Артикуляционная гимнастика для постановки звука л: Артикуляционная гимнастика для звука [Л] | Учебно-методический материал:
Индюк | Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит). Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. |
Вкусное варенье | Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании. |
Пароход гудит | Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода. |
Самолёт гудит | Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л. Описание. Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л. |
Качели | Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады. Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд. Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать |
Иголочка | Цель. Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык. Описание. Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым. Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх. |
Лошадка | Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами. |
Грибок | Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. |
Гармошка | Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку). Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз. Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире. |
Артикуляционная гимнастика для звука Л
Правила артикуляционной гимнастики.
Чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:
— ежедневно выполнять логопедические упражнения;
— заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;
— выполнять гимнастику перед зеркалом;
— проводить не более 5 упражнений за одно занятие;
— применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений.
Комплекс артикуляционных упражнений для звука [л]:
«Бегемот».
Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Нижние и верхние зубы видны. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5.
«Накажем непослушный язычок».
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 3 до 7.
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
«Блинчик».
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок».
«Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.
«Качели».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней.
Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.
«Чистим верхние зубки».
Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Маляр».
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
«Индюк».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл…(как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Постановка звука Р: упражнения и артикуляционная гимнастика
Чаще всего причиной консультации у логопеда является проблема проговаривания «Р». Возрастная норма по фонеме – от 5 до 6 лет. По советам логопедов, постановка звука «Р» должна начинаться с 5-летнего возраста. Бывает, что с наличием звука проблем нет, но проговаривание неправильное. Возможно горловое звучание или с вибрацией щёк, губ. В этом случае нельзя ждать 5, даже 4 лет, нужна срочная помощь специалиста. Если затянуть с логопедическими занятиями, то неверное произношение закрепится, и взрослый человек останется с серьезным речевым дефектом.
Что мешает выговаривать Р?
Артикуляция данной фонемы – наиболее сложная в русской речи. Для верного звучания необходимы чёткие движения речевого аппарата, довольно тяжёлые для детей. Чтобы облегчить себе задачу, дети «глотают» фонему в словах, заменяют её на более простые в артикуляционном отношении звуки «Л» и «Й» или употребляют гортанное призвучание.
Причины проблемы:
- патологический прикус;
- дефект речевого дыхания;
- неразвитость языковой уздечки;
- слабость лицевой мускулатуры;
- искаженное восприятие звуков.
Постановка назначается, когда звук «Р»:
- пропускается в словах;
- заменяется фонемами «Л» и «Й»;
- смягчается там, где он должен быть твердым.
Причины неправильного произношения
Факторами, вызывающими неверное проговаривание, являются:
- Патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к стоматологу.
- Нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упёршимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно.
- Неправильное строение языковой уздечки. Для чёткого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину 8 мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений.
- Неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта. Если с выполнением задания возникли проблемы, то лицевая мускулатура слаба. Нужна консультация невропатолога, так как дизартрия может быть следствием тяжёлых нервных патологий.
- Нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к 4 годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
- Поведенческие расстройства. Постановка звуков проблематична у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.
Постановочные упражнения
Сначала проводится разминочное занятие:
- Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку.
- Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
- Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
- Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
- Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».
Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:
- Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
- Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда. Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
- Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за». Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».
Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».
Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.
Фонема «Рь» появляется самостоятельно после закрепления твёрдого звучания. Для мягкого звучания согласный употребляют с гласными «И», «Ю», «Е», «Я», широко улыбаясь.
Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.
Артикуляционная гимнастика для звука Р
Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.
Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.
- «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
- «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
- «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
- «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
- «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
- «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
- «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.
Речевое дыхание
Чтобы фонема звучала верно, необходимо правильно направить воздушную струю. При неправильном потоке воздуха формируется горловой тип звучания, называемый также «французским». Поэтому приёмы постановки звука Р включают дыхательную тренировку.
Предлагаются следующие упражнения для постановки звука Р у детей:
- «Свечка». Зажигается обычная свеча. Её нужно задуть. Дуют либо так, чтобы огонь сразу потух, либо так, чтобы он колебался, но не гас. В ходе тренировочного процесса свечу ото рта постепенно отодвигают, чтобы дуть становилось всё тяжелее.
- «Ураган». Берут стакан с водой, трубочку для питья жидкостей. Вдыхают воздух носом, выдыхают ртом в трубочку, опущенную в воду. На поверхности воды появляется бурление.
- «Снежинка». Открывают рот, широко улыбаются, язык кладут на нижнюю губу. А на языке размещают бумажку. Эту бумажку нужно сдуть.
Каждое действие повторяют не больше 4 раз. Важное условие эффективного процесса – носовой вдох и ротовой выдох.
Речевой слух
Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.
Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.
Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:
- Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
- Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
- З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.
Автоматизация звука Р
Этапы постановки звука Р включают автоматизацию – закрепляющий навыки приём. Закрепляется звучание фонемы в разнообразных словах, содержащих проблемную букву, фразах, можно использовать стихотворение или скороговорку. Сначала фонему нужно автоматизировать в соединении с гласными и согласными, затем в словах и предложениях.
Автоматизация звука Р в слогах
Отработка идет через согласные «Д» и «Т», используются слоги с сочетанием «др» и «тр»: «дра» и «тра», «дро» и «тро», «дру» и «тру». Через эти согласные языку будет легче перейти к проблемной фонеме.
Потом убираются передние согласные, остаются слоги «ра», «ро», «ру». Тренировка проходит поэтапно, затем нужно ввести перевернутые слоги: «ар», «ор», «ур». Чередовать слоги нужно до тех пор, пока у пациента не закрепится вибрационное звучание.
Автоматизация звука Р в словах
Когда слоги будут отработаны, можно переходить к словам. Начинать следует со слов, в которых проблемная фонема стоит в начальном слоге: река, труба, рубашка. Затем идет прорабатывание слов, в которых фонема находится в среднем или последнем слоге: помидор, корова, мотор.
Далее необходимо проработать смягчённое звучание в словах. При обычном рычании язык плотно прижат к нёбу и располагается почти у самых зубов, при смягчённом – прижат не так сильно, находится чуть дальше от верхнего зубного ряда.
Обычно дети после нескольких тренировок сами начинают понимать различие между обычным и смягченным звучанием, использовать это различие при проговаривании слов. Некоторым детям необходимо объяснить, что язык нужно переместить по нёбу чуть глубже.
Закрепление результата
После основного логопедического процесса тренировки не заканчиваются. Дома родители могут сами заниматься с детьми. Детям в дошкольный период покупают книжки с логопедическими стишками и песенками, специальные игры, кубики или картинки с нарисованными предметами, в названиях которых есть проблемные звуки.
Такие игры развивают не только речевые, но и мыслительные способности. Выйдя с малышом на прогулку, можно попросить его называть встречающиеся на пути предметы, содержание в названии отрабатываемую фонему.
Подростку с речевой проблемой полезно читать вслух стихотворения и рассказы. Можно предложить ему для развития мышления сочинять и рассказывать собственные истории.
Артикуляционная гимнастика для звука Р в картинках для детей, видео
Сонорный звук [Р] считается самым сложным в звуковом ряду. При его произнесении работают не только мышцы тела языка, но и вибрирует его кончик. Начинать тренировки данного звукопроизношения с детьми нужно с 4-5 лет. Какие упражнения включает в себя артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Рь], как правильно проводить занятия дома и с логопедом, расскажем в нашей статье.
Правильная артикуляция
Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Рь] даются дошкольникам сложнее всего. Для формирования навыка верного звукопроизношения нужно знать, как работает речевой аппарат при артикуляции рычащего сонорного.
Твердый звук [Р] произносят так:
- Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
- Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
- На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
- Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.
Мягкий звук [Рь] произносится так:
- Губы чуть растягиваются в улыбке, зубы приоткрыты шире, чем для артикуляции твердой фонемы [р].
- К альвеолам присоединяются кончик языка и средняя его часть.
- На выдохе при артикуляции кончик опускается чуть ниже, чем при фонации твердого звука, стучит по верхнему небу мягче.
- Задняя часть тоже сдвигается вперед.
Такое подробное описание процесса фонации детям знать не обязательно, но показать, как работают речевые органы на себе и попросить воспитанников продемонстрировать, что они поняли и увидели, нужно обязательно.
Если ребенку после 5-6 лет трудно рычать и проговаривать [Р] четко, родителям нужно проверить наличие следующих дефектов развития речевого аппарата:
- Нарушен прикус
- Язык сужен или увеличен в размерах
- У малыша укороченная уздечка, она аномально расположена
- Готическое небо
- Верхние челюсти сужены.
- Есть дефекты в расположении зубов
- Нарушен тонус мышц (дизартрия).
- Не развит кончик языка.
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Рь] в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.
При дефекте произношения фонем [Р],[Рь] у детей чаще всего диагностируется горловой (увулярный) ротацизм. При данном нарушении в процессе фонации участвует только мягкий язычок, при говорении слышен рокот, или “французский р”.
Как заниматься
Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:
- Теоретическая подготовка родителей и детей.
- Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
- Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем учителю и ученику.
- Постановка звуков [Р], [Рь]. Происходит путем выполнения специальных упражнений, массажей зондом. Логопеды используют задания с подражанием говору животных, анализом фонем на слух.
- Автоматизация звуков. Здесь вам пригодится артикуляционная гимнастика для звука [Р] в картинках в сочетании со стихами, сказками, скороговорками. Дошкольник заучивает фразы, четверостишия наизусть, проговаривает во время выполнения комплекса тренировочных упражнений.
- Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.
Комплекс упражнений
Итак, формирование навыка произнесения [Р] у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.
Парашютик
Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.
В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щечек и гортани, контролируется сила и направление воздушной струи.
На заметку! Чтобы научить ребенка делать язык “чашкой”, капните на тело язычка 3-4 капли воды. Попросите удерживать жидкость, не проливая, 15-20 секунд. Через 3-4 раза задание будет выполняться максимально правильно.
Шарик
Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.
Орешки
Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.
Вкусное варенье
Упражнение для формирования навыка контроля за положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.
Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.
Маляр
Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.
На заметку! Упражнение “Маляр” отлично подходит для детей с коротко уздечкой. В процессе выполнения следите за напряжением подъязычных мышц для максимальной эффективности гимнастики.
Грибочек
Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.
Гармошка
Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.
В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.
Лошадка
Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.
Барабанщик
Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.
Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.
Смотрите также другие упражнения артикуляционной гимнастики в картинках для детей
Видео
Подборка виде-уроков, содержащих эффективные комплексы артикуляционной гимнастики для звуков [Р] [Рь]:
youtube.com/embed/TA7TNGwThsA» allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Артикуляционная гимнастика для звука [р] может заканчиваться проговариванием чистоговорок.
Используйте следующий комплекс речевых заданий:
Ра-ра-ра — у крота новая нора.
Ру-ру-ру — рыбку с речки приручу.
Ро-ро-ро — мухоморов полное ведро.
Ря-ря-ря — речки и моря.
Ри-ри-ри —в окошко посмотри.
Рю-рю-рю — в зеркало не смотрю.
Ре-ре-ре — весело на реке.
Ур-ур-ур — накормлю я кур.
Ор-ор-ор — сели птицы на забор.
Ир-ир-ир — принес бабушке кефир.
Ар-ар-ар — у Макара пожар.
Кар-кар-кар — на стене комар.
Рох-рох-рох — не вырастет горох.
Быр-быр-быр —ароматный сыр.
Руз-руз-руз — спелый наш арбуз.
У меня в кармане рябина, ромашка и морошка.
В аквариуме у Харитошки живут четыре карпа, да карасей немножко.
Говорила сорока кроту: “Я кричу, кричу! Караул! Украли у Клары варежки!”.
Хорош улов у Поликарпа: пять карасей, четыре карпа.
Купил Гаврила на торгах три пирога, да четырнадцать поросят.
Читайте также:
Артикуляционная гимнастика на звук Л в картинках
Артикуляционная гимнастика на звук С и свистящие
Артикуляционная гимнастика на звук Ш и шипищие
На коррекцию звука [Р] уходит не меньше 2-х месяцев. Через 50-60 дней от начала занятий дети в 80-90% случаев автоматизируют сонорную фонему, и дальнейшая работа с педагогом не потребуется. Если заметите, что ребенок теряет контроль на речью, перестал четко проговаривать [р], опять займитесь артикуляционной гимнастикой, представленной в нашей статье, чтобы навык восстановился.
Рейтинг автора
3
Автор статьи
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
38
Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] логопеда Ольги Бажиной, эксперта сайта.
Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках
Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре. В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу хорошую дикцию и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.
Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для тренировки мышц языка и щек, с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.
Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»
Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука. Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить. Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.
Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений. Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте. Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.
Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет. Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части. Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.
При правильной артикуляции звук «Л» произносится:
- открытыми губами;
- открытыми зубами;
- кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
- с умеренной воздушной струей.
При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.
Упражнения для постановки звука «Л» у детей
Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.
Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.
Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.
«Индюшонок»
При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.
Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.
«Лошадка»
Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.
Важно при этом не двигать нижней челюстью.
После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.
«Пароходик»
Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».
Упражнение «Чистим зубки»
Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.
«Вкусное варенье»
Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.
Статические упражнения
«Заборчик»
Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.
«Чашечка»
Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.
«Иголочка»
Малыш широко открывает рот и как можно дальше высовывает узенький язычок.
Все упражнения выполняются 10-15 раз. Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.
Стихи для развития произношения звука «Л»
Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.
- Летний ливень льет с небес,
По утру умылся лес. - Лаком лавочку покрыли,
Вся на солнышке блестит.
И на лавочке бабуля
С удовольствием сидит. - Ленту алую Ларисе
Мама в косу заплела,
Чтобы маленькая Лара
Краше всех в саду была.
Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.
Как закрепить полученный результат
Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».
Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.
Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.
Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:
- Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
- Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
- Бокал, стол, стул, пенал.
Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.
Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.
Общие рекомендации по занятиям
Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.
Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.
И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
ЛОГОПЕД.РУ: Индивидуальные логопедические занятия со старшими дошкольниками (методическое пособие). Постановка и автоматизация звука [л].
Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию
Нарушения речи
- Дети с нарушениями речи
- Какие логопедические проблемы бывают у детей?
- Дизартрия у детей
- Заикание у детей
- Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.
- Алалия
Развиваем речь
- от 0 до 3 лет
- от 3 до 7 лет
- Готовимся к школе
- Логопед для школьников
Эти трудные звуки!..
- Исправление звукопроизношения у детей.
- Как исправить произношение во взрослом возрасте.
- Звуки Р и Рь.
- Звуки Л и Ль.
- Звук Ш.
- Звук Ж.
- Звук Ч.
- Звуки С и Сь.
- Звуки З и Зь.
- Звук Ц.
- Звуки К и Кь.
Логопед для взрослых
Консультация
- Страницы:
1 2 3 4 5 6 7
Литература по логопедии
Логопедические игры
Полезные материалы
Для специалистов
Книги и статьи.
Конспекты занятий
- Фронтальные
- Подгрупповые
- Индивидуальные
Документация.
Обследование.
Планирование.
Полезные материалы.
ТСО
Обратная связь
Доска объявлений
Отзывы о нас
Купальники для художественной и художественной гимнастики, группы поддержки, батута и синхронного плавания от AGIVA Gymnasticsleo
Все категории
- ДОМ
- КОЛЛЕКЦИЯ
КОЛЛЕКЦИЯ
назад- Купальники для гимнастики
Купальники для гимнастики
назад- Купальники без рукавов
- Купальники с длинными рукавами
- Юбки, купальники, купальники
- Простые однотонные купальники
- Спортивные штаны для гимнастики…
Шорты и топы для гимнастики
назад- Шорты для гимнастики AG
- Шорты для гимнастики RG
- Гимнастика Разминки…
Гимнастика Разминка — Футболки
назад- Тканые разминки Relax Fit
- Толстовки для гимнастов
- Приталенные куртки из трикотажа с начесом
- Футболки
- Гимнастика Ши…
- Плавание
- Танец
танец
назад- Пачки
- Купальники для танцев
- Дансробс
- Одежда для танцев
- Мужская гимнастика
- Гимнастика Accessori…
Принадлежности для гимнастики
назад- Кеды
- Захваты
- Сумки
- Резинки для волос, мишка, бутылка, значки
- Уход
- Кроссовки, носки
- Гимнастские драгоценности
Гимнастские драгоценности
назад- Часы
- Браслеты
- Серьги
- Ожерелья и цепочки
- Кулоны GA
- Комбинезоны
- Французский бокс
- Подарочные сертификаты
- промо акции
- Оборудование
- Купальники для гимнастики
- КОНТАКТЫ
КОНТАКТ
назад
Артикуляционная гимнастика | Навыки презентации
Голосовой аппарат — это семейство человеческих органов, которые участвуют в речевом процессе (разговоре).Некоторым из них необходим активный контроль мышц для четкого произношения звуков, и говорящий должен тренировать эти органы голосового аппарата, регулярно выполняя артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика помогает развивать мышцы, управляющие нашим голосовым аппаратом, делает нашу дикцию ясной, наполняет нашу речь энергией и делает нашу речь мощным инструментом убеждения.
Упражнения для языка
1) «ПУТЕШЕСТВИЯ». Проведите языком вверх, вниз, вправо и влево внутри закрытой полости рта; пропустите его через внешнюю и внутреннюю стороны ваших верхних и нижних зубов; поверните язык вверх к крыше, вниз к уздечке, вправо и влево; помассируйте щеки во рту.
2) «УЗДКА». Раздвиньте губы, поднимите язык до потолка, воткните его, а затем вниз по челюстям и отведите язык от крыши.
3) «МАССАЖ». Прижмите язык к корням верхних и нижних зубов, как будто хотите их вытолкнуть. Выполняйте это упражнение с закрытым ртом. Медленно продвигая язык внутрь и наружу, слегка прикусите его.
4) «ФРИСТАЙЛ». Откройте рот и сделайте круги языком; проведите по губам; постарайтесь добраться до носа и подбородка.Разожмите мышцы языка, а затем резко их напрягите.
5) «ЛИМО». Расслабьте мышцы языка и выбросьте его изо рта. Язык напрягите и слегка расслабьте (5-8 раз). Затем кончиком языка «напишите» свое имя в воздухе.
6) «ПИСЬМО». Разожмите мышцы языка и выбросьте его изо рта по максимуму. Сильно напрягите его, а затем расслабьте. Кончиком языка «напишите» свое имя на листе бумаги.Повторить несколько раз.
Упражнения для губ
1) «ДЕТСКИЙ СЛОН». Сдвиньте закрытые губы вперед и в стороны. Проделайте то же самое с открытыми губами медленно (трижды) и быстро (восемь раз).
2) «ФРИСТАЙЛ». Закрой челюсти и губы. Начните подталкивать губы вперед, в стороны и назад; затем «спрячьте» их в рот и отодвиньте. Постарайтесь коснуться носа нижней губой, а подбородком — верхней губой.
3) «МАССАЖ». Откройте рот и почешите внутреннюю сторону губ о зубы (верхняя губа — верхние зубы, нижняя губа — нижние зубы, затем — две губы одновременно).
4) «БОТОКС». Постарайтесь «проглотить» нижнюю губу как можно глубже. Проделайте то же самое с верхней губой.
Упражнения для челюстей
1) Раздвиньте губы. Двигайте нижней челюстью вперед, назад, влево и вправо; затем сделайте круговые движения челюстью в разные стороны (три минуты).
2) На счет один — наполовину опущенная челюсть, на счет два — разиньте рот, на счет три — закройте рот.Выполняйте это упражнение по формуле 2-3-1, 1-2-3, 3-2-1, 2-1-3, 3-1-2 в течение трех минут.
И, наконец, попробуйте произносить тексты с челюстями с артикуляционной точностью. Сначала делайте это бесшумно, а потом — громко. Начинайте произносить медленно, как если бы вы произносили их по буквам, а затем ускоряйтесь:
Репетитор, который играл на флейте
Пытался обучить двух зубчиков на гудок
Сказал эти двое наставнику
«Сложнее с гудком
Или с учить двоих братьев?
***
Я подумал мыслью.
Но мысль, о которой я думал, была не той мыслью, о которой я думал.
Если бы мысль, которую я думал, что я думал, была мыслью, которую я думал, я бы не думал так много.
***
Я не сборщик фазанов, я помощник сборщика фазанов,
И я щипаю только фазанов, потому что сборщик фазанов опаздывает.
Я не сборщик фазанов, я сын сборщика фазанов,
И я щипаю только фазанов до тех пор, пока не начнутся сборы фазанов.
Или вы можете принять вызов и прочитать «Хаос», стихотворение, демонстрирующее неправильность английского правописания и произношения.Большинство носителей языка затрудняются произнести все слова из стихотворения, поэтому это может быть идеальным вариантом артикуляционной гимнастики для говорящих.
Выполняйте все вышеперечисленные упражнения ежедневно. Помните: регулярные упражнения развивают мышцы, управляющие вашим голосовым аппаратом, делают вашу дикцию четкой и лаконичной, что очень важно для ораторов, желающих приобрести навык убеждения.
Легко показать артикуляционное размещение. — Билингвистика
При объяснении артикуляционной расстановки учащимся рисунок профиля, подобный тому, который я нарисовал, был обычным визуальным помощником в терапии.После нескольких лет практики и нескольких уроков рисования в средней школе по рисованию человеческого профиля, это самое близкое к визуальному представлению оральных артикуляторов многие из нас. Эти мои примитивные наскальные рисунки передают общую идею механизма речи (игнорируя некоторые хихиканья первоклассных искусствоведов), но есть еще лучший ресурс! Несколько факультетов Университета Айовы, включая Коммуникационные науки и расстройства, Испанский и Португальский, Немецкий и Отдел информационных технологий, совместно разработали приложение Sounds of Speech (доступное как для Apple, так и для Android).Это приложение упорядочивает все фонемы в соответствии с их классификацией места, способа и звучания и обеспечивает:- Определения каждого класса (например, фрикативы, аффрикаты, лингва-дентальные звуки)
- Анимация артикуляторов, издающих этот звук (вид в профиль)
- Аннотации для описания происходящего физического действия, например того, что происходит в каждой точке артикуляции (губы, язык, небно-глоточный порт, голосовые связки)
- Видео производства на человеческих губах, вид спереди
- Аудиопримеры фонемы в начальной, средней и конечной позициях
- Описание и видео гласных (монотонгов и дифтонгов)
- Функции доступны для английского, испанского и немецкого языков
Звуки речи — демонстрация артикуляционного размещения
Скачать приложение:
Звуки речи в iTunes App StoreЭти же функции также доступны на их интерактивном веб-сайте, так что посмотрите вокруг! Этот ресурс стал отличным инструментом для обучения артикуляционной расстановке.После беглого обзора артикуляторов на схемах ученики любят имитировать постановку, следуя видео.
Сайтов для загрузки шрифтов IPA на компьютер:
Загрузка и использование фонетических шрифтов
Создание символов из международного фонетического алфавита
Поместите фонетические символы в документ Word
|
Артикуляционные особенности и связанные производственные модели в статистическом распознавании речи
1 Артикуляционные особенности и связанные модели производства в статистическом распознавании речи Ли Дэн Факультет электротехники и компьютерной инженерии Университет Ватерлоо, Ватерлоо, Онтарио, Канада N2L 3G1 Резюме.Описывается статистический подход к распознаванию речи, который проводит параллель с замкнутым циклом человеческого речевого общения, схематизированным как совместный процесс кодирования и декодирования лингвистических сообщений. Кодировщик состоит из символьно-значимой модели перекрывающихся артикуляционных признаков и его интерфейса для нелинейной динамической модели речи. Описывается и обсуждается общая архитектура распознавателя речи, основанная на оптимальной стратегии декодирования, включающая взаимодействия кодер-декодер.1. Введение. Общая концепция замкнутой речевой цепи, лежащая в основе речевого общения человека, известна много лет [2]. Однако инженерная конструкция машин автоматического распознавания речи, которые, как известно, работают на порядки хуже, чем человеческие, до сих пор едва ли могла извлечь выгоду из каких-либо существенных свойств замкнутого цикла человеческого речевого общения. Эта ситуация возникает из-за ряда важных факторов, включая 1) (оправданное) желание краткосрочного инженерного успеха в ограниченных задачах; 2) отсутствие взаимодействия между научными и технологическими исследовательскими сообществами и, следовательно, отсутствие интеграции соответствующих исследовательских достижений; 3) фрагментарный и неполный характер нашего понимания замкнутого процесса речевого общения человека; и 4) отсутствие подходящих вычислительных формализмов, которые позволили бы научному пониманию быть легко полезным в ресурсоемких приложениях речевой технологии.Цель этого учебного пособия — описать общую природу замкнутой цепи человеческой речи как процесса кодирования-декодирования (аналогично теоретико-информационному проектированию инженерных коммуникационных систем) и показать, как в рамках этой структуры могут быть реализованы вычислительные формализмы. установлено, что позволяет изящно интегрировать инженерные методы моделирования-декодирования с научными моделями и теориями, предназначенными для точного описания человеческого речевого процесса. 2. Функциональное описание человеческого речевого общения как процесса кодирования-декодирования На глобальном и функциональном уровне человеческое речевое общение можно рассматривать как процесс кодирования-декодирования, где процесс декодирования или восприятия является AC-
.2 2 Li Deng tive процесс, состоящий из слухового восприятия с последующей фонетической / лингвистической интерпретацией.В качестве кодировщика, реализованного системой создания речи, говорящий использует знания о значениях слов (или фраз), грамматике языка и звуковых представлениях для предполагаемого языкового сообщения. Такие знания можно сделать аналогами ключей, используемых в инженерных системах связи. Фонетический план, полученный из семантических, синтаксических и фонологических процессов, затем выполняется через моторно-артикуляционную систему для создания речевых сигналов. В качестве декодера, который нацелен на восприятие речи, слушатель использует ключ или внутреннюю генеративную модель, которая должна быть совместима (может не совпадать) с ключом, используемым говорящим для интерпретации речевого сигнала, принятого и преобразованного слуховая система.Это позволяет слушателю реконструировать с помощью (вероятностных) стратегий анализа путем синтеза лингвистическое сообщение, предназначенное говорящим. Такой взгляд на человеческое речевое общение с кодированием-декодированием, где наблюдаемая акустика речи играет роль носителя глубоких, лингвистически значимых сообщений, поразительно похож на схему модуляции-демодуляции в электронной цифровой связи и на схему шифрования-дешифрования в защищенной электронное общение. Поскольку природа ключа, используемого при декодировании фонетико-лингвистической информации или восприятии / понимании речи, лежит в стратегиях, используемых в процессе производства или кодирования, производство и восприятие речи тесно связаны в речевой цепочке с замкнутым циклом.Значение такой связи для технологии распознавания речи заключается в необходимости разработки функциональных и вычислительных моделей производства речи человека для использования в качестве внутренней модели в процессе декодирования на машинах. 3. Обзор теорий восприятия речи Что касается вышеприведенного обзора кодирования-декодирования человеческого речевого общения, который защищает тесные связи между производством речи и восприятием, здесь рассматривается ряд популярных теорий и моделей восприятия речи. Моторная теория восприятия речи, обращающаяся к проблеме повсеместной акустической изменчивости речи, пережила два основных этапа развития, в обеих из которых упор делается на специализированный фонетический модуль, опосредующий производство и восприятие речи.Ранняя версия теории утверждает существование фонетической инвариантности на уровнях артикуляционного жеста или двигательной команды [13]. Из-за невозможности найти такую инвариантность экспериментально, эта более ранняя версия была модифицирована, чтобы переместить предложенную фонетическую инвариантность на более высокие, неопределенно определенные уровни производства речи [14]. Абстрактная природа модифицированной моторной теории делает ее практически бесполезной для возможных приложений распознавания речи. Тесно связанная с теорией моторики, модель восприятия речи «анализ-синтез» [11] приняла более осязаемый, основанный на гипотезах и тестировании подход к фонетическому декодированию человеком.Элементы этой модели включают предложение активного внутреннего синтеза сигналов сравнения, использование порождающих правил для преобразования лексических элементов в фонетические параметры (которые описывают поведение структур, управляющих
3 Артикуляционные особенности в конфигурации голосового тракта ASR 3 и активности голосовых связок), а также правила преобразования этих фонетических параметров в изменяющиеся во времени спектры речи.Разделяя частичные взгляды с моторной теорией, прямореалистическая теория восприятия речи предполагает, что слушатель напрямую воспринимает артикуляционные жесты говорящего через структуру, которую жесты передают в общую акустическую среду между слушателем и говорящим. Теория не требует специализированного фонетического модуля [10]. В отличие от моторной теории акустико-слуховая теория восприятия речи утверждает наличие фонетической инвариантности не на каких-либо внутренних уровнях речевого производства, а в акустико-слуховой области, которая является результатом речевого производства и определяет объект речевого восприятия.В этой теории производство речи и восприятие косвенно связаны в силу общих акустических целей или задач [20, 12, 9]. Теория восприятия речи, кардинально отличная от всех вышеперечисленных, предполагает, что именно взаимодействие говорящего и слушателя основано на балансе между усилиями говорящего и контрастирующими целями восприятия слушателя, а не на фонетической инвариантности на любых уровнях речевой цепи. существенные свойства восприятия речи. Эта теория называется Hyper-Hypo или теория H&H [15, 16].Теория H&H предполагает, что дистальный объект восприятия речи — это намерение говорящего (разделяемое с моторной теорией), но что такое намерение имеет как компонент производства артикуляционных жестов, так и компонент контрастного восприятия и определяется краткосрочными динамическими взаимодействиями два компонента. Существенным понятием теории является пластичность фонетических жестов говорящие адаптивно подстраивают фонетические жесты к потребностям речевых ситуаций в условиях двигательных и перцептивных ограничений, а фонетические жесты не инвариантны, а являются адаптацией к ограничениям производственных механизмов с наименьшими усилиями (или речевой экономией, низкозатратное поведение, или гипоречь) и о механизмах восприятия для достижения достаточного контраста (гиперреча).Эти механизмы не зависят от языка и не относятся к речи; инвариантность должна определяться в соответствии с глобальной целью речевого общения (например, лексический доступ и понимание речи). Одним из подтверждающих доказательств теории H&H является феномен компенсаторной артикуляции, когда говорящие способны реорганизовывать артикуляцию для достижения фиксированных акустических и перцептивных целей как в условиях искусственной блокировки прикуса, так и в естественных условиях громкой, четкой, быстрой или спонтанной речи. Еще одно свидетельство исходит из формирования фонетической системы с квантовыми свойствами, которые, как можно показать, движимы требованием достаточного контраста восприятия.Система речевого общения устанавливается посредством постоянного взаимодействия между говорящим и слушателем: слушатель вынуждает говорящего проводить достаточные фонетические различия (негативный контроль), а говорящий пытается приложить минимум усилий, но одновременно ограничивается требованиями слушателя. 4. Общая структура статистического распознавания речи Байесовская структура принята в качестве общей основы для предполагаемого включения научно мотивированных речевых моделей в статистическое распознавание речи.Пусть
4 4 Li Deng Ç Ç ½ Ç ¾ Ç — последовательность наблюдаемых акустических данных речи, и пусть Ï Û ½ Û ¾ Û — последовательность слов, предназначенная говорящим, который производит акустическую запись Ç. Задача распознавателя речи — угадать наиболее вероятную последовательность слов Ï с учетом акустических данныхç. Задачу можно сформулировать как задачу поиска сверху вниз по допустимым последовательностям слов: ϵ выше достигается с помощью закона полной вероятности: È Ç Ï µ È Ç µè Ï µ Ñ Ü Ç µè Ï µ (2) где — фонологическая конструкция с дискретными значениями (или модель произношения), которая определяет, в соответствии с вероятностью È Ï µ, как слова и последовательности слов Ï могут быть выражены в терминах определенной организации небольшого набора фундаментальных фонологических единиц; È Ç µ — это вероятность того, что конкретная организация фонологических единиц производит акустические данные Ç.Эта вероятность определяется моделью фонетического интерфейса. Согласно фонетическим теориям, модель интерфейса в идеале должна состоять как минимум из трех иерархических уровней отображения: от фонологических символов () до моторных команд (Å), от моторных команд до артикуляции () и от артикуляции до акустики (Ç). Таким образом, можно дополнительно разложить вероятность È Ç µ, связанную с глобальной моделью интерфейса, на: необходимо приближение к вышеупомянутому слоистому, многоуровневому отображению, которое может быть выполнено одноуровневым или двухуровневым отображением от фонологического уровня к акустическому уровню.Любое приближение должно точно сохранять динамический характер процесса производства речи. ½ 5. Краткий анализ слабых мест существующей технологии распознавания речи Несмотря на некоторый успех в задачах распознавания с ограниченными возможностями, текущая технология распознавания речи на основе HMMb, основанная на данных, существенно ограничена в своей ½ Некоторые работы, выполненные нашей исследовательской группой, включали три типа аппроксимации различающиеся тремя различными уровнями, на которых находится объект динамического моделирования): 1) Акустико-динамическая модель, основанная на нестационарном или трендовом ГММ [8]; 2) артикуляционно-динамическая или стохастическая модель цели [7, 18]; 3) задача-динамическая модель [3, 4, 5].
5 Артикуляционные особенности в ASR 5: способность распознавать человеческую речь. Такое ограничение проистекает из его слабой теоретической основы как с фонологической, так и с фонетической точек зрения. Во-первых, почти все популярные в настоящее время стратегии распознавания речи используют более или менее один и тот же набор телефонных фонологических речевых единиц (например, трифонов), расположенных в строго линейной последовательности, как бусы на нитке.Однако факультет человеческого языка не так организует свои фонологические примитивы. Во-вторых, слабая теоретическая основа нынешней технологии распознавания речи с фонетической точки зрения отражается в слабой структуре используемого HMM и в упрощенной стратегии согласования данных с поверхности с наблюдаемой акустикой (практически не имеющей базовых механизмов генерации данных). Следствием этой слабости является то, что выборочные траектории HMM как нестационарного стохастического процесса значительно отклоняются от истинных траекторий речевых данных.Вышеупомянутые недостатки, связанные с текущей технологией распознавания речи, приводят к распознавателям речи, которым по своей сути недостает надежности и которые не могут быть обобщены от обучающих данных до несовпадающих тестовых данных. Проблема становится особенно серьезной, когда распознавателям доступно мало контролируемых данных адаптации, как в большинстве реальных приложений распознавания речи. Такие распознаватели неизбежно выходят из строя при переходе от стиля чтения или ясной речи к обычному, быстрому и спонтанному режиму разговора, переключению с говорящих на овцах на говорящих на козах или при переносе с одного языка на другой или от одной задачи к другой.Когда возникают новые задачи или новые языки, нежелательно перепроектировать и переобучать распознаватели. Похоже, что окончательный успех распознавания речи, подобной человеческому, потребует не только расширения существующих архитектур распознавателей, но и фундаментальных изменений в статистических моделях речи, лежащих в основе распознавателей речи. Такие новые модели должны на функциональном уровне точно характеризовать основные свойства человеческого поведения в речевом общении с замкнутым циклом (производство и восприятие) и должны быть оснащены эффективными вычислительными формализмами и стратегиями обучения модели.6. Фонологическая модель: перекрывающиеся артикуляционные особенности и связанные с ними HMM. Мотивы использования артикуляционных характеристик, основанных на сужении голосового тракта в качестве фонологического примитива, можно кратко резюмировать цитатой из современной фонологической литературы [1]: Фонетическая интерпретация иерархии признаков: … основной организационный принцип иерархии признаков — сужение речевого тракта … Признаки места определяют место сужения, а признаки без артикулятора определяют степень сужения.Понятие «сужение» занимает центральное место во многих современных теориях производства речи, как акустических, так и артикуляционных. Поэтому неудивительно, что фонологические представления также могут быть организованы в терминах (речевого тракта) сужений. В работе, кратко описанной в [5], разработан компактный набор универсальных фонологических / артикуляционных характеристик для всех языков мира. Результирующая особенность
6 6 Системы спецификаций Li Deng, по одной для каждого языка, широко разделяют функции компонентов.Посредством соответствующих комбинаций компонентов компонентов можно надежно предсказать новые звуки или сегменты на новых, целевых языках из звуков на исходном языке (ах). Фонологическая модель использует иерархически организованные артикуляционные особенности в качестве примитивных фонологических единиц, мотивированных артикуляционной фонологией и теорией геометрии признаков. Фонологическая модель дополнительно включает в себя статистическую схему, позволяющую вероятностное, асинхронное, но ограниченное временное перекрытие между компонентами (символами) в последовательно размещенных наборах функций.Набор правил перекрытия и ограничения функций разработан на основе структуры слогов и других просодических факторов. Примеры правил для английского языка: 1) перекрытие между группами согласных в начале слога и коде, а также в последовательности согласных в связанных словах; 2) совпадение начала слога и ядра; 3) перекрытие ядра слога и кода; 4) перекрытие язычно-спинной части между двумя соседними ядрами слога; 5) за исключением функций Lips и Velum, нет совпадения между началом и кодом в одном слоге.Фонологическая модель, наконец, содержит ключевой компонент, который преобразует вышеупомянутый вероятностный шаблон перекрытия признаков в топологию состояний конечного автомата (FSA) или HMM. Этот FSA представляет собой ансамблевую последовательность фонологических единиц, состоящую из перекрывающихся элементов, служащую фонетическим планом, который контролирует более низкие (фонетические) уровни речевого образования, приводящие к динамическим образцам речевой акустики. 7. Задачно-динамическая модель речевого производства Прежде чем я начну обсуждать, как указанная выше фонологическая модель, основанная на перекрывающихся артикуляционных характеристиках, может быть сопряжена с фонетическими переменными (включая, в конечном итоге, речевую акустику), (детерминированная) задача-динамическая модель речевого производства, разработанная в речи. дан краткий обзор науки [19].Это наиболее полная модель речевого воспроизведения, хорошо разработанная и протестированная, изначально основанная на общей модели умелого управления движениями. В этой модели управляющий сигнал получается из абстрактных жестов, определенных в артикуляционной фонологии; эти жестовые единицы организованы в жестовые партитуры для конкретных высказываний. Каждый жест коррелирует с двумя переменными задачи: степенью сжатия голосового тракта и местом сжатия. В любой момент времени только небольшое подмножество (обычно менее 3 или 4) жестов сопутствует (накладывается или смешивается) во время производства речи.Когда происходит смешение, правила конкурентного смешивания используются для определения окончательных значений коррелированных переменных задачи. Внутренняя динамика для каждой переменной задачи моделируется как критически демпфированная система второго порядка, которая характеризуется жесткостью, зависящей от жестов (нормализованной), и точечным аттрактором динамической системы, зависящим от жестов. Модель
7 Артикуляционные особенности в ASR 7 Связь между переменными задачи и моделями-артикуляторами характеризуется статической и нелинейной функцией, которая конструируется геометрией голосового тракта ¾.Используя кусочно-локально-линейную аппроксимацию нелинейной связи между переменными задачи и моделями-артикуляторами, линейная динамика для первого преобразуется в квазилинейную динамику во втором. Матрица преобразования Якоби, полученная из нелинейного соотношения, становится компонентом линеаризованной динамики. Наконец, учитывая изменяющиеся во времени движения модели и артикулятора, дополнительная статическая нелинейная связь отображает артикуляторы модели в акустику речи с помощью конфигурируемого артикуляционного синтезатора Haskins Lab.8. Взаимодействие перекрывающихся функций с динамической моделью задачи и общей архитектурой для распознавания речи. Наш вычислительный подход к интерфейсу фонология-фонетика основан на динамической модели дискретного времени, полученной из модели непрерывного времени, рассмотренной выше, с статистическая структура наложена [4]. В этом подходе каждая отдельная артикуляционная особенность (как символическая фонологическая единица) связана с параметрами динамической модели задачи, включая жесткость и точку или область аттрактора (непрерывные фонетические переменные).Параметры жесткости и аттрактора, соответствующие одновременно перекрывающимся или смешанным признакам, определяются на основе параметров отдельных компонентов в соответствии с эмпирическими правилами или автоматическим обучением. Нелинейная связь между переменными задачи и артикуляторами модели аппроксимируется обучаемыми нейронными сетями многослойного персептрона (MLP), которые служат универсальным устройством для интерполяции данных в многомерном пространстве. Другой обучаемый MLP используется для аппроксимации нелинейного сопоставления артикулятора и акустики.Архитектура распознавания речи представлена на рис. 1, основанная на подходе, описанном выше, с использованием модели перекрывающихся артикуляционных признаков, сопряженной с динамической моделью задания речи. Компоненты универсального языка включают примитивы признаков в фонологической модели и в большинстве подкомпонентов динамической (фонетической) модели. Стратегия декодирования (поиск распознавания) аналогична стратегии, применяемой в современной технологии на основе HMM, но способ вычисления акустической вероятности кардинально отличается.Структурированные, вероятностные фонологические и фонетические модели, используемые здесь, имеют высокую степень параметризации, что позволяет экономно, но точно характеризовать распознаватель, способный к распознаванию речи независимо от языка, говорящего, говорящего и неограниченного словарного запаса. Одним из наиболее важных компонентов динамической модели задачи является нелинейная связь между переменными задачи и моделями-артикуляторами, а также между модельными артикуляторами и акустикой. В архитектуре распознавания речи на рис.1, обучаемая нейронная сеть. Природа отношения «многие-к-одному» порождает компенсаторную артикуляцию (или моторную эквивалентность) и координирующую структуру в этой модели.
8 8 текстов Ли Дэна Задача по акустике ДАННЫЕ ОБУЧЕНИЯ Модель языка P (W) Лексикон (Организатор функций) P (fw) i Перекрестное слово Перекрытие функций P (FW) интерфейс P (z (t) F) model-artic s dynamic P (x (t) F) model-artic s от модели к акустике P (O (t) F, W) спецификация функций языка-департамента система правил перекрытия функций языка-департамента параметр blend / tuning Language-Universal Feature Примитивы просодические факторы ФОНОЛОГИЯ символьные характеристики числовые, параметры задачи-динамической модели ФОНЕТИКА (не зависящие от языка) ТЕСТОВЫЕ ДАННЫЕ O (t) Поиск распознавания (вероятностное соответствие) надсегментные измерения W = w1, w2 ,…w N РИСУНОК 1. Для аппроксимации этих отношений используется архитектура распознавания речи с использованием фонологической модели на основе признаков, сопряженной со статистической динамической моделью речевого производства. Общая топология сети показана на рисунке 2, при этом соединения сетевых блоков сильно ограничены механизмами формирования речи. 9. Обсуждения: Машинное распознавание речи Вышеупомянутые разделы описывали основанную на признаках фонологическую модель, соединенную с динамической моделью речевого образования.Хотя необходимо указать многие детали, эту модель можно рассматривать как простую версию ключа, используемого говорящим для кодирования фонологических сообщений, и одновременно как функционально совместимую внутреннюю модель, используемую слушателем-человеком при декодировании речи (восприятии). В машине
9 Артикуляционные особенности в ASR 9 CEP1 CEP2 … CEP (M) Acoustics O (t) SP1 SP2 SP3 … SP (K-1) SP (K) W ij (3) Модель челюсти LIPx LIPy TB TD TTx TTy Vdis G Артикуляторы x (t) W ij (2) Переменные Pharx TASK LP LA TDCL TDCD TTCL TTCD Vel Glo z (t) W (1) ij (смешивание) Характеристики (символические) LLLDDDFFVXX / b / / o / / w / / g / / u / / j / / d / / z / / n / / h / / s / РИСУНОК 2. Нейронные -сетевая реализация статических нелинейных отображений в задаче-динамической модели распознавания речи, эта ориентированная на производство модель используется распознавателем для точной и лаконичной характеристики динамической модели наблюдаемого речевого сигнала, тем самым обеспечивая точный термин в классе вероятности È Ç Ï µ уравнения.(1). В соответствии с байесовским решением, которое мы принимаем в качестве инженерной стратегии для когнитивной интерпретации аналогичным слушателем звуковой речевой информации, оптимальные характеристики распознавания будут достигнуты при точной оценке È Ç Ï µ. Предлагаемый производственно-ориентированный подход к распознаванию речи основан на статистической характеристике посредством функциональной аппроксимации сигналов на различных уровнях фонологической, двигательной, артикуляционной, акустической и слуховой цепочки человеческой речевой цепи.В частности, статистические отношения между сигналами на этих уровнях функционально аппроксимируются. Следовательно, это резко контрастирует с mo-
10 10 Теория Ли Денгтора, теория прямого реализма и акустико-слуховая теория восприятия речи (раздел 3), которые все настаивают на существовании фонетической инвариантности либо на определенном уровне (ах) процесса производства речи, либо на выходе такого процесса.Это также резко контрастирует с моделью восприятия речи, основанной на анализе путем синтеза (раздел 3), в которой решение о распознавании речи принимается комплексно путем оценки и сравнения апостериорной вероятности È Ï Çµ с учетом возможных гипотез-кандидатов, а не выполнения пошаговые инверсии от аудиально полученного сигнала к конечному объекту восприятия языковых сообщений. Подобно устоявшейся практике в современных исследованиях распознавания речи, функциональная форма речевого кодировщика, описанная в этой статье, которая включает фонологическую модель на основе характеристик, сопряженную с динамической моделью задачи, фиксирована априори, в то время как параметры речевой кодировщик автоматически обучается на основе наблюдаемых речевых данных.В то время как оптимальная стратегия декодирования, основанная на Байесе, остается неизменной, разные методы обучения имеют разные значения с точки зрения различных фонетических теорий восприятия речи. Тренировка максимального правдоподобия предполагает фонетическую инвариантность параметров модели речевого образования, характеризующей систематические изменения фонетических переменных. Для обучения в байесовском стиле (включая, но не ограничиваясь этим, обучение MAP) подразумевается, что фонетическая инвариантность существует в классах распределения вероятностей, что согласуется с предложением в недавней теоретической структуре о том, что цели производства речи определяются в терминах регионов (распределения ), а не точек [17].Наконец, обучение минимальной ошибке классификации (различение) будет означать отсутствие какой-либо фонетической инвариантности; скорее, перцепционные контрасты являются основной целью при определении параметров речевого кодера. Если в речевую модель в качестве кодировщика включить какие-либо ограничения на экономию речи, то надлежащий баланс между степенью ограничений и дискриминационной целью даст возможность реализовать концепцию теории H&H (раздел 3), защищающую кодер-декодер. или взаимодействия говорящего и слушателя и взаимные ограничения в процессе человеческого речевого общения.10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ [1] Клементс Н. и Хьюм Э. (1995) Внутренняя организация звуков речи, в Справочнике по фонологической теории, Дж. Голдсмит (ред.), Блэквелл, Кембридж, [2] Денес П. и Пинсон. E. (1973) Речевая цепочка Физика и биология разговорных языков, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Doubleday Press. [3] Дэн Л. (1993) Дизайн функционального распознавателя речи, направленный на интеграцию слуховой обработки, моделирования сигналов и фонологической структуры речи. JASA, т. 93 (4) Pt.2, pp Это та же философия, которая пронизывает все современные исследования распознавания речи.Подробнее см. [6]. Следует отличаться от утверждения моторной теории о том, что фонетическая инвариантность заключается в самих фактических фонетических переменных. См. Один пример в [6], основанный на байесовском подходе с априорной гладкостью, первоначально разработанном статистиками.
11 Артикуляционные особенности в ASR 11 [4] Дэн Л. () Вычислительная модель интерфейса фонологии и фонетики для автоматического распознавания речи, Сводный отчет об исследовании разговорной речи, Лаборатория компьютерных наук, Массачусетский технологический институт.[5] Дэн Л. (1997) Распознавание интегрированной многоязычной речи с использованием универсальных фонологических характеристик в функциональной модели речевого образования, Proc. ICASSP, Мюнхен, Германия, т. 2, стр. [6] Дэн Л. (1998) Вычислительные модели для производства речи, эта книга. [7] Дэн Л., Рамзи Л. и Сун Д. (1997) Производственные модели как структурная основа для автоматического распознавания речи, Речевая коммуникация, августовский выпуск. [8] Дэн Л. и Самети Х. (1996) Переходные речевые единицы и их представление регрессивными состояниями Маркова: Приложения к распознаванию речи, IEEE Trans.Speech Audio Proc., Т. 4 (4), стр. [9] Дил Р. и Клуендер К. (1989) Об объекте восприятия речи, Экологическая психология, том 1, стр. [10] Фаулер К. (1986) Событийный подход к изучению речи восприятие с точки зрения директреализма, J. Phonetics, vol. 14, стр. [11] Холли М. и Стивенс К. (1962) Распознавание речи: модель и программа исследования, IRE Trans. Теория информации, т. 7, стр. [12] Клатт Д. (1989) Обзор избранных моделей восприятия речи, в «Лексическое представление и процесс», W.Марслен-Уилсон (ред.), Стр. [13] Либерман А., Купер Ф., Шанквейлер Д. и Стаддерт-Кеннеди М. (1967) Восприятие речевого кода, Psychology Review, vol. 74, стр. [14] Либерман А. и Маттингли И. (1985) Моторная теория восприятия речи, пересмотренная Cognition, vol. 21, стр. [15] Линдблом Б. (1990) Объяснение фонетической вариации: набросок теории H&H, в семинаре НАТО по производству речи и моделированию речи, W. Hardcastle и A. Marchal (ред.), Стр. [16] Lindblom Б. (1996) Роль артикуляции в восприятии речи: подсказки из производства, JASA, т.99 (3), стр. [17] Перкелл Дж.С., Мэттис М.Л., Свирский М.А., Джордан М.И. (1995) Целенаправленный речевой моторный контроль: теоретическая основа и некоторые предварительные данные, J. Phonetics, vol.23, pp [18] Ramsay G. and Deng L. (1995) Оценка максимального правдоподобия для распознавания артикуляционной речи с использованием стохастического метода. целевая модель, Учеб. Eurospeech, т. 2, стр. [19] Зальцман Э. и Мунхолл К. (1989) Динамический подход к формированию жестов при воспроизведении речи, Экологическая психология, 1, стр. [20] Стивенс К.и Блюмштейн С. (1981) Поиск инвариантных акустических коррелятов фонетических характеристик, в Perspectives on the Study of Speech, P. Eimas and J. Miller (eds.), pp
Описание согласных
Описание согласных[fəˈnɛɾəks] |
Описание согласных
Что отличает один согласный от другого?
Для создания согласного голосовой тракт в некоторых местах сужается, чем обычно.Мы называем это сужение сужение . Какой согласный вы произносите, зависит от того, где в голосовом тракте перетяжка есть и насколько она узкая. Это также зависит от нескольких других факторов, например, от того, вибрируют и идет ли воздух через нос.
Мы классифицируем согласные по трем основным параметрам:
- место сочленения
- манера артикуляции
- озвучивание
Место сочленения Размер указывает, где в голосовом тракте сужение есть. озвучивание Параметр определяет, вибрируют ли голосовые связки. Модель шарнирного соединения Размер по существу все остальное: насколько узка перетяжка, есть ли воздух течет через нос, а язык упал с одной стороны.
Например, для звука [d]:
- Место сочленения = альвеолярное. (Сужение голосовой тракт включает кончик языка и альвеолярный гребень.)
- Манера артикуляции = устная остановка. (Сужение полное — язык полностью блокирует поток воздуха через рот. Также нет потока воздуха через нос.)
- Звонок = озвучен. (Голосовые связки вибрируют.)
Звонок
Голосовые связки можно прижать друг к другу всего за правильное натяжение, чтобы воздух, проходящий мимо них из легкие заставят их вибрировать друг против друга.Мы называем этот процесс озвучиванием . Звуки, которые сделаны с вибрацией голосовых связок, как говорят, звонкие . Звуки, издаваемые без вибрации голосовых связок, называются безмолвный .
В английском языке есть несколько пар звуков, которые отличаются только в озвучивании — то есть два звука имеют одинаковые места и манеры артикуляции, но есть вокальные сложите вибрацию, а другой нет. [Θ] из бедро и [ð] твое одна такая пара.Остальные:
безмолвный | озвучено |
[п] | [b] |
[т] | [д] |
[к] | [ɡ] |
[ж] | [v] |
[θ] | [ð] |
[с] | [z] |
[ʃ] | [ʒ] |
[tʃ] | [дʒ] |
Остальные звуки английского языка не входят в пары звонкие / глухие.[h] — это голос и не имеет озвученного аналога. Все остальные согласные английского языка озвучиваются: [ɹ], [l], [w], [j], [m], [n] и [ŋ]. Это не значит, что физически невозможно произнесите звук, который в точности похож, например, на [n], но без вибрации голосовых связок. Просто Английский предпочел не использовать такие звуки в своем наборе отличительных звуков. (Даже на английском языке один из этих звуков может лишиться голоса под влиянием соседей, но это никогда не изменит значения слова.)
Манеры артикуляции
Остановки
Стоп согласный полностью перекрывает воздушный поток через рот. В согласных [t], [d] и [n] буква кончик языка касается альвеолярного гребня и отрезает воздушный поток в этой точке. В [t] и [d] это означает, что во время остановки нет воздушного потока. В [n] нет потока воздуха через рот, но есть по-прежнему идет поток воздуха через нос.Мы различаем между- носовые упоры , как [n], которые включают поток воздуха через нос, и
- устные упоры , как [t] и [d], которых нет.
Fricatives
В упоре [t] кончик языка касается альвеолярного гребня. и перекрывает воздушный поток. В [s] кончик языка приближается к альвеолярному отростку, но не касается его. Есть еще достаточно отверстия для притока воздуха. продолжаться, но отверстие достаточно узкое, чтобы вызвать выходящий воздух становится турбулентным (отсюда шипение звук [s]). В согласной фрикативный артикуляторы, задействованные в подходе сужения, сближаются достаточно друг к другу, чтобы создать турбулентный воздушный поток.Фрикативы английского языка [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [ʃ], и [ʒ].
Приблизительные значения
В приближении артикуляторы, участвующие в сужении, еще дальше друг от друга. чем они для фрикативного. Артикуляторы все еще ближе друг к другу, чем когда голосовой тракт нейтральное положение, но они даже не достаточно близки к вызывают турбулентность проходящего между ними воздуха.Приблизительные значения английского языка [w], [j], [ɹ], и [л].
Филиалы
Аффриката представляет собой один звук состоит из стопорной части и щелевой части. По-английски [tʃ], воздушный поток сначала прерывается остановкой, что очень аналогично [t] (правда, немного дальше назад). Но вместо того, чтобы быстро закончить артикуляцию и двигаться прямо в следующий звук, язык отрывается от остановитесь медленно, чтобы сразу было время после остановки, где сужение достаточно узкое, чтобы вызвать турбулентный воздушный поток.В [tʃ], период турбулентного воздушного потока после остановки часть такая же, как и фрикативный [ʃ]. Английский [dʒ] — это аффрикат вроде [tʃ], но озвученный.
Боковые
Обратите внимание на то, что вы делаете со своим языком, когда вы произнесите первый согласный [лиф] лист . Кончик языка касается альвеолярного гребня (или, возможно, верхние зубы), но это не останавливает [l]. Воздух все еще течет во время [l], потому что сторона вашего язык упал и оставил отверстие.(Некоторые люди опустить правую сторону языка во время [l]; другие выпадают слева; несколько падают с обеих сторон.) Звуки, при которых воздух обтекает язык. называются боковые . Звуки, которые не являются боковыми называются центральные .
[l] — единственное латеральное письмо на английском языке. Другие звуки Englihs, как и большинство звуков языков мира, центральные.
В частности, [l] — это латеральное приближение.Отверстие слева сбоку от языка достаточно широкое чтобы проходящий воздух не становился турбулентным.
Места сочленения
Место артикуляции (или POA) согласного указывает где в голосовом тракте происходит сужение. Спереди кстати, английский использует следующие POA:
Двугубные
В двугубном согласном приближаются нижняя и верхняя губы или касайтесь друг друга.