40. Речь. Функции речи. Общая психология

40. Речь. Функции речи

В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей.

Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д.

Структура речевой деятельности совпадает со структурой любой другой деятельности. Она включает мотивацию, планирование, реализацию и контроль.

Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.

Далее рассмотрим функции речи. Традиционно выделяют три функции.

1. Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

2. Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.

3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Эта функция выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги, письма и т. п.). Это отличает ее от двух первых функций, которые имеют отношение к внутренним психическим процессам.

Информационный аспект коммуникативной функции тесно связан с двумя первыми функциями – он проявляется в обмене информацией между субъектами общения.

Выразительный аспект речи помогает передать чувства и отношения говорящего как к передаваемому сообщению, так и к самому собеседнику или аудитории.

Волеизъявительный аспект коммуникативной функции представляет собой способность при помощи речевой деятельности воздействовать на собеседника или аудиторию, в результате чего последние воспринимают мнение, отношение говорящего, до определенной степени подчиняются его воле. Именно о людях, наделенных сильной волеизъявительной способностью, обычно говорят, что они наделены харизмой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Виды и функции речи — Студопедия

Речь выполняет определенныефункции:

Рис. 3. Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы речи:внешнюю и внутрен­нюю.

Рис. 4. Формы речи

Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.


Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):

* устную (диало­гическую и монологическую) и

* письменную.

Рис. 5.Виды речи

Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч.dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естест­венная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников исостоит в основном в обмене репликами.


Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправ­ленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участ­ники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речьэто речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

— последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

— грамматически правильное оформление;

— выразительность голосовых средств.

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы­кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб­щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь­ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь -это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превра­щения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подго­товка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каж­дого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представ­лений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтакси­ческих структур.

Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность-характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.

Речь имеет своисвойства:

Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Рис. 6. Свойства речи

Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных язы­ком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отноше­ний, использованием безличных и неопределенно-личных местоиме­ний, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагатель­ных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и граммати­ческим структурированием высказываний, многочисленной подчини­тельной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстракт­ных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциаль­ным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мыш­ления человек чаще пользуется развернутой речью.

Речь. Виды. Функции речи. Характеристики. — Студопедия

В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей. Психология рассматривает речь, прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. Структура речевой деятельности совпадает со структурой любой другой деятельности. Она включает мотивацию, планирование, реализацию и контроль. Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию, как в устной, так и в письменной форме.

Далее рассмотрим функции речи. Традиционно выделяют три функции.

1. Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты, как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

2. Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.


3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на: информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Эта функция выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги, письма и т. п.). Это отличает ее от двух первых функций, которые имеют отношение к внутренним психическим процессам. Информационный аспект коммуникативной функции тесно связан с двумя первыми функциями – он проявляется в обмене информацией между субъектами общения. Выразительный аспект речи помогает передать чувства и отношения говорящего как к передаваемому сообщению, так и к самому собеседнику или аудитории. Волеизъявительный аспект коммуникативной функции представляет собой способность при помощи речевой деятельности воздействовать на собеседника или аудиторию, в результате чего последние воспринимают мнение, отношение говорящего, до определенной степени подчиняются его воле. Именно о людях, наделенных сильной волеизъявительной способностью, обычно говорят, что они наделены харизмой.


Виды речи. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.

Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Проговаривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух). Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь в первую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от вербального (словесного). Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (за исключением, может быть, личных писем). Хотя нельзя не отметить, что время вносит свои коррективы – отмирает эпистолярный жанр, зато мощно развивается сетевое общение. Устная речь имеет две формы. Более распространена диалогическая форма. Диалог по определению – это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и информацией познавательного или эмоционального характера между его участниками. Монологическая речь – совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом (чтение лекции перед многочисленной аудиторией). Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отметить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и грамотность изложения. Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи выделяют еще речь активную и пассивную. Они могут существовать и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет собой процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понимание, а в случае восприятия письменной речи – прочтение, повторение про себя.

15. Речь и ее функции. Виды речи. Психология

15. Речь и ее функции. Виды речи

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.

Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.

Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.

Выделяются следующие функции речи:

1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.

Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;

2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением.

Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует

3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.

Внешняя речь является ведущей в процессе общения поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.

Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь – речь одного человека. Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.

Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз. Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь. Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.

В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями. Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.

Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь. У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь. Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.

Внутренняя речь – речь про себя.

Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ. Психология: Шпаргалка

33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ

Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).

Основные виды речи человека: устная, письменная, диалогическая, монологическая, внешняя (звучащая, осознаваемая), внутренняя.

При помощи устной речи люди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предметами или явлениями. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух через соответствующие колебания давления воздуха. Письменная речь основана на изображении символов на материальных носителях.

В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая – это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.

Внешняя (звуковая) речь осознается говорящим и воспринимается другими людьми.

Внутренняя речь – особая разновидность. Она участвует в управлении лишь внутренними психологическими процессами, которые совершаются в голове человека. Внутренняя речь беззвучна и не имеет очевидных проявлений, она неосознаваемая.

Психологические функции речи: коммуникационная; интеллектуальная; регуляционная; психодинамическая; психотерапевтическая.

Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.

Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.

Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее использует, и психикой других людей – в этом выражается ее регуляционная функция.

Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.

С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие речи. Функции и виды речи. Речь и мышление — Студопедия

Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка.

Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Язык является общим для народа, говорящего на нем, в то время как речь всегда субъективна и неповторима, зависит от конкретного человека. Всякий язык имеет определенную систему слов с соответствующими значениями (лексический состав языка), определенную систему форм слов и словосочетаний (грамматика языка) и определенный звуковой состав (фонетика языка).

Выделяют 4 основные функции речи:

— выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;

— сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

— обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;

— воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:

— содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;

— понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;


— выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;

— воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).

Выделяют различные виды речи.

По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.

Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми.

При этом различают три типа внутренней речи:

1) «речь про себя» – внутреннее проговаривание, наблюдаемая, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешней речи;

2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов и, соответственно, данный тип не соответствует структуре внешней речи;


3) речь как средство внутреннего программирования – использование слов для оказания воздействия на свое состояние, эмоции, мотивацию.

Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной.

Письменная речь – общение посредством слов, выраженных в письменных текстах. Для данного вида речи характерны: достаточно сложная композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение – восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза).

Устная речь – словесное общение при помощи языка, воспринимаемого на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование.

Говорение – процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса – объем высказываемых фраз и темп речи.

Аудирование – процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информации, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержание сообщение, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего.

Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая (разговорная) речь – вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску.

Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.

В психологии также выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь с слушающим (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также определить и еще один вид речи – эгоцентрической.

Эгоцентрическая речь – речь ребенка, обращенная к самому себе, позволяющая ему управлять и контролировать свою деятельность. По мнению Л. С. Выготского, эгоцентрическая речь – своего рода переходный этап между внешней и внутренней речью. Т.е. сначала ребенок пассивно воспринимает речь других людей, затем вслух обращается к себе для регуляции своих действий, а на основе этого впоследствии формируется внутренняя речь и развивается его мышление.

Таким образом, речь, являясь средством коммуникации между людьми, выполняет и другую важнейшую функцию – выступает средством мыслительной деятельности человека. В своих работах Л. С. Выготский убедительно показал, что формирование высших психических функций (произвольности и осознанности познавательных процессов) осуществляется благодаря речи. Об этом свидетельствуют факты, когда речевые нарушения сказываются на развитии всех сторон психической организации человека, и особенно на интеллектуальной сфере.

определение, функции, свойства, виды — Студопедия

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

Выделяют 4 основные функции речи:

выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;

— сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

— обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;

— воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

Виды речи.

Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речивнешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.


Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.


Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

• она беззвучна.

 

Эмоции и чувства.

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.

Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.

Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.

Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений.

Виды эмоций:

Возбуждение – успокоение.

Удовольствие – неудовольствие.

Напряжение – разрешение.

Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).

Чувства это – устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и антипатии.

Они могут быть:

Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы – это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.

Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.

Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.

Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.

Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.

Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.

Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.

Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.

Чувства в психологии

Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций.

Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.

Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.

Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.

Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

 

Аспекты и единицы фонетики

Фонетика как отрасль языкознания

Мы начинаем изучение языка с изучения состава, структуры и функций звуков речи. Этот раздел лингвистики называется фонетикой.

Фонетика — это независимый раздел лингвистики, такой как лексикология или грамматика. Эти лингвистические науки изучают язык с трех разных точек зрения. Лексикология занимается словарным запасом языка, происхождением и развитием слов, их значением и словообразованием.Грамматика определяет правила изменения слов и объединения слов в предложения. Фонетика изучает внешнюю форму языка; его здравый смысл. Фонетик исследует фонемы и их аллофоны, слоговую структуру, распределение ударения и интонацию. Его интересуют звуки, производимые человеческими речевыми органами, поскольку эти звуки играют роль в языке. Давайте назовем этот ограниченный диапазон звуков звуковой средой, а отдельные звуки в этом диапазоне — звуками речи.Теперь мы можем определить фонетику как изучение звуковой среды. Фонетика — это изучение того, как люди издают, передают и воспринимают звуки речи. Фонетика занимается изучением способов организации звуков в систему единиц и вариаций единиц во всех типах и стилях разговорной речи.

Фонетика — это основной раздел языкознания. Без фонетики не обходятся ни теория языка, ни языковая практика. Никакое лингвистическое изучение невозможно без постоянного рассмотрения материала на уровне выражения.

Аспекты и единицы фонетики

Человеческая речь — результат очень сложной серии событий. Рассмотрим речевую цепочку, которую в упрощенном виде можно изобразить так:

Мозг динамика Голосовой тракт динамика Передача звуков Ухо слушателя Мозг слушателя
по воздуху
лингвистический шарнирный акустический слуховой лингвистический

Формирование концепции происходит в мозгу говорящего.Этот этап можно назвать психологическим. Сообщение, сформированное в головном мозге, передается по нервной системе к органам речи. Следовательно, мы можем сказать, что человеческий мозг управляет поведением артикулирующих органов, что влияет на создание определенного набора звуков речи. Эту вторую стадию можно назвать физиологической. Движения речевого аппарата нарушают воздушный поток, создавая звуковые волны. Следовательно, третий этап можно назвать физическим или акустическим. Кроме того, любое общение требует не только говорящего, но и слушателя.Таким образом, последние этапы — это прием звуковых волн физиологическим аппаратом слуха слушателя, передача устного сообщения через нервную систему в мозг и лингвистическая интерпретация передаваемой информации. . Звуковые явления имеют разные аспекты:

(а) артикуляционный аспект;

(б) акустический аспект;

(c) слуховой (перцептивный) аспект;

(г) функциональный (лингвистический) аспект.

Теперь можно показать взаимосвязь между этапами речевой цепи и аспектами звуковой материи.

Артикуляция включает в себя все движения и положения речевых органов, необходимые для произнесения звука. По своим основным звукообразующим функциям органы речи можно разделить на следующие четыре группы:

(1) силовой механизм;

(2) механизм вибрации;

(3) резонаторный механизм;

(4) блокирующий механизм.

Функции силового механизма заключаются в подаче энергии в виде давления воздуха и в регулировании силы воздушного потока. Силовой механизм включает: (1) диафрагму, (2) легкие, (3) бронхи, (4) дыхательное горло или трахею. Голосовая щель и надгортанные полости входят в энергетический механизм как части дыхательных путей. Механизм вибрации состоит из гортани или голосового аппарата, в котором находятся голосовые связки. Самая важная функция голосовых связок — это их роль в производстве голоса.Глотка, рот и носовая полость функционируют как основные резонаторы, таким образом составляя механизм резонатора. Механизм обструкции (язык, губы, зубы и небо) формирует различные типы препятствий.

Акустический аспект изучает звуковые волны. Основные колебания голосовых связок по всей их длине создают основной тон голоса. Одновременные колебания каждой части голосовых связок производят частичные тона (обертоны и гармоники).Количество колебаний в секунду называется частотой. Частота основных колебаний голосовых связок — это основная частота. Основная частота определяет высоту голоса и составляет акустическую основу речевой мелодии. Интенсивность речевых звуков зависит от амплитуды вибрации.

Слуховой (звуковоспринимающий) аспект , с одной стороны, представляет собой физиологический механизм. Мы можем воспринимать звуковые волны в диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц с разницей и в 3 Гц.Человеческое ухо трансформирует механические колебания воздуха в нервные и передает их в мозг. Слушатель слышит акустические характеристики основной частоты, формантной частоты, интенсивности и продолжительности с точки зрения воспринимаемых категорий высоты звука, качества, громкости и длины. С другой стороны, это тоже апсихологический механизм. Дело в том, что повторения того, что можно было бы услышать как одно и то же высказывание, только случайно, если вообще когда-либо, акустически идентичны. Фонетическая идентичность — это.теоретический идеал. Фонетическое сходство, а не фонетическая идентичность — это критерий, с которым мы работаем при лингвистическом анализе.

Функциональный аспект . Фонемы, слоги, ударение и интонация — языковые явления. Они составляют значимые единицы (морфемы, слова, словоформы, высказывания). Звуки речи выполняют разные лингвистические функции.

Давайте посмотрим на соотношение некоторых фонетических терминов, о которых говорилось выше.

артикуляторные характеристики акустические свойства слуховые (ощутимые) качества языковые явления
вибрация голосовых связок основная частота мелодия шаг
различные положения и движения органов речи формантная частота качество (тембр) фонема
амплитуда колебаний интенсивность громкость напряжение
количество времени, в течение которого звук произносится длительность длина темп, ритм, паузы

Фонетическая система языка — это набор фонетических единиц, упорядоченных и заменяющих друг друга в заданной структуре.Фонетика делится на два основных компонента (или системы): сегментная фонетика, которая касается отдельных звуков (то есть «сегментов» речи), и суперсегментная фонетика, имеющая дело с более крупными единицами связанной речи: слогами, словами, фразами и текстами.

1. Сегментарные единицы — звуки речи (гласные и согласные), которые образуют вокальную и согласную системы;

2. Супрасегментальные, или просодические, единицы — это слоги, ударные (ритмические) единицы, интонационные группы, высказывания, которые образуют подсистему высоты звука, ударения, ритма, темпа, пауз.

Теперь мы можем определить фонетику как раздел лингвистики, изучающий звуки речи в широком смысле, включающем сегментарные звуки, надсегментарные единицы и просодические явления (сердцевина, ударение, темп, ритм, паузы).

Рассмотрим четыре составляющих фонетической системы языка.

Первым и основным компонентом фонетической структуры языка является система его сегментарных фонем, существующих в материальной форме своих аллофонов.Фонематический компонент имеет 3 аспекта или проявления:

1. Система его фонем как дискретных обособленных единиц;

2. Распределение аллофонов фонем;

3. Способы соединения речевых звуков в словах и в местах их соединения или способы выполнения переходов VC, CV, CC и VV.

Второй компонент — это слоговая структура слов. Слоговая структура имеет два неотделимых друг от друга аспекта: слоговое образование и слоговое деление.

Третий компонент — это акцентная структура слов как элементов словарного запаса (т. Е. Как произносимых изолированно). Акцентная структура слов имеет три аспекта: физический (акустический) характер словесного акцента; расположение ударения в двусложных и многосложных словах; степени ударения слова.

Четвертый компонент фонетической системы — интонационная структура высказываний. Четыре компонента фонетической системы языка (фонематическая, слоговая, акцентная и интонационная) составляют его произношение (в широком смысле этого слова).

:

.

Глава 1. ОРГАНЫ РЕЧИ И ИХ РАБОТА

На любом языке люди говорят (при отсутствии физических дефектов) с помощью органов речи (рис. 1).

Воздушный поток, выпущенный легкими , проходит через дыхательное горло и попадает в гортань , , которая содержит голосовых связок. Голосовые связки — это две эластичные складки, которые можно держать отдельно или сводить вместе.Отверстие между ними называется голосовой щелью. Это обычное состояние голосовых связок, когда мы выдыхаем. Если соединить напряженные голосовые связки, воздушный поток, открывающий их, заставляет их вибрировать, и мы слышим голос . Произносим русский звук [3]. Положите палец на гортань и произнесите длинный [3] звук. Вы почувствуете вибрацию голосовых связок и услышите голос. Такие звуки называются звонкими. Теперь произведите длинный русский звук [с]. Никакой вибрации не чувствуется, никакого голоса не слышно.Это глухой звук, который создается при раздвинутых голосовых связках.

Есть еще одно состояние голосовых связок, которое приводит к остановке голосовой щели. Когда голосовые связки сближаются, а затем внезапно разрываются потоком воздуха, возникает своего рода кашляющий звук, своего рода «щелчок» голосовых связок. Этот звук называется глоттальной остановкой.

Выходя из гортани, поток воздуха проходит через глотку.

Глоточная полость простирается от верха гортани до мягкого неба, , которое направляет воздушный поток либо в рот , или в носовые полости , которые функционируют как основные резонаторы .

Мягкое небо хорошо видно в ручном зеркале. Теперь широко откройте рот и произнесите гласную [а]. Посмотрев в зеркало, вы увидите мягкое небо, самый конец которого известен как язычок. Мягкое небо может легко двигаться. Когда мягкое небо находится в нижнем положении, воздух поднимается в носовую полость, а затем выходит через нос. Это обычное положение мягкого неба, когда мы дышим через нос. Это также позиция для носовых звуков [m, n, rj]; [м, м ‘, ч, ч’].Если вы прикусите нос, вы не сможете произнести эти звуки. Но как только вы отпустите нос, воздух продолжит свой путь, и вы снова услышите звуки. Когда мягкое небо приподнято, язычок полностью контактирует с задней стенкой глотки, и воздушный поток проходит через ротовую полость. Это наиболее типичное положение мягкого неба для большинства звуков многих языков.



Мягкое небо — самая дальняя часть неба от

зуба.Вкус у большей части твердый. Эта твердая и неподвижная часть неба делится на две части: твердое небо (самая высокая часть неба) и гребень зубов или альвеолярный гребень (часть непосредственно за верхними передними зубами). Вы можете коснуться гребня зубов язычком. Рельеф зубов очень важен в английском языке, так как многие согласные звуки образуются при соприкосновении с ним или рядом с ним. Если вы все еще будете двигать кончиком языка вперед, вы почувствуете зубы.

нижних зубцов не очень важны для произнесения звуков речи, в то время как верхние зубцов плитки участвуют в производстве многих из них.

Самый важный орган речи — это язык. Фонетики делят язык на четыре части, часть, которая расположена напротив мягкого неба, называется спинкой языка; часть, обращенная к твердому нёбу, называется фронтом; тот, что лежит под гребнем зубьев, известен как лезвие, а его конец — t i p. Под центральной частью языка мы подразумеваем область, где встречаются передняя и задняя части. Края языка известны как ободки. Язык может лежать ровно или двигаться в горизонтальном или вертикальном направлении.Он также может изменять свою форму, так что стороны загибаются вверх, образуя канавку.



Губы также могут принимать разные положения. Они могут быть плотно соединены или разнесены на нейтральных, закругленных, или выступающих на вперед.

Все органы речи можно разделить на две группы:

(1) активные органы речи, подвижные и принимающие активное участие в звукообразовании: (а) голосовые связки, производящие голос; (б) язык — самый гибкий и подвижный орган; (c) губы очень сильно влияют на форму ротовой полости; (d) мягкое небо с язычком, направляя поток воздуха либо ко рту, либо к носовой полости; (д) задняя стенка глотки сокращается при звуках; (f) нижняя челюсть, движение которой регулирует промежуток между зубами, а также расположение губ; (g) легкие, дающие воздух для звуков;

(2) пассивные органы речи: (а) зубы, (б) зубной гребень, (в) твердое небо и (г) стенки резонаторов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

Теперь убедитесь, что вы можете говорить по этим вопросам:

1. Направление воздушного потока, выходящего из легких.

2. Три разных состояния голосовых связок.

3. Положение мягкого неба, которое влияет на направление воздушного потока.

4. Части неба.

5. Части языка.

6. Положение подвижных органов рта, т.е. форма губ и языка.

7. Активные и пассивные органы речи и их роль в звукообразовании.


: 2014-11-13; : 472;


.

ЛЕКЦИЯ 6: ГЛАГОЛ.

1.Общие характеристики

Грамматически глагол — самая сложная часть речи. Прежде всего, он выполняет центральную роль в реализации предикации — связи между ситуацией в высказывании и действительностью. Поэтому глагол имеет первостепенное информативное значение в высказывании. К тому же у глагола довольно много грамматических категорий. Более того, внутри класса глагола могут быть обнаружены различные подклассы, основанные на разных принципах классификации.

Семантические особенности глагола. Глагол обладает грамматическим значением вербиальности — способностью обозначать развивающийся во времени процесс. Это значение присуще не только глаголам, обозначающим процессы, но и тем, которые обозначают состояния, формы существования, оценки и т. Д.

Морфологические особенности глагола. Глагол имеет следующие грамматические категории: время, вид, голос, настроение, лицо, число, конечность и фаза.Общие категории конечных и не конечных форм — это голос, аспект, фаза и конечность. Грамматические категории английского глагола находят свое выражение в синтетических и аналитических формах. Формирующими элементами, выражающими эти категории, являются грамматических аффиксов, внутреннее сгибание и функциональных слов. Некоторые категории имеют только синтетические формы ( человек, число), другие — только аналитические (голос). Существуют также категории, выраженные как синтетическими, так и аналитическими формами (настроение, время, аспект).

Синтаксические функции . Самая универсальная синтаксическая особенность глаголов — их способность изменяться наречиями. Второй важный синтаксический критерий — способность глагола выполнять синтаксическую функцию сказуемого. Однако этот критерий не является абсолютным, потому что только конечные формы могут выполнять эту функцию, в то время как нефинитные формы могут использоваться в любой функции, кроме предиката. И наконец, любой глагол в форме инфинитива можно сочетать с модальным глаголом.

2. Классификация английских глаголов

По разным принципам классификации классификации могут быть морфологическими, лексико-морфологическими, синтаксическими и функциональными.

A. Морфологическая классификация ..
I. По типам основы все глаголы делятся на: простые ( to go), звукозамещающие (food to feed , кровь на кровотечение), стресс-репликация (импорт импорт, транспортировка транспорт, расширенный (с помощью суффиксов и префиксов): культивировать, оправдать, преодолеть, составное (соответствует составным существительным): шантажировать), фразовое : покурить, улыбнуться (у них всегда есть обычный глагол в качестве эквивалента).2. По способу образования прошедшего времени и глагола причастия II могут быть обычных и неправильных .

B. Лексико-морфологическая классификация основана на неявных грамматических значениях глагола. По неявному грамматическому значению транзитивности / непереходности глаголы делятся на переходных, и непереходных. Согласно имплицитному грамматическому значению статичности / нестативности глаголы делятся на статическое и динамическое .По имплицитному грамматическому значению терминативности / неотменяемости глаголы делятся на терминатив и длительность. Эта классификация тесно связана с категориями аспекта и фазы.

C. Синтаксическая классификация . По характеру сказуемости (первичному и вторичному) все глаголы делятся на конечных и нефинитных. По синтагматическим свойствам (валентности) глаголы могут иметь обязательных и необязательных валентностей, и, следовательно, они могут иметь некоторую направленность или быть лишенными направленности.Таким образом, глаголы делятся на глаголы , направленные, (, чтобы видеть, принимать и т. Д. ) и , не направленные, действия (, чтобы прибыть, моросить и т.д., .):

Синтагматическая классификация английских глаголов (по проф. Г. Почепцову)

D. Функциональная классификация . По функциональному значению глаголы могут быть условными (с полным лексическим значением), полусмысленными (модальные глаголы, глаголы-связки), вспомогательными .

3. Категория голоса

Форма глагола может показать, является ли агент, выраженный субъектом, исполнителем действия или получателем действия (Джон разбил вазу ваза была разбита). Объективные отношения между действием и субъектом или объектом действия находят свое выражение в языке как грамматической категории голоса. Следовательно, категория голоса отражает объективные отношения между самим действием и субъектом или объектом действия:

Категория голоса реализуется через противопоставление Активный голос :: Пассивный голос.Реализация голосовой категории ограничена из-за неявного грамматического значения транзитивности / непереходности. В соответствии с этим значением все английские глаголы должны делиться на переходные и непереходные. Однако классификация оказывается более сложной и включает 6 групп:

1. Глаголы используются только переходно: отмечать, повышать;

2. Глаголы с основным переходным значением: видеть, делать, строить;

3.Глаголы непереходного значения и вторичного переходного значения. Многие непереходные глаголы могут иметь вторичное переходное значение: Они смеялись надо мной, соглашаясь; Он вытанцевал девушку из комнаты;

4. Глаголы двойного характера, ни одно из значений не является ведущим, глаголы могут употребляться как переходно, так и непереходно: ехать домой ехать на машине;

5. Глаголы, которые никогда не используются в пассивном залоге: казаться, становиться;

6.Глаголы, реализующие свое пассивное значение только в особых контекстах: жить, спать, сидеть, ходить, прыгать.

Некоторые ученые признают существование среднего, рефлексивного и реципрокного голосов. Средний голос » — глаголы преимущественно переходные могут иметь непереходное среднее значение: Это многое добавляет; Дверь открылась; Книга продается легко; Платье хорошо стирается. « Рефлексивный голос »: Он оделся; промытый субъект одновременно является и агентом, и получателем действия.В этом случае всегда можно использовать возвратное местоимение: Умылся. «Ответный голос: Они встретились; Они поцеловались здесь всегда можно использовать взаимное местоимение: Они поцеловались друг друга.
Однако мы не можем говорить о разных голосах, потому что все эти значения не выражены морфологически.

4. Категория времени

Категория времени — это словесная категория, отражающая объективную категорию времени.Существенная характеристика категории времени состоит в том, что она связывает время действия, события или положения дел, упомянутых в предложении, со временем произнесения (время высказывания — «сейчас» или настоящий момент). Напряженная категория реализуется через противопоставления. Бинарный принцип противопоставлений остается основным в соотношении форм, представляющих грамматическую категорию времени. Настоящий момент — это основной временной план речевых действий.Следовательно, временная дихотомия может быть проиллюстрирована следующим графическим представлением (стрелки показывают бинарную оппозицию):

Вообще говоря, главное различие в напряжении в английском языке, несомненно, — это то, что традиционно описывается как противопоставление прошлого и настоящего. Но лучше всего это рассматривать как противопоставление прошлого и не прошлого. Довольно много ученых не признают существование будущих времен, потому что то, что в английском языке называется «будущим», реализуется с помощью вспомогательных глаголов will и Should. Хотя неоспоримо, что будет и будет встречаться во многих предложениях, относящихся к будущему, они также встречаются в предложениях, которые этого не делают. И они не обязательно встречаются в предложениях с привязкой к будущему времени. Вот почему будущее время часто рассматривается как частично модальное.

5. Категория аспекта

Категория аспекта — это лингвистическое представление объективной категории способа действия. Он реализуется через противопоставление Continuous :: Non-Continuous (Прогрессивный :: Непрогрессивный).Осознание категории аспекта тесно связано с лексическим значением глаголов.

В английском языке есть некоторые глаголы, которые обычно не имеют прогрессивной формы, даже в тех контекстах, в которых большинство глаголов обязательно принимает прогрессивную форму. Среди так называемых непрогрессивных глаголов мыслить, понимать, знать, ненавидеть, любить, видеть, пробовать, чувствовать, владеть, владеть, и т. Д. Наиболее поразительной их общей чертой является то, что они являются статическими. — они относятся к положению дел, а не к действию, событию или процессу.Однако следует заметить, что все непрогрессивные глаголы принимают прогрессивный аспект при определенных обстоятельствах. В результате внутреннего транспонирования глаголы непрогрессивного характера могут быть найдены в непрерывной форме: Теперь я вас знаю. Вообще говоря, Continuous форма имеет как минимум две семантические особенности — продолжительность (действие всегда выполняется) и определенность (действие всегда ограничено определенной точкой или периодом времени).Другими словами, цель непрерывной формы — служить рамкой, делающей процесс действия более конкретным и изолированным.

:

.

Функция интонации

Интонация — мощное средство человеческого общения. Одна из целей общения — обмен информацией между людьми. Значение английского высказывания, то есть информация, которую оно передает слушателю, определяется не только грамматической структурой, лексическим составом и звуковым образцом. Это также происходит из вариаций интонации, то есть ее просодических параметров.

Функции интонации можно резюмировать следующим образом:

Функция Пояснение
1.Эмоциональный для выражения широкого диапазона значений отношения возбуждение, скука, удивление, дружелюбие, сдержанность и т. Д. Здесь интонация работает вместе с другими просодическими и паралингвистическими характеристиками, обеспечивая основу для всех видов вокального эмоционального выражения.
2. Грамматический для обозначения грамматических контрастов. Выявление таких крупных единицы в виде предложения и предложения часто разделяют контуры шага высказывание; и несколько специфических контрастов зависят от интонации, например вопрос и утверждение или положительное и отрицательное.Во многих языках существует важное различие между вопросом и разговором таким образом, например Она здесь, не так ли! (где повышающаяся тональность — это разговорный эквивалент вопросительного знака) против Она здесь, не так ли! (где падающая высота обозначает восклицательный знак).
3. Информация структура Для передачи того, что является новым и что уже известно, в значении высказывания, что называется информационной структурой высказывания.Если кто-то говорит, что Я видел СИНИЙ автомобиль, с максимальной интонацией на синем , , это предполагает, что кто-то ранее спрашивал о цвете; тогда как если акцент делается на I , это предполагает предыдущий вопрос о том, какое лицо вовлечено. Было бы очень странно, если бы кто-то спросил Кто видел синюю машину !, и получил бы ответ: Я видел СИНЮЮ машину!
4. Текстовый для построения более обширных, чем высказывание, отрезков дискурса.Просодическая связность хорошо иллюстрируется тем, как абзацам информации придается отчетливая мелодическая форма, например в чтении новостей по радио. По мере того, как читатель новостей переходит от одного сообщения к другому, уровень звука повышается, затем постепенно понижается, пока к концу сообщения голос не достигнет относительно низкого уровня.
5. Психологические, чтобы разделить язык на единицы, которые легче воспринимаются и запоминаются. Например, выучить длинную последовательность чисел будет легче, если последовательность будет разбита на ритмические части.
6. Индексный служить маркерами личной идентичности индексирующей функцией. В частности, они помогают идентифицировать людей, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям (например, проповедники, уличные торговцы, сержанты).

Коммуникативная функция интонации реализуется различными способами, которые можно сгруппировать под пятью общими заголовками. Подачи интонации:



1.Для структурирования информационного содержания текстовой единицы таким образом, чтобы показать, какая информация является новой или не может считаться само собой разумеющейся, в отличие от информации, которой слушатель предположительно обладает или может получить из контекста, которая предоставляется.

2. Определить речевую функцию фразы, т.е. указать, предназначена ли она как утверждение, вопрос, команда и т. Д.

3. Для передачи коннотационных значений «отношения», таких как удивление, раздражение, энтузиазм, вовлеченность и т. Д.Это может включать в себя то, подразумевается ли значение сверх значений, передаваемых лексическими элементами и грамматической структурой.

4. Структурировать текст. Интонация — это организующий механизм. С одной стороны, он разделяет тексты на более мелкие единицы, то есть фонетические отрывки, фразы и интонационные группы, с другой стороны, он объединяет эти более мелкие составляющие, образующие полный текст.

5. Чтобы различать значения текстовых единиц (то есть интонационных групп, фраз и иногда фонетических отрывков) с одинаковой грамматической структурой и одним и тем же лексическим составом, что является отличительной или фонологической функцией интонации.

6. Для характеристики определенного стиля или разновидности устной речи, которую можно назвать стилистической функцией.

На фонологическом уровне интонация рассматривается как сложная структура всех ее просодических параметров. Описание интонационной структуры является одним из аспектов описания взаимодействия, а выбор интонации несет информацию о структуре взаимодействия, взаимосвязи и дискурсивной функции отдельных высказываний, международной «данности» и «новизне» информации и состояние конвергенции и расхождения участников.

В устном английском языке мельчайшая информация связана с интонационной группой, которая представляет собой единицу интонации, содержащую ядро. Нет точного соответствия между пунктуацией в письме и интонационными группами в речи. Речь более разнообразна в структурировании информации, чем письмо. Разделение речи на интонационные группы зависит от таких факторов, как скорость, с которой вы говорите, какой акцент вы хотите сделать частям сообщения и длины грамматических единиц.Одна фраза может иметь только одну интонационную группу; но когда длина фразы превышает определенную точку (скажем примерно десять слов), трудно не разделить ее на два или более отдельных фрагмента информации, например

Мужчина сказал нам, что мы можем припарковать его здесь.

Человек сказал нам | мы могли бы припарковать его на вокзале.

Человек сказал нам | мы могли бы припарковать это | на улице вон там.

Акцентные системы включают в себя больше, чем выделение важных слов путем их акцентирования.Группа интонации или акцентуация фразы сосредотачиваются на ядре этих интонационных единиц. Ядро отмечает фокус информации или часть паттерна, на которую говорящий особенно привлекает внимание слушателя. Информация может быть сосредоточена на отдельном слове или распределена по группе слов.

Из возможных положений ядра в интонационной группе есть одно положение, которое является нормальным или немаркированным, в то время как другие положения дают особый или заметный эффект.В примере: «Он ушел в офис» ядро ​​в немаркированной позиции будет находиться в «офисе». Общее правило состоит в том, что в немаркированном случае ядро ​​приходится на последний лексический элемент интонационной группы и называется конечным фокусом. В этом случае ударение в предложении является нормальным.

Но бывают случаи, когда можно сместить ядро ​​на более раннюю часть интонационной группы. Это происходит, когда вы хотите привлечь внимание к более ранней части интонационной группы, обычно, чтобы противопоставить ее чему-то уже упомянутому или понятому в контексте.В отмеченной позиции мы называем ядро ​​контрастивным фокусом или ударением логического предложения. Вот несколько примеров:

«Брат учился в Киеве?» « ̖ Нет, ↘ родился в Киеве».

В этом примере контрастное значение обозначено падающим тоном и увеличением громкости слова , рожденного .

Иногда во фразе может быть двойной контраст, каждый контраст обозначается собственным ядром:

Ее ̖ мать | is ̖ Украинский язык | но ее отец ̖ | ↘ немецкий.

В отмеченной позиции ядра могут быть в любом слове интонационной группы или фразе. Даже такие слова, как личные местоимения, предлоги и вспомогательные символы, которые обычно вообще не имеют ударения, могут подвергаться ядерному ударению в особых целях сравнения:

Это не ее книга / это наша.

Расширение диапазона высоты звука ядра, увеличение степени громкости слога, замедление темпа делают акцент предложения выразительным:

А.→ У Тома сдал экзамен.

Б. Ну фантазия что!

Мы можем грубо разделить информацию в сообщении на данную или извлекаемую информацию (или тему) и новую информацию (или тему). Данная информация — это то, о чем говорящий предполагает, что слушающий уже знает. Новую информацию можно рассматривать как нечто, о чем говорящий не предполагает, что слушающий уже знает.

А.Что сказал вам Джон?

B. Он был → разговаривал с Мэри ׀ не со мной .

Другое использование интонации в английском языке — это передача чувств или эмоций и модальности, и это заставляет его использовать эмоции на службе смысла. Как и в словах, которые могут иметь два или более связанных лексических значения, так и в интонационных моделях необходимо указывать центральное значение с незначительными отклонениями от него. Большинство фраз и их частей могут произноситься с несколькими различными интонационными моделями в зависимости от ситуации, в зависимости от мгновенного ощущения говорящего или его отношения к предмету.Эти модификации могут варьироваться от неожиданности до обдумывания, от резкого выделения некоторой части предложения для привлечения внимания, до легкой интеллектуальной отстраненности. Было бы неразумно связывать конкретный образец интонации с определенной грамматической конструкцией. Любое предложение в различных контекстах может иметь любую из дюжины других шаблонов, ср .:

Когда это можно сделать? ↘ Сейчас. (задействовано)

Когда это можно сделать? Сейчас. (выделено, зарезервировано)

Когда это можно сделать? Сейчас. (призывает к дальнейшему разговору)

Отличительная функция интонации реализуется в противопоставлении одних и тех же словосочетаний, различающихся некоторыми параметрами интонационного рисунка. Образцы интонации вносят свой особый вклад на уровне интонационной группы, фразы и текста. Таким образом в фразах:

Если ↘ Мэри придет ׀ дайте мне знать сразу. (ожидается несколько человек) Если Мэри ↘ придет ׀ дайте мне знать сразу. (ожидается, что никто кроме Марии не придет)

интонационные схемы первых интонационных групп противоположны.

Функциональные слова обычно имеют строгую форму, если они:

1. В конце предложения, например Что ты смотришь? Откуда ты ? Я бы хотел.

2. Используется для выделения, например Вы хотите это? Нет. А какой из них ты хочешь? Вон тот.

3.использовал для контраста, Он так много работает. Она есть, но не он.

В обычной быстрой речи такие слова могут встречаться гораздо чаще в слабой форме, чем в сильной. Поскольку в потоке речи они безударны, функциональные слова имеют различные формы сокращения, включая следующие:

1. Ослабление или централизация внутреннего гласного до [ə], например, must [məst]. В определенных фонетических средах, например там, где возможны слоговые согласные, сокращение последовательности коротких гласных + согласных до слоговых согласных [ænd] → [n], как в примере хлеб с маслом, рыба с жареным картофелем, и т. д.Иногда безударный внутренний гласный может полностью выпадать, например, . с [frm] → [frm], [fm]

2. потеря начального согласного звука, например им [m] → [m], его [hiz] → [iz];

3. потеря последней согласной, например и [ənd] → [ən], из [ɔv] → [ə].

Фактически, служебные слова создают проблемы для неродных слушателей, поскольку в их наиболее сокращенной форме формы произношения для многих общих служебных слов практически идентичны, например.г. а, иметь, → [ə] .

Основная функция ударения предложения — выделить фокус / коммуникативный центр предложения, которое вводит новую информацию.

Фокус предложения. В предложении / интонационной единице может быть несколько слов с ударением в предложении, но только одна основная идея или выдающийся элемент. Ораторы выбирают, какую информацию они хотят выделить в высказывании / предложении.

Ударное слово в данном предложении, которое говорящий желает выделить, получает известность и упоминается как (информационный) фокус / семантический центр.В немаркированных высказываниях именно ударный слог в последнем содержательном слове имеет тенденцию выделяться и является фокусом.

Когда начинается разговор, фокус / семантический центр обычно находится на последнем содержательном слове, например Помогите мне. В чем дело? Что вы делаете?

Слова в предложении могут выражать новую информацию (т. Е. Что-то упомянутое впервые / тема / комментарий) или старую информацию (т. Е. Что-то упомянутое или упомянутое ранее / тема / тема).

В интонационной единице / предложении слова, выражающие старую или заданную информацию (т.е. семантически предсказуемую информацию), безударны и произносятся с более низким тоном, тогда как слова, выражающие новую информацию, произносятся с сильным ударением и более высоким тоном.

Вот пример того, как известность отличает новую информацию от старой. Заглавные буквы означают новую информацию (сильное ударение и высокий тон):

A Я потерял шляпу. (основной образец ударения: последнее содержательное слово выделяется)

Какая шляпа1? ( «шляпа» теперь старая информация; «вид» — новая информация)

A Это была шляпа SUN.

Какого ЦВЕТА шляпа от солнца?

A Было ЖЕЛТЫЙ. Желтый с ПОЛОСАМИ.

В МАШИНЕ стояла желтая шляпа с полосками.

A КАКАЯ машина?

Говорящий может придавать словам особое значение (сильное ударение и высокий тон), чтобы противопоставить информацию, то есть исправить или проверить ее. Слова, которым придается значение для противопоставления информации, имеют контрастирующее ударение, например.г.

1 A Посещали ли они LONdon?

Нет, ОНИ не знали, но их СЫН имеет. (корректирующая информация)

2 A Мне фильм не понравился.

Вам не НРАВИТСЯ? (проверка информации)

Оратор может пожелать сделать особый акцент на отдельном элементе подчеркнутого ударения. Элемент, получающий подчеркнутое ударение, обычно передает новую информацию в рамках предложения.Он отличается от обычного акцента / значимости большей степенью внимания, уделяемого ему говорящим, например

A Как вам новые курсы, которые вы прошли в этом семестре?

Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО наслаждаюсь ими! (акцент на на самом деле указывает на сильную степень удовольствия)

A Я НИКОГДА больше не ем устриц! (подчеркнутое ударение на никогда не сигнализирует об особенно плохой реакции говорящего, когда-то он ел устриц)

В английском языке есть определенные анафорические слова, функция которых состоит в том, чтобы относиться к тому, что ранее и недавно было передано другим способом.

Поскольку анафорические слова фактически не содержат новой информации, они предназначены для повторения старой информации, в них обычно отсутствует ударение.

Обобщенный список анафорических слов можно представить следующим образом:

1. Местоимения он, она, оно и они, которые заменяют определенные существительные и словосочетания существительных, например

Арчибальд нравится всем. Он всем нравится.

Я сидел за Лизой. Я сидел позади нее.

Ждали наших друзей. Мы их ждали.

2. Местоимения one и some, которые заменяют неопределенные словосочетания, например

Я одолжу вам немного денег. Я одолжу тебе немного.

Заказала торт. Она заказала одну.

3. Местоимение one, ones, которое заменяет существительные после определенных модификаторов, например

Вы носите коричневый или синий костюм?

Она носит коричневые / черные туфли?

4.Слова так и не, которые заменяют предложения после определенных глаголов и прилагательных, например

Она не смогла этого сделать? Надеюсь, что нет, но боюсь.

5. Наречия там и потом, заменяющие, соответственно, пространственные и временные фразы, например

Вы когда-нибудь были в Мейплвуде? Раньше я там жил.

В следующий понедельник выходной. Думаю, тогда я отдохну.

6. Вспомогательное слово do, заменяющее целую глагольную фразу, e.г.

Кто все устроил. Я сделал.

Когда акцентируется анафорическое слово, акцент сигнализирует о контрасте или о чем-то особенном, например

Вы знаете Мэри и Джона? Я знаю ее.

В дополнение к перечисленным выше случаям, мы можем вспомнить старую информацию, используя слова, которые в другом контексте представили бы новую информацию. Такие лексические элементы деакцентируются, и деакцентирование говорит нам, что лексические элементы используются анафорически.Лексическая анафора бывает нескольких видов:

1. Повторение, например У меня есть работа, / но она мне не нравится.

2. Сколько раз? Три раза.

3. Синонимы, например Может быть, этот человек укажет нам дорогу. Я спрошу у парня. (парнишка = мужчина)

4. Высшие условия, например Вам понравились Blue Highways? Я не читал книгу «» («Голубые дороги» = книга).

Цель деакцентирования в этом случае — связать более общий термин с более конкретным термином предыдущего предложения.Но слово или термин с пониженным акцентом не обязательно относятся непосредственно к предыдущему термину, например

Красивый торт. Получите кусок.

Снижение ударения также происходит, когда слово повторяется, даже если во второй раз оно имеет другой референт, например номер с видом и без вида, деяния и проступки, написанные и неписаные.


Дата: 29.01.2015; просмотр: 4457


.