Содержание

Клиническая психофизиология

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика клинической психологии……………………………4

2. Методологические и методические принципы психофизиологии………….6

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………………12

 

 

Введение

Клиническая психофизиология – междисциплинарная область знаний о физиологических механизмах изменений психической деятельности человека при психической и соматической патологии, а также их взаимных влияниях. Это предполагает выяснение этиологических факторов, патогенетических механизмов, адекватной терапии, а также профессиональной реабилитации.

Появление клинической  психологии как самостоятельного направления в психологии и медицине обусловлено следующими причинами.

Во-первых, тенденция в современной медицине к узкой врачебной специализации неизбежно привела к методологически и практически ограниченному локальному взгляду на больного и, соответственно, на весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий.

Традиционно и в настоящее время также, в соматической медицине мало учитываются личностные психологические особенности больного.

Во-вторых, критический дефицит в нашей стране имеющих фундаментальную медико-психологическую подготовку клинических психологов и, соответственно, незаполненность соответствующих областей практической медицины.

Обстоятельство, которым  воспользовалась очень большая  армия представителей так называемой нетрадиционной (альтернативной и т.д.) медицины. Как утверждают средства массовой информации, в настоящее время в нашей стране практикующих экстрасенсов оказалось больше, чем профессиональных психологов и медиков.

Указанные обстоятельства определяют особую роль психофизиологии в системе психологического образования и, в частности, клинической психофизиологии при подготовке клинических психологов.

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика клинической психологии

В связи с социально-политическими  изменениями в России и устранением  идеологических барьеров в последнее  десятилетие возник вопрос о сближении  отечественной и мировой психологии, что потребовало, в частности, пересмотра понятий «медицинская» и «клиническая» психология.

Клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии с 1917 г., а в немецкоязычных странах – с середины XIX века. В международном руководстве по клинической психологии под общей редакцией Перре и Бауманна приводится следующее ее определение: «Клиническая психология – это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Она включает следующие разделы: этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов». В англоязычных странах кроме понятия «клиническая психология» в качестве синонима используется термин «патологическая психология» (Abnormal Psychology).

Шрамль одним из первых в немецкоязычных странах предложил понимать клиническую психологию шире, чем просто психологию в клинике: «Клиническая психология — это применение знаний, техник и методов основных психологических специальностей, а также смежных с ними дисциплин, таких как глубинная психология, социология и социальная педагогика в широком клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до больниц».

Наряду с клинической  психологией в университетах  ряда западных стран преподается  и медицинская психология. Содержание ее может быть разным. Оно включает применение знаний и методов психологии для решения проблем медицины (прежде всего связанных с пациентом и взаимоотношениями «врач — пациент»). В более широком смысле к ней относят предупреждение болезней (профилактику) и охрану здоровья. В других случаях медицинская психология (поведенческая медицина) исследует психические аспекты соматических расстройств.

В нашей стране специальность  «клиническая психология» (022700) утверждена Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. (приказ № 686). В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология – специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Деятельность клинического психолога направлена на повышение  психических ресурсов и адаптационных  возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической  психологии является человек с трудностями  адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и  духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности клинического психолога  являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Клинический психолог в  указанных выше областях выполняет  следующие виды деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и некоторые другие.

 

 

 

 

2. Методологические и методические принципы психофизиологии

Психофизиология по своему существу отражает последний этап становления современной психологии. Представления о природе души, психики формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие самым тесным образом связано, в первую очередь, с теологией и философией и отражает не закончившуюся и до настоящего времени весьма острую дискуссию между материализмом и идеализмом о соотношении между материей и сознанием. Несмотря на смелые изречения еще Аристотеля о душе как функции тела, психология на протяжении практически всей своей истории, по крайней мере, до середины XIX века, в своих теоретических построениях базировалась фактически на противоположной позиции. Это приводило к ярко выраженному субъективизму, возможности существования концепций без необходимой объективной аргументации, неспособности решать выдвигаемые жизнью многие практические вопросы. По этим же причинам основным методическим приемом в психологии на протяжении этого очень длительного этапа своей истории и являлась интроспекция.

Принципиальные изменения  наметились, когда в психологию пришли естествоиспытатели – физики, биологи, врачи. На протяжении XVIII века формируется психиатрия, как раздел медицины. И она ставит перед психологией очень большое количество конкретных вопросов, ответы на которые дать пока еще не представляется возможным.

В первой половине XIX века формируется  психофизика – своеобразное сотрудничество физиологов, физиков, математиков. Ее усилия направлены, в первую очередь, на изучение механизмов функционирования органов чувств, в частности – зависимости субъективных характеристик сенсорных феноменов от объективных физических параметров раздражителя, физических механизмов функционирования органов чувств, механизмов биоэлектрогенеза, то есть методология, и методические возможности естествознания используются для объективного изучения субъективных феноменов. Основоположниками этого направления явились во Франции П. Бугер, в Германии – И. Мюллер, ЭТ. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц, Э. Дю Буа-Реймон, Э. Геринг и другие. Именно это направление, то есть психофизика, биофизика органов чувств, электрофизиология сенсорных процессов, и явилось непосредственным предшественником психофизиологии.

Практически одновременно, но, в известной  степени, автономно формировался и  другой подход – нейрофизиологическое обоснование психических процессов. Самым конкретным образом эти проблемы были поставлены нашим выдающимся соотечественником отцом русской физиологии И. М. Сеченовым. Его работы «Рефлексы головного мозга» (1863, первоначальное название «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы»), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) не утратили своей актуальности и в наше время, а порой даже являются предметом жарких дискуссий. С полным основанием можно считать, что высказанные в них идеи послужили отправной точкой для фундаментальных исследований по нейрофизиологии психики в XX веке, начиная, прежде всего с работ В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.

Решающую роль в сближении  психологии и естествознания сыграл выдающийся немецкий исследователь – врач, психолог, физиолог, философ, языковед Вильгельм Вундт (1832-1920), которого с полным основанием называют основоположником современной психологии. Как врач он хорошо понимал значимость психологии для практики и не только для медицины, но и для педагогики, антропологии, техники и других областей человеческой деятельности. Как физиолог он реально оценил возможности естествознания, в частности физиологии, для решения актуальных теоретических и практических проблем в психологии.

Как психолог, сформировавшийся на базе естественнонаучного образования и опыта, он лучше других понимал, как использовать методологию, достижения и методы естествознания в психологии.

В. Вундт выполняет  серию блестящих работ, формально  по физиологии, но имеющих непосредственное отношение и к психике: «Учение о мышечных движениях» (1858), «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862), «Очерки по теории восприятия» (1862), «Психология с точки зрения естествознания» (1862), «Лекции о душе человека и животных» (1863, издание которых в России было запрещено цензурой). В 1873-1874 гг, выходит его фундаментальный труд «Основания физиологической психологии». В1879 г. в Лейпциге он создает первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая через два года перерастает в институт. В 1881 г. основывает первый в мире психологический журнал под названием «Философские исследования», а в 1885 г. – Общество физиологической психологии. В этот же период им формируется система психологического образования.

Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующий метод лабораторного эксперимента для «расчленения» сознания на элементы. Предметом психологии он считал непосредственный опыт – доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту и поэтому должны изучаться культурно-историческим методом. Это был неизбежный для того времени дуализм, но без него были невозможны дальнейшие шаги естественнонаучного изучения психики.

Термин физиологическая  психология, без особой на то причины, постепенно трансформировался в  психофизиологию. В настоящее время  используются оба эти термина, хотя последний значительно чаще. Можно  встретить иногда точку зрения о разном их содержании, но приводимые доводы неопределенны и неубедительны.

С учетом истории и  существа вопроса В. Вундта можно  считать основоположником психофизиологии  как междисциплинарной области  знаний, нашедшей свое место в системе  как психологических, так и биологических наук.

Идеи В. Вундта оказались  очень привлекательными, пройти у  него стажировку, поработать в его  лаборатории считали необходимым  психологи, психиатры, физиологи со всех концов мира. В числе первых стажеров из России был блестящий психиатр, невропатолог, нейроанатом, нейрофизиолог, основоположник отечественной психологии В.М. Бехтерев (1857-1927). Ему принадлежит заслуга создания лаборатории экспериментальной психологии в Казанском университете и в Военно-медицинской академии, где его деятельность была особенно плодотворной. Руководимая им кафедра вела интенсивную лечебную работу по психиатрии и невропатологии. Здесь впервые в мире была создана нейрохирургическая операционная. При кафедре функционировали научные лаборатории по анатомии нервной системы, физиологии нервной системы, психофизиологии (экспериментальной психологии). Здесь впервые в России, по существу, началась подготовка профессиональных психологов.

Стараниями В.М. Бехтерева  был создан ряд научно-исследовательских, лечебных и учебных учреждений, в том числе и Психоневрологический институт, в настоящее время носящий его имя. Психологическая школа В.М. Бехтерева оказала решающее влияние на развитие психологии в России.

Первым, кто бескомпромиссно  ввел экспериментальный физиологический метод для изучения психической деятельности, был наш выдающийся соотечественник И.П. Павлов (1849-1936). Однако трудностей было очень много. Отталкиваясь от факта психически детерминированного слюноотделения у собаки, И.П. Павлов более 30 лет своей жизни посвятил изучению физиологии высшей нервной деятельности, под которой он понимал именно психическую деятельность, употребляя эти два термина как синонимы, но отдавал предпочтение первому, стремясь выделить физиологические аспекты проблемы. В 1903 г. на международном медицинском конгрессе в Мадриде он выступил с докладом «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Эта дата формально считается началом исследований по физиологии высшей нервной (психической) деятельности.

Будучи резким по характеру  человеком И.П. Павлов решительно отказался  от традиционной психологической терминологии, заменив ее классической физиологической. Однако было бы неверным утверждение, как это иногда искаженно представляют, что он отрицал психологию как таковую. Скорее наоборот, он способствовал ее развитию. Вот почему за рубежом, где мало знакомы с историей русской науки, нередко говорят, что в России было два Павловых – один знаменитый физиолог, лауреат Нобелевской премии, внесший крупный вклад в физиологию кровообращения и пищеварения. Другой – известный психолог, давший принцип раскрытия механизмов психической деятельности.

По И.П. Павлову, высшая нервная (то есть психическая) деятельность базируется на двух основных механизмах – механизме условного рефлекса и механизме анализатора. Вся его последующая деятельность и исследования его многочисленных учеников, помощников, руководимых им научно-исследовательских коллективов были направлены на изучение свойств и закономерностей именно этих двух физиологических феноменов. Однако он никогда не отрицал возможности и других исследовательских подходов, но свои интересы сосредоточил именно на этих, что дало определенные предпосылки канонизировать в физиологии саму личность И. П. Павлова и возвести в ранг догматов некоторые из его положений учения о высшей нервной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Клиническая психофизиология – междисциплинарная область знаний о физиологических механизмах изменений психической деятельности человека при психической и соматической патологии, а также их взаимных влияниях. Это предполагает выяснение этиологических факторов, патогенетических механизмов, адекватной терапии, а также профессиональной реабилитации.

Клиническая психофизиология: варианты программы в вузах России




*В логине допустимы только латинские буквы/цифры/точка/@


Выберите город, в который хотите поступатьАбаканАльметьевскАнапаАрхангельскАстраханьБакуБалашихаБарнаулБелгородБелорецкБиробиджанБлаговещенскБрянскБуденновскВеликий НовгородВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежВыборгВышний ВолочекГеленджикГрозныйДмитровДушанбеЕкатеринбургЕлабугаЕлецЕреванЕссентукиЖелезногорскЗлатоустИвановоИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКаменск-УральскКемеровоКировКирово-ЧепецкКисловодскКонаковоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛипецкМагаданМагнитогорскМайкопМахачкалаМинскМичуринскМоскваМурманскНабережные ЧелныНальчикНижневартовскНижнекамскНижний НовгородНижний ТагилНовомосковскНовороссийскНовосибирскНорильскНур-Султан (Астана)ОбнинскОмскОрелОренбургОрскПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПодольскПсковПятигорскРжевРостов-на-ДонуРязаньСалехардСамараСанкт-ПетербургСаранскСаратовСаяногорскСевастопольСерпуховСимферопольСмоленскСосновый БорСочиСтавропольСтарый ОсколСтерлитамакСургутСыктывкарТаганрогТамбовТашкентТверьТольяттиТомскТулаТюменьУлан-УдэУльяновскУфаУхтаХабаровскХанты-МансийскХимкиЧебоксарыЧелябинскЧереповецЧеркесскЧитаЭлектростальЮжно-СахалинскЯкутскЯрославль

Пожалуйста, выберите, кем вы являетесьЯ абитуриентЯ сотрудник вузаЯ родитель абитуриентаСтудент колледжаШкольник до 11-го классаСпециалистБакалаврМагистрЯ учитель в школе

Регистрируясь через данную форму, я соглашаюсь с политикой конфеденциальности и согласен на обработку персональных данных.

Хочу, что вы отправляли мне индивидуальные подборки и лучшие предложения от вузов по нужным мне критериям.

Психофизическая проблема: постановка и решение проблемы

Содержание:

Введение

Психическое содержание исследуется представителями как естественных, например физиологии и социальных наук, к которым принято относить психологию, сочетающую естественнонаучные методы с герменевтикой (моделирование в психике исследователя психики субъекта, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей исследователя). 

Контакты между названными науками, возникающие при решении проблем, представляющих взаимный интерес, часто зажигаются, что вызывает у многих физиологов и психологов желание изолировать свою дисциплину, защитить ее от посторонних посягательств.   Однако выдающимся психологам давно было очевидно, что попытки психологов, а иногда и физиологов отделить психологию от физиологии совершенно незаконны, поскольку предметом психологии является нервно-психический процесс, целостная психофизиологическая реальность, лежащая в основе всех без исключения психических процессов, в том числе самый высокий.  

Прикладные области психофизиологии. Клиническая психофизиология 

Клиническая психофизиология — это направление деятельности в психофизиологии, которое напрямую связано с клиникой.

Здесь используются психофизиологические знания для обоснования принципов, методов, средств и методов восстановления до нормы естественных процессов управления в отдельных психофизических системах организма и в организме в целом, нарушенных в результате заболевания. Другими словами, предметом клинической психофизиологии является психофизиологическое обоснование любых мероприятий, связанных с диагностикой заболевания, с выбором методов и средств лечения пациента, разработкой и реализацией лечебной программы, с оценкой состояния пациента. эффективность лечения, с разработкой и реализацией программы реабилитации пациентов, с разработкой мероприятий по профилактике заболеваний.

Вероятностная методология — перспективная методология клинической психофизиологии. 

Эргономическая психофизиология

Эргономическая психофизиология выполняет следующие задачи: учет реакции человека на цвет, цветовой охват, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.   

Основными целями эргономики как направления знаний являются:

· Психофизиологическое обоснование проектирования и адаптации средств и среды любой эффективной деятельности: вещей, предметов, технических систем, используемых людьми в повседневной жизни и на работе. При этом деятельность человека считается эффективной, если ее цель наилучшим образом достигается минимальными действиями при сохранении здоровья.   

· Психофизиологическое обоснование мероприятий по созданию оптимальных комфортных безопасных условий, гигиенических норм для эффективного труда и жизни человека. 

Одной из частных целей эргономики является психофизиологическое обоснование проектирования и адаптации технических средств и среды для эффективной деятельности человека в системах человек-машина, человек-человек. Для этого изучаются следующие вопросы: 

  • Человек как управляющее звено в системах человек-машина, человек-человек.
  • Технические устройства как объект управления системами человек-машина.
  • Социальные группы как объект управления в системах человек-человек.
  • Взаимодействие человека с объектами управления — техническими устройствами в человеко-машинных системах, социальными группами в системах человек-человек.
  • Среда деятельности систем человек-машина, человек-человек и среда деятельности человека в этих системах.
  • Взаимодействие этих систем и их основных частей с окружающей средой. 

Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография

Полиграф — технический инструмент, используемый в инструментальных психофизиологических исследованиях для синхронной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, электрического сопротивления кожи, а также, при необходимости и возможности, других физиологических параметров с последующим представлением результатов регистрации этих параметров. параметры в аналоговой или цифровой форме, предназначенные для оценки достоверности сообщаемой информации.   

Фон — состояние физиологических процессов в организме человека, находящегося в покое (при проведении психофизиологического исследования под покоем понимается состояние спокойно сидящего человека, которому не задают вопросы). Фон характеризуется относительной стабильностью протекающих процессов и представляет собой определенную физиологическую норму, характерную для конкретного человека при отсутствии дестабилизирующих воздействий. 

Реакция — это заметное (в условиях наблюдения) изменение динамики регистрируемого физиологического процесса в ответ на стимул (вопрос, предмет или изображение предмета), предъявляемый в ходе психофизиологического исследования. В зависимости от индивидуальных особенностей организма человека, при развитии реакции можно наблюдать усиление, ослабление или стабилизацию динамики той или иной функции. У некоторых людей реакции могут быть сложными: после быстрых изменений физиологического процесса (фактической реакции на раздражитель) происходит последующее непрерывное изменение его динамики, то есть так называемая реакция облегчения.  

Артефакт — это заметное (по сравнению с фоном) изменение динамики контролируемого физиологического процесса, не имеющее прямого отношения к стимулам, предъявляемым в ходе психофизиологического исследования, а обусловленное влиянием экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутренние) дестабилизирующие факторы. К эндогенным факторам относятся преднамеренные или непреднамеренные движения объекта, кашель, внезапная боль и т. д., к экзогенным — в основном внешние шумовые помехи. 

Типичный тест на контрольный вопрос состоит из четырех этапов. На первом этапе экзаменатор формулирует и обсуждает с испытуемым вопросы, которые будут заданы во время проверки на полиграфе. Есть две причины для предварительного обсуждения вопросов с испытуемым. Во-первых, экспериментатор должен убедиться, что испытуемый понимает вопросы, чтобы не было дальнейшего обсуждения содержания вопросов во время или после тестирования. Во- вторых, экспериментатор получает гарантию того, что субъект не только ответить да и нет  на вопросы.         

Есть три типа вопросов: нейтральные, содержательные и контрольные. Нейтральные вопросы носят общий характер и не должны вызывать возбуждения ( например, Вы живете в США?, Вас зовут Джон?), они служат в качестве наполнителя. Поэтому при обработке результатов тестов физиологические ответы на эти вопросы игнорируются. Наполнители можно использовать для проверки того, насколько экзаменующийся внимателен к вопросам экзаменатора. Важные вопросы — это конкретные вопросы о преступности. Например, в случае кражи может быть задан следующий вопрос: Вы забрали эту камеру? Конечно, и виновные, и невиновные ответят на этот вопрос нет, иначе они бы признались в краже. Ожидается, что важные вопросы вызовут большее возбуждение у виновных подозреваемых (потому что они лгут), чем у невиновных (потому что они говорят правду). Контрольные вопросы связаны с действиями, которые связаны с расследуемым преступлением, но не указывают на это прямо. Они всегда обобщены, намеренно размыты и охватывают длительный период времени.  Их цель — запутать испытуемых (как виновных, так и невиновных) и вызвать волнение. Эта задача облегчается тем, что, с одной стороны, она не оставляет подозреваемому выбора, кроме как солгать при ответе на контрольные вопросы, а с другой — показывает ему, что полиграф эту ложь выявит.            

Электродермография

Электрофизиология — раздел физиологии, изучающий различные электрические явления в живых тканях организма (биоэлектрические потенциалы), а также механизм действия на них электрического тока.

В научно-исследовательской работе и клинической практике широко используются основные электрофизиологические методы изучения биоэлектрических потенциалов кожи — электродермография (регистрация изменений электрических потенциалов кожи ).

Психофизиология памяти и обучения

Обучение можно рассматривать как серию сложных процессов, связанных с получением, хранением и воспроизведением информации. В результате обучения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации.  

Одно из основных свойств нервной системы — способность длительное время хранить информацию о внешних событиях. По определению, память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. Согласно современным представлениям, в памяти фиксируются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всем живым существам приобретать, хранить и использовать обширный запас информации, чтобы эффективно адаптироваться к окружающему миру. 

Память в результате обучения связана с такими изменениями нервной системы, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенно влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурных и функциональных изменений связан с процессом образования инграмм — то есть следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х годах ).  

Память также действует как своего рода информационный фильтр, поскольку в нем обрабатывается и сохраняется лишь незначительная часть от общего количества воздействующих на организм раздражителей.  Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо, образно говоря, было бы затоплено бесконечным потоком стимулов, поступающих извне. Результат был бы столь же катастрофическим, как и недостаток способности к обучению и памяти. 

Признавая необходимость обучения в формировании таких форм естественного поведения, как поиск пищи, защитное поведение, ориентация в пространстве, социальное поведение и репродуктивное поведение, этологи в лабораторных условиях использовали в основном модели относительно простых форм обучения: аддикции и сенсибилизации, классической кондиционирование и обучение путем проб. и ошибки. 

Для более сложных форм обучения (например, формирование ориентации в лабиринте) был предложен термин когнитивное обучение методом проб и ошибок .  

Способность эффективно использовать предыдущий опыт в решении проблем — это учиться учиться.

Исследования закономерностей последовательного формирования поведенческих актов выявили феномен передачи навыков, который выражается во влиянии предыдущего опыта на формирование нового.  В зависимости от условий это влияние может быть как положительным, так и отрицательным, то есть наличие прошлого опыта может облегчить или затруднить приобретение нового. 

Умение эффективно использовать предыдущий опыт при решении новых задач особенно ярко проявляется в обучении принципам решения проблем, или, как его назвал Дж. Харлоу, в обучении обучению. Резкое увеличение скорости решения ряда подобных задач было обнаружено Дж. Харлоу не только у человека, но и у животных. 

Таким образом, современные теоретические концепции обучения характеризуются рассмотрением его прежде всего как процесса приобретения нового опыта поведения и соответствующих внутренних ментальных представлений. 

Заключение

Клиническая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений, а также эргономическая психофизиология являются прикладными областями психофизиологии, которые в свою очередь изучают.

Клиническая психофизиология — деятельность, связанная с диагностикой заболевания, с выбором методов и средств лечения пациента, разработкой и реализацией программы лечения, с оценкой эффективности лечения, с разработкой и внедрением программа реабилитации пациента, с разработкой мероприятий по профилактике заболеваний.

Эргономическая психофизиология — учет реакции человека на цвет, цветовой охват, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

К основным методам психофизиологического исследования относятся:

  1. Полиграф (детектор лжи) — технический инструмент, используемый в инструментальных психофизиологических исследованиях для синхронной регистрации параметров изменения состояния человека с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде, предназначенный для оценки достоверность сообщаемой информации.
  2. Электродермография (метод исследования биоэлектрических потенциалов кожи) — регистрация изменений электрических потенциалов кожи.
  3. В результате обучения происходит модификация поведения, и память проявляется как сохранение этой модификации.

Список литературы

  1. Эрих Фромм. Искусство любви. 2001.  
  2. Либовиц, Science et Vie, июнь 1984.
  3. Вильгельм Вундт. Психология эмоциональных расстройств 2005.
  4. Эрик Бирн. Секс в человеческой любви. Пер. Депутат Папа. — М.: Эксмо-Пресс, 2007.      

ПГУ ведет набор в группу по программе профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

Программа профессиональной переподготовки «Клиническая психология» позволит освоить востребованную профессию клинического психолога и получить знания и навыки, необходимые для успешной карьеры.

Переподготовка по клинической психологии представляет собой объединенную программу по медицинскому и психологическому профилям, рассчитанную на 1,5 года обучения. Слушателями программы могут стать лица, имеющие высшее психологическое, психолого-педагогическое и медицинское образование, а также студенты старших курсов, обучающиеся по данным направлениям подготовки. К обучению приглашаются также лица, ранее прошедшие профессиональную переподготовку по программам «Педагогика и психология», «Практическая психология».

По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации «Клиническая психология».

Программа реализуется кафедрой «Прикладная психология» Пензенского государственного университета.

Клиническая психология — научно-прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности психических свойств, процессов и состояний у людей, имеющих проблемы психического и психологического здоровья, разрабатывающая методы клинической психодиагностики, психологической помощи, психопрофилактики и психогигиены. Цель клинической психологии — это работа с личностью человека для сохранения, поддержания и восстановления его здоровья. Это позволяет клиническому психологу быть востребованным в любой профессиональной сфере, ориентированной на человека. Обучение по программе «Клиническая психология» дает возможность работы в области психологической диагностики, реабилитации и психотерапии.

Основными направлениями профессиональной деятельности клинического психолога являются:
— психологическая работа с человеком, имеющим трудности адаптации и самореализации, связанные с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием;
— психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики;
— психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также для развития и адаптации личности;
— психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической и судебной экспертизы.

В числе изучаемых дисциплин основными являются:
— Общая и дифференциальная психология;
— Психология развития;
— Психология личности;
— Психологическое консультирование;
— Психология девиантного поведения;
— Психофизиология;
— Клиническая психодиагностика;
— Клиническая неврология;
— Клиническая психиатрия;
— Детская и подростковая психиатрия;
— Судебно-медицинская экспертиза.

Запись на обучение проходит в Центре дополнительного педагогического образования по адресу: ул. Лермонтова, 37, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, учебный корпус 11, ауд. 113 (1-й этаж). Телефон для справок: +7 (8412) 54-84-48.

Профпатология (психофизиология). Клиника ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России

Кретов Андрей Сергеевич

Руководитель Центра-заведующий отделением-врач-профпатолог

Врач высшей категории
Специализация

Врач-профпатолог

Образование

Высшее образование:
Сибирский государственный медицинский университет г. Томска, Лечебное дело, 2005г.

Ординатура:
ФГОУ ИПК ФМБА России, Профпатология, 2007г.


Профессиональная переподготовка:

ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, Организация здравоохранения и общественное здоровье, 2016г.

Научные работы/Статьи

Автор 103 печатных работ, из них 20 в изданиях рецензируемых ВАК, в т.ч. зарубежные издания.

Достижения / награды

Секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России,
Член профильной комиссии по профпатологии Минздрава России,
Член Федерального экспертного совета по профпатологии Центра профпатологии Минздрава России,
Руководитель рабочей группы при Федеральном межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов

Сертификаты

Профпатология, действует с 10. 03.2020 по 10.03.2025

Организация здравоохранения и общественное здоровье, действует с 15.04.2020 по 15.04.2025


Царев Алексей Николаевич

Врач-психиатр

Кандидат медицинских наук
Образование

Высшее образование:
Курский ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт, Лечебное дело, 1985г.

Интернатура:
1-й ММИ им. И.М. Сеченова, Психиатрия, 1986г.


Профессиональная переподготовка:

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» г. Москва, Психиатрия, 2019г.

ФГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет , Практическая психология, 2013г.

Сертификаты

Психиатрия, действует с 02.08.2019 по 02.08.2024


Солорева Мария Анатольевна

Медицинский психолог

Образование
Высшее образование:
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет социальных наук, департамент психологии (бакалавриат), 2017г.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет социальных наук, консультативная психология (магистратура), 2019г.

Переподготовка:
ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации, клиническая психология, 2020г.


Денисова Елена Анатольевна

Медицинский психолог

Специализация

Специалист по когнитивно-поведенческой терапии, БОС-терапии

Образование

Высшее образование:
Университет Российской академии образования, Психология, 2000г.
Профессиональная переподготовка:
ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, Клиническая психология, 2012г.


Макарова Екатерина Васильевна

Медицинская сестра

Образование

Среднее профессиональное образование:
Клиническая больница г. Истра (2-х годичные курсы Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР), Медицинская сестра, 1968г.

Эфендиева Любовь Александровна

Медицинский регистратор

Образование

Высшее образование:
ГОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», Юриспруденция, 2005г.
Профессиональная переподготовка:
ООО «Институт организационной и клинической психологии» г. Москва, Клиническая психология, 2020г.

Записаться на приём к врачу можно по телефонам call-центра.
Специалисты проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
Телефоны: 8(499)190-95-00, 8(499)190-85-55, 8(499)190-86-17, 8(499)190-86-18


Если Вы были пациентом нашего стационара, то просим Вас пройти анкетирование по этой ссылке. Это займет у Вас всего пару минут и поможет нам улучшить качество предоставляемых медицинских услуг.

Связь между уровнем здоровья работника и его профессиональной надежностью в настоящий момент очевидна и не требует дополнительных доказательств. Реализация мероприятий, направленных на снижение рисков развития нештатных ситуаций по вине человеческого фактора важным элементом системы промышленной безопасности.

Отдельные категории работников, в т.ч. контактирующие с ионизирующим излучением, обязаны ежегодно проходить психофизиологическое обследование.

Оценка результатов психофизиологического обследования позволяет выявлять функциональные изменения организма (состояния «предболезни»), а также ряд заболеваний без явной клинической манифестации, которые увеличивают риск профессиональных ошибок, медицинских противопоказаний и эпизодов внезапной нетрудоспособности.

Проведение персонифицированных реабилитационно-восстановительных мероприятий позволяет в более чем 90% случаев вернуть специалистов к профессиональной деятельности.

В отделении проводится полный спектр методик психофизиологического обследования с возможностью в дальнейшем пройти персонифицированный курс реабилитационно-восстановительных мероприятий. Внедряются технологии дистанционного обследования.

Оформляются медицинские заключения для получения разрешений Ростехнадзора и периодических медицинских осмотров.

При непосредственном участии специалистов ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России уже более 20 лет разрабатываются и внедряются в практику системы обязательного психофизиологического обследования работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. Значительный практический и научный опыт, накопленный по данному направлению, отражен как в научных публикациях, так и в действующей нормативной правовой базе Российской Федерации.

На ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России возложена роль организационно-методического центра системы психофизиологического обеспечения ФМБА России.

[Клиническая психофизиология в системе ПМСП]

В начале 21 века среди медицинских систем мира возникает потребность в ином медицинском подходе. Это новое отношение, выходящее за рамки лабораторных тестов, процедур визуализации и фармакологического лечения, подчеркивает важность роли пациента и передает контроль самому пациенту и его/ее семье. Это биопсихосоциальный медицинский подход.В такой системе медицинский персонал при планировании курса лечения учитывает не только традиционные биологические факторы, но и психические факторы и факторы окружающей среды. Отсутствие учета реальных медицинских и психологических потребностей пациента может привести к неправильному использованию основных ресурсов. Это также может привести к разочарованию пациента и медицинского персонала. Клиническая психофизиология является лечебной реализацией биопсихосоциального подхода и призвана удовлетворять биологические и психологические потребности пациента.Биопсихосоциальный метод объединяет физиологические методы лечения и поведенчески-когнитивную помощь. В статье подробно описаны различные процессы клинической психофизиологии по данным современной профессиональной литературы. Мы пришли к выводу, что клиническая психофизиология может быть полезна при лечении многих проблем первичной медицины, таких как хроническая боль, гипертония, нарушения сна и расстройства внимания. Система первичной медико-санитарной помощи является оптимальным местом для применения биопсихосоциального метода, и задача состоит в том, чтобы разработать соответствующие доктрины, которые позволили бы медицинскому персоналу оказывать помощь нуждающимся пациентам.В статье подробно рассматриваются пять стратегий, позволяющих шире использовать инструменты клинической психофизиологии: 1) расширение образования врачей; 2) участие смежных медицинских работников; 3) Интеграция поведенческого лечения в первичную медико-санитарную помощь; 4) Выполнение эффективных модификаций при минимальном контакте медицинского персонала; 5) Направление на последующее лечение. Клиническая психофизиология в рамках первичной медико-санитарной помощи представляет собой мощную интеграцию биомедицинских и биосоциальных моделей.

Психофизиология | Encyclopedia.com

Определение

Психофизиология — это раздел физиологии, изучающий взаимосвязь между психическими (психическими) и физическими (физиологическими) процессами; это научное исследование взаимодействия между разумом и телом. Область психофизиологии опирается на работу врачей, психологов, биохимиков, неврологов, инженеров и других ученых.

Психофизиологическое расстройство характеризуется физическими симптомами, частично вызванными эмоциональными факторами.Некоторые из наиболее распространенных эмоциональных состояний, ответственных за формирование болезни, включают тревогу, стресс и страх. Общие психосоматические заболевания включают мигрень, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), артрит, язвенный колит и болезни сердца .

Истоки

Исторически существовала большая пропасть между аллопатической (мейнстримной) и альтернативной медициной во взглядах на психофизиологию. В то время как аллопатическая медицина продолжает следовать картезианской модели здоровья, в которой разум и тело рассматриваются как отдельные, альтернативная медицина твердо стоит на представлении о том, что разум и тело неразрывно связаны.В общем, лечение в традиционной медицинской системе направлено на устранение или излечение отдельных симптомов в организме. Поставщики альтернативных медицинских услуг стремятся изучить симптомы, а также лежащую в их основе патологию или причину. В то время как первая группа фокусируется на изолированных частях целой системы, вторая группа стремится обращаться ко всему существу, разуму и телу, эмоциям и физическим симптомам. Они считают, что психические процессы сложным образом воздействуют на телесные, и наоборот.

Обладая более целостным менталитетом, население переживает постоянно прогрессирующий сдвиг парадигмы, при котором тело и разум больше не рассматриваются как отдельные, а скорее как сложно взаимосвязанные.В медицинском, а также в культурном отношении западное общество достигло точки, в которой все больше внимания уделяется интегративному здоровью разума и тела. Все больше пациентов и врачей предпочитают использовать методы лечения, основанные на холистических моделях, в которых психика (разум) и сома (физическое тело) рассматриваются как единое целое или тесно связаны. Они используют такие методы, как медитация , йога , работа с телом и методы визуализации, чтобы снять общий стресс и вылечить различные психосоматические заболевания.

Пособия

Область психофизиологии прокладывает путь к непрекращающимся исследованиям тонкостей взаимоотношений между разумом и телом. Прикладная психофизиология фокусируется на влиянии эмоциональных состояний на центральную нервную систему путем наблюдения и регистрации данных о таких физиологических процессах, как ритмы сна, частота сердечных сокращений, желудочно-кишечная деятельность, иммунный ответ и функция мозга. Методы, используемые для измерения таких факторов, включают электроэнцефалограммы (ЭЭГ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) и компьютерную аксиальную томографию (КТ).Стремясь количественно оценить эффективность различных методов лечения, наука о психофизиологии применяется во многих областях альтернативной медицины, от психотерапии и гипноза до работы с телом и медитации. Существует множество исследований влияния эмоциональных состояний на различные физиологические процессы. Например, было показано, что существует связь между одиночеством и сердечными заболеваниями, а также связь между посттравматическим стрессовым расстройством, синдромом раздраженного кишечника и фибромиалгией . Документируя влияние эмоций на здоровье, эта область надеется улучшить лечебные свойства лечения. Многие исследования, проводимые психофизиологами, проводятся в исследовательских институтах и ​​университетах.

Существует несколько интерпретаций того, как может выглядеть здоровая психофизиология. Однако есть общие характеристики, говорящие о здоровье ума и тела. В конечном счете такое целостное состояние существует, когда внутреннее и ментальное осознание становится достаточно сильным, чтобы создать ощущение воплощения, баланса и присутствия в теле человека.Болезнь может присутствовать в таком состоянии, но с этим лежащим в основе целостным пониманием существует больше боевой силы для исцеления. Наука подтверждает этот факт. Было показано, что методы лечения, объединяющие процессы разума и тела, помогают процессам исцеления от многих заболеваний.

При наличии стрессов, травм или изнурительных эмоциональных состояний люди могут испытывать физиологические расстройства. Например, если человек с известной аллергией на укусы пчел получает такой укус, естественной реакцией может быть паника. В результате такой психологической реакции повышается артериальное давление и частота сердечных сокращений, снижаются пищеварительные функции, у человека кружится голова. Если эмоциональные стрессы или травмы такого рода остаются в теле/разуме в течение продолжительных периодов времени, в конечном итоге может проявиться дисбаланс в здоровой системе, например, когда люди, находящиеся в состоянии хронического стресса, умирают от болезней или болезней. Область психофизиологии показывает, что наиболее эффективными методами лечения являются те, которые воздействуют на эмоциональные состояния болезни, а также на физические аспекты.

Методы лечения

Методы лечения психосоматических заболеваний синтезируются как в аллопатической, так и в альтернативной медицине. Методы варьируются от медикаментозной терапии и биологической обратной связи до использования медитации, йоги и массажной терапии . Было показано, что многие методы лечения эффективны; у людей есть свобода и ответственность открывать для себя методы лечения, которые приносят наибольшую личную пользу. То, что эффективно для одного человека, может не сработать для другого.Потребителям средств для лечения разума/тела предлагается оценить варианты, специалистов и свои индивидуальные потребности. Область психофизиологии проводит исследования для улучшения информации, доступной для потребителей.

Как правило, лечение выбирают, если оно дополняет и усиливает осознание человеком взаимосвязи между телом и разумом. Такие практики наиболее эффективны для достижения общего состояния здоровья, когда воздействуют на разум, чтобы воздействовать на тело, и наоборот. Например, двумя дисциплинами, которые доказали свою эффективность в установлении этого осознания, являются медитация, деятельность, сосредоточенная на уме, и Рольфинг , форма терапевтической работы с телом.Лечение, которое одновременно воздействует как на физиологию, так и на психологию, очень полезно. Такой тщательный подход может быть достигнут за счет объединения модальностей, которые дополняют друг друга. Примеры включают сочетание психотерапии с работой с телом, а также некоторые медикаментозные методы лечения с медитацией, визуализацией и йогой.

Разум/тело

Медитация — это древний процесс, обладающий огромным потенциалом в успокоении ума, эмоциях и уравновешивании физиологии. На протяжении веков восточные народы и их традиции были сосредоточены на искусстве медитации.Медитативные техники варьируются от сосредоточения внимания на дыхании до повторения мантры (особо заранее установленного слова или фразы) или до сосредоточения взгляда на конкретном неизменном образе (техника визуализации). Сосредоточение внимания на телесных ощущениях может прервать нездоровые модели мышления, тем самым уменьшая или предотвращая воздействие стресса на физиологию. Исследования, а также эмпирические явления показали, что медитация снижает кровяное давление, мышечную боль и уровень холестерина , улучшая пищеварение, избавляя от беспокойства и депрессии , повышая иммунитет и повышая уровень энергии.В конечном счете, медитация может привести к познанию самого себя как в психологическом, так и в физиологическом плане. Именно из этого состояния воплощенного присутствия и внимания происходит исцеление.

Тело/Разум

Определенные формы работы с телом успешно воздействуют на разум, работая через тело. Эмоции, мысли и чувства могут находиться в теле так же, как и в уме. Например, тело человека в депрессии может отражать эмоциональное состояние сгорбленными плечами, грустным выражением лица и медленными движениями.Психология показала, что, принимая положительные физические выражения, такие как улыбка или улучшение осанки, человек будет испытывать соответствующие и измеримые эффекты в уме. Эти отношения с помощью науки психофизиологии подтверждаются экспериментально.

Манипулируя структурой тела во время работы с телом, целитель может прямо или косвенно воздействовать как на физиологическое, так и на психологическое здоровье. Польза от этого типа терапии исходит как от новых изменений в физиологии, так и от изменений в сознании и осознании физически существующих паттернов.Осознавая такие отношения между телом и разумом, целитель и клиент разрушают старые паттерны в физической ткани, уме и эмоциях. Улучшается общая свобода тела/ума, что дает больше шансов на целостное состояние здоровья.

Исследования и всеобщее признание

Интерес к отношениям между разумом и телом столь же древний, сколь и обширный, и область психофизиологии исследует и подтверждает эту связь. Мир аллопатической медицины добился больших успехов в области здоровья человека, особенно в отношении лечения травм и опасных для жизни повреждений и заболеваний.С медицинской, социальной и экологической точек зрения ведется поиск более целостного и превентивного подхода к здравоохранению, который интегрирует и уравновешивает отношения между разумом и телом. Проводится большая работа по развитию новых знаний; область психофизиологии вносит большой вклад в исследования.

Обучение и сертификация

Различные медицинские работники, такие как врачи и психологи, включают в свою работу принципы психофизиологии. Одной из целей Ассоциации прикладной психофизиологии и биологической обратной связи (AAPB) является продвижение профессиональных стандартов практики, этики и образования для ее членов. Существуют сертификаты для профессионалов, таких как массажисты и другие специалисты, выполняющие специализированные техники, основанные на принципах психофизиологии.

Ресурсы

КНИГИ

Андреасси, Джон Л. Психофизиология: поведение человека и физиологические реакции. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2000.

Борисенко, Джоан, к.т.н. Исцеляющая сила разума. Карлсбад, Калифорния: Hay House, 1995.

Качиоппо, Джон Т., изд. Справочник по психофизиологии. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2000.

Чопра, Дипак, доктор медицины Волшебное здоровье, волшебное тело: овладение связью разума и тела для совершенного здоровья и полного благополучия. Чикаго, Иллинойс: Nightengale-Conant, 2003.

ОРГАНИЗАЦИИ

Ассоциация прикладной психофизиологии и биологической обратной связи (AAPB). 10200 W. 44th Avenue, Suite 304. Wheat Ridge, CO 80033. (303) 422-8436. .

Дуглас Дуплер

Клиническая прикладная психофизиология | СпрингерЛинк

‘) вар корзинаStepActive = истина var buybox = документ.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.вариант-покупки»)).forEach(initCollapsibles) функция initCollapsibles(подписка, индекс) { var toggle = подписка.querySelector(«.цена-варианта-покупки») подписка.classList.remove(«расширенный») var form = подписка.querySelector(«.форма-варианта-покупки») если (форма && cartStepActive) { var formAction = форма.получить атрибут («действие») form.setAttribute(«действие», formAction. replace(«/checkout», «/cart»)) document.querySelector(«#ecommerce-scripts»).addEventListener(«load», bindModal(form, formAction, timestamp, index), false) } var priceInfo = подписка.querySelector(«.Информация о цене») var PurchaseOption = toggle.parentElement если (переключить && форма && priceInfo) { переключать.setAttribute(«роль», «кнопка») toggle.setAttribute(«tabindex», «0») toggle.addEventListener («щелчок», функция (событие) { var expand = toggle.getAttribute(«aria-expanded») === «true» || ложный toggle.setAttribute(«aria-expanded», !expanded) form.hidden = расширенный если (! расширено) { покупкаВариант. classList.add («расширенный») } еще { покупкаOption.classList.remove(«расширенный») } priceInfo.hidden = расширенный }, ложный) } } функция bindModal (форма, formAction, метка времени, индекс) { var weHasBrowserSupport = window.fetch && Array.from функция возврата () { var Buybox = EcommScripts ? EcommScripts.Ящик для покупок: ноль var Modal = EcommScripts ? EcommScripts.Modal : ноль if (weHasBrowserSupport && Buybox && Modal) { var modalID = «ecomm-modal_» + метка времени + «_» + индекс var modal = новый модальный (modalID) modal. domEl.addEventListener («закрыть», закрыть) функция закрыть () { форма.querySelector(«кнопка[тип=отправить]»).фокус() } форма.setAttribute( «действие», formAction.replace(«/checkout», «/cart?messageOnly=1») ) form.addEventListener( «Отправить», Buybox.interceptFormSubmit( Буйбокс.fetchFormAction(окно.fetch), Buybox.triggerModalAfterAddToCartSuccess(модальный), консоль.лог, ), ложный ) document. body.appendChild(modal.domEl) } } } функция initKeyControls() { документ.addEventListener(«keydown», функция (событие) { if (document.activeElement.classList.contains(«цена-варианта-покупки») && (event.code === «Пробел» || event.code === «Enter»)) { если (document.activeElement) { событие.preventDefault() документ.activeElement.click() } } }, ложный) } функция InitialStateOpen() { var buyboxWidth = buybox.смещениеШирина ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) { var toggle = option.querySelector(«. цена-варианта-покупки») var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки») var priceInfo = option.querySelector(«.Информация о цене») если (buyboxWidth > 480) { переключить.щелчок() } еще { если (индекс === 0) { переключать.щелчок() } еще { toggle.setAttribute («ария-расширенная», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрытый» } } }) } начальное состояниеОткрыть() если (window.buyboxInitialized) вернуть window.buyboxInitialized = истина initKeyControls() })()

Психофизиология | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)



Психофизиология — это наука о понимании связи между психологией и физиологией.

Например, психологов интересует, почему мы можем бояться пауков, а физиологов может интересовать система ввода/вывода миндалевидного тела. Психофизиолог попытается связать их. Он мог бы, например, попытаться объяснить арахнофобию с точки зрения импульсов, входящих и исходящих из миндалевидного тела. Однако психофизиологи почти всегда изучают психолого-физиологическую связь у интактных людей. В то время как ранние психофизиологи почти всегда изучали влияние психологических состояний на реакции физиологических систем, с 1970-х годов психофизиологи также изучают влияние физиологических состояний и систем на психологические состояния.Именно эта перспектива изучения взаимодействия разума и тела отличает психофизиологов от других.

Психофизиология отличается от физиологической психологии тем, что психофизиология изучает то, как психологическая деятельность вызывает физиологические реакции, а физиологическая психология изучает физиологические механизмы, которые приводят к психологической активности. Исторически сложилось так, что большинство психофизиологов склонялись к изучению физиологических реакций и систем органов, иннервируемых вегетативной нервной системой.Совсем недавно психофизиологи в равной или потенциально большей степени интересовались центральной нервной системой, изучая потенциалы коры головного мозга, такие как многие типы потенциалов, связанных с событиями (ERP), мозговые волны, функциональную нейровизуализацию (фМРТ), ПЭТ, МЭГ и т. д. .

Психофизиолог может изучить, как стрессовая ситуация влияет на сердечно-сосудистую систему, например, на изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС), вазодилатацию/вазоконстрикцию, сократительную способность миокарда или ударный объем.Психолог-физиолог может посмотреть, как одно сердечно-сосудистое событие может повлиять на другое сердечно-сосудистое или эндокринное событие, или как активация одной нейронной структуры мозга вызывает возбуждающую активность в другой нервной структуре, которая затем вызывает тормозящий эффект в какой-то другой системе. Часто физиологические психологи исследуют эффекты, которые они изучают у инфрачеловеческих субъектов, используя хирургические или инвазивные методы и процессы.

Психофизиология тесно связана с областью нейронауки и социальной нейронауки, которая в первую очередь занимается взаимосвязью между психологическими событиями и реакциями мозга.Психофизиология также связана с медицинской дисциплиной, известной как психосоматика.

Если примерно до 1960-х и 1970-х годов психофизиология была дисциплиной, не входящей в основное русло психологической и медицинской науки, то в последнее время психофизиология оказалась на стыке психологической и медицинской науки, и ее популярность и значение возросли соразмерно осознание взаимосвязи ума и тела.

Обычно используемые меры

Многие измерения являются частью современной психофизиологии, включая измерения мозговой активности, такие как ERP (потенциалы, связанные с событиями), мозговые волны (электроэнцефалография, ЭЭГ), медленные волны, фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), измерения проводимости кожи (отклик проводимости кожи SCR). , кожно-гальваническая реакция КГР), показатели сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений (ЧСС), число ударов в минуту (УД), вариабельность сердечного ритма (ВСР), вазомоторная активность, мышечная активность (ЭМГ — электромиография) и электроокулограмма (ЭОГ).

Использование психофизиологии

Психофизиологические измерения часто используются для изучения эмоций и реакций внимания в ответ на раздражители. Представлены громкие пугающие звуки, эмоционально заряженные картинки, видео и задания, а для изучения ответов используются психофизиологические измерения.

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

Нейрофизиология и психофизиология: экспериментальное и клиническое применение

Содержание

участников.Предисловие. Раздел 1. Историческое введение. Подавление экспериментального тремора у обезьян Ф. Веласко и М. Веласко  4. Поражения переднего мозга вызывают сенсорное игнорирование и подавление веретен и судорог DM Feeney  5. Дальнейшее исследование полисенсорных реакций в ассоциативных ядрах заднего таламуса кошек F.C. Huang 6. Стволово-лимбические системы и поведение CL Wilson, N. Hirasuna, and DB Lindsley 7. Регулирование сердечной уязвимости лобной корой: новая концепция церебрального защитного механизма Кэннона JE Skinner Раздел 3 : Нейронные субстраты зрительной дискриминации 8. Подавление восприятия у кошек, страдающих косоглазием К. К. Пек 9. Зрительные вызванные потенциалы: изоляция кортикальных субпопуляций, узко настроенных на пространственную частоту K.Накаяма, П. Апкарян, М. Маккебен и Ч.У. Тайлер   10. Человек-альбинос: исследование усредненного зрительного вызванного потенциала аномальных зрительных путей Дж.Р. Коулман и К.Ф. Сиднор   Раздел 4: Нейронные субстраты внимания   11. Исследования в области нейропсихологии нарушений внимания: симптомы у человека и модели на животных AF Mirsky and C. Ray 12. Зрачковые признаки избирательного внимания у человека J. Beatty 13. Региональный мозговой кровоток: дополнение к связанным с событием исследованиям потенциала избирательного внимания Р.Näätänen  14. Связь между односторонним пренебрежением и сенсорным угасанием A.S. Schwartz, P. Marchok and C. Kreinick   15. Неспецифическая интраламинарная система таламуса и зрительное внимание M. Schlag-Rey and J. Schlag   Раздел 5: Латентные периоды и двигательная активность   16. Действия после опрометчивого состояния: Латентный период и амплитуда P300 после быстрых предположений E. Donchin, G. Gratton, D. Dupree and M. Coles   17. Время респираторной реакции человека R.Lansing, L. Meyerink and J. Thomas 18. Визуально-временная интеграция для простого времени реакции M.L. Kietzman, E. Shapiro and G.E. Bruder 19. Вербально-мануальное разделение времени и асимметрия ЭЭГ у умственно отсталых людей G.C. Гэлбрейт и Дж. Глиддон   Раздел 6: Нервные субстраты развития  20. Взаимодействие теории, исследований и применения в психологии развития Г. Х. Роуз  21. Влияние окружающей среды на развитие зрительной системы золотистого хомячка L.M. Chalupa and R.W. Rhoades   22. Развитие нервной системы и предпочтения паттернов у младенцев D.S. Woodruff-Pak and K.M. Геррити   Раздел 7: Высшие когнитивные процессы   23. Обучение и мотивация, исторический обзор Р.Ф. Томпсон и С.Д. Берри   24. Потребность в информации Взаимодействие мозговых структур П.В. Симинов   25. Церебральная обработка и когнитивные функции90 7 М. Фридман, В. Уэлч, И. Фрид и Г.Марш   26. Языковая латеральность, секс и заикание: связанные с событиями потенциалы (ERP) для контекстуального значения WS Brown, JT Marsh, RE Ponsford and LE Travis  27. Вызванные потенциалы, связанные с уверенностью в принятии решений JW Rohrbaugh, LM Chalupa and DB Линдсли  28. Интерпретация классической обусловленности электродермальной активности человека И. Мальцман и М. Пендери  29. Возможный коррелят центральной нервной системы (амплитуда CNV) относительно высокого социального статуса P. Р. Барчас, В. С. Хосе II, Б. Пейн, Б. С. Копелл и В. Т. Рот . Приложение A: Биография Дональда Б. Линдсли. Приложение B: Студенты и стипендиаты Дональда Б. Линдсли. Приложение C: Публикации Дональда Б. Линдсли. Индекс автора. Предметный указатель.

Британское общество клинической психофизиологии (BSCP)

Описание:

Британское общество клинической психофизиологии (BSCP) было основано в 1999 году для представления и развития интересов психотерапевтов, изучающих взаимоотношения между разумом и телом.С ним консультировался Марк Лайалл из правительства Великобритании из Skills for Health (SfH) по поводу национальных профессиональных стандартов (NOS) для «психологической терапии». Первоначально основанная на области респираторной психофизиологии (дисциплина, разработанная Международным обществом развития респираторной психофизиологии ISARP), BSCP теперь является некоммерческой группой с особыми интересами для передового применения научных взаимосвязей между разумом и телом в психотерапия. Члены набираются из многих школ психотерапии, включая психосистемный анализ, который представляет собой развитие психодинамической психотерапии в сочетании с научной гуманистической медициной и биопсихосоциальной медицинской моделью профессора Джорджа Л. Энгеля.Группа BSCP рассматривает нейропсихоанализ как необходимый следующий шаг в развитии классической психодинамической терапии в XXI век.

Координатор группы:

Джеймс Доулинг
Электронная почта: [email protected]

Местонахождение:

Eastbank Tower, 277 Great Ancoats Street
Manchester
M4 7FD
Великобритания

Расписание встреч:

Каждую неделю, в пятницу днем, с 12.00.с 00:00 по Гринвичу до 16:00 по Гринвичу
(Для посещения необходима заявка – свяжитесь с координатором группы)

 

Отказ от ответственности. Все аффилированные региональные группы должны состоять как минимум из одного активного члена Международного общества нейропсихоанализа, чтобы быть перечисленными на этом веб-сайте. Размещение информации о региональных группах не означает одобрения со стороны Общества деятельности или философии группы. Кроме того, Общество не является аттестационной или квалификационной организацией, поэтому членам региональных групп не разрешается использовать свой статус членства в рекламных целях.  

Психофизиология — IResearchNet

Психофизиология — это научное исследование связи между разумом (психология) и телом (физиология). Психофизиология основана на предположении, что между разумом и телом существует двусторонняя связь. Таким образом, физические изменения в теле могут влиять на психологические реакции в уме, а психологические переживания могут отражаться в физиологических показателях.

Психофизиология широко используется в области спорта и психологии упражнений (SEP).В спортивной психологии (СП) психофизиологические измерения использовались со спортсменами, чтобы понять физиологические переменные, которые позволяют прогнозировать результаты, и использовать это понимание для улучшения результатов. В психологии упражнений ученые использовали психофизиологические измерения, чтобы предоставить физические доказательства влияния упражнений на различные психологические переживания, включая когнитивные функции и здоровье мозга, стресс и тревогу, аффект, возбуждение и сон.

Психофизиологические меры

Психофизиологические показатели, относящиеся к СЭП, постоянно развиваются, поскольку технологические достижения позволяют использовать неинвазивные меры, а теория расширяет наше понимание потенциальных механизмов соответствующих результатов. Меры, описанные здесь, обычно используются в исследованиях SEP.

Магнитно-резонансная томография

Используя точно настроенные магнитные импульсы, которые нарушают ориентацию атомов в мозге, магнитно-резонансная томография (МРТ) используется для оценки структуры головного мозга.МРТ способна проводить множественные оценки головного мозга на разной глубине и в разных плоскостях направления (сагиттальной, коронарной, поперечной). Это позволяет оценить мозговой объем определенных областей мозга. Психологи, занимающиеся физическими упражнениями, использовали МРТ для оценки изменений объема головного мозга в зависимости от физической активности (ФА) в клинических (например, при болезни Альцгеймера) и неклинических группах населения.

Функциональная магнитно-резонансная томография

Мозгу требуется приток насыщенной кислородом крови для поддержки активации нейронов.В областях мозга, где произошла активация, кровоток увеличивается, чтобы компенсировать потребление кислорода и других жизненно важных питательных веществ. Увеличение кровотока приводит к более высокой концентрации оксигенированного гемоглобина (белка, который транспортирует кислород) в определенных областях активации по сравнению с менее активными областями. Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) способна обнаруживать различные магнитные свойства оксигенированного и деоксигенированного гемоглобина в крови, и этот ответ, зависящий от уровня кислорода в крови (ЖИРНЫЙ), используется для вывода о нейронной активации, которая интерпретируется как показатель когнитивной функции. Мероприятия.

Частота сердечных сокращений и вариабельность сердечного ритма

Частота сердечных сокращений (ЧСС) обеспечивает простой показатель возбуждения и аффекта. Увеличение ЧСС интерпретируется как показатель усиления психологического возбуждения или изменения настроения. Оценить ЧСС можно вручную, пальпируя запястье или сонную артерию и подсчитывая количество ударов в минуту (BPM), используя кардиомонитор или измеряя электрокардиографическую активность с помощью электродов

.

Вариабельность сердечного ритма (ВСР) относится к изменениям времени между сердечными сокращениями (которое также называют интервалом между ударами [IBI]).ВСР использовалась для того, чтобы сделать выводы о контроле ЧСС со стороны вегетативной нервной системы (ВНС). В частности, в литературе по СЭП ВСР интерпретируется относительно высокочастотных (парасимпатическая активность) и низкочастотных (как симпатическая, так и парасимпатическая активность) компонентов.

Электроэнцефалография

Электроэнцефалография (ЭЭГ) (также называемая электроэнцефалографической активностью) – это процесс регистрации электрической активности кожи головы. Предполагается, что активность ЭЭГ равна

.

указывает на нейронную активность, происходящую в мозгу. ЭЭГ описывается как имеющая высокое временное разрешение, потому что наблюдаемая активность связана с текущими когнитивными процессами, но низкое пространственное разрешение, поскольку данные представляют собой возбуждение большого количества нейронов в общей области, которая может быть или не быть расположена рядом с местом записи. Записи ЭЭГ могут использоваться для оценки либо спонтанной активности, либо потенциалов, связанных с событиями (ERP).Эти конструкции описаны далее в статье под названием «Электроэнцефалограф (ЭЭГ)».

Электромиография

Электромиография (ЭМГ) используется для измерения активности скелетных мышц (иногда называемой напряжением) путем измерения электрической активности либо на коже с помощью поверхностных электродов, либо непосредственно в мышце с помощью внутримышечных электродов. Измерения ЭМГ использовались для определения времени активации мышц и для определения уровней возбуждения, стресса и аффекта.

Кожно-гальваническая реакция

Кожно-гальваническая реакция (КГР) измеряется путем оценки проводимости кожи (КК). Между двумя электродами, прикрепленными к коже, подается электрический раздражитель с очень малым напряжением, и регистрируется проводимость между ними. GSR напрямую отражает уровень влажности и интерпретируется как показатель активности и возбуждения симпатической нервной системы (СНС).

Кортизол

Кортизол также называют «гормоном стресса» и он высвобождается при стимуляции оси гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой железы (ГГН).Когда человек подвергается стрессовому воздействию, мозг (т. е. гипоталамус и гипофиз) дает сигнал надпочечникам выпустить кортизол из надпочечников, чтобы подготовить тело к борьбе или бегству. Когда он чувствует конец стрессора, мозг запускает процессы обратного захвата удаления кортизола из кровотока, что возвращает организм к гомеостазу. Уровни кортизола указывают на стресс и могут быть оценены в периферической крови и слюне.

В дополнение к психофизиологическим измерениям, описанным здесь, исследователи в области СЭП также использовали измерения критического слияния мельканий, акустической реакции испуга на моргание, нейротрансмиттеров (например,например, серотонин, дофамин), гормоны (например, адреналин) и температуру тела, чтобы улучшить наше понимание взаимодействия разума и тела.

Каталожные номера:

  1. Обер, А.Е., Сепс, Б., и Беккерс, Ф. (2003). Частота сердечных сокращений Льюис, М.Дж., и Шорт, А.Л. (2010). Упражнения и сердечная регуляция: что могут нам сказать электрокардиографические временные ряды? Скандинавский журнал медицины и науки в спорте, 20 (6), 794–804. doi: 10.1111/j.1600-0838.2010.01150.х
  2. Вайнштейн, А.М., и Эриксон, К.И. (2011). Здоровое тело равняется здоровому духу. Поколения, 35 (2), 92–98.
  3. Заичковский, Л. (ред.). (2012). Психофизиология и неврология [Спецвыпуск]. Журнал клинической спортивной психологии, 6 (1).