Правильная артикуляция звука л: артикуляционные упражнения для автоматизации в домашних условиях
Постановка звука «З» и его автоматизация в словах и предложениях
Постановка звука «З» у дошкольников — это выработка навыка его правильного произношения. Она не представляет большой сложности, несмотря на то, что исправление артикуляции — сам по себе процесс трудоемкий и долговременный.
Как научить ребенка выговаривать «З», автоматизация звука «З» в словах, дифференциация его при смешивании с «Ж» и «С» — об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.
Правильная артикуляция звука «З»
Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.
Когда мы произносим звук «З»:
- губы немного растянуты, как при улыбке;
- язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
- между рядами зубов остается небольшая щелочка;
- мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
- воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
- голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.
А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?
Виды неправильной артикуляции звука «З»
Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.
Есть несколько видов сигматизма:
- Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
- Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
- Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.
- Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
- Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
- Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).
При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.
Как выглядит весь процесс работы со звуком?
Последовательность коррекционной работы
Постановка звука — это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:
Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.
А теперь обо всем по порядку.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.
Постановка звука
Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:
Постановка по подражанию
Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.
Механический способ постановки
При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.
Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.
Постановка от опорных звуков
Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.
Постановка «З» от «И»:
- растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
- не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
- когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
- предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
- закрепляя звучание, звеним подольше.
А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».
Постановка «З» от «Ш»:
- тянем «Ш»;
- двигаем язычок к нижним резцам до упора;
- при получении свистящего «С» подключаем голос;
- имитируем комариный звон.
Постановка «З» от «Т»:
- на выдохе тянем непрерывно «Т»;
- продолжаем и улыбаемся;
- чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
- далее — по известному алгоритму от «С» к «З».
Постановка от артикуляционных упражнений
Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению.
А малыши с удовольствием причесывают язычок,
пекут блинчики,
улыбаются, как лягушата,
чистят зубки.
Автоматизация звука «З»
Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.
Например,
стихи со звуком «З»
чистоговорки на «З»
скороговорки на «З»
А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.
Загадки:
Фразеологизмы:
зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.
Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.
Вот несколько идей для автоматизации «З»:
- Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «
- Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
- Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).
Регулярность занятий — непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.
Дифференциация звука «З»
Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.
Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).
Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.
Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»
Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.
Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре.
Приводим примеры заданий для дошкольников:
изолированный звук:
слоги:
слова:
словосочетания:
предложения:
пословицы:
стихотворение:
рассказ:
Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»
Чем различается артикуляция?
Какие у них особенности?
- «З» — согласный, твердый, звонкий;
- «С» — согласный твердый, глухой.
Как звучит каждый изолированный звук?
Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».
Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.
В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?
У кого получится лучше проговорить скороговорку?
А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.
Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»
Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.
Изучаем изолированное звучание каждого.
Проговариваем слоги
и слова
Читаем и повторяем
словосочетания
и предложения
Учимся различать звуки в чистоговорках
Отгадываем головоломки
Автоматизация звуков в спонтанной речи
На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.
Попробуйте поиграть в словесные игры:
- Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
- Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового — радостное и беззаботное; или серое — грустное и невеселое.
- Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.
Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком
Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.
Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.
Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.
Правильная артикуляция звука Л. Правильная артикуляция звука ЛЬ. Ламбдацизм и его виды. Параламбдацизм.
Артикуляция звука Л.
Артикуляция звука Л
Положение губ, зубов – в зависимости от последующего гласного (при постановке звука артикуляция более утрированная, здесь представлена естественная артикуляция). Кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов и альвеолами. Средняя часть спинки языка опущена. Корень языка отодвинут назад, поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам имеются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык в форме седла. Мягкое нёбо поднято (Л — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты ( Л — звонкий звук). Как поставить звук Л читать здесь.
Артикуляция звука ЛЬ.
Артикуляция звука ЛЬ
Схожа с артикуляцией звука Л. Отличия: Корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и передняя часть более приподнята. Место смычки расширяется. Язык чуть продвигается вперёд.
Дефекты произношения звуков Л и Ль называются ламбдацизмом.
Виды ламбдацизма
1. Губно-губной ламбдацизм. Образуется звук, напоминающий У. (В произношении не принимает участие кончик языка, работают только губы).
2.Губно-зубной ламбдацизм. Образуется звук, напоминающий В. (Нижняя губа приближается к верхним резцам, язык в произношении не участвует).
3. Полусмягчённое произношение Л за счёт приподнятия спинки языка.
4. Межзубный ламбдацизм. Кончик языка высовывается между зубами. Является дефектом только в том случае, если звук звучит искажённо. Если при межзубном произношении Л – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции.
Предрасполагающие факторы ламбдацизма.
К ним относятся дефекты в строении языка (излишне большой), короткая уздечка языка, нарушение мышечного тонуса при дизартрии.
Параламбдацизм.
Если звуки Л и Ль заменяются другими звуками, то такое нарушение называется параламбдацизмом. Замены звуков говорят о проблемах фонематического слуха. Звук Л чаще всего заменяется на У, Д, Н, В, И, З, Й, Р.
Как поставить звук Л читать здесь.
Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.
Методическая разработка по логопедии: Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Л
Комплекс упражнений для правильного произнесения звука Л
1. «Наказать непослушный язычок»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
2. «Вкусное варенье». (Чашечка)
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
3. «Пароход гудит»
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
4. «Индюк» производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не пос лышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широк им и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала
5. «Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
6. «Лошадка» (Пощелкаем язычком)
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
7. «Лошадка едет тихо»
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
8. «Дует ветерок»
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
9. Описание правильной артикуляции звук Л
При произнесении звука Л:
— зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние;
— кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят;
— воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон;
— голосовые связки создают звучание голоса.
упражнения для правильного и четкого произношения звуков – Развитие речи у детей
Артикуляция – это процесс произношения звуков. Происходит он с помощью речевого аппарата, в котором задействованы глотка, гортань и ротовая полость.
Для правильной выработки произношения звуков необходимо работать над артикуляцией. Существует множество способов, разработанных для любой возрастной категории лиц.
Каждый звук относится к определенной группе (гласные, согласные и т.д.).
Для их правильного произношения органы речи задействованы в разной степени под воздействием слухового аппарата и речедвигательного контроля. Также в произношении принимают участие органы дыхания и голосовые связки.
Содержание статьи
Артикуляция гласных звуков
Во время произношения гласных звуков происходят характерные движения ротовой полости. Меняется ее форма и объем из-за прохождения через гортань воздуха. Струя воздуха беспрепятственно проходит через ротовую полость, образовывая гласный звук. При этом напряжение мускул во рту практически одинаковое.
Гласные классифицируют по 4 признакам:
- задействования губ;
- уровня подъема языка к небу;
- степени продвинутости языка вперед или назад;
- уровню звучания.
Существует 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Их принято классифицировать в зависимости от работы губ и языка:
Задействование губ | |
↓ | ↓ |
Лабиализованные (выпячивание губ вперед или предавание им округлой формы) | Нелабиализованные (без активного участия губ) |
Продвинутость языка во рту | ||
↓ | ↓ | ↓ |
Переднего ряда | Среднего ряда | Заднего ряда |
Уровень подъема языка к небу | ||
↓ | ↓ | ↓ |
Верхнего подъема | Среднего подъема | Нижнего подъема |
По степени звучания
Наиболее звучные
[а]
Среднего звучания
[э], [о]
Менее звучные
[и], [ы], [у]
Звуковые оттенки могут рассматриваться как отдельные звуки. Тогда таблица наполняется дополнительными характеристиками (ударение, аккомодация).
Артикуляция согласных звуков
Подобная группа звуков ставится на правильном выдохе. Таким образом можно исправить легкие . Эти звуки произносятся с большей силой и яркостью, в отличие от разговора. Воздух при вдохе не должен задевать связки и не стелился в полости рта.
Таблица согласных звуков:
Звук П получается в момент размыкания губ. Следует с закрытым ртом вобрать воздух. Затем с помощью нижнего дыхания нужно разомкнуть губы силой давления воздушного потока.
Звук Б образуется таким же методом. Важно не добавлять при этом гласные звуки.
Т произносится при участии языка. Воздух направляется на язык и не задевает связки.
Звук Д произносится также с участием языка. Кончик языка упирается в небо, после этого при давлении воздуха он срывается вниз.
Произношение звука Х получается после приближения задней части языка к мягкому небу. Образуется при легком выдыхании через гортань.
Звуки К и Г образуются при смыкании задней части языка с мягким небом. Поток воздуха должен быть резким.
При произношении звука Н язык должен с силой прижиматься к небу. Кончик давит на слегка приоткрытые верхние зубы, а губы слегка приоткрыты горизонтально. Воздух направляется не в нос, а на конец языка.
М произносится если зажать ноздри. В этот момент гортань расширяется, а струя воздуха разрывает губы.
В и Ф возникают практически одинаково. Верхняя губа слегка поднята, зубы немного обнажены. Нижняя губа должна в этот момент касается верхних зубов. Поток воздуха как бы процеживается между зубами и губами.
Чтобы произнести звук Л язык подтягивают к небу. Дальше нужно пустить мощный поток воздуха на переднюю часть языка.
Звук Р образуется при вибрации передней части языка.
Шипящие звуки
При произношении звука Ш зубы должны быть обнажены, а губы раскрыты. Отверстие между зубами при этом небольшое. Язык ненужно прижимать, он обязан быть свободным. Поток воздуха направляется на нижние зубы. Шепелявость проявляется при прижатии нижней губы к зубам. Также явление возникает, если нижняя челюсть выступает вперед.
При звуке Щ положение ротовой полости идентично Ш, однако передняя часть языка располагается ближе к зубам. Для правильного произношения необходим мощный и протяжный выдох.
Чтобы образовать звук Ж нужно обнажить зубы, и раскрыть губы. Пространство между зубами относительно небольшое. Язык приподнимается, но не касается неба и зубов. Потребуется небольшая струя воздуха.
При звуке Ч губы немного раскрыты. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам. Пространство между зубами очень мало, а язык располагается ближе к верхним зубам. Нужен мощный выдох с помощью короткого движения диафрагмы.
Свистящие звуки
Для произношения звука С язык немного приподнимают к зубам. Губы раскрываются, при этом нижняя немного отстает от зубов. Это поможет исключить шепелявость. Выдох обязан быть сильным и протяжным, а поток направляется на подбородок. Важно не располагать кончик языка между зубов.
При звуке Ц язык приближен к верхним зубам. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам, тогда проявится шепелявость. Направление короткого и мощного выдоха должно быть на подбородок и нижнюю губу.
Чтобы произнести З расположение ротовой полости должно быть, как при С. Количество воздуха незначительное, а струя опускается вниз. В этот момент кончик языка слегка колеблется.
Причины плохой артикуляции
Развитие речи – одна из главных фаз формирования человека в социуме. Нормы — //rechudetey.ru/category/normy-rechi
Проблемы неправильной артикуляции как у взрослых, так и у детей возникают по нескольким причинам. Это могут быть и аномалии прикуса, и короткая уздечка языка.
Также существуют и другие особенности нарушения из-за механики ротовой полости.
Если с речевым аппаратом все в порядке, то врачи говорят о функциональном нарушении. У детей подобные специфические расстройства возникают из-за генетики, перинатальных патологий и органических поражений зоны речи.
Причинами могут стать плохое социальное окружение, двуязычие и проблемы с речью у близких родственников.
Важно! Существует понятие диффузной артикуляции, когда при произношении звуков задействованы абсолютно ненужные в данный момент группы мускулов.
Также в логопедии утверждается, что малыши неправильно выговаривают звуки до пяти лет.
Такие проблемы требуют правильного лечения и кропотливой работы. Если ребенок не начнет вовремя заниматься логопедическими упражнениями, то останутся на всю жизнь. Со стороны докторов немаловажно определение правильного диагноза.
Очень часто проблема заключается в языке и дефектах, связанных с ним. Поэтому необходимо провести обследование его строения и подвижности. Это поможет установить причину неправильной артикуляции.
Что такое дикция
Дикция – это четкость в произношении звуков.
Правильная постановка речи особенно важна для публичных личностей. Чтобы выработать умение красиво говорить необходимо регулярно тренировать речевой аппарат. Для этого существуют различные артикуляционные гимнастики (скороговорки, чтение текстов и другое). Основными органами, на которые происходит воздействие являются губы и язык.
Важно! Правильная артикуляция – это инструмент хорошей дикции.
После отработки действий речевых органов необходимо перейти к правильному образованию звуков. Для произношения гласных основной упор звука делается на кончики прикрытых губ. При этом движения губ медленные и звучание четкое.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Нарушения в дикции исчезают благодаря красноречию. Выработанная дикция облегчает восприятие информации оратора для его слушателей.
Виды артикуляционных упражнений
Гимнастика для артикуляционного аппарата и развития речи бывает 2 видов:
- Статистическая. Направлен на удержание позиции речевого аппарата в течение 15 секунд. Например, упражнение «иголочка», «лопатка» и другие.
- Динамическая. Ритмичное выполнение движений ротовой полостью. Например, упражнение «часики».
Подробное выполнение показано в картинках:
Сейчас разработано множество занятий для правильной артикуляции. Также для развития интереса у ребенка к подобным занятиям задействуют стихотворную форму выполнения и профили постановки звука.
Профиль – это графическое изображение речевого аппарата во время правильного произношения звука. Он помогает ребенку понять, как нужно задействовать группу органов.
Например, профильное изображение звука Л:
Подобные модели есть для каждого звука. Используются они в основном в логопедических целях для наглядного примера.
Вы правильно произносите звуки?
ДаНет
Индивидуальное занятие «Постановка звука Л»
Индивидуальное логопедическое занятие
Тема: Звук «Л», постановка.
Цели:
активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционного уклада звука «л»;
развитие фонематического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;
учить правильному произношению звука «л» изолированно, опираясь на слуховой и зрительный контроль;
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем: последовательность закрепление кирпичиков LEGO между собой, для создания конструкции; развитие мелкой моторики;
воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность, навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование: зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, ЛЕГО-конструктор, образец «Пароход», дидактическая игра «Собери ракушки»
Ход занятия
11.Организационный момент. Сообщение темы занятия.
— Здравствуй! Познакомься. Это капитан Антошка. Он приглашает тебя в путешествие по морю. На чём мы будем путешествовать. Правильно — на пароходе и мы его с тобой построим из ЛЕГО.
Сегодня мы будем учиться слышать, находить среди других звуков, слогов, в словах и произносить звук «л». Будем стараться произносить его правильно и красиво.
2.Отработка артикуляции звука «ы». Анализ конструкции.
— Давай вспомним, как гудит пароход, когда он отчаливает от пристани. Нужно прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы». Так гудит пароход. Давай погудим и покажем пароход: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму парохода.
Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы
— Рассмотри конструкцию парохода. Сколько деталей ЛЕГО понадобиться? Сколько маленьких? Сколько самых больших? Сколько еще нужно кирпичиков ЛЕГО? (Ребёнок отбирает нудные детали по зрительному образцу.)
— Ты подготовил все необходимые детали, чтобы построить пароход.
3. Артикуляционная гимнастика
— Давай подготовимся к путешествию как следует, выполним артикуляционную гимнастику. За каждое правильно выполненное упражнение ты получишь деталь парохода.
Возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Улыбка). Давай напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (Упражнение «Блинчик»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как переносим качку (Упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Бегом на причал (Упражнение «Индюк»).
Ты чётко выполнил все упражнения и можешь приступить к работе с конструктором.
4.Развитие мелкой моторики. Работа с конструктором ЛЕГО.
Ребёнок по предложенному образцу строит пароход.
-Что у тебя получилось? (Пароход.)
5. Координация речи с точными выразительными движениями и жестами
Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». «Смелый капитан» (стихи Е.А. Алябьевой, г. Рязань)
Я на мостике стою
и бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали
и от качки все упали.
За канат держусь я крепко,
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал,
Чуть с мосточка не упал.
6. Постановка звука «л».
На картинке1 путь движения парохода. Предлагаю отправиться в путь: губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). Одновременно ведём пальчиком – «пароход гудит».
7. Произнесение изолированного звука
— Пароход приплывает к пристани. (Язык отрываем от зубов – слышим звук «л»).
— Какой звук ты услышал? («л»)
8. Анализ артикуляции
— Скажи, когда мы произносим звук «л» в каком положении находятся губы? (Приоткрыты). А где находится язычок? (Язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (Работает).
9. Дыхательно-голосовое упражнение «Пароход гудит»
Закрепление изолированного звука «л».
— Капитану очень понравилось, как ты управлял пароходом. Давай проплывём ещё раз. Когда пароход далеко от пристани, как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Когда близко – громко. Произнеси звук «л» длительно на одном выдохе с изменением силы голоса. (Далеко. Близко)
10. Развитие фонематического слуха
— Выйдем на берег. Как здесь много комаров. Лови только тех, кто гудит «Л». (Ребенок хлопает, когда услышит звук «л».)
Речевой материал: Н, М, Л, Р, Л, В, Л, С, Л.
— Топни, если услышишь звук «Л» в слогах.
Речевой материал: ЛА – НУ – РА – МА – МУ – ВА – ЛЫ – ЛО.
— Давай на память соберём ракушки. Только брать можно те, в которых прячется звук «л».
Речевой материал: солнышк
учим ребенка выговаривать букву Л
Что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома: логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и трудных словах, закрепление звука «Л» в речи ребенка.
Если малышу пока не дается звук «Л», вы вполне сможете помочь ему, занимаясь с ним дома. Уделите достаточно внимания артикуляционной гимнастике, описанной ниже, и использованию звука Л в речи ребенка.
Как произносить звук Л: упражнния с логопедом (видео)
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развиваем речь ребенка: веселые скороговорки для детей 6-7 лет
Правильное положение органов артикуляции для произнесения звука Л
- Губы слегка растянуты в улыбке.
- Кончик языка на десне, за верхними зубами.
- Боковые края языка подняты вверх, но не касаются зубов.
- Струя воздуха проходит между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки дрожат, в результате чего образуется звонкий звук – л.
Постановка звука Л. Как научить ребёнка произносить звук Л (видео)
Как перавильно произносить звук Л в речи ребенка
- Выполнить упражнение «язык-иголочка». Узкий язык выдвигается вперед изо рта.
- Покусывать узкий кончик языка.
- Поднимать узкий кончик языка за верхние зубы, прикоснуться к десне и опустить язык.
- Произносить длительно звук – а-а-а и в это время прикоснуться узким кончиком языка к десне за верхними зубами. Слышится слог – ал.
- Произносить длительно звук – а-а-а и несколько раз прикусить узкий кончик языка. Слышится слог – а-ла-ла-ла.
- Произносить длительно звук – ы-ы-ы и в это время протолкнуть узкий кончик языка между зубами. Слышится слог – ыл.
Следить, чтобы губы не смыкались, а были растянуты в улыбке. Если звук получился в межзубном положении языка, то его можно начать закреплять в словах. Постепенно нужно будет перевести язык за верхние зубы.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок
Закрепление звука Л в речи ребенка
- Закрепление звука Л в закрытых слогах:
Мал | был | палка | мылся |
Бал | мыл | балка | бился |
Дал | выл | галка | пилка |
Зал | жил | жалко | |
Спал | пил | скалка | |
Упал | бил | фиалка | |
Копал | мил | скакалка |
- Закрепление звука Л в предложениях
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол.
Дятел искал жуков.
Отец поехал на вокзал.
- Закрепление звука Л в стихах
Ал-ал-ал – я купил пенал.
Ол-ол-ол – я гонял в футбол.
Ил-ил-ил – пять мячей забил.
Ел-ел-ел – песенку запел.
У ежа и елки иголки очень колки.
Спал я спал, спать устал. Взял да встал, постоял-постоял, снова устал и опять поспал.
Солдатик оловянный жил, он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как научить ребенка правильно выговаривать звук С
Закрепление звука Л в открытых слогах
Лак | лоб | лук | лижи |
Лапа | лось | луч | лысый |
Лампа | лото | лужа | лыко |
Лапша | ложка | луна | лыжник |
Ландыш | ложка | луковица | ломтик |
Ласточка | локоть | лужайка | лазить |
Ладошка | лошадь | лукошко | ломать |
Мала | болото | тулуп | малыш |
Пила | калоши | шалун | столы |
Дала | колодец | голубь | улыбка |
Кулак | Володя | желудь | смелый |
Калач | холодный | палуба | спелый |
Халат | голодный | получать | каникулы |
Cалат | поломка |
- Закрепление звука Л в предложениях
Мила ела салат.
Мама готовит молочную лапшу.
Мила вымыла ладошки.
В колодце холодная вода.
Закончилась холодная зима.
- Закрепление звука Л в стихах
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не любила.
Мышка весело жила,
на пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
но все мышке было мало.
Закрепление звука Л в стечении с согласными
Глаза | пламя | клоун | блузка |
Класс | плавать | клочок | каблук |
Кладовая | платок | глобус | клумба |
Гладкий | слабый | слово | клубок |
Клавиши | флакон | хлопать | слушать |
- Закрепление звука Л в предложениях
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую.
На яблоне висят сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец.
Клава надела белый платок.
Слава плывет на лодке.
- Закрепление звука Л в стихах
Головой кивает слон,
он слонихе шлет поклон.
Съел Слава сало,
да сала было мало.
Божья коровка
– глупая головка:
села на подсолнушек,
думала, что солнышко.
Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
Закрепление звука Л в трудных словах:
Лаял — лаяла | лакал – лакала | ловил — … |
Плыл – плыла | лазил — … | ломал — … |
Колол – колола | плавал — … | глотал — … |
Делал – делала | гладил — … | положил — … |
- Закрепление звука Л предложениях
Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Кот ловил мышку.
Володя положил пенал на стол.
Михаил погладил носовые платки.
- Закрепление звука Л в стихах
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила.
Белый снег, белый мел,
белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
белой даже не была.
Солнечный лучик упал на волну,
солнечный лучик попал в глубину,
Плавал он, плавал в глубокой волне
и вспоминал он о солнечном дне.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Речевое развитие ребёнка, 7 год (1 часть)
Закрепление звука Л в текстах
Прослушать текст, который читает взрослый. Пересказать с помощью вопросов, а потом самостоятельно.
- Михаил взял лукошко и пошел за ягодами. Михаил набрал много ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору, он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Отдохнул Михаил, и пошел домой. По дороге увидел на елке белку. Белка испугалась и убежала.
- Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась мелкая и крупная. Володя наловил много рыбы. Он толкнул лодку и поплыл домой.
Развитие фонематического слуха у ребенка
- Хлопнуть в ладоши, услышав звук – л – среди других звуков: л, м, н, б, д, л, к, л, х, в, п, л.
- Отложить фишку, услышав слово со звуком – л: мама, лапа, дом, лом, сам, лак, кот, лодка, дуб, луна ….
- Из предложенных картинок или игрушек отобрать те, в названиях которых есть звук – л.
- Самостоятельно найти слова со звуком – л среди игрушек, домашних вещей: лампа, полка, стол, платье, булка, блокнот, колбаса, сало, масло, блузка, и т. д.
- Заменить первый звук в слове на звук – л и назвать новое слово:
Мак – лак, шапка – лапка
Сом – лом, чайка – лайка
Папа – лапа, ножка – ложка
Мама – лама, маска – ласка
ватка – латка
Закрепление звука – л в спонтанной речи
Ребенок называет по памяти слова со звуком – л и составляет с ними предложения. Взрослые следят, чтобы малыш постоянно пользовался правильным звуком в речи.
Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома. Если пра5ктиковать логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и тружных словах, то вскоре речь ребенка улучшится.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Логопедическая группа в детском саду: в чем отличие
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Учим ребенка выговаривать Ш: советы логопеда
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации
согласных звуков 4: место артикуляции
Учиться. Учить. Путешествовать. > Согласные звуки 4: место артикуляции
Место сочленения:
Пояснение к видео:
Для создания согласных звуков используются два компонента:
1) Место артикуляции («где» производятся звуки)
-и-
2) Артикуляторы («что» используется для создания звуков)
Артикуляторы — это инструменты (напр.грамм. ваш язык) издавал звук. Точки во рту, где размещаются артикуляторы, являются «местами артикуляции».
Пример :
Две губы (артикуляторы) встречаются, образуя двухгубных звуков / b / и / p /.
Кончик языка — артикулятор — встречается с альвеолярным гребнем — местом сочленения (которое находится прямо за передними зубами) — для образования альвеолярных звуков / d / и / t /.
Для различения согласных звуков используются семь артикуляционных мест:
Места сочленения
Двугубные (или «две губы») : Изготовлено с двумя губами: / b, p, m, w / (как в ‘ b uy, p , т.е. m y и w оол ‘).
Labiodental (или «губа и зубы») : Изготовлено с верхними зубами и внутренней нижней губой: / f, v / (как в « f eel и v eal»).
Межзубный (или «между зубами») : Изготовляется кончиком языка на внутренней поверхности верхних зубов или рядом с ней: / θ /, / ð / (как в « th ick и th en») .
Альвеолярный (или «за зубами») : Изготовлен кончиком языка на гребне зуба или рядом с ним: / t, d, s, z, n, l / (как в ‘to, d o, z oo, n ew и l ight ‘).
Небный (или «верхняя середина рта»): Образуется телом языка, касающимся неба (в небной области): / ʃ, ʒ, ʧ, ʤ, r, jy / ( как в ‘ sh in, ge nre, ch ef, ju dge, red и yes’).
* Обратите внимание, что все звуки / ʃ, ʒ, ʧ, ʤ / произносятся так, чтобы передняя часть языка находилась в верхней части рта, в то время как / jy / one произносится, когда большая часть задней части языка помещается немного дальше назад. на вкус, чем / ʃ, ʒ, ʧ, ʤ /. Наконец, звук / r / издается, когда стороны языка помещаются по сторонам неба рта, прижимаясь к зубам.
Velar (или «верхняя часть горла») : производится с телом языка на мягком небе или рядом с ним: / g, k, ŋ / (как в ‘ g o, k ite и ban g ‘).
Глоттал (или «из горла») : Вырабатывается воздухом, проходящим из дыхательного горла через голосовые связки: / h / (как « h i»).
Диаграмма осведомленности:
Ссылаясь на таблицу Андерхилла (1996), согласные звуки были организованы в первых двух рядах, слева направо, путем последовательного перемещения места артикуляции дальше назад во рту, например. первый ряд начинается двугубной / p / (передняя часть рта) и заканчивается велярной / г / (задней частью рта).
Место сочленения: первые два ряда
п. | б | т | d | ʧ | ʤ | к | г |
f | v | θ | ð | с | z | ʃ | ʒ |
двубортный | двусторонний | альвеолярный | альвеолярный | небная | небная | веляр | веляр |
губно-зубной | губно-зубной | межзубный | межзубный | альвеолярный | альвеолярный | небная | небное |
Движение языка —————————————————————————->
ПРИМЕЧАНИЕ: Третий ряд не следует какой-либо определенной схеме относительно места сочленения.
Двугубый | Альвеолярный | Велар | Глоттал | Альвеолярный | небный | Двугубное | небный |
Проверка понимания: время викторины!
Фонологический тест 5: место артикуляции
Информация
Вы уже проходили викторину раньше.Следовательно, вы не можете запустить его снова.
Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы начать викторину.
Сначала необходимо заполнить следующее:
Викторина завершена. Результаты записываются.
0 из 1 вопросов ответил правильно
Ваше время:
Прошло времени
Вы набрали 0 из 0 баллов, (0)
Заработанные баллы: 0 из 0, (0)
0 Эссе на рассмотрении (Возможные баллы: 0)
Вопрос 1 из 1
Совместите место артикуляции с правильными звуками
- / б, п, м, ж /
- / f, v /
- / θ, ð /
- / ʃ, ʒ, ʧ, ʤ, r, j-y /
- / г, к, ŋ /
- / ч /
- / т, д, л, н, с, з /
Выражается при соприкосновении двух губ
Выражено верхними зубцами на губе
Выражается языком между зубами.
Выражается языком к нёбу
Проявляется с касанием языка над горлом
Проявляется с выходом воздуха через горло
Выражается языком на краю рта сразу за зубами.
мест сочленения — полный список (с примерами)
Понимание того, как воспроизводить звуки языка, может быть трудным делом.
Но оказывается, что, зная о местах и способах артикуляции, вы гораздо лучше понимаете, как эти звуки производятся.
К счастью для вас, я составил исчерпывающий и актуальный список всех мест артикуляции. Я даже добавил несколько примеров на английском и других языках, хотя на английском их не было.
Двугубные
Двугубные — это согласные звуки, производимые при совместном использовании обеих губ.
Прочтите это слово вслух и обратите внимание, как вы используете обе губы, чтобы произносить буквы, выделенные жирным шрифтом: b u mp .
Лабиоденталь
Labiodentals также довольно просты; они соединяются с помощью нижней губы и верхних передних зубов.
Примеры этих звуков в английском можно найти в любом слове, содержащем буквы F и V .
Произнесите слово f a v или и обратите внимание на точку артикуляции.
Язычно-губной
Язычно-губные суставы соединяются с помощью языка и верхней губы.
В языках очень мало известных лингвлабиалов, и я не знаю ни одного языка, на котором они есть.
Тем не менее, я все еще могу показать вам, как их можно производить. Попробуем произнести лингволабиальный согласный [t̼]:
1. Сделайте так, как если бы вы собирались сказать букву p . Вы заметите, что обе ваши губы соединятся.
2. Теперь замените нижнюю губу кончиком языка.
3. Проделайте p таким образом.
В результате должна получиться язычно-губная [t̼].
Профессиональный совет : Если вы учитесь говорить на языке, который часто использует лингволубные губы, возьмите увлажняющий крем для губ (известно, что слюна вызывает потрескивание губ).
Стоматологическая
В некоторых языках есть зубные согласные звуки, в которых используются только язык и зубы.
В английском языке есть два зубных звука: [θ] и [ð].
Эти согласные встречаются, соответственно, в словах th ing и th равно .
Альвеолярный
Точка сочленения альвеолярных согласных расположена рядом с альвеолярным гребнем, который представляет собой область, лежащую между передними верхними зубами и небом, как вы можете видеть на этом рисунке:
Произнесите такие слова, как t ow и z ap , и вы почувствуете, что точка контакта находится в области, показанной на рисунке.
Нёбно-альвеолярный
Палатоальвеоляры располагаются во рту немного глубже, чем альвеоляры:
В стандартном американском английском есть как минимум два таких звука: [ʃ], присутствующий в таком слове, как sh eep , и [ʒ], встречающийся в таком слове, как occa s ion .
Я предлагаю вам создать альвеолярный [ы] в слове s ap и сразу же следовать за ним с небно-альвеолярным [ʃ] в sh eep .
Вы должны почувствовать, насколько более глубокие небные альвеоляры по сравнению с альвеолярами.
Ретрофлекс
Отличительной особенностью некоторых согласных с ретрофлексией является то, что при произнесении язык слегка изгибается сам на себе.
Некоторые носители стандартного американского английского на самом деле используют ретрофлексный согласный: [ɻʷ]. Он встречается практически в любом слове, которое начинается с R , за которым следует гласная, например, r ed и r eal .
Вы обнаружите, что не так уж сложно представить себе другие согласные, где язык так изгибается.
Фактически, если вы слышали Апу в «Симпсонах», вы заметите, что его T и D — это ретрофлекс [ʈ] и [ɖ].
Черт возьми, вот его короткий отрывок с YouTube:
Альвеоло-небная
Здесь становится все сложнее, потому что становится все труднее прощупать такие глубокие области во рту, а также потому, что, насколько мне известно, в стандартном американском английском нет альвеоло-небных костей.
Лучший способ показать вам эту точку артикуляции — предложить вам произнести знакомый звук, такой как sh у овец , и вместо этого поместить язык немного дальше от нёба, что должно вызвать у вас [ ɕ].
См. Это изображение для точки артикуляции:
Предоставлено одной из моих шведских подруг, которая согласилась записать ее голос, чтобы я мог здесь использовать. Вот аудиоклип, в котором она произносит слово tj ej на шведском языке, которое содержит альвеоло-небный согласный [ɕ], представленный здесь буквами tj :
Как вы можете слышать, он звучит почти так же, как звук sh , с которым мы знакомы на английском языке.
Палатальный
Теперь мы достигаем глубины рта, где такие части, как задняя часть языка, начинают использоваться для воспроизведения звуков.
Небные кости производятся в этом месте:
Аппроксимант [j] в слове y et также является небным. Обратите внимание, что при произнесении в этом слове Y задняя часть языка соприкасается с нёбом.
Велар
В английском языке есть несколько веларов, поэтому будет довольно просто узнать, в чем заключается их смысл артикуляции.
Здесь указывается точка сочленения:
При стандартном американском английском произношении вслух прочтите слово k i ng , в котором есть как velars [k], так и [ŋ] как первый и последний согласные звуки соответственно.
Увуляр
Немного глубже во рту находится язычок (маленькая вещь, которая свисает сверху в задней части рта), которая используется для увулярных согласных.
Вот:
К сожалению, в стандартном американском английском их нет, но представьте, что язык должен доходить до области немного глубже, чем ng в king .
Итак, опять же, задняя часть языка используется для достижения этой области.
К счастью для нас, в моем родном языке, французском, есть увулярный звук [ʁ], который я могу показать вам здесь в слове r oux по-французски:
Глотка и надгортанник
Теперь мы продвигаемся еще глубже в голосовой тракт и достигаем точки, до которой достигает только корень языка, по крайней мере, в нормальных случаях.
Глотки и надгортанники образуются в области, ограниченной красным:
Я еще не знаком ни с одним языком, который имеет глоточные или надгортанные согласные, но похоже, что они есть в нескольких языках афро-азиатской семьи, например в диалектах арабского языка.
Эти согласные произносятся либо глоткой, либо надгортанником (в зависимости от согласного звука), которые буквально находятся в горле.
Глоттал
Голосовая щель в горле даже глубже, чем глотка и надгортанник.Здесь вы можете увидеть, где образуются голосовые согласные:
Голосовая щель, насколько мы можем этого не осознавать, используется для звука h на английском языке; [час].
Просто произнесите слова h appy и h eat и обратите внимание, как далеко в глотке доносятся эти звуки.
Другие голосовые звуки, встречающиеся в других языках, также происходят из этого места.
Теперь перейдем к интонации.
манер артикуляции — полный список (с примерами)
Часто бывает сложно понять, как произносятся звуки языка, просто слушая их.
Так получилось, что манеры и места артикуляции дают вам много информации об артикуляции звука, которая в противном случае осталась бы незамеченной.
Что ж, вас ждет угощение, потому что я собираюсь дать вам обновленный и исчерпывающий список всех манер артикуляции.Я также добавил примеры на английском и других языках, хотя на английском их не было.
носовые
Во-первых, носовые согласные.
Отличительная особенность назальных согласных в том, что вы выпускаете воздух из носа , когда вы их произносите.
Например, носовые согласные [m] и [n] довольно распространены в языках и, безусловно, встречаются в английском языке.
Давайте возьмем слово, которое в английском языке начинается с M , например m an .
Произнесите только M в m и и поместите палец прямо перед ноздрями. Вы должны почувствовать выход воздуха.
Это говорит о том, что в этом согласном звуке присутствует элемент назальности .
Что касается неназальных согласных звуков, то из носа может выходить немного воздуха, но поток воздуха более выражен с носовыми согласными (и носовыми гласными, если на то пошло).
Перейдем к взрывчатке.
Взрывчатые вещества или остановки
В английском довольно много взрывных.
По сути, это согласные, в которых воздух блокируется в месте артикуляции, чтобы накапливать давление , а затем оно выпускается в одно мгновение.
Просто произнесите слова с D , B и K , и вы заметите одиночный импульс воздуха, выбрасываемый при произнесении этих букв.
Вот несколько слов, чтобы вы могли убедиться сами: b a g , g a p , la ck .
Шипение
Шипение — это не способ артикуляции на графике.
Итак, почему мы здесь об этом говорим?
Потому что это то, что характеризует определенные аффрикаты и определенные фрикативы, что мы увидим дальше. Свистящие согласные отличаются тем, что они на громче и на более высокой частоте .
Высокочастотный звук очень похож на статический звук телевизора или радио. Просто произнесите очень длинный S , и вы поймете, что я имею в виду.
Если вы все еще этого не сделали, посмотрите полные 10 часов этого видео на YouTube, и я уверен, вы поймете:
(Я пошутил насчет 10 часов! Несколько секунд должно хватить.)
Аффрикаты Сибилянт
Аффрикаты можно рассматривать как комбинацию двух звуков , которые в значительной степени произносятся одновременно . Часто в фонетической транскрипции два звука соединяются полосой, например: [like].
У шипящих аффрикатов обычно шипит звук справа. Двумя примерами сибилянных аффрикатов в английском языке являются [t͡ʃ] и [d͡ʒ].
ch в слове ch an g e представляет звук [t͡ʃ], а g в том же слове произносится [d͡ʒ].
Неслышимые аффрикаты
В отличие от аффрикатов с сибилянтом, звук справа у аффрикатов без сибилянтов не имеет сибилянтов.
Другими словами, в нем нет радиостатического аспекта.
Лучший пример, который я могу придумать, — это нью-йоркский английский. Если у вас будет возможность, обратите внимание, как они произносят слово , зуб . Звук -й звук в конце произносится [t̪͡θ].
Если вы хотите услышать, что такое аффрикат без шипения, послушайте немного этого парня. Некоторые из его -го звучат в словах вроде , и этот звучат как [d̪͡ð]:
Sibilant Fricatives
Далее идут фрикативы.
Отличительной особенностью фрикативов является то, что при их произнесении вы используете голосовой аппарат , чтобы частично перекрыть поток воздуха в месте артикуляции таким образом, чтобы через них проходила лишь часть воздуха.
Ограничивая воздушный поток, он создает некоторое трение между воздухом и вашим голосовым аппаратом, что и создает характерный звук фрикативных звуков.
Шипящие фрикативные звуки характеризуются более громкими и высокочастотными звуками, чем несвистящие фрикативные.Эти звуки встречаются в таких словах, как sh ow и s ea s на .
Фрикативы без шипения
Несвистящие фрикативы по сути такие же, за исключением того, что звук не такой интенсивный.
Чтобы услышать эту разницу, сравните свистящие фрикционные звуки sh ow и s ea s на с th in th is и f в f ine .
Примерные
Аппроксиманты можно рассматривать как промежуточные между гласными и щелочными.
При произнесении аппроксимации воздух плавно проходит через голосовой аппарат , так что создается очень небольшое трение.
Вот две аппроксимации в стандартном американском английском: [ɹ], обозначаемая буквой R и [j], обычно обозначаемая буквой Y .
(Источник: http: // www.phon.ucl.ac.uk/courses/plin/plin2108/week5.php)
Заметили, что в месте сочленения не совсем контакт?
Это то, что обеспечивает плавность воздушного потока.
Примеры слов с приближенными значениями в стандартном американском английском: y et и r at .
Отводы или закрылки
Метчики похожи на взрывные, но метчики представляют собой одиночный короткий взрыв с небольшим накоплением давления в месте сочленения, в результате чего время контакта обычно намного меньше.
По сравнению с метчиками, большее давление накапливается для образования взрывчатых веществ, что приводит к тому, что они имеют тенденцию иметь более длительное время контакта, особенно до фактического воспроизведения звука.
Это невозможно для кранов; контакт длится примерно столько же, сколько и сам звук.
В стандартном американском английском есть ответная согласная: [ɾ].
Его можно услышать такими словами, как be dd ing и pi t y .
Трели
Трели, в свою очередь, похожи на постукивание, но вместо одиночной короткой пауз в месте артикуляции это серия повторяющихся пачек .
В стандартном американском английском нет трелей, но если вы когда-нибудь слышали немного испанского, вы могли заметить, что некоторые из их R — трели.
Классический пример трели на испанском языке встречается в слове ca rr o . Иногда его называют катаным R и обозначают буквой [r]:
Есть и другие виды трелей.Ниже приведен пример трели с использованием обеих губ (фиктивная). Ролик задуман как комедия, но вы должны понять, что такое трель:
При воспроизведении трелей воздух течет непрерывно, в отличие от кранов.
Боковые
Ключевой особенностью латералей является то, что воздушный поток проходит в стороны (обычно языка) при их произнесении.
Если в вашем родном языке используется латинский алфавит, скорее всего, L в нем является боковым.
Насколько мне известно, единственный звук в стандартном американском английском, который является латеральным, — это [ɫ] (также известный как «темный» L ), а иногда и [l] (в зависимости от того, кто произносит и от положения ). L в слоге).
Вот несколько примеров на стандартном американском английском: l ake и be ll .
Теперь перейдем к Местам сочленения.
Классификация звуков речи (фонем)
Классификация звуков речи (фонем)
§ 42.Звуки речи можно охарактеризовать и классифицировать по разным признакам — физическим или акустическим, физиологическим или артикуляционным. При классификации звуков речи, характеризуя отдельные звуки или определенные группы звуков, следует строго различать их акустические и артикуляционные особенности, которые в современной лингвистике не всегда достаточно последовательно разграничены. В то же время Л.В. Щерба, который в 1912 г. в статье «Гласные США в качественном и количественном соотношении» писал: «Однако самый главный недостаток в наших системах гласных (т.е. в их описаниях — В.Н.) — это незнание связь акустических и физиологических качеств.Не в меньшей степени это относится к описанию согласных звуков. Сравните, например: «Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса; 2) в месте возникновения шума; 3) методом генерации шума; 4) об отсутствии или наличии палатализации
Предлагаемая классификация речевых звуков (фонем) основана на их артикуляторных, физиологических характеристиках.
Гласные и согласные как основные типы звуков речи
§ 43.Артикуляционная характеристика звуков речи, их классификация по артикуляционным характеристикам начинается с выделения двух основных классов, или типов, звуков — гласных и согласных, которые различаются во всех языках мира. Первое и самое важное деление в этой классификации — это деление на гласные и согласные. «Артикуляционные различия между гласными и согласными:
1. При образовании (произношении) гласных звуков путь прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободный, открытый, поток воздуха проходит свободно, беспрепятственно; при формировании согласных звуков в речевом канале для воздушной струи образуются различные препятствия (сравните, например, произношение звуков a, и b).
2. Эта отличительная особенность определяет разницу в силе выдыхаемого потока воздуха: при образовании гласных воздушный поток относительно слабый, при образовании согласных — более сильный, способный преодолеть барьер, образовавшийся в речевом канале. В этом можно убедиться, произнеся отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных она колеблется намного слабее, чем при произнесении согласных.
3. Когда мы произносим гласные, интенсивность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха одинаковы на всем протяжении звука; при произнесении согласных интенсивность речевого аппарата и сила воздушного потока больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления.Это связано с необходимостью преодоления препятствий при образовании согласных звуков, которые отсутствуют при образовании гласных. (Препятствие здесь — это препятствие, затрудняющее прохождение воздушной струи.)
Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т. Е. Всех согласных, кроме звучных) отличается от артикуляции гласных еще и положением голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, что объясняет преобладание шума над голосом, на акустические характеристики звуков речи которого уже обращали внимание.По указанным выше артикуляционным особенностям разные согласные звуки (разные группы согласных) в разной степени отличаются от гласных. Наиболее ярко противопоставленные гласные — это взрывные согласные, особенно глухие (n, t, k). Артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или фрикативными, шумными согласными (такими как c, w, w). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по артикуляции близки к гласным; по положению голосовых связок (а значит, по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; поэтому они могут действовать как слоговые (слоговые) звуки, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее см. § 53).Исходя из этого, сонорные согласные иногда выделяют в особую группу звуков речи, Occu
Модификации звуков в английском языке
Звуки в реальной речи редко произносятся сами по себе. Чтобы произнести слово, состоящее более чем из одного звука, необходимо правильно соединить звуки. Существует несколько типов соединений, некоторые из которых являются общими для всех или многих языков, а другие характерны для отдельных языков. Чтобы овладеть этими специфическими типами соединения, необходимо понимать механизм соединения звуков вместе.Этот механизм можно понять только после анализа этапов артикуляции звуковой речи, произносимой изолированно.
Каждый речевой звук, произносимый изолированно, имеет три стадии артикуляции. Это (1) стадия на глиссаде или начальная стадия, (2) стадия удержания или медиальная стадия и (3) стадия вне скольжения (отпускание) или заключительная стадия.
Скольжение или начало звука — это этап, во время которого органы речи перемещаются из нейтрального положения в положение, необходимое для произношения согласного или гласного.На скольжении не слышно звука. Стадия удержания или середина звука — это стадия, во время которой органы речи удерживаются в течение некоторого времени либо в одном и том же положении, необходимом для произнесения звука (в случае несложных звуков), либо перемещаются из одного положения в другое. (в составе сложных звуков, таких как дифтонгоиды, дифтонги и аффрикаты). Для стадии удержания согласного звука можно также использовать термин стадия остановки. Вне скольжения или окончание звука — это этап, на котором органы речи уходят в нейтральное положение.Смещение большинства звуков не слышно, за исключением взрывных, чье смещение вызывает звук взрыва перед гласной и в конце слова перед паузой.
В английском языке существует два основных способа соединения двух смежных звуков речи: I. Слияние стадий. II. Взаимопроникновение этапов. Тип соединения зависит от характера соединяемых вместе звуков. Поскольку все звуки английского языка подразделяются на согласные и гласные, мы можем говорить о соединении:
(а) согласный к следующей гласной (C + V), как в слове [mi:] me ;
(b) гласная к следующему согласному (V + C), как в слове [σn] на ;
(c) две согласные (C + C), как в слове [bləυ] удар:
(d) две гласные (V + V), как в слове [riæləti] реальности.
Объединение этапов по сравнению с взаимопроникновением этапов — это более простой и свободный способ соединения звуков вместе. Обычно это происходит, если соединяются два соседних звука разной природы. В этом случае конец предыдущего звука проникает в начало следующего звука. Другими словами, конец первого звука и начало второго артикулируются почти одновременно. Взаимопроникновение ступеней обычно происходит при соединении согласных одинаковой или одинаковой природы.В этом случае конец первого звука проникает не только в начало, но и в среднюю часть второго звука, как в акте [ækt], [бегд] просил.
Изменения наблюдаются как внутри слов, так и внутри слов. Различают следующие виды модификации: ассимиляция, аккомодация, редукция, элизия и вставка. Адаптивная модификация согласного звуком соседнего согласного в речевой цепи называется ассимиляцией. Размещение используется для обозначения развязок типа VC или CV.Редукция — это фактически качественное или количественное ослабление гласных в безударных позициях. Элизия — это полная потеря звуков, как гласных, так и согласных. Вставка — это процесс добавления звука.
ИЗМЕНЕНИЯ СОГЛАСНЫХ
1. Ассимиляция
1.1. Место сочленения
t, d> стоматологический перед [ð, θ]: восьмой, в, сказал, что
t, d> постальвеолярный перед [r]: дерево, правда, мечта, третья комната
s, z> постальвеолярный до [∫]: этот магазин, она
t, d> affricates before [j]: выпускник, не могли бы вы
м> labio-dental перед [f]: symphony
n> стоматологический перед [θ]: седьмой
n> velar перед [k]: спасибо
1.2. Способ изложения
потеря взрыва: рад вас видеть, большая беда
Взрыв носа: внезапно, ночью, покажу
боковой участок: населенная, последняя
1.3. Работа голосовых связок
озвучено> безмолвно: газета , крыжовник (и по грамматике)
имеет, есть, делает> [s]; из, имеют> [f]
Примечание: в английском языке типичная ассимиляция озвучена> безмолвна; voiceless> озвучен нетипично.
1,4. Степень шума
соноранта> частично выделены после [p, t, k, s]
2. Жилье
2.1. Положение губ
согласный + гласный заднего ряда: бассейн, грубый, кто (округленный)
согласная + гласная переднего ряда: чай, сидеть, держать (развернуть)
3. Elision
3.1. Утрата [h] в личных и притяжательных местоимениях и формах вспомогательного глагола have.
3.2. [l] может быть потеряно, если ему предшествует [o:]: всегда, уже, хорошо
3.3. В группе согласных: , на следующий день только один. пюре
4. Вставка звуков
4.1. Ссылка [r] (потенциальное произношение [r]): автовладелец
4.2. Навязчивый [r]: [r] произносится там, где в написании фарфор и стекло не встречается r : не рекомендуется иностранным учащимся.
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАВНЫХ
1. Сокращение
1.1. Количественный
1.2. Качественный
2. Жилье
2.2 Позиционная длина гласных: колено — нужно — аккуратно
2.3. Назализация гласных: до или после [n, m]: никогда , затем , мужчины
:
звуков английского языка: артикуляция «CALLE
Звуки английского языка: Артикуляция
Термин «артикуляция» относится к биомеханическому процессу изменения потока воздуха через речевой тракт для создания звуков.
Звуки описываются не тем, как они звучат для уха, а скорее тем, как они воспроизводятся в голосовом тракте. В сообщениях ниже, посвященных различным звукам в английском языке, они названы так, и каждый звук описывается в зависимости от того, как органы голоса взаимодействуют друг с другом при создании каждого конкретного звука. Фактически, слово «артикулировать» означает «двигаться». Звуки производятся при перемещении артикуляторов (вещей, которые можно перемещать) в речевом тракте (губы, язык и т. Д.). Терминология, относящаяся к органам голоса, артикуляторам и точкам артикуляции, определена ниже.Щелкните верхнюю диаграмму справа, чтобы открыть интерактивную карту, на которой показаны обсуждаемые места и формы.
Альвеолярный
Альвеолярный относится к альвеолярному гребню (пурпурный на схеме), который представляет собой плоскую область сразу за передними верхними зубами, но перед краем неба. При произнесении этих звуков язык касается ( / t / , / d / , / n / ) или почти касается ( / s / , / z / ) альвеолярного гребня.
Стоматологическая
Dental относится к зубам, особенно передним верхним зубам. Язык касается этих зубов при воспроизведении звуков ( / θ / , как в th ree, и / ð / , как в th ere). Эти зубцы касаются нижней губы при производстве / f / , как в f air, и / v / , как в v ery.
Глоттал
Glottal относится к звукам, при которых дыхательные пути сужаются за счет сужения дыхательных путей в задней части глотки.Основными голосовыми звуками в английском языке являются / h / , как в h appy, и гласные.
Лабиальный
labial относится к губам. Звуки, издаваемые губами, включают / f / , как в f air, и / v / , как в v ery, в которых нижняя губа касается верхних передних зубов; / b / как в b oy и / p / как в p o p , в котором обе кромки прижаты друг к другу, чтобы прервать воздушный поток; и / m / , как в m y, в котором губы соединяются, чтобы полностью выдувать воздушный поток, направляя его вместо этого через нос.
Ленгуал
Ленгуал относится к языку. Большинство согласных произносятся при прикосновении языка к другой части рта. Гласные образуются за счет изменения формы языка во рту (это действительно большая мышца).
носовой
Назальный относится к носу. Три звука / m / , как в m, o m, , / n / , как в , n ice и / ŋ / , как в ri , ng носовые, что означает, что поток воздуха из тела проходит через нос, а не через рот.
Палатальный
Небное относится к верхней части рта (плоская пурпурная область на диаграмме) позади альвеолярного гребня, но перед велумом (см. Ниже). Язык касается нёба при воспроизведении звуков / ∫ / как в sh oe, / ʒ / как в просьбе s ure, / t∫ / как в ch ur ch , / dʒ / как в j elly. Это почти касается неба в / r / , как в r ead, и / ɝ / , как в dinn er .
Велар
Velar относится к velum (зеленый на диаграмме), который представляет собой мягкую часть неба в самой задней части рта. Обычно это самая дальняя точка, до которой может дотянуться язык, загибая назад. Велюрные звуки производятся, когда задняя часть языка приближается к велуму ( / w / , как в w ait) или контактирует с велумом ( / k / , как в c at и / g. / как в г унций).
Читать далее Часть 3.1: Взрывчатые вещества
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанные
11 января 2010 г. — Отправленный Дрю Уордом | Английская лингвистика | CALLE, Drew Ward, ESL, Фонетика, фонология, места артикуляции, точки артикуляции, Произношение, TESOL, голосовой тракт
.