Упражнения для детей для развития речи: Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет – Жили-Были
30 лучших упражнений для развития дикции
Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Что такое артикуляционная гимнастика
Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата.
Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.
При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.
Виды артикуляционной гимнастики
Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена.
В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
Какая гимнастика нужна вашему ребенку
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:
ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
наблюдается обильное слюнотечение,
ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.
Общие принципы артикуляционной гимнастики
Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.
Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.
Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику.
Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.
Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.
Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.
Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.
Приемы гимнастики
Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».
«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.
«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.
«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.
«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.
«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.
«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.
«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.
«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.
«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.
«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.
«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».
Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.
Читайте также:
Почему так важно читать ребенку вслух
Как научить ребенка выговаривать сложные звуки без помощи логопеда
13 классических игр для развития речи
Фото: Dean Drobot/Africa Studio/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com
Логопедические занятия для детей 5-6 лет: упражнения, советы дефектологов
Содержание статьи
Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.
Речевое развитие детей 5-6 лет
5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.
Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.
Также к числу речевых норм относится следующее.
- Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
- Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
- Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
- В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
- К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.
Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.
Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.
Возможные речевые дефекты
Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.
Возможно несколько видов нарушения речи:
- заикание;
- дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
- гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
- ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
- неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.
При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.
В каких случаях следует посетить специалиста?
Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:
- очень бедный словарный запас;
- неспособность правильно произносить большое число звуков;
- неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
- постоянные пропуски части слогов в словах;
- медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
- неразборчивая речь, заикание;
- постоянные запинки и паузы.
В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.
Роль родителей
Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.
Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.
- Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
- Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
- Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
- Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
- Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
- Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
- Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.
Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.
Построение домашнего занятия
Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.
Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.
Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.
Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.
- Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
- Проговаривание стишков с проблемными звуками.
Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:
Ра-ра-ра – резвится детвора!
Ро-ро-ро – раздаем добро!
Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!
Ры-ры-ры – пес вылез из норы!
В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.
Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка
Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.
Мышцы | Варианты заданий |
Губы | Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение. |
Язык | «Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз. |
Подъязычная связка | «Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить. |
Щеки | «Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться. |
Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.
Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.
Многообразие форм и игр
Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:
- не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
- «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
- проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.
Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.
Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.
Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.
Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.
Познавательные занятия
Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.
Возможно несколько вариантов таких игр.
- Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
- «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
- Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.
При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.
Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки, поговорки и чистоговорки, которые так нравятся детям.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.
«Вкуснятина»
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.
«Качели»
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).
«Карасий»
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.
«Лошадка»
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Лопаточка»
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.
«Иголка»
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше, упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.
Выполнять
«Блюдце»
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.
«Маляр»
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.
«Чистые зубки»
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.
«Часики»
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.
«Ириска»
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.
Игры на формирование звуковой культуры речи
«Одуванчик»
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.
«Звоночек»
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.
«Свеча»
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.
«Колдун»
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.
«Разговор с пчелой»
Меня ужалила пчела.
Я закричал:
«Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
«А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он был мне уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
(М. Бородицкая)
Выучите с ребёнком стихотворение и расскажите его по ролям.
«Весёлый попугайчик»
Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать ручкой ритм.
По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:
—одинаковые: ра-ра-ра;
—со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра;
—с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-папа-па.
Следите за достижением синхронности голоса и движений.
«Воздушный шарик»
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.
«Насос»
Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит «с-с-с…», одновременно делая такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или колесо. Звук «с-с-с…» следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.
«Лягушонок»
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»).
Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.
Пальчиковые игры
Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша.
Дети 2—3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.
«Пароход»
Пароход плывёт по речке, Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)
«Котик»
Есть у котика на лапках Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)
«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал, Что поехал на вокзал. Чтобы встретить остальных, Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)
«Цветок»
Растёт цветок, к солнцу тянется, А бутон его распускается.
(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики, не разъединяя кистей рук.)
«Пальчики собираются в детский сад»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура! В детский сад идти пора!»
(М. Кольцова)
(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с большого.)
«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
(Л. Останко)
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Потянули…
(Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)
Покрутили…
(Руками, сцепленными в «замок», выполнить движение «на себя — от себя».)
Постучали…
(Руки по-прежнему находятся в положении «замок» перед собой, ребёнок «стучит» запястьями.)
И открыли!
(Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)
«Павлин»
Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к левой руке («хвост павлина»). Растопыривать и соединять пальцы правой руки («павлин раскрывает и закрывает хвост»).
«Зайка»
Выпрямить средний и указательный пальцы («ушки зайки подняты»).
Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы сначала одновременно, затем поочерёдно («зайка шевелит ушками»).
Скороговорки, чистоговорки, потешки
Скороговорки
У осы не усы, а усики.
Сорок сорок съели сырок.
Нашей Маше дали манной каши.
Тише, мыши, кот на крыше.
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая.
Пекарь пёк калачи в печи.
Слишком много ножек у сороконожек.
На дворе трава, на траве дрова.
Три сороки-тараторки тараторили на горке
Чистоговорки
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Со-со-со — у машины колесо.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша — едет катер не спеша.
Аш-аш-аш — есть у Пети карандаш.
Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо.
Ча-ча-ча — мама вызвала врача.
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.
Чу-чу-чу — в самолёте я лечу.
Че-че-че — скачет птичка на мяче.
Чо-чо-чо — стало в печке горячо.
Ра-ра-ра — сыну спать давно пора.
Ри-ри-ри — прилетели снегири.
Ро-ро-ро — воды полное ведро.
Лу-лу-лу — чемодан стоит в углу.
Ло-ло-ло — весной на улице тепло.
Ул-ул-ул — у меня сломался стул.
Ля-ля-ля — зеленеют тополя.
Ла-ла-ла — наша деточка мала.
Цо-цо-цо — мама вышла на крыльцо.
Цы-цы-цы — собираем огурцы.
Ец-ец-ец — очень вкусный огурец.
Ца-ца-ца — кота прогнала я с крыльца.
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи — прилетели к нам стрижи.
Жу-жу-жу — молока даю ежу.
Ща-ща-ща — этот пояс от плаща.
Щу-щу-щу — я тебя в лесу ищу.
За-за-за — на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу — мы поймали стрекозу.
Потешки
Сова-совушка, сова,
Большая голова.
На колу сидела,
На луну глядела,
Глазами блестела.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И — полетела!
Птички сели на лужок,
А котята — в уголок.
Сели-посидели,
Песенки запели.
Прибежала кошка-мать,
Домой деток стала звать.
Птички песню спели,
К деткам улетели.
Наши ручки в мыле были,
Мы посуду с мамой мыли.
Мы посуду вытирали,
Нашей маме помогали.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»
ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ
1.Пусть малыш внимательно рассмотрит картинки. Попросите его сначала перечислить изображённые предметы, а затем назвать каждую группу предметов одним общим словом.
2.Попросите ребёнка придумать короткий рассказ или сказку с одной из групп слов.
источник: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/147440/Ermakova_-_Pogovori_so_mnoii,_mama!_Razvivayushchie_zanyatiya_dlya_malysheii.html
советы и упражнения – Развитие ребенка
Рейтинг
Советы родителям, чьи дети не могут выражать мысли и страдают от нарушений речевого развития |
У некоторых детей встречается проблема: они могут говорить, но их речь прерывистая. Дети не могут выражать свои мысли с помощью завершенных предложений: их слова и даже слоги «ломаются». Такие дети могут заикаться, или их речь может быть путанной.
Эти проблемы мешают общению ребенка и иногда могут вызывать у него неуверенность в себе. Однако их можно решить с помощью речевой терапии. Рассмотрим, в чем она заключается, и какие игры и занятия можно использовать дома для того, чтобы устранить у ребенка речевые проблемы.
Что такое речевая терапия
Речевая терапия – это метод, направленный на улучшение речи ребенка, его способности распознавать речь. Также она призвана устранить такие проблемы, как плохая артикуляция отдельных звуков, заикание, фонологичеcкие и голосовые расстройства.
Речевая терапия помогает ребенку лучше выражать себя через вербальный и невербальный язык. Основное внимание в ней уделяется:
- правильной артикуляции и свободному произношению звуков, слов и предложений. Дети, у которых есть проблемы с речью, как правило, плохо выговаривают слова и не могут бегло разговаривать. Речевая терапия направлена на решение данной проблемы и помогает лучше выговаривать слова;
- работе над громкостью речи. Часто дети с нарушениями речи говорят или слишком тихо, или слишком громко. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка лучше выговаривать слова и регулировать громкость речи;
- выразительности речи, которая достигается с помощью иллюстраций, знаков и букв. Детям, которые страдают от нарушений речи, бывает трудно общаться не только устно, но и письменно. Им бывает трудно правильно употреблять грамматические конструкции, правильно составлять предложения и описывать ситуации. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка этому.
Часто бывает так, что дети разговаривают неохотно или делают паузы во время разговора. Родителям бывает трудно понять, о чем они говорят. Но это еще не означает, что ребенку нужна речевая терапия.
Как узнать, нужна ли ребенку речевая терапия
1. Речевая терапия необходима, если:
- людям трудно понять, что говорит ребенок, поскольку его речь неразборчива;
- ребенку трудно произносить слова или выражать с помощью слов свои мысли;
- ребенок заикается: повторяет звуки или слоги или произносит какой-либо звук слишком долго:
- ребенок может произнести только одно-два простых слова (например, мама, папа и т. д.) и не может говорить предложениями из трех и более слов;
- ребенок не развивает такие социальные навыки, как дружба и общение со сверстниками. Он не может заговорить с другими детьми, поиграть с ними или взаимодействовать каким-либо другим образом.
2. У вашего ребенка может быть хорошее произношение или он может рано научиться читать. Однако ему может понадобиться речевая терапия для того, чтобы научиться правильно использовать речь в разных социальных ситуацях: заговорить с кем-то, завести друзей или попросить о чем-то другого человека.
3. Ребенку может понадобиться речевая терапия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушения слуха, поскольку они влияют на способность ребенка к общению.
Если вы столкнулись с одним из указанных случаев, проконсультируйтесь с логопедом. Как правило, логопеды работают с детьми, начиная с самого раннего возраста и на протяжении школьных лет.
Существуют упражнения, которые можно выполнять вместе с ребенком дома в дополнение к занятиям с логопедом.
Если развитие речи у ребенка происходит с задержками, прежде всего следует убедиться, что у него нормально развит слух. Родители должны обращать внимание на то, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к источнику звука, когда включают телевизор и т. д.
Советы родителям о том, как развить речь ребенка в домашних условиях
Главная рекомендация – избегать негативных комментариев по поводу того, как ребенок разговаривает. Если он заикается – не давите на него. Вместо этого следуйте таким советам:
1. Поощряйте ребенка говорить. Задавайте ему вопросы, которые заставят его размышлять. Задавая вопросы, требующие подробного ответа, вы мотивируете его лучше выражать свои мысли.
2. Внимательно слушайте ребенка. Дослушивайте его до конца, даже если он говорит медленно и с паузами. Когда ребенок видит, что вы его слушаете, он обретает уверенность в себе и разговаривает свободнее.
3. Попробуйте сделать такое упражнение: соберите в круг ребенка, его братьев, сестер или друзей. Скажите шепотом ребенку какую-либо фразу, затем он так же должен передать ее дальше по кругу. Последний ребенок в кругу должен озвучить фразу (в идеале – ту же, что вы сказали первому ребенку).
4. Мотивируйте ребенка читать. Купите ему несколько интересных книг и попросите читать их вслух. Просите ребенка перечитывать отрывки несколько раз. Это способствует развитию у ребенка разговорной речи и языковых навыков.
5. Оцените уровень развития ребенка. Посмотрите, в каких сферах развития у него возникают задержки. Это поможет вам понять, возникли ли проблемы с речью сами по себе или связаны с другими проблемами развития. Вы можете сравнить показатели развития ребенка с типичными показателями для данного возраста.
6. Сконцентрируйтесь на определенных сферах. Выберите конкретные сферы, которые вы хотите исправить. Сосредоточьтесь на достижении показателей, которыми обычно обладают дети данного возраста.
7. Решайте одну проблему за раз: разбейте проблему на мелкие задачи и затем последовательно их достигайте.
Например, если вы хотите научить ребенка правильно произносить звук «ф», сначала покажите ему, как правильно произносить сам звук, затем учите слог, в котором он содержится («уфф», «ффу»), затем переходите к словам («флаг»). Наконец, используйте слова в предложениях.
Вы можете попробовать несколько упражнений, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Однако помните, что они должны нравиться ребенку. Ребенок не будет сотрудничать, если ему будет скучно.
Упражнения и занятия для речевой терапии
Рассмотрим несколько упражнений, которые нравятся детям и стимулируют развитие речи.
1. Карточки с картинками и вопросами
Положите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите сказать, что он видит на них. Начните с нескольких карточек и постепенно увеличивайте количество изображений. Если ребенку трудно произносить какое-либо слово, остановитесь на нем и уделите ему больше времени.
Можно также использовать карточки с вопросами. Выберите одну карточку и задайте вопрос ребенку. Такая игра может вовлечь его в разговор. Например, вопросы могут быть такими: «Если бы ты мог сейчас получить любой подарок, что бы ты хотел?», «Если бы ты что-то мог изменить в школе, что бы это было?»
2. Упражнение с зеркалом
Зеркало является для ребенка хорошим средством обратной связи. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, какие движения ртом нужно делать, чтобы произнести определенный звук. Разговор перед зеркалом поможет ребенку увидеть, как правильно произносить звуки.
Встаньте перед зеркалом и покажите ребенку, как произносить разные звуки. Затем помогите ему увидеть различия между правильным произношением и тем, как произносит звуки он.
3. Классики
В ходе игры ребенок произносит то или иное слово 9 раз. Начните со слов, которые даются ребенку трудно.
Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и предложите ребенку произносить слово каждый раз, когда он делает прыжок. Когда он дойдет до числа 9, измените слово и начните игру сначала. Сначала можно играть с несколькими словам, а затем увеличивать их количество.
Когда ребенок правильно произнесет все слова, вознаградите его чем-то. Это повысит его уверенность в себе.
4. Игра с мячом
Возьмите мяч и бросайте его ребенку. Играя в мяч, ребенок может повторять новые слова. Таким образом, он одновременно развивает и физические, и речевые навыки.
5. Прогулки
Когда вы идете на прогулку вместе с ребенком, предложите ему повторять какое-либо слово, делая каждый шаг. Уделяйте этому небольшое количество времени, когда вы гуляете по парку или когда возвращаетесь домой.
Кроме игр и занятий, ребенок должен тренировать свой речевой аппарат.
Упражнения для тренировки речевого аппарата
Тренировки речевого аппарата задействуют мышцы губ, щек, нижней челюсти и языка. Мышцы могут быть сильными или слабыми, скоординированными или несогласованными.
Человеку нужны развитые ротовые мышцы для того, чтобы есть, пить и глотать. Рассмотрим несколько упражнений для тренировки речевого аппарата, которые вы можете практиковать с ребенком дома.
1. Движения губ
- Предложите ребенку произнести звук «о-о-о», затем «э-э-э». Затем объедините звуки: «оо-ээ». Для этих звуков необходимы разные движения губ;
- попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить упражнение;
- затем предложите ребенку надуть щеки, не открывая рта. Затем он должен надуть одну щеку, а вторую расслабить;
- попросите ребенка надуть воздушный шар или свиснуть;
- проделайте то же самое с губами. Предложите ребенку надуть верхнюю губу, затем нижнюю;
- Попросите ребенка расслабиться, затем повторите упражнение;
- для тренировки губ предложите ребенку пить через соломинку.
2. Движения языка
- начните со звуков, которые задействуют кончик языка: «т-т-т», «д-д-д»;
- предложите ребенку сжать зубы и не прикасаться языком к губам и зубам. Для этого ребенок должен сжать язык, а затем расслабить;
- предложите ребенку высунуть язык и делать круговые движения.
3. Движения щек
- предложите ребенку сжать губы и втянуть щеки;
- предложите ребенку вытянуть губы и делать круговые движения губами. Затем он должен расслабить рот и повторить упражнение;
- для тренировки щек предложите ребенку пить через соломинку.
4. Выдувание мыльных пузырей
Пускание мыльных пузырей полезно для контроля дыхания и тренировки губ. Чтобы выдуть пузырь, ребенок должен сжать губы. Это хорошее упражнение для тренировки речевого аппарата.
5. Игра на губной гармошке
Игра на губной гармошке помогает ребенку контролировать дыхание и тренирует губы. Если ваш ребенок плохо контролирует дыхание, попросите его играть на гармошке громче, а если сила его губ слабая, попросите играть одну ноту.
Кроме этих занятий, вы можете использовать упражнения для того, чтобы развить речь ребенка. Их можно использовать с самого раннего возраста ребенка.
Упражнения для развития речи ребенка
Помните, что дети учатся разговаривать в индивидуальном темпе, поэтому не нужно на них давить. Данные упражнения стоит использовать только в том случае, если они нравятся ребенку. Не нужно заставлять ребенка выполнять их.
До 2-х лет
В этом возрасте ребенок еще не может разговаривать, а только издает отдельные звуки. Поэтому вы не можете знать наверняка, нужна ли ему речевая терапия. Но вы можете научить ребенка определенным упражнениям, чтобы научить его произносить звуки и слоги:
- произносите слоги «ма», «ба», «па». Ребенок будет повторять их за вами;
- делайте вид, что вы разговариваете с ребенком, когда он произносит звуки. Повторяйте звуки за ним – это побудит его «говорить» больше;
- научите ребенка хлопать в ладоши;
- говорите с ребенком во время купания или кормления. Вы можете говорить о чем угодно, главное – говорите;
- используйте жесты: машите и указывайте руками на предметы;
- объясняйте ребенку звуки животных, например: «Собака говорит «гав».
2-4 года
- говорите с ребенком разборчиво, чтобы он учился этому у вас;
- повторяйте то, что говорит вам ребенок, чтобы он понял, что вы его понимаете;
- продолжайте реплики ребенка, например: «Яблочный сок? У меня есть сок. Хочешь сок?»;
- научите ребенка задавать вопросы, чтобы понять услышанное. Сыграйте в игру «да или нет». Ребенок должен задавать вопросы, а вы отвечайте на них «да» или «нет»;
- сложите в коробку несколько предметов. Затем попросите ребенка доставать предметы по одному, называть их и рассказывать, для чего они нужны. Например: «Это карандаш. С помощью карандаша я рисую и пишу»;
- попросите ребенка прочитать вслух какое-либо предложение, медленно произнося каждое слово.
Если вы заметили небольшие нарушения речи у ребенка, не спешите обращаться к логопеду. Дайте ребенку время улучшить свои речевые навыки. Наберитесь терпения и будьте позитивными, когда помогаете ребенку научиться говорить. Ребенок получит наибольшую пользу, когда вы будете сочувствовать ему.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.67 из 5 на основе 6 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
16.03.2020
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 27«СКАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г.Саяногорск
«Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Плохая дикция.
Как развивать?
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле, но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.
Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.
Упражнения для развития речи дошкольника:
1. Упражнение «Беседа по картинке».
Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения «скучного урока». Постарайтесь втянуть ребенку в игру «вопросов-и-ответов». Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы «разговорить» ребенка, используйте вводные фразы («Как ты думаешь (считаешь)?», «А ты встречал что-нибудь подобное …») или предположения («А если бы…», «Может быть здесь имеется в виду…», «А как бы ты поступил…»). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.
Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. «Папа, дай», «Мама пойдем», «Хочу куклу (машину и т.п.)» – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая «ситуативная» речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.
В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно «строить» предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются «если то», «потому что», «из-за», «который», «оттого», «куда», «кому», «кого», «сколько», «зачем», «почему», «как», «чтобы», «в чем», «хотя» и т.п.
Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.
2. Упражнение «Большой – маленький».
Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:
— Смотри, кто это на картинке?
— Девочка и мальчик.
— Какая девочка?
— Маленькая.
— Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.
— Какая коса у девочки?
— Большая.
— Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?
И т.д.
Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий.
3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.
Начиная с самого рождения, читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.
Колыбельные песни ипотешки– бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек.
Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, «котя», «котенька», «коток»), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.
4. «Отгадай загадку».
Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу». Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит «морковка», спрашиваем, почему. «Потому что красная». Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?
Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что «сидит в темнице» означает – «растет в земле», тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно «она», так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.
Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, «Желтая девица сидит в темнице» (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание «красная девица» имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.
Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе.
Таким образом, малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.
Как развить у ребенка правильную и грамотную речь
Содержание
Введение.
- Речевое развитие ребенка на первом году жизни.
- Речевое развитие ребенка на втором году жизни.
- Речевое развитие ребенка на третьем году жизни.
- Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.
- Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.
- Речевое развитие ребенка на шестом году жизни.
- Младший школьный возраст (6-7 лет).
- Рекомендации родителям по формированию правильной речи у детей.
- Игры на развитие звуковой культуры речи.
- Игры на формирование грамматического строя речи.
- Игры на обогащение словарного запаса.
- Игры на развитие связной речи.
- Программа “Грамотей”.
Введение
Речь — ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.
Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых.
Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.
К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.
Планомерные и систематические занятия с детьми, взаимодействие родителей и педагогов поможет нам решить проблемы с развитием речи детей.
Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по данной теме, которые вы сможете проводить с ребенком дома.
1. Речевое развитие ребенка на первом году жизни
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — “а-а-а”, “ а-бы-ы”, “ е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова “ надо” и “нельзя”.
2. Речевое развитие ребёнка на втором году жизни
На втором году жизни ребёнок приобретает равновесие при ходьбе и становится более подвижным. Развивается и мелкая моторика: малыш точно захватывает предметы, хорошо ест ложкой, переворачивает страницы книг, строит из кубиков башню. К концу второго года жизни он умеет ходить вверх и вниз по лестнице, залезать на большой стул, ударять ногой и рукой по мячу.
В этот период у ребёнка возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова. В большинстве случаев это связано с определённой ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, появление матери, показ хорошо знакомой игрушки или предмета). Однако до полутора лет слова, произносимые ребёнком, не всегда отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощёнными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи – говорение. Ребёнок уже может по просьбе взрослого найти среди предметов знакомую ему игрушку, а к одному году и трём месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание (например, ребёнок просит у матери машинку звукоподражанием би-би ). Такие слова-предложения или звукоподражания в зависимости от ситуации могут выражать разные значения, и появляются они у детей в один год и два месяца – один год и шесть месяцев.
Со второй половины второго года жизни ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например: Мама, дай! и др.), а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трёхсловные предложения, но слова в них ещё не связаны грамматически.
В полтора года активный словарь ребёнка содержит примерно 50-70 слов, основная масса из них – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего о
ESL планы уроков грамматики, рабочие листы, упражнения, части речи
Дополнительные материалы на сайте
Бесплатные ресурсы для детей ESL — одно из наших лучших предложений. Никогда больше не беспокойтесь о плане уроков для маленьких учеников, потому что у нас есть бесплатные рабочие листы, видеослайды, презентации PowerPoint, интерактивные викторины, игры для классных комнат, карточки, детская грамматика, рабочие листы для чтения и правописания и многое другое, чтобы снять бремя планирования уроков для детей.Большинство ссылок ведут на нашу ESL KIDS LAB — www.english-4kids.com, нажмите здесь >>>
Рабочие листы для детей включают в себя: головоломки со словами, рабочие листы по фонетике и фонетике, раскраски, видео и музыкальные листы. ESL FOR KIDS
У нас есть слайд-шоу для школьников шести классов, от простого до сложного.
ESL Веселые игры и мероприятия для классной комнаты.ESL Powerpoint Games, ESL настольные игры, карточные игры, интерактивные игры, игровые шаблоны, чтобы вы могли создавать свои собственные упражнения.
Грамматику и словарный запас можно выучить и практиковать с помощью этих бесплатных интерактивных упражнений для онлайн-обучения. У нас есть видео слайды для самостоятельного обучения, тесты по грамматике, словарные тесты, упражнения по произношению и интонации, материалы для бизнеса и выживания, а также другие упражнения для самостоятельного обучения английскому языку.
Презентации в формате powerpoint и видеослайды на этом веб-сайте спасают жизнь учителей.. Чтобы помочь вам с составлением компьютерных планов уроков, мы создали более 50 современных презентаций в PowerPoint и видеослайдов со встроенной аудиозаписью. Эти инструменты помогают тысячам учителей повсюду. Они упрощают обучение начинающих и молодых учеников до уровня ниже среднего. Просто ознакомьтесь с бесплатными образцами.
Также есть версии, совместимые с iPod. Вы также найдете электронные книги, аудиокниги и тесты для самооценки, которые можно загрузить.
Китайский язык — легкий для изучения язык. Используя наши бесплатные уроки китайского языка онлайн, вы можете быстро выучить китайский язык с помощью бесплатных аудиоуроков в формате mp3, видеослайдов и нескольких интерактивных игр и викторин. Изучение китайского языка становится все более важным, чтобы воспользоваться многочисленными экономическими возможностями, которые предоставляет Китай. Вы также можете быстро расширить свой словарный запас, просмотрев эти уроки для начинающих и изучающих китайский язык в начальной школе.
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
ESL Kids Lab — бесплатные ресурсы ESL для детей, English Media Lab — бесплатные онлайн-упражнения для всех уровней, загрузка ESL
Math5Children.com: Бесплатные рабочие листы по математике, математические игры, онлайн-викторины, видео-уроки и электронные книги, загружаемые для обучения и преподавания в детском саду, дошкольном учреждении, с 1-го по 6-й класс.
Выбрать и суммировать 1. Встречные группы 2. Школа и жизнь 3. Помощь темнокожим подросткам читать 4. Насилие 5. Эксперименты Кларка-Тримбла 6.Управление оружием 7. Свобода и эгоизм 8. Обучающая речь 9. Получено произношение 10. Как дети терпят поражение Сводка 10. Новая музыка 11. Детектор лжи 12. Дилемма работающей матери 13. Спасательная археология в Шотландии 14. Причины конфликта 15. Саммерхиллское образование и стандартное образование 16.Гипноз 17. Браки, которые разделяет Великобритания 18. Кошмар в калифорнийской тюрьме 19. Насилие 20. Как был потерян запад 21. Учебники и женский стереотип 22. Сеанс 23. до свидания к трости 24. Гимназии Синтез 25. Самый большой монстр в мире 26.Количество языков в мире 27. Глобализация 28. Важность невербального общения 29. Проблемы с водой 30. Нефть и будущее 31. Культурный шок 32. Население чел.33. Почему люди работают 34. Преступление 35. Продовольственные проблемы 36. Будущее 37. Память |
Парафраз / Резюме 1.Амфибия. 2. Этологи 3. Присоединение металлы 4. Население спред 5. Связанный с полом роли 6. Отношение к обучению 7. Приобретение новые знания 8. Принцесса шокирует норвежцев 9. как я это вижу 10. Безопасность в доме 11. Вырезать ваши потери 12. С добавлением чеснока 13.Демократический социализм 14. Продовольствие 15. Работа 16. Вода 17. Прицел |
статей Упражнения (A, An, The)
Изучите статьи на английском языке (A, An, The) в Интернете с помощью этих упражнений
ESL Level : начальный, средний, продвинутый (нажмите, чтобы перейти к вопросам)
статей Рабочий лист Загрузить : Статьи-Рабочий лист-Englishcurrent.doc (с ответами)
Инструкции : Поместите правильную статью (a, an, the, или ничего) в абзацы ниже.Если статья не нужна, выберите опцию blank .
Студенты, если вы хотите изучить правила написания статей на английском языке, пожалуйста, прочтите мое объяснение для начинающих студентов.
Статьи: упражнения для начинающих
(Помните, если статья не нужна, выберите пустую опцию).
- Моя мама — учительница английского языка. Я студентка. Когда я возвращаюсь из школы домой, я смотрю другие передачи по телевизору. Это лучшая часть моего дня.ПрограммыАпрограммыПрограммы, которые я смотрю, предназначены для детей. Я ребенок, поэтому считаю их забавными.
- Я немного взволнован, потому что сегодня пятница. Сегодня по телевидению очень много хороших шоу. Один, один, один, я обычно смотрю в 3:30. Речь идет об анте животных. Кроме того, я очень взволнован, потому что моя мама готовит на ужин рис анте.
- Позже, пообедав и сделав домашнее задание, я иду в свою комнату и 30 минут читаю книгу.Затем я выключаю свет и ложусь на кровать.
Проверить ответы
Статьи: Упражнения для студентов среднего уровня
- Переезд в США был одним из самых захватывающих дел, которые я когда-либо делал. В прошлом году я переехал в Нью-Йорк. Нью-Йорк — захватывающий город, полный приключений. На самом деле, вчера я видел известного актера на улице Анте!
- Сегодня у меня собеседование на работу в финансовой компании. КомпанияКомпанияКомпанияКомпания имеет офисы по всему миру.Я не уверен, что у меня есть какие-то навыки, чтобы получить работу. Я надеюсь, что это так. КомпанияКомпанияКомпания Офис компании находится на главной улице. Это на той же улице, на которой работает мой друг.
- Если меня возьмут на работу, я смогу встретиться с ним после работы за напитками. Это было бы прекрасно. Он из Анте Шотландия. Он работает 8 часов в день, 5 дней в неделю.
Проверить ответы
Статьи: Дополнительные упражнения для учеников среднего уровня
- У меня есть два брата. Один, Грег, все еще учится в колледже, а другой, Майк, уже окончил его.Майк — очень серьезный парень. Я не помню, когда видел его в последний раз. Возможно, это было не в августе. На нем был красный свитер. Он соответствовал его рыжим волосам.
- После обеда я обычно мою посуду. Моя жена ненавидит это делать. Когда я это делаю, я трачу много воды. Думаю, это плохо для окружающей среды.
- Мы живем недалеко от моря. Большинство домов в этом районе дорогие.
Проверить ответы
Статьи: Упражнения для продвинутых студентов
- У меня есть дядя, который живет в доме престарелых.Он честный человек. Раньше он был агентом ФБР. Однажды он спас годовалого мальчика от пожара. У него много интересных историй.
- Он сказал мне, что однажды он встретил инопланетянина из космоса. Этот инопланетянин не нуждался в кислороде, чтобы жить; у него не было никакого носа. В это трудно поверить. Не уверена, что он говорил мне правду. Может, он все-таки не такой уж честный.
- СтрессСтрессСтрессСтресс может сделать жизнь неприятной. Днем я работаю в офисе.> AAn Люди, с которыми я работаю, заняты, а работа, которую мы делаем, не из легких.
Проверить ответы
Статьи: Дополнительные упражнения для продвинутых студентов
- Когда я еду на работу, обычно дороги вокруг очень загружены. Если в час пик случится авария, это может стать причиной хаоса на дорогах.
- Я не смотрю телевизор.