Содержание

функции и 4 основных типа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Каждый человек обладает определённой системой взглядов и мнений, благодаря этой основе он понимает, как вести себя в различных ситуациях и каким образом «строить» жизнь. Поэтому сегодня мы затронем такую тему как мировоззрение и его виды, основные типы, чтобы научиться устойчивости и уверенности, как в себе, так и в своей позиции.

Чтобы немного упростить понимание, хочу провести аналогию с очками для зрения.

  • Большинство людей приобретает очки, сделанные на заказ, и, несмотря на разнообразие моделей, часть из которых уникальна, между ними всё равно присутствует что-то общее, что позволяет нам понять, какой предмет перед нами. Как и отметить совсем неповторимую дизайнерскую идею.
  • У одного бренда товары будут иметь хотя бы одну схожую черту, по которой его легко будет определить.
  • Чтобы стать обладателем очков, необходимо учесть целый ряд факторов: финансовое положение, предпочитаемый стиль одежды, социальная среда, в которой находится человек, модные тенденции сезона, предпочтения и прочее.

Функции, или для чего оно нам?

  1. Поведенческая функция. А это значит, что система ценностей и взглядов имеет непосредственное влияние на наши действия и определяет поведение в конкретных ситуациях. К примеру, личность с определёнными религиозными убеждениями никогда не убьёт даже комара, не говоря о том, что не применит насилие даже в опасной ситуации, чтобы себя защитить.
  2. Познавательная. Знаете выражение: «Нельзя штаны один раз навсегда постирать»? Вот так и со взглядами на окружающую действительность. В процессе жизни мы непрестанно узнаём что-то новое, приобретаем опыт, знания и испытываем разные чувства, и в зависимости от этого корректируется образ мыслей, хотя есть убеждения, которые неизменны, даже если приносят вред «владельцу».
  3. Прогностическая. Опять-таки, благодаря полученному опыту и знаниям мы порой в состоянии предугадать ближайшее будущее. Это позволяет нам планировать деятельность, жизнь, а также избегать неприятных ситуаций. К примеру, родители, боясь нежелательных последствий дружбы ребёнка с девиантными одногодками из неблагополучной семьи, которые, к примеру, употребляют наркотики и алкоголь, всячески препятствуют его общению с ними ведь. Какими бы прекрасными и добрыми людьми эти дети не были, существует риск, что и их сын разделит их взгляды на зависимость.
  4. Ценностная. В силу того, что мы постоянно находимся в поисках ответов на вопросы: «Что такое любовь?», «Что такое плохо или хорошо?», «Зачем я живу?» и прочее, у нас формируется определённая система ценностей, опираясь на которую, мы строим отношения, карьеру, и вообще, жизнь. С помощью расставленных приоритетов нам проще делать выборы, принимать решения и действовать. Они придают нам уверенности в своём мнении, поступках, а также являются маркером для собственной самооценки. Ведь, если я совершил что-то, что, по моему мнению, является благородным поступком, я посчитаю, что я отзывчивый и добрый человек, от чего испытаю удовлетворение.

Типы

С развитием общества, меняются и типы мировоззрения, одни теряют актуальность, другие совсем изживают себя, а третьи являются единственными ориентирами у большинства населения. Итак, давайте рассмотрим, какие системы взглядов различают:

Мифологическое мировоззрение

девушка эльфийкадевушка эльфийка

Ему характерно отожествление природы с живым разумным существом, вера в то, что какие-либо события связаны с действиями мифических существ, видимых и не видимых, но живущих среди людей. Отсутствует разделение между субъективным и объективным. Отчего знания и представления о мире и окружающей действительности, совсем ограничены или неверны.

Несмотря на вышесказанное, в нашем современном мире ещё есть место для мифической системы взглядов, какой бы порой абсурдной она не казалась. Именно это позволяет сохранять связь со своими предками и передавать полученные знания следующим поколениям.

Ну, например, когда чёрная кошка переходит вам дорогу, что вы делаете? Большинство людей до сих пор хватается за пуговицу, или ждёт, пока кто-то другой не пройдёт этой «несчастливой» тропой.

Религиозное

Этот тип более развитый, чем предыдущий, по крайней мере, у него более осмысленный подход, соответствующий моральным и этическим нормам. Имеет огромное влияние на человека, по сути, являясь самым сильным и действенным среди остальных видов. Основан на вере в сверхъестественные силы, которые справедливо распоряжаются судьбами людей.

Поэтому и имеет огромное влияние на человека, контролируя и управляя им. Верующая личность живёт в определённых жёстких рамках, она обязана следовать правилам, иначе разгневает высшие силы, и они накажут либо её, либо её близких людей. Зато в случае послушания и правильных поступков её ждёт поощрение.

Например, женщина не красится, всё внимание отдаёт уборке, детям и молитве, не испытывает радости и удовольствия, зато после смерти в отличие от женщин, идущих за своим интересом попадёт в обещанный рай.

Бытовое

Его ещё называют обыденным, а всё потому, что формируется с детства, постепенно, в житейских условиях. Изначально взрослые знакомят малыша с такими понятиями, как солнце, вода, огонь, животные и прочее. Подрастая, он начинает понемногу понимать устройство мира, у него появляются определённые ожидания и представления.

Родители передают свой опыт, знакомят с традициями и формами построения отношений. Со временем, получая доступ к СМИ, литературе и кинематографу такой ребёнок закрепляет полученную от взрослых информацию и получает новую, следуя своим интересам.

В связи с этим он осознаёт, что из себя представляет, и какими характеристиками наделён, развиваясь, ищет смысл своего существования и дело, которое удаётся лучше всего.

Философское

Чем больше личность посвящает времени саморазвитию, тем чаще возникает потребность анализировать, теоретизировать и подвергать категоризации. Я имею в виду, что, опираясь на материальную и духовную составляющие мира, она пытается обнаружить истину, придав смысл каждому нюансу и событию, происходящему в её жизни.

Научное

Основные показатели этого типа: рациональность, конкретика, логика, реалистичность, точность, объективность и практичность. Современному человеку важно опираться на проверенные факты, а не домыслы, и фантазии.

Способность отойти от субъективизма и умение аргументировать свою точку зрения с помощью логических умозаключений и доводов – являются признаками прогрессивного индивида, который может повлиять на развитие человечества.

Историческое

средневековая парасредневековая пара

Это идеалы, присущие различным эпохам. Ценности, стремления, обстоятельства, потребности, нормы, желания, условия и прочее. Именно время откладывает основной отпечаток на формирование личности, условия, в которых она рождена.

К примеру, в Средневековье совсем не актуально было бороться за свободу мысли и право на самовыражение, ведь все, кто отличался от массы, мгновенно обвинялись в ереси и подвергались казни. Особенно жестоко инквизиторы расправлялись с теми, кто желал получать точные знания, изучая науку, которая, в Античности, наоборот, ценилась.

Художественное

Свойственно людям, которые воспринимают окружающую действительность как чудо, и пытаются придать смысл даже мелочам, обнаруживая в них скрытую для большинства глаз красоту и великолепие. Они умеют поистине восхищаться простыми вещами, на которые обычный человек и не обратит внимания.

Благодаря людям с творческим уклоном и восприятием нас окружают уникальные творения, способные доставить эстетическое удовольствие.

Гуманистическое

Строится на принципах человечности. Приверженцы гуманизма считают, что каждая личность помимо того, что совершенна, так ещё и обладает способностью к саморазвитию и внутренним изменениям к лучшему. Жизнь, данная нам – высшая ценность, и никто в мире не имеет права её прерывать.

Рекомендации для развития

Важность мировоззрения

Думаю, для вас не будет секретом информация о том, что человек достигает успеха не только благодаря благоприятным событиям и упорному труду. Основное значение имеет его образ мыслей. Слышали истории о людях, которые выигрывали миллион, но через короткий промежуток времени вновь становились нищими?

А о том, как миллиардеры теряли всё, залезая в бесчисленные долги, но при этом буквально через год снова были на вершине?

Правильные вопросы

девушка с вопросамидевушка с вопросами

Важно не то, сколько вы имеете в данный момент, а то, как вы этим распорядитесь.

Поэтому выберите время, и задайте себе вопросы:

  • Где я? Вроде бы странный вопрос, вызывающий недоумение, но, прежде, чем куда-то идти, следует оглянуться и внимательно осмотреться. Правда, ведь? Иначе есть риск попасть не туда, куда хотелось бы, или, выбрав совсем небезопасную дорогу, так и не добраться никуда, получив только травмы и увечья. Тут пригодятся созданные и накопленные представления и знания, они будут служить ориентиром.
  • Кто я? Сущность человека имеет такие формы проявления: дух, тело и разум. Какие задачи развития вы перед собой ставите? Как думаете, что в вас преобладает больше и какими характеристиками наделена каждая составляющая? И, конечно же, в чём состоит смысл жизни, предназначение?
  • Как я взаимодействую с окружающей действительностью? Как я строю отношения, как я конкурирую, или добиваюсь своего? Каким образом проявляю интерес, любовь и прочие чувства? Что я предъявляю миру, какую свою часть? Доверяю ли я окружающим?
  • Какой я? От чего я получаю удовольствие, а что вызывает грусть? Отчего злюсь и как успокаиваюсь? Что я думаю о себе? Какие мои основные черты характера? За что я себе благодарен? А от чего мне стыдно? Именно эти и подобные вопросы обязан задать себе каждый человек, только с помощью их он в состоянии исследовать и познать себя. Тогда не будет надобности хвататься за мнение окружающих людей, примеряя их оценки на себя.
  • И последний, немаловажный вопрос: «Чего я хочу?». Мало осмотреть место, в котором находишься, важно ещё понять, какого результата хотите достигнуть по завершению пути, иначе можно без конца плыть по течению, разочаровываясь и испытывая злость каждый раз из-за того, что «прибило» не к тому берегу. Это завершительная стадия познания себя, когда я понимаю, какой я, я могу планировать свою деятельность в зависимости от своих умений и характеристик.

Заключение

Сегодня мы затронули важную тему для каждой сознательной личности, ведь, как вы могли понять, абсолютно все люди обладают определённым набором мнений и ценностей, которые и называют мировоззрением. Напоследок хочу рекомендовать вам посмотреть статью «Конвергентное и дивергентное мышление: какой вид преобладает у вас?».

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Мировоззрение и его структура.

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение – это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности.

Исторические типы: античное (до 5-6 в. н. э.), средневековое (14-15 вв. н. э.), современное (60-ые 20в.).

Уровни существования: индивид, социальная группа, человечество.

Предмет: мир, человек, система связей человека с окружающей действительностью.

 

Типы мировоззрения по способу описания и познания:

— Обыденное (здравый смысл), это система знаний и представлений человека об окружающем его в повседневной жизни материальном мире, а также система принципов и норм, регулирующих повседневную жизнь и обеспечивающих успех практической деятельности.

— Образно-символический (миф и религия, в которых миф описывается с помощью символов)

— Теоретическое мировоззрение (абстрактные понятия) философия.

Компоненты:

— Эмоционально-чувственный (мироощущение, мировосприятие)

— Рациональный (миропонимание, система рационального знания, система логического обоснования мировоззрения)

— Волевой (принцип жизнедеятельности, установки – претворение содержания сознания в жизни, желания, стремления действия)

 

Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

 

Мифология – способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Миф – есть исторически первая форма мировоззрения, для которой характерно непосредственное переживание человеком своего органического единства с окружающим миром в системе абстрактных образов, все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее подкрепляется табу, обычаем или ритуалом.

Главной чертой мифов является синкретизм. Он проявляется в нерасчлененности эмоционального (часть мифологии, где вера в богов и героев) и рационального (здравый смысл, опыт, эмпирические знания), в неразличении противоположностей идеального и материального, духовного и телесного, субъективного и объективного, живого и неживого, сущности и явления, части и целого, естественного и сверхъестественного.

Мифология возникла в первобытном обществе. Его характеризуют 3 закона Леви Брюля:

— Закон мистичности, выражается в явлении анимизм (первобытная вера в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира)

— Закон сопричастности, проявляется в явлении первобытного тотемизма (вера в родство человека с предметами окружающего мира).

— Закон коллективности. Сознание первобытных людей предельно обобществлены. Первобытный человек не воспринимает себя индивидуально, а только как часть целого.

Религия – это образно – символическая форма мировоззрения, для которого характерны вера в сверхъестественное; определенный эмоционально-психологический комплекс, связанный с этой верой; система обрядов, направленных на установление связей между человеком и сверхъестественным миром; нравственное учение или система жизненных принципов, определяемых верой в сверхъестественное; особые соц. структуры (церковь, жречество).

В основе лежит принцип служения божеству. Добродетели – смирение, служение, послушание, пороки – гордыня. Формируются зачатки нетерпимости к другим мировоззрениям, стремление обратить всех в свою «истинную» веру, защита от «неистинной» веры.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философское знание выражается в категориях (абстрактные понятия).

3 подхода к философскому знанию:

— Позитивистско-сциентистский (философия – это наука)

— Религиозно-эстетический (философия – сродни религии и искусству)

— Культурно-исторический (философия – это теоретическое мировоззрение)

 

 

Историко-культурные предпосылки возникновения философии.

 

Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (7-6 вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах – в Индии, Китае, Греции.

Предпосылки:

— Формирование индивидуального самосознания и развитие свободомыслия, без которого не возможно философское творчество.

— Третье разделение труда – отделение умственного труда от физического, появление особого класса людей, занятых духовным производством.

— Прогресс в развитии абстрактного мышления, необходимо для теоретической деятельности.

 

Предмет философии.

Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект – та сфера или область действительности, которую исследует и объясняет данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны объекта составляют ее предмет.

Исходя из определения, философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философия – многоаспектное знание, что подтверждается внутренним делением на множество «субфилософий».

Предметное деление философии:

— История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости)

— Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования)

— Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания)

— Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения)

— Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития)

— Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни)

Предмет философии – наиболее общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, человека и мира.

Структура философского знания.

Структура философии определяется предметом философии.

Предметное деление философии:

— История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости)

— Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования)

— Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания)

— Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения)

— Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития)

— Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни).

Существует также ряд философских дисциплин, которые возникли в философии и обрели статус самостоятельных:

— Этика (учение о морали, о добре и зле, о принципах совместной жизни людей)

— Логика (наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания)

— Философия науки (теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания)

 

 

Проблема бытия в истории философии.

Существуют следующие основные концепции:

a) Монизм – учение о том, что первооснову мира составляет единое начало (Бог, дух, Логос). Многообразие явлений мира рассматривается исходя из единой основы. Может иметь либо идеалистическую, либо материалистическую основу.

b) Дуализм – признание двух первоначал (противоположных): добро и зло, душа и разум, свобода и необходимость. Термин ввел Х. Вольф. Важно, что эти начала равноправны.

 

c) Плюрализм – множественность начал – как правило бесконечное множество, но возможно и просто больше двух

 

Философия буддизма.

Буддизм появился в VIв. До н.э. Основатель: Сидхардха Гаутама

Черта- аскетизм- дух важнее тела и необходимо избавиться от телесных благ ради совершенствования души. Основа буддизма- 4 благородные истины:

1. Всякое существование- страдание;

2. Причина страданий- иллюзия индивидуального Я;

3. Страдание можно прекратить, если выйти из круга бытия;

4. Путь избавления от страданий- соблюдение учиния Будды( благородный путь).

Три этапа благородного пути:
1. Этап мудрости: праведное воззрение и праведное намерение;

2. Этап нравственности: праведная речь, праведное поведение( ненасилие), праведный образ жизни;

3. Этап созерцания (только для монахов): праведное усилие, праведная мысль, праведная сосредоточение( человек полностью сливается с окружающим миром)

Буддизм стал перерастать в мировую религию в III веке до н.э.

 

 

Философия прагматизма.

Прагматизм – американская разновидность позитивизцкой философии. (греч. Прагма –дело действия.) представители – Пирс, Джеймс, Дью и др. Пирс сформулировал прагматич. правило: понятие постигается через его возможные последствия для реального жизненного поведения. Познание объекта есть выяснение возможных практических последствий нашего взаимодействия с этим объектом (в ст. «как сделать наши идеи ясными») Джеймс: 1) наши идеи верования и убеждения – фактические правила для действия. Для того, чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должы лишь определить тот способ действия (поведения), котор. оно способно вызвать. В этом способе действия и заключается для нас всё значение данного утверждения. 2) идеи истины, т.к. помогают установить связь между различными частями опыта, усвоить его по средствам концептуальных схем. Критерием истинности, идей, утверждений, убеждений яв-ся успех деят-сти основанный на них. 3) существуют истинные религиозные верования, т.к. верующие люди более успешны.

Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение – это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности.

Исторические типы: античное (до 5-6 в. н. э.), средневековое (14-15 вв. н. э.), современное (60-ые 20в.).

Уровни существования: индивид, социальная группа, человечество.

Предмет: мир, человек, система связей человека с окружающей действ

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы — Студопедия

Связь философии и медицины.

Основные разделы философии и функции философского знания.

Философия как тип мировоззрения.

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы.

ЛЕКЦИЯ №1.

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА: Философия как феномен культуры

Вопросы:

3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.


По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.


Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение.

Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением.

Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое и религиозное мировоззрение по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

2. Философия как тип мировоззрения.

Истоки философии – в пытливости человеческого разума, согласно Аристотелю, люди начали впервые философствовать вследствие удивления.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo- люблю, sophia – мудрость, в древнерусских источниках — любомудрие). Сначала появились философы, затем слово «философ» и несколько позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, наименование «философ» впервые встречается у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Античные мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая является прерогативой богов, а удел человека – любовь к мудрости, влечение к ней. В диалоге «Пир» Платон уточняет: «Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Из богов никто не занимается философией, поскольку боги и так мудры. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды…Занимаются ею те, кто находится между богами и невеждами» (Платон, диалог «Пир», 204 а-б).

Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть мудрость. Многознание, как учил Гераклит, не прибавляет мудрости. Мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах, явлениях судить, исходя из признания их общей непреходящей основы, и в том, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в единичном, обосновать и объяснить многообразие феноменов человеческого существования. Необходимость подобного подхода осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека. Это, так называемые, вечные философские вопросы, которые на протяжении тысячелетий сохраняют свое значение для человека и для человечества[3].

В отличие от мифологии, которая строит общую картину мира на уровне эмоционально-чувственного познания, философия создает взгляд на мир, ориентированный на рациональное познание, она пытается понять мир, исходя из него самого. Философия существенным образом отличается от других систем знания и познания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете и своем назначении.

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческую схему, под которой следует понимать совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, положении в нем человека. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и рациональным мышлением. Философия, таким образом, становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения.

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, общественные идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого-философа Б.Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять их философию.

Однако не следует забывать, что философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности. Философия не совпадает с мировоззрением, поскольку: во-первых, зарождение мировоззренческого сознания значительно предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, зачатки научного знания и обыденное знание; и, наконец, в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в процессе развития человечества, но также с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. (Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и по-своему отвечает на них).

3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель XVIII века И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?». Век спустя другой немецкий философ М.Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.

Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII–XIX вв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Но при всех вариантах трактовки данной системы, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения своей позиции о соотношении сознания и материи.

Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

Материализм исходит из того, что мир по своей природе материален, извечен, несотворен, материя – первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи (мозга), сознание, таким образом, вторично. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-либо других сил. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека лишь как природное существо, не видя в нем прежде всего общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносились человеком, что зачастую обожествлялись, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т.п.). В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне. Несмотря на всю свою ограниченность, такое материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, счастью, добру, красоте и т.д.

Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Те из них, кто полагает, что сознание существует вне и до природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель и др.). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом (мировым разумом, идеей, волей, Богом). Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир. Иную версию идеалистического решения основного вопроса философии предлагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Это субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм и др.). Субъективный идеализм акцентирует внимание на субъективной стороне жизни человека, его неоднозначном и противоречивом отношении к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека.

И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга, но вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме – либо построению идеальной модели мира, либо проблеме человека, либо взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических вопросов. Нельзя забывать так же и о проблеме отношения человека и общества, человека, погруженного в социум и в мир людей. В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каждой из выделенных философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Таким образом, возможность различных трактовок предмета философии заключается в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в этой связи Л.Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и рекомендовал не забывать о времени, когда было создано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются, по его словам, в философских идеях.

4. Основные разделы философии и функции философского знания.

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющие определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология – философское учение о человеке;

социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Роль и место философии в обществе определяется ее функциями, под которыми мы понимаем ее воздействие на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие, в широком смысле, предстает как влияние на мысли и поведение человека, так и на их обоснование, стимулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т.е. далеко не всегда в логически стройной и информационно ёмкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий, что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций.

Важнейшие из них:

— мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

— методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

— гносеологическая заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

— аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

— праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

— критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

— прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания и функций является важным условием превращения философских положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и самому себе. Исследование исторической динамики предмета философии, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Она сама есть только тогда, когда мы философствуем. Философия есть философствование (М.Хайдеггер). «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» — писал поэт и мыслитель Новалис. Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду «не дома». Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия в мире.

1. Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения

Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. Компоненты мировоззрения: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический (стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте, не отмечается систематичностью, обоснованностью) и теоретический .

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Один из вариантов классификации – мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Мировоззрение используется при принятии решений в условиях недостатка информации.

Проблема зарождения философии. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?

  1. Когда и где? Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (были и другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Разногласия во времени( проблема различия «миф- философское мышление»). Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.

Приблизительно в 6 в до н.э.–бытовые, семейные вопросы, 10 ,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Др.Греции, Индии и Китае.

  1. Из чего? К источникам философии можно отнести:

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения» (Гегель)

В основе философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов (образный). Ф. Проявляет себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи.

Основные концепции происхождения Ф.:

  • Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа (Гегель, Лосев, Коннфорд).

Мифология — I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология — попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, вследствие недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифология обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры.

Мифология ( от греч. mifos — предание, logos — слово, понятие, учение ) — форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.

Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека — объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

  • Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний (космогонии, медицины и т.д.)(Богданов)

  • Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дара божьего.

Каждая концепция имеет «за» и «против».

Синтетический подход–философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

  1. Почему? Необходимо теоретическое понимание действительности.

  • Разделение труда(отделение умствен. от физического).

  • Присущее человеку творчество духа (Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).

  • Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Мировоззрение–это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

  • Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

  • Теоретический — Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику (нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Особенности мифологического мировоззрения.

Мифология — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. О возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак, мифология была древнейшим типом мировоззрения — т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и т.д. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизенно-практическим знанием. Во многом эмоциональный и алогичный характер мифологии отчасти преодолевается в родственной с ней религии.

Мировоззрение и его типы

Мировоззрение человека — это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человеком этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции также являются важной составляющей мировоззрения, по которой зачастую проще всего определить, к какому типу он относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целеустремленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека.Изучение этого явления проводят философы и культурологи, давшие мировоззренческую классификацию. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные, но нужно учесть, что есть и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

Прежде всего отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, но он не отделял это понятие от мировоззрения. То значение, которое принято сегодня, представил Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большую роль играет происхождение системы ценностей, которой придерживается человек (например, выделение религиозного мировоззрения является важным определяющим фактором).Во-вторых, социокультурная среда человека играет важную роль в определении. В-третьих, важно, чтобы человек осознавал окружающие его процессы.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическая, философская, социально-политическая, естественнонаучная и религиозная мировоззрение.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологического и эстетического.

Мифологическое мировоззрение и его типы

Этот тип самый первый, он характерен для первобытного общества и основан на образном восприятии мира.Язычество в полной мере отражает мифологическое мировоззрение, в котором формируется отношение к миру как к одухотворенной среде. Например, незнание природных процессов привело к тому, что люди пытались вызвать дождь с помощью ритуалов или «успокоить» шторм.

В мифологическом типе есть два важных аспекта: поиск сакрального и его допустимость (например, вера в то, что существуют загадки природы, которые не может разгадать человек и ответы на которые есть только перед создателем) , а также общедоступность (вера в то, что существуют явления, причины которых известны каждому).Эти два противоположных способа восприятия сочетаются в мифологическом мировоззрении.

Религиозное мировоззрение и его типы

Религиозный тип основан на принципах, характерных для религии, откуда взялась система ценностей, положение по отношению к другим людям и т.д. и бояться их.

Философское восприятие мира основано на рационалистическом подходе. Практически одновременно он распространился в Древнем Китае, Древней Греции и Древней Индии.Для этого типа характерна способность переосмыслить существующие знания о чем-либо, нормах и традициях.

Социально-политическое и естественнонаучное мировоззрение и его типы

Социально-политический тип мировоззрения характерен для общества со сложной структурой. Здесь мы видим тесную связь с идеологией, отражающую отношение человека к обществу, в котором он живет. Большое значение придается пониманию государственной власти и политического режима.

Т

.

Мировоззрение и его типы

Мировоззрение человека — это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человеком этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции также являются важной составляющей мировоззрения, по которой зачастую проще всего определить, к какому типу он относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целеустремленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека.Изучение этого явления проводят философы и культурологи, давшие мировоззренческую классификацию. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные, но нужно учесть, что есть и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

Прежде всего отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, но он не отделял это понятие от мировоззрения. То значение, которое принято сегодня, представил Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большую роль играет происхождение системы ценностей, которой придерживается человек (например, выделение религиозного мировоззрения является важным определяющим фактором).Во-вторых, социокультурная среда человека играет важную роль в определении. В-третьих, важно, чтобы человек осознавал окружающие его процессы.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическая, философская, социально-политическая, естественнонаучная и религиозная мировоззрение.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологического и эстетического.

Мифологическое мировоззрение и его типы

Этот тип самый первый, он характерен для первобытного общества и основан на образном восприятии мира.Язычество в полной мере отражает мифологическое мировоззрение, в котором формируется отношение к миру как к одухотворенной среде. Например, незнание природных процессов привело к тому, что люди пытались вызвать дождь с помощью ритуалов или «успокоить» шторм.

В мифологическом типе есть два важных аспекта: поиск сакрального и его допустимость (например, вера в то, что существуют загадки природы, которые не может разгадать человек и ответы на которые есть только перед создателем) , а также общедоступность (вера в то, что существуют явления, причины которых известны каждому).Эти два противоположных способа восприятия сочетаются в мифологическом мировоззрении.

Религиозное мировоззрение и его типы

Религиозный тип основан на принципах, характерных для религии, откуда взялась система ценностей, положение по отношению к другим людям и т.д. и бояться их.

Философское восприятие мира основано на рационалистическом подходе. Практически одновременно он распространился в Древнем Китае, Древней Греции и Древней Индии.Для этого типа характерна способность переосмыслить существующие знания о чем-либо, нормах и традициях.

Социально-политическое и естественнонаучное мировоззрение и его типы

Социально-политический тип мировоззрения характерен для общества со сложной структурой. Здесь мы видим тесную связь с идеологией, отражающую отношение человека к обществу, в котором он живет. Большое значение придается пониманию государственной власти и политического режима.

Естественнонаучное мировоззрение основывается в основном на известных доказанных фактах, в основном из области физики. Здесь мы видим, что большое значение придается законам природы, и позиция «все поддается научному объяснению» наиболее ярко проявляется у людей с таким типом восприятия мира. Стремление к объективности, открытость эксперименту и математике — его основные черты.

Самый яркий персонаж в истории, который одним из первых явил миру такое мировоззрение — Галилео Галилей.

Эстетическое мировоззрение и его типы

Люди с таким мировоззрением воспринимают мир с точки зрения прекрасного, это определяющий принцип. Это характерно для творческих людей с художественно-образным мышлением.

Таким образом, преобладание разных мировоззрений связано с уровнем развития общества.

.

Типы мировоззрения. Философия как мировоззрение

В самом общем смысле мировоззрение — это система представлений человека об окружающем его мире, его месте в нем. Специфика этой системы определяет активность личности, формирует традиции и обычаи. За многовековую историю мировоззрение человека претерпело значительные трансформации.

На каждом этапе развития цивилизации общество характеризуется определенным мировоззрением, и его типы являются доминирующими системами взглядов и представлений в разные периоды.Есть четыре типа: мифологические, религиозные, философские и научные. Отсюда соотношение философии и мировоззрения — соотношение частного и общего.

Мифологическое мировоззрение характерно для первобытных людей. Это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в виде сказок, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, в основном до появления письменности. Он определил нравственную позицию первобытных людей, выступил в качестве первичного регулятора поведения, формы социализации, подготовил почву для возникновения следующего типа мировоззрения.

Религиозное мировоззрение также представляет собой организованную систему представлений о сверхъестественном существе — боге или группе богов. Но в отличие от персонажей мифов главные герои религиозных традиций заявляют о безоговорочном признании своего авторитета. С другой стороны, в обществе, где доминирует мифологическое мировоззрение, человеческая деятельность полностью определяется культурой доминирующего мифа, в то время как индивид может принимать и не принимать религию. Последнее, однако, всегда имеет негативные последствия для субъекта в религиозных странах, а зачастую и в некоторых светских государствах.Философия как мировоззрение, по сравнению с предшествующими типами, представляет собой относительно прогрессивную систему суждений об окружающем мире, поскольку основана не на безосновательных представлениях и образах, а на рациональном мышлении и логических законах. Философия как мировоззрение — это способ объяснения явлений мира и места в нем человека. Философские концепции предлагают подробные решения основного вопроса философии, обоснование моральной позиции. Но они не претендуют на универсальность и не подразумевают ритуалов, характерных для религиозных и мифологических систем.

Философия как мировоззрение и наука имеют общерациональный характер. Но наука — это объективное познание мира, теоретически обоснованное и подтвержденное практически. Кроме того, научное мировоззрение — это систематизированное знание, имеющее отраслевую дифференциацию.

Философия как мировоззрение является предпосылкой возникновения науки и содержит методологическую систему, используемую современными учеными.

Философия — это промежуточный этап между примитивным и позднесредневековым «затемнением» необъяснимых явлений чувственными образами богов, мифологических героев и формированием рациональных инструментов познания.

p> .

Научное мировоззрение

Существуют разные мировоззрения. Самые древние — это религия и мифология. Эти мировоззрения были фантастическим отражением действительности, сформировавшейся в сознании древнего человека.

Однако есть взгляд на мир, общество, природу и все, что окружает людей и происходит внутри каждого человека, не принимающего предрассудков и суеверий. Научное мировоззрение целиком основано на достижениях современных дисциплин и пронизано методами научного исследования и познания.Такой взгляд на Вселенную и место человека в ней отражает явления и объекты в том виде, в каком они существуют в действительности, без заблуждений, лжи и вымыслов. Научное мировоззрение основывается на достигнутом уровне знаний во всех науках.

Есть ряд признаков, отличающих этот взгляд на вещи от других взглядов.

Основным научным мировоззрением является объяснение фактов, их осмысление во всей структуре понятий соответствующей научной дисциплины.Выявляет естественные и причинные связи предметов и явлений. Научное мировоззрение случайно видит необходимость, а для отдельного человека — общее. Кроме того, он предусматривает предвидение, предвидение событий, а также раскрытие надвигающихся явлений и процессов.

Очень важной чертой научного мировоззрения является его системность. Под этим определением мы подразумеваем набор идей, упорядоченных в соответствии с определенными теоретическими принципами.

Обобщенная система человеческих знаний о феноменальной природе, отношении людей к основам естественного существования является научно-естественным аспектом взгляда на Вселенную.Многие вопросы мировоззренческие. Например: «Какова структура и движущая сила развития материи?», «Как природа развивается — по кругу или по пути прогресса?».

Каждое мировоззрение содержит, прежде всего, определенные знания, информацию о природе, познании, общественной жизни. Взгляд на Вселенную отражает направление и характер мышления, являясь основой и духовным центром человеческой индивидуальности.

Научное мировоззрение (как и все остальное) отражает способ существования личности в обществе.Этот путь содержит жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Мировоззрение — важнейшая составляющая сознания человека. В данном случае это не просто один из многих элементов. Мировоззрение — это сложная система, в которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и тому подобное. Таким образом, формируется целостное (в той или иной степени) понимание самих людей и окружающего их мира.

Мировоззрение, в том числе научное, формируется интегрально.Решающую роль в этом играет комбинация его компонентов. Разные элементы сплавов в разных пропорциях дают разные результаты. В какой-то мере это характерно и для мировоззрения. Включает в себя и выполняет важные задачи обобщенные профессиональные, жизненно-практические, повседневные знания. Научная составляющая также является неотъемлемой составляющей.

Следует отметить, что непросветленное сознание и наивность не могут иметь достаточных средств для последовательного, ясного и рационального обоснования и объяснения своих взглядов, в связи с этим, ссылаясь на фантастические мифологические изобретения.

Мировоззрение считается сложной формой сознания, объединяющей различные аспекты человеческого опыта. В нем накапливается опыт понимания смысловой основы жизни человека. Новые поколения, заботясь о духовном наследии своих предков, современников, что-то сохраняют, а категорически отказываются от чего-то отказываться.

.