Содержание

примеры, сходства и различия, взаимосвязь

Психология выделилась как самостоятельная наука в середине XIX века. Но возникает вполне логичный вопрос: разве до этого не существовало психологических феноменов типа стресса и неврозов, разве люди не общались и не конфликтовали, разве не было личных проблем. Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений. До научной психологии была житейская.

Что такое житейская психология

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

  • повседневное общение и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Различия житейской и научной психологии

Научный эксперимент

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Сходство научной и житейской психологии

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.

Как выглядит объединение научной и житейской психологии:

  • Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
  • Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
  • Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).

Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.

Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.

Житейская психология — Психология человека

Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.
Герберт Спенсер

Житейская психология – это такая психология, в которой каждый человек может быть психологом. Ведь она представляет собой совокупность верований, взглядов, изречений, обычаев, пословиц, афоризмов и прочих подобных знаний о жизни и людях, которых придерживается основная часть населения. Мы все что-нибудь знаем о жизни и о людях, об их поведении и закономерностях этого поведения, благодаря своему личному опыту и опыту хорошо знакомых нам людей. Эти знания по-своему ценны, но далеко не ко всем ситуациям применимы. Ведь в большинстве случаев они основаны на стихийных наблюдениях и носят интуитивный характер. Поэтому то, что закономерно в одной ситуации, совершенно неприменимо для другой. Иными словами, житейские знания всегда конкретны. Но несмотря на это, они весьма полезны для каждого из нас в отдельности и для общества в целом, поскольку житейская психология всегда практична, так как она передает нам в весьма простой и понятной большинству людей форме опыт многих поколений. Что же, давайте вместе посмотрим, чем житейская психология может быть нам интересна.

Первым делом мне хочется сказать вам, уважаемые читатели, что житейская психология не так проста, как кажется, и порой над теми знаниями, которые она в себе несет и которыми делится с нами, размышлять нужно не меньше, чем над научными знаниями, чтобы получить от них пользу. Те же народные пословицы и поговорки нуждаются в толковании, нельзя использовать их во всех более или менее подходящих под них жизненных ситуациях, чтобы действовать грамотно и эффективно. Научные знания тоже не универсальны, хоть наука и стремится к обобщению, поэтому их также необходимо применять в жизни осторожно, продуманно, постепенно. А уж житейский опыт и подавно весьма ситуативен, даже когда речь идет о вашем личном опыте, который неоднократно повторялся. Поэтому если вы, к примеру, много раз видели, как люди на сделанное им добро отвечали злом – не нужно сразу подгонять эти наблюдения под известные поговорки и окончательно определяться в отношении добрых поступков и реакции на них со стороны других людей. Иначе вы не сможете принять правильное решение в той ситуации, когда рядом с вами окажется человек, способный достойно оценить вашу доброту и многое вам за нее дать взамен. А ведь именно такие люди делают нашу жизнь счастливой, именно их мы хотим видеть рядом с собой. И подобных примеров полно. Так что те прописные истины, на которых основывается житейская психология – не всегда истинны. Помните об этом.

Пример житейской психологии – это интуитивно сделанные выводы, благодаря наблюдениям, размышлениям и собственному опыту. При этом, совершенно очевидно, что наши наблюдения и опыт –охватывают лишь малую часть даже нашей собственной жизни, не говоря уже о жизни в целом. Иными словами – мы видим мир через маленькое окошко, и на основании увиденного делаем такие же ограниченные, как и наш обзор, выводы. И размышления наши основываются на том, что мы видим и знаем. И если мы видели не так уж и много и не обладаем обширными и полными знаниями о чем-либо, о той же жизни и людях к примеру, то естественно, что наши выводы, сделанные на основании наших размышлений, окажутся не совсем полными и точными. При этом они ложатся в основу житейской психологии, если совпадают с таким же неполными и недостаточно точными выводами других людей. По-своему они верные, но ограниченные в плане их применения. Опыт каждого человека по-своему безусловно ценен, хоть на его основании и сложно сделать обобщающие выводы о тех или иных ситуациях, явлениях событиях. И поскольку многие ситуации в жизни повторяются, снаряд тоже очень редко, но падает в одну воронку, то иметь в голове опыт других людей, каким бы ограниченным он ни был – весьма полезно. Тем более, если речь идет о таком опыте, который подтвержден поколениями. Вероятность того, что основанные на этом опыте советы окажутся верными, достаточно велика. Так что житейская психология вне всяких сомнений весьма практична, так как определяется событиями и условиями, в которых рождалась та или иная “премудрость”, взятая затем обществом на вооружение, как житейское знание. Только пользоваться такими знаниями нужно с умом – они не являются инструкцией к исполнению – они представляют собой основу для размышлений.

Лично я очень уважаю житейскую психологию, потому что считаю, что какими бы конкретными не были житейские знания их можно обобщить, можно создать из этих знаний определенную систему, имеющую свои доказанные практикой закономерности. Собственно говоря, научная психология в значительной мере опирается на житейский психологический опыт, как на опыт, сформировавшийся в течение многих поколений людей. Это, сами понимаете, довольно-таки солидный опыт. Поэтому житейские знания можно упорядочить таким образом, что они превратятся в знания научные, то есть, в более обобщенные, более точные, в проверяемые и практичные знания. В житейской психологии многие знания хоть и истинны, и во многом полезны, но к сожалению – не очень хорошо упорядочены. Они недостаточно гибки и недостаточно полны, чтобы их можно было использовать при решении сложных жизненных ситуаций. Некоторые из этих знаний не проверены практикой, экспериментами и основываются на вере людей в истинность этих знаний. Плюс к этому, некоторые житейские знания представляют собой утверждения, которые охватывают довольно-таки обширную область человеческой жизни, но при этом не имеют поправок на различные особенности конкретного человека и той жизненной ситуации, при которых эти утверждения являются верными. Ну, вы наверняка замечали, что, скажем, те же пословицы, поговорки и разного рода народные предсказания частенько противоречат друг другу. Никогда не задавались вопросом, почему оно так? Дело не в том, что одни поговорки правильные, а другие неправильные, что одни пословицы истинные, а другие нет, что одни предсказания сбываются, а другие не сбываются. Дело в ситуативности житейской психологии. Каждая конкретная ситуация со всеми ее особенностями, отражена в отдельно взятой пословице и поговорке. Каждая конкретная закономерность отражена в отдельно взятом предсказании. Поэтому житейские знания верны при определенных обстоятельствах, но не всегда. Жизнь слишком сложна и люди достаточно сложны, чтобы можно было представить все знания о них и их поведении в нескольких строгих и нерушимых законах о жизни. Даже научная психология, как всякая наука, хоть и стремится к обобщениям, все же надо признать, что и она не способна все без исключения жизненные ситуации объяснить с помощью общих для всех подобных ситуаций законов и закономерностей. Поэтому в любом случае – анализ той или иной ситуации требует глубоких размышлений над ней, для полного ее понимания, независимо от того, какими знаниями мы руководствуемся при ее анализе, научными или житейскими, или и теми, и другими. Если бы всеми ситуациями в жизни можно было бы управлять с помощью нескольких алгоритмов, если бы в жизни не было неопределенности и новизны, то всю нашу жизнь можно было бы рассчитать с помощью математических формул и управление людьми можно было бы смело доверить компьютерам.

Между тем, большим преимуществом житейской психологии является то, что она всегда практична, так как имеет прямое отношение к тем событиям и условиям, в которых вырабатывалась. Сложных теорий в ней нет, есть только примеры из жизни, которые люди подмечают и фиксируют в своем и общественном сознании с помощью пословиц, поговорок, примет, обычаев, обрядов и тому подобных вещей. Из этого следует, что у любого человека можно чему-то научиться, так как каждый из нас имеет ценный опыт, который способен уберечь других людей от множества ненужных ошибок. Беда людей заключается в том, что им не всегда удается эффективно передать свои знания и опыт другим людям и в частности последующим поколениям. А другие люди не всегда готовы эти знания принять и даже не всегда проявляют к ним интерес. Мы вообще очень неохотно друг у друга учимся, предпочитая больше учить и наставлять других людей, чем учиться у них. Собственно, именно наша лень, гордыня, невнимательность, беспечность, тормозят наше развитие. Житейская психология многое дает каждому из нас, как и психология научная, но работать с этими знаниями и применять их в жизни хотят не все. Только подумайте, каких бы мы с вами добились успехов в жизни, как каждый из нас по отдельности, так и все вместе, если бы мы охотно учились на ошибках друг друга. Это был бы просто грандиозный прорыв в эволюции – это была бы революция человеческого развития. Ведь сегодня, как никогда раньше, это может сделать каждый. Мы все можем учиться новому постоянно, мы можем перенимать опыт друг у друга, не выходя из дома, благодаря современным информационным технологиям. Но, увы, действительность такова, что большинство людей даже на своих собственных ошибках не всегда учатся, тем самым лишая себя возможности добиться впечатляющего успеха в жизни. И многие из нас совершают одни и те же ошибки по нескольку раз. А мы с вами знаем, что история часто повторяется, и у этого повторения есть своя цель. Жизнь будет преподносить людям один и тот же урок до тех пор, пока они его не усвоят. Мы многие уроки проходим по нескольку раз, потому что не усваиваем их ни с первого, ни со второго, ни порой даже с десятого раза. И это, при всем том обилии знаний, которым мы располагаем благодаря в том числе и нашим предкам, которые из поколения в поколение накапливали и передавали ценные житейские знания. Вот такие мы, люди. Наверное, в этом есть свой смысл – всему свое время.

Мы все делаем свой вклад в житейскую психологию, когда активно делимся своим опытом с другими людьми. У нас у всех есть прошлое, которое чему-то нас научило, есть познания жизни, которые, конечно же, не являются полными, но зато весьма практичными. Всем этим мы можем делиться друг с другом, чтобы просвещать друг друга в различных областях. Многие житейские знания такие же ценные, как и знания научные, так как они указывают на такие истины, которые неизменны на протяжении всей нашей истории. Зная эти истины, человек может продвинуться в своей жизни значительно дальше, чем его предшественники, ведь он уже будет знать – что ждет его за тем или иным углом. Не все эти истины прописаны в учебниках, многие из них передаются из уст в уста и постоянно ложатся на наш слух, но мы не всегда их в полной мере осознаем. Дело в том, что если человек много раз в своей жизни о чем-то слышал, то у него возникает ложное представление о том, что он понимает, о чем идет речь. А в действительности, осознания услышанного, увиденного, прочитанного, нет, но человек считает, что вот эту-то прописную истину он точно усвоил, поэтому она ничего нового для него не несет и уделять ей свое внимание не нужно. При этом человек может поступать вопреки этой истине, но не замечать этого. Уверен, вы неоднократно сталкивались с этим в своей жизни. И подмечали, уж если не за собой, то за другими людьми точно, что говорить они могут одно, правильно говорить, мудро, а поступать вопреки сказанному, даже не допуская ошибочности своих действий. Это я к тому, что многое из того, о чем житейская психология нам сообщает, мы можем знать с детства, но при этом, эти знания, эти прописные истины не идут нам на пользу, потому что мы им не следуем, а не следуем мы им по той причине, что не понимаем их. Понаблюдайте за собой, вдруг вы именно так и живете, когда вроде знаниями полезными владеете, но при этом не руководствуетесь ими в своей жизни. Тогда, возможно, у вас появится повод задуматься над тем, что вы знаете, чтобы осознать это.

Стоит также сказать, что у житейской психологии имеется много общего с практической психологией. Житейская психология всегда имеет отношение к психологии практической, но практическая психология не полностью состоит из психологии житейской. Все дело в конкретности житейской психологии, из-за которой она не ко всем ситуациям применима. А практическая психология в немалой степени опирается на научные эксперименты, которые носят универсальный характер, насколько это возможно.

Свои житейские знания мы всегда можем проверить личным опытом и этот опыт на самом деле бесценен. Я давно заметил, еще после того, как отучился на психолога, что многое в жизни можно понять только благодаря собственному опыту, что многое из того, чему нас учат не имеет полного сходства с реальной жизнью. Тут уж и житейская и научная и практическая психология, да и вообще любая наука, проверяется жизнью. Мы, конечно, можем организовывать эксперименты, можем проводить профессиональные наблюдения, которые дадут нам массу полезной информации, объясняющей те или иные закономерности этого мира. И все равно, в процессе жизни, мы будем постоянно поражаться новым комбинациям тех или иных закономерностей, делающих нашу жизнь непредсказуемой. Поэтому я считаю, что каждому из нас следует ценить и приумножать свой опыт, который по сути является – проверенными жизнью знаниями.

Не стоит ждать от житейской психологии стопроцентной точности, ведь какую бы мудрость она в себе не несла, ко всем жизненным ситуациям она не применима. В общем-то, и научная психология не так точна и универсальна, как хотелось бы. Поэтому в любой науке нужно полагаться не только на чужие знания и даже не всегда на свои собственные знания, но и на интуицию, как это делают настоящие ученые. А в жизни нам всем часто приходится быть немного учеными, ибо порой жизнь такие задачи перед нами ставит, что для их решения нам никакие знания из учебников и никакой опыт предков не поможет. В этом и заключается прелесть жизни – она загадочна и непредсказуема, что хоть и пугает нас в ней немного, но зато делает нашу жизнь чертовски интересной.

Статья опубликована: 16.01.2012. Последнее обновление: 08.03.2020

Житейская и научная психология: примеры, сходства и различия, взаимосвязь

Психология выделилась как самостоятельная наука в середине XIX века. Но возникает вполне логичный вопрос: разве до этого не существовало психологических феноменов типа стресса и неврозов, разве люди не общались и не конфликтовали, разве не было личных проблем. Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений. До научной психологии была житейская.

Что такое житейская психология

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

  • повседневное общение и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Различия житейской и научной психологии

Научный эксперимент

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Сходство научной и житейской психологии

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.

Как выглядит объединение научной и житейской психологии:

  • Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
  • Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
  • Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).

Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.

Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.

Психология научная и житейская: в чем разница?

Осознаем мы это или нет, с психическими явлениями мы сталкиваемся каждый день: наблюдаем перепады собственного настроения, видим, как по мере взросления меняется характер наших детей, понимаем, когда не в духе руководитель.

Казалось бы, специальные знания нам для этого не нужны. Более того: житейская психология — сфера, безусловно, более древняя. Еще до появления психологии как науки знания закреплялись в виде архетипов, фиксировались в пословицах и поговорках.

У психологии как у науки и житейской практики общая цель: научиться понимать психические явления и управлять ими. Так в чем же разница между ними?

Пять отличий сформулировала российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

1. Житейские психологические знания конкретны, научная психология выводит закономерности 

Многочисленные телевизионные передачи («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское и женское», «Про любовь») строятся по одному и тому же сценарию. Обсуждаются детали проблемы, эксперты и зрители сопереживают герою, высказывают мнения и советы.

Но решаются ли таким образом психологические проблемы? Нет. Чаще всего в результате обсуждения возникает ощущение совпадения с жизненным опытом приглашенных экспертов. Зритель переживает эмоцию, но свою проблему не решает. То же самое происходит, если в роли «психолога» выступает подруга или соседка.

Ситуация

Молодая мать жалуется своей ровеснице, соседке по дому, на своего четырехлетнего сына: тот совсем перестал слушаться, разбрасывает и ломает игрушки.

Житейская психология

«Ты этого так не оставляй, — дает соседка универсальный совет. — Скажи мужу, чтобы был с ним построже! Наш теперь как шелковый стал — так отца боится».

Научная психология

Профессиональный психолог давать советы не будет. Он прежде всего постарается выяснить, что послужило причиной такого поведения ребенка. Может быть, сцены агрессии, которые тот увидел по телевизору? (Научная основа такого предположения — теория социального научения Альберта Бандуры.) Или же отсутствие должного внимания со стороны родителей? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.) А может, раздражительность матери или отца по выходным? («Воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса из-за отсутствия смысла в жизни по Виктору Франклу.)

Выяснив причину, психолог будет работать именно с ней, адекватно подобрав метод коррекции.

2. Житейская психология опирается на опыт обыденной жизни, научная — на экспериментальные методы 

В повседневной жизни мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями: «Почему это произошло со мной?» Научный путь состоит в схеме «эксперимент — теория — практика» и опирается на научные методы: анализ и синтез, эксперимент, проективные методики.

Ситуация

Молодой амбициозный руководитель неожиданно столкнулся с тем, что не может выдержать взгляда подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег. Проблему свою он, возможно, сформулирует так: «Что делать, чтобы не краснеть на совещании и не опускать глаза, как школьник?»

Житейская психология

Бытовой ответ может быть таким: «Смотреть не прямо в глаза, а чуть выше, на область лба». Даже если молодой человек опробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.

Научная психология

Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы». В социальной психологии известен ряд экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: таким, вероятно, и стал подчиненный.

Так, эксперименты Элтона Мэйо выявили, что для деятельности группы важно неформальное лидерство. И задача руководителя не в том, чтобы уметь подавлять при общении, а в том, чтобы знать ресурсы своей команды и направлять их максимально эффективно на достижение организационных целей. Именно к этому и нужно стремиться.

3. Житейские психологические знания интуитивны. Научные — рациональны и осознанны 

Способность к неосознанной обработке информации позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкрепляются ни логическими рассуждениями, ни доказательствами. Это интуиция. Конечно, у некоторых исследователей прекрасно развита интуиция, но свои догадки они всегда подкрепляют результатами экспериментов.

Ситуация

История с сыном-девятиклассником доводит мать до отчаяния: «В школе на него жалуются: учится хорошо, но на уроках смешит одноклассников, срывает занятия. Дома он тихий, внимательный. Я его хорошо чувствую — ну не может он так себя вести! Не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Муж советует написать жалобу в департамент образования, пусть они разберутся. Но что-то меня останавливает от такого шага…»

Житейская психология

Интуитивные «чувствую» и «что-то» совершенно правильно не дают женщине сделать неверный шаг, однако ответа на свой вопрос при помощи интуиции она не получает.

Научная психология

Каково научное объяснение этой ситуации? В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей.

Американский психолог Норман Триплетт еще в конце XIX века обратил внимание на то, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. Так был открыт эффект, позднее получивший название социальной фасилитации. Именно он стоит за действиями подростка, а подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (эталонной, значимой) группе сверстников»: не удается через отметки, попробуем через шутки.

4. Научные знания передаются посредством закрепления в терминах и научной литературе. Возможности передачи житейских знаний весьма ограничены 

Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как бы нам ни хотелось верить в это, нет. В 30 лет мы сокрушаемся: «Надо было слушать маму», но в 15 твердо уверены, что «ничего она не понимает». Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания формулируются и фиксируются в понятиях, определениях и законах. Основным способом передачи таких знаний становится научная литература.

Ситуация

Вопрос на одном из форумов: «Посоветуйте, что почитать, чтобы лучше разбираться в людях, находить подход к любому».

Житейская психология

В ответ посетители форума активно рекомендуют разную литературу: от Евангелия до Кастанеды. Форум занимает несколько страниц, на одной из них пользователь предлагает почитать учебник по психологии. Реакция остальных участников — сугубо негативная: «туман», «сложная терминология, абсолютно бесполезная для обывателя».

Научная психология

С точки зрения науки бурный протест против учебников психологии вызван именно стремлением сохранить свою «Я-концепцию» (по Роберту Бернсу): она запускает механизмы психологической защиты, если новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, и помогает личности интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.

5. Научная психология опирается на обширный фактический материал 

Во всем своем объеме такой материал недоступен ни одному носителю житейской психологии, какую бы насыщенную жизнь он ни вел и с каким количеством людей ни общался.

Ситуация

Молодой специалист впервые в жизни назначен на руководящую должность. Ему предстоит выстроить отношения в команде, утвердив лидерскую позицию, но он не знает, на что опереться.

Житейская психология

Непрофессиональный сценарий решения противоречий в рабочем коллективе предполагает ситуативную рекомендацию, такую как: «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам» или «Пропиши все в должностных инструкциях».

Научная психология

Психолог, консультируя клиента по проблеме лидерства в организации, будет опираться на теории трансформационного лидерства Джеймса Бернса, типов лидерства Фреда Фидлера, человеческих ресурсов Дугласа Макгрегора и другие. Каждая из них опирается на обширный эмпирический материал.

***

Не стоит рассматривать научную и житейскую психологию как противоборствующие стороны: они дополняют друг друга. Практика общения и жизненный опыт служат материалом для научного осмысления психических явлений и наоборот. Время отвлеченных идей прошло: сегодня главная задача тех, кто занимается проблемами человеческой психики, не произвести на свет еще одну гениальную идею, а сделать так, чтобы «она работала».

Об авторе

Наталья Курдюкова — руководитель магистерской программы «Лидерство в управлении гражданскими и общественными инициативами» Московского института психоанализа, бизнес-тренер, коуч-консультант.

Читайте также

Житейская и научная психология — сравнительная характеристика

Психология как некая форма обыденного знания возникла очень давно, практически с появлением человеческого общества. Накопление житейского опыта, в дальнейшем послужило базой для психологии, ориентированной на научное мышление. Житейская и научная психология отличаются разносторонним подходом, культурным уровнем и степенью организованности.

Житейские знания и весь накопленный опыт являются результатами стихийных наблюдений, тогда как научные построены на выводах профессионалов, сделанных ими во время организованных экспериментов.

Реальное соотношение житейской и научной психологии

Понятие «житейской психологии» включает в себя приобретение психологических знаний путем самонаблюдения, просмотра различных жизненных ситуаций или во время взаимодействия с окружающими людьми или средой. Восприятие мира человеком в донаучной психологии было обусловлено его повседневными занятиями и накапливанием опыта. О психических особенностях и характерах других людей было можно догадаться по их поведению и поступкам.

Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа — потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».

Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность. На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности. Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество — род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.

Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:

  • эмоциональными состояниями — аффектом, страхом, фрустрацией;
  • сновидениями;
  • чертами характера — трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.

Идея души, возникшая еще у первобытных людей, до сих пор актуальна и жива в общественном сознании. Это первая научная гипотеза и огромное достижение мысли.

В отличие от житейской научная психология более всего настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, учитывает факты, полученные опытным путем, занимается разработкой методов систематизированных наблюдений, моделирования, анализом документов. В научной психологии есть способы измерения психических явлений, результаты которых могут быть проверены.

Житейская и научная психология: сравнение характеристик

Человеческая жизнь состоит из различных взаимосвязей и отношений, причем психические, составляют явное большинство. Можно предположить, что люди — носители житейской психологии. Они получают постоянный опыт из различных ситуаций, умеют или не умеют использовать ее возможности. Соотношение житейской и научной психологии вызывает неподдельный интерес у многих современных людей, интересующихся особенностями поведения индивида в различных социумах. У житейской психологии есть ряд отличий от научной.

Среди них, например, такие:

 

Процессы

 

Житейская психология

 

Научная психология

 

Получение знаний

 

Приобретение опыта отдельным индивидом в конкретной ситуации, в результате метода практических проб, носит интуитивный характер

 

Абстрагированный опыт, понятийно оформленный, полученный с помощью систематизированных, целенаправленных, инструментально-оснащенных методов получают различные научные сообщества и объединения психологов

 

Пути сохранения знаний

 

Эмпиричные и безразличные к логической составляющей. Длительное время сохранялись и передавались в устной форме, в виде пословиц и поговорок. А также в личном опыте субъекта и

в произведениях художественной литературы

 

Систематизированные знания, в виде гипотез, теорий и аксиом целенаправленно углубляются и аккумулируются. Сохраняются в письменных трудах, созданных в результате исследований.

 

Воспроизведение знаний и способы их передачи

 

Являются легкодоступными, но в большинстве случаев зависят от личного опыта. Передаются устным путем, во время общения и от поколения к поколению

 

Условия получения знаний всегда заранее определены. Знания систематизированы и в них легко ориентироваться. Служат базой при проведении новых практических исследований и теоретических разработок

 

Разница в подаче материала

 

Обычная разговорная речь

 

Специфический научный язык, точно описывающий происходящее, с обилием иностранных терминов

В житейской психологии осуществляется переход от наблюдения и объяснений конкретных поступков к обобщенному пониманию поведения и мыслей человека. Для научной психологии характерен рациональный подход, использование абстрактно-научных категорий, высокий интеллектуализм.

Житейскую и научную психологии нельзя противопоставлять друг другу.

Современные психологи черпают свои идеи из житейской психологии, признанной начальным этапом изучения психологических явлений и процессов, а также рационального познания мира.

Видео-лекция о житейской и научной психологии

Научная и житейская психология : в чём разница?

Научная и житейская психология: в чём разница?

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

повседневное общение и взаимодействие;

совместная деятельность;

люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

книги, научные статьи и другие публикации;

эксперименты;

учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).

Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.

Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.

Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.

Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.

Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Сходство научной и житейской психологии

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.

Как выглядит объединение научной и житейской психологии:

Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).

Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.

Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).

Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.

Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.

Статья на тему:»Житейская психология»

1.Приведите пример использования житейской психологии вашими обучающимися/ коллегами. Обоснуйте, почему этот пример можно отнести к житейской психологии

  • Перед экзаменом выпускник подкладывает пятак под пятку, что придает ему уверенность и спокойствие, уверенность в себе.

Нет научного доказательства, перенимается из опыта других людей.

  • Во время проведения кулинарных работ просыпалась соль, быстро поднимаем щепотку соли и бросаем через левое плечо, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Народная примета.

3. Сформулируйте свое мнение, нужна ли педагогу научная психология. Ответ аргументируйте

Педагогу необходима научная психология как научная основа в его повседневной деятельности.

Психологическое знание присутствует на всех этапах и используется во всех процедурах научного обоснования педагогической практики. Психологическое знание служит одним из источников построения теоретических моделей в педагогике. Психологический анализ может оказаться необходимым для выявления причин расхождения между «идеальным» представлением об обучении и реальным положением дел. Создание конкретных рекомендаций для учителей потребует учета психологических характеристик учащихся определенной возрастной группы. Такие характеристики необходимо учитывать и во многих других случаях, например при определении условий усвоения школьниками учебного материала в процессе обучения. Только психология может дать педагогу — для использования в научной или практической работе — понимание психических процессов: восприятия, понимания, запоминания и т.д. Наконец, цели образования, в конечном счете, формулируются на языке психологии как характеристики качеств личности, которыми будет обладать образованный человек.

Степень практической эффективности научной работы зависит от того, как получены эти результаты — на основе научного анализа педагогической действительности или путем простого выведения из тех или иных положений других наук. Успех практической работы не в меньшей степени зависит от понимания учителем специфики, значения и места педагогической науки среди других научных дисциплин и способов применения ее результатов.

2. Определите плюсы и минусы житейской и научной психологии

Знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей.

Терпима к противоречиям.

Знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме.

Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач.

Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.

Особенности житейских знаний:

  • низкий уровень точности;

  • субъективизм;

  • излишняя индивидуализированность;

  • повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку;

  • высокая эмоциональная насыщенность;

  • ситуативность;

  • низкий уровень осознаваемости;

  • логическая противоречивость;

  • практическая ориентированность;

  • плохая систематизированность;

  • высокая устойчивость.

Знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания

Научные знания зафиксированы в соответствующих научных трудах, учебниках и справочниках.

Основана на научном подходе.

Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.

Стремится конструктивно разрешать противоречия.

В процессе обучения они передаются и усваиваются через учебную деятельность

Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки

Особенности научных знаний:

  • достаточно высокий уровень точности и объективности;

  • логическая последовательность;

  • систематизированность;

  • осознаваемость;

  • обобщенность;

  • абстрактность;

  • независимость от эмоционально-потребностной сферы человека.

При наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими, научные знания все-таки имеют некоторые недостатки: академизм, оторванность от индивидуального личного опыта носителей, формализованность.

При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.

Наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских.

10 примеров соответствия из повседневной жизни — StudiousGuy

Человек — это некий сверхплотный живой атом в системе социальной реальности. Мы все руководствуемся и окружаемся несколькими социальными правилами и положениями, которым мы должны следовать, чтобы жить в обществе. Мы следуем этим правилам на протяжении всей жизни, например, ведем себя хорошо в классе, уважаем старших, следуем общественным нормам и многое другое. Когда мы отклоняемся от этих норм, которые присутствуют в культуре, среде, семье или социальных группах, к которым мы принадлежим, мы часто чувствуем давление со стороны других, чтобы они соответствовали убеждениям и ценностям, в которые верят члены группы.

Конформность — это тип социального влияния, включающий изменение убеждений или поведения, чтобы соответствовать группе или идти вместе с людьми вокруг вас. Это важный социальный механизм в обществе, и без него у нас не было бы социальных норм и приемлемого поведения. Это может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на нас.

Существует два типа соответствия — соответствие и интернализация.

1.Соответствие — это изменение нашего поведения, когда мы все еще внутренне не согласны с группой. Это поверхностное соответствие.

2. Интернализация — Это включает в себя изменение нашего поведения, в том числе внутреннего, поскольку мы верим в точку зрения группы. Это глубокое соответствие.

Давайте посмотрим на актуальные примеры конформизма в нашей повседневной жизни.

1. Следуя правилам

Мы должны платить штраф, если мы нарушаем правила и нормы.Например, левостороннее движение — это правило, которому мы должны следовать всеми правдами и неправдами, хотя иногда мы не считаем его актуальным. Но мы едем по левой стороне, потому что все общество так делает.

2. Приветствие

Каждый раз, когда мы встречаем человека, мы обычно приветствуем его словом Hello или другим адресом. Это социальная норма, которой мы следуем, потому что общество хочет, чтобы мы им следовали. Если мы не приветствуем этого человека, нас считают невежливым или грубым.

3. Очереди

Мы всегда стоим в очередях, на автобусной остановке или в любом другом месте только потому, что это делают другие люди. Если по какой-либо причине мы вышли из очереди, мы часто обижаемся на окружающих и можем быть наказаны по закону.

4. Следуя моде

Человеческое население — это стадо. Они следят друг за другом с самого начала жизни. Что и как носить — это основная социальная норма, которой нужно следовать в наши дни.Мы бездумно следим за нашими иконами моды или другими людьми. Если кто-то из нас пытается носить что-то необычное, чем то, что носит общество, нас считают ненормальными.

5. Изменение пищевых привычек

Например, мы становимся вегетарианцами, попадая под влияние других членов нашей группы, потому что мы тоже думаем, что веганство полезно для общества и не причиняем вреда окружающим нас животным.

6. Образование и карьера

Большинство студентов в наши дни в конечном итоге выбирают естественные науки, хотя у них нет никакого интереса к этому предмету.Они выбирают это из-за давления со стороны сверстников или из-за того, что родители вынуждают их делать это, потому что считается, что студент, имеющий направление естественных наук, более умный, чем изучающий искусство или любое другое направление. Это социальная норма, что сразу после завершения среднего образования мы должны поступать в университет для получения высшего образования, как это делают другие.

7. Брак

Брак — одно из важнейших и обязательных требований общества.Если человек в 27 лет состоит в браке, имеет детей, дом и машину, это считается хорошо организованным и оседлым человеком в обществе.

8. Участники

Каждый раз, когда вы идете на вечеринку, вы пытаетесь имитировать поведение других обедающих в первый раз, когда вы ели во французском ресторане, потому что вы не знали, какие столовые приборы использовать для каждого блюда.

9. В классе

победы большинства! — это хорошо произнесенная фраза во всех сферах жизни, будь то выборы или класс.Когда мы спрашивали мнение в классе, мы в основном соглашались с тем, что говорит большинство. Хотя у нас может быть любая другая идея, мы согласны с большинством, потому что мы не хотим отличаться от других студентов.

10. Привычки

Привычки, которые могут быть хорошими или плохими, также являются частью соответствия. Подросток в основном увлекается вредными привычками, такими как алкоголь и курение, потому что их одноклассники поступают так же. Люди присоединяются к ним, потому что никто не хочет быть тем, кто хорошо разбирается в двух ботинках и не присоединяется к ним.

.

8 примеров грунтовки в повседневной жизни — StudiousGuy

Все мы хоть раз в жизни играли в игру Rapid-Fire. Это самая популярная игра на вечеринках, скажем, на дне учителя или на холостяцких вечеринках. Мы должны сказать слово, связанное со словом, которое сказал хозяин. Сразу после прослушивания слова наш разум связывает это слово с нашим прошлым опытом или с тем, с чем мы связываем это слово. Это связано с грунтовкой. Прайминг — это психологический термин, в котором стимул влияет на реакцию отвечающего.Например, когда мы говорим «цветное яблоко», оно вызовет более быструю реакцию на красный цвет, фруктовое яблоко или iPhone от Apple, в зависимости от ассоциации человека с этим конкретным словом.

Что такое грунтовка?

Прайминг — это психологический феномен, при котором воздействие стимулов влияет на поведение человека, даже не позволяя человеку осознать, что первое, что он услышал или с которым столкнулись, повлияло на его поведение или ответ.

Прайминг — это то, как крошечные сигналы и стимулы вокруг нас могут подсознательно (и значительно) влиять на наше поведение, причем стимулы могут быть словом, изображением, звуком, запахом, вкусом и даже физическим движением. Теперь давайте разберемся, как прайминг влияет на наше поведение ежедневно.

1. Успешные ролевые модели (мощная позиция) заставляют нас действовать смело

Всякий раз, когда мы видим образ нашего образца для подражания или мощную позу любого из наших вдохновителей, это влияет на наше поведение, чтобы действовать более решительно и мотивировать нас работать лучше.Самым подходящим примером этого является расширение прав и возможностей женщин. Когда мы видим успешных женщин, управляющих страной или любой другой фирмой, это влияет на их поведение, чтобы говорить, чувствовать и руководить более эффективно. Кроме того, всякий раз, когда мы видим, что кто-то стоит, положив руку на талию, мы напрямую чувствуем, что он могущественен благодаря своим действиям. Итак, чтобы показать силу, мы обычно держим руки на талии и стоим прямо.

2. Выражение лица, влияющее на поведение

Выражение лица человека является важным социальным сигналом в нашей повседневной жизни.Когда мы видим улыбающееся лицо, эмодзи или любое другое изображение, это автоматически влияет на наше поведение.

3. Редакция

После сдачи экзамена наши учителя всегда рекомендуют нам пересматривать лист для ответов перед тем, как отправить его. Нас всегда учат, что исправление может улучшить наши оценки, потому что, исправляя, мы можем обнаружить ошибки, сделанные нами при написании ответов.

4. Объявления

Если вы маркетолог / рекламодатель, вы, вероятно, догадались, что вас призывают к психологическим манипуляциям, когда вы выходите в поле.А если вы потребитель, то через секунду после того, как вы потратили немного денег на их продукт, вы могли почувствовать, как продавец манипулировал вашим умом. Грунтовка — это техника, при которой потребитель неосознанно устанавливает некоторую связь продукта с цветом / изображением / звуком рекламы. Например, когда мы видим плакаты красного цвета, мы сразу связываем этот цвет с ужасом / кровью / любовью и т. Д., Потому что красный часто используется для обозначения фильмов ужасов / насилия / любви.

5. Завершение слова

Большинство из нас, должно быть, участвовали в соревнованиях по завершению слов один или несколько раз в школьные годы.Например, нам дается вставка; D__K; которые можно дополнить ТЕМНЫМ или ДОРКОВЫМ. Ответы участников зависят не только от того, читали ли они слово ранее, но и от тематической схемы слов. Например, если бы они прочитали слова НОЧЬ, ЛУНА и СОН, они с большей вероятностью завершили бы их как ТЕМНЫЙ.

6. Для пациентов с амнезией

Прайминг также используется в медико-психиатрической сфере. Амнезия — это психическое расстройство, при котором пациенту трудно вспоминать повседневные события из-за повреждения медиальной височной доли.Было обнаружено, что они работают так же хорошо, как и нормальный человек, у которого есть полная память, когда дело доходит до перцептивного прайминга. Например, в задаче завершения слова прайминг позволяет пациенту успешно выполнить его, но в отсутствие прайминга он не может выполнить задачу

7. Мантры, связанные с йогой

Нас часто просят повторять мантры во время занятий йогой. Мантра — это стимул, предшествующий положительным ощущениям, связанным с йогой.Мантры предназначены для пробуждения хороших чувств и снятия стресса, и они подготавливают практикующего к позитивному настрою. Использование позитивных цитат для усиления позитивного поведения — часть процесса. Каждый раз, когда цитата повторяется, стимул для позитивных мыслей работает, чтобы вспомнить позитивные ассоциации, которые были созданы ранее, когда цитата была прочитана.

8. На занятиях

Перед тем, как начать новую лекцию, наш учитель всегда устанавливает контекст или дает нам обзор темы.Оно предназначено для того, чтобы подготовить студента к теме и дать ему основную идею того, что они собираются изучать. Когда мы даем обзор учащегося, большинство из них, возможно, сосредоточили свое внимание на том же, на что вы надеялись, — на конечном результате.

.

повседневных примеров ассимиляции и приспособления

Пиаже описал процессы, с помощью которых мы учимся и растем, адаптируясь к нашей социальной и физической среде. Он называет эти процессы Ассимиляцией и Аккомодацией. При ассимиляции опыт или предмет включается из внешнего мира во внутренний мир, не прерывая и не изменяя наши ранее существовавшие идеи или «схему». Это особенно хорошо работает, когда новый элемент является дополнительным элементом того, с чем мы уже знакомы.г. новый вкус мороженого. Этот процесс может быть полезным, но иногда, однако, он приводит к тому, что реальность оказывается максимально сжатой. В таких случаях это может привести к стереотипам и предубеждениям.

В аккомодации внутренний мир или схема должны измениться в ответ на новые свидетельства о мире. Это может быть сложнее, особенно для взрослых, потому что это может означать изменение чего-то фундаментального в том, что кто-то всегда считал само собой разумеющимся, например вера в святость брака и движение к разводу.Леон Фестингер назвал это дискомфортное состояние «когнитивным диссонансом». Он заявил, что невозможно одновременно держать в голове два несовместимых понятия. Например, абсолютное убеждение в том, что убивать — неправильно, но при этом заставлять становиться солдатом.

Ассимиляция всемирной паутины

Для любого человека младше 35 лет использование Всемирной паутины в качестве оракула для всех важных и тривиальных вещей считается само собой разумеющимся. Википедия ждет, когда мы проконсультируемся с ее, казалось бы, бесконечными виртуальными страницами обо всем, от списков «, кто что, где и кому сделал, », до серьезной помощи в понимании чего-либо, от передовой фармакологии до холокоста.Facebook позволяет нам общаться с нашей семьей и с тем, что мы теперь вольно называем «друзьями», а EBay позволяет делать покупки во всем мире ближе к нам, чем к центру нашего ближайшего города.

Людям старше 40 лет пришлось интегрировать Интернет в нашу жизнь как инструмент для привычных занятий: исследований, социального взаимодействия и покупок. Прежде чем он появился, нам приходилось обращаться к энциклопедиям, ежегодным сборникам мелочей, таким как «Книга рекордов Гиннеса», и к телевидению для информации и исследований.Для связи с друзьями и семьей мы использовали «телефон или письмо», а покупки совершались in vivo, а не в виртуальном пространстве. Действительно, должно быть очень мало людей, которые будут сожалеть о прохождении обычной почты (писем) или ограниченном выборе покупок на улице. Всемирная паутина была единой ассимиляцией, которая была удобной, легкой и приятной.

Это пример ассимиляции, потому что, хотя то, как мы используем Интернет для реализации этих аспектов нашей жизни, основные концепции исследования, общения и покупок сами по себе не изменились.

Приспособление к мультикультурализму

Христианская религия, ее учение и влияние были доминирующей силой в большей части Европы и с 1620 года, когда отцы-паломники высадились и отметили Плимут-Рок (по иронии судьбы, чтобы избежать религиозных преследований) и в Северной Америке. С середины 1960-х это изменилось. Мы не только более разнообразны в этническом отношении, но и самой быстрорастущей религией во многих европейских странах является ислам.

]]>

Там, где мы ассимилировали многие культурные артефакты, такие как мировая еда, музыка, одежда, дизайн, некоторые аспекты мультикультурализма вызвали ожесточенные дискуссии, которые вызвали напряженность.Принц Чарльз, наследник британского престола, вызвал яростные дебаты, когда заявил, что хочет изменить клятву, которую дал британский монарх быть «защитником веры», на «защитник веры». В течение последних нескольких дней также было предложение включить аяты из Корана в его коронацию. Эмоции, выраженные в дебатах, предполагают, что у людей есть много мыслей, которые нужно сделать.

Способность некоторых исламских клерикалов из числа меньшинств радикализировать молодых мусульманских девочек и мальчиков позволяет предположить, что приспособление к западному образу жизни является сложной битвой и в их культуре.

Как уважать и соответствовать двум традициям, которые имеют такие различия и позволяют принимать друг друга, потребует принятия некоторых фундаментальных изменений в нашем восприятии наших религий. Это должно произойти, поскольку наши существующие схемы веры и религии раздельны, дискретны и даже противоречивы и всегда были со времен Крестовых походов в 12 -м веках.

Случай приспособления к гендерной идентичности

В настоящее время широко признано, что определение пола у людей основано на хромосомах и биологическом диморфизме (двух формах), но пол имеет гораздо менее жесткую основу и включает смесь биологических, психологических и социальных факторов и связан с идентичностью.Это означает, что, хотя кто-то может родиться мужчиной, его мозговой идентичность может быть женской, а его сексуальная идентичность может быть гетеросексуальной, что может привести к желанию быть женщиной и сексуальным влечением к другим биологическим мужчинам.

Некоторые из первых психологических исследований этого феномена были проведены доктором Джоном Мани, который ввел терминологическое различие между биологическим полом и гендером как ролью в 1950-х годах, хотя термин «гендер» широко не использовался примерно двадцать пять лет спустя, когда феминистское движение использовало его, чтобы подчеркнуть гендерные стереотипы.

]]>

Деньги известны или печально известны из-за дела Дэвида Реймера. Дэвид был близнецом, родившимся в 1965 году, но во время обрезания электрическая неисправность в аппарате сожгла его пенис. В то время Мани думал, что пол — это исключительно социальное явление, и операция по удалению его яичек и лечение женскими гормонами в сочетании с его воспитанием в девичестве приведут к успешному исходу Брюса, переименованного в Бренду. Реймер никогда не принимал отведенную ему гендерную роль, и в подростковом возрасте он сменил имя на Дэвид и начал жить как мужчина.Его короткая жизнь была отмечена неудачными событиями и его детскими травмами. Дэвид покончил с собой в 2004 году в возрасте 38 лет.

Рост феминистского движения, принятие гомосексуализма, случаи, подобные случаю Дэвида Реймера, и растущее признание трансгендеров и транссексуалов, означает, что обществу пришлось приспособиться к совершенно новой конструкции понятия «гендер». Это приспособление оказалось особенно трудным для тех, кто придерживается буквальной истины Библии и считает, что пол и гендер — равнозначные термины.

Есть некоторые предположения, что пиагетанский взгляд на ассимиляцию и аккомодацию предполагает, что дети справляются с обоими лучше, чем взрослые. Возможно, мир стал бы лучше, если бы мы могли видеть наш мир глазами ребенка.

Артикул:

  1. Фестингер, Л .: Теория когнитивного диссонанса . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета (1957)
  2. Money, J & Tucker, P: Сексуальные подписи мужчины или женщины .Литтл Браун и Ко (1975)

Поделитесь пожалуйста. Это действительно нам очень помогает.

Об Александре Бургеместере

Алекс окончил нейропсихологию в Амстердамском университете. Несколько лет он проработал в доме престарелых, где специализировался на нейродегенеративных расстройствах (болезнь Альцгеймера, паркинсон), расстройствах личности и эмоциональных расстройствах (депрессии). Теперь он специализируется на обмене знаниями на публичных сайтах.Просмотреть все сообщения Александра Бургемейстера » .

5 примеров схем из повседневной жизни — StudiousGuy

Все мы по-разному относимся и думаем к определенной теме, человеку и ситуации. У всех нас разное восприятие любого другого человека, ситуации и поведения других. Вы когда-нибудь задумывались, что произойдет, если у вас не будет мысленного представления мира или какого-либо другого объекта? Это означает, что мы не сможем использовать ранее полученные знания для нашего будущего планирования.

Схемы — это строительные блоки знания, что объясняется теорией когнитивного развития P iaget (1936). Он объясняет, как ребенок строит мысленную модель мира. Он не согласился с идеей, что интеллект — это фиксированная черта, и все зависит от прошлого опыта, который ведет к планам на будущее. Схемы являются основными строительными блоками таких когнитивных моделей и позволяют нам формировать ментальное представление о мире. Пиаже определил схему как «связную, повторяемую последовательность действий, обладающую составными действиями, которые тесно взаимосвязаны и управляются основным смыслом».

Схема — это предвзятая идея, которую мы используем для интерпретации новой информации.У нас есть схемы о людях, месте, предмете, еде и почти обо всем, что нас окружает. Теперь давайте изучим несколько повседневных примеров схем.

1. Посещение вечеринки

Перед тем, как пойти на вечеринку, скажем, на день рождения, у нас есть предвзятое представление о том, что будет на этой вечеринке, которое включает торт, еду и танцы. Мы не знаем, что именно произойдет. Но мы формируем предвзятые схемы партии, которые мы приобрели благодаря прошлому опыту.

2. Личность

Например, мы рассматриваем личность священника как интроверта: тот, кто спокоен, тихо говорит и верит в мир. Тем не менее, это не обязательно, что у священника есть принуждение к интроверту. Напротив, именно схема определяет наши ожидания от священника. То же самое и с личностными качествами учителя или актера.

3. Религиозные взгляды

Религиозные взгляды также являются примером схем.Человек — социальное животное, и он должен жить согласно социальным нормам. Например, в индуистской религии употребление в пищу говядины считается неправильным и противоречит религиозным ценностям. Всякий раз, когда мы видим, что какой-либо индус ест говядину, у нас сразу возникает негатив по отношению к этому человеку, потому что ваша интерпретация правильного и неправильного будет сделана в соответствии с вашей схемой.

4. В сфере образования

Каждый раз, когда мы собираемся начать новую тему, учителя часто оценивают наши предыдущие знания по этой теме или активируют предыдущие знания ученика по этой теме.Например, наша школа запланировала образовательный визит на станцию ​​очистки воды. Студенты получают предварительные знания о водоочистной установке, чтобы они могли легко понять явление во время посещения завода.

5. Посещение больниц

Каждый раз, когда ребенок посещает врача, он уже воспринимал образ врача со шприцем в конце своего предыдущего опыта или то, что он / она, возможно, смотрел на T.V. Ребенок знал только, что врач вводит ему лекарство, которое причиняет боль. Так, ребенок часто пугался во время посещения больницы.

.