, вынужден ограничиваться собственными наблюдениями и умозаключениями.

Достаточно часто можно слышать фразу: «А вот у моей знакомой было также. Она сделала то-то и ей помогло».

Что за знакомая? Существует ли она на самом деле или советчик просто решил придать весомости своим словам? Действительно ли она поступила, как он рассказывает? И правда ли было столь идеальное сходство в ситуациях двух незнакомых людей, что одна рекомендация приведёт к идентичным результатам?

В общем, как вы поняли, у человека, который критически относится к подобным, случайно совпавшим историям, вопросов может быть масса.

Девушка и таксистДевушка и таксист

Интуиция – рационализация

Житейские специалисты в общей сложности руководствуются интуицией. У них есть внутреннее знание, в какой момент лучше промолчать, а в какой высказать своё мнение. С каким человеком как себя вести. Когда стоит посочувствовать, а когда более эффективной будет словесная «взбучка».

В случае с дипломированными специалистами, даже если у них прекрасно развита интуиция и они всецело могут на неё полагаться – догадки и идеи строят в большей степени, опираясь на рационализацию и результаты различных экспериментов, научных теорий.

Да, они могут высказать свои предположения, уточняя у клиента, так ли это. Потому что каждый человек индивидуален и важно в работе замечать его особенности и отличия. Но «навешивать» ярлыки и ставить диагнозы, руководствуясь только интуицией – не будут.

Доверие – желание проверить

Научные теории редко вызывают сомнения, особенно, если доказаны. Их изучают студенты, иногда школьники и те, кому интересна психология.

Житейские знания, хоть и передаются через поколение в поколение, не всегда своевременно признаются и принимаются.

Как уже говорилось выше, человек лучше усваивает информацию, когда приходит к выводам собственными силами. То есть, получает опыт. А теперь вспомните себя в детстве. Всегда ли вы поступали так, как говорили вам родители? Противились их просьбам или указаниям, а потом понимали, что оказывается, мама была права и надо было её слушать?

Завершение

Напоследок хочу напомнить, будьте внимательны к своим потребностям. И уже в зависимости от них делайте выбор, к кому отправиться за помощью, к близкому человеку или психотерапевту.

Берегите себя и будьте счастливы!

А напоследок рекомендуем почитать статью, про жизнестойкость личности человека.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

5. Понятие житейской и научной психологии.

Следует различать научную психологию и житейскую психологию.

Житейская психология — это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие бытовой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека. Есть люди, которые очень хорошо понимают, чувствуют психику других людей, видят особенности их психических состояний. Таких людей можно назвать житейскими психологами.

Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Это выражается в том, что

• житейский и научный психолог часто являются одним и тем же человеком,

• житейские знания нередко служат исходным пунктом, основой для формирования научных понятий и представлений,

• и, наоборот, научные знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем.

Житейская психология

Научная психология

  • Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях.

  • Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

  • Терпима к противоречиям.

  • Например, эти пословицы противоречивы: «Учение — свет, а не ученье — тьма». «Век живи, век учись, — дураком умрёшь».

  • Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.

  • Основана на научном подходе.

  • Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.

  • Стремится конструктивно разрешать противоречия.

  • Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки

6. Типология характера. Характер и поведение.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический. атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, (прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротичесчий тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят

окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены- настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивают» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения) . Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контакткость, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям. Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Э. Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из «благих намерений».

Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Э. Фромм- писал: «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции — это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности». Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем.

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм,- это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое». Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это — тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической.\

4

 Проведение наблюдения

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — впсихологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

 

5 Эксперимент как метод психологического исследования

Эксперимент, как метод исследования, характеризуется следующими особенностями:

1. Исследователь преднамеренно создает, вызывает к жизни интересующее его явление. При простом наблюдении явление изучается так, как оно совершается независимо от исследователя. Экспериментатор же не ждет и не ищет, когда и где совершится требуемое ему явление, а сам его вызывает, когда это надо по ходу исследования.

2. Создается специальная экспериментальная обстановка, позволяющая наблюдать явление в его относительно чистом виде, исключив влияние случайных условий, которые при методе простого наблюдения часто мешают выявить действительные связи, существующие между явлениями. Так, И. П. Павлов, конечно, неоднократно наблюдал условные рефлексы у животных в естественных условиях их жизни. Однако для того, чтобы вскрыть действительные закономерности условного рефлекса, он прибег к эксперименту, который проводил в специальной звуконепроницаемой камере, что позволяло изучать влияние только одного изолированного светового раздражителя.

3. Изучаемое явление повторяется столько раз, сколько необходимо исследователю. В этом большое преимущество эксперимента перед методом простого наблюдения. В последнем исследователю иногда приходится долго ждать, когда явление вновь повторится в его естественных условиях. В эксперименте же это повторение имеет систематический характер. Благодаря этому многие особенности изучаемого явления, которые при однократном наблюдении могут быть восприняты нечетко пли даже вовсе не замечены, в эксперименте подвергаются очень точному наблюдению и измерению.

4. Условия, при которых протекает изучаемое явление, изменяются закономерно. Это является едва ли не самой существенной особенностью эксперимента: лишь изменяя условия протекания данного явления, экспериментатор может проникнуть в его сущность, понять законы его развития и существования, определить его связи с другими явлениями..

5. Как правило, экспериментальный метод оснащается специальной точной измерительной аппаратурой, позволяющей получить количественную характеристику изучаемого явления и подвергнуть полученные результаты статистической обработке, что часто необходимо для характеристики изучаемых закономерностей.

6

 Тестирование как метод исследования

Тестирование (англ. test — испытание, проверка) — эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления ( сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

7

 Устный и письменный опрос как метод исследования

Опрос – это метод сборапервичнойинформации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) илиопосредованном (анкета) социально-психологическомвзаимодействииисследователя и опрашиваемого. Источникоминформации в данномслучаеслужитсловесноеилиписьменноесуждениечеловека.Широкоеиспользованиеданного метода объясняетсяегоуниверсальностью, сравнительнойлегкостьюприменения и обработкиданных. Исследователь в короткий срокможет получить информацию о реальнойдеятельности, поступках опрашиваемого, информацию о егонастроениях, намерениях, оценкахокружающейдействительности.Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.

Классификация метода

Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои цели, достоинства и недостатки.

1. Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Устный опрос позволяет:

а) глубже, чем при письменном, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени;

б) ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения

2. Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей. (Наиболее распространенная его форма – анкета).

Недостатком письменного опроса является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего и исходя из этого изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.

3. Свободный опрос – это такая разновидность устного или письменного, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.

4. Стандартный опрос – вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее; более экономичен.

 

8 Классификация методов исследования в психологии

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

По классификацииАнаньева, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные

  2. Эмпирические

  3. Методы по сбору обработки данных

  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)

  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)

  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)

  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический

  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

9

 Сравнительный анализ поведения животных и человека

Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Однако активность и психика даже самых высокоорганизованных животных качественно отличается от человеческой деятельности и человеческого сознания.

Во-первых, активность животных является инстинктивно-биологической, т. е. не выходящей за пределы естественных условий их жизни. Она может осуществляться лишь по отношению к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением.

Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его важнейшее отличие заключается в отсутствии семантической функции: элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения – они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям. Другим отличием языка животных является генетическая фиксированность, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов. Язык человека – открытая система, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, человек осваивает свой язык в течение всей жизни.

В-третьих, животные живут по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет»: им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.

В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности – труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничто из перечисленного не свойственно животным. Они используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях и никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий. Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материально закрепленной форме.

10 Ощущения как главный источник познания

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда осязательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом.Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий, и он сохраняет некоторое время одно и то же (лежачее) положение. Такое состояние сначала вызывало сон, а затем становилось трудно переносимым для испытуемых.Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Классификация ощущений

Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений:громкость;цвет, величина;форма;температура.Ощущения воспринимаются с помощью органов чувств, как на сознательном, так и бессознательном уровне.Благодаря ощущениям человек может воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь одним из главных, источником познания и важным условием его психического развития.Еще давно различали пять основных видов (модальность) ощущений – это обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.

Из самых крупных и существенных групп выделим три основных типа:

1. интроцептивный тип;

2. проприоцептивный тип;

3. экстрацептивный.

Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения, которые исходят из стенок желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других.

Проприоцептивный тип ощущения обеспечивает сигналы о положении тела в пространстве и, естественно, о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Ощущения составляют афферентную (приносящую) основу движений человека и участвуют в их регуляции.

Самая большая группа ощущений – это экстероцептивные. Эти ощущения доставляют до человека информацию, которая поступает из внешнего мира, являясь основной группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения.

3.Житейская и научная психология.

Житейское (обыденное) знание о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейское знание носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво. Житейское знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов (например, «Где коготок увяз, там и всей птичке пропасть»), которые не могут отражать все многообразие, всю сложность реальных психологических закономерностей. Житейские знания передаются «из уст в уста», они не систематизированы и, как правило, не имеют вербализованной логической аргументации.

Научное знание, в отличие от житейского и художественного, возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемыми сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии (например, профессиональное обучение, конференции, научные журналы и т.д.). На определенном витке своего развития научное психологическое знание «возвращается в свою колыбель», т.е. входит в культуру и массовое сознание (например, понятия сублимации, комплекса неполноценности, стресса). Правда, при этом происходят неизбежное искажение и преображение научного знания в ненаучное. Недаром Фрейд заявлял, что он создал не только новую науку о психике, но и жизненную философию, культуру, этику.

4.Становление психологической науки. Основные этапы ее

развития.

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее — на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.

I этап (IV в. до н.э. — середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.

II этап (середина XVII в., — середина XIX в.) — психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.

III этап (середина XIX в. — середина XX в.) — психология как наука о поведении.

С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. В это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения — в их нынешних вариантах — часто стремятся, если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

IV этап (середина XX в. по настоящее время) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики До середины XX века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.

Руководство для начинающих Кеннета Т. Стронгмана

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью
    • 4
        26 Жанры
      • Бизнес
      • Детский
      • Кристиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • История
      • Музыка ужасов
      • Тайна
      • Документальная литература
      • Поэзия
      • Психология
      • Романтика
      • Наука
      • Научная фантастика
      • Самопомощь
      • Спорт
      • Триллер
      • Путешествия
      • Молодые люди
      1 90 Больше жанров 025
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Задать вопрос автору
    • Войти
    • Присоединиться
    Зарегистрироваться Dismiss
    • 2
    • 9000 Посмотреть профиль Профиль
    • Друзья
    • Группы
    • Обсуждения
    • Комментарии
    • Задача по чтению
    • Kindle Заметки и основные моменты
    • Цитаты
    • Любимые жанры
    • Рекомендации друзей
    • Настройки учетной записи
    • Помощь Домой
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Награды Choice Awards
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучить
      • Новости и интервью
      • 9018 9018 9018 5 Бизнес
      • Детский
      • Кристиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • Историческая фантастика
      • Музыка

    Социальная психология повседневной жизни

    Gå til hovedindhold Роскилле Университет
    • Холостяк
    • Кандидат
    • Videreuddannelse
    • Форскнинг
    • Самарбейде
    • Åben подменю
    Luk undermenu
    • Аранжировщик
    • Nyheder
    • Библиотека
    • Institutter
    • Ом Роскилле Университет
    • Kontakt
    • вступление
    • Холостяк
    • Optagelse
    • Аранжировщик
    • Studiestart
    • Kontakt
    • Данск
    • Английский
    • Для студенде
    • Для ансатта
    • Цензуру
    • Для выпускников

    Søg

    Kontakt

    Лук мобилмену

    Закрыть мобильное меню Vis hovedmenu
    • Холостяк
      • вступление
      • Холостяк
      • Optagelse
        • Трин 1: Hvilke adgangskrav skal jeg opfylde?
          • Adgangskrav til bacheloruddannelser
          • Adgangsgivende eksamen холостяк
          • Bachelorfag med yderligere adgangskrav
          • Adgangskvotienter
          • Гарантийный Центр
          • Добрый холостяк
          • Optagelse på bacheloruddannelser via dispensation
          • Kontakt
        • Трин 2: Hvordan søger jeg ind?
          • Optagelse gennem kvote 1
          • Optagelse gennem kvote 2
            • Kvote 2-критерий для бакалавриата Humanistisk-Teknologisk
            • Kvote 2-критерий для Naturvidenskabelig Bachelor
            • Kvote 2-kriterier for Samfundsvidenskabelig Bachelor
            • Kvote 2-kriterier for bacheloruddannelser + Journalistik
            • Kvote 2-kriterier: Humanistisk Bachelor og International Bachelor in Humanities.
            • Kontakt
          • Kvotefordeling — kvote 1 и 2
          • Дежурный Pladser
          • Студенде мед гандикап
          • Kontakt
        • Трин 3: Hvor og hvornår skal jeg søge?
        • Трин 4: Hvad sker der efter jeg har søgt?
        • Sådan søger du før-start-merit
        • Srlige meritpakker
          • Særlig meritpakke på Humanistisk-Teknologisk Bachelor
          • Særlig meritpakke på Samfundsvidenskabelig Бакалавр
          • Kontakt
        • Genindskrivning и genoptag
        • Studieskift eller universityskifte
        • Часто задаваемые вопросы: Optagelse på bacheloruddannelser
        • Sådan kommunikerer Roskilde Universitet med dig om optagelse
        • Kontakt
      • Аранжировщик
      • Studiestart
      • Kontakt
      • Kontakt
    • Кандидат
      • вступление
      • Kandidatuddannelser
      • Optagelse
        • Трин 1: Hvad er adgangskravene?
        • Трин 2: Hvordan søger jeg ind?
          • Ledige pladser kandidatuddannelser
          • Начальные заслуги
          • Ansøgningsskemaer
          • Overgangsordning
          • Студенде мед гандикап
          • Kontakt
        • Трин 3: Hvad sker der efter jeg har søgt?
        • Поддерживающий кандидатудданнельсер
        • Retskrav på optagelse
        • Genindskrivning и genoptag
        • Studieskift eller universityskifte
        • Erhvervskandidat i Politik og Forvaltning
        • Kontakt
      • Аранжировщик
      • Studiestart
      • Kontakt
      • Kontakt
    • Videreuddannelse
      • вступление
      • Videreuddannelser
        • Ansøgning og optagelse
        • Мастер и IKT og Læring
        • Hvad kræver det?
        • Formål
        • Магистр и Организациипсихологи
          • Undervisere på Master i Organisationspsykologi
          • Каландр
          • Teoriseminarer
          • Hvem læser på MPO?
          • Praktiske oplysninger
          • Kontakt
          • Kontakt
        • Недосмотр
        • Fagligt indhold
        • Профайлер Faglige
        • Мастер i Projekt- og Forandringsledelse
          • Модуль для MPF
          • Undervisere på MPF
          • Каландр
          • Kontakt
          • Kontakt
        • Kontakt
        • Мастер i Socialt Entreprenørskab
          • Mød tidligere desirerende
          • Каландр
          • Недосмотр
          • Studietur
          • Модуль 1
          • Модуль 2
          • Модуль 3
          • Модуль 4
          • Kontakt
          • Kontakt
        • Мастер и Сундхедсфремме
          • Каландр
          • Модулер
          • Målgrupper
          • Отзывы
          • Kontakt MSF
          • Kontakt
        • Мастер и Удданнельсе ог Леринг
          • Uddannelsens Moduler
          • Каландр
          • Выпускник
          • Kontakt
          • Kontakt
        • Turistføreruddannelsen mediplom
          • Livet som turistfører
          • Модулер
          • Nyhedsbrev
          • Kontakt Turistføreruddannelsen
          • Kontakt
        • Kontakt
      • Gæstestuderende
      • Информация
      • Kontakt
      • Kontakt
    • Форскнинг
      • вступление
      • Оверблик
        • Forskningscentre på Roskilde Universitet
        • Kontakt
      • Ph.d.-uddannelse
      • Kontakt
    • Самарбейде
      • вступление
      • Forskningssamarbejde
      • Ph.d.-samarbejde
      • Studentersamarbejde
      • Тиль гимназист
      • Kontakt
      • Аранжировщик
      • Nyheder
        • Форскнингсмагазин
      • Библиотека
        • Ом библиотека
          • Медарбейдере
          • Библиотека А-Е
          • Formål og arbejdsplan
          • К.Фрэнк Дженсен Самлинг
        • Søg i databaser
        • Ordensregler
      • Institutter
        • Связь и гуманистика Виденскаб
          • Удданнельсер
          • Форскнинг
          • Nyheder
          • Афтагерпанель
          • Цензуру
        • Mennesker og Teknologi
          • Удданнельсер
          • Форскнинг
          • Nyheder
          • Афтагерпанель
        • Naturvidenskab og Miljø
          • Удданнельсер
          • Форскнинг
          • Nyheder

    Увлекательные статьи по психологии


    Fascinating Psychology Articles

    Если вы интересуетесь психологией, вам понравится этот увлекательный сборник статей по психологии ведущих ученых и исследователей.

    Что скрывается за призраками, демонами и пришельцами по мнению исследователей сна

    What Lies Behind Ghosts, Demons and Aliens According To Sleep Researchers

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать увлекательную статью о сонном параличе и синдроме взрывающейся головы Алисы М. Грегори, профессора психологии, Goldsmiths, Лондонский университет.

    Что скрывается за призраками, демонами и пришельцами по мнению исследователей сна

    Возвращение к шокирующим экспериментам Милгрэма с повиновением

    Revisiting Stanley Milgram’s Obedience experiments

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать увлекательную статью о печально известных экспериментах Милгрэма Ника Хаслама, профессора психологии Мельбурнского университета и психолога Джины Перри.

    Возвращение к шокирующим экспериментам Милгрэма с повиновением

    Психогенная дрожь: почему мы мучаемся, когда нам не холодно

    через GIPHY

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать увлекательную статью, посвященную вопросу о том, почему психологическое событие вызывает физиологическую реакцию, связанную с регулированием температуры, Феликса Шёллера, научного сотрудника Центра исследований и междисциплинарности в Париже, Франция.

    Психогенная дрожь: почему мы мучаемся, когда нам не холодно

    Двойники и восприятие

    Haven’t We Met Before? On Doppelgängers and Perception

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать увлекательную статью о восприятии лица Джордана Сучоу, ученого-когнитивиста, изучающего зрение, обучение, память и технологии в Калифорнийском университете в Беркли.

    Разве мы не встречались раньше? О доппельгангерах и восприятии

    Чего не знают всезнайки, или иллюзия компетентности

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать отличную статью об иллюзии уверенности, когнитивном предубеждении , которое завышает самооценку Кейт Фелхабер, кандидата наук в области нейробиологии из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

    Чего не знают всезнайки, или иллюзия компетентности

    Гедоническая адаптация.Почему вы должны есть попкорн палочками для еды и другие психологические приемы, чтобы сделать жизнь более приятной.

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать замечательную статью о гедонистической адаптации Роберта В. Смита, доцента маркетинга, Государственный университет Огайо, и Эда О’Брайена, доцента поведенческой науки, Чикагский университет.

    Почему вы должны есть попкорн палочками для еды и другие психологические приемы, чтобы сделать жизнь более приятной.

    Личность — это нечто большее, чем результат теста

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать очень интересную статью о сложной и разносторонней природе личности Люка Смилли, старшего преподавателя психологии личности, Университет Мельбурна.

    Личность — это больше, чем результат теста

    Как ваш разум в состоянии стресса лучше обрабатывает плохие новости

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать увлекательную статью Тали Шарот, директора Лаборатории аффективного мозга и доцента кафедры когнитивной нейробиологии факультета экспериментальной психологии Университетского колледжа Лондона.

    Как ваш разум в состоянии стресса лучше обрабатывает плохие новости

    Почему у вашего мозга никогда не заканчиваются проблемы, чтобы найти

    См следующую ссылку, чтобы прочитать большую статью Дэвида Levari, докторской исследователь в области психологии в Гарвардском университете, почему многие проблемы в жизни, кажется, упрямо палочке вокруг независимо от того, как тяжело мы работаем, чтобы исправить их.

    Почему в вашем мозгу никогда не заканчиваются поиски

    Почему дети лгут, и это нормально?

    Why Do Kids Lie And Is It Normal?

    См. Следующую ссылку, чтобы прочитать замечательную статью Пенни Ван Берген, старшего преподавателя педагогической психологии Университета Маккуори и Кэрол Ньюолл, старшего преподавателя по раннему детству Университета Маккуори, которая предлагает проницательный взгляд на развитие , лежащего у маленьких детей .

    Почему дети лгут и это нормально?

    Телеологический бихевиоризм или что значит представить себе льва

    Использование повседневной психологии, искусства, иррациональной психологии в учебном курсе, Житейские психологические знания

    Использование бытовой психологии, искусства, иррациональной психологии в учебном курсе

    Повседневные психологические знания

    Повседневные психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни.Как правило, они очень специфичны и формируются в процессе жизнедеятельности человека в результате наблюдений, самоанализа и размышлений. Их надежность проверена на личном опыте. По сути, повседневная психология — это обобщение повседневных психологических знаний человека.

    Источником повседневной психологии является не только собственный опыт человека , согласно опыту других людей. Находя подтверждение в опыте других людей, такого рода знания фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок.Важным критерием истинности знаний повседневной психологии является их правдоподобие.

    Медитируйте в одиночестве

    Не верьте традициям только потому, что они дошли до нас из древности. «

    Не верьте писаниям мудрецов просто потому, что они были написаны мудрецами. «

    Не верьте выводам, сделанным из поспешных выводов, только потому, что вы их сделали. «

    Не верьте только голому авторитету ваших учителей и учителей.«

    Будда

    Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества. Содержание бытовой психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, фиксируются, отражают многовековой мирской опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом водоеме водятся черти»; Нежно стеклет, да уснуть тяжело »; «Испуганная ворона и куст боятся»;

    «Хвала и честь, слава и глупая любовь»; «Семь раз отмерь — один раз отрежь»; «Повторение — мать учения»; и др.

    В сказках накоплен богатый психологический опыт. Во многих из них действуют одни и те же герои: дурачок Иванушка, прекрасная царевна, Баба-яга, Кащей Бессмертный — в сказках; Медведь, Волк, Лисица, Заяц — в сказках о животных. Сказочные персонажи часто олицетворяют определенные психологические типы и характеры людей, встречающихся в жизни.

    Писатели собирают множество повседневных наблюдений и отражают их в произведениях искусства или в сборниках моральных афоризмов. Широко известные сборники афоризмов, составленные в свое время М.Монтень, Ф. Ла-Рошфуко, Ж. Лабриер.

    Ежедневные наблюдения выдающихся людей в силу их мудрости и способности к обобщениям имеют большую ценность, поэтому большой интерес представляют книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время обобщил опыт жизненных наблюдений и размышлений известных людей о загадках человеческого общения. В результате появилась популярная книга «Как заводить друзей и влиять на людей». Такие книги написаны занимательно, в них много примеров, дающих наглядность.Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации сделали книги Карнеги такими привлекательными.

    Особенности знаний в области повседневной психологии — конкретность и практичность, что делает эти знания очень привлекательными для использования в преподавании психологии. Повседневная психология всегда характеризует поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хотя и типичных ситуациях. Иногда это знание может достигать определенного уровня обобщения и выражаться в пословицах: «Ни радости вечной, ни печали безграничной»; По злой воде несут.»и др. Часто в пословицах содержатся дельные советы:« Не отчаивайся в нужде, в счастье не расслабляйся »;« После кулака кулаками не махать и др.

    Знания в области повседневной психологии характеризуются доступностью изложения и наглядностью, что снова привлекает учителей. Четкость и простота изложения, обилие конкретных образных примеров делают их убедительными для окружающих. В пословицах это часто достигается метафорами: «Река Мелка и крутые берега».

    Знание повседневной психологии характеризуется опорой на жизненный опыт и здравый смысл. С одной стороны, это придаст им дополнительный вес, а с другой — сделает их неадекватными доказательствами. Психологию жизни иногда называют донаучной, подчеркивая ее недостатки в отношении научного психологического знания. Однако оба типа знания существуют в обществе одновременно, и повседневное знание имеет свое собственное пред-

    собственности, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью.Так, например, учителя, опираясь на профессиональный опыт, мысленно выстраивают для себя определенные психологические классификации учеников, которые им необходимы в повседневной работе. Различают, например, такие типы учеников, как «прилежный», «замкнутый», «торопливый», «невнимательный», «медлительный», «умственно отсталый», «способный». Такие классификации необходимы, если учитель не находит в существующей психологической литературе полезной типологии личностей учеников. Учитель самостоятельно строит на основе анализа жизненной практики наблюдений и использует ее, соответствующим образом дифференцируя подход к ученикам.

    Однако знание рассматриваемого типа характеризуется неточностью используемых понятий. Обыденные термины обычно расплывчаты и двусмысленны. Это делает их применимыми к множеству жизненных ситуаций, иногда даже наоборот.

    Повседневные психологические знания являются хорошим источником иллюстраций психологических концепций , способствуют лучшему пониманию студентами психологии как учебной дисциплины. Однако их следует использовать только в качестве иллюстраций, а не в качестве основы, составляющей содержание курса. Научная и практическая психология должна быть основой педагогической деятельности.

    Изучение психологии как науки представляет трудности (в отличие, например, от естественных наук) с точки зрения того, что студенты и студенты начинают изучать академическую дисциплину с определенным объемом знаний, полученных в повседневной жизни от окружающих людей. или из личного опыта. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления.Кстати, многие из этих слов похожи на аналогичные термины научной психологии, но менее точны в использовании. Например, слова «ощущение», чувственный опыт гораздо более двусмысленны и расплывчаты при использовании в повседневной речи, чем в области научной психологии. Это также создает трудности при изучении научной психологии.

    Знания повседневной и научной психологии могут быть, по существу, близкими или противоречащими друг другу. В этом отношении люди могут либо согласиться с тем, что говорит учитель, либо не согласиться. Повседневное психологическое знание, с , с одной стороны, является базой, на которой строится система научных знаний, а с другой стороны, одним из барьеров, которые студенты и студенты сталкиваются на пути к пониманию научных и психологических знаний. учителем.

    Рассмотрим еще одну трудность в преподавании психологии. При обучении психологическим знаниям, особенно если эти знания специфические, у людей может сложиться впечатление, что учитель делится с ними их жизненным опытом.Такие проблемы часто возникают, например, при чтении лекций по психологии супружеских отношений или воспитании детей. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание слушателей на то, что он говорит о знаниях, накопленных в научной и практической психологии, а не в своем личном опыте.

    Должен

    .