Содержание

Возрастная психология — ответы к тесту

Возрастная психология — ответы к тесту

Внимание! zachteno.net не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Вопрос 1. Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:
  • Ответ: переходе человека от одной возрастной ступени к другой
Вопрос 2. История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:
  • Ответ: жизненный путь
Вопрос 3. Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:
  • Ответ: стимулируется
Вопрос 4. Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:
  • Ответ: наследственности и среды
Вопрос 5. Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме:Вопрос 6. С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:
  • Ответ: противоречат друг другу
Вопрос 7. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
  • Ответ: человеческого рода
Вопрос 8. В теории социального научения центральное место отводится:
  • Ответ: подражанию
Вопрос 9. Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал:
  • Ответ: Д.Б. Эльконин
Вопрос 10. А. Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является:
  • Ответ: его игры
Вопрос 11. Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития определенной:
  • Ответ: психической функции
Вопрос 12. Возрастная психология тесно связана с:
  • Ответ: педагогической психологией
Вопрос 13. Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к:
  • Ответ: обобщению
Вопрос 14. По Х. Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену:
  • Ответ: диффузности
Вопрос 15. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
  • Ответ: орудийно-предметная деятельность
Вопрос 16. А. Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного:
  • Ответ: патопсихологического метода
Вопрос 17. Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:
  • Ответ: субъекта
Вопрос 18. Теорию трех ступеней развития человека предложил:
  • Ответ: К. Бюлер
Вопрос 19. Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в:
  • Ответ: ортогенетической концепции
Вопрос 20. По Д.Б. Эльконину, система отношений «ребенок — взрослый» превращается в систему отношений:
  • Ответ: «ребенок — общественный взрослый»
Вопрос 21. Интеллектуальное развитие человека:
  • Ответ: связано с развитием личности
Вопрос 22. Понятие «коэффициент интеллектуальности» ввел в возрастную психологию:
  • Ответ: Л. Термен
Вопрос 23. В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М. Клейн использовала:
  • Ответ: игру в куклы
Вопрос 24. Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:
  • Ответ: втором-третьем годах жизни
Вопрос 25. Отличительными признаками высших психических функций являются:
  • Ответ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность
Вопрос 26. Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется:
  • Ответ: экспериментально-генетическим
Вопрос 27. Развитие способностей у человека зависит от:
  • Ответ: задатков и правильно организованного обучения и воспитания
Вопрос 28. Ортогенетическая теория признает идею изначальной:
  • Ответ: целесообразности в природе
Вопрос 29. Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется:
  • Ответ: ведущей деятельностью
Вопрос 30. Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
  • Ответ: филогенеза
Вопрос 31. Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень:
  • Ответ: нервно-психического развития
Вопрос 32. Личность начинается с процесса:
  • Ответ: ранней социализации
Вопрос 33. Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:
  • Ответ: наследственностью и средой
Вопрос 34. Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется:
  • Ответ: эпигенетическим принципом
Вопрос 35. Психика ребенка отличается от психики взрослого:
  • Ответ: качественными компонентами
Вопрос 36. Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:
  • Ответ: мотивов
Вопрос 37. В дошкольном возрасте в центре сознания находится:Вопрос 38. Ведущей деятельностью для дошкольника является:
  • Ответ: сюжетно-ролевая игра
Вопрос 39. Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
  • Ответ: эволюционными
Вопрос 40. Геронтология — это наука о . ..
  • Ответ: старении человека
Вопрос 41. Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:
  • Ответ: законы и закономерности
Вопрос 42. Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой:
  • Ответ: всей жизни человека
Вопрос 43. В школьном возрасте в центре сознания находится:
  • Ответ: мышление
Вопрос 44. В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н. Леонтьева была выбрана:
  • Ответ: ведущая деятельность
Вопрос 45. Автором ортогенетической концепции является:
  • Ответ: Х. Вернер
Вопрос 46. Понятие «возраст» в психологии ассоциируется с:
  • Ответ: психологическими особенностями человека
Вопрос 47. Гетерохронность психофизиологического развития человека означает:
  • Ответ: неравномерность развития
Вопрос 48. Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:
  • Ответ: новые качества
Вопрос 49. Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека:
  • Ответ: на протяжении всей жизни
Вопрос 50. Учение о несводимости высших форм поведения к низшим называется:
  • Ответ: витализмом
Вопрос 51. Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:
  • Ответ: А. Гезелл
Вопрос 52. По мнению А. Валлона, осознание человеком своей личности происходит в:
  • Ответ: категориальной фазе
Вопрос 53. Ситуационные изменения психологии и поведения:
  • Ответ: неустойчивы
Вопрос 54. Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является:
  • Ответ: неравномерность их развития
Вопрос 55. Ведущую роль в возрастном развитии играет:
  • Ответ: обучение
Вопрос 56. Н. Миллер и Д. Доллард были сторонниками теории:
  • Ответ: социального научения
Вопрос 57. Биогенетический закон сформулировал:
  • Ответ: Э. Геккель
Вопрос 58. Индивид начинается с перехода филогении в:
  • Ответ: онтогению
Вопрос 59. За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:
  • Ответ: употребления предметов
Вопрос 60. В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе:
  • Ответ: человек — общество
Вопрос 61. Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности:
  • Ответ: не совпадает
Вопрос 62. Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности:
  • Ответ: Э. Эриксон
Вопрос 63. Диадический принцип анализа личности предложил:Вопрос 64. По Х. Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека:
  • Ответ: дискретности
Вопрос 65. Под единицей анализа детского развития Л.С. Выготский понимал:
  • Ответ: возраст
Вопрос 66. Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка):
  • Ответ: деятельности
Вопрос 67. Сторонник концепции рекапитуляции:Вопрос 68. Основателем Женевской школы генетической психологии является:
  • Ответ: Ж. Пиаже
Вопрос 69. Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием:
  • Ответ: интеллекта
Вопрос 70. Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась:
  • Ответ: П. Я. Гальпериным
Вопрос 71. Основоположником теории конвергенции является:
  • Ответ: В. Штерн
Вопрос 72. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:
  • Ответ: ближайшего развития
Вопрос 73. Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:Вопрос 74. Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:
  • Ответ: бихевиоризме
Вопрос 75. Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется:
  • Ответ: историческим
Вопрос 76. Ведущей деятельностью для младшего школьника является:
  • Ответ: учебная деятельность
Вопрос 77. Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека — созревание организма или влияние внешней среды:
  • Ответ: является проблемой
Вопрос 78. Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:
  • Ответ: общественно-историческим законам
Вопрос 79. С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:
  • Ответ: ближайшего развития
Вопрос 80. Факторы, определяющие поступательное психологическое развитие, называют:
  • Ответ: движущими силами
Вопрос 81. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
  • Ответ: бессознательным переживаниям детства
Вопрос 82. Л.С. Выготский определил область своего исследования как:
  • Ответ: вершинная психология
Вопрос 83. Х. Вернер выделяет следующие стадии умственного развития человека:
  • Ответ: сенсомоторная, перцептивная, умственная
Вопрос 84. Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):
  • Ответ: средними показателями его возрастной группы
Вопрос 85. Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить:
  • Ответ: социометрический метод
Вопрос 86. «Расстояние» между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной:
  • Ответ: ближайшего развития
Вопрос 87. Высшие психические функции возникают первоначально как форма:
  • Ответ: коллективного поведения
Вопрос 88. Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:
  • Ответ: механицизм
Вопрос 89. Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется:
  • Ответ: нормативной диагностикой
Вопрос 90. Э. Эриксон выделял в развитии человека:
  • Ответ: 8 кризисов
Вопрос 91. Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают:
  • Ответ: вербальные функции
Вопрос 92. В раннем возрасте в центре сознания находится:
  • Ответ: восприятие
Вопрос 93. Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:
  • Ответ: педагогической запущенности
Вопрос 94. Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется:
  • Ответ: стихийным
Вопрос 95. Теория трех ступеней развития человека включает:
  • Ответ: инстинкт, дрессуру, интеллект
Вопрос 96. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития — это закон …
  • Ответ: неравномерности возрастного развития
Вопрос 97. Мотивационно-аффективная либидозная привязанность к родителям противоположного пола для девочек — это комплекс …
  • Ответ: Электры
Вопрос 98. Теория развития, согласно которой развитие представляет собой сумму обучений, растянутую на большие временные дистанции, — это теория …
  • Ответ: научения
Вопрос 99. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур — это:
  • Ответ: развитие
Вопрос 100. Познание своего Я не только в настоящем, но и в будущем и определение своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов в юношеском возрасте называется:
  • Ответ: самосознанием
Вопрос 101. Действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «я» («Вова идет гулять», «Я играю»), Д.Б. Эльконин назвал:
  • Ответ: личными
Вопрос 102. Позитивная сторона идентичности в зрелости, по Э. Эриксону, — это:
  • Ответ: производительность
Вопрос 103. Комплексная наука о детях, включающая педагогику, психологию, физиологию и т. д., — это:
  • Ответ: педология
Вопрос 104. Установите правильную последовательность ступеней развития, по К. Бюлеру:
  • Ответ: 1) инстинкт
  • Ответ: 2) дрессура
  • Ответ: 3) интеллект
Вопрос 105. Добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований и т.д. в границах и формах, определяемых самим субъектом, — это:
  • Ответ: ответственность
Вопрос 106. Свойство мудрости, выделенное П. Балтесом, — это:
  • Ответ: наличие ума и добродетели
Вопрос 107. Психическое развитие как смена умственных структур — это теория …
  • Ответ: Ж. Пиаже
Вопрос 108. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:
  • Ответ: 1) раннее детство
  • Ответ: 2) детство
  • Ответ: 3) отрочество
Вопрос 109. Психологическим содержанием кризиса 3-х лет является:
  • Ответ: изменение системы отношений со взрослыми и выделение своего «я»
Вопрос 110. Если в подростковом возрасте детей тянет друг к другу и их общение очень интенсивно, — это называют …
  • Ответ: реакцией группирования
Вопрос 111. Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность активно организует течение событий, — это:
  • Ответ: функционально-действенный
Вопрос 112. Психологический фактор долголетия жизни и познавательной деятельности — это:
  • Ответ: правильная организация повседневной жизни
Вопрос 113. Для подростковой группы-коллектива характерно:
  • Ответ: преобладание отношений взаимопомощи и взаимопонимания
Вопрос 114. Какие точки созревания подростка, выделил Л.С. Выготский:
  • Ответ: органическое
  • Ответ: половое
  • Ответ: социальное
Вопрос 115. Последствия клинической смерти, установленные Р. Моуди, — это:
  • Ответ: переоценка ценностей
Вопрос 116. Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности, — это:
  • Ответ: зрелость
Вопрос 117. У юношей выявлена взаимосвязь между самооценкой и оценкой сверстников своего пола — чем выше самооценка, тем в большинстве случаев оценка сверстниковВопрос 118. Вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, — это деятельность …
  • Ответ: ведущая
Вопрос 119. Процесс адаптации к социальной среде, по Ж. Пиаже, — это:
  • Ответ: социализация
Вопрос 120. Закономерность возрастного психического развития, характеризующая психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушенных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных структур, — это:
  • Ответ: компенсаторность
Вопрос 121. Генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека, — это возраст . ..
  • Ответ: биологический
Вопрос 122. Появление «комплекса оживления» означает:
  • Ответ: окончание периода новорожденности
Вопрос 123. Закономерность возрастного психического развития, обозначающая отсутствие жесткой предопределенности развития, — это:
  • Ответ: вариативность
Вопрос 124. «Комплекс оживления» возникает к концу
  • Ответ: 1-ого месяца жизни
Вопрос 125. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, — это закон …
  • Ответ: метаморфозы
Вопрос 126. Период онтогенеза, переход от юности к зрелости — это:
  • Ответ: молодость
Вопрос 127. Психическое состояние, вызванное недостатком биогенных аминов в мозгу, — это:
  • Ответ: депрессия
Вопрос 128. Краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий, — это:
  • Ответ: тестирование
Вопрос 129. Свойство мудрости, выделенное П. Балтесом, — это:
  • Ответ: широта, глубина и сбалансированность знаний
Вопрос 130. Жизненная ситуация человека, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей, — это ситуация …
  • Ответ: депривационная
Вопрос 131. Закономерность возрастного психического развития, характеризующая разновременность развития, — это:
  • Ответ: гетерохронность
Вопрос 132. Теория развития детской психики и детской личности, согласно которой стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность, — это теория …
  • Ответ: психоаналитическая
Вопрос 133. Активное приспособление к среде — это:
  • Ответ: ассимиляция
Вопрос 134. Какие реакции младенца сопровождают «комплекс оживления»:
  • Ответ: движения рук и ног
  • Ответ: улыбка
  • Ответ: фиксация взгляда на лице матери
Вопрос 135. Способность понимать самого себя, свои собственные действия и состояния — это:
  • Ответ: рефлексия
Вопрос 136. Закон развития, согласно которому психические функции, возникающие первоначально как формы коллективного поведения, становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека, — это закон …
  • Ответ: развития высших психических функций
Вопрос 137. Фаза развития ребенка, которая характеризуется тем, что либидо не фиксировано, — это фаза …
  • Ответ: латентная
Вопрос 138. Индивидуальное объективное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе — это:
  • Ответ: ценностные ориентации
Вопрос 139. Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, когда старый человек адекватно воспринимает новую социальную ситуацию, — это отношение …
  • Ответ: конструктивное
Вопрос 140. Одна из прямых причин старческого слабоумия — это:
  • Ответ: болезнь Альцгеймера
Вопрос 141. Ситуация, в которой резко обостряется самопознание, — это ситуация …
  • Ответ: пограничная
Вопрос 142. Складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной, — это:
  • Ответ: социальная ситуация развития
Вопрос 143. Неожиданный феномен старости и долгожительства — это:
  • Ответ: творчество
Вопрос 144. Из перечисленных факторов, для группы-кооперации характерны:
  • Ответ: групповая подготовленность в определенной сфере деятельности
  • Ответ: единство целей
Вопрос 145. Комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую потерю памяти и изменения личности, которые часто связываются со старческим возрастом, — это:
  • Ответ: деменция
Вопрос 146. Психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, а также переживание неудачи — это:
  • Ответ: фрустрация
Вопрос 147. Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, который означает неактивность, чувство одиночества и ненужности, ожидание смерти как избавления от страданий, — это отношение …
  • Ответ: самовраждебности
Вопрос 148. Развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком, — это:
  • Ответ: филогенез
Вопрос 149. Методический принцип, согласно которому человек есть то, что делает из него окружение, среда, — это принцип …
  • Ответ: бихевиоризма
Вопрос 150. Пассивное приспособление к среде — это:
  • Ответ: аккомодация
Вопрос 151. Негативная сторона идентичности в старости, по Э. Эриксону, — это:
  • Ответ: отчаяние
Вопрос 152. Закон психического развития, согласно которому возрастное развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни, — это закон …
  • Ответ: сложной организации развития во времени
Вопрос 153. Внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное, — это:
  • Ответ: смысл жизни
Вопрос 154. Возраст человека, называемый возрастом «социальных потерь», — это:
  • Ответ: пожилой
Вопрос 155. Особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, — это возрастные …
  • Ответ: кризисы
Вопрос 156. Психическое состояние, характеризующееся недостаточной возможностью для установления интимного отношения к какому-либо лицу, — это депривация …
  • Ответ: эмоциональная
Вопрос 157. Утрата интеллектуальных и социальных стимулов, изоляция и перемена в социальном статусе, связанные с выходом на пенсию, — это установка …
  • Ответ: самообесценивания
Вопрос 158. Из перечисленных факторов, для ассоциации характерны:
  • Ответ: общая структура
  • Ответ: общая цель
Вопрос 159. Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность находится в зависимости от событий и обстоятельств своей жизни, — это:
  • Ответ: стихийно-обыденный
Вопрос 160. Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек испытывает зависть и обиду к окружающим, чувство крушения планов и надежд, — это:Вопрос 161. Новообразование как результат реорганизации Я-концепции стариков — это:
  • Ответ: чувство личностного благополучия
Вопрос 162. Возраст, характеризующий величину отклонения дыхательных возможностей организма от должного для данного хронологического возраста, — это возраст …
  • Ответ: энергетический
Вопрос 163. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов — это:
  • Ответ: детерминизм
Вопрос 164. Временной интервал между рождением и смертью, субъективное представление будущего — это:
  • Ответ: время жизни
Вопрос 165. Последствия клинической смерти, установленные Р. Моуди, — это:
  • Ответ: изменение образа жизни
Вопрос 166. Морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, — это:
  • Ответ: созревание
Вопрос 167. Отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти (по Э. Эриксону) — это:
  • Ответ: мудрость
Вопрос 168. Склонность приписывать себе положительные качества личности при игнорировании неблагоприятных — это защитный механизм …
  • Ответ: пожилых
Вопрос 169. Психологический фактор долголетия жизни и познавательной деятельности — это:
  • Ответ: продуктивное общение
Вопрос 170. Желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества — это:
  • Ответ: генеративность
Вопрос 171. Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек отказывается принять смерть, ищет обнадеживающие мнения и диагнозы, — это:
  • Ответ: отрицание
Вопрос 172. Тип старости, по И. Кону, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни, — это:
  • Ответ: старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью
Вопрос 173. Тип старости, по И. Кону, когда человек продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д., — это:
  • Ответ: активная, творческая старость
Вопрос 174. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт, — это метод …
  • Ответ: эксперимента
Вопрос 175. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека — это:
  • Ответ: акмеология
Вопрос 176. То, каким субъект намерен стать, — это:
  • Ответ: динамическое Я
Вопрос 177. Первый симптом болезни Альцгеймера — это:
  • Ответ: забывание
Вопрос 178. Психическое состояние субъекта, возникшее в результате невозможности удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени, — это:
  • Ответ: депривация
Вопрос 179. Из компонентов, в структуру учебной деятельности, по Д.Б. Эльконину, входят:
  • Ответ: контроль
  • Ответ: мотивация
  • Ответ: учебная задача
  • Ответ: учебные операции
Вопрос 180. Среди особенностей поведения ребенка 3-х лет, признаками кризиса 3-х лет являются следующие:
  • Ответ: негативизм
  • Ответ: обесценивание
  • Ответ: протест-бунт
  • Ответ: строптивость
Вопрос 181. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, — это:
  • Ответ: анаболизм
Вопрос 182. Направление исследований умирания и смерти — это:
  • Ответ: танатология
Вопрос 183. Физическое и психологическое чувство разобщенности и социальной изоляции личности — это:
  • Ответ: одиночество
Вопрос 184. Внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития, — это:
  • Ответ: условия развития
Вопрос 185. Нормативно одобряемый образец поведения — это:
  • Ответ: социальная роль
Вопрос 186. Теория развития, согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе, — это:
  • Ответ: ортогенез
Вопрос 187. Из перечисленных воздействий, к гормону роста относятся:
  • Ответ: воздействует на белковый обмен и электролитный баланс
  • Ответ: воздействует на жировой и углеводный обмен
  • Ответ: регулирует прирост мышечной ткани
  • Ответ: сильнее всего стимулирует рост скелета
Вопрос 188. Тип старости, по И. Кону, когда приложение сил старика находится в семье, в домашней работе, — это:
  • Ответ: «женский» тип старения
Вопрос 189. Замыкание интересов на проблемах узкого социального пространства, при котором престарелые люди идентифицируют себя не с членами больших социальных групп, а только с членами малой группы, чаще всего семьи и семейного окружения, — это:
  • Ответ: инкорпоризация
Вопрос 190. Тип стрика, по Ф. Гизе, остро переживающий процесс постарения, — это:
  • Ответ: старик-интровертированный
Вопрос 191. Свойство мудрости, выделенное П. Балтесом, — это:
  • Ответ: высокий уровень знаний, суждений, советов
Вопрос 192. Образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей — это:
  • Ответ: жизненная перспектива
Вопрос 193. Сохранение во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам, — это:
  • Ответ: инфантилизм
Вопрос 194. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а также организация формирования знаний, умений, навыков — это:
  • Ответ: обучение
Вопрос 195. Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность пролонгированно осуществляет организацию времени, — это:
  • Ответ: созидательно-преобразующий
Вопрос 196. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека — это возраст …
  • Ответ: психологический
Вопрос 197. Кризис 7-ми лет, по Л.И. Божович, это период рождения …
  • Ответ: социального «я» ребенка
Вопрос 198. Высокий уровень речевого развития и памяти ребенка на фоне недостаточного развития восприятия и наглядно-образного мышления называется:
  • Ответ: вербализмом
Вопрос 199. Факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития — это:
  • Ответ: движущие силы развития
Вопрос 200. Установите правильную последовательность фаз детского развития, по З. Фрейду:
  • Ответ: 1) оральная
  • Ответ: 2) анальная
  • Ответ: 3) фаллическая
  • Ответ: 4) латентная
  • Ответ: 5) генитальная
Вопрос 201. Психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием — это важная задача для …
  • Ответ: подростка
Вопрос 202. Функция движения, направленная на внешний мир, — это функция …
  • Ответ: кинетическая
Вопрос 203. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития, — это закон …
  • Ответ: неравномерности возрастного развития
Вопрос 204. Психическое состояние человека, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных возможностей и общей пассивностью поведения, — это:
  • Ответ: депрессия
Вопрос 205. Установите правильную последовательность фаз развития, по Р. Сирсу:
  • Ответ: 1) рудиментарное поведение
  • Ответ: 2) вторичные (социализированные) мотивационные системы
  • Ответ: 3) вторичные мотивационные системы
Вопрос 206. Стремление ребенка получить не только эмоциональную поддержку от взрослого, но и «втянуть» его в свои игры, в совместные действия называется:
  • Ответ: мотивом сотрудничества
Вопрос 207. Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек смиряется со своей судьбой и спокойно ждет развязки, — это:
  • Ответ: принятие
Вопрос 208. Наука о старении, старости и долголетии человека — это:
  • Ответ: геронтология
Вопрос 209. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе, — это закон …
  • Ответ: упражнения
Вопрос 210. Психологический фактор долголетия жизни и познавательной деятельности — это:
  • Ответ: интеллектуальная активность
Вопрос 211. Презрительное, враждебное неприятие ролей, ценимых в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние, наблюдается у подростка с:
  • Ответ: негативной идентичностью
Вопрос 212. Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек ощущает безнадежность, горечь от разлуки с родными и близкими, — это:
  • Ответ: депрессия
Вопрос 213. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни, — это возраст …
  • Ответ: хронологический
Вопрос 214. Тип старика, по Ф. Гизе, отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости, — это:
  • Ответ: старик-негативист
Вопрос 215. Тип старости, по И. Кону, когда моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, — это:
  • Ответ: «мужской» тип старения
Вопрос 216. Подросток, который инфантилен по своим социальным реакциям и которому сверстники дают прозвища»маменькин сынок» и «детский сад», вырос в семье
  • Ответ: гиперопекающей
Вопрос 217. Изучение личности в разных видах деятельности — это:
  • Ответ: метод обобщения независимых характеристик
Вопрос 218. Острая борьба мотивов (делать ли, что надо или, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение — это:
  • Ответ: волевой акт
Вопрос 219. Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности — это:
  • Ответ: интериоризация
Вопрос 220. Способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности — это метод …
  • Ответ: биографический
Вопрос 221. Теория развития, согласно которой психическое развитие является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни, — это теория …
  • Ответ: конвергенции двух факторов
Вопрос 222. Уменьшение или увеличение вероятности того, что определенный акт поведения повторится снова, — это:
  • Ответ: подкрепление
Вопрос 223. Для подростковой группы-кооперации характерны:
  • Ответ: групповой индивидуализм, противопоставление себя другим группам
Вопрос 224. То, каким субъект желал бы стать, если бы оказалось возможным, — это:
  • Ответ: фантастическое Я
Вопрос 225. Отказ врачей от мер, способствующих поддержанию жизни неизлечимых больных, — это:
  • Ответ: пассивная эвтаназия
Вопрос 226. Обусловленность поведения психической деятельностью, совершающейся объективно подобно рефлексу, — это детерминизм …
  • Ответ: естественнонаучный психологический
Вопрос 227. Исследование Л.А. Головей о готовности к профессиональному выбору показало, что четкий профессиональный план отсутствует у юношей в:Вопрос 228. Теория развития, согласно которой ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет вкратце главные этапы истории всего человеческого рода, — это теория …
  • Ответ: рекапитуляции
Вопрос 229. Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:
  • Ответ: «уход от реальности»
Вопрос 230. Свойство мудрости, выделенное П. Балтесом, — это:
  • Ответ: способность к решению смысложизненных вопросов
Вопрос 231. Психическое состояние, обусловленное «обедненной» средой, т.е. средой, характеризующейся недостаточным количеством, ограниченной изменчивостью или однообразным качеством раздражителей органов чуств, — это депривация …
  • Ответ: сенсорная
Вопрос 232. Теория развития, согласно которой развитие представляет собой эволюцию, управляемую потребностью в равновесии, — это теория …
  • Ответ: развития интеллекта, по Ж. Пиаже
Вопрос 233. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, — это:
  • Ответ: жизненный цикл
Вопрос 234. Раздел возрастной психологии, изучающий психологические вопросы старения, старости и долголетия, — это:
  • Ответ: геронтопсихология
Вопрос 235. Установите правильную последовательность стадий приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс:
  • Ответ: 1) отрицание
  • Ответ: 2) гнев
  • Ответ: 3) торг
  • Ответ: 4) депрессия
  • Ответ: 5) принятие
Вопрос 236. Теория детского развития, согласно которой, начиная с момента рождения, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга, — это теория …
  • Ответ: созревания
Вопрос 237. История индивидуального развития личности — это:
  • Ответ: жизненный путь
Вопрос 238. Неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации, — это:
  • Ответ: эгоцентризм
Вопрос 239. Законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни — это предмет психологии …
  • Ответ: возрастной
Вопрос 240. Столкновение ролевых позиций — это:
  • Ответ: ролевые конфликты
Вопрос 241. Сочетание таких личностных особенностей ребенка, как демонстративность и тревожность, приводят к:
  • Ответ: «уходу от реальности»
Вопрос 242. Сжатая форма действия, по Ж. Пиаже, — это:Вопрос 243. Из перечисленных профессиональных типов, среди девушек преобладают:
  • Ответ: артистический
  • Ответ: конвенциональный
  • Ответ: социальный
Вопрос 244. Условное символическое поколение — это:
  • Ответ: возрастная когорта
Вопрос 245. Согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе — это:
  • Ответ: Я-концепция
Вопрос 246. Закономерность возрастного психического развития, характеризующая развитие в направлении от прошлого к будущему, — это:
  • Ответ: необратимость
Вопрос 247. Сексуальная энергия в психоанализе — это:Вопрос 248. Реакция организма, направленная вовне, на окружающую среду, с целью ее изменения, — это:
  • Ответ: катаболизм
Вопрос 249. Из перечисленных критериев, для диффузной группы характерны:
  • Ответ: ни один из данных критериев
Вопрос 250. Последствия клинической смерти, установленные Р. Моуди, — это:
  • Ответ: исчезновение страха смерти
Вопрос 251. Качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития, — это:
  • Ответ: новообразование развития
Вопрос 252. Понятие, отражающее особые межличностные отношения, отличающиеся своей предельной сокровенностью, глубокой привязанностью и преданностью, полнотой духовного, эмоционального и физического общения, — это:
  • Ответ: интимность
Вопрос 253. Представление о себе в настоящем времени — это:
  • Ответ: реальное Я
Вопрос 254. Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, когда имеет место стремление к самообеспеченности, отказ от помощи, прямолинейность в суждениях и поступках, — это отношение …
  • Ответ: оборонительное
Вопрос 255. Психическое состояние, вызванное избытком биогенных аминов в мозгу, — это:
  • Ответ: эйфория
Вопрос 256. То, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы, — это:
  • Ответ: идеальное Я
Вопрос 257. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, — это:
  • Ответ: сензитивность
Вопрос 258. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления — это:
  • Ответ: научение
Вопрос 259. Нормальный, не обусловленный заболеваниями процесс геронтогенза — это:
  • Ответ: естественное старение
Вопрос 260. Мотивационно-аффективная либидозная привязанность к родителям противоположного пола для мальчиков — это:
  • Ответ: комплекс Эдипа
Вопрос 261. Тип старика, по Ф. Гизе, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности, — это:
  • Ответ: старик-экстравертированный
Вопрос 262. Негативная сторона идентичности в зрелости, по Э. Эриксону, — это:Вопрос 263. Соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества — это:
  • Ответ: жизненная стратегия
Вопрос 264. Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является:
  • Ответ: учебная деятельность
Вопрос 265. Самоубийство как акт, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, — это:Вопрос 266. Теория развития, согласно которой происходит чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества, — это теория развития согласно …
  • Ответ: А. Валлону
Вопрос 267. Процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п., — это:Вопрос 268. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, — это:
  • Ответ: онтогенез
Вопрос 269. Закономерность возрастного психического развития, обозначающая на каждом отрезке жизненного пути не только рост (приобретения, новые адаптивные возможности), но и упадок, потери, причем в течение жизни происходит изменение их соотношения, — это:
  • Ответ: многонаправленность
Вопрос 270. Принцип развития, согласно которому все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития, — это принцип …
  • Ответ: эпигенетический
Вопрос 271. Позитивная сторона идентичности в старости, по Э. Эриксону, — это:
  • Ответ: интегративность
Вопрос 272. Принцип развития, согласно которому на каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, более дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными, — это принцип …
  • Ответ: генетической спирали
Вопрос 273. Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность пассивно относится к времени своей жизни, — это:
  • Ответ: созерцательно-пролонгированный
Вопрос 274. Механизм сбалансированности интеллектуальных приобретений и потерь в старости — это:
  • Ответ: компенсация
Вопрос 275. Число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения испытуемым тестовых заданий, — это:
  • Ответ: умственный возраст
Вопрос 276. Закон научения, согласно которому если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию, — это закон …
  • Ответ: смежности во времени
Вопрос 277. Установите правильную последовательность кризисов развития, по В.И. Слободчикову:
  • Ответ: 1) новорожденности
  • Ответ: 2) раннего детства
  • Ответ: 3) отрочества
  • Ответ: 4) молодости
  • Ответ: 5) зрелости
Вопрос 278. «Комплекс оживления» знаменует собой появление у младенца потребности в:
  • Ответ: общении
Вопрос 279. Последнее критическое событие в жизни человека — это:Вопрос 280. Психическое состояние в ответ на дефицит или отсутствие упорядоченной и осмысленной информации для познания — это депривация …
  • Ответ: когнитивная
Вопрос 281. Резкое развитие одних органов может быть не согласовано с изменениями других и говорит о развитии организма подростка как:
  • Ответ: гетерохронном
Вопрос 282. Развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем, — это:
  • Ответ: антропогенез
Вопрос 283. Целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений — это:
  • Ответ: формирующий эксперимент
Вопрос 284. Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, который предполагает агрессивность, подозрительность, взрывчатость стариков, приписывание своих неудач другим, — это отношение …
  • Ответ: враждебное
Вопрос 285. Период старения и старости — это:
  • Ответ: геронтогенез
Вопрос 286. Выявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства — это:
  • Ответ: констатирующий эксперимент
Вопрос 287. Актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий, — это:
  • Ответ: микрогенез
Вопрос 288. Распад как ослабление субординации иерархически высшими уровнями низших уровней динамической функциональной структуры личности — это:
  • Ответ: деградация личности
Вопрос 289. Позитивная сторона идентичности в молодости, по Э. Эриксону, — это:
  • Ответ: интимность
Вопрос 290. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения — это метод …
  • Ответ: наблюдения
Вопрос 291. Классическое американское направление изучения детства, описывающее количественные показатели достижений ребенка в процессе психического развития, — это:
  • Ответ: нормативный подход
Вопрос 292. Стадия приспособления к мысли о смерти, по Э. Кюблер-Росс, когда человек осуществляет поиск различных способов продлить жизнь, — это:Вопрос 293. Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде, — это:
  • Ответ: психопатия
Вопрос 294. Изучение развития одного и того же испытуемого длительное время — это:
  • Ответ: лонгитюдиальное исследование
Вопрос 295. Возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности, — это возраст …
  • Ответ: субъективный
Вопрос 296. Онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков — это __________________ развития.
  • Ответ: периодизация
Вопрос 297. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, — это:Вопрос 298. Использование врачами медицинских средств, ускоряющих наступление смерти неизлечимых больных, — это:
  • Ответ: активная эвтаназия
Вопрос 299. Психическое состояние ограниченной возможности для реализации человеком своей роли в обществе — это депривация …
  • Ответ: социальная
Вопрос 300. Негативная сторона идентичности в молодости, по Э. Эриксону, — это:
  • Ответ: изоляция
Вопрос 301. Установите правильную последовательность периодов развития интеллекта, по Ж. Пиаже:
  • Ответ: 1) сенсомоторные структуры
  • Ответ: 2) структуры конкретных операций
  • Ответ: 3) структуры формальных операций
Вопрос 302. Функция движения, связанная с выражением эмоций, — это функция …
  • Ответ: тоническая
Вопрос 303. Теория развития, согласно которой развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, — это теория …
  • Ответ: развития морального сознания Л. Колберга
Вопрос 304. Закон научения, согласно которому любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней, так что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта, — это закон …
  • Ответ: подкрепления
Вопрос 305. Психологический фактор долголетия жизни и познавательной деятельности — это:
  • Ответ: оптимистические установки
Вопрос 306. Закон развития, согласно которому история развития индивидуального организма сжато повторяет основные стадии всего ряда предшествующих форм, — это:
  • Ответ: биогенетический закон
Вопрос 307. Уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, — это:
  • Ответ: жизненный стиль
Вопрос 308. Зависимость развития психики от предметных действий — это детерминизм …
  • Ответ: деятельностный
Вопрос 309. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития — это:
  • Ответ: зона ближайшего развития

КЛИЕНТАМ

УСЛУГИ СЕРВИСА

УСЛУГИ СЕРВИСА

Москва Зачтено (zachteno.net) — оказывает консультационную поддержку студентам. Выполненные специалистами сайта задания, не являются готовым научным трудом. Предоставляемая информация носит справочный характер, которая в последствии может использоваться в качестве базы для создания научной работы.

Политика конфиденциальности Договор оферты

Copyright © «ООО Просвещение» © 1999 — 2020

Лонгитюдный и комплексный метод | Студент-Сервис

Лонгитюдный метод (лат. long – длинный) – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.

В психологии лонгитюд широко применяется при изучении возрастной динамики, преимущественно в детском периоде. Специфическая форма реализации – метод «продольных срезов». Продольные срезы – это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни. Эти периоды могут измеряться месяцами, годами и даже десятилетиями.

Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла «является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако, построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, – дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченная небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных срезов». Поэтому целесообразно сочетать, когда это возможно, лонгитюд и сравнительный метод.

Й. Шванцара и В. Смекал предлагают следующую классификацию видов лонгитюдного исследования:

  1. В зависимости от продолжительности исследования:
  2. Кратковременное наблюдение.
  3. Долговременное наблюдение.
  4. Ускоренное наблюдение.

Б. В зависимости от направления хода исследования:

  1. Ретроспективное наблюдение.
  2. Перспективное (проспективное) наблюдение.
  3. Сочетанное наблюдение.
  4. В зависимости от применяемых способов:
  5. Истинное лонгитюдное наблюдение.
  6. Смешанное наблюдение.
  7. Псевдолонгитюдное наблюдение.

Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве–юношестве и т. п. Если же целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекомендуется долговременный лон-гитюд. Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп. Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за детьми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2–3 лет, может дать продольный срез для 10–20 лет онтогенеза.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это, в первую очередь, автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза. Перспективный, или проспективный способ – это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. Сочетанное исследование предполагает включение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного.

Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом. Смешанным считается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается. Псевдолонгитюдные исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Норму получают через поперечные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопоставления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большинство известных до настоящего времени норм онтогенетической психологии».

Комплексный метод

Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. По существу это, как правило, междисциплинарное исследование, посвященное изучению объекта, общего для нескольких наук: объект один, а предметы исследования разные.

Лонгитюдное исследование — это ценный метод изучения человека в психологии

Для получения достоверных данных в психологии используется ряд специальных методов психологического исследования. Иногда их продолжительность может занимать 10 и более лет, как, например, в случае лонгитюдного исследования. Это уникальное в организационном плане изучение одних и тех же людей в течение протяженного периода времени, имеющее необыкновенную ценность.

Классификация психологических методов исследования

Согласно А.Г. Маклакову, в отечественной психологии методологический подход Б.Г. Ананьева к исследованию психики человека является одним из наиболее популярных. Им были выделены следующие методы:

  1. Организационные: это лонгитюдное исследование, сравнительное, комплексное.
  2. Эмпирические: обсервационное, экспериментальное, психодиагностическое, праксиметрическое, биографическое и моделирование.
  3. Обработки данных: качественный анализ, количественный анализ.
  4. Интерпретационные: генетический, структурный.

Чаще всего в практикумах и методических пособиях можно встретить описания отдельных методов или их перечней, рекомендуемых к использованию в тех или иных психодиагностических целях. Представленная классификация имеет определенную степень обобщенности и полноты. В ее основу Б. Г. Ананьев заложил этапы научных исследований: подготовительный, исследовательский, обработки и интерпретации данных. Многоаспектная и многоуровневая классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым, продолжает сохранять свою актуальность и на сегодняшний день.

Ценность лонгитюдного исследования в рамках психологии

Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования — это возможность предсказать ход психического развития человека. Данный метод берет свое начало в детской и возрастной психологии. Именно в рамках этих направлений впервые стали использовать длительное наблюдение за развитием одной и той же группы детей — так называемый метод продольных срезов. Он стал хорошей альтернативой широко распространенным методам поперечных срезов, определяющим состояние и уровни развития.

Гипотеза, лежащая в основе лонгитюдного исследования — это идея о том, что развитие человека определяется рядом факторов. К ним относятся его возраст, биология, личные и исторические события, условия окружающей среды.

Лонгитюдное исследование — это весьма долговременный и трудозатратный метод, предполагающий систематическое исследование одних и тех же испытуемых. Он позволяет определять диапазоны фаз жизненного цикла человека относительно возрастной и индивидуальной изменчивости. Согласно Б. Г. Ананьеву, лонгитюдный метод исследования в итоге дает комплекс индивидуальных монографий и психологических портретов испытуемых.

Различают большой лонгитюд — продолжительностью в 10 лет и более, и малый — условные границы которого составляют несколько лет. Однако считается, что на короткие периоды его применение не столь эффективно. В большом лонгитюде важно предусматривать некий запас при формировании выборки по причине ее неизбежного сокращения за счет различных жизненных факторов.

В психологии лонгитюдное исследование обеспечивает высокую точность прогнозирования дальнейшего развития, поскольку анализ и сравнение происходят в рамках одной группы лиц, определяет генетические связи между фазами психического развития человека. При использовании данного метода исключаются искажения, связанные с межгрупповыми различиями в сравниваемых разновозрастных выборках.

Преимущества

Лонгитюдный метод обладает рядом преимуществ. Поскольку исследование проводится на одной и той же выборке испытуемых, то фокус внимания направлен на внутренние изменения индивида. У каждого человека они происходят разными способами и с разной скоростью. Данный метод позволяет сравнивать между собой испытуемых из данной выборки и сравнивать изменения, протекающие под влиянием различных внешних условий. В совокупности это позволяет качественно объяснить изменения, которые происходят с возрастом, и дает возможность научно обоснованного прогнозирования дальнейшего хода психического развития.

Недостатки

Лонгитюдный метод имеет существенные недостатки. К ним относят большие временные затраты. Чтобы завершить исследование, необходимо очень много времени. Может устареть теоретико-методологическая база, которая была использована на начальном этапе, возникнуть технические сложности проведения анализа, велика вероятность отсева испытуемых. По разным причинам они могут выйти из исследования или с ними будет невозможно связаться. Часто возникает эффект Хоторна.

Эффект Хоторна

Эффект получил свое название благодаря компании Hawthorn Works, где в ходе исследований и был выявлен. В 1927-1932 годах приглашенный ученый Э. Мейо со своей командой изучал причины спада производительности в одном из цехов. Они учитывали несколько переменных, способных оказать подобное влияние, и пришли к неожиданному выводу о необходимости введения еще одной переменной — само участие в эксперименте.

Мысли о важности происходящего, ощущение сопричастности, повышенное внимание со стороны посторонних людей приводили к значительному улучшению производительности у сотрудниц компании даже тогда, когда не было иных объективных благоприятных обстоятельств.

Эффект Хоторна говорит о некоторых качественных изменениях изучаемого явления, обусловленных лишь самим фактом наблюдения, в частности, о положительных переменах в поведении людей при повышенном внимании к ним самим и их работе. Зная, что за ними наблюдают, они стремятся оправдать ожидания, стараются выглядеть лучше. Данный феномен символизирует существенное искажение результатов исследования по причине повышенного внимания к объекту изучения.

Беря во внимание перечисленные достоинства и недостатки, можно смело утверждать, что лонгитюдное исследование — это замечательный метод глубокого изучения динамики процессов психического развития, позволяющий в дальнейшем составлять прогнозы и разрабатывать программы психологической поддержки в кризисные периоды в жизни человека.

основоположник, метод возрастной психологии, основная цель, это в социологии, понятие и виды, результаты

Что же такое лонгитюдное исследование — это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, для определения изменчивости фаз жизненного цикла человека в возрастном диапазоне. Используется в психологии и социологии.

Методы лонгитюдных исследований

Изучение анализа данных исследуемой группы происходит несколькими методами.

Метод продольных срезов – это системное долгосрочное исследование одного человека или группы людей. Цель метода состоит в том, чтобы рассмотреть, как определенная цепь событий происходящих во временном отрезке, влияет на поведение испытуемых. Проследить за развитием личности и отдельных свойств личности, определить перспективу дальнейшего психического развития человека и генетическую связь между фазами развития.

Метод возрастных, или поперечных срезов – это сопоставление свойств двух или более периодов, отличающихся хронологическим возрастом, влиянием на уровень развития в период школьного обучения, влиянием в период полового созревания. Это основной способ организации исследования возрастных различий. Но этот метод не позволяет увидеть, насколько устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны друг с другом на этапах развития.

В исследовании применяются одновременно и другие методы сбора данных, например наблюдение, тестирование, моделирование, анкетирование, беседа и интервью и др.

Цель лонгитюдных исследований

Цель лонгитюдных исследований в том, чтобы с помощью анализа собранных данных сделать выводы о психологических изменениях в развитии группы участников, или социальных изменениях в обществе, произошедших под влиянием  определенных событий.

Примеры интересных лонгитюдных исследований

Университетом Мэдисона, штат Висконсин, начиная с 1957 года проводится одно из наиболее продолжительных социологических исследований. Его цель изучить дальнейшие планы выпускников Университета связанные с карьерой, здоровьем и старением. Сейчас проект продолжает следить за судьбами участников, их детей.

Новозеландское лонгитюдное исследование, можно назвать самым масштабным в пределах одной страны, охватывает 8600 студентов последнего года обучения. Основная задача его состоит в выявлении причин, определяющих жизненный успех новозеландских выпускников. Первый опрос был проведён в 2011 году, последующие в 2013 и 2016 следующий 2021 году.

Британское исследование образования студентов и выявление связи с их дальнейшей карьерой началось в 2008 году, и считается самым массовым в области образования, оно охватило 130 тысяч учащихся.

С 1983 по 1999 годы всесоюзное, а позже международное исследование «Пути поколения» охватило городах России, Белоруссии и Латвии. Цель отследить жизнь участников в советском, а затем и постсоветском обществе.

Лонгитюдные исследования в социологии

Лонгитюдные исследования, позволяют получить ответы на важные социальные вопросы.

Методы исследований дают возможность анализировать темы, в которых традиционные методики не работают.

Изучению подлежат – социальные изменения в обществе, и возникает необходимость анализа их воздействия на определенные группы людей. Уровень бедности, нестабильность рынка труда, изменения социальных настроений.

Требуется выявить причинно-следственные связи, воздействия безработицы на психическое состояние, или бедности семьи на жизненные возможности ребенка в будущем.

Необходимо сравнить реакцию на меры государственной политики до и после внедрения.

Лонгитюдные исследования в психологии

Долгосрочные исследования позволяют определить, как влияет на детей семья, выяснить роль школы в воспитании ребенка. Это помогает оценить эффективность некоторых образовательных мероприятий и разработать наиболее действенные.

Методом лонгитюдных исследований изучается влияние на будущую жизнь детей, последствия развода родителей и неполной семьи.

Анализ выводов, позволяет составить представление об определяющих характеристиках людей, которые время от времени оказываются без работы и без средств к существованию. Выявляются факторы, которые осложняют этим людям поиск работы.

Персональный сайт — Лонгитюдный метод в психологии.

Лонгитюдный метод в психологии. 

Обычно противопоставляется методу срезов (сравнительно-возрастной метод), который предполагает сопоставление пси показателей в одно и то же время у людей разных возрастных групп и связывает изменение ЗП с показателем возраста.

Классический лонгитюд означает «продолженное исследование» с многокрастной фиксацией показателей на одном и том же человеке или одной группе людей.

В общем виде к лонгитюдному методу следует относить группу методов, характеризующихся наличием нескольких повторяющихся измерений одной или более переменной на материале одних или схожих групп испытуемых.

Пример: лонгитюд интеллектуального развития Л. Термана на выборке интеллектуально одаренных детей.

В лонгитюде проверяются гипотезы о развитии. Рассматривается временная динамика.

В современных схемах достигается и другая цель – прослеживание отсроченных во времени влияний экспериментальных воздействий – что дает возм-ть проверки каузальных гипотез.

Ключевое понятие – когорта. Группа людей, пережившая схожие события в указанный период времени – общность в выборке по критерию года рождения. Возраст – хронологический возраст испытуемых в момент измерения показателей. Период – время измерения и время жизни когоры.

Когорта = период измерения (календарный год) – возраст (кол-во лет испытуемых с момента рождения).

Эта формула демонстрирует линейную зависимость данных показателей.

Попытки преодоления линейной зависимости когорта-период-возраст:

1) К. Мейсон. Пытается решить проблему статистическими ср-вами – путем создания моделей, устраняющих статистическую коллинеарность (полную мат.зависимость) между возрастом, когортой и временным периодом.

2) Подходы, предполагающ. теоретическое обоснование исключения рассмотрения влияний одной из трех переменных на обнаруживаемые линии развития или их переосмысления.

В идеальном случае эффекты когорты и периода заменяются операционализированными х-ками, позволяющими проводить точный контроль эффектов этих переменных, что позволяет разводить эффекты возраста (развития), периода (историч. эффекты) и когорты.

Цели проведения лонгитюдных исследований:

установление функциональной формы интраиндивидуальных траекторий-кривых развития;

оценка межиндивид. различий в интраиндивид. траекториях развития путем построение каузальных моделей;

увеличение точности измерения эксперим. эффекта путем контроля интраиндивидуальной изменчивости;

— проверка гипотез о направленности каузальных связей и оценка их силы.

 

По горизонтали – схема лонгитюда, по диагонали – метод срезов (сравнительно-возрастной), по вертикали – метод временного запаздывания. Во второй схеме сравнение как минимум 2х когорт.

Два типа схем:

1) Проспективные панельные схемы

— сбор данных относительно нужных временных отрезков проводится в указанные отрезки, т.е. «здесь и сейчас». Данные собираются в соответствующее каждому отрезку время.

2) Ретроспективные панельные дизайны

Происходит сбор данных в отношении различных временных периодов в прошлом. Данные о событиях в прошлом испытуемых.

Формулировка гипотез об интраиндивидуальной изменчивости включает утверждения о функциональной форме кривых развития: они м.б. нелинейные, линейные, прерывающиеся.

Обнаруживаемые кривые развития позволяют отклонять предварительные гипотезы и формулировать новые.

 

Проспективные схемы (классификация Менарда):

1. Схема полного популяционного дизайна;

Обследование всей популяции на протяжении всего целевого временного периода. Проблема: изменение состава популяции, выпадение испытуемых – это ведет к неидентичности выборок на различных вр. отрезках. Можно оценить временной тренд — схемы с одной группой испытуемых, в кот. представлены изменения, связанные с фактором времени. Схема временных серий предполагает возм-ть многократного (длительного) измерения ЗП как до, так и после воздействия, рассматриваемого как экспериментальное. Получаемые кривые отражают динамику врем. изменений – это и есть временные тренды. При анализе временного тренда время – аналог НП

2. Схема повторяющихся срезовых (кросс-секционных) измерений;

Измерение показателей на материале случайных выборок, отличающихся для каждого временного периода. Схема не позволяет проводить тонкий анализ паттернов развития для отдельных когорт или уточнять каузальные гипотезы. Временные периоды = отдельные срезы. Изучает эффекты исторического периода.

3. Схема обновляемого панельного лонгитюда;

Позволяет исследователю проводить множественные измерения на опред. выбоке испытуемых в течение опред. промежутка времени, а затем заменять часть (или всех) испытуемых, это позволяет преодолеть ограничения, связанные с выпадением людей, увеличить надежность. Плодотворно при изучении специфич. групп с жестко заданными возрастными ограничениями.

4. Схема панельного лонгитюда (истинного)

Предполагает сбор данных для всех временных периодов на материале множ-ва когорт. Достоинство – возм-ть проведения любого типа анализа лонгитюдных данных и точная квантификация и разведение эффектов когорты и времени.

 

Угрозы валидности. Помимо обычных есть особые:

1. Недостаточное кол-во временных срезов и слишком длинные промежутки между ними.

2. Угроза лонгитюдной валидности, понимаемой как инвариантность измеряемых конструктов на протяжении проведения лонгитюда.

Пример: агрессия для 8-летнего ребенка и 18-летнего.

Если конструктная инвариантность есть, нужно еще проверить идентичность метрики используемых шкал. Насколько изменялась структура изучаемого св-ва, и насколько это отражено в изменениях в структуре используемых методик для операц.переменных.

3. Выпадение испытуемых.

Проблема пропущенных данных. Случайно или не случайно эти испытуемые выпадают? Следует использовать стратегии поддержания контакта с испытуемыми.

Статистический анализ получаемых лонгитюдных данных.

Выбор аналитич. стратегий зависит от лонгитюдного дизайна, гипотез и ур-ня статистич. подготовки исследователя. Области применения лонгитюда:

1) Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования.

Здесь исследователей интересуют кратковр. изменения и различия в гр. после осуществления воздействия. Здесь большие выборки. Для таких исследований наиб. информативны многомерные модели кривых развития.

2) Исследования роста и развития.

Долгосрочные паттерны изменений и их систематич. связи с различными х-ками испытуемых. Здесь меньшие выборки. Лучше всего в этом случае подходит ауторегрессионный анализ временных серий.

1. Классич. подход – ANOVA – общая линейная модель. Цель: выявл. межгрупповых различий в средних изменяющихся со временем показателей. Недостатки: невозм. квантификации интраиндивид. изменений показателей, сложность в преодолении пропущенных данных и проч.

 2. Метод иерархического линейного моделирования (HLM) и метод структурного моделирования (SEM). Регрессионный анализ. Решают проблемы классического метода.

Совр. способы статистич. обработки лонгитюдных данных позволяют выявить скрытые тенденции, неочевидные кривые развития, кот. не всегда можно репрезентировать обычными графиками и диаграммами.

Лонгитюдное исследование Википедия

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев, ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени[3].

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведено во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы[1].

В зарубежных странах

За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.[3]

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта[1].

Их преимущество по сравнению

Как написать методику исследования в четыре этапа

В своей диссертации вам нужно будет обсудить методы, которые вы использовали для своих исследований. В главе о методологии объясняется, что вы делали и как вы это делали, позволяя читателям оценить надежность и валидность исследования. Он должен включать:

Раздел о методологии обычно должен быть написан в прошедшем времени.

Шаг 1. Объясните свой методологический подход

Начните с представления вашего общего подхода к исследованию.

Какую исследовательскую проблему или вопрос вы исследовали? Например, вы стремились систематически описывать характеристики чего-либо, исследовать недостаточно исследованную тему или установить причинно-следственную связь? И какие данные вам понадобились для достижения этой цели?

  • Нужны ли вам количественные данные (выраженные цифрами) или качественные данные (выраженные словами)?
  • Вам нужно было собрать первичные данные самостоятельно или вы использовали вторичные данные, которые были собраны кем-то другим?
  • Собирали ли вы экспериментальные данные, контролируя и манипулируя переменными, или описательные данные, собирая наблюдения без вмешательства?

В зависимости от вашей дисциплины и подхода вы также можете начать с обсуждения обоснования и предположений, лежащих в основе вашей методологии.

  • Почему это наиболее подходящий подход к ответам на вопросы вашего исследования?
  • Это стандартная методология в вашей сфере или требует обоснования?
  • Были ли какие-то этические или философские соображения?
  • Каковы критерии достоверности и надежности этого типа исследований?
В количественном экспериментальном исследовании вы можете стремиться получить обобщаемые знания о причинах явления. Достоверное исследование требует тщательно спланированного исследования в контролируемых условиях, которое может быть воспроизведено другими исследователями.В качественной этнографии вы можете стремиться получить контекстуальные знания реального мира о поведении, социальных структурах и общих убеждениях определенной группы людей. Поскольку эта методология менее контролируема и более интерпретируема, вам нужно будет поразмыслить над своей позицией исследователя, принимая во внимание то, как ваше участие и восприятие могли повлиять на результаты.

Шаг 2. Опишите свои методы сбора данных

После того, как вы представили свой общий методологический подход, вы должны подробно описать свои методы сбора данных.

Количественные методы

В количественном исследовании для получения достоверных обобщаемых результатов вы должны достаточно подробно описать свои методы, чтобы другой исследователь мог воспроизвести ваше исследование.

Объясните, как вы применяли концепции и измеряли свои переменные; ваш метод выборки или критерии включения / исключения; а также любые инструменты, процедуры и материалы, которые вы использовали для сбора данных.