Способность и талант: Талант или способности: что важнее?
Талант или способности: что важнее?
Решаем почти вечный вопрос
Думаем, тебе интересно узнать: важнее талант или способности? Ведь ответ на этот вопрос поможет решить дилемму, куда поступать: на специальность, к которой у тебя есть талант, или на менее интересную, но популярную программу. Давай порассуждаем вместе, стоит ли рисковать.
Чем отличается талант от способности?
Чтобы ты не путался, разграничим эти два понятия. Талант — это врождённое умение человека искусно что-либо делать. То есть навык, который передаётся на генетическом уровне, от родителей к детям. За примером далеко ходить не нужно. Достаточно вспомнить семейные династии художников, эстрадных исполнителей, врачей и так далее. Способности же не связаны с наследственностью. Способным человек может стать только после обучения. Например, студент, прошедший стажировку в компании, понимает, что он отличный менеджер. Хотя ранее такого не замечал.
Так что же помогает человеку стать успешным? Способность или талант? И стоит ли ломать себя и идти на нелюбимую, но престижную работу? Или выбирать профессию по таланту? Посмотрим, что об этом говорит наука.
Гены решают многое
Как мы отмечали выше, истоки таланта кроются в наследственности. Для этого учёные даже провели эксперимент. Они собрали группу людей, которые никогда раньше не занимались атлетикой. Участники определённое время тренировались по одинаковому графику, а в конце теста исследователи проверили их результаты. Одни справились лучше с упражнениями, другие — хуже. Учёные пришли к таким интересным выводам: участники со схожими биологическими данными показывают близкие результаты. К тому же в 50% случаев генетика значительно повлияла на их спортивные достижения. Талантливые атлеты — это люди, рождённые с генетической предрасположенностью к спорту.
Подробности эксперимента ты можешь прочесть в книге Дэвида Эпштейна «Спортивный ген»Упорной работой талант не заменишь
Тогда учёные решили проверить, как влияет генетика на интеллектуальные способности людей. Группа исследователей из Университета штата Мичиган анализировали зависимость успеха шахматистов и музыкантов от их практики. То есть, можно ли только частыми репетициями добиться высот в этом деле, без таланта. Выяснилось, что практика влияет на уровень мастерства лишь на треть. Причём как в шахматах, так и в музыке. Получается, что вторым Моцартом без таланта не стать.
Профориентация для школьниковПсихолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы поможет определиться с профессией, учитывая твои интересы и способности!Узнать больше и записатьсяТеория «10 000 часов»
Но существует и обратная теория, которая утверждает, что за 10 000 часов из любого человека можно сделать профи. Для сравнения учёные брали работу скрипачей. «Бездарные» музыканты практиковались 4000 часов, хорошие — 8000, а выдающиеся — все 10 000. Результаты исследования натолкнули на мысль, что за 10 000 часов усердной практики человек становится мастером своего дела. Если подумать логически, то, пожалуй, можно согласиться. Многолетний интенсивный труд позволяет мозгу адаптироваться и эффективнее работать в своей стезе. Но талантливому человеку, как ни крути, для потребуется меньше времени, чтобы стать мастером.
С теорией «10 000 часов» ты можешь познакомиться, прочитав книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры»Но что всё-таки важнее: талант или способность?
Сравнив все теории, мы пришли к простому выводу: важны и талант, и навыки. Талант необходим как база. Но без развития он потеряет ценность. Поэтому, соединив талант и способности, можно достичь большего успеха и высот. При выборе профессии советуем отталкиваться от своих сильных сторон и одарённости. С учётом того, что их стоит развивать, чтобы в будущем стать профессионалом.
Не можешь самостоятельно выбрать профессию по своему таланту и способностям? Пройди профориентационные тесты на сайте Адукар либо проконсультируйся с психологом-профориентологом. Специалист поможет выбрать профиль обучения, посоветует университет и подскажет, в каком направлении тебе развиваться.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
Способности и таланты. Что определяет наш успех?
Способности и таланты – эти слова кажутся сходными по смыслу, однако имеют также и глубокие различия. Долгие годы мы слышали, что талант – лишь малая часть успеха, остальное зависит от трудолюбия и упорства. Но так ли это на самом деле, а главное, как узнать, в какой области Вы действительно талантливы?
Вопрос далеко не праздный, ведь только занимаясь «своим» делом, человек может достичь небывалых высот в профессиональной деятельности и получить от этого огромное удовольствие, живя в полной гармонии с собой. Вместе с estet-portal.com научимся выявлять скрытые таланты или развивать способности.
1. Таланты и способности: в чём разница
3. Теория 10000 часов: и всё-таки труд?
4. Что важнее: одарённость или трудолюбие
5. Что предпринять, если Вы не слишком талантливы
6. Начинаем искать глубоко скрытые таланты
Таланты и способности: в чём разница
Прежде, чем начать поиск наиболее грамотного подхода к развитию личности и составляющих успеха, попробуем определиться с главными понятиями, которыми мы будем оперировать. Вспомните, как иногда говорят о подающем надежды деятеле искусства: «он не просто, способный, он по-настоящему талантлив!». Талант, в данном случае, упоминается как некая максимальная мера способностей. А что думают по этому поводу учёные?
Способностью принято считать навык или умение, которое приобретается человеком в процессе обучения и даёт возможность успешно справляться с тем или иным видом деятельности. Итак, мастер, в считанные секунды определяющий, что случилось с вашим автомобилем (компьютером или пылесосом) вероятнее всего, не гениален, хотя способности и возможностей для обучения, то есть практики, ему не занимать. А что же тогда талант?
Мы привыкли поэтизировать это понятие, именуя его даром свыше, однако ученые уверены: всё дело в генетике! Они определяют талант, как врожденную, генетически обусловленную способность к выполнению определённых задач.
Так ли важно быть талантливым
Итак, неординарность чьих-либо данных определяется
Для выявления влияния одарённости на достижение результата, учёные провели эксперимент над контрольной группой спортсменов. Одинаковым был не только уровень начальной подготовки, но и условия, а также интенсивность нагрузок.
Как и следовало ожидать, испытуемые показали совершенно разные результаты: кто-то значительно улучшил свои первоначальные показатели, а кто-то почти не достиг успеха. При этом участники эксперимента, имеющие схожие биологические данные, демонстрировали примерно одинаковые достижения.
Выходит, труда, даже очень упорного, мало, и нужно иметь врождённые задатки, унаследованные от родителей? Но, возможно, такие способности нужны лишь спортсменам, а в сфере интеллектуальной деятельности действуют другие законы?
Учёные подробно изучили этот вопрос, исследуя взаимосвязь между интенсивностью практических занятий у музыкантов и шахматистов, и результатами, которые они демонстрировали. При этом выяснилось, что уровень мастерства лишь на 30% зависит от практики, а остальное определяется врождёнными способностями!
Теория 10000 часов: и всё-таки труд
Возможно, Вам приходилось слышать о теории 10000 часов труда? Её автор, М. Гладуэлл, утверждает, именно десять тысяч часов упорных занятий позволяют человеку в совершенстве овладеть определённым навыком
В группе испытуемых (это были студенты, обучающиеся игре на скрипке) выдающиеся результаты были достигнуты лишь теми, кто потратил на обучение именно такое количество часов. Неплохой результат демонстрировали скрипачи, уделявшие занятиям 8000 часов. Те же, кто ограничился 4000 часами занятий, получили весьма посредственный уровень подготовки.
Значит ли это, что посвятив строго определённое время оттачиванию определённого навыка, Вы станете непревзойдённым профессионалом в выбранной сфере деятельности?
Действительно, интенсивные усилия, которые Вы прилагаете, осваивая тот или иной вид деятельности, будут способствовать специфической перестройке Вашего мозга, а значит, сделают вас весьма эффективным на выбранном поприще.
Что важнее: одарённость или трудолюбие
Итак, мы имеем все основания считать, что талант весьма важен, если Вы не собираетесь довольствоваться средними показателями и имеете твёрдое намерение покорять вершины и возглавлять рейтинги, стать блестящим профессионалом.
Именно талант и способности позволят Вам легко и непринуждённо справляться с задачами, которые другим даются лишь ценой немалых усилий. Но, разумеется, одного таланта недостаточно, если достигнув первых успехов, Вы не будете прилагать должного усердия. Именно труд отшлифует грани таланта, заставит его раскрыться в полной мере.
А если с талантом не повезло? В этом случае потраченные 10000 часов упорной работы также не пройдут зря, они позволят способному «середнячку» стать отличным профессионалом.
Что предпринять, если Вы не слишком талантливы
Итак, что же делать, если Вы уверены, что с талантами Вам не повезло и в отличие от тех, кто всегда блистал на олимпиадах, лихо забивал мячи или извлекал божественные звуки, легко пробегая пальцами по клавишам, Вы скромно рисовали карикатуры на полях тетради и несли домой табель с тройками?
Вероятно, Вам просто не повезло с педагогами, которые не дали себе труда разглядеть ваши таланты и способности. Поскольку талант может проявить себя в чём-то совершенно обычном, на что даже Вы сами не обратили особого внимания.
Начинаем искать глубоко скрытые таланты
Призывая не плыть по течению и срочно разобраться с Вашими (пока скрытыми) талантами и способностями, мы предлагаем Вашему вниманию несколько вопросов, которые дадут возможность обнаружить, в чём именно Вы сильны:
1. Каково мнение Ваших близких о Ваших талантах и способностях? Задайте этот вопрос всем, кто давно и хорошо Вас знает, возможно, они укажут на те, или иные Ваши сильные стороны, которым Вы просто не придавали особого значения. Обязательно проанализируйте всё услышанное с определённой позиции.
2. Подумайте, что из перечисленного Вашими знакомыми и друзьями даётся Вам легко, однако при этом результат превосходит самые смелые ожидания? Вспоминайте не только школьные уроки, но любые эпизоды, в которых Вы блистали. Составьте список, чтобы обдумать информацию более детально.
3. А теперь попробуйте ответить, что из перечисленного не просто легко и хорошо у Вас получается, но ещё и приносит удовольствие. Нашли? Вероятнее всего это есть Ваш талант, который Вы много лет старательно пытались «зарыть».
Возможно, Вы спросите, зачем Вам всё это нужно? Вы и так неплохой профессионал, так зачем и кому нужны эти поиски таланта? Увы, жизнь, состоящая исключительно из повседневной рутины, становится однообразной и скучной. Поэтому мы часто раздражаемся без повода, ворчим и даже
Еще больше о том, как познать себя и лучше понимать окружающих, читайте на estet-portal.com.
Читайте также: Результаты теста ДНК: не на отцовство, а на способности
Вам может быть интересно: Как создать бренд Имени Себя!
Талант vs способность. Что важнее?
Еще в школьные годы было заметно, как одни дети отличаются от других. Пение, рисование, математика – всегда находился один ребенок, превосходящий остальных. Преуспевал он естественно, без особых усилий. В то же время, его одноклассники лили слезы и интенсивно трудились, чтобы достичь аналогичного результата. Так вот, примерно так выглядит разница между одаренностью и навыком.
Что это такое?
Для начала необходимо дать определение таланту и навыку. Правильное отношение к двум разным переменным позволяет найти грамотный подход к личному развитию и дает понимание того, из чего на самом деле состоит успех.
Способность, или навык – это приобретенное посредством обучения умение, которое позволяет человеку эффективно выполнять определенное дело.
Одаренность, или талант – это врожденное существующее по умолчанию умение человека искусно выполнять определенную задачу.
В поисках ответа на вопрос насколько успешным может быть человек, среди этих двух категорий постоянно пытаются выделить одну, определяющую. Одни считают, что только талант способствует покорению высот. Другие – что всего возможно добиться упорным оттачиванием навыков. Что из этого верно? Посмотрим, что об этом говорит наука.
Тайна одаренности
О таланте часто говорят как о «данном свыше» и чем-то сверхъестественном. На самом же деле, вся неординарность упирается в гены.
Исследуя вопрос одаренности, ученые собрали группу людей, которые никогда ранее не занимались атлетикой. Все они придерживались одинакового режима тренировок, но по истечению эксперимента участники продемонстрировали различные результаты. Одни преуспели, другие – практически не сдвинулись с места.
Интересно следующее: участники со схожими биологическими данными показывали схожий результат. Их генетика сыграла ключевую роль в атлетических достижениях. Получается, если ваши родители показывали высокий результат в определенной деятельности, существует вероятность того, что эта способность есть и у вас.
При статистическом анализе выносливости выяснилось, что около 50% улучшений были связаны с генетикой. Талантливые атлеты – это люди, рожденные с генетической предрасположенностью к спорту.
Об этом написана целая книга Дэвида Эпштейна «Спортивный ген». В ней подробно рассказывается о роли одаренности в спорте и о том, какой ценой дается успех.
Упорного труда недостаточно
Окей, со спортом разобрались. Тут без биологических данных никуда. Но, может, в интеллектуальной сфере дела обстоят иначе?
Исследователи из Университета штата Мичиган анализировали деятельность шахматистов и музыкантов. Искалась взаимосвязь между практикой и успешностью в их деятельности. Оказалось, что практика влияет на уровень мастерства всего лишь на треть – как в шахматах, так и в музыке.
Получается, что и здесь одного развития способности недостаточно. Исследователи предполагают, что для успеха необходим тот самый «врожденный талант».
Теория 10 000 часов
В противовес предыдущему опыту, существует исследование, которое утверждает: 10000 часов могут сделать из любого человека профи. Исследование проводилось на скрипачах и показывало, что уровень их мастерства напрямую зависит от количества часов, которые были посвящены музыке. «Бездарные» скрипачи практиковались 4000 часов, неплохие – 8000, а выдающиеся потратили все 10000 тысяч часов.
Отсюда последовал вывод: усердные 10000 часов труда, и человек становится мастером своего дела. Эта идея является центральной в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Действительно – интенсивный труд в одном конкретном направлении, длящийся многие годы, позволяет мозгу перестроиться и стать крайне эффективным в избранной стезе.
Что же, все-таки, важнее?
Опираясь на исследовательские данные, мы получаем простой вывод – важно и то, и другое. Необходим талант, в качестве базы. Затем, поверх таланта, необходимо развивать навыки. Да-да, тем самым упорным трудом 10 000 часов.
Талант, без развития способностей, останется, как говорят, «не раскрытым». А развивать навыки без всякой предрасположенности к ним – насильственное дело. Получается рецепт для достижения успеха таков: фокус на своих сильных сторонах плюс интенсивное развитие способностей.
Что делать, если нет таланта?
Скорее всего, вы просто плохо искали. Ведь талант – это не обязательно нечто фееричное. Это вещи, которые вам легко даются, при этом у вас получается лучше, чем у других. Предлагаем вам три вопроса, которые помогут отыскать свои сильные стороны.
- Что думают ваши близкие?
Иногда человек не в состоянии увидеть свои преимущества. Зато окружающие всегда замечают его особенности. Не стесняйтесь поинтересоваться у них, что особенное они в вас замечали? Скорее всего, вы услышите их ответ не в первый раз. Примите это как подсказку. - Что вам дается легко?
Талант, это когда какое-то занятие дается вам просто и получается хорошо. Вспомните эпизоды из детства. Подумайте, какие предметы легко давались вам в школе. Это могут быть совсем маленькие особенности, порой даже странные. Выписывайте на бумагу все, что приходит вам на ум. - Что приносит вам наибольшее удовольствие?
Еще одно проявление таланта – получение удовольствия от выполняемого дела. Вспомните, при каких занятиях вы ощущали, что выполняете большое, приятное для себя дело, которое вызывало у вас так называемое «sense of purpose».
Вероятно, бесталанных людей не существует – есть только не нашедшие своих особенностей. Стоит проверить на себе.
Желаем вам успехов!
Автор: Эмилия Швиндт
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии
Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности. И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то талантливым или хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями. Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей, но это не совсем так.
Способности и их виды
Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.
Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.
Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:
- музыкальный слух;
- высокая чувствительность к цветоразличению;
- большой объем легких;
- повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.
Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.
Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.
Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.
Одаренность и ее роль в жизни человека
В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.
В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:
- наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
- способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
- свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
- гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
- высокий уровень логического мышления;
- развитое образное мышление и воображение;
- способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.
Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.
Талант как природный дар и уровень способностей
Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.
Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:
- музыкальный слух;
- чувствительность зрительного анализатора;
- активность центра математических способностей в коре головного мозга;
- скорость психических реакций и т. д.
Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.
То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».
Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.
А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.
Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.
Что такое гениальность
Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.
Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.
Высший уровень способностей человека
Для гения характерно:
- необычное восприятие окружающего;
- нестандартное мышление;
- высочайший уровень креативности.
Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.
Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.
Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.
Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:
- Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
- Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
- Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
- Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
- Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.
Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?
Может, все же патология?
Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.
Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?
Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:
- Для гениев характерна высокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всю информацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные люди отличаются экзальтированностью, несдержанностью и ранимостью.
- Обладая высокой работоспособностью и часто одержимостью своей деятельностью, гении тратят физической и психической энергии значительно больше, чем обычные люди. Поэтому часто страдают от «отката» — резкого спада активности, когда эмоциональный подъем сменяется резким спадом, а нередко и депрессией.
- В силу подвижности, неустойчивости нервной системы и повышенной эмоциональности гении тяжелее, чем обычные люди переносят жизненные неурядицы, у них чаще возникают проблемы социального характера, они хуже уживаются с другими людьми. Поэтому нередко страдают от одиночества.
- Достижения гениальных людей опережают их время, поэтому они часто не получают признания современников, а бывает, что их подвергают гонениям. И как следствие отторжения обществом, у них могут развиться неврозы и депрессия. Даже Леонардо да Винчи, казалось бы, один из самых благополучных гениев, современниками (да и не только современниками) был признан как великий художник, а вовсе не как гениальный изобретатель. А вот сам он считал живопись малозначительным хобби и большее значение придавал изобретениям, которые, увы, в XV–XVI веках так и не были воплощены в жизнь.
Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.
Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.
Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?
Статья «Способности, одаренность, талант»
Иванова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования – Центр детского творчества
Железнодорожный район г. Екатеринбург
Способности, одаренность, талант.
Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится перед человеком в течение жизни. Можно обнаружить, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности, психические свойства детей неодинаковы и развиваются по-разному. Поэтому проблема выявления способностей, одаренности и таланта, а так же взаимосвязи и различий этих явлений актуальны и в наше время.
Изучением способностей, таланта, одаренности занимались многие психологи как в нашей стране, так и за рубежом. Среди них можно выделить работы известного советского ученого, доктора педагогических наук в области психологии Б.М. Теплова. Он изучил проблемы психологии творческих способностей.
Причины появления таланта и гениальности, разнообразные их проявления, проблемы развития одарённых детей – каждый из этих вопросов заслуживает отдельной работы. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Уральское подворье-2 место в рамках Областного проекта «Урал многонациональный».
Способности.
Способности (ability) — это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехе можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Например, когда два обучающихся примерно одинаково отвечают на уроке, педагог может по-разному отнестись к их ответам: одним он может быть доволен, другим – нет. Педагог может объяснить это разными способностями у этих детей. Способности нельзя определить одним лишь фактом успеха (приобретением знаний).
Понятие о способностях ввел в науку Платон (428-348 гг. до н. э.). Он говорил, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны: одни рождены для управления, другие — для взаимососуществования, а иные — для земледелия и ремесленичества». Именно благодаря Платону возникло представление о врожденном неравенстве людей по способностям; философ говорил о том, что человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Таким образом, способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.
А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности». «Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся»
Способности, по мнению Теплова, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
Способности делятся на общие и специальные. Ученые выделяют следующие виды специальных способностей:
1. учебные и творческие
2. умственные и специальные
3. математические
4. конструктивно-технические
5. музыкальные
6. литературные
7. художественно — изобразительные.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Когда мы изучаем психологическую характеристику способностей, можем выделить качества, которые отвечают требованиям не одной, а одновременно нескольких видов деятельности, и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть очень ярко выражены. Это говорит о наличии у людей разносторонних способностей, а также об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Развитие художественно — изобразительных способностей обучающихся в объединении «Ковровая вышивка».
Одаренность.
Одаренность — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённость — это уровень развития каких-либо способностей человека, который связан с их развитием, но, от них независимый.
Одаренности принято разделять на «художественную» и «практическую». То, насколько рано у ребенка проявляются какие-либо способности, говорит о его одаренности. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможности для его достижения. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой умений, знаний и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной (к одному виду деятельности) и общей (к разным видам деятельности). Чаще они сочетаются между собой. Например, А. С. Пушкин писал как стихи, так и прозу, а ещё, прекрасно иллюстрировал свои произведения; Леонардо да Винчи был художником, инженером, а также выдающимся естествоиспытателем; известный ученый М.В.Ломоносов занимался поэзией, а также был неплохим художником.
Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они являются лишь одним из неотъемлемых компонентов системы условий, которые определяют развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности.
Систематизация типов одаренности определяется критерием, который положен в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. А количественные — позволяют описать степень их выраженности.
Соответственно, учеными выделены следующие типы одаренности:
1. Интеллектуальный тип одаренности.
Учеников такого типа учителя называют умными, толковыми, сообразительными. Эти школьники обладают глубокими знаниями, умеют самостоятельно получить их. Дети данного типа одаренности глубоко и точно анализируют учебный и дополнительный материал.
Интеллектуальный тип одаренности можно разделить на два основных подтипа. В первом проявляются общие умственные способности, и нет какой-либо специализации. А во втором — высокие способности проявляются в одной какой-либо специальной области знания. Именно этот тип одаренности можно наблюдать у современных вундеркиндов.
2. Академический тип одаренности.
Для этого типа свойственен высокий интеллект. Дети этого типа очень хорошо учатся. Из этих обучающихся получаются впоследствии настоящие мастера своего дела.
3. Художественный тип одаренности.
Данный вид одаренности заметен в высоких достижениях художественной деятельности: в танце, музыке, скульптуре, живописи. Педагог, в свою очередь, должен своевременно заметить эти способности, а также способствовать их развитию.
Интеллектуальную, художественную и академическую одаренности способен выявить учитель без помощи психолога. Также есть и такие типы одаренности, для выявления
которых без психолога просто не обойтись. К ним относятся: лидерская (или социальная) одаренность, психомоторная одаренность и креативность.
4. Креативность
Этот тип одаренности заключается в нестандартном мышлении. Данный тип одаренности тяжело выявить в школьной практике, поскольку стандартные учебные программы не дают возможности одаренным детям выразить себя.
5. Лидерская (или социальная) одаренность
Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта. В жизни мы встречаемся с несколькими вариантами лидерской одаренности. Это эмоциональные лидеры (с ними советуются, их любят). Есть лидеры действия (они умеют принимать решения, которые важны для многих людей).
6. Спортивная одаренность
Бытует мнение, что у спортсменов низкий уровень умственных способностей. Но ученые доказали обратное. Исследования показали, что у известных спортсменов очень высокие интеллектуальные возможности. Если у детей, которые увлекаются спортом, создать соответствующую мотивацию, то они могут превосходно учиться.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Художественная и практическая одаренность на занятиях ковровой вышивкой.
Талант.
Талант (от греч talanton — «вес, мера», затем — «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных.
Талант — присущие от рождения определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил, то есть развил свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить нечто новое, не пренебрегая им.
Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат при наиболее благоприятных условиях полноценное развитие, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. Например, в период войн можно наблюдать рождение полководческих талантов, а в мирное время – инженерные, архитектурные. Талант — настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее сказать, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.
Гениальностью называют высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Не существует такого набора свойств, который определял бы гениальность. Люди, проявляющие себя как гении в одной обстановке, не обязательно делают это в другой. Например, гениальному композитору может быть совершенно чуждо литературное творчество или решение сложных математических задач.
В психологии принято выделять восемь типов таланта:
Вербально-лингвистический. Он отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам.
Цифровой. Данный тип характерен для математиков, программистов, то есть людей, которые каждый день работают с цифрами.
Слуховой. Присущ музыкантам, лингвистам и языковедам.
Пространственный. Характерен для дизайнеров и художников, мастеров прикладного творчества, архитекторов и модельеров.
Физический. Свойственен спортсменам и танцорам, поскольку эти люди легче обучаются на практике.
Личностный, его ещё называют эмоциональным. Он отвечает за то, что человек говорит сам себе.
Межличностный. Люди с этим талантом, преимущественно, в процессе своей деятельности тесно связаны с социумом. Это политики, продавцы, актеры.
Талант окружающей среды. Данным типом талантом чаще бывают наделены дрессировщики, земледельцы.
Данную классификацию предложил известный американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов.
Из вышеизложенного, талант — это сочетание способностей, их совокупность. То есть отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью. Между тем, именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта.
Талантливые дети нашего объединения — победители городских, областных и международных конкурсов.
Заключение.
На мой взгляд, понятия способность, одаренность, талант сходны по своему смыслу, поскольку, если они есть у человека, то находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Данная система качеств присуща только успешным, целеустремленным людям. Если же начать изучать каждый из критериев в отдельности, можно уловить слегка заметную грань различий. Итак, если одаренность – это врожденные, генетически заложенные качества человека к проявлению каких-либо способностей; то талант – это те же самые качества, но лишь с тем различием, что человек уже проявил их в течение жизни.
Список литературы:
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – 3-е издание, стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512с.
2. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – 368 с.: ил.
3. Платонов К.К. «О системе психологии», — М., «Мысль», 1972, — 216с.
4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982,- 136c.
5. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.- М.: Наука, 1991.
6. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике – М.:ПЕР СЭ, 2000
Способности, одаренность, талант и гениальность — Студопедия
Тема 8. Способности иинтеллект
Способности, одаренность, талант и гениальность
Предпосылки гениальности в работах В.П.Эфроимсона
Интеллектуальные способности
Теории множественности интеллектов. Концепция IQ
5. Интеллект в структуре индивидуальных свойств
Креативность
Способности, одаренность, талант и гениальность
Все уровни триады «одаренность-талантливость-гениальность» имеют отношение и к способностям, и к индивидуальности в целом. В дифференциальной психологии сложилась определенная традиция в изучении каждого из компонентов.Следует отметить, что указанная триада имеет отношение к феномену креативности, который также является предметом дифференциально-психологического анализа.
Долгое время «одаренность» считалась синонимом «способности». Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., она определяется комплексом свойств личности.
Б.М. Теплов (1941) понимал одаренность как совокупность способностей. При этом он считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей. По eгo мнению, своеобразие понятий «oдapeнность» и «способности» обусловлено тем, что они рассматриваются сквозь призму деятельности, успех которой ими обеспечен. Поэтомунельзя говорить об одаренности вообще, а только об одаренности в какой-нибудь конкретной деятельности.
Итак, отечественные психологи считают: одаренность — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. (Ильин)
При этом, одаренность рассматривается чаще всего как компонент природных способностей (Теплов, 1986), проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов. Развиваемая в школе дифференциальной психофизиологии концепция задатков как природных предпосылок способностей (Голубева, 1994), образует исходный, организмический уровень в исследованиях одаренности. Существование общего, безличностного или предличностного характера одаренности как важнейшего компонента индивидуальности считается сейчас практически общепринятым. (Либин)
Нартова-Бочавер отмечает, что одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций, каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).
Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижения высокого результата. Однако этот результат может быть и не достигнут.(Нартова-Бочавер)
А. Холодная (1990) выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:
1) с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;
2) с высоким уровнем академической успешности;
3) с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей — показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;
4) с высокой степенью успешности в выполнении тех или иных видов деятельности;
5) с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
6) с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.
Выделяются следующие особенности одаренных индивидов:
— сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
— способность к нестандартному восприятию;
— интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
— дивергентное мышление;
— любознательность;
— мужество;
— воображение;
— конкретность мышления;
— смелость;
— эстетическая чувствительность.
Несколько иные подходы к интеллектуальной одаренности у западных психологов.Согласно одним авторам, она представляет результат взаимодействия трех характеристик: способностей выше среднего, вовлеченности в задачу (наличия сильной мотивации) и креативности. Важна положительная Я-«концепция», ощущение себя способным выдавать новые идеи, теории, создавать нечто новое или же находить неизбитые решения проблем. При этом выдающиеся успехи достигаются в том случае, если названные выше характеристики проявляются в определенной деятельности.
Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта,индивидуально-психологических способностей, характеристик окружения и случайности.
Западные психологи различают несколько видов одаренности: общая интеллектуальная; специфическая академическая; творческая: художественное и исполнительское искусство; психомоторная; лидерская; социальная.
Интеллектуальная одаренность характеризуется интеллектом «выше среднего». Она обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям. Выявлена корреляция между одаренностью и жизнеспособностью (в показателях активного долголетия).
Талант(от rреч«talanton»-вec, мepa, затем — ypовень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде вceгo специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием тoгo, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо по отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.
Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в циклических видах спорта — беге, плавании, гребле и т.д.). Да и талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.
Б. М. Теплов полагал, что талант мнoгocтopoнeн, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М.Лермонтов, В.Жуковский, М.Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов тех драматических гepoeв, которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. (Ильин)
Либинуказывает на одаренность как симптомокомплекс наиболее общих предпосылок к развитиюталанта.Соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде особого измерения в развитии специальных способностей.
Существенным представляется объяснение различий междуодаренностью и талантливостью с позиций генетически-возрастных изменений, когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе — как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс.
Возможность достигнуть выдающихся результатов обусловлена не только уровнем развития общих и специальных способностей, но, прежде всего, их соотношением с другими индивидуальными свойствами (в первую очередь мотивационными факторами) и предоставляемыми средой возможностями (Гржибкова, 1988). В многомерных моделях таланта подчеркивается интерактивный характер взаимодействия между личностными предпосылками, когнитивными и эко-психологическими переменными (Heller, 1986).
Очевидной является связь таланта с особенностями личности. Концентрированное выражение эта точка зрения получает в концепции креативной активности личности (Богоявленская, 1983), согласно которой можно говорить о существовании особого симптомокомплекса (типа) свойств, благоприятствующих развитию таланта. Таковы, например, стремление выйти за пределы нормативной активности, что соответствует конструкту «поисковой активности» (Аршавский, Ротенберг1976) и «поиску ощущений» (Zuckerman, I994). Данные многих других исследований также позволяют рассматриватьталантливость как переменную, связанную с личностным уровнем в структуре индивидуальных свойств.
Эффект гениальности представляется для многих исследователей творчества вовсе не поддающимся никаким схемам и измерениям. (Либин)
Гениальность рассматривается со времен И.Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям.(Ильин)
Попытки понять уникальность гения сродни попыткам понять неповторимость человеческой индивидуальности. Гений — это не просто = одаренность + талантливость. Простые арифметические ypaвнения неприменимы к оценке сложных систем. Гениальность можно понять, лишь обратившись к интегральному анализу ее носителя — индивидуальности тoгo человека, который считается гением (А.В. Либин).
Термин «гениальность» употребляется как дляобозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Четко разграничивает гении и таланты формула: «Гений делает то, что должен, талант ‑ то, что может».
По Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки. Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом. Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. Согласно Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно «влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного». По Карлейлю, гениальность ‑ это необычайная способность преодолевать трудности. По Рамон-и-Кахалю‑ это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность концентрации. По В.Оствальду‑ это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы. По Люкка: «Если оценивать продуктивность объективно, а именно как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений ‑ продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело». Следовательно, решающую роль в повышенной творческой отдаче играет вовсе не сверхнормальное дарование, а повышенное стремление к реализации, очень сильная установка, ведущая к непрерывным поискам самого себя. Гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены.Согласно определению оксфордского словаря, гений ‑ это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Таким образом, главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил (а изначальные способности приобретают не первостепенное значение). Поэтому не удивительно, что в поиске генетических предпосылок гениальности открываются особенности обмена веществ, гормонального баланса, приводящие к повышенной продуктивности.
К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности.
1. Патологические теориисвязывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало от Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей. В дальнейшем было показано, что уровень их психического здоровья действительно часто бывает далеким от нормы. По мнению В.Ланж-Эйхбаума, изучившего 800 биографий известных людей, патологическое состояние повышает эмоциональную сензитивность, ослабляет самоконтроль, приводя людей в состояние подавленности, что, в свою очередь, ставит их перед необходимостью гиперкомпенсации; все это вместе приводит к повышению креативности.
2. Психоаналитические теориизаостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).
3. Теории качественного превосходстварассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» ‑ способностью порождать не только субъективно, но и объективно новое.
4. Теории количественного превосходстварассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.
Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление. (Нартова-Бочавер)
Задатки, способности, одаренность, талант — сходства и отличия
едкие родители не считают своего ребенка самым лучшим, самым умным, способным и талантливым. Кто-то начинает рано говорить, кто-то в три года знает буквы и цифры, кто-то замечательно рисует и лепит, и каждое отличие своего ребенка от сверстников – повод горделиво сказать: «Видите, какой он у нас одаренный!».
Между тем настоящая одаренность встречается не так уж часто. Как правило, достижения ребенка, отличающие его от ровесников (особенно это касается малышей) связаны с его индивидуальными психофизиологическими особенностями, а также с количеством времени, которое родители посвящают его развитию.
С другой стороны, недооценить способности и возможную одаренность ребенка – это почти преступление. Ведь одаренный ребенок требует особого внимания. Он не сможет быть счастливым, если его способностям не найдется должного применения. Кроме того, способности могут сами найти себе развитие во вредном для ребенка направлении.
Давайте разберемся, как определить способности ребенка, его одаренность и (возможно!) талант.
Способности – что это такое?
Борис Михайлович Теплов, известный русский психолог, в статье «Способности и одаренность» включает в понятие «способности» три признака:
- Психологические особенности человека, отличающие его от других.
- Такие особенности личности, с помощью которых возможно успешное выполнение какой-либо деятельности.
- А также индивидуальные особенности, которые способствуют быстроте приобретения различных навыков и знаний.
То есть способности, включая в себя определенные навыки и умения, не сводятся к ним. Способности существуют в развитии, в движении. Это развитие осуществляется в процессе деятельности.
Способности – это возможности приобретения знаний и навыков. И обнаруживаются они не в знаниях и умениях как таковых, а в динамике приобретения этих знаний и умений.
Поэтому для определения способностей нужно учитывать соотношение успеваемости и усилий для ее достижения. Простыми словами, ребенок способный для достижения того же результата затратит намного меньше усилий, чем ребенок неспособный.
Итак, главное – способности можно оценить только в деятельности. Присмотритесь, насколько легко дается ребенку та или иная деятельность. Если при качественном результате он, по-видимому, затрачивает совсем немного усилий, — значит, у него есть способности к этой деятельности.
Врожденные или приобретенные?
В какой степени способности зависят от природных, биологических факторов, а в какой – от обучения и воздействия окружающей среды?
Современная наука установила, что генотип определяет только теоретически возможные границы развития способностей, а среда и воспитание – насколько они будут реализованы.
Соотношение этих факторов оценивают по-разному. Некоторые психологи ведущее значение отдают наследственности. Действительно, музыкальная одаренность Вольфганга Моцарта обнаружилась в три года, когда воздействие воспитания и обучения еще не могло быть определяющим. Кроме того, известно, что отсутствие достижений в раннем возрасте не всегда говорит об отсутствии способностей. Так, например, композитор Н. А. Мясковский, писатели В. Скотт, И. А. Гончаров, С. Т. Аксаков, биологи К. Линней и Л. Пастер (и многие другие известные люди) проявили себя в довольно позднем возрасте.
Противоположная позиция заключается в том, что способности целиком и полностью определяются воспитанием и обучением. Примером служат случаи, когда дети самых примитивных племен Африки, получившие должное образование, ничем не отличаются от европейцев, и, наоборот, случаи ранней социальной изоляции («маугли»), которые говорят о невозможности нормального человеческого развития вне социума.
Исследования природы способностей
Чтобы выяснить соотношение наследственности и среды, проводились интересные исследования. Например, изучали родословные выдающихся представителей искусства и науки.
Было выяснено, что прабабушки Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина Ольга и Евдокия Трубецкие были родными сестрами. В роду Иоганна Себастьяна Баха было около 26 музыкантов с выдающимися музыкальными способностями. Этот род был настолько известен, что всех городских музыкантов в то время называли «бахами».
Однозначные и точные результаты были получены при изучении степени сходства психических процессов и поведения у однояйцовых близнецов. Как известно, у однояйцовых близнецов набор хромосом одинаков. Значит, все различия между ними объясняются воспитанием и влиянием окружающей среды.
Даже в тех случаях, когда однояйцовые близнецы были разлучены сразу после рождения и росли в разных семьях, они оказались намного более похожи друга на друга, чем разнояйцовые близнецы, которые воспитывались вместе.
Роль наследственных факторов подтвердили и данные, полученные при исследовании приемных детей, усыновленных сразу после рождения. Когда они выросли, их умственные способности намного больше соответствовали способностям биологических родителей, а не приемных.
Встречались и пары однояйцовых близнецов, сходство между которыми не было таким разительным, к тому же у всех пар оно резко уменьшалось с возрастом.
Задатки
Итак, большинство исследователей считают, что природные факторы, наследственность создают лишь предпосылки для развития способностей, а их реализация определяется обучением и воспитанием.
Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки – это врожденные физиологические особенности мозга, зрительного, слухового и других анализаторов, свойства нервной системы (уравновешенность, сила, подвижность нервных процессов).
Задатки – лишь одно из необходимых условий развития способностей. Сами по себе они не гарантируют это развитие.
Характеристикой задатков является и их многозначность; на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности.
Классификация способностей
Успешность любой деятельности обусловлена не наличием какой-то одной способности, а комплексом способностей.
Различие требований, предъявляемых различными видами деятельности, отражается в классификации способностей. Их принято делить на две группы: общие и специальные. В свою очередь они разделяются на элементарные и сложные, а уже в них выделяют конкретные виды.
Общие элементарные способности
Они присущи всем людям, хотя и выражены у каждого по-разному. Проявление этих способностей соответствует простому действию: сенсорному, мыслительному, мнемоническому, волевому. В результате упражнений действие может стать навыком.
- Способность ощущать
- Способность воспринимать
- Способность запоминать
- Способность мыслить
- Речевая способность
- Способность воображать
- Способность переживать
Специальные элементарные способности
Они встречаются уже не у всех людей. Для них требуется качественная выраженность определенных психических процессов. Эти способности можно развить обучением, но в границах, определенных задатками.
- Глазомер
- Высокая обонятельная чувствительность
- Музыкальный слух
- Словесно-логическая память
- Критичность мышления
Общие сложные способности
Тоже присущи всем людям, при этом каждая из них — это сложная структура, характеризующая свойства человеческой личности.
- Способность к труду
- Способность к общению
- Способность к игре
- Способность к учению
Специальные сложные способности
Их принято называть профессиональными способностями, так как они относятся к определенной профессиональной деятельности. Они присущи не всем людям, и степень их выраженности может быть очень разной.
- Математические
- Музыкальные
- Конструктивно-технические
- Художественные
- Организаторские
Способности и одаренность
В просторечии слово «одаренность» употребляют как синоним «способности». На самом деле это не так.
Мы выяснили, что способности проявляются и формируются только в деятельности. То есть, если вы хотите выяснить, какими же способностями обладает ребенок, то следует включить его в определенную деятельность.
Эта деятельность должна соответствовать таким условиям:
- Вызывать стойкие положительные эмоции.
- Вызывать активный, серьезный и глубокий интерес.
- Иметь творческую компоненту.
- Ставить перед ребенком цели, всегда чуть-чуть превосходящие его возможности.
Наблюдая за ребенком в таких благоприятных условиях, установить наличие и силу способностей к какому-то виду деятельности не сложно.
Одаренность же заявит о себе так ярко и явственно, что ошибиться будет не возможно. Одаренный ребенок:
- Проявит крайне высокую степень успешности в выбранной деятельности.
- Его мотивация будет очень высокой, он будет сильно вовлечен в деятельность.
- Он будет действовать креативно, создавать новое или находить нестандартные способы действий.
- Он проявит поразительную интуицию, бессознательную чуткость в решении поставленных перед ним задач.
Все это потому, что одаренность – это не просто комплекс способностей, некоторая их сумма. Это их синтез с новым качеством – качеством, неотделимым от личности ребенка. Можно сказать, что одаренность – это функция личности.
Запомните, что раннее проявление способностей говорит об одаренности ребенка. Повторим, что под «ранним проявлением» следует понимать выражение способностей в деятельности.
Одаренность и талант
И все-таки у способности и одаренности есть общее свойство. Сами по себе они не обеспечивают успех деятельности. Они дают лишь возможность успеха, для которого еще нужно приложить знания, умения и труд.
Талант же – другое дело. Его можно сравнить с «данайским даром». Он определит судьбу ребенка независимо от желаний его и родителей. Чем более талантлив одаренный ребенок, тем более его талант ведет себя как «самостоятельная личность», далеко превосходящая и возраст ребенка, и его готовность следовать своему предназначению. Талант сам заставит ребенка набраться нужных знаний и умений, заставит трудиться и добиваться результата.
Как и одаренность, талант встречается редко. Но, если вы заметили у вашего ребенка признаки того или другого, знайте – вы поступите очень неправильно, если не будете заниматься таким ребенком.
Неизвестно, что бы мы сейчас знали о Моцарте, если ли бы его отец, Леопольд Моцарт, не посвятил своей жизни талантливому ребенку. Родители Николая Цискаридзе и Юлии Липницкой бросили устроенный быт и работу, чтобы перебраться в Москву и дать своим детям возможность учиться у лучших педагогов. Жертва, на которую идут родители талантливых детей, исходит из любви к ребенку и желания ему добра. Ведь талант требует действия, и без этого ребенок не сможет быть счастливым.
Великая разница между талантом и способностями
Я никогда не забуду, как проходила мимо молодая женщина, которая шла в детский сад за углом от нашего дома. Каждое утро, уходя на работу, я проезжал мимо нее на работу.
В зависимости от того, когда я уезжал, я видел ее на разных этапах ее прогулки. Я всегда шел в противоположном от нее направлении на временной шкале, но всегда хотел остановиться и взять ее на работу, просто чтобы спасти ее один день из этой очень долгой прогулки.
–
Это напомнило мне годы, когда я работал в детском саду. У нас было очень мало как семьи. Но всегда было удивительно и унизительно наблюдать за другими матерями, у которых было еще меньше. Была одна особенная мать, которая всегда производила на меня впечатление.
Она шла из дома в детский сад, толкая зонтик-коляску с отсутствующим колесом.
Она бросала ребенка [который всегда был здоровым, ухоженным и любимым], а затем пешком около двух миль до своей работы в Fazoli’s.
И независимо от того, когда ее освободили с работы (даже если это было рано), она пошла обратно в детский сад, загрузила ребенка в трехколесную коляску с зонтиком и пошла домой.
–
Я вырос с певческим голосом, который редко можно было услышать. Я всегда был голосом в хоре, который был чуть сильнее остальных.
Если бы я прошел прослушивание, я получил бы роль.
Если я хотел соло, я его получил. Если я пел, меня хвалили.
Если я соревновался, я выигрывал [большую часть времени].
Я поступил в колледж по музыкальной стипендии.
Пение и музыкальный театр были моим талантом. Мне это далось легко. Мне не нужно было много работать, чтобы добиться успеха.
–
Майкл Фелпс выиграл много олимпийских медалей.
Я не собираюсь делать вид, что знаю его послужной список… потому что, честно говоря, это не имеет отношения к делу….
Но что отличает Майкла Фелпса от других, когда дело касается плавания?
Его тело — биохимическая аномалия. У него двойные сочлененные лодыжки и локти, необычно длинные руки и гигантские ладони, похожие на весло. Его генетика позволяет ему успешно добиваться того, чего вы и я никогда не смогли бы сделать.
–
Я рассказываю эти истории, потому что считаю их отличным примером огромной разницы между талантом и способностями.
Талант определяется как врожденная способность или умение.
Талант естественный.
Это органический дар, который каждый из нас несет в себе.
Для меня это музыка. Для Майкла Фелпса это плавание.
Каждый человек генетически предрасположен к тому, чтобы быть лучше других в чем-то.
–
Я смотрю, как рисует моя дочь. Ей 8 лет, и у нее невероятный артистический дар. Никто не научил ее рисовать. Никто не учил ее пропорциям и теням в рисовании. У нее есть талант к рисованию. Это просто что-то внутри нее.
Каждый человек родился с талантом. То, в чем они по своей природе велики.Это небольшой бонус. Наш личный ап.
Каждый талант индивидуален. Каждый человек реализует свой талант по-разному.
Иногда таланты очень внешние, как пение. Иногда они не так заметны.
Обладать талантом легко. Чтобы быть талантливым, не нужно работать.
–
Мог бы Майкл Фелпс выиграть миллиард олимпийских медалей исключительно благодаря своему таланту? Эээ.Нет!
Получал ли я стипендию и выигрывал соревнования только потому, что мои голосовые связки ведут себя лучше, чем у кого-то другого? Определенно нет!
Талант в основном похож на семя.
Не двигается, не дышит, не ходит и не разговаривает. Это просто вещь, которая существует. Органично!
–
Теперь поговорим о способностях.
Способность — это совсем другой зверь. Способности требуют движения.Способность дышит, двигается, ходит и разговаривает.
Сломанная способность означает способность.
Что ты умеешь делать?
IE: Я УМЕЮ убирать в доме. Моя талия сгибается — ноги двигаются. Мой мозг знает, что делать. Я до сих пор этим не занимаюсь … но, полагаю, это для другого поста.
А теперь давайте немного поиграем с концепцией способностей. Я считаю, что способности — это продукт ума.
Поймать мой дрейф? Мы можем делать все, что мы решили делать.
[Не глупи и говори… Я все еще не могу набрать 300 фунтов, хотя думаю, что могу. Мы все здесь умнее… и это делает вас циником].
Способность приходит изнутри. Это образ мышления. Разрешение или настойчивость, которые вы вкладываете в свои намерения.
–
Так же, как та мать, которая каждый день передвигала трехколесную коляску с зонтиком из детского сада, чтобы она могла работать и обеспечивать свою семью. Или молодая женщина, которая даже зимой прошла пешком до работы более 3 миль.Это было решение, которое они приняли. Они выбрали способность и упорство выполнять свою работу.
А теперь давайте объединим способности и талант.
–
Один талант не приносит результатов. Талант вкупе со способностями ?? Дает самые красивые результаты.
Однако часто нашему таланту мешают наши собственные способности.
Вы любите кататься на лыжах. И ты в этом естественен. А потом вы переехали в Техас… где нет лыжного спорта.Между вашим талантом и способностями есть барьер, верно?
Пойдем немного глубже. Вы невероятно талантливый акварелист, живописец, художник. Но вы работаете с 9 до 5, это больше похоже на бесконечную работу. Это высосало все ваше творчество и сделало вас бесцветным. Вы буквально не можете создавать .
Или ты такой же, как я. Мама, жена, служащий, владелец бизнеса, продавец продуктового магазина, сопли и дворник, друг, дочь, племянница, сестра — и у вас не осталось СПОСОБНОСТЬ , чтобы инвестировать в свой талант.
Или ты такой же, как я, и думаешь, что слишком толстый, чтобы заниматься тем, что любил раньше, или у тебя больше нет уверенности или навыков, или ты ржавый, или ты думаешь, что твой день пришел и ушел развивать свои таланты. Вы знаете… люди растут и меняются. Правильно?
Итак, вы закрыли дверь. Вы намеренно говорите себе, что УМЕТЕ развивать или вкладывать время и энергию в свой талант.
Если вы мама… вы понимаете… полностью. У меня есть 30 пальцев рук и 30 пальцев ног, о которых нужно заботиться, помимо пальцев рук и ног.То, что я хочу, очень редко поднимается на вершину.
–
Но часто случается так, что мы начинаем ВЕРИТЬ , что мы больше не АКТУАЛЬНО . Мы говорим себе, что больше не обладаем СПОСОБНОСТЬЮ приводить в действие то, что есть в нашей корзине талантов.
Я сделал это. Когда я впервые начал этот блог, я даже написал целую статью о том, что я не следую своим мечтам. И что я, скорее всего, никогда больше не буду петь и играть в музыкальном театре!
Но потом я это сделал.Когда я сидел на прослушивании моего сына в его летний мюзикл, меня подтолкнули. Почему ты не проходишь прослушивание? Ну почему я не был? Потому что я не думал, что у меня есть способности. На самом деле, я отказался от перезвона, уверенный, что меня не бросили. Я больше не обладал СПОСОБНОСТЬЮ , которая воплощала мой талант в жизнь.
Но меня бросили. Тем не менее как принципиальный игрок. В роли я был уверен, что не получил. И во время репетиций я сомневался, что смогу это сделать!
Мой внутренний монолог больше походил на ругающую мать, которая не могла перестать говорить своему ребенку, какие они уродливые, толстые, глупые и никчемные.
Дело не в таланте. Такого никогда не было. Я был талантлив. Это было само собой разумеющимся. Каждая репетиция была посвящена способностям. Я часто уходил, чувствуя себя подавленным. Я знал, что мне больше нет 20.
Это было невероятно, ужасающе, утомительно СТРАШНО! Я не был уверен, что обладаю СПОСОБНОСТЬЮ.
–
С момента запуска этого блога, разрыва доверительной дружбы, увольнения и создания бизнеса я сделал МНОГО невероятно СТРАШНЫХ и СМЕЛОСТНЫХ вещей.
Я отправил несколько смелых писем. Написал несколько очень уязвимых статей. И я добился поразительных успехов!
В это время друг и верный читатель поддержал меня этой цитатой из «Мы купили зоопарк» —
Я жил этой цитатой. Все это заняло 20 секунд. Это был мой девиз по новой жизни. И это все еще так. На самом деле я только что сделал несколько страшных вещей. Потому что это займет всего 20 секунд. И в большинстве случаев случаются хорошие вещи. Я никогда не сожалел о своей смелости.
–
Это было незадолго до закрытия занавесей в ночь открытия . Я был дома, накрашивал сценический макияж и натягивал стройматериалы Форт-Нокса, которые носил под своими костюмами.
{Боковое примечание: для успешного выполнения этого требовалось больше одного человека и дерьмовая тонна кукурузного крахмала… Я оставлю все как есть!}
Внутри — буквально рушился. Я был совершенно вне себя. О чем думал? Я НЕ МОГ это сделать !! Я просто мама с талантом.Я не тот исполнитель, в которого собираюсь переодеваться. Я больше не тот человек. Я могу петь… вот и все! Мне действительно стоит вернуться к вытиранию ягодиц и носа и покупкам за продуктами.
Давайте посмотрим правде в глаза. Я был в ужасном состоянии! КОРОЛЕВСКИЙ горячий беспорядок. Я держал это вместе. Надел мое сценическое лицо — буквально — и пошел и устроил представление. Я так нервничал на протяжении всего шоу, что не мог писать, не мог есть, не мог улыбаться, не мог плакать … Я был в ужасе. У меня не хватило уверенности сделать это! Мы закончили шоу, поклонились и убежали со сцены… а потом я развалился на ТЫСЯЧУ осколков!
Я трясся, плакал, смеялся и выражал эмоции ПО ВСЕМУ МЕСТУ.
Честно говоря, это было чертовски неловко. Я имею в виду, какой ведущий исполнитель не знает, что может это сделать? Правильно?
Но в тот момент меня захлестнула волна эмоций. Я могу это сделать! Посмотри, что я должен был делать ABLE . Я действительно это сделал? Неужели я снова на сцене? Если бы я спел перед всеми этими людьми впервые за 15 лет! Я сделал что-то действительно ТЯЖЕЛОЕ. Я взял свой талант и соединил его со способностями. Я открыл закрытую дверь.
–
Как? У меня было 20 секунд безумной храбрости. Я принял решение на прослушивание. Это оно. В самом деле. Это все, что я сделал!
Я позволил своей голове поверить в свое сердце.
Вы видите разницу между талантом и способностями. Верьте, что вы можете. А затем привести его в действие.
–
Я знал, что мне нужно что-то сделать, чтобы отметить этот триумф.Что-то, что напомнило бы мне о том дне, когда я выбрал ABLE .
Так что же делать девушке, когда она сделала что-то достойное празднования? Почему… магазин, конечно! Недавно я присоединился к партнерской программе компании Charmed Collections, производящей сладкие чары ручной работы.
* Партнерская ссылкаCharmed Collections делает самые очаровательные индивидуальные ожерелья, браслеты и подвески. Веб-сайт гораздо лучше объясняет индивидуальный процесс. Я позволю им сказать это за себя!
И они супер очаровательны!Каждый предмет проштампован вручную, чтобы сделать его памятным подарком на память.Каждая вещь в нашем магазине рассказывает историю, и эта история начинается в нашей студии. Мы используем мощную комбинацию паяльных ламп, обжиговых печей с температурой 1500 градусов, кислотных ванн, электроинструментов, резаков по металлу размером с ваше лицо, трехтонных прессов и лучшего молоткового оборудования для создания таких деликатных изделий. Не поймите нас неправильно, хотя это тяжелая работа, мы все равно получаем острые ощущения от работы с настоящими драгоценными камнями, такими как принцессы.
Ну, когда я увидел ожерелье, на котором написано… Я могу делать сложные вещи ! Я знал, что нашел свою частичку души.Дамы в Charmed Collections были восхитительны. Они невероятно поддержали мое путешествие и предложили изготовить индивидуальное ожерелье, которое отражало бы мой опыт и продолжало оставаться символом бесстрашия и отваги. Они даже добавили к ожерелью нестандартную деталь с надписью «20 секунд смелости» и бусины особого цвета, которые представляли шоу.
Но что меня поразило еще больше, так это получение посылки. Каждый шаг разворачивания коробки был прекрасен.
Они даже отправляют продукт с инструкциями по уходу и салфеткой из микрофибры для очистки и обслуживания.Они все продумали!
Итак, я думаю с этого момента, когда вы поднимаетесь на непреодолимое, или вы боретесь со своим страхом и побеждаете, или вы говорите себе, что все, что вам нужно, это 20 секунд безумного мужества, или вы хотите отметить важное событие, как я, возвращением на сцену, это абсолютно правильный способ сделать это!
Потому что, если он у вас на шее или на запястье, это постоянное напоминание. Что касается меня, я каждый день буду помнить , что Я МОГУ делать сложные вещи, ЕСЛИ я натягиваю штаны со способностями большой девочки, выхожу и пробую!
Совет от босса: как было бы здорово, если бы вы знали борющегося друга или, еще лучше, победившего друга и купили бы им символ их храбрости! Для меня это будет подарок, который дарится снова и снова!
* этот продукт подарили мне бесплатноЭто был невероятный подарок, и я буду всегда дорожить им! Большое вам спасибо, Leisha и Charmed Collections.А теперь поспешите на их сайт. Щелкните вкладку расширения прав и возможностей и найдите свой символ жизни!
Теперь я бросаю вам вызов! Выходи и будь СВОЙ ! Не будьте просто талантливы… БУДЬТЕ УМНЫМИ! Или еще лучше объедините свой талант и способности и буквально станьте неудержимым !
Вы получили это!
#sonotto together
* Этот пост содержит партнерские ссылки. Это означает, что без каких-либо затрат для вас я могу получить очень небольшую прибыль с любых покупок, которые вы совершаете, предлагая эти продукты.Мы не предлагаем и не анализируем продукты, которые мы не используем и не любим, и мы уверены, что вы также полюбите эти продукты и компании. Если вам нравится наш блог и вам нравятся эти продукты, то поддержка двух малых предприятий одновременно — невероятный подарок, который вы можете сделать автору и создателю продукта.
.Природный талант и способности, Образец курсовых работ
1 страница, 278 слов
Природный талант и способности
Многие люди верят, что одни дети с большей вероятностью добьются выдающихся достижений в одних областях, чем другие. Хотя есть также поговорка, что каждый может добиться успеха в любых областях, если он будет стараться следовать инструкциям и выполнять свою повседневную работу. На мой взгляд, несомненно, что каждый из нас может стать спортсменом или интеллектуалом, если у нас будет оплачиваемая работа.
Узнав много историй о достижениях талантливых людей, многие граждане утверждают, что они были квалифицированы, чтобы соответствовать определенным стандартам с рождения. Хотя общество старается относиться ко всем одинаково, все еще есть много возможностей, которые особенно подходят для них, например, выбор для тех профессий, которые требуют больше физической силы, чем интеллекта. Речь идет о молодых спортсменах, которые были выбраны с учетом их физического состояния в очень раннем возрасте.
Напротив, другие думают, что, приложив огромные усилия, каждый человек может добиться славы почти во всех областях. Подобно тому, как черные звезды спорта могут выигрывать призы в гонках с чрезвычайно высокой скоростью, китайцы также могут нести компетентных соперников на Олимпийских играх. Например, знаменитая звезда бега с барьерами Лю Сян неизменно завоевывает медали, никогда не отступая перед этими талантливыми спортивными героями.
Лично я придерживаюсь мнения, что с определенными тренировками каждый ребенок может стать мастером.Это потому, что в современном контексте был разработан набор методов обучения, чтобы побудить людей максимально раскрыть свой потенциал. Например, все мы можем запомнить очень длинный список чисел после выполнения последовательных шагов упражнений в соответствии с инструкциями.
1 страница, 180 слов
Очерк критики ценности для людей
… создания компанией ценности для людей. Реализация тоже вызвала проблемы, и эти проблемы были …
.