Содержание

Альфред Адлер — биография, история жизни психолога: Забытый пророк » Биография, личная жизнь знаменитостей


Имя: Альфред Адлер (Alfred Adler)

Дата рождения: 7 февраля 1870 года

Дата смерти: 28 мая 1937 года

Возраст: 67 лет

Место рождения: Вена, Австрия

Место смерти: Абердин, Шотландия

Деятельность: австрийский психолог, психиатр и мыслитель

Семейное положение: был женат



Альфред Адлер — биография психолога

В отличие от психоанализа Зигмунда Фрейда, копавшегося в темных глубинах бессознательного, созданная его современником австрийским ученым Альфредом Адлером индивидуальная психология была направлена на реализацию имеющихся у человека возможностей. В конечном счете — на понимаемый в широком смысле слова успех личности.

Про Альфреда Адлера обычно пишут как об ученике Зигмунда Фрейда. Однако Адлер был не учеником, а коллегой. Он никогда не учился у Фрейда и не проходил сеансов психоанализа, что было необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком.

Правда, биография сотрудничества Фрейда и Адлера продолжалось долго. Десять лет, с 1902 по 1912 годы. Но завершилось разрывом: Фрейд не прощал тех, кто подвергал сомнению его учение. Адлер был первым, кто на это осмелился.

Наверное поэтому, получив известие о скоропостижной смерти Альфреда Адлера во время лекционного турне, Фрейд саркастически заметил: «Мне непонятна всеобщая симпатия к Адлеру. Хотя стоит признать: для бесталанного еврейского мальчика из пригорода Вены смерть во время европейского турне уже сама по себе — доказательство неслыханной карьеры». Между тем Альфред Адлер действительно сделал неслыханную карьеру, и, если бы он победил в борьбе за первенство в психоаналитическом движении, вполне возможно, мы жили бы сегодня в совсем другом мире.

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в небогатой еврейской семье Леопольда (Лейба Натана) и Паулины Адлер в пригороде Вены. Многие крупные ученые того времени были гражданами или выходцами из Австро-Венгерской империи и евреями по происхождению. Тот же Зигмунд Фрейд или великий философ Людвиг Витгенштейн, чьи судьбы -иллюстрации теории самого Адлера о «чувстве неполноценности и компенсации». Хотя переживавшая излет империя стала питательной средой вовсе не для одних только евреев.

Ее национальная политика исключала — как минимум на государственном уровне — какие-либо препятствия для представителей национальных меньшинств. Евреи Австро-Венгрии оказались на виду не потому, что стремились к «превосходству» — хотя зачастую своими успехами компенсировали века угнетения и сегрегации, -а потому, что теории и направления, в которых они работали, были — как теория Фрейда хотя и провокативны, но отвечали скрытым потребностям всего общества.

Альфред был вторым ребенком из шести детей. Он болезненно пережил смерть младшего брата и постоянно находился в тени старшего, Зигмунда, человека жизнерадостного, предприимчивого, ставшего успешным бизнесменом и во многом помогавшего своей семье. Альфред же был любимцем отца, неунывающего торговца зерном, но ощущал отторжение со стороны горячо любимой им матери, полностью занятой домашним хозяйством.

При этом Альфред Адлер не отличался хорошим здоровьем, перенес рахит, из-за чего не мог ходить до четырех лет, тяжелое воспаление легких с многочисленными осложнениями и несколько раз был на грани смерти.

Из-за болезней Альфред испытывал чувство неполноценности, которое усугубляло постоянно присутствующее чувство страха и опасности. Страх был особенно силен, когда по дороге в школу приходилось идти мимо кладбищенской ограды. И вот как-то Альфред отстал от спутников, перебрался через забор и пробежал через кладбище несколько раз, чтобы побороть свой страх. Много лет спустя Альфред узнал, что за кладбище он и его соученики принимали заброшенный двор.

Успеваемость часто болевшего Альфреда была низкой. Как он сам признавался, он отличался мечтательностью, не мог сконцентрироваться даже на сравнительно легких задачах. Один из учителей предложил ему бросить школу и учиться на сапожника. Это заставило Альфреда собрать волю в кулак. Он начал напряженно заниматься и постепенно стал лучшим учеником в классе.

Получив в восемнадцать лет аттестат зрелости, Альфред поступил на медицинский факультет Венского университета, где прошел курсы занятий по хирургии, нервным болезням и невропатологии, но работал первоначально врачом широкого профиля.

В университете Адлер увлекся социал-демократическими идеями. Он стал активно участвовать в мероприятиях социал-демократов, проповедуя идею равенства всех людей, независимо от расы, религии, пола. На одном из митингов Альфред встретил приехавшую учиться в Венский университет Раису Тимофеевну Эпштейн, дочь российского промышленника. Вскоре увлечение Адлера переросло в стойкое чувство. В 1897 году он отправился в Россию, чтобы познакомиться с родителями невесты, и в том же году Альфред и Раиса поженились — свадьба была проведена по иудейскому обряду в еврейской общине Смоленска.

Примерно в это время Адлер сформулировал основополагающий принцип своей теории, принцип «чувства неполноценности и компенсации». Еще занимаясь общей медициной, Адлер предположил, что болезненность какой-то определенной части тела человека происходит от исходной — либо врожденной, либо связанной с аномалиями развития — неполноценности. Дефект может и должен компенсироваться за счет тренировки. Наиболее известным примером был Демосфен, страдавший в детстве от заикания, но тем не менее ставший одним из величайших ораторов. Используя и свой личный опыт детства и юности, Адлер без труда нашел и другие примеры.

Адлер рассматривал неполноценность как любое чувство, возникающее в связи с переживаниями социальной или психологической несостоятельности. При этом утверждал, что чувство неполноценности вовсе не признак патологии или невроза. Хотя, конечно, в определенных условиях — в первую очередь социальных — оно может восполняться болезненным, ненормальным стремлением к превосходству. Однако в нормальных обстоятельствах желание преодолеть свою неполноценность становится великой движущей силой совершенствования человека.

После того как Адлер опубликовал несколько работ по социальной медицине, молодого ученого заметил Зигмунд Фрейд и пригласил его участвовать в заседаниях своего «Общества психологических сред». А еще Адлер открыл психотерапевтический кабинет на окраине Вены, рядом с цирком и Луна-парком, поэтому среди его пациентов было много гимнастов и трюкачей.

Адлер консультировал их бесплатно, используя истории столь необычных пациентов в научных изысканиях. И нашел подтверждение своей теории комплекса неполноценности: даже эти физически сильные люди страдают от неуверенности в себе и невротических страхов.

В своей работе «Практика и теория индивидуальной психологии» Адлер так описывал свои искания начала XX века: «В каждом психологическом феномене я начал видеть стремление к превосходству. Оно параллельно физическому развитию и внутренне присуще самой жизни. Оно лежит в основе решения жизненных проблем и проявляется в том, как мы с ним справляемся. Оно определяет направление всех наших функций. Они устремлены к победам, безопасности, росту — в направлении верном или неверном».

Для Адлера превосходство не означает быть лидером или занимать все более и более высокие ступени в обществе. Превосходство не означает и банального успеха в каком-то отдельном деле, даже в комплексе дел и предназначений. Превосходство — это глубоко личностный, даже интимный процесс, это достижение своего «Я» или достижение состояния самоактуализации.

Адлер считал стремление к превосходству врожденным. «Это часть жизни, фактически -это сама жизнь», — говорил он. Оно самый могущественный динамический принцип.

Между стремлением к превосходству и совершенством — почти знак равенства, и каждый человек выбирает свой путь для его достижения. В 1910 году Адлер был избран председателем Венского психоаналитического общества. Фрейд препятствовать избранию не стал, но сделал все, чтобы опубликованный наконец труд Адлера «Исследование неполноценности органов», в котором тот фактически противопоставил свое учение психоанализу Фрейда, был принят негативно.

На обсуждении в Психоаналитическом обществе книга вызвала яростную критику со стороны сторонников Фрейда, причем сам Фрейд хранил молчание, а за глаза, не стесняясь, говорил об Адлере, будто тот пошел на разрыв с ним из-за скрытого, латентного гомосексуализма, будто Адлер — это второй Флис, старый друг и коллега Фрейда, который действительно был гомосексуалистом и, по убеждению основателя психоанализа, влюбленным в него. Адлер был глубоко ранимым и чувствительным человеком и болезненно переживал такой разрыв с Фрейдом, совпавший удивительным образом с трудностями в карьере.

В 1912 году он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университета, но к их рассмотрению приступили лишь три года спустя, когда в Европе уже шла Первая мировая война. Адлер был мобилизован на военную службу и служил врачом в психиатрических отделениях различных госпиталей, где занимался проблемой лечения военных неврозов. Во время войны теперь уже заочное противостояние Адлера и Фрейда продолжилось. Еще в разгар дискуссий в Венском психоаналитич

Краткая биография Альфреда Адлера

Маленький мальчик решает преодолеть свой страх, для этого ему нужно пересечь заброшенное кладбище, по мнению его одноклассников – самое страшное место в городе. Важно, что ребенок делает это не «на спор» с друзьями и не для того, чтобы утвердить свой авторитет. Мальчик хочет справиться со своим ужасом перед этим местом. Он решается и несколько раз пересекает это таинственное пространство, до тех пор, пока страх его окончательно не покидает. И хотя, как позже выяснилось, кладбища там никогда и не было, ребенок смог победить свое чувство страха. Идеи преодоления комплекса неполноценности, стремления к саморазвитию стали краеугольными камнями учения знаменитого психотерапевта Альфреда Адлера, который и был этим маленьким, храбрым мальчиком. «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности» – так писал А. Адлер – создатель теории «индивидуальной психологии». Его идеи оказали огромное влияние на современную теорию и практику психотерапии. Сам ученый не раз подчеркивал, что истоки его учения находятся в его далеких детских впечатлениях.

Каждый человек приходит к конкретной цели преодоления трудностей с помощью творческой энергии, которая идентична его «Я».

Детство: преодоление физической немощи

Альфред Адлер был болезненным ребенком, в возрасте трех лет его сильно мучил рахит. Будущий психотерапевт вспоминал, что ему очень хотелось бегать, играть так же, как его старший брат, но он не мог. Ребенку было очень обидно и его охватывал сильнейший гнев. И тогда Альфред пообещал себе больше никогда не злиться. Спустя тридцать лет это его решение воплотилось в учение о человеческой жизни как активном стремлении к совершенству.

Движение от минуса к плюсу бесконечно.
Стремление снизу вверх никогда не прекратится.

Альфред Адлер появился на свет в 1870 году в семье коммерсанта, который занимался торговлей зерном. Он был третьим ребенком в семье, у него было пять братьев и сестер. Родина Адлера — Вена, европейский центр художественной жизни, столица Австрийской империи. В середине XIX века император Франц-Иосиф разрешил евреям селиться в столице, и семья Адлеров поселилась в пригороде Вены. Среди детских впечатлений мальчика, одно из самых ярких — музыка. Мать Адлера была прекрасной пианисткой, а Альфред обладал красивым голосом и уже во взрослой жизни ему не раз предлагали попробовать свои силы в опере. А один из его братьев стал преподавателем по классу скрипки.

Будущий великий ученый в детстве страдал от болезней, он пережил пневмонию и чудом избежал смерти. Некоторые детские события и впечатления стали одной из причин, по которой Адлер выбрал карьеру врача. Он старался преодолеть свою физическую слабость, был очень общительным и дружелюбным ребенком. У Альфреда было много друзей. Мальчик находил в их кругу взаимоотношения равенства, уважения и внимания к его личности, которых, как ему казалось, он был лишен дома. На самом деле добрая и заботливая мать была занята заботами о младших детях, отец же всегда был внимателен к своему сыну. Позже Адлер писал:

Насколько я себя помню в детстве, меня всегда окружали друзья. Родившееся тогда чувство солидарности с возрастом привело меня к пониманию необходимости сотрудничества даже в самых серьезных научных спорах.

В своих трудах ученый всегда обращал внимание на необходимость сопереживания, наличия общих ценностей с другими людьми. Он называл это «социальным интересом» и полагал, что именно эта черта способствует проявлению потенциала личности, помогает стать достойным членом общества.

Отрочество и юность: от самого слабого ученика до блестящего студента Венского Университета

В 1879 году Альфред Адлер поступил в гимназию, которую несколько раньше окончил его будущий учитель Зигмунд Фрейд. Учеба с большим трудом давалась болезненному ребенку, особенно сложно ему было справиться с заданиями по математике. Все было настолько плохо, что пришлось остаться на второй год. Состоялся серьезный разговор с отцом, который пригрозил отдать Альфреда в ученики к сапожнику, если уж он совсем не в состоянии справиться с учебой. Этот разговор оказался очень сильным импульсом, и мальчик начал упорно и серьезно работать на занятиях, в итоге он стал не только лучшим учеником по математике в классе, но и во всей гимназии. Со временем Альфред настолько изменился, что в этом сильном, здоровом и уверенном юноше трудно было узнать прежнего робкого и болезненного ребенка. В одной из своих известнейших работ «Смысл жизни» Адлер обращал внимание на следующее обстоятельство:

Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности.

Детство человека впоследствии стало для известного психолога и психотерапевта Адлера наиболее важным и любимым полем исследования. В восемнадцатилетнем возрасте он становится студентом Венского университета. Его привлекает медицина и он поступает на медицинское отделение университета. В студенческие времена Адлер увлекался идеями социализма, он активно посещал политические собрания и на одном из них познакомился со своей будущей женой — студенткой из России Раисой Эпштейн. Девушку интересовали идеи феминизма настолько, что она увлекла ими и Альфреда. Адлер ведет активную общественную деятельность, становится одним из организаторов студенческой организации «Свободный союз». В 1895 году он оканчивает университет, получает степень доктора медицины, а через два года Альфред Адлер и Раиса Эпштейн решают соединить свои судьбы.

Для того, чтобы содержать семью, молодому врачу пришлось стать практикующим офтальмологом, хотя его гораздо больше интересовала неврология и психиатрия. Но вскоре Адлеру удается устроиться на работу психиатром. В 1898 году выходит его первая книга, она называется «Учебник здоровья для портных». Врач описывает причины, влияющие на здоровье представителей этой профессии, предлагает способы преодоления негативных последствий и улучшений условий труда портных. Уже в этой ранней работе врач формулирует одну из основных своих идей — нельзя рассматривать заболевание в отрыве от образа жизни и социальной среды, окружающей больного. В 1901 году Адлер пишет несколько восторженных рецензий на книгу Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В тот период теория основателя психоанализа подвергалась жесткой критике. Фрейд был очень тронут смелой и умной защитой его книги, он написал письмо молодому, подающему надежды врачу и пригласил его принять участие во встрече дискуссионной группы по проблемам психоанализа.

Мастерство: главный оппонент

Строго говоря, Адлер не был учеником Фрейда. В отличие от Карла Юнга, давшего клятву верности учителю, хоть Адлер и был сторонником его теории о влиянии бессознательного на неврозы человека, он был слишком независим, полон своих идей и амбиций, чтобы безоговорочно принимать теории мэтра. Но какое-то время Адлер входил в группу единомышленников Фрейда, а в 1910 году его даже избрали президентом Психоаналитического общества, он был также соредактором профессионального журнала, издаваемого Фрейдом. Благодаря нему, Адлер делает блестящую карьеру. Но уже в следующем 1911 году они стали непримиримыми противниками, поскольку их взгляды слишком разошлись.

Для Адлера была неприемлема чрезмерная биологичность воззрений оппонента. Он не считал сексуальность и неосознанное стремление к смерти определяющим мотивом в поведении человека, по его мнению, именно стремление к власти – вот тайный двигатель судьбы людей. Социальное окружение, стремление к реализации своих возможностей в обществе были определяющими, по мнению Адлера, в жизни человека, а не темные бессознательные инстинкты.

Характер человека складывается под воздействием его жизненного стиля, в котором реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации комплекса неполноценности.

В пылу полемики Адлер прилюдно называет мэтра нетерпимым старикашкой, а Фрейд того — просто параноиком. Адлер отказывается от поста президента Общества и вместе с девятью единомышленниками выходит из его состава. Они создают «Ассоциацию индивидуальной психологии». Члены нового объединения психотерапевтов особенно много внимания уделяют работе с преподавателями гимназий и школ, для них чрезвычайно важно образование тех людей, кто формирует молодое поколение. Их начинания поддерживает министр образования, благодаря поддержке которого врачам удалось открыть консультационные центры при многих государственных школах, в которых и дети, и их родители могли получить помощь и консультацию психолога. К началу 30-х годов только в столице Австрии насчитывалось около 30 таких консультационных центров.

Жить — значит развиваться.

Альфред Адлер вел чрезвычайно активную научную, лекционную, просветительскую деятельность. Один из современников вспоминал, что личность ученого была настолько популярна в Вене, что не было такого врача, который, побывав в столице, не посетил бы его лекции. Адлер много путешествует, посещает европейские страны, в 1927 году становится штатным преподавателем Колумбийского университета в США. С приходом к власти Гитлера он со своей семьей покидает Австрию и переезжает в Соединенные Штаты Америки. Его очень ценят, как ученого, преподавателя, прекрасного лектора и психотерапевта. Единственное, что очень огорчало и беспокоило ученого — так это то, что он ничего не знал о судьбе своей дочери. Она со своим мужем уехала из гитлеровской Германии в Советский Союз. Адлеру не суждено было узнать о трагической судьбе дочери — она погибла в сталинских лагерях. Альфред Адлер не смог узнать об этом, потому что сам неожиданно умер в 1937 году во время поездки с лекциями по Европе.

Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что оно — часть жизни, побуждающая сила, нечто, без чего жизнь была бы немыслима.

ЗЗа свою жизнь Адлер написал более 300 книг и статей. Он сделал для людей то, что не смог сделать Фрейд – дал им надежду. В тревожном, полном войн, революций, кризисов и восстаний ХХ веке Адлер вернул людям веру в себя. Он доказал, что нами руководят не темные инстинкты, неосознанные Эрос и Танатос, которые так трудно преодолеть. Он говорил, что мы не игрушки темных страстей, а сознательные творцы своей судьбы. Психолог Юрий Кузнецов, подчеркивая значение индивидуальной психологии Адлера для современности, писал: «Он как раз тот человек, который в своей жизни применял всё то, чему обучал и других, а это дорого стоит…».

Библиография Альфреда Адлера

Works on English language:

Adler, A. (1927). Menschenkenntnis. Leipzig.
Adler, A. (1927). The neurotic constitution. New York: Moffat, Yard.
Adler, A. (1928). Understanding human nature. London: Alien & Unwin.
Adler, A. (1928-1930). Die Technik der Individual psychologie. München: Bergmann
Adler, A. (1929). The practice and theory of individual psychology. London: Routledge & Kegan Paul.
Adler, A. (1930). The science of living. London: Alien & Unwin.
Adler, A. (1931). What life should mean to you. Boston: Little, Brown.
Adler, A. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.). New York: Harper & Row.
Adler, A. (1964a). Problems of neurosis: A book of case-histories. New York: Harper Torchbooks.
Adler, A. (1964b). Social interest: A challenge to mankind. New York: Capricorn Books.
Adler, A. (1964c). Superiority and social interest: A collection of later writings (H. L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.). New York: Viking Press.
Adler, K., & Deutsch, D. (Eds. ). (1959). Essays in individual psychology. New York: Grove Press.
Ansbacher, H. L. (1971). Alfred Adler and humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology, 2, 53-63.
Ansbacher, H. L. (1974). The Adlerian and Jungian schools. [Part] A: Individual psychology. In S. Arieti (Ed.), American handbook of psychiatry. New York: Basic Books.
Ansbacher, H. L. (1990). Alfred Adler’s influence on the three leading cofounders of humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology, 30, 45-53.
Bottome, P. (1957). Alfred Adler: A portrait from life. New York: Vanguard Press.
Carlson, J. (1995). Adlerian parent consultation. In A. Dougherty (Ed.), Case studies in human services consultation. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Dreikurs, R. (1950). Fundamentals of Adlerian psychology. New York: Greenbcrg.
Dreikurs, R. (1957). Psychology in the classroom: A manual for teachers. New York: Harper & Row.
Dreikurs, R. (1964). Children: The challenge. New York: Dutton.
Ellenberger, H. (1970). The discovery of the unconscious: The history and evolution of dynamic psychiatry. New York: Basic Books.
Ellis, A. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 11-12.
Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler’s Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959.
Frankl, V. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 12.
Grey, L. (1998). Alfred Adler, the forgotten prophet. Westport, CT: Praeger.
Hall, C., & Lindzey, G. (1957). Theories of personality. New York: Wiley.
Hoffman, E. (1994). The drive for self: Alfred Adler and the founding of individual psychology. Reading, MA: Addison-Wesley.
Kawulich, В., & Curlettc, W. (1998). Life tasks and the Native American perspectives. Journal of Individual Psychology, 54, 359-367.
Kern, C. (1993). Adlerian counseling. TCA Journal, 21, 85-95.
Kottman, T. (1995). Partners in play: An Adlerian approach to play therapy. Alexandria, VA: American Counseling Association.
Lakein, A. (1974). How to get control of your time and your life. New York: New American Library.
Manaster, G. J., & Corsini, R. J. (1982). Individual psychology. Itasca, IL: F. E. Peacock.
Martinex, D. (1998). Transcending cultures: the American process. Journal of Individual Psychology, 54, 346-358.
Maslow, A. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 13.
May, R. (1970). Tributes to Alfred Adler on his hundredth birthday. Journal of Individual Psychology, 26, 13.
Mosak, H. (1989). Adlerian psychotherapy. In R. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, IL: F. E. Peacock.
Mosak, H., & Maniacci, M. (1993). Adlerian child psychotherapy. In R. Kratochwill & J. Morris (Eds.), Handbook of psychotherapy with children and adolescents. Boston: Allyn & Bacon.
Mosak, H., & Mosak, B. (1975a). A bibliography of Adlerian psychology (Vol. 1). Washington, DC: Hemisphere.
Mosak, H., & Mosak, B. (1975b). A bibliography of Adlerian psychology (Vol. 2). Washington, DC: Hemisphere.
Nystui, M. (1995). A problem solving approach to counseling. Elementary School Guidance and Counseling, 29, 297-302.
Orgler, H. (1963). Alfred Adler: The man and his work. London: Daniel.
Pryor, D. & Tollerud, T. (1999). Applications of Adlerian principles in school settings. Professional School Counseling, 2, 299-304.
Roberts, R., Harper, R., Tuttle-Eagle-Bull, D., Heideman, P., & Heideman, L. (1998). The Native American medicine wheel and Individual Psychology. Journal of Individual Psychology, 54, 135-145.
Scott, C., Kelly, F., & Tolbert, B. (1995). Realism, constructivism, and the individual psychology of Alfred Adler.
Individual Psychology Journal of Adlertan theory, Research and Practice, 51, 4-20.
Sweeney, T. (1998). Adlerian counseling: A practitioner’s approach (4th ed.). Philadelphia: Accelerated Development.
Watts, R. (1998). The remarkable parallel between Rogers’s core conditions and Adler’s social interest. Journal of Individual Psychology, 54, 4-9.
Way, L. (1956). A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth.
Way, L. (1950). Adler’s place in psychology. London: Alien & Unwin.
Wilder, J. (1959). Introduction. In K. Adler & D. Deutsch (Eds.), Essays in individual psychology. New York: Grove Press.
Wittels, F. (1939). The neo-Adlerians. American Journal of Sociology, 45, 433-445.

Работы, переведенные на русский язык:

1. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности (1970). Глава 4. «Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан». – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (1976). Глава 4. «Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг». – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с.
3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
4. Адлер А. Индивидуальная психология. // История зарубежной психологии. Тексты. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1986, с. 131 – 140
5. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2-й. – М.: Российский открытый университет, 1992.
6. Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика. – СПб.: Изд-во ЛГУ, 1993. – 107 с.
7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
8. Адлер А. Индивидуально-психологические данные относительно расстройств сна. / Ассаджиоли Р. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. – М., 1996, стр.75 – 84
9. Адлер А. Сифилофобия. К вопросу о значении фобий и ипохондрии в динамике невроза. // Ассаджиоли Р. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. – М., 1996, с. 85 – 92
10. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996. – 432 с.
11. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов // Серия «Выдающиеся мыслители». – Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. – 416 с.
12. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997. – 286 с.
13. Адлер А. О нервическом характере. // Серия: «Классики зарубежной психологии». – Изд-во: СПб. – М.: Университетская книга, АСТ, 1997. – 388 с.
14. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. // Серия: «Классики психологии». – М.: «Когито-центр», 2002. – 220 с.
15. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997. – 256 с.
16. Ридлер Б. Шесть основных сил (Индивидуальная психология А. Адлера). – СПб.: Изд-во «ДЕАН», 2000. – 160 с.
17. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 347 с.
18. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.
19. Энциклопедия глубинной психологии. Т.4. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Под ред. А.М. Боковикова. – М.: Изд-во «Когито-центр», 2004. – 780 с.
20. Малкина-Пых И.Г. Техники психоанализа и терапии Адлера. Серия: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.

Литература:
  • 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / пер. с англ. Боровикова А. — М.: Академический проект, 2011. — 240 с.
  • 2. Адлер А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проект, 1997. – 88 с.
  • 3. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии. //Классики психологии. — М.: Когито-центр, 2002. — 219 с.
  • 4. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003. — 608 с. 5. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. 4-е изд. Пер. с англ. — М.: Мир, 2004. — 2095

Автор статьи: Нелли Громова
Историк, искусствовед

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Альфред Адлер — Психологос

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Смотри Альфред Адлер: биография

Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Стиль жизни и комплекс неполноценности

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Основные работы

  • «Практика и теория индивидуальной психологии»
  • «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
  • «Невротическая конституция»
  • «Смысл жизни»
  • «Постижение человеческой природы»
  • «Наука жизни»
  • «Социальный интерес: вызов человечеству»
  • «Образ жизни».

Альфред Адлер Биография

Альфред Адлер (7 февраля 1870 — 28 мая 1937), австрийский врач и психолог, основатель школы индивидуальной психологии.

Родился в Пенцинге, Австрия, вырос в Вене, получил докторскую степень в Медицинской школе Венского университета и получил квалификацию в 1895 году. Он заинтересовался психологией, связанной с физическими расстройствами. Он познакомился с Зигмундом Фрейдом в 1902 году, и они сформировали Венское психоаналитическое общество с Адлером в качестве президента.

Адлер находился под влиянием идей ментальных конструктов Ганса Вайхингера и разработал теорию органической неполноценности и компенсации (гипертрофия, см. Комплекс неполноценности) с «мужским протестом» как естественным результатом в обществе, где доминируют мужчины. Адлер не согласился с теориями Фрейда: расхождение стало известно в 1911 году на Веймарском психоаналитическом конгрессе. Адлер оспаривал веру Фрейда в преобладание полового инстинкта и то, были ли влечения эго либидинозными, он также критиковал идеи Фрейда о подавлении.Адлер считал, что теорию вытеснения следует заменить концепцией эго-защитных тенденций — невротическое состояние, вызванное чувством неполноценности и чрезмерной компенсацией мужского протеста, эдиповые комплексы были незначительны. Адлер покинул венское общество и основал Общество свободных аналитических исследований, переименованное в 1912 году в Общество индивидуальной психологии.

В 1912 году он написал книгу, в которой определил свои ключевые идеи: ber den nervsen Charakter. Он утверждал, что человеческую личность можно объяснить телеологически: отдельные нити, в которых доминирует руководящая цель бессознательного идеала «Я» человека, — преобразовать чувство неполноценности в превосходство (или, скорее, полноту).Желанию идеала себя противопоставили социальные и этические требования. Если бы корректирующие факторы не принимались во внимание, а индивидуум получал чрезмерную компенсацию, то возник бы комплекс неполноценности, индивидуум стал бы эгоцентричным, властолюбивым и агрессивным или хуже.

Его усилия были остановлены Первой мировой войной, во время которой он служил врачом в австрийской армии. В послевоенное время его влияние значительно возросло, и в 1930-е годы он основал несколько детских консультационных клиник с 1921 года и часто читал лекции в Европе и Соединенных Штатах, а в 1927 году стал приглашенным профессором Колумбийского университета.В терапевтическом плане его методы избегали сосредоточения на психике взрослого, пытаясь упредить проблемы у ребенка, поощряя и продвигая общественный интерес, но избегая при этом баловства и пренебрежения. У взрослых терапия основывалась на исключении вины или превосходящего отношения со стороны практикующего, уменьшении сопротивления за счет повышения осведомленности об индивидуальном поведении и отказе стать враждебным. Общие терапевтические инструменты включали использование юмора, исторических примеров и парадоксальных предписаний.Популярность Адлера была связана со сравнительной оптимизмом и понятностью его идей по сравнению с идеями Фрейда или Юнга. Он классно прокомментировал «Проверка модели поведения»; отношение к обществу, отношение к своей работе, отношение к сексу.

В 1934 году правительство Австрии закрыло большинство клиник Адлера, а в 1935 году Адлер покинул Австрию, чтобы стать профессором Медицинского колледжа Лонг-Айленда. Его смерть в 1937 году в Абердине, Шотландия, нанесла удар по влиянию его идей, хотя некоторые из них были подхвачены неофрейдистами.Тем не менее, в настоящее время существует несколько школ, посвященных продолжению работы Альфреда Адлера, например, Школа профессиональной психологии Адлера, которая была основана как Институт Альфреда Адлера в Чикаго протогом Адлера Рудольфом Драйкурсом. Существуют также различные организации, продвигающие ориентацию доктора Адлера на психическое и социальное благополучие. К ним относятся ICASSI и Североамериканское общество адлерианской психологии (NASAP).

Его ключевыми публикациями были «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927) и «Понимание человеческой природы» (1927).

Альфред Адлер Анализ, образец курсовых работ

4 страницы, 1878 слов

БИОГРАФИЯ Альфред Адлер родился за пределами Вены, Австрия, 7 февраля 1870 года. Он был третьим ребенком (вторым сыном) из семи детей. В детстве у Альфреда развился рахит, из-за которого он не мог ходить, пока ему не исполнилось четыре года. В пять лет он чуть не умер от пневмонии.

В какой-то момент Адлер услышал, как доктор сказал своему отцу, что «Альфред пропал». Примерно в это же время Адлер решил стать врачом.(Corey 2005) Из-за частых болезней Адлер баловался своей матерью на протяжении большей части первых нескольких лет своей жизни. Однако это закончилось появлением третьего сына, младшего брата, который «свергнул» его. Это оставило Адлера, так сказать, посередине из-за того, что он был «свергнут» недавно прибывшим братом, в то время как его все еще затмевал его старший брат Зигмунд. Трудности в его отношениях с Зигмундом длились недолго.

Фактически, это длилось все его детство и отрочество.Отношения с родителями также были контрастными. Хотя он поддерживал доверительные отношения со своим отцом, отношения с матерью были крайне несовершенными. Адлер не чувствовал себя близким к ней, и это могло произойти из-за ревности, вызванной последующими детьми, и недостаточного внимания, которому он уделял.

В школьные годы Адлер был средним учеником. Несмотря на свои болезни и физические ограничения, он предпочитал занятия на свежем воздухе, чем оставаться в помещении для обучения.Однако, когда он учился в школе, его основной целью иногда было соревноваться и, возможно, превзойти своего брата Зигмунда. В 1895 году, в возрасте 25 лет, он получил степень доктора медицины в Венском университете. В студенческие годы он присоединился к группе студентов-социалистов. Именно там он нашел свою будущую жену Раис са Тимофеевну Эпштейн.

5 страниц, 2481 слов

Курсовая работа по развитию позитивных отношений с детьми 2

1.1 Объясните, почему важны позитивные отношения с детьми и молодежью и как они строятся и поддерживаются Почему важны позитивные отношения с детьми и молодежью (ссылка 1.1): * Когда дети чувствуют себя комфортно с нами, им легче расстаться с родителями. * Дети с большей вероятностью будут участвовать в играх и учебе, если они в безопасности …

Она была общественной активисткой, иммигрировавшей в Австрию из России для получения высшего образования. Они поженились в 1897 году и в итоге родили четверых детей, двое из которых стали психиатрами. (Boeree 1997) Его медицинская карьера началась далеко от мира психического здоровья. Его первая должность в области медицины пришла в качестве офтальмолога, но вскоре он переключился на общую практику и основал свой офис в более низком районе Вены.Среди его клиентов были, среди прочего, артисты, работавшие с близлежащим цирком, и было высказано предположение, что экстраординарные способности артистов привели его к пониманию неполноценности органа и компенсации. Затем он обратился к психиатрии и, что неудивительно, заинтересовался неизлечимыми детскими болезнями.

В 1907 году Адлера пригласили присоединиться к дискуссионной группе Зигмунда Фрейда. После написания нескольких работ, которые вполне соответствовали взглядам Фрейда, Адлер написал другие, которые противоречили теориям Фрейда.В одной из таких работ речь шла об инстинкте агрессии, а в другой — о детском чувстве неполноценности, формирование которого, вероятно, связано с его собственным опытом. Эта статья не получила одобрения Фрейда, в основном из-за представления Адлера о том, что теории сексуальности Фрейда следует воспринимать метафорически, а не буквально.

Хотя Адлер позже был назначен президентом Венского аналитического общества, Адлер не перестал критиковать теории Фрейда. Между сторонниками как Адлера, так и Фрейда были организованы дебаты, но они закончились отставкой Адлера.Он, вместе с девятью другими, ушел, чтобы сформировать Общество свободного психоанализа в 1911 году. Эта организация стала Обществом индивидуальной психологии в 1912 году. Он никогда больше не видел и не разговаривал с Фрейдом. В том же году Адлер опубликовал свою книгу «Невротическая конституция», в которой более подробно обсуждались его концепции теории «Индивидуальная психология». Во время Первой мировой войны 1914-1919 годов Адлер провел три года на военно-госпитальной службе.

5 страниц, 2134 слов

Курсовая работа по теориям Фрейда о личности

Зигмунд Фрейд разработал психодинамические теории личности.Он считал, что в нашей личности есть три элемента. Первый — это идентификатор, второй — эго, а третий — суперэго. Он считал, что каждый элемент контролирует другие; следовательно, если все элементы хорошо сбалансированы, человек имел здоровую личность. Фрейд также разработал теорию, в которой он верил, что наши …

Побывал и на Русском фронте, и в детском госпитале. Его пребывание в последнем явно повлияло на его более позднюю работу. По возвращении с войны Адлер создал в Вене 32 детских консультационных пункта.Эти клиники посещали профессионалы, которые открыли аналогичные клиники по всему миру. Клиники были прикреплены к государственным школам Вены и включали подготовку учителей и других специалистов. (Corey 2005) В 1926 году он поехал в Соединенные Штаты, чтобы читать лекции в Колумбийском университете, и в конце концов он принял должность приглашенного врача в Медицинском колледже Лонг-Айленда в 1932 году.

В 1934 году он и его семья навсегда покинули Вену из-за роста нацизма в Австрии и остальной части региона.28 мая 1937 года, во время серии лекций в Абердинском университете в Шотландии, Адлер внезапно потерял сознание во время прогулки перед лекцией и через несколько минут умер от сердечной недостаточности. Ему было 67 лет. Между 1914 и 1933 годами Адлер опубликовал более дюжины книг, в том числе «Понимание человеческой природы», разошедшихся тиражом более 100 000 экземпляров. Он не вошь. ТЕОРИЯ Адлер считает, что все наше поведение имеет единую движущую силу, которая называется «стремление к совершенству». Эта сила — это желание всех нас реализовать свой потенциал и достичь идеального «я».

«Совершенство» не обязательно означает «безупречный», это скорее реалистичная версия лучшего человека, которым мы можем быть. Чтобы достичь этого, мы должны преодолеть препятствия. Это то, с чем может согласиться каждый человек, включая любого теоретика, но он служит центральным, но обычно недооцененным пунктом его теории. Он называет это «компенсацией» или стремлением преодолеть. Я считаю, что это связано с его многочисленными проблемами в детстве, начиная от болезней и заканчивая проблемами братьев и сестер, связанных с порядком рождения, которые будут рассмотрены позже.

Одной из первых фраз Адлера было «влечение к агрессии», которое относится к нашей реакции на другие влечения, такие как голод, любовь, работа или сексуальное напряжение. Это было первым пунктом разногласий между Адлером и Фрейдом, которые считали, что это уйдет от его представления о половом влечении в его психоаналитической теории. Это, несомненно, связано с инстинктивным поведением, которое включает в себя естественные реакции, присутствующие в каждом человеке от рождения, такие как голодные крики ребенка или необходимость «трудоголика» постоянно начинать и завершать любое количество проектов.Единственная разница — это способ выражения этих эмоций. Другая его концепция — это «стремление к превосходству». Возможно, это лучше всего иллюстрирует связь между его теориями и его собственным жизненным опытом. Эта теория, кажется, включает два компонента: стремление быть лучше в целом и стремление быть лучше, чем другие вокруг вас.

2 страницы, 949 слов

Очерк естественного рождения ребенка VS. Медикаментозное рождение ребенка

Abstract: Естественные роды и медикаментозные роды — это два варианта, которые сегодня практикуют гинекологи во всем мире.Однако есть некоторые проблемы, связанные как с процессом родов. В этой статье мы обсудим плюсы и минусы как естественного рождения ребенка, так и рождения ребенка с помощью лекарств. Введение Естественные роды: это естественный процесс с минимальными медицинскими …

Это вторая часть, намекающая на его собственную жизнь. Большая часть его детства и юности была направлена ​​на то, чтобы «превзойти» своего брата Зигмунда. Будь то в школе или в какой-то другой сфере, его основной мотивацией было быть лучше своего брата в любой задаче.Увидев эту мотивацию в себе, он, кажется, постулировал, что у каждого есть этот компонент в своей жизни, и я согласен с этой оценкой.

Подумайте о распространенной фразе в нашей культуре: «Не отставать от семьи Джонсов». Одна эта фраза говорит о многом. Мы видим, что у других людей есть что-то или вещи, которые, как мы считаем, какими бы иррациональными они ни были, что их владение этими вещами делает их лучше нас, поэтому мы идем на любые решительные меры, которые необходимы для того, чтобы получить эти вещи, просто чтобы иметь даже игровое поле снова.То есть, если мы не сделаем еще один шаг вперед и не попытаемся «сделать их еще лучше» и получить что-то большее… или лучшее… или быстрее… или более дорогое…

, чтобы снова почувствовать себя на высоте. Чувство превосходства. Звучит знакомо? Мы видим примеры этой теории повсюду вокруг нас, если кто-то хочет изложить ее, чтобы охватить многие сферы жизни. Это объясняет, почему мы делаем то, что делаем. Почему спортивные мероприятия так популярны? Почему родители вовлекают детей в самые разные мероприятия в очень раннем возрасте? Почему подростки прибегают к тактике поливания грязью, чтобы выиграть фактически бессмысленные выборы в класс в старшей школе? Почему люди идут на невероятные вещи ради богатства? Превосходство.Почему-то они почему-то верят, что выигрыш в этом случае делает их лучше или лучше на время.

Иррационально? Во время. В соответствии с тем, что имел в виду Адлер? Абсолютно. Порядок рождения Пожалуй, величайшим достижением Адлера является его концепция порядка рождения и его влияния на человека и его социальную систему. Ниже представлена ​​таблица, содержащая упрощенную версию теории Адлера (MSUM 2005): ПОЛОЖЕНИЕ ТОЛЬКО ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА Любит быть в центре внимания взрослых.Часто испытывает трудности с обменом информацией с братьями, сестрами и сверстниками.

15 страниц, 7065 слов

Курсовая работа по теории обучения детей

«ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ — ПРИОБРЕТЕНИЕ ЯЗЫКА» ОЦЕНКА 03 B / 4 ЧАСТЬ 4 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ 2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА 5 ПРИРОДА, ОПЕРАЦИОННОЕ КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ И ПРИРОДА ИЗУЧЕНИЯ 13 ТЕОРИЯ ПРИРОДА ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ВЫГОТСКОГО И БРУНЕРА 19 КУЛЬТУРНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ 24 ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА 25…

Предпочитает взрослую компанию и использует взрослый язык. СТАРЫЙ Может стать авторитарным или строгим. Чувствует, что власть — его право. Может стать полезным, если его поощрить.

Может обратиться к отцу после рождения следующего ребенка. ВТОРОЙ Более конкурентоспособен, хочет обогнать старшего ребенка. Может стать бунтарем или попытаться превзойти всех. Конкуренция может перерасти в соперничество. СРЕДНИЙ Может быть уравновешенным, отношением «бери или оставь». Может иметь проблемы с поиском места или стать борцом с несправедливостью.

САМЫЙ МОЛОДОЙ Хочет быть больше других. Могут иметь огромные планы, которые никогда не сбудутся. Может остаться «младенцем». Часто избалованный БЛИЗНЕЦ Может иметь проблемы с идентификацией. Более сильный может стать лидером. Одна только эта теория включает в себя не только мать и отца, но и братьев и сестер. Порядок рождения стал самым узнаваемым достижением Адлера.

С тревогой, с которой он имел дело в детстве, которая проистекала из его положения второго сына (всего третьего ребенка), его рассуждения становятся ясными.Одна тема, которая произвела на меня впечатление, — это использование им воспоминаний самого раннего детства в терапии. Когда мы использовали это как пример, а затем как часть обсуждения в классе, это была одна из самых простых, но глубоких вещей, которые я когда-либо видел. Было поистине удивительно видеть, как воспоминания или группа воспоминаний, возникших много лет назад, могут оказать такое влияние на формирование того, кто мы есть, и дать представление о том, кто мы есть, и кем мы можем и будем. Было сказано, что теория Адлера кажется одной из самых популярных среди студентов (Boeree 1997), и это очень понятно, по крайней мере, с моей точки зрения.Теория имеет смысл.

В нем нет аргументов, которые заставляли бы наклонять голову и молча смотреть в замешательстве. Каждый компонент соединяется вместе, как кусочек головоломки, и конечный результат — это прекрасно продуманный набор концепций личности, развития и терапии, которые могут принести пользу любому, кто обращается за консультацией. Мне еще предстоит полностью понять, сколько истинного обучения модели Адлериана доступно для аспирантов, но я могу только надеяться, что это доступный вариант, потому что это, кажется, лучший путь для меня лично.БИБЛИОГРАФИЯ The Psi Caf’e: сайт психологических ресурсов (2001).

5 страниц, 2466 слов

Курсовая работа об Альфреде Адлере: теории личности

Я многое узнал о психологии личности во время моего проекта плана помощи, который включал предложение психологической помощи подростку, находящемуся в приемной семье, который был загружен несколькими психологическими проблемами, вызванными разлукой и потерей близких. Этот опыт дал мне более глубокое понимание теории себя и других как части идентичности личности.Например, клиент (Y) …

Альфред Адлер. Получено 19 апреля 2005 г. из Интернета: web Dr.

.

К. Джордж (1997).

Теории личности: Альфред Адлер. Получено 21 апреля 2005 г. с веб-сайта Шиппенсбургского университета: веб-сайт Института Альфреда Адлера в Нью-Йорке (2004 г.).

Об Альфреде Адлере.

Получено 22 апреля 2005 г. из Интернета: web adler. htm Государственный университет Миннесоты-Мурхед «MSUM» (2005 г.).

Адлериан Обзор характеристик порядка рождения.Получено 16 апреля 2005 г. с веб-сайта МГУ-М: web G. (2005).

Теория и практика консультирования и психотерапии. Белмонт, Калифорния: обучение Томсона.

Альфред Адлер Yazarına Ait Tüm Kitaplar

9786257157001 | TÜRKÇE | 240 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2020-09-23

Список Fiyatı: 40,00

Kitapyurdu Fiyatı: 25,00

% 38

9786257716345 | TÜRKÇE | 63 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2020-11-09

Список Fiyatı: 16,00

Kitapyurdu Fiyatı: 10,00

% 38

Проблемы неврозов | 9754684568 | TÜRKÇE | 240 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2020-04-20

Список Fiyatı: 25,00

Kitapyurdu Fiyatı: 18,75

% 25

6257997522 | АЛЬМАНКА | 204 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2019-12-11

Список Fiyatı: 20,00

Kitapyurdu Fiyatı: 13,00

% 35

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6257997539 | АЛЬМАНКА | 240 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2019-12-11

Список Fiyatı: 24,00

Kitapyurdu Fiyatı: 15,60

% 35

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6257997546 | АЛЬМАНКА | 289 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2019-12-11

Список Fiyatı: 28,00

Kitapyurdu Fiyatı: 18,20

% 35

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6057995872 | TÜRKÇE | 304 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2020-02-20

Список Fiyatı: 24,00

Kitapyurdu Fiyatı: 15,00

% 38

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6058164246 | TÜRKÇE | 232 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2019-05-01

Список Fiyatı: 22,00

Kitapyurdu Fiyatı: 13,75

% 38

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6052134214 | TÜRKÇE | 272 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2018-02-14

Список Fiyatı: 17,00

Kitapyurdu Fiyatı: 10,42

6052491621 | TÜRKÇE | 230 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
1970-01-01

Список Fiyatı: 11,99

Kitapyurdu Fiyatı: 7,55

% 37

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6057995377 | TÜRKÇE | 248 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2019-05-01

Список Fiyatı: 25,00

Kitapyurdu Fiyatı: 16,56

% 34

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6052494233 | TÜRKÇE | 206 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2019-07-06

Список Fiyatı: 10,00

Kitapyurdu Fiyatı: 6,30

% 37

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

9786257268936 | TÜRKÇE | 92 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2020-11-05

Список Fiyatı: 16,00

Kitapyurdu Fiyatı: 10,00

% 38

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6053243243 | TÜRKÇE | 199 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2014-10-10

Список Fiyatı: 21,67

Kitapyurdu Fiyatı: 13,54

6050205398 | TÜRKÇE | 256 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2019-02-06

Список Fiyatı: 23,00

Kitapyurdu Fiyatı: 17,25

% 25

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

6050207972 | TÜRKÇE | 208 | Картон Капак | 3.Хм. Kağıt
2020-09-03

Liste Fiyatı: 22,50

Kitapyurdu Fiyatı: 16,88

% 25

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

9756249529 | TÜRKÇE | 295 | Картон Капак | Kitap Kağıdı

Список Fiyatı: 23,15

Kitapyurdu Fiyatı: 17,36

Wozu leben Wir? | 9754680515 | TÜRKÇE | 328 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2019-12-12

Список Fiyatı: 28,00

Kitapyurdu Fiyatı: 21,00

% 25

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

9754680171 | TÜRKÇE | 328 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2020-10-14

Список Fiyatı: 30,00

Kitapyurdu Fiyatı: 22,50

% 25

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

9754680461 | TÜRKÇE | 400 | Картон Капак | Kitap Kağıdı
2008-06-12

Список Fiyatı: 30,00

Kitapyurdu Fiyatı: 22,50

% 25

Sepetinizde

24 Saatte Kargoda

.