Науки изучают человека: Науки о человеке — урок. Биология, Человек (8 класс).
Науки изучающие человека — Сайт по биологии
Эти дисциплины не существуют сами по себе: они многократно пересекаются, методы одних широко используются в других. Например, изучение физиологии с помощью определённых устройств широко стало использоваться в практической психологии и даже криминалистике (детектор лжи). Также существуют иные подходы к классификации того, какие науки изучают человека.
Человек как объект изучения
Каждая наука о человеке ищет закономерности в многообразии его природы и уникальности индивидуальных проявлений.
Познание человеком самого|самого себя как вида Homo sapiens, как субъекта социальных отношений, как носителя интеллектуальных и эмоциональных способностей, как неповторимой индивидуальности – сложная задача.
У неё никогда не будет единого решения, несмотря на множество знаний, полученных с момента, когда началось становление наук о человеке. Тем интереснее процесс изучения.
Европейский подход
Общественная мысль в XX веке сделала самым своим влиятельным направлением философскую антропологию.
В этом учении человек является центральной осью, вокруг которой происходят всё|все процессы бытия в мире. «Человек есть мера всех вещей» — этот античный принцип философии Протагора даёт начало|начало теории антопоцентризма.
Христианская идеология, одна из основ европейской культуры, тоже утверждает человеко-центристскую идею земной жизни. Согласно ей считается, что Всевышний, прежде чем сотворить человека, подготовил на Земле условия для его существования.
А как на Востоке?
Восточные школы философии, наоборот, никогда не ставят человека в центр мироздания, считая его частью, элементом природы, одним из её уровней.
Человек, согласно этим учениям, не должен противостоять совершенству природы, а лишь следовать ей, прислушиваясь, встраиваясь в её ритмы. Это позволяет сохранить душевную и физическую гармонию.
Известно всё?
Науки об организме человека при помощи современных технологий развиваются с космической скоростью. Исследования поражают своей смелостью и широтой, а порой|порой пугают отсутствием этических рамок.
Способы продления жизни, тончайшие операции, трансплантология, клонирование, выращивание органов|органов, стволовые клетки, вакцины, чипирование, аппараты для диагностики и лечения – такое не могло даже присниться средневековым врачам и анатомам, гибнувшим на кострах инквизиции за свою тягу к знаниям и желание помочь|помочь больным!
Кажется, что сейчас в человеке досконально изучено всё. Но почему-то люди продолжают болеть и умирать. Чего же ещё не сделала наука в жизни человека?
Геном|Геном человека
Учёные-генетики из многих стран несколько лет трудились сообща и почти полностью расшифровали геном|геном человека. Эта кропотливая работа продолжается, возникают новые задачи, которые предстоит решать нынешним и будущим исследователям.
Колоссальный труд нужен не просто как «чистое» знание, на его основе делаются и будут сделаны новые шаги в медицине, иммунологии, геронтологии.
Сила мысли
Какие науки изучают человека и его способности?
Исследования деятельности мозга показывают, что человек очень мало|мало использует его возможности. Достижения современной нейрофизиологии, психологии, педагогики помогают развить многие скрытые способности.
Методики развития мыслительной деятельности всё больше внедряются в повседневную жизнь. То, что казалось чудом, мистификацией (например, способность к быстрому устному счёту), теперь легко осваивают дошкольники на специальных занятиях.
Другие методики, разработанные в научных лабораториях, могут дать человеку сверхвозможности для выживания в экстремальных условиях, например в космическом полете|полёте или боевых действиях.
Хватит быть покорителем природы!
Конец прошлого тысячелетия ознаменовался невиданным ростом технического прогресса. Казалось, что человеку подвластно всё: двигать горы|горы, поворачивать вспять реки|реки, безжалостно опустошать недра и уничтожать леса|леса, загрязнять моря|моря и океаны.
Глобальные катаклизмы последних десятилетий показывают, что природа не прощает такого отношения. Для того чтобы сохраниться как виду, человечеству нужно заботиться не только об отдельных жилищах|жилищах, но и о нашем общем доме – планете Земля.
Одной из важнейших наук становится экология, показывающая, как, разрушая природу, человек вредит самому себе. Зато выполнение рекомендаций, разработанных учёными, позволяет сохранять и восстанавливать окружающую среду|среду.
Человек и общество
Войны|Войны, перенаселённость городов, голод, эпидемии, стихийные бедствия подвергают страданиям огромные массы людей.
Общественные науки и институты, занимающиеся вопросами демографии, политологии, религиоведения, философии, экономики, явно не справляются с информацией и не могут сделать свои рекомендации убедительными для политиков, руководителей государств, властей различных уровней.
Мир, покой, благоденствие остаются для большинства людей несбыточной мечтой.
Но в век развития Интернета многие знания становятся гораздо ближе и позволяют имеющим доступ к ресурсу применить их в своей жизни, найти единомышленников, помочь|помочь себе и своим близким выжить в сложное время и сохранить в себе Человека.
Обращение к своей истории, к корням, к знаниям, накопленным предыдущими поколениями, возвращение к истокам морали и этики, к природе даёт шанс для жизни следующих поколений.
Открытый вопрос
Многогранность проявлений и деятельности каждого отдельного человека, всего людского сообщества в целом делает чрезвычайно сложной задачу их изучения.
И сотен дисциплин мало|мало, чтобы исследовать эти процессы. Наука о человеке — практически неисчерпаемый источник загадок.
Получается, что, несмотря на развитие технологий, человечеству не получилось познать себя методами биохимии, физиологии, математической обработкой данных.
Остаются вечными философские вопросы. Мы до сих пор точно не знаем, зачем человек появился, кто был его предком, каков смысл его жизни, возможно ли бессмертие. Кто сможет ответить?
Науки, изучающие организм человека
Система биологических наук
Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.
Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.
Наука | Что изучает |
Ботаника | Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ) |
Зоология | Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару) |
Биохимия, биофизика | Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Гидропалеонтология | Наука об организмах, населяющих водную среду |
Палеонтология | Наука об ископаемых организмах |
Вирусология | Наука о вирусах |
Экология | Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды |
Физиология растений | Изучает функции (жизнедеятельность) растений |
Физиология животных | Изучает функции (жизнедеятельность) животных |
Генетика | Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов |
Эмбриология (биология развития) | Закономерности индивидуального развития организмов |
Дарвинизм (эволюционное учение) | Закономерности исторического развития организмов |
Биохимия | Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов |
Биофизика | Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах |
Биометрия | На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей |
Теоретическая и математическая биология | Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности. |
Молекулярная биология | Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул |
Цитология, гистология | Изучает клетки и ткани живых организмов |
Популяционно-водовая биология | Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов |
Биоценология | Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом |
Общая биология | Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие. |
и многие другие. |
Становление наук о человеке
Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.
Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.
Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.
В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.
Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.
Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.
У истоков медицины
В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.
Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.
Период | Мыслители/учёные | Вклад в науку |
VI–V века | Гераклид (греческий мыслитель) |
|
384–322 гг до н.э. | Аристотель (греческий мыслитель) |
|
460–377 гг до н.э. | Гиппократ (медик античности) |
|
130–200 гг н.э. | Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа) |
|
1452–1519 гг | Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) | Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека. |
1483–1520 гг | Рафаэль Санти (великий итальянский художник) | Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе. |
1587–1657 гг | Уильям Гарвей (английский учёный) |
|
Первая половина XVII | Рене Декарт (французский философ) | Открытие рефлекса. |
1829–1905, 1849–1936 гг | И. М. Сеченов, И. П. Павлов | Работы с рефлексом |
Начало XIX до наших дней | Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) | Работы с рефлексом |
Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.
В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.
Науки, изучающие организм человека
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.
Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.
Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов. Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией. Возрастная анатомия
Есть ещё патологическая анатомия, которая изучает повреждённые той или иной болезнью органы и ткани.
Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:
1) Методы изучения строения организма человека на трупном материале – рассечение, вымачивание, распиливание замороженных трупов, коррозия (разъедание), наливка, макро — микроскопический метод.
2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.
Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.
Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы. Прикладная физиология
Есть ещё патологическая физиология, которая изучает функции больного организма, механизмы выздоровления и реабилитации.
Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.
Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.
Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике. Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.
Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.
Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.
Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.
Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.
Становление наук о человеке
Зарубежные учёные
Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».
Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.
Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.
Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.
Русские учёные
И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.
Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.
И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.
Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.
И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.
И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.
Науки о человеке и человечестве — Студопедия
Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.
Рис. 1.4.Структура понятия «индивидуальность» (по Б. Г. Ананьеву)
Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homosapiens в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. Это не значит, что ранее человек не вызывал интереса у исследователей. Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине. Однако эти исследования носили узко-профильный, недостаточно систематизированный, а самое главное, противоречивый характер, и человек чаще всего противопоставлялся в них живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. И это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека.
Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология. В структуру современной антропологии включают три основных раздела: морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение.
Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучающие человека как биологический вид. Например, физический тип Человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.
Учение об антропогенезе — происхождении и развитии человека — также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия.
Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль частные дисциплины. К их числу прежде всего надо отнести физиологию высшей нервной деятельности. Благодаря И. П. Павлову, проявившего большой интерес к некоторым генетическим проблемам высшей нервной деятельности, наиболее сформировавшимся отделом сравнительной физиологии стала физиология высшей нервной деятельности антропоидов.
Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоопсихологии положили научные работы таких ученых, как В. Келер и Н. Н. Ладыгина-Котс. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизм поведения человека и закономерности его психического развития.
Существуют науки, которые по соприкасаются непосредственно с учением о антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология.Особое место занимает палеолингвистика, исследующая происхождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка — один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи — центральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одни;
из основных отличий человека от животных.
В связи с тем, что мы коснулись проблем социогенеза, следует отметить общественные науки, которые самым тесным образом связаны с проблемой антропогенеза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человеческого общества, и история первобытной культуры.
Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии. На рис. 1.5 представлена классификация Б. Г. Ананьева основных проблем и наук о Homosapiens. Центральное место среди наук, изучающих происхождение и развитие человека как самостоятельного биологического вида, занимает антропология. Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного мира (пограничный этап «антрогюгенеза-социогенеза») и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращением в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качественно иными законами развития.
Вопрос о том, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный, является центральным в науках, изучающих антропогенез, и до настоящего времени на него нет однозначного ответа. Существует несколько точек зрения на данную проблему. Одна из них основана на следующем предположении: в результате мутации мозг человека превратился в супермозг, что позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Этой точки зрения придерживается П. Шошар. Согласно этой точке зрения в историческое время органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения.
Существует и другая точка зрения, которая основывается на предположении о том, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к каче-
Рис. 1.5.Науки, изучающие человека как биологический объект
ственным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществляться по другим законам, отличающимся от законов естественного отбора. Но то, что тело и мозг остаются в целом неизменными, не означает, что не происходит никакого развития. Исследования И. А. Станкевича свидетельствуют, что в мозге человека происходят структурные изменения, наблюдаются прогрессивное развитие различных отделов полушария, обособление новых извилин, формирование новых борозд. Поэтому на вопрос о том, будет ли изменяться человек, можно дать утвердительный ответ. Однако эти эволюционные изменения главным образом
Какие науки изучают общество и человека
Общество является невероятно интересным предметом для изучения, так как понимание особенностей его функционирования помогает обычным людям значительно улучшить свою жизнь и оказывать положительное влияние на мир. Чтобы начинать рассматривать социум как исторически и культурно сложившееся явление, необходимо понимать, какие науки изучают общество. А для получения ответа на этот вопрос необходимо обратиться к такому комплексу наук, как обществознание, в который входит не менее шести основных научных дисциплин.
Это все то, что обычно изучается в ВУЗах: философия, социальная психология, политология, экономика, юриспруденция, а также социология. Все эти науки изучают общество с той или иной стороны. Вот представители социономических профессий (связанные с людьми) какие науки изучают! Обществознание – это масштабная дисциплина, целью которой является не рассмотрение отдельных социальных явлений, а как целостность, с позиции разных наук.
Но при этом важно понимать, что изучение аспектов жизни общества в подобном роде будет поверхностным, так как многие из них при более детальном рассмотрении оказываются противоречивыми. Но общее образование с помощью изучения обществознания получить можно, а потом поражать малообразованных людей своей эрудицией. Тем более что данная дисциплина позволяет знать направление поиска ответа на вопрос, какие науки изучают общество.
В чем специфика познания социальных явлений
Вообще, особенности познания человеком окружающего мира всегда одинаковые. Но при изучении определенного объекта (им является общество в нашем случае) следует учитывать ряд особенностей, которые помогут или, возможно, помешают углубляться в любую тему, рассматриваемую наукой. И поэтому важно понимать специфику познания социальных явлений, какая заключается в том, что объект и субъект изучения един.
Ведь все социальные явления провоцируются людьми, которые могут повлиять на них даже самим фактом изучения этих событий и свойств. Например, неудачный эксперимент настолько сильно сколыхнул общественность, что условия для подтверждения гипотезы или ее опровержения исчезли совсем. Проблемой исследования социальных явлений является то, что независимо от того, какие науки изучают общество, работает личностный фактор. Следовательно, тяжело объекту достоверно смотреть на многие явления. И подобная субъективность не дает сложить все в целую картину даже в рамках одной науки. А что касается обществознания как комплекса дисциплин, так тем более. То есть личный опыт, мировоззрение исследователя существенно сказывается на результатах проведенных экспериментов, что искажает объективную действительность.
Философия
Какие науки изучают общество и человека? Одной из них является философия, которая рассматривает универсальные законы развития мира как целостности. Есть и другие определения. Так, философией называется особая форма познания мира, изучающая самые общие свойства и явления окружающей реальности. Современные исследователи не любят называть философию наукой, так как в ней часто имеются полностью противоречащие друг другу положения, которые исследователи даже не пытаются примирить или выяснить, какое из них правильное. Так же, как в физике стараются общую теорию относительности примирить с квантовой теорией поля с той или иной долей успеха.
А вот в рамках философии может одновременно существовать и атеистический материализм, и агностический идеализм. То есть философию можно назвать ответом на вопрос «какие науки изучают общество» только условно. Данная форма познания мира ставит перед собой такие вопросы.
- Познаваем ли мир? Те, кто считает возможным рассмотрение всей действительности полностью, называются гностиками. А те, кто отрицают, – агностиками.
- Что такое истина? Здесь философия подошла вполне научно. Так, были разработаны полноценные критерии истины в рамках гносеологии – науки о познании.
- Что такое хорошо? Этот вопрос непосредственно связан с ценностями человека, поэтому относится к таком разделу философии, как аксиология.
В общем, философия является превосходной дисциплиной, но в ответе на вопрос «какие науки изучают общество» имеются и другие. Их также следует рассмотреть.
Социология
Какие науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты? Правильно, связанные с социологией дисциплины. К ним принадлежит не только рассматриваемая в этом подразделе наука, но и, например, социальная работа. А вот социология – это наука об обществе, социальных институтах (исторически сложившихся формах его саморегуляции), ставящая своей задачей объяснение и прогнозирование определенных социальных явлений.
Социальная психология
Данная наука сходна с социологией, но выделяется другим предметом изучения – людьми в рамках определенного общества. А разбор социальных явлений делается на более детальных уровнях – личностном и межличностном. Так, в сферу изучения социальной психологии входит анализ взаимодействия между людьми, а также такие понятия, как лидерство, конформизм, нонконформизм и ряд других.
Юриспруденция
Одним из аспектов изучения большей части социономических наук (изучающих общество) является система социальных норм. Они бывают религиозными, моральными, групповыми. И есть особая их категория – правовые нормы, которые являются средством выражения воли государства. Собственно, юриспруденция – это и есть наука, изучающая правовые нормы, особенности их функционирования применительно к отдельному государству или в целом. Наиболее тесная связь у этой дисциплины с социальной психологией, социальной работой и социологией.
Экономика
Экономика – это наука, изучающая хозяйственную деятельность общества, отношения, связанные с деньгами и имуществом, производство, распределение, обмен и потребление. Данная дисциплина является механизмом, который регламентирует материальную сторону жизни каждого члена социума.
Политология
Политология – это наука об особой форме деятельности людей, связанной с властными отношениями, а также о возможных политических системах, институтах и нормах. Еще эта наука изучает взаимоотношения между государством и отдельными его гражданами.
Какие бывают науки? Гуманитарные, общественные, естественные и технические
Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области. Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности. Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.
Единая наука древности из-за огромного потока информации и новых знаний вынуждена была разделиться на множество наук
Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.
Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.
История — наука о прошлом, которая помогает лучше изучить настоящее
История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.
Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.
Церемония инициации юношей в эфиопском племени хамер — предмет изучения этнографии
К историческим наукам относится и археология.
Кроме того, существует множество вспомогательных исторических дисциплин.
- Палеография изучает историю письма и различные виды древней письменности.
- Сфрагистика изучает печати.
- Эпиграфика исследует надписи на твердых материалах.
- Генеалогия изучает родственные связи людей, историю родов, составление генеалогических древ.
- Геральдика изучает гербы.
- Вексиллология изучает флаги.
- Фалеристика изучает ордена, медали и другие нагрудные знаки.
- Нумизматика исследует историю монетной чеканки и денежного обращения.
- С нумизматикой тесно связана бонистика, изучающая денежные знаки.
Древние надписи на камнях — бесценный материал для исторической науки
Составление генеалогического древа — это тоже предмет науки
В гербе России отражается история страны и ее символов
Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.
Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.
Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.
С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.
Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.
Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.
Политология — наука о политике.
Социология — наука об обществе.
Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.
Человеческое общество, его культуру, экономическую жизнь изучают такие науки, как этнография, социология, политология, экономическая география
Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия. Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного. Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.
Философией когда-то называли всю науку, сегодня это особая форма познания мира
Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.
Природа, окружающий нас мир — предмет изучения естественных наук
Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации. Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.
Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое. Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики. Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».
Иммануил Кант (1824-1804) –великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, воздавал должное математике
На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»
Галилео Галилей когда-то сказал: «Книга природы написана языком математики»
Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении. Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др. Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.
Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.
Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.
Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.
Геоморфология — наука о рельефе.
Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.
Спелеология изучает пещеры, причем в целом: их происхождение, подземные воды, минеральный состав, органический мир, прошлое пещер и их использование. Спелеология — раздел карстоведения, наука, развивающаяся на стыке физической географии, минералогии и гидрогеологии
Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются. Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии. Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.
Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.
Биология теснейшим образом связана с медицинскими и сельскохозяйственными науками
Ботаника изучает растения. Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др. Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.
Ботаника подразделяется на много областей, в том числе она изучает и строение цветков различных растений
Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Кинология и фелинология изучают наших домашних питомцев — собак и кошек
С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний. К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия. В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.
К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.
Наука и техника помогают друг другу развиваться
Единство наук
100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.
Курьезы в науках
Флаг Иркутской области с изображением фантастического зверя бабра
Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.
Поделиться ссылкой
Презентация по биологии на тему»Науки изучающие организм человека»
Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему»Науки изучающие организм человека»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Науки, изучающие организм человека Подготовила ученица 8 а класса Атамась Алина Руководитель Хлимановская Оксана Викторовна
2 слайд Описание слайда:«Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого». Ф. Феллини.
3 слайд Описание слайда:Человек – биосоциальное существо Биологическое существо, т. к. как и все живые организмы человек питается, дышит, растет, размножается Социальное существо, т.к. человек нуждается в общении с социумом
4 слайд Описание слайда:Науки о человеке Анатомия человека – внешнее и внутреннее строение. Физиология – процессы жизнедеятельности. Медицина — болезни человека, их лечение. Гигиена – влияние разных факторов на здоровье человека и разработка мер по охране здоровья. Психология — психические процессы и особенности поведения человека. Генетика – наследственность человека. Экология человека – взаимосвязь человека с окружающей средой. Антропология — процесс эволюции человека
5 слайд Описание слайда:Анатомия «анатомэ»- расчленение Внешнее строение — это части тела, которые открыты взору человека и их легко можно перечислить голова — верхняя круглая часть тела шея — часть тела, соединяющая голову и туловище грудь — передняя часть туловища спина — задняя часть туловища туловище — корпус человека верхние конечности — руки нижние конечности — ноги Внутреннее строение человека — состоит из ряда внутренних органов, которые расположены внутри человека и имеют свои функции. головного мозга легкие сердце печень желудок кишечник CLICK TO EDIT MASTER TEXT STYLES CLICK TO EDIT MASTER TEXT STYLES
6 слайд Описание слайда:Физиология-наука, изучающая функции человеческого организма и его органов. «Физис»- природа Работа мышц Работа сердца Работа нервной системы Размножение Кровеносная система газообмен терморегуляция
7 слайд Описание слайда:Гигиена –влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей. «гигиенос» — здоровый
8 слайд Описание слайда:Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека. «Психо» — душа
9 слайд Описание слайда:Антропология – наука, изучающая человека как социальное существо.
10 слайд Описание слайда:Умный человек не тот, кто много знает, а тот, что знает самого себя. И. Гете
11 слайд Описание слайда:КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое здоровье — состояние психической сферы — основу которого составляет общий душевный комфорт. Нравственное здоровье — система ценностей, установок, поведения индивида в обществе
12 слайд Описание слайда:КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ Для соматического и физического здоровья — я могу. Для психического — я хочу. Для нравственного — я должен.
13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:Становление наук о человеке Ученый Время вклад Гераклит Конец 4-го начало 5-го веков дон.э Об использовании законов природы Аристотель-древнегреческий философ и учёный. 3-й век до н.э. Изучал человека. Ввел термин «организм». Гиппократ-древнегреческий врач, «отец медицины». 4-3-й века до н.э. Изучал болезни человека.Изучал влияние на здоровье людей природных факторов. Клавдий Гален-римский врач. Авиценна-персидский врач 2-йвек.э 980 – 1037 Изучал строение человека по вскрытым животным. Ему принадлежит первое описание мышц глаза. Леонардо да Винчи-итальянский учёный 14-15 века Изучал строение тела человека.Положил начало пластической хирургии. Рафаэль Санти 14-15 века. Изучение скелета
28 слайд Описание слайда:Становление наук о человеке Ученый Время Вклад Андреас Везалий-бельгийский учёный 15 век Изобразил внутренние органы и скелет человека Уильям Гарвей-английский учёный. 15 -16век Открыл 2 круга кровообращения. Рене Декарт-французскийфилософ 17 век Открытие рефлекса Иван Петрович Павлов -русский ученый Иван Михайлович Сеченов-русский ученый 19-20 век Развили учениео рефлексахИзучал физиологию пищеварения Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. Илья Ильич Мечников-русский ученый 19-20 век Изучение иммунитета
29 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание! ..
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Организм человека, это сложнейшая биологическая система, которая состоит из органов и различных систем. Если происходит сбой в каком -либо органе, это влечет за собой и другие крайне неприятные последствия. Поэтому важно и нужно знать свой организм, чтобы укреплять свое здоровье в любой ситуации. Организм человека- предмет исследования таких наук как анатомия, физиология, психология, гигиена.
Общая информация
Номер материала: ДБ-1613343
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Исследование: мужской фальшивый оргазм, тоже
Согласно новому исследованию, женщины не единственные, кто симулирует удовольствие в постели. Мужчины тоже симулируют оргазм.
В исследовании более 200 студентов колледжей 25 процентов мужчин и половина женщин сообщили, что они разыграли оргазм во время сексуальной активности. Самая большая мотивация подделать это? Желание, чтобы секс закончился, не причиняя неудобства чувствам партнера.
Исследование опубликовано в ноябрьском номере журнала Sex Research.
Разыгрывание оргазма
Исследования неизменно показывают, что от половины до двух третей женщин в какой-то момент испытывали имитацию оргазма. Но поскольку мужчинам сложнее имитировать эякуляцию, чем женщинам — имитировать несколько стонов, немногие исследователи изучали уровень искусственного оргазма у мужчин.
В новом исследовании, проведенном психологами из Канзасского университета, 180 мужчин студенческого возраста и 101 женщина студенческого возраста задали вопрос об их сексуальной истории.Каждого участника спросили, притворялись ли они когда-нибудь испытывающими оргазм. Чтобы поймать тех, кому было стыдно признаться в обмане, участников также спросили, делали ли они «что-то подобное», чтобы притвориться оргазмом.
Почти 100 процентов опрошенных испытали партнерскую сексуальную стимуляцию, будь то ручную или оральную. Чуть менее 70 процентов женщин и 85 процентов мужчин сообщили о половом вагинальном контакте.
Половой акт оказался главным предиктором того, подделал ли кто-то его.Около 10 процентов мужчин и 19 процентов женщин, которые имели половые контакты, но не имели полового акта, испытали фальшивые оргазмы, по сравнению с 28 процентами мужчин и 67 процентами женщин, имевших половой акт и вагинальный половой акт. Претенденты, как правило, были более сексуально опытными и с большей вероятностью испытали оргазм в какой-то момент либо в результате мастурбации, либо во время полового акта.
Пенильно-вагинальный половой акт также был наиболее вероятным типом секса, вызывающим оргазмическое действие. Из тех, кто указал тип секса, во время которого они имитировали оргазм, 86 процентов мужчин и 82 процента женщин сообщили о половом акте.
Причина может быть в том, что люди ожидают оргазма во время полового акта, писали авторы. Несколько мужчин в исследовании сообщили, что имитировали оргазм, потому что у них не было другого способа закончить сексуальный контакт без неловкости.
Почему фейк?
Для мужчин наиболее частыми причинами симуляции было то, что оргазм маловероятен или длился слишком долго, и что они хотели, чтобы секс закончился. Четыре пятых женщин сообщили, что они притворялись, чтобы избежать негативных последствий, таких как оскорбление чувств своего партнера.Половина мужчин сообщили о такой же мотивации.
Участники, которые имитировали, разделили общий сексуальный «сценарий», писали авторы, в котором оба пола испытывают давление до оргазма во время полового акта, причем женщина испытывает оргазм первой. В некоторых случаях люди настолько привязаны к этому сценарию, что упускают шанс получить настоящий оргазм, чтобы имитировать оргазм в «нужное» время. Исследование показало, что 20 процентов женщин делали вид, что испытывают оргазм, потому что их партнер, похоже, вот-вот кончит.
«Некоторые женщины писали, что они действительно могли испытать оргазм, но они выбрали симулированный оргазм в правильной последовательности — до или во время оргазма мужчины — а не настоящий оргазм в неправильной последовательности», — пишут авторы.
Эти сексуальные сценарии оказывают чрезмерное давление на оба пола, сказала Кэрол Эллисон, автор книги «Женская сексуальность: поколения женщин разделяют интимные секреты сексуального самоприятия» (New Harbinger, 2000).
«Когда секс — это спектакль, и когда у секса есть цели — эрекция, половой акт, оргазм — это проблематично», — сказал LiveScience Эллисон, не участвовавший в исследовании. Эллисон утверждает, что сексуальный успех следует переосмыслить как все, что заставляет вас чувствовать себя хорошо по отношению к себе, своему партнеру и как то, что улучшает ваши отношения.
«Если вы измените цель секса на создание взаимного удовольствия и найдете все различные способы получения удовольствия… вы узнаете намного больше о сексуальной реакции», — сказала она. «Секс будет совершенно другим опытом».
.Исследование выявило виновников одного из самых известных научных розыгрышей — пилтдаунского человека | Наука
Пилтдаунский человек с большим мозгом и обезьяньей челюстью был провозглашен главным недостающим звеном в эволюции человека, когда он был обнаружен в гравийном карьере недалеко от небольшой британской деревни в 1912 году. Находка задала темп эволюционным исследованиям на десятилетия и установила Соединенное Королевство как важное место в эволюции человека. Единственная проблема? Пилтдаунский человек оказался одним из самых известных мошенников в истории науки — человеческий череп в сочетании с челюстью и зубами орангутанга.Теперь ученые думают, что они выяснили раз и навсегда, что виноват один-единственный обманщик, а не двуличная клика.
Пилтдаунская сага началась в 1907 году. В том же году рабочий песчаной шахты в Германии обнаружил челюсть Homo heidelbergensis — гоминина возрастом от 200000 до 600000 лет, который теперь считается вероятным общим предком обоих современных людей. и неандертальцы. Эта находка, усугубленная ростом национальной напряженности, которая в конечном итоге привела к Первой мировой войне, вызвала у У. что-то вроде комплекса неполноценности.К. естествоиспытатели. Так что это казалось случайностью, когда 5 лет спустя Чарльз Доусон, профессиональный юрист и любитель ископаемых из Сассекса, Великобритания (ныне Восточный Сассекс, Великобритания), написал своему другу, палеонтологу сэру Артуру Смиту Вудворду, что он обнаружил « толстая часть человеческого (?) черепа, которая будет конкурировать с H . heidelbergensis in solidity »недалеко от сассекской деревни Пилтдаун.
Смит Вудворд и Доусон совместно представили свои открытия Геологическому обществу Лондона в 1912 году.Во время своих первых раскопок они утверждали, что обнаружили несколько частей черепа, похожего на человеческий, нижнюю челюсть обезьяны, несколько стертых коренных зубов, каменные орудия и окаменелых животных. В ходе раскопок, проведенных командой в течение следующих двух лет, были обнаружены клыки, которые по размеру были где-то между человеческими и обезьяньими. Основываясь на цвете костей и окружающих их окаменелых животных, Доусон и Смит Вудворды предположили, что этот человек жил около 500 000 лет назад. Сообщество исследователей эволюции человека в Великобритании с энтузиазмом восприняло Eoanthropus dawsoni , более известного как пилтдаунский человек.Его большая черепная коробка, обезьяноподобная челюсть и зубы были именно тем, что эти ученые ожидали найти от «недостающего звена».
Однако в течение следующих нескольких десятилетий в Африке, Китае и Индонезии обнаруживалось все больше и больше окаменелостей гомининов, пилтдаунский человек потерял свое значение как единственное недостающее звено. Обман обнаружился в 1953 году, когда ученые из Оксфордского университета в Соединенном Королевстве, используя тогда еще новую технику датирования фтора, основанную на том факте, что старые кости со временем поглощают больше фтора из грунтовых вод, обнаружили, что кости пилтдаунского человека были не все одного возраста.Дальнейший анализ показал, что они представляют собой смесь тщательно вырезанных и окрашенных костей человека и обезьяны.
Среди потенциальных преступников, естественно, были Доусон и Смит Вудворд, а также Пьер Тейяр де Шарден, французский священник-иезуит, который участвовал в раскопках, и Мартин Хинтон, волонтер, который работал со Смитом Вудвордом, среди прочих. Рассматривали даже создателя Шерлока Холмса сэра Артура Конан Дойля. Итак, детектив?
На переднем плане Чарльз Доусон (слева) и сэр Артур Смит Вудворд раскапывают гравийный карьер за пределами Университета.К. село Пилтдаун.
Предоставлено Изабель Де ГроотИзабель Де Гроот, палеоантрополог из Ливерпульского университета Джона Мура в Великобритании, начала изучать этот вопрос в 2009 году, применив современные технологии сканирования и анализ ДНК к исходным материалам. Она и ее коллеги сравнили компьютерную томографию (КТ) нижней челюсти и зубов с известными образцами обезьян и пришли к выводу, что все эти фрагменты принадлежат орангутангу.Секвенирование ДНК зубов показало, что все они произошли от одного и того же орангутана , который, как подозревает Де Гроот, фальсификатор или фальшивомонетчики могли получить в магазине редкостей.
Человеческие кости, которые, как уже было установлено, принадлежали по крайней мере двум людям, раскрыли меньше секретов. Хотя эти кости необычайно толстые — факт, который первоначально использовался в качестве аргумента в пользу их доисторического происхождения, — Де Гроот говорит, что они не выходят за рамки нормальных человеческих вариаций. К сожалению, исследователям не удалось извлечь ДНК из костей, и радиоуглеродное датирование не удалось.
Изучая компьютерную томографию, Де Гроот также заметил странную грязно-белую замазку на поверхности практически каждой кости. Эта замазка была закрашена и окрашена, а в некоторых случаях использовалась для заполнения трещин и щелей, случайно созданных фальсификатором. Внутри черепа и зубов она обнаружила крошечные камешки, набитые внутри полых камер, запечатанных той же замазкой. Де Гроот считает, что мистификатор использовал эти камешки, чтобы утяжелить кости, поскольку окаменелые кости заметно тяжелее недавних.
В совокупности, последовательность техники, используемой во всех фрагментах пилтдаунского человека, позволяет предположить, что обман был осуществлен одним человеком, сообщает сегодня группа ученых в Royal Society Open Science . «На протяжении всей сборки есть свидетельства одной руки, одного изготовителя, одной подписи», — говорит Де Гроот.
По словам Де Гроота, наиболее вероятная рука принадлежала Чарльзу Доусону, который умер почти ровно 100 лет назад. Она отмечает, что, будучи геологом-любителем, археологом и историком, он регулярно посещал встречи геологов и антропологов.Он был заядлым охотником за окаменелостями с доступом к коллекциям и знанием того, как должны выглядеть доисторические находки. У него также была привычка к мелким подделкам, а некоторые другие его менее известные находки, которые позже были признаны подделками. Больше всего на свете он отчаянно нуждался в признании и признании в научном сообществе Великобритании, говорит Де Гроот. Письма раскрывают его настойчивые, но в конечном итоге безуспешные попытки вступить в Королевское общество.
«Теперь выясняется, что химические данные подтверждают многочисленные косвенные доказательства того, что Доусон был мозгом, стоящим за мистификацией», — говорит геолог Стивен Донован из Института биоразнообразия Naturalis в Лейдене, Нидерланды, который не участвовал в текущем исследовании.
Доусон смог обмануть экспертов того времени, применив ту же уловку, которую использовали успешные аферисты с незапамятных времен: он показал им то, что они хотели увидеть. «Доусон действительно разыграл очень умную карту, — говорит Де Гроот. «С открытиями, сделанными в Германии, а Британия хотела быть в авангарде науки, возникло ощущение, что« У нас должны быть эти окаменелости и в Великобритании ».
Майлз Рассел, археолог из Борнмута, Великобритания, написавший книгу The Piltdown Man Hoax: Case Closed в 2012 году, говорит, что исследование добавляет научную достоверность его и другим выводам о том, что Доусон совершил обман.«Иметь соучастника в этом… было бы чрезвычайно опасно, ведь фальшивомонетчик подвергался шантажу или, что еще хуже, разоблачению и насмешкам», — говорит он. «Новый отчет подтверждает вероятность того, что фальсификатор, в котором мы больше не можем сомневаться, был Доусон, действовал в одиночку».
Де Гроот говорит, что другой главный подозреваемый в Пилтдауне, Смит Вудворд, был просто невольным участником игры Доусона за славу. По ее словам, хотя он помогал в раскопках, он всегда позволял Доусон руководить работой.
Тем не менее, другие по-прежнему убеждены, что Доусон помог. Фрэнсис Теккерей, палеоантрополог из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге, Южная Африка, говорит, что он «сильно подозревает» Тейяра де Шардена в этой розыгрыше. По его словам, Тейяр де Шарден был известен как шутник. «Я считаю, что Тейяр [де Шарден] был советником Доусона, и что мотивом подделки было то, что изначально это была шутка против [Смита] Вудворда», — говорит Теккерей. «Это была шутка, которая пошла не так, как надо.”
По словам Де Гроота, расчетливое ухищрениеДоусона подчеркивает, почему изучение пилтдаунского человека по-прежнему важно для современной науки. Хотя такая наглая мистификация вряд ли повторится снова в физической антропологии из-за сложности современных аналитических методов, по ее словам, все же существует опасность слишком быстро принять интерпретации, которые соответствуют тому, что ученые ожидают найти. Это особенно верно, когда антропологи копят свои коллекции, говорит Де Гроот, что остается слишком обычным явлением в ее области.
«Пилтдаунский человек — хороший пример того, что нам необходимо сделать шаг назад и посмотреть на доказательства, — говорит она, — а не на то, соответствуют ли они нашим предвзятым представлениям».
.мужчин и женщин обладают общими когнитивными навыками
Мальчики лучше разбираются в математике? Девочки лучше владеют языком? Являются ли способности или культура причиной того, что меньше женщин, чем мужчин, работают учеными и инженерами? Психологи собрали убедительные доказательства того, что когда дело доходит до того, как — и насколько хорошо — мы думаем, мужчины и женщины отличаются очень немногими, но существенными способами.
Доказательства накапливались годами. В 1990 году Джанет Шибли Хайд, доктор философии, психолог из Университета Висконсина, и ее коллеги опубликовали новаторский метаанализ, в котором были собраны данные из 100 различных исследований математической успеваемости.Обобщая данные, собранные более чем с 3 миллионами участников в период с 1967 по 1987 год, исследователи не обнаружили больших общих различий между мальчиками и девочками в успеваемости по математике. Девочки немного лучше справлялись с вычислениями в начальной и средней школе. В старшей школе мальчики демонстрировали небольшое преимущество в решении проблем, возможно, потому, что они посещали больше уроков естественных наук, в которых подчеркивались эти навыки. Но мальчики и девочки одинаково хорошо понимали математические концепции, и любые гендерные различия фактически сузились с годами, что противоречит понятию фиксированного или биологического дифференцирующего фактора.
Что касается вербальных способностей, то в 1988 году Хайд и его коллеги сообщили, что данные 165 исследований показали, что преимущество женщин настолько незначительно, что не имеет смысла, несмотря на предыдущие утверждения, что девочки более склонны к вербальной речи. Более того, авторы не нашли доказательств существенных гендерных различий в каком-либо компоненте вербальной обработки.
В отчете 2005 года Хайд рассмотрел 46 различных метаанализов половых различий, не только в познании, но и в стиле общения, социальных и личностных переменных, моторном поведении и моральном мышлении.В половине исследований половые различия были небольшими; в другой трети их практически не было.
Также в 2005 году Элизабет Спелке, доктор философии, психолог из Гарвардского университета, и ее коллеги проанализировали 111 исследований и пришли к выводу, что гендерные различия в математических и естественных способностях имеют генетическую основу в когнитивных системах, возникающих в раннем детстве. Тем не менее, исследования показали, что мужчины и женщины в целом обладают равными способностями к математике и естественным наукам. Фактически, мальчики и девочки в возрасте 6 месяцев одинаково хорошо справляются с задачами, лежащими в основе математических способностей.
Несмотря на такие свидетельства, вопросы о гендерных различиях сохраняются, отчасти потому, что мужчин по-прежнему больше, чем женщин в естественных науках и математике. В 2007 году Дайан Халперн, доктор философии, и ее коллеги, включая Хайда, опубликовали консенсусное заявление относительно этого несоответствия. Действительно, исследования показывают, что женщины, как правило, набирают немного больше, чем мужчины, по вербальным способностям, в то время как мужчины, как правило, имеют небольшое преимущество, когда речь идет о зрительно-пространственных навыках, сообщают исследователи. Однако биология — лишь небольшая часть объяснения.Исследователи приходят к выводу, что ранний опыт, образовательная политика и культура также сильно влияют на успехи в математике и естественных науках.
Другие исследования показывают, что когда дело доходит до математики, девочки и мальчики одинаково способны. Анализ, проведенный в 2008 году Хайдом и его коллегами, показал, что у детей от 2 до 11 классов не было гендерных различий в математических навыках. А в 2009 году доктор философии Хайд и Джанет Мертц сообщили, что, хотя мальчики чаще, чем девочки, получают высшие баллы по математике, этот гендерный разрыв со временем сокращается.Фактически, они сообщили, что разрыв меньше в странах с большим гендерным равенством, предполагая, что гендерные различия в успеваемости по математике во многом обусловлены культурными и экологическими факторами.
.Исследование обнаруживает некоторые существенные различия в мозге мужчин и женщин | Наука
Крупнейшее исследование по изучению половых различий в анатомии мозга показало, что у женщин, как правило, более толстая кора головного мозга, а у мужчин — больший объем мозга.
Источник изображения / Фото Alamy StockАвтор: Майкл Прайс
Распространяются ли анатомические различия между мужчинами и женщинами — половые органы, волосы на лице и тому подобное — на наш мозг? Вопрос был столь же трудно ответить, как это было спорным. Крупнейшее в своем роде исследование с визуализацией мозга действительно обнаруживает некоторые половые особенности, но в целом больше сходства, чем различий. Работа поднимает новые вопросы о том, как различия в мозге между полами могут влиять на интеллект и поведение.
На протяжении десятилетий исследователи мозга заметили, что в среднем мужской мозг имеет тенденцию иметь немного больший общий объем мозга, чем женский, даже с поправкой на больший средний размер тела мужчин.Но, как известно, сложно точно определить, какие субструктуры в мозге более или менее объемны. В большинстве исследований изучались относительно небольшие размеры выборки — обычно менее 100 голов мозга — что делало невозможными крупномасштабные выводы.
В новом исследовании группа исследователей во главе с психологом Стюартом Ричи, докторантом Эдинбургского университета, обратилась к данным UK Biobank, продолжающемуся долгосрочному биомедицинскому исследованию людей, живущих в Соединенном Королевстве, с участием 500000 человек. .Подмножество тех, кто участвовал в исследовании, прошли сканирование мозга с помощью МРТ. У 2750 женщин и 2466 мужчин в возрасте 44–77 лет Ричи и его коллеги исследовали объемы 68 областей мозга, а также толщину коры головного мозга, морщинистого внешнего слоя мозга, который, как считается, важен для сознания, языка и памяти. , восприятие и другие функции.
С поправкой на возраст в среднем они обнаружили, что у женщин, как правило, кортикальный слой значительно толще, чем у мужчин. Более толстая кора головного мозга была связана с более высокими баллами по различным когнитивным тестам и тестам общего интеллекта.Между тем, у мужчин объем мозга был выше, чем у женщин, во всех подкорковых областях, на которые они смотрели, включая гиппокамп (который играет широкую роль в памяти и пространственном восприятии), миндалевидное тело (эмоции, память и принятие решений), полосатое тело (обучение, торможение). , и обработка вознаграждения), и таламус (обработка и передача сенсорной информации в другие части мозга).
Когда исследователи скорректировали числа, чтобы посмотреть на подкорковые области относительно общего размера мозга, сравнения стали намного ближе: было только 14 областей, где у мужчин был больший объем мозга, и 10 областей, где у женщин.
Объемы и толщина коры головного мозга у мужчин также имели тенденцию отличаться намного больше, чем у женщин, сообщают исследователи в этом месяце в документе, размещенном на сервере bioRxiv, который делает статьи доступными до того, как они будут рецензированы.
Это интригует, потому что соответствует предыдущей работе, посвященной тестам на секс и IQ. «[Предыдущее исследование] не обнаруживает средней разницы в интеллекте, но мужчины были более разнообразными, чем женщины», — говорит Ричи. «Вот почему наш вывод о том, что мозг участников-мужчин по большинству показателей был более изменчивым, чем мозг участников-женщин, так интересно.Это согласуется со многими другими доказательствами, которые, кажется, указывают на то, что мужчины более изменчивы физически и умственно ».
Несмотря на устойчивые закономерности исследования, связанные с полом, исследователи также обнаружили значительное совпадение между мужчинами и женщинами по объему мозга и толщине коры головного мозга, как и по росту. Другими словами, просто взглянув на сканирование мозга или рост человека, случайно взятого из исследования, исследователям будет трудно сказать, от мужчины оно или от женщины.Это говорит о том, что мозги обоих полов гораздо больше похожи, чем различны.
В исследовании не учитывалось, совпадал ли пол участников с их биологическим обозначением как мужской или женский.
Огромный размер исследования делает результаты убедительными, пишет Амбер Руигрок, нейробиолог из Кембриджского университета в Великобритании, которая изучала половые различия в мозге, в электронном письме на номер Science . «Большие общие объемы у мужчин и более высокая толщина коркового слоя у женщин согласуются с результатами предыдущих исследований.Но поскольку предыдущие исследования в основном использовали относительно небольшие размеры выборки, это исследование подтверждает эти прогнозы ».
Руигрок отмечает один фактор, на который следует обратить внимание в будущих исследованиях: менопауза. Многие из женщин в исследовании находились в возрастном диапазоне стадий менопаузы, и было показано, что гормональные колебания влияют на структуры мозга. По ее словам, это могло сыграть определенную роль в половых различиях, отмеченных в исследовании.
Спорный и до сих пор не решенный вопрос заключается в том, значат ли эти паттерны что-нибудь для интеллекта или поведения.Хотя популярная культура изобилует предполагаемыми примерами интеллектуальных и поведенческих различий между полами, научные исследования подтвердили лишь некоторые из них, такие как более высокая физическая агрессия у мужчин.
На данный момент Ричи говорит, что его работа не способна ответить на такие головокружительные вопросы: он сосредоточен на точном описании различий в мужском и женском мозге, а не на размышлениях о том, что они могут означать.
.