Детей старшего дошкольного возраста: Возрастные особенности
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Статья:
Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Дети 6-7 лет стоят на пороге школы, и предстоящий период жизни потребует от них готовности справляться с новыми задачами и функциями. Важно, чтобы развитие познавательных процессов и личностное становление дошкольника достигло соответствующего уровня.
Особенности познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте
Самым важным приобретением в развитии познавательных процессов является формирование произвольности. Это достижение приходится на старший дошкольный возраст.
Произвольность означает задействование волевых усилий для целенаправленного восприятия, обдумывания, вспоминания или запоминания, фантазирования, сочинительства…
Интеллектуализация восприятия, памяти и мышления
Все познавательные процессы функционируют у старших дошкольников значительно эффективнее, чем в более ранние годы, благодаря развитию внимания
Восприятие в старшем дошкольном возрасте становится познавательной деятельностью, управляемым интеллектуальным процессом.
Прогресс в зрительном восприятии заключается в том, что ребенок 6-7 лет успешно управляет движением взора при рассматривании любого объекта. Сформировавшиеся сенсорные эталоны помогают замечать и выделять существенные признаки предметов и явлений, что малодоступно младшим детям.
В восприятии пространства старшие дошкольники умеют децентрироваться и указывать пространственные ориентиры относительно другого, в то время как дети помладше могут указать «справа», «слева», «напротив» и пр. только относительно себя.
Все еще сложно поддается осознанию дошкольника временная линия. Формируется восприятие прошедшего времени, так как этому помогают воспоминания о событиях из жизни ребенка. Сложнее осознается будущее, особенно отдаленное.
Память превращается в особую мнемическую деятельность. Это значит, что дошкольник не надеется на непроизвольное запоминание, а использует специальные приемы, чтобы отложить информацию в памяти. Дети проговаривают новые слова, представляют образы, замечают аналогии, и таким образом запоминают новое.
Значительно усложняется содержание и основные формы
Дошкольники оперируют образами, не прибегая к действиям с предметами. Их мышление уже способно выходить за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Развитию мышления способствует экспериментирование, чем дошкольники с успехом занимаются.
Шестилетний ребенок может самостоятельно провести анализ, как собрана конструкция и, глядя на образец, создать подобную. Причем, ребенок уже планирует последовательность действий. А ведь это непростая работа. Нужно мысленно выделить части, определить назначение каждой, сравнить форму и размер. Такая детская деятельность свидетельствует о высоком уровне развития мыслительных операций.
Кроме анализа, синтеза, сравнения и обобщения, у старших детей развивается понимание причинно-следственных связей. Это свойство способствует совершенствованию мыслительной деятельности, связанной с познанием, а также развитию социального интеллекта.
Активное развитие воображения
У старших дошкольников особенно активно развивается воображение. Так задумано природой, что этот познавательный процесс запускается позднее, нежели восприятие, память и мышление. В старшем дошкольном возрасте воображение переходит с воспроизводящего на творческий этап.
Дети могут до неузнаваемости преобразовать известные образы, приписывая им оригинальные функции и качества. В таких случаях детское воображение работает в тесной связке с дивергентным мышлением. При этом дошкольники неосознанно используют творческие приемы.
- Антропоморфизация – одушевление и олицетворение объектов неживой и живой природы. Не только куклы и Мишки становятся реальными героями в детских играх, но и растения, фрукты, варежки и что угодно другое может стать одушевленным персонажем.
- Комбинирование — объединение исходных элементов по определенной логической схеме. Так, создавая образ сказочного героя, ребенок может наделить его характеристиками реальных людей, взяв одни качества, например, от мамы, другие — от бабушки.
- Акцентуирование — это выделение некоторых черт, признаков, их преувеличение или преуменьшение. Например, обыгрывая образ богатыря-великана, дети меняют голос, походку.
- Типизация — создание сложного, целостного образа, используя особое обобщение. Здесь тоже выделяется некоторая главная характеристика, а другие упрощаются. Например, существует волшебник, а каким его представит ребенок, это его личное фантазирование: фея с волшебной палочкой, старик-предсказатель и пр.
- Гиперболизация — парадоксальное увеличение (уменьшение) предмета или отдельных его частей. Прием также связан с акцентуированием какого-либо аспекта образа, в результате изменяется весь образ. Так, по примеру сказочной Дюймовочки, дети придумывают своих героев.
Старшие дошкольники идут в воображении от замысла к его реализации, а это свидетельствует о наличии внутренней позиции и соответствует высокому уровню развития процесса.
Речевой уровень старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте нормой является произношение всех звуков, так как завершается процесс фонематического развития. Если присутствуют какие-либо ошибки произношения, срочно необходима логопедическая помощь.
Словарный запас детей накануне школьного обучения должен достигать 4000 слов. Причем наполняется словарь не только количественно, а и качественно.
В речи старших дошкольников появляются новые понятия, значительно расширяется использование всех частей речи. Предложения строятся с учетом грамматических основ.
В произвольных рассказах из своей жизни, в сюжетных играх, в пересказах любимых произведений дети используют связную речь. Если нужно ввести в курс дела сверстника или взрослого, то ребенок прибегает к самой сложной форме высказывания — объяснительной речи. Успешность пояснений обеспечивается уже достаточно сформированным словесно-логическим мышлением.
Старшие дошкольники, в отличие от младших, используют речь как особый вид деятельности. Порассказывать истории, пофантазировать о чем-то необычном, посочинять рифмы, поиграть в слова – все это распространенные занятия в старшем дошкольном возрасте.
Личностное развитие старшего дошкольника
У дошкольника после 6 лет практически исчезает та наивность и непосредственность, которая присуща младшим деткам. Продолжается активное познание окружающего мира, но оно приобретает большую осмысленность. Формируются личностные качества, и определяется место собственного Я в окружающем мире. Изменения настолько заметные, что говорят, что ребенок переживает кризис шести-семи лет.
Шестилеткам уже поручают постоянные обязанности бытового плана. Их выполнение управляется не тем любопытством, которое присуще малышам, а стремлением принести пользу. Старшие дошкольники понимают, что, кроме «хочу», существует и «надо». Они гордятся тем, что родители им доверяют выполнять полезное дело, и чувствуют свою причастность к взрослой жизни.
В старшем дошкольном возрасте уже доступно осознание своих личностных качеств. Дети понимают, что они проявляют в конкретной ситуации: доброту или злость, щедрость или жадность, трудолюбие или лень.
Познание дошкольником своих качеств происходит в различных видах деятельности и общении. Старшим детям очень важна оценка своих действий и поступков от взрослых. Но они воспринимают ее критически. И если взрослые занижают достижения, ребенок спорит, обижается, проявляет раздражение.
Родителям также необходимо знать, что к старшему дошкольному возрасту ребенок воспринимает отца как более авторитетную личность, а мать – как самого близкого человека, который поймет любую проблему и простит любые капризы.
Становление волевых качеств
Характерными признаками взросления дошкольника является все более частое проявление волевых качеств:
- Ответственность за выполнение порученного дела
- Целеустремленность, направленная на достижение результата
- Самоконтроль поведения и действий
Когда старшему дошкольнику хочется бросить дело, к которому он потерял интерес, его удерживает осознание ответственности. Например, мама поручила помыть посуду, и это полезное для всей семьи дело важно выполнить вне зависимости от того, нравится ли оно.
Целеустремленность в старшем дошкольном возрасте проявляется совместно с настойчивостью. Большинство шести-семилетних детей не отступает от задачи, даже если на первых порах терпят неудачу. Разваливается желанная конструкция – дошкольник начинает строить вновь. Не получилась аппликация, которую готовил на подарок маме, — ребенок готов начать все сначала.
Осуществлять самоконтроль дошкольник научается благодаря двум аспектам: появляется потребность контролировать самого себя и осваиваются способы проверочных действий. Сравнив свой рисунок с другими, ребенок может заметить, что он нарисовал не такое красивое дерево, принимается за усовершенствование изображения.
Во всех рассмотренных примерах необходимо приложить волевые усилия. Старшим дошкольникам под силу осознать ошибки или трудности и решительно взяться за их преодоление. Происходит это не всякий раз, однако существенно чаще, нежели в пятилетнем возрасте.
Коммуникативные достижения в старшем дошкольном возрасте
Возрастные особенности старших дошкольников в общении заключаются в нескольких ценных приобретениях:
- Развитие новых форм общения
- Соподчинение мотивов при взаимодействии в группе сверстников
- Ориентиры на личностные качества
Поясним более развернуто эти приобретения коммуникации. Они выводят общение детей со сверстниками и взрослыми на новый уровень.
Общение в старшем дошкольном периоде носит все чаще внеситуативный характер. В коммуникации со взрослыми ребенок утоляет свой познавательный интерес, высказывает свои логические обоснования, как он понимает отдельные явления, рассуждает на волнующие его темы. Преобладает внеситуативно-личностная форма общения.
Со сверстниками старшие дошкольники также все больше общаются без привязки к конкретной ситуации, но их взаимодействия больше имеют деловой характер. Дети договариваются о правилах в игре, распределяют роли, демонстрируют свои умения.
Соподчинение мотивов проявляется в умении сдерживать личные желания ради того, чтобы участвовать в общей игре. Если младшие дошкольники не соглашаются играть роль, к которой у них нет интереса, то старшие могут брать на себя не самые притягательные ролевые функции ради коллективной игры.
У многих детей наблюдается желание дружить с тем сверстником, у которого привлекательные или редкие игрушки. Но среди старших дошкольников все чаще встречаются и те, кому важны нравственные качества потенциального друга. Дети 6-7 лет уже усвоили многие правила и ценности социального взаимодействия. Соответственно, они хотят дружить с тем, кто не дразнится, делится игрушками, ведет себя по-доброму.
Интересно меняется расклад в межличностных отношениях: младшие дошкольники дружат, потому что вместе играют, а старшие дети играют вместе, потому что они друзья. В общении старших дошкольников проявляется избирательность и стабильность.
Таким образом, возрастные особенности старшего дошкольного возраста опираются на произвольность и осмысленность. Эти качества все еще только формируются, но для дошкольного периода они являются самым значимым достижением, поскольку переводят все процессы на новый, более высокий уровень.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста | Консультация (старшая группа) по теме:
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.
Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.
Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
№ |
Наименование оборудования |
Количество |
Тип оборудования |
1. |
Автоматизированное рабочее место воспитателя на базе моноблока |
1 |
Нормативно-знаковый материал, связанный с внедрением в ДОУ ИКТ-технологий
Наиболее целесообразно использование ИКТ-технологий в игровых компьютерных комплексах, создаваемых в творческой студии (или отдельном помещении под игровой-компьютерный комплекс): один комплекс на детский сад |
2. |
Автоматизированное рабочее место воспитанника на базе моноблока |
10 |
|
3. |
Акустическая система |
1 |
|
4. |
Устройства захвата изображения для создания покадровой анимации |
11 |
|
5. |
Наушники |
11 |
|
6. |
Система организации беспроводной сети |
1 |
|
7. |
Многофункциональное устройство лазерное цветное с набором расходных материалов |
1 |
|
8. |
Система голосования |
1 |
|
9. |
Интерактивная система |
1 |
|
10. |
Устройство для хранения и переноса информации высокой емкости |
1 |
|
11. |
Специализированное программное обеспечение для покадровой анимации |
11 |
|
12. |
Специализированное программное обеспечение для рисования |
11 |
|
13. |
Устройство ввода графической информации |
11 |
|
14. |
Первые конструкции |
2 |
Конструкторы |
15. |
Первые механизмы |
2 |
|
16. |
Простые механизмы |
8 |
|
17. |
Комплект заданий |
1 |
|
18. |
Конструктор по началам робототехники |
8 |
|
19. |
Ресурсный набор для конструктора по робототехнике |
4 |
|
20. |
Программное обеспечение и комплект заданий для конструктора по робототехнике |
1 |
Нормативно-знаковый материал |
21. |
Декорации |
4 |
Конструкторы |
22. |
Набор строительных элементов |
4 |
|
23. |
Город |
2 |
Конструкторы |
24. |
Животные |
2 |
Игрушки-персонажи |
25. |
Колеса |
1 |
Конструкторы |
26. |
Окна, двери, черепица |
2 |
|
27. |
Большие строительные пластины |
10 |
|
28. |
Сказочные и исторические персонажи |
4 |
Игрушки-персонажи |
29. |
Рабочие муниципальных служб |
4 |
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет) Часть 1
И.А. Галкина (к.пс.н.)
Старший дошкольный возраст (5–7 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка. В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность: ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, учится устанавливать причинно-следственные связи между явлениями действительности. Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи: он понимает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться делать его правильно. В этот возрастной период появляется произвольное запоминание, устойчивее становится внимание, развивается наблюдательность и продолжает активно развиваться речь. Знания на протяжении дошкольного детства углубляются и расширяются, происходит их обобщение. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире. Более высокого уровня познавательной деятельности дети достигают, если родители и педагоги создают для этого специальные условия дома, в детском саду, центрах дошкольного образования. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть программы, которые помогут ребенку в увлекательной форме получить те знания и навыки, которые будут ему полезны как при обучении в школе, так и для общего личностного развития.
Ведущей деятельностью детей 5–7-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие всех психических процессов и сторон личности ребенка. Развивающие игры для детей в этом возрасте способствуют бурному развитию образного мышления, речи, воображения, получению новой информации и являются важнейшим элементом подготовки детей к новому этапу жизни – обучению в школе.
Игры для развития памяти
Взрослый, который выполняет роль кукловода, завязывает глаза ребенку и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
- «Фотоаппараты»
1-ый вариант: ребенку на секунду показывается карточка с любым изображением и он должен как можно подробнее описать его.
2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.
- «Расскажи и покажи»
Взрослый просит ребенка рассказать стихотворение сюжетного характера (заранее подобранное и выученное) и показать то, что происходит.
Игры для развития внимания
- «Будь внимателен!»
Групповая игра. Дети шагают по кругу. Затем взрослый произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчик» — прыгать, на слове «лошадки» — ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.
- «Четыре стихии»
Групповая игра. Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
- «На стол! Под стол! Стучать!»
Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.
Взрослый произносит фразы-понятия — правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если не правильное — топает.
Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная птица».
Играют два человека. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой — «зеркало» первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если «зеркало» сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.
- «Что изменилось?»
Взрослый ставит перед ребенком игрушки, дает сигнал, чтобы он закрыл глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен угадать, какая игрушка спрятана.
- «Раскрась правильно»
Взрослый пишет буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом, и предлагает ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры — синим. Усложняя задание, можно предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные — синим, цифры – зеленым.
- «Я покажу, а ты отгадай»
Взрослый предлагает ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, вы загадали медвежонка и должны пройти по комнате, имитируя походку медведя, показать, как зверь «сосет» лапу.
Игры для развития воображения
В эту игру взрослому лучше играть вместе с ребенком. Надо нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
- «Оживление предметов»
Взрослый предлагает ребенку представить себя и изобразить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
- «Дорисуй картинку»
Взрослый предлагает ребенку незаконченное изображение предмета и просит его назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, взрослый оказывает ему помощь в виде загадок и наводящих вопросов.
- «Имитация действий»
Взрослый просит показать ребенка, как взрослые варят суп: моют и вытирают руки перед приготовлением пищи, наливают воду в кастрюлю, включают плиту и ставят кастрюлю на конфорку, чистят и режут овощи, засыпают их в кастрюлю, солят, помешивают суп ложкой, черпают суп поварешкой.
Игры для развития мышления и логики
- «Бывает — не бывает»
Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять и т.д.
- «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает ребенку угадать, о чем он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
- «Что будет, если…»
Взрослый задает вопрос — ребенок отвечает.
«Что будет, если я встану ногами в лужу?»
«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем ребенок и взрослый меняются ролями.
- «Незаконченные предложения»
Взрослый говорит незаконченное предложение — ребенок его продолжает.
Примеры предложений:
«Шерсть у нашей кошки очень ….»;
«Ночью на улице очень …»;
«У людей есть руки, для того чтобы …»;
«Я заболел потому, что …».
- «Логические концовки»
Взрослый предлагает ребенку логически закончить фразу:
Примеры фраз:
— Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
— Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
— Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
— Если два больше одного, то один… (меньше двух).
— Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
— Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
— Если правая рука справа, то левая… (слева).
- «Полезно — вредно»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
- «Что я загадал?»
Взрослый раскладывает перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера и предлагает показать тот круг, который загадал. Отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше.
Например:
— Это круг больше красного? (Да.)
— Он больше синего? (Да.)
— Больше желтого? (Нет.)
— Это зеленый круг? (Да.)
- «Группируем по признакам»
Взрослый предлагает разложить карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.
- «Из чего сделано»
Взрослый называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например, из дерева можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.
- «Что бывает…»
Взрослый предлагает ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
— Что бывает низким (высоким)?
— Что бывает красным (белым, желтым)?
Предшкольная подготовка детей старшего дошкольного возраста как условие успешной учебы.
Инструкция по организации
Информационное письмо для родителей
Тарифы
Заказать звонок
Предлагаем помощь по подготовке детей 5-7 лет к школе на базе дошкольного образовательного учреждения. Авторская методика обучения позволит обеспечить индивидуальный подход к детям с разными способностями, потребностями и темпераментом.
Сотрудничество с Академией по программе «Предшкольная подготовка детей старшего дошкольного возраста — как условие успешной учебы» открывает новые возможности.
Для воспитанников:
- Эффективная подготовка к освоению программы начальных классов: развитие речи, развитие мелкой моторики руки, развитие логического мышления.
- Никакого стресса! Успешная психологическая адаптация дошкольника к обучению в первом классе.
- Развитие у детей интереса к школе, формирование познавательной активности.
- Развитие творческих интересов и интеллектуальных способностей конкретного ребенка, персонализация обучения.
- Каждый ребенок получает пакет дидактических материалов для обучения – не нужно тратить деньги на дополнительные материалы.
Для образовательной организации:
- возможность педагогов совершенствовать свое педагогическое мастерство, бесплатно повышая квалификацию на базе МАНО;
- пополнение дидактического материала дошкольной организации;
- профессиональная помощь воспитанникам по пробуждению и закреплению интереса к учебе, выработка у будущего первоклассника навыка учебной деятельности;
- получение материального вознаграждения за проделанную работу.
Участники проекта: дошкольные общеобразовательные учреждения, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, дошкольники 5-7 лет.
Полный курс обучения — 312 часов (144 часа — первый год обучения, 168 часов — второй год обучения)
Предшкольная подготовка — это:
- развитие логики
- развитие памяти и внимания
- развитие речи
- развитие элементарных математических навыков
- развитие мелкой моторики кисти руки
- развитие фантазии и творческих способностей
Основные задачи программы:
- построение преемственности детский сад – школа;
- выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
- адаптация ребенка к обучению в первом классе.
По 20 минут 4 раза в неделю, и обязательно дома с родителями
Групповые занятия
Наполняемость группы от 4 человек по 40-45 минут 2-3 раза в неделю |
Групповые занятия для воспитанников детского сада:
Наполняемость группы от 10 человек по 40-45 минут 2-3 раза в неделю |
Более подробную консультацию по организации деятельности подготовительных курсов можно получить
по адресу: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе 1/4, каб. 407(комплекс Миллениум) около метромоста.
Бесплатный федеральный номер: 8-800-100-84-42 (доп.2)
Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Особенности психологического развития дошкольника
Определение 1
Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок налаживает первые осознанные социальные контакты, расширяет границы восприятия мира и делает первые шаги в регулировании своего поведения.
Ребенок может, не отвлекаясь на интересные дела, доводить до завершения непривлекательную для него работу – уборку в комнате, расстановку своих игрушек на место и др. Происходит это потому, что ребенок уже осознает общепринятые правила и нормы поведения, осознает обязательность их выполнения.
Характерной особенностью этого возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления. Ребенок учится обобщать, классифицировать, осознает такие категории как время и пространство. Накапливается опыт межличностных отношений, и они становятся более гибкими и целенаправленными. Также идет формирование системы ценностей, чувство дома, понимается значение семьи.
Изменения происходят и в представлении о самом себе, о своем Я. Зная, какими качествами он обладает, ребенок начинает представлять, каким бы он хотел стать – это говорит о том, что ребенок в этом возрасте понимает категории положительных и отрицательных черт и их особенностей, однако в целом отдельно взятого представления, каким он должен быть, ребенок ещё не имеет.
В личности ребенка появляется ещё одно важное новообразование – появляется учебная мотивация, желание видеть себя «умеющим» и «знающим». К 6-ти годам ребенок уже способен слушать и понимать учителя, удерживать цель занятия, особенно при игровой форме обучения.
В старшем дошкольном возрасте большое значение для ребенка имеет его сверстник, а мнение товарищей становится важным и существенным. Характерной особенностью является разделение детей на заметных, пользующихся симпатией у сверстников, и незаметных в детской среде.
Ребенок этого возраста требователен и категоричен при оценке поступков других детей, но, в отношении своего поведения, как правило, снисходителен и не совсем объективен.
Готовые работы на аналогичную тему
Замечание 1
Самооценка ребенка и формирование социального статуса зависит от родителей и взрослого окружения.
Ещё одна особенность этого возраста – понимание системы первичной половой идентичности – это значит, что ребенок хорошо представляет те качества, которыми обладают мужчины и женщины.
Выбирая для общения сверстника противоположного пола, мальчики, например, опираются на красоту, ласковость, нежность девочки, а девочки обращают внимание на силу и способность заступиться за товарища.
Интеллектуальный кругозор постепенно выходит за рамки семьи и детского сада, начинает проявляться активный интерес к окружающему природному и социальному миру, необычным событиям и фактам. Полученную информацию ребенок пытается самостоятельно осмыслить, поэтому в 5-ти летнем возрасте их называют «маленькими философами», постоянно открывающими что-то новое.
Развитие психических процессов у старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие восприятия цвета, величины предметов окружающего мира их формы.
Ребенок воспринимает не только цвет, но и его оттенки. Развивается способность к переключению и распределению внимания, растет его устойчивость, что говорит о способности выполнения сложных инструкций, переходить от одного вида деятельности к другому, удерживая в памяти цель и инструкцию. Формируется, таким образом, произвольное внимание.
Объем внимания в этом возрасте в среднем составляет 5-6 объектов. Произвольная память начинает формироваться к 5-6 годам и самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти, не глядя на предмет, ребенок может запомнить 5-6 объектов, на слух воспринимается такое же количество объектов.
Для этого возраста характерно развитие образного мышления, идее развитие схематизации, важным в развитии становится способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления или способности рассуждать, анализировать, делать выводы по имеющимся параметрам.
Ребенок может дать адекватное объяснение причины на основании своего маленького жизненного опыта.
Развитие мышления оказывает положительное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности. Речь становится контекстной, развивается регулирующая функция речи, складывается планирующая и инструктивная её функции.
Звуковая и смысловая сторона речевой деятельности тоже совершенствуются. В этом возрасте в активном словаре ребенка входит 2500-3000 слов.
В речи используются прилагательные, наречия. Речь старшего дошкольника с развитием лексико-грамматического её строя, делает возможным такие интеллектуальные операции, как сравнение, классификация, обобщение.
В этом возрасте складываются три функции речи:
- коммуникативная функция;
- познавательная функция;
- регулирующая функция.
Что касается понятия времени, то здесь наблюдается ещё не точная ориентация во временах года, днях недели.
Старший дошкольный возраст – это возраст маленьких фантазеров и удивительных фантазий, проявляющихся в увлекательной детской игре. Способность фантазировать приобретается при условии постоянной активизации этих процессов – сочинение собственных сказок, частых разговоров на данную тему.
Физиологические особенности старших дошкольников
Костная система взрослого человека, в том числе и ребенка, выполняет опорную функцию, защищая внутренние органы от повреждений. Костная ткань старшего дошкольника содержит 13% минеральных солей, остальная часть приходится на воду, благодаря чему кости ребенка эластичны и защищены от переломов при частых падениях. Позвоночник состоит преимущественно из хрящевой ткани, отсюда его большая податливость и вероятность искривлений.
До семилетнего возраста костная система ребенка отличатся незавершенностью костеобразовательного процесса, это значит, что костный скелет ребенка необходимо оберегать от различных деформаций. Отрицательно сказывается на развитии скелета большая физическая нагрузка, способствующая задержке роста костей. Стимулируют рост костей умеренные нагрузки для данного возраста.
Мышечная система развита ещё слабо, поэтому ребенок в этом возрасте не готов к мышечному напряжению и продолжительной физической работе. Мышечная масса ребенка начинает увеличиваться к пяти годам.
Для дыхательной системы характерно преобладание поверхностного дыхания. Процесс формирования дыхательных путей, в общем, заканчивается к семи годам, но развитие легких полностью ещё не закончилось – поступление воздуха в легкие затруднено, потому что носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узкие. Через легкие у дошкольников крови проходит значительно больше, чем у взрослого человека, удовлетворяя, таким образом, потребность в кислороде.
Что касается сердечнососудистой системы, то она приспособлена к возрастным требованиям организма. Кровеносные сосуды ребенка шире, чем у взрослого человека и в результате скорость течения крови увеличивается. К 6-7 годам пульс становится устойчивым и достигает 78-99 ударов в минуту. Артериальное давление – 98/60 мм рт. ст.
Центральная нервная система контролирует все процессы, происходящие в организме ребенка. Высшим отделом центральной нервной системы является мозг, который руководит работой всех органов. Деятельность высшей нервной системы проявляется в рефлексах – ответных реакциях на раздражители.
Областной конкурс конспектов занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Центр дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области» в рамках реализации проекта «Малая Родина» в 2021 году провел областной конкурс конспектов занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Конкурс предполагал выявление лучших педагогических практик составления конспектов занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
в дошкольных группах дошкольных образовательных организаций.
Задачи Конкурса:
– обеспечить поиск педагогических идей по созданию условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе совместной с воспитателем деятельности;
– создать условия для реализации творческого потенциала, повышения профессиональной компетенции педагогов, их личностного и профессионального роста;
— выявлять и презентовать лучшие образовательные практики в области дошкольного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Конкурс проводился с 17 мая 2021 года по с 31 мая 2021 года.
В Конкурсе принимали участие педагогические работники из 19 дошкольных образовательных организаций, которые представили 25 конспектов занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Жюри Конкурса осуществило оценку конспектов занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, определило победителей Конкурса.
Первое место
Лазарева Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 16» г. Заречный.
Второе место
Макаренко Елена Борисовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 19» г. Заречный;
Смоленская Юлианна Игоревна, воспитатель МБДОУ ДС № 56 города Пензы «Капитошка»;
Третье место
Кострова Наталья Олеговна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 18» г. Заречный;
Кузнецова Светлана Алексеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 18» г. Заречный.
Победители Конкурса (первое, второе и третье место) награждаются дипломами.
детей старшего дошкольного возраста (от 45 до 60 месяцев) | SD StepAhead
Дошкольники старшего возраста хотят учиться! Они учатся в игре, развивают мышечные навыки и язык, а также работают над обретением внутреннего контроля над эмоциями и поведением. Обычно они обладают богатым воображением и могут не иметь полного представления о том, что является правдой или выдумкой. Дошкольникам нужны четкие и простые рекомендации, чтобы они узнали границы желаемого поведения. У них могут быть страхи перед новыми людьми или переживаниями, а также трудности с расставанием со взрослыми, которым доверяют.Множество вопросов дают отличные возможности для содержательных дискуссий, изучения более сложных слов и понимания все более сложных концепций и навыков рассуждения.
Руководство по раннему обучению Южная Дакота служит общим видением для всех взрослых, поддерживающих опыт маленьких детей до поступления в детский сад. Позитивное взаимодействие со взрослыми, которым доверяют, взаимодействие со сверстниками и постоянная среда, безопасная, здоровая и способствующая обучению, являются жизненно важными элементами для поддержки маленьких детей.
Цели и показатели развития описывают ожидания в отношении того, чему дети учатся, начиная с младенчества и охватывая все возрасты до поступления в детский сад. Эти цели применимы ко всем детям, независимо от того, на каком языке они говорят, какие у них сильные / слабые стороны, или от конкретных уникальных семейных обстоятельств. Стратегии обогащения окружающей среды, поддержки развития и обучения, а также адаптации предлагают множество идей для рассмотрения.
В основе документа лежат таблицы континуумов развития , которые описывают обучение и развитие детей от рождения до детского сада.Вы можете найти эти таблицы на вкладке Learning Domain в нашей основной навигации. Эти цели и показатели развития разделены на пять областей:
Детские зоны развития интегрированы. Несмотря на то, что они организованы между пятью доменами, каждая из которых имеет разные компоненты, ни одна область не является более важной, чем другая, и взаимосвязанной. Эти рекомендации позволяют понять, как дети развиваются и почему важно проводить игровые мероприятия и получать опыт, способствующие раннему обучению.
Старшие дошкольники
Готовность к детскому саду — наша главная цель и фокус в овладении навыками, необходимыми детям для достижения успеха. Дети разовьют сильную самооценку, в то же время раскрывая свой максимальный потенциал во всех областях обучения, включая социальное и эмоциональное развитие, математику и естественные науки, начальные навыки чтения и письма, а также навыки крупных и мелких мышц. Наша учебная программа способствует увлекательному и творческому обучению.
Все мероприятия и центры дают детям возможность познакомиться с разными областями обучения.Опыт, который дети будут участвовать в развитии языковых навыков и навыков грамотности, основан на ранних индикаторах успеваемости Министерства образования Миннесоты.
Все занятия предназначены для содействия интеллектуальному, физическому и эмоциональному развитию ребенка в соответствии с его культурным происхождением. Дети будут работать над соответствующими их возрасту и стимулирующими проектами в заботливой и понимающей среде.
Мы предоставляем информацию о дне вашего ребенка через наше приложение Daily Connect, которое включает в себя питание, сон, подгузники и действия, которые происходят в течение дня.Мы также ежедневно отправляем фотографию вашего ребенка, чтобы убедиться, что ваш ребенок играет, учится и веселится в течение дня.
Родителям необходимо предоставить следующее:
Дополнительные салфетки и одеяло
** Все дети будут полностью приучены к горшку, прежде чем переехать в эту комнату
Родители могут сделать отдых на свежем воздухе приятным для своего ребенка, предоставив следующее:
Теплое пальто, шапка, варежки или перчатки, зимние штаны, туфли и ботинки
** Все товары должны быть обозначены именем ребенка
Ежедневное расписание дошкольного учреждения:
Обратите внимание, что этот график может меняться изо дня в день в зависимости от меняющихся потребностей каждого младенца.
- 6:00 — 8:00 Прибытие (Учебные центры / Art)
- 8:00 — 8:30 Завтрак
- 8:30 — 9: 00Маленькая групповая активность
- 9:00 — 9:15 Ванная
- 9:15 — 10:00 Самостоятельная игра / вне
- 10:00 — 10:30 Время круга (календарь, буквы, формы, цвета, числа, погода и т. Д.)
- 10:30 — 11:30 Время обучения (искусство, групповые игры, обучение)
- 11:30 — 11:45 Перерыв в ванной / мытье рук
- 11:45 — 12:30 Обед / уборка
- 12:30 — 3:00 Дневной сон
- 3:00 — 3:15 Перерыв в ванную
- 3:15 — 3:30 Закуска
- 3:30 — 4: 00 История / время круга
- 4:00 — 5:00 На улице
- 5:00 — 6:00 Бесплатная игра / Отъезд
Какого возраста дети дошкольного возраста? Когда детям следует начинать посещать?
Когда дело доходит до решения, когда вашему ребенку следует пойти в дошкольное учреждение, нет однозначного ответа.Во многих дошкольных учреждениях есть возрастные ограничения, но они, как правило, допускают в класс детей в возрасте от 3 до 5 лет. В раннем детстве разница в жизни ребенка в несколько лет может быть огромной. Так как же узнать, следует ли отправлять своего 4-летнего ребенка в дошкольное учреждение? Вот что нужно знать, принимая это важное решение.
НАЙДИТЕ ПОМОЩЬ РЕБЕНКАМ РЯДОМ С ВАМИ
Разница между дошкольным учреждением и уходом за детьми
Когда вы решаете, когда ваш ребенок готов к дошкольному образованию, первое, что нужно сделать, это убедиться, что вы понимаете разницу между дошкольным учреждением и уходом за ребенком.Одно из самых больших различий между ними сводится к времени. Дошкольные учреждения, как правило, следуют календарю учебного года и обычно представляют собой программы на полдня, тогда как уход за детьми обычно доступен в течение всего года и в расширенные часы дня, поскольку он больше ориентирован на график работы родителей.
Основные этапы развития
Даже если ваш ребенок подходит к возрасту дошкольного учреждения, есть несколько этапов развития, которые он должен преодолеть, прежде чем решит, что он готов к переходу в дошкольное учреждение.Например, в то время как организации по уходу за детьми часто принимают детей в подгузниках, во многих дошкольных учреждениях необходимо приучать детей к горшку. Маленькие дети развиваются быстрыми темпами. К 3 годам у ребенка развивается 80% мозга. 80%! Независимо от того, называют ли они себя «учителями», «воспитателями» или «поставщиками услуг», люди, ухаживающие за младенцами и детьми ясельного возраста, поддерживают развитие 80% своего мозга. Это делает их строителями мозгов. Это делает среду ухода образовательной.
Понимание игрового обучения
Если вы изучали дошкольные учреждения, значит, вы уже встречали термин «игровое обучение», так что это важная концепция, которую нужно понимать при принятии решения о том, готов ли ваш ребенок к дошкольному образованию.Это часто используемый термин, который означает неограниченное время, позволяющее детям следовать своим любопытствам, обучаясь, выполняя врожденное желание познать мир. Хотя эта форма социально-эмоционального обучения проводится учителем, у нее нет никаких планов. Подумайте: раскладывайте разные игрушки, игры и материалы, чтобы увидеть, к чему стремится каждый ребенок. Попутно учитель может задавать вопросы или решать проблемы по мере их поступления, и все это помогает вашему ребенку лучше понять мир.Дети интересуются разными занятиями и темами в разное время, поэтому нормально видеть, что ваш ребенок отдает предпочтение одной области обучения над другой в течение определенного периода времени, а затем продвигается дальше по мере готовности.
Узнайте о своих возможностях
Решение о том, когда отдать ребенка в дошкольное учреждение, должно включать в себя поиск вариантов дошкольного образования в этом районе. В зависимости от того, что существует в вашем городе, вы можете узнать подробности о программе, которая так или иначе вас волнует. Каждый ребенок приходит со своими особыми потребностями и находится на своем собственном месте в развитии, и вы можете найти программу, которая идеально подходит для вашего ребенка.Возможно, дошкольное учреждение в будущем вписывается в ваш график и бюджет, но при этом предъявляет свои требования к дошкольникам. Многие дошкольные учреждения имеют опыт оказания помощи родителям в принятии этого решения, поэтому, когда вы найдете школу, которая вам интересна, будет разумно протянуть руку и взять экскурсию (или две, или три).
Как рано еще рано?
Каждый родитель, принявший решение о том, когда отдать своего ребенка в дошкольное учреждение, вероятно, имеет собственное мнение о том, какой путь лучше всего. Знакомство ребенка со структурой, социальным взаимодействием и учебной деятельностью в дошкольном учреждении может воспламенить в нем любовь к обучению и дать толчок развитию ряда когнитивных навыков.Это также поможет убедиться, что у них есть социально-эмоциональные навыки, необходимые для успешного обучения в детском саду и за его пределами. Если вы беспокоитесь, что ваш ребенок слишком мал, ознакомьтесь с несколькими программами, чтобы выбрать наиболее подходящую для вашего ребенка и вашей семьи. Директор программы и учитель (и) должны иметь возможность обсудить с вами, как их уникальная программа отвечает потребностям детей и семей, и вы можете пригласить своего ребенка на визит до зачисления (маловероятно во время Covid-19, но типичен за пределами пандемии).
Дошкольный возраст — обзор
Развитие эмоционального интеллекта в раннем детстве (2–6 лет)
Дошкольный возраст — это период интенсивного познавательного развития. У детей в возрасте 3–6 лет отчетливо виден прогресс во многих аспектах ФВ: тормозящий контроль, рабочая память, когнитивная гибкость и простое планирование. Понимание ЭФ в раннем детстве также важно из-за их связи с языковым развитием и теорией психики, которые вместе играют важную роль в социальном развитии человека.
В этой возрастной группе торможение чаще всего оценивается с помощью задач типа Струпа, таких как задание день-ночь (Gerstadt et al., 1994) и задание трава-снег (Carlson and Moses, 2001), которые проверяют вербальную реакцию. способность. В задании день-ночь дети должны сказать «день», когда они видят изображение звезд и луны, и сказать «ночь», когда они видят изображение солнца, в течение 16 испытаний (рис. 3). В задании «трава – снег» дети должны показать пятно белого цвета, когда экспериментатор произносит слово «трава», и пятно зеленого цвета в ответ на слово «снег» в течение 16 испытаний.Как и в тесте Струпа для взрослых, дети должны (1) поддерживать инструкции по выполнению задания в серии испытаний, (2) подавлять доминирующую реакцию, связанную с перцептивным стимулом, в то же время (3) выбирать и выполнять конкурирующую, конфликтующую субдоминантную реакцию. Дети в возрасте 3–4 лет часто сталкиваются с трудностями при решении этих задач, в то время как дети старше 5 лет решают эти задачи легко (имеют более правильные ответы с меньшей задержкой).
Рисунок 3. Задача день-ночь.
В возрасте 5 лет способность сохранять сложную информацию и манипулировать ею, т.е.е., рабочая память начинает все больше развиваться и достигает плато в раннем взрослом возрасте. Считается, что в эту эпоху рабочая память начинает делиться на вербальную и зрительно-пространственную рабочую память (Alloway et al., 2004), что явно соответствует терминам «фонологическая петля» и «зрительно-пространственный блокнот» в модели рабочей памяти Баддели. Наиболее часто используемая задача для оценки рабочей памяти в этой возрастной группе — это задача на размах цифр (Davis and Pratt, 1995). В этом задании экспериментатор показывает ребенку куклу, которая в обратном порядке повторяет слова экспериментатора.Если экспериментатор говорит «один, два», кукла повторяет «два, один», и экспериментатор просит ребенка повторить числа в обратном порядке, как кукла. Экспериментатор начинает с двух чисел, складывая числа, пока ребенок не сделает ошибку три раза подряд. Дети в возрасте 3 и 4 лет чаще всего испытывают трудности с выполнением этого задания, в то время как дети в возрасте 5 лет повторяют два-три числа задом наперед.
Чтобы проверить совместное действие рабочей памяти и торможения, Лурия (1966) разработал задание на постукивание (задание Лурия на постукивание), в котором ребенку требуется дважды постучать по поверхности, когда экспериментатор постучит один раз, т.е.е., стучит один раз, когда экспериментатор стучит дважды. В этом задании ребенок должен помнить два правила и подавлять естественную склонность подражать экспериментатору. Наибольший прогресс в этой задаче был достигнут в возрастной группе 3–4 года, а наибольший прогресс в скорости реакции — между 4,5 и 5 годами.
Помимо развития тормозных способностей и рабочей памяти, дошкольный возраст является возрастом интенсивного развития познавательной гибкости. Наиболее часто используемая задача для оценки когнитивной гибкости в дошкольном возрасте — это сортировка карточек размерных изменений (DCCS) (рисунок 4) (Frye et al., 1995). Ребенку показывают карточку с картинками разной формы и разного цвета, и просят отсортировать карточки по одному измерению (например, форме), а затем по другому (например, цвету). Это задание проверяет способность ребенка переключать когнитивный набор. По словам авторов этого задания, большинство трехлетних детей могут сортировать карточки по одному измерению, но испытывают трудности при изменении инструкций. Большинство детей в возрасте от 4 до 5 лет не испытывают трудностей с переключением когнитивных установок, т.е.е., они успешно справляются с этой задачей.
Рисунок 4. Сортировка карты изменения размеров.
В конце раннего детства способность к планированию улучшается и достигает плато в раннем взрослом возрасте. Многие исследователи считают, что улучшение способности к планированию является следствием улучшения способности к торможению реакции и рабочей памяти. По данным Senn et al. (2004), задачи на оценку заторможенности и рабочей памяти объясняют 29% дисперсию задач планирования у детей в возрасте 2–6 лет.Для оценки способности к планированию часто используются такие задания, как Лондонский Тауэр (TOL) (Shallice, 1982) и Ханойский Тауэр (TOH) (Simon, 1975), в которых ребенка просят на основе модели поставить три шара разного цвета в заданной конфигурации на трех колышках разной высоты. Эти две задачи почти одинаковы. Оба они требуют перевода объектов (мячей или диска) на колышках из начального состояния в конечное за минимальное количество ходов. Кроме того, обе задачи накладывают некоторые общие правила, ограничивающие способ перемещения объектов с привязки на привязку.Одновременно можно перемещать только один шар / диск, и любой шар / диск, который не перемещается, должен оставаться на колышке. Разница между этими двумя задачами заключается в том, что в задаче TOH минимальное количество ходов, необходимых для каждого испытания, не указано, тогда как в TOL участникам дается указание достичь конфигурации за указанное минимальное количество ходов для каждого испытания так быстро. насколько возможно. Кроме того, модель цели в задаче TOH представлена как физическая модель, а в задаче TOL — графически.TOL и TOH полезны в качестве меры EF у детей, потому что процедура предлагает различные уровни сложности. При решении этой задачи участник проходит различные процессы: начальное состояние или состояние, в котором решатель задачи перебирает заданные объекты; состояние цели или состояние решения, которого решатель проблем пытается достичь; и шаги, которые предпринимает решатель проблем, чтобы преобразовать начальное состояние в целевое состояние, которое изначально может быть неочевидным. Исследования показали связанные с возрастом улучшения показателей TOL, поскольку дети более старшего возраста более точны и делают меньше дополнительных ходов при решении задач TOL.
В заключение, многие поведенческие исследования показали значительные изменения в процессе развития при выполнении многих задач, оценивающих процессы эмоциональных проявлений в раннем детстве. Однако очень мало известно о структурных и химических изменениях в центральной нервной системе, лежащих в основе этих поведенческих изменений. Тем не менее, исследования показывают, что в этот период количество дендритных шипов (те части дендритов пирамидных нейронов, которые содержат большую часть синапсов) все еще намного выше, чем в мозге взрослого человека.Дело в том, что большое количество синапсов создается постнатально (намного больше, чем в мозге взрослого человека) и со временем уменьшается (синаптическая обрезка), так что «выживают» только те, которые были доказаны опытом или активным использованием. . Кажется, что такое « избыточное » количество синапсов (которое остается в префронтальной коре особенно долгое время) создает анатомический субстрат для нейронной пластичности и некоторых типов обучения, а также позволяет значительно изменить способ обработки информации мозгом и развитие высших когнитивных функций.
Когда дети начинают дошкольное образование?
Большинство дошкольных учреждений начинают принимать детей в возрасте от 2,5 до 3 лет, но, поскольку все дети разные, это не волшебное число. Готовность к дошкольному образованию действительно больше зависит от факторов развития, чем от хронологического возраста. Готов ли ваш малыш к уроку физически, эмоционально и социально? Здесь есть что учесть при принятии этого важного решения. Прежде чем вы подумаете о том, чтобы записать своего двухлетнего ребенка в дошкольное учреждение, убедитесь, что вы можете ответить на эти четыре вопроса.
Тревога разлуки
Это важно. Она может знать все свои буквы, формы и цвета, но, если она эмоционально не готова к повседневным трудностям в дошкольном учреждении, возможно, для этого еще не пришло время. Если вашей малышке все еще неудобно находиться вдали от вас, значит, она не готова к дошкольному образованию в возрасте 2 или 3 лет. Переход в дошкольное учреждение уже будет стрессовым событием — вы не хотите добавлять к этому дополнительное беспокойство.
Социальное развитие
Какой у нее был опыт игры с другими детьми? Ей это нравится, хорошо ли она это делает? Если ваш трехлетний ребенок все еще участвует в параллельных играх, возможно, он еще не готов присоединиться к классу.Обычно трехлетние дети начинают играть друг с другом и участвуют в творческих играх, которые являются ключевыми компонентами дошкольных программ. И ваша 3-летняя девочка должна быть социально осведомлена о том, как обращаться с другими детьми, прежде чем она пойдет в дошкольное учреждение.
Приучены к горшку
Иногда дошкольные учреждения помогают с приучением к горшку, но многие требуют, чтобы этот навык был освоен перед зачислением. Приучение к горшку — это такая важная веха в развитии, что это может быть убедительным признаком готовности к дошкольному образованию.
Физическое развитие
Обладает ли она мелкой моторикой, чтобы обращаться с материалами в классе, или крупной моторикой, чтобы обращаться с оборудованием на игровой площадке? Конечно, в дошкольном учреждении оттачивают эти навыки, но ваша двух- или трехлетняя девочка должна иметь контроль над моторикой, чтобы не отставать от своих одноклассников, чтобы добиться успеха в дошкольном учреждении.
Необходимость сна
Если вашему двухлетнему или трехлетнему ребенку по-прежнему нужно спать по два часа каждый день, возможно, он еще не готов к уровню активности в дошкольном учреждении.Обычно в дошкольных учреждениях есть дневной сон, но имейте в виду, что в школе она может спать не так хорошо, как дома.
Навыки общения
Ее легко понять? Может ли она попросить о помощи, когда она ей понадобится? Ей нужно иметь возможность говорить и просить о помощи, когда она ей нужна, а также она должна иметь возможность общаться со своими одноклассниками. Если вы единственный, кто понимает ее очаровательный маленький язык, она еще не готова к дошкольному образованию.
Итог
Вы хотите, чтобы все получили положительный опыт.Если ваш 2–3-летний ребенок еще не совсем готов, нет ничего плохого в том, чтобы подождать, пока он вырастет (до 4 лет), чтобы начать обучение в дошкольном учреждении. Если вы думаете, что она вот-вот готова, подумайте о том, чтобы записать ее на программу с частичной занятостью. Просто убедитесь, что это как минимум 3 дня в неделю, чтобы она действительно научилась понимать распорядок и расписание, которое школа добавляет в ее жизнь. Конечно, есть много других факторов, которые следует учитывать, например, как она справляется с новыми ситуациями, хорошо ли она справляется со стимулами, нравится ли ей быть в компании других детей? Этот список можно продолжить.Но если вы начнете с рассмотрения этих первых показателей, вы лучше всего сможете оценить, готов ли ваш ребенок вступить в высшую лигу.
Brightwheel — это простое в использовании приложение для дошкольных учреждений, детских садов и семей. Загрузите сегодня и приступайте к работе!Что такое дошкольный возраст? Как узнать, готовы ли они начать работу в дошкольном учреждении
Дошкольный возраст — это не столько конкретное число, сколько состояние души.В каком возрасте дети обычно идут в дошкольное учреждение? Ответ — 3 или 4. Но с какого возраста должны начинать ? Это то, что родителям нужно немного подумать, чтобы понять. Оказывается, навыки, которые ребенок должен развить до поступления в детский сад, связаны не столько с чтением, письмом и математикой, сколько с общением. Другими словами, они могут знать свои A, B, C, они могут раскачивать свои 1, 2, 3, но им все равно нужна небольшая дополнительная эмоциональная поддержка, которую вы можете получить в уходе за детьми, но они не будут так легко доступны в дошкольное.
Заблуждение, что существует идеальный дошкольный возраст, основывается на непонимании разницы между качественным уходом за детьми и дошкольным учреждением. «Уход за детьми обеспечивает дошкольное образование, но дошкольное учреждение не обеспечивает ухода», — объясняет Никки Дарлинг-Курия, руководитель программы профессионального развития некоммерческой организации по развитию детей «От нуля до трех» и автор книги «Мероприятия по обучению в раннем возрасте на основе мозга: соединение теории и практики».
Дарлинг-Курия отмечает, что родителям, у которых уже есть ребенок в хорошем учреждении, может вообще не потребоваться переход в дошкольное учреждение.Это потому, что навыки, которым ребенок овладевает в учреждении по уходу за ребенком, очень хорошо согласованы с наиболее важными навыками, которые ему потребуются, когда он пойдет в детский сад. «Качественный уход за детьми означает, что дети могут получать уход, но они получают его в виде высококачественной среды, в которой отношения играют ключевую роль», — говорит она. «Эти отношения настраивают их на хорошее обучение на всю оставшуюся жизнь».
Эти важные навыки дошкольного возраста включают умение играть, общаться и сотрудничать с другими, умение слушать и следовать инструкциям, а также умение стоять в очереди или сидеть на месте.Знание алфавита, цветов и форм, а также умение считать часто кажутся важными, но исследования не подтвердили, что это необходимые навыки для будущего успеха. В конце концов, цель детского сада — убедиться, что все дети имеют одинаковую основу до поступления в первый класс, независимо от того, какие навыки они развили до детского сада.
Означает ли это, что дошкольное образование не должно рассматриваться? Нисколько. Многие дошкольные учреждения предлагают отличные возможности для развития социальных и игровых навыков, необходимых детям для достижения успеха.Другие важны тем, что предлагают детям религиозную основу, соответствующую их культурным ожиданиям. Но переход в дошкольное учреждение — это не столько достижение дошкольного возраста, сколько обеспечение эмоциональной подготовки ребенка к переходу из своего учреждения по уходу за ребенком.
Многие дошкольные учреждения просят детей до поступления в школу иметь определенный уровень самостоятельности. Им может потребоваться приучить их к горшку, иметь возможность кормить себя или мыть руки.Поскольку дети достигают этих вех в совершенно разном возрасте, возможно, что некоторые дети будут готовы пойти в дошкольные учреждения в 30 месяцев. Другие дети могут быть не готовы, пока им не исполнится 4 года.
Однако более важным, чем навыки, является понимание того, готовы ли и дети, и родители к переходу. В некоторых случаях перевод ребенка из ухода за ребенком, который уже дает хорошие возможности для социального образования, может быть травматичным. А некоторые родители, у которых есть дети дома, могут просто не быть готовы расстаться со своим ребенком.
Независимо от возраста, эксперты сходятся во мнении, что независимо от того, остается ли ребенок в высококачественной среде ухода за ребенком или поступает в дошкольное учреждение, отношения имеют ключевое значение. «Найдите дошкольное учреждение с низким соотношением учителей и детей, чтобы у учителя было время вырастить каждого ребенка в отдельности», — говорит Кристин Кириакакос Мартин, основательница и владелица дошкольного учреждения Sunshine в Хопкинтоне, штат Массачусетс, и автор книги You’ve Got This! Ключи к эффективному воспитанию детей в раннем возрасте . «Самый важный фактор — это найти безопасную, благоприятную среду, в которой ваш ребенок может чувствовать себя комфортно, доверяя своему опекуну.Дети растут социально, эмоционально и когнитивно, когда они связаны со знакомым опекуном ».
Ой! Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Спасибо за подписку!
10 самых важных навыков для развития дошкольника
15 января 2020 г.
Дошкольные годы ребенка — это время критического роста во всех сферах развития: адаптивном, когнитивном, языковом, физическом и социальном.
Большинству детей не менее трех лет, когда они начинают дошкольное образование, и остаются в дошкольном учреждении примерно два года, прежде чем поступить в детский сад.
В этой статье мы познакомим вас с навыками, приобретенными ребенком в дошкольном возрасте, и о том, как дошкольные учителя помогают детям раскрыть свой самый большой потенциал.
ПОЧЕМУ ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА ВАЖНА?В нашем дошкольном учреждении в Харрисонбурге, штат Вирджиния, наши заботливые учителя лично вкладывают средства в каждого ученика, чтобы убедиться, что ваш ребенок получит целостную основу для развития, которая подготовит его к следующим шагам в жизни.
В течение первых пяти лет его мозг развивается быстрее и значительнее, чем когда-либо в будущем.
Вот почему дополнение вашего родительского воспитания на дому экспертной поддержкой дошкольного учителя, а также предоставление вашему ребенку возможности общаться с одноклассниками дошкольного возраста — это неоценимое вложение в будущее вашего ребенка.
предоставляет вашему ребенку возможность расширить и углубить свои основные навыки, которые подготовят его к учебной жизни и дадут ему возможность вносить положительный вклад в мир вокруг себя.
Вот десять навыков, которые ваш ребенок должен развить в дошкольном учреждении:
- Эмоциональное развитие
Дошкольный опыт вашего ребенка должен помочь ему понять свои чувства, а также понять чувства других.
Это включает в себя как научиться распознавать чувства, так и управлять этими чувствами и связанным с ними поведением. - Социальные навыки
Благодаря совместной игре и обучению вместе друг с другом дошкольники учатся уважать других и ладить с ними, что в дальнейшем развивает их языковые навыки, самоконтроль и общие социальные навыки.
Учителя помогают детям разрешать конфликты, которые могут возникнуть во время творческой игры или структурированных учебных проектов. - Раннее развитие грамотности
К трем годам дети могут начать учиться писать свои имена и читать простые слова.
Практика, которую они получают в дошкольном учреждении, настраивает их на успех в развитии грамотности в детском саду и начальной школе. - Навыки аудирования
Чтобы иметь возможность следовать указаниям и понимать, что им преподают, развитие у ребенка навыков слушания имеет решающее значение для их общего социального и академического обучения.Дошкольная среда способствует развитию навыков слушания у вашего ребенка. - Навыки общения
Способность вашего ребенка задавать вопросы, выражать свои чувства и сообщать о своих потребностях как с помощью устных слов, так и с помощью языка тела имеет первостепенное значение для его способности добиваться социальных и академических успехов.
Дошкольные занятия и отзывы их учителей призваны отточить все эти коммуникативные навыки. - Навыки мелкой моторики
Ремесленные занятия дошкольного возраста, требующие от детей использования маркеров, работы с ножницами, лепки предметов и других творческих игр, ориентированных на ловкость, развивают у детей мелкую моторику, которая будет необходима для более сложных проектов по мере взросления. - Интервал внимания
Мы все можем сочувствовать тому, как трудно молодым ученикам сидеть спокойно и уделять внимание дольше нескольких минут.
Структурированная, но заботливая среда дошкольного учреждения является ключом к развитию у детей концентрации внимания при подготовке к более сложной обстановке в классе. - Ранние математические навыки
Обучение распознаванию чисел и начало счета в дошкольном возрасте помогает детям начать понимать, как математика используется в мире, и обеспечивает их основу для более сложной математической программы на каждый последующий год. - Навыки решения проблем
Каждый аспект жизни требует навыков решения проблем. Развитие навыков решения проблем должно начинаться в дошкольном учреждении, что является залогом успеха в школе, личных взаимоотношений и даже самых простых жизненных занятий.
Обучение и развитие навыков решения проблем у детей может происходить через личное общение, игры и задания. - Творчество
Когда ребенка поощряют к самовыражению через творчество, он укрепляет уверенность в себе и может подходить к трудностям с новых точек зрения.
Творческие занятия помогают детям развивать их индивидуальное чувство «я» и могут быть способом для взрослых в жизни детей отметить уникальность каждого ребенка.
В дошкольных учреждениях, где детям уделяется много индивидуального внимания, например, в нашей христианской школе Cornerstone в Харрисонбурге, штат Вирджиния, учителя обеспечивают поддержку ваших детей во всех областях их обучения.
В соответствии с индивидуальными и уникальными интересами каждого ребенка дошкольные педагоги разрабатывают уроки, образовательные игры и другие мероприятия, которые пробуждают и развивают любовь ваших детей к учебе и поддерживают развитие вашего ребенка во всех описанных выше навыках.
Учителя дошкольных учреждений также следят за тем, чтобы стандарты раннего обучения своего штата применялись к школьной программе.
Это стандарты, в которых указывается, что дети должны знать и уметь делать к определенному возрасту.Вы можете просмотреть дополнительную информацию о программах и инструкциях для детей младшего возраста Департамента образования штата Вирджиния.
Вот несколько примеров того, как дошкольные педагоги помогают детям развивать соответствующие возрасту навыки:
Развитие навыков мышления:
- Задавайте детям вопросы, которые расширят их мышление
- Предоставьте возможности для изучения интересных материалов
- Предложите детям, как сделать их мышление и игру более сложными или сложными
Развитие языковых навыков:
- Представляем новый словарь
- Задавать вопросы, требующие большего, чем «да» или «нет», чтобы расширить возможности ваших детей в разговорной речи
- Чтение рассказов и поощрение детей придумывать свои собственные сюжеты
- Разработка совместных игр, требующих общения или обмена другими языками между одноклассниками
Развитие навыков чтения:
- Помощь детям в изучении алфавита
- Предоставление увлекательных материалов, иллюстрирующих примеры письма
- Пение песен, игра в рифмующиеся игры и чтение книг на веселом языке
- Обозначение предметов в классе, чтобы помочь детям связать письменные слова с разговорным языком
Развитие навыков письма:
- Помогаем детям попрактиковаться в написании букв алфавита и написании имен
- Поощрение детей к письму с помощью забавного ассортимента бумаги и письменных принадлежностей
- Раздача детям различных видов бумаги и письменных принадлежностей, таких как мелки, маркеры и карандаши
- Поощрение детей к письму как части их повседневной деятельности
- Обучение детей написанию слов объектов, с которыми они сталкиваются в классе
Развитие математических навыков:
- Предоставление детям разнообразных увлекательных предметов для подсчета и сортировки
- Укажите числа, которые существуют в течение дня ребенка: в классе, на улице и на упаковках с едой во время перекуса
- Поощряйте детей сравнивать и измерять разные предметы
В нашей христианской дошкольной школе в штате Вирджиния мы предлагаем учащимся различные способы личностного роста и ощущения истинного чувства принадлежности к своему классу.
Дошкольное учреждение Cornerstone работает в соответствии с обычным календарем христианской школы Cornerstone. Часы работы: с 8:30 до 15: 05. С понедельника по пятницу.
График занятий в течение этого периода может быть гибким, в зависимости от потребностей учащихся и их родителей. Дети от 5 лет и старше также могут посещать Cougar Care, дневную программу дневного ухода, которая доступна с 3:05 до 5:30.
Личный визит к нам — лучший способ понять, какую инвестицию всей жизни вы можете сделать для будущего вашего ребенка, записавшись в нашу христианскую школу.
Позвольте нам пригласить вас на частный визит или зайти во время одного из наших дней открытых дверей. Если у вас есть какие-либо вопросы до вашего визита, вы можете напрямую связаться с нашим директором по развитию Стефани Шафер по электронной почте [email protected] или по телефону (540) 432-9816.
Мы будем рады приветствовать вас!
.