Асоциальное поведение детей: Асоциальное поведение детей | Статья по теме:
Асоциальное поведение детей | Статья по теме:
Родительское собрание на тему «Асоциальное поведение детей»
Детство — это подготовка к взрослой жизни. От того, как оно организовано зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо — обернется нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — может обернуться большой бедой.
Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением.
- Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества.
- Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманам.
Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников и школьников среднего звена не было и речи. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицию, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.
Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много:
- грубость,
- нечестность,
- лень,
- сквернословие,
- неуважение к старшим, воровство,
- хулиганство,
- бродяжничество,
- курение,
- употребление алкоголя,
- наркотиков и др.
Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения в поведении, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.
Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.
Ребенок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.
Трудные дети, как правило, плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению.
Психологи и педагоги выделяют несколько типов трудных детей:
1) дети с нарушениями в сфере общения
2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)
3) дети с недостатками умственного развития
4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
Вследствие этого могут сформироваться:
- циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушающие порядок и правила по собственному убеждению, считающие себя правыми; сознательно противопоставляющие себя обществу;
- неустойчивые, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств люди; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; они подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;
- подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко — табаке, вине и т. д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;
- аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их просто нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.
Анкетирование по вопросам профилактики вредных привычек
№ п\п | Вопрос | |
Я:
| ||
В моей семье:
| ||
Первый раз я попробовал сигарету:
| ||
В первый раз я закурил:
| ||
Сейчас я курю:
| ||
Я курю:
| ||
Я скрываю свою привычку курить от родителей:
| ||
Мои родители:
| ||
Я:
| ||
В моей семье:
| ||
В моей семье:
| ||
В первый раз я попробовал алкогольный напиток:
| ||
Мой первый алкогольный напиток был:
| ||
Я уже пробовал:
| ||
В первый раз я попробовал алкоголь:
| ||
Я попробовал, потому что:
| ||
Сейчас я употребляю алкоголь:
| ||
Мои родители:
| ||
Мои родители знают, где, сколько, что и с кем я пью:
| ||
Какие виды наркотических веществ знаете? | ||
Пробовали ли вы наркотики или наркотикосодержащие вещества?
| ||
Почему да? Почему нет? | ||
Хотелось бы вам попробовать наркотическое вещество?
| ||
Есть ли у вас знакомые, друзья, которые употребляют наркотические вещества?
| ||
Изменилось ли поведение ваших друзей или знакомых после употребления наркотических веществ?
| ||
Есть ли среди ваших родственников те, кто употребляет наркотические вещества?
|
Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения
На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.
Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.
Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.
Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях.
— В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.
Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:
-
имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
-
пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
-
во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
-
нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;
-
имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.
Профилактические мероприятия в учебных заведениях:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2. Борьба с прогулами занятий
является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе.
беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
– встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
– «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.-
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
-
милосердие, доброта и здоровье;
-
природа и здоровье;
-
любовь и здоровье;
-
здоровье и успешная карьера;
-
мода и здоровье;
-
фигура и здоровье;
-
спорт и здоровье;
-
компьютерные игры и здоровье;
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми..
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!
Профилактика асоциального поведения у детей
Любые отклонения поведения ребенка или подростка от устоявшихся норм принято называть асоциальным поведением. Причины такого поведения чаще всего кроются в самих родителях подростка.
Возможен вариант наследственности, когда ребенку передается набор хромосом того из родителей, который в прошлом тоже имел похожие проблемы. Что конкретно меняется в мозге человека при этом, ученые еще не открыли. В любом случае ребенку необходим психолог Тюмень отзывы на авторитетных ресурсах помогут вам определится с выбором.
Особенности асоциального поведения подростков
Асоциальное поведение может варьироваться от простого озорства и шалости до преступных деяний. Основными особенностями такого поведения является нежелание подчиняться общественным нормам и правилам. Нередко при этом подростки начинают курить или употреблять алкоголь. Происходит жесткое неприятие формальных объединений в угоду неформальным. В школе таких людей крайне сложно обучать, так как их внутренне видение жизни искажено, и они не воспринимают информацию со всей сознательностью и серьезностью.
Что заставляет человека вести себя асоциально
Если ребенок живет в семье, где родители постоянно ссорятся друг с другом, это служит спусковым крючком к такому поведению в будущем. Даже когда ребенку еще нет двух лет, он очень живо реагирует на ссоры родителей, а потом вырастает с психическими проблемами.
Зачастую подросток начинает вести себя неподобающим образом, если вырос в одной из таких семей:
- Ячейки общества, в которой только один отец или мать. Бывает, что воспитанием малыша занимаются бабушка с дедушкой.
- Семья, в которой родители очень часто ссорятся.
- Аморальная семья (родители употребляют алкоголь, наркотики, ведут преступную жизнь).
- Находятся на грани расторжения брака родители. При этом обязанности в отношении ребенка выполняются формально и отсутствует взаимоуважение.
Нередко асоциальное поведение связано с подростковым изменением психики человека. В любом случае, если ситуация выходит из под контроля, необходимо обратиться за помощью к психологу.
Способы профилактики и устранения асоциального поведения
Мощным стимулом для подростка стала бы возможность зарабатывать деньги. Если натолкнуть его на мысль о том, что можно открыть собственное дело, чтобы не зависеть в будущем от родителей, то он скорее отзовется на это, чем на призывы заняться спортом.
Все-таки профилактика асоциального поведения должна начинаться с родителей. Необходимо заблаговременно выявлять проблемные семьи, чтобы уберечь детей. Очень важно формировать у детей тягу к здоровому образу жизни. Для этого следует обеспечить доступность спортивных секций, радиокружков и т. д.
Какими бы занятыми родители не были, они должны регулярно контролировать успеваемость своего ребенка. Ведь это является важным фактором в профилактике девиантного поведения.
Устранить асоциальное поведение можно с помощью психолога или установление доверительных отношений со своим ребенком. Ведь именно этого, как показывает практика, не хватает таким детям.
Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.
Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.
Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На Основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще и дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став и взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения И поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
По данным исследований, в том числе и наших, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией. Под кинологией поведения понимается непринятый в данной культуре щи поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей.
Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами — утратой любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофами и т.д.
Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след и психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситуация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, Но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приведет ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, ибо зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства не защищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, — дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь и неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического статута РАО (1990), по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства — от младенчества до взрослости — психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.
Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ребенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные процедуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Переживания травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах с том, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличенном реагировании.
Психика «сживается» с переживаниями травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматических переживаний в виде психических отклонений являются способом выживания [34, 56].
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния — психической депривации (Й. Лангеймер и Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.
В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого фактора обнаружены и другие (сенсорная депривация — обеднение среды, ее сужение; социальная — уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоциональная — снижение эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая — невозможность удовлетворения основных потребностей).
Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, т.е. оставшимися без попечения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и пагубное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются имеете.
Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом — отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье [34, 91].
Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не; может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по- прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для социального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там находятся их родители!
Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родителей, вызванное такой средой, но не их самих.
Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя и погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.
У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, но ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее нередко, не сумев Приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.
Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [12,71].
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об «том не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.
Работа с детьми в учреждениях социально-педагогической поддержки должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает направления — оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны. Выйдя из учреждения социально-педагогической поддержки, ребенок попадает в мир, где живут его самые близкие люди — родители. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гостиницы и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому главная задача всех специалистов — сделать все, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.
Сегодня много говорят об открытии института приемных семей. Это перспективная, хорошая форма устройства жизни ребенка. Но, тем не менее, всегда нужно помнить, что если ребенок проживает в приемной семье, необходимо сделать все для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями. Это, но многом может изменить и саму неблагополучную семью, и отношение ребенка к своим родителям. Можно считать, что возвращение ребенка в свою обновленную, измененную биологическую семью — самый хороший результат работы учреждений социально-педагогической поддержки. Специалисты таких учреждений должны это делать ради ребенка, ибо в центре их внимания всегда стоят интересы детей и только детей 14,15].
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В.Дубровина, Э.А.Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [46, 215].
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.
Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматической ситуацией у человека возникает переживание, которое показывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уверенности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий — очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, встал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, и в нем укрепить убеждение в существовании новых, и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью.
Новые рекомендации по антиобщественному поведению детей
BBC News сообщает, что существует новое «Руководство, которое поможет родителям выявлять« проблемное поведение », в то время как Daily Telegraph утверждает, что« более чем одному миллиону родителей могут быть предложены финансируемые государством уроки о том, как играть со своими детьми в возрасте до 2 лет. Руководство NHS ».
Оба отчета основаны на новых рекомендациях, опубликованных сегодня Национальным институтом здравоохранения и клинического совершенства (NICE) и Институтом передового опыта социальной помощи (SCIE), в отношении состояния, известного как расстройство поведения.
Расстройство поведения — относительно распространенное, но часто упускаемое из виду состояние психического здоровья у детей и молодых людей, которое вызывает вызывающее поведение («Я не буду делать то, что вы мне говорите»), а иногда и серьезное агрессивное и / или антиобщественное поведение.
В руководстве говорится, что половина детей с расстройствами поведения не только пропускает части своего детства, но и у взрослых развиваются серьезные проблемы с психическим здоровьем, такие как антисоциальные расстройства личности. У них также есть повышенный риск оказаться в тюрьме и развить проблему злоупотребления наркотиками.
В рекомендациях утверждается, что раннее вмешательство у детей из групп риска необходимо для разрыва этой цепи.
Новое руководство подчеркивает ключевую роль родителей и других лиц, осуществляющих уход, в выявлении и лечении расстройств поведения и рекомендует специальное обучение для медицинских и социальных работников, чтобы помочь им.
Что подразумевается под расстройством поведения?
Расстройства поведения — наиболее распространенный тип психических и поведенческих проблем у детей и молодых людей. Для них характерны повторяющиеся и постоянные модели антисоциального, агрессивного или вызывающего поведения, намного хуже, чем обычно можно ожидать от ребенка этого возраста.Типы поведения включают воровство, драки, вандализм и причинение вреда людям или животным.
Дети младшего возраста часто страдают расстройством поведения, которое называется «оппозиционно-вызывающим расстройством». У этих детей антисоциальное поведение менее сурово и часто включает споры («противодействие») и неповиновение («неповиновение») взрослым, которые заботятся о них.
У подростков с расстройствами поведения модель поведения может стать более экстремальной и включать:
- агрессия по отношению к людям или животным
- Уничтожение имущества
- Упорная ложь и воровство
- серьезное нарушение правил
Дети с расстройствами поведения часто имеют другие проблемы с психическим здоровьем, особенно синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Насколько распространены расстройства поведения?
Эти расстройства являются наиболее частой причиной направления детей в службы охраны психического здоровья: 5% всех детей в возрасте от 5 до 16 лет диагностированы с этим заболеванием.
Доля детей с расстройствами поведения увеличивается с возрастом, и они чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Например, 7% мальчиков и 3% девочек в возрасте от 5 до 10 лет имеют нарушения поведения; у детей в возрасте от 11 до 16 лет эта доля возрастает до 8% мальчиков и 5% девочек.
Что вызывает расстройство поведения?
Пока не ясно, почему развиваются расстройства поведения. Преобладает мнение, что, как и во многих состояниях психического здоровья, может быть задействована комбинация экологических и биологических факторов.
Возможные факторы окружающей среды включают:
- «суровый» стиль воспитания
- проблемы психического здоровья родителей, такие как депрессия и злоупотребление психоактивными веществами
- отцовская история, например, распад брака
- бедность
- индивидуальных фактора, например, низкое достижение
- наличие других проблем психического здоровья
С точки зрения биологии, исследователи, изучавшие структуры мозга мальчиков-подростков с расстройствами поведения, обнаружили различия в областях мозга, связанных с такими эмоциями, как сочувствие, и поведением, например, рискованным.
Могут быть определенные генетические варианты, которые наследует ребенок, которые также могут сделать его более склонным к развитию расстройств поведения.
Что происходит с детьми с расстройствами поведения?
Дети и молодые люди с диагнозом «расстройство поведения» часто терпят неудачу в школе или колледже и становятся социально изолированными. В подростковом возрасте они могут злоупотреблять наркотиками и алкоголем или вовлекаться в систему уголовного правосудия. Во взрослом возрасте эта группа плохо успевает с точки зрения образования и работы, часто вовлечена в преступную деятельность, а также имеет высокий уровень проблем с психическим здоровьем, таких как антисоциальное расстройство личности.
Как лечить расстройство поведения?
Было разработано несколько подходов к детям из группы риска или диагностированных расстройств поведения. В частности, программы по воспитанию детей осуществляются специалистами в области здравоохранения и социальной защиты, чтобы помочь родителям улучшить поведение своих детей. Лечение самих детей включает в себя психологическую терапию, а иногда и лекарства. В лечении детей с расстройством поведения может участвовать множество различных агентств, включая медицинских работников, социальные службы, школу и колледж.
На какие тревожные признаки и симптомы мне следует обращать внимание у моих детей?
Осознание того, что ребенок может подвергаться риску или развить расстройство поведения в раннем возрасте, может помочь предотвратить проблемы в будущем.
Расстройство поведения отличается от периодических истерик или «непослушания» у ребенка.
Поведение ребенка с расстройством поведения может зависеть от его возраста. Дети младшего возраста (до 11 лет) могут неоднократно спорить, не подчиняться и игнорировать тех, кто о них заботится.
Дети старшего возраста с расстройством поведения могут постоянно демонстрировать антиобщественное поведение, например:
- очень агрессивны по отношению к людям и животным
- кража или повреждение имущества
- лежа
- боевые действия
- нарушение правил
Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, как можно скорее обратитесь за советом к терапевту.
Какие рекомендации дал NICE по диагностике расстройств поведения?
NICE дал ряд рекомендаций по диагностике и лечению расстройств поведения.Его основные рекомендации изложены ниже.
Избирательная профилактика
Одним из ключевых сообщений, содержащихся в рекомендациях NICE, является важность и полезность выборочной профилактики. Выборочная профилактика означает выявление отдельных детей с риском развития расстройства поведения выше среднего, а затем предоставление лечения, чтобы попытаться предотвратить его появление. Причина в том, что болезнь обычно легче предотвратить, чем вылечить.
NICE рекомендует рассматривать детей младшего возраста в возрасте от трех до семи лет для селективной профилактики, если:
- они растут в бедной семье
- отстают в школе
- есть история жестокого обращения с детьми или родительского конфликта
- их родители разведены или разведены
- у одного или обоих родителей в анамнезе были проблемы с психическим здоровьем и / или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами
- Один или оба родителя контактировали с системой уголовного правосудия
Оценка
NICE рекомендует, чтобы дети или молодые люди, подверженные риску развития расстройства поведения или подозреваемые в расстройстве поведения, проходили обследование квалифицированными специалистами в области здравоохранения или социальной помощи.
Первоначальная оценка должна включать проверку следующих усложняющих факторов:
- сосуществующая проблема психического здоровья (например, депрессия или посттравматическое стрессовое расстройство)
- нарушение развития нервной системы (в частности, СДВГ и аутизм)
- Нарушение обучаемости или трудности с обучением
- Злоупотребление психоактивными веществами (у детей старшего возраста)
За первоначальной оценкой должна следовать более полная оценка. Это должно включать вопросы и оценку следующего:
- Основные симптомы расстройства поведения у детей младшего возраста (в возрасте до 11 лет) — особенно симптомы, связанные с оппозиционно-вызывающим расстройством, определяемым NICE как «образцы негативистского, враждебного или вызывающего поведения»
- основные симптомы расстройства поведения у детей старшего возраста (старше 11 лет), такие как агрессия по отношению к людям и животным, уничтожение имущества, обман или кража, а также серьезные нарушения правил »у детей старше 11 лет
- в настоящее время работают дома, в школе или колледже и со сверстниками
- Качество воспитания
- История любых прошлых или текущих проблем психического или физического здоровья
Какие рекомендации дал NICE по лечению расстройств поведения?
Для детей младшего возраста в возрасте от трех до 11 лет рекомендуется тип лечебной программы, известной как групповая программа обучения родителей.
Для детей старшего возраста в возрасте от девяти до 14 лет рекомендуются лечебные программы, известные как программы, ориентированные на детей.
Дети старшего возраста и люди младшего возраста в возрасте 11-17 лет также получают пользу от так называемых мультимодальных вмешательств (включающих множество услуг).
В некоторых случаях может быть рекомендовано медикаментозное лечение.
Программы обучения родителей / приемных родителей / опекунов
NICE рекомендует предлагать это лечение детям, которые:
- были идентифицированы как группы высокого риска развития оппозиционно-вызывающего расстройства или расстройства поведения
- имеют оппозиционное вызывающее расстройство или расстройство поведения
- находятся в контакте с системой уголовного правосудия из-за антиобщественного поведения
Программы обучения родителей / приемных родителей / опекунов основаны на том, чтобы помочь родителям максимально использовать свои родительские навыки, чтобы они могли улучшить поведение своего ребенка.Программы проводятся специально обученными специалистами в области здравоохранения или социальной защиты. Они охватывают коммуникативные навыки, методы решения проблем и способы поощрения позитивного поведения у детей.
Лучше, если программу будут посещать оба родителя, опекуны или опекуны, если это возможно и в наилучших интересах ребенка или молодого человека.
Программы обычно проводятся в группах с участием от 10 до 12 родителей в течение 10-16 встреч, каждая из которых длится от 1,5 до 2 часов.
Программы для детей
NICE рекомендует предлагать это лечение детям, которые были идентифицированы как:
- подвержены высокому риску развития оппозиционно-вызывающего расстройства или расстройства поведения
- имеют оппозиционное вызывающее расстройство или расстройство поведения
- находятся в контакте с системой уголовного правосудия из-за антиобщественного поведения
Программы, ориентированные на детей, включают групповую работу с другими детьми или молодыми людьми того же возраста и схожие вопросы.Терапевт побуждает детей лучше понимать свои мысли, чувства и поведение, а также связи между ними. Это сделано, чтобы помочь детям научиться лучше ладить с другими людьми.
Дети обычно встречаются со своей группой один раз в неделю в течение 10–18 недель. Каждая встреча должна длиться около двух часов.
Мультимодальные вмешательства
Мультимодальные вмешательства включают психологическую терапию, которая побуждает людей взглянуть на различные аспекты своей жизни и поговорить с более широким кругом людей, включая их семью, людей в их школе или колледже и других людей, которые важны в их жизни.Такой вид лечения должен проводить специально обученный специалист, называемый куратором. Ведущий должен посещать вас три или четыре раза в неделю в течение трех-пяти месяцев.
Лекарство
В тех случаях, когда считается, что СДВГ является сопутствующим фактором, могут быть рекомендованы лекарства, используемые для лечения СДВГ, такие как метилфенидат или атомоксетин.
В немногих случаях, когда ребенку или молодому человеку особенно трудно контролировать свой гнев, может быть рекомендовано лекарство под названием рисперидон, которое помогает уменьшить агрессивные тенденции.
Однако это рассматривается как крайняя мера, когда другие методы лечения не работают. А рисперидон следует назначать только под наблюдением профессионала, имеющего опыт лечения расстройств поведения.
Дети и молодые люди, принимающие рисперидон, должны тщательно следить за своим здоровьем из-за риска побочных эффектов. Наиболее частые побочные эффекты рисперидона включают:
- Симптомы, подобные болезни Паркинсона, такие как мышечные судороги и проблемы с движениями тела
- головные боли
- бессонница
Рекомендации по исследованиям
NICE также сделал ряд исследовательских рекомендаций, чтобы улучшить уход за пациентами в будущем.К ним относятся:
- Исследование эффективности программ обучения родителей для детей старшего возраста
- исследование того, как вовлечь детей в психологическое лечение
- исследование наилучшего способа предотвращения рецидивов у людей, хорошо ответивших на лечение
- исследования о том, могут ли вмешательства в классе быть эффективными при лечении расстройств поведения
Анализ Базиана
Отредактировано веб-сайтом NHS
1 Рекомендации | Антисоциальное поведение и расстройства поведения у детей и молодежи: признание и лечение | Руководство
Улучшение доступа к услугам
1.7.1 Специалисты в области здравоохранения и социального обеспечения, менеджеры и уполномоченные должны сотрудничать с коллегами в образовательных учреждениях для разработки местных путей оказания помощи, которые способствуют доступу к услугам для детей и молодых людей с расстройством поведения, их родителей и опекунов:
поддерживает комплексное предоставление услуг во всех учреждениях по уходу
с четкими и ясными критериями для входа в службу
с упором на критерии входа, а не на критерии исключения
, имеющий несколько способов (включая самостоятельное обращение) доступа к услуге
, обеспечивающий множественные точки доступа, которые облегчают связь с более широкой системой ухода, включая образовательные и социальные службы, а также сообщество, в котором расположена служба [] .
1.7.2 Предоставьте информацию об услугах и мероприятиях, составляющих систему оказания местной помощи, включая:
Диапазон и характер предоставленных вмешательств
настройки, в которых предоставляются услуги
процессов, с помощью которых ребенок или молодой человек движется по пути
средства оценки прогресса и результатов
оказание сопутствующих медицинских и социальных услуг [] .
1.7.3 При предоставлении информации о местных способах ухода за детьми и подростками с расстройством поведения, а также их родителями и опекунами:
принимать во внимание знания и понимание человеком расстройств поведения, их ухода и лечения
гарантирует, что такая информация актуальна для сообществ, использующих путь [] .
1.7.4. Предоставлять всю информацию об услугах на различных языках и в различных форматах (визуальных, устных и звуковых) и обеспечивать ее доступность в различных условиях во всем сообществе, за которое данная услуга отвечает [] .
1.7.5 Специалисты в области здравоохранения и социальной помощи, менеджеры и уполномоченные должны сотрудничать с коллегами в образовательных учреждениях для разработки местных путей оказания помощи, которые способствуют доступу для ряда групп, подверженных риску неполного использования услуг, включая:
1.7.6 Поддерживать доступ к услугам и увеличивать количество вмешательств:
обеспечение наличия систем, обеспечивающих общую координацию и непрерывность оказания медицинской помощи
назначение специалиста для наблюдения за всем периодом ухода (например, сотрудника CAMHS или социального учреждения) [] .
1.7.7 Поддерживать доступ к услугам и увеличивать охват вмешательств, предоставляя услуги детям и молодым людям с расстройством поведения, их родителям и опекунам в различных условиях. Используйте оценку местных потребностей в качестве основы для структуры и распределения услуг, которые обычно должны включать:
оценка и вмешательство в нерабочее время
оценка и вмешательство дома или в других условиях проживания
Оценка специалистов и мероприятия в доступных условиях на уровне сообществ (например, в общественных центрах, школах, колледжах и социальных центрах) и, при необходимости, совместно с персоналом из этих мест
услуги по оценке и вмешательству как для врачей общего профиля, так и для специалистов в учреждениях первичной медико-санитарной помощи [] .
1.7.8 Специалисты в области здравоохранения и социальной защиты, менеджеры и уполномоченные должны сотрудничать с коллегами в образовательных учреждениях, чтобы изучить ряд услуг, обеспечивающих доступ к услугам и их использование. Сюда могут входить:
ясли
помощь в поездке
услуги по защите интересов [] .
Развитие местных путей оказания помощи
1.7.9 Следует разработать местные схемы оказания помощи, чтобы способствовать внедрению ключевых принципов надлежащего ухода. Пути должны быть:
оборотный, работоспособный и понятный для детей и подростков с расстройством поведения, их родителей и опекунов, а также специалистов
доступны и приемлемы для всех людей, нуждающихся в услугах, обслуживаемых трактом
отвечает потребностям детей и молодых людей с расстройством поведения, их родителей и опекунов
интегрирован таким образом, чтобы не было препятствий для передвижения между разными уровнями пути
сосредоточено на результатах (включая показатели качества, опыта пользователей услуг и вреда) [] .
1.7.10 Ответственность за разработку, управление и оценку местных путей оказания помощи должна лежать на назначенной руководящей группе, в которую должны входить специалисты в области здравоохранения и социального обеспечения, менеджеры и уполномоченные. Команда лидеров должна работать в сотрудничестве с коллегами в образовательных учреждениях и брать на себя особую ответственность за:
разработка четкой политики и протоколов для работы пути
обеспечивает обучение и поддержку в эксплуатации пути
аудит и анализ эффективности пути [] .
1.7.11 Специалисты в области здравоохранения и социального обеспечения, менеджеры и уполномоченные должны работать с коллегами в образовательных учреждениях для разработки местных схем оказания помощи, которые продвигают модель предоставления услуг, которая:
имеет четкие и явные критерии для пороговых значений, определяющих доступ и перемещение между различными уровнями пути.
не использует единый критерий, такой как тяжесть симптома или функциональное нарушение, для определения движения по пути
отслеживает прогресс и результаты для обеспечения наиболее эффективных вмешательств [] .
1.7.12 Специалисты в области здравоохранения и социальной защиты, менеджеры и уполномоченные должны работать с коллегами в образовательных учреждениях над разработкой местных схем оказания помощи, которые продвигают ряд научно обоснованных вмешательств на пути и поддерживают детей и молодых людей с расстройством поведения и их родителей и лица, осуществляющие уход, в выборе вмешательств [] .
1.7.13 Весь персонал должен обеспечить эффективное взаимодействие с родителями и опекунами, если необходимо:
1.7.14 Специалисты в области здравоохранения и социальной помощи, менеджеры и уполномоченные должны работать с коллегами в образовательных учреждениях, чтобы разработать местные схемы оказания помощи, которые способствовали бы активному вовлечению всех групп населения, обслуживаемых этой программой. Пути должны:
предлагает быстрые оценки и вмешательства, которые должным образом адаптированы к культурным, гендерным, возрастным и коммуникативным потребностям детей и молодых людей с расстройством поведения, их родителей и опекунов
свести к минимуму количество оценок, необходимых для доступа к вмешательствам [] .
1.7.15 Специалисты в области здравоохранения и социальной помощи, менеджеры и уполномоченные должны работать с коллегами в образовательных учреждениях, чтобы разработать местные схемы оказания помощи, которые быстро и эффективно реагируют на меняющиеся потребности всех групп населения, обслуживаемых этими системами. Пути должны иметь место:
четкие и согласованные цели в отношении услуг, предлагаемых детям и молодым людям с расстройством поведения, а также их родителям и опекунам
надежные и эффективные средства измерения и оценки результатов, связанных с согласованными целями
четкие и согласованные механизмы быстрого реагирования на изменения индивидуальных потребностей [] .
1.7.16 Специалисты в области здравоохранения и социальной помощи, менеджеры и уполномоченные должны работать с коллегами в образовательных учреждениях, чтобы разработать местные схемы оказания помощи, которые обеспечивают интегрированную программу ухода во всех учреждениях помощи. Пути должны:
минимизирует необходимость перехода между различными услугами или поставщиками
позволяет строить службы вокруг пути, а не пути вокруг служб
установить четкие связи (включая доступ и точки входа) с другими путями оказания медицинской помощи (в том числе для нужд физического здоровья)
- В
есть назначенный персонал, который отвечает за координацию взаимодействия людей с маршрутом [] .
1.7.17 Специалисты в области здравоохранения и социального обеспечения, менеджеры и уполномоченные должны работать с коллегами в образовательных учреждениях, чтобы обеспечить эффективное информирование о функционировании местной системы оказания помощи. Должны быть протоколы для:
обмен информацией с детьми и подростками с расстройством поведения, их родителями и опекунами об их уходе
обмен и передача информации об уходе за детьми и подростками другим специалистам (включая врачей общей практики)
обмен информацией между услугами, предоставляемыми в рамках пути
передает информацию службам за пределами пути [] .
1.7.18 Специалисты в области здравоохранения и социального обеспечения, менеджеры и уполномоченные должны работать с коллегами в образовательных учреждениях для разработки местных схем оказания помощи, которые имеют надежные системы измерения результатов, которые следует использовать для информирования всех участников программы об ее эффективности. Это должно включать предоставление:
индивидуальные рутинные системы измерения результатов
эффективные электронные системы для регулярной отчетности и агрегирования результатов
эффективных систем для аудита и обзора общей клинической и экономической эффективности пути [] .
Антисоциальное поведение — IResearchNet
Определение
Термин антисоциальное поведение первоначально определялся как повторяющиеся нарушения социально предписанных норм в различных контекстах (например, в школе, дома и в обществе). Антисоциальное поведение включает словесную и физическую агрессию по отношению к другим, пренебрежение авторитетными фигурами, готовность нарушать правила, а также нарушение социальных норм и нравов общества.В школьной среде антисоциальное поведение проявляется в форме неподчинения, неповиновения, запугивания, прогулов, воровства, агрессии и, в конечном итоге, отсева из школы. Агрессия — физическая, вербальная и жестовая — отличительная черта антисоциального поведения. Хотя агрессия дает этим подросткам краткосрочное вознаграждение, агрессивное поведение вызывает отвращение по отношению к другим и ведет к отторжению. По определению, антисоциальное — это противоположность просоциальному, который характеризуется позитивными, кооперативными моделями социального взаимодействия.
Исследователи и практики часто концептуализируют проблемное поведение как внешние или интернализирующие проблемы. Экстернализирующее поведение относится к поведенческим проблемам, которые являются внешними направленными или недостаточно контролируемыми (например, агрессия и разрушение). Напротив, интернализирующее поведение относится к проблемам поведения, которые являются внутренними направленными или чрезмерно контролируемыми (например, соматические жалобы, тревога и депрессия). Антисоциальное поведение можно рассматривать как подкласс экстернализирующего поведения и основу для расстройства поведения (CD), психиатрического диагноза.Это особенно тревожно, учитывая, что расстройство поведения рассматривается как хроническое пожизненное состояние, которое часто не поддается тактике, контролируемой взрослыми, и очень устойчиво к вмешательству.
Антисоциальное поведение, которое рассматривается как предшественник правонарушений и преступности, является слишком распространенной формой психопатологии среди современной молодежи. Это наиболее часто упоминаемая причина, по которой детей направляют в службы психического здоровья. Фактически, почти половина всех обращений происходит из-за антиобщественного поведения.Без вмешательства учащиеся с антиобщественным поведением подвержены риску множества краткосрочных и долгосрочных негативных последствий.
Коморбидность
Коморбидность означает одновременное возникновение расстройств. Коморбидность вызывает беспокойство, учитывая, что наличие более чем одного расстройства может иметь крайне негативный «мультипликативный эффект». Молодежь с антиобщественным поведением часто сопровождается проблемами с обучаемостью, депрессией и гиперактивностью. Молодые люди с антиобщественным поведением часто имеют проблемы с обучением и академическую неуспеваемость в целом.Некоторые данные свидетельствуют о том, что эти академические дефициты фактически увеличиваются с течением времени, в то время как другие данные свидетельствуют о том, что дефициты со временем сохраняются. Молодые люди с антиобщественным поведением и депрессией также подвергаются повышенному риску уничижительных последствий, таких как самоубийство. Сочетание антисоциального поведения и проблем гиперактивности, импульсивности-невнимательности (HIA) также приводит к повышенному риску деструктивных результатов (например, нарушение отношений с учителями и сверстниками, академическая неуспеваемость), а также к клинической диагностике расстройств поведения.Некоторые предполагают, что совместное возникновение проблем с поведением и ОВЗ является предвестником преступности и других серьезных форм психопатологии.
К сожалению, группы высокого риска часто уязвимы для расстройств множественного риска, что оказывает сильное негативное влияние на их развитие. Следовательно, важно, чтобы процедуры скрининга и оценки касались множества проблем и расстройств, о которых свидетельствует эта популяция. Особенно важно бороться с агрессией на раннем этапе, потому что агрессия очень стабильна во времени, а ее последствия усиливаются по мере развития детей.
Воздействие на детей и семью
Антисоциальное поведение может быть разрушительным для человека, семьи, школы и общества в целом. Антисоциальное поведение может проявляться как в раннем развитии ребенка, так и в более позднем подростковом возрасте. Результаты намного хуже для молодежи с ранним началом антиобщественного поведения. Антисоциальное поведение, проявляющееся в начале образовательной карьеры ребенка, на самом деле является единственным лучшим предиктором правонарушений в подростковом возрасте. Фактически, 70% молодых людей с антиобщественным поведением были арестованы как минимум один раз в течение 3 лет после окончания школы.
Считается, что антисоциальное поведение проявляется в развитии к 3–4 годам и относительно стабильно к 8 годам. Исследователи предположили, что после 8 лет антисоциальное поведение и расстройства поведения следует рассматривать как хронические пожизненные расстройства, такие как диабет. Другими словами, с расстройством можно справиться, но нет лекарства. Это не означает, что вмешиваться становится «слишком поздно», просто вмешательство переходит от предотвращения к восстановлению.
Как упоминалось ранее,
Профилактических вмешательств, снижающих агрессию среди детей раннего возраста
Введение
За последние пять лет профилактика психических расстройств и укрепление психического здоровья значительно расширились как в Северной Америке, так и за рубежом.В 1999 году Всемирная федерация психического здоровья и Фонд Клиффорда Бирса (в сотрудничестве с Центром Картера) организовали Первую всемирную конференцию по укреплению психического здоровья и профилактике психических и поведенческих расстройств. В Соединенных Штатах в последнем отчете Главного хирурга США рассматривается вопрос психического здоровья и подчеркивается важность профилактики. 1 По мере того, как наука о профилактике расширялась, и большее количество вмешательств доказало свою эффективность в снижении риска психических расстройств и укреплении здоровья, в правительстве и частных фондах произошел сдвиг приоритетов в сторону финансирования программ такого типа.Следовательно, потребность в точных резюме исследовательской информации возросла, и появились многочисленные отчеты, обзоры и системы классификации для выявления этих программ и распространения информации среди общественности. 2-4
Тема
Агрессия и совокупность негативных форм поведения (таких как оппозиционное поведение, деструктивное поведение), которые обычно сопровождают ее, являются одними из наиболее серьезных и распространенных проблем психического здоровья детей. 5 Действительно, агрессия часто является основной характеристикой как оппозиционно-вызывающего расстройства, так и расстройства поведения. 6,7 Многие из наиболее дорогостоящих и разрушительных социальных проблем (например, преступность, употребление психоактивных веществ и психические расстройства у взрослых) берут свое начало в проблемах раннего поведения. Эти проблемы, особенно когда они возникают в раннем детстве, чрезвычайно стабильны и позволяют прогнозировать плохие результаты. Действительно, примерно половина детей, у которых выявлены проблемы с поведением в дошкольном учреждении, продолжают демонстрировать такую модель поведения в детстве и в раннем подростковом возрасте. 8,9
Проблемы
Агрессию и проблемы поведения в целом трудно предотвратить, потому что они определяются множеством факторов и поддерживаются в различных экологических системах (семья, группа сверстников, школа). Факторы риска, связанные с этими поведенческими проблемами, имеют тенденцию группироваться вместе, и факторы риска на данной стадии развития имеют тенденцию увеличивать риск на последующих стадиях. 10,11
Хотя генетические и биологические факторы риска, безусловно, увеличивают риск для некоторых детей, условия окружающей среды значительно повышают риск проблем с психическим здоровьем детей, включая агрессию.Экономические и социальные невзгоды напрямую связаны с функционированием ребенка, но также косвенно влияют на него через различные механизмы, включая психическое здоровье родителей и методы воспитания. 12
Родителям детей с проблемами поведения, как правило, сложнее управлять поведением своих детей. Некоторые родители более неаккуратны или непоследовательны в своей дисциплине, в то время как другие проявляют особую враждебность и наказание. Эти стили также можно встретить в сочетании. Многие родители, которые демонстрируют явно карательные модели дисциплины, имеют отношения со своими детьми, которые описываются как цикла принуждения .Эти модели особенно пагубны для детей, потому что они усиливают негативную модель поведения и «учат» их, что агрессия и негативное поведение являются эффективными способами достижения личных целей.
Дети, проявляющие повышенный уровень агрессии, особенно в более чем одной среде, с большей вероятностью столкнутся с трудностями при переходе в школу и вовлечении в процесс обучения. У них меньше социальных и эмоциональных навыков, что подвергает их риску отторжения сверстников.Их негативное поведение также подрывает их способность поддерживать позитивные отношения со своими учителями. Негативное поведение, плохая вовлеченность и неприятие взрослых и других детей — все это подрывает академические достижения, что становится дополнительным фактором риска дезадаптации в будущем.
Контекст исследования
Был разработан ряд профилактических вмешательств, ориентированных на детей, для уменьшения проблем с поведением у детей младшего школьного возраста, но для детей младше 5 лет таких вмешательств гораздо меньше.Большинство этих вмешательств проводится с детьми дошкольного возраста и их семьями в силу нескольких факторов. Во-первых, возрастает развитие оппозиционного и агрессивного поведения детей в возрасте около двух лет, и намного легче надежно оценить такое поведение и выявить детей из группы риска, когда они пройдут этот период развития (примерно в возрасте 4 лет). Кроме того, поскольку когнитивное, лингвистическое и эмоциональное развитие детей резко улучшается в дошкольный период, в это время они лучше подготовлены к изучению социальных и эмоциональных навыков, которые служат защитными факторами против развития или продолжения агрессивных моделей поведения.
Важно отметить, что несколько профилактических вмешательств, особенно направленных на улучшение когнитивных навыков детей, также снизили агрессивность детей. 13-19 Этот дополнительный выигрыш подчеркивает взаимосвязанность систем в дошкольном периоде и показывает, каким образом ранние факторы риска связаны с множественными результатами.
Ключевые вопросы исследования
В области профилактики на первый план вышли следующие важные исследовательские вопросы:
На основании результатов рандомизированных клинических исследований, какие вмешательства оказались эффективными в снижении проблемного поведения у маленьких детей?
В исследованиях, оценивающих эти вмешательства, какие ближайшие результаты, намеченные вмешательством, были связаны с изменениями в долгосрочном поведении детей?
Есть ли у участников или исполнителей вмешательства определенные характеристики, которые повлияли на характер результата?
Результаты последних исследований
В задачи данной статьи не входит предоставление исчерпывающего обзора всех программ, доказавших свою эффективность в снижении агрессии у маленьких детей.Поэтому читателям предлагается два обзора литературы. 20,21 В целом вмешательства, направленные на снижение агрессии, делятся на три категории:
Мероприятия, ориентированные в первую очередь на ребенка и направленные на снижение риска за счет улучшения социальных, эмоциональных или когнитивных навыков
Вмешательства, улучшающие родительское функционирование, родительские навыки воспитания детей или качество родительско-детских отношений
Многокомпонентные вмешательства, объединяющие несколько вмешательств и нацеленные на разные контексты.Будет описан пример каждого типа программы.
Программы, ориентированные на детей
Очень немногие программы, ориентированные на детей, реализуются в одиночку. Как минимум, большинство из них также включают родительский компонент. В целом, детские вмешательства реализуются как универсальные программы в классах или как вмешательства, нацеленные на небольшие группы детей. Обычно они включают обучение детей навыкам (социальным, эмоциональным или способам решения проблем) или использование систем непредвиденных обстоятельств для изменения их поведения.Одна из самых известных программ — это учебная программа по решению проблем под названием I Can Problem Solve. 22-25 Эта программа была оценена в ходе клинических испытаний на выборке детей дошкольного и младшего школьного возраста. Те, кто получил вмешательство, выработали более эффективные решения проблем и проявили менее деструктивное поведение. 26
Программы, ориентированные на родителей
Учитывая семейные факторы риска, которые способствуют развитию детской агрессии, сложилась прочная традиция работы с родителями для улучшения их родительской практики. 27-29 Программы обучения родителей обычно проводятся в небольших группах. Одна программа, имеющая обширную исследовательскую базу, — это «Невероятные годы обучения для родителей ». 30 Эта программа уникальна тем, что в ней используются видеокассеты и письменные материалы для налаживания позитивных отношений между родителями и детьми, для обучения родителей использованию позитивных стратегий дисциплины и для помощи родителям в том, как поддерживать обучение и достижения своих детей. В оценке одного клинического испытания в программе участвовали родителей Head Start, человека. 31 Результаты показали, что у детей родителей, участвовавших в программе вмешательства, было меньше проблем с поведением, меньше негативных и более позитивных эмоций как в конце программы, так и через год после нее.
Многокомпонентные программы
Хотя программы, нацеленные на одну область, важны и полезны, они не так эффективны, как многокомпонентные вмешательства, объединяющие различные стратегии для устранения нескольких источников риска. Одним из примеров эффективного многокомпонентного вмешательства для снижения детской агрессии является программа Первые шаги . 32 Эта программа включает в себя комплексный процесс скрининга, который выявляет детей с повышенными поведенческими проблемами в детском саду. Вмешательство состоит как из компонента обучения родителей, так и из компонента развития навыков у детей. При оценке программы учителя описали детей, участвовавших в программе, как менее агрессивных на посттестовых и последующих этапах, когда дети учились в первом классе. 32
Выводы
Область профилактики быстро растет.Накопленные данные показали, что факторы риска различных расстройств психического здоровья у детей могут быть уменьшены путем профилактики. 33 Вообще говоря, больше внимания уделяется предотвращению проблем с поведением, чем предотвращению поведения, связанного с интернализирующими расстройствами (например, тревогой). Несмотря на это внимание, превентивные меры дали лишь скромные результаты, и очень немногие исследования действительно показали снижение распространенности расстройств. Кроме того, большинство профилактических мероприятий, нацеленных на детей с проблемами поведения, были разработаны для детей младшего школьного возраста, а не для детей младшего возраста.Наиболее надежные результаты были получены в многокомпонентных программах, нацеленных на несколько областей, меняющихся систем и сред, а также отдельных лиц и семейных единиц.
Последствия
Три слова лучше всего описывают будущее предотвращения в этой области: поколение , репликация, и реализация . Учитывая относительно высокую стабильность поведенческих проблем с дошкольного возраста, необходимо разработать и оценить дополнительные стратегии по снижению детской агрессии и проблем с поведением в высококачественных испытаниях с большими размерами выборки, которые представляют различные сообщества.Из разработанных программ лишь немногие были воспроизведены или оценены исследователем, кроме разработчика. Это важный следующий шаг после того, как эффективность вмешательства будет установлена в ходе первоначального клинического исследования. Без такой исследовательской базы для каждой программы трудно сделать однозначные выводы о ее эффективности. Учитывая тесную взаимосвязь между когнитивным, лингвистическим и социальным развитием, разработка моделей дошкольной учебной программы, которые объединяют научно-обоснованные программы в областях познания, грамотности, языка и социально-эмоционального обучения, имеет большие перспективы.
Наконец, по мере того как практикующие врачи все больше осознают важность программ, основанных на фактических данных, спрос на эти вмешательства будет расти. Поскольку вмешательства распространяются среди сообществ, также будет существовать постоянная потребность в исследованиях их реализации. Точность программы имеет решающее значение для обеспечения выполнения основных элементов вмешательства. Однако практикующим врачам также необходимо иметь возможность адаптировать вмешательства к потребностям как условий, в которых они работают, так и участников программы.Такие решения должны основываться на исследованиях. Но на сегодняшний день очень немногие вмешательства такого рода прошли всестороннюю оценку.
Список литературы
- США. Служба общественного здравоохранения. Офис главного хирурга. Насилие среди молодежи: доклад главного врача . Вашингтон, округ Колумбия: Департамент здравоохранения и социальных служб США, Служба общественного здравоохранения, Управление главного хирурга; 2001.
- Безопасные школы, безопасные ученики: Руководство по стратегиям предотвращения насилия .Вашингтон, округ Колумбия: стратегии в отношении наркотиков; 1998.
- Thornton TN, Craft CA, Dahlberg LL, Lynch BS, Baer K, ред. Лучшие практики предотвращения насилия в молодежной среде: Справочник для действий сообщества . Атланта, штат Джорджия: Центры по контролю и профилактике заболеваний, Национальный центр профилактики и контроля травм; 2002. Доступно по адресу: http://www.cdc.gov/ncipc/dvp/bestpractices.htm По состоянию на 5 августа 2003 г.
- Сильвия С, Торн Дж. Т.. Школьные программы профилактики наркомании: продольное исследование в отдельных школьных округах.Технический отчет . Институт Исследовательского Треугольника: Парк Исследований Треугольника, Северная Каролина; 1997. Публикация № ED416432.
- Костелло EJ, гостевое изд. Развитие детской психиатрической эпидемиологии. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии 1989; 28 (6 специальный выпуск).
- Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, четвертое издание (DSM-IV) . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 1994 г.
- Кэмпбелл С.Б., Юинг Л.Дж. Последующее наблюдение за дошкольниками, с которыми трудно справиться: корректировка в возрасте 9 лет и предикторы продолжающихся симптомов. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин 1990; 31 (6): 871-889.
- Tremblay RE, Pihl RO, Vitaro F, Dobkin PL. Прогнозирование раннего начала антиобщественного поведения мужчин на основании дошкольного поведения. Архив общей психиатрии 1994; 51 (9): 732-739.
- Робинс LN. Сильные детские предикторы антисоциального поведения взрослых: репликации из лонгитюдных исследований. Психологическая медицина 1978; 8 (4): 611-622.
- Исследовательская группа по предотвращению проблем с поведением. Модель развития и клиническая модель профилактики расстройств поведения: Программа FAST Track. Развитие и психопатология 1992; 4 (4): 509-527.
- Рид Дж. Б., Эдди Дж. М.. Профилактика антиобщественного поведения: некоторые соображения при поиске эффективных вмешательств. В: Stoff DM, Breiling J, Maser JD, eds. Справочник по антиобщественному поведению .Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: J. Wiley & Sons; 1997: 343-356.
- Брукс-Ганн Дж., Дункан Дж. Дж. Влияние бедности на детей. Будущее детей 1997; 7 (2): 55-71.
- Берруэта-Клемент младший, Швайнхарт Л. Дж., Барнетт WS, Эпштейн А.С., Вейкарт Д.П. Изменившие жизни: влияние дошкольной программы Перри на молодежь до 19 лет . Ипсиланти, штат Мичиган: High / Scope Press; 1984.
- Брукс-Ганн Дж., Клебанов П.К., Лиав Ф., Спайкер Д. Улучшение развития недоношенных детей с низкой массой тела при рождении: изменения в познании и поведении в течение первых трех лет. Развитие ребенка 1993; 64 (3): 736-753.
- Кэмпбелл Ф.А., Рэми Коннектикут. Влияние раннего вмешательства на интеллектуальные и академические достижения: последующее исследование детей из малообеспеченных семей. Развитие ребенка 1994; 65 (2): 684-698.
- Джонсон Д.Л., Уокер Т. Первичная профилактика поведенческих проблем у детей мексиканского происхождения. Американский журнал общественной психологии 1987; 15 (4): 375-385.
- Маккартон CM, Брукс-Ганн Дж, Уоллес И.Ф., Бауэр CR.Результаты первичного вмешательства в возрасте 8 лет для недоношенных детей с низкой массой тела при рождении: Программа здоровья и развития младенцев. Джама: журнал Американской медицинской ассоциации 1997; 277 (2): 126-132.
- Schweinhart LJ, Weikart DP, Larner MB. Последствия трех моделей дошкольной учебной программы до 15 лет. Early Childhood Research Quarterly 1986; 1 (1): 15-45.
- Schweinhart LJ, Weikart DP. Сравнительное исследование дошкольных учебных заведений High / Scope в возрасте до 23 лет. Early Childhood Research Quarterly 1997; 12 (2): 117-143.
- Брайант Д., Виззард Л.Х., Уиллоуби М., Куперсмидт Дж. Обзор вмешательств для дошкольников с агрессивным и деструктивным поведением. Раннее образование и развитие 1999; 10 (1): 47-68.
- Олдс Д., Робинсон Дж., Сонг Н., Литтл С., Хилл П. Снижение риска психических расстройств в течение первых пяти лет жизни: обзор профилактических вмешательств . Отчет представлен в Центр психиатрических услуг (SAMHSA).Денвер, штат Колорадо: Исследовательский центр профилактики здоровья семьи и ребенка, Центр медицинских наук Университета Колорадо; 1999.
- Shure MB. Дошкольное учреждение. Champaign, Ill: Research Press; 1992. Я умею решать проблемы (ICPS): межличностная когнитивная программа решения проблем .
- Shure MB. Детский сад и начальные классы. Champaign, Ill: Research Press; 1992. Я умею решать проблемы (ICPS): межличностная когнитивная программа решения проблем .
- Shure MB. Промежуточные начальные классы. Champaign, Ill: Research Press; 1992. Я умею решать проблемы (ICPS): межличностная когнитивная программа решения проблем .
- Shure MB, Spivack G. Решение межличностных проблем как средство адаптации поведения у детей дошкольного и детского сада. Журнал прикладной психологии развития 1980; 1 (1): 29-44.
- Shure MB, Spivack G. Решение межличностных проблем у детей раннего возраста: когнитивный подход к профилактике. Американский журнал общественной психологии 1982; 10 (3): 341-356.
- Форхенд Р., Брейнер Дж., МакМахон Р.Дж., Дэвис Г. Предикторы изменения поведения перекрестной установки при лечении детских проблем. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии 1981; 12 (4): 311-313.
- Паттерсон Г.Р., Чемберлен П., Рид Дж. Б.. Сравнительная оценка программы обучения родителей. Поведенческая терапия 1982; 13 (5): 638-650.
- Strayhorn JM, Weidman CS.Последующее наблюдение через год после обучения взаимодействию родителей и детей: влияние на поведение дошкольников. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии 1991; 30 (1): 138-143.
- Вебстер-Страттон С., Михалик С., Фаган А., Арнольд Д., Тейлор Т., Тингли С. Невероятные годы: серия обучения родителей, учителей и детей (IYS). Боулдер: Центр изучения и предотвращения насилия, Институт поведенческих наук, Университет Колорадо в Боулдере; 2001 г. Blueprints for Violence Prevention, Book Eleven.
- Webster-Stratton C. Предотвращение проблем с поведением у детей Head Start: укрепление родительских навыков. Журнал консалтинговой и клинической психологии 1998; 66 (5): 715-730.
- Walker HM, Kavanagh K, Stiller B, Golly A, Severson HH, Feil EG. Первый шаг к успеху: метод раннего вмешательства для предотвращения антиобщественного поведения в школе. Journal of Emotional and Behavioral Disorders 1998; 6 (2): 66-80.
- Гринберг М.Т., Домитрович С., Бамбаргер Б. Эффективность программ профилактики психических расстройств у детей школьного возраста . Эрик Отчет EDRS: 2000. AN: ED464464.