Содержание

методика, что это в психологии, тест Роттера, уровни, виды, результаты, диагностика

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни люди вечно во всем обвиняют кого угодно, лишь бы не себя, а другие признают личные ошибки? Одни уверены, что они ничего не решают в собственной жизни, а другие уверены, что только они распоряжаются ей? Психологи давно нашли ответ на этот вопрос. Все дело в локусе контроля – специфике восприятия мира и принятия ответственности.

Что такое локус контроля

В психологии локус контроля (когнитивная ориентация) – это свойство личности, при котором индивид приписывает свои неудачи и победы только внешним или только внутренним факторам. То есть в первом случае он ищет причины во внешнем мире: враги строят козни, черная полоса или, наоборот, везение и случайность (в случае побед). Во втором случае индивид всегда ищет причины внутри себя. Только он отвечает за все, что случается в его жизни.

Термин «локус контроля» принадлежит Джулиану Роттеру.

Альтернативное название феномена – локус контроля Роттера. Это в психологии отражение представлений индивида о том, насколько он управляет собственной судьбой, насколько влияет на жизненные события. Локус в переводе с латинского означает «место».

Механизм формирования

На формирование того или иного типа локуса контроля, его эволюцию влияет целый ряд факторов: индивидуальные особенности человека, условия воспитания, состояние общества, в котором он живет, исторический момент и многое другое. Под их влиянием у индивида формируется одна из установок: «От меня ничего не зависит» (пассивная позиция), «Все в жизни зависит только от меня» (активная позиция хозяина судьбы).

В 1954 году Роттер предположил, что выбор позиции связан с тем, как часто индивид сталкивался с похвалой и наказанием. Если в ответ на свои действия он получал негативную реакцию, испытывал неприятные эмоции, ощущал негативные последствия, или действия не приносили ожидаемого результата, то у него сформируется убеждение «я ничего не решаю».

Таким образом, большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. У детей из авторитарных семей, с непоследовательным родительским поведением формируется внешний тип контроля. Они с раннего детства привыкли подчиняться, плыть по течению. У детей из семей с демократическим стилем воспитания, последовательным поведением родителей формируется внутренний тип ответственности.

Воспитание, состояние общества, эпоха влияют на тип ответственности. Однако важно помнить, что локус контроля формируется и меняется всю жизнь. В любой момент субъект, если захочет, сможет изменить свою судьбу.

Локус контроля и его виды

Мы уже упомянули, что локус контроля бывает внешним и внутренним, теперь рассмотрим эти типы подробнее. Кроме этого, вероятно, у вас возник вопрос о том, бывает ли нечто среднее. Например, такой тип, когда индивид понимает, что он влияет почти на все, однако он не всемогущ, и иногда не может повлиять на внешние условия. Да, такой вид есть. О нем мы тоже поговорим.

Внешний (экстернальный) локус контроля

Это вера во внешние условия. Личности с этим типом полагают, что все давно предрешено, что они не решают, не влияют на настоящее, а уж тем более на будущее. Удалось начатое – звезды удачно сошлись. Постоянно преследуют неудачи – родился под прокаженной звездой. И т.д. Они переносят ответственность на посторонних, вселенную, высшие силы и прочее. Грубо говоря, они всегда найдут виноватых. Таких индивидов называют экстерналами.

Внутренний (интернальный) локус контроля

Такие люди уверены, что только они управляют своей жизнью, контролируют ее. Их энергия направлена внутрь себя. Субъект всегда ищет причину внутри себя, анализирует свои действия, способности, возможности. Он хвалит или критикует только себя, а не других людей, карму, вселенную или что-то еще. Таких личностей называют интерналами.

Под этим типом психологи чаще всего и подразумевают нечто среднее. Внутренний локус контроля предполагает, что человек осознает некие «погрешности» внешнего мира, он готов принимать то, что не может изменить. Однако и в этом он занимает активную позицию. Речь идет не о терпении, смирении, подавлении. Речь идет об изменении отношения. Как говорится, если жизнь дала тебе лимоны, то сделай лимонад. Вот о чем идет речь. Не встречается абсолютно чистый тип, всегда наблюдается сочетание.

Типы людей и локус контроля

Психологи выявили, что это свойство взаимосвязано с самооценкой. В ходе эксперимента психологи выяснили, что чем выше самооценка человека, тем острее у него развит внутренний контроль. В то же время справедливо обратное: чем больше развит внутренний контроль, тем больше повышается самооценка. Оба компонента имеют прямое отношение к самосознанию человека, то есть его представлениям о самом себе.

Субъекты того или другого типа отличаются друг от друга.

Особенности интернала:

  • берет ответственность за все свои реакции;
  • свободен от мнения окружающих;
  • высоко ценит себя, самодостаточен;
  • живет в гармонии с собой;
  • психологически устойчив;
  • нацеленность на результат.

Как правило, это здоровые, успешные, счастливые люди. Им присуща доброжелательность, позитивное восприятие мира.

А вот что характерно для человека с внешним локусом контроля:

  • отрицают свои ошибки, не пытаются разбираться в них и работать над собой;
  • не верят в себя, не знают своего потенциала;
  • ощущают себя беспомощными;
  • зависят от посторонних;
  • психологически неустойчивы;
  • сдаются при первой же неудаче.

Как правило, их преследует ощущение безнадежности. Они несчастливы, часто болеют, не довольны своей жизнью. Им присуща конформность, агрессия, подозрительность, тревожность.

Чем еще интерналы отличаются от эстерналов:

  • первые смотрят в будущее, вторые зациклены на прошлом;
  • первые с юмором относятся к трудностям, видят в препятствиях возможности, вторые боятся всего нового, неизвестного, трудного;
  • первые всегда отстаивают свое мнение, вторые не могут отстоять свои принципы, убеждения;
  • первые всегда строят планы и устанавливают цели, вторые никогда ничего не планируют, отличаются безответственностью, оттягиванием выполнения чего-либо;
  • первые привыкли работать и могут жертвовать удовольствиями, вторые предпочитают жить одним днем;
  • первые представляют свое будущее ярким, наполненным событиями, вторые – неинтересным, однообразным;
  • для первых время идет быстро, для вторых – медленно;
  • первые очень внимательно относятся к своему времени, вторые не умеют продуктивно организовывать его, распоряжаться им;
  • первые уважают себя, ждут счастья, удачи, любви, вторые не уважают себя, уверены, что в будущем их не ждет ничего хорошего.

Эстерналы чаще страдают от дезадаптации, сталкиваются с психологическими, соматическими и психосоматическими проблемами. Они живут без смысла и цели.

Локус контроля и зрелость личности

Внутренний тип считается чертой зрелой личности. Субъекты равнодушны к мнению других, они анализируют получаемую информацию, трезво оценивают способности и действия, стремятся постоянно улучшать свое положение. Однако ощущение «я все могу» не всегда полезно. Поэтому и нужна золотая середина.

Человек должен ставить реалистичные цели и не пытаться изменить то, что действительно не подвластно ему. В противном случае это чревато разочарованием, фрустрацией, депрессией. Кроме этого, нужно учитывать общее состояние общества. Если в целом наблюдается нестабильная обстановка, то не стоит строить грандиозных планов на будущее.

Методика изучения локуса контроля

В 1966 году Роттер разработал методику для диагностики локуса контроля. Позже другие психологи предлагали модификации теста.

Мы рассмотрим оригинальный вариант (шкала «Локус контроля») и одну из модификаций – «Когнитивная ориентация» (О. П. Елисеев).

Шкала «Локус контроля»

Эта методика позволяет не только определить тип личности (экстернал или интернал), но и определить готовность индивида признавать свою роль, ошибки или достижения в разных сферах жизни (работа, здоровье, семья, неудачи и достижения).

Подтвердите или опровергните каждое из 44 утверждений:

  1. Карьерный рост зависит от удачи, а не от способностей человека.
  2. Большая часть разводов случается из-за того, что люди не хотят и не умеют идти навстречу друг другу.
  3. От болезней никто не застрахован, это нельзя предугадать или предотвратить.
  4. Одиночество настигает холодных и черствых людей.
  5. Большая часть реализации моих желаний зависит от удачи.
  6. Нельзя завоевать симпатию другого человека, ты или нравишься ему или нет.
  7. Деньги и родительское влияние воздействует на брак не меньше, чем сами супруги.
  8. Часто мне кажется, что я ничего не решаю в собственной жизни.
  9. Дело идет лучше, если руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не предоставляют им свободу.
  10. В школьные годы мои оценки чаще всего зависели от внешних факторов, например, настроения учителя, а не от моих усилий.
  11. Я всегда верю в то, что смогу осуществить задуманное, верю в свои планы.
  12. То, что со стороны выглядит как счастливый случай, на самом деле результат долгого и упорного труда, планирования.
  13. Здоровый образ жизни гораздо полезнее для здоровья, чем врачи и таблетки.
  14. Есть такое понятие «не сошлись характерами». Если это случается, то тут ничего не поделаешь – люди расходятся.
  15. Мои вложения всегда оцениваются по достоинству.
  16. Характер и будущее детей зависит от того, какими их воспитывают родители.
  17. Я не верю в счастливый или несчастливый случай, ничего не предрешено.
  18. Я не строю далеких планов, так как многое в жизни не зависит от меня.
  19. В школьные годы мои оценки напрямую были связаны с тем, как я подготовился.
  20. Если в семье случаются ссоры, то я чувствую вину за собой, а не обвиняю партнера.
  21. Большинство людей плывут по течению и подчиняются судьбе.
  22. Мне нравится такой стиль руководства, при котором начальник предоставляет подчиненным свободу.
  23. Мой образ жизни никак не связан с моими болезнями.
  24. Неуспех случается из-за неудачного стечения обстоятельств.
  25. Если руководитель плохо управляет конторой, то за это ответственны сотрудники.
  26. Нередко мне кажется, что я ничего не могу изменить в семейных отношениях.
  27. При желании я могу заслужить доверие и симпатию любого человека.
  28. Слишком много внешних факторов влияет на становление детей, от позиции родителей ничего не зависит.
  29. Только я отвечаю за все, что случается со мной. Это я привел себя к этому.
  30. Иногда я не могу понять действия руководителей.
  31. Если человек не может продвинуться по карьерной лестнице, значит, он прилагает мало усилий.
  32. В большинстве случаев я могу добиться от членов семьи того, что мне нужно.
  33. В большинстве моих несчастий виноваты другие люди.
  34. Если внимательно ухаживать за ребенком, то его всегда можно уберечь от болезней.
  35. В трудные моменты я жду, пока проблемы решатся сами собой.
  36. Успех не зависит от везения, это результат упорной работы.
  37. Счастье семьи зависит только от меня.
  38. Иногда я не могу понять, почему одним людям я нравлюсь, а другим нет.
  39. Я не жду помощи от других или вселенной, всегда рассчитываю только на себя.
  40. Нередко вложения человека не оправдывают себя, заслуги остаются непризнанными.
  41. Некоторые семейные конфликты нельзя решить даже при сильном желании.
  42. Если человек не смог раскрыть свой потенциал, развить свои способности, то только он виноват в этом.
  43. За большинство моих побед я благодарен другим людям.
  44. Большая часть неудач случилась только из-за меня, моей лени или незнания.

Сравните свои ответы с ключом, подведите итог:

ШкалаКлючИтоговая отметка
Общая интернальность«ДА»: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44
«НЕТ»: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43
Область достижений«ДА»: 12, 15, 27, 32, 36, 37
«НЕТ»: 1, 5, 6, 14, 26, 43
Область неудач«ДА»: 2, 4, 20, 31, 42, 44
«НЕТ»: 7, 24, 33, 38, 40, 41
Семейная жизнь«ДА»: 2, 16, 20, 32, 37
«НЕТ»: 7, 14, 26, 28, 41
Работа«ДА»: 19, 22, 25, 42
«НЕТ»: 1, 9, 10, 30
Здоровье«ДА»: 13, 34
«НЕТ»: 3, 23

Определите балл по первой шкале и выявите тип локуса контроля. Если получилось 33-34 балла, то преобладает интернальный тип. Баллы от 0 до 11 говорят о преобладании экстернального типа. 12-32 балла говорит о смешанном типе (сильнее выражен тот, который ближе к своему «чистому» значению). Далее оцените готовность брать ответственность в разных сферах.

Расшифровка результатов (по областям): высокие баллы символизируют готовность нести ответственность, активно участвовать в той или иной сфере жизни. Низкие баллы означают, что человек привык занимать пассивную позицию, перекладывать ответственность на коллег, начальника, партнера, других членов семьи, судьбу, вселенную и т.д. Притом он перекладывает ответственность как за свои поражения, так и за свои победы, но иногда только в одной из этих областей. Для точного определения результата обратите внимание на графы «достижения», «неудачи».

Методика «Когнитивная ориентация»

Тестирование определяет тип личности: экстернал или интернал.

Из каждой пары утверждений выберите только одно (запишите букву):

  1. С детьми случаются несчастья, потому что родители часто наказывают их (а) – неприятности с детьми случаются все чаще, потому что родители слишком лояльны с ними (б).
  2. Все беды в жизни человека связаны с неудачей (а) – Люди сами виноваты в своих бедах (б).
  3. Вся аморальщина мира существует только потому, что люди закрывают на это глаза (а) – Определенная доля аморальщины всегда будет, даже если кто-то из людей будет предотвращать это (б).
  4. Рано или поздно все действия человека будут вознаграждены (а) – Чаще всего заслуги человека остаются непризнанными (б).
  5. Неправильно считать, что оценки в школе зависят от предвзятости педагогов (а) – Большинство учеников не осознают, что на их оценку влияет ряд факторов, в том числе случайные обстоятельства (б).
  6. Успех на руководящей должности зависит от удачного стечения обстоятельств (а) – Только от самого человека зависит, сможет он стать хорошим руководителем или нет (б).
  7. Нельзя нравиться абсолютно всем людям (а) – Если вы не смогли кому-то понравиться, значит, вы просто не умеете ладить с людьми (б).
  8. Характер и поведение человека зависит от наследственности (а) – Только жизненный опыт формирует характер и поведение человека (б).
  9. Все решает судьба, что предначертано, то и случится (а) – Нужно активно действовать, а не уповать на судьбу или рассчитывать на случай (б).
  10. Хороший работник выдержит даже проверку с пристрастием (а) – Такой проверки не выдержит никто, даже очень подготовленный человек (б).
  11. Успех никак не связан с везением, это результат упорной работы (а) – Добиться успеха можно при удачном стечении обстоятельств, важно не упустить этот случай (б).
  12. Каждый отдельный человек влияет на судьбу государства (а) – Люди ничего не решают, не могут влиять на решения властей (б).
  13. Я всегда уверен в своих планах (а) – Я не люблю строить далекие планы, так как не всегда уверен, что все будет именно так, многое не зависит от меня (б).
  14. Встречаются люди, которые сами по себе ужасные (а) – В каждом человеке есть что-то хорошее (б).
  15. Все мои желания осуществляются только благодаря моим усилиям, это никак не связано с везением (а) – На мой взгляд, доверить случай судьбе и подбросить монету, вполне неплохой способ определения в своих желаниях (б).
  16. Руководящую должность дают только при счастливом стечении обстоятельств (а) – Руководителями становятся те, кто умеют управлять людьми, везение тут ни при чем (б).
  17. В большинстве случаев люди не могут влиять на мировые события (а) – Каждый индивид может быть активным участников общества и в рамках этого влиять на мировые события (б).
  18. Большинство людей не представляют, насколько случайные обстоятельства влияют на жизнь (а) – Везения не существует, как и не существует удачных или неудачных стечений обстоятельств (б).
  19. Нужно уметь признавать свои ошибки (а) – Не нужно никому рассказывать о своих ошибках (б).
  20. Очень трудно узнать, нравитесь ли вы человеку на самом деле (а) – Только от человека зависит круг его общения, нужно уметь располагать к себе других (б).
  21. После черной полосы неизбежно наступит белая полоса (а) – За все неудачи ответственны только вы сами (лень, недостаток знаний, умений и т.д.), пока вы не исправите это, неудачи будут повторяться (б).
  22. Люди могут устранить формализм, остановить очерствение общества (а) – Люди не могут искоренить формализм и бездушие, это одни из тех вещей, с которыми невозможно бороться (б).
  23. Иногда я не понимаю оснований, при которых директор выдает кому-то премию (а) – Награда всегда связана с усердием, вложенными усилиями (б).
  24. Хороший руководитель ждет, что подчиненные сами решат, что им делать (а) – Хороший руководитель подробно объяснит каждому из подчиненных, что тот должен делать (б).
  25. Я часто ощущаю свое бессилие, я не могу повлиять на свою жизнь (а) – Я не верю в случайности и судьбу, только я отвечаю за свою жизнь (б).
  26. Люди страдают от одиночества, потому сами холодны и жестоки с окружающим (а) – Ты либо нравишься человеку, либо не нравишься, не нужно пытаться расположить кого-то к себе (б).
  27. Характер зависит от силы воли (а) – Характер зависит от социума, формируется в коллективе (б).
  28. Только я создаю то, что со мной случается (а) – Порой мне кажется, что я ничего не решаю в собственной жизни (б).
  29. Нередко я не понимаю действий руководителей (а) – За плохое руководство отвечают только работники (б).

Сравните ответы с ключом и по каждой шкале посчитайте число совпадений:

Тип№ вопросаОтветОбщий балл
Экстернальный2А
3Б
4Б
5Б
6А
7А
9А
10Б
11Б
12Б
13Б
15Б
16А
17А
18А
20А
21А
22Б
23А
25А
26Б
28Б
29А
Интернальный2Б
3А
4А
5А
6Б
7Б
9Б
10А
11А
12А
13А
15А
16Б
17Б
18Б
20Б
21Б
22А
23Б
25Б
26А
28А
29Б

Максимум по каждой шкале – 23 балла (6 вопросов являются фоновыми). Преобладает тот тип, по которому получилось большее количество баллов.

Что такое локус контроля и как добиться равновесия

Многих из нас порядочно раздражает контроль. Но уверена, далеко не все задумываются над тем, откуда берет начало контроль и что он собой представляет. Мало того, совсем немногие задумываются что больше влияет на нас в качестве контроля – наше внутренне состояние либо же внешние «контроллеры».

Что такое локус контроля

Итак, для начала расскажу  о понятии локуса контроля. Это степень независимости человека, его активности и самостоятельности. Как одна из самых значимых характеристик личности, локус контроля отображает уровень ответственности человека в достижении каких-либо своих конкретных целей, уровень восприятия своей ответственности за происходящие события и их последствия. При этом есть небольшое (но значимое) различие в локусах: внешний и внутренний. Дело в том, что некоторая часть человеческого населения в большинстве сложившихся ситуаций винит далеко не себя, не свои действия и поступки. В этом случае мы имеем дело с внешним локусом. А уж если человек считает во всем виновным себя, то здесь, ясное дело, локус контроля внутренний.
В процессе изучения явления контроля было проведено множество разнообразных экспериментальных исследований. И вот что стало ясно.
Во-первых, оказалось, что люди с преобладающим внешним локусом контроля чаще всего реагируют на непредвиденные ситуации с испугом, настороженностью. В то время как личности с более развитым внутренним локусом воспринимают эту же задачу более адекватно, часто даже с юмором. А в отношении планирования или воспоминаний о своей жизни первые чаще оборачиваются к прошлому, в то время как вторые – неустанно смотрят в будущее.
Также удивительные результаты были получены касательно исследований локуса контроля и поведения в обществе. Люди с внешним локусом приспосабливаются, подстраиваются под мнение группы, стараясь удовлетворить далеко не своим нуждам. Другие же, с внутренним локусом – оценивая ситуацию более хладнокровно и выдержанно, не боятся выражать свою точку зрения и часто добиваются этим самым завидных успехов.
Итак, люди, с развитым внутренним локусом контроля выделяются тем, что:
  1. Внимательны к окружающим и к информации, поступающей извне. Благодаря этому более правильно строят свое поведение.
  2. Мало восприимчивы к попыткам давления на их мнение и поведение.
  3. Способны стремиться улучшать себя и свое жизненное окружение.
  4. Способны адекватно оценивать свое поведение, свои способности и недостатки.

Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а вот внешний, наоборот – мешает процессу личностного созревания.
Наверное, многие подумали, что уже смогли определить, какой локус у них преобладает? Хотя на самом деле, определить самому это очень сложно. Попробуйте испытать себя: замечайте, как вы реагируете на поступающую информацию – с опаской или наоборот, с интересом?

Развитие локуса

На самом деле, в человеке должны быть равным образом развиты, как внешний, так и внутренний локусы, дабы достичь гармонии в человеческой личности. И на развитие этого самого локуса контроля в первую очередь влияет воспитание человека в семье. Что вполне естественно, ведь какие-то особые личностные качества начинают прививать уже с самого юного возраста.
Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы (папы). Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений). Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе. Распределяя правильно меры пресечения и похвалы можно с успехом воспитать человека, обладающего нормой как внутреннего, так и внешнего контроля.
Конечно, родители могут внушить ребенку, что он ни в чем не виноват, что это «дверь сама его ударила», но нужно понимать, что все должно иметь золотую середину. Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием. А это уже тянет на необходимость обращаться к психологам.
К примеру, подумайте, не выйдет ли боком вашему ребенку (а вполне возможно, что и вам), если вы все время будете говорить ему «Не плач, ты ведь не виноват!», даже если наверняка знаете, что ребенок плачет, чтобы его пожалели и не наказывали. За все нужно платить, и за свои ошибки, и проступки. И ребенок должен учиться это понимать с самого раннего возраста. Другое дело – поддержать ребенка, когда он действительно не виновен в происходящем.
Наверное, многие сталкивались с проблемой избалованных детей. Чаще всего из деток, которым разрешалось все и ни за что они не наказывались, вырастают слишком самоуверенные и наглые взрослые, способные совершать такие действия, о последствиях которых нужно жалеть. Но такие люди не всегда и жалеют, просто потому, что не считают себя виновными. «Так сложились обстоятельства». То есть постепенно ребенок привыкает, что своими криками и истериками добивается всего, что захочет. Эту способность он переносит и во взрослую жизнь. С такими людьми очень сложно найти общий язык. Они, как правило, грубы и слишком самоуверенны. А самое главное – они не ценят чужой труд и совершенно не стремятся прикладывать какие-либо свои усилия к достижению своих целей. За них, по их версии, все сделают другие.
В то же время, казалось бы, нужно воспитывать в человеке чувство ответственности за свои действия. Но опять-таки, в меру. Винить себя всегда и во всем – ведь тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании ребенка, есть большущая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин.
К примеру, в детстве мальчику запрещали гулять во дворе с ребятами, все время кричали дома: «Не бери это! Не стой как вкопанный! Отойди! Не мешай! Не надо трогать!» и т.п. Ребенок, привыкая к чувству опасности, закрылся в себе, у него нет друзей, нет своих собственных желаний (потому как желать ему тоже нельзя), нет уверенности в своих действиях. Все, что он ни сделает, скорее всего (по его мнению), будет неправильно. Из этого мальчика, если все так и будет продолжаться, вырастет крайне застенчивый, неуверенный и почти наверняка очень одинокий мужчина.
Профессиональные воспитатели часто упоминают о необходимости взвешивать родителям свои просьбы и приказы. Ребенок воспринимает их гораздо точнее и эффективнее при небольшом, порционном и, главное, обоснованном количестве.
Уже давно доказано бесспорное влияние следующих факторов на воспитание в человеке того или иного вида локуса контроля. Во-первых, если человек воспитывался и получал целостный опыт (задания и поучения родителей были согласованны между собой и учитывали интересы самого ребенка), то уровень внутреннего локуса заметно приближался к норме. Кстати, на уровень внутреннего контроля также влияет и то, каким ребенком в семье вы являетесь. Единственный ребенок – эгоистичен, как говорят многие, но все опять-таки зависит от поведения родителей. Дети же первенцы также обладают умеренным уровнем локуса внутреннего, т. к. с детства несли хоть какую-то ответственность за младших братьев и сестер.

Как добиться равновесия

Разумеется, востребованной будет являться личность с развитым равномерно как внутренним, так и внешним локусами контроля. И потому многим из нас хочется измениться, стать лучше. Изменить локус контроля, конечно, можно, вот только сделать это немного сложнее, чем выработать со временем. Для взрослой, устоявшейся личности без собственного желания повысить или понизить внутренний или внешний контроль и подавно нелегко. А тем более, если захочется измениться в самые короткие сроки – в таком случае придется обращаться к психотерапевту, дабы он специальными программами помог вам.
В ситуации преобладающего внешнего локуса (когда человек винит всё вокруг себя) гораздо проще без посторонней помощи поменять и уравновесить локусы, достичь желаемой гармонии. Что касается преобладающего, а точнее, слишком преобладающего локуса внутреннего, то он встречается в несколько раз реже, и достигать гармонии самостоятельно в этом случае намного сложнее.
И всё-таки что же можно сделать для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов?! Сразу нужно отметить, что понятие «равновесие» в данном случае нельзя воспринимать буквально – по мнению психологов, правильным соотношением является некоторое преобладание внутреннего контроля над внешним, а не их равнозначные уровни.
Итак, первое правило, которое настоятельно рекомендуется выполнять – это, конечно же, не переносить свою ответственность на чужие плечи. Отвечать за все самому и сполна. Признание своей вины и несение за нее наказания (даже самонаказания, в пределах разумного, конечно) – первый уверенный шаг к уравновешению своих внутренних и внешних локусов.
Если же вы заметили в себе немалую долю именно внутреннего локуса и хотели бы это изменить,  рекомендую прислушаться к таким советам:
  1. Старайтесь понять смысл реализации намерений – чтобы что-то получить, нужно что-то для этого сделать. Не пытайтесь брать все и сразу, не давая ничего взамен. Пытайтесь производить взаимовыгодные сделки, при которых и вы удовлетворите свои потребности, но и не ущемите потребности других.
  2. Старайтесь наблюдать за действиями окружающих и за реакцией других людей на эти действия. Пытайтесь установить связь между поступком человека и реакцией на нее. Пытайтесь понять, за что люди могут злиться на вас или обижаться. Старайтесь быть корректнее в своем поведении и общении.

Если уж вы заметили в себе слабость поддаваться все время реакции группы (возможно, рабочему коллективу или знакомым), и хотите это изменить, попробуйте вести себя следующим образом:

  1. Будьте уверены в себе, в своих действиях и поступках. Старайтесь быть менее восприимчивыми к мнению группы, не бойтесь показать, что это мнение не совпадает с вашим. Но ни в коем случае не забывайте внимательно выслушивать чужое мнение (ведь каждая точка зрения имеет право на существование!).
  2. Старайтесь держать себя в руках – выказывайте меньше негатива к другим личностям.
  3. Не ленитесь менять свою точку зрения в зависимости от получаемой информации. Часто принципиальное «настаивание на своем» не дает положительных результатов, а ведет за собой нервные срывы и обиды. Учитывайте, какую информацию вам преподнесли, а не кто ее преподнес.

Достижению равновесного состояния, безусловно, способствует и развитие своего интеллектуального уровня, выработка собственных жизненных позиций, определение личных нравственных ориентиров и принципов. Помимо этого и вне зависимости от преобладающего локуса контроля, советую уяснить и делать следующее.

  1. Гармония должна пониматься как нечто достижимое и вполне близкое, к текущему состоянию человека. Осознание этого и убеждения себя в этом определяет первоначальный, оптимистично заложенный шаг к самосовершенствованию. Понимая, что до состояния спокойствия и равновесия остается всего несколько шагов, человек старается пройти эти шаги скорее и правильнее, что приводит к хорошему результату. Постарайтесь найти в себе какое-либо хорошее качество. Только не «хорошее» по вашему мнению, а хорошее вообще. К примеру, вы дружелюбны. И это замечают другие. Поймите, что быть дружелюбным – это хорошо. А быть дружелюбным и не бояться ответственности за свои поступки – это еще лучше.
  2. Человек должен ставить маленькие достижимые цели в процессе достижения большой главной цели. Выполнение маленьких целей помогает человеку чувствовать полезность выполнимых действий и внутренних изменений в своей личности. Понятно, что цели и требования к ним по мере роста личности будут усложняться и нагромождаться, что будет свидетельствовать о совершенствовании человека.
    К примеру, попробуйте поставить себе такую цель: «Сегодня я не сброшу ни одну ответственность с себя!». Боритесь за справедливость, отстаивайте свою точку зрения, но не обвиняйте при этом других! Завтра поставьте себе эту же цель, но сроком на неделю. Постепенно вы привыкнете оценивать и анализировать себя и свое поведение так, чтобы понимать свою ответственность.
  3. Нужно помнить, что нельзя откладывать выполнение целей – достижение гармонии это ежедневный труд.
  4. Нужно понимать, что воспитание и самовоспитание – процесс долгий и, по сути, бесконечный. Его результаты могут проявиться как быстро, так и не показываться годами. По достижению равновесия вы сами почувствуете, насколько улучшилась ваша жизнь. Повсюду сопровождающее чувство удовлетворения собой и всем, что вы делаете, станет залогом вашего хорошего настроения и самоощущения. А расширившаяся область интересов и самореализация в них как раз и будет одним из признаков успешной работы в области самосовершенствования. Ваша личность, ваш организм и ваше тело будет довольствоваться собой и гордиться. Старайтесь понять, что вы – это маленькая часть мира, по-своему ответственная за все происходящее, но и по-своему беспомощная. Прекратите искать виноватых – это мало того, что скучное занятие, но еще и совершенно бесполезное. Увидев ошибки и некрасивые проступки людей – учитывайте их и не повторяйте. Искореняйте в себе это! Приобретайте новый опыт!

Каждый человек получает долю своей личности из детства – от семьи, знакомых, воспитателей и учителей. Но равным счетом каждый способен решить, какой личностью ему становиться. В общем, возможно, вас и не контролирует никто в известном всем разумении, возможно, вы сами себя подвергаете контролю. И, скорее всего, внутреннему.
Боритесь за своя «Я», лелейте и наказывайте его, развиваясь и научаясь.

Последние публикации

Локус контроля личности — Студопедия

Под локусом контроля личности (понятие введено американским психологом Дж. Роттером) понимают определенную склонность личности видеть источник управления своей жизнью преимущественно в окружающей среде (экстернальный локус контроля), либо в самом себе (интернальный локус контроля). В соответствии с направленностью личности определяется и отношение к ответственности за совершенные действия, при этом экстерналы возлагают ее на внешние обстоятельства, интерналы берут на себя.

Формирование внешнего или внутреннего локуса контроля связывается с уровнем личностной зрелости. В целом, общепринято положительное отношение к интерналам, как более социально зрелым, дисциплинированным, отличающимся большей терпимостью, целеустремленностью, самостоятельностью, меньшей агрессивностью, что может быть показателем сформированности самосохранительного поведения.

Результаты исследований Д. Лестера, П. Хавена, А.А. Реана, Д.Ю. Карандашева, в свою очередь, обнаруживают связь экстернальности с асоциальным, в том числе делинквентным, поведением. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим конформность, меньшая популярность – характеристики, свидетельствующие о дефиците психического здоровья [11, с.155].


Введенные Ф. Хайдером дополнительные параметры атрибуции стабильность-вариабельность позволили более тонко дифференцировать особенности поведения личности в свете данного подхода. Так, интернальность в области неудач, связанная с вариативным компонентом — мотивацией, активизирует личность, побуждая ее к действиям, тогда как интернальность в связи со стабильным компонентом способствует снижению активности. Эсктернальность в сочетании с вариативным компонентом объясняет происшедшее случайностью: везением или неудачей. Сочетание со стабильным компонентом обычно связывается с объективно трудными или непреодолимыми обстоятельствами в поиске причин неэффективного поведения.

Идея А.В. Брушлинского о том, что человек изначально является социально активным, заставляет искать причины формирования внешнего локуса контроля в тех малых группах, где происходит первичная социализация личности. Ими становятся, прежде всего семья и школа. Базовые потребности человека в уважении, самоуважении, признании его как личности, в сохранении эмоциональной стабильности, в условиях негативных оценок его поведения со стороны окружающих, могут привести к формированию внешнего локуса контроля. Включается защитный механизм, который, снимая ответственность за неудачи, позволяет адаптироваться к постоянно негативным внешним оценкам и сохранять самоуважение. Несмотря на общую положительную оценку интернальности, необходимо отметить, что субъект, который тотально берет на себя ответственность за все неудачи, подвержен серьезному риску дезадаптации. В дальнейшем это может привести к росту дискомфорта, напряжения и как следствие к соматическим заболеваниям. Вероятно, интернальный контроль может способствовать организации эффективного самосохранительного поведения личности, если интернальность в области неудач объясняется уравновешенными причинами интернального и экстернального характера.


Состояние здоровья во многом связано с субъективно-ценностным восприятием человеком этой категории. Подобное понимание, в свою очередь, формирует самосохранительные установки, к которым относится забота о своем здоровье и здоровье близких.

Как показывают исследования, представления жителей России о здоровье традиционны: половина определяет это состояние лишь через негативные понятия – отсутствие или наличие серьезного заболевания. Считая здоровье основой благополучия, человек должен заботиться о нем независимо от возникновения недомогания. Давая здоровью множество интерпретаций, население указывает на его материальную основу и подтверждает необходимость инвестиций для ведения здорового образа жизни и потребления качественных медицинских услуг.

Расстановка ценностных приоритетов влияет на самосохранительное поведения. «Индивидуальный выбор формируется под воздействием ценностей, эмоций и знания. Отсутствует априорная предпосылка, что люди действуют рационально или что они исключительно или в значительной степени заняты преследованием эгоистических интересов или поиском удовольствий» [143].

Согласно данным исследований, россияне выводят здоровье в ранг основных ценностей, наряду со свободой, справедливостью, общением, трудом и вознаграждением за него. Иногда здоровье противопоставляется материальному благосостоянию, семье, труду. Население страны ассоциирует здоровье с набором возможностей, связанных с трудовой деятельностью и получением дохода, рассматривая его в качестве ресурса труда. Такое понимание приводит к максимальной конвертации здоровья в материальные блага, его использования как инструмента для выживания, ист

Понятие локуса контроля в психологии, его влияние на жизнь и поведение человека

Одним из важнейших психологических понятий, характеризующих поведение человека, является понятие локуса контроля. Оно было введено Джулианом Роттером в 1954 году в рамках социальной психологии.

Локус контроль личности определяется тем, какие факторы она считает наиболее сильно влияющими на результат своей деятельности — внутренние (то есть, самостоятельные действия и суждения) или внешние (факторы окружения). Другими словами, тем, считает ли себя человек ответственным за происходящее с ним. Соответственно, первый тип людей называют интерналами (от лат. internus — внутренний), а второй — экстерналами (от лат. external — внешний). Рассмотрим эти типы подробнее.

Внутренний локус контроля

Как уже было сказано, обладатели внутреннего локуса контроля считают, что результат их действий почти полностью зависит от них. Например, если такой человек получит выговор или штраф на работе из-за своей ошибки, он не станет утверждать, что условия для работы были неподходящими, начальник несправедлив, а звезды не так сошлись. Напротив, он поймет, что допустил промах и постарается не повторять этого в будущем. Что же характеризует таких людей? В общих чертах, это:

  • Внимание к окружению и внешней информации, ее объективный анализ. Опора на реальные факты позволяет действовать эффективно.
  • Способность заметить попытки внешнего влияния, навязывания чужого мнения или образа мыслей.
  • Стремление к саморазвитию и взаимовыгодному обмену с окружающими.
  • Понимание своих преимуществ и недостатков, адекватная самооценка.

Как можно заметить, внутренний локус контроля во многом соответствует представлениям о зрелой личности.

Именно зрелый человек отдает себе отчет в своих действиях и самостоятельно устанавливает для себя ориентиры в жизни.

Это во многом определяет более высокое ее качество, так как правильно настроенный локус контроля мотивирует к осознанной деятельности, направляет на конкретный результат. Человек становится способным отказаться от сиюминутных удовольствий ради собственной цели, которая принесет ему намного больше. При этом имеются в виду не простые фантазии, а реальные шаги в выбранном направлении.

Подобная тенденция прослеживается в большинстве жизненных сфер интерналов, например, они способны сознательно выбирать свой круг общения, отказаться от вредных привычек, проявлять уместную инициативу на работе, отстаивать свои права и многое другое.

Внешний локус контроля

Что же касается внешнего локуса контроля, то здесь наблюдается некое подобие фатализма, то есть упования на судьбу. Люди с внешним локусом контроля чаще всего считают, что их деятельность зависит от удачи, от случая. Естественно, такой подход нередко приводит к разочарованию, ведь если от человека ничего не зависит, вряд ли он станет даже пытаться что-то изменить. Подобное происходит из-за того, что локус контроля настроен неправильно, внимание человека направлено не туда, и, соответственно, его действия не приносят желаемого результата. Людей с внешним локусом контроля может характеризовать следующее:

  • Перекладывание ответственности на других людей или условия среды.
  • Равнодушие к результативности своих действий.
  • Отсутствие попыток и стремлений изменить то, что не устраивает.
  • Невнимательность к себе и окружающим.

Как несложно догадаться, такие качества не способствуют положительным изменениям в жизни, и человек может годами находиться в неблагоприятных для личности условиях, без всякой надежды на улучшение. Экстерналы, как правило, не склонны к планированию либо никак не могут приступить к реализации своих решений.

Часто их верным спутником становится тревожность, неуверенность, они эмоционально нестабильны и не знают, чего хотят. Помимо этого, важно отметить, что экстерналы конформны, то есть сильно зависят от мнения окружающих и с трудом высказывают свое собственное, даже если уверены в нем. В связи с этим у них могут возникать сложности с выполнением самостоятельных действий в непривычной обстановке, будь то новая ситуация на работе или в личной жизни.

Смена локуса

Заметим, что психология наиболее эффективно работает с отдельно взятой ситуацией, так как у каждого человека она индивидуальна. В данной статье для наглядности приведены крайние положения локуса контроля. В реальности его влияние может различаться по силе в зависимости от множества факторов. Ведь что такое локус контроля? Это осознанность личности, манера человека направлять свое внимание.

Если возникает необходимость перемен, то путем систематических шагов можно перенастроить локус.

Для этого необходимо начать анализ своих действий, мыслей и решений, попытаться обнаружить свои настоящие желания и следовать им. Если постараться объективно оценить свои знания и навыки, а также текущее окружение, то появится больше уверенности, а это — одно из главных условий настоящих изменений.

Локус контроля — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется внешним локусом контроля (экстернальностью).

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков и т. п.

«Локус контроля» называют также «локализацией контроля волевого усилия»[1].

Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то, обладая внешней локализацией контроля, он возложит вину на внешние факторы («к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние («я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен» и т. п.).

Для определения локуса контроля используется опросник Роттера. Также о нём можно узнать из методики Розенцвейга.

См. также

Примечания

  1. ↑ Волевые действия // Петровский, А. В.; Ярошевский, М. Г. Психология. Учебник для вузов по пед. специальностям. — М.: Академия, 1998. — 500 с.

Литература

  1. Майерс, Дэвид. Социальная психология.
  2. Rotter, J. B. Social learning and clinical psychology. — New York: Prentice-Hall, 1954.
  3. Кондратьев, М. Ю., Ильин, В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  4. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  5. Локус контроля // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.


Экстернальный локус контроля

Что такое экстернальный локус контроля?

В переводе на русский это означает «внешнее место контроля» или «внешний контроль». Локус контроля бывает экстернальным (внешним) и интернальным (внутренним), и показывает, кому или чему человек склонен приписывать причину происходящего с ним. Те, у кого наблюдается внутренний или интернальный локус контроля, склонны видеть в себе причины всего происходящего с ними, и брать на себя ответственность за происходящее. Обладатели экстернального (внешнего) локуса контроля склонны видеть причину во внешних обстоятельствах и действиях других людей. Они также имеют привычку перекладывать ответственность на окружающих и обстоятельства.

У кого развивается экстернальный локус контроля?

Прежде всего у детей, выросших в религиозных семьях. Идеи вмешательства в жизнь высших сил, рока, судьбы, и прочего подобного являются одними из центральных в религиозном воспитании. Если религиозный человек совершает дурной поступок, то чаще всего говорит, что его попутал бес; если же свершается что-то хорошее, то в происходящем видится участие Бога. Менее религиозные люди оперируют такими понятиями, как «повезло», «жизнь так сложилась» и т. п. В любом случае акцент всегда делается на внешние обстоятельства, в целом определяющие ход жизни. Религиозное воспитание часто сопровождается требованиями жесткого повиновения главе семейства, что также формирует фаталистические наклонности, ограничивает инициативу, и в итоге дает личность, лишенную активной жизненной позиции. Также на первый план выходит не столько значимость достижения как такового, сколько факт одобрения или осуждения сделанного, что еще больше сдвигает акцент на некоего «судью» вовне, от которого все и зависит. Подобные эффекты наблюдаются и в нерелигиозных семьях, где ребенком мало занимаются, но требуют повиновения. Там, где требования не объясняются, а инициатива пресекается, вырастают дети, которые впоследствии имеют трудности с принятием самостоятельного решения и взятием на себя ответственности за сделанное.

К чему приводит экстернальный локус контроля?

Прежде всего к проблемам с принятием решений. Тот, кто слишком большое значение придает влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило, ждет от них инициативы, и не спешит проявлять свою собственную. Кроме того, страх перед неудачей или чрезмерная надежда на везение могут существенно снизить эффективность действий. Другим негативным проявлением экстернального локуса контроля является безответственность. Человек, искренне считающий, что исход дела мало от него зависит, требует слишком большой снисходительности к собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Также он не станет слишком утруждать себя доведением дела до конца, если это требует больших усилий. Ему гораздо проще признать поражение под действием обстоятельств непреодолимой силы. Экстерналов, как правило, недолюбливают за их ненадежность, но иногда уважают их легкость в отношении к жизни. В целом, экстернальный локус контроля указывает на недостаточную зрелость личности, хотя и имеет некоторые плюсы. Основным достоинством таких людей является несколько большая психологическая устойчивость к потерям и поражениям.

Локус контроля и Круг Зорро

Фото: Flickr

В своей книге The Happiness Advantage автор Шон Ахор говорит о том, как, сначала ограничив наше внимание маленькими, управляемыми целями, мы можем затем расширить нашу сферу власти оттуда. В качестве примера Ахор использовал фильм «Маска Зорро» (с Антонио Бандерасом и Энтони Хопкинсом в главных ролях) и описывает то, что он называет Круг Зорро . Для тех, кто этого не видел, есть сцена, где молодого Алехандро (Зорро) учат овладевать мечом и другими навыками, сначала тренируясь в небольшом кружке.Только после того, как овладел контролем над , этим малым кругом , его хозяин Дон Диего позволил ему попробовать другие более крупные умения (например, качаться на веревках и сражаться со своим хозяином в битве на мечах).

Ахор предполагает, что первая цель для восстановления нашего внутреннего локуса контроля , , (когда мы не чувствуем контроля), — это стать более самосознательными. Когда вы находитесь в ситуации сильного стресса или испытываете высокий уровень стресса, определите, что вы чувствуете, и выразите эти чувства словами.Попробуйте записать свои чувства в дневник или поделиться с близким другом или коллегой, которому вы доверяете. «[V] устранение стресса и беспомощности, которые вы чувствуете, — это первый шаг к восстановлению контроля» (Ахор, 2010, стр. 137).

«Сканирование мозга показывает вербальную информацию, которая почти сразу снижает силу этих негативных эмоций, улучшая самочувствие и улучшая навыки принятия решений» (Achor, 2010, стр. 136).

После того, как вы освоите круг самосознания, следующий шаг — определить, какую часть ситуации вы действительно контролируете, а какую — нет.Основная идея здесь состоит в том, чтобы увидеть, что есть вещи, которые находятся вне ваших рук, которые вы просто не можете контролировать; но также и то, что есть вещи, которые вы действительно контролируете над , и чтобы сосредоточил свою энергию на этих областях.

«Решая одну небольшую задачу за раз — узкий круг, который медленно расширяется вовне, — мы можем заново понять, что наши действия действительно имеют прямое влияние на наши результаты, что мы в значительной степени хозяева своей судьбы. Обладая все более внутренним локусом контроля и большей уверенностью в своих силах, мы можем расширить наши усилия вовне »(Achor, 2010, p.137).

Урок таков: Если вы сосредоточитесь на небольших, достижимых целях и достигнете их сначала (маленький кружок), вы сможете затем расширить сферу своей власти для достижения более крупных целей. Беритесь за одну небольшую задачу за раз, четко видите и отпускайте то, что вы не можете контролировать, и сосредотачивайте свою энергию и усилия на том, что вы действительно контролируете.

Написано: Стив Нгуен, доктор философии
Консультант по лидерству и талантам

Номер ссылки

Ахор, С.(2010). Преимущество счастья: семь принципов позитивной психологии, которые способствуют успеху и производительности на работе . Нью-Йорк: Crown Publishing Group.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Психология в Иллинойсе

Перейти к основному содержанию Колледж свободных искусств и наук Facebook Instagram linkedin Twitter

Поиск

Поиск

Меню

  • Прием

    • Зачем изучать психологию в Иллинойсе
    • Программа бакалавриата
    • Магистр психологии
    • Кандидат психологии
    • PSYC 100 Профильный тест
    • Аудиторские отчеты бакалавриата
  • 5 Академики 9

  • Магистр психологических наук
  • Кандидат психологии
  • Онлайн-образование
  • Программа бакалавриата
  • Новости факультета
  • Информация о выпуске
  • Руководители психологии
  • Программные области
  • Спросите выпускника
  • Исследования

    • Программные области
    • Исследовательские лаборатории
    • Хотите принять участие?
    • Бакалавриат
    • Возможности для исследования студентов
    • Новости исследований
    • Иллинойс Эксперты
    • ResearchGate
  • Ресурсы

    • Центр психологических услуг
    • COVID-19
    • Технологические услуги
    • Ресурсы отдела
    • Пул участников
    • Календарь отдела
    • Справочник PI
    • Новости отдела
    • Психология @ Illinois Gear
    • Часто задаваемые вопросы
    • Центр поддержки письма для выпускников
  • Люди

    • Администрация
    • Факультет
    • Сообщение Документы
    • Докторанты
    • Магистры
    • Персонал
    • Полный каталог
  • Выпускники

    • Консультативный совет выпускников
    • Новости выпускников
    • Принять участие 9008 1
    • Информационный бюллетень
    • Обновите свою информацию
    • Фотоальбомы
    • Награды выдающихся выпускников
    • Вернуть
  • Разнообразие

  • Важность центрального локуса контроля

    Наш локус контроля описывает, сколько уважения или вины мы принимаем за результаты нашей жизни.Тогда кто-то с внутренним локусом контроля будет склонен брать на себя ответственность за свои успехи, а также брать на себя вину, когда что-то пойдет не так. С другой стороны, конечно, кто-то с «внешним» локусом контроля с большей вероятностью будет винить в своей текущей ситуации внешние факторы — обстоятельства, других людей или удачу.

    Эта концепция пришла из психологии личности и была разработана Джулианом Б. Роттером и была широко принята и принята широким сообществом.Он включен в качестве одного из четырех «измерений стержневой самооценки», а другие — невротизм, самоэффективность и самооценка.

    Почему хорошо быть внутренним

    Конечно, это объективный показатель черты личности, и он не был разработан для того, чтобы можно было «правильно» или «неправильно» вести себя. Однако большинство психологов согласны с тем, что в целом центральный локус контроля предпочтительнее и более адаптивен.

    Причина этого в том, что вам нужно верить, что вы можете осуществлять некоторую форму контроля над своей жизнью, чтобы приложить любые усилия для достижения положительных изменений.Другими словами, если вы верите, что все находится вне вашего контроля, вы навсегда останетесь жертвой обстоятельств, потому что вы не будете пытаться что-либо изменить. Вы должны верить, что имеете власть над своей жизнью, чтобы что-то делать.

    В то же время внешний локус контроля может потенциально привести к занижению самооценки. Хотя вы вряд ли будете обвинять себя в том, что идет не так с внешним локусом, вы также не поверите себе ни за что, что пошло правильно.

    Как развить внутренний локус контроля

    Несомненно, у некоторых из нас есть более внутренний или более внешний локус по своей природе и благодаря тому, как мы были воспитаны, и нашему опыту. Однако это не означает, что это нельзя изменить или что нет никакой пользы от попыток изменить это.

    Первое, что нужно признать, это то, что мы с до оказываем хоть какое-то влияние почти на все, что с нами происходит. Даже когда что-то происходит совершенно случайно, мы все еще можем контролировать это событие, потому что можем выбирать, как реагировать и как адаптироваться.Однако в большинстве случаев, если бы мы действовали по-другому, мы бы обнаружили, что есть другой результат. Провал теста не означает, что вы неспособны, но вполне может означать, что вы не вложили в него столько исследований и времени, сколько . Если ваша личная жизнь складывается не так, как вы хотите, вы можете винить в этом тот факт, что «никогда никого не встречаетесь», или вы действительно можете изменить это, присоединившись к занятиям и попробовав онлайн-знакомства.

    Использование положительных аффирмаций может помочь укрепить этот образ мышления в вашем сознании, но то же самое может помочь вам в оценке вещей, которые происходят в вашей жизни и ваших действиях.Если вы попали в аварию, провалили тест или ваши бизнес-планы не увенчались успехом, вы должны рассматривать это как возможность для обучения и роста — поэтому сядьте с ручкой и бумагой и запишите, как вы отреагировали и как они могли было лучше.

    И самое главное начало действия . Посмотрите на то, что вас не устраивает, и на негативные модели вашей жизни и начните прилагать усилия, чтобы их изменить.