Содержание

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (АРТ-ТЕРАПИЯ) + ВИДЕО УРОК С ОКСАНОЙ МИХАЙЛОВОЙ

История метода

Ещё до появления песочной и арт-терапии Карл Густав Юнг — основатель аналитической психологии, помимо сеансов психоанализа, уделял большое внимание работе пациентов с книгами по искусству.

Особенно ярким примером, стала дочь Рокфеллера — Эдит, когда девушка на почве бессодержательности своей жизни впадала в депрессию.

Она учились рисовать и сравнивать с произведениями искусства образы из своих снов.

Эдит стала заниматься творчеством, преобразилась, стала более утонченной и жизнерадостной.

Последователи Юнга, создали метод песочной терапии. Песочные картины, созданные детьми, были отображением их мыслей и переживаний, что стало открытием в психотерапии.

 

Особенности метода (в чем польза):

Особенностью метода является то, что художественные образы, отражают все подсознательные процессы, включая страхи, воспоминания, конфликты и мечты.

Для детей это просто незаменимая среда, где они могут мягко соприкоснутся с тем, что тревожит или пугает, отыграть эти сценарии и приобрести новый опыт в безопасных условиях.

Работа с песком обращается к внутренним, внутренним ресурсам ребёнка и тесно связанными с его способностью к самоисцелению и творческими возможностями.

Это помогает осознать себя и быть успешнее, в непрерывно меняющемся мире.

 

Задачи метода (какие проблемы решает):

Песочная терапия — это мощнейшая техника, не имеющая противопоказаний.

Она прекрасно работает и с взрослыми, но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса!

Она помогает отыграть непрожитые эмоции, дать выход истинным чувствам и мыслям,

в мирной форме выпустить агрессию, улучшить коммуникацию, справиться со страхами, повысить самооценку и просто получить удовольствие от процесса!

 

Принципы метода (как это работает):

При помощи песочницы и маленьких фигурок малыш проигрывает ситуацию, которая его волнует.

Рисуя картину из песка или играя,  малыш раскрывается и в этот момент проявляется его внутренний мир,

Предложите ребёнку превратиться в волшебника и создать свой собственный мир или целую планету, волшебный лес или город будущего,

всё, что наиболее соответствует возрасту малыша, дав ему полную свободу действий в полете фантазии!

Вы можете показать, как строить ландшафты из песка, создавать реки и моря, использовать фигурки деревьев и животных.

Отключите внутреннего критика и творите вместе, дав полную свободу фантазии,

тогда вы придумаете массу новых и замечательных игр, которые легко реализуются в песочнице!

Здесь можно всё!

И ребёнок удивит вас своей фантазией и подходом к делу!

Через такие игры высвобождается энергия для развития и обучения.

Другими словами, к ребенку возвращается его собственная внутренняя сила.

 

Показания к терапии. Требования к педагогу:

Когда обращаться к специалисту?

Это случаи, когда вы замечаете, что без видимых причин у ребёнка нарушается аппетит или сон.

Если вы заметили, что ребёнок излишне замкнут, стеснителен или пуглив.

Когда после событий, затрагивающих жизнь ребёнка, вы наблюдаете резкое изменение в поведении или настроении малыша.

Здесь стоит прояснить ситуацию с психологом.

При выборе специалиста, обязательно обратите внимание на его опыт и образование, чтобы не нанести вред ребёнку.

 

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

Чтобы процесс игры в песочнице приносил пользу ребёнку, предоставьте ему полную свободу действий и творчества – ребенок сам может выбирать, какие игрушки ему хочется поставить в песочницу, и что с ними делать.

Это мир вашего ребенка, и в нём он полноправный хозяин – кого хочет закапывает, кого хочет возвышает, —

словом выражает свои мысли и чувства, а родители здесь просто наблюдают за происходящим.

Оставьте советы, пусть он выразит свои чувства.

Помогайте, если только малыш сам вас об этом просит!

Узнать, что происходит в его мире, или что-то прокомментировать, можно используя правильные вопросы:

  • Это открытые вопросы.

Например: — кто это у тебя? Вместо вопроса: что это за монстр?

Для вас это может быть монстр, а для ребёнка положительный персонаж или даже спаситель.

  • Очевидные вопросы.

Отражайте то, что происходит в песочнице, но без критики.

Например: если вы видите, что у ребёнка в песочнице стоит дерево, на котором живёт кролик, вы можете задать ему вопрос: я вижу, у тебя кролик живёт на дереве?

Ребёнок с удовольствием вам ответит – так ли это, или, может быть, кролик залез туда по каким-то другим причинам.

Но если вы будете утверждать, что так не бывает, и обучать, что кролики на деревьях не живут, а живут в норах, и у ребёнка в игре всё неправильно, то это может сработать на снижение самооценки ребёнка и запрет на творческое проявление себя.

  • Отраженные ответы ребенка.

Например, вы спросили: — Это кто? – Кошка. – А куда идёт эта кошка? — Она идёт к своему другу.

И здесь вы начинаете зеркалить: я вижу, что кошка отправилась к своему другу.

В этот момент ребёнок будет видеть, что вы внимательно и уважительно относитесь к его игре, что вы слышите, что он говорит, и что вы принимаете это так, как есть, без попытки исправить и научить.

Когда нам позволяют быть естественными, быть собой, и происходит процесс исцеления и гармонизации.

Через некоторое время после таких игр Вы заметите, что эмоциональное состояние ребёнка и его поведение изменились. Срок у каждого свой, но если игра построена правильно — это произойдёт.

Это будет означать, что новый опыт, который ребёнок приобрёл в играх с песком, встроился в систему его мировосприятия и стал проявляться в реальной жизни.

 

ВИДЕО УРОК С ОКСАНОЙ МИХАЙЛОВОЙ «ЭЛЕМЕНТЫ АРТ-ТЕРАПИИ»

ПОЛНЫЙ СБОРНИК УРОКОВ РИСОВАНИЯ НА ПЕСКЕ И АРТ-ТЕРАПИИ — ЗДЕСЬ 

Лечение неврологических патологий — Песочная терапия

С помощью песочной терапии дети быстрее осваивают буквы, цифры и другие знания и навыки. Более того, песочную терапию используют и в логопедии. Эта методика по развитию воображения помогает поставить правильную речь, расширить словарный запас, научиться выражать свои мысли. 

Записаться на прием

Что такое песочная терапия, суть метода

Песочница – излюбленное место детворы в любом дворе. Даже самые маленькие карапузы, которые ещё не умеют лепить куличики, обожают копаться в песке. И не удивительно! Притягательность природного материала давно осознали психологи.

Карл Густав Юнг – основоположник аналитической психологии – открыл технику активного воображения, которая помогает раскрыть внутренний мир человека. Спустя время, другие психологи разработали целое направление – арт-терапию. Один из её видов – песочная терапия. Особенно полезна эта техника при работе с детьми, которые ещё не умеют чётко формулировать свои мысли и желания. Песочная терапия позволяет легко и непринуждённо для ребёнка раскрыть его внутренний мир, узнать о его страхах и переживаниях, открыть новые творческие способности, развить тактильные ощущения.

С помощью песочной терапии дети быстрее осваивают буквы, цифры и другие знания и навыки. Более того, песочную терапию используют и в логопедии. Эта методика по развитию воображения помогает поставить правильную речь, расширить словарный запас, научиться выражать свои мысли.


Кому помогает песочная терапия

Метод песочной терапии применяют при работе с малышами, начиная с 3-х лет. Для них сами по себе такие занятия – увлекательная игра. Малыш получает удовольствие и обнаруживает новые умения, а его родители — лучше познают своего ребёнка. Это, кстати, помогает определить и дальнейшее направление в развитии творческих способностей ребенка. Песочную терапию для детей дошкольного и школьного возраста можно рекомендовать, если ребёнок:Сколько стоит

Занятия по песочной терапии, во-первых, имеют успокаивающий и расслабляющий эффект, а во-вторых, развивают моторику, воображение, улучшают память.


Как проходят занятия по песочной терапии в Центре Педиатрии и Неврологии

Проводит занятия по песочной терапии психолог в уютной и дружественной обстановке НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго». Специальный стол с высокими бортами наполнен песком. Можно воспользоваться различными мелкими фигурками (изображение животных, людей и др.).

На занятиях по песочной терапии психолог сначала даёт возможность ребёнку познакомиться с материалом, вдоволь от души повеселиться. Это вступительный, игровой этап занятий. Далее специалист предлагает ребёнку смоделировать сюжетную линию: либо сказочную (фантазийную), либо реальную (с использованием различных фигурок). Это основной этап занятий по песочной терапии. Психолог в этот момент внимательно наблюдает и оценивает поведение и реакции ребёнка.Задать вопрос

Третий заключительный этап занятий – подведение итогов. Занятия могут длиться от 30 мин. до 1 часа. У этой методики нет ограничений по возрасту, полу и длительности. Кому-то будет достаточно 5 сеансов, другому ребёнку захочется заниматься «песочными играми» и несколько месяцев.


Противопоказания и эффективность

У песочной терапии абсолютно нет противопоказаний! Разве что открытые ранки на руках ребёнка могут на время отсрочить занятия. Эта методика — прекрасный способ увлечь ребёнка, дать ему возможность познать себя и окружающий мир, развить навыки, научиться общаться. И сделать это не с помощью скучных упражнений, а в игровой форме. Многие родители отмечают, что дети после занятий по песочной терапии становятся открытыми, коммуникативными, доброжелательными и талантливыми!Читать отзывы

Песочная терапия — резюме

Рубрика «Профессиональное признание направлений и методов (модальностей) психотерапии»

Резюме модальности

Песочная терапия

 

Определение:

Песочная терапия — это совокупность психотерапевтических и психолого-педагогических методов, объединённых, преимущественно, методологией юнгианской аналитической психологии, использующих в своей практике натуральный песок, или его производные (цветной песок, подвижный песок), а также специальный инструментарий (песочницы, подносы, свето-цветовые столы) с целью профилактики, лечения, коррекции, реабилитации, сопровождения, обучения и развития клиентов (пациентов, обучаемых, реципиентов), а также повышения качества их жизни (Ассоциация песочной терапии, 2016).

Специалисты, практикующие метод песочной терапии — Sandplay, объединены в международное сообщество — ISST. В этом сообществе существуют сложившиеся стандарты обучения, личной терапии и супервизии для членов и преподавателей сообщества. В настоящее время российские специалисты пока в данное сообщество не входят. Специалисты, практикующие другие методы песочной терапии (sandplay, sandtray, sandart), входят в различные, чаще всего арт-терапевтические, международные и отечественные профессиональные сообщества, имеющие свои профессиональные стандарты.

Ассоциация песочной терапии (с 2015 года) объединят специалистов всех направлений песочной терапии из нашей страны, стран постсоветского пространства, а также других государств. Формируется сообщество специалистов в области песочной терапии, проводится обучение, личная терапия и супервизия, в соответствии с принятыми профессиональными стандартами.

 

Сущность метода:

Песочная терапия — один из способов общения с самим собой и с окружающим миром в присутствии другого и с минимальным вербальным контактом с ним. В ходе песочной терапии на пространство песочницы, песочного подноса, свето-цветового стола, пространства с подвижным, или цветным песком на символическом уровне проецируется бессознательное содержание психики. Спонтанно возникающие образы дают возможность человеку увидеть и прожить то, что происходит, но не осознаётся в его внутреннем и внешнем мире. Песочная терапия позволяет восстановить психическую целостность посредством создания своего уникального мира на пространстве песочницы, песочного подноса, пространстве с подвижным песком и т.д.

 

Теоретические основы:

К.Г. Юнг определял песочницу как детский аспект коллективного бессознательного, как место, где есть возможность придать индивидуальному травматическому опыту видимую и осязаемую форму. Создание песочных сюжетов способствует «целительному» (по Э.Г. Эйдемиллеру) регрессу, возвращая клиента в детство и способствуя активации архетипа ребёнка.

Д. М. Калфф считает, что главный принцип Sandplay — это создание свободного и защищённого постранства, в котором ребёнок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свои переживания, часто непонятные и тревожащие, в зримые и осязаемые.

Использование миниатюрных фигурок позволяет создать «спектакль» субличностей автора песочной композиции. Клиент может установить контакт, идентифицироваться с актуализированными в данный момент субличностями, а также вступить с ними в диалог, то есть построить новые взаимоотношения с самим собой, что вполне уместно в рамках гештальттерапии и психосинтеза.

Миниатюрные фигурки могут не только отражать субличности клиента, но и символизировать реальных людей и события жизни клиента, и тогда на песочном пространстве могут проигрываться реальные жизненные ситуации, в которых клиент испытывает определённые трудности. В таком случае песочная терапия может быть успешно интегрирована в психодраму, причём помощь группы в данном случае не требуется, так как все роли «исполняют» миниатюрные фигурки.

Разыгрывание в песочнице сложных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильное решение, что активно используется в таком методе песочной терапии, как «сценарное моделирование», развивающемся в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии.

При использовании песочного пространства существуют практически неограниченные возможности созидательного, творческого изменения формы, сюжета, событий, героев и их взаимодействия. Наличие такой «волшебной» особенности, а также возможность привнесения в терапевтический процесс сказочных персонажей, лежит в основе сказкотерапевтического подхода в песочной терапии.

При работе с песком, особенно с подвижным, возникает особый акцент на тактильную чувствительность, телесные ощущения и образы, которые возникают из этих ощущений. Сын и продолжатель дела Д. Калфф — Мартин Калфф пишет, что, так как весь опыт, нами переживаемый, приходит нам через тело, именно из телесных ощущений рождаются картины, в свою очередь рождающие ощущения (М. Калфф, 2009). Некоторые направления песочной терапии, например — плассотерапия, интегрируют в своей практике телесно-ориентированные техники и символику телесности.

Песочная терапия активизирует врождённые ресурсы самоисцеления (саногенез) индивида и обеспечивает возможность продвижения его к целостности и психосоматическому здоровью.

 

Показания к применению:

Показания к применению методов песочной терапии достаточно обширны.

Традиционно методы песочной терапии применяются при работе с детьми в форме индивидуальных и групповых занятий. Это могут быть психотерапевтические сессии по поводу психоэмоциональных, психосоматических расстройств или поведенческих нарушений. Методы песочной терапии применяются в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и задержки психического развития. Применяется песочная терапия и для коррекции детско-родительских отношений, нарушений привязанности в диаде. Школьные психологи применяют методы песочной терапии в тренинговом формате. Методы песочной терапии активно применяют в дидактической практике и на занятиях по развитию детей.

В работе со взрослыми песочная терапия может быть эффективна в психотерапии невротических нарушений и пограничных расстройств, психосоматических заболеваний, ПТСР, в семейной и супружеской терапии и консультировании, а также в восстановительной и паллиативной медицине. Отдельные методы песочной терапии применяются в коучинге и медиации.

 

Практика песочной-терапии:

Песочная терапия как направление психолого-психотерапевтической практики существует в настоящее время в форме различных методов, методик и техник, которые применяются в практической психологии, психотерапии, педагогической практике, дефектологии, логопедии, коррекционной практике, в практике восстановительной медицины и даже в коучинге в форме индивидуальных, парных и групповых сессий.


Песочная терапия — это… Что такое Песочная терапия?

Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Особенности метода песочной терапии

Пример композиции, созданной на сеансе песочной терапии Стандартный деревянный поднос для песка

В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом.

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

История метода

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира Маргарет Ловенфельд, взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калф (Швейцария) из Техники Мира был разработан терапевтический метод — сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.

Концептуальные источники песочной терапии

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг). Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». Пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребенком», Юнг пишет: «Доминанта ребенка — это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. …„Ребенок“ прокладывает путь к будущему преображению личности».

Автор этого метода, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

Дора Калф умерла в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Литература

  • Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО «ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
  • Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
  • Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
  • Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри , 2003.-495с.
  • Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.
  • Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.

См. также

М.В. Киселева, В.А. Кулганов. Арт-терапия в психологическом консультировании. Санкт-Петербург. Речь. 2012 год

Ссылки

Песочная терапия: как ее использовать — Психология эффективной жизни

Давайте на миг вспомним беззаботное детство. С чем будут связаны эти картинки из памяти? С куклами и машинками, мячиками и бантами, а главное — с песочницей. Именно она была немым свидетелем наших детских драм, откровений и радостей. В ней мы играли, репетировали жизненные сценарии, ссорились, мирились и влюблялись. Неужели это чувство всемогущества, такое знакомое юным строителям песочных замков, утеряно безвозвратно?

Совсем не обязательно! Песок как среда для развития личностных навыков и осознания себя показан каждому. И не только детям, но и нам, взрослым. Ведь в каждом возрасте песочница подарит свои «бонусы».

Разве песок может лечить?

Песочная терапия как отрасль проективной психотерапии была основана Карлом Густавом Юнгом и развита его учениками.

Если бы о смысле песочной терапии можно было сказать в нескольких предложениях, они звучали бы так. Подсознание говорит с нами через символы, знаки и подсказки. Если их заметить, расшифровать и скорректировать, это поможет справиться со всевозможными проблемами: излечиться от болезней, отыскать ответы на непростые вопросы. Именно с задачей «заметить и расшифровать» прекрасно помогает справиться психологическая песочница.

Главная цель песочной терапии — самоизлечение через спонтанное творчество. Созданные нами песочные картины — это прямой мостик к бессознательному. Строя миры на песке, мы можем вытащить на белый свет внутренние противоречия, неосознанные чувства, болезненные проблемы и переживания. Песочный терапевт может рассмотреть все эти моменты на картине, увидеть, какие мысли беспокоят клиента и каким словом ему лучше помочь.

Сегодня песочная терапия с успехом применяется в гештальте, арт-терапии, семейной и когнитивно-поведенческой терапии.

Как песочная терапия работает на практике

Как и в других проективных методиках, в песочнице мы не просто играем, но моделируем собственные мысли и переживания. Значение имеют любые детали. Однако тут важно стараться не привязываться к общему значению символов и сценариев, намного важнее, как сам человек воспринимает ситуацию, какие озарения и осознания приходят к нему в процессе терапии. А они непременно будут, если позволить себе расслабиться и полностью погрузиться в момент, побыть наедине с песком.

С помощью маленьких фигурок в песочнице мы проигрываем волнующие нас ситуации и проблемы, обнажаем свой внутренний мир. Смотрим на жизнь и задачи как бы со стороны. И нередко находим решение, невидимое прежде, но вполне реальное и простое в осуществлении.

Любые действия с песком успокаивают, насыщают радостью. Построение песочного мира очень показано людям, склонным к повышенной тревожности, излишним переживаниям, апатии и депрессии.  

Для творчества в песке не нужны особые навыки, как, скажем, в рисовании. Значит, не будет в нем ни ошибок, ни разочарования. Мало того, в процессе создания песочной картины каждый из нас — творец собственного пространства. Только мы сами создаем здесь правила и рамки. Само осознание этого очень приятно.

Главное правило песочницы — никаких правил!

Как же организовать песочную терапию дома?

В классической терапии используется прямоугольный ящик из дерева размером 70×50×8 см с окрашенными в голубой цвет бортами и дном. Принято считать, что такой размер наиболее удачен для контроля над творческим процессом, а голубой цвет олицетворяет небо и воду.

Конечно, дома можно использовать песочницу и других размеров. Вполне можно обойтись простым подносом или взять пластиковый тазик с песком. Можно использовать специально подготовленный (промытый и хорошо прокаленный в духовке) песок или же песок из зоомагазина. Для терапевтических целей подойдет и обычная манка.

Отдельно можно взять небольшие игрушки-символы: фигурки людей, животных, растений, предметы интерьера, игрушечные дома, машины, а также натуральные материалы — каштаны, желуди, камни, шишки.

Когда все будет готово, подумайте, с каким песком сейчас вам приятнее взаимодействовать — с сухим или мокрым.

  • Сухой песок более приятен на ощупь, легко пересыпается и дарит ощущение легкости.
  • Мокрый песок более пластичен, из него можно лепить объемные формы, строить целые города.
  • Третий вариант, который иногда используется, — песок в форме жидкой кашицы. Работа с таким песком помогает справиться с перфекционизмом, расширить собственные границы и позволить себе ошибаться. Конечно же, только символически, но именно с этого и начинаются реальные изменения.      

Упражнения с песком для терапии души

Иногда полезно просто повозиться в песке, чтобы ушло напряжение, появилось чувство расслабленности и поднялось настроение. Но для более конкретных результатов можно использовать следующие упражнения.

1. «Волшебная страна»

Познакомьтесь с песком. Погрузите в него руки, отследите свои ощущения. Закройте глаза и представьте волшебную страну, в которой все хорошо. Так, как вам хотелось бы жить в самых искренних мечтах.

Возьмите фигурки и материалы, которые интуитивно наиболее подходят для построения страны, создайте живую картину.

Когда закончите, посмотрите на свою работу. Ответьте себе на вопросы:

  • Какие люди населяют эту страну?
  • Кто ею правит?
  • Какие законы в ней действуют?
  • Охраняется ли эта страна? Если да, то кем и как?
  • Как чувствует себя население страны? Счастливо ли оно?
  • Чем занимаются люди?
  • И, главное, как картина перекликается с нынешней ситуацией в вашей жизни? Что нового вы открыли для себя? Что захотелось изменить?

Сделайте это на символическом уровне, в пространстве песочницы. И перемены не заставят себя долго ждать.

2. «Река жизни»

Погрузите руки в песок. Попробуйте пересыпать его из левой руки в правую и наоборот. Прочувствуйте, какой он на ощупь. Мягкий или шершавый? Прохладный или теплый?

А теперь на пару минут закройте глаза. Попробуйте, не глядя, пальцами нарисовать на песке реку. Совершенно не важно, какой получится ваша река — извилистой или прямой, узкой или широкой. Главное — вы сами и ваши ощущения.

Когда закончите рисовать и река будет готова, можно открывать глаза. Посмотрите на свою реку. Что вы можете сказать о ней?  

Ваша река символизирует поток жизни на данный момент времени. Но песок —  материал пластичный, сыпучий, он легко поддается изменениям. И вы тоже можете повернуть русло реки туда, куда вам угодно. Создать много рукавов или, наоборот, собрать весь поток воедино. Есть ли у вас желание что-то изменить? Если ответ положительный, сделайте это.

Прислушайтесь к себе. Что сейчас происходит внутри вас? Какие новые чувства пришли? Возможно, появились озарения, новые мысли? Запишите их.

Как только почувствуете, что больше не надо ничего менять, остановитесь. Посмотрите на свой рисунок. И честно ответьте себе на вопросы:

  • Как вы относитесь к своему творению? Нравится ли оно вам?
  • О чем говорит ваш рисунок? Какие подсказки он вам дает? Запишите хотя бы три ассоциации, пришедшие вам в голову при взгляде на творение.
  • Когда вы смотрите на картину, что вы чувствуете?
  • Если бы ваше творение могло говорить, что бы оно вам сказало?
  • Подумайте, какие два маленьких действия вы можете сделать сразу, сегодня, чтобы разрешить себе быть в потоке. Обязательно сделайте это!

Карл Густав Юнг говорил: «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». Так почему бы не поискать решение своих проблем в песочнице?  

 

От редакции

Во всем мире растет популярность датской жизненной философии — хюгге. Это и творчество, и способ расслабиться, и правила, создающие комфорт и уютную атмосферу. Давайте вместе прочтем книгу Майка Викинга  «Hygge. Секрет датского счастья». И узнаем рецепты, как сделать жизнь наполненной и счастливой. И хотя в книге нет ничего о песочной терапии, но мы уверены, что песочница отлично вписывается в тему гармонии с собой. 

Песочная терапия для детей и взрослых. Часть 1 //Психологическая газета

Метод песочной терапии завоёвывает популярность у практикующих психологов. Появившись в рамках аналитической психологии, песочная терапия долгое время развивалась в рамках этой концепции, оставаясь инструментом юнгианских психотерапевтов. Сегодня метод используют специалисты различных направлений (часто добавляя в него то новое, что позволяет использовать метод в рамках других концепций) — в сказкотерапии, арт-терапии, психодраме, в качестве среды для коррекционных и развивающих занятий.

Песочная терапия помогает человеку обратиться к своему внутреннему миру, погрузиться в него для поиска ответов на актуальные вопросы, индивидуальных ориентиров и ресурсов,  внутренних смыслов. В ходе песочно-терапевтических сеансов человек получает доступ к неосознаваемым частям  Я, что ведет к высвобождению психической энергии и способствует осознанию целостности личности. Человек имеет возможность установить связи между своим телом, сознанием и бессознательным, устранить причины многих соматических проблем. Основные причинами, по которым специалисты часто делают выбор в пользу этого метода:

  • Комплексное воздействие на человека;
  • Песочная терапия может действовать на человека на нескольких уровнях;
  • Медитативное состояние, снимающее напряжение;
  • Обращение к личному бессознательному для решения внутриличностных конфликтов;
  • Обращение к коллективному бессознательному через трактовку символов.

В контексте глубинного влияния песочной терапии на психику клиента встает вопрос о необходимости специальной подготовки для песочных терапевтов.  На сегодня существует широкий спектр образовательных программ, освещающих теоретические и практические аспекты песочной терапии. Безусловно, для обращения к юнгианской трактовке символов требуется длительная подготовка, соответствующее обучение и опыт. Основной задачей специалиста-практика является обеспечение максимально безопасного пространства (с психологической точки зрения), ведь манипуляции в песочнице – это разговор человека с самим собой, и именно это является главной предпосылкой и залогом реальных жизненных изменений.

Широта целевой аудитории
Песочная терапия активно используется в работе со взрослыми и детьми. Многие специалисты используют песочные занятия в контексте развивающих занятий, особенно эффективны песочные занятия при речевых нарушениях, недостаточном развитии интеллектуальной сферы, минимальных дисфункциях мозга. В детских коллективах возможно проведение групповых занятий с песком, в них выявляются позиции участников коллектива, ситуационный стиль общения, групповая динамика.

Многообразие решаемых задач
И все же, главное, почему специалисты различных направлений обращаются к песочной терапии — в пространстве песочницы возможно решение самых разнообразных проблем. В песочном пространстве развивается фантазия и актуализируется творческое начало личности, выводятся на осознаваемый уровень подавляемые эмоции, гармонизируется психоэмоциональное состояние, проигрываются и проживаются актуальные конфликты, активизируется адаптационный потенциал. Песочница удачно вписывается в работу арт-терапевта, специального психолога, бизнес-консультанта, тренера, коррекционного педагога.

В зависимости от поставленных задач могут использоваться различный песок и разнообразные песочницы. Классическая юнгианская песочница, выполненная из натурального дерева, имеющая стандартные размеры (50*70*8) и прямоугольную форму может использоваться практически для любых занятий.

Борта и дно, символизирующие небо и воду, обычно выкрашены в голубой цвет, что имеет большое символическое значение в аналитической психологии. Хотя некоторые специалисты считают целесообразным применение цветных дощечек, накладываемых на дно и борта песочницы для изменения цветового фона песочной композиции (1). Песочница отлично вписывается в индивидуальные консультации, однако, в силу своих размеров не всегда может использоваться в групповой работе.

Для использования песочницы в группе больше подойдет уникальная круглая песочница, вокруг которой может удобно встать несколько человек, находясь на одинаковом расстоянии от центра песочницы, который несет обычно наибольшую смысловую нагрузку. Круглая форма песочницы вносит в процесс песочных манипуляций особый символический смысл. Круг – древнейший символ, используемый в различных культурах для обозначения важнейших трансцендентных понятий: космоса, времени, жизни. Линия круга не имеет ни начала, ни конца, что способствует восприятию «песочного пространства» как пространства, изначально наделенного внутренней гармонией.

Движение по кругу, символизирующее постоянное возвращение, в контексте песочной терапии олицетворяет ее основную задачу – движение человека к самому себе, пониманию и принятию собственной сущности, соединению в единое целое своего прошлого и настоящего для гармоничного развития в будущем. Стоящие вокруг песочницы люди оказываются в этом же символическом «круге», что провоцирует максимальную открытость между участниками занятия, способствует сплочению группы. Также некоторые специалисты советуют использовать круглые песочницы на завершающем этапе терапии, для закрепления достигнутого успеха (1).

Для развития творческого потенциала личности отлично подойдет песочница, способная менять цвет (Планшет для Sand-art и цветотерапии).

Известные релаксационные свойства песка, способного снимать внутреннее напряжение, усиливаются за счет подключения цвета – мощнейшего подсознательного источника ассоциаций. Всемирно известный автор науки о цветовых выборах М. Люшер называет цвет «визуализированным языком чувств», способным раскрыть подсознательные побуждения и мотивы на языке цветовых символов (2). Основные терапевтические манипуляции, реализуемые в цветовой песочнице – рисование песком —  один из самых популярных методов арт-терапии, способствующий высвобождению подсознательной энергии через индивидуальные образы, позволяет отражать сильные эмоциональные состояния.

А также занятия с этой песочницей способствуют развитию мелкой моторики и образного мышления. Окруженный волнами цвета, человек как будто попадает в сказку, где является главным сказочным персонажем, руки сами тянутся к песку, способному реализовать любую фантазию в форме рисунка и также легко ее разрушить, ведь в песочной терапии, как и в сказке – герой всесилен.

Также необходимо остановиться на терапевтических свойствах песка. Ассоциативно связанный с вечностью, он вызывает у человека удивительные ощущения, песочные картины легко строятся, легко рушатся, песок равняется, на смену одним зарисовкам приходят другие, старое уступает место новому. Человек, являясь автором песочных картин, получает чудесный психотерапевтический опыт изменений, который может успешно перенести в свою жизнь.

Использование разного песка также определяется основными задачами занятия. Обычно для песочной терапии используется очищенный прокаленный песок, который необходимо время от времени менять.

Сегодня становится все более популярным «живой песок». Разработанный в Швеции кинетический песок имеет целый ряд особенностей, сделавших его популярным во всем мире. Песок имеет уникальный состав, благодаря чему по ощущениям напоминает мокрый песок, но при этом не пачкается, не сыплется, а «течет сквозь пальцы» и прекрасно сохраняет заданную ему форму. Удивительно красивые песочные картины, которые получаются из этого материала, стимулируют фантазию и заставляют автора почувствовать себя настоящим художником. Приятный на ощупь, легкий и вязкий, песок сочетает в себе свойства сразу многих терапевтических материалов, которые обычно используются для упражнений релаксации и развития мелкой моторики: глины, теста, пластилина. Песок может принимать участие во всех видах детских развивающих и коррекционных занятий, воздействуя на ребенка комплексно, он способствует развитию пространственного мышления и воображения, обеспечивает синхронизацию работы рук, развивает тактильную чувствительность и способствует  концентрации внимания. Занятия с таким песком будут очень эффективны для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ), для детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития,  для детей, имеющих травматический опыт. Песок нетоксичен, не вызывает аллергии, сохраняет свои свойства до 5 лет. Однако, как показывает практика, релаксационные свойства кинетического песка находят отклик и у взрослой аудитории.

Погружая руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Отступает тревога, пропадают симптомы хронического стресса, повышается настроение и уверенность в себе. Живой песок способствует внутреннему расслаблению и активизации творческого начала.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010.
  2. Люшер М. Сигналы личности. – Воронеж, 1993.

Ананьева Е.А. — аспирант кафедры специальной психологии СПбГУ, руководитель научно-методического отдела ООО «Иматон» Профессиональный психологический инструментарий».

Методика песочной терапии для детей и подростков

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний мир соединяются вместе».
К.Г. Юнг

«Нередко руки сами знают, как решить головоломку,
которую напрасно пытался решить интеллект»
К.Г. Юнг

Песочная терапия (Sand-Play) — это психотерапевтическая методика, основанная на понимании Личности человека с точки зрения глубинной психологии. Кроме того, это так же метод невербальной творческой коммуникации, реализуемой в пространстве терапии. Для ребёнка это привлекательная и уникальная возможность общения, когда можно свободно выражать свои чувства и мысли, не прибегая к помощи слов.

От других форм арт-терапии Sand-Play отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Метод вначале был разработан для работы с детьми, но в дальнейшем его стали использовать и в работе со взрослыми. Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К.Г.Юнга и созданные им принципы аналитической психологии.

В отличие от З. Фрейда, К.Г. Юнг ценил не только рациональный способ мышления, но и иррациональный, символический. Первый тип он считал логическим компонентом мышления, который помогает индивидууму приспособиться к внешней среде и действовать в рамках причинно-следственных связей. Второй тип, он считал спонтанным компонентом мышления, который реализуется без усилий и способствует созданию фантазий в форме образов и символов. Юнг считал, что использование символов отражает стремление психики к развитию, а в случае психологической травмы — к самоисцелению.

Приобретенная за многие годы привычка думать ТОЛЬКО логически отдаляет взрослого человека от мира символов. Поэтому сказка для ребенка, так же как сны для взрослого, является мостом между сознанием и бессознательным, который помогает понять себя и развивать свое Я — свою осознанную часть в гармонии с неосознанной.

Что происходит на сеансе песочной терапии:

Песочная терапия — это уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи пространства Юнгианской песочницы, в котором с помощью различных по размеру и назначению предметов и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях с терапевтом, появляется проекция своего внутреннего, бессознательного Мира.

Песочная игра дает возможность выразить то, что трудно объяснить словами, коснуться таких слоев своей души, к которым нельзя обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от обыденного мышления.

В начале часа ребенок видит песочницу в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. В центре кабинета на уровне стола устанавливается лоток с песком, который соответствует полю зрения ребенка или взрослого, стоящего перед лотком. Лоток заполнен промытым, качественным песком, для того, чтобы можно было углубляться в песок или выстраивать песочные фигуры вверх до необходимой высоты. Основание лотка окрашено голубым цветом, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка.

Кроме того, в комнате для терапии есть самые разнообразные предметы и материалы (фигурки людей, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, мостов, автомобилей, вагонов, а так же камни, древесина, кусочки металла и тд., и т.п.).

Что действительно важно — не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи. Также важно — иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой », необычный и «иностранный» мир в душе.

Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает. Все, что происходит в песочнице — свободный выбор ребенка. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку.

Терапевт сопровождает процесс «Творения Мира», анализирует и комментирует, задаёт вопросы. По завершении каждого сеанса, терапевтом делается либо эскиз, либо серия фотоснимков «песочных миров», которые необходимы как для дальнейшей интерпретации символических аспектов проявлений души их аналитиком, так и для совместного их просмотра, обсуждения с ребёнком и/или взрослым по завершении первичного курса, состоящего из 3-5 сеансов.

Песочница может стать небольшой «жизненной лабораторией», в которой есть свои ограничения и свободы, а также личная ответственность создателя. Перемены в отношении к самому себе не всегда сразу заметны, но они имеют качественное измерение, а значит, останутся и будут влиять на всю его будущую жизнь.

Сессия песочной терапии длится от 25 до 50 минут, один или два раза в неделю. Обычно для улучшения состояния бывает достаточно 10-15 сессий индивидуальной песочной терапии, но это всегда очень индивидуально Допустимо делать перерыв в работе.

Почему именно песок выбран в качестве материала?

«Песок — это важный элемент почвы.
Песок — мелкий, сыпучий, искрящийся, подвижный, зыбкий, надежный, неповторимый, тяжелый , золотой…
Песок — это объект и инструмент, миллионы лет совершенствующийся и обрабатывающий сам себя.
Песок — это динамический концентрат времени.
Песок — это вечно меняющаяся картина мира…»

(Современная петербургская художница Ирина Быкова, работающая в технике песочных картин)

Цены

УслугаДлительностьСтоимость
Индивидуальная консультация психолога55 мин4 000 ₽

Терапия с песочными лотками

Терапия с песочными лотками — это форма экспрессивной терапии, которую иногда называют песочной терапией (хотя у песочной игры есть другой подход) или Мировой техникой. Его разработали Маргарет Ловенфельд, Дора Калфф, Геста Хардинг, Шарлотта Бюлер, Хедда Болгар, Лизолотт Фишер и Рут Бойер.

Этот вид терапии часто используется с детьми, но может применяться и к взрослым, и к подросткам. В то время как песочная терапия может применяться в парах и в группах, песочная терапия предназначена для отдельных лиц.

Терапия с песочными лотками позволяет человеку построить собственный микрокосм из миниатюрных игрушек и цветного песка. Созданная сцена действует как отражение собственной жизни человека и дает ему возможность разрешать конфликты, устранять препятствия и принимать себя.

Чем отличаются терапия песочными лотками и песочными играми?

Хотя и терапия с использованием песочных лотков, и песочная терапия включают использование песка в терапевтических целях в безопасной среде, подходы имеют тонкие, но существенные различия.Например, песочная терапия может включать в себя различные теоретические направления, тогда как песочная терапия основана на юнгианской психологии.

Терапия с песочными подносами подчеркивает, что человек, проходящий терапию, испытывает в данный момент, и терапевты активно участвуют в облегчении текущих переживаний осознания и роста. Поскольку пациенты, проходящие лечение, должны эмоционально открываться — делиться своими глубочайшими мыслями и чувствами по мере их возникновения, — терапевтические отношения в терапии с песочницей должны быть сильными, чтобы лечение было эффективным.В отличие от этого терапевты, занимающиеся песочными играми, сосредотачиваются на бессознательном и стремятся предоставить людям, проходящим терапию, свободное, защищенное пространство и возможность невербального общения. Таким образом, терапевты с песочными играми никоим образом не интерпретируют, не вмешиваются и не направляют человека во время терапии, а анализ проводится после сеанса терапии.

Хотя вербализация является важным аспектом каждого сеанса песочницы, песочная терапия может быть более эффективной для детей или для людей, которые не могут выразить себя вербально из-за перенесенной травмы.

Методы терапии с песочными лотками

Гуманистический подход — распространенная стратегия, применяемая в терапии песочными лотками. Клиницисты, использующие эту технику, полагаются исключительно на клиента, чтобы найти решение своих проблем, используя песок как инструмент для исцеления. Посредством творческого самовыражения человек, проходящий терапию, может проявлять в песке то, что он иначе не смог бы озвучить или адресовать в традиционной терапии. Терапевт относится к человеку как к целому и исцеленному, зная, что процесс терапии песочными лотками позволяет человеку найти ответы, которые уже находятся в нем.

Методы песочной терапии

Одной из наиболее распространенных техник, используемых в песочной терапии, является Мировая Техника. Этот невербальный подход предполагает использование миниатюр. Людей, проходящих терапию, побуждают использовать миниатюрные игрушки, фигурки и предметы на песке по своему усмотрению, в то время как терапевт наблюдает, а затем анализирует взаимодействие человека.

Человек, проходящий терапию, может добавлять воду в песок и помещать миниатюры в песочницу в любом порядке. При создании песочного поддона они руководствуются своим воображением и подсознанием.Результат — микрокосм их внутреннего мира. Мир внутри песочного лотка выражен через символизм и метафору и может даже не иметь непосредственного смысла для человека, создавшего его. Но с помощью терапевта человек, проходящий терапию, даже ребенок, может начать осознавать связь между творением на песке и своим собственным внутренним миром.

Песочная терапия для лечения травм, пренебрежения или жестокого обращения

Многие дети не могут выразить словами эмоциональные состояния, особенно перед лицом травмы, пренебрежения или жестокого обращения.Невербальный характер песочной терапии и привычная среда — песок — могут помочь детям обрести чувство комфорта и безопасности. С небольшими инструкциями терапевта ребенок может свободно играть и развивать свое собственное выражение ситуаций. Часто дети испытывают чувство самостоятельной игры и начинают делать предположения и изменять поведение без подсказок терапевта. Этот метод терапии может служить для детей ценным и мощным средством выхода и невероятно проницательным методом получения доступа к травматическим переживаниям.

Песочная терапия также очень полезна при лечении детей, подвергшихся сексуальному насилию. Эти дети часто хранят молчание, опасаясь причинения вреда или даже смерти. Когда они приходят на терапию, им часто угрожают и они находятся в очень тревожном состоянии. Расслабленная и интерактивная обстановка песочной терапии обеспечивает им исходную арену безопасности, которая может им понадобиться для перехода к исцелению.

Песочная терапия для взрослых

Хотя терапия с песочницей может показаться детской игрой, это очень терапевтическая и многомерная форма терапии, которая также может обеспечить эмоциональное высвобождение и реализацию для взрослых в терапии.Взрослые, которые были травмированы и демонстрируют ограниченную реакцию на другие формы терапии, могут хорошо отреагировать на терапию с песочницей. Окружающая среда представляет собой атмосферу, свободную от угроз, и терапевт работает с человеком в процессе терапии, чтобы изменить положение миниатюрных объектов как репрезентаций истинных людей и событий.

Терапия с песочными лотками для взрослых может помочь, начав способствовать изменениям на фиктивном уровне, и человек может обрести смелость и способность признать, что такие же изменения могут быть внесены в их собственную жизнь.Хотя процесс песочной игры включает в себя создание серии лотков и может длиться месяцами или годами, некоторые изменения могут произойти всего за один сеанс песочного лотка.

Тренинг по терапии с использованием песочных лотков

Терапевты с песочными лотками, также называемые фасилитаторами или свидетелями, выступают в качестве наставников для клиента или «строителей» во время экспериментов с песочными лотками. Свидетеля учат, как помочь строителю полностью погрузиться в мир, который они создают на песке. Строитель всегда остается в центре внимания процесса, а свидетель должен ободрять, поддерживать и направлять строителя, когда они изображают элементы своего внутреннего мира на песке.Через обучение свидетель может узнать, как интегрировать в терапию дополнительные выразительные стратегии, такие как музыка, рассказы, йога и медитация.

Специалисты в области психического здоровья не нуждаются в какой-либо специальной сертификации, чтобы проводить терапию с песочницей, если они имеют лицензию терапевта. Международная ассоциация песочной терапии в настоящее время предоставляет терапевтам сертификаты. Терапевты, получившие этот сертификат, затем называются сертифицированными на международном уровне терапевтами Sandtray (ICST).На сегодняшний день, однако, практикующим песочницам не требуется никакого признанного на национальном уровне обучения или сертификации.

Прежде чем человек сможет претендовать на звание терапевта с песочными играми, он должен получить сертификат Международного общества песочной терапии (ISST). Специалист в области психического здоровья может на законных основаниях рекламироваться как специалист по песочным играм после прохождения 120 часов обучения.

Ограничения терапии песочными лотками

Терапия с песочными лотками, как и другие терапевтические методы, может иметь ограничения.В некоторых сообществах или культурах этот метод может рассматриваться как трудоемкий, сбивающий с толку, разочаровывающий, навязчивый или слишком зависящий от клинического опыта терапевта. Взрослые могут сопротивляться этому визуально выразительному подходу, потому что считают, что им не хватает творческих способностей или достаточных художественных навыков для того, чтобы лечение было эффективным.

Кроме того, интерпретация изображений песка остается обсуждаемой темой в сообществе психиатров. Иногда интерпретация символов, фигур или целых сцен терапевтом и / или терапевтом может быть расплывчатой ​​или двусмысленной, причем такие интерпретации иногда способствуют игнорированию альтернативных объяснений.В то время как использование песочной терапии основано на теоретической поддержке и значительных клинических данных, было проведено относительно мало исследований, чтобы обеспечить конкретную научную валидацию этого подхода.

История песочной терапии

Британский педиатр Маргарет Лоуэнфельд считается первым человеком, который применил песочницу в качестве терапевтического метода. После развития интереса к психодинамической психологии в 1921 году Ловенфельд начал заниматься детской психотерапией в 1928 году.

Ловенфельд утверждала, что ее идея использования песочных лотков в терапии была вдохновлена ​​книгой «Напольные игры», написанной в 1911 году Гербертом Уэллсом. В книге Уэллс описывает различные веселые игры, в которые он и его сыновья играли на полу, и поощряет игру как средство личного развития как для детей, так и для родителей.

После основания Института детской психологии в Лондоне в начале 1930-х годов Ловенфельд ввел в детскую игровую комнату два цинковых подноса; первый был наполовину заполнен песком, второй содержал воду и различные предметы, используемые для формования или формования песка.В непосредственной близости от подносов хранилась «чудо-шкатулка», наполненная маленькими игрушками, бумагой, кусочками металла и прочими разноцветными безделушками. Ловенфельд сообщил, что со временем дети, проходящие лечение, стали называть чудо-ящик «миром» и вскоре они создали трехмерные сцены, комбинируя элементы из ящика с песком в лотке. Она считала, что этот подход, который она назвала мировой техникой, может служить средством общения между создателем сцены и наблюдателем, давая возможность наблюдателю заглянуть во внутренний мир строителя.

После того, как Дора Калфф познакомилась с мировой техникой на международной конференции в 1956 году, она приехала в Лондон, чтобы учиться у Ловенфельда. Калфф в конечном итоге объединил технику мира Ловенфельда с восточной философией, системной моделью Неймана и теорией индивидуации Карла Юнга. С разрешения Ловенфельда Калфф назвал свой подход песочной игрой и обучил многих практикующих по всему миру новой технике.

Если вы или ваш ребенок боретесь с эмоциональными последствиями травмы, жестокого обращения или пренебрежения и ищете выход для исцеления, терапия с песочницей может оказаться полезной.Найдите терапевта, который может помочь сегодня.

Эта страница содержит как минимум одну партнерскую ссылку для программы Amazon Services LLC Associates, что означает, что GoodTherapy.org получает финансовую компенсацию, если вы совершаете покупку, используя ссылку Amazon.

Каталожные номера:

  1. Каннингем, Л. (нет данных). Введение в песочную терапию. Тренировки Sandplay по всему миру. Получено с https://www.sandplaytrainingworldwide.com/weekend-sandplay-trainings
  2. .
  3. Дейл, М.А., и Лиддон, У. Дж. (2000). Sandplay: конструктивистская стратегия оценки и изменений. Журнал конструктивистской психологии, 13 (2), 135-154. DOI: 10.1080 / 107205300265928
  4. ДеДоменико, Г.С. (нет данных). Что такое песочная терапия? Получено с https://www.playbuildgrow.com/more-information/detailed-description-sandtray-therapy
  5. .
  6. Часто задаваемые вопросы. (нет данных). Международная ассоциация песочной терапии. Получено с https://sandtraytherapy.org/faq
  7. .
  8. Фридман, Х.С., & Митчелл Р. Р. (1994). Sandplay: прошлое, настоящее и будущее . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.
  9. Линцмайер, К. Д., & Халпенни, Э. А. (1 февраля 2013 г.). «Было весело»: оценка картинок в песочнице, инновационный визуально выразительный метод исследования детских впечатлений от природы. Международный журнал качественных методов, 12 (1), 310-337. DOI: 10.1177 / 160940691301200115
  10. Санганджанаванич, В. Ф. и Магнусон, С. (23 декабря 2011 г.).Использование подносов с песком и миниатюрных фигурок для облегчения принятия решения о карьере. The Career Development Quarterly, 59 (3), 264-273. DOI: 10.1002 / j.2161-0045.2011.tb00068.x
  11. Мировая техника. (нет данных). Доктор Маргарет Лоуэнфельд Траст. Получено с http://lowenfeld.org/the-world-technique
  12. .

Краткое введение в юнгианскую песочную терапию — Общество К. Г. Юнга Сарасоты


Карен Хартфилд

Дора Калфф, швейцарский юнгианский аналитик, разработала юнгианскую терапию песочными играми в середине 1900-х годов вокруг трех определяющих влияний на ее жизнь.Как одна из учениц Юнга, она приняла юнгианские теории психологии и силу бессознательного в своей собственной практике. Она также адаптировала и расширила то, что узнала из обширной работы современного детского терапевта Маргарет Ловенфельд с детьми и играми. Наконец, Калфф познакомилась с буддийской мыслью, когда она поселила буддийских монахов, бежавших из своей родной страны по политическим причинам. Песочная терапия сочетает в себе эти влияния в признании глубокой мудрости и важности психики, концепций присутствия и создании священного пространства для исцеления.

Юнгианская песочная терапия использует два лотка с песком (один сухой, другой влажный) и различные миниатюры, которые можно поместить в лотки для создания трехмерной сцены или изображения. Допуская этот простой акт воображения и творчества, лотки предоставляют средства выражения и обработки переживаний и чувств, которые обходят мышление, аналитический мозг и получают доступ к бессознательному. Это может выявить то, что иначе не видно. Согласно Юнгу, символ — это язык психики.Предоставляя психике безопасную возможность выразить себя через символы, исцеление может происходить не от интерпретации «завершенного» образа, а от выражения самого образа.

Юнг писал: «Часто руки умеют разгадывать загадку, с которой разум тщетно боролся».

Наши мысли часто кружатся; использование другой, более интуитивной формы выражения может разорвать круговорот и создать новое и более глубокое понимание.

Каждый аспект песочной терапии важен. Поднос предлагает безопасное, ограниченное пространство, в котором можно обрабатывать и исследовать. Песок обеспечивает внутреннее заземляющее средство связи. (Сам Юнг испытал мощные целебные свойства игры и работы в песке). Миниатюры — это символы, которые передают множество уровней сознательных и бессознательных мыслей и переживаний. А терапевт с песочными играми является свидетелем, который держит защищенное пространство, в котором может происходить этот священный и часто сверхъестественный процесс.

Песочная терапия как личный процесс

Песочная терапия полезна как для взрослых, так и для детей. Его можно использовать в сочетании с другими формами терапии и способствует процессу самопознания и исцеления.

Однако песочная терапия предназначена не только для тех, кто занимается конкретными проблемами. Те, кто ищет более глубокое понимание самих себя и желание жить более сознательно, также могут выбрать исследование себя через процесс песочной терапии.

«В песочной терапии через свободное и защищенное пространство человек может проникнуть в глубины личности и познать Самость. На этом основании проявляются более естественные уравновешенные отношения между эго и Самостью. Когда это происходит, у человека появляется возможность жить более сознательной и аутентичной жизнью », — утверждает Sandplay Therapists of America, некоммерческая организация, которая продвигает образование, обучение и исследования в области песочной терапии.

Разрешение выражения посредством использования символов в безопасном и защищенном пространстве затрагивает личные подземные связи, которые простираются вперед и назад, и во многие слои психики, изменяя внутреннее состояние человека и его восприятие мира в тонком виде. и глубокие пути.

Карен Хартфилд является лицензированным консультантом по психическому здоровью и практиком Sandplay Therapists of America. Она является региональным представителем STA во Флориде. Она продолжает расширять свое изучение и вовлечение в эту модальность; в 2018 году она также прошла недельный тренинг в Международном институте песочной терапии на Мальте.Ее практика «Консультации бесстрашного сердца» находится в Венеции. Для получения дополнительной информации посетите сайт Fearlessheartcounseling.com или позвоните по телефону 941.301.7490.

Что такое песочная терапия и как она работает?

Терапия песочными лотками — это форма психотерапии. Людям предлагается создавать трехмерные изображения в песочных лотках с использованием миниатюрных предметов или фигурок в присутствии обученного терапевта. Это выразительный, невербальный, творческий подход, который можно использовать с людьми любого возраста.

Рисунки из подноса с песком могут отображать многие аспекты, такие как люди, идеи, ситуации, чувства, и облегчают самовыражение и размышления. Картины из песка также могут отображать «внутренний мир» клиента. Люди могут лучше осознавать свое бессознательное и любые текущие трудности или трудности в своей жизни.

Ранее неизвестные мысли и чувства могут возникать и становиться видимыми благодаря применяемому образному и символическому подходу, который может сделать сеанс очень глубоким и мощным.

Мы говорим с нашим интегративным консультантом Элейн , которая использует терапию песочными лотками с некоторыми из своих клиентов.

Что такое песочная терапия и как она работает?

Терапия с песочницей — это невербальный, выразительный подход, который можно использовать с детьми, подростками и взрослыми. Она возникла из «Мировой техники» Маргарет Лоуэнфельд, в которой миниатюрные предметы и песок использовались вместе как форма общения. В лотке с песком обычно используются различные терапевтические подходы и техники.

Используемые материалы: лоток для песка (часто с синей внутренней частью), вода и набор миниатюрных предметов, которые могут включать:

  • Фигуры человека и фантазии
  • Животные
  • Растительность
  • Здания
  • Природа
  • Транспортные средства
  • Ограды и указатели
  • Духовные объекты
  • Ландшафтные объекты
  • Предметы домашнего обихода

Что происходит во время сеанса?

Если кто-то раньше не пользовался песочницей, я объясню, что это такое и почему я думаю, что это может быть полезно.Тогда это выбор человека, хотят он попробовать или нет.

Для начала я обычно рекомендую человеку положить руки в песок и нарисовать. Я предлагаю им построить картину в песочнице, используя столько миниатюрных предметов, сколько они захотят. Нет правильного или неправильного, поскольку они отражают свой внутренний или внешний мир (или и то, и другое).

Когда человек закончил рисовать свой поднос с песком, мы вместе исследуем готовый поднос. Я спрошу, хотят ли они внести какие-либо изменения, которые они могут или не хотят делать.

Что вы обсуждаете, исследуя лоток с песком?

Разговор и задаваемые вопросы могут варьироваться в зависимости от того, как работает консультант. Общие вопросы или замечания могут быть такими:

  • Если у них есть название для их песочного лотка, и как бы они его назвали?
  • Есть ли их изображения на миниатюрах?
  • Названия других фигурок в песочнице. Некоторые могут представлять членов семьи, друзей или клиента. Или миниатюры могут быть отражением внутреннего мира клиента или представлять различные аспекты личности клиента
  • Я обращаю внимание на то, где расположены фигуры и на что они могут смотреть.Некоторые фигуры отводят взгляд от происходящего? Отражает ли это что-то, что происходит или происходит в их внешнем мире?
  • Любая полярность, которую я заметил в лотке с песком — где есть безопасность и где есть опасность

Мы могли бы подумать в конце сеанса или на будущих сеансах о том, что появилось на их картинке с песочницей.

Кому будет полезна терапия песочными лотками и чем она поможет?

Терапия с песочницей может быть полезной для людей любого возраста, однако она может быть особенно полезной для детей с проблемами развития, людей с социальными проблемами или проблемами в отношениях, людей, чей родной язык не английский, и людей, которые используют вербализацию в качестве защиты.

Терапия с песочными лотками создает безопасную среду и позволяет людям выражать эмоциональные проблемы, которые им трудно выразить словами. Например, человеку, который пережил травмирующее событие, может быть проще сообщить о своей травме с помощью предметов, чем объяснить травму вербально.

Люди думают не только словами, мы думаем образами. Части бессознательного часто проецируются на предметы, используемые в лотке с песком, приводя бессознательное к сознательному осознанию.

Эти размышления дают возможность обрести самосознание, разрешить конфликты и бросить вызов любым препятствиям.

Если вас интересует терапия песочными лотками, напишите [email protected]

Не совсем готовы начать консультирование?

Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе последних советов, новостей и предложений по благополучию.

Преимущества терапии с использованием песочных лотков — предварительное консультирование Среднего юга

Одна из инновационных форм терапии, предоставляемая Forward Counseling, известна как терапия в песчаных лотках.Подарив клиенту небольшой поднос с песком и множество фигурок, терапевт может расслабиться и наблюдать за тем, что клиент хочет создать. Хотя изначально этот вид терапии, возможно, предполагался несовершеннолетним, на самом деле он дает много преимуществ.

Во-первых, это дает возможность общаться, когда вербализация становится слишком сложной. Часто клиенты оказываются еще не готовы обсуждать то, что может происходить, и в этом случае песочные лотки служат средством, с помощью которого терапевт сообщает терапевту, какие слова еще не готовы сказать.

Вопреки тому, как может показаться, песочная терапия применяется не только для детей. Это все еще оказывается терапевтическим процессом для подростков и взрослых, позволяя терапевту работать с клиентом, чтобы обнаружить символизм и потенциальные метафоры, стоящие за положением фигурок на песке.

Еще одним полезным аспектом терапии является кинестетическое качество самого песка. Простое ощущение гладкой текстуры и возможность поиграть с ней может успокоить клиента.

Устранение слов и сосредоточение внимания на фигурках позволяет терапевтически дистанцироваться между клиентом и его или ее текущими проблемами. Это создает безопасное пространство для возможного повторного переживания этой травмы, а также обеспечивает соблюдение естественных границ, таких как периметр песчаного поддона. Эти границы важны, потому что, хотя терапия позволяет клиенту чувствовать все под контролем, она также необходима для обеспечения безопасности.

Наконец, важно отметить, что терапия с песочными лотками чрезвычайно ориентирована на клиента.Терапевтический элемент в этом в основном исходит из процесса создания самой сцены, а не слушания ее интерпретации терапевтом. Что наиболее важно, так это интерпретация клиента. Доказано, что терапия с использованием песочных лотков помогает клиентам говорить более открыто и противостоять своим прошлым травмам и текущим проблемам. Он не только учит ободряющим навыкам справляться с трудностями, но и предоставляет необходимое безопасное пространство для изучения того, что на самом деле происходит. Делая снимки начальных сцен, созданных на песке, терапевты могут отслеживать прогресс клиента, сравнивая фотографии с более свежими ванночками для песка.Например, изначально клиент мог закопать фигуру в песок или разделить определенные фигуры. В последующие месяцы тот же клиент может снова собрать все цифры. Это значительные изменения, представляющие гораздо больше, чем несколько дюймов пространства в песочнице. Терапия песочными лотками полезна для людей всех возрастов как эффективный альтернативный способ общения. Если это похоже на то, что может сработать для вас или кого-то из ваших знакомых, не стесняйтесь назначить встречу с нами.

Ресурсы : hehelpsychgazette.com (изображение)

Интегративная игровая терапия Афины А. Дрюс, Сью К. Браттон и Чарльза Э. Шефера (текст)

Профессиональные консультанты и клиницисты

Игра в песок: что такое песочная терапия и чем она может помочь?

Мишель Р. Клее, доктор философии

Будь то на пляже у озера или в песочнице на заднем дворе, большинство из нас, как дети, имеют опыт игры в песок.Многие люди, вероятно, не знают, что «игры» в песок также могут использоваться как метод консультирования для людей всех возрастов.

Что такое песочная терапия?

Терапия с песочницей — это метод, который можно использовать для облегчения исцеления взрослых, подростков и детей, позволяя им выражать свои мысли и чувства, когда одних слов недостаточно. В дополнение к своему терапевтическому применению песочница может быть инструментом для личностного роста и развития творческих способностей.

Кабинет терапевта оборудован лотком для песка особых размеров с синим интерьером, водой и большой коллекцией миниатюр, в том числе человеческих фигур, фантастических и фольклорных фигур, животных, зданий, объектов природы, транспортных средств и т. Д. Миниатюры представляют все элементы жизни — хорошее, плохое, красивое, уродливое, утешающее, пугающее, счастливое и печальное. Терапевт, специально обученный использованию лотка с песком, обеспечивает приемлемую среду, в которой клиенту предлагается создать мир в лотке с помощью песка и миниатюр.

Хотя некоторые из людей, с которыми я работал, выражают озабоченность по поводу того, что они недостаточно креативны, чтобы использовать технику песочных лотков, творчество не является требованием. Нет правильного или неправильного способа построить мир на песке. Некоторые люди используют только песок или песок и воду, хотя большинство используют миниатюрные объекты при создании своих миров. После того, как клиент закончил строительство, он или она рассказывает терапевту о мире, иногда придумывая историю о нем. Затем вместе клиент и терапевт обсуждают то, каким образом пережитое на песке связано с жизнью клиента.

Как работает песочная терапия?

Люди думают не только словами, но и образами. Использование песка и миниатюр активирует этот невербальный образ мышления, позволяя клиенту выражать образы, эмоции, восприятия и конфликты, о которых он может быть не в состоянии говорить. С новыми решениями эмоциональной борьбы можно экспериментировать с помощью «игры».

Смысл работы в песочнице раскрывается, когда клиент делится миром с терапевтом.С помощью лотка с песком эмоциональные проблемы, которые раньше не осознавались или о которых нельзя было говорить, становятся осознанными, чтобы их можно было понять и разрешить. Повышенную способность к самовыражению, самосознанию и общению можно развить с помощью подноса с песком.

Кому может быть полезна терапия с использованием песочных лотков?

Использование песочницы очень эффективно для детей, которые еще не достаточно зрелы, чтобы выражать сложные мысли и чувства.Большинство детей очень охотно пользуются песочницей.

Тем не менее, песочная терапия также является мощным терапевтическим инструментом для подростков и взрослых, с которыми ее можно использовать вместе с вербальной терапией. Работа в лотке с песком позволяет клиентам переходить на более глубокий уровень быстрее, чем если бы они полагались только на слова. Можно сравнить мир, созданный в песочнице, с сном наяву.

В своей клинической работе я обнаружил, что терапия с песочницей особенно полезна для взрослых и подростков, когда они «застревают» в вербальной терапии.Использование песка и миниатюр может открыть путь к чувствам, которых мы не могли достичь с помощью одного разговора. Для людей, которые склонны слишком полагаться на свой интеллект в ущерб своим эмоциям, борются с перфекционизмом, имеют в прошлом травмы или потери или имеют нерешенные семейные проблемы, использование песочницы может быть особенно эффективным. Терапию песочными лотками можно также использовать при консультировании семей или пар.

наверх

О Sandplay | Обучение песочнице с Барбарой Тернер, PhD

Метод песочных игр — это метод игровой терапии, при котором ребенок или взрослый клиент делает все, что он или она хочет построить, с широким ассортиментом миниатюрных фигурок в лотке с песком в присутствии обученного профессионала.Обычно это делается в тишине. Нет никаких суждений или комментариев со стороны терапевта.

Миниатюрные фигурки или коллекция включают в себя изображения всех сторон жизни и фантазии. Кроме того, существуют строительные материалы, позволяющие при необходимости создавать уникальные предметы.

Это «внутренний мир» или психика клиента выбирает фигуры и раскладывает их в лотке с песком. Таким образом, менее сознательные части нас становятся видимыми и совместно используются в безопасной обстановке.Это включает в себя наши конфликты, средства правовой защиты и возможности. Работа с песочными играми во многом похожа на работу с образами снов. Однако есть существенные отличия.

Песочные игры трехмерны и конкретны, поэтому образы не «блекнут», как в снах и некоторых других формах игровой терапии. Поскольку сцена в песочнице имеет конкретную форму, клиент становится более осведомленным о том, что стоит на пути его или ее дальнейшего роста и личного развития.Он стоит прямо перед нами в лотке с песком. На предсознательном уровне мы также осознаем свои сильные стороны и дары, потому что они одинаково заметны в песочной игре. Эти изменения, которые происходят в пьесе, позже становятся частью сознательной личности.

Терапевт делает безопасным внутреннее исследование Sandplay, уважительно понимая процесс, когда клиент проходит через глубокие проблемы и открывает новые способы существования в мире. Глубина работы, проделанной в Sandplay, была бы слишком опасной, чтобы за нее можно было взяться в одиночку.Присутствие квалифицированного терапевта закрепляет работу в реальности. Без этого клиент легко может попасть на опасную психологическую территорию.

Почему мы не интерпретируем в песочной терапии

В The Red Book Карл Юнг завершил свое исследование процесса психологического роста и развития, индивидуации, как он это называл, признанием того, что в основе психических изменений лежит ИЗОБРАЖЕНИЕ. Сам психический образ инициирует и влияет на человеческие изменения.Это вообще не познавательный процесс. Юнг ясно видел, что только вызывая и удерживая спонтанные образы, возникающие интрапсихически, человеческое существо подвергается психологической трансформации.

Это то, что происходит в Sandplay. Метод Sandplay намеренно создает пространство для проявления этих изображений. В Jungian Sandplay мы не говорим о них, но позволяем им автономно воздействовать на психику. Фактически, разговоры о возникающих образах на самом деле мешают процессу роста и развития человека.

Терапевт и клиент взаимно переживают мощные символические образы, которые двигают и изменяют психику клиента. Совместное переживание изображений в Sandplay инициирует изменения в нейробиологическом составе клиента, которые приводят к его или ее исцелению и трансформации. Способность терапевта понимать образы и оставаться на связи с ощущаемым переживанием процесса клиентом усиливает работу и переупорядочивает очень глубокие проблемы, которые не затрагиваются словами и анализом.

Решающее значение в этом процессе имеет тот факт, что сохранение сосредоточенности на изображении позволяет терапевту не терять равновесия во внутренней работе клиента. Терапевт — союзник, надежный партнер на пути клиента. Этот союз резко контрастирует с другими формами терапии, а также с некоторыми методами работы на песке, которые зависят от переноса клиента или отыгрыша его или ее проблем против терапевта.

Хотя изображения Sandplay не обсуждаются с клиентом во время изготовления лотков для песка, жизненно важный аспект эффективности Sandplay зависит от способности терапевта понимать и удерживать то, что делает клиент.Терапевт Sandplay должен быть хорошо развитым, сосредоточенным и стабильным человеком, который в полной мере способен сопровождать путешествие клиента через все аспекты его или ее внутреннего мира. В дополнение к этому, терапевт с песочными играми должен иметь обширное понимание процессов психических изменений, мифов, символов и сказок, поскольку это слова и язык психики. Символы и мифы — это естественный язык предсознательного умственного функционирования и родная сфера играющих детей. Однако, в отличие от других форм терапевтической игры, этот внутренний язык становится видимым в общем контексте Sandplay.

На первый взгляд может показаться, что терапевт с песочными играми мало что делает или что с песочными играми очень легко работать. Нет ничего более далекого от правды! Терапевт Sandplay должен пройти серьезную подготовку, личную работу и постоянное обучение, чтобы практиковать эффективно. Мы должны знать, что есть много терапевтов, у которых есть подносы с песком и которые говорят, что они занимаются песочной игрой, но им не хватает необходимой подготовки и опыта. Всегда проверяйте, сертифицирован ли профессионал Ассоциацией песочной терапии и Ассоциацией игровой терапии.

Песчаные игры и терапия с песочными лотками

Люди часто спрашивают, в чем разница между юнгианской терапией песочными играми и другими видами использования песочных лотков, которые часто называют песочными лотками или терапией в песочных лотках . Юнгианская песочная игра — это аналитическая глубинная терапия, как мы обсуждали выше. Поднос и песок можно использовать по-разному. Например, некоторые терапевты рекомендуют клиенту создать сцену, воспроизводящую опыт или то, как он или она хотели бы, чтобы все было.Другие используют его в гештальт-работе, когда фигуры взаимодействуют друг с другом.

С точки зрения Юнга, эти методы имеют тенденцию заставлять материал осознать, минуя время, необходимое для неврологического развития, которое поддерживает и поддерживает новые способы существования и функционирования в мире, как мы видим в Sandplay.

При поиске терапевта, который работает в песочнице, обязательно спросите, какова их теоретическая ориентация в работе, где они получали обучение, проводят ли они постоянные консультации и зарегистрированы ли они в качестве терапевта с песочными играми Ассоциация песочной терапии или Международное общество песочной терапии.Эти организации усердно работают над подготовкой терапевтов к песочнице.

Для получения дополнительной информации о jungian Sandplay
см. The Handbook of Sandplay Therapy

Может ли песочная терапия изменить мозг, уменьшив тревогу? Пример использования нейровизуализации

Песочная терапия — это невербальный, мультисенсорный, психодинамический метод лечения для детей и взрослых. Песчаные игры, уходящие корнями в игровую терапию, теории К.Г. Юнга и восточные практики созерцания, приобретают все большую популярность во всем мире.Исследования показали, что песочные игры эффективны в снижении тревожности, о чем свидетельствуют оценочные шкалы, ориентированные на клинические симптомы.

Недавняя статья Марианы Фу, Лоррейн Фридл, Ририн Сани и Грейс Фонда в Международном журнале игровой терапии оценивает влияние песочной терапии на симптомы и изменения метаболитов мозга в таламусе у 23-летней пациентки. с общим тревожным расстройством (ГТР). Новым в этом исследовании является то, что оно исследует, связано ли улучшение клинических симптомов от использования песочной терапии также с нейрофизиологическими изменениями.

В этом индивидуальном исследовании рассматривается улучшение симптомов с использованием шкал Гамильтона по шкале тревожности и общей тревожности-7. Основываясь на предыдущих исследованиях, в которых использовалась нейровизуализация для изучения ГТР, авторы использовали протонную магнитно-резонансную спектроскопию для измерения метаболитов мозга, уделяя особое внимание соотношению N-ацетиласпартата и креатина — показателю того, насколько хорошо нейроны в головном мозге способны функционировать.

Наряду с терапевтическими отношениями, мультисенсорные аспекты песочной терапии являются важным и лежащим в основе механизмом изменения.Авторы выбрали таламус в качестве целевой области мозга в этом исследовании, потому что он играет важную роль в обработке сенсорной информации. Он также имеет взаимосвязи с миндалевидным телом и лимбической системой, которые, как известно, участвуют в ГТР.

Исследование началось с 45-дневного ожидания для установления исходного уровня. Затем 23-летний участник получил 18 одночасовых сеансов песочной терапии в течение 9 недель, проведенных квалифицированным терапевтом с песочными играми. Ее тревога не улучшилась в течение периода ожидания; однако после лечения песочной терапией ее симптомы по обеим шкалам тревоги упали с тяжелого до нормального уровня.Визуализация показала, что соотношение N-ацетиласпартата к креатину у участников как в правом, так и в левом таламусе было ниже нормального диапазона в течение исходного периода и увеличилось до нормального диапазона после лечения. Возможно, что песочные игры не только уменьшают клинические симптомы ГТР, но и способствуют здоровью и функционированию мозга, особенно в подкорковых системах.