Содержание

ФЕНОМЕНЫ КОНФОРМИЗМА И НОНКОНФОРМИЗМА В КОНТЕКСТЕ «КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)

Андрамонов Д.К.

Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

ФЕНОМЕНЫ КОНФОРМИЗМА И НОНКОНФОРМИЗМА В КОНТЕКСТЕ «КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Аннотация

В статье представлены различные концепции дихотомии конформизм/нонконформизм в теоретических построениях представителей франкфуртской социологической школы («критическая теория»). Конформизм и нонконформизм рассматриваются на уровне стратегии как две противоположные тенденции социального и политического поведения. Отображается эта противоположность в терминах идеологии (как концепции «ложного сознания»), власти и отчуждения.

Ключевые слова: конформизм, нонконформизм, массовое общество, критическая теория, идеология, отчуждение.

Andramonov D.K.

Samara Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining of Education Workers

PHENOMENA OF CONFORMISM AND NON-CONFORMISM UN THE CONTEXT OF «CRITICAL THEORY»

Abstract

Different conceptions of conformism/non-conformism dichotomy in theoretical constructs of Frankfurt Sociological School («critical theory») are presented in the following article. Conformism and non-conformism are considered on the level of the strategy as two opposite trends of social and political behavior. This opposition is reflected in ideology terms (as a conception of «false consciousness») and in terms of power and subtraction.

Keywords: conformism, non-conformism, mass society, critical theory, ideology, subtraction.

 

 «Критическая теория» представляет собой совокупность междисциплинарных подходов к анализу общества и культуры, общим моментом для которых является оценка негативных сторон социокультурной реальности в духе “диагноза современности”, и явная или неявная политическая ангажированность исследователя. Сам термин отсылает нас к деятельности основателей франкфуртской социологической школы Т. Адорно и М. Хоркхаймера. В контексте данной статьи под «критической теорией» мы будем понимать весь комплекс идей авторов, близких данному направлению мысли. Роль базовых социальных категорий, используемых в критической теории, играют массы, массовое общество и массовая культура

. Кроме того, франкфуртцы часто прибегают к марксистской терминологии: «отчуждение», «идеология», «ложное сознание», «эксплуатация» и т.д. Используя язык Маркса, «критическая теория» описывает уже далеко не марксистскую реальность, а современное постиндустриальное общество. Впрочем, доминирующей идеей франкфуртцев остается разоблачение идеологии капиталистического строя.

Феномен конформизма играет существенную роль в теоретических моделях критической теории. Франкфуртские социологи рассматривают конформизм как негативное явление и описывают его через термины «идеологии» и «отчуждения». С точки зрения Адорно и Хоркхаймера, к состоянию всеобщего отчуждения привели неконтролируемый рост производства ималоконтролируемые последствия технического прогресса, что порождает “самоотчуждение» индивидов, вынужденных и телесно и духовно формировать себя в соответствии с мерками технической аппаратуры».[1, С. 46]. Конформизм как поведенческая тактика является следствием этого вынужденного самоотчуждения. “К конформизму вынуждают конкретные условия труда в обществе, а не сознательные воздействия, способные лишь добавочно оглуплять угнетенных и отвращать их от истины”. [Там же С. 54] Адорно и Хоркхаймер осуществляют весьма категоричную критику буржуазной власти как тотализирующего все общество принципа – “Эта сила “тотального”, выступает одним из основных инструментов манипуляции и “производства сознания” [2, С. 210]. Заметим, что в их программном труде “Диалектики Просвещения» термин «нонконформизм» не фигурирует, но сама риторика, на наш взгляд, имеет нонконформистскую окраску.

Развивая идеи Адорно и Хоркхаймера, Герберт Маркузе прибегает к созданию концепта “одномерного общества”, по сути общества тоталитарного типа. Он отмечает, что уже к началу Первой мировой войны техническая рациональность играла все большую роль в социальных процессах. Именно стремление к унификации общественно-политического пространства породило тоталитаризм как общеевропейскую норму. Маркузе и Адорно видели тоталитарные тенденции не только в фашистском и коммунистических режимах, но и в западном либерально-демократическом обществе. Такой взгляд основан на специфическом понимании “тоталитарного”, которое “…здесь означает не только террористическое политическое координирование общества, но также не террористическое экономико-техническое координирование, осуществляемое за счет манипуляции потребностями посредством имущественных прав” [4, С. 4]. Расширяя объем понятия “тоталитарного”, Маркузе указывает, что “тоталитаризму способствует не только специфическая форма правительства или правящей партии, но также специфическая система производства и распределения, которая вполне может быть совместимой с «плюрализмом» партий, прессы, «соперничающих сил» и т. п.” [Там же]. Исходя из этого, условно можно выделить две обозначенные Маркузе формы тоталитарно-репрессивной организации: явную и неявную. Фашизм и коммунизм относятся к первой, в то время как либерально-демократический режим ко второй. В известной книге “Одномерный человек” (1964) под “одномерностью” Маркузе понимает конформизм как склонность каждого из членов современного общества некритически следовать за большинством Более того, либеральное общество, с точки зрения Маркузе, есть “общество без оппозиции”. Согласно его мнению, нонконформизм как форма социального поведения там практически невозможен в силу самого характера общества, в котором “сводится на нет” внутреннее измерение сознания за счет подавления его критических функций. [4, С. 8]. Тем не менее, Маркузе предполагает наличие таких общественных сил, которые могли бы изменить социальную ситуацию коренным образом. В “одномерном человеке” он высказывает две противоречащие друг другу гипотезы: “(1) что развитое индустриальное общество обладает способностью сдерживать качественные перемены в поддающемся предвидению будущем; (2) что существуют силы и тенденции, которые могут положить конец этому сдерживанию и взорвать общество”[9, С. XVIII]. То сеть, “общество без оппозиции” не является таким уж безнадежно конформистским.

Феномен конформизма занимает центральное место в творчестве еще одного представителя франкфуртской социологической школы и неофрейдизма – Э. Фромма. Будучи психоаналитиком, Э. Фромм обращает внимание на следующую тенденцию в психоаналитических практиках современного ему общества, которая «наглядно стала проявляться как в акцентировании внимания многих психоаналитиков на проблемах адаптации человека к существующим условиям жизни, так и в определении психического здоровья с точки зрения способности индивида адаптироваться к нормам и требованиям общества” [3, С. 9]. Фромм критикует классический психоанализ за эти адаптивные, в его интерпретации – конформистские задачи. Разумеется, критика нацелена в сторону общества, которое порождает болезненную зависимость личности от коллективного одобрения. С точки зрения Фромма, личность в такой ситуации подвергают сильному давлению, что не способствует развитию “желаемых качеств”. Фромм – наиболее яростный противник существующих общественных порядков, при этом в отличие от остальных мыслителей, чьи идеи мы отнесли к «критическому» дискурсу, Фромм убежден в возможности осуществления социальной альтернативы. Он, наблюдая “ложное сознание” западного общества, порочность системы усматривает прежде всего в идеологии, влиянию которой подвержена и наука: “Нетрудно понять, почему социальные науки никогда не ставили в центр своего внимания вопрос об оптимальных условиях, необходимых для развертывания личности. К сожалению, за редким исключением, обществоведы выступают как апологеты, а не как критики существующей социальной системы. Это связано с тем, что (в отличие от точных наук) результаты социальных исследований почти не имеют значения для функционирования общественной системы. Даже напротив, ошибочные результаты и поверхностные выводы часто бывают гораздо желательнее (для реализации идеологических задач), чем правда, которая всегда является своего рода «динамитом», угрозой существующему

status quo” [7, С. 236]. Конформизм Фромм-психолог рассматривает в качестве следствия поражения личности перед давлением общества, как один из психологических механизмов “бегства от свободы”, который в современном обществе стал основным способом воспроизводства социального. “Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным “я” и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием». [6, С. 182]. Негативные черты общества Фромм усматривал в экономической организации западных стран. Подобно Марксу он полагал, что капитализм в конечном итоге приводит к отчуждению не только в экономическом, но и в психосоциальном смысле. Социальную и индивидуальную альтернативу Фромм видел в необходимости развития в структуре личности таких качеств, как автономия и независимость. В итоге должен был получится нонконформистский (в смысле автономный) по отношению к status quo и гармоничный во всех отношениях человек, осознающий к тому же свои “истинные потребности”. Ориентация на обладание, характерная для капиталистического общества должна быть заменена ориентацией на бытие, о чем Фромм писал в книге “Иметь или быть?” (1976)[См. 8]. Похожие взгляды можно обнаружить в творчестве американского социолога Д. Рисмена. Он также указывает на высокую степень конформности и отчуждения в современном обществе, при этом, выделяя в качестве особого социального типа “автономную” личность, то есть личность, неподверженную массовой конформности. [5, С. 122].

Итак, дискурс феноменов конформизма/нонконформизма, который формирует «критическая теория» (назовем этот дискурс – критическим), во-первых, отличается от других социально-теоретических и социально-философских дискурсов более радикальной постановкой проблемы власти. Но отношения господства и подчинения в данном случае рассматриваются через понятия «идеология», «гегемония», «ложного сознание», «массовое общество».В этом контексте конформизм представляет собой следствие навязывания субъекту определенный тип ценностно-нормативных установок. Критический дискурс анализа явлений конформизма/нонконформизма в таком случае явно имеет «левую» политическую ангажированность и предстает в виде “диагноза современности”. Другими словами – здесь критика имеет конкретного референта в современных формах общественно-политической организации. Итак, мы можем констатировать наличие прямой аксиологической посылки, согласно которой практически любая современная форма социального порядка репрессивна, а, следовательно, практически любая форма противостояния ему служит делу эмансипации. Конформизм и нонконформизм в рамках критической теории рассматриваются в качестве двух разнонаправленных тенденций, разнонаправленность их имеет стратегический характер, но в отличие от привычной и традиционной точки зрения именно конформизм представляет собой иррациональный и социально-безответственный тип поведения. Следуя этой логике, нонконформизм оказывается таким типом социального поведения, основания которого связаны со свободой личности. Таким образом, нонконформизм в контексте критической теории несет в себе противоположную конформизму положительную аксиологическую посылку.

Литература

  1. Адорно. Т. Хоркхаймер. М. Диалектика Просвещения. М.: Медиум, 1997 – 312 с.
  2. Жукоцкая А.В. Феномен идеологии. Самара: 2009. 272 с.
  3. Лейбин В. Предисловие/ Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с. С.9
  4. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: “REFL-book”, 1994, 368 с.
  5. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Социс, 1993, № 3. С. 121 – 129
  6. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Аст: Астрель 2012, 284 с.
  7. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с.
  8. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис-пресс 2004, 384 с.
  9. Юдин А. Введение: Общество без оппозиции/ Маркузе Г. Одномерный человек М.: “REFL-book”, 1994, X – XXI c.

References

  1. Adorno. T. Horkhajmer. M. Dialektika Prosveshhenija. M.: Medium, 1997 – 312 s.
  2. Zhukockaja A.V. Fenomen ideologii. Samara: 2009. 272 s.
  3. Lejbin V. Predislovie/ Fromm Je. Gumanisticheskij psihoanaliz. SPb.: Piter, 2002, 544 s. S.9
  4. Markuze G. Odnomernyj chelovek. M.: “REFL-book”, 1994, 368 s.
  5. Rismen D. Nekotorye tipy haraktera i obshhestvo. // Socis, 1993, № 3. S. 121 – 129
  6. Fromm Je. Begstvo ot svobody. M.: Ast: Astrel’ 2012, 284 s.
  7. Fromm Je. Gumanisticheskij psihoanaliz. SPb.: Piter, 2002, 544 s.
  8. Fromm Je. Imet’ ili byt’? Radi ljubvi k zhizni. M.: Ajris-press 2004, 384 s.
  9. Judin A. Vvedenie: Obshhestvo bez oppozicii/ Markuze G. Odnomernyj chelovek M.: “REFL-book”, 1994, X – XXI c.

понятие, кто такой нонконформист и как ним стать, примеры нонконформизма.

Жизнь человека напрямую обуславливается существующими в обществе правилами и традициями. Дети-Маугли, выросшие вне социума, не обладают личностными характеристиками. Подстраивание индивида под общепринятые нормы поведения носит название конформизма. Что такое нонконформизм разберем подробно.

Понятие нонконформизм

Нонконформизм – это понятие прямо противоположное конформизму и означает выражение несогласия с общественным мнением, политическим строем, любыми нормами и правилами, господствующими в обществе. Это явление сопоставимо с такими понятиями как «нигилизм» и «негативизм», но не тождественно им.

Комфортное существование в заданных условиях вынуждает человека принимать те условия, которые в нем установлены: форма государственности, традиции, политическое устройство. Учитывая, что способность подстроиться под существующие у большинства взгляды, помогает удобно существовать и чувствовать себя в безопасности, ничего плохого в таком поведении нет.

Гибкость и лабильность часто считаются признаком умных людей: «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Конформисты не считают зазорным пренебрегать своими принципами, даже если речь идет лишь об удобстве, а не о сохранении жизни, к примеру.

Но у каждой личности есть и свои индивидуальные предпочтения и взгляды на жизнь. Когда они не схожи с общепринятыми, человек может либо смириться и подстроиться, либо начать борьбу с системой. Условно говоря, есть форма сосуда, в которую конформист с удовольствием вписывается, а его противоположность (нонконформист) никак входить не хочет, поскольку обладает собственной формой.

Нонконформизм означает не просто тихое недовольство, а открытый, выражаемый протест. Человек не только стремится отстоять свои права, но активно критикует власть, распространенные и поддерживаемые большинством предпочтения. Нонконформизм — это идеология меньшинства, оппозиции, революционеров.

Исследования показали, что бунтарями чаще являются:

  • Мужчины нежели женщины, которые генетически предрасположены к сохранению «очага» и мира в доме. Женский пол более приспосабливаем, гибок, может отречься от собственных потребностей и убеждений ради спокойствия.
  • В основном люди старше 25 лет. Молодежь, не имея собственного опыта общественной жизни склонна доверять мнению старших.

Это явление, служит изменению общественных установок и правил. Однако для сохранения стабильности общественных устоев нежелательно, чтобы процент нонконформистов находился на высоком уровне. Нонконформизм — это стремление жить в соответствии со своими желаниями и мнением, отстаивание своей позиции.

Кто такой нонконформист

Нонконформистом может стать любой человек или являться таковым на определенном отрезке жизни. Эта черта не зависит от пола, возраста, национальности, вероисповедания (за исключением тех особенностей, о которых мы сказали выше).

Всем нонконформистам присущи следующие черты:

  • Высокий уровень самооценки.
  • Способность не поддаваться влиянию окружающих.
  • Склонность к демонстрации (представлению) себя в противовес социуму.
  • Уверенность в собственных силах.
  • Внутренняя потребность выделиться.
  • Осознание уникальности своей личности.
  • Умение не обращать внимание на критику.
  • Амбициозность.
  • Стремление к проявлению «Я» во внешней среде.
  • Стойкость и сила духа.
  • Креативность.

Нонконформисты обычно очень сильные личности, готовые противостоять большинству, умеющие принимать удар. Человек с низкой самооценкой, сомневающийся, революционером не станет. Чтобы пройти без паранджи в ряде стран нужно иметь мужество.

Это люди, как правило, достаточно умные, с высоким уровнем интеллекта. Для того, чтобы противопоставить собственное мнение общепринятому, его нужно суметь сформировать и логично изложить.

Положительные и отрицательные стороны нонконформизма

Нонконформность выделяет человека, существующего по своим правилам, часто таких называют «белыми воронами». Если поведение нонконформиста не затрагивает права, свободы и интересы других людей, то он может быть полезен и даже приемлем обществом. В случаях, когда попираются общественные нормы, принятые большинством, появляются деструктивные и преступные признаки, проявления нонконформизма положительных результатов не несут.

Положительные стороны

  • Уменьшение в обществе предпосылок возникновения тоталитарных государств, различных сект с массовым вовлечением людей.
  • Развитие толерантности, терпимости к существующим в рамках общества меньшинствам любого толка.
  • Развитие культуры и науки за счет внедрения креативных идей и оригинальных мыслей.
  • Осуществление прогрессивных изменений в политике и общественном устройстве.

Отрицательные моменты

  • Сложность для человека адаптироваться в обществе, трудности в осуществлении коллективной деятельности.
  • Способствование разобщенности в социуме, ослабление способности группы противостоять «общему врагу» в кризисные периоды.
  • Внесение смуты, беспорядка в общественное устройство, тогда, когда для этого нет мощных объективных предпосылок.

В целом, если нонконформизм играет прогрессивную роль, направлен на созидание и изменение жизни к лучшему, то его положительное значение не оспоримо. Ситуации с крайними проявлениями данного явления бывают опасными.

Факторы, подталкивающие на развитие нонконформистских взглядов

Причинами, способствующими развитию у индивида нонкомформистских взглядов являются:

  1. Потребность в сохранении и преумножении своих уникальных качеств личности.

  2. Необходимость в опровержении доминирующих установок и правил.

  3. Нуждаемость в доказывании своей правоты.

  4. Самоутверждение.

Таким образом основными факторами, обуславливающими склонность личности к бунтарским взглядам являются ее психологические особенности, о которых мы уже говорили: уверенность в себе, широта взглядов, нежелание подчиняться большинству.

Свою роль играет и степень «закручивания гаек» в группе, где зарождается нонконформизм: чем сильнее и тоталитарнее структура, тем сильнее желание у человека ей противостоять.

Примеры нонконформизма

Ярким примером нонконформизма является андерграунд, как направление в искусстве. В эпоху застоя (СССР) широкое распространение получило альтернативное течение в живописи, объединившее художников в обособленные группы «Лианозовская группа» (О. Рабин, Л. Мастеркова, Н. Вечтомов,) и «Московский концептуализм» (И.Кабаков, А.Монастырский). Течение получило название «второй русский авангард».

Творчество художников было далеко от принципов живописи советского реализма. Произведения нонконформистов выставлялись подпольно, на так называемых «квартирниках». Живописцы, обладая нестандартным мышлением не хотели рисовать поля и коровок, выражая себя в абстракциях и кубизме.

Члены группы подвергались гонениям со стороны власти. Только в 1990-годы их произведения официально вошли в экспозиции крупнейших музеев страны.

Многие концептуальные открытия в науке произошли благодаря нонконформистам, в их числе: Галилео Галилей, Джордано Бруно, Альберт Эйнштейн. В основном, эти ученые подвергались жесточайшей критике и преследованиям. Как известно, Д. Бруно за свои идеи был признан еретиком и сожжен на костре. А ведь его учение заключалось в очевидных сегодня вещах: наличия множества солнц во вселенной и утверждение о ее бесконечности.

Как стать нонконформистом

Для того, чтобы стать нонконформистом следует придерживаться следующих жизненных правил:

  • Не следует обращать внимание на оценки и мнение окружающих, развивайте собственное мнение.
  • Не нужно принимать все, что видите и слышите, как данность. Размышляйте, анализируйте.
  • Не старайтесь всем угодить, поступайте согласно своим убеждениям.
  • Изучайте свои потребности и поступайте в соответствии с ними.
  • Не позволяйте людям нарушать личные границы, избавляйтесь от токсичных связей.
  • Не следуйте моде, навязанным стандартам красоты.
  • Повышайте самооценку, уверенность в себе.

При этом нужно помнить, что не стоит навязывать другим свои нонконформистские взгляды, относится к людям, с привычным мышлением, высокомерно. Отстаивая права на собственные убеждения, не отбирайте их у других.

Смотреть видео

Конформизм и нонконформизм

Феномен конформизма

Конформизм в сознательной деятельности отдельной личности и коллективном мышлении отражается посредством перемены поведения и формирования убеждений в качестве реакции на мнимые и реально существующие убеждения.

Конформизм может относиться, как к отдельной личности, так и к социальному коллективу. Такая взаимосвязь строится на основе системы взаимодействия индивида с иными представителями социальной группы. Она обеспечивает перенятие опыта членов группы, проведение обмена информационными ресурсами, являющимися важными и актуальными в текущем периоде общественного развития. При этом, происходит и воздействие социальной группы на мнение индивида. Он может подвергаться этому воздействию, принимая мнение группы, либо не подвергаться, отрицая его и, отстаивая свою точку зрения.

Согласие с мнением группы дает человеку определенные преимущества, а именно — он получает уважение и одобрение коллектива. Так, человек формирует для чувство защищенности и стабильности. Однако, конформизм может отражать страх индивида перед коллективом. Человек может попросту бояться, что его исключат из группы, поскольку он недостаточно квалифицирован в определенном направлении, уровень его профессионализма ниже, чем у остальных участников.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Конформизм также рассматривают, как подобострастное принятие индивидом сложившегося регламента, когда он не стремится отстаивать свою позицию.

Конформность развивается при следующих обстоятельствах:

  1. Конформистами становятся личности в возрасте до 25 лет. Это обусловлено процессом обучения и развития, накоплением опыта, стремлением познать себя и окружающих, перенять их черты и качества, а уже затем оформить свое видение той или иной ситуации, построить свою идеологию, отстаивать свою точку зрения и позицию. Таким образом, происходит переход конформиста на новую, более высокую, ступень – в статус нонконформиста;
  2. Конформное поведение присуще восприятию представительницам слабого пола, детям, особенно в раннем возрасте и подростковом периоде. Это объясняется их ролевым статусом, требующим подчинения, или обязательного следования определенному поведению, правилам, которые установлены более мудрыми и знающими людьми, являющимися взрослее и умнее. Это могут быть и коллеги по работе, друзья, родственники.

Нонконформизм: что это?

Часто, личность может не принимать мнения общества, а выстроить свою линию поведения, противоположную социуму. Тогда, она неизбежно обращает на себя внимание, развивает чувство неприязни и, даже, ненависти от других членов коллектива. Их недовольство и порицание является неизбежным. Такая личность переходит на новый уровень и именуется нонконформистом.

Нонконформистам присуще новаторство, инициативность. Они вносят новшества в общество или социальный коллектив и способствуют его развитию. Конформисты естественно не понимают и не одобряют подобное. Но, в случае, когда человеку удается занять лидирующие позиции в коллективе, то он значительно выигрывает, поскольку получает больше прав и свобод. Для этого он должен отличаться эрудированностью и информированностью по конкретной теме, проблеме, вопросу.

Нонконформисты вызывают у окружающих недоверие, объясняемое сложностью привыкания к новшествам. Инновационные идеи, порой, кажутся людям безумными и нереальными. Человек может быть высмеян. Однако, потом эти идеи кажутся не такими уж неадекватными, человек получает признание и уважение коллектива.

Замечание 2

В определенном значении нонконформизм можно рассматривать как негативизм, реализуемый в отношении порядков и норм. Но это не значит, что нонконформист является унылым и хмурым человеком. Он может быть достаточно позитивной личностью.

Ведущими параметрами нонконформиста выступают:

  • Дружелюбность;
  • Чуткость, сердечность;
  • Потребность в инновациях;
  • Потребность в занятии лидерского положения в коллективе.

Нонконформисты подвергаются притеснению со стороны конформистов, но если удастся найти к ним подход, то они медленно приходят к пониманию и осознанию важности и необходимости внедрения новшеств, их рациональности и актуальности. Однако, идеи нонконформистов могут носить и иной характер: предлагаться в противовес имеющимся направлениям развития. Тогда их очень сложно сделать признанными.

Нонконформистам присуще объединение в нестандартные группировки – неформальные субкультуры. Все они базируются на своей идеологии, принципах, имеют свои специфические черты. В неформальные группировки, чаще всего, вступают лица подросткового возраста, которые желают доказать всем свою правоту, независимость, значимость. Они убегают из-под родительской опеки, стремясь познать взрослую жизнь.

Нонконформисты являются такой же полноправной частью общества, что и конформисты. Они выдвигают новаторские идеи, новое рассмотрение старых проблем, нестандартные приемы для решения злободневных задач. Их идеи можно, как принять, так и не принимать. Это зависит от желания людей, составляющих социальный коллектив, в который входят нонконформисты.

Википедия выделяет наиболее популярных людей, чьи идеи изначально отрицались, а затем приобрели мировую известность и значимость – Марк Цукерберг, Павел Дуров, Билл Гейтс, Стив Джобс. Все они начинали с предложения идей, казавшихся на тот момент нереальными, но затем принятыми обществом, и стали знаменитыми.

Нонконформизм в психологии – что это простыми словами

Нонконформизм активно проявляется в подростковом возрасте, когда молодые люди стремятся показать свою индивидуальность. Отрицание общепринятых правил, постоянные противоречия взрослым, споры на любые темы – все это характерно именно для юных бунтарей.

Во взрослой жизни также есть место противоречивости, бунтарству, стремлению отличаться от «серой массы». Нонконформизм структурирует все это в психологии и других научных дисциплинах. Если вы давно заметили, что каждый раз противоречите принятым нормам, уверены в своей правоте и готовы бороться за свою правду, возможно, вы и есть настоящий нонконформист.

А теперь разберемся, что такое нонконформизм и как он проявляется.

Что такое нонконформизм

что такое нонконформизм

Нонконформизм – это сочетание бунтарства, активной жизненной позиции, стремления к индивидуализму. Индивид, к которому применимо это понятие, отрицает общепринятые правила и нормы, не подчиняется требованиям и старается иметь собственное мнение, противоречащее большинству.

Чаще всего такая особенность проявляется в виде подросткового нонконформизма, когда юные парни и девушки «восстают» против общества и, в первую очередь, своих родителей.

Говоря о том, что такое нонконформизм простыми словами, следует подчеркнуть важность несогласия в аспекте этого понятия. То есть индивид предпочитает не соглашаться, отрицать какие-то нормы и правила.

Нонконформизм и конформизм являются противоположными понятиями. Последнее означает ведомость, согласие с общими правилами, внушаемость и подчиняемость.

Психологические особенности

Нонконформисты обладают психологическими особенностями, свойственными именно этой категории людей. Они логичны и последовательны, поэтому их мнения подкреплены аргументами, а не фразами вроде «потому что».

Они упрямы, самостоятельны и самодостаточны. Сильные личности, которые обладают достаточным количеством ресурсов для постоянного сопротивления.

Причины

желание контролировать

Человек рождается с набором природных качеств, которые при желании или в силу жизненных обстоятельств могут корректироваться. Черты, характерные для нонконформистов, могут развиться в сознательном возрасте, а могут сопровождать человека с рождения.

Когда стремление выделяться и противопоставлять себя обществу – это приобретенные качества, их формирование обусловлено определенными причинами. Такими причинами могут быть:

  • скрытое или явное желание контролировать и доминировать;
  • чувство беспомощности, которое формирует желание стать сильным и уметь противостоять любым трудностям;
  • желание сохранить свою индивидуальность и сопротивление при необходимости «прогнуться» под кого-то;
  • отсутствие необходимости постоянно подтверждать свою правоту, так как уверенность в себе непоколебима.

Иными словами, старт нонконформистских убеждений в большинстве случаев берет свое начало из личностных качеств человека.

Признаки

завышенная самооценка

Достаточно яркий признак того, что человек является нонконформистом – это его самоуверенность в собственной правоте. При этом индивид может даже не знать такого понятия, но это не лишает его определенных качеств, например, следующих:

  • высокая, иногда завышенная самооценка;
  • невосприимчивость к внешним обстоятельствам;
  • демонстрация своего мнения, противоположного общепринятому;
  • стремление быть уникальным;
  • желание самоутвердиться;
  • стремление доминировать;
  • наличие собственного мнения на любой счет;
  • самостоятельность.

Нонконформизм рассматривается во многих дисциплинах, в том числе философии и психологии. Это обособленное течение, приверженцы которого стремятся выделяться из толпы своей атипичностью и уникальностью.

Преимущества и недостатки

стремление выделиться

Рассмотрим плюсы и минусы нонконформизма. Само по себе явление не несет ничего плохого, но если человек решит броситься в крайность, дело может закончиться плачевно. Итак, минусы:

  • чрезмерное стремление выделиться, используя методы, способные навредить окружающим;
  • приверженность противоречащему мнению из желания бунтовать, а не из искренней его поддержки;
  • пропаганда деструктивных правил из желания доказать свою силу убеждения;
  • самоутверждение за счет тех, кто слабее.

Есть и плюсы, поскольку нонконформизм – понятие многогранное. Преимущества:

  • внедрение новых технологий, знаний, умений, противоречащих общепринятым, но превосходящих их по своей результативности;
  • адекватный индивидуализм, создающий уникальную личность с интересными и необычными взглядами на привычные события и вещи;
  • развитие критического мышления и постоянный анализ информации, приходящей извне.

Достижения нонконформизма сформированы именно из положительных его проявлений. Если индивид стремится к отстаиванию собственной позиции и отрицанию всего распространенного, его мнение должно быть основано на реальных фактах, чтобы не нести деструктивную энергию в массы.

Примеры нонконформизма

философ Джордано Бруно

Нонконформизм – это часть истории. Существование человечества всегда пестрило индивидами, которые подвергали сомнениям общепринятые истины. Например, известный на весь мир итальянский философ Джордано Бруно. Ученый отрицал существующие теории мироустройства и предлагал собственные работы, которые были встречены обществом негативно. Печальный конец философа – сожжение на костре за ересь.

Не менее известная «охота на ведьм», которая встречалась во многих культурах в разные временные отрезки, скорее относится к конформизму. Обществу внушили, что, к примеру, красивые женщины с рыжими волосами абсолютно точно являются ведьмами. Ведомый народ десятилетиями и столетиями верил в похожие истины, лишь бы не утруждать себя исследованиями и анализом своих ужасающих действий.

Нонконформизм легче понимать через примеры. Еще одно распространенное проявление – упрямство и бунтарство детей и подростков. И если с маленькими людьми все ясно, поскольку они изучают мир и постоянно проверяют что можно и что нельзя, то с подростками дело обстоит иначе. Складывается впечатление, что каждый второй подросток – ярый нонконформист.

Чаще всего юные представители общества стремятся противоречить и отстаивать собственные принципы не столько ради самих таких принципов, сколько ради самого несогласия. Например, родители требуют складывать вещи в шкаф и следить за порядком. Желание отстраниться и «восстать» толкает подростка на явное противоречие – не станет он складывать вещи в шкаф, а будет небрежно бросать их на стул, на пол, на кровать. В общем, куда угодно, кроме шкафа.

Вспомните о себе, когда думаете о сопротивлении. Примеры нонконформизма в вашей жизни обязательно всплывут, пусть и не напрямую связанные с вами. Любые примеры дадут полную картину понимания того, каково содержание понятия «нонконформизм».

Как стать нонконформистом

Вопрос о том, что объединяет понятия конформизм и нонконформизм, довольно простой. Оба явления основаны на общественном давлении. В первом случае человек прогибается под тяжестью общепринятых норм, во втором – сопротивляется и «восстает» против всех. Феномен нонконформизма интересует тех, кто готов побороться с обществом и отстоять свое мнение.

Стремление к постоянному анализу событий и информации, отрицанию правил и норм, созданию собственной картины мира основывается на критическом мышлении. Его можно развить, но для этого вы должны четко понимать, что значит нонконформизм.

Можно следовать его принципам в определенные периоды жизни, а можно остаться нонконформистом на всю жизнь. Это похоже на следование определенным истинам в любых обстоятельствах. Если вы решили утверждать, что апельсин не оранжевый, а голубой, вам придется постоянно помнить об этом. Проще говоря, стать нонконформистом легко, когда порыв исходит от сердца, если угодно. Вы действительно должны верить в то, что транслируете и отстаиваете, и тогда все будет на своих местах.

Заключение

Выяснив, что такое нонконформизм и каково его определение, подведем итог. Каждому человеку свойственно подвергать сомнениям даже очевидные истины, поскольку в этом заключается критичность мышления. В то же время ведомость в виде конформизма – не всегда оказывается плохо. Если человек не знает, куда движется, то общепринятые нормы помогают с этим определиться. Проблемы конформизма и нонконформизма – это тонкая материя, сплетенная из огромной силы давления общества.

Изучая вопросы о том, что такое нонконформизм и конформизм, можно определить свое отношение к обоим понятиям. Во мне, например, преобладает второе. Теперь и вы решите, какие особенности лучше сочетаются с вашей картиной мира. Возможно, глубоко внутри вас прячется активный нонконформист.

Кристина Федорченко

Ответственная писательница и знатная выдумщица. Специалист по социальной работе, филантроп. Дописываю текст и улетаю кататься на воздушном шаре над морем иллюзий.

почему нонконформисты часто выглядят одинаково / Хабр

Наука о сложности объясняет, почему попытки отвергнуть общепринятое просто приводят к новой согласованности


Вам, наверное, знаком этот эффект – а, возможно, вы и сами являетесь его жертвой. Вы ощущаете общепринятую культуру чуждой для себя и хотите заявить, что не являетесь её частью. Вы решаете одеваться по-другому, поменять причёску, применить нетрадиционный макияж или средства для ухода.

И всё же, когда вы, наконец, открываете миру свой новый образ, оказывается, что вы такой не один – миллионы других людей приняли те же самые решения. И вы все выглядите более-менее одинаково, что прямо противоположно тому контркультурному заявлению, которое вы пытались сделать.

Это эффект хипстера – контринтуитивное явление, в результате которого люди, отрицающие общепринятую культуру, начинают выглядеть одинаково. Схожие процессы происходят у инвесторов и в других областях, изучаемых социальной наукой.

Как происходит такая синхронизация? Неизбежна ли она в современном обществе, и есть ли способ по-настоящему выделяться из толпы?

Сегодня мы получим ответы благодаря работе Джонатана Тубула из Университета Бранде в Массачусетсе. Тубул – математик, изучающий то, как передача информации в сообществе влияет на поведение людей. В частности он концентрируется на сообществе, состоящем из конформистов, копирующих большинство, и нонконформистов, или хипстеров, пытающихся поступать противоположным способом.

Он пришёл к заключению, что в довольно большом разнообразии сценариев популяция хипстеров всегда испытывает фазовый переход, во время которого её члены синхронизируются друг с другом в своей оппозиции к общепринятым нормам. Иначе говоря, эффект хипстера – это неизбежный результат поведения большого количества людей.

Важно, что модель Тубула учитывает время, требующееся каждому индивиду для того, чтобы обнаружить происходящие в обществе изменения и среагировать соответственно. Эта задержка важна. Люди не реагируют мгновенно на появление новой, очень модной пары обуви. Информация медленно распространяется по модным сайтам, из уст в уста, и т.п. Задержка на распространение у разных индивидов отличаются – некоторые могут рьяно следовать советам модных блогов, у других к ним нет доступа, и им приходится полагаться на молву.

Тубул изучает вопрос о том, при каких условиях хипстеры синхронизируются, и как они меняются в зависимости от задержки распространения и пропорции хипстеров. Для этого он создаёт компьютерные модели, симулирующие взаимодействие агентов, часть из которых следует большинству, а другая часть – ему противоречит.

Эта простая модель выдаёт удивительно сложные варианты развития. В целом, как говорит Тубул, популяция хипстеров сначала ведёт себя случайным образом, но потом путём фазового перехода приходит в синхронизированное состояние. Он обнаруживает, что это происходит при широком разнообразии параметров, и что это поведение может быть весьма сложным, в зависимости от взаимодействия хипстеров и конформистов.

Бывают и некоторые неожиданные результаты. При равных пропорциях хипстеров и конформистов вся популяция подвержена случайным переключениям между различными тенденциями. Почему так – пока непонятно, и Тубул планирует изучить это более подробно.

Можно возразить, что синхронизация произрастает из простоты сценариев, где предлагается выбор из двух вариантов. «К примеру, если большая часть индивидов бреет бороду, тогда большая часть хипстеров захочет её отращивать, и если эта тенденция распространится на большую часть популяции, это приведёт к новому, синхронизированному переходу к бритью», — сказал Тубул.

При наличии большего количества вариантов легко представить другой вариант развития событий. Если хипстеры, к примеру, смогли бы отращивать усы, квадратную бороду или эспаньолку, тогда это разнообразие выбора могло бы предотвратить синхронизацию. Однако Тубул обнаружил, что если модель предлагает больше двух вариантов выбора, синхронизация всё равно происходит.

И всё же ему интересно изучать её дальше. «Мы будем глубже исследовать этот вопрос в следующей работе», — сказал он.

Над хипстерами легко потешаться, но применимость этих результатов гораздо шире. К примеру, они могут быть полезными для понимания финансовых систем, участники которых пробуют заработать деньги, принимая решения, противоположные решениям большинства участников биржи.

И в самом деле, существует множество областей, в которых задержка распространения информации играет важную роль. Как говорит Тубул: «Кроме вопроса выбора наилучшей одежды для текущего сезона, у этого исследования могут быть важные последствия для понимания синхронизации нервных клеток, инвестиционных стратегий или проявляющейся динамики в социологии».

Продолжение истории от журнала The Register: жалоба хипстера и неожиданная развязка


Обычно заголовок вроде «Эффект хипстера: почему нонконформисты часто выглядят одинаково» вызывает эффект закатывания глаз. Однако ситуация становится более интересной, когда гипотеза, описанная в статье, подтверждается забавной перепиской.

В феврале журнал MIT Technology Review опубликовал краткое, но содержательное описание 34-страничной работы от экспертов из Университета Бранде. В работе, по сути, утверждалось, что в попытке сделать «контркультурное заявление», хипстеры в результате становятся похожими друг на друга. Подробности интересной модели того, как случайные действия хипстеров приводят к «фазовому переходу в синхронизированное состояние», а также запутанные сетевые формулы смотрите здесь.

Статью сопровождала фотография из стока, где был изображён усреднённый миллениал в куртке в шотландскую клетку и круглой шапочке, или, как описывает это Getty, «модной зимней одежде». Редактор MIT, Гидеон Личфилд, прокомментировал последствия публикации статьи в твиттере, назвав их «предупреждающей историей»:

«Мы тут же получили яростный емейл от человека, утверждавшего, что на фотоиллюстрации к истории изображён он. Он обвинил нас в клевете, вероятно, связанной с тем, что мы назвали его хипстером, и в использовании его портрета без его разрешения. (О самой истории он тоже отозвался не слишком лестно)».

Ого, а слова «усреднённый миллениал» случайно не являются клеветой? Наш журнал не может позволить, чтобы из-за этой статьи на него подали в суд.

Личфилд продолжил рассказ:

Now, as far as I know, calling someone a hipster isn’t slander, no matter how much they may hate it. Still, we would never use a picture without the proper license or model release. It was a stock photo from Getty Images. So we checked the license. https://t.co/uFPXXNlEid

— Gideon Lichfield (@glichfield) March 5, 2019

«Насколько я знаю, называть человека „хипстером“, не значит клеветать на него, вне зависимости от уровня его ненависти к этому. Однако мы бы не стали использовать изображение без соответствующих прав. Это была стоковая фотография с Getty Images, и мы проверили её лицензию».

Он сказал, что в лицензии было указано, что если изображение используется «в связи с нелестной или слишком спорной темой (такой, к примеру, как заболевания, передающиеся половым путём)», необходимо указывать, что на фото присутствует модель.

Личфилд указал, что не считает, будто назвать кого-то хипстером будет «нелестно или слишком спорно», но на всякий случай связался с Getty.

Стоковый гигант связался с моделью, и оказалось, что товарищ на фото был не тем человеком, что пожаловался в издание. «Он просто перепутал себя с другим», — сказал Личфилд.

«Всё случившееся лишь доказывает нашу историю: хипстеры настолько похожи друг на друга, что даже не могут сами себя отличить от других».

Вот так. 34 страницы теории были доказаны в краткой переписке по емейл. Ваш ход, хипстеры.

«Четыре квадранта конформизма». Прочитайте новое эссе основателя Y Combinator Пола Грэма

В июле основатель Y Combinator Пол Грэм опубликовал новое эссе, посвященное конформизму и опасности любых запретов на свободную дискуссию, в котором описал разные типы людей — от «агрессивных стукачей» до «послушных овец» — в зависимости от их отношения к конформизму. Inc. публикует полный перевод эссе.

Один из самых наглядных способов разбить людей на категории — определить степень их конформизма. Представьте себе прямоугольную систему координат, где ось X отображает способ мышления человека в спектре от общепринятого (слева) до абсолютно независимого (справа). А ось Y показывает, насколько ярко в личности выражен конформизм — от «пассивно» (внизу) до «агрессивно» (наверху). В результате получаем четыре квадранта с разными типами людей — агрессивный конформист в левом верхнем углу, а далее против часовой стрелки: пассивный конформист, пассивный нонконформист и агрессивный нонконформист.

Думаю, вы запросто найдёте все четыре типа в большинстве социальных групп. Распределение людей по квадрантам скорее зависит от черт их личности, чем от убеждений, которые преобладают в их обществе.

Конечно, я понимаю, что любые два персональных свойства можно нанести на оси координат, а получившиеся четыре сектора — назвать типами личности. Основная мысль в том, что обе оси ортогональны и в системе координат можно встретить различные вариации.

Дети — лучшее доказательство этих тезисов. Любой из нас мог наблюдать все четыре типа людей ещё в школе. Её деспотические правила не особо влияли на степень конформизма школьников — гораздо большее значение имели свойства их личности.

Дети из левого верхнего квадранта (агрессивные конформисты) — это, как правило, типичные стукачи. Они не просто убеждены, что правилам нужно подчиняться. По их мнению, любого, кто не следует установленным порядкам, нужно наказать.

Дети из левого нижнего квадранта (пассивные конформисты) — «послушные овцы». Они стараются соблюдать все правила, а если видят, что другие дети их нарушают, — переживают, как бы тем не прилетело. Но ни в коем случае не будут способствовать их наказанию.

Пассивные нонконформисты из правого нижнего квадранта — это дети, которые вечно витают в облаках. Они не задумываются о школьных правилах да и вряд ли вообще знают, в чём они заключаются.

И, наконец, агрессивные нонконформисты из правого верхнего угла — это самые непослушные и озорные дети. Любую догму они подвергают сомнению. Стоит такому ребенку указать на некое правило поведения — и он поступит ровно наоборот.

Измеряя степень конформизма, необходимо понимать, о какой ситуации мы говорим. Всё меняется по мере взросления ребенка. Для детей младшего школьного возраста основным фактором будут порядки, установленные взрослыми. Тогда как подростки более склонны следовать правилам, которые навязаны их сверстниками. Поэтому когда компания старшеклассников одинаково пренебрегает школьными устоями, вряд ли можно говорить об их нонконформизме. Скорее, ровно наоборот.

Для взрослых людей степень их конформизма становится чем-то вроде жизненного кредо. Девиз агрессивных конформистов незамысловат: «Бей чужаков!» (Если в конце восклицательный знак — лучше бежать. Убежденный конформист — это страшно). На знамёнах пассивных конформистов начертано: «Что о нас скажут соседи?» — а у пассивных нонконформистов мы увидим: «О вкусах не спорят». Что касается активных неприспособленцев, то все они видят себя Галилеями перед лицом святой инквизиции и восклицают: «И всё-таки она вертится!»

Люди неравномерно распределены по четырём группам. Пассивных людей больше, чем активных, а конформисты встречаются намного чаще бунтарей. Поэтому пассивные конформисты — наиболее многочисленная группа, а активных нонконформистов меньше всего.

Как мы уже говорили, место человека в нашей системе координат больше зависит от его личностных качеств, чем от установленных правил. Именно поэтому большинство людей оказываются в одном и том же квадранте, даже если воспитывались в разных обществах. Профессор Принстона Роберт Джордж пишет:

«Я часто спрашиваю студентов, как бы они относились к рабству, если б родились белыми американцами на Юге до появления аболиционизма. И что вы думаете? Все до единого были бы аболиционистами и не покладая рук боролись за свободу рабов».

Профессор Джордж слишком хорошо воспитан, чтобы сказать это напрямую, но давайте признаем — они не стали бы этого делать. Но и мы не должны по умолчанию ожидать, что все эти студенты вели бы себя как любой обычный человек той эпохи. Скорее всего, люди из группы агрессивных конформистов оставались бы ими и в условиях рабовладельческого Юга. Другими словами, они не боролись бы против рабства, а, напротив, последовательно отстаивали право торговать людьми.

Я согласен, что могу быть не вполне объективным. Но мне кажется, именно агрессивные конформисты — причина непропорционально огромного количества бед в мире. И большинство достижений человечества со времен эпохи Просвещения как раз служили тому, чтобы защитить от конформистов всех остальных. Среди этих достижений — отказ от понятия ереси и возможность свободных дебатов на любую тему (включая те, которые и сегодня считаются недопустимыми). Без какого-либо наказания для участников обсуждения.

Агрессивные конформисты не в ответе за все беды этого мира. Другой источник несчастий — харизматичные лидеры, апеллирующие к конформистской пастве. С их появлением конформизм становится ещё более опасным.

Так для чего же свободомыслящим людям нужна защита? Потому что в их головах рождаются новые идеи. Чтобы стать успешным учёным, недостаточно просто что-то доказать — нужно докопаться до истины там, где все ошибаются. Конформисты, люди с типовым мышлением, на это неспособны. По той же причине все успешные CEO в стартапах — это не просто люди с независимым мышлением, а активные нонконформисты. Неслучайно степень развития общества напрямую зависит от культуры сдерживания конформистов.

Управляя фондом Y Combinator, я никогда не боялся открыто выражать мысли, которые могут оскорбить конформистов. Мне пришлось бы пройти через эту моральную дилемму, только если б YC продавал печенье, — ведь конформисты тоже его едят. Но они не создают успешных стартапов. Поэтому, если я и отпугнул конформистов от работы с YC, то лишь сэкономил нам время на обработку заявок.

Что касается убеждения, будто нонконформисты перегибают, а само по себе право на свободные изыскания никто жёстко не притеснял. — нельзя судить об этом с позиции конформиста. Вы никогда не увидите, как сужается пространство новых идей, если сами не пытаетесь их генерировать. В этой ситуации могут оказаться только свободомыслящие люди. И именно поэтому они обычно очень чувствительно относятся к сужению возможностей проверки гипотез. Нонконформисты — это канарейки в угольных шахтах социума.

Конформисты, как всегда, твердят, что и не думали запрещать дискуссию на все темы — только на плохие.

Вы наверняка уже поняли, что за коварную игру они затеяли. И всё же я проговорю это ещё раз. Есть две причины, по которым мы должны иметь возможность обсуждать даже «плохие» идеи.

Во-первых, любая попытка определить, какие идеи следует запретить, влечёт за собой череду ошибок. И ни один соображающий человек не пожелает заниматься подобной работой. В итоге задача ложится на плечи не самых дальновидных. А если есть риск наделать ошибок, по умолчанию необходимо учесть и погрешность. Значит, придётся наложить меньше запретов, чем хотелось бы. Но для агрессивных конформистов это сложно. Отчасти потому, что им с детства нравится смотреть, как наказывают других. Кроме того, конформисты вечно соревнуются друг с другом. Поборник ортодоксальной мысли не может допустить существования пограничных идей — ведь так он даст возможность другим ортодоксам обскакать его на одну голову в гонке за кресло министра моральной чистоты. Кроме того, есть риск, что коллеги настучат и блюститель нравов рангом повыше придёт наказывать уже нашего стража устоев. В итоге вместо обязательного дотошного расчёта погрешностей мы получаем стремительную деградацию — всё, что можно запретить, будет запрещено.

Прогресс здесь наблюдается только в одной области: раньше наказания за обсуждение запрещённых идей были куда более жестокими. Сейчас вас вряд ли за это убьют. По крайней мере в развитых странах. Сегодня конформисты с большим наслаждением наблюдают за тем, как кого-то увольняют.

Во-вторых, запрещать свободную дискуссию опасно ещё и потому, что идеи связаны друг с другим куда теснее, чем нам может показаться. Если ограничить спектр допустимого в одной сфере, это повлияет и на другие. Запреты и ограничения будут разрастаться вглубь и затронут всё, откуда берут начало запрещённые идеи. И описанный случай — не редкость. Лучшие из идей зарождались именно так — они есть следствие изысканий в сферах, далёких от их собственных корней. Пытаться нести свои мысли в мир, где какие-то идеи под запретом, — всё равно что играть в футбол на частично заминированном поле. Вы и так лишены возможности играть по привычным правилам, так вам ещё и газон попортили. Даже в безопасной зоне игра превращается в жалкое подобие футбола.

В прошлом приверженцы свободной мысли собирались вместе в определённых местах и таким образом защищали себя от реакционизма. Сперва это были античные суды, затем появились университеты — там мыслители могли устанавливать свои правила. В местах, где люди работают с идеями, обычно существуют естественные препятствия для тех, кто любит мешать свободным изысканиям. По той же причине на фабриках электроприборов стоят мощные фильтры потоков воздуха, а звукозаписывающие студии оборудованы звукоизоляцией. В последние пару столетий, когда агрессивные конформисты по какой-либо причине взбирались на пьедестал, университеты служили безопасным убежищем.

Но на сей раз это может не сработать. Именно в университетах начала подниматься последняя волна нетерпимости. Она захлестнула высшую школу в середине 80-х и, казалось, почти схлынула к 2000 году. Однако с появлением соцсетей конформизм вновь стал поднимать голову. К сожалению, приходится признать, что Кремниевая долина со всем присущим ей нонконформизмом забила гол в свои ворота — дала агрессивным конформистам инструмент, о котором они могли только мечтать.

С другой стороны, упадок свободного духа в университетах может быть не только симптомом ухода из них свободомыслящих людей, но и первопричиной. У того, кто ещё 50 лет назад мог стать профессором, появились другие перспективы. Таланты теперь уходят в финансовый анализ или запускают стартапы. В обоих случаях необходима способность мыслить независимо. Если бы все аналитики и стартаперы преподавали в университетах, они организовали бы жёсткое сопротивление во имя академической свободы. Возможно, слишком пессимистично рисовать картину, где нонконформисты сбегают из прогнивших университетов. Вполне вероятно, что академическая среда гниёт как раз потому, что так много свободомыслящих людей уже ушли из неё.

В основном профессура состоит из нонконформистов, особенно в точных науках — там это залог успеха. Студенты же в большинстве своём отражают общий срез населения, и в этом смысле там можно найти больше конформистов. Поэтому, когда профессор и студент спорят, это не только конфликт поколений, но и конфликт разных типов людей.

Но в долгосрочной перспективе я не теряю надежд. Нонконформисты умеют защищаться. Если существующие институты обречены на окончательный развал, они создадут новые. Для этого понадобится воображение. Но, в конце концов, именно воображение — их конёк.



Нонконформизм — это… Конформизм и нонконформизм

Нонконформизм — это отрицание общепринятых правил и устоев, которые закрепились в определенной группе или сообществе. Но люди, которые являются приверженцами такого, можно сказать, стиля жизни, мало того что просто не согласны с какими-либо положениями, они ещё и предлагают собственное видение ситуации. Однако обо всём по порядку.

Один против всех

Если говорить более простыми словами, то нонконформизм — это выбор своего собственного пути, а не следование тому, которое выдвигает общество. Такие люди не принимают то, что диктует толпа. И примеров подобных личностей на самом деле масса — их можно привести из сферы науки, искусства, политики, культуры, да и просто из общественной жизни. Например, тот же Джордано Бруно, отвергнутый обществом, был нонконформистом. Почему? Да потому, что он в своих открытиях, как и Галилео Галилей, опередил время. Общество это не приняло, отвергло что одного, что второго ученого.

Философия нонконформизма

Нонконформизм — это положение с определённой точкой зрения. И, соответственно, у него есть своя философия. В чем она заключается? Итак, первым делом следует отметить, что есть два вида нонконформизма. Первый — обычный, а второй — принудительный. Итак, простой нонконформизм — это неприятие, а также несогласие с определенными ценностями и нормами, являющимися доминирующими в обществе. А второй, принудительный, заключается в оказываемом на индивида давлении со стороны той или иной социальной группы. Другими словами, сообщество людей своим давлением принуждает человека отклониться от их ожиданий.

Вообще, быть несогласным и протестовать против чего-либо — это нормально. Ведь именно эти качества заставляли первобытного человека развиваться и прогрессировать. Времена изменились, а вот принцип нонконформизма — нет. Во все времена авантюристы, бунтари и даже изгои были теми, за кем стояла инициатива революции всего человечества.

Нонконформисты ещё зачастую именуются оппозиционерами. Всё потому, что они не следуют общепринятым нормам бездумно — они, напротив, борются с ними. В этом их уникальность. Нонконформист — это человек, который не отказывается от тех или иных норм, он просто выражает другое мнение по отношению к ним.

Две противоположности

Конформизм и нонконформизм — это два взаимосвязанных между собой понятия. Но совершенно противоположных. Итак, конформизм и нонконформизм часто встречаются в тех или иных социальных группах. И преимущественно людей, являющихся сторонниками той или иной точки зрения, можно встретить в сообществе довольно приземленного психолого-социального развития. Ведь на самом деле, чем более разносторонен человек, тем меньше ему присущ нонконформизм или конформизм. Что же ему свойственно в таком случае? Это — свободное самоопределение. То есть это те люди, которые самостоятельно решают, что им делать, а что — нет. Не принимая во внимание ничье мнение, доверяя лишь собственному ощущению. Это личности, которым важно, чтобы результат удовлетворил их ожидания, а не опроверг или утвердил устоявшиеся в обществе законы. Можно сказать — золотая середина.

Изгои или просто особенные?

Нонконформизм… Это в психологии ещё обозначает протестную реакцию на жизнь. «Чтобы не как у всех» — вот как зачастую думают некоторые сторонники этой точки зрения. По сути, что конформисты, что нонконформисты — все мыслят одинаково. Почему? Потому что одни мыслят как все (первые), а остальные — наизнанку, наоборот (вторые).

В чем же кроется поведенческий негативизм? Пожалуй, в сознании нонконформиста. Он становится таким специально, с целью быть и считаться не таким, как остальные. Очень часто случается так, что такие люди становятся изгоями общества. Какому коллективу понравится, что к ним примкнул человек, который отрицает всё, чего придерживаются они? Но бывают и те, которые ведут себя таким образом не специально. Это реально их самостоятельные умозаключения. Они действительно мыслят по-другому. У них совсем иные ценности, и они искренне не разделяют другие, более распространенные. Можно сказать, у таких людей свой мир.

Творчество

Следует отметить, что нонконформизм в искусстве встречается довольно часто. И большинство эстетов считают этот стиль весьма привлекательным. Что плохого в том, что творцы (чаще всего встречается нонконформизм в живописи) привносят нечто своё собственное в искусство? Таким образом получается его разбавить, не дать ему застояться и стать банальным, неинтересным. Это действительно важно. Ведь с другой стороны, нонконформизм можно рассматривать, как вечный поиск чего-то свежего, нового. Так получается расширить рамки и собственное видение на те или иные вещи. Например, тот же арт-хаус, который за счёт стереотипов, распространившихся в обществе со скоростью света, может быть вполне привлекательным и интересным. А ведь приверженцы этого стиля тоже своего рода нонконформисты.

Конформисты и нонконформисты — возможно ли совместное существование?

Можно с уверенностью заявить, что возможно. Хотя придется потрудиться как одним, так и другим. Ведь и то и другое явление связано с социальным контактом. Даже тот человек, который не согласен с мнением большинства и не получает от них одобрения и поддержки, может подружиться с конформистами. Зачастую такие личности полезны коллективу. Потому что именно нонконформисты — генераторы новых, свежих идей. Всегда важно противоположное мнение. Во-первых, для сравнения. Во-вторых, для разработки другого решения того или иного вопроса, положения. Того, которое устроило бы всех. Если выражаться проще, то нонконформисты помогают посмотреть на вещи другими глазами и заставляют задуматься.

А конформисты, в свою очередь, могут научить таких людей взаимодействовать с остальными, не ущемляя при этом свои интересы и моральные принципы. Главное — обоюдное желание.

Несоответствие — это … Конформизм и нонконформизм

Несоответствие — это отрицание принятых правил и принципов, укоренившихся в определенной группе или сообществе. Но люди, которые привержены этому, можно сказать, образу жизни, кроме того, что просто не согласны ни с одним из положений, они также предлагают свое видение ситуации. Однако обо всем по порядку.

Один против всех

Говоря проще, несоответствие — это выбор вашего собственного пути, а не следование тому факту, который поднимает общество.Такие люди не принимают того, что диктует толпа. И примеры этих людей на самом деле имеют тот вес, который они могут принести в науку, искусство, политику, культуру и просто из общественной жизни. Например, отвергнутый обществом Джордано Бруно был нонконформистом. Почему? Да потому, что он в своих открытиях, как и Галилео Галилей, опередил свое время. Общество не принято, отвергло того одного, этого второго ученого.

Философия нонконформизма

Несоответствие — это ситуация с определенной точкой зрения.И, соответственно, у него своя философия. Что это такое? Итак, прежде всего следует отметить, что существует два вида нонконформизма. Первый обычный, а второй вынужденный. Итак, простое несоответствие — это отказ и несогласие с определенными ценностями и нормами, доминирующими в обществе. Во-вторых, сила оказывается на индивидуальное давление определенной социальной группы. Другими словами, сообщество людей своим давлением заставляет людей отклоняться от их ожиданий.

Вообще не соглашаться и протестовать против чего-то — это нормально.Ведь именно эти качества заставляли первобытного человека развиваться и развиваться. Времена изменились, но принципа нонконформизма — нет. Во все времена авантюристы, мятежники и даже преступники выступали инициаторами революции всего человечества.

Рекомендовано

Происхождение славян. Влияние разных культур

Славяне (под этим именем), по мнению некоторых исследователей, появились в повести только в 6 веке нашей эры. Однако язык национальности несет в себе архаичные черты индоевропейского сообщества.Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян ч …

Нонконформистов чаще называют оппозиционерами. Все потому, что они не следуют слепо общепринятым правилам — они, наоборот, ими занимаются. В этом их уникальность. Нонконформист — это человек, который не отказывается от тех или иных норм, а просто выражает иное мнение по отношению к ним.

Две противоположности

Соответствие и несоответствие — два взаимосвязанных понятия.Но как раз наоборот. Итак, конформизм и нонконформизм часто встречаются в тех или иных социальных группах. И в основном люди, отстаивающие ту или иную точку зрения, могут найти в сообществе довольно приземленное психосоциальное развитие. На самом деле, чем более разносторонний человек, тем меньше это несоответствие или соответствие. Что ему в этом случае свойственно? Это свободное самоопределение. То есть люди решают, что делать, а что нет. Не считаться с чьим-либо мнением, доверяя только своему чувству.Это люди, которым необходимо оправдать свои ожидания, не отвергнутые и не одобренные установленными в обществе законами. Можно сказать — золотая середина.

Разбойник или просто спец?

Несоответствие … Это в психологии до сих пор представляет собой протестную реакцию на жизнь. «Не как все» — вот как часто думают некоторые сторонники этой точки зрения. На самом деле конформисты, нонконформисты — все думают одинаково. Почему? Потому что одни думают все (первое), а остальные наизнанку, наоборот (второе).

Что такое поведенческий негатив? Возможно, в сознании нонконформиста. Это делается специально для того, чтобы считаться отличным от них. Очень часто такие люди становятся изгоями общества. Что за команда, что к ним присоединился человек, который все отрицает, чего они придерживаются? Но есть и такие, которые ведут себя так намеренно. Это действительно их самооценки. Они думают иначе. У них очень разные ценности, и они искренне не разделяют других, более общих.Вы можете рассказать этим людям о вашем мире.

Творчество

Следует отметить, что нонконформизм в искусстве довольно частый. Многие ценители считают этот стиль весьма привлекательным. Что плохого в том, что творцы (наиболее частое несоответствие в живописи) привносят в искусство что-то свое? Таким образом он разбавляется, чтобы дать ему застыть и стать обыденным, неинтересным. Это действительно важно. Ведь, с другой стороны, нонконформизм можно рассматривать как вечный поиск чего-то свежего, нового.Так что расширить сферу и собственное видение на определенные вещи. Например, тот же арт-хаус, который из-за распространенных в обществе стереотипов о скорости света может быть довольно привлекательным и интересным. Но приверженцы этого стиля тоже своего рода нонконформисты.

Конформисты и нонконформисты — возможно ли сосуществовать?

Можно с уверенностью сказать, что это возможно. Хотя мне так или иначе приходится много работать. Ведь оба явления связаны с социальным контактом.Даже человек, не согласный с мнением большинства и не получивший от них одобрения и поддержки, может подружиться с конформистами. Часто такие люди пригодятся коллективу. Потому что нонконформисты — генераторы новых свежих идей. Всегда важно противоположное мнение. Во-первых, для сравнения. Во-вторых, разработать другое решение проблемы, ситуации. Это подойдет всем. Проще говоря, нонконформисты помогают смотреть на вещи другими глазами и заставляют задуматься.

А конформисты, в свою очередь, могут научить этих людей взаимодействовать с другими, не подвергая опасности собственные интересы и моральные принципы.Главное — обоюдное желание.

.

Руководство нонконформистов к успеху в мире конформистов

Сколько себя помню, я был нонконформистом. «Все остальные дети любят спорт» никогда не казалось веской причиной, почему I должен чувствовать — или делать вид, что чувствует — то же самое. «Никто из взрослых не носит шорты и шлепанцы» никогда не казалось веской причиной, по которой я должен чувствовать себя некомфортно. С моей стороны это была не просто элитарность. «Все другие экономисты Принстона серьезно относятся к моделям общего равновесия» для меня было не более убедительным, чем «Все остальные подростки хотят иметь собственную машину.”

Нонконформизм с моей интенсивностью редко позволяет добиться реального успеха. Хорошее состояние почти всегда имеет большой социальный элемент; одиночество ни к чему не приведет. Тем не менее, по общепринятым стандартам, мне это удалось. У меня есть работа мечты на всю жизнь и достаточно денег, чтобы я не думал о деньгах. Как мне это удалось?

Отчасти это удача — особенно удача оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы встретить нужных людей. (Спасибо, Тайлер Коуэн). Но, оглядываясь назад, я тоже довольно хорошо разыграл свои карты.Если вы нонконформист и надеетесь добиться успеха в нашем конформистском мире, мои любимые стратегии, вероятно, подойдут и вам. В произвольном порядке:

1. Не будьте абсолютистом-нонконформистом. Подчинение в мелочах часто дает вам возможность не соответствовать большим. Например, почтительное отношение к своему боссу открывает целый мир возможностей.

2. Не проповедуйте конформистов. Большинство из них оставят вас в покое, если вы оставите их в покое. Наблюдайте за своим поведением: вы пытаетесь их изменить чаще, чем они пытаются изменить вас? Тогда остановись.Экономить время гораздо полезнее, чем заводить врагов.

3. В современных обществах большинство требований соответствия основано на пустых угрозах. Но не все. Поэтому обращайте пристальное внимание на общественные санкции за девиантное поведение других. Пусть импульсивные нонконформисты станут вашими подопытными кроликами.

4. В детстве угрозы образовательным учреждениям являются наиболее реальными. В то время как «Это постоянно записывается» — это обычно пустая угроза, «Делай, как мы говорим, иначе ты пострадаешь на следующем образовательном уровне» — нет.Если оставить в стороне яркие анекдоты о бросивших школу миллиардерах, современный рынок труда по-прежнему чрезвычайно верит, и нет причин полагать, что это изменится в ближайшее время.

5. Нонконформистское отношение к образованию опасно, потому что академический статус до боли линейен и накапливается. Чтобы поступить в институт, вы должны закончить среднюю школу; чтобы закончить среднюю школу, вы должны выполнить все требования к 12 классу; чтобы выполнить требования к 12-му классу, вы должны выполнить все требования к 11-му классу; и так далее.

6. К счастью, содержание современного образования не является ни линейным, ни кумулятивным. Вы можете спокойно забыть большую часть того, чему не хотелось учиться сразу после выпускного экзамена.

7. Несмотря на то, что учителя и ученики призывают вас подчиняться всем, хорошие оценки в сложных классах — практически единственное, что имеет долгосрочные последствия. Вы можете жить с C в P.E. Или уродливые прозвища. Или исключение из крутой детской клики.

8. Успех в учебе вряд ли гарантирует успех в карьере.Но образовательная квалификация открывает множество дверей, в том числе большинство дверей для нонконформистской карьеры в академических кругах, науке и да, в бюрократии.

9. Большинство бюрократов глубоко конформисты, но бюрократические (отсутствие) стимулов отлично подходят для нонконформистов. Подумайте о безопасности работы.

10. Социальный интеллект можно улучшить. Для нонконформистов предельная выгода от этого особенно велика.

11. Относитесь к своей семье справедливо, но помните, что родственники — особенно старшие родственники — властелины пустых угроз.Несмотря на всю их критику, они, вероятно, слишком сильно вас любят, чтобы делать больше, чем придираться.

12. Столкнувшись с требованиями соответствия, беззвучно спросите: «Что будет со мной, если я откажусь?» Приучите себя обдумывать тонкие и косвенные последствия, но научитесь отвергать большинство таких размышлений как паранойю. Современные общества огромны, анонимны и забывчивы.

13. Большинство рабочих мест не являются демократическими. Это очень хорошие новости, потому что как нонконформист вы, вероятно, никогда не станете популярными.Однако вы можете сделать себя бесценным для ключевых начальников, которые, в свою очередь, будут защищать и продвигать вас.

14. Проведите первый год любой работы, убеждая своего работодателя, что он был прав, наняв вас, а оставшиеся годы он потратит на работу, убеждая вас не уходить. Кстати, этот совет почти одинаково полезен и для конформистов.

15. Несмотря ни на что, в мире больше величия, чем вы можете ощутить за всю жизнь. А в современном мире достичь величия удивительно легко.Перестань жаловаться, перестань жалеть себя и высоси из жизни до мелочей.

16. Наем друзей-нонконформистов — отличный способ сделать вашу жизнь лучше… но только если они тоже будут следовать этим правилам!

.

Нонконформистов | Протестантизм | Britannica

Nonconformist , также называемый Dissenter , или Free Churchman , любой английский протестант, который не соответствует доктринам или практике установленной церкви Англии. Слово нонконформист впервые было использовано в уголовных актах после Восстановления монархии (1660 г.) и Закона о единообразии (1662 г.) для описания монастырей (мест отправления культа) конгрегаций, отделившихся от англиканской церкви (сепаратистов). .Нонконформистов также называют инакомыслящими (это слово впервые было использовано в отношении пяти несогласных братьев на Вестминстерском собрании богословов в 1643–1647 годах). Из-за движения, начавшегося в конце 19 века, в результате которого нонконформисты различных конфессий объединились в Федеральный совет Свободной церкви, их также называют свободными церковниками.

Британская викторина

Мировые организации: факт или вымысел?

Организация Североатлантического договора возникла в средневековье.

Термин «нонконформист» обычно применяется в Англии и Уэльсе ко всем протестантам, несогласным с англиканством — баптистам, конгрегационалистам, пресвитерианам, методистам и унитариям, а также к независимым группам, таким как квакеры, плимутские братья, английские моравцы, церкви Христа. , и Армия спасения. В Шотландии, где установлена ​​пресвитерианская церковь, члены других церквей, включая англиканцев, считаются нонконформистами.

.

конформизм — определение нонконформизма от The Free Dictionary

«Рост нонконформизма на острове Англси в 18 веке был невероятно сильным», — сказал Хью. У нас есть существенная информация об их жизни и времени, важности нонконформизма, профсоюзов (особенно железнодорожников) и Профсоюзном совете, и их кампании за улучшение условий жизни, включая жилье и санитарию. Тем не менее, работа Текьенга Квона не является еретической: это работа страстного нонконформизма.Однако существует множество проницательных и методических анализов, которые отличает этот том от более поздних предложений в этой области: Джеймсу Дину потребовалось всего полтора года, чтобы достичь бессмертия, но его бунтарский нонконформизм, его магнетическое присутствие и его незаурядный талант вдохновляли сменяющие друг друга поколения актеров, музыкантов и художников на протяжении почти шести десятилетий. Некоторые работы участвующих в выставке художников — Уджала Хаят, Сана Ибрагим и Шахан Ахмед Шах — мощно выполнены в традициях нонконформизма, воспевающего несовершенство .Все об Аами, биографическом фильме, основанном на жизни покойной литературной иконы Камалы Сурайи (первоначально известной как Камала Дас / Мадхавикутти до того, как она обратилась в ислам) кричали о расширении прав и возможностей женщин, о нонконформизме и разрушении стереотипов. Сюрреалистическое искусство было передано внуку Антонину, шеф-повару ресторана Le Mousso в Монреале, который стоял на переднем крае кухни Нового Квебека, в виде открыто белых националистических альт-правых, которые прятались среди онлайн-армии ироничных троллей-шутников.«В-четвертых, с шестидесятых годов« культура нонконформизма, самовыражения, трансгрессии и непочтительности ради самого себя »ассоциировалась с своего рода безаффективным левым богемством, но на самом деле это морально и политически нейтральный Нонконформизм становится привычкой, когда журналистам нечего терять. Такое развитие событий создало парадокс, чтобы соответствовать нонконформизму. Однако, как откровенный член аристократии, герцог также был склонен к актам нонконформизма. Используя фильм «Лего» в качестве предпосылки, Одгрен опирается на аналогичные темы гражданственности, нонконформизма и социального действия как пути для трансформации сообщества и иерархии..