Содержание

упражнения и зарядка, комплекс для грудничка для ползания

Пятимесячные дети эмоциональны и любознательны. Но их потребность в изучении мира ограничивается физическими навыками, а точнее, их отсутствием. Несмотря на то, что к этому возрасту ребенок многого достиг и многому научился, наиболее сложный и интенсивный этап его развития еще только начинается. Помочь крохе — посильная задача для заботливых родителей. О том, какие физические упражнения в этом возрасте стоит ввести в комплекс зарядки, мы расскажем в этой статье.

Особенности физического развития в возрасте полугода

Если вашему ребенку уже 5-6 месяцев, можно с уверенностью говорить о том, что он научился улыбаться и выражать свои эмоции.

Также малютки этой возрастной категории уже хорошо удерживают головку, если лежат на животике, более осознанно совершают движения ручками и ножками, умеют хватать интересующие их предметы и игрушки. Лежать и ничего не делать пятимесячные и шестимесячные младенцы уже никак не могут — это выше их сил.

Многие дети отлично переворачиваются — со спины на живот и обратно. Некоторые уже предпринимают попытки присаживаться. Все эти многочисленные умения непременно нужно использовать, планируя комплекс занятий для ребенка.

В пять месяцев ребенок начинает активно изучать собственное тело. На психическом уровне происходит совершенствование первых речевых навыков, кроха уже умеет произносить некоторые отдельные звуки и даже слоги, а также активно развиваются его мышление и внимание.

Периоды бодрствования стали еще более длительными, спит чадо теперь максимум 15-16 часов в сутки. Все остальное время он нуждается в общении — тактильном, речевом, эмоциональном. Все эти виды общения и должны стать обязательными при совершении гимнастических упражнений.

Без этих трех составляющих даже самые полезные, с точки зрения анатомии, упражнения не будут приносить желаемого результата.

В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что движения его туловища и конечностей могут быть управляемыми, и управлять ими может он сам. Это приводит деток в неописуемый восторг. Зарядка, дополненная упражнениями, соответствующими потребностям возраста, будет восприниматься ребенком с удовольствием и принесет немало пользы.

Польза гимнастики

Малыш в свои 5-6 месяцев находится на пороге новых открытий: скоро он начнет сидеть, ползать, а потом и вставать на ножки. Гимнастика должна соответствовать его двигательным умениям и способствовать развитию новых — обязательно включите в ежедневную программу занятий с ребенком упражнения для стимулирования ползания, укрепления мышц спины, груди, рук. Это потребуется для того, чтобы грудничок смог быстрее сесть.

Присаживать насильно не нужно — это вредно и опасно, а вот помочь ребенку укрепить определенные группы мышц — отличная инициатива любящих родителей.

Гимнастика в этом возрасте способствует лучшему пониманию устройства собственного тела, а это как раз именно то, что волнует сейчас малыша. При регулярной физической нагрузке укрепляются суставы и костный аппарат, становятся более эластичными мышцы. Все это сослужит добрую службу тогда, когда ребенок начнет принимать вертикальное положение: ему будет легче сесть, встать и, в конечном итоге, пойти.

Физические упражнения улучшают кровоснабжение конечностей, мышечной ткани, кожных покровов. Это положительно сказывается на формировании иммунитета малютки. Замечено, что дети, с которыми каждый день делают гимнастику, реже болеют, а если такое и случается, то заболевание протекает легче и практически не случается осложнений.

Тактильный контакт, который ребенок испытывает во время гимнастики и предшествующего ей массажа, позитивно сказывается на работе нервных рецепторов кожи в частности и всей нервной системы в целом. Ребенок, которому дают адекватные возрасту физические нагрузки, лучше засыпает, отличается отменным аппетитом, у него реже случаются запоры.

Малютки, с которыми мама каждый день занимается, более гармонично развиваются, их потребность в общении удовлетворяется. Такие дети раньше осваивают речь, а в дальнейшем – демонстрируют более богатые способности к обучению.

Если у ребенка есть определенные неврологические или опорно-двигательные нарушения, ему предписан особый, лечебный массаж и упражнения из комплекса лечебной физкультуры (ЛФК).

К таким комплексам добавлять новые упражнения рекомендуется исключительно с разрешения лечащего врача или участкового педиатра.

Гимнастика для ребенка, которому рекомендован обычный, общеукрепляющий массаж и такая же физическая активность, в 5-6 месяцев должна быть направлена на развитие целенаправленных движений конечностей.

Интересные упражнения

Зарядка, учитывая возросшую подвижность ребенка, должна быть дополнена активными упражнениями, которые малыш будет выполнять не только потому, что мама крепко держит его пяточки или ручки, но и потому, что ему самому будет интересно совершить определенное физическое действие. Не забывайте организовывать занятия с сопровождением музыки, читайте стихи и пойте песенки – подойдут «Рельсы-шпалы», и «У жирафа пятна-пятна, пятнышки везде».

Эти песенки помогут малышу лучше изучить свое тело. Вообще, все упражнения должны стать максимально эмоциональными и веселыми, чтобы малютке не было скучно.

Ниже мы приводим перечень самых веселых и занимательных (и полезных!) упражнений для детей указанного возраста:

  • «Поймай меня!». Это упражнение направлено на развитие координации движений рук. Положите ребенка на спинку, справа от него поставьте включенную звуковую игрушку. Когда малыш возьмет ее одной рукой, заводите и ставьте слева вторую игрушку, которая будет звучать иначе. Задача малыша — взять вторую игрушку второй рукой и, хотя бы непродолжительное время, удерживать обе игрушки двумя руками.

  • «Стульчик».
    Это упражнение делают для того, чтобы помочь ребенку освоить навык сидения. Лежащему на спине малышу, мама протягивает собственные указательные пальцы. Задача ребенка — ухватиться за них и подтягивая корпус на руках, продолжая держаться за руки мамы, приподнимать туловище, стараясь сесть. Не нужно тащить ребенка. Если его мышцы не готовы к сидению, присаживать не надо. Важно, чтобы инициатива перемены положения тела при вашей поддержке принадлежала именно малышу. Исключите подъем туловища до состояния прямого угла, будет хорошо, если для начала ребенок сможет подниматься на 30-45 градусов по отношению к поверхности, на которой делается гимнастика.
  • «Перышко». Полезным для позвоночника и мышцы спины будет данное упражнение. Подведите ребенку, лежащему на спине, расправленную открытую ладонь под спину и слегка приподнимите малыша над поверхностью, подстраховывая его сверху второй рукой. В идеале ребенок прогнется, напряжет спинку и мышцы животика. Проделывайте это упражнение от 5 до 10 раз.
  • «Оловянный солдатик». Ребенку, который уже начинает предпринимать самостоятельные попытки сесть, можно предложить новое упражнение, которое покажет ему, что вертикальное положение тела — совсем не страшное. Обхватите ребенка руками за грудную клетку по бокам и около половины минуты удерживайте его в вертикальном положением с опорой ножками о твердую поверхность. За зарядку можно повторить этот прием от 2 до 4 раз.

Если ребенок не начал присаживаться, такое упражнение проводить не следует.

  • «Котята-щенята». Это упражнение направлено на поддержку ползательных навыков. Положите малыша на животик и подведите под живот свою расправленную ладонь. Аккуратно, второй рукой придерживая малыша за спинку, начинайте приподнимать малютку в положение, при котором он будет опираться о поверхность коленями и ручками. Несколько секунд удерживайте ребенка в таком положении, а потому плавно опускайте в исходное положение.
  • «Я – сам!». Такое упражнение эффективно развивает все группы мышцы, стимулирует сидение и совершенствует вестибулярный аппарат. Приподнимите ребенка под мышки и удерживайте вертикально. Предварительно положите ему прямо под ножки перед носочками игрушку, за которой ему захочется наклониться. Придерживая его за грудь, помогайте крохе нагнуться через приседание. После того, как игрушка окажется в руках малютки, плавно поднимите его в исходное положение. Будет достаточно повторить прием 2-3 раза.

  • «Щекотун». Такой прием послужит укреплению мышц стопы, ведь не за горами день, когда ребенок начнет вставать с опорой на эту часть тела. Возьмите пяточку в свои руки и проведите указательным пальцем от третьего пальца ножки, от носочка к пяточке, прямую линию. При этом ребенок будет сгибать и разгибать стопу.

Помимо этих упражнений, мама может продолжать проводить традиционную «Гусеничку», при которой малыш будет тянуться и пытаться ползти на животе за игрушкой. Можно усложнить упражнение, поставив перед ребенком две игрушки. Если постараться, со временем он захватит двумя ручками оба предмета. Также можно начинать делать упражнение «Тачка», если ручки ребенка достаточно сильные (мама держит ребенка за ноги, руками он переступает по поверхности).

Общие рекомендации

  • Если погода и время года позволяют, проводите занятие без одежды, а летом — на улице;
  • Обязательно начинайте гимнастику с общего массажа, чтобы мышцы ребенка были «разогретыми» для последующей нагрузки;
  • Занятие оптимально провести в первой половине дня, ведь оно оказывает возбуждающее действие, и может стать причиной нарушений сна, если сделать его вечером;
  • Не проводите занятие, если малыш капризничает.

Подробнее о гимнастике для детей 5-6 месяцев смотрите в следующем видео.

как их превратить в игру?

В возрасте 1,5–2 лет малыши начинают активно познавать мир и большую часть дня проводят в движении. Родителям не стоит ограничивать ребенка в двигательной активности, наоборот, следует направлять ее в нужное русло. Ведь физкультура имеет очень важное значение для развития и здоровья малыша. Какие же упражнения будут полезными? Как превратить их в веселую игру? Ответы ищи в нашей новой статье.


Любая мама знает, какое важное значение имеет физкультура для роста и развития малыша. В 1,5 года ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, перешагивать через невысокие предметы. Однако движения малыша пока неловкие и несмелые, координация и равновесие развиты слабо. Поэтому одна из основных задач родителей в этот период — укрепить мышцы ребенка, развить координацию движений. А поможет в этом ежедневная гимнастика. Самый простой способ заинтересовать ребенка — превратить физическую активность в увлекательную игру. При этом она может сопровождаться музыкой, детскими песенками и стихотворениями. Уверены, что малышу она придется по душе!

Организация занятий

Конечно, лучшее время для занятий — утро. Такая разминка поможет размять суставы ручек, ножек, позвоночника, малыш легко включится в ритм обычной жизни. Но если у тебя нет времени на утреннюю зарядку, ее можно легко перенести на другое время или даже совместить с прогулкой на улице в хорошую погоду. Главное, придерживаться основных правил:

  • Старайся задействовать все группы мышц (руки, плечи, шея, спина, ноги, пресс).
  • Учитывай настроение малыша: если он начинает капризничать, лучше прекратить или отменить занятия.
  • Нельзя заниматься натощак и сразу после приема пищи; подожди 40 минут – час.
  • Длительность занятий не должна превышать 10 минут.
  • Сама активно включайся в процесс и показывай движения.
  • Используй подручные материалы (стулья, подушки, игрушки, прыгалки, мячи и пр.).

Примеры игр

Увлечь малыша довольно просто, маме нужно лишь проявить немного фантазии. Предлагаем тебе взять на вооружение следующие интересные игры.

«Корзина яблок». Мама предварительно раскладывает на полу несколько мячиков-«яблок» на небольшом расстоянии друг от друга. Малышу дает корзину и предлагает отправиться в сказочный лес собирать яблоки. Такая игра развивает внимание и учит ориентироваться в пространстве.

«Деревья – кусты». Когда мама говорит «Деревья», малыш должен тянуться ручками вверх, а если она говорит «Кусты» — опустить руки и присесть на корточки. Еще можно покачаться влево и вправо, как деревья на ветру. Повторить 3–5 раз. Игра развивает внимательность и координацию движений.

«Ручей». Предложи малышу «перейти глубокий ручей по бревнышкам». Для этого можешь разложить по комнате ортопедические коврики или листы формата А5. Если ребенок уже умеет прыгать, пусть перепрыгивает через «ручей» двумя ногами. Это очень полезное упражнение для тренировки мышц ног и развития равновесия.

«Зоопарк». Дети с удовольствием имитируют различных животных. Такие игры полезны для развития умения одновременно двигаться и говорить. Предложи ребенку попрыгать на двух ногах, как зайчик; походить на наружной поверхности стопы, как медведь; попрыгать на корточках, как лягушка; или походить, высоко поднимая колени, как важная цапля.

«Царь горы». Важно научить ребенка преодолевать препятствия и небольшие преграды. Для этого можно использовать невысокую скамейку в парке, а дома — ряд подушек. Такие занятия способствуют координации движений и служат профилактикой плоскостопия.


Между активными занятиями следует делать паузы, чтобы малыш немного передохнул и восстановил дыхание. В этом тебе помогут дыхательные упражнения: можно дуть, как ветер, или ухать, как сова в лесу. 

Во время прогулки предложи малышу перебрасывать мяч через кусты, залезть на пенек, подняться на невысокую горку, бросать камушки в воду или просто поиграть в прятки.

Двигательная активность стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, укрепляет иммунитет и улучшает пищеварение. Неудивительно, что после физкультуры малыш захочет перекусить. Молочная смесь Similac Gold 4 поможет восполнить энергию растущему организму. Ведь в ее составе содержатся все питательные вещества и микроэлементы, необходимые ребенку в этом возрасте.

Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1

Перед тем, как начинать изучение техники выполнения рефлекторной и общеукрепляющей гимнастики для детей, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться с основополагающими правилами проведения этой самой гимнастики — это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно — приятными.
Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 — 3 месяца.

Задачей описываемых ниже упражнений является укрепление мускулатуры ребенка, помощь в нормализации его мышечного тонуса и развитие многих важных структур центральной нервной системы. Помимо полезной физической нагрузки, обеспечиваемой рефлекторной и прочей гимнастикой, огромную роль играют и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом.

1. Выкладывание на живот.
Очень полезное, а самое главное — чрезвычайно простое упражнение:) Осуществлять его можно с самого раннего возраста: защитный рефлекс, прекрасно работающий у большинства малышей, при выкладывании на живот заставляет ребенка «автоматически» поворачивать голову в сторону. Уже на первом месяце жизни в таком положении дети стараются поднять и удержать голову — сначала это удается лишь в течение считанных секунд, затем голова удерживается все дольше и дольше. При помощи этого упражнения эффективно укрепляются мышцы шеи и спины, формируется физиологические изгибы позвоночника, тренируются многие мозговые центры. Старайтесь выкладывать ребенка на живот чаще — не только, когда выполняете массаж спины и ягодиц, но и просто в периоде активного бодрствования.

2. Рефлекторное разгибание позвоночника.
В основе этого упражнения лежит спинальный двигательный автоматизм — т.н. рефлекс Галанта. Осуществляется это упражнение из исходного положения на боку. Осторожно придерживая лежащего в этом положении малыша за ножки, двумя пальцами свободной руки взрослый с легким нажимом проводит вдоль позвоночника ребенка, отступив от средней линии тела вправо и влево на расстояние около 1 см. Движение пальцев взрослого проводится по направлении от крестца к шее. Малыш обычно реагирует на такое раздражение прогибанием спинки — его туловище образует дугу. Силу нажима можно варьировать, но в любом случае эта манипуляция не должна вызывать отрицательной реакции ребенка. Внимание! Не следует проводить пальцами прямо по средней линии тела ребенка — рефлекс Переза, запускаемый с остистых отростков позвонков малыша, вызывает у него резко негативную эмоциональную реакцию. Вплоть до сильного крика и отхождения стула.

3. Рефлекторная «ходьба»
Упражнение основано на еще одном врожденном автоматизме — даже только что родившийся ребенок, осторожо поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, прикасании стопами твердой поверхности, начинает делать шаги вперед. Если Ваш малыш не желает «ходить» таким образом, попробуйте наклонить его вперед — так, чтобы голова и верхняя часть туловища как бы «опередили» ноги. Дайте ему почувствовать твердую поверхность всей стопой, а не только кончиками пальцев — и он непременно «пойдет».

4. Рефлекторное ползание
Как Вы наверняка уже догадались, это упражнение (как и все порочие, носящие мудреное определение «рефлекторные») также базируется на врожденном спинальном автоматизме. Он называется рефлексом ползания Бауэра и вызыватся очень просто: ножки лежащего на животе малыша нужно согнуть, предварительно разведя коленки в стороны (такая маленькая, знаете ли, лягушка:) — после чего дайте стопам ребенка почувствовать опору Ваших ладоней. Можно легонько подтолкнуть стопы малыша вперед, после чего зафиксировать свои ладони в неподвижном положении. Ребенок непременно оттолкнется от Ваших ладоней и проползет вперед. Внимание! При выполнении этого упражнения обязательно оцените расстояние от головы ребенка до расположенной впереди стены или любой другой вертикальной (и не мягкой) поверхности: малыш может настолько резко оттолкнуться от Ваших ладоней и настолько стремительно продвинуться вперед, что ударится о такую плоскость головой.

5. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ног
Осторожно удерживая ножку лежащего на спине малыша за область голеностопоного сустава, подушечкой большого пальца своей свободной руки нажмите на его подошву — в области «подушечки» стопы (т.е. у основания пальцев). В ответ малыш немедленно согнет пальчики стопы. Если же Вы с легким нажимом проведете пальцем вдоль наружного края стопы (от ее мизинца к пяточке), то паьцы ребенка разогнутся, заняв «веерное положение». Подошвенный рефлекс и рефлекс Бабинского, лежащие в основе этого упражнения, также являются врожденными автоматизмами, активно работающими в первые месяцы жизни ребенка.

Конечно, вышеперечисленные рефлексы новорожденных — далеко не все врожденные автоматизмы, которые можно использовать для тренировки мускулатуры и развития центральной нервной системы малышей первых месяцев жизни. При должной сноровке опытные родители могут «поставить на службу» здоровью грудничка и хватательный рефлекс, и тонический рефлекс Робинсона, ладонно-ротовой автоматизм Бабкина и поисковый автоматизм Куссмауля, хоботковый рефлекс и даже рефлекс Моро… Однако, думается, что регулярное выполнение хотя бы тех пяти рефлекторных упражнений, что приведены в этой статье, уже будет весьма и весьма полезным для Вашего ребенка. Особенно — вкупе с массажем.

Кроме рефлекторных, для моторного развития ребенка первых трех месяцев жизни используются и другие упражнения. Например, Вы можете осторожно приподнимать туловище лежащего на спине малыша, добиваясь образования между его туловищем и ногами почти прямого угла — что-то вроде упражнения, с помощью которого взрослые «качают пресс». Помимо поддержки спинки ребенка (которую нужно осуществлять обеими руками), не забывайте фиксировать и его голову. Можно дополнить это упражнеие еще и покачиваниями туловища малыша вправо-влево — это может ему понравиться:)

Довольно полезно пассивное разведение бедер ребенка в стороны. Для этого нужно согнуть ножки малыша в коленях и, поддерживая их за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно и одновременно отвести правое бедро ребенка вправо, а левое, соответственно — влево. Это упражнение способствует оптимальному созреванию важной анатомической части тазобедренных суставов — вертлужных впадин. И потому является профилактической мерой в отношении врожденного вывиха бедра. Единственное пожелание (актуальное, впрочем, и для других упражнений) — перед тем, как приступать к его выполнению, желательно освоить технику под контролем квалифицированного специалиста. Хотя, «освоить» — звучит, пожалуй, слишком официально. Достаточно увидеть это своими глазами один-единственный раз. И тут же проделать это упражнение своими собственными руками — чтобы «прочувствовать» ими оптимальную степень разведения бедер малыша.

Любимейшим упражнением родителей является покачивание малыша в так называемой «позе плода». Чтобы придать ребенку такую позу, нужно положить его на спинку, мягко развести ножки, согнуть их в коленях и подтянуть к животику, а ручки сложить на груди — именно такое «компактное» положение занимает плод в полости матки. Разместить малыша в данной позе можно на любой мягкой поверхности — хотя бы у себя на коленях. Уже сама поза в достаточной степени комфортна для ребенка, когда же мать или отец начинают покачивать малыша в разных направлениях, удовольствие, получаемое и «тренером» и «физкультурником» возрастает многократно. Это упражнение высоко ценится и профессионалами-неонатологами.

Существуют, конечно же, и другие физические упражнения для детей первых трех месяцев жизни — благо, что фантазии любящим родителям, да и профессионалам в области лечебной физкультуры, не занимать. Чего стоят хотя бы занятия с надувным мячом, позволяющие эффективно воздействовать на многие группы мышц и вестибулярный аппарат грудного ребенка… Или обладающие еще более мощным развивающим потенциалом упражнения в воде? Мы непременно расскажем о таких упражнениях в будущем — и при этом искренне надеемся на помощь со стороны родителей энтузиастов, готовых поделиться своим опытом со всеми, кому это действительно интересно. Пока же, думается, и тот необходимый минимум, что приведен выше, окажется полезным для родителей, искренне (и активно:) желающих вырастить здорового ребенка. Массаж для детей в возрасте 1 — 3 месяцаПеред тем, как приступать к изучению описания технических приемов массажа и рефлекторной гимнастики, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться со статьей, посвященной основополагающими правилами проведения этих манипуляций — это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно — приятными.

Задачей этого массажного комплекса является помощь в нормализации мышечного тонуса ребенка. В первые три месяца жизни мускулатура рук и ног здорового малыша практически постоянно находится в состоянии так называемого физиологического гипертонуса, что не всегда можно признать безусловно полезным. Нормализации тонуса мышц и ускорению нервно-психического развития ребенка способствует не только поглаживание (являющееся, по сути дела, единственным приемлемым массажным приемом в первые месяцы жизни ребенка), но и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом. Вы можете делать массаж без применения каких-либо косметических средств, а можете использовать небольшие количества детского минерального масла Джонсон Baby — и тогда, как утверждают многие родители, массаж станет для малыша еще приятнее.

1. Массаж лица
Этот массаж (в отличие от массажа рук, например) можно проводить как бы «между делом» — для того, чтобы уделить немного внимания мускулатуре личика малыша, вовсе не обязательно выкладывать ребенка на пеленальный столик и раздевать. Достаточно лишь выбрать момент, когда маленький человек бодрствует и пребывает в хорошем настроении. Да и сами массажные приемы больше напоминают игру: например, нежное отведение уголков рта малыша в стороны, имитирующее улыбку. Или круговое поглаживание его щечек пальцами, что осуществляется с легким нажимом. Или такое же осторожное «пощипывание» этих самых щечек, сдвигание нижней губы… При взгляде со стороны такое массирование действительно не производит впечатления «медицинских» манипуляций — кажется, что мать или отец просто играют со своим малышом. На самом деле пользы от легкого массажа лица новорожденного и грудного ребенка немало. Лицевая мускулатура малышей первых месяцев жизни является, пожалуй, самой «загруженной» — потому что «работает» ежедневно и помногу: чего стоит хотя бы процесс еды. Так что выполняйте вышеуказанные легкие массажные приемы хотя бы 5-6 раз в день, делая по 4-5 повторений каждого приема. И не забывайте при этом улыбаться, ласково разговаривать с ребенком. Или петь ему песни:)

2. Массаж рук
Исходное положение ребенка — на спине. Массажист располагается со стороны ног малыша. Для более удобного удержания массируемой ручки ребенка можно вначале дать ему захватить большой палец руки массажиста, затем осторожно охватить запястье малыша безымянным пальцем и мизинцем. Другой рукой массажист, варьируя силу нажима, поглаживает сначала внутреннюю, затем наружную
поверхность ручки ребенка. Направление поглаживания — от кисти руки к плечу. Прием выполняется 4-5 раз на каждой ручке ребенка.

3. Массаж груди
Исходное положение ребенка и позиция массажиста — те же самые. Пальцами и ладонями обеих рук массирующий охватывает грудную клетку малыша так, чтобы большие пальцы располагались на передней поверхности груди. Этими же пальцами выполняются поглаживающие движения по направлению от грудины к бокам ребенка, по ходу межреберных промежутков. Во время поглаживаний допустимо легкое давление пальцами на грудные мышцы малыша. Прием выполняется 4-5 раз.

4. Массаж живота
Исходное положение ребенка и позиция массажиста — те же самые. Можно начинать с легкого кругового поглаживания живота по часовой стрелке. Последнее выполняется концевыми фалангами пальцев массажиста. Альтернатива круговому поглаживанию — так называемый «треугольник». Выполняется прием следующим образом: вначале тыльной поверхностью пальцев правой руки массажиста проводится поглаживание правой половины живота — снизу вверх, от лобка до правой реберной дуги. Достигнув реберной дуги, рука массажиста движется горизонтально — до левой реберной дуги. Здесь кисть массажиста разворачивается ладонной поверхностью к животу малыша и поглаживает левую половину брюшной стенки в обратном направлении: сверху вниз, от ребер к лобку, замыкая таким образом «треугольник». Прием выполняется 4-5 раз.

Можно выполнять и так называемое «встречное» поглаживание живота. При этом ладонной поверхностью правой руки массажиста поглаживается левая половина живота малыша по направлению снизу вверх. Одновременно тыльной стороной левой кисти
поглаживается правая половина живота ребенка — в обратном направлении. Прием также выполняется 4-5 раз.

5. Массаж ног
Исходное положение ребенка и позиция массажиста — те же самые. Стопа ножки ребенка мягко фиксируется на ладони массажиста. Ножка находится в полусогнутом положении. Свободной рукой массажист производит поглаживания задней и наружной поверхности ножки малыша, плавно «обтекая» коленные суставы. Внутренняя поверхность бедер и передняя поверхность голеней не массируются. Прием выполняется 4-5 раз на каждой ножке ребенка, после чего переходят к массажу стоп. Для этого ножка малыша мягко захватывается за область голеностопного сустава, после чего большим пальцем свободной руки массажист поглаживает подошвенную часть стопы ребенка по направлению от пальцев к пятке. Прием выполняется 6-8 раз на каждой стопе.

6. Массаж спины
Исходное положение ребенка — на животе, ногами к массажисту. Выкладывание на живот уже само по себе является физическим упражнением для ребенка первых трех месяцев жизни (вначале
продолжительность пребывания малыша в этом положении может составлять всего лишь несколько секунд, затем длительность активного бодрствования на животе постепенно нарастает). После того, как ребенок занял соответствующее положение, массажист тыльной стороной пальцев обеих кистей выполняет поглаживание спинки малыша по направлению от ягодиц к шее, где кисти массирующего разворачиваются ладонной поверхностью к коже ребенка и, поглаживая, движутся в обратном направлении. Если ребенок неустойчив в таком положении, то поглаживание выполняется одной рукой; второй рукой массажист мягко придерживает малыша за ноги. Прием повторяют 4-6 раз.
После этого можно легонько пощипать ягодицы ребенка — и массаж можно считать оконченным.

Разумеется, выше приведены лишь основные массажные приемы, составляющие комплекс для детей в возрасте 1 — 3 месяца. Выполнение массажа непременно нужно дополнять упражнениями
рефлекторной гимнастики — либо чередуя, либо совмещая. Вообще же следует отметить, что для грудного ребенка руки мам и пап являются одним из наиболее дружественных проявлений окружающей среды — так что старайтесь как можно чаще дарить малышу их тепло. Не бойтесь экспериментировать — различные нежные, исполненные родительской любви прикосновения к тельцу и голове малыша пойдут лишь на пользу. И тем более не следует опасаться пресловутого «приучения к рукам» — носите и гладьте, теребите и касайтесь тела ребенка так часто, как хочется (и как позволяет малыш:). Потому что природой на реализацию этой возможности отпущено не так уж и много времени — и глазом моргнуть не успеете, как вчерашний малыш обзаведется собственной семьей. И тогда для тактильных проявлений родительской любви будет уже слишком поздно:) Нервно-психическое развитие, 3-й месяц

Маленький человек продолжает усердно развивать свою моторику и коммуникативную сферу — к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса в развитии.

Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть «собеседником» — пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другого человека, обратившегося к его
драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты — это ли не самый, что ни есть, настоящий «разговор по душам»? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым — ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют — но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении «сидя» требует от нервной системы малыша немалого труда — так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.

Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом — каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и «поймает» лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.

Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи — гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее — произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональной сферы ребенка — потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленький человек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.

Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый «комплекс оживления» — позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет:), он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует — большинство детей умеет так «комплексно оживляться» не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди:)

А еще дети трех месяцев жизни нередко умеют опираться на ножки — если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и «стоит», опираясь на всю ступню. Использовать это моторное «умение» ребенка в качестве физического упражнения не следует — потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.

Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений — смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.

А кое-кто умеет и того больше — уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений — так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или иной сферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.

Физическая активность и упражнения для детей

начало содержания

3-минутное чтение

Физическая активность является естественной и необходимой для здорового роста и развития младенцев и детей. Это хорошо для их тел и их разума.

Младенцы и дети нуждаются в ежедневной физической активности, потому что она:

  • поддерживает развитие мозга
  • укрепляет мышцы, суставы и кости
  • улучшает координацию, баланс и гибкость
  • помогает им достичь и поддерживать здоровый вес
  • способствует расслаблению и улучшает сон
  • повышает уверенность, счастье и их социальные навыки
  • помогает им лучше учиться в школе

Физическая активность также приводит к здоровому сердцу и легким и может предотвратить избыточный вес и ожирение, а также такие заболевания, как сердечные заболевания, диабет 2 типа и рак в более позднем возрасте.

Ваш ребенок может получать достаточную физическую нагрузку каждый день, выполняя неструктурированные занятия, такие как ходьба, бег, прыжки, беготня, езда на велосипеде, лазание по деревьям или использование игрового оборудования. Поощряйте их больше двигаться и меньше сидеть.

Спортивные и структурированные упражнения

Когда ваш ребенок достигнет школьного возраста, он может заниматься более структурированными упражнениями, такими как танцы или йога, или попробовать модифицированные виды спорта, такие как нетбол NetSetGO и футбол Auskick.

Многие дети находят спорт развлечением.Они изучают новые физические навыки, получают удовольствие от работы в команде, учатся радоваться победе и восстанавливаться после поражения.

Однако не все дети получают удовольствие или обладают физическими навыками, необходимыми для определенных видов спорта. Поддерживайте своих детей, побуждая их практиковаться и преодолевать трудности. Ничего страшного, если ваши дети не любят спорт. Помогите им найти занятие по душе: от дзюдо до скейтбординга.

Сколько активности нужно детям?

Руководство по физической активности для детей Министерства здравоохранения Австралии рекомендует следующее:

  • С рождения до 1 года дети должны иметь некоторую физическую активность, особенно игры на полу в безопасной среде под присмотром.Во время бодрствования младенцев нельзя привязывать или оставлять без движения более часа.
  • Малыши и дети в возрасте от 1 до 5 лет должны быть физически активными не менее 3 часов в день.
  • Дети в возрасте от 5 до 17 лет должны заниматься умеренной или высокой физической активностью не менее 1 часа каждый день и должны участвовать в мероприятиях, укрепляющих мышцы и кости, по крайней мере, 3 дня в неделю.

Ограничение просмотра ТВ и экрана

Департамент здравоохранения рекомендует детям младше 2 лет не смотреть телевизор и не пользоваться электронными средствами массовой информации. Для детей старшего возраста ограничьте время, проводимое перед телевизором, играя с планшетами или другими цифровыми устройствами, до:

  • менее 1 часа в день для детей в возрасте от 2 до 5 лет
  • менее 2 часов в день для детей в возрасте от 5 до 17 лет

Что родители могут сделать, чтобы дети стали более активными

  • Будьте физически активны сами. Вы самый важный образец для подражания вашего ребенка.
  • Поощряйте детей исследовать и играть на открытом воздухе, в одиночку или с друзьями.Если у вас нет заднего двора, отнесите их в подходящее место, например, в парк или на пляж. Маленьких детей никогда не следует оставлять без присмотра на публике, и не забывайте учить своего ребенка разговаривать с незнакомцами.
  • Позвольте детям помогать с простыми задачами, такими как развешивание белья или прополка сада.
  • Сопровождайте младших детей в школу или позвольте старшим покататься на велосипеде вместо того, чтобы водить их или пользоваться общественным транспортом. Расскажите им о безопасности дорожного движения по пути.
  • Занимайтесь спортом вместе с детьми и планируйте ежедневные занятия.
  • Поощряйте детей заниматься спортом, снабжая их снаряжением, таким как скакалки и мячи, или импровизируйте с такими вещами, как полоса препятствий из картонных коробок.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: январь 2021 г.

Слух, зрение и другие органы чувств вашего ребенка: 5 месяцев (для родителей)

Младенцы этого возраста оттачивают все пять чувств, понимают и узнают все больше и больше из того, что они видят, слышат и чувствуют.

Что может видеть мой ребенок?

Младенцы этого возраста могут видеть гораздо дальше (на несколько футов и более), чем всего несколько месяцев назад. Обычно они могут фокусироваться без косоглазия и различать разные цвета.

Ваш ребенок начинает лучше понимать окружающую среду. Теперь он или она может следить за курсом катящегося мяча и наблюдать за быстрыми движениями старшего брата или сестры, играющего поблизости. Вы можете увидеть, как ваш ребенок сосредоточенно смотрит, держа игрушку или изучая свои руки.Зрительно-моторная координация улучшается, поэтому наблюдайте, как ваш малыш какое-то время смотрит на объект, а затем медленно тянется, чтобы взять его.

Помогите улучшить зрение вашего ребенка с помощью этих советов:

  • Если ваш малыш уже несколько месяцев смотрит на одни и те же игрушки или мобиль для кроватки, самое время сменить обстановку . Примерно в возрасте 5–6 месяцев большинство детей начинают подтягиваться и принимать сидячее положение, поэтому, если у вас есть мобильный телефон над кроваткой или настенные ковры в пределах досягаемости, снимите их, чтобы малыш не поранился.
  • Детям этого возраста нравятся более сложные узоры и цветовые вариации. Попробуйте книги для чтения с большими яркими картинками для вашего малыша, который с удовольствием будет рассматривать страницы.
  • Стимулируйте зрение вашего ребенка с помощью путешествий по миру . Прогулки по окрестностям, поход в супермаркет или поход в местный зоопарк — все это предоставляет вашему ребенку прекрасную возможность увидеть что-то новое.

Что слышит мой ребенок?

Слух имеет решающее значение для развития способности говорить, и теперь ваш ребенок начинает различать части речи.

В детстве ваш ребенок понимал, что вы имеете в виду, по тону вашего голоса: успокаивающие тона заставили вашего ребенка перестать плакать; взволнованный тон означал, что что-то не так. Теперь ваш ребенок может слышать и улавливать различные звуки, которые вы издаете, и то, как слова образуют предложения. В течение следующих нескольких месяцев ваш ребенок будет отвечать на «нет», узнавать и реагировать на свое собственное имя.

Младенцы этого возраста также воркуют и могут начать лепетать и делать больше попыток имитировать звуки.Не заблуждайтесь, это первые попытки вашего ребенка заговорить, и их следует всячески поощрять. Поэтому повторяйте звуки, которые вы слышите от вашего ребенка, и вводите простые слова, которые применимы в повседневной жизни. «Разговаривайте» с ребенком и ждите паузы в лепете, чтобы «ответить». Обмен этими ранними обсуждениями готовит почву для первых настоящих слов вашего ребенка.

Первые вкусы

Примерно в это же время врач может предложить добавить в рацион ребенка твердую пищу.Если это так, вводите по одному новому продукту за раз и подождите несколько дней, прежде чем пробовать что-то еще новое. Это поможет вам точно определить возможные пищевые аллергии, а также узнать, какие вкусы больше всего нравятся вашему ребенку.

В то время как младенцы от природы любят сладкое, вам нужно, чтобы ваш ребенок был знаком с разнообразной пищей. Может потребоваться несколько попыток, прежде чем ваш ребенок начнет получать удовольствие от новой пищи, поэтому не сдавайтесь после первой или второй попытки, если она ему или ей не нравится.

Почему так важно касание?

Младенцы познают мир через прикосновения.Когда вы обнимаете или целуете своего ребенка, он узнает, что он в безопасности, в безопасности и любим. Когда ваш ребенок чувствует прохладный ветерок на щеке, он или она узнает об окружающей среде.

Возможности для тренировки осязания вашего ребенка в этом возрасте безграничны, даже в течение обычного дня. Вашему малышу понравятся игрушки и книги с разными фактурами. Посмотрите, любит ли ваш ребенок прикасаться к шелковистой отделке детского одеяла или ощущать текстуру ковра. Позвольте ему или ей безопасно исследовать окрестности.

Не забывайте, как важны ощущения нежной ласки или нежного поцелуя, и держите ребенка, когда можете.

Если ты волнуешься

В ближайшие несколько месяцев ваш ребенок должен реагировать на все больше и больше образов и звуков. Поговорите со своим врачом, если ваш ребенок не чувствует:

  • узнать вас в лицо
  • интересоваться новыми книгами, игрушками или картинками
  • хорошо контролируют движение глаз, или один или оба глаза постоянно поворачиваются внутрь или наружу

Также обратитесь к врачу, если глаза вашего ребенка кажутся очень чувствительными к свету или часто слезятся. Проверка зрения может потребоваться, если у вас есть семейная история глазных заболеваний или проблем со зрением.

Вы также можете обсудить со своим врачом любые опасения по поводу слуха вашего ребенка. Предупреждающие признаки проблем со слухом, на которые следует обратить внимание, включают:

  • не реагирует на звук (например, не поворачивается в сторону сильного шума)
  • реакция только на некоторые звуки, а не на все (некоторые дети слышат определенные ноты, некоторые слышат только одним ухом)
  • не улыбается и не воркует

При раннем обнаружении многие проблемы со зрением и слухом можно успешно вылечить, поэтому обязательно сообщайте о любых проблемах своему врачу.

Министерство здравоохранения | 13. Физическая активность от рождения до 1 года

Рекомендация

Для здорового развития младенцев (от рождения до 1 года) с рождения следует поощрять физическую активность, особенно игры на полу под наблюдением в безопасных условиях.

Движение помогает детям расти сильными и здоровыми

Движение и игра помогают детям:
  • держать свой ум активным
  • развивать зрение, осязание и слух
  • развивать силу, баланс и хорошую осанку
  • узнать об окружающем мире
  • играть с другими
  • развивать языковые навыки
  • развить уверенность в себе и независимость.

Обеспечение безопасного места для младенцев

  • Движение полезно для ребенка – важно предоставить ребенку безопасное место для движения и постоянно следить за ним.
  • Слишком много солнца может привести к заболеванию ребенка. Играя на улице, пользуйтесь солнцезащитным кремом и головными уборами и играйте в тени.

Время на животе

Время на животе помогает укрепить мышцы головы, шеи и тела ребенка.
  • Каждый день давайте малышу много времени для игр на животике.
  • Малыш даст вам знать, когда ему надоест.
  • Положите ребенка на разные поверхности пола, например, на коврики или циновки.
  • Положите игрушки или другие безопасные предметы так, чтобы ребенок мог их видеть и мог дотянуться до них.

Дети любят двигаться

  • Малыш любит перемещаться по разным пространствам.
  • Убедитесь, что у ребенка есть безопасное пространство для движений и исследований.
  • Соорудить туннель, через который ребенок сможет пролезть.
  • Дайте ребенку прочную скамью или стол, чтобы он мог встать.

Веселье со звуком

Шумы помогают развитию мозга ребенка, связанному со слухом.
  • Подарите ребенку погремушки для игр.
  • Малыш может шуметь деревянной ложкой и стучать кастрюлями и сковородками.
  • Шуметь, шурша листьями.
  • Включай музыку и пой малышу. Начало страницы

Младенцы учатся, прикасаясь

  • Дайте ребенку безопасные предметы с различной текстурой, такие как мячи и мягкие материалы.
  • Малыш может трогать и сжимать игрушки и другие предметы.
  • Прикоснись и обними ребенка.
  • Пусть ребенок играет на разных поверхностях снаружи, таких как трава, песок и листья.
  • Вы можете сделать предметы для ребенка. Попробуйте положить скомканную бумагу в чистый чулок.

Прицел

  • Младенцы развивают силу зрения и учатся двигаться, следя глазами за объектами.
  • Читайте малышу книжки с большими красочными картинками.
  • Дайте малышу много интересного, лежа на спине – положите его под красочные мобили и картинки.
  • Играть в прятки.

Игры на свежем воздухе помогают детям узнать о мире, в котором они живут

  • Положите ребенка на траву.
  • Пусть ребенок посмотрит на небо.
  • Малыш может слушать звуки вокруг себя.
  • Говорите или пойте с ребенком о том, что он может видеть и слышать.

Младенцы учатся через игру

  • Ребенку нужно время, чтобы попрактиковаться в движениях – пинать, трогать и тянуться к предметам.
  • Позвольте ребенку быть активным – старайтесь не оставлять ребенка в коляске, детском стульчике или автокресле более чем на 1 час в то время, когда он не спит.

Руководство по физической активности SHAPE America для детей от рождения до 5 лет

Члены: БЕСПЛАТНО
Не члены: $15.00

К сожалению, международные заказы не могут быть обработаны онлайн.
Пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу [email protected]
для получения этой электронной книги. Active Start: Заявление о рекомендациях по физической активности для детей от рождения до 5 лет, 3-е издание

Все дети от рождения до 5 лет должны заниматься ежедневной физической активностью, которая способствует развитию двигательных навыков и основам физической подготовки, связанной со здоровьем.

SHAPE America обновил и пересмотрел этот национальный руководящий документ, чтобы удовлетворить потребности детей в физической активности от рождения до 5 лет. Это новое издание дополняет другие текущие документы национального консенсуса, касающиеся рекомендаций по физической активности для детей от рождения до 5 лет, и включает новую информацию, полученную в ходе научных исследований. Документ также предлагает читателю расширенный список мероприятий для реализации с определенным возрастным уровнем. Целью SHAPE America является дать всем детям от рождения до 5 лет активное и здоровое начало для выработки привычек ежедневной физической активности на всю жизнь. Рекомендации на 2020 год, содержащиеся в этом документе, призваны подчеркнуть ответственность взрослых, которые взаимодействуют с младенцами, детьми ясельного возраста и/или дошкольниками, за развитие движений и двигательных навыков, а также за установление здоровых моделей физической активности и исследования физической среды.В свою очередь, этот опыт может улучшить общее физическое, когнитивное и социальное развитие детей.

Национальные рекомендации организации SHAPE America для детей младшего возраста

Книга содержит пять национальных руководств для каждой возрастной категории: младенцы (от рождения до 12 месяцев), дети ясельного возраста (от 12 до 36 месяцев) и дошкольники (от 3 до 5 лет). Руководство отвечает на вопросы о видах физической активности, окружающей среде и людях, ответственных за содействие физической активности.

Объяснения и обсуждение типичных действий сопровождают список руководящих принципов. Также включены: раздел часто задаваемых вопросов, глоссарий терминов и расширенный исчерпывающий список справочных ресурсов.

Национальные рекомендации SHAPE America для младенцев

  • Рекомендация 1: Младенцы должны взаимодействовать с опекунами в повседневной физической активности, посвященной изучению движения и окружающей среды младенцев.
  • Рекомендация 2: Лица, осуществляющие уход, должны помещать младенцев в условия, которые поощряют и стимулируют движения и активные игры в течение коротких периодов времени несколько раз в день.
  • Руководящий принцип 3: Физическая активность младенцев должна способствовать развитию у них двигательных навыков.
  • Директива 4: Когда это возможно, лица, осуществляющие уход, должны обеспечить младенцам условия, которые соответствуют или превосходят рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с большими мышцами.
  • Руководящий принцип 5: Лица, ответственные за благополучие младенцев, несут ответственность за понимание важности физической активности и развитие двигательных навыков, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности.

SHAPE Национальные рекомендации для детей младшего возраста

  • Руководство 1: Малыши должны заниматься структурированной физической активностью не менее 30 минут каждый день.
  • Рекомендация 2: Малыши должны заниматься неструктурированной физической активностью от 60 минут до нескольких часов в день и не должны находиться в сидячем положении более 60 минут за раз, за ​​исключением сна.
  • Руководство 3: Малыши должны развивать двигательные навыки, которые послужат строительными блоками для будущей моторики и физической активности.
  • Директива 4: Когда это возможно, лица, осуществляющие уход, должны предоставить малышам крытые и открытые площадки, которые соответствуют или превышают рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с крупными мышцами.
  • Руководящий принцип 5: Те, кто отвечает за благополучие малышей, несут ответственность за понимание важности физической активности и развитие двигательных навыков, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности и двигательного опыта.

SHAPE Национальные рекомендации для дошкольников

  • Руководство 1: Дошкольники должны заниматься структурированной физической активностью не менее 60 минут в день.
  • Рекомендация 2: Дошкольники должны заниматься неструктурированной физической активностью от 60 минут до нескольких часов в день и не должны находиться в сидячем положении более 60 минут за раз, за ​​исключением сна.
  • Руководящий принцип 3: Дошкольники должны развивать навыки основных движений и двигательных навыков, которые послужат строительными блоками для более продвинутой физической активности.
  • Директива 4: Когда это возможно, опекуны должны предоставить дошкольникам крытые и открытые площадки, которые соответствуют или превышают рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с большими мышцами.
  • Руководящий принцип 5: Те, кто отвечает за здоровье и благополучие дошкольников, несут ответственность за понимание важности физической активности и развитие двигательных навыков, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности.


Благодарности

SHAPE America выражает признательность членам своей
Комитету Active Start и Целевой группе по пересмотру Active Start за вклад их времени и усилий
к развитию и расширению содержания этого документа.

Рабочая группа по пересмотру (авторы 3-го издания, 2020 г.)
Стивен Дж.Вирхилио, Ронда Клементс

Рабочая группа по пересмотру (авторы 2-го издания, 2009 г.)
Джеки Гудвей и Нэнси Гетчелл

Активный стартовый комитет (авторы 1-го издания, 2002 г.)
Джейн Э. Кларк (председатель), Ронда Л. Клементс, Марси Гуддеми, Дон В. Морган, Рэй Пика, Джеймс М. Пиварник,
Мэри Рудисилл, Эрик Смолл, Стивен Дж. Вирджилио

© 2020, SHAPE America. Все права защищены.Воспроизведение этого произведения в любой форме любыми электронными, механическими или другими средствами, включая фотокопирование или хранение в любой информационно-поисковой системе, без письменного разрешения издателя категорически запрещено. Чтобы запросить разрешение на перепечатку или копирование частей этой работы, посетите сайт www.shapeamerica.org/permissions.

Научите своих детей быть активными

Вы можете помочь своим детям или детям, за которыми вы ухаживаете, быть активными. Дети, чьи родители или опекуны ведут активный образ жизни, более чем в 5 раз чаще остаются активными.

Семья играет важную роль в:

  • снижении вероятности детского ожирения
  • снижении риска развития у детей хронических заболеваний, таких как диабет 2 типа и болезни сердца
  • помощи детям в формировании сильных мышц, здоровых костей, подвижности и координация
  • улучшение самооценки, настроения, энергии и сна у детей

Сколько физической активности нужно детям

Дети должны быть активными каждый день.Важна любая деятельность, какой бы короткой она ни была, будь то организованный спорт или активная домашняя игра.

Стремитесь к умеренному или интенсивному уровню, по крайней мере, 60 минут каждый день.

Умеренная активность – это когда дыхание и пульс учащаются, но разговор еще возможен.

Активная деятельность – это когда дыхание становится тяжелым, сердечный ритм учащается и трудно поддерживать разговор.

Похожие темы

Физическая активность для детей

Фитнес для разных возрастных групп

В первые 6 лет дети приобретают больше физических навыков, чем в любой другой период своей жизни.Они называются базовыми или фундаментальными двигательными навыками. Они являются строительными блоками для деятельности на протяжении всей жизни.

Младенцы и физическая активность

Активность для младенцев так же важна, как и для малышей и детей старшего возраста.

Вашему ребенку нужно много возможностей для свободного передвижения в контролируемой и заботливой игровой среде. Ограничьте бездействие вашего ребенка, например, нахождение в детском автокресле, не более часа в день, за исключением времени, когда он спит.

Перед тем, как ваш ребенок начнет ползать:

  • поощряйте его активность, тянитесь, перекатывайтесь, тяните, толкайте и учитесь двигать головой, руками, ногами и телом
  • играйте с ребенком на коврике
  • положить игрушка находится вне досягаемости, поэтому ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы потянуться и дотянуться до нее
  • каждый день кладите ребенка на короткое время на животик, чтобы он мог потянуться и развить мышцы

Всегда контролируйте ребенок, когда играет на животике.Никогда не позволяйте ребенку засыпать на животике.

Дети младшего возраста и физическая активность

Заставляйте вашего малыша быть активным каждый день не менее 3 часов в течение дня. Маленькие дети от природы активны и, как правило, всегда в движении.

Включает:

  • легкие действия, такие как строительные блоки или игры на полу
  • более энергичные действия, такие как бег и прыжки
  • действия с мячом, такие как удары ногами, ловля и метание
  • музыка и песни-боевики
  • игры в погоню
  • подражательные действия, такие как прыгать, прыгать, прыгать

Отдых и дневной сон между активными играми также важны. Такие занятия, как рисование и сборка головоломок, способствуют общему развитию вашего ребенка.

Физическая активность для детей старше 3 лет

Если вашему ребенку больше 3 лет и он может ходить без посторонней помощи, он должен быть физически активным каждый день не менее 3 часов в течение дня.

Советы по поддержанию активности детей старше 3 лет

  • Минимум один час активности должен быть структурированным и энергичным, например, плавание или игра в погоню.
  • Занятия не обязательно должны выполняться сразу – в течение дня можно проводить короткие сеансы продолжительностью от 10 до 15 минут.
  • Ограничьте время, в течение которого ваш маленький ребенок неактивен, до часа в день, за исключением времени, когда он спит.
  • Убедитесь, что они ежедневно играют на улице и в помещении.
  • Поощряйте вашего ребенка развивать широкий спектр двигательных навыков, например, используя лазалку, катаясь на велосипеде, играя в воде.

Экранное время

Дети в возрасте от 18 до 24 месяцев должны проводить как можно меньше времени перед экраном.Дети в возрасте от 2 до 5 лет должны проводить не более 1 часа в день.

Узнайте больше об экранном времени и маленьких детях.

Физическая активность для детей с нарушениями здоровья

Поговорите с врачом общей практики, прежде чем увеличивать физическую активность вашего ребенка, если у вашего ребенка есть какое-либо состояние здоровья, заболевание или инвалидность. Большинству состояний здоровья помогает физическая активность.

Если у вашего ребенка есть двигательные или сенсорные трудности, вы можете адаптировать это занятие. Найдите местное спортивное партнерство на сайте sportireland.т.е. узнать, какие программы для инвалидов действуют в вашем районе.

Слушайте своего ребенка и позволяйте ему быть настолько активным, насколько позволяют его способности.

Сопутствующая тема

Активный образ жизни с состоянием здоровья или инвалидностью

Мотивируйте своего ребенка

Советы по поощрению активности у детей

  • Будьте активными сами — дети учатся на собственном примере и в 5 раз более активны. быть активными, если их родители.
  • Выберите занятия, соответствующие возрасту вашего ребенка. Если вы этого не сделаете, ваш ребенок может заскучать или расстроиться.
  • Сосредоточьтесь на развлечениях – дети не хотят делать то, что им не нравится.
  • Играйте с детьми в активные игры, например, в игры с мячом, прыжки со скакалкой, беговые игры.

Примеры занятий для детей

Подумайте о том, чтобы поощрять активность вашего ребенка или подростка с помощью:

  • активного отдыха, например пешего туризма или катания на скейтборде
  • ходьбы, бега, езды на велосипеде или плавания
  • занятий спортом, включая гэльский футбол, метание , баскетбол или теннис
  • боевые искусства, такие как карате
  • активные игры, включающие бег, погоню, броски и ловлю

упражнения на укрепление и гибкость

укрепляющие упражнения в своих фитнес-привычках.Ваш ребенок должен делать это 2-3 раза в неделю.

Примеры упражнений на укрепление и гибкость для детей младшего возраста

  • Такие игры, как перетягивание каната.
  • Альпинизм по канату.
  • Качели на детской площадке.

Примеры упражнений на укрепление и гибкость для детей старшего возраста

  • Лазание по стенам, приседания, отжимания.
  • Силовые упражнения с эспандером.
  • Спорт, например, гимнастика или танцы.

Развивайте здоровый образ жизни

Узнайте больше о том, как сделать вашего ребенка стройным и здоровым от программы START — идеи о том, как стать активными, и о том, как начать позитивное и здоровое начало.

Похожие темы

Физическая активность для детей

Как улучшить физическую форму

Фитнес для вашего образа жизни

Здоровое питание для всей семьи /2022

Забавные упражнения в помещении для младенцев и малышей (1-5 лет)

дня, когда ты застрял внутри с малышом, тебе начинает казаться, что время остановилось. Маленькие дети, возможно, больше, чем кто-либо другой, склонны излучать избыточную энергию, когда у них нет для нее выхода, и это действительно некрасиво. Да, пора заставить их двигаться, чтобы они могли выпустить все наружу.

По данным Американской академии педиатрии (AAP), физическая активность помогает предотвратить ожирение, болезни сердца и диабет, улучшает сон, укрепляет кости и мышцы, снимает стресс, повышает самооценку, улучшает общее самочувствие и многое другое. . Итак, в каком возрасте мы должны начинать обучать детей важности физической активности?

AAP рекомендует, чтобы младенцы получали не менее 30 минут «время на животике» и другие интерактивные игры в течение дня.SHAPE America, Общество преподавателей физкультуры и здоровья, предлагает рекомендации, начиная с рождения. Другими словами, когда дело доходит до физических упражнений, начинать никогда не рано.

Обеспечьте развлечение и здоровье младенцев, малышей и дошкольников, даже когда вам нужно быть дома, с помощью этих советов и веселых упражнений в помещении для самых маленьких.

Ознакомьтесь с рекомендациями по физической активности для детей

SHAPE America предоставляет следующие рекомендации по физической активности для детей от рождения до 5 лет, а также их родителей или опекунов.

Младенцы (от рождения до 12 месяцев)

  • Взаимодействуйте с младенцами в повседневной физической активности, посвященной изучению движения и окружающей среды.
  • Поместите младенцев в условия, которые поощряют и стимулируют движения и активные игры на короткие промежутки времени несколько раз в день.
  • Предлагайте физическую активность, которая способствует развитию двигательных навыков.
  • Поместите младенцев в среду, которая соответствует или превосходит рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с крупными мышцами.
  • Развивайте двигательные навыки, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности.

Малыши (от 12 до 36 месяцев)

  • Помогите малышам заниматься в общей сложности не менее 30 минут структурированной физической активностью каждый день.
  • Обеспечьте малышам время и пространство, чтобы они могли заниматься неструктурированной физической активностью не менее 60 минут и до нескольких часов в день.
  • Избегайте сидячего образа жизни более 60 минут за раз, за ​​исключением сна.
  • Предоставьте малышам широкие возможности для развития двигательных навыков, которые послужат строительными блоками для будущей моторики и физической активности.
  • Обеспечьте доступ к внутренним и внешним зонам, которые соответствуют или превышают рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с большими мышцами.
  • Развивайте двигательные навыки, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности и двигательного опыта.

Дошкольники (от 3 до 5 лет)

  • Помогите дошкольникам накопить не менее 60 минут структурированной физической активности каждый день.
  • Предоставьте дошкольникам время и пространство для неструктурированной физической активности от 60 минут до нескольких часов в день.
  • Избегайте сидячего образа жизни более 60 минут за раз, за ​​исключением сна.
  • Поощряйте дошкольников развивать навыки основных моторных навыков, которые послужат строительными блоками для будущей моторики и физической активности.
  • Обеспечьте доступ к закрытым и открытым площадкам, которые соответствуют или превышают рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с большими мышцами.
  • Развивайте двигательные навыки, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности.

Попробуйте эти веселые упражнения в помещении для самых маленьких

«В этой возрастной группе я люблю делать движения под музыку», — говорит Лен Сондерс, автор бестселлеров, мотивационный спикер и физиолог. «Дети этого возраста положительно реагируют на музыку».

Сондерс ежегодно организует национальные фитнес-инициативы, такие как Project ACES , в рамках которых каждый май одновременно занимаются спортом миллионы детей.

По словам Сондерс, чтобы по-настоящему настроить ребенка на движение, родители должны включить знакомые песни, например «Chicken Dance» или «Hokey Pokey». «Эти песни могут быть старыми для вас, но новыми для детей», — добавляет он.

«Еще одна идея для этой возрастной группы — предложить им составить фигуры из букв алфавита, — говорит Сондерс. «Например, если они пишут букву «Т», они встают прямо, вытянув руку прямо».

Для детей организованный спорт или даже формальные упражнения не так важны.Сондерс объясняет, что цель — дать им свободное время для игры.

«Позволить детям просто ползать по дому, для младших, или бегать по игровой площадке — все работает, пока они двигаются», — говорит он.

Если вы хотите привлечь детей к уборке, подумайте о такой игре, как бросание носков. Вот как:

  • Используя корзину или коробку для белья и несколько пар носков, попросите ребенка встать и бросить пару носков в корзину; это развивает навыки движения и метания, силу и координацию.
  • Чтобы добавить движения, когда вы закончите, проведите с детьми один или два победных круга по комнате, чтобы повысить их частоту сердечных сокращений.

Изучите физические и умственные способности, которые они развивают
  • Крупная моторика:
    • Они начинают развивать базовые навыки крупной моторики, такие как зрительно-моторная координация и равновесие.
  • Обучение и понимание:
    • Они развивают осведомленность о количестве, исследуя материалы и помещая носки в контейнеры разных размеров.
    • Они могут начать подражать словам и счету, используя некоторые имена или числа.
    • Они также начинают понимать свое тело по отношению к объектам и пространству вокруг них (также известное как «осознание тела»).
  • Физическое развитие:
    • Они начинают лучше контролировать движения рук, выполняя такие действия, как метание по мишеням.

Детская медицинская информация: Низкий мышечный тонус

Мышечный тонус – это величина напряжения (или сопротивления движению) в мышцах.Наш мышечный тонус помогает нам держать тело в вертикальном положении, когда мы сидим и стоим. Именно изменения мышечного тонуса позволяют нам двигаться. Мышечный тонус также способствует контролю, скорости и количеству движений, которые мы совершаем. может достичь.

Низкий мышечный тонус используется для описания вялых мышц, что также известно как гипотония. Детям с низким мышечным тонусом, возможно, потребуется приложить больше усилий, чтобы их мышцы двигались должным образом, когда они выполняют какие-либо действия. У них также могут возникнуть трудности с сохранением хорошей осанки при сидении. или стоя.Многие дети с низким мышечным тонусом имеют задержку в развитии крупной моторики (например, перекатывание, сидение, ходьба).

Низкий мышечный тонус может быть вызван проблемами с нервами или мышцами. Часто низкий мышечный тонус является идиопатическим, что означает, что причина неизвестна.

Признаки и симптомы низкого мышечного тонуса

Если у вашего ребенка низкий мышечный тонус, его мышцы могут казаться дряблыми с рождения. Ваш ребенок может:

  • кажутся вялыми, когда вы их поднимаете
  • имеют повышенную гибкость в суставах
  • имеют плохую осанку
  • легко устают (имеют низкую выносливость) из-за дополнительных усилий, которые им приходится прилагать, чтобы активировать мышцы или поддерживать осанку
  • не имеют большой силы в мышцах
  • имеют задержки в достижении основных этапов моторики, таких как перекатывание, сидение, ползание или ходьба.

Когда обращаться к врачу

Иногда низкий мышечный тонус диагностируется вскоре после рождения при осмотре новорожденного или при осмотре матери и ребенка. В других случаях низкий мышечный тонус становится очевидным позже, обычно когда становятся более очевидными задержки в развитии крупной моторики. Если вы беспокоитесь о здоровье вашего ребенка мышечный тонус, обратитесь к медсестре по охране здоровья матери и ребенка или к врачу общей практики.

Вас могут направить к педиатру, который проведет осмотр и выяснение возможных основных причин низкого мышечного тонуса.Может быть привлечен эрготерапевт или физиотерапевт, чтобы посоветовать лечение и мероприятия, которые помогут улучшить мышечный тонус вашего ребенка.

Лечение низкого мышечного тонуса

Состояние большинства детей с идиопатическим низким мышечным тонусом со временем улучшается естественным образом, без какого-либо долгосрочного влияния на их физическую силу и способности. Однако некоторые люди могут испытывать мышечную слабость во взрослом возрасте.

Физиотерапевт или эрготерапевт может предложить стратегии и рекомендации, которые помогут вашему ребенку максимально увеличить мышечный тонус.

Разминка может повысить выносливость вашего ребенка, помогая активировать мышцы. Важно поощрять вашего ребенка делать разминку каждый день. Хотя эти действия не приведут к постоянному изменению мышечного тонуса вашего ребенка, они помогут вашему ребенку узнать каково это делать повседневные дела, используя более устойчивую позу. Сделайте занятия веселыми и увлекательными, так как это может помочь повысить уровень внимания и мышечный тонус вашего ребенка.

Например, прыжки на мини-батуте перед тем, как сесть за стол для рисования, помогут вашему ребенку сидеть прямо, а не сутулиться.Если ваш ребенок сутулится после того, как начал какое-либо занятие, попросите его прекратить то, что он делает, и пусть он совершит 10 прыжков по звездочке, чтобы активировать свои способности. мышцы.

Сжимание и раскатывание пластилина перед письмом может помочь вашему ребенку удерживать карандаш и писать в течение более длительного периода времени.

Ваш физиотерапевт или эрготерапевт порекомендует подходящие разминочные упражнения, но некоторые другие предложения включают:

  • Космический прыгун – предложите ребенку попрыгать на Космическом прыгуне на заднем дворе или вверх и вниз по коридору.
  • Бег на месте, топание, звездные прыжки, прыжки со скакалкой.
  • Ползание, прогулки с крабами, прогулки с медведями, кроличьи прыжки — сделайте это увлекательным, организовав полосу препятствий, эстафету или гонку.
  • Перетягивание каната – используйте шнур от халата или скрутите банное полотенце, чтобы сделать веревку. Играйте с ребенком в перетягивание каната сидя, стоя или стоя на коленях.
  • Играйте в игры с мячом – ловите, бросайте, подпрыгивайте, целитесь в мишени.
  • Скручивание газет – скручивание газетных листов в шарики. После того, как будет сделано несколько мячей, попросите ребенка бросить их в корзину или в мишень.
  • Реле щипцов — хватайте маленькие игрушки или предметы парой щипцов, бегите и кладите их в контейнер.
  • Распылители – поливайте растения или рисуйте, разбрызгивая воду на бетон.
  • Борьба на руках – сядьте напротив ребенка, положив локти на стол. Держите друг друга за руки и поощряйте ребенка сопротивляться вашему сопротивлению.

Ключевые моменты, которые следует помнить

  • Низкий мышечный тонус используется для описания вялых мышц.Его также называют гипотонией.
  • Дети с низким мышечным тонусом могут иметь повышенную гибкость, плохую осанку и быстро утомляться.
  • Разминка может повысить мышечный тонус за счет активации мышц. Ваш ребенок должен заниматься разминкой каждый день.

Для получения дополнительной информации

  • Обратитесь к врачу, медсестре по охране здоровья матери и ребенка, эрготерапевту или физиотерапевту.

Общие вопросы, которые задают нашим врачам

Вырастет ли мой ребенок из-за низкого мышечного тонуса?

Большинство детей с низким мышечным тонусом будут демонстрировать медленнее развития крупной моторики, но в конечном итоге догонят своих сверстников по времени.Иногда причиной гипотонии может быть основное заболевание. Если ваш ребенка в качестве основного заболевания, обсудите это с лечащим врачом вашего ребенка.

Что такое синдром вялого ребенка?

Синдром вялого ребенка — это вовсе не синдром. Это довольно способ описания новорожденного с низким мышечным тонусом. Термин «синдром» может быть неприятным для некоторых родителей, и поэтому его использование не рекомендуется.

Если мой ребенок быстро устает от повседневной работы активности, не утомит ли его разминка еще больше?

Нет, потому что разминка тренирует мышцы активировать быстрее и поддерживать эту активность дольше.