Содержание

Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви, глава 5_2, Глава 2 — Гермоген Иванович Шиманский

В чем состоит христианский брак. Брак установлен Богом. Учение Церкви о браке. Три главнейшие цели брака, вытекающие из христианского понятия о браке как Таинстве.

Семейство основывается на браке. Христианский брак есть освящаемый Церковью добровольный и основанный на взаимной любви пожизненный союз мужчины и женщины с целью совершенного взаимного восполнения и вспомоществования во спасении и имеющий своим следствием благословенное рождение и христианское воспитание детей 222 .

Брак установлен при начале мира Самим Создателем. По словам бытописателя, Бог, создав первого человека, создал потом и жену с тем, чтобы она была ему помощницей и чтобы они, будучи двумя, составляли одну плоть (Быт.2:18, 21–24). И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми тварями (Быт.

1:28).

«Такое особеннейшее отношение Бога к установленному Им Самим браку ясно показывает не только на то, что брак был угоден Богу, но что он имел занимать важное место в планах Божиих о судьбах мира, а потому и находится под особым промыслительным наблюдением Божиим. Вместе с этим, такое благословение Божие ясно указывало на то, что брачующиеся лица, согласно с мыслию Божией, всегда должны смотреть на брак как на великое и священное дело, соединенное с высокими обязанностями не только в отношении друг к другу, но и к Богу, и вследствие этого при вступлении в брак, естественно, должны были и исполняться благоговейными чувствами преданности Господу Богу и усердными молитвами к Нему о подаянии Своего Отеческого благословения и всесильной помощи на предстоящую им многознаменательную и многотрудную жизнь»

223 .

Такой взгляд на высоко религиозное значение брака и важность для него благословения Божия имел место в ветхозаветный период (Быт. 12). По законам, данным Богом еврейскому народу чрез пророка Моисея, брак был прямо отнесен к религиозно-нравственным обязанностям; нарушение супружеской чистоты и верности строго преследовалось, а сам брак заключался с ведома и благословения блюстителей закона – священников (Лев.20:10; Втор.22:28–29 и др.). Господь Иисус Христос еще более возвысил и усилил религиозно-нравственное значение брака Своим учением о его богоучрежденности и нерасторжимости. На вопрос фарисеев, по всякой ли причине можно человеку разводиться со своей женой, Спаситель отвечал, что с самого начала Бог, создав мужа и жену, сочетал их с тем, чтобы они, будучи только двумя, а не более, пребывали неразлучно и составляли плоть едину. И

что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6). В Ветхом Завете развод был облегчен по жестокосердию иудеев (чтобы не было убийств жен), в Новом же Завете Господь Иисус Христос устанавливает более строгий закон, по которому развод допускается только в исключительном случае, а именно, в случае нарушения верности брачному союзу (Мф.
19:8–9).

По христианскому учению, брак есть великая тайна единения двух душ в образ духовно-благодатного единения Христа с Церковью. Брак основан на таком влечении человека, на такой его потребности, которые заложены в самой его природе по воле Божией. Поэтому и христианство не видит ничего внутренно враждебного в теле человека. По учению Апостола, всякое творение Божие хорошо (1Тим.4:4), для чистых все чисто (Тит.1:15) и

нет ничего (в человеческом теле и его потребностях) в себе самом нечистого (Рим.14:14). Поэтому христианство допускает все здоровые естественно-человеческие чувства, возвышая их до духовности, утончая до совершенства в высшем сообразном с творческими целями направлении, благословляя их и освящая. В этом отношении половая и семейная любовь никак не составляет исключения, взаимная любовь жениха и невесты, мужа и жены, родителей к детям и взаимно детей к родителям.

В человеке плотская любовь никогда не может быть чисто животным чувством; она всегда сопровождается душевным влечением, естественным или извращенным. Христианство же хочет возвысить ее так, чтобы она была сознательно-душевным или даже духовным влечением и призывает на нее благословение Божие

224 .

Свои высокие обязанности христианские супруги могут выполнять только с помощью благодати Божией, преподаваемой им в Таинстве брака (браковенчания). От времен апостолов в Церкви установлено для этого особое священнодействие, чтобы сообщать брачующимся нужную для освящения и воцерковления их союза Божественную благодать.

«Так как брачная любовь, – пишет один наш отечественный богослов, – составляет основной и главный вид любви в числе прочих видов взаимной любви между людьми, то поэтому она предпочтительно пред ними нуждается в освящении от Бога, в особом благодатном даре. С другой стороны, так как брачная любовь очень часто становится чувственной и беспорядочной, то в этом отношении она преимущественно пред прочими видами любви требует освящения и одухотворения.

Сделать брачный союз духовным, священным, сделать его союзом святой любви – это цель брака как Таинства» 225 .

Естественный союз брачующихся по молитвам Церкви в Таинстве брака (браковенчания) «очищается, отрезвляется и укрепляется Божественной благодатью. Трудно человеку самому устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся. Благодать же непреодолима»

226 . Вот почему с глубокой древности, по установлению святых апостолов, брак благословляется от лица Церкви епископами и священниками.

Священномученик Игнатий Богоносец, ученик святого апостола Иоанна Богослова, в письме к святому епископу Поликарпу писал: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» 227 . Святой Климент Александрийский (III век) указывал, что брак освящается молитвой и непрестанным исповеданием Господа

228 . Он пишет «Священ брак, и, по заповедям Божественного Слова, совершен, если послушна брачная чета воле Божией… если остается твердою в исповедании веры, раз принятой ею, и благ ее, раз ставших предметом надежды» 229 . Апологет III века Тертуллиан в специальном «Послании к жене» такими высокими чертами изображает христианский брак: «Как могут описать счастье того брака, который утверждает Церковь, скрепляет приношение (жертвы), запечатлевает благословение, Ангелы возвещают, Отец (Небесный) утверждает!» 230

Святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Мефодий Патарский свидетельствуют о священническом благословении и молитвах, которыми освящалось вступление в брак в их время (IV и V века) 231 .

Святой Иоанн Златоуст пишет, что христианский союз супружества заключался чрез молитвы и благословение священников, чтобы умножалась любовь жениха и невесты и сохранялось их целомудрие и единомыслие, и изгнаны были из него все коварства диавола, и чтобы они (супруги), соединяемые благодатию Божией, провождали жизнь богоугодную и счастливую 232 .

Отец Западной Церкви блаженный Августин (V век) прямо называет Таинством церковное священнодействие брака, а с таинственно благодатным его значением соединяет нерасторжимость христианского брака. «Достоинство браков, – говорит он, – у всех народов состоит в деторождении и охранении чистоты, а у народа Божия – еще и в святости Таинства, по коей даже разлучающейся разводом (жене) нельзя сочетаться с другим, пока муж жив», потому что «в Церкви совершается не только брачный союз, но и Таинство

233 . Священнодействие христианского брака святой Лев, папа Римский также называет Таинством. По свидетельству этого святого отца Церкви, в его время, в V веке, для брачующихся была совершаема Литургия; после их Причащения им преподаваемо было церковное благословение с соответствующими брачными молитвами
234
. Преподобный Феодор Студит, исповедник Восточной Православной Церкви IX века, приводит самую молитву, употребляемую в Церкви во время возложения венцов на брачующихся: «Ты, Господи, ниспосли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего и рабу Твою, и сопрязи я (их) в единомудрии, венчай я в плоть едину, яже благословил еси сочетаватися друг другу, честный их брак покажи, нескверно их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи» 235 .

Церковный брак в течение почти всего первого тысячелетия христианской эры не имел самостоятельного чинопоследования и совершался за Литургией; после освящения Святых Даров о брачующихся епископом или священником читалась особая молитва, а после «Отче наш» – особые брачные молитвы с возложением на жениха и невесту брачных венцов. Литургия (Евхаристия) была тогда «единственным богослужебным чином, с которым соединялось отправление почти всех других священнодействий», в том числе и Таинств крещения, покаяния, брака 236 . В более поздних канонических постановлениях указывается, что брак может быть совершаем только днем: или перед Литургией (с таким расчетом, чтобы новобрачные могли потом приобщиться за Литургией), или же сразу после Божественной литургии. Вступление в брак предполагало для брачующихся предварительное говение. До наших дней сохранился благочестивый обычай, по которому жених и невеста приступают к Таинству брака, по возможности, натощак 237 .

Из православно-христианского понятия о браке как Таинстве вытекают и высокие цели брака.

Первая и главная цель брака – это полная и нераздельная взаимная преданность и общение двух супружеских лиц: не хорошо быть человеку одному (Быт.2:18) и оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину (Мф.19:5). Отсутствие в жизни брачующихся единства духовно-нравственных целей жизни есть главная и основная причина несчастных браков. Главная причина счастливых браков заключается во взаимном проникновении бракосочетавшихся в глубину и высоту христианского идеала совершенствования. Муж и жена, восполняя друг друга чрез взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу в духовно-нравственном совершенствовании и выполнении своего назначения в жизни. Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами в истинно-христианских браках являются настолько крепкими, что их не может ослабить и самая смерть.

По мысли святого Киприана Карфагенского, муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в браке, когда мужчина и женщина действительно становятся одной нераздельной личностью и находят друг в друге взаимную поддержку и восполнение. На эту цель брака – взаимное восполнение и взаимопомощь в совершенствовании двух лиц различного пола – указывают древнееврейские слова: муж по-еврейски – isch, и жена – ischa. То и другое слово относятся к понятию «человек», как виды его: первое из них указывает на человека в мужском роде, второе – в женском. Самое значение приведенных еврейских слов указывает на то, что муж и жена призваны образовать единого совершенного человека, как об этом сказано в Библии: вступая в брак, будут два одна плоть (Быт.2:24) 238 .

Подобный же взгляд на сущность и главную цель брака находим у святого Иоанна Златоуста. В своих писаниях он определяет христианский брак как глубочайшее духовно-нравственное единение мужа и жены, как союз любви и взаимного расположения, образующий из двух существ разного пола как бы две нераздельные части одного существа – в целях полного, самого внутреннего и самого живого их жизненного общения. В единстве брака каждая личность в отношении другой как бы выходит из своих личных эгоистических границ, перенося весь жизненный интерес из себя в другое существо, и таким образом обе личности составляют одну жизнь, одну плоть. Два человека должны быть как один – по мыслям, чувствам, намерениям, действиям они должны быть одним существом, одушевленным как бы одною душою 239 .

Если брак имеет свою цель в безраздельной преданности друг другу двух лиц, то нравственное достоинство может быть признано только за первым браком. Истинный брак возможен только при единоженстве (моногамии) и пожизненности. Второй и третий браки допускаются христианской Церковью в случае смерти одного из супругов, как некоторое несовершенство в жизни христианина и благословляются Церковью для мирян как снисхождение к человеческой немощи в предохранении от греха, как врачевство против блуда 240 . По словам святого Василия Великого, второй брак – свидетельство о невоздержании чувственности, не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере, после удовлетворения чувственной потребности в первом браке. Поэтому совесть христианина нуждается в очищении покаянием и епитимией, какою и было в древности отлучение вступивших во второй брак от Причащения Святых Таин на год 241 .

Истинный брак в его идеальной красоте может быть только пожизненный.

Брак должен быть по своей идее нерасторжимым. Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния 242 . Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его когда-либо делало бы невозможным полную преданность друг другу лиц и вообще прочность их взаимного союза. В древнейшем памятнике христианской письменности «Апостольские постановления» (II–III века) говорится: «Жена есть общница жизни, соединяемая Богом в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно на двое, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла» 243 .

Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, святые Отцы и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть рождение и христианское воспитание детей. И Церковь благословляет брак как союз, целью которого является деторождение, испрашивая в молитвах «доброчадие» и «о чадех благодать». В Ветхом Завете брак соединялся с мессианскими надеждами. Авраам и Исаак, вступая в брак, надеялись увидеть из своего семени в далеком будущем Того, Который принесет спасение миру. Это в известном смысле мессианское значение семьи не погасло и не может погаснуть и в христианской семье. И здесь брак рассматривается в известной мере как служение мировому спасению 244 . Святой Иоанн Златоуст видит в семье и семейной жизни служение человечеству и обществу. Христианин, вступающий в брак, вступает в него не только для себя, но и для Церкви. Брак в христианстве, по учению святого Григория Богослова, хорош тогда, когда он соединяется с желанием оставить после себя детей, потому что чрез это восполняется Церковь Христова, умножается число благоугождающих Богу. Когда же он имеет в основе одно лишь стремление к удовлетворению плотской похоти, то «разжигает грубую (и ненасытную) плоть, обкладывает ее тернием и делает как бы путем к пороку» 245 . При господствующем значении в христианском браке нравственной чистоты человеческой природы низшие ее влечения находят свой исход в рождении детей. Воздержанный образ супружеской жизни был особенно присущ христианам первенствующей Церкви (времен гонений на христиан). Христианский апологет Афинагор писал язычникам: «Жену каждый из нас, которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения. Как земледелец, бросив семена в землю, ожидает жатвы и больше уже не сеет, так и у нас мерою пожелания служит деторождение. Между нами найдешь даже многих мужчин и женщин, которые состареваются безбрачными, надеясь теснее соединиться с Богом» 246 .

Священное Писание и святые Отцы Церкви указывают еще одну цель брака – предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Брак установлен, – говорит Златоуст, – для того, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудренными» 247 . Послушай, что говорит апостол Павел: во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1Кор.7:2). Хорошо, говорит, быть безбрачным, ради безраздельного служения Господу, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор.7:7–9) и впасть в распутство. «Так, – говорит Златоуст, – две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами, но главнейшая из этих двух целей – целомудрие» 248 .

Брак есть «пристань и прибежище» целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление как оплот и таким образом удерживая волны похоти, он сохраняет нас в великом спокойствии. Брак есть прочная пристань целомудрия, особенно для тех людей, которые предаются этим страстям (непотребства), «растлеваются в непотребных убежищах». Для них брак полезен, «освобождая их от нечистоты» 249 . Всегда были порицатели брака, которые видели в нем скверну, нечистоту, препятствие к добродетельной жизни 250 . Освящая христианский брак своим благословением, надевая на брачующихся «венцы славы и чести» (символ победы над чувственностью), Церковь всегда осуждала порицателей супружеских отношений. Законный брак и рождение честны и нескверны, ибо различие полов образовано в Адаме и Еве для размножения человеческого рода 251 . Брак есть «дар Божий и корень нашего бытия» 252 .

«Если бы брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, – говорит Златоуст, – то Создатель не ввел бы брака в нашу жизнь. Но так как брак не только не препятствует нам в богоугодной жизни… но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы… то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду» 253 .

В чем состоит цель брака и создание семьи

У вас может возникнуть справедливый вопрос: если так много разводов, зачем тогда вообще жениться или выходить замуж? Какой смысл рисковать? Какова вообще цель брака? Ответ простой: каждым человеком движет желание любить и быть любимыми.

Зачем выходить замуж и какова вообще цель брака?

Помимо желания найти спутника жизни, есть еще и небезосновательный страх потерпеть фиаско. Согласно исследованиям, проведенным среди студентов колледжа, «они отчаянно хотят иметь одну семью на всю жизнь — причем счастливую семью». Хотя при этом они сомневаются, «возможно ли это в наши дни».

Я глубоко убежден, что, если эти студенты и все безбрачные мужчины и женщины на земле поймут, что такое любовь и как ее правильно выражать, они смогут быть счастливыми в браке и не будут задавать себе вопрос «зачем вообще нужен брак и зачем выходить замуж». Поэтому я прошу каждого читателя:

1.

Применить эти принципы в отношениях со своим парнем или девушкой;

2.

Согласиться с тем, что влюбленность — прекрасное, но временное явление;

3.

Принять решение выражать любовь своему парню (девушке) на его (ее) основном языке любви.

Руководствуясь данными принципами во время свиданий, вы сможете понять другие стороны жизни, благодаря чему приобретете больше мудрости в выборе спутника жизни.

Семь общих целей брака

Прежде чем рассмотреть «другие стороны жизни», давайте сделаем паузу и спросим себя: «А какова цель брака?» Задайте этот вопрос десятку друзей и получите ровно столько же ответов. Вот некоторые примеры ответов:

  • Дружеское общение;
  • Секс;
  • Любовь;
  • Воспитание и обеспечение детей;
  • Социальное принятие;
  • Экономические преимущества;
  • Стабильность.

Но разве нельзя достичь этих целей вне брачных отношений? Можно, однако, как свидетельствуют факты, семейные люди более счастливы, здоровы и материально обеспечены. И все же главная цель брака гораздо глубже, нежели эти семь перечисленных выше.

Зачем люди женятся и заключают брак

В ветхозаветной Книге Бытие описано, как Бог сказал Адаму, что «не хорошо быть человеку одному», и восполнил потребность первого человека таким образом: «Сотворим ему помощника, соответственного ему».

Слово «соответственный» на иврите буквально означает «лицом к лицу». Божий замысел состоял в том, чтобы сотворить для Адама того, с кем он мог бы общаться тет-а-тет. Это глубокие личные отношения, в которых два человека настолько соединены друг с другом, что их самые глубочайшие потребности находят полное удовлетворение.

Брак — это Божий ответ на самую глубокую человеческую потребность в единении с другим человеком. В той же истории сотворения мира сказано, что Адам и Ева станут одной плотью.

Психологическая история человека свидетельствует о его желании с кем-то породниться или соединиться. Несомненно, из всех видов человеческих отношений брак является наиболее интимным.

Зачем выходить замуж? Муж и жена разделят друг с другом жизнь интеллектуально, эмоционально, социально, психологически и духовно, то есть до такой степени, что о них можно сказать «одна плоть». Это не означает, что в браке супруги теряют свою индивидуальность. Просто они ощущают глубокое единство друг с другом.

Брак невозможен без серьезного, длительного посвящения друг другу, на котором зиждется такого рода союз. Брак — это не только контракт, легализующий сексуальные отношения; не только социальный институт, обеспечивающий уход за детьми, не только психическая клиника, предоставляющая необходимую эмоциональную поддержку; не только средство достижения социального статуса и экономической безопасности.

При всей своей важности и ценности даже любовь и дружба не могут выступать в качестве конечной цели брака.

Итак, зачем выходить замуж и какова его цель — это сокровеннейший союз мужчины и женщины во всех сферах жизни, который приносит глубочайшее удовлетворение и служит осуществлению самых лучших замыслов Бога для жизни обоих супругов.

Стоит ли вам выходить замуж — рекомендации

Если цель брака — сокровенный союз мужчины и женщины во всех сферах жизни, то какую роль это играет в жизни того, кто лишь рассматривает перспективу супружества? Естественно, вступление в брак само по себе не приносит такого рода единство. Формальный союз — это не всегда общность. Как метко заметил один деревенский священник: «Если связать двух котов хвостами и повесить их на заборе, получится союз двух котов, но не единство».

Если нашей целью является единство, тогда необходимо задать себе такой вопрос: «Какие основания у меня есть для того, чтобы стать одним целым с другим человеком?» Проанализировав интеллектуальную, социальную, эмоциональную, физическую и духовную области жизни, к какому выводу вы пришли?

Достаточно ли у вас общего с вашим избранником в этих сферах, чтобы обеспечить основание для единства? Ни один дом нельзя построить без прочного фундамента. То же самое касается брака. Паре не стоит думать о супружестве до тех пор, пока не выстроено соответствующее основание.

Что же это означает в практическом смысле? Прежде чем мечтать о браке, мужчина и женщина должны достаточно много времени провести вместе, чтобы всесторонне узнать друг друга. Я встречал большое количество супружеских пар, у которых было мало общего на интеллектуальном уровне.

Одни женятся или выходят замуж, имея поверхностное представление о характере или складе ума партнера. Другие связывают себя узами брака, недооценивая важности религиозных и нравственных качеств. Если вы хотите достичь в браке единства, разве не важно построить для этого правильное основание?

Надеемся, что эта статья дала вам разъяснения по вопросу «зачем выходить замуж».

15 августа 2020 в 10:22

Анатолий Добин

Женитьба: какой должна быть истинная цель? | Мужчина и женщина

Чуть помедлив, молодой человек сказал: «Потому что мы любим друг друга…»

Посмотрев на них по-отечески добрым и светлым взглядом, святой отец ответил: «Хорошо, однако это недостаточная причина. Почему ещё вы хотите вступить в брак?»

На этот раз пауза была заметно дольше, и молчание прервала девушка: «Мы хотим родить детей».

Глаз и губ священника коснулась едва заметная улыбка: «Это прекрасно. Однако и это недостаточная причина. Может быть, что-то ещё

Его ответ, казалось, совсем озадачил молодых людей. Они стояли в некоторой нерешительности, хотя могли придумать ещё десятки причин, почему они решились на этот шаг… Но они чувствовали, что ни одна из них не будет той, что ожидает услышать священник.

Наконец он нарушил молчание и сказал:

«Цель. Муж и жена должны иметь общую цель в жизни. Жизнь непроста, и вы можете потерять свою любовь. Ваши дети вырастут и покинут вас. Ваша общая цель — это то, что будет наполнять вашу жизнь смыслом, а душу — счастьем».

«Я весьма смутно себе представлял, что происходит…»

Не знаю, как вы, но когда я в первый раз женился, то вообще смутно себе представлял, что происходит и зачем я это делаю. И это при том, что мне было уже не 18. Я был студентом целого 4 курса и думал, что вполне понимаю, на что иду и что произойдет в моей жизни. Фото: Depositphotos

Это сейчас, спустя 10 лет, я ясно вижу, что весьма смутно себе представлял, что это было и для чего это делалось. Это сейчас я вижу, что мой первый брак был не более чем «стечением обстоятельств», но тогда все виделось иначе.

А что? Вроде давно вместе, живём неплохо, все вокруг уже как бы ждут, когда мы, наконец, станем мужем и женой… В итоге решение о женитьбе пришло, только оно было вообще не наше — прилетело извне, а мы, на свою голову, не потрудились это понять и сделать что-то разумное.

И вот мы муж и жена. Только непонятно, зачем. Непонятно, для чего.

Как мы планировали свое будущее и как его видели? Что мы хотели сделать в этой жизни вместе? Что могло бы нас удерживать после возникновения неизбежных трудностей и конфликтов? Почему, в конце концов, именно я и именно она?

Таких вопросов в наших юных головах не было… Итог невесел.

Рассогласование интересов и увлечений

В огромном количестве количестве пар и семей можно наблюдать похожую картину. Мужчина и женщина имеют разные интересы и увлечения и периодически сталкиваются на этой почве лбами. Фото: Depositphotos

Она ему: «Сколько уже можно гонять на карте?» А он в ответ: «Да ты на себя посмотри — все время бегаешь на свои танцы».

Проблема? Вроде бы да… Но не такая уж серьёзная, если люди умеют разговаривать друг с другом и искренне желают друг другу добра.

Конечно, увлечения тоже бывают разные. Скажем, если он в свободное время любит пострелять из пневматики в птиц, а она — покрутить голой попой в каком-нибудь кабаке, то это уже другая песня.

Это выход через уровень увлечений и интересов на уровень целей и ценностей, и тут действуют уже несколько иные законы.

Рассогласование целей и ценностей

Пример, который я привел чуть выше — это стык увлечений и ценностей, когда действия одного из супругов напрямую не затрагивают образ жизни и здоровье второго супруга.

В нём решающим является нравственный компонент, когда один считает действия второго недопустимыми преимущественно из-за их морально-нравственного компонента. Фото: Depositphotos

Но есть и рассогласование еще более высокого уровня, которое становится очевидным уже при изучении целей и ценностей каждого из партнеров. Понятно, что если человек не видит среди своих жизненных ценностей, например, семьи, то очень маловероятно, что он будет хорошим мужем/женой.

С этим моментом всё понятно, но есть ведь и другие варианты отношений в браке, когда достижение целей одним из супругов элементарно ущемляет цели и интересы другого.

Допустим, один хочет жить за городом на тихой деревенской улочке, а другой — в центре мегаполиса в гуще событий и тянет туда мужа/жену.

Или один из супругов отдает слишком много времени и сил работе, в то время как ценностью второго является максимум семейного общения, возможно, даже в ущерб большей материальной обеспеченности.

Очевидно, что ситуации подобного рода уже могут быть непреодолимым препятствием для счастливой совместной жизни или создания семьи, так как партнеры двигаются в прямо противоположных направлениях.

Понятно, что вопрос общей цели может быть слишком глубоким, особенно для молодых пар, вступающих в брак впервые. Фото: Depositphotos

Как правило, в это время в голове нет ничего долгосрочного — лишь смутное ощущение того, что случилось нечто хорошее, а дальше будет ещё лучше. Почему — совершенно непонятно. Наверное, просто потому, что теперь они стали мужем и женой.

Нет общей цели — пусть будет хотя бы общее направление

Очевидно, что сходу идеально совпасть по целям с малознакомым человеком практически нереально. Поэтому на стадии завязывания отношений убедитесь хотя бы в том, что если уж вы не идёте к одной и той же цели, то хотя бы смотрите примерно в одну сторону.

Это поможет вам в будущем лишь скорректировать общий путь, а не оказаться в ситуации «лебедь, рак и щука», когда противоречия почти неразрешимы, а единственным выходом видится развод.

Дети — не цель!

Предвидя вопросы некоторых женщин (в основном), сразу скажу, что делать целью своей жизни или замужества рождение и воспитание детей — затея не из лучших. И не потому, что я против детей (у меня самого их двое и, надеюсь, Бог даст ещё), а потому, что я против родителей, прикрывающих пустоту и бесцельность своей жизни «заботой» о детях. Фото: Depositphotos

«Заботой», которая не для ребенка, а для собственного эгоизма.

«Заботой», которая больше напоминает эмоциональный паразитизм.

«Заботой», которая является лишь формой навязчивого контроля.

«Заботой», которая парализует инициативу и самостоятельность ребенка (даже если у «ребенка» уже давно свои дети и даже внуки).

Многим женщинам после рождения детей кажется, что дети-то уж точно всегда будут с ними — до конца жизни. Но это иллюзия.

Весь процесс жизни человека — это ситуация постепенного обособления и отделения от родителей. И это абсолютно нормальный, естественный процесс, который нужно принять и смириться с ним.

Поэтому у супругов — свои задачи, а у детей — свои. И они будут решать их уже со своими супругами. И это будет правильно.

Что еще почитать по теме?

Зачем мужчине надо жениться?
Когда мужчина готов жениться?
Гармония в браке: чего мы хотим на самом деле?

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА. Сергей Морозов

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА. Сергей Морозов 27.11.2015 13:50

ВВЕДЕНИЕ

Институт семьи является величайшим даром Божьим человечеству. Как сказано в Послании к Ефесянам: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика» (Еф. 5, 32).

Для начала рассмотрим этимологию слов: брак, семья и супружество.

Брак – это семейный союз мужчины и женщины, супружество. Происходит от «бьрати» «брать» (замуж)[1].

Супружество – брачный союз, буквально — «в одной упряжке»[2].

Семья — группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе[3]. Современный этимолог В.В. Семенцов утверждает, что слово «семья» происходит от слова «семя»[4].

Задача написания этой работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос о целях христианского брака. Если исходить из этимонов приведенных слов, выстроенных в логическую цепочку, получается, что целью брака, после того как мужчина взял себе в жены женщину, является единство мужа и жены. Другими словами, их цель вести по жизни «в одной упряжке» свое семейство, своих домочадцев. А целью христианского брака – единство мужа, жены и Христа. Будем считать наше предположение гипотезой, которую постараемся доказать в этой работе. Также в этой работе мы рассмотрим другую цель брачного союза – деторождение как наиболее распространенную и являющуюся главной в иудейском браке [5].

ЗАПОВЕДЬ «ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ» 

Основы учения о браке следует искать в книгах Ветхого Завета. Рассмотрим два типа понятия «брак», первый, который был в Раю, и после изгнания людей из Рая. Вначале Бог сотворил мужчину, а потом и женщину, Адама и Еву. Вот как об этом сказано в книге Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»[6] (Быт. 2, 7). «И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»[7] (Быт. 2, 15-18). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно ребро его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»[8] (Быт. 2, 21-25).

Интересный момент: в приведенном отрывке из Ветхого Завета указывается на заповедь о запрете вкушения от дерева познания добра и зла, чтобы не умереть. Бог дает эту заповедь Адаму сразу же после его рождения. И не говорит о заповеди «плодитесь и размножайтесь», которая приведена в первой главе «Бытия»: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»(Быт. 1, 27-28). Также в словах Христа и апостолов о браке нигде не упоминается о заповеди «плодитесь и размножайтесь», ни в Евангелиях от Матфея и Марка, (Мф. 19, 5; Мк. 10, 7), ни в Послании к Ефесянам (Еф. 5, 31), ни в других местах. Из Ветхого Завета мы помним, что Адам познал жену свою только после изгнания из Рая. Что же получается, что райский брак не предполагал наличие детей у Адама с Евой? Ответ на этот вопрос мы находим опять же в ветхозаветных текстах. Дети – это дар Божий! (Бытие: гл. 4, 1, 25—26; гл. 6, 2; гл. 29, 33; гл. 30, 2, 6, 24; гл. 48, 9). «Разве я, а не Бог не дает тебе детей?»-  говорит Иаков Рахили (Быт. 30, 2).

Получается, что рождение человека и рождение семьи самостоятельны по отношению друг к другу. Например, об этом говорил Климент Александрийский, святой Мефодий, епископ Патарский, Иоанн Златоуст. Последний утверждал, что «не раз обращает внимание на то, что благословение плодородия дано Адаму еще до создания жены, и точно так же не раз прямо утверждает, что «не сила брака умножает наш род», но слова Господа, сказанные в начале: «плодитесь и размножайтесь» и что «рождение детей нужно приписывать не сожитию супругов, ни чему-либо другому, но Создателю»[9].  

СОТВОРЕНИЕ ПОМОЩНИКА

Для чего же тогда Бог сотворил женщину? Вот что написано об этом в книге Бытия: «Сотворим ему помощника» (Быт. 2, 18). Т.е. женщина творится как помощник мужчине. Но разве не лучшим помощником был бы другой мужчина? Этот вопрос задают блаженный Августин и Фома Аквинат. Они отсылают нас к переводу слова «помощник». С еврейского эту фразу можно перевести следующим образом: «сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Другими словами, Бог сотворил помощника не в труде, а в бытии. Создавая женщину, Бог взял часть из Адама. Теперь Он возвращает ему эту часть в виде Евы, однородного с Адамом человека, другой его половинкой, сотворенной из его же ребра. Отметим, что однородного в смысле метафизическом, а не пространственном. «И будут двое одна плоть!» 

Слово «плоть» в Библии часто обозначает и самого человека. Например: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3, 20). Или, «И Слово стало плотию» (Ин. 1, 14). Получается, что «одна плоть» – это один целый человек. В книге Ветхого Завета так об этом прямо и сказано: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5, 1-2). В этом единстве и заключается тайна — «и будут двое одна плоть!»

ЕДИНСТВО ЛИЦ

При рассмотрении метафизического единства мужа и жены напрашивается сравнение с Единством Лиц Святой Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух. Кто может стать третьим лицом в союзе мужчины и женщины? Предположим, что третьим лицом могут стать их дети. Но в Послании к Ефесянам говорится, что «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5, 31). Т.е. дети, повзрослев, оставляют своих родителей и создают новый союз, новое единство. И, таким образом, дети не могут быть третьим лицом единства мужчины и женщины. Сделав такой вывод, я изменил свое отношение к жизни Петра и Февроньи как образца семейной жизни. Например, в сочинении Ермолая-Еразма ничего не говорится о рождении у них детей.  А я считал, что неполная семья не должна быть примером для вступающих в брак.

Приведем еще одну цитату из Библии. В книге Бытия находим интересный фрагмент текста о сотворении жены: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2, 22). А в Новом Завете читаем: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6). Обратим внимание, во-первых, Бог привел Еву к Адаму, а из второго фрагмента читает, что Бог их сочетал. Подобие Божественной Троицы есть союз мужчины с женщиной и с Богом. В связи с этим важно упомянуть слова Иоанна Златоуста, который говорит, что «в браке душа соединяется с Богом неизреченным неким союзом»[10]. Вот почему Климент Александрийский считал семейный союз подобием дома Господа. А другой известный богослов, Иоанн Златоуст, сравнивал семью с «малой церковью»[11]. Семья – это тот райский сад, в котором изначально она и появилась. С брака началась история человечества. История новозаветная также начинается с брака в Канне Галилейской. Христос присутствовал на этом брачном пире, свидетельствуя своим присутствием о законности и богоугодности этого союза.   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышесказанное, назовем брак оазисом, подобием райского сада, в котором и зародился брак между мужчиной и женщиной. И ничто не смогло разрушить этот островок любви до сих пор и не сможет и дальше. В этот рай помещаются вновь обретшие друг друга части одного целого человека, мужа и жены, которые могут пребывать в нем и далее, при условии принятия Бога и Его помощи. При условии уподобления любви Христа к Церкви, Его жертвенной всепрощающей любви. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви, — пишет св. Иоанн Златоуст. — Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»[12].  

«Бог, чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь»[13],- говорит Феофил Антиохийский. Именно поэтому в жизни человека брак может быть только один, и недопустимы ни развод и ни повторное вступление в него. Повторное вступление в брачные узы показывает, что предыдущий брак не был по сути браком христианским, иначе какой смысл был бы в нем. Только христианский брак можно признать образцом и целью для людей. Потому что в нем происходит единение мужчины и женщины во Христе. Таким образом, нам удалось подтвердить нашу гипотезу. 

 

[1] Яндекс-словари, электронный ресурс

[2] Там же

[3] Там же

[4] В.В.Семенцов, С.Ф.Щукина, Беседы о святых словах отечественного языка, Санкт-Петербург, 2011 год

[5]П. В. Добросельский, Супружеские отношения и грань греха, электронный ресурс: http://www.bibliotekar.ru/dobroselskiy-4/5.htm

[6] Библия, Книга Бытие, СПб: Виссон, 2010

[7] Там же

[8] Там же

[9] С. Троицкий, Христианская философия брака, гл. iii. Брачный идеализм и интуиция, электронный ресурс: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm   

[10] Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч.Фаддея, архиепикопа Тверского, Христианский брак, (разработка урока для слушателей воскресной школы), электронный ресурс: http://www.bestreferat.ru/referat-406126.html 

[11] С. Троицкий, Христианская философия брака, гл. iii. Брачный идеализм и интуиция, электронный ресурс: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm

[12] Пестов Н.Е., Сущность цели брака, электронный ресурс: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm

[13] М. Григоревский « Учение Святителя Иоанна Златоуста о браке» Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2000, стр.17-18


Брак и семья — Союз ЕХБ

*      *      *

Мы видим по многим признакам, что Иисус Христос очень скоро придет Враг трудится непрестанно, разрушая традиционные христианские ценности брака и семьи.  

Идет непрестанная битва за умы и души детей. Как Церковь мы являемся участниками этой битвы.  Вместе с братьями сестры  должны разделять  общую ответственность за христианские семьи и воспитание детей.       

Нам необходимо искать ответы на  вопросы:

  • Почему участились разводы в христианских семьях? 
  • Почему многие дети  верующих родителей, повзрослев, теряют  веру и  уходят в мир? и другие.

Изучать проблемы христианских семей; проводить  исследования и привлекать специалистов.  

Поэтому приоритетными на предстоящие два года для нас являются направления: Брак. Семья. Воспитание детей. 

Божий замысел о браке

Мы слышим слово «брак», и перед нами предстают различные образы брака. Брак наших родителей, бабушек и дедушек, родственников, друзей; идеал, которому мы хотели бы следовать; брак, который мы не хотели бы иметь.

Существует много разных и часто противоречивых точек зрения на то, что такое брак и зачем он нужен.

Приведем несколько определений брака:

  • Брак – это семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Словарь русского языка С.И.Ожегова.
  • Социальный институт, по которому мужчина и женщина законно объединяются  и образуют новую  семейную ячейку/единицу.
  • Особые отношения между мужем и женой.
  • Интимный союз между мужчиной и женщиной. Новый словарь английского языка Вебстера.

Каждая культура имеет свой подход к браку. Кроме того, у нас имеются свои мнения и представления о семейной жизни; мечты и реальность. Одна из основных причин сложности этого вопроса состоит в том, что, хотя в брак вступают многие люди, но мало кто из них изучает его основания так, как они заложены Творцом в Библии.

Если строитель будет делать своё дело, независимо от исходного чертежа архитектора, то здание не будет соответствовать замыслу архитектора.

К сожалению, именно так многие женатые люди подходят к браку. Не зная исходного чертежа брака, созданного совершенным Архитектором Богом, супружеские пары созидают брак, как им самим угодно. Даже христианские супруги попадают в трагедии, когда не следуют Божьему замыслу о браке.

 В чем состоит Божий замысел о браке

а) Установление брака

Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог…»

В первых двух главах книги Бытия ее автор Моисей под водительством Духа Святого записал стихи, описывающие установление брака. Творческая работа Бога в установлении брака внушает благоговейный трепет. Для правильного понимания Божьего предначертания о браке необходимо глубоко изучить первые две главы книги Бытия.

Человек занимает особое место в тварном мире  потому, что он создан по образу и подобию Божию. Это значит прежде всего что он является личностью. Как личность он может вступать в общение с Богом и устанавливать отношения  с другими человеческими существами. Он может любить, быть любимым и вступать в брак. В Бытие 1,28 записана заповедь, данная Богом мужчине и женщине, в которой содержатся пять повелений:

  • Плодитесь
  • Размножайтесь
  • Наполняйте землю
  • Обладайте ею
  • Владычествуйте над землею и ее обитателями.

Адаму была дана возможность общаться с Богом. У него было идеальное место для жизни, осмысленного труда и господства над творением. И все же, несмотря на иcключительные условия жизни Адам в Едеме, что-то для него было  «не хорошо».  Что для Адама было «не хорошо»?

Адам завершил наименование всех созданий Божьих. Вполне возможно, что он заметил, что каждая особь имела пару, походившую на другого и дополнявшую его. Адам осознал, что у него нет такой пары, которая дополняла бы и  поддерживала его.

«И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Бытие 2:18,21-25. Этот текст говорит о том, что  Автор брака Бог. Второй текст из  Евангелие от Матфея 19,5-6 также подчеркивает участие в установлении брачных отношений Бога: Он соединяет супругов в единое целое.

б) Замысел Бога о жене

Жена для мужа является помощницей, соответственной ему. «Соответственная» буквально значит «соответствующая ему, подходящая ему». Женщина была задумана Богом, чтобы уникальным образом дополнять мужчину в физическом, умственном и эмоциональном отношениях.

По большому счету, только Бог может удовлетворить потребности человека. Ни один человек не может быть удовлетворен пока не обратится за удовлетворением всех своих потребностей к Богу. Но Бог часто действует через людей и употребляет жену, чтобы помочь мужу, и мужа – чтобы помочь жене.

Когда Адам впервые увидел  женщину, он сказал: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» стих 23. То есть Адам осознал, что теперь у него есть та, которая создана исключительно для него, и которая делает его существование цельным и законченным. Этот стих показывает восторг Адама и удовольствие, которое он испытал при появлении Евы.

Решение Бога удовлетворило Адама в полноте; он получил то, в чем нуждался.

б) Условия полноценных супружеских отношений

В стихе 24-м 2й главы книги Бытия записан комментарий Моисея к рассказу о сотворении женщины и учреждении брака. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». Библия дает это наставление с тем, чтобы объяснить, какие основные требования нужно выполнять, чтобы взаимоотношения супругов правильно развивались в браке. Условия полноценных супружеских отношений включают:

  • Правильные отношения с родителями супругов. Чтобы иметь правильные отношения с женой, мужчина после вступления в брак должен установить правильные отношения с родителями: отлепиться от родителей.  «Отлепление» — это уход от родителей.
  • Полное посвящение себя спутнику жизни. Иметь особые интимные отношения с женой, чтобы она могла удовлетворять его особую потребность в общении – это «прилепление». Для этого жена сотворена соответственной мужчине.
  • Соединение супругов, которое ведет к цели брака. Муж и жена должны стать одной плотью для того, чтобы продолжать род человеческий на земле и выполнять заповедь Божию: плодиться и заселять землю.

 «И были оба наги, Адам и жена его. И не стыдились». Бытие 2, 25. Адам и Ева не испытывали смущения и страха перед интимной близостью. Они желали, чтобы один партнер всецело познал другого.

Отрывок из Первого послания к  Коринфянам  6,12-7,7 учит о святости половой жизни в браке и о том влиянии, которое оказывает половая жизнь на соединение двух людей узами брачного союза. В Послании к Ефесянам 5,31 апостол Павел после слов о том, что муж должен любить жену, как свою собственное тело (стих 28),  приводит стих из Бытия 2,24 в качестве подтверждения этой мысли. Более того, он сравнивает отношения мужчины и женщины в браке с отношениями между Христом и Церковью. Послании к Ефесянам 5,33.

Цели брака

В первых главах книги Бытия мы находим несколько причин для созидания брака – особых супружеских взаимоотношений между мужчиной и женщиной.  Напомним три цели брака, упомянутые в 1й-2й главах Бытия.

Первая цель: удовлетворять потребность человека в общении содержится в Бытие 1,26-27.

Библия говорит, что Бог создал человека по Своему образу. Одна из сторон богоподобия состоит в том, чтобы иметь отношения с другими людьми и быть способными к таким отношениям. В Бытие 1,26 между личностями Божества существуют такие отношения: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Бог Отец, Сын и Дух Святой имеют  отношения любви и близкого общения друг с другом. «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Человек, созданный по образу Бога, задуман желать и иметь отношения с другими людьми — с супругом, родственниками, друзьями.

Текст Бытие 2,18 показывает, что потребность человека в общении с другими людьми вплотную подводит Адама к идее брака. Творец признал, что Он создал человека таким образом, что ему нехорошо было одному.  И Он удовлетворил эту потребность мужчины, создав для него подходящего помощника – женщину.

Вторая цель:  населять землю – Бытие 1,28. Человеку было дано повеление размножать свой род так, чтобы он населял всю землю и владычествовал над землею и ее обитателями. Умножение человеческого рода – это одна из причин того, почему муж и жена должны стать «одной плотью» — Бытие 2.24.

Третья  цель:  чтобы мужчина и женщина взаимно дополняли друг  друга в  браке. В  Бытие 2:18,21-24 описывается сотворение женщины. Женщина была создана Богом, чтобы удовлетворять особую потребность, существующую в жизни мужчины. Но  женщина больше, чем друг  мужчины. Она такой помощник (евр.- езер), который был создан Богом уникальным образом — из ребра мужчины, чтобы «соответствовать» ему. Увидев Еву, Адам немедленно осознал это. Бог задумал мужчину и женщину таким образом, чтобы они взаимно дополняли друг друга в брачных   отношениях.

Заключение

  • Цель супружества и наш выбор.  Бог задумал брак как самые близкие из всех человеческих  отношений. Интимные отношения между мужчиной и женщиной дают возможность для воспроизведения человеческого рода и для совершенствования человеческой личности.

От того, как мужчина и женщина относятся друг к другу в браке зависят их отношения с Богом. Бог дал нам свободный выбор. Мы можем строить наши супружеские взаимоотношения по Божьим установлениям или как нам захочется. Но истинной целью  супружества должно стать послушание замыслу Бога о нас.

  • Ободрение: Чем больше наш брак будет отвечать Божьему замыслу, тем больше удовлетворения и счастья он нам принесет.
  • Побуждение: Воспользуемся возможностью улучшить наши взаимоотношения — лучше узнать своего супруга/супругу, и мы никогда не пожалеете об этом.

Использованная литература

1. Библия. Синодальный перевод. Издание ВСЕХБ.- М.,1998.

2. Учебное пособие BEE Int. Супружество. «Духовное возрождение». — М.,1998.

3. Лоренс, Дж. Крабб Младший. Созидание брака, «Духовное возрождение». — М.,1997.

4. С.И. Ожегов. Словарь русского яязыка. «Русский язык». — М.,1986.

5. New Webster’s Dictionary of the English Language. Surjeet Publication. — India, 1988.

В.И. Изотова

Cемь уроков семейной жизни от Акилы и Прискиллы

 

В мире сегодня есть большая нужда в образцовых семейных парах. Акила и Прискилла – пара, описанная в Новом Завете, которая оставила семь достойных уроков, которые могут послужить для подражания и для наставления любой христианской паре

Прискилла и Акила вместе преодолели трудности

Первый раз, когда об этой замечательной паре упоминается в Библии, мы узнаем о низследующее:

«После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток». (Деяния 18:1-3).

Не легко поменять место жительства, особенно, когда тебя вынуждают сделать это. Материальные лишения в наши дни понуждают мужа отправить жену в одну сторону света, а самому уехать в другую сторону. К сожалению, это уже стало образцом для некоторых семей, и часто мужья, которые не бедствуют, посылают жен работать в другие страны и соглашаются проводить в разлуке долгое время только по причине материальной выгоды. Печальнее всего видеть, как некоторые христиане в погоне за материальным жертвуют своими отношениями и браком.

Акила и Прискилла вместе трудились

Библия говорит, что у них было одно ремесло – они делали палатки. В преодолении трудностей и в Божьем служении эта замечательная пара всегда знала, как трудиться вместе.  Этим же ремеслом занимался и апостол Павел. В конце  послания к Римлянам апостол Павел пишет о них следующее:

«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе». (Римлянам 16:3).

Прискилла и Акила держали двери своего дома открытыми

Когда, кто-то имеет большое сердце, у него всегда хватит места в доме и для других. Если же один из супругов не гостеприимен, то и другой не сможет принимать гостей. Акила и Прискилла были очень гостеприимными. Когда они жили в Ефесе, произошло следующее cобытие:

«Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». (Деяния 18:24-26). Дом их был открыт и для Аполлоса.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел написал:

«Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью». (1 Коринфянам 16:19).

Из-за того, что супруги были вынуждены жить то в Риме, то в Коринфе, то в Ефесе,  им приходилось часто менять место жительства. Но в любом месте их дом был открыт для людей и для служения Богу.

Акила и Прискилла были миссионерами

Если из Рима они уехали потому, что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из столицы империи, то из Коринфа они направились в Ефес, сопровождая апостола Павла, и оставались там, чтобы учить и образовать церковь.

«Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету. Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями». (Деяния 18:18-19).

Во время написания апостолом Павлом первого послания к Коринфянам в доме Акилы и Прискиллы уже собиралась церковь. Очень печально видеть, как некоторые люди хотят совершать христианское служение и направиться на миссии. Но после вступления в брак становятся слишком привязанными к комфорту, чтобы куда-нибудь поехать на служение Господу.

Акила и Прискилла учили людей Евангелию

После того, как они услышали выступление т учение Аполлоса в синагоге Ефеса, Акила и Прискилла наставляли его у себя дома и точнее объяснили ему путь Господень. Они объяснили ему ни традиции, ни обычаи, ни мнения людей, ни доктрины одной или другой церкви,  но путь Господень.

 Прискилла и Акила пожертвовали своей жизнью ради других

Именно так написал о них в Послании к Римлянам апостол Павел:

«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь». (Римлянам 16:3-4).

Акила и Прискилла уважали друг друга

У этой семейной пары не было проблем на счет того, кто из них первый, потому что они уважали друг друга. Ни апостол Павел, ни евангелист Лука в своих посланиях не делают различий между мужем и женой, показывая тем самым, что они трудились с полным посвящением в тесном сотрудничестве. Однажды они говорят о них: «Акила и Прискилла», а в другой раз: «Прискилла и Акила». Акила и Присклилла не отвергали друг друга, но трудились в самом прекрасном и плодоносном сотрудничестве.

Да поможет нам Бог осуществлять Его призвание в нашем браке, как это делали Акила и Прискилла!

 

Предложения со словосочетанием ЦЕЛЬ БРАКА

Поэтому целью брака становится достижение единства с супругом на телесном, душевном и духовном уровне. – Вы желаете приударить, поухаживать, приволокнуться за этой девушкой с целью брака, женитьбы, супружеского союза, но обнаруживаете, что неспособны, несмелы, некомпетентны, неумелы и бессильны. Цель брака с точки зрения религии и законов заключалась в объединении двоих людей в одном домашнем культе для появления на свет третьего, способного стать продолжателем домашнего культа. Ещё одна цель брака – сохранение целомудрия. Но не плотская любовь должна быть целью брака.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: светоносный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Рождение дочери не достигало цели брака. И напрасно мужчина пытается доказать ей, что любит её, и что её кулинарные способности – это вовсе не цель брака. Ключевая идея нашей работы заключается в том, что неосознанная цель брака – завершить детство, а ключевой подход – освоить навык диалога. Для большинства населения на протяжении значительных исторических периодов времени выживание, а для более зажиточных – недвижимость составляли цель брака. Цель брака – дети, а всё прочее – предрассудки. Все остальные мотивы, которые люди часто ставят во главу угла, в процессе достижения цели брака переходят в разряд логического продолжения первопричины. Разве счастье и цель брака – не рождение и воспитание детей? Цель брака – рождение сильных, умных и здоровых детей. Чтобы обрести его, вы должны, и это одна из целей брака, научиться жить с кем-то, давать кому-то, и любить того, кто фундаментально от вас отличается, то есть научиться оценивать мир глазами другого человека. Неизвестно, приемлема ли такая триединая цель супружеской жизни нашими законодателями, но православное благочестие иной цели брака не знает. Как встарь повелось, рождение и воспитание детей было основной целью брака. Не кривите душой, задумайтесь и ответьте себе: в чём ваша личная истинная цель брака с иностранным мужчиной? Поэтому человек должен знать цели брака и вступать в него подготовленным. Короче – деторождение – не единственная цель брака. Целью брака является воспроизводство потомства.Цель брака многих женщин ребёнок, возможность питаться их потоком. Весь вопрос, ежели цель обеда есть питание, а цель брака – семья, разрешается только тем, чтобы не съесть больше того, что может переварить желудок, и не иметь больше жён и мужей, чем столько, сколько нужно для семьи, то есть одной или одного. В конце концов, получение потомства – первейшая цель брака. А высшей целью брака признаны теперь дети. Целью брака является сам брак – как малая церковь, как союз любви. Или что нервную возбудимость у меня сформировала нестабильная психологическая обстановка, в которой я рос: мнительность матери, запои отца, несчастливый в целом брак, закончившийся разводом? Мы должны увидеть её – истинную цель брака, иначе всё бессмысленно, всё глупо и пошло, и надо отменить брак в приказном порядке. – Сумку не могу взять, решат, что ухаживаю с целью брака. Да ты и сама знаешь. Другая практическая цель брака есть деторождение; женщина берётся в семейство не только как рабочее животное, но и для приплода, для рождения других рабочих животных. Дитя становится целью брака, и не только как наследник имущества и имени, но и как продолжатель идеи человечества, носителем и служителем которого каждый обязан быть. Основным основанием была бездетность: и естественно, поскольку целью брака было дать мужчине потомство. Истинная цель брака – не быть одиноким, причём не механически, не физически одиноким, а сугубо психологически, чтобы не чувствовать одиночества. Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей. Адюльтер может исчезнуть только вместе с браком. Ведь в некотором роде цель брака – привить мужчине иммунитет против собственной жены. – Ах да. Я должен пообещать не пытаться овладеть вами насильно. Но мне кажется, надо как-то оговорить сроки. В конце концов, главная цель брака – наследник. Случалось, что единственной целью брака была необходимость иметь наследника. – Ты думаешь – глупая женщина, чушь городит, какая может быть любовь – с бухты-барахты, нас ведь познакомили в целях брака. Цель брака – деторождение. Зачатие расценивается религией как высшее жертвоприношение богам, а поэтому брачное соединение считается актом высокой святости. По папиному мнению, женихи старательно бегали от нахальных крашеных девиц, которые пытались их завлечь в сети брака, и искали опять же в целях брака скромных студенток, вышивающих крестиком у окна. А ведь цель брака в чём?

Значение и цель — для вашего брака

Брак — это интимный союз и равноправное партнерство мужчины и женщины. Оно приходит к нам из руки Бога, сотворившего мужчину и женщину по своему образу, чтобы они могли стать одним телом и могли плодородить и размножаться (см. Главы 1 и 2 книги Бытия). Хотя мужчина и женщина равны как дети Бога, они созданы с важными различиями, которые позволяют им отдавать себя и принимать друг друга в качестве подарка.

Брак — это одновременно естественный институт и священный союз, потому что он коренится в божественном плане творения.Кроме того, католическая церковь учит, что действительный брак между двумя крещеными христианами также является таинством — спасительной реальностью и символом любви Христа к Своей церкви (см. Ефесянам 5: 25-33). В каждом браке супруги заключают друг с другом контракт. В причастном браке пара также вступает в завет, в котором их любовь скрепляется и укрепляется любовью Бога.

Брак заключается по свободному согласию супругов. Благодаря этому согласию и половому завершению брака между мужем и женой возникает особая связь.Эта связь является пожизненной и исключительной. Брачные узы установлены Богом и поэтому не могут быть расторгнуты.

В латинском обряде католической церкви священник или дьякон, два официальных свидетеля и паства — все являются свидетелями обмена согласием между супружеской парой, которые сами считаются служителями причастия. В восточных церквях причастие дается по благословению священника после получения согласия пары.

Постоянство, исключительность и верность необходимы для брака, потому что они укрепляют и защищают две равные цели брака.Эти две цели — рост взаимной любви между супругами (объединение) и создание и воспитание детей (продолжение рода).

Взаимная любовь супружеской пары всегда должна быть открыта для новой жизни. Эта открытость ярко выражается в половом союзе мужа и жены. Сила создать ребенка у Бога лежит в основе того, что супруги разделяют друг с другом во время полового акта. Взаимная любовь включает взаимный дар плодородия. Пары, которые не могут зачать ребенка или которые вышли из детородного возраста, все еще могут проявлять открытость к жизни.Они могут поделиться своей порождающей любовью с внуками, другими детьми и семьями, а также с более широким сообществом.

В результате крещения все христиане призваны к жизни святости. Это божественное призвание или призвание можно прожить в браке или в одиночестве, или в священстве или посвященной (религиозной) жизни. Ни одно призвание не превосходит или не уступает другому. Каждый из них включает в себя особый вид обязательств, проистекающих из личных даров и укрепляемых Божьей благодатью.Все призвания вносят уникальный вклад в жизнь и миссию Церкви.

Семья возникает из брака. Родители, дети и члены семьи образуют так называемую домашнюю церковь или домашнюю церковь. Это основная единица Церкви — место, где Церковь живет ежедневной любовью, заботой, гостеприимством, жертвой, прощением, молитвой и верой обычных семей.

Дополнительная информация

Цель брака

Брачный завет
Моральные обязательства

Брак Завет — это обязательство, данное в присутствии Бога, и действует до смерть.Это обязательство, которое не может быть отменено и не зависит от производительность любого из супругов.

Брак — это завет отношения между мужем, женой и Творец.

Это обязательство, которое является безотзывным и не зависит от производительности одного из супругов.


Если отношения между мужем и женой становятся слабыми …

тогда отношения супругов с Богом могут стабилизировать брак, пока муж и жена не помириются .


Заветный брак духовно , эмоционально и физически объединяет мужчину и женщину как мужа и жену.

Когда супруги духовные, эмоциональные и физические отношения друг с другом сильны, и каждый отношения супруга с Богом крепкие, брак крепкий и уравновешенный .

Брак Контракт
A Юридическое обязательство

Брак контракт является обязательством, принятым в присутствии законных властей, и действует до разрыва договора.Это обязательство сохраняется до тех пор, пока один или оба супруга не выполняют своих обязательств по контракту.

Брачный договор — это двустороннее юридическое соглашение между двумя людьми. Это основанный на производительности соглашение. Он является обязательным только до тех пор, пока каждый из супругов выполняет свои обязанности в соответствии с контракт. Если один из супругов не соблюдает договор надлежащим образом, другой супруг (а) может отказаться от обязательств по контракту.

Цель брака

Приверженность созданию интимного брака будет способствовать взаимному самопознанию и жизни, полной смысла.

Все мы знаем, что брак — это сложно. Почти 50 процентов супружеских пар в Северной Америке разводятся, а это означает, что каждая вторая пара должна быть настолько несчастной, что сдаётся.Сколько из пар, которые остаются вместе, действительно счастливы? Зачем людям подчиняться этому институту; что делает все это стоящим?

Я задал этот сборник вопросов группе студентов, которым читал лекции в Университете Торонто. Они были разочарованы, потому что интуитивно понимали, что брак стоит усилий, но не могли адекватно объяснить, почему. Семья, товарищеские отношения, стабильность и любовь — вот лишь некоторые из их ответов. Хотя это все действительные преимущества брака, они не дают эффективного объяснения того, что конкретно в браке делает его полезным.Есть много пар, которые любят друг друга, но разводятся, как и пары, у которых есть дети, стабильность и дружеские отношения. Успешный брак должен зависеть от других нематериальных активов.

Мой раввин научил меня, что для того, чтобы начать понимать концепцию, вы должны сначала дать ей определение. Техническое определение еврейского брака — это, конечно, дарение кольца под хупой с выраженным намерением вступить в брак, подтвержденным двумя свидетелями. Это определение описывает пожизненное обязательство, которое пара дает друг другу перед мужчиной и Богом.

Но что именно пара берет на себя? Целую жизнь вместе — с какой целью?

Есть другое, более философское определение брака: Пожизненное обязательство постоянно обеспечивать эмоциональную близость своему супругу, тем самым раскрывая свое истинное «я» и, в конечном итоге, свою уникальную цель создания. .

Каждый пункт этого определения раскрывает основу успешного брака.

Пожизненное обязательство:

Брак должен длиться вечно.Вы настроены на долгий путь; поэтому выясните, что вам нужно, чтобы это работало. Когда вы ссоритесь, расстроены, устали или скучаете, скажите друг другу: «Мы вместе, навсегда. Давайте переживем это, потому что с другой стороны — счастье, которого мы оба хотим, счастье, которое приносит успешный брак. »

Постоянно на:

Брак требует постоянной работы. Хороший брак не складывается пассивно после свадьбы со своей второй половинкой. Напротив, приверженность браку — это активная повседневная жизнь:

Каждый день я вернусь этому человеку.
Каждый день буду радовать свою супругу.
Каждый день буду общаться с супругой.
Каждый день я заставляю свою супругу чувствовать себя особенной.
Каждый день я заставляю своего супруга чувствовать, что я самый благословенный человек в мире, чтобы выйти за него замуж.
Я буду каждый день снимать его ношу.
Ежедневно…

(Благодарность + Любовь) x Общение = Эмоциональная близость.

Для того, чтобы брак был успешным, он должен быть главным приоритетом в вашей жизни. Вы должны работать над своим браком усерднее и умнее, чем на работе, в родительских или других отношениях, но вы обнаружите, что успех этих отношений поможет вам во всех других делах.Игнорирование брака и сосредоточение внимания на других вещах в конечном итоге создаст хаос во всех сферах вашей жизни, а не только в браке.

Обеспечьте эмоциональную близость своему супругу:

Определение эмоциональной близости — это постоянно заставлять вашего супруга чувствовать , что он / она — самый важный аспект вашей жизни; это ключ к счастливому браку.

Брак — это банковский счет, валюта которого — чувства, а вклады на этот счет — залог того, что ваш супруг чувствует себя удовлетворенным, счастливым, любимым, желанным и уважаемым.Эмоции отстраненности, недовольства, апатии, чувства второстепенности, неуважения и критики — все это отказ от аккаунта. Счастливый брак — это богатый эмоциональный банк.

То, как вы заставляете своего супруга чувствовать, важнее реальности ситуации. Если есть проблема, которую нужно решить в браке, сначала разберитесь с чувствами, а затем, как только они будут решены, займитесь самой проблемой.

Как создать эмоциональную близость? Существует коэффициент эмоциональной близости (EIQ): (G + L) x C = EI, что составляет (Благодарность + Любовь) x Общение = эмоциональная близость.

Благодарность — это осознание всей доброты вашего супруга к вам, которую вы должны признать. Ежедневный дневник благодарности — отличный способ научиться замечать. Каждый день добавляйте пять новых вещей, которые ваш супруг сделал для вас, а затем выражайте свою признательность за эту доброту; это настоящая благодарность.

Любовь — это чувство, которое возникает, когда вы сосредотачиваетесь на достоинствах, положительных качествах и чертах характера вашего супруга и цените их. Ваш ежедневный дневник благодарности может использоваться как ежедневный дневник любви.Ежедневно перечисляйте пять достоинств вашего супруга и сообщайте о них. Выразите каждую добродетель словами: «Ты… (добродетель x)», сознательно устанавливая зрительный контакт. Каждый день, когда вы выражаете благодарность и любовь, вы будете испытывать эмоциональную близость.

Тем самым раскрывая свое истинное Я:

Эмоциональная близость требует честности и роста. Вы не можете вести себя нечестно со своим супругом и в то же время быть по-настоящему близкими. Эмоциональная близость — это процесс роста, в котором вы всегда работаете над тем, чтобы соединиться на все более и более глубоком уровне.Вам нужно раскрыть любые скрытые слои внутри вас, которые блокируют эмоциональные связи с вашей второй половинкой. Вы начнете путешествие к местам внутри себя, которых вам никогда раньше не приходилось достигать; там вы обнаружите страхи, неуверенность и тревогу, скрытые в трещинах вашего подсознания, с которыми вам придется работать, чтобы достичь большей близости с вашим супругом. Каждый слой, который вы удаляете, раскрывает больше вашей истинной сущности и характера; интимный брак — это то место, где невозможно спрятаться от самого себя.

И, наконец, ваша уникальная цель создания:

Как только ваше истинное «я» высвобождается, ваши отношения с внешним миром начинают меняться. Вы откроете для себя более глубокий смысл в других занятиях. Вы измените свое окружение, чтобы оно отражало свое внутреннее «я» и находилось в гармонии с ним. Честность и порядочность будут определять вас, поскольку любовь и смысл преследуют вас. Личный рост будет вашей определяющей мерой успеха. Безудержная страсть к жизни будет излучаться от вас.Вы обретете мягкий покой и начнете понимать свое особое место во вселенной. Постепенно ваши отношения с Создателем начнут отражать успешные отношения, которые у вас есть с вашим супругом.

ДОСТИЖЕНИЕ БОЖЬЕГО

Обучая заповеди любви к Богу, Маймонид, еврейский философ и ученый XII века, пишет, что любовь человека к Богу должна быть параллельна любви к супругу, хотя первая должна быть еще более сильной. Человек должен быть «больным любовью», думая о своем супруге », сидите ли вы или стоите, едите или пьете.»Связь с вашим супругом должна быть настолько сильной, чтобы он / она был с вами во всех аспектах — в вашем сердце, вашем разуме и вашей душе.

Как только вы испытаете эту страсть через физическую сферу брака, вы приобретете инструменты, позволяющие подключиться к духовному эквиваленту и создать любящую связь со своим Создателем. Ваша близость с Божественным будет определяться самой глубиной и интенсивностью страсти, которую вы разделяете со своим супругом.

В браке у вас есть возможность раскрыть, кто вы есть на самом деле, и уникальные качества, которыми вы обладаете, чтобы поделиться с миром.У вас есть возможность искренне общаться с другим человеком без препятствий, опасений или запретов. И вас будут ждать эмоциональные порталы для связи со Всевышним с безграничной страстью.

Печатается с разрешения журнала Sasson.

Посетите Арье Паменски на сайте www.