Содержание

Ольга Остроумова / Биография и фильмография

Ольга Остроумова стала известной актрисой еще студенткой, сыграв в фильме «Доживем до понедельника». Роль Жени Комельковой в легендарной картине «А зори здесь тихие» сделала ее звездой советского кино. Правда, несмотря на любовь и признание зрителей, звездой Ольга Михайловна себя не считает.

Биография

Российская актриса театра и кино Ольга Михайловна Остроумова родилась и выросла в маленьком городе Бугуруслане, в Оренбургской области. Ее дедушка был священником в третьем поколении. «Из-за того, что дедушка был священником, родителям пришлось нелегко. Маму с папой считали неблагонадежными. Их отовсюду могли выслать. И высылали. Например, они приезжают в Магнитогорск, устраиваются на работу. Спустя какое-то время приходят сотрудники органов и говорят, чтобы они уезжали, на сборы дают сутки», — рассказывала Ольга Михайловна. Вспоминая свое  детство, актриса говорит, что, несмотря на все трудности, семья жила «в удивительной атмосфере доброты, внимания, ласки. Эти воспоминания — чай на веранде, духовой оркестр, обязательные совместные завтраки, обеды, ужины за большим семейным столом — не раз согревали душу в трудную минуту».

Желание стать артисткой пришло к Ольге в 10 лет. Именно тогда вместе с мамой и сестрами она попала на спектакль, в котором играла подруга матери. В душе девочки навсегда осталось то чувство невероятного праздника и необычайного волнения, которое она испытала тогда.

Планы дочери выучиться на актрису родители восприняли с большим удивлением, но возражать не стали. По окончании школы в 1966 году Ольга Остроумова отправилась в Москву и поступила в ГИТИС.

Театр

В 1970 году Ольга Остроумова стала актрисой Московского театра юного зрителя. Она играла в спектаклях «Мужчина семнадцати лет» (Варя), «Поздняя любовь» (Лебядкина), «Тень» (Юлия Джули).

В 1973-1983 годах она служила в Драматическом театре на Малой Бронной, где была занята в постановках «Варвары» (Лидия), «Волки и овцы» (Глафира), «Лунин, или смерть Жака» (Она), «Веранда в лесу» (Лида), «Лето и дым» (Роза Гонсалес).

В 1977 году была занята в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан» в театре «Эрмитаж».

С 1983 года Ольга Остроумова работает в театре имени Моссовета. Актриса играла в спектаклях «Живой труп» (Елизавета Протасова), «Вдовий пароход» (Анфиса), «Орнифль, или Сквозной ветерок» (Ариана), «Завтрак с неизвестными» (Маша), «У врат царства» (Элина Карено), «Мадам Бовари» (Эмма Бовари), «Вишневый сад» (Раневская), «Учитель танцев» (Фелисьяна), «Не будите мадам» (Роза), «Белая гвардия» (Елена Тальберг), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Бабушка) и др.

В текущем репертуаре театра Остроумова занята в спектакле «Римская комедия», где исполняет роль Мессалины. Кроме того исполняет главную роль в постановке «Путешествие с тетушкой» по мотивам одноименного романа Грэма Грина. Режиссером-постановщиком стал сын актрисы — Михаил Левитин-младший.

Ольга Михайловна – член жюри Фестиваля театра малых городов России, который проходит под эгидой Театра наций и его руководителя Евгения Миронова.

Кино

В кино Ольга Михайловна дебютировала в 1968 году в роли Риты Черкасовой в фильме режиссера Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Актриса сыграла самую красивую девушку в классе. Роль была не главная, но на молодую актрису обратили внимание и полюбили.

На пик успеха Ольгу Остроумову вынесла роль Жени Камельковой в драматическом военном фильме  «А зори здесь тихие». Это было в 1972 году.

Большой успех сопутствовал актрисе в фильме-дилогии «Любовь земная» (1975) и «Судьба» (1978), снятой Евгением Матвеевым. За исполнение одной из главных ролей она была удостоена Золотой медали имени Александра Довженко и Государственной премии СССР.

Творческой удачей в кино Ольга Остроумова считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса» (1981).

Актриса снималась в картинах «Гараж» (1979), «Мелочи жизни» (1980), «Тихие троечники» (1980), «Сестра моя Люся» (1985), «Очень верная жена» (1992),  «Прощальные гастроли» (1992), «Не валяй дурака» (1997), «Змеиный источник» (1997) и др.

В 2000-х годах она сыграла роли в картинах и сериалах «По ту сторону волков» (2002), «Дни ангела» (2003), «Желанная» (2003), «Бедная Настя» (2004), «Не родись красивой» (2005-2006), «Большие девочки» (2006), «Капитанские дети» (2006), «Одна ночь любви» (2008), «Адмиралъ» (2009), «Морпехи»(2011),   «Ефросинья» (2012), «Бульварное Кольцо» (2013), «Папа для Софии» (2014) и др.

Одна из последних ее работ в кино — роль в фильме своего сына Михаила Левитина-младшего «Подлец» (2015).

Личная жизнь

Первым мужем актрисы был сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссером-кинодокументалистом «Туркменфильма». Вторым мужем Ольги Остроумовой стал театральный режиссер и писатель Михаил Левитин, с которым артистка прожила 20 лет. От этого брака у Ольги Остроумовой двое детей — дочь Ольга и сын Михаил. Ольга Левитина — заслуженная артистка России, играет в театре «Эрмитаж». Сын Михаил Левитин-младший — режиссер.

В 1996 году она вышла замуж за известного актера Валентина Гафта. Вместе они уже больше двадцати лет. «Он великолепный артист, талантливейший человек», — говорит Остроумова о муже Валентине Гафте.

Дочь Ольги утверждает, что если бы ее мама не была актрисой, она была бы прорабом. Ольга Михайловна действительно идеальная хозяйка: может и утюг починить, и электрику, следит за порядком и всегда заботится о домашних.

Звания и награды

  • Народная артистка РФ (1993).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1979)
  • Награждена золотой медалью имени Александра Довженко (1978).
  • Награждена орденами Почета (1998) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008).
  • В 2017 году она была удостоена Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро».
  • Награждена орденом Дружбы (2019)

По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала «Россия», StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Википедия, РИА «Новости», сайт театра Моссовета.

Фильмография: Актриса

  • Подлец (2015)
  • Папа для Софии (2014)
  • Ефросинья. Таежная любовь (2012), сериал
  • Морпехи (2011), сериал
  • Адмиралъ (2009), сериал
  • Серебряный век (2008)
  • Одна ночь любви (2008)
  • Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2007)
  • Капитанские дети (2006), сериал
  • Большие девочки (2006), сериал
  • Не родись красивой (2005), сериал
  • Я тебя люблю (2004), сериал
  • Карусель (2004), сериал
  • Женщины в игре без правил (2004), сериал
  • Бедная Настя (2004), сериал
  • Зачем тебе алиби? (2003), сериал
  • Желанная (2003), сериал
  • По ту сторону волков (2002), сериал
  • Не валяй дурака… (1998)
  • Змеиный источник (1997)
  • Уснувший пассажир (1994)
  • Очень верная жена (1992)
  • Прощальные гастроли (1992)
  • Очарованный странник (1990)
  • Женщины, которым повезло (1989)
  • Чаша терпения (1989)
  • Башня (1987)
  • Дни и годы Николая Батыгина (1987)
  • Филер (1987)
  • Время сыновей (1986)
  • Я сделал все, что мог (1986)
  • Сестра моя Люся (1985)
  • Безумный день инженера Баркасова (1983)
  • Не было печали (1982)
  • Василий и Василиса (1981)
  • Гараж (1979)
  • Похищение «Савойи» (1979)
  • Судьба (1977)
  • Хомут для маркиза (1977)
  • Мартин Иден (1976)
  • «Сто грамм» для храбрости (1976)
  • Любовь земная (1975)
  • А зори здесь тихие (1972)
  • Город первой любви (1970)
  • Море в огне (1970)
  • Доживем до понедельника (1968)

Ольга Остроумова — досье звёзд

  • 871

Актриса театра и кино Ольга Остроумова родилась в 1947 г., город Бугуруслан.

В ее семье 3 поколения были священнослужителями. Дед Ольги, которого она называет первым и главным духовным наставником, служил протоиереем в местном храме.

Отец будущей актрисы работал учителем и служил в церковном хоре. Семья жила на скромную зарплату отца. Стоит упомянуть, что из-за его происхождения Остроумовы на протяжении многих лет расценивались властями как неблагонадежные, в связи с чем приходилось даже менять место жительства.

Десятилетняя Оля попадает на спектакль, где одну из главных ролей играет подруга матери. Со временем содержание забылось, но осталось «послевкусие» праздника. Окончив школу, Ольга Остроумова решает стать актрисой, никто в семье не отговаривал. Будущая звезда экрана и театральных подмостков в 1966 г. отправилась покорять столицу, с первой попытки сдала вступительные экзамены и стала студенткой ГИТИС. Институт театрального искусства девушка с успехом заканчивает в 1970 г., после чего поступает в Московский ТЮЗ. В одной из лучших в стране театральных трупп работала на протяжении трех лет. В кинематографе начинающая актриса дебютировала в 1968 г. в замечательном фильме «Доживем до понедельника».

В 1972 г. Ольга Остроумова блестяще исполнила роль Женьки Комельковой в драме «А зори здесь тихие», после чего стала по-настоящему культовой актрисой. Фильм, ставший лидером советского кинопроката, полюбился зрителям во многих странах. На кинофестивале в Италии за роль в данной картине Ольга Остроумова была удостоена престижной награды «Серебряная нимфа». Новый успех принесла «Любовь земная» и продолжение — лента «Судьба». Картины были отмечены госнаградами: Золотая медаль им. А. Довженко и Госпремия СССР.Читать дальше

Самой удачной работой артистка считает роль в психологической драме «Василий и Василиса» (1981).

С 1973 по 1983 гг. служит в Театре на Малой Бронной, потом переходит в Театр им. Моссовета, там становится одной из ведущих актрис.

Следует отметить, что, отличаясь редкой красотой, она не эксплуатировала внешние данные и не снималась в кино только ради славы. Актриса всегда выбирала глубокие, интересные роли. За свою творческую карьеру Ольга Остроумова снялась более чем в 60-ти фильмах.

За вклад в искусство Ольге Остроумовой было присвоено звание Народной артистки. В 1998 г. ей вручили Орден Почета.

В 1996 г. Остроумова стала женой выдающегося артиста Гафта. От первого брака (с Левитиным) у актрисы сын и дочь.

Ольга Остроумова (актриса) – биография и личная жизнь, фильмы и спектакли с участием артистки

Биография

Остроумова Ольга Михайловна – известная российская актриса кино и театра. С 1993 года является Народной артисткой РФ. Родилась Ольга через два года после окончания второй мировой войны в маленьком городе Оренбургской области в многодетной семье.

Детство и юность

Отец девочки, Остроумов Михаил Алексеевич (1917-2000), работал преподавателем по физике в школе, а также был регентом церковного хора. На свою учительскую зарплату он покупал книги и в итоге собрал невероятную по размерам библиотеку. Мать, Кудашёва Наталья Ивановна (1928-2010), была домохозяйкой и занималась воспитанием детей. Кроме Оли, родители воспитывали ещё троих детей: двух дочерей – Людмилу и Раису, а также сына Георгия.

Отец часто читал детям разные книги. Жила большая и дружная семья недалеко от церкви, с которой у них были прочные связи. Так как три поколения мужчин в их роду (последним был дедушка) были священнослужителями. По этой причине родители в сталинское время очень страдали, потому что их часто вызывали в НКВД. Семья часто переезжала с места на место в надежде, что жизнь когда-то наладится.

Пострадал и дедушка в советские времена из-за должности священника. Восемь лет он провел в лагерях, вернулся только в конце войны и умер в 1960-е годы в кабинете начальника КГБ.

Семья Ольги ежедневно соблюдала определённые правила: обязательные совместные завтраки и ужины. Когда Оля в десять лет изъявила своё желание стать актрисой, родители были удивлены, но запрещать ничего не стали. Такой интерес к актёрской деятельности у девочки появился, когда она вместе с мамой и сестрами посетила театрализованное представление, которое её очень вдохновило.

Лето Оля с сёстрами и братом регулярно проводила у дедушки в Бургуслане. В этом городке дед пользовался уважением среди людей, которые часто приходили к нему за советом.

В 1966 году Ольга окончила общеобразовательную школу и решила ехать покорять столицу. В планы девушки входило поступить в Институт театрального искусства в Москве (ГИТИС). Несмотря на то, что в столице у девушки не было ни родственников, ни связей, прибыв в столицу в последний день прослушиваний, Ольга поступила в театральный вуз с первого раза.

Актёрскому искусству талантливая девушка обучалась в мастерской Заслуженной артистки Мордовской АССР (1948) Вронской Варвары Алексеевны (1897-1983 годы жизни). Уже в период учёбы способная девушка начала сниматься в кино. В 1970 году Ольга успешно окончила ГИТИС и стала профессиональной артисткой.

Профессиональная деятельность

Сразу же после окончания театрального учебного заведения молодая актриса была принята в состав труппы столичного ТЮЗа. Режиссёром театра на тот момент был Народный артист РСФСР Хомский Павел Осипович (1925-2016 годы жизни). На сцене Театра юного зрителя девушка впервые вышла на сцену.

Среди первых её спектаклей были: «Поздняя любовь» (Лебядкина), «Мужчина семнадцати лет» (Варя) и «Тень» (Юлия Джулии). Прослужила Ольга в театре только три года, до ухода наставника и руководителя Павла Хомского.

В 1973 году по совету однокурсника по ГИТИСу – Андрея Мартынова Ольга перешла работать в Театр на Малой Бронной. В этом театре в течение десяти лет работы актриса сыграла во многих спектаклях. Сначала актриса работала под руководством Александра Дунаева, а позже Анатолия Эфроса.

Участвовала Ольга в большом количестве разножанровых постановок, среди которых в основе были как классические произведения, так и современные:

  • «Мещане»;
  • «Веранда в лесу»;
  • «Волки и овцы»;
  • «Лето и дым»;
  • «Враги».

Коллегами актрисы по цеху были такие известные артисты, как Ольга Яковлева, Алексей Петренко и Олег Даль. В 1984 году, после ухода Эфоса из театра, Ольга перешла работать в Театр миниатюр, в котором режиссёром был Михаил Левитин. Позднее, актриса перешла играть на сцену Театра Моссовета.

В этот период особенно можно выделить такие яркие театральные работы актрисы: «Мадам Бовари», «Белая гвардия», «Учитель танцев», «Серебряный век» и «Вишнёвый сад». По сегодняшний день талантливая актриса периодически продолжает выходить на сцену Театра Моссовета.

Среди текущих театральных работ с участием Ольги: «Путешествие с тётушкой», «Римская комедия» и другие. Актриса любит работать, когда партнёр талантливее её, именно тогда Ольга развивается как артистка и поднимается на его высоту.

Кинокарьера Ольги началась ещё в студенческий период в 1968 году. Дебютировала Ольга с громкой и известной во всём советском союзе кинодрамы режиссёра Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника», где молодая актриса сыграла роль самой красивой девушки в классе – Риты Черкасовой. Фильм вошёл в золотой фонт российского кинематографа и стал для девушки успешной путёвкой в большое кино.

Фильмография артистки составляет более 90 кинопроектов. Самыми успешными и популярными фильмами с участием Ольги являются:

  • «А зори здесь тихие»;
  • «Василий и Василиса»;
  • «Любовь земная»;
  • «Судьба»;
  • «Гараж»;
  • «Бедная Настя»;
  • «Адмиралъ»;
  • «Ефросинья».

Ольга имеет большой опыт озвучивания, как художественных картин, так и мультипликационных фильмов. Среди проектов, которые озвучила актриса, можно выделить: «Танцор диско», «Щелкунчик», «Жажда мести» и «Легенда 17».

Актрису часто зовут поучаствовать в разных телевизионных передачах, но она почти всегда отказывает, так как ей это не нравится. Одни и те же эксперты, перемывание костей, пошлость и развращение людей Ольге не нужны.

Сегодня артистка снимается только в тех фильмах, которые ей нравятся. Она никогда не гналась за количеством кинопроектов, только за качеством.

С 2014 по 2018 год известную и талантливую актрису можно было увидеть в таких кинопроектах, как «Папа для Софии» (Марина Александровна), «Подлец» (Вера Филимоновна)  и «Ван Гоги» (Людмила Васильевна). В производстве на 2019 год планируется выход детективного сериала «Глаза в глаза», где Ольга играет одну из ведущих ролей.

Личная жизнь

Сегодня Ольга замужем уже третий раз. Первым супругом актрисы стал в 1969 году её однокурсник по ГИТИСу – Борис Аннабердыев. Брак коллег по цеху не был долгим и быстро распался. Позже Борис стал режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма».

Ольга Остроумова и Михаил Левитин

Второй раз Ольга вышла замуж в 1973 году за Левитина Михаила Захаровича (1945 года рождения), который по профессии был писателем и театральным режиссёром. В этом браке у актрисы родилось двое детей: дочь, которую назвали Ольгой (1975 года рождения) и сына Михаила (1983 года рождения). Вместе супруги прожили 23 года, а в 1993 году их союз распался.

Дети артистки пошли по стопам родителей и стали работать в мире искусства. Ольга стала профессиональной актрисой и работает при театре «Эрмитаж». Окончила ГИТИС мастерскую Фоменко Петра Наумовича. Сын Михаил отучился на Высших режиссёрских курсах в мастерской Владимира Хотиненко. Сегодня молодой человек является успешным режиссёром.

Сегодня актриса является уже бабушкой троих внуков: Захара, Полины и Фаины. Внуки называют заботливую актрису бабулей, это слово для Ольги так же дорого, как звание Народной артистки. Ольга часто проводит с ними свободное время, старается их всесторонне развивать, читать много разных книг.

В 1996 году Ольга официально оформила брак с известным и популярным в России Народным артистом РСФСР (1984) Гафтом Валентином Иосифовичем (1935 года рождения), с которым живёт вместе уже больше двадцати лет и счастлива. Гафта актриса считает большим и капризным ребёнком, но при этом очень талантливым. Валентина Ольга называет замечательным человеком, но невозможным эгоцентриком.

Есть только одна верная точка зрения, и это его мнение. При этом он добрый и совсем не жадный человек. По дому Валентин ничего не делает, его работа – зарабатывать деньги. Сама актриса постоянно дома что-то строит, перестраивает, тянет вечные ремонты. Всем этим Ольга занимается сама. Гафт в семье является артистом, а за остальные обязанности по дому отвечает Ольга.

Интересные факты

  • Рост актрисы – 168 см, а вес составляет 60 кг.
  • Ольга в быту является идеальной хозяйкой, которая и сама утюг починит, а также любые электроприборы. Дочь актрисы говорит, что если бы Ольга не стала бы артисткой, то была бы профессиональным прорабом.
  • Ольгу всегда выводит из равновесия несправедливость, ложь и предательство. К людям актриса относится всегда с открытым сердцем. Родители наделили Ольгу умением радоваться за других людей.
  • Актриса не считает себя знаменитостью, а когда её узнают на улице люди, и говорят ей хорошие слова, Ольге всегда становится неловко. К славе артистка никогда не рвалась, в различные пересуды на работе никогда не вникала и не вмешивалась. У Ольги всегда были свои жизненные принципы, которым её научили ещё с детства родители. В работе актриса очень беспощадна как к себе, так и к другим. Она всегда может пожурить своего партнёра по спектаклю или фильму за то, что он не правильно играет. Всю жизнь актриса была прямолинейна и резка, но с годами она стала помягче. Ольга поняла, что прощение в жизни превыше всего. Хотя часто ум актрисы говорит нужно простить кого-то, а сердце не может. С супругом Гафтом Ольга часто спорит, обсуждает разные темы. Они часто критикуют друг друга.
  • Сегодня Ольга жалеет, что в молодости не ценила времени, считая, что всё успеет. В итоге, актриса не посмотрела многих на тот период замечательных спектаклей, о чём сильно жалеет.
  • В жизни актриса никогда не красится, не любит косметику. Ей хватает грима в театре и кино.
  • Сегодня Ольге нравится проводить время на даче, наслаждаясь тишиной природы, а также играть с внуками.
  • Свою жизнь артистка считает удачно сложившейся.

биография, муж, рост и вес 2020, фото, личная жизнь, дети.

Биография Ольги Осторумовой

Ольга Остроумова – яркая, узнаваемая, талантливая, поистине народная артистка России, актриса театра Моссовета. Ее фильмография насчитывает более шестидесяти фильмов, в которых Остроумова сыграла разных по значимости, но всегда запоминающихся характерных персонажей. Дебютная кинороль (Рита Черкасова) в культовой картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» прославила тогдашнюю студентку ГИТИСа на весь Советский Союз. За роль Мани Поливановой в картинах Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» удостоена Государственной премии СССР.

Актриса Ольга Остроумова

Детство: Бугуруслан-Алексеевка

Родившуюся в послевоенном 1947 году, в большой и любящей семье Михаила Остроумова и Наталии Кудашевой девочку окрестили Ольгой. Отец, учитель физики в школе районного центра Бугуруслан, был единственным кормильцем в семье, мать, у которой было 4 класса образования, занималась детьми, создавала в доме удивительную атмосферу внимания, доброты, тепла. Дети – Раечка, Людочка, Егорка и Оленька –всегда были обласканы, исподволь приучены родителями к тому, что семья – самое ценное в жизни каждого человека.

Семья Ольги Остроумовой — родители, сестры и брат

Способствовали пониманию этого и традиционные вечерние чаепития у дедушки-священника, неспешные разговоры старших с младшими, глубокие и мудрые рассказы патриарха семьи. Рядом с церковью в деревне Алексеевка, где он служил, ребятишки облюбовали себе место для игр и самостоятельно учились читать… по буквам на надгробиях кладбища. Маленькой Оле очень нравилось осваивать грамоту по таинственным надписям. Не испытывая никакого страха перед погостом, девочка восхищалась буйством сирени и запахом лопухов, сырой земли.

Ольга Остроумова в детстве

Когда пришла пора идти в школу, Оля уже умела читать и писать. К тому времени семья перебралась в Куйбышев – только там отец, сын священника, смог найти работу в школе рабочей молодежи. Жили в двухэтажном деревянном бараке.

Волевой характер девочки позволил ей с легкостью учиться, но в отличие от своей киногероини Риты («Доживем до понедельника»), первой красавицей класса она не считалась.

Ольга Остроумова в молодости

Доучившись до десятого, Остроумова стала посещать народный театр, действовавший при клубе железнодорожников. О своем увлечении она почти никому не рассказывала, но когда объявила в семейном кругу, что хочет стать артисткой, родители отпустили дочку в Москву с легким сердцем, с полной уверенностью в том, что в столице ее никто не обидит.

Юность: Москва – ГИТИС

Предварительный тур для девушки стал первым горьким разочарованием – она срезалась. Забившись где-то под лестницу, Остроумова разрыдалась так отчаянно, что какой-то парнишка решил ее утешить. И нашел гениальный выход на тот момент, посоветовав идти на первый тур, мол, кто там тебя запомнил на предварительном просмотре. Ольга послушалась, собралась с духом и…поступила!

Ольга Остроумова поступила в ГИТИС

Уже позже она узнала, почему ее не сразу зачислили на первый курс ГИТИСа. Высокий голос! И тут же, со свойственной девушке решимостью, она снова прислушалась к чьему-то совету: «А ты начни курить – голос сам ниже станет». Несмотря на волевой характер, студентка-первокурсница страшно робела перед «авторитетными мнениями» одногруппников. Даже когда в двадцать лет Остроумова сыграла первую роль в кино, робость никуда не делась, желание спрятаться за чьи-то спины от судьбоносного лидерства присутствует в ней, по словам актрисы, и сегодня.

Карьера: студенчество-кино-театр

Семидесятые годы. Проснувшись на утро после выхода картины «Доживем до понедельника», студентка Остроумова как всегда села в троллейбус и поехала на занятия. Никакой славы или признаков знаменитости она не ощущала. Зато талантливую игру девушки заметили не только зрители, но и режиссеры. Последующее после фильма десятилетие Ольга Остроумова – самая востребованная актриса в кино. Роли, которые она с кажущейся легкостью получала, потрясают своей жизненностью, искренностью, глубиной.

Ольга Остроумова в фильме «Доживем до понедельника»

Нюра из новеллы «Сталинград – 1929 год», вошедшей в мелодраму Бориса Яшина «Город первой любви» – ее вторая роль. Дебютировали в фильме вместе с «опытной» Остроумовой Леонид Филатов и Наталья Егорова. Затем была картина «Город в огне» об осаде Севастополя фашистами и снова – Станислав Ростоцкий, решивший снимать одноименный фильм по повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие».

Пронзительная красавица Женька Комелькова, которую играет Ольга, стала словно родной многим людям, прошедшим войну. Остроумова вместе с партнерами по съемкам Андреем Мартынюком (старшина Васков), Еленой Драпеко (Лиза Бричкина), Ириной Шевчук (Рита Осянина) и остальным творческим коллективом создали на экране поистине потрясающую картину, которую даже номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и удостоили Государственной премии.

Ольга Остроумова исполнила роль Жени Комельковой

Образ Мани Поливановой, созданный Остроумовой на экране, еще одна глубокая и жизненная роль актрисы. Любовь к женатому мужчине, пронесенная сквозь годы, пережившая войну и потери, тема, которую в Советском Союзе не приветствовали, но фильмы «Любовь земная» и «Судьба» были сняты таким мастером и с таким актерским составом, что партийным чиновникам оставалось лишь признать, что секс в СССР есть, даже при строительстве социализма-коммунизма. Съемки в дилогии принесли Остроумовой неоценимый опыт работы с такими актерами как Евгений Матвеев, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Вадим Спиридонов, Зинаида Кириенко, а также заслуженную Государственную премию.

Ольга Остроумова в фильме «Любовь земная»

Восьмидесятые годы. После бешеного успеха в карьере актрисы наступило некоторое затишье – вплоть до фильма «Василий и Василиса», который сама Остроумова считает своей большой удачей. Именно эта картина помогла ей получить роль Анфисы в спектакле Моссовета «Вдовий пароход». Режиссер Генриетта Яновская, посмотрев фильм, решила задействовать Ольгу в постановке спектакля, хотя на эту роль претендовали и более зрелые актрисы.

В восьмидесятых Остроумова также снималась, хоть и в менее популярных, но интересных картинах: «Сестра моя Люся», «Не было печали», «Отпуск по ранению», «Мелочи жизни». В 1989 году Евгений Матвеев снял криминальную драму «Чаша терпения» с Остроумовой в главной роли, но картина не произвела на зрителей того сильного впечатления, которое осталось после «Любви земной» и «Судьбы».

Девяностые годы. Совсем мало достойных таланта Остроумовой ролей стало в лихие девяностые. К счастью, актриса была задействована в лучших спектаклях театра им. Моссовета, играла Фаину Раневскую, Елизавету Протасову, Эмму Бовари. Из фильмов этого периода можно отметить экранизацию одноименной повести Николая Лескова «Очарованный странник», где актриса играет Екатерину Семеновну. Съемки приносили ей удовольствие от общения с такими замечательными актерами как Александр Михайлов, Ирина Скобцева, Андрей Ростоцкий, Майя Булгакова, Леонид Кулагин.

Ольга Остроумова в фильме «АдмиралЪ»

Двухтысячные. Все чаще Ольга Остроумова снималась в документальном кино, посвященном ушедшим актерам. Из художественных картин можно отметить сериал «Не родись красивой», где она сыграла маму беспутного Андрея Жданова (Григорий Антипенко), монументальное полотно «Адмирал» (роль матери Софьи Колчак Дарьи Омировой/Каменской), сериал «Папа для Софии» (Марина Александровна).

Личная жизнь Ольги Остроумовой

В личных отношениях Ольга оправдывает породу тех женщин, которые терпят-терпят, а потом – вулкан! Впервые Остроумова вышла замуж в конце шестидесятых за однокурсника Бориса Аннабердыева. Брак был коротким. Затем – распределение после института, ее знакомство и любовь с Михаилом Левитиным, о чем она тут же поставила в известность мужа и подала на развод. Борис не сопротивлялся, в его жизни вдали от жены также произошли перемены.

Ольга Остроумова с мужем Михаилом Левитиным и детьми

Жизнь с Левитиным, театральным режиссером и писателем, оказалась насыщенной и яркой. Родились дети, которых родители назвали своими именами: девочку – Ольгой, мальчика – Михаилом. Но семья, так много значившая для Остроумовой, не имела столь важного значения для Левитина. На протяжении двадцати лет актриса училась закрывать глаза на интрижки супруга, даже если ей в открытую заявляли права на него. Но все-таки подала на развод. Наиболее сильно он повлиял на маленького Мишу, даже изъявившего желание жить с папой.

Ольга Остроумова с детьми

Со временем повзрослевшие дети стали ревновать Остроумову к ее новому избраннику – Валентину Гафту. Их шапочное знакомство на площадке «Гаража» Эльдара Рязанова в какой-то момент переросло в серьезные чувства. Расписались актеры прямо в больнице, где лежал Гафт после операции.

Ольга Остроумова и Валентин Гафт

Обаяние и такт Валентина вскоре возымели свое действие, и Миша с Олей наконец одобрили любимого мужчину мамы. Их собственные дети, Фаина, Полина и Захар обожают гостевать у бабушки, которая всеми силами старается беречь так трудно выстраданную любимую семью.

Ольга Остроумова сейчас

Отметив семидесятилетний юбилей в 2017 году, актриса все так же служит в театре, но главной своей заботой считает семью: мужа, детей, внуков. Что касается съемок в кино, актриса призналась в одном из интервью, что терзается мыслями о том, что исчерпала свой талант, отпущенный Богом. Но, как и в юности, сомнения эти развеяло мнение более старшей, 88-летней подруги: «Оля, если бы тебе сейчас хорошего режиссера и хорошую роль, куда бы делись все твои терзания!»

В 2018 Ольга Остроумова вместе с Алексеем Серебряковым, Даниэлем Ольбрыхским, Натальей Негодой снималась в драме режиссера Сергея Ливнева «Ван Гоги» о вечном противостоянии отцов и детей. Премьерный показ картины ожидается в марте 2019 года.

Ольга Остроумова (р.21 сентября 1947) , советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России

Ольга Остроумова – один из самых ярких символов русской сексуальности и неагрессивной женственности. Главное же в работе над любой ролью, считает сама актриса, – всегда быть правдивой.

Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в городе Бугуруслан (сегодня – Оренбургской области). После окончания школы в 1966 году она уехала в Москву и поступила в Государственный театральный институт им.Луначарского (ГИТИС), где училась с большим вдохновением.

Одним из преподавателей актерского мастерства на курсе был П.Хомский, который тогда возглавлял Московский Театр Юного Зрителя и уделял много внимания формированию труппы, в том числе и талантливой молодежью. Хомский пригласил туда и Остроумову, еще когда она училась на втором курсе ГИТИСа. Окончив институт в 1970 году, Ольга уже в качестве полноправной актрисы была принята в ТЮЗ, где сыграла немало ролей.


В кино Остроумова начала сниматься, еще будучи студенткой. Ее дебютом стала роль в фильме «Доживем до понедельника» (1968), который стал очень популярен, а на Ольгу обратили внимание зрители, критики и режиссеры. Последовали другие роли в кино, но настоящая известность пришла к актрисе в 1972 году после выхода фильма «А зори здесь тихие». Картина стала культовой для целого поколения зрителей, а роль в ней оказалась для актрисы звездной. Новую волну успеха и признания Остроумовой принесла роль в картине «Любовь земная» (1975), и в продолжении – картине «Судьба» (1977).

Театральная деятельность актрисы была в это время не менее активной. В 1973 году она перешла в Театр на Малой Бронной, где дебютировала в пьесе «Своей дорогой». Затем были роли в спектаклях – «Варвары», «Волки и овцы», «Веранда в лесу», «Лето и дым» и других. Именно в Театре на Малой Бронной, работая с А.Эфросом, она по-настоящему поняла, что такое профессия актера, и что такое театр. Органичность актрисы и уверенно растущий профессионализм принесли Ольге еще больший успех и признание зрителей.

Одновременно с работой в театре она продолжала сниматься в кино, где сыграла много интересных ролей в картинах – «Гараж», «Похищение «Савойи»», «Безумный день инженера Баркасова», «Чаша терпения» и многих других.

Но сама актриса самой удачной и любимой своей работой считает роль в фильме «Василий и Василиса» (1981). Эта работа стала этапной для нее и явилась, своего рода, точкой пересечения ее кинематографической и театральной судьбы. По признанию Ольги Михайловны, без этой роли не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного на сцене Театра им.Моссовета в 1984 году.

В Театр им.Моссовета, вновь к своему учителю П.Хомскому, Остроумова перешла еще в 1983 году, когда после ухода А.Эфроса в Театре на Малой Бронной начался постепенный развал. В Театре Моссовета в её репертуаре, наряду с современной драматургией, прочное место заняла классика. Помимо роли во «Вдовьем пароходе», она сыграла еще немало прекрасных и серьезных ролей в спектаклях «Мадам Бовари», «Дни Турбинных», «Муж, жена и любовник», «Белая гвардия», «Учитель танцев», «Вишневый сад», «Серебряный век» и других. Многие из этих спектаклей с успехом идут и сегодня.

Из-за работы в театре Ольга Михайловна часто отказывалась от предложений работать в кино, особенно в 1990-х годах. Вновь много сниматься она начала уже в новом тысячелетии. Это роли как в художественных картинах – «По ту сторону волков», «Джокер», «Адмирал» и других, так и в сериалах – «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Капитанские дети».

Ольга Остроумова – Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, премии имени А.Довженко, премии имени Станиславского, приза «Серебряная нимфа» (Италия), кавалер ордена Святой Екатерины, орденов Почета и Дружбы. Она – член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей России.

Остроумова дважды была замужем. Ее первым мужем был режиссер Михаил Левитин. В этом браке родились сын Михаил и дочь Ольга. Однако в 1993 году, после почти 23 лет совместной жизни, Остроумова и Левитин развелись, и через три года Ольга Михайловна снова вышла замуж, за Валентина Гафта, с которым счастлива в браке.

Сегодня Ольга Михайловна Остроумова много играет на сцене, являясь одной из ведущих актрис Театра им. Моссовета, снимается в кино, живёт и работает в Москве.

Ольга Остроумова (Olga Ostroumova): фильмография, фото, биография. Актер.

Краткая биография

Родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (Оренбургская область) в интеллигентной семье. Окончив школу в родном городе, Ольга Остроумова в 1966 году поехала поступать в театральный ВУЗ столицы. Её выбор пал на ГИТИС, студенткой которого она стала без особых проблем благодаря природному таланту. После окончания учёбы в 1970 году актриса была принята в труппу Московского Театра юного зрителя, на сцене которого сыграла в спектаклях «Мещане», «Тень», «Поздняя любовь». С 1973 по 1983 играла в Театре на Малой Бронной в спектаклях «Своей дорогой», «Веранда в лесу», «Волки и овцы» и других. В 1983 году актриса перешла в Театр имени Моссовета.

Кинематографическая карьера началась для Ольги Остроумовой ещё до момента окончания ГИТИСа. В 1968 году актриса дебютировала в популярной мелодраме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». В 1970-ом была приглашена на роль в картине «Город первой любви», а год спустя сыграла в фильме «Море в огне». Уже известная в Советском Союзе Ольга Остроумова в 1972 году получила одну из главных ролей в военной драме «А зори здесь тихие» режиссёра Ростоцкого. Именно после выхода этой картины, ставшей культовой в СССР, Ольга стала знаменитой.

В 1976 году ей досталась главная женская роль в отечественной экранизации романа Джека Лондона «Мартин Иден». В 1977 году актриса сыграла сразу в трёх картинах. А в 1979 году на экраны вышла трагикомедия Эльдара Рязанова «Гараж», где вновь появилась Ольга Остроумова.

Одной из важнейших работ для актрисы стала главная роль в кинопритче «Василий и Василиса», снятой в 1981 году.

Всего в репертуаре Ольги Остроумовой уже более 40 ролей. В двухтысячных актриса снималась реже, в основном в сериалах или в эпизодических ролях. Тем не менее, в 2008 году на экранах появился фильм «Адмиралъ», в съёмках которого наряду с другими актёрами принимала участие и Ольга Остроумова.

биография, личная жизнь, семья, фильмы и фото :: SYL.ru

Из биографии Ольги Остроумовой следует, что звездой она стала благодаря фильму «…А зори здесь тихие». В этой картине она блестяще сыграла красавицу Евгению Комелькову. Желание стать известной актрисой возникло у Ольги еще в детстве. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что эта мечта воплотилась в реальность. Какова же история звезды?

Ольга Остроумова: биография, семья

Героиня этой статьи появилась на свет в Бугуруслане, произошло это в сентябре 1947 года. Биография Ольги Остроумовой свидетельствует о том, что родилась она в семье, далекой от мира кино и театра. Дед ее был священником. Отец преподавал физику в школе, а мать занималась домом и детьми. В семье Остроумовых было четверо детей – три девочки и мальчик.

Интересно, что сестры и брат Ольги выбрали профессии, никак не связанные с миром драматического искусства. Раиса стала инженером водного транспорта, Людмила – предпринимателем, а Георгий трудится в компании, которая специализируется на строительстве подвесных мостов.

Детские годы

Из биографии Ольги Остроумовой следует, что ее детство было счастливым. Она с нежностью вспоминает о родном доме. Члены большой семьи относились друг к другу бережно, с любовью. Родители воспитывали детей ненавязчиво, не читали им нравоучения, а показывали пример. Для Ольги мать и отец были скорее духовными наставниками, чем воспитателями.

В детстве Остроумова много читала. Ее отцу удалось собрать огромную библиотеку, в которой было все: от философских трактатов до приключенческих книг. Также она с удовольствием ходила с семьей в походы, любила отдыхать на природе.

Желание стать актрисой появилось у Ольги в возрасте 10 лет. Именно тогда мама впервые привела дочь в театр. Спектакль произвел на девочку ошеломляющее впечатление. В душе осталось чувство невероятного праздника.

Родители удивились, когда узнали о намерении дочери посвятить себя драматическому искусству. Ольга никогда не участвовала в художественной самодеятельности. Однако отговаривать девочку никто не стал. Остроумовой даже не удалось погулять на выпускном бале, так как поджимали сроки сдачи документов в институт.

Образование

После окончания школы Ольга отправилась поступать в театральный вуз. Родители купили ей билет, мать напекла пирожков в дорогу. В Москве Остроумова чуть не потерялась. Однако поступить в ГИТИС ей удалось с первой попытки. Ольгу взяла в свою мастерскую Варвара Алексеевна Вронская.

Студенческие годы начинающей актрисы прошли в общежитии на Трифоновке. Диплом ГИТИСа Ольга получила в 1970 году.

Московский ТЮЗ

Биография Ольги Остроумовой свидетельствует о том, что после окончания ГИТИСа она влилась в творческий коллектив Московского ТЮЗа. Режиссер Павел Хомской с готовностью взял на себя роль наставника. Под его руководством Ольга проникала в тайны профессии в течение трех лет. Девушка сыграла Елену в «Мещанах», воплотила образ Юлии в «Тени», исполнила роль Лебедкиной в «Поздней любви».

Павел Хомской оставил театр, что заставило и Ольгу задуматься об уходе.

Театр на Малой Бронной

В Театр на Малой Бронной начинающую актрису переманил Андрей Мартынов. С этим человеком она вместе училась в ГИТИСе, у них были приятельские отношения. Новый коллектив тепло принял Остроумову. Режиссер Александр Дунаев почти сразу стал поручать Ольге ведущие роли. Затем его сменил Анатолий Эфрос, с которым она также сработалась.

На сцене этого театра актриса исполнила множество ярких ролей. Она сыграла Татьяну в постановке «Враги», воплотила образ Розы Гонсалес в спектакле «Лето и дым». Нельзя не отметить и ее Лиду в «Веранде в лесу».

Эфрос ушел из Театра на Малой Бронной в 1984 году. Вслед за ним его покинула и Ольга. Она сменила Любовь Полищук, ушедшую в декрет, в постановке «Здравствуйте, господин де Мопассан» театра «Эрмитаж». Однако задерживаться здесь по каким-то причинам не стала.

Театр им. Моссовета

Далее актрису Ольгу Остроумову приютил Театр им. Моссовета. Далеко не все его актеры были рады приходу новенькой. Против нее плели интриги, однако она сумела выдержать этот непростой период, воздержаться от ответных действий. В конце концов атмосфера в коллективе нормализовалась.

В спектакле «Вдовий пароход» актриса блестяще сыграла Анфису. В постановке «Мадам Бовари» она воплотила образ главной героини. Актрисе понравилось играть Клавдию Тарасовну в «Серебряном веке», Филисьянту в «Учителе танцев», Раневскую в «Вишневом саду». Также нельзя не отметить роль Елены Тальберг в спектакле «Белая гвардия».

Яркий дебют

На съемочной площадке актриса Ольга Остроумова впервые оказалась еще в студенческие годы. В 1967 году в ГИТИСе появился ассистент С. Ростоцкого. Режиссер планировал снимать фильм, посвященный школьным будням. Будущая лента должна была называться «Доживем до понедельника». Ассистент отметил яркую внешность Остроумовой, пригласил ее на кастинг.

В итоге Ольге досталась роль десятиклассницы Риты Черкасовой. Ее героиня – самая красивая девочка в школе. Она легко разбивает сердца одноклассников, совсем не задумывается о последствиях.

Фильм «Доживем до понедельника» имел большой успех у зрителей. Все исполнители главных ролей, в том числе и Остроумова, проснулись знаменитыми. Далее актриса снялась в «Городе первой любви» и «Море в огне». Свои роли в этих картинах она сочла провальными. Какое-то время Ольга даже всерьез размышляла о том, чтобы уйти из актерской профессии.

Звездный час

Актриса Ольга Остроумова вкус настоящей славы ощутила благодаря мелодраме «…А зори здесь тихие» С. Ростоцкого. На роль Женьки Комельковой претендовали многие актрисы. В итоге эта честь выпала именно Ольге.

Во время подготовки к роли возникла серьезная проблема. Остроумова – блондинка, тогда как ее героиня по сюжету была рыжей, что было важной составляющей ее образа. Несколько раз предпринимались попытки перекрасить актрису, однако новый цвет волос ей катастрофически не шел. В итоге решено было сделать Комелькову блондинкой.

Съемки картины «…А зори здесь тихие» проходили в Карелии. Актеры вынуждены были работать в тяжелых условиях. Они и в самом деле пережили тяготы военного быта, мерзли в степи, тонули в болотах. Однако пережитые страдания стоили того. Фильм, вышедший в 1973 году, имел невероятный успех у зрителей. Критики высоко оценили талант Остроумовой. Она сумела сделать свою Женьку вызывающей и нежной, хрупкой и сильной одновременно.

Роли 70-80-х

После выхода картины «…А зори здесь тихие» не только зрители, но и режиссеры всерьез заинтересовались Ольгой Остроумовой. Фильмы с ее участием должны были начать выходить один за другим, однако этого не произошло. Ольга не хотела становиться актрисой одной роли. Режиссеры же предлагали ей играть девушек, которые сильно напоминали Комелькову.

Большой своей удачей Остроумова считает роль Мани Поливановой в картине «Судьба». Немногие верили в том, что Ольга сможет сыграть простую сельскую жительницу, любящую и нежную девушку. Однако режиссер Евгений Матвеев настоял на ее кандидатуре, и пожалеть об этом ему не пришлось.

За свою роль в картине «Гараж» Ольге до сих пор стыдно. Актриса убеждена в том, что крайне неудачно сыграла профессорскую дочку Марину, представительницу золотой молодежи. На съемочной площадке присутствовало такое количество звезд, что она постоянно стеснялась и пыталась забиться в дальний угол.

Зато Ольга блестяще сыграла главную героиню в драме «Василий и Василиса». Также яркие роли ей достались в картинах «Не было печали», «Столкновение», «Время ее сыновей», «Чаша терпения», «Башня».

Мужья

Что происходит в личной жизни Ольги Остроумовой? В первый раз актриса вышла замуж за однокурсника Бориса Аннабердыева. Этот союз не выдержал испытания бытом, закончился разводом.

Вторым мужем Ольги стал режиссер и писатель Михаил Левитин. За этого человека Остроумова вышла в 1973 году. Вместе супруги провели 23 года, но распался и этот брак.

В третий раз актриса вышла замуж за Валентина Гафта. Свадьбу коллеги сыграли в 1996 году, с тех пор счастливы вместе.

Дети

Поклонников, конечно же, интересуют и дети Ольги Остроумовой. Биография звезды свидетельствует о том, что у нее есть сын и дочь. Девочка и мальчик родились в браке с Михаилом Левитиным.

Ольга, дочь актрисы, родилась в июле 1975 года. Она пошла по материнским стопам, стала актрисой. В кино Ольга Левитина снимается с шести лет, она дебютировала в картине «Василий и Василиса».

Михаил, сын актрисы, появился на свет в 1983 году. Он также связал свою жизнь с миром драматического искусства, стал режиссером.

Что еще посмотреть

В 90-х Ольга редко бывала на съемочной площадке. Кинематограф погрузился в пучину кризиса, актрисе не предлагали интересных ролей. Исключением стал триллер «Змеиный источник», в котором она создала образ отрицательной героини. Ольга сыграла женщину властную и деспотичную, пусть и не непосредственную участницу, но вдохновительницу страшных преступлений.

В новом веке звезда начала сниматься чаще. Остроумова блестяще сыграла княгиню Марию Долгорукую в «Бедной Насте». Также нельзя не отметить ее яркую роль в картине «Женщины в игре без правил». Героиней Ольги стала мать и бабушка, переживающая последнюю любовь и сталкивающаяся с непониманием родственников.

В рейтинговом сериале «Не родись красивой» актриса воплотила образ Маргариты Ждановой, мать главного героя.

Фото Ольги Остроумовой в разные периоды жизни можно увидеть в статье.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева — биография, интересные факты, известные произведения

Остроумова Анна Павловна

1871

Ученик Академии художеств с 1892 по 1895 год 2 ноября 1900 — приглашенный художник для гравюры на дереве.

(Кондаков)

А.П. Остроумова-Лебедева была дочерью высокопоставленного чиновника П.И. Остроумовой (вторая фамилия, которую она приобрела в 1905 году, она была замужем за известным ученым-химиком Сергеем Лебедевым). Еще школьницей она начала посещать начальную школу ЦУТР.Затем учился в школе, где увлекался техникой гравюры и Академии художеств, где изучал живопись в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 работал в Париже, совершенствовался в живописи (у Джорджа Уистлера) и гравюре. Переломным в ее жизни стал 1900 год, художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мир искусства» (которая в дальнейшем прочно ассоциируется с их работами), а затем получила вторую премию за гравировку на конкурсе OPH OH и окончила титул художника, представляющий 14 гравюр.Остроумовой-Лебедевой принадлежит большая роль в возрождении в России станковой ксилографии как самостоятельного вида искусства — после долгого существования в качестве репродуктивной технологии; Особенно велика заслуга художника в возрождении цветной графики. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, произведенные им, были изучены и использовались многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила десятилетия неустанного труда.

Цветная и черно-белая ксилография — станковая, комбинированные циклы (Петербург, 1908 — 10; Павловск, 1922-23 и др.)), и заполненный для книг В.Ю. Курбатова «Петербург» (1912) и Н.П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) — непревзойденный по точности ощущения и передачи величественной красоты города и редкой лаконичности выражения . Повторяясь много раз и в разных случаях, они стали образцом и чрезвычайно популярны. Очень интересными и неординарными были работы, созданные художником благодаря частым поездкам — как за границу (Италия, Франция, Испания, Нидерланды), так и за границу (Баку, Крым).Некоторые из них были выполнены в гравюре и акварели. Одаренная и образованная художница, Остроумова-Лебедева не умела работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она овладела сложной и причудливой техникой живописи акварелью, и занималась этим всю жизнь, создавая великолепные пейзажи и портреты («Портрет актера И. В. Ершова», 1923 г .; «Портрет Андрея Белого», 1924 г .; «, 1925 г. и др.). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, оставив любимые вещи и завершив работу над третьим томом «Автобиографических записок».Последние годы жизни артистки были омрачены надвигающейся слепотой, но пока это было возможно, она продолжала работать.

.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева — биография, интересные факты, известные произведения

Остроумова Анна Павловна

1871

Ученик Академии художеств с 1892 по 1895 год 2 ноября 1900 — приглашенный художник для гравюры на дереве.

(Кондаков)

А.П. Остроумова-Лебедева была дочерью высокопоставленного чиновника П.И. Остроумовой (вторая фамилия, которую она приобрела в 1905 году, она была замужем за известным ученым-химиком Сергеем Лебедевым). Еще школьницей она начала посещать начальную школу ЦУТР.Затем учился в школе, где увлекался техникой гравюры и Академии художеств, где изучал живопись в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 работал в Париже, совершенствовался в живописи (у Джорджа Уистлера) и гравюре. Переломным в ее жизни стал 1900 год, художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мир искусства» (которая в дальнейшем прочно ассоциируется с их работами), а затем получила вторую премию за гравировку на конкурсе OPH OH и окончила титул художника, представляющий 14 гравюр.Остроумовой-Лебедевой принадлежит большая роль в возрождении в России станковой ксилографии как самостоятельного вида искусства — после долгого существования в качестве репродуктивной технологии; Особенно велика заслуга художника в возрождении цветной графики. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, произведенные им, были изучены и использовались многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила десятилетия неустанного труда.

Цветная и черно-белая ксилография — станковая, комбинированные циклы (Петербург, 1908 — 10; Павловск, 1922-23 и др.)), и заполненный для книг В.Ю. Курбатова «Петербург» (1912) и Н.П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) — непревзойденный по точности ощущения и передачи величественной красоты города и редкой лаконичности выражения . Повторяясь много раз и в разных случаях, они стали образцом и чрезвычайно популярны. Очень интересными и неординарными были работы, созданные художником благодаря частым поездкам — как за границу (Италия, Франция, Испания, Нидерланды), так и за границу (Баку, Крым).Некоторые из них были выполнены в гравюре и акварели. Одаренная и образованная художница, Остроумова-Лебедева не умела работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она овладела сложной и причудливой техникой живописи акварелью, и занималась этим всю жизнь, создавая великолепные пейзажи и портреты («Портрет актера И. В. Ершова», 1923 г .; «Портрет Андрея Белого», 1924 г .; «, 1925 г. и др.). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, оставив любимые вещи и завершив работу над третьим томом «Автобиографических записок».Последние годы жизни артистки были омрачены надвигающейся слепотой, но пока это было возможно, она продолжала работать.

.

Остроумова-Лебедева, художник и коллекционер

25 августа 2016—7 ноября 2016

Выставка является частью проекта, посвященного частным художественным собраниям, поступившим в Русский музей в разные периоды и составляющим его сокровищницу.

В 1916 году музей приобрел первые девять работ Анны Остроумовой-Лебедевой, творчество которой отражает возрождение и расцвет офорта в русском искусстве начала ХХ века.Позже она много раз дарила свои работы музею. В 1955 году по завещанию художницы все произведения искусства из ее коллекции были переданы в Русский музей. Основную ее часть составили рисунки, живопись, акварель и офорты самой Остроумовой-Лебедевой, а также гравюры современников и последователей художницы — тех, кого вдохновили ее эксперименты с гравировкой по дереву, одной из древнейших техник офорта.

На выставке представлены работы Г.Верейский, В.Войнов, Н.Купреянов, К.Сомов и другие мастера офорта как дореволюционной, так и советской России. Особую часть экспозиции составляет коллекция японской гравюры XVIII-XIX веков (Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ, Кацукава Шунсё, Рюсай Сигехару и другие). Знакомство Остроумовой-Лебедевой с искусством японской ксилографии во многом повлияло на формирование ее индивидуальной художественной манеры.

Демонстрация творчества Остроумовой-Лебедевой вместе с ее коллекцией искусства в одной экспозиции впервые дает уникальную возможность проанализировать работы этого выдающегося мастера графики в контексте творчества ее современников и оценить их влияние на развитие русской графики.

.