Черный цвет: символика и его значение

В эзотерической философии он символизирует высшую тайну мироздания. Следует отметить, что черный цвет и тьма — понятия различные. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытного, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь — со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.

Символика черного цвета

Черный — символизирует тьму, мрак, траур, смерть, поглощение, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета. Черная дорога — это дорога раздумий о темных сторонах мира и жизни.

Часто черный цвет ассоциируется с пустотой и горем. С развратом и Черной Девой. С опасной, инфернальной стихией. С иррациональностью времени.

В буддизме черным характеризуется темнота скрытого Бытия. Черным цветом в христианстве наделяются Дьявол и Ад. Отсюда и цвет панихид — черный. Индуизм связывает этот цвет с чувственным движением «вниз». Каббала считается с царской властью черного цвета и соотносит его с пониманием ощущений.

И при посвящении в высшие степени масонства черный бархат ложи или мантии старшего святого брата говорит о «цвете смятения — цвете первоначала Премудрости».

В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Вспомним черного человека, являвшегося Есенину и Моцарту, черную руку детских страшных историй и т. п. Нагнетание этого цвета характерно для магических текстов, например, в латышском заговоре говорится: «Черный мужик с бабой едут по дороге, глаза позади. У черного мужика черные лапти на ногах, черные чулки, черная сорочка, черные штаны, черная куртка, черный конь, черное седло, черная узда, черный батог…»

Чувство цвета является одной из самых первичных форм нашего познания внешних признаков предметов. В глазах восточного художника или философа цвет представляет внешнюю сторону Природы. Для того, кто желает пробиться сквозь пелену физической наружности предметов и сосредоточить свой разум на вечном пи, скрытом в вещах, а также в его собственной душе, соблазн цвета является серьезной помехой на пути к пониманию глубочайшей сущности и природы вещей и на пути к достижению первоначального единства с ними на самом глубинном уровне духовной жизни.

Отсюда также становится понятной та особая функция, которую играет черный цвет в восточной живописи. В полихромных картинах черный обычно действует как преграда хроматическим цветам. Он указывает на конец всех цветов, а следовательно, на конец жизненного дыхания, наполняющего природу. В живописи тушью, напротив, черный есть жизнь; он являет неограниченные возможности выражения и развития. Черный здесь — это не абсолютный черный. Ибо в его отрицании всех цветов, несомненно, сняты все цвета.

Согласно аналитической психологии цвета, в качестве предпочтительного черный выражает откровенное отвращение к происходящему. Здесь и оппозиционность, и даже негативизм. Импульсивно -разрушительное поведение. Устремления к агрессии. Конфликтность и четкая позиция протеста.

Черный — это абсолютное поглощение всех цветов и «света» с его условностями, моралью и правопорядком.

В настоящее время критерии кардинально изменились, и черный цвет стал символом утонченности и элегантности. Черные одежды носят обычно проповедники, духовные люди. Поэтому в нем можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении силы духа.

Значение черного цвета

Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам -хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У тюрских народов слово «кара» — «черный» обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи, и этим же словом обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» служило и титулом человека — «черный», т. е. великий, могучий.

Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканского племени ндембу женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.

Черный цвет чрезвычайно популярен у женщин. Это до сих пор удивляет психологов: нравится одно, выбирают другое, а носят третье… Здесь -то мы и видим всю «противоречивость» логики женского интеллекта. Сознанию нравится белый, для мужа выбирается серый, а для себя — черный. Возможно потому, что этот цвет выражает нечто сокровенное и страстно желаемое.

Черный цвет совершенно противопоказан детям как цвет угрозы, навсегда закрывшейся двери, конца и смерти. Его редкое предпочтение свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике или о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее черный цвет, тем сильнее угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

Если в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый, то может проявиться яркая натура драматического актера. Если при этом также предпочитается или отвергается сине -зеленый цвет, то может возникнуть ситуация, когда бурный сценический успех ведет в неврологический диспансер.

Как поглощающий все цвета спектра, черный цвет великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все их лечебные свойства. Поэтому в отдельных случаях он может рекомендоваться в качестве общеукрепляющего средства лицам с ослабленным здоровьем.

Черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма.

Временной аспект черного сублимата — будущее: «Не знаем, куда придем… Нам туда не заглянуть никогда…»

Черный — это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый цвет — это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный цвет — конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный — начало и конец. Человек, который выбирает черный, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Человек, отрицающий черный, демонстрирует желание не отказываться от чего -либо, контролировать свои действия и решения.

Николай Серов

Чёрный. Откуда берет истоки символика этого цвета? | Психология

Вообще-то, идеальный черный — это даже не цвет. Это полное отсутствие цвета, тьма, небытие, «черная дыра». Поэтому ни один предмет не может восприниматься нами идеально черным, то есть, ничего не отражающим.
К слову, астрономическая «черная дыра», по предположениям ученых, настолько сжатая силами своей же гравитации звезда, что даже свет не способен «вырваться» из этого притяжения.

В обыденной же жизни то, что мы называем черным, является лишь вариантами слишком темного. Специалист-колорист Гунн Йохансон говорил: «Бывают удивительные оттенки черного. Смотришь на него — как в туннель, и туннель бесконечный». Самую глубокую черноту из тканей нам являет черный бархат.

Страх человека перед темнотой, ночью, слепотой наградил этот цвет самыми мрачными ассоциациями. Черный — цвет траура, скорби, утраты, смерти. Сатана в христианстве — князь тьмы (вспомним знаменитого Мефистофеля, явившегося Фаусту в обличии черного пуделя), ужасная индуистская богиня Кали имеет черную (или фиолетово-черную) кожу, черным изображался и Анубис — древнеегипетский бог загробного мира.

«Черной смертью» называли, разносимую черными же крысами чуму, которая во второй половине XIV веке выкосила чуть ли не треть европейского населения.

Роль черного как цвета отрицания особенно ярко проявилась в христианском монашестве. Здесь он символизировал отрицание земных благ, своеобразную «смерть для мира».

Вы сами без труда можете продолжить список ассоциаций: черный ворон как вестник смерти, черная кошка как несчастливая примета, черная магия, черная месса, черный список, черный юмор, черный день, опасные и завистливые черные глаза, выражение «пить по-черному»…

С. Есенин:
«…Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный!..»

Народная песня:
«Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься
Черный ворон, я не твой».

Э. По:
«Только приоткрыл я ставни — вышел Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего…
«…О зловещий древний Ворон, там, где мрак Плутон простер,
Как ты гордо назывался, там где мрак Плутон простер?»
Каркнул Ворон «Nevermore».

Пугающее впечатление должен был производить и черный флаг на кораблях пиратов. Как тут не вспомнить и другой пиратский атрибут — «черную метку» — вручение которой символизировало приговор пирату, нарушившему правила. И хотя сама «черная метка» — плод фантазии Р. Л. Стивенсона, автора «Острова Сокровищ», пишут, что в реальности ее место занимала карта смерти, в роли которой чаще выступал пиковый туз.

Еще одними обладателями черного знамени стали анархистские группировки. Известно, что черное полотнище развевалось над отрядами батьки Махно. Но исследователи считают, что роль символа протеста против государства такой флаг обрел еще в 1831 году — во время восстания рабочих во французском Лионе. Цвет знамени они избрали как бы в пику монархическому флагу, где преобладал белый цвет.

I]В. Кандинский:
«Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое. Ничто после угасания Солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Представленное музыкально, черное является полной заключительной паузой, после которой продолжение подобно началу нового мира, так как благодаря этой паузе завершенное закончено навсегда — круг замкнулся».

Часто этот цвет ассоциируется с грязью, с «грязной черной работой». Отсюда происходит и выражение «черновая работа», то есть, предварительная, требующая помарок, исправлений, очищений (вспомним алхимический термин «работа в черном» или хорошо всем известное слово «черновик»).

Не во всех культурах черный несет однозначное мрачное значение. В знаменитом черно-белом круге «инь-ян» черный «инь» символизирует воду и пассивное женское начало. А китайский император Ши-Хуан, сменивший «красную» династию Чжоу, даже избрал черный своим цветом (мол, «вода тушит огонь»).

В Японии черный цвет означал благородство и опыт. Недаром черный пояс в карате означает высшую ступень мастерства.

Мусульмане также придавали черному положительные черты.

Л. Миронова, Д. Иванов «Символика цвета»:
Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «…если бы ночь не была достойнее, Аллах не поклялся бы ею и не поставил ее впереди дня… Разве не знаешь ты, что чернота — украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха… И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью…»

Халифы династии Аббасидов любили облачаться в черный цвет. Знамя их также было черным. Амир Хосров Дехлеви пишет:
«Цвет славных Аббасидов — черный цвет.
Принадлежит он первой из планет,
И мрак ночей всегда бывает черным,
Нисходит он покоем животворным.
И родинка красавицы черна,
Как смоль, ее густых волос волна».

По вполне очевидным причинам этот цвет безо всякой отрицательной символики используется и негроидной расой. Как тут не вспомнить шутку из КВН о том, что в абхазской постановке «Лебединого Озера» положительным героем является черный лебедь.

Черный — это также тайна, непознанное, закрытое, спрятанное. Широко известное благодаря телевикторине «Что? Где? Когда?», выражение «черный ящик» в науке означает систему, внутренний механизм работы которой неизвестен.

Добавим сюда же «черный нал», «черный рынок», «черный ход», священный для мусульман черный камень Каабы и пристрастие к черным одеждам членов разных тайных обществ. В Каббале «черный огонь» — эпитет абсолютного света и мудрости. А черный он потому, что «непостижимый для нашего ограниченного разума».

Черную одежду также считают символом внутренней силы и защищенности. Так называемое «маленькое черное платье» Коко Шанель недаром обрело такую популярность, ибо соединяло в себе независимость и элегантность. Интересно, что изначально замысел Шанель был напрямую связан с традиционной символикой черного — платье было придумано в память о погибшем возлюбленном. Однако именно оно изменило отношение к черному цвету в женской одежде — отныне оно не считалось только траурным. Простота, возможность варьировать аксессуарами и относительная дешевизна сделали «маленькое черное платье» безумно популярным.

Сумрачный, закрытый, строгий и грозный черный цвет последние три десятилетия не уходит и из молодежной моды. Он является любимым цветом, как маскулинно-кожаных металлистов и байкеров, так и причудливых готов и эмо. У нас выигрышные качества черного цвета успешно использовали в своей одежде актер Михаил Боярский и певец Виктор Цой.

Модельер Кристиан Лакруа как-то точно заметил, что «черный — это начало всего, точка отсчета, контур, футляр и лишь потом содержание». Стоит добавить, что данный цвет — прекрасный фон. Рядом с ним любой другой цвет становится светлее и ярче. Это качество нередко используется в дизайне интерьеров.
Черный цвет вообще наиболее выигрышно смотрится в сочетании с другими цветами. Это справедливо и по отношению к белому цвету, о котором мы поговорим в следующей — заключительной статье цикла.

Символика чёрного цвета

Чёрный — ахроматический цвет, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Оттенки чёрного цвета именуются серым цветом. (Википедия)

Черный цвет, отрицание света, является символом греха, небытия, всего несуществующего и ассоциируется с ночью, злом, невежеством, со всем ложным. Он означает невежество, порожденное злом, а также эгоистическими и злобными стремлениями личности.

Цвет угля, он напоминает о процессе горения и содержит в себе идею воскрешения. Древние обряды посвящения включали ночные испытания: испытуемый переживал символическую смерть в темном месте, чтобы стать новым человеком, возродиться для жизни духовной.

В геральдике черный цвет означает осторожность, мудрость и постоянство в грусти и несчастьях.

Черный цвет связан с комплексом одиночества, неотделимым от меланхолии и часто сопровождаемым страхом жизни и отчаянием, а также с потребностью в независимости.

Хтоническим, подземным божествам приносили в жертву угольно-черных животных, а в более позднее время считалось, что дьявол или демоны требуют жертв в виде черного петуха или козла. На черных лошадях движется «дикое войско» — свита германского Водана. Дьявол изображается черным, чаще, чем красным. Сатанинские ритуалы глумления над Богом именуются «черными мессами». Трубочист поначалу считается подозрительным и демоническим персонажем, но затем становится противоположным символом. Утверждается, что он приносит счастье. В средние века на людей с черным цветом кожи, смотрели с большим подозрением. Для смягчения предрассудков в отношении жителей Африканского континента один из трех «святых царей», поклонявшихся Христу (волхвы, маги, астрологи), изображался негром. (symbolarium.ru)

В эзотерической философии этот цвет символизирует высшую тайну мироздания. Следует отметить, что черный цвет и тьма — понятия различные. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытного, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь — со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.

Черный — символизирует тьму, мрак, траур, смерть, поглощение, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета. Черная дорога — это дорога раздумий о темных сторонах мира и жизни. Часто черный цвет ассоциируется с пустотой и горем. С развратом и Черной Девой. С опасной, инфернальной стихией. С иррациональностью времени.

В буддизме черным характеризуется темнота скрытого Бытия. Черным цветом в христианстве наделяются Дьявол и Ад. Отсюда и цвет панихид — черный. Индуизм связывает этот цвет с чувственным движением «вниз». Каббала считается с царской властью черного цвета и соотносит его с пониманием ощущений.

И при посвящении в высшие степени масонства черный бархат ложи или мантии старшего святого брата говорит о «цвете смятения — цвете первоначала Премудрости».

В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Вспомним черного человека, являвшегося Есенину и Моцарту, черную руку детских страшных историй и т. п. Нагнетание этого цвета характерно для магических текстов, например, в латышском заговоре говорится: «Черный мужик с бабой едут по дороге, глаза позади. У черного мужика черные лапти на ногах, черные чулки, черная сорочка, черные штаны, черная куртка, черный конь, черное седло, черная узда, черный батог…»

Чувство цвета является одной из самых первичных форм нашего познания внешних признаков предметов. В глазах восточного художника или философа цвет представляет внешнюю сторону Природы. Для того, кто желает пробиться сквозь пелену физической наружности предметов и сосредоточить свой разум на вечном пи, скрытом в вещах, а также в его собственной душе, соблазн цвета является серьезной помехой на пути к пониманию глубочайшей сущности и природы вещей и на пути к достижению первоначального единства с ними на самом глубинном уровне духовной жизни.

Отсюда также становится понятной та особая функция, которую играет черный цвет в восточной живописи. В полихромных картинах черный обычно действует как преграда хроматическим цветам. Он указывает на конец всех цветов, а следовательно, на конец жизненного дыхания, наполняющего природу. В живописи тушью, напротив, черный есть жизнь; он являет неограниченные возможности выражения и развития. Черный здесь — это не абсолютный черный. Ибо в его отрицании всех цветов, несомненно, сняты все цвета.

Согласно аналитической психологии цвета, в качестве предпочтительного черный выражает откровенное отвращение к происходящему. Здесь и оппозиционность, и даже негативизм. Импульсивно-разрушительное поведение. Устремления к агрессии. Конфликтность и четкая позиция протеста.

Черный — это абсолютное поглощение всех цветов и «света» с его условностями, моралью и правопорядком.

В настоящее время критерии кардинально изменились, и черный цвет стал символом утонченности и элегантности. Черные одежды носят обычно проповедники, духовные люди. Поэтому в нем можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении силы духа.

Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У тюрских народов слово «кара» — «черный» обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи, и этим же словом обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» служило и титулом человека — «черный», т. е. великий, могучий.

Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканского племени ндембу женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.

Черный цвет чрезвычайно популярен у женщин. Это до сих пор удивляет психологов: нравится одно, выбирают другое, а носят третье… Здесь-то мы и видим всю «противоречивость» логики женского интеллекта. Сознанию нравится белый, для мужа выбирается серый, а для себя — черный. Возможно потому, что этот цвет выражает нечто сокровенное и страстно желаемое.

Черный цвет совершенно противопоказан детям как цвет угрозы, навсегда закрывшейся двери, конца и смерти. Его редкое предпочтение свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике или о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее черный цвет, тем сильнее угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

Если в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый, то может проявиться яркая натура драматического актера. Если при этом также предпочитается или отвергается сине-зеленый цвет, то может возникнуть ситуация, когда бурный сценический успех ведет в неврологический диспансер.

Как поглощающий все цвета спектра, черный цвет великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все их лечебные свойства. Поэтому в отдельных случаях он может рекомендоваться в качестве общеукрепляющего средства лицам с ослабленным здоровьем.

Черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма.

Временной аспект черного сублимата — будущее: «Не знаем, куда придем… Нам туда не заглянуть никогда…»

Черный — это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый цвет — это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный цвет — конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный — начало и конец. Человек, который выбирает черный, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Человек, отрицающий черный, демонстрирует желание не отказываться от чего-либо, контролировать свои действия и решения. (astromag.at.ua)

Бриль Мария. Исцеляющий цвет. Цветотерапия: с чего начать (отрывки из книги)

Противовесом белого всегда был черный. Ночь, темнота, пустота, бездна, страх, смерть – именно эти образы формировали представление о черном. Магически этот цвет необычайно силен. «Черные» ритуалы всегда были связаны либо со смертью, либо с причинением вреда, установлением препятствий, прекращением некоторых процессов. Черной магии боялись и в то же время ее почитали как могущественную и неизведанную. Интересно, что белый цвет ни при каких условиях не имел отрицательного значения. Черный же в некоторых случаях мог означать силу, красоту, удачу и мудрость.

Шли столетия, и божественный пантеон постепенно уступал свое место Богу Единому. Много было вопросов, споров, войн; новое мировоззрение и новая религия набирали все большую силу. Изменения происходили в самых разных областях знания, морали, философии. Не избежали этого и представления о свете и цвете. Язычники практически отождествляли цвета с божествами. Христиане же стали рассматривать цвет как одну из ипостасей Бога, как одну из сущностей, Им сотворенных. Безусловно, позитивным остался лишь белый цвет, символизирующий чистоту, святость и родство с божественным светом. Черный же, цвет мрака, воспринимался с некоторым страхом и в то же время с должным смирением, поскольку черное также сотворено Богом. А Творец всегда знает, куда направить свет и какие области этого света лишить. Черный по-прежнему был цветом ухода от жизни, от мира. Он и по сей день остается цветом траура, а также монахов – людей, добровольно отказавшихся от жизни в миру.

Черный – цвет магии, тайны и страха перед высшими силами. Это цвет анархистов и ряда других нетрадиционных философско-политических течений. В черное в нашем представлении одеты вестники и представители смерти – физической или духовной. Однако черный – это прекрасный фон для многих других цветов. Отсутствие какого-либо цвета делает черный союзником художников, дизайнеров, фотографов и вообще людей творческих профессий.

Черный поглощает все остальные цвета. Это черная дыра, проглатывающая свет и уже не выпускающая его обратно. Но цвет этот никогда не бывает сыт. Сколько бы света он ни поглощал, он все равно никогда не станет смесью других цветов. Черный – это отсутствие цвета или попросту ничто.

Этот цвет вызывает любопытство и в то же время пугает. Человек связывает черный с ночными страхами, нечистью, смертью. Воздействие черного успокаивает, много обещает, но не побуждает к действию. Именно поэтому люди, потерявшие много душевных сил, находящиеся в депрессии, стремятся к черному цвету. Он обволакивает их своей таинственностью и не заставляет заниматься немедленным разрешением ситуации. Человек, надевающий много черного, скорее всего, ослаблен и хочет закрыться от окружающего мира.

Еще одно значение черного – строгость, отрешенность от мирского. Мы уже говорили о церковно-монашеской одежде. Вспомним теперь любимую парадную одежду времен СССР – «белый верх, черный низ». Да что там! И нынешний дресс-код недалеко шагнул от этого шаблона. Но здесь важно отметить, что в сочетании с белым черный приобретает новые качества – он утрачивает свое депрессивное воздействие и перестает давить на психику человека.

Не слишком хороши черные стены и потолок, если, конечно, не преследуется определенная цель. Черными интерьерами, например, часто снабжают музыкальные рок-клубы. В обычной же жизни чернота может привести не только к плохому настроению, но и к затяжной депрессии. Используйте черный, если вы хотите подчеркнуть какую-то деталь. Вот тут наш мрачный знакомец окажется на высоте. (www.e-reading.club)

Цветовые координаты
HEX #000000
RGB (0, 0, 0)
CMYK (0, 0, 0, 100)
HSV (-°, -%, 0%)Пословицы и поговорки
Белая деньга про черный день.
Белая монета на черный день.
Белый пес — что черный пес, а черный пес — что белый пес.
В черный день не мирись, не кумись — ссора будет (черным дням особое расписание; особ. понедельник).
В черный день перемогусь, а в красный — сопьюсь.
Вот диво: черная коровка, белое молочко.
Глиняный кувшин говорит чугунному горшку, что он черный.
Диковинная птица — черный лебедь.
Едим хлеб троякий: черный, белый и всякий.
Как так: корова черная, а молоко белое?
Мел оставляет белый след, а уголь — черный.
Паси (Береги) денежку про (на) черный день.
Свой черный хлеб лучше чужих пирогов.
У кого черный усок, тому рыбки кусок.
Хотя руки черные, да работа белая.
Хочешь мне добра — сделай его в мой черный день.
Черна коровка, да бело молочко.
Черная не спасет, белая не клянет.
Черная одежда не спасет.
Черная ряса не спасет, а белая в грех не введет.
Черная собака, белая собака, а все один пес.
Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы. Нижегор.).
Черного кобеля не вымоешь добела.
Черного кота не вымоешь добела.
Черное к белому не пристанет.
Черные ризы не спасут, а белые не погубят.
Черный бык не меняет окраски, а леопард — своих пятен.
Черный бык шкуру не сменит.
Черный войлок от мыла не побелеет.
Черный ворон бел для своих воронят.
Черный глаз, карий глаз — минуй нас!
Черный глаз, поцелуй хоть раз; тебя, свет мой, не убудет, а мне радости прибудет!
Черный день придет — приятели откинутся.
Черный орех и за три года добела не ототрешь.
Черный снаружи, но белый внутри.
Чугунный котел потешается над медным за то, что тот черный.Песни
Айдамир Мугу — Чёрные глаза

Ария — Следуй За Мной!

Валерий Меладзе — Черная Кошка

Владимир Высоцкий — «Черное золото»

Владимир Высоцкий — Чёрные Бушлаты

Жанна Агузарова — Черный кот

Кристина Орбакайте — Кошка

Лариса Долина — Три Розы

Михаил Шуфутинский — Черный Пистолет

Романсы — Очи черные

Серёга — Чёрный бумер

Фабрика — Черное и белое

Черный кофе — Черный Кофе

Эпидемия — Чёрный Маг

Чёрный
(Константин Бальмонт)
Как ни странно это слышать, все же истина верна: —
Свет противник, мрак помощник прорастанию зерна.

Под землею призрак жизни должен выждать нужный срок,
Чтобы колос золотистый из него родиться мог.

В черной тьме — биенье жизни, зелень бледная, росток,
Лишь за этим — стебель, колос, пышность зерен, желтый сок.

Мировой цветок, который назван Солнцем меж людей,
Утомясь, уходит в горы, или в глубь ночных морей.

Но, побывши в сонном мраке, в час рассвета, после грез,
Он горит пышней, чем маки, ярче самых пышных роз.

Черный уголь — символ жизни, а не смерти для меня: —
Был Огонь здесь, говорю я, будет вновь напев Огня,

И не черный ли нам уголь, чтоб украсить светлый час,
Из себя произрождает ярко-праздничный алмаз.

Все цвета в одном согласны: входят все они — в цветы.
Черной тьме — привет мой светлый, в Литургии Красоты!


Чёрный цвет
(Мари О’Нейл)
Чёрной бывает ночь
Без звёзд и огня.

Чёрной бывает
Грива коня.

У меня
Есть чёрный-чёрный кот.

Чёрный звук живёт
В тетрадке для нот:
Бум! Бум! Бум!..

Получается чёрный шум.

Чёрный цвет — добрый.
Он прячет от глаз
Грязные стены,
Копоть…
И нас —
Если нам нужно
Побыть одним.

…Чёрные тучи,
Чёрный дым,
Чёрные буквы — строчки газет…

Чёрный — цвет красоты.
Мы в десять раз больше
Любим цветы,
Когда выходим на свет —
Из темноты.

Черное Стихотворение
(Александр Кожейкин)
Разлила чернила
по городу тьма
и окна закрасила вскоре.

Темно и уныло…
В потемках дома,
как будто кораблики в море.

На улице тихо,
а сердце в груди
застыло, как косточка вишни,

и кажется: Лихо
гуляет вблизи,
но так, что отсюда не слышно.

Почудилось: где-то
за домом шаги,
и кто-то крадется во мраке…

У черного цвета
глаза велики –
не так тьма опасна, как страхи.

Психология черного цвета. Символика цвета

Психология черного цвета

С этих позиций легко понять, почему психология цвета утверждает, что лица, выбирающие черный цвет и ставящие его на первое место (среди ахромных), находятся в оппозиции к обществу. Испытывают явное отвращение к происходящему. Проявляют негативизм, конфликтность, агрессивность в сочетании с деструктивной и импульсивной тенденциями, демонстрируют четкую позицию протеста. Так, де Боно связывает черный цвет с негативизмом и искренней убежденностью в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо».

Готическая мода на подиуме

Общие черты моды субкультуры готов – преобладание черного цвета в одежде, специфическая атрибутика и особый макияж.

При этом негативизм черного цвета не имеет отношения к разрешению проблем, он лишь указывает на их наличие. Образно говоря, черный – критик, а не творец, аналогично тому как женское бессознание в состоянии аффекта критикует все то, что творить придется мужскому подсознанию (см. серый цвет). Так, анархизм (от греч. anarchia – безвластие) возник где-то 150 лет назад в противовес крепнущим государственным и социальным институтам (характеризуемым белым цветом – см. белый). Поэтому черный цвет можно по праву считать архетипом анархизма.

Действительно, черные одежды носят обычно агрессивно настроенные упрямцы, протестующие анархисты и др. Поэтому в нем можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении силы духа. Черный юмор – это переворот интеллекта (обратный религиозному перевороту в посту). Здесь уже правит не белое сознание, как в сатире, и не подсознание, как в юморе светлом, обычном. Здесь правит бессознание и его черные законы. Черный цвет одежды выбирают те, кто пошел против общества, против общественного сознания. Это нигилисты и анархисты XIX века. Это и фашисты 10-х, и битники 50-х, и рокеры 80-х, и бандиты 90-х годов XX века.

Любопытное по своей проницательности толкование белого и черного цветов дает Татьяна Забозлаева, когда говорит о причинах их возникновения в период ампира. Считая белое и черное принципиальным отсутствием красочности, она пишет: «К власти пришли строители нового мира, которые все начинали с нуля…» Смысл этого сочетания раскрывается просто: от бессознательной жизни (черный) перейти к сознательному (белый) построению нового мира… Действительно, и большевистские ленинцы 20-х, и американские мафиози 30-х, и российские бандиты конца 80-х – начала 90-х годов или банкиры конца XX века – все они начинали с нуля. Все они начинали с черного.

Одри Хепбёрн на съемках фильма «Сабрина», 1954

Вместе с тем мрачность черного цвета никак не сказывается на его чрезвычайной популярности у женщин. Ибо в наше время критерии кардинально изменились, и черный цвет стал символом утонченности и элегантности. Это до сих пор удивляет психологов: нравится одно, выбирают другое, а носят третье… Здесь-то мы и видим всю «противоречивость» логики женского интеллекта, всю жизненность логики бытия в одной и той же «женственной» категории Инь: сознанию нравится белый, для мужа выбирается серый, а для себя, для бессознания, – черный.

И здесь же мы сталкиваемся с якобы противоречивой «цельностью» этой логики в масштабе мировой культуры. Как известно, на Западе женщины обычно носят белые одежды, тогда как на Востоке – черные.

В трауре же, как и в любых других экстремальных условиях жизни, женщины надевают черное на Западе и белое на Востоке. Замечу в связи с этим, что мода на черные повседневные одежды в России 1998–2001 годов определялась именно этими экстремальными условиями жизни, то есть стрессовой ситуацией женщин, одевшихся в черное. Итак, во всех случаях женщина оказывается правой – и белый, и черный являются женскими цветами Инь. Женщине остается лишь выбирать.

Эдуард Мане. Олимпия, 1863

Хотя и оказывается, что не все женщины знакомы с целительным свойством черного цвета. Например, сексологи и сексопатологи успешно справляются с аноргазмией у своих пациенток, предлагая им сосредоточиться на ощущениях. Казалось бы, все правильно: ощущения отвечают функциям бессознания, возбужденное состояние которого и должно доминировать в половом акте для достижения оргазма. Но программная установка сексолога на «сосредоточение» обязательно включает тормозящее сознание. Белый цвет последнего никак не вписывается в черный цвет бессознания…

Это не метафора. Действительно, зрелым женщинам известны приемы переключения обыденного сознания на доминанту бессознания ярким представлением черного цвета… Black-out, как говорят англичане. И этот-то черный и рождает то самое сновидное состояние интеллекта, когда наяву все бывает лучше, чем в самом хорошем сне… В этом и заключается «сексуальность черного цвета» – ни-о-чем-недумание, не-сосредоточение – только черный цвет бессознания. И наступает оргазм…

Считается, что черное белье вошло в европейскую моду с сексуальной революцией. Однако задолго до этого, в галантном веке, были модны черные мушки, в конце XIX века стали модны бархотки на шее («Олимпия» Мане), черные чулки и т. д.

Обри Бердслей. Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея»

Рисунки Бердслея вызвали не меньший скандал, чем сама драма с поцелуем мертвой головы. Некоторые исследователи полагают, что Саломея означает богиню Кибелу (или Артемиду), которая хранила девственность и наслаждалась разрушением мужской сексуальности.

Любовный акт – это измененное состояние интеллекта. Именно интеллекта как хроматической модели личности. Интеллекта, перевернутого прежде всего у женщины. Отрешиться от всех условностей своего (общественного!) сознания. Делать все наоборот – то, что в обычных условиях жизни делать нельзя… «Праздничная, перевернутая культура», как ее обозначал М. М. Бахтин. А Гюисманс в знаменитом романе «Наоборот» даже описал в цвете подобный переворот: кушанье сервировано на черной скатерти, столовая обтянута черным бархатом, дорожки в саду посыпаны золой, в бассейн налиты чернила, и обнаженные негритянки подают «русскую еду»: черную икру и черный хлеб.

В связи с цветовым описанием русской еды вспомним, что в средней полосе России очень часто встречаются и аналогичные названия рек и речек «Черная», о семантике которых можно лишь заметить, что, как и будущее время, они остаются неизведанными, неизвестными, в общем – черными.

Так, Платон диалектически полагал черный цвет наиболее верной характеристикой будущего времени. В народе эта характеристика сохраняется и сегодня: «отложить денег на черный день» – это значит – на неизвестное будущее. Об этом говорит и семантика черного ворона, который может «накаркать» недоброе будущее. Да и примета с черной кошкой говорит о некоем будущем (единственное различие: в России она перебегает дорогу – дурное предзнаменование, а в Англии, к примеру, – доброе). Николай Гумилёв также связывает черный цвет с непознаваемостью будущего:

Ну, собирайся со мною в дорогу,

Юноша светлый, мой сын Телемах!

Надо служить беспощадному богу,

Богу Тревоги на черных путях.

Итак, рассмотренные выше данные позволяют заключить, что, во-первых, черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма (анархизма, терроризма и т. п.). Во-вторых, черный сублимат непосредственно связан с общемировым бессознанием женщины в хроматической модели интеллекта. И наконец, в-третьих, временной аспект черного сублимата – будущее: «Не знаем, куда придем… Нам туда не заглянуть никогда».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

что он означает и символизирует? Характеристика черного цвета в одежде женщины. Если нравится черный цвет, то какой характер у человека?

Психология цвета

Чёрный – это цвет печали и несбывшихся надежд. Так ли это на самом деле? А, может, тот, кто выбирает чёрный, всё же имеет свои определённые цели и надежды на будущее или же он смотрит на вопросы бытия своеобразным образом? Что же в действительности означает чёрный цвет и как он влияет на характер и судьбу человека? Читайте наш материал и вы всё узнаете.

Начнём с характеристики

С давних времён чёрный цвет отождествляется с ночным временем суток. Особенно к этому цвету близка психология женщины, перешагнувшей рубеж юного возраста. Многие стараются выглядеть элегантно и подчёркивают своё достоинство таким образом.

Он занимает первое место по своему значению в эзотерических кругах. И так как цвет ночи символизирует тайну мироздания, его широко используют различные колдуны и маги. При помощи его они могут разгадать различные тайны потустороннего мира.

Если что-то связано с чёрным цветом, то оно всегда обозначает пустоту, страх, мрак и тёмные силы. Недаром тёмные тона напрямую связаны со смертью и со всем, что её окружает – траур, печаль, могила.

Почему цвет траура именно чёрный? Потому что он ассоциируется в христианстве с Адом. В других случаях всё обстоит так же. Например, в Мексике в давние времена лица жрецов, которые непосредственно приносили жертвоприношения, окрашивались в чёрный цвет.

Недаром, ещё с детства многие помнят до сих пор то ли сказку, то ли притчу: «В чёрной, чёрной комнате стоял чёрный, чёрный стол, а на нём…» и так далее. О чём это говорит? О том, что с этим колером человек связывает свои самые навязчивые страхи. Чёрный цвет противопоказан детям, так как несёт в себе скрытый смысл угрозы. Его нельзя носить беременным и кормящим женщинам.

Их психика может воспринять неправильно окружающую обстановку, и представительница слабого пола впадёт в депрессию. А от этого однозначно пострадает ребёнок.

В любых кошмарных фильмах или произведениях отрицательные герои носят тёмные плащи и накидывают на голову такие же капюшоны. Часто для заговоров используют слово «чёрный». Так делают, когда желают кому-либо смерти.

Всё это происходит, потому что изначально человеческий мозг воспринимает те или иные окрасы и цвета определённым образом, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. И вот только ночь, а именно её чёрный оттенок, способен «поглотить» все цветовые гаммы и погрузить нас в полную потерю реальности.

Но нельзя обо всём судить так однобоко. Иногда чёрный цвет обозначает нечто хорошее, несущее жизнь и процветание. В африканских республиках тёмные оттенки ассоциируются с тучами. Они доставляют на землю влагу, способную возродить жизнь и восстановить природный баланс. Поэтому некоторые народы боготворят этот тон, и он обозначен как «жизнь».

Такую противоречивость поддерживает психологическое восприятие представительниц слабого пола. Некоторые из них полагают, что чёрный цвет символизирует некоторую утончённость. Девушки, облачающие себя в тёмные одежды, или надевающие чёрное бельё, считаются на редкость сексуальными особами. И это несёт в себе положительную сторону тёмного оттенка.

Поэтому нельзя быть до конца уверенным во всех утверждениях. Чёрный цвет вроде бы означает конец всего (жизни, надежд, желаний) и в то же время за концом чего-либо обязательно должно начаться что-то новое. Умрёт любовь к одному человеку, но родится новая — к другому.Недаром говорят, что смерть – это не конец. Так обстоит дело и с чёрным цветом. Он даёт возрождение для чего-то более продвинутого и свежего. Например, так же, как день сменяет ночь. И здесь восприятие зависит от самого человека и его настроя.

Что символизирует

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо более детально разобраться во всех мелочах. Итак, чёрный колер сам по себе, на первый взгляд, несёт определённый смысл. Его символика и использование заключаются в том, что кто-либо из людей желает показать всем окружающим своё душевное настроение или отношение к миру.

В случаях траурной печали люди отгораживаются таким способом от веселья и радостного общения. Так они выражают своё депрессивное состояние. Никому не придёт в голову рассказывать анекдоты тому, кто облачился в тёмную одежду.

В другой ситуации некоторые индивиды используют чёрный цвет в гардеробе тогда, когда хотят выразить свой внутренний протест. Например, некоторые представители известных молодёжных течений облачаются в пурпурно-чёрные наряды, красят соответствующим образом волосы, глаза и даже губы. Возможно, так они хотят что-то сказать людям, но те их не понимают. И от этого их наряды становятся ещё чернее.

Ещё чёрный цвет в одежде используют священнослужители. Это их правила, которые складывались в течение многих лет. И он в этой ситуации также имеет своё предназначение и несёт в себе определённый смысл. Конфуцианство предусматривает знания и мудрость, а буддизм чёрный цвет считает знаком невежества, в иудаизме предусмотрен «чёрный пост».

Деловой стиль подразумевает ношение костюмов и платьев достаточно тёмной окраски. Правда, здесь предусматривается некоторое «разбавление» его белыми или другими светлыми тонами.

Разнообразные тёмные оттенки говорят о полном отсутствии цвета. И это правильное замечание. В темноте, ночью, очень трудно различить какой-либо цвет. Если наступит полная темнота, то наступит пустота. Может быть, поэтому многие относятся к данному колеру предвзято.

Мрачный тон наравне с другими оттенками однозначно обозначает какие-то человеческие помыслы. Тёмная одежда может многое рассказать о характере человека. Некоторые относят себя к богеме и предпочитают использовать этот цвет в своём гардеробе. Сдержанные тона говорят о том, что индивид «знает себе цену», и поэтому ему необязательно выделяться из толпы. Даже облачённый в чёрный цвет, он будет сиять и радовать окружающих своими незаурядными способностями.

Так или иначе, «ночной колер» отличается тем, что несёт в себе больше отрицательной энергии, чем положительной. Однако везде необходимо искать положительные стороны. И этот оттенок заслуживает того, чтобы быть в тренде.

Особенности восприятия

Каждый цвет несёт в себе некие сведения об окружающем нас мире, так как всё, что мы видим, имеет свои определённые формы и передаёт определённую информацию. Чёрный цвет, в отличие от других цветов, не излучает волн: ни длинных, ни коротких. Он словно поглощает наше восприятие и направляет его куда-то в самую глубину сознания.

Чёрный цвет считается по праву самым загадочным цветом. Он воздействует на психику человека не так, как другие цвета. Даже серый может вызывать множество положительных эмоций, а вот чёрный практически всегда ассоциируется с плохим душевным состоянием. Этим хорошо научились пользоваться психологи. При помощи тестов, где используется цветоколористика, они определяют уровень депрессивного состояния. У детей таким способом выявляют страхи. Когда ребёнок рисует картину и берёт для этого только тёмные тона, то нужно бить тревогу. Такие рисунки означают, что малыш испытывает стресс.

Восприятие чёрного колера может усиливаться или, наоборот, уменьшаться. Это зависит от психофизиологического состояния человека. Чтобы улучшить внутреннее положение, специалисты применяют цветолечение. Для этого они берут яркие цветовые гаммы (жёлтые, зелёные или оранжевые окрасы), которые способствуют полному восстановлению душевного равновесия, и противопоставляют их чёрному цвету.

Разрушительный характер чёрного цвета можно перенаправить на созидание. Для начала можно предложить человеку писать на белой (или жёлтой) бумаге буквы (лучше иероглифы) чёрной краской. Затем постепенно менять тональность чёрного путём её уменьшения. Плавно перейти на серый оттенок, а потом и на более жизнеутверждающий. Так незаметно сознание человека приступает к настраиванию на нужный лад. Он забывает о потерях и плохом самочувствии. Тот, кто предпочитает носить траур, после определённых психологических манипуляций начинает «открывать» душу для восприятия положительных эмоций.

К цветовосприятию личности необходимо подходить более чем серьёзно. Возможно, так вы предотвратите вялотекущую депрессию у своего близкого человека.

Если оставить всё как есть, у определённого лица может развиться депрессивное состояние в очень тяжёлой форме.

Каким людям нравится?

С чёрными красками в одежде или в быту, так или иначе, сталкивается любой из нас. Тёмные тона намного практичнее, и поэтому они пользуются определённым успехом. И если офисный работник каждый день надевает на себя костюм, имеющий очень тёмный оттенок, то это вовсе не означает, что он впал в подавленное состояние.

Просто некоторым людям по долгу службы или по роду работы так положено выглядеть, то есть быть всегда элегантным. Ещё зачастую человек любит облачаться в чёрную одежду не потому, что имеет какие-либо убеждения или находится в глубоком трауре, а потому что именно такой вид экипировки даёт возможность сэкономить время и деньги.

На тёмных брюках или юбке небольшие загрязнения долго не проявляются. Тем, кто хочет оставаться в тренде, достаточно надевать каждый день чёрный пиджак с ослепительно белой блузкой или рубашкой. Такой гардероб поможет дополнить имидж, который присущ деловой личности.

Недаром руководители государств и различных компаний одеваются строго и со вкусом. Им не присуща одежда, которая отличается кричащими тонами и оттенками. Благодаря внешнему виду ответственный работник показывает, что к нему нужно относиться с почтением и уважением.

Каждый из нас когда-нибудь наблюдал за тем, как преображался человек после того, как надевал чёрный костюм с галстуком. Буквально на глазах он начинал сразу же казаться надменным и важным. Из этого можно сделать вывод, что одежда цвета ночи придаёт её обладателю некий шарм и особую энергетику.

Однако любовь к чёрной одежде присуща не только деловым людям, но и несерьёзным подросткам. При помощи языка тёмной гаммы молодёжь выражает свои настроения и выказывает некий протест. К счастью, такая тенденция в поведении заканчивается, как только у молодого человека или девушки появляется цель в жизни.

Гадалки, маги и люди, увлекающиеся различными тёмными практиками, стараются облачить себя в чёрный цвет. Они это делают для того, чтобы запугать обывателей, тем самым застать их врасплох и потом ввести в транс. У особо одарённых специалистов такого профиля это хорошо получается.

Наиболее консервативные и важные особы украшают свой дом при помощи мебели и штор тёмных оттенков. Кстати сказать, эти люди имеют определённый вкус. Строгость интерьера подчёркивает их деловой стиль и говорит о том, что хозяин знает себе цену. И не нужно думать, что любитель мрачного интерьера всегда находится в глубокой депрессии. Наверняка апокалиптический настрой его помещений с лихвой компенсируется большим количеством света. И это говорит о том, что любой человек имеет право на самовыражение.

Представительницы слабого пола часто пользуются «цветом ночи», чтобы уменьшить свой размер. Как уже давно стало известно, чёрный цвет «стройнит». И если украсить свою фигуру платьем с соответствующим колером, то можно скрыть таким способом лишние килограммы.

Как видно из наблюдений, чёрный цвет может сказать о многом. И не стоит ассоциировать его только с тёмной стороной света. Благодаря всепоглощающему оттенку некоторые личности могут обратить на себя внимание. Другие же просто живут и одеваются «в немаркие» наряды.

Символика цвета — Домоводство — медиаплатформа МирТесен

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

Черный цвет – это нечто особенное. Если мы говорим о психологических особенностях восприятия человеком разных цветов, то о черном цвете нужно говорить отдельно. Главная особенность черного цвета – это то, что в действительности он, поглощая все цвета, является синтезом всех остальных цветов, и этот факт дает черному цвету особую, магическую силу, способность доминирования и агрессивную власть. Человек, который предпочитает всем цветам черный или серый, монохромный по мнению психологов имеет проблемы с восприятием окружения, страдает от конфликтов или перенапряжения, несчастлив и стремиться к власти, но считает свои идеалы недостижимыми.

На черном фоне беспроигрышно смотрятся любые цветовые сочетания, цвета выглядят ярче, чем на белом фоне. Изящество черного цвета может указывать также на элитарность и уникальность предметов, и чтобы подчеркнуть специфику предметов роскоши или особенности высококачественных товаров, в рекламных целях часто используют сочетания черного с красным или золотистым.

СИНИЙ ЦВЕТ

Многие люди считают синий цвет своим самым любимым цветом, и широко известен тот факт, что большинство мужчин предпочитают именно синий цвет. Он вызывает у людей спокойствие и душевное равновесие, его часто описывают как наиболее спокойный, безмятежный, безопасный, мирный и опрятный цвет. Синий цвет может быть как легким и дружественным, так и сильным и мужественным. Его часто используется в интерьерах офисов, так как современные исследования доказывают, что в голубых или синих помещениях наблюдается наиболее высокая производительность труда. Синий цвет – это цвет неба, холодный и успокаивающий. Синий или голубой цвет способствует хорошему сну и создает иллюзию более быстрого течения времени, поэтому он хорош также для оформления спальни или комнаты отдыха. Но помните: переизбыток синего цвета может стать причиной угнетенного состояния духа!

Синий цвет менее всего способен вызвать аппетит. Это свойство синего цвета широко используется в программах по снижению веса. Он редко встречается в натуральных продуктах, и, пожалуй, трудно назвать что-либо синее из еды, кроме ягод голубики и некоторых сортов слив. Люди интуитивно избегают пищевых продуктов синего цвета, так как испорченные или ядовитые продукты часто бывают именно синего оттенка. Синий цвет также способствует снижению температуры и уменьшению пульса. Часто синий цвет отвергают курильщики.

Синий ассоциируется с водой, воздухом, — море, небо, — успокаивает, создаёт ощущение комфорта. Цвет стабильности, удовлетворённости. Символизирует вечные ценности, глубокие раздумья, внимание, самоуглубление; символизирует высоту и глубину (воздушная перспектива, создающая ощущение пространства, обычно синего цвета). Постоянство, преданность, правосудие, совершенство, мир.

Бледно-голубой цвет в сочетании со светло-розовым – отличный выбор для первых весенних теплых дней, а глубокий синий цвет более уместен для холодной зимы. Синий цвет в сочетании с зеленым дает свежий, почти акварельный эффект, а если хотите подчеркнуть свою элегантность, добавьте к этому сочетанию немного серого. Небесно-голубой или светлый серо-голубой цвет, особенно в сочетании с нейтральным светло-коричневым, бежевым или цветом загара создает эффект экологической чистоты и близости в природе. Сочетание интенсивного синего цвета с ярко-желтым, оранжевым или красным обязательно привлечет внимание резким контрастом, а комбинация темно-синего с белым создаст ощущение чистоты, свежести и искренности.

БИРЮЗА

Бирюзовый цвет самый холодный из всех цветов спектра. Он сочетает в себе два оттенка: зеленый и голубой, каждый из которых несет различную информационную нагрузку. Зеленая составляющая цвета умиротворяет и расслабляет, успокаивает отрицательные эмоции, дарит покой. В то время как голубой цвет в бирюзе ассоциируется с чистотой, обновлением, оздоровлением. Так что, можно сказать, что бирюзовый цвет способен повышать иммунитет, снимает усталость и раздражительность, успокаивает, очищает организм. Если человек нервничает, не может найти нужные слова, ему может помочь бирюзовый цвет, он придает уверенности в себе, позволяет найти контакт с окружающими.

Символами бирюзового цвета являются: волна, лагуна, дождь, очищение, спокойствие, сдержанность, легкость, безмятежность, солнечная гладь тропического моря. В интерьере светлый бирюзовый оттенок зрительно расширяет пространство, создает ощущение свежести воздуха, делает помещение светлым и солнечным. Он не раздражает, а наоборот успокаивает, снимает зрительную усталость. Синеватый оттенок бирюзы восстанавливает силы, помогает настроиться на размышления, медитации и освобождение сознания. Бирюза же зеленоватого оттенка считается мертвой, под влиянием этого цвета снижается активность и уменьшается работоспособность. Цвет этот непростой, бирюзовый никогда не выглядит пошло или дешево. Он ассоциируется с дворцовой элегантностью, роскошью и богатством. Вспомните восточную керамику, отделку натуральной бирюзой фасадов мечетей.

Бирюзовый цвет можно назвать цветом-хамелеоном. В различной обстановке и при разном освещении он воспринимается как два разных цвета. Рядом с синим цветом он смотрится как синий, а рядом с зеленым – как зеленый. Помимо синего и зеленого цветов, с бирюзовым отлично сочетаются яркие контрастные цвета, такие, как солнечный желтый, огненный оранжевый, кирпичный коричневый, ярко розовый. Но наиболее удачно он сочетается с пастельными тонами. Отличным связующим звеном между голубым цветом и бирюзовым могут служить аксессуары из серебра. А при переходе к зеленым тонам помогут золотые блики.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Эмоциональное воздействие зеленого цвета на человека такое же, как и голубого – он так же, как и все оттенки синего, расслабляет и снимает напряжение, поэтому идеально подходит для интерьера комнаты отдыха или спальни. Если накрывать читаемый текст прозрачной пленкой зеленого цвета, то скорость чтения, понимания и усвоения прочитанного сильно возрастает. Он обладает оздоровительным эффектом и способствует снятию стресса. Люди, работающие в помещения с зеленым интерьером, реже страдают расстройствами желудка и другими кишечными заболеваниями. Медики знают, что он также снимает боль и усталость, уравновешивает и гармонизирует. Но надо помнить, что зеленый цвет не следует использовать в сочетании с белым или синим, иначе он может вызвать депрессивное настроение и вялость.

Зеленый в сочетании с красным вызывает у многих людей в мире воспоминания о рождественских и новогодних праздниках, так как почти везде такое сочетание является символом Рождества.
Многие психологи уверены, что тот, кто предпочитает зеленый цвет, боится попасть под чужое влияние и стремится к самоутверждению. Тот, кто любит зеленое, боится трудностей и жизненных проблем и стремится быть уверенным и даже самоуверенным. А вот люди эксцентричные, которые привыкли добиваться своих целей не активностью и волей, а эмоциями и страстями, обычно отвергают зеленый цвет и считают его совершенно неприемлемым. Зеленый цвет не любят и те люди, которые находятся на грани физического или психического истощения. А вот в ситуациях повышенной опасности или сильного волевого напряжения зеленый цвет предпочитают многие.

Зеленый цвет производит одновременно и согревающий, и охлаждающий эффект, этот цвет стабильности, гармонии и здорового баланса. Оденьтесь в любой оттенок зеленого, и вы сразу же почувствуете себя обновленной, возрожденной и полной свежих весенних сил. Но оливково-зеленые тона уже не так близки по своему психологическому воздействию к зеленому цвету, потому что они вызывают у многих скорее милитаристские или военизированные настроения. Сочетание в одежде зеленого и синего создает настроение живой природы – это цвета лесов и водоемов, свежей весенней зелени и чистых ручейков. Зеленый с коричневым, бежевым или цветом загара создает ощущение натуральности, подлинности, поэтому часто такие сочетания используют в упаковках органических продуктов. А трехцветная комбинация зеленого цвета с желтым, белым или черным – сочетание очень спортивное, и оно отлично подходит для активного отдыха. Зеленый с фиолетовым или сиреневым – тоже довольно контрастное, яркое и живое сочетание. А цвет зеленого лайма в сочетании с оранжевым и желтым создаст в одежде свежую и сочную фруктовую палитру.

ПУРПУРНЫЙ (ФИОЛЕТОВЫЙ) ЦВЕТ

Это самый короткий световой луч цветового спектра, который способен отличить человеческий глаз. Но по силе воздействия, один из самых эмоциональных и сильных. Фиолетовый одни очень любят, другие абсолютно не приемлют. Считается, что это «волшебный цвет», и действительно, в нем есть что-то загадочное. Может быть, темно-фиолетовый цвет вечернего неба вызывает в нас такие ассоциации? Художники считают, что в фиолетовом есть что-то болезненное и печальное. Ребенок, который рисует больше всего фиолетовым явно нуждается в помощи психолога — он несчастлив и подавлен, меланхоличен. Но если его любимый фиолетовый более пурпурный, бордовый или лиловый — возможно он мыслитель и интеллектуал, творческий человек. В жилых помещениях лучше использовать светлые тона лилового и фиолетового, глубокие и яркие его оттенки действуют утомляюще.

Пурпурный символизирует власть, достоинство, почет, величие, славу, мощь. Союз любви и правдивости, как сочетание красного и синего.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Красный цвет – это самый мощный цвет из всей цветовой гаммы. Красный – это яркий и теплый цвет, который пробуждает сильные эмоции. У всех людей красный цвет ассоциируется с любовью, теплотой и комфортом. Красный считается также агрессивным и раздражающим цветом, способным создать и возбуждение, и напряжение. В психологии личности, выбирающие красный цвет, стремятся к покорению, к успеху, к достижению; если говорить о любви, то это, скорее, чувственная страсть, потентность; поведение активное, может быть даже агрессивным, самоощущение оживленное, деятельное, воодушевленное. Красный цвет выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. Американский психолог Бертольд Шварц считает, что владельцы красных автомобилей – оптимисты, любящие жизнь и считающие себя очень счастливыми людьми. Если у человека красный цвет является любимым, то о нем можно сказать следующее: он смел, общителен и вспыльчив. Красный цвет предпочитают волевые и властные натуры, его любят альтруисты, красный цвет часто выбирают подростки. Если человек страдает комплексом неполноценности и испытывает страх перед ссорами, если он стремится к стабильности в отношениях и склонен к уединению, то красный цвет его раздражает. Красный цвет – это символ страсти, возбуждения, энергии, эротизма, поэтому отвращение к красному цвету или игнорирование его является признаком физической слабости или психического истощения.

Розовый близок больше к белому, чем к красному. Это — телесный цвет, цвет чувственности, авторитеты пищевой промышленности полагают, что это один из цветов, больше всего вызывающих аппетит.

Оттенки красного: алый, розовый, кармин, бордо, кардинал, багровый, багряный, ализариновый (крап, краплак).

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Жёлтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений, помогает понять новые идеи и точки зрения других людей, цвет оптимизма. Пробуждает желание открытости, свободы, подвижности, общительности. Цвет солнца и лета — в алхимии золото считалось застывшим солнечным светом. Как цвет, близкий золоту и солнцу, часто символизирует славу и божественную власть.

В китайских пяти элементах желтый — цвет земли — означает стабильность, зрелость, материальность.
Все оттенки желтого, от горячего оранжевого, солнечного золотого, лимонного, до землистых оттенков охры, оливкового, холодного стронция — все без исключения несут теплую, дружественную эмоциональную нагрузку. И в то же время совершенно неоднозначно воспринимаются. Желтый цвет – по действию сходен с оранжевым, укрепляющий, тонизирующий, оживляющий, открывающий человека для внешних позитивных воздействий, помогающий продлить хорошее настроение. Это цвет надежды и оптимизма. Подобно красному и оранжевому, увеличивает работоспособность, хотя и в меньшей степени, но на еще большее время. Благотворно влияет на творческую деятельность. Помогает при негативных психических состояниях: творческий блок, депрессия, заниженная самооценка, пессимизм.
Особенно отмечается его лечебное воздействие на органы пищеварения и печень. Желтый цвет усиливает аппетит. Желтый цвет помогает излечивать психоневрозы, так как имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение у человека. Желтый цвет приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Если вы хотите, чтобы ваши гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостинную желтыми предметами.
У детей повышает познавательный интерес. Однако в детской его надо использовать умеренно, чтобы ребенок мог спокойно засыпать. Если вы хотите расшевелить вялого пассивного малыша — повесьте в его комнате изображение солнышка!

Носить одежду с оттенками желтого цвета желательно, если нужно докопаться до деталей, когда вы учитесь, и вам нужна ясная голова, когда хотите привнести немного радости в свою жизнь. Не носить, если: испытываете страх, не хотите быть в центре внимания, хотите дать отдохнуть голове. Ярко-желтый может служить хорошим фоном для любого цвета (в Китае на желтом фоне всегда демонстрировали коллекцию фарфора). На желтой стене хорошо смотрится роспись по трафарету.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Белый цвет – это синтез всех цветов. В нем заложен многозначительный смысл, потому что он передает одновременно и теплоту света, и холод льда. Белый цвет никого не отталкивает, поэтому ему может отдать предпочтение человек с любым характером. Для белого цвета характерна нейтрализация его собственной силы, поэтому с точки зрения практической физиологии белое лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым.

Белый символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, мудрость, невинность и правду, набожность и религиозные обряды. Белый цвет в одежде помогает уменьшить раздражительность, снизить чувство разочарования и неудовлетворенности. Если у вас порой возникает ощущение того, что вы, как рабочая лошадка, «пашете» с утра до ночи, не покладая рук, а жизнь проходит мимо, то чаще носите белое. Белый цвет символизирует очищение и новое начало. Надев утром белую блузку, вы сразу почувствуете, как появляется возможность начать новый день «с чистого листа».

СЕРЫЙ ЦВЕТ

Черный, белый и серый – ахроматические цвета. В мифологии и искусстве серый цвет мало используется. Серый цвет соединяет в себе противоположные качества черного и белого, следовательно, чувствует себя отчужденно, всегда на вторых ролях (да он и не стремиться стать первым). Единственная цель серого – стабильность и гармония. Серый одинок. Люди, предпочитающие серый цвет, не верят, что эмоции могут что-то решить, не верят в искренность эмоциональных переживаний; считают, что эмоции можно проявлять только в определенных обстоятельствах (но только не сейчас). Отсюда их эмоциональная сдержанность и, следовательно, истощение. Серый цвет всегда стабилизирует процессы вокруг, но всегда выглядит раздвоенным и чувствует себя плохо. Серая одежда дает возможность быть свободным и хорошо успокаивает нервы. Серебристый серый всегда благороден, как само серебро он вызывает чувство стабильного достатка и удовлетворения без зависти (ведь он не золото!). И только ювелиры знают, что залежей серебра в природе намного меньше, чем золота, его цена стабильна, а без примесей оно цениться очень высоко!

Светло-серый действует очень легко, выражает свободу и возвышенное психоэнергетическое состояние, готовность к контактам, хорошо успокаивает, умиротворяет и тело и разум (стремится к белому). Стиль его движения – неприкаянность (цвет привидения).

Темно-серый воздействует спокойно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Людям, предпочитающим темно-серый, свойственна повышенная чувствительность, у них доминирует потребность в душевном и физическом удовлетворении. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой (он лишен внутренней энергии – характеризуется такими выражениями, как “подрезаны крылья”, “убитый, поломанный, но еще живой”). Такие люди страдают от своей чувствительности и отклоняют чувственные сердечные связи, т.к. не могут выдержать наплыва энергии.

Общее правило для всех цветов – если используется три разных цвета, то обязательно добавляется еще один из ахроматических цветов. Хитрость нейтрального серого в том, что рядом с любым другим цветом он визуально меняет свой оттенок на контрастный. То же самое свойство имеет и белый, и в меньшей степени черный цвет. Например, рядом с красным серый выглядит зеленоватым, рядом с оранжевым становится почти синим.

«Цветная» жизнь, ч. 12 — Символика чёрного цвета | КУР.С.ИВ.ом


К. Малевич «Чёрный квадрат».

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Прочие статьи»

«Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, когда ее там нет».
(Конфуций)

Вообще-то, идеальный черный – это даже не цвет. Это полное отсутствие цвета, тьма, небытие, «черная дыра». Поэтому ни один предмет не может восприниматься нами идеально черным, то есть, ничего не отражающим.
К слову, астрономическая «черная дыра», по предположениям ученых, настолько сжатая силами своей же гравитации звезда, что даже свет не способен «вырваться» из этого притяжения.

В обыденной же жизни то, что мы называем черным, является лишь вариантами слишком темного. Специалист-колорист Гунн Йохансон говорил: «Бывают удивительные оттенки черного. Смотришь на него – как в туннель, и туннель бесконечный». Самую глубокую черноту из тканей нам являет черный бархат.

Страх человека перед темнотой, ночью, слепотой наградил этот цвет самыми мрачными ассоциациями. Черный – цвет траура, скорби, утраты, смерти. Сатана в христианстве – князь тьмы (вспомним знаменитого Мефистофеля, явившегося Фаусту в обличии черного пуделя), ужасная индуистская богиня Кали имеет черную (или фиолетово-черную) кожу, черным изображался и Анубис – древнеегипетский бог загробного мира.


Богиня Кали.

«Черной смертью» называли, разносимую черными же крысами чуму, которая во второй половине XIV веке выкосила чуть ли не треть европейского населения.

Роль черного как цвета отрицания особенно ярко проявилась в христианском монашестве. Здесь он символизировал отрицание земных благ, своеобразную «смерть для мира».
Вы сами без труда можете продолжить список ассоциаций: черный ворон как вестник смерти, черная кошка как несчастливая примета, черная магия, черная месса, черный список, черный юмор, черный день, опасные и завистливые черные глаза, выражение «пить по-черному»…

С. Есенин:
«…Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный!..»

Народная песня:
«Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься
Черный ворон, я не твой».

Э. По:
«Только приоткрыл я ставни – вышел Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего…
«..О зловещий древний Ворон, там, где мрак Плутон простер,
Как ты гордо назывался, там где мрак Плутон простер? «
Каркнул Ворон «Nevermore «».

     
Слева — рис. Г. Доре к балладе Э. По «Ворон».
Справа — рис. О. Бердслея к новелле Э. По «Чёрный кот».

Пугающее впечатление должен был производить и черный флаг на кораблях пиратов. Как тут не вспомнить и другой пиратский атрибут – «черную метку» – вручение которой символизировало приговор пирату, нарушившему правила. И хотя сама «черная метка» – плод фантазии Р.Л.Стивенсона, автора «Острова Сокровищ», пишут, что в реальности ее место занимала карта смерти, в роли которой чаще выступал пиковый туз.

Еще одними обладателями черного знамени стали анархистские группировки. Известно, что черное полотнище развевалось над отрядами батьки Махно. Но исследователи считают, что роль символа протеста против государства такой флаг обрел еще в 1831 году – во время восстания рабочих во французском Лионе. Цвет знамени они избрали как бы в пику монархическому флагу, где преобладал белый цвет.

В. Кандинский:
«Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое. Ничто после угасания Солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Представленное музыкально, черное является полной заключительной паузой, после которой продолжение подобно началу нового мира, так как благодаря этой паузе завершенное закончено навсегда – круг замкнулся».

Часто этот цвет ассоциируется с грязью, с «грязной черной работой». Отсюда происходит и выражение «черновая работа», то есть, предварительная, требующая помарок, исправлений, очищений (вспомним алхимический термин «работа в черном» или хорошо всем известное слово «черновик»).

Не во всех культурах черный несет однозначное мрачное значение. В знаменитом черно-белом круге «инь-ян» черный «инь» символизирует воду и пассивное женское начало. А китайский император Ши-Хуан, сменивший «красную» династию Чжоу, даже избрал черный своим цветом (мол, «вода тушит огонь»).
В Японии черный цвет означал благородство и опыт. Недаром черный пояс в карате означает высшую ступень мастерства.
Мусульмане также придавали черному положительные черты.

Л. Миронова, Д. Иванов «Символика цвета»:
«Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «…если бы ночь не была достойнее, Аллах не поклялся бы ею и не поставил ее впереди дня… Разве не знаешь ты, что чернота – украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха… И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…»

Халифы династии Аббасидов любили облачаться в черный цвет. Знамя их также было черным. Амир Хосров Дехлеви пишет:

«Цвет славных Аббасидов – черный цвет.
Принадлежит он первой из планет,
И мрак ночей всегда бывает черным,
Нисходит он покоем животворным.
И родинка красавицы черна,
Как смоль, ее густых волос волна».

По вполне очевидным причинам этот цвет безо всякой отрицательной символики используется и негроидной расой. Как тут не вспомнить шутку из КВН о том, что в абхазской постановке «Лебединого Озера» положительным героем является черный лебедь.

Черный – это также тайна, непознанное, закрытое, спрятанное. Широко известное благодаря телевикторине «Что? Где? Когда?», выражение «черный ящик» в науке означает систему, внутренний механизм работы которой неизвестен.
Добавим сюда же «черный нал», «черный рынок», «черный ход», священный для мусульман черный камень Каабы и пристрастие к черным одеждам членов разных тайных обществ. В Каббале «черный огонь» – эпитет абсолютного света и мудрости. А черный он потому, что «непостижимый для нашего ограниченного разума».

Символизм черной кошки | Что это значит?

Ни одно домашнее существо не имеет более разнообразных символических значений, чем черная кошка.

Почти в каждом обществе на протяжении истории и по всему земному шару считается, что черная кошка олицетворяет духовных существ, удачу или неудачу (в зависимости от обстоятельств) и множество знамений.

Итак, мы собираемся сделать краткое изложение различной символики черной кошки.

Черная кошка и символика неудачи

Пожалуй, самый известный символ черной кошки — это символ невезения.

Черная кошка, которая пересекает ваш путь, может принести вам неудачу, предвещая плохие предзнаменования, которые скоро станут вами.

С другой стороны, это часто зависит от того, пересекает ли черный кот ваш путь: справа налево, что является плохим предзнаменованием, или слева направо, что обычно означает удачу!

На самом деле, очень немногие культуры считают черную кошку чистой неудачей. Многие говорят, что черная кошка может принести удачу или неудачу, в зависимости от обстоятельств и вашей реакции на черную кошку.

Так что, пожалуй, лучше всего быть вежливым с тем черным котенком, который постоянно посещает ваш порог!

Символизм черной кошки и духа

Многие культуры также заявляют о более сверхъестественном происхождении черной кошки.

Особенно в восточных культурах черная кошка считается духовным хранителем. Это связано с символикой невезения, распространенной на западе, поскольку они, как говорят, «впитывают» неудачу во время посещения, принимая бремя на себя.

Те, у кого черная кошка в качестве тотема, могут обнаружить, что их высшее Я воплощается в виде черной кошки, чтобы обеспечить им руководство и защиту.

Также долгое время считалось, что черные кошки содержали духи тех, кто закончил свои дела и не смог перевоплотиться в человека.

Это может быть источником негативной символики, распространенной вокруг черной кошки.

Использование символики черной кошки на церемонии

Существует множество способов использовать черную кошку как символический жест, который может обогатить и улучшить вашу жизнь.

Например, если вы скоро поженитесь, вы можете взять лист восточной книги и пригласить на церемонию черного кота.

В некоторых восточных культурах издавна считалось, что подарить молодоженам черную кошку поглотит всякая неудачная удача и сделает их союз долгим и счастливым.

Вы также можете подарить черную кошку очень старому или очень больному человеку, так как считается, что черная кошка может помочь в переходе из этой жизни в следующую, не говоря уже о том, что они станут отличными компаньонами.

Не дарите домашних животных, не спросив заранее!

Таков общий символизм черной кошки.У вас есть опыт общения с черными кошками? Знаете ли вы какие-нибудь символы или легенды, связанные с черной кошкой? Делитесь ими в комментариях!

Кэш и Сьюзан .

Символы, аллегории и мотивы Черной кошки

До технологической революции в медицине и достижений в искусстве бальзамирования страх быть похороненным заживо из-за того, что его неправильно истолковали как мертвого, был вполне реальным. В результате рассказы о преждевременных похоронах изобилуют в литературе и повсюду в рассказах По. Сюжет «Черной кошки» придает приятный оборот повествовательному устройству, но концепция быть похороненным заживо также появляется в «Бочке Амонтильядо», «Морелле», «Элеоноре», «Лигейе» и «Беренис».«Преждевременное захоронение сестры Родерика Ашера является движущей силой всей истории По о падении этого дома; кроме того, как будто появление этого бегущего мотива не было достаточно очевидным, есть история, которую По назвал «Преждевременное захоронение». Помимо буквального страха перед такой смертью, преждевременное захоронение приобретает символическое значение как страх оказаться в ловушке своего рода экзистенциальной неопределенности. Полная смерть приносит с собой своего рода завершение и освобождение от мира смертных: погребение заживо, напротив, обрекает человека на своего рода пороговое пространство между царствами живых и мертвых.

Движение от одержимости к безумию принимает особенно садистский оборот в «Черной кошке», когда рассказчик вонзает перочинный нож в кошку и оставляет ее только одним глазом. Когда появляется вторая кошка, у нее также таинственным образом отсутствует один глаз. Глаза — это символ, к которому По возвращается снова и снова в различных формах выражения в своих рассказах. В «Сказочном сердце» именно звук сердца, бьющегося под половицей, в конечном итоге доводит рассказчика до безумия, охваченного чувством вины, но движущей силой этого драйва является его навязчивая вера в то, что старик приносит проклятие. на него через его сглаз.Глаза главной фигуры в «Лигейе» — преобладающий символ в этой истории, скрывающий ключ к познанию их темной и таинственной красоты. Как символ, глаза — особенно когда они рассматриваются с точки зрения параноидального рассказчика — представляют собой экзистенциальное преследование, которое исходит от осознания того, что за человеком наблюдают, но при этом неспособности определить местонахождение наблюдателя или сделать что-либо, чтобы избежать его взгляда.

Наиболее полное исследование психологии Двойника в каноне По происходит в его длинном рассказе «Уильям Уилсон», в котором сюжетом движет навязчивое преследование рассказчиком своего собственного двойника.Брат и сестра, которые остаются последними представителями линии Ашеров, также позиционируются — несмотря на гендерные различия — как двойники друг друга. Двойник, которого играет По в «Черной кошке», немного более своеобразен, чем его обычное занятие, поскольку здесь животное получает двойника. Наконец, убив своего питомца Плутона, рассказчик ошеломлен появлением почти дубликата домашнего животного. Несмотря на то, что Двойник является кошкой, а не главным героем-человеком, он, тем не менее, выполняет символическую роль агента внутреннего конфликта, происходящего внутри главного героя: даже когда он пытается убить кошку, чтобы успокоиться, он обнаруживает, что на самом деле не может выполняет это, поскольку на его месте проявляется Двойник.

Рассказчик называет свою домашнюю кошку в честь фигуры из римской мифологии: Плутон. Современные читатели в основном ассоциируют Плутон с бывшей планетой или собакой Диснея, но Плутон во времена По упоминал только одну вещь: Царь подземного мира (читатели могут быть более знакомы с греческим мифологическим двойником Плутона, Аидом). Тот факт, что рассказчик выбирает это имя для кошки задолго до того, как все поворачивается к странному, указывает на то, что он, возможно, уже с самого начала имел подсознательную предрасположенность видеть в кошке зло — или смотреть на мир в терминах смерти — с самого начала .

.