Содержание

9 вещей, которые ребенок делает в первые часы жизни

Что: плач

Когда: сразу после рождения

Первый крик ребенка – особенный, он отличается от последующих приступов плача, поскольку звучит сразу после того, как легкие начинают свою работу, ознаменовав конец внутриутробной жизни. Ребенок может заплакать уже на выходе из родового канала или уже после того, как его выложат на живот матери. Часто в российских роддомах, чтобы спровоцировать первородный плач, детей переворачивают вверх ногами и шлепают по попе. Сторонники полной естественности рождения считают этот метод негуманным.


Что: расслабление

Когда: сразу после плача

После того как первый плач утихнет, ребенок успокоится и расслабится. Если он будет лежать на материнском теле, его сердцебиение и дыхание нормализуются автоматически и бессознательно. Эта фаза продлится около минуты.


Что: пробуждение

Когда: в среднем через три-пять минут после рождения

Начинается исследование мира и себя вне утробы. Малыш откроет глаза, пошевелит ручками и ртом.


Что: активные действия

Когда: через восемь минут после рождения

Вот он попробовал открыть рот, а вот в действие вступает поисковый рефлекс новорожденного, направленный на то, чтобы как можно скорее приложиться к груди.


Что: передышка

Когда: в любой момент в процессе поиска груди

Малыш может замирать и отдыхать, прикрывать глаза, но не спать, поскольку все новые и первые открытия требуют больших усилий, и ему нужна передышка.


Что: ползание

Когда: примерно через 35 минут после рождения

Если малыш лежал у матери на животе, через полчаса после появления на свет он начнет двигаться по направлению к груди. Он доберется до соска, даже если ему никто не будет помогать. Путь до груди может занять у младенца до тридцати минут. И это, наверное, самое поразительное и самое животное из всего, что можно увидеть в первый час жизни малыша.


Что: ознакомление

Когда: примерно через 45 минут после рождения

Когда малыш доберется до груди, он начнет знакомиться ней – облизывать, трогать и мять ее кулачками. В ответ на эти действия ребенка материнский организм начнет высвобождать окситоцин – гормон, помогающий наладить с ребенком связь, запустить лактацию и начать работу по сокращению матки.

Малыш пока не может видеть грудь и маму так хорошо, как взрослый, но он поймет, что добрался до источника пищи по запаху – молозиво пахнет так же, как и амниотическая жидкость, этот запах ребенку хорошо знаком.

В процессе ознакомления со вкусом материнской груди ребенок может трогать ее, после чего засовывать руки в рот, а потом повторять эти действия снова. Знакомство может занять до 20 минут.


Что: сосание

Когда: через час после рождения

И вот он наконец нашел сосок. Если сосок коснется щеки малыша, он автоматически откроет рот (это все тот же поисковый рефлекс), потом повернет голову и в первый раз по-настоящему приложится к груди. Молозиво даст ему первую пищу и первые полезные бактерии, которые заселят его пищеварительный тракт.


Что: сон

Когда: через полтора-два часа после рождения

После большого и трудного пути, знакомства с мамой и первой трапезы малыш обязательно уснет. Во сне он проведет не меньше часа. После этого его можно будет взвесить, измерить и обмыть.

Первый год жизни ребенка: моторное развитие

  • Мы начнем, подчеркнув, что «рост» и «развитие» — это два различных процесса, которые, тем не менее, связаны между собой. По этой причине педиатры измеряют длину, вес и другие критерии роста, однако в то же время спрашивают родителей о развитии ребенка — его движениях, способности хватать предметы, устанавливать зрительный контакт, об издаваемых им звуках и речевом развитии. Хотя каждый ребенок имеет свой собственный темп развития, диктуемый генами и характером, существуют определенные нормы, в соответствии с которыми в определенном возрасте он должен уже владеть определенными навыками.

  • Далее я опишу основные вехи с дополнительным акцентом на развитии навыков крупной моторики и соответственной стимуляции. Обратите внимание на то, как взаимосвязаны различные направления развития, и на то, как мы, родители можем создать обстановку и стимуляцию, которые позволяет ребенку в полной мере реализовать свой потенциал развития. Помните, что развитие не является линейным процессом, и дети могут пропускать некоторые этапы или приобретать определенные моторные навыки одновременно. Поэтому относитесь к данному обзору лишь в качестве общей основы для понимания принципов развития ребенка.

  • 0-2+ месяцев

    0+ месяцев

    Начнем с самого начала. Когда наш ребенок рождается, мы все еще можем заметить физиологическую гибкость, оставшуюся от времени, проведенного в утробе матери. В этот период движения ребенка являются спонтанными и немного смешными. Они задействуют все его тело и являются продолжением движений в утробе. Его голова вращается из стороны в сторону. Заботьтесь о том, чтобы поверхность, на которую вы его укладываете, была удобной. На этом этапе ребенком движут первичные реакции. Его зрение полностью еще не развито, и он может видеть в основном яркие, контрастные цвета. Приблизьте свое лицо на расстояние 25-30 см от лица ребенка, нежно говорите с ним или пойте. Дети оказывают предпочтение определенным лицам и помнят голоса еще со времени, когда они были в утробе.

    2+ месяцев

    Со временем и с предлагаемой стимуляцией (осязание, звуки, наблюдение) развитие ребенка будет продолжаться. Ребенку уже 2 месяца. Он уже лучше контролирует движения головы и может удерживать ее стабильно. Спина и таз становятся длиннее и выпрямляются на поверхности, увеличивая площадь тела, которой ребенок может чувствовать. К этому времени ребенок уже умеет фокусировать взгляд и намеренно улыбаться в ответ на вашу улыбку. Попробуйте следующее. Лягте на живот на игровом коврике, положите ребенка на спину и играйте красочной игрушкой. Вы можете аккуратно поместить игрушку в руку ребенка, и посмотреть, как он может удерживать ее в течение нескольких секунд.

  • 4-6+ месяцев

    4+ месяцев

    По мере роста и развития ребенка, его крупные мышцы (спина, живот и ягодицы) и мелкие мышцы (пальцы, глаза, стопы) становятся сильнее. Он начинает тянуться к различным объектам (обратите внимание, что ребенок может тянуться и ногой — поместите игрушки, которые можно пинать или такие, которые при касании издают звук, на расстоянии вытянутой ноги ребенка). Возможно, эти начальные попытки захвата будут не очень точными, однако со временем и тренировкой точность повысится. Это один из способов научить ребенка причинно-следственным связям, а также контролю над его окружением. В этот период ребенок может ненамеренно переворачиваться с живота на спину. Голова ребенка является тяжелой относительно тела, и когда он поворачивает голову, тело может потянуться за ней, что приводит к переворачиванию. Зачастую это непреднамеренное движение сопровождается удивлением или плачем. Со временем ребенок начнет делать это по собственной инициативе. Лежа на спине, ребенок тренирует мышцы живота, поднимая ноги и прижимая подбородок к груди. Повесьте игрушки в различных точках. Он будет тянуться руками в разных направлениях, укрепляя различные мышцы. Чем больше спектр действий, тем более эффективным будет обучение. На этом этапе линия середины тела становится очень четкой, когда ребенок вытягивает конечности и сводит вместе ноги.

    6+ месяцев

    Приближаясь к шестимесячному рубежу, ребенок начинает вращаться вокруг себя. Сила груди и рук позволяет ему удерживать вес на вытянутых руках. Он теперь может с точностью схватить какой-либо объект, лежа на спине или на животе. Поместите игрушку под углом, чтобы стимулировать у ребенка желание повернуться в этом направлении. Теперь ребенок может разделять движение таза и плеч, что позволяет ему делать половину оборота телом. Он может контролировать переворачивание со спины на живот и ему нравится подольше играть на животике. Когда он лежит на спине, мы можем видеть координацию рук и ног. Он хватает себя за колени или лодыжки, выпрямляет  ножки и подтягивает их обратно к телу. Это прекрасно! Таким образом, он изучает свое тело, вытягивает мышцы и знакомиться с ногами с помощью рук и рта. Вскоре после этого вы сможете увидеть первые попытки ползать, при которых ребенок может в первое время двигаться назад, лежа на груди (по-пластунски). Как и с любым физическим процессом обучения, начало может быть сложным и непоследовательным. Практика, обеспечение открытой и благоприятной среды, размещение игрушки немного вне досягаемости ребенка и активное поощрение помогут ускорить освоение новых навыков. Теперь ребенок может дотягиваться дальше, изучать окружение и проверять границы. Ваше присутствие рядом необходимо. Будьте внимательны. Он ищет вашего одобрения, сотрудничества и руководства.

  • 8-10+ месяцев

    8+ месяцев

    Примерно в 8 месяцев мышцы уже достаточно сильны, чтобы стоять на четвереньках. Ребенок может качаться в этом положении вперед и назад. Это естественный способ тренировки для подготовки к ползанию на четвереньках и к стоянию на следующем этапе. Это покачивание стимулирует вестибулярный аппарат (ощущение тела) и помогает укреплять кости и суставы конечностей. Иногда на этом этапе ребенок может начать садиться. С положения на боку он может опереться на руки и сесть. Теперь вы можете поместить игрушки туда, где ребенок сможет достать их, сидя. Он достаточно силен, чтобы выпрямить спину и держать равновесие. Он способен поддерживать себя и не падать вперед, а позже он также научится не падать вбок. После этого он выработает навык не падать назад. Помните, что организовывая безопасную игровую среду для сидящего ребенка, следует уделить внимание тому, что находится по бокам и позади него. Сидение поддерживает развитие голосовых  способностей, создает новое поле зрения и освобождает руки для более сложных игр. Мышцы спины и плеч достаточно сильны, чтобы удерживать в стабильном положении туловище, а руки и пальцы достаточно сильны, чтобы играть в более продвинутые и намеренные игры — ребенок умышленно тянется, удерживает, отпускает, тянет, поворачивает и играет с использованием обеих рук. Играйте с ребенком в игры, иллюстрирующие причинно-следственные связи — прячьте и показывайте предметы или катайте мячик. Поднимите игрушки до уровня плеч ребенка, чтобы он тренировал способность сидеть с прямой спиной.

    10+ месяцев

    Из устойчивого сидячего положения ребенок перейдет к ползанию, иногда комбинируя ползание на четвереньках с ползанием по-пластунски. Развитие является динамичным и происходит одновременно. Это естественно. Когда ребенку исполнится 10 месяцев, он начнет подтягиваться до стоячего положения и оставаться в нем, опираясь на мебель или игрушки. Поначалу он будет делать это неуклюже, но этот навык будет улучшаться по мере практики. Подтягивание в положение стоя — это навык, который дает ногам новую и очень ответственную роль — нести на себе вес всего тела. На данном этапе появляются новые задачи: научиться удерживать равновесие на узкой основе и привыкнуть к новой высоте. К счастью, награда не заставляет себя ждать: положение стоя открывает новый обзор, стимулирует приобретение новых моторных навыков и, конечно, является отправной точкой для ходьбы. После того, как ребенок обретет уверенность в новом положении, он начнет ходить вокруг мебели и игрушек. Убедитесь в том, что игровая среда ребенка безопасна для данного этапа развития — сначала он начнет ходить вбок, а затем вперед и поворачивать туловище. Через некоторое время малыш отпустит руки и перейдет к стоянию без поддержки. Теперь он готов к следующему этапу важному развития — ходьбе.

  • Автором данной статьи является Эстер Дикштейн Берман, обладатель степени магистра в области физиотерапии

    Избранная библиография:

    Developmental Milestones: Motor Development ; R. Jason Gerber, Timothy Wilks, Christine Erdie-Lalena; Pediatrics in Review Vol.31 No.7 (2010)

    Feet first: Object Exploration in Young Infants, James C. Galloway, Esther Thelen ; Infant Behavior & Development 27: 107–112 (2004)

  • Врожденные недоразвитые кисти

    Врожденными пороками кисти считается любая деформация конечности, которая отличаются от общепринятых. Всего существует две основные причины деформации:

    • Генетический синдром ‒ в таком случае ребенок наследует геном с ошибкой, который приводит к тому, что кисть начинает развиваться неправильным образом, при этом сам ген мог быть у далекого предка и активироваться именно в случае с новорожденным.
    • Неожиданные пороки развития ‒ причиной дефектов также могут служить неправильное развитие плода в утробе матери, руки ребенка формируются между 4 и 8 неделей от начала зачатия. Поэтому сильная инфекция или другая болезнь, которая поразила мать, может негативно повлиять на развитие кистей.

    Основные виды врожденных пороков кистей

    Существует большое количество пороков, от которых может страдать новорожденный. К основным из них относятся:

    • Синдактилия ‒ это наиболее распространенный порок кисти, который встречается у новорожденных. При нем несколько пальцев могут быть срощены как мягким кожным, так и костным материалом.
    • Полидактилия ‒ в данном случае кисть руки ребенка будет обладать большим количеством пальцев, чаще всего удваивается большой палец. реже ‒ мизинец;
    • Клинодактилия ‒ неправильно изогнутая фаланга (чаще всего средняя) пальца;
    • Стенозирующий лигаментит ‒ одна из самых распространенных патологий, при ней большой палец при разгибании выдает неприятные звуки, а после пациент полностью теряет возможность сгибать палец;
    • Брахидактилия ‒ пальцы кистей не смогли развиться до стандартных размеров или же они полностью отсутствуют;
    • Брахиметакарпия ‒ укорочение пястной кости приводит к тому, что общая длина пальца уменьшается, а при сжатии кисти в кулак, костяшки западают слишком сильно;
    • Этродактилия ‒ отсутствие или недоразвитость одного или нескольких пальцев кисти.
    • Лучевая косорукость ‒ укорочение или полное отсутствие лучевой кости.

    Это далеко не все врожденные пороки кисти руки, которые могут поразить младенца. Однако наличие врожденной патологии руки чаще всего означает, что ребенок страдает от чего-то из вышеперечисленного.

    Что должен уметь ребенок в первый месяц жизни?

    Каким должно быть физическое развитие ребёнка первого месяца жизни? Какие действия предпринимать родителям для дальнейшего развития своего малыша? О том, что должен уметь ребенок в этот период расскажет ведущий педиатр медицинского центра Доверие, кандидат медицинских наук Аникина Ольга Леонидовна.

    Физическое развитие в 1 месяц

    В течение первых 28 дней жизни ребенка родителей ждет множество новых ощущений, которые одновременно вызывают и трепет, и беспокойство. Однако с еще большими изменениями сталкивается сам малыш. Прямо с первого вдоха весь организм начинает активно приспосабливаться к новой обстановке. Изменения касаются кровеносной, мочевыделительной, нервной, иммунной и всех других систем. Все, что умеет ребенок в месяц, зависит от того, насколько быстро его организм приспосабливается к жизни за пределами материнской утробы.

    Не пугайтесь, если сразу после роддома вес ребенка снизился. Потеря веса, равная 10% от общей массы тела при рождении, считается нормой. Малыш быстро восполнит его, стоит только наладить режим сна и кормления.

    Кстати о сне. В первый месяц жизни новорожденный может спать почти 20 часов в сутки, принимая при этом удобное для себя положение. Весь его распорядок дня можно разделить на несколько периодов:

    • Бодрствование. В период максимальной активности ребенок много двигается, дрыгает руками и ногами. Если вы положите его на живот, он попытается поднять голову, удерживая ее в таком положении в течение нескольких секунд.
    • Дремота. Дремотное состояние наступает до или сразу после кормления. Определить его можно по расслабленному тельцу и полузакрытым глазам.
    • Неглубокий сон. Его можно отличить по учащенному неровному дыханию, беспокойству рук и ног, двигающимся под веками глазным яблокам.
    • Глубокий сон. В период максимальной расслабленности, когда ребенок крепко спит, дыхание его ровное, глаза полностью закрыты.

    За первый месяц жизни ребенок должен набрать примерно 600 г веса и 3 см роста. Как правило, за этот период окружность головы у детей увеличивается не более чем на 2 см.

    Что малыш умеет делать в 1 месяц?

    На психическое развитие, то есть на то, что должен уметь ребенок 1 месяц жизни, влияет его физическое развитие. Если при правильном режиме сна и кормления его организм развивается в пределах нормы, уже к концу четвертой недели ребенок приобретает множество навыков. Безусловно, на то, как он чувствует себя во внеутробной среде, влияют врожденные рефлексы. Большинство из них преобразуется в приобретенные рефлексы, остальные за ненадобностью исчезают. Но научившись моргать, зевать, чихать и вздрагивать, ребенок не забудет об этом никогда.

    То, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни, зависит от уровня развития его следующих рефлексов:

    • Сосание. Если вы проведете соской или кончиком пальца вокруг губ малыша, он начнет совершать сосательные движения.
    • Поисковый рефлекс. Если вы погладите щечку малыша, он повернет головку в сторону вашей руки. Наряду с рефлексом сосания, этот рефлекс развивается под влиянием инстинкта питания и поиска пищи.
    • Хватательный рефлекс. Если погладить или прикоснуться к ладошке малыша, он захочет схватить и удерживать то, что прикасается к нему.
    • Плавательный рефлекс. Если вы положите малыша на живот, он начнет двигать ручками и ножками, будто плавая в воде.
    • Рефлекс ходьбы. Если вы возьмете малыша под руки, он начнет двигать ножками, совершая движения, похожие на ходьбу.

    Для поддержания психического и физического развития нужно следить за тем, чтобы во время бодрствования ребенок активно двигался. Желательно в этот период чаще выкладывать его на жесткую поверхность. Это поможет развить его моторные способности.

    Из того, что умеет ребенок в 1 месяц, наибольший восторг вызывает его реакция на маму. Он уже способен узнавать ее среди других взрослых. Кроме того, малыш может фокусировать взгляд на контрастных предметах и ярких погремушках.

    Как способствовать развитию малыша в первый месяц жизни?

    Задача родителей не просто знать, что умеет ребенок в первый месяц жизни, но и предпринимать действия для его дальнейшего развития.

    В этом помогут:
    • Постоянные разговоры с малышом. Мама и папа могут напевать ему песни, читать стихотворения, рассказывать сказки. Это поможет развить у него восприятие речи.
    • Гримасы. Разговаривая с малышом и напевая ему песенки, можно смешно гримасничать. Со временем ребенок будет пытаться копировать гримасы, что поможет развить его мимику.
    • Спокойная музыка. Ускорить развитие малыша помогают классические музыкальные произведения. Их можно включать как во время сна, так и в период бодрствования, меняя ритм и громкость.
    • Развивающие игрушки. В каталоге Mothercare есть множество полезных игрушек, которые помогут развить мелкую моторику, улучшить цветовосприятие и тактильные ощущения ребенка.
    • Мобили. Над детской кроваткой можно повестить музыкальные игрушки с фигурками, выполненными в приглушенной расцветке. Это поможет развить у ребенка зрение и цветовосприятие. Только следует помнить, что мобиль для кроватки и его детали должны располагаться на высоте не менее 70 см.

    Особого внимания заслуживает купание младенца в первый месяц жизни. Несмотря на распространенный миф, начинать процедуры можно еще до того, как отпадет пуповина. Без полноценного купания на нежной коже малыша может появиться сыпь. Обычно она локализуется в складках и паховой зоне.

    Во время купания нужно использовать специальную детскую косметику. Если в ее составе содержатся экстракты трав и растений, это поможет малышу расслабиться и настроиться на предстоящий сон. С возрастом к процедуре можно добавить круги для плавания, игрушки и прочие аксессуары для купания.

    Игры с ребёнком первого месяца жизни

    Важно не только то, что умеют делать дети в 1 месяц жизни, но и как к этому подходят их родители. Им нужно быть не просто пассивными наблюдателями. Некоторые навыки можно сформировать с помощью игр и упражнений. Все они должны быть связаны в первую очередь с движением. Нужно выбирать те игры, которые вызывают у ребенка приятные ощущения. Во время бодрствования его нужно положить на удобную поверхность и создать условия, при которых он будет:

    • отталкиваться стопами от твердого основания,
    • хватать пальцы родителя,
    • разгибать и сгибать ножки,
    • двигать ножкой вслед за рукой родителя,
    • поднимать и удерживать голову.

    Не менее важны тактильные ощущения. Для этого ребенка нужно слегка поглаживать, водить ладонями по его телу, щекотать перышком. Если он начнет выпячивать живот, значит, игра ему понравилась. Руки мамы или папы можно заменить игрушками и тканями с разной фактурой. Если малыш начнет отталкивать руку, значит, контакт ему неприятен. Эти ритуалы можно проводить перед сном. После активного времяпрепровождения ребенку будет легче и быстрее настроиться на отдых.

    Возможные проблемы у грудничка

    В первый месяц после родов родителям необходимо тщательно следить за развитием новорожденного. Стоит знать, что должен уметь ребенок в месяц, и при необходимости сразу же обращаться к специалисту. В этот период можно столкнуться со следующими проблемами:

    • Незаживающая пупочная ранка. Ускорить ее заживление можно путем ежедневной обработки «зеленкой». Если спустя две недели ранка так и не зажила, а корочка не отпала, нужно обратиться к педиатру. Поводом для обращения также является покраснение ранки и выделения из нее.

    • Колики. Из-за незрелости желудочно-кишечного тракта малыша может беспокоить вздутие живота. Избавиться от дискомфорта можно с помощью массажа, частого выкладывания на живот, газоотводной трубки или специальных препаратов, назначенных врачом.

    • Физиологическая желтуха. В первые недели жизни в кровеносной системе ребенка происходит замена гемоглобина, который ему нужен был во время внутриутробного развития. В процессе его выведения кожный покров новорожденного обычно приобретает желтоватый оттенок.

    • Беспокойный сон. При том, что в первый месяц ребенок способен спать до 20 часов в сутки, его сон при этом может быть прерывистым и беспокойным. Это связано с незрелостью нервной системы. Чтобы исправить ситуацию, ребенка следует укладывать в теплом и тихом помещении, слегка приглушив свет.

    Перед родителями в первый месяц жизни малыша, особенно если это первый ребенок, стоит множество вопросов. Нужно выбрать коляску, кроватку и одеялко в нее. Не всегда понятно, во что одевать ребенка, как его купать, как часто менять подгузник и как вообще ухаживать за его нежной кожей. Помочь родителям на всех этапах развития малыша помогут педиатры и другие специалисты нашего медицинского центра.

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ:

     

    Неделя грудного вскармливания


    Эту статью я когда-то взяла из медицинского пособия на работе — там всё очень грамотно написано для женщин и много уже с кем ей поделилась. Мне она нравиться тем, что там всё написано доступным языком.
    Как избежать ошибок
    Кормить малыша грудью – естественно и очень полезно. Грудное молоко имеет идеальный состав питательных веществ – жиров и углеводов, а также ферментов, микроэлементов и витаминов. Оно хорошо усваивается малышом, защищает от множества болезней, способствует укреплению иммунитета ребёнка. Полезно естественное вскармливание и для мамы. Женщины, кормящие грудью, быстрее преодолевают последствия родов и восстанавливают нормальную фигуру.
    Тем не менее, есть распространенные ошибки и заблуждения, связанные с кормлением грудью. Знание их помогает молодым родителям сохранить столь важное для крохи грудное вскармливание.

    Раздельное пребывание в роддоме
    Раздельное пребывание мамы и новорождённого в роддоме неблагоприятно влияет на грудное вскармливание. Кроху могут приносить маме на кормление по часам, докармливая его в другое время из бутылочки. В этом случае очень велика вероятность отказа ребёнка от груди.

    Кормление по расписанию
    Кормление через три часа может привести к проблемам с грудным вскармливанием и, как следствие, переходу на смеси. Частоту кормлений должен регулировать сам малыш. Специалисты рекомендуют прикладывать кроху первых месяцев жизни к груди по любому поводу. Это необходимо не только для насыщения малыша, но и для его психоэмоционального комфорта. Ребёнок может прикладываться к груди до 4 раз в час. При частых кормлениях малыш не может переесть: желудочно-кишечный тракт новорождённого приспособлен не к кормлению по часам, а к непрерывному кормлению. Кишечник младенца может усваивать грудное молоко в неограниченном количестве. Как это ни парадоксально, но в представлениях новорождённого младенца кормление не связанно напрямую с чувством голода. Чувство голода в том виде, в котором его испытываем мы, взрослые, формируется у ребёнка лишь к шести месяцам. Новорожденный испытывает не голод, а дискомфорт, который он снимает сосанием. Так что прикладывание ребёнка по требованию обеспечивает ему не только чувство сытости, но и эмоциональное равновесие.

    Пустышки и бутылочки
    Одна из самых частых причин отказа малыша от груди – использование пустышек и бутылочек. Нередко бабушки и знакомые убеждают дать крохе пустышку, так как он её «требует». С самого рождения ребёнок ничего не знает о пустышке, поэтому требовать её он не может. К пустышке малыша всегда приучают. Некоторые дети отказываются её брать с самого начала, выталкивая языком. Другие берут с самого первого раза. Опасность пустышки заключается в том, что ребёнок, которому её дали, может впоследствии не правильно брать грудь. Тем же грозит и использование бутылочек. Дело в том, что в сосании груди и соски участвуют разные мышцы. Ребёнок, который умеет сосать соску, таким же способом будет захватывать и грудь. В результате такого кормления возникают проблемы: травмы сосков, лактостаз и мастит. Малыш при неправильном сосании тратит много сил, устаёт и не наедается. Так что даже кратковременное применение пустышки или бутылочки может привести к недостаточному набору веса у ребёнка и сокращению лактации у матери: уменьшение количества прикладываний к груди при использовании пустышки приводит к уменьшению выработки молока.

    Докармливание и допаивание
    В первые несколько суток после родов у женщины вырабатывается молозиво. Его меньше, чем молока, и оно гуще по консистенции. Некоторые врачи утверждают, что ребёнок, который питается молозивом, страдает от голода и жажды и его нужно допаивать и докармливать. На самом деле молозиво – это ценный продукт, который поддерживает иммунитет новорождённого и готовит его желудок к переходу на новую пищу – материнское молоко. Новорождённые теряют в первые дни своей жизни до девяти процентов веса по сравнению с рождением, но к седьмому дню они не только восстанавливают свой вес, но даже увеличивают его. В докармливании и допаивании нет необходимости. Более того, они вредят новорождённому. Вода «вымывает» молозиво из желудочно-кишечного тракта, лишая ребёнка иммунного действия этого продукта. К тому же почки новорождённого не готовы к такой большой нагрузке. А смесь создаёт чувство насыщения, задерживаясь в желудке, что уменьшает потребность новорождённого в сосании и снижает выработку молока у мамы. Доказано, что у детей, которых в роддоме кормили смесью, высок риск аллергических заболеваний. Наконец, смеси и воду дают младенцу обычно из бутылочки. А иногда бывает достаточно одного-двух кормлений из бутылочки, чтобы малыш отказался от груди.
    Вводить дополнительное питание или допаивание нужно только по рекомендации врача при наличии серьёзных показаний.

    Нехватка молока у мамы
    Страх, что малышу не хватает молока, знаком, наверное, большинству молодых мам.
    По мнению специалистов, кормить грудью может практически любая женщина. Истинный недостаток молока встречается только у трёх процентов женщин. Остальные девяносто семь процентов могут кормить грудью, хотя часто даже не догадываются об этом.
    На самом деле единственными достоверными признаками недостатка молока при полном грудном вскармливании (то есть без допаивания и докармливаия) являются прибавка в весе менее пятисот граммов в месяц и количество мочеиспусканий менее восьми раз в сутки. И даже в том случае, если молока в самом деле не хватает, ситуацию можно исправлять. Обратитесь к врачу или специалисту по грудному вскармливанию. Самое главное – это ваше желание кормить малыша грудью.

    Отказ от ночных кормлений
    Многие дети предпочитают спать с десяти вечера до трех-четырёх часов утра. Потом они просыпаются и просят есть. У новорождённого таких прикладываний в утренние часы может быть около шести. Самое оптимальное решение проблемы – совместный сон с малышом, когда ребёнок может сосать грудь, практически не беспокоя маму. Если малыш спит отдельно от вас, в собственной кроватке, то он перестаёт просыпаться для ранних утренних кормлений иногда уже через неделю после рождения, но чаще к полутора-двум месяцам. Многие мамы воспринимают это с облегчением. Однако отсутствие ночных кормлений может привести к снижению выработки молока в дневное время. Дело в том, что пик выработки гормона пролактина, который отвечает за количество молока, приходится как раз на предутренние часы. Без дополнительной стимуляции в это время (то есть прикладывание ребёнка) концентрация пролактина в крови матери не возрастает, что приводит к недостатку молока в течение дня.

    Воспаление и трещины сосков
    Зачастую опыт кормления у молодых мам омрачается появлением трещин, которые делают процесс кормления очень болезненным. Некоторые сразу переводят ребёнка на искусственное вскармливание, другие продолжают кормить, несмотря на боль. И те и другие совершают ошибку. Прежде всего нужно определить причину появления трещин. Таких причин может быть несколько.
    • Например, вы моете грудь (тем более с мылом) перед каждым кормлением. Вода и мыло смывают защитный слой с ареолы, который вырабатывают специальные железы, расположенные вокруг соска. Это приводит к сухости кожи и появлению трещин. Естественная защитная смазка предотвращает потерю влаги кожей, обладает бактерицидными свойствами, подавляет рост патогенных микроорганизмов. Достаточно ежедневно мыть грудь простой водой без мыла во время приёма обычного гигиенического душа или ванны.
    • Вторая причина возникновения трещин – неправильное прикладывание ребёнка. Новорожденный знает лишь общий принцип сосания, но не знает, как делать это правильно. Задача мамы – помочь крохе. Проследите, чтобы ребёнок захватывал не только сосок, но и ареолу. Вкладывайте грудь ребёнку только в широко открытый рот. Не проталкивайте сосок в полуоткрытый ротик: скорее всего, малыш, зажмёт его челюстями. Часто, захватив сначала грудь правильно, во время сосания ребёнок постепенно сползает на кончик соска и начинает его прикусывать. Не терпите боль. Если малыш захватил грудь неправильно или изменил своё положение во время кормления, нужно отнять грудь и предложить ему захватить её ещё раз. Неправильный захват может привести к недобору веса, снижению объёма молока и в итоге отказу от груди.
    • Трещины могут появляться и из-за болезни кожи сосков. Чаще всего это грибковое поражение кожи – «молочница»: кожа шелушится, зудит, появляются трещины, даже несмотря на правильное прикладывание, могут быть болезненные ощущения во время и после сосания. В этом случае обязательно обратитесь к врачу, который вам назначит лечение.
    • При выборе вкладышей для груди обратите внимание, чтобы их верхний слой был сделан из «дышащего» материала. Если они не пропускают воздух, это может привести к появлению воспалений.
    • Иногда причиной появления трещин может стать укороченная уздечка языка крохи. Как правило, такой диагноз ставит педиатр в роддоме.

    Сцеживание
    Распространенно мнение, что кормящей женщине нужно постоянно сцеживаться, чтобы крохе хватало молока. Сцеживание бывает необходимо при таких проблемах, как нагрубание груди, при лечении лактостаза, или мастита, или трещин сосков, при недостатке молока для увеличения его выработке, в случае вынужденной разлуки матери и ребёнка.
    При правильно организованном грудном вскармливании в сцеживании нет никакой необходимости. При кормлении по требованию у мамы всегда ровно столько молока, сколько нужно малышу. Чтобы новорождённый полностью высасывал грудь, в течение двух-трёх часов его прикладывают к одной груди, в следующие два-три часа – к другой. Если вы кормите ребёнка по расписанию, то, действительно, молоко может пропасть (или его станет не хватать) довольно быстро. Сцеживание после каждого кормления способно на какое-то время помочь поддержать лактацию. Но, как правило, этот срок редко превышает полгода.
    Регулярное дополнительное сцеживание без особых на то оснований может привести и к гиперлактации (избыточному количеству молока), что превышает риск возникновения лактостаза и мастита.

    Стрессы
    Образование молока зависит от выработки гормона пролактина, а её стимулируют лишь частые и правильные прикладывания ребёнка к груди. Переживания и волнения матери никак на этот процесс не влияют. А вот выделение молока из груди зависит от гормона окситоцина, который способствует сокращению мышечных клеток вокруг железы. Выработка этого гормона как раз и связана с психологическим состоянием женщины. Если она напугана, устала, рассержена, испытывает боль, окситоцин перестаёт вырабатываться, и молоко (даже если его много) не выделяется из груди. Поэтому во время кормления старайтесь расслабляться и думать только о ребёнке.
    Если после сильных эмоциональных переживаний вы заметили, что молока стало меньше или малышу стало труднее его сосать и он сердится, верните себе душевное спокойствие – отвлекитесь от проблем, побалуйте себя (душем, массажем, вкусной едой, музыкой). Как только вы придёте в норму, отдача молока восстановится.
    Ранее введение прикорма
    Потребность в иной (кроме грудного молока) пище появляется у малыша не раньше шести месяцев. Если вы берёте его с собой за стол, кроха начинает активно интересоваться тем, что вы едите. Врачи называют такое поведение активным пищевым интересом, который свидетельствует о том, что ребёнок готов к знакомству с новой пищей и что это знакомство уже можно начинать. Однако грудное молоко по-прежнему должно оставаться основным продуктом питания на протяжении всего первого года жизни ребёнка.

    Кормление до года
    До года грудное молоко незаменимо для ребёнка. Но распространено мнение, что после года малыша надо полностью переводить на «взрослую» еду, так как в грудном молоке уже нет ничего полезного. Это неверно. Специалисты по грудному вскармливанию считают, что кормить ребёнка грудью нужно до того момента, пока он сам не откажется (не раньше полутора-двух лет). Главный признак самоотучения – малыш начинает пропускать кормления. Если кроха не готов отказаться от груди сам, отлучение пойдёт ему только во вред. Ранняя разлука с маминой грудью чревата для ребёнка психологической травмой и снижением иммунитета (так как кроха лишается материнских антител). Кроме того, состав молока постоянно меняется для удовлетворения растущих потребностей ребёнка. Научно доказано, что после года в молоке повышается концентрация иммунных компонентов, которые готовят организм малыша к отлучению от груди.

    Источник: https://www.stranamam.ru/post/605693/

    Развитие ребенка по месяцам до года: календарь развития ребенка и таблица

    22.02.2020 Время на чтение: 5 мин