Любовь с философской точки зрения: Что такое любовь? Почему мы любим? Научная точка зрения
Философия любви: виды и высказывания
Любовь – абстрактное понятие, поэтому выразить определенным термином ее сложно. Для каждого человека любовь означает что-то свое. К этому понятию обращаются философы всех веков, так как это такая же важная и актуальная проблема, как смысл жизни, познаваемость мира, первичность материи или идеи.
Что такое любовь?
Любовь – фундаментальное понятие, которое стоит в одном ряду с умом, честью, совестью и свободой. Нельзя дать ему четкого определения, а само слово используется людьми, чтобы объяснить это абстрактное понятие.
Это понятие не имеет никаких внешних причин, и не вызывается какой-либо определенной причиной: красотой, умом или силой. Если в отношениях человек любит другого за какие-то определенные качества, это просто имитация чувств. Потому что в нашем мире всегда есть другие более красивые, сильные, умные люди. По-настоящему мы любим не за что-то, а потому, что человек есть. И если мы испытываем настоящие чувства, то избранник для нас самый красивый и самый лучший, хотя изначально чувства появились не из-за этого.
Психологические, физиологические и физические причины не объясняют возникновения этих чувств. Чувства показывают человека с метафизической точки зрения, что отличает его от других форм жизни.
Философия любви
Философия любви – отрасль философской мысли, которая отвечает на вопрос о том, что же такое любовь. Эта отрасль также работает над такими понятиями, как: «Существует ли любовь?», «В каких формах она выражается?», а также думает о ее влиянии на организм.
Философы дают разные определения в зависимости от их философских взглядов, культуры разных стран и особенностей общества в конкретный период времени. Из-за этого до сих пор не получается создать единую концепцию этого понятия.
Виды
В древнегреческом языке выделяли следующие ее виды:
- эрос – любовь с почтением, когда другой человек кажется идеалом;
- филия – дружба или привязанность к индивиду, который не является сексуальным объектом;
- сторге – нежность, чаще проявляется к членам семьи;
- агапэ – безусловная, чаще всего проявляется к Богу, и выражается в жертвенности;
- людус – возникает на основе физического влечения, и длится до тех пор, пока приносит удовольствие, с первым появлением скуки проходит;
- мания – одержимость, которая сопровождается ревностью и дикой страстью;
- прагма – явление, когда человек побуждает в себе чувство привязанности с корыстной целью.
Русский философ Соловьев выделял три вида чувств:
- Нисходящая – человек в таких отношениях отдает больше, чем получает. Чаще это чувства родителей к детям, человека к младшим и слабым, а также к Отечеству.
- Восходящая, когда человек получает больше, чем отдает. Это чувства детей к родителям, или животных к хозяевам.
- Половая – дает и получает в равной степени. Это взаимоотношения мужчины и женщины.
Классификации также встречаются разные, что связано с разными мнениями философов и временем, когда эти классификации были созданы.
История возникновения и эволюция понятия
В религии чувство получает первичное значение, как сила полового влечения, и как начало духовного единения. В течение веков она занимало разное место в обсуждениях и мыслях философов.
Античность
В древности люди пытались объяснить ее при помощи божественных и космических сил. Она казалась для них чем-то непонятным. Эмпедокл считал ее началом вселенной, Платон считал, что это демоническая сила, побуждающая стремится к полноте жизни и ее наполненности. Для Аристотеля конечной целью являлась дружба, когда человек желает избраннику всего самого лучшего, и готов пожертвовать собой.
Ферекида, учитель Пифагора – первый сказал о том, что мир существует благодаря этому явлению. Пифагор поддерживал мысль своего учителя, и подчеркивал, что небо и земля связаны чувствами.
Представитель элейской школы Парменид утверждал, что существование вселенной началось с любви. После переворота в философском учении, которое совершил Сократ, о чувствах начинают говорить более приземленно, в рамках человеческого бытия. Сам Сократ считал ее болезнью, потому что она также, как и болезнь меняет наше сознание. Сократ выделяет свою классификацию:
- по телу – она быстротечна, и заканчивает тогда, когда избранник больше не привлекает;
- по душе – она долгосрочна, и основывается не только на физическом влечении, но и на глубокой привязанности.
В целом, в этот период люди пытаются понять, что это за чувство, почему оно появляется, и что из себя представляет.
Средневековье
В патристическую эпоху внимание направлено на четыре вида этого чувства: к противоположному полу, к другу, к врагу и Богу. При этом, восточная патристика верит в то, что основой человеческого существования являются чувства к противоположному полу, в то время как западная патристика говорит о первичности любви к Богу.
Развивается любовная поэзия, которая несет в себе культ женщины, и прославляет любовь к противоположному полу.
Основное отличие этой эпохи – это соотношение любви с мистикой или религией. Над этой проблемой в средневековье работали Данте, Бернард Клервоский и Бонавентура.
Эпоха Возрождения
Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно работали над этой проблемой. Отличительное чертой этого период времени является стремление к красоте, поэтому любовь тоже понимается как красота. Это стремление оказывает большое влияние на произведения искусства того времени.
Новое время
Чувство изучали философы классической немецкой школы, такие как: Иммануил Кант, Георг Фридрих Вильгельм Гегель, Людвиг Фейербах.
Русский философ Лосский отмечал, что люди стремятся стать объектом любви другого человека неосознанно.
История развития этого понятия непостоянна, также как и сама философия. Она зависит от конкретных потребностей общества в определенный момент времени, уровня развития культуры и существующий философских учений.
Восточная философия
На Востоке это понятие тесно связано с сексуальностью и красотой. Такое отношение выражается в произведениях искусства, и является неотъемлемой частью восточной философии. Любовь для восточных людей – соединение сексуальности и духовного начала.
Русская философия
В России философы, которые исследовали это понятия, относятся к представителям религиозной философии. Это Владимир Сергеевич Соловьев, Павел Александрович Флоренский, Николай Федорович Федоров, Иван Александрович Ильин, Николай Александрович Бердяев. Эти философы рассматривали любовь как основание для оправдания человеческого существования.
Для Соловьева – это одновременно развитие личности, и избавление от эгоизма. Бердяев придерживался похожего мнения.
Любовь находит отражение в произведениях русской литературы, где авторы произведений пытаются раскрыть ее сложный характер и стихийную природу. Отличительной чертой русской любовной философии является ее соотношение с религией. Она – Божий дар.
Русские люди считают ее трагичным явлением, что легко прослеживается в произведениях литературы. Почти в каждом произведении можно найти безответную любовь, или отчаянных и несчастных возлюбленных. Именно в этом отражается понятие любви для русского народа – она непроста, за нее нужно бороться, и она приносит боль. Она воспринимается как неотъемлемая часть существования человека, придает его жизни смысл, и приносит с собой эмоциональные переживания.
Творчество отражает мысли и чувства людей в определенный период времени, а также определенные течения, которые существовали в это время. Если взять «Война и мир» Толстого, то мы увидим любовные линия в книге, которые наполнены трагичностью. Хотя, не всегда для русского народа это беда и горе. Достигнув цели, или завоевав любимую, человек становится счастлив.
Объяснить, что такое любовь – очень сложно. Она является предметом изучения философов, писателей и обычных людей. Мы все ощущаем ее по отношению к кому-то, но дать конкретное определение не можем. Она сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, дает повод для размышлений и надежду в сложное время. Люди думают о ее влиянии на нас, о том, почему она появляется. Другим вопросом является настоящая любовь и искренняя. Эта тема никого не оставляет в покое, потому что чувства зарождаются бессознательно. Она врывается в наши жизни, когда мы ее не ждем, и завладевает нашим разумом и чувствами. У каждого народа свое определение и восприятие. Но сколько бы философия о любви ее ни исследовала, одно останется неизменным – она навсегда останется большой частью нашей жизни, без которой просто не было бы смысла жить.
Что такое любовь? • Arzamas
Расшифровка
Любовь сегодня является одной из главных ценностей человеческой жизни, культуры, она в центре наших общественных проблем. Наряду с публичным успехом или, скажем, богатством, к которому мы тоже стремимся, любовь, как считается, наполняет смыслом личную жизнь человека. Любви ищут, от неудовлетворенной любви страдают, любовь подвергают испытаниям и так далее. Причем у этого феномена есть выраженный гендерный перекос. Любовь (особенно в патриархальных, традиционалистских обществах) видится как сфера самоутверждения женщин. И часто для самих женщин любовь — это такая форма самореализации, особенно там, где для них затруднены публичные каналы самоутверждения. И, соответственно, такой важнейший институт, как семья, как считается, держится на любви как на такой аффективной базе. Соответственно, поскольку она аффективная, она рождает и напряжение, ведь любовь — это непростая страсть, непростая эмоция.
Надо сказать, что современный феминизм, с одной стороны, пытается преодолеть эту привязку гендера к любви; первые волны феминизма старались минимизировать эти разговоры, перевести сферу самоутверждения женщин в публичную плоскость. Сегодня многие феминисты задумываются о том, как переосмыслить любовь, как сделать ее более свободной, как сделать роль женщины в ней более активной, но тем не менее сохранить ее как важнейшую для женщины ценность.
Это такое введение со стороны нашей повседневной жизни, со стороны социологии. Из него уже ясно, что под любовью мы понимаем не половой акт, упаси господи, или даже сожительство двух и более людей, но понимаем некий нематериальный аффективный довесок, в котором никогда нельзя быть до конца уверенным. Поэтому жизнь в любви (как в нашем обществе, так, в общем-то, и в обществах прошлого) — это всегда вопросы «Люблю ли я?», «Любят ли меня?». Здесь никогда нет уверенности.
Почему так? Согласитесь, что в этой нашей системе ценностей частной жизни, в ее сосредоточенности на вот этом ускользающем аффекте любви есть как минимум что-то странное. И это странное сделало любовь ключевым философским и теологическим понятием западной интеллектуальной истории. В принципе, почти все философы в этой истории соглашались, что любовь есть похвальное, даже обычно вполне разумное стремление к добру, симпатия к другому человеку, влечение вообще к какой-то общественной жизни. Но почему все-таки для нас так важно избирательное стремление к одному индивиду и мы это стремление называем любовью? Ну хорошо, может быть, не к одному, может быть, к нескольким. Как правило, у каждого из нас несколько таких индивидов в течение жизни, но тем не менее это чувство избирательно. В любви есть вот это индивидуальное начало, и оно тоже нуждается в некотором объяснении. Если симпатия к другим людям — это однозначно что-то хорошее, то, как мы увидим, стремление к одному человеку может быть, наоборот, разрушительным для всего остального.
Симпатия — это прекрасно, но зачем обязательно испытывать страсть? Зачем стулья ломать? И, более того, почему для этой ломки стульев выбрана прежде всего половая страсть? Почему в нашей цивилизации так проблематично и так сверхценно удовлетворение этой, конечно, очень важной, но лишь одной из физиологических наших потребностей?
Эти вопросы, я думаю, себе задавал каждый, и, чтобы на них ответить, я вас приглашаю обратиться к интеллектуальной истории, к философии и с этой точки зрения разобраться, почему же любовь стала таким центром, важным для нашей культуры.
Вообще, термин «любовь» — не единственное слово для обозначения самого феномена, о котором мы говорим. Это понятие на редкость богато всякими синонимами, которые его обозначают. Я бы сказал, тут десятки близких между собой слов, которые относятся к любви. В нашем языке — «любовь», «симпатия», «дружба», «страсть». У древних греков, с которых, в общем-то, начинается наша системная интеллектуальная история, тоже было много слов, но прежде всего они различали «эрос» и «филию». Слово «эрос» означает, как можно догадаться, прежде всего половую любовь, но как раз не обязательно избирательную. Стихия эроса охватывает, в общем-то, всех. Мы знаем о боге Дионисе и о дионисийских празднествах. Собственно, богиня эроса — это Афродита, ей тоже были посвящены различные мистические культы. Эрос был очень важен для древних греков. Но, кроме того, у них было слово «филия», которое тоже нам хорошо знакомо, но входит в разные слова типа «филология», «философия», то есть, как ни странно, связано с наукой или с хобби (например, «филателия»). Но есть, скажем, и зоофилия, то есть половой аспект снова возникает. Но по-гречески «филия» — это все-таки было что-то не такое фундаментальное, тяжелое, как эрос, это более спокойное чувство, которое связывало людей. И было еще одно слово, которое потом приобретает значимость, — это слово «агапэ», которое означает, грубо говоря, более духовное, душевное отношение к другому человеку, иногда даже поклонение вышестоящему.
Наш русский корень «люб» отсылает к похвале, к словесной формуле принятия, то есть прежде всего ты говоришь: «Я тебя люблю». Вокруг этих слов вертится, собственно, сам феномен, и в языке это очень видно. Не только в русском: в немецком тот же самый корень. И в то же время в использовании этого слова е
Что такое любовь с философской точки зрения
С точки зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а способностью любить. Начиная с Сократа, любовь рассматривается как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. У Платона любовь – это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях. У Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности. Августин говорит о любви как о мистической способности познания: «мы познаём в той мере, в какой любим». Вслед за Августином Б.Паскаль рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» — как основу истины. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Для Р.Декарта и Б. Спинозы место любви — в сфере страстей. И.Кант и Г.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. Любовь для Фейербаха – это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга. По В.С. Соловьёву, любовь – это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом. Смысл любви – в преодолении эгоизма.
Идеи философии любви получили развитие также в работах В.Розанова, Н.Бердяева. По Шелеру в любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу. Наиболее фундаментальное в 20в. произведение на тему любви – «Метафизика любви» Д. фон Гильдебранда. У Э.Фромма любовь как способ преодоления одиночества, как созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему.
Исключительная роль в понимании и утверждении смысла любви принадлежит христианской религии. Согласно ей, Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному её проявлению – может полюбить человека, животное, природу. В Новом Завете говорится: «..всякий любящий рождён от Бога и знает бога; Кто не любит, тот не познал Бога…» Понимание того, что человек без любви – жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в словах апостола Павла: « Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто… Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.» (1-е послание Коринфянам Апостол Павел 13,1-2). Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. К тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика.
философия. Любовь с точки зрения философии Платона и русской философии
Менялись люди и эпохи, и в каждый век по-разному понималась любовь. Философия и по сей день пытается ответить на непростой вопрос: откуда берется это прекрасное чувство?
Эрот
Любовь, с точки зрения философии Платона, бывает разная. Он делит Эрот на 2 ипостаси: высокую и низменную. Эрот земной олицетворяет собой низшее проявление человеческих чувств. Это страсть и похоть, желание обладать вещами и судьбами людей любой ценой. Такую любовь философия Платона рассматривает как фактор, тормозящий развитие человеческой личности, как нечто мерзкое и пошлое.
Эрот небесный, в противоположность деструктивному земному, олицетворяет собой развитие. Он является творящим началом, германизирующим жизнь, в нем проявляется единство противоположностей. Эрот небесный не отрицает возможный физический контакт между людьми, но на первое место все же выдвигает духовное начало. Отсюда и пошло понятие платонической любви. Чувства ради развития, а не ради обладания.
Андрогины
В своей философии любви Платон не последнее место отводит мифу об андрогинах. Когда-то давно человек был совсем иным. У него было по 4 руки и ноги, а голова смотрела двумя совершенно одинаковыми лицами в разные стороны. Эти древние люди были очень сильны и решили поспорить с богами за первенство. Но боги страшно покарали дерзких андрогинов, разделив каждого на 2 половинки. С тех пор несчастные скитаются в поисках части себя. И лишь те счастливчики, что находят вторую часть себя, наконец получают умиротворение и живут в гармонии с собой и миром.
Миф об андрогинах является важной частью учения о гармонии. Любовь человека философия Платона возводит в ряд возвышенных чувств. Но это касается только любви настоящей и взаимной, ведь не может одна из частей целого не любить другую.
Средневековье
Понятие любви в философии средневековья приобретает религиозный окрас. Сам бог ради любви ко всему человечеству пожертвовал собой ради искупления вселенского греха. И с тех пор в христианстве любовь стала ассоциироваться с самопожертвованием и самоотречением. Только так она могла считаться истинной. Любовь к богу была призвана заменить все другие предпочтения человека.
Христианская пропаганда совершенно исказила любовь человека к человеку, она полностью свела ее к пороку и похоти. Здесь можно наблюдать своеобразный конфликт. С одной стороны, любовь между людьми считается греховной, а половой акт — чуть ли не бесовским действом. Но в то же время церковь поощряет институт брака и семьи. Само по себе зачатие и появление человека на свет является греховным.
Розанов
Русская философия любви зарождается благодаря В. Розанову. Он первый обращается к этой теме среди отечественных философов. Для него это чувство является самым чистым и возвышенным. Он отождествляет любовь с понятием красоты и истины. Розанов идет дальше и прямо заявляет, что без любви невозможна истина.
Розанов критикует монополизацию любви христианской церковью. Он отмечает, что это способствует нарушению морали. Отношения с противоположным полом есть неотъемлемой частью жизни, которую нельзя так грубо отсекать или формализовать продолжением рода. Христианство чрезмерное внимание уделяет непосредственно половым сношениям, не замечая их духовной подоплеки. Розанов воспринимает любовь мужчины и женщины как единое, родовое начало. Именно она движет миром и развитием человечества.
Соловьев
В. Соловьев является последователем Розанова, но вносит в его учение свое видение. Он возвращается к платоновскому понятию андрогина. Любовь с точки зрения философии Соловьева — двусторонний акт мужчины и женщины. Но он дает понятию андрогина новое осмысление. Наличие 2 полов, так сильно отличающихся друг от друга, говорит о несовершенстве человека.
Такая сильная тяга полов друг к другу, к физической близости в том числе, – это не что иное, как желание вновь объединиться. Только вместе оба пола смогут вновь стать единым целым и гармонизировать себя и пространство вокруг. Именно поэтому так много в мире несчастных людей, потому что очень трудно найти вторую часть себя.
Бердяев
Согласно его учению, пол создает конфликт, разъединяя людей. Части, как магниты, стремятся соединиться и обрести любовь. Философия Бердяева вслед за платоновской говорит о двойственности любви. Она бывает звериная, это простая похоть. Но она же может вознести на вершины совершенства духа. Он говорит о том, что после массовой христианизации нужно реабилитировать отношение к половой любви.
Преодоление пола и половых различий — это не соединение, а, напротив, четкое осознание функций каждого пола. Только это может открыть творческое начало и развить индивидуальность каждой личности в полной мере. Именно в любви к противоположному полу и интимной близости четче всего проявляются мужское и женское начало. Именно любовь связывает тело и дух и в то же время возвышает и поднимает человека на новый уровень духовного развития.
Все же разделение любви на плотскую и духовную не случайно. Чрезвычайное потворство похоти и плоти уже сгубили Древний Рим. Бесконечные случайные сексуальные связи надоели всем. Возможно, именно это и стало причиной столь жесткого отношения к интимным связям в христианской религии. Понятие «любовь» философия во все времена возвышала и считала основой жизни и развития. Не важно, по отношению к кому эта любовь — к человеку или к высшему существу. Главное, чтобы любовь не подменялась похотью, именно об этом говорят и греческие философы, и наши отечественные мыслители.
Что такое любовь? | Философия любви
Что такое любовь?
Любовь — самая волнующая тема во все времена. Об этом чувстве много написано, но не каждый человек осознает это явление. В этой статье попробуем во всем разобраться.
Существует множество определений понятия любви. Достаточно открыть Википедию и можно узнать всю историю и все подходы к этому понятию или явлению. Вот, к примеру, одно из распространенных определений. «Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Здесь любовь рассматривается как привязанность и как симпатия. С моей точки зрения это слишком узкое определение или частный случай общего понятия, и оно не отражает всей полноты и всех свойств данного состояния. Если подойти к этому понятию с моих философских размышлений, то под любовью я понимаю духовное чувство бескорыстного и безоценочного отношения не только к другому человеку, но и к окружающему миру. Бескорыстие – это когда мы не требуем ничего взамен.
К примеру, мы часто, когда выполняем какую-либо услугу, думаем о том, а что я получу взамен? А какая выгода мне от того, если я сделаю это? И тут у нас выстраиваются определенные отношения. Отношение человека между людьми или миром в целом. Мир может включать в себя всех людей по отдельности, с которыми мы можем контактировать и общество в целом в лице государства, фирмы, предприятия и т.д. Как правило, мы всегда что-то ждем от них. И, если мы не получаем ожидаемого, то у нас могут возникнуть такие чувства, как обида, злость, ненависть, негодование и т.д., которые могут привести, в отдельных случаях, к депрессии, апатии, отчаянию и даже к страху, к неуверенности в завтрашнем дне, а это есть утечка жизненной энергии, путь к болезни и смерти. (Смотрите статью про здоровье). Понаблюдайте сами за собой, как часто Вы предъявляете претензии или чего-то ждете от окружающих? Что мы хотим получить или ожидаем от своих детей, родителей, друзей, супруга, соседей, начальника, президента и т.д.? Если мы получаем от них ожидаемое, то все хорошо, если нет, то плохо. Мы все время оцениваем ситуации с позиции хорошо или плохо. Особенно это ярко проявляется в отношениях среди близких нам людей. Если он (она) делает то, так как мы ожидаем, то мы любим его (её), если нет, то любовь куда-то исчезает. К сожалению, мы часто путаем чувство любви с чувством страсти. Страсть есть невидимая хватка человека к направленному объекту, объекту ожидаемых событий. А это есть психологическое напряжение, ведущее к растрачиванию жизненных сил или энергии. Мало того это психологическое напряжение может так же возникать и по отношению к самому себе. Ведь мы предъявляем претензии не только к другим, но и к себе и ожидаем от себя тоже каких-то результатов. Здесь имеются в виду такие ситуации, когда мы ставим перед собой цели, например, похудеть, выучить иностранный язык, заработать деньги, устроиться на хорошую работу и т.д., а в итоге не достигаем задуманного и тут начинается самоедство. Начинаем обвинять себя в том, что мы несовершенны, неудачливы, неумны, некрасивы и т.д. Необходимо отпустить хватку не только по отношению к другим, но и по отношению к самому себе. Принять себя таким, какой ты есть, а так же принять других людей такими, какие они есть, не давая оценку хорошо или плохо.
Помимо безоценочного состояния и бескорыстия, любовь включает в себя так же состояние всепрощения. Простить – это значит принять, допустить для себя любой исход событий или действий по отношению к себе и к другим. Любовь и всепрощение – это две стороны одной медали. Нельзя представить любовь без всепрощения, а всепрощение без любви. И тут мы выходим еще на одну грань состояния любви – это чувство благодарности. Так как мы всё принимаем, прощаем и любим, то мы не можем не благодарить все то, что с нами происходит плохое или хорошее. Мы благодарны за само состояние существования, которое доставляет удовольствие от безоценочного состояния и легкости в отношениях со всем миром.
Чтобы примерно представить это состояние, можно привести пример с ребенком. Когда мы по настоящему любим ребенка, то мы не требуем взамен от него ответной любви. Мы искренне хотим ему счастья. Мы благодарны тому, что он есть, что он жив. Это естественное состояние, когда мы получаем чувство удовольствия и счастья от взаимоотношений.
В состоянии любви нас охватывает сила, которая направлена на благо и созидание к объекту любви. Под объектом может пониматься все, что угодно, начиная с себя и заканчивая страной и миром в целом. В настоящем чувстве любви не могут выстраиваться отношения в ракурсе «дашь на дашь». Любовь это всегда бескорыстно, безоценочно и с чувством радости и благодарности. В таком состоянии КПД организма увеличивается в десятки раз. Хочется творить и творить, хочется со всеми делиться, помогать, поддерживать других во всем. В этом состоянии человек генерирует жизненную энергию, он хочет жить.
Любовь — это высшее духовное состояние. Производным от такого состояния являются такие чувства, как: привязанность, симпатия, дружба, взаимопонимание, согласие, долг, совесть, честность, доброта и т.д., т.е. это все положительные состояния психики, направленные на генерацию духовной энергии, сохраняя и подпитывая организм как целое. На биологическом уровне в организме активируется иммунная система. Болезням, просто «нет места» в таком организме. Поэтому любовь и жизнь, в каком-то смысле, — это синонимы.
Когда человек живет в таком состоянии, то тут начинаются маленькие чудеса. Если мы к миру относимся с таким чувством, то и мир отвечает нам тем же. Почему-то, транспорт приходит вовремя, сосед сверху не шумит, ребенок приносит пятерки, в магазине удачно совершаются покупки, а на работе отпуск выпадает в летнее время и т.д. Такое чувство, как будто ты поймал птицу счастья за хвост. В таком состоянии ты ощущаешь себя хозяином и творцом своей судьбы.
Конечно, все это выглядит красиво и сказочно. Но как достичь такого состояния? Все очень просто и одновременно сложно. Простота заключается в том, что понятно куда надо двигаться. А двигаться надо в двух направлениях. Первое, если учесть, что человек есть единство телесного и духовного, то – это развивать и поддерживать в здоровом состоянии и красоте свое тело. Второе развивать свою духовность. (Что такое духовность — смотрите мою статью). А сложность заключается в том, что идти по этому пути непросто, тем более, если ты не знаешь, как идти, т.е. какой метод движения (преодоления пути) использовать.
Читающий статью справедливо может заметить, а испытывал ли сам автор статьи такое чувство, переживал ли он такое состояние? Буду откровенным. В таком состоянии я жил примерно две недели подряд. После прочтения книги Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности», а вернее после её прослушивания в аудиоверсии. Для себя я еще узнал, что я оказывается аудиал. После книги у меня в голове что-то сомкнулось. Что самое интересное Зеланд в своих книгах ничего не говорит о любви. Это просто у меня свои пазлы сошлись после понимания данной книги. Это всего лишь мой опыт, моя мозаика жизни. У Вас будет свой опыт, если Вы ищущий человек.
Так, например, когда я расспрашивал своих друзей, какое впечатление у них оставили книги Зеланда, то они не переживали состояние любви. Двое друзей перешли на сыроедение (фруктоедение), а один друг вообще ничего ценного для себя не нашел. Все мы разные. У каждого свое видение мира.
Вывод: Любовь — это в каком-то смысле человеческая доброта.
В конце статьи я решил включить небольшой видеофрагмент лекции Шри Багавана. В середине видеоотрезка разговор про любовь.
Прошу Вас ответить. А испытывали Вы когда-нибудь подобное чувство? И как долго? И как Вы понимаете состояние любви? Какие книги изменили Вашу жизнь? Комментарии оставьте ниже.
Понравилась статья? Расскажите друзьям.
Любовь
Беннет Хелм
Впервые опубликована 08.04.2005; существенные изменения 21.06.2013
Эта статья посвящена личной любви, или любви отдельных личностей как таковых. Часть философской задачи в понимании личной любви — это различать разные виды личной любви. К примеру, то, как я люблю свою жену, по-видимому, сильно отличается от того, как я люблю свою мать, своего ребенка или своего друга. Эта задача, как правило, идет рука об руку с философским анализом этих видов личной любви, анализом, который отчасти отвечает на разные загадки любви. Можно ли оправдать любовь? А если да, то как? В чем ценность личной любви? Как влияет любовь на независимость того, кто любит, и того, кого любят?
1. Предварительные различия
2. Любовь как единство
3. Любовь как неусыпная забота
4. Любовь как оценивание
4.1 Любовь как определение ценности
4.2 Любовь как дарение ценности
4.3 Промежуточное положение?
5. Подходы с точки зрения эмоций
5.1 Любовь как собственно эмоция
5.2 Любовь как комплекс эмоций
6. Ценность и оправдание любви
Библиография
В повседневных разговорах мы часто говорим примерно такие вещи:
1. Я люблю шоколад (или кататься на лыжах).
2. Я люблю философию (или быть отцом).
3. Я люблю свою собаку (или кошку).
4. Я люблю свою жену (или мать, или ребенка, или друга).
Однако то, что подразумевается под «любовью», в каждом случае различно. (1) Можно понять как то, что мне просто очень нравится эта вещь или очень нравится это делать. Под (2) обычно подразумевается, что я считаю, что моя вовлеченность в какую-то деятельность или быть определенным человеком составляют часть моей личности, и потому моя жизнь стóит того, чтобы ее прожить; можно также сказать, что я ценю это. Напротив, (3) и (4), по-видимому, обозначает форму отношения, которое не может четко ассоциироваться с чем-либо еще. Так, мы можем понимать тот вид любви, который упомянут в (4), примерно как своего рода заботу о другом человеке, причем именно о человеке, каким он сам по себе является, для его (ее) собственного блага (соответственно, (3) можно понимать как разновидность неполноценной формы любви, которая обычно предназначена для людей). Философское рассмотрение любви сосредоточено преимущественно на том виде личной любви, которая описана в (4), эта личная любовь будет в центре внимания и данной статьи.
Даже в рамках личной любви философы, начиная с древних греков, обычно различали три понятия, которые правильно было бы назвать «любовью»: эрос, агапе и филия. Будет полезно различить эти три понятия и кое-что сказать о том, как обычно в современных дискуссиях затемняются эти различия (иногда намеренно) или используются для других целей.
«Эрос» изначально мыслился как любовь в смысле разновидности страстного желания объекта, как правило сексуальной страсти [Liddell et al. 1940]. Нигрен [Nygren 1953a, b] описывает эрос как «любовь желания», или «стяжательную любовь», а следовательно, как эгоцентричную [Nygren 1953b, 89]. Собл [Soble 1989b, 1990] сходным образом описывает эрос как «эгоистичный» и как ответ на достоинства возлюбленного — особенно его доброту или красоту. В описании эроса Соблом явно присутствует отход от сексуальности: любить что-либо в «эросном» (“erosic”) смысле (если использовать тот термин, который употребляет Собл) — значит любить это таким образом, чтобы, отзываясь на его достоинства, зависеть от этих причин. Такое понимание эроса восходит к Платону, к его обсуждению в «Пире», когда Сократ трактует сексуальное желание как ущербный ответ, в частности на физическую красоту, ответ, который должен возникнуть как отклик на красоту души человека, а конечном счете — в ответ на форму, Прекрасное.
Задача Собла в трактовке эроса как зависимой от разума любви состоит в том, чтобы подчеркнуть сильный контраст его с агапе — любовью, которая не связана с ценностью своего объекта. «Агапе» приходит преимущественно через христианскую традицию, подразумевая разновидность любви Бога к нам как к личностям, а также нашу любовь к Богу и, в расширительном смысле, нашу любовь друг к другу — род братской любви. В парадигмальном случае любви Бога к нам агапе является «спонтанной и немотивированной», открывая не то, что мы заслуживаем этой любви, а то, что природа Бога — это любовь [Nygren 1953b, 85]. Вместо того, чтобы отвечать на гипотетическую (antecedent) ценность в своем объекте, агапе предполагает создание ценности в этом объекте и, следовательно, инициирует наше общение с Богом [Nygren 1953b, 87–88]. Поэтому Бадхвар [Badhwar 2003, 58] характеризует агапе «независимо от фундаментальных характеристик любимого человека как конкретной личности», а Собл [Soble 1990, 5] приходит к выводу, что агапе, в противоположность эросу, не рационально зависимое, а рационально «непостижимое», допуская в лучшем случае каузальные или исторические объяснения [1].
Наконец, филия изначально означала нежное отношение или дружелюбные чувства не только к своим друзьям, но, возможно, также и к членам семьи, деловым партнерам и к своей стране в целом [Liddel et al. 1940; Cooper 1977]. Подобно эросу, филия обычно (но не всегда) понимается как ответ на (хорошие) качества того, кого любишь. Это сходство между эросом и филией заставило Томаса [Thomas 1987] задаться вопросом, является ли единственным отличием романтической любви от дружбы сексуальная вовлеченность в первом случае, и будет ли это адекватным описанием тех различий, которые мы испытываем. Провести различие между эросом и филией становится труднее с попыткой Собла уменьшить значимость сексуального в эросе [Soble 1990].
Сохранять различия между эросом, агапе и филией становится еще труднее, когда обращаешься к современным теориям любви (включая романтическую любовь) и дружбы. Поскольку, как будет рассмотрено ниже, некоторые теории романтической любви трактуют ее в соответствии с традицией агапе как создающую ценность в возлюбленном (ср. раздел 4.2.), а другие подходы к романтической любви трактуют сексуальную активность просто как выражение того, что при ином взгляде очень похоже на дружбу.
С учетом того, что здесь сделан акцент на личной любви, христианские представления о любви Бога к людям (и vice versa) будут опущены, а различие между эросом и филией будут размыты, как это обычно и бывает в современных исследованиях. Вместо этого мы в данной статье сосредоточимся на этих современных трактовках любви, включая и романтическую любовь, понимаемую как отношение к другим людям [2].
При рассмотрении любви философский анализ должен быть осторожен, чтобы отделить ее от других положительных установок, которые мы принимаем по отношению к людям, таким как симпатия. Интуитивно любовь отличается от таких установок, как симпатия, с точки зрения ее «глубины», и проблема заключается в том, чтобы прояснить, какого рода эта «глубина», которую мы интуитивно находим в любви. Отчасти это можно найти в некоторых аналитических работах, в которых представлены утонченные концепции симпатии. Так, Сингер [Singer 1991] и Браун [Brown 1987] понимают симпатию как нечто, связанное с желанием, — отношение, которое в лучшем случае включает свой объект, обладающий инструментальной (а не внутренней) ценностью. И все же это кажется неточным: конечно, может быть промежуточное отношение к человеку, находящееся между желанием этого человека как объекта и любовью к нему как к личности. Я могу заботиться о личности ради нее самой, а не просто инструментально, но все же такая забота не означает любви к ней (в смысле: не является достаточной для этого), поскольку, очевидно, я могу точно так же заботиться о своей собаке, и этот вид заботы не является достаточно личностным для любви.
Чаще всего отличать любовь от симпатии с помощью интуитивного представления, что любовь «глубже», — значит объяснять ее на основе понятия отождествления: любить кого-то — значит каким-то образом отождествлять себя с ним, в то время как отождествление (ни в одной из его трактовок) не связано с симпатией. Как утверждает Ниссбаум [Nissbaum 1990, 328], «Выбор между одной потенциальной любовью и другой может ощущаться и быть подобным выбору образа жизни, подобным решению посвятить свою жизнь именно этим ценностям, а не иным»; очевидно, что симпатия не обладает такого рода «глубиной». Включает ли любовь такого рода отождествление, и если да, то как именно понимать такое отождествление, — это яблоко раздора среди представителей различных видов анализа любви.
Другой распространенный способ отличить любовь от прочих личностных установок опирается на особый род оценки, который сам по себе может объяснить «глубину» любви. Опять же, включает ли любовь в сущностном смысле особый род оценки, и если да, то как определить эту оценку, — все это вызывает горячие споры. К вопросам оценки тесно примыкают вопросы оправдания: можем ли мы оправдать любящего или продолжающего любить конкретного человека, и если да, то как? Те, кто полагает, что оправдание любви возможно, обычно трактуют такое оправдание через оценивание, и ответы здесь влияют на различные попытки понять тот род постоянства или приверженности, который, как кажется, включает в себя любовь, равно как и тот смысл, в котором любовь направлена на конкретных людей.
В дальнейшем теории любви осторожно и с некоторым сомнением подразделяются на четыре типа: любовь как единство, любовь как неусыпная забота, любовь как оценивание и любовь как эмоция. Однако должно быть очевидно, что отдельные теории, классифицируемые под одним типом, иногда могут также включать — безо всякого противоречия — идеи, центральные для других типов. Типы, приведенные здесь, частично перекрывают друг друга, а в некоторых случаях попытки классифицировать различные теории могут сводиться к чрезмерному стремлению все разложить по полочкам (о таких случаях будет сказано ниже). Часть этой классификационной проблемы связана с тем, что многие подходы к любви являются квазиредукционистскими, трактующими любовь через такие понятия, как влечение, оценивание, привязанность и т. д., которые сами никогда не анализируются. Даже когда эти подходы избегают явно редукционистского языка, очень часто делается некоторая попытка показать, как один такой «аспект» любви концептуально связан с другими. И в результате нет ясного и очевидного способа классифицировать конкретные теории, не говоря уже о том, чтобы определить, какими должны быть соответствующие классы.
Точка зрения единства утверждает, что любовь состоит в формировании (или желании сформировать) некоторый значимый тип единства, такой как «мы». Следовательно, для теоретиков этого направления центральной задачей становится разъяснить, что такое это «мы» — будет ли оно в буквальном смысле слова новой сущностью, появившейся в мире и состоящей из любящего и его возлюбленной, или же это просто метафора. Варианты этого подхода, возможно, восходят к Аристотелю (ср. [Sherman 1993]), а также могут опираться на Монтеня [Montaigne 1603/1877] и Гегеля [Hegel 1997]; среди современных сторонников этого подхода можно назвать Соломона [Solomon 1981, 1988], Скрутона [Scruton 1986], Нозика [Nozick 1989], Фишера [Fisher 1990] и Делани [Delaney 1996].
Скрутон, в частности, пишет о романтической любви, утве
Существует ли любовь? Что нейробиологи, лингвисты, социологи, философы и психологи думают о романтической близости
С одной стороны, из материальных и письменных источников ученым известно о существовании различных ритуалов, мифов и философских концепций любви. Они позволяют судить о том, как люди в древности проявляли свои чувства и какие практики характеризуют любовь в современном смысле этого слова.
С другой, среди ученых до сих пор нет единого определения любви. Кто-то считает, что это лишь физиологическая реакция организма.
Такая концепция носит универсалистский характер — то есть позволяет ученым сделать выводы о том, что современная любовь (если она существует) ничем не отличается от любви, скажем, в Античности или в Средние века. Научной опорой для таких выводов служат биология и другие естественные науки.
Другие ученые считают, что любовь — это коллективная иллюзия, включающая набор различных культурных мифов, социальных практик и их последующих интерпретаций. Они анализируют различные культурные артефакты: литературные и философские тексты или произведения искусства от древнегреческой вазописи до американской рекламной продукции. Для них любовь — не универсальное чувство: у каждого общества есть свои особенности и ограничения, есть и такие, в которых вообще отсутствует эквивалент понятия «любовь».
Любовь в философии теории познания
Одним из самых известных произведений о любви (на русский язык переведены только несколько отрывков) остается эссе «Любовь и Запад» (L’Amour et L’Occident, 1939), написанное накануне Второй мировой войны. Автор ее — швейцарский философ-антифашист Дени де Ружмон — интересуется причинами духовного и социального кризиса в межвоенный период. По его мнению, любовь существует, и западная цивилизация несколько столетий выстраивалась вокруг этой идеи.
Поначалу это была христианская любовь к Богу и ее воплощение в признанном Церковью браке. В дальнейшем — благодаря распространению придворной культуры и рыцарской поэзии в XII веке — появляется куртуазная любовь-страсть, не имеющая ничего общего с христианскими представлениями о браке.
В центре мира теперь страсть двух возлюбленных, а не постижение любви к Богу через стабильное сосуществование в браке.
Любовь-страсть (поэтическое изобретение XII века) всегда трагична в отличие от христианской, которая предлагает через любовь воссоединиться с Богом. Де Ружмон разбирает одну из самых распространенных в европейской культуре любовных историй: повествование о Тристане и Изольде, в котором герои обречены на страдания и смерть.
Рыцарь Тристан отправился на поиски невесты для своего короля и нашел прекрасную Изольду. По пути обратно они по ошибке выпивают любовный напиток, приготовленный ее матерью для того, чтобы любовь ее дочери и короля была прочной — вместо этого любовь вспыхивает между Тристаном и Изольдой.
Тем не менее король и Изольда женятся, а любовники довольствуются лишь редкими тайными свиданиями. Через некоторое время их разоблачают. Они бегут из королевства. Их находят, Изольду возвращают мужу, а Тристан вынужден покинуть владения короля. В далеких землях Тристана заставляют жениться на другой королевишне.
Однажды Тристан оказался смертельно ранен и попросил своего пажа разыскать и привезти свою возлюбленную. В последний момент ревнивая жена говорит умирающему мужу, что из соседнего королевства пришел корабль под черным парусом. Тристан умирает. Изольда же, сойдя на берег, ложится рядом с любимым и умирает от горя. На могилах двух возлюбленных с тех пор растет переплетающийся цветущий терновник.
Миф о Тристане и Изольде распространился по югу Франции через поэзию трубадуров и менестрелей (так называемая куртуазная, или придворная, поэзия XII–XIII веков). Южная Франция считалась неблагополучным регионом, главными угрозами для правителей ближайших земель были постоянные войны, а для Римско-католической церкви — распространение ереси катаров.
Катары видели в страсти воплощение божественной силы. Куртуазная любовь к Прекрасной Даме, которую воспевали провансальские рыцари и поэты, была отмечена «печатью интеллектуального и трагического напряжения», в котором влюбленный так и не мог воссоединиться со своей возлюбленной навсегда.
Катарская ересь была жестоко подавлена и забыта, тем не менее позднесредневековые поэты сформировали почву для ренессансных любовных сюжетов, а затем трагический любовный мотив стал неотъемлемой частью культуры Нового времени.
Антропология с прагматической точки зрения Иммануила Канта
Хотя можно с уверенностью сказать, что Кант является важнейшим философом современного мира, непременным условием понимания этой области, справедливо также предупредить, что чтение его три критических замечания — непростая задача даже для тех, кто хорошо подготовлен изучением его предшественников. По сути, он изобрел философского немца, его проза суха и абстрактна, его систематический метод с его классической терминологией натянут и искусственно звучит.В качестве альтернативы, чтобы почувствовать вкус Канта на hi
Хотя можно с уверенностью сказать, что Кант является самым важным философом современного мира, непременным условием понимания этой области, также справедливо предупредить, что чтение его три критических замечания — непростая задача даже для тех, кто хорошо подготовлен изучением его предшественников. По сути, он изобрел философского немца, его проза суха и абстрактна, его систематический метод с его классической терминологией натянут и искусственно звучит.В качестве альтернативы, чтобы прочувствовать Канта в лучшем виде, можно попробовать тексты, основанные на его конспектах лекций, в частности, Антропологии. Само по себе его содержание, учитывая множество отступлений и анекдотов, сам его предмет, в целом более интересен, чем его обычные, более технические работы. Это как если бы читали современного Геродота.
Существует преобладающий стереотип Канта, согласно которому он вел скучную, уединенную жизнь, управляемую рутиной, в отдаленной Восточной Пруссии. Основываясь на периоде его славы, когда он был уже пожилым человеком, он искажает характер всей его жизни.Фактически, как ученый с трудностями, учитывая характер экономики немецких университетов того времени, Кант должен был не только поддерживать себя азартными играми (в бильярд и карты, в которых он, по-видимому, имел некоторые способности) и репетиторством (что часто требовало его за пределами Кенигсберга), но также предлагая интересные курсы, которые можно было продавать по подписке для публики. Антропология была одним из таких популярных и относительно прибыльных курсов лекций.
Кантовские источники содержания этих лекций выходили за рамки опубликованных материалов того времени.Сам сын шорника, которого легко отождествляли со своим происхождением из рабочего класса, он поддерживал комфортные отношения со своим сородичем и обнаружил в матросах в порту и в соседних барах (молодой Кант был известным мастером навалом) много интересного. далекие места и экзотические народы, чтобы сообщить своим ученикам. В качестве примера некоторой важности обратите внимание на его отчет об обезьянах и обезьянах и его предположение об их происхождении, общее с нашим — почти за столетие до Дарвина.
.Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Портрет Сократа, копия Римца с греческой статуи, ЛуврФилософия развивает интерес к мудрости, отличной от знания . Философия — это образ мышления о мире, вселенной и обществе. Люди занимаются философией, задавая вопросы о мире и о том, как люди думают. Идеи в философии часто общие и абстрактные . Но это не значит, что философия не касается реального мира.Этика, например, спрашивает, как вести себя хорошо в повседневной жизни. Метафизика спрашивает, как устроен мир и из чего он сделан. Иногда люди говорят о своей «личной философии», то есть о том, как человек думает о мире. Это статья , а не о личной философии людей. Эта статья об идеях, которые долгое время обсуждались философами (людьми, которые думают и пишут о способах мышления).
Один из философских вопросов звучит так: «Есть ли в мире какое-нибудь знание, настолько достоверное, что ни один разумный человек не мог бы в нем усомниться?». [1] Другие вопросы, которые задают философы:
- Что происходит с душой после смерти, как душа попадает в тело до смерти?
- Почему мы родились?
- Зачем нам жить?
- Почему в жизни так много препятствий?
- Как преодолеть страдание?
- В чем важность материальной жизни?
- Будет ли вселенная существовать вечно?
- Что такое красота?
- Есть ли у нас свобода воли?
- Существует ли Бог?
- Существует ли мир вокруг нас?
- Что такое человек?
- Что есть правда?
- Что такое зло?
- Какая связь между разумом и телом?
- Что такое наука?
- Что такое любовь?
Этимологическое значение слова «философия» — «любовь к мудрости».Оно происходит от греческого слова «Философия» , где «Филон» означает «возлюбленная» и «София » означает «мудрость» . [2]
Существуют разные типы философии из разных времен и мест. Некоторые философы пришли из Древней Греции, такие как Платон и Аристотель. Другие пришли из Азии, такие как Конфуций или Будда и Лаоцзы. Некоторые философы средневековья в Европе, например, Вильгельм Оккам или святой Фома Аквинский.
Философы 1600-х, 1700-х и 1800-х годов включали Томаса Гоббса, Рене Декарта, Джона Локка, Дэвида Юма и Иммануила Канта. Среди философов 1900-х годов были Сорен Кьеркегор, Людвиг Витгенштейн и Жан-Поль Сартр.
Философия — это изучение человека и мира с помощью размышлений и вопросов. Это наука и искусство. Философия пытается ответить на важные вопросы, придумывая ответы о реальных вещах и спрашивая «почему?»
Иногда философия пытается ответить на те же вопросы, что и религия и наука.Не все философы дают одинаковые ответы на вопрос. Многие типы философии критикуют или даже атакуют убеждения науки и религии.
В своей работе Критика чистого разума Иммануил Кант задал следующие вопросы: [3]
- Что я могу сказать?
- Что мне делать?
- На что я смею надеяться?
- Что такое человек?
Ответы на эти вопросы дают различные области или категории философии.
Категории в философии [изменить | изменить источник]
Философию можно разделить на разные группы в зависимости от типа вопросов, которые она задает. Ниже приведен список вопросов, разделенных на группы. Один из возможных ответов на эти вопросы можно назвать «философией». Есть много разных «философий», потому что на все эти вопросы у разных людей есть разные ответы. Не все философии задают одни и те же вопросы. Вот вопросы, которые обычно задают философы из западного мира:
Метафизика :
Метафизика иногда разделяется на онтологию (философию реальной жизни и живых существ), философию разума и философию религии; но эти ответвления очень близко друг к другу.
Онтология :
- Какой мир мы видим вокруг себя? (Что такое реальность?)
- Есть ли в мире что-то большее, чем то, что мы видим или слышим?
- Если никто не видит, что что-то происходит, значит ли это, что этого не было?
- Что значит сказать, что что-то возможно? Существуют ли другие миры?
- Есть ли что-то особенное в том, чтобы быть человеком или вообще быть живым?
- Если нет, то почему некоторые думают, что это так?
- Что такое космос? Сколько времени?
Философия разума :
- Что такое разум?
- Что такое тело?
- Что такое сознание?
- Люди делают выбор или они могут выбрать только одно? (Есть ли у людей свобода воли?)
- Что делает слова или идеи значимыми? (Какая связь между значимыми словами или идеями и тем, что они означают?)
Философия религии :
- Есть ли у людей душа?
- Есть ли Бог, создавший Вселенную?
В эпистемологии :
По этике :
- Что такое хорошее и плохое, хорошее и плохое?
- Должны ли люди делать одни вещи, а другие нет?
- Что такое справедливость?
В эстетике :
- Что такое красота? Что, если один человек считает картину красивой, а другой — уродливой? Может ли картина быть красивой и некрасивой одновременно?
- Верные вещи прекрасны?
- Хорошие вещи прекрасны?
- Что такое искусство? Обычно мы думаем, что скульптура в музее — это искусство.Если скульптор вылепит скульптуру в виде камня из глины и поместит ее в музей, многие назовут это искусством. Но что, если человек поднимет камень с земли — камень — это произведение искусства?
В логике :
- Что означают слова, которые мы используем?
- Как мы можем говорить вещи (особенно идеи), имея только одно значение?
- Можно ли выразить все идеи языком?
- Как истинность посылки аргумента влияет на истинность его вывода?
- Как мы можем правильно рассуждать?
В аксиологии :
- Что имеет значение?
- Время действительно деньги? или мы так сделали?
- Имеют ли ценность любовь, красота или справедливость?
Другие отделения включают эсхатологию, телеологию и теологию.В прошлые века естествознание было включено в философию и называлось «натурфилософией».
Есть ли польза от философии? Мало кто будет с этим спорить. Легко утверждать, что философия — это хорошо, потому что она помогает людям мыслить яснее. Философия помогает людям понять мир и то, как люди действуют и думают. Философы считают, что задавать философские вопросы полезно, потому что это приносит мудрость и помогает людям узнать о мире и друг о друге.Некоторые философы могут даже возразить, что вопрос «Хороша ли философия или плоха?» это сам по себе философский вопрос.
Однако некоторые люди думают, что философия вредна, поскольку философия поощряет свободомыслие и часто ставит под сомнение убеждения других. Например, философия, подобная некоторым экзистенциалистским взглядам, утверждает, что в жизни или человеческом существовании нет смысла, кроме смысла, который мы придумываем или изобретаем. Люди некоторых религий не согласны с убеждениями экзистенциализма.
Следует отметить, что все основные науки, включая физику, биологию и химию, являются дисциплинами, которые изначально считались философией. По мере того, как спекуляции и анализ о природе становились все более развитыми, эти темы разветвлялись. Этот процесс продолжается и сегодня; Психология раскололась только в прошлом веке. В наше время такие предметы, как исследования сознания, теория принятия решений и прикладная этика, все больше обретают независимость от философии в целом.Из-за этого философия кажется полезной, потому что она создает новые виды науки.
Философы задают вопросы об идеях (концепциях). Они пытаются найти ответы на эти вопросы. Некоторым мыслителям очень трудно найти те слова, которые лучше всего описывают их идеи. Найдя ответы на некоторые из этих вопросов, философы часто сталкиваются с одной и той же проблемой: как лучше всего рассказать найденные ответы другим людям. В зависимости от значения слов, которые они используют, ответы меняются.
Некоторые философы — мыслители, занятые полный рабочий день (называемые учеными), которые работают в университетах или колледжах. Эти философы пишут книги и статьи о философии и проводят уроки философии для студентов университетов или колледжей.
Другие философы — просто мыслители-хобби, которые думают о философии в свободное время. Небольшое количество мыслителей-любителей так много думают о философии, что могут писать статьи для философских журналов. Другие люди подходят к философии с другой работы.Например, монахи, художники и ученые могут задумываться над философскими идеями и вопросами.
Большинство философов работают, задавая вопросы и ища хорошие определения (значения) слов, чтобы помочь им понять, что означает вопрос.
Некоторые философы говорят, что единственное, что нужно для ответа на вопрос, — это выяснить, что он означает. Единственное, что затрудняет философские вопросы (например, приведенные выше), — это то, что люди на самом деле не знают, что они имеют в виду. Людвиг Витгенштейн верил в это.
Философы часто используют как реальные, так и воображаемые примеры, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. Например, они могут написать о реальном или вымышленном человеке, чтобы показать, что они думают о хорошем или плохом человеке.
Некоторые философы ищут самый простой способ ответить на вопрос и говорят, что это, вероятно, правильный ответ. Это процесс, называемый бритвой Оккама. Другие считают, что сложные ответы на вопросы тоже могут быть правильными. Чтобы увидеть пример философской проблемы, см. Парадокс Бога.
Философы используют логику для решения проблем и ответов на вопросы. Логическая последовательность — краеугольный камень любой приемлемой теории. Философы, не согласные с теорией, часто пытаются найти логическое противоречие в теории. Если они обнаруживают противоречие, это дает им повод отвергнуть эту теорию. Если они не найдут несоответствия, философ может показать, что теория приводит к выводу, который либо неприемлем, либо нелеп. Этот второй подход обычно называют reductio ad absurdum.
Перечисленные здесь люди должны быть настоящими философами, а не участниками социальных или политических кампаний. Списки не претендуют на полноту.
Древнегреческие философы [изменить | изменить источник]
Более поздние европейские / западные философы [изменить | изменить источник]
Современные европейские и американские философы [изменить | изменить источник]
Азиатские / восточные философы [изменить | изменить источник]
.Философия Сократа
Сократ: основатель западной философии
Часто считается отцом западной философии, Сократ известен как неизвестный, но он остается загадочным персонажем, потому что он не оставил нам никаких работ. Греческого философа описывали недоброжелатели (Аристофан), изображавшие его смешным или опасным софистом, или его восторженные последователи (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
Платон, получивший его учение, обычно выражал свою доктрину через рот Сократа и делал его главным плеймейкером большинства своих диалогов.Среди диалогов Платона «Апология», «Критон» и «Федон» дают нам информацию о его жизни и смерти. Обратите внимание, что в конце Симпозиума Алкивиад между физическим уродством Сократа и его моральной красотой сравнил его с гротескной статуей Силена.
Родился в Афинах, событие, которое поднимет его философское призвание: Пифия, оракул из Дельф, который сказал другу, что он самый мудрый из людей, Сократ , сначала недоверчивый, разъяснил значение этих слов и начал жизнь опросов афинян, чтобы выяснить, в чем заключаются ее превосходства.« Все, что я знаю, это то, что я ничего не знаю , , в то время как другие думают, что знают то, чего не знают ». Но этот ясный интеллектуальный конформизм многих беспокоил, и если нескончаемые дискуссии Сократа страстно интересовали молодых людей, им вскоре придется беспокоиться о богатых, которые обвиняли его в нечестии и развращении молодежи. В конце концов он был приговорен к смертной казни после судебного разбирательства, в котором он напрасно использует аргументы своей защиты (Извинения).
Сократ и софисты
Философия Сократа — это первый в каком-то смысле ответ Анаксагору, который утверждал, что человек разумен, потому что у него есть руки.На самом деле превосходство человека в том, чтобы выглядеть умным в своей душе, которая управляет телом и участвует в божественном. Отсюда ряд требований. Если у человека действительно есть душа божественного происхождения (в отличие от устоявшихся верований, Сократ утверждает, что боги не страдают от человеческих страстей), мы понимаем необходимость большего осознания и требование формулы «познай самого себя», начертанной на фронтоне. храма в Дельфах. С другой стороны, контроль над телом усиливается верой в бессмертие души (ср.Платона Федон). Добавьте пример мужества и безмятежности, которые дает нам сам Сократ, прежде чем пить болиголов: он сравнивает лебедя, который в момент смерти поет не о боли, а о радости и надежде.
Философия Сократа как всеобъемлющая философия
Но истинное достоинство души исходит от науки, которая является ее подлинным наследием. Наука, которая не занимается, как сейчас, явлениями внешнего мира: Сократ занимает ту же позицию против теоретиков природы, которые не имеют чувства человечности, и, более того, против софистов, которые, наоборот, не понимают смысла науки. .Комбинируя приемлемые принципы физики и сложные — научную форму первых и заботу о человеческих делах — во вторых, — мудрость или моральная наука становится центральной в его подходе. Отказываясь понимать вселенную, разум должен спуститься вниз, чтобы очистить скрытые в нем истины до состояния потенциальных возможностей (платоновская теория воспоминаний), и он будет вполне способен овладеть этим знанием, не подчиняясь внешним вещам (как показано у Декарта и Канта).Отказ от того, что исходит из чувств и страстей индивидуальной науки, сосредоточит внимание на человеческой природе в том, что является универсальным, одним словом на концепциях, истинным первооткрывателем которых является Сократ. Путем индукции мы приходим таким образом, чтобы идентифицировать виды и выражать их посредством определений: таким образом, Сократ, готовя платоновскую теорию идей, он пытается определить такую храбрость (Laches) или дружбу (Lysis) или искусство жизни, которое ведет к счастью (согласно древней традиции, добро есть счастье) зависит от науки о душе, которая, препятствуя способностям софистов, разоблачает слепоту людей, слишком часто озабоченных бесполезными вещами (богатство, репутация и т.). а потеря интереса к главному — это сказать правду, которая несет в себе их душу. Эта наука начинается с работы по очищению (уже предложенной орфистами и пифагорейцами), которая состоит в том, чтобы отложить полученные взгляды, а затем выделить различные качества (умеренность, справедливость и т. Д.), Которые превратятся в добродетели, если мы будем использовать это правильно. Фактически, точное знание свойства (которое также является преимуществом) запускает непреодолимую тенденцию к завершению, обязательно ведет к добродетели: « Никто не является злым по своей воле, », кроме как по незнанию.Этот метод исключает любое внеинтеллектуальное откровение — сократовский демон — сдерживание, а не творение — и следует диалектике. Благодаря двум стадиям — иронии и акушерскому или акушерскому уму — диалектика позволяет Сократу определять — в атмосфере дружбы — точки согласия между партнерами, то есть истины, общепризнанные как требование разума.
Основатель моральной философии и первый теоретик интеллектуализма (заслуживший враждебность Ницше ), апостол свободы принятия решений и саморефлексии Сократ послужил примером для всей философской традиции.
.