Содержание

понятие, что такое и где его искать

Понятие счастья в психологии имеет ключевое значение. Главная цель клиента и стремление психолога — достичь ощущения счастья. На это ориентированы все коррекционные методики, помогающие привести личность в состояние гармонии. Но поскольку понимание счастья субъективно, достижение его как постоянного самоощущения может быть сложным и долгим процессом. Для многих людей оно — результат многолетней работы над собой. Поэтому так важно понимать составляющие личного счастья, чтобы не потратить годы в погоне за чужой мечтой.

Из чего состоит счастье: психологическая теория

Основная проблема, с которой сталкиваются на пути к счастью — неумение его определить. Большинство полагает, что достичь ощущения полной удовлетворенности жизнью можно, воплотив «американскую мечту» — национальное представление об идеальной жизни. Для определенной страны такая мечта — своя. Следуя навязанным идеалам, индивид не ощущает себя счастливым, даже если ему удается достичь цели.

Исследователь Д. Монтье определил 3 составляющих счастья:

  • внешние обстоятельства;
  • генетическая предрасположенность;
  • личная активность.

Генетика — неизменное условие, но внешние обстоятельства также не поддаются контролю. Поэтому для достижения чувства счастья и гармонизации личности следует сосредоточиться на действиях. Нужно отталкиваться от базовых потребностей. Наличие дома, машины не добавляет радости, если у человека сбит режим сна, он питается вредной пищей, избегает физической активности. Также к базовым условиям достижения гармонии относятся близкие отношения. Недостаток эмоционального общения с другими вызывает чувство отвержения, пустоты.

Капиталистическая модель экономики вынуждает индивида постоянно чувствовать неудовлетворение. Заработав деньги на восполнение одних потребностей, он теряет способность наслаждаться. Вместо прежней цели появляется новая, превращая жизнь в бесконечный конвейер. Погоня за сменяющимися целями отнимает свободное время, здоровье, мешает создавать отношения. Поэтому нельзя рассматривать счастье как достижение материальных благ: деньги, удовлетворяя часть потребностей, сами по себе не могут сделать счастливым.

Как повысить личное ощущение счастья

Под счастьем понимают комплекс важных жизненных составляющих:

  • отсутствие внутриличностных, межличностных конфликтов;
  • наличие гармоничных отношений;
  • повышение профессиональных качеств;
  • расширение круга общения;
  • достижение поставленных целей.

Счастье одновременно является ситуативным состоянием и продолжительным чувством. Его определение всегда субъективно: личность называет собственное определение счастья, исходя из индивидуальных желаний. Условно его можно определить, как баланс между всеми сферами жизни.

Универсального рецепта достижения баланса, подходящего всем, не существует. Но психологи и тренеры личностного роста сходятся во мнении, что приблизиться к ощущению внутренней гармонии помогает альтруизм. Бескорыстная забота о других помогает чувствовать принадлежность.

От чувства причастности, необходимости, зависит, как индивид видит свою роль в обществе: есть ли у него шансы создать семью, обрести близких друзей, реализоваться в социуме.

Личное счастье — не процесс, а ощущение. Счастливые личности говорят, что для осознания счастья достаточно принять его как постоянное внутренне состояние. Но этому простому пониманию часто предшествует долгий путь саморазвития.

Влияние ощущения счастья на процессы в организме

Определить счастливого индивида можно по манере поведения, характеру, внешнему виду. Счастливые личности:

  • настроены на позитив;
  • имеют высокую самооценку;
  • находятся в постоянном контакте с внутренним миром и окружающими;
  • не расстраиваются по пустякам, контролируют эмоции;
  • добиваются целей;
  • спокойные, доброжелательные;
  • уважают чувства, желания окружающих.

Помимо характера и поведения, счастливых личностей объединяет специфика химических процессов. В их организмах постоянно вырабатываются гормоны счастья:

  1. Серотонин — способствует хорошему настроению.
  2. Дофамин — повышает самоуверенность.
  3. Эндорфин — вызывает чувство безусловной радости.

Недостаток гормонов отрицательно сказывается на психическом и физическом здоровье. На фоне пониженного иммунитета развиваются вирусные заболевания, преследует чувство тревоги, апатии, неуверенности. Повысить уровень необходимых гормонов помогут фрукты, шоколад, долгие прогулки, новые впечатления, положительные эмоции.

Как измерить счастье: что говорят жители разных стран

Исследователи, занимающиеся изучением уровня счастья, ежегодно проводят опросы жителей стран с разным уровнем развития экономикой. Результаты опроса опровергают всеобщее заблуждение, связывающее ощущения счастья с экономической стабильностью. Жители европейских стран занимают средние позиции, а на первые места вышли Коста-Рика, Мексика, Колумбия. В этих странах большинство жителей живут за чертой бедности, но благодаря специфическому мировоззрению умеют радоваться мелочам, оставаться позитивными.

А именно это — основной залог счастья.

В России и других постсоветских странах для ощущения счастья жителям не хватает денег, стабильности, любви. Исправить первые два показателя очень сложно, зато умение любить доступно всем. Ощущение чувства влюбленности, восхищения, одобрения способствует повышению уровня удовлетворенности жизнью.

Ощущение счастья: как разные люди чувствуют счастье

Ощущение счастья зависит от характера, самоощущения, мировоззрения. Личности, привыкшие видеть во всем негатив, считают счастье врожденным талантом, результатом везения. Привычка чувствовать себя несчастным мешает, замечать приятные моменты жизни. Они зацикливаются на невезении, упиваются несчастьем. Успех вызывает злость, раздражение, зависть.

Когда взгляды индивида противоречат идее счастья, он привыкает к позиции неудачника. Чтобы изменить внутренне состояние, необходимо фокусироваться на нем и сознательно управлять им. Для этого необходимо:

  • искренне захотеть стать счастливым;
  • определить личное понимание счастья;
  • выработать привычку смотреть на мир позитивно.

Если человек не может самостоятельно определить, в какую сторону ему следует двигаться, следует обратиться к психологу.

Взгляд психологов: что такое счастье в психологии

Психологи в определение счастья вкладывают гармонию психические процессов, способствующих развитию личности. Психически благополучный индивид:

  • имеет активную жизненную позицию;
  • ориентирован на саморазвитие и самосовершенствование;
  • стремится к созданию семьи, гармоничных отношений;
  • способен признавать ошибки, учиться на них;
  • имеет личное мнение, не боится его выражать;
  • стойко переносит жизненные трудности;
  • принимает взвешенные решения.

Работа с психологом помогает клиенту определить, каким он хочет видеть будущее, как он сможет этого достичь.

Правила жизни счастливых людей

Счастливые личности, независимо от возраста и места проживания следуют похожим правилам:

  • живут моментом;
  • избегают зависти;
  • имеют хобби;
  • любят путешествия, новые впечатления;
  • внимательно относятся к близким;
  • ведут здоровый образ жизни;
  • дружат с позитивными людьми;
  • избегают сравнений;
  • ставят правильные цели.

Счастливые не боятся одиночества и тишины. Они наслаждаются самопознанием так же сильно, как общением, находят новые возможности там, где другие видят препятствия.

Насколько для среднестатистического человека важно счастье

Несмотря на разное понимание счастья (например, под женским счастьем традиционно понимают удачное замужество, а под мужским — реализацию в работе) для всех важно достижение состояния душевной гармонии. В эзотерике счастьем называют состояние, в котором личность ощущает себя защищенной и удовлетворенной. Более 50% участников социальных опросов называют счастье главной потребностью.

Полезное видео

В видео рассмотрено понятие счастья с точки зрения психологии человека.

Что такое счастье? Физиология, психология и философия счастья человека – iNormal

Тема счастья волновала людей каждой исторической эпохи. Это один из фундаментальных вопросов философии — матери наук. Несмотря на расовые, национальные и религиозные различия, люди всего мира испытывают потребность в счастье. И вот парадокс: для каждого из них счастье разное, но они непременно поймут друг друга, если об этом зайдёт речь

Содержание

  1. Физиология счастья
  2. Гормоны счастья
  3. Роль генетики
  4. Могут ли животные быть счастливыми
  5. Счастье в теории эволюции
  6. Экономическая и социологическая теории
  7. Альтернативы ВВП
  8. Философия
  9. Античность
  10. Средневековье
  11. Возрождение и Просвещение
  12. Новое и Новейшее время
  13. Религия
  14. Психология
  15. Что не является счастьем и что делает нас несчастными?
  16. Пути к счастью
  17. Источник счастья, или Как стать счастливым человеком
  18. Счастье нужно беречь
  19. Заключение

Так что же такое счастье? Философы задавались этим вопросом ещё на заре человечества. Поиск истины зафиксирован в обширных научных, религиозных и бытовых изысканиях. Вы прочтёте самые разнообразные взгляды на этот вопрос. Каждый найдёт здесь что-то близкое для себя и откроет новые пути к счастью.

Смысл слова «счастье» подразумевает невозможность описать его объективно. Поэтому самый верный путь для понимания сути счастья — рассмотрение феномена со всех возможных сторон

Тема счастья — центральный вопрос наук о человеке. Из-за уникальности каждой точки зрения объяснить феномен можно только глубоко субъективно. Есть простое доказательство. Счастье может чувствоваться одним человеком. Небольшой группой людей, например, семьёй — уже сложнее. А вот для такой группы, как население страны, достижение счастья на 100 % просто невозможно.

Физиология счастья

Счастье достигается в определённом соотношении физики тела и социально-психологических аспектов. Какова роль физиологии в этом сложном вопросе?


Гормоны счастья

Самое логичное и легко доказуемое обоснование счастья — это определённые химические процессы. Когда они происходят, в организме человека вырабатываются гормоны счастья. Они воздействуют на нервную систему таким образом, что человек начинает испытывать эмоции радости, блаженства и восторга.

Какие гормоны отвечают за эти эмоции:

Эндорфин. Это химическое соединение — хороший друг человека, «спасатель». Его работа заключается в снижении чувствительности к негативным проявлениям, таким как чувство вины, стыда, боли. Он вырабатывается в ответ на стресс, испытываемый в затруднительной ситуации.

Серотонин. Этот нейромедиатор участвует во многих функциях организма. Со счастьем он связан тем, что от него во многом зависит настроение, принятие себя, самооценка, способность получать удовольствие и уровень болевых ощущений. Одна из ведущих теорий о причинах депрессии гласит, что именно снижение уровня серотонина вызывает это заболевание.

Читайте также:
Отпустите эти 30 вещей, чтобы стать счастливее

Дофамин. Также является нейромедиатором. Отвечает за чувство удовлетворённости, удовольствия, любви и привязанности. При недостатке дофамина снижается эффективность познавательных процессов, таких как память и мышление, а также развивается невозможность испытывать удовлетворение от деятельности.

Окситоцин. Помогает дофамину в построении семейных и любовных взаимоотношений. Он снижает тревожность и стимулирует чувство доверия и безопасности. Влияет на так называемый «эмоциональный интеллект», о роли которого в достижении счастья будет написано ниже.

Получается, эти химические образования являются причиной, по которым люди испытывают эмоции радости и подкрепляют долговременные чувства любви и дружбы. Однако называть эти состояния счастьем было бы наивно. То есть правильная работа гормонов — это не всё, что нужно для счастья. Понятие более обширно, и оно включает как физиологию, так и многие другие аспекты.

Одних гормонов для счастья недостаточно, однако неправильная их работа легко делает человека несчастным

Нарушения в работе гормонов могут вообще лишить возможности испытывать радостные чувства. Это может произойти по причине приёма препаратов (например, снимающие нервное возбуждение, сексуальное желание, антидепрессанты и другие, оказывающие сильное действие на нервную систему).

Роль генетики

Некоторые исследования указывают, что достижение счастья зависит от наследственности. Это означает, что возможность быть счастливым даётся человеку от рождения, и он не в силах кардинально изменить этот факт.

Учёные из Лондонского университета нашли ген, который, как они утверждают, ответствен за счастье. Гену было дано название 5-HTTLPR. Исследования показывают, что строение гена напрямую связано с захватом и усвоением серотонина: короткий ген имеет меньшие шансы «поймать» серотонин, чем длинный.


Могут ли животные быть счастливыми

Простейшие животные не могут испытывать эмоции, так как для этого нужна нервная система. Они живут по принципу разделения окружающего мира на «то, что мне нужно для выживания» и «это опасно». Говоря простыми словами, они «счастливы», когда сыты, и ничто не угрожает их жизни.

Если говорить о млекопитающих, они имеют гораздо более сложную систему оценки своего внутреннего состояния. Базовые эмоции, такие как страх или удовольствие, обусловлены инстинктами и нужны для выживания. Но социальные животные способны испытывать сложные чувства радости, привязанности, тоски и сострадания.

Можно ли назвать собаку, прыгающую от радости при виде хозяина после долгой разлуки, счастливой? Она не задумывается о своём состоянии, а просто радуется. Счастливой её могут назвать только наблюдатели-люди, для которых вызывает зависть беззаботность животного.

Счастье определяется в гораздо более сложных категориях, связанных с ощущением конечности жизни, поиском смысла, самореализацией. То есть с явлениями, доступными только сознанию человека.


Счастье в теории эволюции

Не до конца понятен феномен счастья с точки зрения эволюции. Для выживания он не обязателен, для продолжения рода тем более. Однозначно, что все образования, появляющиеся в ходе эволюции, обусловлены приспособлением организма к меняющимся условиям. Появление сознания у людей связано с более сложной организацией жизнедеятельности. Например, сознание необходимо для существования социального общества. А счастье можно ощутить только сознанием.

Каждый новый эволюционный конструкт призван удовлетворять какую-либо потребность. Прямохождение необходимо для лучшего обзора территории, большой палец, противопоставленный остальным — для захвата предметов. Тогда для чего, собственно, нужно счастье? Возможно, это — побочный продукт сознания, равно как и несчастье.

Читайте также:
Как стать счастливым? 8 советов

Есть и другая теория. С помощью сознания люди понимают, что хорошо для развития вида, а что плохо. Регулируют решения так называемые психологические подкрепления: чувство вины, страха, стыда, удовлетворения. Значит, состояние счастья говорит нам, что мы движемся в правильном направлении, несчастье — что нужно сменить курс.

Наиболее верным представляется мнение, что явление несчастье-счастье необходимо для мотивации к деятельности. Тогда этот феномен можно описать как более развитую систему инстинктов.

Как бы там ни было, счастье не зависит исключительно от биологии.

На состояние счастья огромное влияние оказывает не только физика тела, но ещё и сложные психосоциальные факторы


Экономическая и социологическая теории

Счастье представляет большой интерес у исследователей политики и экономики. В современном мире для многих государств данный феномен становится всё более значимым, так как доказана взаимосвязь уровня счастья и эффективности, а следовательно, экономического прогресса. В странах, где материальная ценность не является ведущей, счастье народа является достоянием страны.

Для исследования с целью дальнейшего контроля социальных феноменов необходимо умение измерять каждый из них. Но как измерить счастье, если у него даже нет чёткого определения? Считается, что наиболее близко к измерению счастья в экономике стоит ВВП. Валовый внутренний продукт тесно связан с благополучием населения, однако на практике это далеко не всегда так.

В XIX веке социолог Алексис де Токвиль отправился в Америку и был удивлён тем, что люди на континенте не счастливы. Он задаётся вопросом, почему материальное благо есть, а вокруг столько меланхолически настроенных людей.

Читайте также:
Четырёхсферный подход к счастью

В своей знаменитой речи 1968 года Р. Кеннеди озвучил интересную мысль. С помощью ВВП измеряется загрязнение воздуха, количество катастроф, реклама, вырубка лесов и количество потреблённых благ. Но он не учитывает качество образования, творчество, духовность и всё то, ради чего действительно стоит жить. К тому же, ВВП растёт и в тех случаях, когда люди разводятся, строится новая тюрьма и так далее.

Примерно в это же время развитие получает фелицитарная политика — политика счастья.

Широкий интерес вызвало исследование, получившее название «парадокс Истерлина». Его выводы гласят, что материальное благосостояние связано со счастьем только до определённого уровня, дальнейший прирост денег способствует понижению уровня счастья. Ещё один вывод — денег никогда не бывает достаточно. Это и другие исследования доказывают, что взаимосвязь между размером кошелька и счастьем определённо существует, но какая именно — остаётся загадкой.

Государствами начинает осознаваться роль счастья народа как показателя прогресса в обществе

Измерение счастья людей по всей планете дало неоднозначные выводы. В племенах Латинской Америки люди более счастливы, хотя не имеют материальных благ цивилизации, а на постсоветском пространстве люди более несчастны, хотя экономический прогресс налицо.

Поэтому рождаются новые альтернативы ВВП, которые, к сожалению, пока не могут в полной мере его заменить. Помимо ВВП в экономических исследованиях счастье связывают с таким показателем, как качество жизни.


Альтернативы ВВП

Валовое национальное счастье. Первым государством, заменяющим ВВП на ВНС стал, как ни странно, Бутан. ВНС измеряет качество жизни соотношением духовных и материальных благ. При этом счастье каждого гражданина закреплено в Конституции страны. Эксперты выделили «4 столпа счастья», включающие экономику, охрану окружающей среды, национальную культуру и эффективное правление. Каждые 2 года страна проходит опрос по 72 заданным параметрам, вытекающим из 4 основ. Например, психологическое благополучие измеряется такими параметрами, как частота молитв и медитации, зависть, ревность, сочувствие, щедрость и так далее.

Можно было бы привязать этот опыт королевства к его низким экономическим показателям, безграмотности и духовному аспекту (государственная религия — буддизм). Но по примеру Бутана в 2011 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Счастье — целостный подход к развитию», которую поддержали 50 государств. Продуктом резолюции стал всемирный доклад о счастье. Последние 3 года (2018, 2019 и 2020) первое место в рейтинге счастливых стран из расчёта национального счастья занимала Финляндия.

В 2008 году президент Франции Н. Саркози изъявил инициативу создания альтернативы ВВП. Она должна включать такие показатели, как устойчивость развития страны, безопасность, соблюдение прав человека, экологию и так далее. Исследования в данной инициативе подтвердили, что переоценка значимости ВВП привела к мировому экономическом кризису.

Власти Китая в 2011 ввели собственный индекс счастья. Он основывается на 16 показателях. Помимо экономических данных с помощью индекса анализируется научная сфера, образование, культура, в том числе спортивная, количество врачей на душу населения, площадь зелёных насаждений и так далее.

Индекс человеческого развития, исследуемый аналитиками Программы развития ООН. Этот индекс включает в себя ВВП. Помимо него измеряется доступность образования, средняя продолжительность жизни, ситуация в сфере гражданских прав и свобод, социальная защищённость, участие граждан в жизни страны, мобильность, доступ к информации, здоровье, преступность, уровень культурного развития и так далее. Однако не берётся в расчёт неравномерность распределения благ и духовная сфера.

Всемирный индекс счастья (The Happy Planet Index). В отличие от ИЧР и ВВП, не отражающие достижения стран конечной цели — счастья и здоровья, данный индекс основывается на принципе полноценного благополучия людей. Он рассчитывается, исходя из 3 шкал: субъективная удовлетворённость жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и «экологический след», и, скорее, подводит итоги эффективности политики государства.

Существуют и другие альтернативы ВВП. Для полного понимания счастья нужно знать об опыте политиков и экономистов в данном вопросе.

В большинстве рейтингов, связанных с исследованием счастья, скандинавские страны традиционно занимают ведущие места. Исследователи связывают это с активной гражданской позицией скандинавов и их вовлечённостью в жизнь своих стран.

В Финляндии почти самые высокие налоги в мире, но люди согласны их платить, так как понимают, что инвестируют эти деньги в благосостояние своего государства, в будущее. В стране развитые социальные институты, почти нет преступности и коррупции. Можно ли считать это залогом счастья? По-видимому, да.

Россия в таких рейтингах обычно находится на уровне «чуть ниже среднего». В нашей стране есть свои методы измерения счастья, осуществляемые, например, ВЦИОМ. Также разработан «Индекс счастья российских городов».

Экономическое благосостояние играет существенную роль в уровне счастья, однако не является основополагающим фактором

Можно резюмировать, что национальное счастье находится где-то между экономическим благополучием и субъективным ощущением собственного счастья.

Философия

Вопрос счастья в философских изысканиях также стар, как темы мироустройства, жизни и смерти, бытия и место человека во всём этом. Поиск счастья является наиболее философским вопросом, нежели принадлежащим к какой-либо другой области знания. Трудность изучения феномена состоит в том, что его невозможно измерить, потрогать и оценить, то есть он нематериален.

Сильно упростив цель человеческого существования, можно сказать, что достижение счастья является целью и основным смыслом жизни

Раздел философии, изучающий счастье, называется фелицитология.

Все фелицитарные труды принято делить на два больших течения: гедонизм и эвдемонизм.

Гедонизм. С этой точки зрения счастье понимается как достижение любых удовольствий и избегание боли и страданий.

Эвдемонизм. Описывает стремление к счастью через мотивы, раскрытие потенциала, творческую самореализацию, ценностные ориентации. Счастье — в процессе самовыражения, его доступности. Боль и страдания в этом случае — необходимая плата за счастье.


Античность

Философы древности соотносили счастье с таким критерием, как умеренность и добродетель. Именно отсутствие крайностей, по их мнению, служит достижению счастья в жизни.

Демокрит. Этот философ одним из первых утверждал, что счастье не соотносится с размером богатства и телесной силой. Внутренняя мудрость должна стать маяком в существовании. Счастье — это состояние души, которому характерны сдерживание внутренних страстей, гармония, бесстрашие и уравновешенность. Недостаток денег — это временные трудности, главное — наличие мудрости эти трудности преодолевать.

Источник счастья, по его мнению, в добродетельной жизни, в душе. Внутреннее удовлетворение — главный критерий. Он считал, что счастливым может быть только добродетельный человек, а злонамеренный несчастен всегда.

Сократ и Платон. Развивали идеи главенства здравого смысла, его контроля над страстями. Счастье должно состоять из рациональных желаний, то есть безопасности, удачи, доброй славе, богатства. Платон пишет, что в идеальном государстве все счастливы потому, что каждый занимает в жизни то место, которое должен и которое заслуживает.

Кроме этого, счастье невозможно, если человек не верит в господство Высшего Разума (Бога), а путь к нему — попытки уподобиться Богу, демонстрируя праведность, мудрость и добродетель.

Читайте также:
Три дороги к счастью

Аристотель. Подобно Платону, он усматривал счастье в общественных делах, а не в бессмысленном гедонистическом времяпрепровождении. Вообще, путь удовлетворения страстей для человека опасен, так как в этом случае человек становится подобен червю или улитке.

Основной залог счастья — в добродетельном труде. Главные добродетели, по мнению Аристотеля, это мужество, умеренность, щедрость, правдивость и дружелюбие. Материальные блага необходимы как инструменты для совершения добродетели.

Эти выводы заложили основы для эвдемонизма.

Диоген. Этот философ полагал, что ничего специально для счастья делать не нужно, все средства изначально есть. Но большинство людей живут мнимым счастьем, таким как богатство и власть.

Свобода — вот залог счастья. Истинной свободой Диоген считал освобождение от всех потребностей и аскезу. Счастье в простоте, считал мудрец, и даже выбросил чашку, когда увидел, как ребёнок пьёт воду прямо из ладоней.

Эпикур. Главное моральное и нравственное благо для человека — достижение счастья, оно и является целью. Счастье выражается в отсутствии забот, тревог, физической боли и страха перед высшими силами. Отстранение от политической суеты — один из залогов счастливой жизни. Материальные блага — барьер на пути к счастью, а всё, что для него необходимо, уже заложено в природе каждого человека.

В античной философии составляющими счастья были добродетель, спокойствие души и служение полезной цели


Средневековье

Средневековые концепции о счастье связаны с пониманием Бога. Достижение счастья считалось возможным лишь в случае духовного слияния с Создателем. Счастье достижимо верой, смирением, состраданием и терпением. Довольствование малым и умеренность представлялись единственным путём к счастью.

С. Боэций. Главный путь достижения счастья — служение добру и Богу. Высшее наслаждение (читай, счастье) — это награда за благочестивую жизнь, вознаграждение за благодетель.

А. Аврелий. Отказ от эгоизма, служение людям — вот истинное счастье, считал философ. По его мнению, несчастен тот, у кого всё есть, но нет единства с Богом, а блажен тот, кто знает Бога, даже если не знает ничего другого.

Ф. Аквинский. Продолжил идеи Боэция. Считал, что счастье в осознании своего личного предназначения и устремления к нему. Счастье — созерцание Бога и исполнение своего благого предназначения.

Взгляды на вопрос о счастье античности и средневековья во многом похожи. Так, в обоих случаях счастье описывается как свойство активной души, а путь к нему —путь добродетели


Возрождение и Просвещение

Философы эпохи Ренессанса обновили понимание счастья. Они углубили знания древних мыслителей тем, что оно стало пониматься как иллюзорное состояние, достижимое на основе преходящих ценностей. Это означает, что универсального способа достижения не существует. При этом материальная составляющая жизни помогает достижению только в том случае, если она имеет в себе духовную составляющую, а не просто удовлетворяет физиологические и гедонистические потребности.

На этой основе начинают преобладать идеи земного, мирского счастья, во многом в противовес идеям Средневековья. Зарождается теория гуманизма, в которой превозносится человеческая натура и её безграничные возможности. Следовательно, счастье начинает пониматься как мирское блаженство, которое достижимо следованием разуму и мудрости в светской жизни. Бог в теории гуманизма перестаёт иметь такое значение в достижении счастья

Данте. Считал, что счастье человека в его собственных руках. Каждый сам кузнец своего счастья, и высшие силы тут не при чём. Человек рождён для счастья, а несчастье рождается во всеобщей дисгармонии.

Л. да Винчи. Его знаменитая цитата: «счастье даётся тем, кто много трудится» говорит о том, что счастье измеряется полезностью человека. То есть чем больше мы оставляем после себя полезного, тем счастливее можем себя считать.

Читайте также:
Секреты счастливого человека

Лоренцо Валла. Несчастье заключается в невозможности пользоваться благами. А при наличии благ люди сами вольны ими пользоваться так, как этого хотят — отсюда либо грехи, либо добродетель. Счастье в отсутствии телесной боли и душевных тревог, в безмятежном покое. Человек ответствен за своё благополучие и только он сам может устранить источники несчастья — зависть, презрение и ненависть.

Мишель де Монтень. Не критиковал эгоизм, так как считал его сильной мотивацией в достижении счастья — единственной цели человека. Путь к счастливой жизни он видел в изучении своей личности, своего характера, наклонностей, ремесла и воли. Выработка нравственного равновесия и ясность духа — залог успеха.

Восточное возрождение. Особенно сильно раскрыт вопрос счастья в философии арабо-мусульманского Возрождения, так как оно стало одной из главных категорий, подлежащих изучению. На примере трудов мыслителя аль-Фараби можно констатировать, что в этой философии счастье понималось как главная ценность как отдельного человека, так и всего государства. Главные пути к счастью — это воспитание, просвещение и наука. То есть во главу ставится получение всеобъемлющего знания о природе вещей и поиск первопричины всего сущего.

Фактически, счастье достигается слиянием с высшим мировым разумом. Злом считается всё, что мешает достижению блага.

Философия Возрождения сводится к пониманию человека как активного существа, ответственного за своё счастье

Одним из основных выводов стала необходимость полезной деятельности. Если Средневековье сводилось к поиску счастья вовне, то есть в Боге, Ренессанс приводит к поиску счастья внутри, в самой сущности человека с его безграничными возможностями.


Новое и Новейшее время

Мудрецы эпохи Нового времени во многом ориентировались на понятие разума.

Только разум, по мнению философов Нового времени, властен над чувствами и помогает стать счастливыми

Только разумом человек может осознать тщетность своего бытия, равно как и своё величие. В эту эпоху наиболее сильно прослеживается связь между счастьем и телесными удовольствиями, это эпоха принципа «после нас хоть потоп». Поэтому философы особое внимание уделяли воле, как препятствию на пути к деградации.

Р. Декарт. Истинное счастье — в умении отличить страсть от любви и в достижении внутреннего совершенства. Это можно сделать только посредством разума.

Дж. Локк. Поиск счастья и избегание страданий — естественно для человека. При этом правильным является стремление к долговременному счастью, а не к переходящему. Счастье во всём, что удовлетворяет дух и тело. Оно индивидуально, и никто не вправе навязывать своё понимание о нём.

Б. Спиноза. Счастье в познании и созерцании Бога. Причина счастья в свободе от собственного эго и влияния страстей.

И. Кант. Счастье в нравственном совершенстве. Ложный путь — ставить целью жизни достижение счастья. Нужно просто делать добрые дела, а счастье придёт само в награду. Разум способен ограничить эгоистические порывы и обуздать страсти, ведущие к несчастью.

А. Камю. Если целенаправленно искать счастье, оно будет всегда ускользать. Истинная ценность в помощи другим, то есть достижение счастья путём добродетели.

Л. Фейербах. Счастье — основополагающий принцип жизни. Разумный эгоизм приводит к отождествлению себя с окружающими, а если так, то человек способствует всеобщему счастью.

А. Шопенгауэр. Борьба за счастье бессмысленна, оно скоротечно и не стоит усилий. В этой связи он даже предлагает отказываться от воспроизведения потомства с целью уменьшить всеобщее страдание.

Современные теории о счастье рассматриваются, по большей степени, в русле психологии и будут описаны в соответствующей главе. Объединяет эти теории идеи поиска смысла существования и свободы воли.

Анализируя философские течения, можно сказать, что счастье рассматривалось с трёх разных ракурсов: природа, Бог, человек. Современные труды представляют собой синтез этих категорий и поиск счастья в телесных, духовных и психологических практиках.


Религия

Нельзя обойти вниманием такой колоссальный блок, как счастье с точки зрения религии. Она тесно связана с философией, а два этих течения являются взаимопроникающими. Однако если философия старается найти ответ на основе логических заключений, религия идёт путём веры в сверхъестественное, что объяснению не поддаётся.

Счастье в религиях понимается как слияние с высшей божественной сущностью

В древних верованиях: тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм. У древних людей ещё не было сформировано таких социальных феноменов, как зависть или понимание несправедливости. Целью жизни было достижение комфортного быта на уровне удовлетворения низших потребностей: голод, безопасность, продолжение рода. В общинах каждый занимал то место, которое было необходимо для нормальной жизни племени. Поэтому понимание счастья сводилось к отсутствию препятствий этому.

Зарождение духовных представлений, вера в духов и культ предков показывают, что ответственность за благополучие древние люди мало связывали со своей деятельностью, это возлагалось на плечи высших сил.

В авраамических религиях (христианство, ислам, иудаизм) под счастьем понимается правильное состояние человека, то есть то, которое предписывает священное писание и Бог. Согласно этому направлению, человек был абсолютно счастлив в Эдеме, до грехопадения, и теперь единственный смысл жизни — вернуться туда.

В частности, достижение счастья возможно благодаря следованию предписаниям, законам, запретам, ритуалам. Например, в иудаизме для достижения счастья (искупления) необходимо совершить 365 запрещающих заповедей и 248 обязывающих.

Современные богословы указывают, что для счастья необходимо избавиться от тревожных мыслей, сосредоточившись на процессе, а не на мыслях.

В традиционном христианстве счастье понимается как временное состояние, достигаемое путём страданий от грехов и любви к Иисусу. Понятие счастья приравнивается к блаженству.

С точки зрения Корана счастьем является абсолютный успех человека, предполагающий не только материальный комфорт, но и душевный. К счастью приведёт удовлетворение и радость жизни.

Восточные религии: буддизм, индуизм, даосизм. Наиболее близко понимание счастья в восточных культурах лежит через понятие нирвана. Нирвана — это освобождение от страданий, выход из колеса сансары (круговорота перерождений в греховных мирах, ограниченных кармой). При этом нирвана считается абсолютным счастьем, а знакомое людям бытовое счастье — понятие относительное. Нирвана характеризуется отсутствием желаний, страданий, привязанностей, покоем сознания, является высшей целью. В индуизме есть богиня счастья — Лакшми.

Конфуцианство. В этой вере мало внимания уделяется личному счастью, Конфуций описывал либо семейное счастье, основанное на патриархальных традициях, либо счастье государственное, построенное по принципу счастливой семьи. Помощник для достижения этого состояния — мудрость и разум, которые позволят избавится от иллюзий насчёт окружающих людей и вещей.

Синтоизм. У японцев есть целых семь богов счастья. В остальном эта вера во многом схожа в понимании счастья с буддизмом, который оказал на её формирование колоссальное влияние.

Секты. Здесь речь пойдёт о тех сектах, которые ставят своей целью исключительно материальную наживу, то есть сектах в плохом смысле слова.

Люди попадают под влияние сект, если являются глубоко несчастными и одинокими. Человек, попавший в беду, которому неоткуда ждать помощи, сильно подвержен попаданию в такую секту. Она обещает ему исцеление, помощь, поддержку, то есть всё то, что человеку так необходимо в данный момент. Однако то счастье, которое он здесь обретает, является мнимым. Это лишь временное успокоение души, которое не имеет к счастью никакого отношения.

Таким образом, счастье с позиций религии представляется феноменом, которого можно достичь, выполняя определённые действия, смысл которых зачастую является абсурдным.

Все заповеди, служащие принципу избавления от грехов, везде основоположны и служат путём к счастью: не навреди, избавься от ненависти, зависти, стремись к скромности и пр.


Психология

В середине XX века произошёл настоящий бум в сфере социальных наук о человеке. Появляется множество психологических школ, каждая из которых по-своему интерпретирует счастье.

Общим в этих исследованиях является то, что счастье — это нечто положительное и ценное

Наиболее глубоко этот вопрос разработан в гуманистической психологии, а конкретно в её ветви — позитивной психологии.

Часто в этой науке можно встретить определения счастья через следующие понятия:

Социальный интеллект. Это способность правильно понимать, интерпретировать и предсказывать чужое поведение. От него зависит во многом успех индивида.

Эмоциональный интеллект. Это умение распознавать чувства, настроения и эмоции как свои собственные, так и окружающих людей. От него также зависит успешность жизни, а следовательно, и счастье.

Последние два понятия связаны со счастьем ещё и тем, что они позволяют отслеживать и контролировать свои эмоции, избегать негативных последствий, таких как депрессия, понимать причины своих настроений.

Коллективный смысл и национальная идея. Соотносятся со счастьем как возможность быть причастным ко всеобщему благополучию, как наличие высшего смысла в помощи другим и себе, как части общего.

Субъективное благополучие как синоним счастья.

Итак, что же оставили нам великие психологи для более полного понимания счастья?

А. Маслоу. Пирамида потребностей для объяснения человеческого поведения не перестаёт быть актуальной. Следуя этой теории, вершина пирамиды — это самоактуализация, она может быть достигнута только после удовлетворения всех остальных нужд (физиологических и социальных). Самоактуализация — реализация своего творческого потенциала, талантов, возможностей, осознание своего призвания и устремление к нему.

И. Джидарьян. Советский психолог понимает счастье как устойчивый феномен, разрушающийся и выстраиваемый заново каждым новым поколением. Счастье достигается в соответствии с внутренними ценностями: как жизненными благами, так и духовно-нравственными ориентациями, наличием смысла и умением радоваться жизни. Большую роль играет умение нравиться людям.

М. Аргайл. Идея Аргайла в том, что счастье — это переживание удовлетворённости жизнью и интенсивность положительных эмоций.

Что такое счастье и как его достичь — советы Юрия Вагина :: Здоровье :: РБК Стиль

Тревожной осенью 2020 мы все чаще задаемся вопросами о том, что влияет на наше настроение и как его поднять в продолжительной перспективе. «РБК Стиль» обратился к автору нескольких книг о счастье Юрию Вагину, чтобы он рассказал о том, как люди в разное время трактовали счастье, и дал несколько советов о том, как его достичь в наше время.

Юрий Вагин,
врач‑психотерапевт со стажем работы более 30 лет, кандидат медицинских наук, директор психологического центра, автор популярных книг

Что такое счастье

Счастье ― это общая удовлетворенность жизнью и получение от нее хронического удовольствия. В этом определении два главных компонента: общая удовлетворенность и его длительность.

Общая удовлетворенность не предполагает, что у человека есть абсолютно все, что может предоставить жизнь, но у него есть что-то главное, что нужно для счастья. И счастье ― это длительное состояние (счастливое детство, счастливая старость, счастливая жизнь), а не кратковременная реакция, которую мы скорее назовем радостью.

Оксфордский словарь английского языка с этим соглашается. Счастье ― это состояние счастливого бытия (happiness ― the state of being happy) [1]. Знаменитый словарь французского языка Ларусса [2] не возражает: счастье ― это состояние полного удовлетворения (bonheur ― état de satisfaction complete). Разве что обратим внимание, что происхождение слова «счастье» во французском языке очень скромное: bonheur ― это всего лишь bon heur, то есть, хороший час. Видимо, раньше люди были скромнее и не требовали от жизни многого.

Два главных вопроса давно интересуют людей. Первый: достижимо ли счастье в принципе, то есть можно ли быть счастливым исходя из определения счастья длительное время, в идеале всю жизнь. Второй: если это возможно в принципе, что для этого нужно делать. Неудивительно, что все науки, имеющие отношение к жизни человека, так или иначе обращались к нему.

Кадр из фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

© imdb

Давайте обсудим, каким образом современным ученым удалось доказать, что все мы можем и должны быть счастливы всю жизнь, и какие два условия нужно для этого выполнять. Давайте выясним, почему Винни-Пух счастлив, а Кролик ― нет и как стать Винни-Пухом. Поговорим о том счастье жизни, которое не зависит ни от времени, ни от места жизни, ни от пола, ни от возраста, ни от культуры, ни от текущей ситуации в стране или в мире. Как говорил профессор Дамблдор в «Гарри Поттере»: «Счастье можно найти даже в самые трудные времена, нужно просто стремиться к свету».

Определение счастья: в философии, психологии и вере

Проблема счастья изучается давно. Первая сложность была с самим определением счастья. Определение Аристотеля «счастье — это деятельность души в полноте добродетели» [3] наиболее известно, но и наиболее расплывчато. Согласно Эпикуру, счастье есть благостное состояние, когда мы имеем все необходимое [4]. Мне нравится мудрое высказывание, приписываемое Фрейду, что счастливый человек с удовольствием идет на работу утром и с удовольствием вечером идет с работы домой [5]. Я для себя немного модифицирую это определение: счастливый человек утром понимает, что на работу идти не нужно, а вечером понимает, что и завтра идти не нужно, но это шутка.

Определения счастья связывают обычно с двумя факторами: удовольствием от жизни и его длительностью, продолжительностью и постоянством. Человека, который с удовольствием идет на работу, но старается остаться там как можно дольше, потому что ему не хочется идти домой, нельзя назвать счастливым. Человека, который не хочет утром просыпаться и идти на работу, тоже нельзя назвать счастливым. Счастливый человек счастлив с утра до вечера и, самое главное, с вечера до утра. Счастье ― это хроническое состояние. С этим положением соглашаются и большинство современных психологов.

Кадр из фильма «Всегда говори «ДА»»

© kinopoisk.ru

Теперь что касается вопроса принципиальной достижимости счастья. Богословы в большинстве своем считали, что счастье на Земле (рай на Земле) недостижимо, что наша земная и телесная жизнь ― это своеобразное наказание за наши грехи, а счастье достижимо лишь по ту сторону жизни. Апостол Павел в Послании к Римлянам (7:24) писал: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» [6]

Мнения философов по вопросу возможности счастья разделились. Часть считала, что жизнь — страдания и нужно их стоически переносить (стоики), другая часть считала, что в жизни есть место удовольствию и счастью (гедонисты и эвдемонисты). Ученик Сократа Аристипп считал, что, правильно наполняя свою жизнь удовольствиями и не позволяя им властвовать над собой, можно достичь счастья [7].

Мнения психологов тоже разделились. Тот же Фрейд сомневался в возможности достижения счастья и говорил, что задача психоанализа заключается лишь в том, чтобы заменить невротическое страдание обычной человеческой болью. «Счастье по самой своей природе возможно лишь как эпизодическое явление», ― писал он [8]. Современные психологи (позитивная психология), в отличие от Фрейда, придерживаются позиции Аристиппа и считают, что при правильной организации жизни счастье достижимо и на Земле [9].

Что такое счастье: научный подход

Как это ни парадоксально, но окончательный ответ на вопрос, чего в жизни больше — счастья или страдания и возможна ли длительная счастливая жизнь в принципе, дали не теологи, не философы, не психоаналитики и не психологи. Его дали ученые-физики. Правда, не простые физики, а физики-биотермодинамики (Илья Пригожин, Эрвин Бауэр, Александр Зотин) [10]. Это очень интересно, поэтому давайте немного остановимся на этом моменте.

Кадр из фильма «Дикая»

© kinopoisk.ru

В целом термодинамика изучает обмен и превращение энергии в сложных системах. Например, какого размера и температуры должна быть батарея, чтобы в вашей комнате было зимой тепло. Это если коротко. Конечно, термодинамика занимается и более сложными системами.

Человек ― это сложная самоорганизующаяся система. Она тоже обменивается веществом и энергией с окружающим миром. Для этого мы с вами должны что-то брать из окружающей среды и что-то выделять обратно. Хрестоматийное школьное определение — в основе жизни лежит обмен веществ. Поэтому в средине XX века ряд ученых физиков, занимающихся термодинамикой, начали изучать биологические системы. На стыке наук возникло новое направление: биотермодинамика [11].

Лирики, конечно, спросят меня, а какое отношение имеет физика и биотермодинамика к счастью человеческой жизни? Рассказываю. Не буду долго и подробно перечислять как (на самом деле измерялась интенсивность поглощения кислорода развивающимися организмами), но очень быстро ученые-биотермодинамики определили, что максимальное жизненное напряжение у живого существа возникает в момент оплодотворения яйцеклетки. Затем на протяжении всей жизни это напряжение падает. А еще в конце XIX — начале XX века большинство психологов пришли к выводу, что увеличение напряжения вызывает страдание, а разрядка от напряжения, расслабление вызывает удовольствие [12]. Поскольку на протяжении всей жизни жизненное напряжение падает, сама жизнь организована таким образом, что она должна нам приносить хроническое удовольствие.

Жизнь напоминает поездку на санках со снежной горки. Родители поднимают нас в момент оплодотворения на самый верх горки, и дальше мы имеем возможность катиться по жизни вниз, получая от нее огромное удовольствие. Это не всегда получается. Почему взрослые люди, в отличие от детей, плохо умеют ездить на санках по горке жизни. Половина тормозит и пытается залезть назад, пугаясь старости и смерти, половина едет по горке кто боком, кто задом, и лишь единицы несутся с удовольствием на санках по жизни вниз, вызывая бурное осуждение окружающих, что так ездить (жить) нельзя.

И возникает резонный вопрос: если сама жизнь устроена так, что она может и должна приносить нам хроническое удовольствие, почему этого часто не происходит? Над ответом на этот вопрос и работают в последнее время ученые. И успехи есть. Со времен возникновения гештальт-психологии и гештальт-терапии стало понятно, что для получения удовольствия от жизни главное ― это правильно организовать всего лишь два основных процесса: получение всего, что нужно для жизни, и избавление от всего, что не нужно и мешает жизни [13].

Кадр из фильма «Ешь, молись, люби»

© kinopoisk.ru

Для любого врача ничего нового в этом нет. Мы с удовольствием вдыхаем и с удовольствием выдыхаем. С удовольствием греемся, когда холодно, и охлаждаемся, когда жарко. Еще Платон писал, что «врачевание — это, по сути, наука о вожделениях тела к наполнению и к опорожнению» [14], а Гиппократ писал, что «медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего» [15]. К сожалению, психологи, социологи и педагоги еще только начинают понимать значение для счастья этих двух главных процессов жизни: агрессии в хорошем смысле как способности получить от жизни то, что тебе нужно, и элиминации ― способности отказаться и убрать из жизни все то, что ей мешает [16].

Что делает человека счастливым

Некоторое время тому назад мы обследовали школьников старших классов на предмет их общей «счастливости», удовлетворенности жизнью и отсутствия нехороших суицидальных мыслей и суицидального поведения [17]. В том числе изучалось, насколько хорошо школьники умеют добиваться и брать (в хорошем смысле) от жизни то, что им нужно, и насколько хорошо они умеют отказываться от того, что им не нужно. Они соглашались или не соглашались с такими утверждениями, как «если мне что-то непонятно на уроке, мне несложно переспросить учителя еще раз», «если мне скучно в гостях, я могу встать и уйти домой», «я слишком долго терплю людей, которые мне неприятны», «мне трудно отказать человеку в просьбе» и тому подобные. В результате образовались две «кучки»: те, кто умел это делать хорошо (примерно 15%), мы условно назвали их «нахалами», и те, кто не умел ни добиваться того, что хотел, ни отказываться от того, что не хотел (примерно 85%), и мы условно назвал их «скромниками».

Дальше с помощью психологических тестов мы посмотрели, как связана общая удовлетворенность жизнью, тревожность, депрессивность и суицидальные мысли с группами «нахалов» и «скромников». Угадайте с одного раза, какая группа детей чувствовала себя счастливой, удовлетворенной жизнью, не испытывала тревоги, депрессии, имела планы на будущее, хотела учиться, завести семью, зарабатывать деньги и жить полной грудью? Правильно: «нахалы». «Скромники» не видели в жизни смысла, жизнь их напрягала, расстраивала, тревожила, утомляла, они не хотели иметь семью, заводить детей и боялись людей. Мы смеялись, что экспериментальным путем удалось доказать, что наглость — это не второе счастье. Наглость (в хорошем смысле этого слова) — это первое счастье.

Вспомните старый добрый российский мультфильм про Винни-Пуха. Моя любимая часть: «Винни-Пух и Пятачок идут в гости». Я часто показываю эту часть студентам, когда объясняю, чем отличается поведение счастливого человека от поведения тревожного и несчастливого невротика.

Винни-Пух — это эталон здоровой счастливой личности. Если у него есть проблемы (а у здоровых людей тоже бывают проблемы), он их не откладывает, а решает. Если Винни-Пух хочет есть, он отказывается идти с Пятачком в гости к себе, потому что тогда Пятачок пойдет в гости, а он ― Винни-Пух не пойдет в гости, поэтому Винни-Пух идет в гости к Кролику. Кролик — эталон невротической личности. И в чем ее суть? Какая главная проблема у человека, не умеющего жить счастливо? В мультфильме она четко показана. В неумении сказать «нет». Кролик сидит дома. Он не хочет никаких гостей. Ему хорошо. И когда Винни-Пух и Пятачок приходят к нему, чтобы решить свои проблемы (подкрепиться), Кролику нужно просто промолчать. Но он не может. Он ведь воспитанный Кролик, поэтому он идет на компромисс. «Никого нет дома», — говорит Кролик. Воспитанный Винни-Пух извинился бы и пошел дальше, но Винни-Пух не останавливается на пути к цели и идет дальше. «Как это никого нет дома? Чтобы сказать, что никого нет дома, дома кто-то должен быть». И дальше Кролик выходит, Винни-Пух заходит, все съедает (не забыв завязать рот Пятачку). Моя любимая сцена в мультфильме, когда несчастный Кролик с ужасом смотрит, как Винни-Пух уничтожает все его запасы, нервно перебирает под столом лапками и спрашивает: «Вам еще не пора?»

Проведите простой тест. Задайте себе вопрос: кто вы и ваши близкие в этом мультфильме, Винни-Пухи или Кролики? И если ваш ответ — Кролики, не удивляйтесь, что ваша жизнь часто наполнена страданием, а Винни-Пухи будут вас всю жизнь «объедать» и не потому, что они плохие, а потому что вы не умеете отказывать. 

Широко известны психологические исследования, которые показали, что в конце жизни многие люди переживают, потому что они слишком мало были с близкими людьми, слишком мало путешествовали, что именно этого им не хватило для счастья. Но однажды мне попалась работа российских психологов, которые пишут, что эти выводы не совсем применимы к российской действительности. Многие россияне в конце жизни переживают не о том, что мало путешествовали с близкими людьми, а о том, что слишком много терпели, слишком долго ждали, что их поймут, оценят, отблагодарят [18].

В последнее время очень актуальной стала тема «токсичных» отношений. Сложно стать счастливым без близких людей. Но чтобы хорошо, долго и счастливо выстраивать отношения с близкими людьми, вы должны придерживаться тех самых двух правил, которые мы уже разобрали выше: вы должны уметь выбирать тех людей, которые не отравляют вашу жизнь, и отказываться от общения с теми людьми, которые ее отравляют. Многие ли умеют это делать? К сожалению, нет. Возможно ли этому научиться? К счастью (именно к счастью), да. 

что это такое, как найти счастье, как признаться в том, что испытываешь счастье. Как быть счастливым. Почему мы несчастны.