Диалектика в философии это кратко и понятно: кратко и понятно о его деятелности
кратко и понятно о его деятелности
Имя Иоганна Готлиба Фихте принято относить к классической германской философии. Продолжая движение, начатое Кантом, он создал отдельное философское направление, которое было названо субъективным идеализмом. Работы Фихте носят социально-исторический, этический характер. Практическая философия Фихте определяет конечные цели человеческих поступков в масштабах общества, мира.
Биография
Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.
Фихте получил образование богослова и хотел по воле матери стать пастором, но Мильтиц умер, и Иоганн остался без влиятельной поддержки. Чтобы поправить трудное финансовое положение своей семьи, после окончания учебы, молодой человек был вынужден давать уроки на дому.
С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.
Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.
С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.
В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.
Основные идеи
В начале, во главе других дисциплин мыслитель ставил философию, придерживаясь субъективного идеализма. Фитхе допускал существование определяющей реальности, получившей название «абсолютного Я». Эта реальность разумна, сама создает мир и законы, противоположные по своей сути законам людей. Работа этой реальности направлена на нравственное сознание. В этот период, философия Фихте включает несколько ключевых идей. Рассмотрим их кратко:
- Человек — существо, в котором есть духовность, разумность и нравственность. Его главная цель — целенаправленная деятельность.
- Человек обладает нравственным разумом, постоянно требующем действия. Мир есть область действия.
- Мировое для Фихте было вторичным. Во главе он ставил потребность действовать. Познание — средство действия.
- Фихте интересуется о первоначальной природе знания.
- Центральная идея философа заключена в человеческой свободе, без которой, он не в состоянии исполнять предназначение — действовать.
- Человеческое «Я» выражается в стремлении к исходной точке, где субъект совпадает с объектом, а абсолютное «Я» — с индивидуальным
Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.
Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.
Диалектика
Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.
Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.
Диалектические отношения Фихте раскрыл только в области сознания. Проявление диалектики особенно выражено в наукоучении. Человеческое «Я» выступает в качестве субъекта. Это абсолютная точка, исходя из которой происходит рассмотрение и объяснения явлений, происходящих в реальности. «Я» рассматривается не с позиции вещи, объекта или явления, а как совершенное действие, или работа сознания. Через действия человеческого «Я» находятся противоположности, (тезис и антитезис), которые позднее объединяются в синтезе.
Назначение человека
Человек обладает нравственностью, разумность, и духовностью — это три его главных качества. Достичь состояния чистого «Я» поможет волевое усилие и осознание себя таковым. Через самосознание человек чувствует свободу и способность определять себя. Свобода достигается только действиями.
Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях — главная цель человеческого существования.
Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни — получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.
У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.
Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.
Назначение ученого
Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи человека и государства, их взаимодействие между собой. Предназначение человека и государства индивидуально и служит средством для наведения нравственного порядка.
Истинное назначение сословия ученых — наблюдение за развитием рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание — указывать человеку направление к его последней цели — нравственному совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее и указать другим этот путь.
Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей своей жизни.
Определение наукоучения
Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само существование науки. Поэтому свое философствование он называл наукоучением, то есть учением о науке.
Правдивость и системность — основные качества науки. Все положения должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках самой науки. Главная задача наукоучения — предоставить основание для развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.
Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не является верным.
Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия. Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.
Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.
Абсолютный разум — источник всего, находящегося на планете. Задача абсолютного разума — творить, используя для этой цели человека. Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности философ видел развитие общества.
Понятие диалектики. Диалектика и метафизика — Студопедия
Диалектика (1,2).
1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.
2. История диалектики.
3. Основные принципы диалектики.
4. Понятие закона. Законы диалектики и законы частных наук.
5. Основные законы диалектики.
6. Основные категории диалектики.
7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.
Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.
диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.
В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает «диалог», «искусство вести беседу». Такое понимание восходит к философии Сократа,который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина.
Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, — основанном на диалектических принципах.
В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический.Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.
Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.
Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.
Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля) » NEO-HUMANITY.RU Психология-Онлайн
Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.
Сравнительная характеристика Философских идей Канта и Гегеля.
Кант говорит, что невозможно познать чистый разум без опыта. Окружающий нас мир не может быть познан человеком. Непознаваемое, или (вещь в себе), и явление — то, (как эта вещь является нам), не связаны между собой. Читайте:Философия Канта
Гегель полностью опровергает, подобную идею, и говорит, что человек способен познавать окружающий мир, и вещь в себе и явление, не могут быть разорваны, они должны быть связаны.
У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию». У Канта; противоречие есть источник заблуждения, понятие очень негативное, а Гегель скажет, что именно противоречие есть критерий, истинны, а отсутствие противоречия, как раз и есть критерием заблуждения. Любой предмет, начиная от самого простого, до самого сложного, как человеческий организм, содержат в себе взаимоисключающие моменты, но одновременно и взаимодополняющие друг друга.
ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ.
Согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы. Абсолютная идея – это система само разворачивающихся категорий, которые являются условием, для формирования мира. Ключевая задача у абсолютной идеи — это, ни что иное, как самопознание.
Понятие; безличное первоначало и абсолютная идея – Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция. Природа сама по себе не содержит активных действий. Творческим толчком для мира должна быть некая абсолютная, безличная, духовная сила (первоначало)
Развитие, эволюция абсолютной идеи:
Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.
Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».
Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.
Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.
Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.
ФИЛОСОФИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Существует три закона диалектики Гегеля:
1. Диалектика Гегеля : Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – это первый закон, самый важный, основной закон. У Гегеля есть четыре ключевые термина, которые характеризуют этот закон:
Количество – внешнее определенность предмета, те показатели, которые фиксируют и демонстрируют нам нахождение предмета в пространстве и времени.
Качество — эта категория фиксирует внутреннюю определённость предмета, тождественность с бытием. Именно эта категория, делает какой то предмет, именно тем чем он является.
Мера – это показатель гармонии, упорядоченность количественных и качественных изменений. Мера – это временной интервал, в рамках которого, предмет может менять свои количественные характеристики, сохраняя при этом прежнее качество.
Скачок – Скачок это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое.
Пример:
Температура кипения воды составляет 100 градусов.
Допустим изначально, мы имеем воду комнатной температуры 20 – 30 градусов, это и будет количество, (количественный показатель) Если мы начнём нагревать воду, её количественные показатели будут увеличиваться. Временной интервал, в котором вода будет сохранять свое жидкое состояние это и есть мера. Пока вода будет сохранять свою жидкую форму, мера, будет не нарушена. Как только произойдёт переход, и температура воды достигнет 100 градусов, то есть, вода из жидкого состояния, перейдет в парообразное, она резко поменяет своё качество, тем самым изменив показатель меры. Мы сможем наблюдать скачок, переход количественного в качественное.
2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.
Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.
Пример:
Во многих учебниках по философии, закон двойного отрицания предлагают рассмотреть на примере колоса пшеницы. Колос появляется, только благодаря тому, что погибает зерно пшеницы, то есть по закону диалектики, колос отрицает зерно. Но проходит время, и в колоске появляются новые зёрна пшеницы, а колос погибает. Из этого следует, что отрицание зерна, стало причиной появления колоса, а отрицание колоса послужило появлению новых зёрен.
3. Диалектика Гегеля : Закон единства и борьбы противоположностей – Ключевые понятия в этом законе, это — понятие тождества, понятие различия, понятие противоположности и понятие противоречия.
Тождество – это категория, которая выражает равенство объекта или предмета самому себе, т. е. А = А. Если человек осознаёт себя, то он осознаёт себя собой, в любой момент своей жизни. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышление и открываются нам, по этому, мы можем сказать о совпадении природы открытой нашему мышлению, и самого мышления.
Различия – категория неравенства самому себе, А? А. Я осознаю себя, собой в любой момент жизни, но с другой стороны я не осознаю себя собой, потому, что я развиваюсь, меняюсь, соответственно меняется моё восприятия себя и окружающего мира.
Противоположности – категория, которая выражает такие характеристики объекта, которые коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать.
Противоречия – эта категория характеризует наивысший этап развития, это необходимое условие, для развития.
Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)
(источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)
Диалектическое противоречие — Философия
Диалектическое противоречие занимает центральное место в теории диалектики. Понимание этой проблематики в марксистской философии вырастало из немецкой классики и опиралось на нее. Великие теоретики диалектики относили к диалектическим противоречиям не любые противоборства, рассогласования, конфликты, характеризуемые как «противоречия» в житейском, научном, политическом обиходе. Предметом их внимания были глубинные противоречия бытия и познания, которые выявляет именно философский теоретический ум.
В теоретической системе Гегеля диалектика противоречий была впервые развернута как сложное, разветвленное, многоступенчатое учение. В трех разделах его «Науки логики» («Бытие», «Сущность», «Понятие») последовательно представлены этапы уяснения природы противоречий. На уровне анализа бытия противоречие еще остается невыявленным, существуя, по выражению философа, «в себе». Различные определенности бытия, например «качество» и «количество», выступают как сопряженные друг с другом противоположности. Но их отношение пока не проявляется и не осознается как отношение противоречия.
Раздвоение единого на отрицающие друг друга («отрицание») и опосредствующие одна другую («отрицание отрицания») противоположности постигается в учении о сущности. Сами определения противоположностей («случайное — необходимое», «добро — зло» и др.) осмысливаются здесь через их соотнесение. Соответственно реальное противоречие осознается как живое единство напряженно взаимодействующих друг с другом противоположностей. «Нечто жизненно,— размышлял Гегель,— только если оно… в состоянии вмещать в себя… противоречие и выдерживать его» . Однако противоречие понимается не как нечто существующее в виде пары замкнутых прямо друг на друга противоположностей. Соответственно и мир не мыслится как набор диалектических пар такого рода. Раскрытием «единства и борьбы» противоположностей, по убеждению Гегеля, отнюдь не заканчивается (как это, кстати, нередко делается) и не может быть закончен анализ сути диалектического противоречия.
Очень важна следующая, завершающая ступень анализа (учение о понятии), на которой диалектические противоречия рассматриваются в контексте конкретных связей, взаимодействий. Так, противоречия товарно-денежных отношений («производитель — потребитель», «продавец — покупатель» и др.) получают естественное развитие, проявляются в многообразии общественных структур, реальных отношений товарного мира. Аналогичным путем воссоздается картина действий диалектической противоположности «индивид — общество». Индивидуумы существуют, проявляют себя в конкретных формах жизнедеятельности, связей с другими людьми в структуре «гражданского общества», которое опосредует их участие в жизни государства, в системе правовых отношений общества, цивилизации в целом.
Многообразным опосредованиям противоположностей в реальных процессах развертывания противоречий Гегель придавал решающее значение. Свою позицию он объяснял следующим образом: если бы отношение «плюс-минус» не было опосредовано, противоположности могли бы погасить, взаимно уничтожить друг друга. Эта идея применялась им к анализу социальных противоречий: при слабом развитии или свертывании структур, опосредствующих отношения «полярных» сил, сторон общественной жизни, становится реальной угроза «коротких замыканий», прямых разрушительных столкновений противоположностей. Наибольшая опасность и вероятность таких столкновений заключена, по мысли философа, в деспотических общественных структурах. Создание и отлаживание цивилизованной системы общественных связей, учреждений он считал исключительно важной задачей.
Опосредование противоположностей имеет значение объективной диалектической закономерности, обеспечивающей существование и развитие сложных образований, их переход на все новые ступени. Именно так завершил Гегель свой теоретический анализ диалектических противоречий, заслуживающий серьезного внимания. Его ценные методологические идеи глубоко переосмыслил и успешно применил К. Маркс в своем анализе капиталистического общества, в концепции философии истории и диалектико-материалистического миропонимания в целом. Суть диалектики Гегель, а затем и Маркс тесно связывали с комплексным подходом к сложным, целостным системам. Вдумчиво прорабатывал диалектику Гегеля также В. И. Ленин («Философские тетради»). Критическое изучение мыслей великого философа актуально и сегодня: современная ситуация позволяет по-новому оценить достижения и некоторые просчеты (акцентирование борьбы противоположностей, неравноценности «полюсов» противоречия, преимуществ одного из них перед другим и пр.) гегелевской диалектики, скорректировать и углубить современное диалектико-материалистическое миропонимание.
Гегелевское опосредование противоположностей порой расценивалось как «примирение крайностей», якобы обусловленное политическим консерватизмом мыслителя, и критиковалось как измена диалектике. Такая оценка перекликается по смыслу с идеей заострения социальных противоречий как импульса развития общества. Сегодня в свете нового мышления зреет иное восприятие этой мысли Гегеля и ряда других положений классической философии. Учение об опосредовании «крайностей» осознается и приобретает все большее значение как важная конструктивная идея. По-новому осмысливаются сегодня и диалектические раздумья Канта.
Кант сосредоточил внимание на характерных противоречиях, открываемых мыслью, стремящейся постичь принципы мироздания, суть человеческого существования, особое место человека в мире. Он показал, что при попытках синтеза разных подходов к решению таких проблем разум наталкивается на поистине драматическое противостояние позиций. Такие противоречия философ назвал антиномиями, а учение о них — антитетикой. В антиномиях воспроизводится структура творческого спора — предмет постоянного интереса диалектиков всех времен. Высокая (и глубоко демократичная по своей сути) культура диалога применена к спорам мировоззрений, столкновению серьезных философских позиций. Противостоящие точки зрения рассматриваются при этом как равно достойные внимания, имеющие веское, необходимое обоснование. Антиномия фиксирует противоречие между такими положениями (тезисом и антитезисом), «из которых ни одному нельзя дать предпочтения перед другим».
Ярким примером такого диалектического поединка может служить рассматриваемое Кантом противоборство двух способов понимания сущего — на основе принципа детерминизма, с одной стороны, и принципа свободы — с другой. Согласно первому, все явления в мире, включая и нравственные поступки людей, определены цепью «естественных» причин и законов и могут быть полностью объяснены в соответствии с ними. Противоположная позиция подчеркивает, что нельзя вывести все происходящее в мире только из естественной причинности и закономерности природы, что для полноценного объяснения всего комплекса явлений, с которыми сталкиваются люди, необходимо еще допустить свободу или «свободную причинность». В противном случае за рамками понимания окажутся человеческая воля, интересы, мотивы, свободные, самостоятельные решения, поступки, творчество людей, весь собственно человеческий нравственный мир.
В этой антиномии выявлен своего рода интеллектуальный «барьер» — принципиальная недостаточность понятийного аппарата механистического детерминизма для понимания сложных форм детерминации. Но дело не только в этом. Кант пришел к выводу: надежда на окончательную победу (поражение) какого-либо тезиса или антитезиса здесь нереальна. Эта надежда чисто догматическая. Именно догматическое сознание выдвигает то или иное положение как единственно верное, стремится найти сумму всех раз навсегда установленных истин. Творческое же осмысление коренных мировоззренческих проблем принципиально диалогично. Формирование открытого, свободного, непредвзятого, внутренне полемичного, антидогматического мышления — одна из важных задач нашего времени.
Противоборство «свободы» и «подчинения» и другие диалектические противоречия такого рода — не просто интеллектуальные поединки, они реально пронизывают всю человеческую жизнь. Для мыслящего человека всегда актуален вопрос: «…свободен ли я в своих поступках, или же я подобно другим существам управляем природой и судьбой…»? Дело в том, что человек реально включен в два разных «порядка» бытия. Он подчинен всемогуществу независящих от него обстоятельств, законам природы и общества (иногда беспощадным и жестким условиям тоталитарных режимов). Вместе с тем он живет также в мире интеллектуальных принципов, норм, идеалов, среди которых важнейшее место занимают нравственные понятия долга, чести, совести, достоинства и другие, с которыми люди соотносят свои поступки. В мире высокого человеческого духа и рождаются, вызревают, прежде чем стать реальностью, действия людей, продиктованные принципом свободы.
В разные периоды истории находились сильные духом люди, которые даже в критических ситуациях, в крайне неблагоприятных условиях все же использовали свое право не подчиниться чуждым, неприемлемым для них обстоятельствам, навязываемому ходу событий. При этом грани свободы диалектически многообразны. Это и возможность выбора из разных альтернатив, и умение не совершать поступков, казалось бы, неизбежных в силу законов природы и исторических обстоятельств, и способность к духовно-нравственному, правовому, трудовому и другому новаторству и многое другое.
Кант, Гегель, Маркс, защищая принцип свободы, не считали, однако, возможным посягать на отмену необходимости или же примирение, снятие противоречия необходимости и свободы. Противоречие это сохраняется, находит новые и новые формы своего выражения, чтобы потом в ином виде на новом витке человеческой истории возродиться вновь.
Учение диалектики, создававшееся великими мыслителями прошлого и во многом воспринятое и развитое оригинальной марксистской мыслью, формирует мудрое и зрелое отношение к противоречивости бытия и его духовного постижения. Противоборству идейных позиций в понимании бытия мира и бытия человека соответствует вечная «пульсация» объективных полярностей: материального и духовного, многообразия и единства, индивидуально-личностного и общественно-исторического и многих других. Такие полярности неустранимы и потому рождают спор противоборствующих, но так и не побеждающих друг друга позиций. Людям суждено жить в таких полярностях, так или иначе соразмеряя с ними свою жизнь. Диалектическая мудрость учит тому, что, имея дело с диалектическими противоречиями, неуместно проявлять нетерпение, пытаться решить спор непримиримой «лобовой атакой», острой конфронтацией.
Реальные результаты, нормальная «жизнь» противоречия в конкретных исторических условиях достигаются лишь созидательной работой, формированием необходимых связей, структур, опосредовании, способных «вместить» противоречия, дать им нормальное развертывание, развитие, исключить гибельные столкновения, катастрофы.
Своя мудрость и смысл заключены и в диалектическом принципе «отрицания отрицания», неразрывно связанном с принципом «диалектической противоречивости».
1,178
Глоссарий философских измов
Глоссарий философских измовРесурсы Hegel-by-HyperText
§Агностицизм
Обычно используется для обозначения отрицания возможности познания природы или существования Бога, но используется марксистами для обозначения отрицания возможности познания объективного мира. Агностицизм является продолжением скептицизма в том смысле, что, хотя скептицизм всегда является допустимым аспектом исследования, агностицизм возводит это сомнение в абсолютное отрицание возможности знания.Этот термин был введен британским естествоиспытателем Томасом Хаксли и мог использоваться для обозначения философии Юма, Канта, неопозитивизма и других.
§Отчуждение
Отчуждение означает «создание чего-то иностранного» и использовалось Марксом в контексте трудового процесса для обозначения продуктов труда, которые становятся «чужими» для рабочего, то есть становятся враждебными вещами без видимой связи с человеком, который их произвел. . Рынок влечет за собой отчуждение всех товаров, поскольку они являются собственностью работодателя и переходят из рук в руки в процессе обмена.Таким образом, рабочий «делает прут себе для спины». Отчуждение также используется в отношении мысленных или идеальных продуктов, которые принимают вид объективных, естественных вещей.
Отчуждение следует отличать от концепции Объективации, которая характерна для всех трудовых процессов и относится к рабочему, преобразующему свои собственные силы в объективные вещи, вне сознания, но не обязательно «чужие», враждебные силы.
Отчуждение связано с реификацией, которая относится к концепции социальных отношений как отношений между вещами, и к « товарному фетишизму », фразе, которую Маркс использовал для описания овеществления товарных отношений по аналогии с простыми религиями, которые приписывают божественность иконам. .
§Атеизм
Система взглядов, отрицающих существование Бога (деизм) и обычно другие религиозные идеи, такие как жизнь после смерти. Поскольку концепция Бога обычно представляет собой доминирующие формы сознания того времени, атеизм исторически ассоциируется с политическим радикализмом. Атеизм восходит к временам греков (включая Гераклита, Демокрита и Эпикура) и обычно ассоциируется с философским материализмом. См. Также Теизм.
Маркс видел атеизм как связанный с грубым коммунизмом и стремился превзойти атеизм, революционизируя социальные условия, которые создают потребность людей верить в Бога, а не атеистическую полемику против веры в Бога.См. Его Частная собственность и Коммунизм .
§Аксиома
Гегель говорит: «Аксиомы обычно, но неправильно, принимаются за абсолютные первенства, как будто сами по себе они не требуют доказательств. Если бы это действительно было так, они были бы простыми тавтологиями, поскольку только в абстрактной идентичности нет различий, и поэтому посредничество не требуется. Однако если аксиомы — это больше, чем тавтологии, они представляют собой суждений, из какой-то другой науки , поскольку для науки они служат аксиомами, они должны быть предпосылками.Следовательно, это, строго говоря, теорем и теоремы, взятые в основном из логики ».
§Сознание
Сознание является наиболее фундаментальной категорией философии, поскольку оно относится ко всему, что дано как таковое , в отличие от того, что существует вне сознания (Материя) и тем или иным образом отражается в сознании.
В системе Гегеля Сознание — это средний термин в развитии Субъективного Духа, от Души (бессознательная умственная деятельность) к Сознанию (формы которого изучаются Феноменологией) и к Духу, единству Души и Сознания.Стадиями Сознания являются Сознание как таковое, Самосознание и Разум. «Самосознание возникает, однако, сознанием жизни; ибо поскольку сознание имеет объект, как сущность, отличная от себя, верно и в жизни, что разница не в разнице »и« Единство сознания и самосознания имеет прежде всего индивидов. существуя в отличие друг от друга как существа для себя. … его истина — это неопосредованная общность, существующая сама по себе и для себя, и объективность самосознания, — Разум ».
§Определение
В разделе «Синтетическое познание в Науке логики » Гегель критикует формальный вид рассуждений, основанный на определениях и аксиомах, а именно в разделении предмета и теорем. Здесь Гегель говорит: «Определение, сводя таким образом предмет к его понятию, лишает его внешних аспектов, необходимых для его конкретного существования; … Описание предназначено для представления и включает в себя это дополнительное содержание, которое принадлежит действительности.Но определение сводит это богатство разнообразных определений интуитивного существования к простейшим моментам »
§Дейсизм
Деизм означает веру в Бога как первопричину или создателя мира, после чего Бог не имеет никакого отношения к его делам. Как и пантеизм, деизм — это форма веры в Бога, которая обеспечивает основу для материалистической критики религии. Деизм особенно ассоциируется с философами Просвещения, подготовившими почву для Французской революции — Вольтером и Руссо, а также с британскими философами, такими как Локк и Ньютон.
§Диалектика
Диалектика — это метод рассуждения, который направлен на конкретное понимание вещей во всех их движениях, изменениях и взаимосвязях, с их противоположными и противоречивыми сторонами, в отличие от формального, метафизического способа мышления обычного понимания, которое начинается с фиксированного определения вещи. по различным признакам: «рыба — это нечто безногий, живущее в воде».
Однако Дарвин рассматривал рыбу диалектически: некоторые животные, живущие в воде, не были рыбами, а некоторые из рыб имели ноги, но именно генезис всех животных как часть целого взаимосвязанного процесса объяснил природу рыба: они произошли от чего-то и развиваются в что-то еще.
Дарвин придумал вид рыб, чтобы понять их суть. Для обычного понимания нет разницы между внешним видом вещи и ее сущностью, но для диалектики форма и содержание чего-либо могут быть весьма противоречивыми — главным примером является парламентская демократия: демократия по форме, а диктатура по содержанию!
А для диалектики вещи могут противоречить не только внешне, но и по сути . Для формального мышления свет должен быть волной или частицей; но правда оказалась диалектической — свет — это и волна , и частица .(См. Принцип исключения среднего)
Мы знаем о бесчисленных способах понимания мира; каждый из которых претендует на звание и абсолютной истины, что заставляет нас думать, что, в конце концов, «все относительно!». Для диалектики истина — это целостная картина, , каждая точка зрения которой составляет более или менее односторонние, частичные аспекты.
Иногда люди с разочарованием жалуются, что у них нет средств для достижения своих целей, или, наоборот, что они могут оправдать свои коррумпированные методы работы высокими целями, которые они преследуют.Для диалектики средства и цели являются единством противоположностей, и в конечном итоге не может быть противоречия между средствами и целями — когда цель правильно понята, «материальные условия [ означает ] для ее решения уже присутствуют или по крайней мере, в процессе формирования »(Маркс, Предисловие о вкладе в политическую экономию)
Один из примеров диалектики мы можем увидеть в одном из призывов Ленина: «Вся власть Советам», сказанного, когда Советы были против большевиков.Ленин понимал, однако, что выход из тупика может быть разрешен только рабочей властью, и, поскольку Советы были органами рабочей власти, революционная инициатива большевиков неизбежно привела бы Советы на их сторону: из Советов во время в то время (во главе с меньшевиками и эсерами) расходились с содержанием Советов как рабочих, крестьянских и солдатских советов.
У формального мышления часто возникают проблемы с пониманием причин событий — что-то должно быть причиной, а что-то еще — следствием — и люди удивляются, когда орошают землю, а 20 лет спустя — из-за засоления земли, заиливания водных путей и т. Д. у них пустыня! Диалектика, с другой стороны, понимает, что причина и следствие — это лишь одна и другая сторона целой сети отношений, такой как у нас в экосистеме, и что одно не может быть изменено без изменения всей системы.
Это разные аспекты диалектики, и есть много других, потому что диалектика — это метод мышления, в котором концепции являются гибкими и подвижными, ограниченными только императивом понимания движения самого объекта, каким бы противоречивым и временным оно ни было.
Диалектика берет свое начало в древнем обществе, как среди китайцев, так и среди греков, где мыслители стремились понять Природу в целом и видели, что все подвижно, постоянно меняется, возникает и исчезает.И только когда разрозненный метод наблюдения Природы по частям, практиковавшийся в западном мышлении в 17 и 18 веках, накопил достаточно положительных знаний, чтобы взаимосвязи, переходы и происхождение вещей стали понятными, условия стали созревать. чтобы появилась современная диалектика. Именно Гегель сумел подытожить эту картину универсальной взаимосвязи и изменчивости вещей в системе Логики , которая является основой того, что мы сегодня называем Диалектикой.
Как выразился Энгельс:
«Весь мир, природный, исторический, интеллектуальный, представлен как процесс, т.е. как в постоянном движении, изменении, преобразовании, развитии; и делается попытка проследить внутреннюю связь, которая составляет непрерывное целое всего этого движения и развития ». [Социализм: утопия и наука]
Именно в десятилетие после смерти Гегеля — 1840-е годы — когда популярность Гегеля в Германии была на пике, Маркс и Энгельс встретились и разработали основы своей критики буржуазного общества.
Молодые радикальные последователи Гегеля имели в своих руках мощный критический инструмент, с помощью которого они безжалостно критиковали христианство, доминирующую доктрину того времени. Однако один из этих младогегельянцев, Людвиг Фейербах, указал, что Святое Семейство было в конце концов только Небесным образом земной семьи, и сказал, что, критикуя теологию с помощью философии, младогегельянцы поступали только так же, как христиане — Абсолютная идея Гегеля была просто еще одним именем Бога! Для Фейербаха идеи были отражением материального мира, и он считал смешным, что идея может определять мир.Фейербах объявил себя материалистом.
Маркс и Энгельс начинали как сторонники Фейербаха. Однако очень скоро они выступили против Фейербаха, чтобы восстановить гегелевскую диалектику, от которой отказался Фейербах, освободить ее от жесткости идеалистической гегелевской системы и поставить метод на материалистическую основу:
«Гегель был идеалистом. Для него мысли в его мозгу не были более или менее абстрактными картинами реальных вещей и процессов, но, наоборот, вещи и их эволюция были только реализованными образами «Идеи», существовавшей где-то от вечности до того, как появился мир.Такой образ мышления перевернул все с ног на голову и полностью перевернул реальную связь вещей в мире. ”[Фредрик Энгельс, Социализм: утопия и наука
Таким образом, для Маркса и Энгельса мысли были не пассивными и независимыми отражениями материального мира, а продуктами человеческого труда, и противоречивый характер наших мыслей проистекает из противоречий внутри человеческого общества. Это означало, что диалектика не была чем-то навязанным миру извне, что может быть обнаружено посредством деятельности чистого разума, а была продуктом человеческого труда, изменяющего мир; его форма изменялась и развивалась людьми, и понять ее можно было только путем практической борьбы за преодоление этих противоречий — не только в мыслях, но и на практике.
Поскольку диалектика — это концепция, которая пытается уловить в методе мышления нечто столь же конкретное и историческое, как человеческая практика, существует множество определений диалектики. См. Sampler.
§Догматизм
Догматизм — это мышление, которое сводит к минимуму обоснованность сомнений (см. Скептицизм), утверждая возможность достоверного и неизменного познания мира. «Догматизм» неизменно употребляется в пергорационном смысле. Догматизм отрицает относительность знания, которое является результатом постоянного развития в объективном мире, связи знания с исторически меняющейся практикой и социальными отношениями, а также необходимости конкретизировать знание.
§Эго
В философии (в отличие от психологии) Эго относится к тому аспекту индивидуального человеческого существа, который способен инициировать деятельность, а не пассивно отражать события или сущности, влияющие на нее.
§Эпистемология
Эпистемология — это исследование происхождения, границ и достоверности Знания.
§Этика
Этика — это изучение того, как люди живут, с учетом концепций ценностей, прав и воли.Этика связана с моралью (этика в обратном отношении к себе), правильным и неправильным, принятием решений, законом (формализованная этика) и социальными нормами, а не с вопросом знания и тесно связана с ее порождением политической экономии.
§Экзистенциализм
Экзистенциализм — это философское течение, уходящее корнями в реакцию 19 века против «безличного» рационализма Просвещения, гегельянства и позитивизма, особенно Ницше и Кьеркегора, и в особенности Феноменологии Эдмунда Гуссерля.Его основатели — Хайдеггер, Ясперс и Сартр. Включенное сюда разнообразное течение разделяет различие между категориями Бытия ( Sein ) и Существования ( Existenz ), утверждая, что Бытие не может быть постигнуто посредством рационального мышления и восприятия, но только посредством личного существования.
§Фетишизм
Фетишизм — это форма социальных отношений и концепция, согласно которой человеческие силы и характеристики приписываются вещам в себе.Первоначально этот термин относился к очень ранним обществам, в которых деревья, громовые молнии и т. Д. Считались личностью, и религиям, в которых иконы обладали душой. Маркс использовал эти термины специально для обозначения того, как товары создают иллюзию, что отношения между людьми на самом деле являются отношениями между вещами (товарами) и людьми, тем самым вкладывая человеческие силы в вещи. См. «Товарный фетишизм и его секрет». Фетишизм — это форма овеществления.
§Формализм
Чрезмерный акцент на форме по сравнению с содержанием или значением чего-либо, особенно в политике или теории искусства, математике и этике. В математике формализм связан с Дэвидом Гильбертом и сводит математику исключительно к правилам построения правильных последовательностей символов.
§Свобода и необходимость
Философы боролись с проблемой «свободы воли» с древних времен. Если миром правят объективные законы, как люди могут определять свою судьбу? Диалектическое понимание этого затруднения резюмируется в пословице «Свобода — это понимание необходимости» — мы свободны выбирать между возможными положениями дел только в той мере, в какой мы их осознаем, и желать такого положения дел, которое невозможно — это ерунда.Объективный мир в равной степени является средством для достижения наших целей, поскольку он ограничивает их.
См. «Возможность и реальность», «Детерминизм и случайность и необходимость» и эссе Энгельса в книге Anti-Dühring о свободе и необходимости.
См. Гегеля о реальной возможности и слепой необходимости в разделе «Актуальность в краткой логике ».
§Исторический материализм
Исторический материализм — это еще одно название марксизма, наряду с диалектическим материализмом, используемое Энгельсом в его предисловии к книге «Социализм: утопический и научный » 1892 года, а также Каутским и Плехановым, подчеркивающим исторический подход Маркса к пониманию культурных и социальных проблем и приоритета. он дал труду, а не политическим и культурным факторам в понимании социальных проблем.См. Также Политическая экономия.
Как теоретический лидер Немецкой социал-демократической партии, Каутский стремился заложить основу в идеях Маркса для своей концепции «законов истории», которые в конечном итоге приведут рабочий класс к власти, и продвигал концепцию «научного метода» для понимание этих «законов истории».
См. Немецкая идеология и Вклад в критику политической экономии .
§Гуманизм
Гуманизм, возникший в эпоху Возрождения и достигший своего апогея в эпоху Просвещения, представляет собой систему взглядов, которая делает человека своей центральной ценностью в отличие от абстрактных понятий, таких как Бог или Природа, религиозных или политических принципов.В теории познания гуманизм считает, что концепции являются продуктами человека (а не наследуемыми по природе, например), и рассматривает социальные отношения как более фундаментальные, чем такие концепции, как «Субъект» или «Материя», которые следует объяснять с точки зрения человеческие отношения, а не наоборот.
В своей книге «Частная собственность и коммунизм » Маркс говорит: «… коммунизм как полностью развитый натурализм равен гуманизму, а как полностью развитый гуманизм равен натурализму; это подлинное разрешение конфликта между человеком и природой и между человеком и человеком — истинное разрешение борьбы между существованием и сущностью, между объективацией и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидуумом и видом.Коммунизм — это разгаданная загадка истории, и он знает себя как ее решение ».
См. Также Натурализм.
§Индивидуальный
Индивидуальность означает непосредственно данный объект, но не в смысле последовательности количеств и качеств абстрактного Бытия, а скорее конкретный объект, который проявляет и включает в себя все богатство Универсального и Частного.
§Интуиционизм
Тенденция в основах математики связана с Луитценом Брюуэром, который стремится построить математику на основе рациональной интуиции и отвергает законность Закона исключенного среднего.(ср. Формализм и Логицизм)
Интуиционализм относится к философским течениям, которые противопоставляют интуицию как разуму, так и опыту как способу восприятия; связан с Анри Бергсоном.
§Логика
Изучение достоверности мыслеформ и категорий и их возможных ассоциаций и комбинаций. Формальная логика — это логика, ограниченная рассмотрением формы, особенно там, где достоверность аксиом и категорий исключена из рассмотрения.Диалектика — это логика, когда область логики расширяется, чтобы иметь дело с объективными мыслеформами, то есть человеческой практикой, а также с субъективными мыслеформами, такими как предложения.
§Логика
Тенденция в основах математики связана с именами Готтлоба Фреге и Бертрана Рассела, которые утверждают, что математика является ветвью логики и может быть построена без обращения к материалам за пределами формальной логики. c.f. Формализм и интуиционизм.
§Разум
Синоним Сознания, но часто используется с коннотацией сущности или внечеловеческой сущности.«Разум» (или «Дух») как перевод немецкого Geist , например, в Philosophy of Right : «Разум — это природа людей в массе , и поэтому их природа двояка: (i) с одной стороны, явная индивидуальность сознания и воли, и (ii) с другой — универсальность, которая знает и желает того, что является существенным. § 264 … История Разума — это его собственное действие. Разум — это только то, что он делает, и его действие состоит в том, чтобы сделать себя объектом своего собственного сознания.В истории его действие состоит в том, чтобы осознать себя как Разум, постичь себя в его интерпретации самого себя. § 343. »
§Натурализм
В философии натурализм относится к тем системам взглядов, которые рассматривают сознание и все явления человеческой жизни как продукты Природы, и особенно в 17-18 веках, которые пытались объяснить развитие общества на основе эффектов окружающая среда.
Натурализм контрастирует с гуманизмом в том, что он отрицает значение активной роли людей в самовоспроизводстве посредством труда и игнорирует тот факт, что мир, в котором живут современные человеческие общества, представляет собой чрезвычайно «гуманизированную» среду.
Маркс говорит в своей книге 1844 Критика философии Гегеля : «… последовательный натурализм или гуманизм отличны как от идеализма, так и от материализма, и представляют собой в то же время объединяющую истину обоих. Мы также видим, как только натурализм способен понять действие всемирной истории ».
§Объективация
Объективация и деобъективация обозначают взаимодополняющие аспекты человеческой деятельности. В объективизации человеческая деятельность переходит в материально существующую форму, например, когда человек что-то делает, и таким образом продукт его труда выражает его личность и социальные отношения, в которых этот труд выполнялся.При деобъективации объективно существующие материальные вещи включаются в социальные отношения и «очеловечиваются» благодаря тому значению, которое они приобретают для людей.
Оба эти процесса характерны для человеческого труда во всех его исторически сложившихся формах, и эти концепции занимают центральное место в понимании Марксом отношения между человечеством и Природой, а также между человеком и обществом. Объективацию нужно противопоставить отчуждению, которое относится к объективации в условиях, когда продукт труда человека становится для него не только объективным, но и чужим, , и овеществлением, которое относится к преобразованию отношений между людьми в отношения между вещами, которые кажутся существующими независимо от человечества и проявляются в фетишизме.
Объективация также используется в настоящее время в смысле социальных отношений, которые превращают людей в объекты, а не в субъекты.
§Объективизм
Объективизм — это философская точка зрения, которая сводит к минимуму субъективный аспект истории и познания, предпочитая описывать процесс как нечто объективное, принижая возможность изменения объекта и неспособность признать степень, в которой субъект может видеть объект только через его материальная и практическая взаимосвязь с объектом.
§Онтология
В древние времена онтология относилась к изучению Бытия и приобрела дурную славу в наше время, но Эдмунд Гуссерль возродил идею изучения различных форм Бытия, а Феноменология и экзистенциализм породили новый интерес к онтологии, центральной проблеме что является извечной проблемой разума и тела. (См. Рене Декарта.)
§Пантеизм
Пантеизм — это философское мировоззрение, которое отождествляет Бога с природой, а не рассматривает природу как созданную или управляемую Богом.(См. Деизм и Теизм). Для Спинозы, например, Свобода Воли была возможна даже в мире, в котором каждое событие было действием Бога, потому что человеческая воля сама была также выражением Воли Бога.
§ Частный
Особо в категории, которая является посредником между Универсальной и
Общей характеристикой философии XIX-XX веков. Историко-социальные и культурные основы его развития
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ
Цель темы : познакомить учащихся со спецификой и тенденциями развития западной философии конца XIX — XX веков, выделить общие черты основных философских направлений и течений периода и определить место, роль и значение основных неклассических философских концепций в историческом и современном контекстах.
Ключевые слова темы : иррациональное, «воля к жизни», «воля к власти», философская антропология, экзистенциализм, существование, позитивизм, психоанализ, неофрейдизм, человеческое существование, свобода, бессознательное, общение, «коммуникативное действие». «.
Общая характеристика философии XIX-XX веков. Историко-социальные и культурные основания его развития
Достигнув высшей точки в теории Гегеля, гносеологизм уже не мог стимулировать развитие философии.Казалось, что единственно возможный путь — преодолеть гносеологические проблемы сущности человека и прийти к исследованию проблем его существования.
Философии, восставшие против традиций, были двух видов: рационалистические и романтические. Они положили начало двум великим философским течениям: неоклассической и неклассической философии.
Точка зрения неоклассической философии заключалась в идее тождества божественного и гуманного, подчеркивая важность личности.Вместо простого познания Вселенной человек пытался изменить ее, но в пределах своего собственного изменения. Идеи религиозного преодоления гносеологизма стали базовыми для таких философий, как персонализм и религиозный экзистенциализм.
Неклассическая философия была направлена на исследование человека, воплощенного во плоти, человека, обладающего множеством страстей и инстинктов, жаждущего любви. Эта философия была основана Фейербахом и открыла такие философские позиции, как социоцентризм, волюнтаризм и психоанализ, появившиеся в XX веке.
Неклассическая философия XIX-XX веков пыталась раскрыть основы человеческой жизни, отягощенной страданиями и болью в бессознательном, которые они выражали как трансцендентную, сначала безличную, а затем иллюзорно-символическую точку зрения. Со временем эта тенденция кончится утверждением абсурдности человеческой жизни.
Отличие классической философии от неклассической заключается в философском подходе к общему и индивидуальному в человеке.Неклассическая философия ориентирована на преобладание индивидуального над общим, проблемы человеческого существования над теоретическим осознанием. В центре ее интересов был человек, а не Вселенная. Еще одно принципиальное отличие касается понимания ими трансцендентного (Трансцендентального всего, что выходит за рамки опыта. В христианской культуре к нему стремился Бог и бессмертная душа). В классической философии трансцендентальное — это особенное существо, порождающее эмпирическую реальность, будучи отчужденным или отождествленным с ней.Классическая философия настаивала на онтологическом характере трансцендентного.
Неклассическая философия, заменяющая трансцендентное на реальное существо, рассматривает его как символ, выражающий реалии человеческой душевной и материальной жизни. Это придает ему характер фантазий и иллюзий. Поэтому неклассическая философия ориентируется на существование человека в эмпирическом мире как на единственно ценную реальность.
Исторические и культурные основания современной философии следующие :
1.Научная и культурная революция XIX-XX веков открыла большие перспективы в понимании природы, космоса и человечества, но одновременно стимулировала такие глобальные проблемы, как экологические, демографические, экономические, энергетические, сырьевые и др.
2. Философия столкнулась с необходимостью рассмотреть основную философскую проблему отношения человека к миру в новой исторической атмосфере, освежить основные идеи классической философии, которая заключается в окончательной вере в человеческий разум как основной принцип осознания устройства мира. , его понимание социального прогресса как прогресса человеческого разума и социальной организации людей как разумной организации.
3. Современная научно-техническая революция разрушила классическую ньютоновскую картину мира. Кризисные явления общественной жизни, в частности две мировые войны ХХ века, существование тоталитарных режимов в некоторых странах подорвали веру человека в могущество человеческого разума, в прогресс.
4. В философии распространяется тенденция против классического рационализма. Акцент был сделан на иррациональном аспекте действительности. Сущность Вселенной рассматривалась уже не в разуме, а в сверхразумной Мировой Воле, первичной как для разума, так и для воображения (А.Шопенгауэр).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ФИЛОСОФИИ (1978):
Онлайн-версия этой работы под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 Международная лицензия. Если вы используете или комментируете что-либо из этого, пожалуйста, укажите URL-адрес, если это возможно, так что читатели могут увидеть оригинал (или последнюю версию).
ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ И ПРИРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК:
Маргарет А.Boden
ИНФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА:
Фредерик Паркер-Родс
ФОРМАЛЬНАЯ МЕХАНИКА РАЗУМА:
Стивен Н. Томас
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА:
Марк Де Мей
АНАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: МИФЫ И МЕХАНИЗМЫ:
Робин Андерсон
ОБРАЗОВАНИЕ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ:
Тим О’Ши
Опубликовано позже:
GÖDEL ESCHER BACH: Дуглас Хофштадтер
BRAINSTORMS: Дэниел Деннетт
Книга была впервые опубликована в Великобритании в 1978 г.
THE HARVESTER PRESS LIMITED
Издатель: John Spiers
2 Stanford Terrace, Hassocks, Sussex
1.Интеллект. 2. Искусственный интеллект
1. Название
ISBN 0-85527-542-1 Pbk.
Файлы объединены в единый документ.
Ссылки навигации и внешние ссылки теперь работают как в PDF, так и в веб-версиях.
1978 Обложка и обложка книги (вверху)Новый материал в онлайн-версии
Оригинальное содержание книги 1978 года с изменениями формата и другими изменениями
Номера страниц ниже относятся к печатному изданию 1978 года, не сохранившемуся в данном
версия.
Новый материал в онлайн-версии
(Требуется дальнейшая реорганизация.)
Пожалуйста, посмотрите «креатив
Commons «лицензия.
История онлайн-версии книги (с 2001 г.)
(Неполное резюме)
Спасибо 6 февраля 2020 г .: Различные прошлые читатели указывали на ошибки и неудач, но Майк Фергюсон провел очень тщательный обзор и указал совокупность ошибок, неудач и пробелов, возникших в результате шагов между ксерокопирование книги и создание действующего веб-сайта.Теперь это улучшенная онлайн-версия (html + PDF) книги, за что я ему очень благодарен. Остальные ошибки и неудачи полностью моя вина.
Истоки
Эта книга, опубликованная в 1978 году издательствами Harvester Press (Великобритания) и Humanities Press (США),
не издается много лет. В 2001 году Мануэла Вицзер сделала фотокопию
книга на листах А4, будучи аспирантом здесь.
К сожалению, отсканированная копия содержала много замечаний и исправлений, сделанных карандашом, поэтому файлы были очень беспорядочными, но со временем их можно было читать. Это доказало необходимо переделать все фигуры. Различные коллеги сообщили о некоторых текст, требующий исправления после сканирования и преобразования в html. это вероятно, что ошибки все еще остаются. Пожалуйста, сообщайте о любом на [email protected].
Какое-то время Сейнвен Кушвей любезно делала печатные копии новая версия доступна за дополнительную плату для покрытия расходов на печать и почтовые расходы.В онлайн-версия PDF теперь делает это ненужным. Онлайн-версия CRP стала доступна в сентябре 2001 г. в виде отдельного HTML-кода. главы. Это онлайн-издание теперь включает множество исправлений и недавно добавлено заметки и комментарии, например примечания в конце главы 9 (на видении) и многие другие, отмеченные как дополнения. Это также несколько немаркированных изменений для повышения ясности и точности.
PDF-версии для скачивания
PDF-версий отдельных глав впервые были созданы путем чтения файлов HTML.
в OpenOffice, редактирование, а затем экспорт в PDF.Примерно с 2012 года файлы PDF
были созданы непосредственно из HTML с использованием
превосходный html2ps
пакет и ps2pdf (в Linux). С некоторого времени в 2015 году отдельные главы
Более старая версия PDF (сейчас устаревшая) также доступна по адресу
архив EPRINTS
из
ASSC (Ассоциация научных исследований сознания).
Увидеть
CRP на веб-сайте ASSC eprints
В 2003 году Майкл Малиен преобразовал HTML-файлы (уже устаревшие) в
CHM
формат, все еще доступный в этом zip-файле:
http: // www.cs.bham.ac.uk/research/cogaff/crp-chm.zip
Нильс Валентин сообщил мне, что инструмент для извлечения html
файлы из файла chm доступны
Вот
Русский студент Сергей Каунов создал версию электронной книги Kindle,
в 2011.
(Также уже устарело. Кто-нибудь хотел бы создать новый, обновленный
Kindle версия?)
Он любезно прокомментировал: «Это редкая научная или философская книга, которая становится более ценной с
время».
В декабре 2014 года я установил копию Рецензии на эту книгу Стивена за 1981 год. Стича и написал ответ на критику, которую он (и другие) высказал по поводу утверждают в главе 2, что объяснение возможностей является основным часть науки, даже если они не поддаются фальсификации. Дополнительная информация об этом обзоре, и мой ответ на критику можно найти в отдельный документ вместе со ссылкой на Дуглас Обзор Хофштадтера, который также критиковал эту главу.
HTML и PDF версии «книги» (некоторые отступы потеряны в версии PDF)
В июле 2015 года онлайн-части были объединены в эту электронную книгу.
(с внутренним
ссылки) в HTML и PDF:
http://www.cse.buffalo.edu/~rapaport/
В 2019 году я узнал о свободно доступной онлайн-книге Уильяма Рапапорта: Философия информатики , отличный учебный ресурс доступны в Интернете бесплатно и время от времени обновляются.
http://www.cse.buffalo.edu/~rapaport/Papers/phics.pdf
Его книга и эта книга дополняют друг друга в том, как они связаны. Философия и вычисления. Мы не во всем согласны, хотя есть много совпадение интересов! Мы пытаемся ответить по-разному, но частично сборники вопросов по философии, науке, искусственному интеллекту, философии Математика, когнитивные науки и информатика. Более подробную информацию можно найти Вот:
http://www.cs.bham.ac.uk/research/projects/cogaff/misc/two-books.html
Философская актуальность
(Последнее обновление: июнь 2019 г.)
Некоторые части книги датированы, тогда как другие по-прежнему актуальны.
к научному изучению разума и философским вопросам о
цели науки, сущность теорий и объяснений, разновидности
формирования понятий и вопросов об эволюции умов. Кроме того,
ответы на вопросы имеют прямое отношение к искусственному интеллекту,
нейробиология и психология, помимо философии.В частности, в главе 2 описываются глубокие, в основном игнорируется, совпадение науки и философии в том, что касается исследовать, какие вещи (включая состояния, события, процессы и т. д.) возможно и как это возможно (глубокое объяснение, основанное на композиционность метафизических типов, которая, кажется, в значительной степени игнорировалась в философии науки). Это противоречит широко распространенным предположениям о том, что наука в первую очередь занимается открытием законов, а наука и философия различны.
Наиболее мощные формы научного объяснения:
генеративные: они объясняют, как новые классы / типы
сущность возможны. Примеры композиционности встречаются в химии,
биология, лингвистика, искусственный интеллект / информатика и многие отрасли инженерии.
Этот аспект науки подразумевается на протяжении всей книги, включая
Глава 6 о разновидностях контроля обработки и в
глава о зрительном восприятии Глава 9, где
обсуждаемые примеры иллюстрируют несколько внутренних языков (формы
представление), используемые параллельно в интеллектуальном визуальном восприятии, каждое с
вид композиционности — но не всегда линейная композиционность как в
разговорные языки и алгебраические выражения, и не обязательно дискретные композиционность, например, в некоторых случаях использования аналогичных (не фреговских) форм
представление обсуждается в
Глава 7, основанная на моей статье IJCAI 1971 г.
[Sloman-71c], представляя контраст между Фреганом
и аналогичные формы представления.Подробнее об этих идеях о разных
виды композиционности см. это обсуждение композиционности 2018 года в
биология (идеи все еще находятся в стадии разработки):
http://www.cs.bham.ac.uk/research/projects/cogaff/misc/compositionality.html
(или
pdf).
Глава 2 анализирует некоторые из множества научных прогресс, начиная от мелких открытий новых законов и корреляций до глубоких наука, которая расширяет нашу онтологию, то есть наше понимание того, что возможно, а не просто наше понимание того, что и когда происходит.
Поскольку ИИ исследует конструкции возможных ментальных механизмов, возможно ментальные архитектуры и возможные умы, использующие эти механизмы и архитектуры, это не просто отрасль инженерии, а более фундаментальная вклад в глубокую науку, науку о возможном, в отличие от с большим количеством эмпирической психологии, которая является поверхностной наукой, исследующей корреляции: наука о законах и закономерностях. Как и многие другие глубокие науки, ИИ имеет метафизические значения, касающиеся типов обработки информации и возможные механизмы обработки информации и последствия.
Этот контраст снова поднимается в Документ о запозданиях, упомянутый выше, и в отдельной статье с объяснением возможностей http://www.cs.bham.ac.uk/research/projects/cogaff/misc/explaining-possibility.html, развитие и поддержка идей в главе 2.
Этот «дизайнерский подход» к изучению разума был совсем другим. из «намеренной позиции», разработанной Дэниелом Деннетом в то же время время, изложенное в его книге 1978 года Brainstorms , а затем частично заново изобретен Аланом Ньюэллом как исследование «Уровня знаний» (см. его книгу Unified Theories of Cognition в 1990 г.).Оба Деннета и Ньюэлл основывали свои методологии на презумпции рациональности, в то время как дизайнерская позиция учитывает функциональность, которая возможна без рациональности, как хорошо демонстрируют насекомые и микробы, Функциональные механизмы могут обеспечивать ограниченную рациональность, как сказал Герберт Саймон. отметил в своей книге 1969 года Науки об искусственном .
Актуальность для ИИ и когнитивной науки
В некотором смысле части книги, посвященные ИИ, не так устарели, как дата публикации может указывать на то, что она рекомендует подходы, которые еще не исследованы полностью (например,грамм. изучение психического архитектуры в главе 6), проводимая различными исследовательскими группами связаны с обществом Биологически вдохновленной когнитивной архитектуры (BICA), http://bicasociety.org/, среди прочего. Этот веб-сайт содержит снимок предложений по когнитивным архитектуры во время создания BICA http://bicasociety.org/cogarch/Несколько направлений исследований и некоторые альтернативы которые были исследованы, не достигли большого прогресса (например, было проведено много исследований зрения в направлениях, отличных от рекомендуется в главе 9).В частности, был огромное количество исследований с использованием статистических данных, собранных либо обучающая машина или собранная людьми или человеческими продуктами и используется для обучения процессы, в том числе механизмы «глубокого обучения», основанные на башнях взаимно влияние на механизмы статистического обучения.
Я думаю, что успех таких подходов ограничен.
по используемым данным, в отличие от людей (и, возможно, некоторых других животных), обучение которых
способности включают в себя полномочия экстраполяции, основанные на генеративных
теории, а не интеллектуального анализа данных.Как указал Иммануил Кант, это может привести к
понимание невозможности и необходимости, как в древней математике,
кратко обсуждается в главах 7 и 8.
Механизмы, основанные на статистике, которые компьютерные вероятности неспособны реализовать
обнаруживая или даже представляя виды невозможности и необходимости
обсуждается Кантом и Сломаном (1962).
Это нужно объяснить более подробно.
в другом месте. Некоторые из незавершенных работ по проекту метаморфогенеза
упомянутые ниже, актуальны, включая
статья о композиционности в биологии, на которую также ссылались выше.
http://www.cs.bham.ac.uk/research/projects/cogaff/misc/compositionality.html
http://www.cs.bham.ac.uk/research/projects/cogaff/misc/compositionality.pdf
И множество сборников разного рода примеров, в том числе
http://www.cs.bham.ac.uk/research/projects/cogaff/misc/impossible.html
У меня также есть несколько онлайн-обсуждений примеров способностей людей (и возможно, некоторые разумные животные, кроме человека), чтобы распознать и обсудить необходимость и невозможность, не делая этого на основе логических аксиом и логические выводы.В 2018 году я узнал, что Алан Тьюринг связался с точка в его докторской диссертации, противопоставляя математическую интуицию математическая изобретательность (не совсем объясненная) и утверждая, что компьютеры обладают математической изобретательностью, но не математическая интуиция. Он не сказал, почему бы и нет. Я думаю, что он невольно заново открыл некоторые идеи Канта о древних математических открытиях как неэмпирические, неаналитические, непредусмотренные открытия, т.е. неэмпирические открытия синтетических необходимых истин, тема моей докторской диссертации 1962 г. Сломан (1962) также упоминается в главе 7.
Идеи о «Репрезентативном переописании» представлены в Аннетт Книга Кармилофф-Смит 1992 года Beyond Modularity , кратко изложенная на ее BBS 2004 статьи, проиллюстрированы моим обсуждением того, что происходит, когда ребенок узнает о числах в главе 8. Эта глава предлагает механизмы и процессы, участвующие в изучении чисел, которые могут быть важны для психологии развития, философии и искусственного интеллекта, но никогда не были правильно разработан. В этой главе также подчеркивается связь между кардинальными (и порядковые) числа и соответствия один-один (признанные необходимыми для понятие числа Юма, Кантора, Фреге, Рассела и других).Понимание концепция также требует понимания транзитивности и других свойств 1-1 корреспонденции.
Многие психологические исследования числового познания игнорируют это требование. хотя Пиаже знал об этом в 1950-х годах. Нет ничего в текущем нейробиология, которая объясняет, насколько необходима транзитивность отношений обнаружен и представлен в мозгу. Система ИИ, основанная на логике, может вывести транзитивность из набора аксиом и определений, но это определенно не так, как транзитивность была первоначально открыта и представлена.Также маловероятно, что именно так дети обнаруживают необходимая транзитивность (часто в возрасте 5-6 лет).
Без этой транзитивности проверка равнодоступности двух коллекций требуют установления прямого соответствия между своими элементами, тогда как как-то давно было обнаружено, что последовательность произвольных имен или символы могут использоваться в качестве посредника, как подробно обсуждается в Глава 8.
В некоторых главах есть короткие заметки о событиях, произошедших с того времени. книга вышла.Время от времени я могу добавлять больше таких заметок.
Отзывы и актуальность обновлены
4 июня 2007 г .; 28 июля 2015 г .; 26 октября 2015 г.
Рецензии перенесены в отдельный документ: 26 дек 2015 г.
Более свежие работы автора
Последнее изменение: 3 апр.2020 г.
Самое последнее крупное предприятие, тесно связанное с идеями этой книги, началось
конец 2011 г. — это проект «Мета-морфогенез», вдохновленный статьей Тьюринга 1952 г.
Химические основы морфогенеза: http: // www.cs.bham.ac.uk/research/projects/cogaff/misc/meta-morphogenesis.html (позже озаглавленный «Проект самоинформирующей вселенной» (февраль 2017 г.)), сработал по приглашению представить четыре доклада к столетию Elsevier Turing том Алан Тьюринг — Его работа и влияние (2013) (Эдс Купер и ван Леувен). Этот новый (под) проект дополнительно иллюстрирует идеи в Глава 2 о совпадении науки и философии поскольку оба исследуют, что возможно и что делает это возможным. В идеи в этой статье 2013 года породили коллекцию ветвящихся подтем, связывающих философия (особенно философия математики и философия разума) аспекты биологической эволюции, особенности физики и особенно химия, поддерживающая постоянно расширяющееся разнообразие и сложность форм жизни, роли основных и усовершенствованных конструкторов, используемых эволюции и ее продуктов, а также новую основу для исследования форм биологическое сознание, включая древние формы математического сознания у людей происходит из более распространенных форм сознания в других умные животные.Одна из ключевых идей этого проекта заключается в том, что геномы для сложные организмы не указывают начальное состояние, которое развивается во взаимодействии с окружающей средой (например, обучаясь). Вместо мета-сконфигурированного генома гипотеза, ссылка на которую приводится ниже, постулирует отсроченное выражение недоопределенных (более абстрактные) части генома, которые позволяют использовать параметры на основе информация, полученная и сохраненная во время предыдущих взаимодействий с Окружающая среда. Это требует, чтобы среда могла запускать формы мотивация (напр.грамм. во время игры), которые основаны не на вознаграждении, а на архитектуре, приводящие к действиям, предоставляющим информацию, хранящуюся и используемую на более поздних этапах экспрессия гена. Некоторые из этих идей расширены в июне 2020 года в этом новом документе. xxxxxxx
Черновой вариант продолжения этой книги был частично написан примерно в 1985 году, но так и не опубликован. потому что я был недоволен многими идеями, особенно потому, что я не думаю, что понятие «вычисление» было достаточным
.