Содержание

Бихевиоризм

В начале XX века логическим завершением стремления к отрицанию всей прежней психологии стало направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название – от английского behavior – «поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология).

Уотсон заявил в своей книге Психология глазами бихевиориста» (1913), что психология, как ее видит представитель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение), представляет собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук, задачей которой является прогнозирование поведения и управление поведением.

Согласно Уотсону, нет никакой разделительной черты между человеком и животным. Термины сознание», психическое состояние», разум» должны быть решительно отброшены как несостоятельные и заменены научными терминами раздражение», реакция», формирование поведения» и т.п. В целом, психология, как наука о поведении исходит из базового принципа, выраженного формулой

S—R (стимул—реакция), и должна иметь дело только с актами типа мышечных движений или действий желез внутренней секреции, которые можно объективно описать, не прибегая к философским концепциям и терминологии.

Историческим предшественником бихевиоризма был американский зоопсихолог Э. Торндайк (1874—1949), проводивший экспериментальные исследования образования навыков У животных. Торндайк постулировал ряд законов научения, включая законы эффекта (лучше запоминается действие, приносившее удовлетворение), упражнения (чем чаще ситуация повторяется, тем лучше она запоминается) и др.

Своим идейным вдохновителем Уотсон называл И. П. Павлова, давшего ясное описание условнорефлекторной деятельности как высшей в эволюционном отношении формы приспособления организма к среде. При этом особую роль играло то обстоятельство, что Павлов развивал свое учение о высшей нервной деятельности с позиций чистого» физиолога, основываясь на данных своих классических экспериментов и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов типа сознание».

Уотсон считал, что анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, – не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать).

Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «чёрный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Бихевиоризм стали называть психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах.

Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, независимый от сознания стимул — реактивные отношения.

Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились преимущественно на животных — белых крысах. В качестве экспериментальных устройств взамен прежних физиологических аппаратов были изобретены различные типы лабиринтов и проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научились находить из них выход.

Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Материал подвергался дотошной статистической обработке. Ведь реакции животных носили не жестко предопределенный, а статистический характер.

Изменялось воззрение на законы, правящие поведением живых существ, в том числе человека, который предстал в этих опытах как большая белая крыса», ищущая свой путь в лабиринте жизни», где вероятность успеха не предопределена и царит его величество Случай.

Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности.

Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания. Его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.

Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство небоскреба или игру в теннис. Основа же всего — законы научения.

Основные теории бихевиоризма

Ученый

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

Э. Торндайк

Экспериментальное исследо­вание условий и динамики научения путем анализа спо­собов решения задачи в про­блемном ящике

Законы образования коннекций (связи),
т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок

Д. Уотсон

Изучение поведения, анализ его формирования путем об­разования связи SR. Наблю­дение за естественным станов­лением поведения, эмоций, понятий, речи

Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности по­влиять на их содержание

Э. Толмен

Изучение деятельности систе­мы организм-среда, формиро­вание целостного, молярного подхода к проблеме поведения

Внутренняя переменная, опо­средующая связь S

R, поня­тие о когнитивных картах и латентном обучении

К. Халл

Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изу­чению поведения, анализу факторов, влияющих на ха­рактер связи SR

Понятие первичного и вто­ричного подкрепления, закон редукции напряжения

Б. Скиннер

Разработка методов целена­правленного обучения, управ­ления и коррекции поведения. Изучение оперантного пове­дения

Законы оперантного обуче­ния, программированное обу­чение, методы коррекции по­ведения

Д. Мид

Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я»

Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскры­тие роли игры и ожиданий ок­ружающих в становлении «Я»

А. Бандура

Исследование социального научения, изучение механиз­мов формирования социаль­ного поведения и подражания, а также способов коррекции поведения

Понятие косвенного подкреп­ления, раскрытие роли модели подражания, исследование са­моэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения

Бихевиоризм — направления, стимулы, заблуждения

Ключевые постулаты теории бихевиоризмаВ двадцатом веке на смену эмпирической приходит психология практическая. Американцы ставят науку на материалистическую основу. Вместо внутренних переживаний и сомнений на первом плане в психологии оказывается действие. Появляется новое направление, бихевиоризм, которое в переводе на русский язык означает «поведение». Сторонники нового направления полагали, что предметом изучения в психологии должны быть только те поведенческие реакции, которые можно увидеть и расценить. Наука должна быть только объективной. Когда действия человека доступны с помощью органов чувств внешнему наблюдению психолога, становится ясной мотивация исследуемой личности.

Теория бихевиоризма гласит, что поведение людей диктуется не их мыслями, а обычным механическим воздействием внешней среды. Все очень просто: появившийся стимул порождает определенную реакцию. Под реакцией в бихевиоризме подразумевается такие движения человека, которые он совершает, выполняя то или иное действие; под стимулом – раздражения, идущие из внешнего мира, доступные наблюдателю.

Поскольку между стимулами и реакциями существует закономерная связь, бихевиоризм учит, что, познав принципы такой взаимосвязи, можно добиться от человека и общества необходимого поведения в различных ситуациях. При этом вовсе нет необходимости исследовать внутренние психические переживания.

Теория бихевиоризма

Такие понятия, как «осознание» и «переживание» нового направления психологии утратили всякую значимость. Теория бихевиоризма признает только конкретное действие и не менее конкретный стимул, который виден для всех окружающих. Все внутренние эмоции считаются субъективными. Один человек переживает «за разбитую чашку», другой – считает, что подошло время замены посуды. Так или иначе, оба идут и покупают новую чашку. В этом основной принцип, лежащий в основе теории бихевиоризма, стимул порождает реакцию, все остальное является временным и наносным.

Кроме того, бихевиоризм полагает, что все стимулы должны подлежать документальному подтверждению, фиксироваться вешними объективными средствами. Полагаться на самонаблюдение психологу не следует ни в коем случае. Основоположник учения бихевиоризма Джон Уотсон вывел формулу: стимул – реакция. Только стимул побуждает человека к какому-либо действию и определяет его характер. Вывод: нужно делать как можно больше опытов с регистрацией данных и дальнейшим глубоким анализом полученной информации.

Безевиоризм, как учение о поведении, также распространяется на животный мир. Поэтому бихевиористы приветствовали учение Павлова и пользовались его результатами.

Новое направление бихевиоризма приобрело популярность, так как отличалось простотой и доступностью понимания. Но, вскоре, оказалось, что не все так просто. Некоторые стимулы вызывают не одну, а сразу несколько реакций. Учение нуждалось в обновлении.

Направления бихевиоризма

Кризис бихевиоризма был разрешен введением в классическую формулу дополнительной переменной. Теперь стало считаться, что не всё возможно зафиксировать объективными методами. Стимул срабатывает только с промежуточной переменной.

Бихевиоризм, как и всякое учение, подвергался модификациям. Так появились новые течения:

  • Необихевиоризм;
  • Соцбихевиоризм.

Основоположником необихевиоризма был Сканнер. Ученый полагал, что исследования, не имеющие объективного подтверждения, ненаучны, и проводить их не следует. Новый бихевиоризм не ставит задачу воспитания личности, но направляет усилия на «программирование» поведения индивидуума для достижения максимально эффективного результата для заказчика. Практика «метода пряника» в исследованиях подтвердила важность положительного стимула, при котором достигаются наилучшие результаты. Сканнер, проводя исследования, неоднократно попадал впросак, но ученый полагал, что если бихевиоризм не может найти ответа на какой-либо вопрос, то такого ответа вовсе не существует в природе.

Основное направление бихевиоризма в социальном плане изучает агрессию человека. Приверженцы соцбихевиоризма полагают, что человек прикладывает все усилия для того, чтобы добиться определенного положения в обществе. Новое слово бихевиоризм в этом течении – это механизм социализации, который предусматривает не только приобретение опыта на собственных ошибках, но и на чужих промахах. На основе этого механизма сформированы основы агрессивного и кооперативного поведения. В этом отношении примечателен опыт бихевиоризма в психологии канадского психолога Альберта Бандуры, который взял три группы детей и представил им один и тот же художественный фильм. В нем показывали, как мальчик избивает тряпичную куклу. Однако для каждой группы были сняты разные концовки:

  • Положительное отношение к действиям мальчика;
  • Наказание мальчика за «плохой поступок»;
  • Полное безразличие к действиям главного героя.

Характеристика основных направлений бихевиоризмаПосле просмотра фильма детей приводили в комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые видели, что за избиение куклы наказывают, не тронули её. Малыши из двух других групп проявили агрессивные качества. Это доказывает, с точки зрения бихевиоризма, что на человека активно влияет общество, в котором он находится. В результате опыта Альберт Бандура предложил запретить все сцены насилия в фильмах и средствах массовой информации.

Основные заблуждения бихевиоризма

Главные ошибки приверженцев бихевиоризма заключаются в полном игнорировании личности:

  • Непонимание того, что изучение любого действия невозможно без привязки к конкретной личности;
  • Непонимание того, что в одинаковых условиях у разных личностей могут возникнуть несколько реакций, и выбор оптимальной всегда остается за человеком.

Как утверждают сторонники бихевиоризма в психологии, «уважение» строится исключительно на страхе. Подобное утверждение не может считаться истинным.

Бихевиоризм как наука о поведении — Студопедия

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в иссле­довании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставит­ся решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психо­логию были введены совершенно новые факты — факты поведения, которые от­личаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется со­знанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспектив­ной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие — путем самонаблюдения.

Справедливости ради надо отметить то, что помимо практической направлен­ности, обусловленной бурным экономическим ростом, стремительное развитие бихевиоризма определяли и другие причины, первой из которых можно назвать здравый смысл. Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что, в ко­нечном счете, наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е, наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражает­ся в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсопом, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, от­рицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психиче­ское и его внешнее проявление — поведение.


Вторая причина кроется в том, что, по мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисципли­ной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интро­спективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.


Как вы уже поняли, основная идея бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его изучения. Уотсон писал: «Бихевиорист ни в чем не находит дока­зательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джем­сом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения». С точки зрения Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити­ем бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественно­научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек—машина». Благодаря деятельности психологов создаются об­разцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможно­сти человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы экс­плуатироваться человеком.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими наука­ми. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой че­ловека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологи­ческую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психиче­ские явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в опреде­ленных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, ска­зывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психиче­ского и соматического, в современной медицине активное развитие получили ме­тоды психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областя­ми науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распро­странение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сфе­ры практической и научной деятельности привело к возникновению разнообраз­ных отраслей психологии.

Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. — Студопедия

Во втором десятилетии 20 века, т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция: смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Дж. Уотсон (1878-1958), пионер этого нового направления писал: «…психология должна… отказаться от субъективного предмета изучения, интроспективного метода исследования и прежней терминологии. Сознание с его структурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением — все это только фразы, не поддающиеся определению». Итак, Дж. Уотсон заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour — поведение). Публикация Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии. По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.


Основания теории Дж. Уотсона:

Первое основание — это соображения здравого смысла, те самые, которые привели и нас к выводу, что психолог должен заниматься поведением человека.

Второе основание — запросы практики. К этому времени психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, особенно в США. Это была эпоха бурного развития экономики. «Городское население растет с каждым годом <…> — писал Дж. Уотсон. — Жизнь становится все сложнее и сложнее <…> Если мы хотим когда-либо научиться жить совместно <…> то мы должны <…> заняться изучением современной психологии».

третье основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод.


Вопрос о методе был одним из главных для нового направления: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и доказать их достоверность невозможно.

В отрицании Дж. Уотсона существования сознания и выразилась такая «грубая сила» идей, которые он отстаивал. Надо заметить, что в отрицании сознания был главный смысл бихевиоризма и в этом же пункте он в дальнейшем не выдержал критики. Положительная теоретическая программа бихевиористов:

(1) Показали, как следует изучать поведение. Уотсон вводит очень важное понятие «реакция». Требовались причинные объяснения — найти внешнее воздействие, вызывающее определенные действия человека. Используется понятие стимула и предлагается следующая знаменитая формула: S — R (стимул — реакция).

(2) Уотсон объявляет отношение S — R единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи:

· выявить и описать типы реакций;

· исследовать процесс их образования;

· изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.

(3) В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по S предсказывать R, а по R заключать об S.

***Здесь напрашивается параллель с В. Вундтом. Ведь он также начал с выявления единиц (сознания), поставил задачу описать свойства этих единиц, дать их классификацию, изучить законы их связывания и образования в комплексы. Таким же путем идет и Дж. Уотсон. Только он выделяет единицы поведения, а не сознания и намеревается собирать из этих единиц всю картину поведения человека, а не его внутреннего мира

Реализация программы бихевеористов в ее теоретической части:

Дж. Уотсон начинает с описания типов реакций. Он выделяет прежде всего реакции врожденные и приобретенные.

Обращаясь к изучению новорожденных детей, Уотсон составляет список врожденных реакций. Среди них такие, как чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы и разные другие.

Не врожденные реакции: здесь Уотсон обращается к работам И. П. Павлова и Б. М. Бехтерева с описанием механизмов возникновения условных, или, как они назывались в то время, «сочетательных», рефлексов. Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

***Безусловный стимул (Sб) вызывает безусловную реакцию (Rб). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (Sy), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным:

безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул. Например, мать гладит ребенка, и у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже — безусловный стимул, улыбка на прикосновение — безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери. Теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребенка.

Сложные реакции по Уотсону образуются путем образования комплексов безусловных реакций. Предположим, имеется такая ситуация: первый безусловный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй — вторую, третий — третью. А потом все безусловные стимулы заменили на один условный стимул (А). В результате условный стимул вызывает сложный комплекс реакций.

Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S — R для объяснения поведения: как правило, «S» и «R» находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается.

Один из представителей позднего бихевиоризма — необихевиоризма Э. Толмен (1886-1959) ввел в эту схему существенную поправку.

С его точки зрения, представления Уотсона о поведении не являются вполне адекватными, т.е., они не соответствуют реальному поведению человека и животных. Критика Толменом Уотсона принципиально сходна с критикой Вундта Джеймсом. Джеймс считал, что перед тем, как изучать сознание, следует разобраться, что представляет собой сознание как реальный эмпирический феномен. Толмен также предлагал обратить внимание на реальное поведение. По его мнению, поведение нельзя сводить к реакциям или сумме реакций (молекулярный подход в физике: целое, состоящее из атомов). Поведение – это целостный феномен, неразложимый на части.

По Толмену, поведение – это всегда целенаправленное действие, характеризующееся специфическими способами достижения цели и гибко соотносящееся с реальными условиями. Оно кардинально отличается от определения Уотсона (реакция, возникающая в ответ на внешний стимул). Поведение нельзя считать полностью детерминированным внешними воздействиями. Для объяснения поведения как молярного феномена необходимо предположить существование внутренних детерминант поведения (у Уотсона – акцент на внешних детерминантах). Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S — V — R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные (когнитивные карты» (образы ситуаций) и т. п. По Толмену, механизм научения нельзя сводить к обусловливанию. Он описал т.н. латентное научение, в котором ведущая роль принадлежит промежуточным переменным.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938).

Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством (Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу).

Согласно теории бихевиоризма, классическое и оперантное обусловливания являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как происходящий вполне автоматически: подкрепление приводит буквально к «закреплению» в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо

другой активности субъекта. Отсюда бихевиористы делали далеко идущие выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко детерминировано, что он в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта. Все эти выводы в конечном счете были следствиями игнорирования сознания. «Неприкасаемость» к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития.

Заслуги бихевиоризма:

(1) Внес в психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития.

(2) Ввел объективный метод — метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

(3) Чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т. п.

(4) В работах бихевиористкого направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.

Недостатки бихевиоризма:

(1) Недоучет сложности психической деятельности человека,

(2) Сближение психики животных и человека,

Игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.

 

Бихевиоризм: теория научения | Диплом по психологии

Бихевиоризм (от амер. behavior – поведение) – наука о поведении. Бихевиоризм как направление в психологии возник в начале ХХ века в США под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Основной научной предпосылкой возникновения бихевиоризма послужили работы выдающегося русского физиолога И.П.Павлова, и прежде всего, открытие условного рефлекса.

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон, который провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение). Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон заявил, что психология должна представлять собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение. Такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека: по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

Сущность и основные понятия теории бихевиоризма

Поведение как совокупность реакций на стимулы

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения. Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. В качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.

Все реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.

Подкрепление, закон эффекта и виды обусловливания

Основным принципом бихевиоризма является закон эффекта, сформулированный Торндайком: последствия поведения определяют вероятность его повторения, т.е. связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Механизм подкрепления называется обусловливанием. Выделяются 4 формы обусловливания:

  1. Классическое обусловливание, или выработка условных рефлексов, – это тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.
  2. Оперантное обусловливание – это тип обусловливания, при котором организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию (так называемое оперантное поведение), реакция приводит в действие механизм подкрепления. При оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть связано с вознаграждением.
  3. Обусловливание избеганием – это вид оперантного обусловливания, при котором подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула.
  4. Контробусловливание – это устранение выработанной ранее условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией на тот же самый стимул.

В результате подкрепления происходит генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие.

Социальное научение

Процесс социального научения походит 3 основных стадии:

  1. Стадия наблюдения данной формы поведения у других и ее последствий;
  2. Стадия реализации данной формы поведения в собственном поведении;
  3. Генерализация раздражителя.

Вероятность перехода от первой стадии процесса социального научения ко второй определяется законом эффекта. Поэтому если последствия наблюдения данного вида поведения других регулярно являются субъективно положительными, то осуществляется положительное подкрепление, и данный вид поведения закрепляется в системе поведенческих реакций наблюдающей личности. Если, напротив, последствия реализации данного вида поведения других отрицательны, то происходит отрицательное подкрепление, и закрепляется склонность подавлять тенденции к данному виду поведения.

Таким образом, практически поведение является результатом обучения: поведение представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы, которые преимущественно усваиваются в процессе научения. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Поэтому бихевиоризм еще принято называть теорией научения.

На основе бихевиоризма возникли необихевиоризм и оперантный бихевиоризм Скиннера. В целом бихевиористическое направление, несмотря на свои недостатки, внесло значительный вклад в развитие психологии как науки, прежде всего, в изучение влияния социальных факторов на формирование личности человека.

Психология как наука о поведении. Бихевиоризм и необихевиоризм — Студопедия

Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления явился Б.Ф.Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основным методом бихевиоризма является создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика — это абстракция, которую невозможно изучать научными методами.

гиппократ темперамент платон

Рис. 1 Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Бихевиористы использовали механизм условных рефлексы для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) — основа преобразования внешней среды — переходный этап к осознанной деятельности человека.4. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение). Основатель — американский психолог Дж. Уотсон. Он писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти». Уотсон исключил из психологии сознание, хотя его наличие не отрицалось. А вот поведение стало центром внимания. Бихевиористы считают, что человек — реактивная система, его поведение управляется внешней средой. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему стремится человек и чего он избегает.


Бихевиори́зм (англ. behaviour — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.


Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке[1]. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ Б.Ф. Скиннера

Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция Уотсона, а именно: психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями он отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. «Психология» Скиннера — это наука манипулирования поведением; ее цель — обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение.

Вопрос 9. Бихевиоризм и необихевиоризм. Основные методологические установки. Экспериментальные результаты и их критический анализ.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 15Следующая ⇒

Бихевиоризм — крупное психологическое направление XX в. Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные реакции организма на раздражения среды (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, таким образом, объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. Поведенческая психология, как учение о реакциях, пытается вывести все поведение из действия внешнего раздражителя. «Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Дж.Уотсона, «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), однако предпосылки возникновения бихевиоризма складывались задолго до нее.

Предпосылки возникновения бихевиоризма:

-требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания»

-философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США,

-исследования поведения животных (Э.Торндайк и др.),

-физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев).

В области методологии бихевиоризм отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S-R, с целью предсказания поведения субъекта и «управления» им. Психические процессы рассматриваются Дж.Уотсоном исключительно в рамках этой схемы. Все реакции Уотсон делит на:наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.).

Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, например, эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (например, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память). Другое основание классификации реакций — степень их «скрытости«. Здесь выделяются:1/доступные для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) 2/доступные для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, например, как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме как реакция на определенные стимулы). При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов, с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с другой.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Торндайк (1874-1949). Не нужно изучать сознание, нужно изучать как формируется навык. Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Связь «ситуация — реакция» в отличие от рефлекса характеризовалась следующими признаками: 1.исходный пункт — проблемная ситуация, 2.организм противостоит ей как единое целое, 3.он активно действует в поисках выбора 4.выучивается путем упражнения. Торндайк стал на путь естественнонаучного объяснения поведения. Но «естественный отбор» полезных действий у индивида происходит на иных основаниях, чем в эволюции вида. Явный механицизм бихевиоризма в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (бихевиоризм не отрицал наличия понимаемого таким образом сознания — он не считал его предметом научного исследования) сразу же вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма.

Представители необихевиоризма стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.). Концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе.

Когнитивный бихевиоризм Толмена.В отличие от Скиннера, Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и какее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом».

До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А.Бандура, Дж.Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. Бихевиоризм предъявлял более высокие требования к чистоте эксперимента: к описанию процедуры эксперимента, к контролю над его условиями, к статистической обработке данных. Бихевиоризм не претендует на выявление жестких причинных связей, и в психологический эксперимент начинают активно внедряться вероятностные параметры.

Основная задача бихевиоризма – предсказывать, какова будет поведенческая реакция человека на данный стимул или ситуацию. Если дан нужный стимул, всегда можно получить нужный ответ. Вместе с тем явный механицизм бихевиоризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику. Поскольку тогда же было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. В итоге все то, с чего психология, как это казалось многим, начинала свой путь в качестве самостоятельной науки, становилось призрачным: ее предмет (сознание), ее главная проблема (из чего построено сознание), ее метод (интроспекция), ее объяснительный принцип (психическая причинность как обусловленность одних явлений сознания другими).

Важные экспериментальные выводы:

1. Идея случайности. Пробы, совершаемые в начале процесса научения, хаотичны (случайны), но они могут столь же случайно приводить к успеху. После успеха они закрепляются и становятся закономерными.

2. Создание канона экспериментальн6ого психологического исследования, включая методы обработки данных.

 




Примеры поведения

Бихевиоризм — это школа психологии, изучающая только то поведение, которое можно наблюдать или измерять. Он не включает изучение эмоций или мотивов.

Примеры бихевиоризма

Ученые в области бихевиоризма говорят, что психология должна сосредотачиваться на реальном поведении людей, а не на поведении, которое нельзя наблюдать, например, мыслях, настроениях и эмоциях. Двумя основными авторами и разработчиками бихевиоризма были психологи Джон Б.Уотсон и Б.Ф. Скиннер.

Положительное подкрепление

  • Родители часто используют систему поощрений, приучая малыша к горшку. Можно использовать конфеты M&M, наклейки или другие небольшие награды. Каждый раз, когда ребенок ведет себя желаемым образом — например, сидит на горшке, вытирает подгузник утром или идет в ванную на горшке, — родитель дает ребенку вознаграждение. Есть надежда, что ребенок будет продолжать демонстрировать желаемое поведение, потому что он или она хочет заработать вознаграждение, пока в конечном итоге поведение не станет привычкой.

  • Компании предлагают повышение зарплаты сотрудникам, показывающим отличные результаты. Надежда на повышение может служить мотивацией для сотрудников хорошо выполнять свою работу.

  • У четырехлетней Эммы есть план работы по дому, который включает такие действия, как заправка постели, одевание, чистка зубов и отнесение тарелки с завтраком в раковину. Если она завершит работу по дому, она зарабатывает наклейку в своей таблице. Как только у нее будет пять наклеек, она сможет выбрать, что семья будет есть на десерт.

  • Второй класс миссис Смит ведет себя плохо. Она решает разработать систему управления поведением для своих учеников в надежде, что она будет мотивировать их вести себя лучше. В конце каждого часа, если студенты следовали правилам на приемлемом уровне, миссис Смит ставит отметку на доске. В конце дня, если есть более пяти отметок, миссис Смит рисует звезду на доске. После того, как будут разыграны десять звезд, класс получит пиццу.Она надеется, что вечеринка с пиццей побудит их следовать правилам.

Отрицательное подкрепление

  • Если учащийся средней школы опаздывает в школу более трех раз в течение периода оценки, он или она получит задержание и должен остаться после школы. Школьные чиновники надеются, что возможность отбытия срока заключения побудит учеников приходить в школу вовремя.

  • Сара имеет обыкновение ускоряться по дороге на работу.Однажды утром ее останавливает полицейский и выдает штраф за превышение скорости на 275 долларов. После этого она больше никогда не ускоряется; Негативные последствия превышения скорости заставляют ее соблюдать ограничение скорости, поскольку она никогда больше не хочет получать штраф за превышение скорости.

  • Студенты-спортсмены должны иметь как минимум оценку C в каждом классе, чтобы участвовать в различных видах спорта. Если оценка ниже C, атлет не будет допущен к соревнованиям до тех пор, пока он или она не повысит оценку.Негативное подкрепление того, что ему не разрешают участвовать в соревнованиях, часто побуждает учащегося быстро сделать то, что необходимо для улучшения его или ее оценки.

Эти примеры положительного и отрицательного подкрепления также являются примерами бихевиоризма в действии.

Мама и дочь рассматривают схему работы по дому как примеры бивиоризма.

Поведенческий подход к психологии: обзор бихевиоризма

Автор: Тиффани Бейли

Обновлено 28 августа 2020 г.

Существует довольно много разных подходов к психологии и тому, как работает и развивается разум, что влияет на человеческое поведение, и различные факторы, влияющие на его мысли и эмоции. Есть пять основных точек зрения, и поведенческий подход — одна из них.

Хотите узнать больше о поведенческом подходе?

Пообщайтесь с сертифицированным экспертом по психологии онлайн сегодня!

Источник: publicdomainpictures.net

Пять подходов к психологии человека

Существует множество областей психологии, от основ до идей, касающихся поведения и развития различных состояний. Вот пять основных подходов к психологии:

  • Биологический подход — это подход к психологии, который фокусируется на биологических факторах тела человека и на том, как они влияют на разум, мысли человека и его эмоции.В первую очередь это относится к изучению генетики человека, уровня гормонов и нервной системы, чтобы прийти к выводу о том, что его физический состав, желания и потребности являются прямой связью между телом и разумом. Сторонники этой идеи считают, что различные факторы конкретного тела человека и общего состояния здоровья являются первопричинами его психики и психологического состояния и что эти физические компоненты влияют на каждое решение, которое может принять человек. Этот подход наиболее важен, когда дело доходит до изучения лекарств и генетики, а также того, как и то, и другое может физически влиять на структуру психического и физического строения человека.
  • Психодинамический подход — Это фрейдистская концепция, согласно которой каждое побуждение человека проистекает из полового влечения. Психодинамический подход настаивает на том, что все импульсы, побуждения и бессознательные факторы человека связаны с его переживаниями в детстве и что эти факторы лежат в основе поведения человека в дальнейшей жизни. Этот подход считает, что все поведение определяется бессознательным, и многие люди слышали о концепциях поведения и импульсов, на которые влияют Ид, эго и суперэго.
  • Поведенческий подход — это подход к психологии, который фокусируется на том, как окружающая среда и как внешние стимулы влияют на психическое состояние и развитие человека, и как эти факторы специально «тренируют» человека тому поведению, которое они будут проявлять позже. Некоторые, кто поддерживает этот подход, не верят, что концепция свободы воли существует и что все виды поведения просто усваиваются на основе личного опыта каждого человека путем проб и ошибок, получая наказания и последствия за определенные мысли и действия, а также подкрепление и положительные выгоды от другие.

Источник: pexels.com

  • Гуманистический подход — Гуманистический подход в психологии настаивает на том, что каждый человек имеет свободную волю, по своей природе «добрый» и что нами естественным образом движет желание улучшить себя. Он также поддерживает идею о том, что все мы нуждаемся в значительном улучшении себя и окружающего нас мира. Этот подход подчеркивает уникальность каждого человека и очень специфические желания и потребности, когда речь идет о том, чего каждый из нас желает в отношении чувства удовлетворения, что дает нам чувство удовлетворения в нашей жизни и психологический рост каждого человека.Субъективный опыт (который относится только к отдельному человеку, а не к массам) подчеркивается из-за его важности в роли психологии, а не объективной реальности. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на каких-либо научных факторах в отношении поведения и психических состояний, гуманистический подход поддерживает использование качественной информации, полученной в ходе бесед и опросов один на один, а также самодокументирования от человека, чтобы лучше понять их особый образ мышления и точка зрения на самих себя, свой опыт и мир вокруг них.

Гуманистический подход также отвергает исследования и эксперименты с участием любых других животных (например, в случаях использования лабораторных крыс или других животных для определенных поведенческих исследований), потому что сторонники этого подхода считают, что люди относятся к гораздо более значительному уровню. познания и что человеческие способности рассуждать, думать и общаться не похожи на способности любых других живых существ в царстве животных.

  • Когнитивный подход — Когнитивный подход к психологии рассматривает разум как «процессор информации», и поэтому поведение и взгляды человека основаны на знаниях, которые у него уже есть, а также на его прошлом опыте.Этот подход устраняет идеи психоаналитического мышления и обусловленного поведения и сосредотачивается на свободе воли с решениями, определяемыми памятью и их способностью обрабатывать эту информацию для формирования выбора, который они сделают сейчас или позже. Акцент делается больше на методы обработки и способности человека и отношения, которые развиваются между человеком и определенными стимулами, а не только на причину и следствие.

Основные идеи, лежащие в основе поведенческого подхода к психологии

Хотите узнать больше о поведенческом подходе?

Пообщайтесь с сертифицированным экспертом по психологии онлайн сегодня!

Источник: rawpixel.com

В рамках поведенческого подхода психология анализируется и изучается с использованием исключительно объективных и научных методов наблюдения и оценки человеческого разума. В то время как некоторые подходы к психологии включают в себя учет собственных субъективных и уникальных взглядов человека на свой разум, свои чувства и эмоции, а также их опыт, бихевиоризм игнорирует эти данные и строго фокусируется на данных, полученных путем «тщательного и контролируемого наблюдения и измерения поведения, «с его основными целями — контроль и прогнозирование поведения.

Бихевиоризм отвергает внутренние концепции, такие как мысли и эмоции, и, как следует из названия, сосредотачивается строго на наблюдаемом поведении. Те, кто поддерживает этот подход, не отрицают существование человека, использующего свой разум, ощущая или обрабатывая стимулы вокруг себя, но это рассматривается как не имеющее отношения к их основным интересам при изучении психологии, поскольку эти внутренние факторы нельзя наблюдать внешне, кроме как полагаться на них. собственное личное толкование и выражение этих факторов человеком.Пытаясь сохранить в своей области как можно более объективную и научную информацию, это не позволяет допускать данные, которые могут быть искажены мнениями или уникальными точками зрения человека относительно того, что он может чувствовать или делать и почему. Этот подход решительно поддерживает идеи редукционизма (сокращение всего человеческого поведения на более мелкие компоненты для упрощения и понимания), а также номотетического подхода (установление обобщений, применимых ко всем индивидуумам) к психологии.

В отличие от тех, кто предпочитает гуманистический подход к психологии, те, кто верит в бихевиоризм, решительно поддерживают контролируемые эксперименты с использованием других живых организмов, таких как голуби и лабораторные крысы, при изучении причин и следствий в отношении поведения из-за того, насколько строго окружающая среда и условия могут регулироваться и изучаться. Бихевиористы часто не видят разницы между поведенческими паттернами, которые могут быть усвоены или обусловлены как у людей, так и у животных, поэтому эксперименты с субъектами, не являющимися людьми, являются отличной отправной точкой, когда дело доходит до проверки гипотез, связанных с поведением, в более контролируемой ситуации по сравнению с строго работать с другими людьми, эмоции и субъективное восприятие которых могут повлиять на окончательные результаты тестирования.

Наконец, корень бихевиористского подхода к психологии можно свести к убеждению, что любое поведение, независимо от его сложности, может быть обусловлено и предсказано на основе «ассоциации стимула и реакции». Это означает, что реакцию можно предсказать в ответ на конкретный стимул, а также определить потенциальный стимул на основе предсказанных и ожидаемых реакций, которые можно наблюдать у человека.

Типы бихевиоризма

Хотя бихевиоризм сам по себе является подходом, он также имеет два конкретных подмножества: методологический бихевиоризм и радикальный бихевиоризм.

Источник: commons.wikimedia.org

  • Методологический бихевиоризм был впервые представлен Джоном Ватсоном и является основой поведенческого подхода к психологии и состоит из убеждений, что люди ничем не отличаются от других существующих живых животных и что объективный подход к изучению поведения и усвоения Условия и реакции — наиболее эффективный метод понимания общей психологии и поведенческих реакций.Методологический бихевиоризм также поддерживает веру в то, что живые существа рождаются с разумом как «чистым листом» и с этого момента начинают изучать свои реакции на окружающий мир.
  • Радикальный бихевиоризм согласуется с идеями, выраженными в методологическом бихевиоризме, но основывается на них, включая идеи о том, что все живые существа рождаются с присущими им поведением и чертами, а не с «чистыми листами» при рождении, а также включает принятие роли, которые биологические факторы и специфическая генетика также играют роль в поведении организма.Б. Ф. Скиннер, человек, ответственный за создание концепции радикального бихевиоризма, также согласился с Уотсоном в отношении присутствия внутренних психологических процессов, таких как мысли и эмоции, и их роли в отношении поведения (но не использовал их для полного объяснения реакции на стимулы в человек), но действительно пришел к выводу, что они должны быть проанализированы и объяснены в отношении любого представленного поведения.

Несмотря на очень незначительные различия между двумя школами поведенческой мысли, обе точки зрения по-прежнему согласны с идеей о том, что цель самой психологии должна заключаться в способности как предсказывать, так и контролировать поведение в живом организме.

Исследования, связанные с поведением

Эксперимент с собаками Павлова был обусловлен выделением слюны при прослушивании определенного звука в ожидании приема пищи — это яркий пример исследования, связанного с бихевиоризмом. Однако есть немало других, имеющих отношение к этому психологическому подходу.

Собаки Павлова — Начнем с того, что это наиболее известное поведенческое исследование относительно обусловленности в отношении бихевиоризма. В 1890-х годах физиолог Иван Павлов изучал уровень слюноотделения своих собак в ответ на кормление.Он обнаружил, что вскоре у них начиналось выделение слюны при любых раздражителях, с которыми они начинали ассоциироваться, зная, что их скоро накормят, таких как приближающийся его помощник, а затем звук метронома. В итоге он посвятил всю свою будущую работу изучению этой концепции и определил, что если условный раздражитель (то, на что они будут обучены реагировать) и безусловный раздражитель (что-то, что естественным образом встречается в организме) возникают в течение достаточно короткого времени. кадра, эти двое будут связаны, и человек или животное будут обучены реагировать соответствующим образом.

Эксперимент с куклой Бобо — Это было исследование обусловленности у маленьких детей, которое показало, что они имитируют и учатся социальному поведению (особенно агрессии) посредством наблюдения за взрослыми в их присутствии, что называется наблюдательным обучением. Детей разделили на группы для экспериментов и показали куклу «Бобо», которую они должны были стать свидетелями физического и словесного насилия со стороны взрослого. После этого детям были предоставлены игрушки, которые вскоре унесли, чтобы спровоцировать агрессию, соответствующую их возрасту (3-6 лет).Увидев, как взрослые проявляют оскорбительное поведение по отношению к куклам Бобо, дети затем демонстрируют такое же агрессивное поведение, когда им предлагают смесь обычных и « агрессивных » игрушек (таких как молотки и дротики), показывая, что с тех пор они научились путем наблюдения проявлять агрессивное поведение, когда его провоцируют.

Коробка Скиннера — Коробка Скиннера была экспериментом, подтверждающим и поддерживающим идею оперантного обусловливания, который показывает, что вознаграждаемое поведение будет иметь тенденцию повторяться, а наказуемое будет удерживать человека или организм от повторения их снова в будущем. .Эксперимент заключался в помещении лабораторной крысы в ​​коробку («ящик Скиннера»), и, будучи голодным, она узнала, что прикосновение к маленькому рычагу выдаст гранулу пищи, поэтому она научилась повторять действие для положительного ответа (это называется положительным подкреплением). Что касается отрицательного подкрепления, крыс также помещали в ящик, который иногда давал им небольшой шок, но с рычагом, который предотвращал бы возникновение шока. Они очень быстро научились нажимать на рычаг, чтобы не допустить сотрясения.Подкрепление любой природы поощряет повторную реакцию на определенные стимулы или ситуации, тогда как наказание имеет цель ослабить импульс или действие или полностью предотвратить его в дальнейшем. Так обычно действуют дисциплинарные взыскания в отношении детей. Если ребенок крадет игрушку или совершает какое-либо другое поведение, которое родитель или опекун считает неуместным, он будет наказан либо бранью, либо шлепанием, либо каким-либо другим видом дисциплинарного воздействия. В большинстве случаев это негативное последствие их действий остается с ними достаточно долго, чтобы научиться не повторять поведение, которое изначально привело их к неприятностям.

Эксперимент Маленького Альберта — Хотя этически весьма сомнительный, эксперимент был проведен, чтобы увидеть, может ли обусловленность, доказанная в эксперименте Павлова с собакой, также применяться к людям. В этом эксперименте участвовал 9-месячный мальчик, которому были представлены различные предметы, включая обезьяну, кролика и белую крысу. Как и большинство детей, у него не было отрицательной реакции на предметы, представленные ему, но он поражался и начинал плакать каждый раз, когда участники эксперимента ударяли молотком о стальной прут позади него.В течение нескольких недель участники эксперимента начали бить молотком по стальному стержню каждый раз, когда маленький мальчик получал белую крысу, и в конечном итоге этого звука даже не потребовалось, чтобы вызвать у него истерику при виде белую крысу, потому что он научился их связывать.

Это неприятное исследование показало связь между поведением, обусловливанием и развитием фобий. У него временно возникла такая же реакция даже в ответ на любые предметы или стимулы, которые отдаленно напоминали ему крысу, но в конечном итоге симптомы фобии исчезли, что называется «угасанием».«Они повторили процесс кондиционирования снова и показали, что он все еще может быть переобучен, чтобы снова и снова иметь такую ​​сильную реакцию на белую крысу и все связанные с ней стимулы.

Как поведенческие методы используются в лечебных учреждениях?

Идеи, поддерживаемые бихевиоризмом, также могут быть применены в лечебных целях для терапевтических целей и модификаций поведения.

Когнитивно-поведенческая терапия — отличный пример применения этих концепций в качестве формы лечения.КПТ фокусируется на когнитивных факторах и мыслях, лежащих в основе определенного поведения, и помогает человеку осознать эти факторы и их эффекты в попытке изменить мыслительные процессы в ответ на определенные стимулы и ситуации, тем самым позволяя им вносить изменения в свое поведение в процесс.

Прикладной анализ поведения использует поведенческие методы с использованием положительного подкрепления для поощрения замены поведения человека на более желаемое. Он сосредоточен строго на аспекте модификации поведения, а не на какой-либо терапии разговоров, такой как КПТ, чтобы понять, как и почему связано с поведением человека.

Теория социального обучения — это концепция, демонстрируемая в таких случаях, как эксперимент с куклой Бобо: многие формы поведения изучаются путем наблюдения в социальных ситуациях, а затем имитируются. В условиях лечения это часто применяется к тем, кто борется с зависимостью, и в ситуациях социальной работы. Он часто включает окружение тех, у кого есть стимулы и наблюдаемые отрицательные факторы в их жизни, положительными образцами для подражания и системами поддержки, чтобы поощрять более желательное поведение и привычки и снижать вероятность действий и реакций, от которых хочется избавиться.

Экспозиционная терапия также использует поведенческие техники, заставляя людей с фобиями и сильными негативными реакциями на стимулы (например, связанные с травмой и связанными с ней эффектами) все меньше и меньше подвергаться негативному влиянию определенных триггеров в их жизни за счет стратегического и безопасного они взаимодействуют с этими триггерами и снижают их чувствительность к целевым стимулам.

Дополнительная информация

Источник: en.wikipedia.org

Чтобы получить дополнительную информацию о бихевиоризме, поведенческих методах в отношении психологии или получить совет относительно использования поведенческих методов в качестве части лечения, BetterHelp предлагает многочисленные статьи и ресурсы, которые помогут вам в обучении по этим темам, а также ресурсы онлайн-терапии, если вы считают, что поведенческий подход к решению любых проблем с психическим здоровьем может быть для вас правильным вариантом.

.

Поведенческий подход — Мир психолога

Поведенческий подход основан на концепции , объясняющей поведение посредством наблюдения , и на вере в то, что окружающая среда — это то, что заставляет нас вести себя иначе или страдать от болезней. Основные категории бихевиоризма:

Классический бихевиоризм:

Возможно, инициирован Джоном Б. Уотсоном с его публикацией «Психология как бихевиористские взгляды на это» (часто называемой манифестом бихевиориста ), , который описал свой бихевиористский подход в психологии как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания «.Подробнее о классическом поведении

Методологический бихевиоризм:

Метологический бихевиоризм основан на идее, что все виды психологических исследований основаны в большей или меньшей степени на наблюдениях за поведением ; Некоторые могут возразить, что это самое близкое понимание чьего-то психологического склада. Подробнее о методологическом поведении

Радикальное поведение:

Радикальные бихевиористы утверждают, что все наши действия можно объяснить факторами окружающей среды.Это несколько крайняя точка зрения, поскольку она игнорирует биологические и когнитивные влияния, особенно с учетом исследований, которые показали, что генетические факторы играют определенную роль в таких расстройствах, как шизофрения и депрессия, и об успехе когнитивных методов лечения, таких как рациональная эмоциональная терапия (RET). Популярными сторонниками радикального бихевиористского подхода были Дж.Б. Уотсон и Скиннер, но сегодня психологи широко признают важность когнитивных и биологических факторов в объяснении расстройств и поведения.Подробнее о радикальном поведении

Что это предполагает?
  1. Бихевиористы предполагают, что мы можем понять людей, наблюдая за их поведением. Это контрастирует с когнитивным подходом, который рассматривает мыслительные процессы и другие ненаблюдаемые виды деятельности.
  2. Поведение можно наблюдать в виде ответов на определенные стимулы . Например, человека, которого просят подержать книгу (стимул), можно было бы отреагировать, держа книгу в руках. Эта теория стимула-реакции составляет основу обусловливания , которая предполагает, что обучение у людей и животных может происходить через ассоциацию реакции с конкретными стимулами.
  3. Бихевиоризм также предполагает, что мы рождены как с чистого листа , или tabula rasa, и, таким образом, равны при рождении. Именно факторы окружающей среды, а не генетические или биологические различия заставляют нас вести себя по-разному. Бихевиоризм в значительной степени представляет собой аспект — воспитание в дебатах о природе и воспитании.
Оценка поведенческого подхода:
Собаки Скиннера и Павлова показали важность классической и оперантной обусловленности в обучении.Имеется значительная поддержка — в первую очередь исследования близнецов и семей, — показывающих значение биологических факторов при заболеваниях. Гипотеза дофамина , которая предполагает, что шизофрения связана с аномальными уровнями нейромедиатора дофамина, привела к созданию успешных лекарств. Готтесман (1991) обобщил около 40 исследований моно- и ди-зиготных близнецов и обнаружил, что существует потенциальная генетическая связь с шизофренией.
См. Также:
Поведенческая терапия:
.