Содержание

Статья: Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст и его особенности.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом «бури и натиска», описал 3 типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «Кто я» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

  1. Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её.
  2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
  3. Подросток начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными «взрослыми умениями» – социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.

Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.

Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Переходный период, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Возрастные особенности подросткового возраста (кратко)

 

Содержание

 

Подростковый возраст и его особенности

Анатомо – физиологические особенности подростков

Психологические особенности подросткового возраста

Поведенческие особенности подросткового возраста


 

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

 

 

 

 

Подростковый возраст и его особенности

 

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

 

 

 

 

Анатомо – физиологические особенности подростков

 

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой  системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

 

 

 

 

Психологические особенности подросткового возраста

 

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

 

 

 

 

Поведенческие особенности подросткового возраста

 

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

 

 

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

 

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

 

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

 


 

Подростковый возраст. Сергиенко Е.А.

 

Психология подросткового возраста: как понимать подростков?

Один из самых сложных этапов становления человека, как личности – подростковый период. Он начинается в возрасте от 10 лет и заканчивается к 17 годам. Для каждого ребенка этот момент индивидуален, но заботливый и внимательный родитель сразу поймет, что с его чадом происходит что-то неладное. Главное в этот период – не разорвать ту тонкую ниточку, которая связывает вас с ребенком с рождения.

Начало переходного возраста характерно тем, что ребенок начинает разговаривать с вами на взрослом языке, при этом, делая поступки, которые характерны для ребенка. Это несоответствие пугает самого подростка, не говоря уж о тех, кто живет рядом с ним. В его голове толпятся мысли, тело пугает новыми ощущениями и формами, а родители становятся слишком настойчивыми и несправедливыми. В вихре стремительно происходящих изменений, подросток должен понять и простить окружающий мир и себя. Без помощи родителей это невозможно. Поэтому придерживайтесь в общении с «обновленным» человеком некоторых принципов.

Как родителям понять подростка и помочь ему

Основным правилом в общении с подростком считается общение. С ребенком нужно разговаривать, любыми способами, вызывая его на диалог. Они же еще дети и в разговоре все равно выскажут проблемы. Прямо или косвенно, главное – услышать и понять.

«Нет»

Вы испуганы поведением взрослеющего ребенка, и боитесь, что ответив отрицательно на очередную его просьбу, потеряете доверие? Вы скорее лишитесь всего вышеперечисленного в том случае, если из страха будете соглашаться на все безумные просьбы подростка.

Готовьтесь на каждый отрицательный ответ развернуто обосновать своего решения. Выслушивайте мнение подростка по поводу сложившейся ситуации со спокойной уверенностью взрослого человека, который точно знает, что делает. Не паникуйте, не кричите и не скандальте никогда. Видя ваше замешательство, ребенок может трактовать это по-своему. Он просто ослушается вас или уговорами, слезами, угрозами заставит вас переменить решение.

Твердое «нет» никогда нельзя заменять на скользкое «может быть». Таким образом, вы даете своему ребенку надежду на то, что сменившиеся обстоятельства могут повлиять на ваше решение. И он начнет искать возможность переменить их.

Два взрослых человека

Представьте себе ситуацию, когда вы разговариваете со своими родителями, а они начинают с вами сюсюкать. Согласитесь, вы будете чувствовать себя не совсем комфортно. Так почему вы считаете, что с подростком можно общаться, как с трехлетним малышом? Навязывая собственное мнение, родители не понимают, что вызывают бунт в душе ребенка. Если он не противоречит открыто, то делает это так, чтобы вы не узнали. Подросткам невыносимо сознание того что их все еще считают детьми. Они требуют к себе отношения, как ко взрослому человеку.

Понять своего ребенка-подростка не сложно: относитесь к нему, как к равному:

  • Разговаривайте спокойно и с достоинством;
  • Обсуждайте совместные проблемы;
  • Шутите.

Старайтесь быть рядом в тот момент, когда жизнь требует от него принятия взрослых решений. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно последовал вашему совету. Лучше, если вы выскажите собственное мнение на создавшуюся проблему, а пути решения ее он выберет сам. Не ограничивайте свободу подростка до такой степени, когда он будет страдать от ощущения постоянной слежки. Некоторые родители слишком усердствуют в контроле над собственным чадом. Подростку нужна свобода мысли и действий, контролируйте его так, чтобы он об этом даже не догадывался.

Учить, и еще раз учить!

К 10 годам детям окончательно надоедает школа, учителя, уроки и учебники. А тут еще мама с папой, которые стараются научить его жизни. Если у вас есть взаимопонимание со своим чадом, вам не сложно будет объяснить ему, что это нужно для его же блага. В противном случае, не отступайте! Учите ребенка ответственности за собственные поступки, самоконтролю и умению принимать взвешенные решения. Если вы не дадите этого своему ребенку, может случиться непоправимое. И тогда, вам придется решать более серьезные проблемы.

Учите подростка следующим качествам и чувствам:

  • Организованность. Способность человека не останавливаться на достигнутом, и двигаться к намеченной цели – признак успешности и целеустремленности. Учите ребенка тому, что жить без стремления к чему-то нельзя, у человека должны быть желания, мечты, которые требуют воплощения в жизнь;
  • Забота. Ребенок воспитывается среди взрослых, братьев, сестер и друзей, которые любят и оберегают его. Воспитывайте в подростке доброту, сострадание, мягкость, выдержку и внимательность по отношению к людям;

  • Позитив. Нельзя, чтобы ребенок «закрывался» в себе, не в силах решить какую-то «глобальную» жизненную ситуацию. Понятно, что он сам себя «накрутил» и теперь в панике ищет выход. Объясните подростку, что его «страшные» проблемы – результат самобичевания и негативного отношения к себе и собственной жизни.
  • Постоянно уверяйте подростка в том, что он не страшилище, которым себя мнит, а очень приятный молодой человек. Достаньте собственные подростковые фотографии, покажите, каким были вы в его возрасте. Можно привести в пример фото звезд эстрады и кино. Благо, их множество в интернете.
  • Мелкие провинности и ошибки вашего ребенка не стоят того, чтобы он буквально «казнил» себя за них. Объясняйте взрослеющему человеку, что в жизни бывают проблемы посерьезнее, чем то, что он сегодня повздорил с другом. Каждый факт самоедства вашего ребенка, пресекайте на корню. Ищите правильные слова, примеры из собственной жизни, истории людей, которых знает ваш ребенок.

Скандал и агрессия

Родители, которые отчаялись «наставить» свое чадо на путь истинный разговорами и пониманием, стараются сделать последнее, что считают возможным – они скандалят, угрожатют и ругают ребенка. Этого делать нельзя! Вы не только не добьетесь понимания и послушания, вы окончательно оттолкнете от себя подростка. Те крупицы понимания и контроля над ситуацией рассыплются в прах. Ответная реакция на ваше отношения может быть самой страшной – от агрессии в ваш адрес до попытки суицида.

Кризис подросткового возраста – знакомое и страшное словосочетание для всех родителей. Оно означает то, что в переходном возрасте ребенок становится неуправляемым и агрессивным

Учимся понимать подростков – изменения по возрастам

Попробуем разобраться с тем, что происходит в организме ребенка на каждом этапе взросления.

12 лет. Еще маленький или уже большой?

Это тот возраст, когда ребенок еще не может быть взрослым, но уже не хочет оставаться ребенком. Он копирует поведение и манеры тех, кто рядом, чтобы казаться старше. В этом возрасте ребенок уделяет пристальное внимание своей внешности. Девочки проводят первые эксперименты с косметикой, а мальчики с тяжелым вздохом разглядывают прыщи в зеркале. Помогите ребенку в этом – купите специальную гипоаллергенную косметику для дочери и научите правилам наложения макияжа. Мальчика порадует действенное средство от угревой сыпи на лице.

Дети становятся медлительными и стараются замкнуться в себе. Теперь главное – не дать уползти им, как улитке в раковину, откуда потом их слишком трудно достать.

13 лет. Гиперактивный и перевозбужденный

К 13 годам в организме подростка начинают происходить бурные процессы, которые принято называть гормональными изменениями. Это один из самых активных периодов в развитии и становлении ребенка, как взрослого человека. Теперь он научился отличать взрослое поведение от детского, и прекрасно знает, что все большие дяди и тети – самостоятельные люди. Стараясь казаться самостоятельным, подросток совершает одну из самых неприятных ошибок в своей жизни – он абстрагируется от родителей и перестает признавать их авторитет. Если упустить этот период, можно прийти к плачевным результатам.

14 лет. Борьба за право голоса и признание

В этом возрасте подростки особенно неуправляемы. Доказывая свою состоятельность и независимость, они начинают действовать назло родителям. Не путайте это отношение со злостью и агрессией ребенка по отношению к вам. Он так же любит вас, как и тогда, когда был маленьким. Но теперь им движет незнакомое дотоле чувство противоречия. Подросток, скорее всего, сам не рад тому, что он делает, но не может изменить себе и оспаривает каждое, сказанное вами слово. Не кричите на него и не ругайте за «вредность». Он не виноват, а этот период скоро закончится.

15 и 16 лет. Еще не личность, но надежда есть

Если в прошлом ребенок принадлежал душой и сердцем только вам, то теперь пришло время делиться. У него появляются друзья, знакомые и первая любовь, которые отдаляют вас от ребенка. Теперь только от вас зависит, останетесь вы друзьями или чужими, непонимающими друг друга, людьми.

С появлением новых людей вокруг подростка моральные нормы, убеждения и жизненные принципы, которые вы вкладывали в его голову много лет, дают трещину. Теперь перед ним есть другие люди, которые воспитаны по другим правилам. Не удивительно, что перед ребенком встает вопрос: кто прав? Неужели мама и папа, которые ежедневно твердят о самосовершенствовании и самоконтроле? Ведь проще и веселее жить, как новые знакомые – блуждая по улицам в поисках приключений и не утруждать себя «лишними» проблемами. Это тот момент, когда вы строго, но ненавязчиво должны контролировать сферу общения ребенка. Если вы изначально знаете, что он дружит с детьми, понятия которых не идут вразрез с убеждениями вашей семьи, легче будет понять подростка и его душевные метания.

Почему родителям трудно понять подростка, которому 15 или 16 лет? Ответ – они забыли себя в этом возрасте. Вспомните первую любовь, первый раздор с другом, когда вы не сошлись во мнениях, первый поцелуй. В этом возрасте слишком многое случается впервые. Подростку трудно справиться с наплывом эмоций, чувством одиночества и ощущением собственного бессилия перед сложившейся ситуацией. Важно дать понять ребенку, что он не один, что вы всегда поможете и поддержите его. Его проблемы – ваши проблемы, но решение принимать должен он сам. Главное, чтобы они были взвешенными и обдуманными. Воспитывайте в подростке чувство ответственности за близких и любимых людей.

Наряду с житейскими понятиями, в ребенке формируется мировоззрение. Он получает много знаний от учителей, интересуется историей и науками. Его взгляды и суждения становятся обширны и многогранны. Этот возраст характерен тем, что человек находится на вершине умственного и психического развития.

Слушайте своих детей, дайте им возможность высказывать собственное мнение. Ведь только в общении зарождаются теплые, дружеские отношения, которые вы сохраните на всю жизнь.

Почему подростковый период – самый сложный?

Ученые рассказывают о трудностях, с которыми сталкиваются подростки.

Думаем, каждый из вас согласится, что один из сложных периодов жизни — юность. Нестабильное настроение, конфликты с родителями и сверстниками, первая любовь и расставание, необдуманные поступки… В этом возрасте не только меняется внешность и скачут гормоны, но и происходит «созревание» мозга. Согласно мнениям ученых, в подростковом и юношеском возрасте мозг претерпевает важные изменения, которые лишь недавно стали объектом научных исследований.

Сегодня мы расскажем вам об 11 причинах, из-за которых подростковый период становится трудным.

1. Ученые обнаружили, что мозг в подростковом возрасте претерпевает значительные изменения

gifer.com

Раньше ученые думали, что мозг достигает апогея своего развития при половом созревании. Однако со временем стало ясно, что все обстоит не так.

 «Мы думали, что мозг пластичен лишь в детстве, но на самом деле активный период его развития приходится и на подростковый возраст», — поделилась Кейт Стейн, детский психиатр из Оксфорда.

«В это время наблюдается явное изменение интеллектуальных способностей, — говорит Стивен Вуд, профессор развития мозга подростков Университета Бирмингема. — Развиваются такие исполнительные функции, как рабочая память, навыки планирования и организации. Конечно же, улучшается социальное когнитивное понимание».

2. На самом деле не существует четкого понимания того, когда заканчивается «подростковый возраст», но ясно одно — он длится дольше, чем вы думаете

 Кадр из сериала «Универ»

Большинство экспертов сходятся во мнении, что юность начинается с полового созревания. Но у этого периода нет четкого конца. «Люди полагают, что юность заканчивается с принятием первых взрослых ролей и обязанностей, — говорит Вуд. — Но едва ли это полезно — вряд ли кто-то понимает, что это значит».

«Если 400 лет назад вас выпускали из семейного гнезда, потому что вам нужно было выйти на работу, значит ли это, что это было вашей первой взрослой ролью? Получается, уже в 14 лет вас можно было назвать взрослым человеком?»

Грубя говоря, все понимают, что юность продолжается до 25 лет. «Цитата, которую использует подавляющее большинство, взята из «Зимней сказки» У. Шекспира: «Лучше бы люди, когда им уже исполнилось 10, но еще не стукнуло 23, вовсе не имели возраста.

Лучше бы юность проспала свои годы, потому что нет у нее другой забавы, как делать бабам брюхо, оскорблять стариков, драться и красть». Эта цитата наглядно демонстрирует, что мысль о том, что 20-е годы жизни человека — это часть подросткового возраста, восходит, по крайней мере, к периоду жизни Шекспира.

3. Ваши эмоции становятся сильнее разума

tenor.com

Разница между тем, что Стейн называет «думающим мозгом» и «чувствующим мозгом», наиболее заметна именно у подростков. С наступлением половой зрелости лимбические и подкорковые «эмоциональные» структуры развиваются быстрее тех частей мозга, которые отвечают за суждения и контроль, — так называемый «мыслящий мозг». «Префронтальная кора не достигает полной зрелости до подросткового возраста», — объясняет специалист.

4. А это значит, что в молодом возрасте вы с большей вероятностью сделаете (или рискуете сделать) то, что вас пугает

Columbia Pictures / tumblr.com

Химический состав вашего мозга меняется так же, как и его структура. «Простой пример — когда вы вступаете в половую зрелость, то получаете всплеск половых гормонов, который меняет нейрохимию, — поясняет Вуд.

Меняется способ, с помощью которого в мозге высвобождается дофамин — гормон удовольствия. Меняется чувствительность к эмоциям. Все это дает вам больше желания заниматься различными видами деятельности, для сопротивления которым у вас еще недостаточно когнитивного контроля. Можно сказать, в этот период наблюдается существенная задержка между желанием что-то сделать и тем, что позволяет вам сказать: «Нет, это того не стоит».

Все это приводит к тому, что молодые люди решаются на рискованные или пугающие поступки, — утверждает эксперт. — Кто, скорее всего, прокатится на самом страшном аттракционе в тематическом парке? Конечно, подростки. Кому нравятся фильмы ужасов? Опять подросткам».

По словам Вуда, такое поведение характерно не только для людей. «Повышенное рискованное поведение наблюдается у обезьян и грызунов. Есть некоторые свидетельства того, что подростки-самцы совершают гораздо более длинные прыжки сквозь кроны деревьев, чем взрослые. А грызуны-подростки часто далеко отходят от семейного гнезда».

5. Подростки часто рискуют, когда за ними наблюдают друзья

 Кадр из сериала «Папины дочки» / СТС Love

Вуд говорит, что в экспериментах «молодые подростки в возрасте от 14 до 18 лет совершали больше рискованных поступков, когда находились в компании сверстников».

В процессе эксперимента исследователи сканировали мозг испытуемых. Они обнаружили, что когда за подростками наблюдали сверстники, активность частей их мозга, которые участвуют в торможении и контроле, не менялась.

Чего нельзя было сказать о частях, ответственных за выработку гормона удовольствия, — в частности, об области мозга, известной как полосатое тело. Но это явление наблюдалось лишь у подростков младшего возраста. «Ученые предположили, что риск в присутствии друзей просто приносит больше удовольствия», — отметил Вуд.

6. Все потому, что в подростковом возрасте вы больше переживаете за социальный статус

gfycat.com

«Когда дети ходят в начальную школу, у них есть социальные связи, но они довольно расплывчаты, — говорит Вуд. — Им нравится общаться и со взрослыми. Но когда вы становитесь подростками, то склонны проводить больше времени с определенной социальной группой ваших сверстников и практически не говорить с людьми старшего поколения».

Это ключевое время для установления социального статуса и формирования иерархии. «Думаю, что, став взрослыми, мы не замечаем происходящих компромиссов, — рассуждает Вуд. — Например, перед вами стоит выбор — прыгнуть с обрыва или нет. С одной стороны, вы понимаете, что это довольно длинный путь вниз, который таит немало опасностей. В случае ошибки вам будет больно — это физический риск.

И в то же время есть риск социальный. Если вы не прыгнете, то потеряете лицо перед людьми, которые вас подстрекают. И, скорее всего, для подростков куда важнее именно социальный риск. Кто-то предпочел бы сломать ногу, чем быть изолированным от группы сверстников. А взрослые этого не видят, поэтому нередко говорят: «В таком странном поведении нет ни малейшего смысла».

7. Если, будучи подростком, вы поздно ложитесь спать, вы не ленивы. Просто ваши биологические часы работают по-другому

tenor.com

«Существуют веские доказательства того, что половое созревание вызывает изменение отношения к вечернему времени, — объясняет Стейн. — Вполне естественно, что подростки хотят позже ложиться и позже вставать. И это вполне доказано на биологическом уровне».

Вуд соглашается: «В среднем и позднем подростковом возрасте в вас просыпается ребенок, который не хочет ложиться спать раньше полуночи и вставать раньше 9-10 часов утра».

Проблема в том, что родители настаивают на том, чтобы их дети жили по «взрослому» расписанию. «Большинство школ работает с 9:00 до 15:30, — говорит Стивен, — потому что более позднее время начала обучения связывают с лучшими оценками и меньшей вероятностью проявления антисоциального поведения».

По словам специалиста, было бы «легко» перенести школьные часы на более позднее время, но на дороге встают практические трудности. Одна из них — обычно детей завозят в школу родители перед работой. «Попытка перенести начало уроков кажется хорошим решением, но ее реализация может быть очень трудной», — считает Вуд.

Это приводит к тому, что многие подростки страдают от хронического недосыпа. «Проблема лишь усугубляется из-за использования телефонов и социальных сетей, — утверждает Стейн. — Все мы знаем, как важен сон. Его отсутствие связано с ожирением, суицидальными наклонностями и поведенческими проблемами. А подростки и вовсе получают двойной удар, потому что область мозга, участвующая в управляющих функциях, особенно восприимчива к недосыпанию из-за ее недоразвитости».

8. Подростковый и юношеский возраст — период пика вашей физической формы

 Кадр из шоу «Наша Russia»

«Подростки, как правило, очень крепки физически, — говорит Вуд. –Это период расцвета их сил.

Они легче переживают голод, усталость и тому подобное. Классическим примером является потребление алкоголя: крыса-подросток может выпить гораздо больше спиртного, чем взрослая особь. Когда я был моложе, я мог пить и не спать всю ночь — теперь же мне достаточно полбутылки вина, чтобы меня начало клонить в сон.

Однако чем вы моложе, тем больше вреда наносит организму употребление алкоголя в долгосрочной перспективе: «Нейротоксические эффекты зависят от возраста, поэтому чем моложе человек, который употребляет алкоголь, тем больше вероятность, что спирт повредит нервные клетки гиппокампа».

Более того, подростки менее подвержены болезням. «Есть детские болезни — очень специфические виды инфекций, травм или рака. А есть болезни старости — это рак, сердечно-сосудистые заболевания, неврологические расстройства. Но молодые люди пребывают в хорошей физической форме и нечасто страдают недугами. В общем, подростки практически не болеют», — подытожил Стивен Вуд.

9. Но в то же время именно тогда начинается множество проблем с психическим здоровьем. Причем неизвестно, почему

 Кадр из сериала «Универ»

По словам Вуда, «очень большая часть» проблем со здоровьем у молодых людей связана с психическими расстройствами. «К 25 годам 75% психических заболеваний уже пустили свои корни. Это может произойти и в более молодом возрасте. И нам до сих пор не совсем ясно, почему».

Отчасти причиной могут стать проблемы с развитием или наследственность. В то же время подросткам и молодым людям приходится намного чаще сталкиваться с множеством серьезных изменений в своей жизни, чем взрослым людям. «Например, — говорит Вуд, — трудно переключиться между начальной и средней школой.

Ты превращаешься из самого старшего ученика-младшеклассника в самого неопытного ученика средней школы». По его словам, мы не очень хорошо справляемся с подобными изменениями в любой момент нашей жизни — смена работы или переезд в другой город делает всех нас более уязвимыми к психическим патологиям».

«На данный момент исследования в области психического здоровья очень востребованы, — говорит Стейн. — Все дело — в поиске способов предотвращения проблем в будущем.

Быть подростком — это большой стресс даже для самых стойких людей. Но многие углы этого периода можно сгладить. К примеру, я думаю, выносливости и упорности все-таки можно научиться. Многое из того, чем мы занимаемся, направлено на то, чтобы помочь отдельным людям и их семьям справиться с эмоциональными потрясениями подросткового возраста».

Так, в университете Стивена Вуда в Бирмингеме даже есть специализированная система охраны психического здоровья молодежи, которая называется «Forward Thinking Birmingham». А у благотворительной организации по охране психического здоровья «Mind» — страница с полезными ресурсами для детей и молодежи.

10. Люди старшего поколения часто забывают, насколько тяжелым может быть подростковый период, отчего склонны принижать и даже демонизировать молодежь

 Кадр из фильма «Бабушка легкого поведения-2» 

«Насколько я помню, мне было невероятно тяжело быть подростком, — делится Стейн. — Я действительно чувствовала, будто эмоции взяли надо мной верх. Поэтому я очень сочувствую подросткам — общество автоматически выставляет их не в самом выгодном свете».

Вуд говорит, что взрослые часто забывают свои молодые годы. «От них нередко можно услышать что-то вроде: «Подростки что, умеют думать?». Такое чувство, что в 25 лет в нашей голове щелкает какой-то переключатель, который стирает все наши воспоминания.

Но то, что вы делаете в подростковом возрасте, не сильно отличается от того, что вы делаете, будучи детьми или взрослыми. Так что не стоит попусту демонизировать молодежь».

11. Юность — самое эмоционально напряженное время в вашей жизни, и оно может быть невероятно важным в формировании того, кем вы являетесь

Vestron Pictures / makeagif.com

«Подростки уникальны, — подчеркивает Стейн. — Они очень чувствительны. Их эмоции, их отношение к музыке — это действительно потрясающее время. Если в этом возрасте вы встретили наставника, который действительно затронул ваши интересы и ваше творчество, то юность может стать весьма плодотворным временем для самопознания и развития интересов.

Подростковые годы демонизируются, но на самом деле это лишь возможность для реального роста и осознания своих чувств и эмоций — если вы понимаете, что ваш разум еще не догнал «эмоциональную часть» мозга.

Я часто говорю подросткам: «Не бойтесь своих эмоций. Ведь если вы обращаетесь с ними правильно, они могут привести к невероятным вещам».

Смотрите также

Обложка: 1Gai.Ru / Кадр из сериала «Папины дочки» / СТС

в подростковом возрасте — Перевод на русский — примеры английский

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Девочки сталкиваются с повышенной дискриминацией в подростковом возрасте .

Некоторые из этих же исследований показали, что у некоторых девочек с преждевременным адренархе может сохраняться чрезмерный уровень андрогенов в подростковом возрасте .

Некоторые из этих же исследований показали, что некоторые девочки, которые проявляют преждевременный адренархе, могут вести чрезмерный уровень андрогенов в подростковом возрасте .

Есть важное стремление стать независимым от родителей и произвести впечатление на друзей в подростковом возрасте .

Для подростков есть важное желание стать независимыми от родителей и произвести впечатление на своих друзей.

По словам Эриксона, после установления личности в подростковом возрасте молодые люди стремятся установить интенсивные, обычно романтические отношения с другими людьми.

Согласно Эриксону, молодые люди стремятся сформировать интенсивные отношения, как правило, романтические отношения с другими людьми.

Дети затем бунтуют в подростковом возрасте — это также связано с бунтом цикла человеческого развития.

Действительно, местная культура поощряла семьи отдавать предпочтение образованию мальчиков, а не девочек, особенно в подростковом возрасте .

Местная культура фактически подталкивает в семье образование мальчикам, а не девочкам, особенно в подростковом возрасте .

Эти усилия включали создание видеоролика, в котором подчеркивается важность физической активности в подростковом возрасте , а также изображения спортсменок в официальных информационных материалах о спорте.

В рамках этих усилий подготовлен видеоматериал в качестве официального сообщения на спортивную тему, в котором содержится особое внимание на важную физическую активность в подростковом возрасте и в котором представлены изображения спортсменок.

Точно так же некоторые дети рождаются на улице, а другие выходят на улицу только в подростковом возрасте .

Вылечить можно в подростковом возрасте .

Роды в подростковом возрасте повышают риск детской смертности

Это отсутствие следует поставить под сомнение, так как беременность в подростковом возрасте имеет специфические и дифференцированные аспекты, которые требуют более конкретных действий.

Встает вопрос об обоснованности подобного невнимания, поскольку беременность в подростковом возрасте сопровождается специфическими проблемами, которые требуют принятия более адресных действий.

Во-вторых, курение обычно начинают в подростковом возрасте или в раннем взрослом возрасте.

Большинство неинфекционных заболеваний и около 70 процентов преждевременных смертей среди взрослых тесно связаны с четырьмя видами поведения, которые начинаются или усиливаются в подростковом возрасте : курение, вредное употребление алкоголя, отсутствие активности и переедание или плохое питание.

Большинство неинфекционных заболеваний и около 70 процентов преждевременных смертей связаны с четырьмя привычками, которые приобретаются или закрепляются в подростковом возрасте : курение, злоупотребление алкоголем, отсутствие физических активности и переедание или плохое питание [333].

Название их дуэта было построено на том основании, что они хотели создавать чистую, честную музыку, которую можно найти только в подростковом возрасте .

Название их дуэта было выбрано, потому что девушки хотели создать чистую, честную музыку, которая может быть найдена только в подростковом возрасте .

Качественное базовое образование как право и как основная забота детей в «среднем детстве» является еще одним важным фактором, определяющим то, что происходит с детьми в подростковом возрасте и взрослой жизни.

Базовое образование хорошего уровня в «среднем периоде детства» является еще одним важным фактором, определяющим то, что происходит с детьми в подростковом возрасте и во время взрослой жизни.

Государство по-прежнему привержено дальнейшим усилиям по изменению гендерных стереотипов, но также осознает, что такие изменения поведения трудны во взрослом возрасте и их необходимо прививать в подростковом возрасте и даже лучше, в раннем детстве.

Государство по-прежнему привержено продолжению таких действий в целях достижения гендерных стереотипов, признавая при этом тот факт, что подобных изменений в поведении трудно в зрелом возрасте и соответствующее отношение следует прививать в подростковом возрасте , а еще лучше — в раннем детстве .

В подростковом возрасте наиболее частая причина госпитализации — травмы.

Вы застряли в юности .

«Психиатрическая помощь в подростковом возрасте ».

В то время как смертность детей в возрасте до пяти лет обычно выше среди мальчиков, чем среди девочек, поскольку девочки обладают определенными биологическими и генетическими преимуществами, гендерное неравенство приводит к тому, что девочкам приходится сталкиваться с более высокими рисками для здоровья в подростковом возрасте .

В возрасте до пяти лет показатель смертности, как правило, выше для мальчиков, чем для девочек, поскольку девочки обладают определенными биологически и генетически обусловленными преимуществами, однако гендерное неравенство приводит к тому, что девочки сталкиваются с более серьезным риском для здоровья в подростковом возрасте . .

перевод, произношение, транскрипция, примеры использования

7 768
юность, молодость
существительное

— отрочество
— юность
— моложавость

Словосочетания подростковый возраст подростковый возраст возраст
достичь среднего подросткового возраста — достичь юношеского возраста
топографического подросткового возраста — стадия топографической юности; стадия юности рельефа; юность рельефа

Примеры

Дети в подростковом возрасте претерпевают множество изменений.

В подростковом возрасте дети проходят через многие изменения. №

В подростковом возрасте кризис идентичности.

В период полового созревания наступает кризис осознания собственной идентичности. ☰

период от рождения до подросткового возраста

период от рождения до юности / подросткового возраста ☰

Подростковый возраст — переходный этап от детства к взрослой жизни.

Подростковый возраст — это переходный этап между детством и зрелостью.☰

В подростковом возрасте часто бывает период сексуальных экспериментов.

В подростковом возрасте люди часто экспериментируют со своей сексуальностью. №

Их дети находятся на пороге подросткового возраста.

Их дети находятся на пороге юности. ☰

Он описывает юность как бурную границу между детством и взрослостью.

Он показывает юность как бурный пограничный период между детством и взрослой жизнью.№

Примеры, ожидающие воплощения

Он боролся в юности. ☰

подростковый возраст — это неудобный промежуточный возраст ☰

… медицинское исследование, в котором наблюдались подростки через подростковый период и до взрослого возраста … ☰

Для того, чтобы добавить вариант перевода, кликните по иконке ☰, напротив примера.

Возможные однокоренные слова

отрочество — юность, отрочество, моложавость
.

adolescence — Перевод на русский — примеры английский

Предложения: детство и юность

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Основная цель исследования состояла в том, чтобы понять типичный подростковый возраст .

Основной целью исследования было понять типичную юность .

Да ну … середина отрочество это бурный этап развития.

Разумеется, юность — беспокойная стадия развития личности.

Мое отрочество прошло во время немецкой оккупации Франции.

Моё отрочество прошло во Франции, оккупированной в те годы Германией.

Эти дети входят в подростковый возраст , будучи плохо подготовленными к работе, дальнейшему обучению и практическим навыкам совладания с жизнью.

Эти дети вступают в подростковый возраст плохо подготовленными к работе, учебе и практическим сторонам повседневной жизни.

Это потому что вы меняетесь, это подростковый возраст .

Именно эта мелодия напомнила мне мою юность .

Эта мелодия напомнила мне о юности .

Безопасный, здоровый и успешный переход от подросткового возраста до взрослого возраста — право каждого ребенка.

Безопасный, здоровый и успешный переход от юности к взрослой жизни правом каждого ребенка.

Несколько долго заживающих переломов, относящихся к периоду его юности .

Множество долго заживающих переломов, начиная с юности .

Он был угрожающим присутствием в ее жизни с начала отрочества года.

Он присутствовал в её жизни и угрожал ей с самой ранней юности .

Виктория столкнулась с трагическим выбором в ее отрочестве , и …

Виктория встала перед трагическим выбором в юности , и …

С юности до Юлиус Нойброннер был страстным фотографом-любителем.

С юности , Юлиус Нойброннер был страстным фотографом-любителем.

Для Домициана это означало, что значительная часть его отрочества была проведена в отсутствии его ближайших родственников.

Это означало, что Домициан значительную часть своей юности провёл в отсутствие ближайших родственников.

Лечение тестостероном возобновляется в подростковом возрасте только для мальчиков с гипогонадизмом.

Лечение тестостероном возобновляется в юности только у мальчиков с гипогонадизмом.

Ирро провел большую часть своей отрочества в Могадишо, где он получил образование в итальянских начальных и средних школах.

Ирро провёл большую часть своей юности в Могадишо, где учился в итальянской начальной и средней школе.

События его отрочества были частью сюжетов некоторых эпизодов.

События его юности были в некоторых эпизодах.

Начиная с юношеского возраста и далее женщин побуждают вырисовывать индивидуальность, фальсифицировать женственность в погоне за косметическим стандартом.

Женщины вынуждены с юности закрашивать свою индивидуальность, фальсифицируя женственность в погоне за неким косметическим стандартом.

Если у него есть субъект, субъектом будет подростковый возраст .

Если у него есть тема, то это юность .

Моя собственная юность была достаточно сложной.

Пережить мою собственную юность было достаточно сложно.

Продолжительность подросткового возраста определяется биологическими факторами.

То, долго период длится , насколько биологическими факторами.

Многие хронические инвалидизирующие заболевания и психические расстройства впервые появляются в подростковом возрасте .

Первые проявления многих хронических заболеваний и психических расстройств, становящихся причинами инвалидности, отмечаются в подростковом возрасте ..