Содержание

Агрессивный ребенок: причины, как справиться

Всплески агрессии у детей могут поставить в тупик даже опытных родителей и педагогов. Оправдать маленького бунтаря возрастом или недомоганием получается не всегда. Часто агрессия является нормой для ребенка, тогда он становится нежеланным гостем в детском саду или на площадке. Чтобы помочь ребенку контролировать свои негативные эмоции, взрослым нужно выяснить причину их появления. Дети всегда ожидают поддержки от папы и мамы, поэтому только вместе с родителями они способны справиться с любыми своими проблемами, в т.ч. и поведенческими.

Что такое агрессивность

Агрессия у детей — нередкое явление. Его основная проблема — противоречие установленным в обществе нормам. Очень агрессивный ребенок вызывает психологический дискомфорт у окружающих, а также может принести моральный, материальный и физический ущерб. С таким поведением нельзя мириться. Если маленького ребенка можно как-то контролировать, то без надлежащей коррекции из него вырастет агрессивный взрослый, который станет угрозой для социума.

Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей

Основные причины аномального поведения маленького ребенка необходимо искать в окружении. Дети развиваются и учатся в обстановке, в которой растут. Они формируют свое поведение, опираясь на поведение близких людей — родителей и родственников. Маленькие девочки и мальчики формируют собственную модель поведения, глядя на маму и папу.

Даже если мама проявляет агрессивное поведение вне дома, например, в магазине, это может стать причиной такой же реакции и у ребенка.

Проблемы в семье

Частая причина агрессивности — напряженная обстановка дома. Не обязательно родители поступают неправильно по отношению к ребенку; они, возможно, часто ссорятся между собой. Если дети видят агрессию, которую мама и папа проявляют по отношению друг у другу, присутствуют при ссорах, слышат крики и ругань, это обязательно негативно отразится на их эмоциональном состоянии.

Причины социально-биологического характера

Агрессивность у детей дошкольного возраста проявляется из-за окружения, в котором они растут. Ребенок может слышать от родителей слова неприязни или пренебрежения к людям, которые мало зарабатывают или придерживаются других взглядов на жизнь. В таких семьях дети бывают агрессивными к сверстникам, которые иначе одеты или имеют не такие современные игрушки. Ребенок может агрессивно вести себя с уборщицей в детскому саду, дворником на улице.

Как следствие недостатка внимания

Если родители не проводят достаточно времени с ребенком, он пытается плохим поведением привлечь к себе внимание. Дети обижаются, если взрослые равнодушно относятся к их успехам.

При этом прослеживается связь между недостатком внимания и недостатком воспитания. Возможно, ребенку не рассказали, как вести себя со сверстниками и со взрослыми. В этом случае ребенок поступает интуитивно и на невнимание с чьей-то стороны отвечает злостью.

Воспитание детей должно быть последовательным. Родителям необходимо найти общий подход к воспитанию и придерживаться одинаковых взглядов.

Несогласие между папой и мамой путает ребенка, и он может проявлять агрессию.

Причиной может стать и наличие любимчика среди родителей. Например, мама всегда строгая, заставляет подчиняться, часто ругает и наказывает. Папа же добрый, все покупает, многое разрешает. В этом случае, если родители поссорятся, сын или дочь будут проявляться агрессию к менее любимому родителю, защищая другого.

Причины личного характера

Дети могут проявлять признаки нестабильного и неустойчивого эмоционального состояния. Причин может быть несколько. Иногда в основе агрессии лежит страх. Ребенок находится в постоянном ощущении тревоги, его мучают ночные кошмары. В этом случае агрессия — защитная реакция.

Если родители не привили ребенку чувство самоуважения, он может выражать злостью недовольство собой. Такие дети испытывают негативные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающим.

Еще одна причина — это чувство вины. Если ребенок кого-то обидел, ему стыдно признать свою ошибку, вместо этого он проявляет агрессию по отношению к тому, перед кем испытывает вину.

Нарушения физического здоровья

Не всегда причина агрессивного поведения заключается в психологическом состоянии, нередко такую реакцию вызывают соматические патологии. Тяжелыми черепно-мозговыми травмам, отравлениями и инфекциями могут быть вызваны нарушения в работе головного мозга.

Иногда причиной может быть наследственность. Например, родители до зачатия злоупотребляли алкоголем и наркотическими веществами.

Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми

Ученые спорят по поводу того, могут ли жестокие компьютерные игры стать причиной агрессивного поведения. Увлечение подобными играми является скорее не причиной, а следствием. Мирный и послушный ребенок не будет выбирать подобные забавы. При этом, жестокие игры негативно влияют на мозг человека, делая его менее сострадательным, т. е усугубляют ситуацию.

Симптомы агрессивного поведения детей

Чаще всего агрессия проявляется у маленьких детей. Злость и отчаяние можно услышать уже в плаче грудничка, которому не уделили внимание. Детей 2-7 лет легко обидеть, а реагируют на такую ситуацию они гневным поведением. Проявляясь еще в младенчестве, агрессия продолжает развиваться в течение всего дошкольного периода, а потом идет на спад. При правильном воспитании подросшие дети уже умеют понимать поступки окружающих. Если реакции родителей на всплески раздражительности и враждебности сына или дочери не будет, такое поведение станет привычкой.

Как проявляется детская агрессия в разном возрасте

Агрессивное поведение у детей проявляется по-разному:

  • агрессия у ребенка 2 лет выражается в том, что он кусается, пытаясь отстоять свое право на предметы или на внимание со стороны взрослых;
  • в 3 года дети уже не только могут укусить, но и кидаться игрушками или другими предметами;
  • в 4 года агрессия ослабевает, но при вторжении чужого на его территорию такой ребенок нападает первым;
  • пятилетние мальчики выражают свою злость в физической форме, а девочки игнорируют или придумывают обидные прозвища;

В 6-7 лет дети уже знают, что такое месть, поэтому могут выражать свой страх или обиду более изощренными методами.

Виды детской агрессии

Детская агрессия делится на несколько видов:

  1. Физическая враждебность. Выражается она в регулярных провокациях к драке и порче вещей. Дети с агрессией такого типа могут жестоко обращаться с животными, что уже должно озадачить родителей и учителей.
  2. Словесная враждебность. Такие шумные дети приносят много проблем и родителям, и представителям детских учреждений. Крики — естественное состояние ребят с вербальной агрессией.
  3. Негативизм. Для юных бунтарей нормой поведения считается постоянная оппозиция. Такие дети не боятся одиночества, им комфортно в компании с собой.
  4. Косвенная агрессия. Такие дети первые драку не начинают, но могут топать ногами, истерить, организовывать травлю своих ровесников, давая им обидные прозвища.
  5. Аутоагрессия. Самоагрессия появляется из-за накопившихся обид и негатива на окружающих. Такое состояние опасно тем, что способствует разрушению еще несформировавшейся личности.

Какой тип приносит больший вред, однозначно определить нельзя. Любой вид может стать опасным, как для самого бунтаря, так и для его окружения.

Отличия агрессивности у мальчиков и девочек

До 5 лет агрессия у мальчиков и девочек проявляется одинаково. Изменяется реакция по половому признаку уже у пятилетних детей: мальчики проявляют злость физически, а девочки используют для этого слова.

Диагностика

Чтобы проверить, есть ли скрытая агрессия у ребенка, нужно понаблюдать за его поведением. Агрессивный ребенок поступает следующим образом:

  1. Часто ведет себя несдержанно, не может или не хочет себя контролировать. Иногда он пытается взять эмоции под контроль, но у него это не получается.
  2. Портит вещи и получает от этого удовольствие.
  3. Постоянно спорит со сверстниками и взрослыми.
  4. Отказывается реагировать на просьбы и указания, знает правила, но не выполняет их.
  5. Совершает поступки назло, пытаясь вызвать у окружающих злость и раздражение.
  6. Не умеет признаваться в ошибках, оправдывается до последнего или перекладывает вину на других.
  7. Долго помнит обиды, стремится отомстить, завистлив.

Если у ребенка в течение полугода отмечается минимум 4 признака из перечисленных, его внутреннее состояние должно подлежать коррекции.

Лечение агрессивного поведения детей

Если ребенок нервный и агрессивный, он нуждается в лечении. Чем сильнее запущена проблема, тем сложнее будет коррекция. Прежде всего, требования взрослых должны быть постоянными в любых ситуациях. Некоторые дети просто привыкли добиваться всего истериками и криками.

Помогут снять внезапный приступ или предотвратить последующие такие способы:

  • предложить маленькому бунтарю нарисовать свою злость и ее причины, а потом рисунок порвать;
  • бить подушку и считать до 10;
  • переключить внимание на игру или другое занятие;
  • в период агрессивной реакции использовать минимум слов, чтобы не провоцировать новый всплеск злости;
  • не запугивать и не шантажировать;
  • стать примером спокойствия;
  • занять ребенка спортом, который трансформирует агрессию;
  • заниматься гимнастикой, направленной на снятие напряжения;
  • соблюдать витаминизированную диету.

Еще один способ, как убрать агрессию у ребенка, — подключить игровую ситуацию, разыгрывание игрушечными персонажами, которые близки к реальности.

Как вести с ребенком 2, 3, 5, 7 лет, который проявляет агрессию: советы психолога

Если в поведении ребенка появилась агрессия, нужно правильно на это реагировать. Помогут справиться с агрессией у ребенка 7 лет советы психолога. Специалистами разработан ряд рекомендацией, направленных на коррекцию девиантного поведения.

Кроме того, агрессивность устраняется физической нагрузкой. Если мальчик часто проявляет злость, можно попробовать отдать его в спортивную секцию, где он сможет выплескивать накопившуюся энергию. Можно предложить маленькому бунтарю изобразить свои эмоции на бумаге или вылепить из пластилина. Это отвлечет его от злости. Но самое главное — быть понимающим и спокойным взрослым, который умеет быть твердым и знает, когда нужно пойти на компромисс.

Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если маленький мальчик или девочка проявляет агрессию, но она не несет угрозы ни для ребенка, ни для окружающих, и вызвана объективными причинами, следует поступить таким образом:

  • сделать вид, что ничего не произошло;
  • показать понимание детских чувств;
  • попробовать переключить внимание ребенка на другой объект, занять чем-то интересным.

Агрессия может накапливаться, поэтому иногда необходимо просто выслушать ребенка. Маленьким детям нужно внимание взрослого, поэтому в некоторых случаях игнорирование — эффективный способ коррекции поведения.

Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

В разговоре с детьми в момент вспышки злости нужно отвечать спокойно доброжелательным, но твердым голосом, чтобы показать маленькому бунтарю, что родители против его поведения, а не против него самого. Не нужно делать акцент на том, что он поступает таким образом не первый раз.

Необходимо выразить свои чувства, отметить, что он плохо говорит с людьми. Можно спросить его, хочет ли он кого-то обидеть, чтобы дать понять, к чему приведет такое поведение. Можно констатировать поведение ребенка, сказав, что он ведет себя агрессивно. Или отметить, что он ведет себя не по правилам, сделав акцент на том, что агрессия ведет к нарушению правил.

После приступа злости с детьми нужно разговаривать. Детям нужно показать, что, прежде всего, такое поведение навредит им самим. Можно попросить ребенка рассказать, как было бы лучше поступить в данной ситуации.

Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение ребенка вызывает соответствующую реакцию со стороны взрослого, потому что выслушивать кричащую дочь или смотреть, как сын швыряет предметы, плачет и ругается, неприятно. Однако, следует помнить, что взрослые, в отличие от детей, могут контролировать свои эмоции.

Если сын или дочь проявляет агрессию, нужно постараться сохранять спокойствие и дружелюбие. Главная цель — гармония в семье, спокойный и послушный ребенок, а это невозможно без установления партнерских отношений. Маме, папе или учителю необходимо не повышать голос, не кричать, контролировать свои жесты. Сжатые кулаки и хмурый взгляд — это то, чего следует избегать в общении с детьми. Кроме того, стоит избегать оценки личности его друзей, а также применения физической силы.

Позаботьтесь о репутации ребенка

В момент пика агрессивности детям сложно признать свою неправоту. Неправильно думать, что пятилетний ребенок ничего не понимает: это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать собственную репутацию. Даже если маленький бунтарь не прав, не стоит осуждать его публично, показывать окружающим свое негативное отношение к нему. Нотации на публике не принесут результата, а только усугубят ситуацию и приведут к новой агрессии.

Кроме того, нужно учиться уступать. Когда выяснена причина агрессивной реакции, можно предложить ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации. При воспитании пятилетних детей это лучший вариант. В этом случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он это делает по-своему, что поможет скорее исчерпать конфликт.

Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Когда маленький ребенок проявляет агрессию, взрослому нужно пересилить себя и проявить в ответ неагрессивную модель поведения. В момент проявления злости со стороны ребенка необходимо выдержать паузу, не перебивать его и не спорить с ним. Иногда при чрезмерной агрессивности ребенку лучше какое-то время побыть одному, чтобы успокоиться. Нужно дать ему на это время. Самое главное — жестами, голосом и мимикой нужно выражать спокойствие.

Дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность присуща детям от природы, поэтому, если такой модели поведения будут придерживать и взрослые, ребенок будет поступать так же.

Главные ошибки родителей

Родителям нужно знать, когда у ребенка приступы агрессии, что делать нужно, а что — нет. Взрослые могут допускать 3 неправильные реакции:

  1. Своя агрессия. Ребенок зависит от папы и мамы, поэтому не способен отстаивать свои принципы. Он проиграет в таком конфликте и будет чувствовать себя дискомфортно.
  2. Сдаться перед ребенком. Это разрушит иерархию в семье, покажет неверный пример.
  3. Проигнорировать. В этом случае нерешенная проблема станет залогом последующих конфликтов.

При неправильной реакции взрослого ребенок может перенять неверную модель поведения, что приведет его к сложностям в отношениях с людьми во взрослой жизни.

Читать еще

особенности взросления ребенка и методы решения проблемы

Малыш был замечательным, ластился к маме, любил проявление нежности, радостно улыбался, при виде бездомных кошек бежал, чтобы погладить их. Ребенок подрос, куда девался маленький ангелочек? У ребенка в 3 года агрессия стала проявляться постоянно. Что делать родителям?

Почему возникает агрессия?

Малыш взрослеет, у него формируется осознание собственной личности, он начинает рассматривать окружающих людей и вещи со своей точки зрения. Она еще слабая, практически не осознанная, но уже существующая. Родители думают, что трехлетний ребенок мало что понимает. На самом же деле в этом возрасте он становится манипулятором, капризулей и истериком.

Постоянные спутники ребенка в 3 года — агрессия и истерика. У малыша наступает первый затяжной кризис, когда чадо вырастает из общества тех или иных детей, начинает иначе относиться к родителям и воспитателям, проверяя их на прочность. Важно понять, почему начинается проявление агрессивного поведения.

Психологи отмечают несколько возможных причин:

  1. Нахождение рядом с малышом раздражителя, приводящего его агрессию в постоянную готовность.
  2. Обстановка в семье.
  3. Отторжение взрослыми чувств ребенка.
  4. Обстановка в детском саду.
  5. Малыш постоянно испытывает чувство тревоги.

Так выглядит перечень причин агрессии у детей 3 лет, далее рассмотрим каждую подробно.

Постоянный раздражитель

Казалось бы, что может до такой степени взвинтить ребенка, что он теряет контроль над собой, становится грубым и склонным к постоянной истерии? Кто поверит, что речь пойдет о современных средствах техники и мультфильмах?

Родителям стоит признаться самим себе, что им проще посадить ребенка перед телевизором или дать планшет — пусть смотрит что-нибудь. И хорошо, если выбор падет на старые, добрые мультипликационные фильмы, ибо от многочисленных современных лент вряд ли будет польза. Конечно, существуют развивающие программы в виде детских передач, с этим никто не спорит. Но в массе своей детки смотрят далеко не их, а фильмы, влияющие на ЦНС.

Воздействие компьютера, телевизора и прочих гаджетов — больная тема. Они негативно влияют на центральную нервную систему детей и взрослых. Вполне вероятно, что раздражителем, провоцирующим агрессию у ребенка в 3 года, являются пресловутые средства современной техники.

Мультфильмы действуют на психику малыша достаточно бесцеремонным образом. Стоит только присмотреться к ребенку. Как он позиционирует себя? Отождествляет ли себя с отрицательными героями, пытаясь подражать им? Вот и нашлась частая причина агрессии у ребенка 3 лет. Что делать родителям, как ее искоренить?

Выход есть. Нужно просто убрать мультфильмы с отрицательными героями, заменив их на более добрые ленты. таковых много, долго искать не придется. Трудности возникнут, предупредим сразу, малыш попытается отстоять свои права на просмотр полюбившегося мультика. Как вариант, можно сказать, что герои заболели и ушли лечиться.

Обстановка в кругу родных

Психологи доказали, что в семьях, где родители постоянно ругаются, дети вырастают агрессивными людьми. Дело в том, что малыш размышляет несколько иначе, нежели мама и папа. Взрослую ругань он проецирует на себя, думая о собственной причастности к скандалу. Раз самые близкие люди кричат друг на друга — это из-за меня, я виноват.

Вот еще одна причина агрессии у детей 2-3 лет — собственноручно взращиваемое чувство вины. Малыш понимает, что ему не комфортно быть виноватым, а защититься или прекратить примерять ситуацию на себя не способен. Единственным способом защиты является агрессивное поведение.

Обстановка в детском коллективе

Сейчас многие мамы и папы предпочитают отдавать чадо в частные сады, мотивируя это лучшим присмотром и отношением со стороны воспитателей. С одной стороны, доля правды в этом есть, ибо в группе из десяти человек проще наблюдать за детьми, чем когда их свыше тридцати. Но в частные сады ходят специфические дети, многие из них слишком избалованы и ведут себя непослушно, а порой нервно.

Если агрессия у детей 3-4 лет становится постоянной, возможно, дело в садике. Малыша обижают другие дети, провоцируя его на ответные действия. В государственном саду этим грешат и воспитатели, прибегая к угрозам или физическому воздействию для достижения собственных целей.

Отвержение детских чувств

Также вполне способны провоцировать агрессию у ребенка 3 лет ошибки родителей. Объясним подробнее, что имеется ввиду. Нередко агрессивное поведение — своеобразный крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Родители не дают ребенку достаточной любви и ласки, иные считают проявление чувств баловством, другим некогда заниматься малышом. Получается странная картина: чадо имеет все, кроме родительской заботы.

Представим картину, когда ребенок ласкается к маме, а та находится под воздействием проблем на работе и с недовольным видом отгоняет чадо. Признаемся сами себе — бывает же такое? Или раздраженный папа одергивает малыша, когда тот подходит к нему с объятиями и поцелуями. Ребенок, не получивший любви, начинает привлекать к себе внимание иным способом. Приступы агрессии у ребенка 3 лет часто связаны с данным фактором.

Второй момент — запрещение проявления отрицательных эмоций. Родители, желая научить малыша правильному поведению, начинают высмеивать его отрицательные чувства или ругать за них, не давая приступам агрессии у ребенка 3 лет выплеснуться в виде эмоций. Малышка плачет, а мама с усмешкой ей говорит: «Фу, какая ты некрасивая. Хватит реветь». Или сын начинает капризничать, на глазах выступают слезы, а папа реагирует отрицательно, говоря ребенку о том, что он мальчик и не должен плакать. В конечном итоге эмоции копятся, не имея выхода, превращаются в агрессию. У ребенка в 3 года это проявляется наиболее заметно.

Постоянное чувство тревоги

Чадо регулярно нервничает, ему везде кажется опасность. Как может быть иначе, если родные слишком опекают свое сокровище? Ребенок забирается на горку, но мама рядом и запрещает ему это делать, ведь слишком много опасностей подстерегает кроху здесь, упадет еще.

Малышу запрещают ходить куда-либо, все опасаются за его здоровье. Мама постоянно контролирует чадо, не позволяя ему знакомиться с миром и полноценно жить. Если ребенок в 3 года проявляет агрессию, вероятно родные просто переутомили его своей опекой.

Как реагировать?

Знаменитый доктор Евгений Олегович Комаровский об агрессии у ребенка 3 лет говорит так: необходимо отвечать тем же. Стоит поспорить с мнением именитого врача. Отвечать агрессией на агрессию равносильно уподоблению ребенку. Родители опускаются на один уровень с ним, едва ли чадо станет воспринимать их после этого как руководителей.

Важно сохранять спокойствие, избегать ответных зеркальных действий по отношению к малышу. Психологи предлагают несколько способов, направленных на изменение поведения чада:

  1. Неожиданный громкий звук — хлопок, стук, окрик — заставят ребенка замолчать. Самое время воспользоваться тишиной и объяснить малышу на примере сказок, как плохо он себя ведет.

  2. Прочитайте маленькому агрессору несколько рассказов, в которых фигурируют агрессивные персонажи. Это может быть «Золотой ключик» с Карабасом-Барабасом, например.

  3. Занять кроху игрой, позволяющей разрядиться.

  4. Предложить что-то необычное и смешное. К примеру, позвонить любимому сказочному герою. А пока малыш раздумывает над сказанным, мирно улыбнуться ему и предложить вместе посмеяться над шуткой взрослых.

  5. Родители могут обидеться и выйти из комнаты, оставив истерика в одиночестве.

Подробно об играх

Купировать агрессию у ребенка в 3,5 года можно с помощью интересных игр. Основное их направление — снять стресс, скинуть накопившуюся энергию и помочь малышу разрядиться. Психологи выделяют десять игр, способствующих быстрому направлению детской энергии в мирное русло. Рассмотрим их далее.

«Обзываемся с мамой»

Название выглядит неприлично, но ничего постыдного в игре нет. Под «нехорошими» словами подразумеваются самые обычные, используемые в повседневной речи.

Для игры понадобится мяч. Мама и ребенок садятся напротив друг друга. Родительница кидает мячик отпрыску, называя его «обидным» словом. Например, помидор, капуста, редиска. Ребенок «обзывает» ее в ответ.

«Выбиваем пыль»

Агрессию у ребенка в 3 года можно погасить, используя плед или обычную подушку. Предложите ему выбить пыль из вещи, при этом разрешите кричать.

«Деремся подушками»

Кто из детей равнодушен к подвижным играм в компании родителей? Едва ли найдутся такие.

Включаем веселую музыку, которая нравится малышу, вооружаемся подушками, и начинается ожесточенный бой. У сражающихся игроков есть два четких правила:

  1. Запрещено говорить обидные слова.

  2. Бить соперника руками нельзя.

Если правила нарушаются, игра сразу же прекращается.

«Игра в снежки»

Основной минус игры — в трате большого количества белой бумаги. Из нее делают снежки и бросаются ими в соперника. Но неужели эти траты не стоят того, чтобы в семье установилась мирная обстановка? С этим трудно не согласиться.

«Салют, Мария!»

Как и в предыдущем варианте игры, необходима белая бумага. Малыш рвет ее на небольшие кусочки и подбрасывает вверх. Существует одно правило, озвучивают его заранее: убирают остатки «салюта» все вместе, ребенок помогает маме. Самые смелые могут придумать другой материал для игры, например, перья из подушек.

«Катаем мячик»

Дыхательные упражнения благотворно влияют на нервную систему. Об этом свидетельствуют психологи, предложившие данную игру в качестве разрядки для ребенка.

Мама кладет на ровную поверхность теннисный мячик, малыш дует на него. Игрушка при сильном действии воздуха покатится по столу. Трехлетку это приведет в восторг.

«Вызываем волны»

Игра подойдет для снятия агрессии у ребенка в 3 года, любящего воду. Задача простая: набираем в ванну теплую воду, предлагаем малышу дуть на нее. Образуются волны, ребенку понравится такая разрядка. Можно даже запустить туда бумажный кораблик.

«Ветер, ты могуч»

В игре участвует мама или папа. Малышу предлагают сдуть родителя. Для этого оба члена семьи садятся на пол. Ребенок набирает в легкие воздух, с силой дует на маму или папу. Взрослый делает вид, что сопротивляется ветру.

«Упрямый барашек»

Малыш ложится на спину, вытягивает ноги. С силой выбрасывает их, ударяя воздух. Момент удара сопровождается словом «нет». Если семья проживает на первом этаже, можно бить ногами в пол.

Домашний футбол

Берется небольшая подушка, взрослый и малыш играют ею в футбол. Предмет можно пинать, бросать или отнимать у соперника. Запрещается толкаться, ругаться или капризничать. Игра прекращается, как только будет нарушено одно из перечисленных правил.

Детская ревность

Казалось бы, зачем здесь данный подраздел? Речь идет об агрессии малыша, но не о его ревности. Дело в том, что в три года ребенок начинает активно проявлять собственническое отношение к маме, ревнуя ее ко всем. Папа, бабушки и дедушки, подруги — не важно, ему необходимо постоянное присутствие мамы рядом.

Если в семье появляется младший ребенок, стоит быть готовым к проявлению агрессии и истеричности со стороны старшего отпрыска. Наказывать за это нельзя, маме необходимо выделять время на трехлетку. Это тяжело, матери требуется отдых, нет сил на старшего ребенка. Иногда он вызывает раздражение. Но чаду важно понимать, что мама его любит, с рождением братика или сестренки ничего не изменилось.

Чаще ласкайте старшего ребенка, давая ему понять, что мама рядом. У детей велика потребность в телесном контакте. Особенно с матерью, забывать об этом не стоит.

Если в гости пришли подруги, родительница сидит с ними и пьет чай, то не стоит отталкивать малыша, зашедшего на кухню проявить свою любовь. Очень часто молодые мамы стесняются выказывать нежные чувства при посторонних. Малыш сделает неправильные выводы, решив, что больше любят этих тетенек за столом, нежели своего сыночка или дочку. Не исключено, что трехлетка разрядится на объектах раздражения, в качестве которых выступают мамины подружки.

Нужно ли разговаривать с малышом?

Едва ли трехлетний ребенок поймет, почему мама читает ему нотацию после того, как чадо укусило ее, например. Разражаться лекцией на пару часов — абсурдное занятие, но провести небольшую беседу стоит. Нужно усадить ребенка возле себя, спросить, почему он так поступил, объяснить, что маме больно или неприятно, в зависимости от действия отпрыска.

Стоит ли бить ребенка?

Возвращаемся к доктору Комаровскому, говорящему о зеркальном ответе малышу в случае агрессивного поведения. Стоит ли воздействовать на него криком или физическим наказанием?

Все зависит от психики ребенка. Иные сделают выводы из шлепка и поймут, что вели себя плохо. Кто-то закатит грандиозную истерику. Маме лучше знать, как поведет себя ее чадо в момент телесного наказания.

Простой пример: девочка трех лет от роду очень любила кусаться, когда что-то ей не нравилось. Страдали все домочадцы, доставалось даже кошке. Бабушка и старший брат не могли совладать с агрессивной девицей, папа много работал и приходил домой, когда дочка уже спала. Чаще всего доставалось маме, бедная женщина смиренно терпела выходки малышки. В один прекрасный день ей надоели постоянные болезненные укусы.

Когда дочь в очередной раз укусила маму, та задала ей хорошую трепку и спросила, больно ли девочке. На утвердительный кивок мама поведала, что ей не менее больно, нежели кусачему чаду. После этой профилактической меры девочка прекратила проявлять агрессию.

Заключение

Из статьи читатели узнали о видах агрессии у ребенка 3 лет, ошибках родителей, возможных причинах развития и появления такой реакции, методах борьбы. Мы часто не воспринимаем своих детей всерьез, отмахиваясь от их чувств и эмоций. Они кажутся нам маленькими и несмышлеными. На самом же деле в этом возрасте дети понимают гораздо больше, нежели думают их родители.

Агрессивное поведение, приходящееся на кризис трех лет, бывает связано с недопониманием со стороны мамы и папы. Лучше уделить несколько минут малышу, разобравшись с проблемой, чем вся семья будет страдать от его агрессивного поведения, истерик и капризов.

Детская агрессия: причины и советы родителям

В своих родительских мечтах мы часто рисуем наших детей самыми послушными и успешными, достойными только похвалы. Когда реальная картина предстает совсем иной, далеко не всегда мы видим истинную причину.

Проблема детской и подростковой агрессии в последние годы стала одной из самых актуальных. Основные причины – стремление к лидерству, заниженная самооценка, нежелание выделяться из группы сверстников или участвовать в общественной жизни. Иногда агрессивное поведение ребенка обусловлено несколькими факторами одновременно. Давайте разберем мотивы и причины агрессии у детей и узнаем, как реагировать на агрессию ребенка.

Желание стать лидером

Потребность в признании, желание занять лидерские позиции часто заставляют ребенка действовать агрессивно: сегодня такое поведение лидеров приветствуется обществом. Современные герои, независимо от того положительные они или отрицательные, — все агрессивны. Например, любимый детьми герой Человек-Паук всегда разрешает трудную ситуацию методом силового вмешательства. Для взрослого очевидно, что это крайняя мера поведения. Для ребенка же – обычная для героя и лидера. И желание получить признание сверстников побуждает даже неагрессивного ребенка вести себя иначе.

Задача взрослых – показать обратную сторону такой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции. Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения, что может послужить причиной возникновения эмоциональной «черной дыры», куда будет уходить вся жизненная энергия.

Ребенку следует предложить мирный путь достижения лидерской позиции в зависимости от его способностей и наклонностей.

Заниженная самооценка

Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора, который только и норовит его обидеть. Опасность, с его точки зрения, исходит как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Ребенку кажется, что он является постоянным объектом нападения извне. А раз так, то лучше уж нападать первым!

Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения. Чтобы обратить на себя внимание, он готов бить окна и ломать школьную мебель, несмотря на неизбежность наказания. И прежде чем применить любое наказание хорошо бы поговорить с ребенком. «Я не знаю, зачем я это сделал», — такой ответ на вопрос о причине агрессивного поведения говорит о недостаточности любви и внимания со стороны взрослых.

Сильно страдает самооценка детей при разводе родителей. Ребенок эгоцентричен, в своих глазах он центр собственной «вселенной» — семьи. Он считает, если «вселенная» рушится, то только из-за него. «Я не нужен папе, поэтому он уходит». «Меня не любит мама, поэтому она ссорится с папой». Подобные мысли возникают в большинстве случаев. И агрессивная реакция является ответом родителям. Причем это заставляет их вновь объединяться, чтобы повлиять на ребенка. И он считает, что для удержания их вместе нужно вести себя плохо.

Крепкие семейные отношения дают ребенку уверенность в себе. Но если сохранение семьи для родителей невозможно, то их долг объяснить, что ребенок не виноват, что его никто не бросает, что их отношения не изменятся, что мама и папа всегда будут любить своего сына или дочь независимо от того, с кем и где будут жить.

Освободиться от социальной нагрузки

Еще одним мотивом агрессии может быть желание освободить себя от участия в школьной, общественной жизни, чтобы получить время для компьютерных игр и прочих развлечений.

В таком случае ребенок своим агрессивным поведением четко дает понять взрослым, что с ним лучше не связываться и просить его ни о чем не стоит. Репутация хулигана помогает избежать ответственности, которая необходима для выполнения каких-то общественных поручений.

Другой вариант: учитель жалуется на агрессию ребенка, а родители говорят, что дома он совсем не такой. Почему же нет интереса к тому, что происходит в школьной жизни? Причина может заключаться в том, что ребенок дома видит отношение родителей и других взрослых людей к общественной жизни в целом. Какие-то акции, связанные с популяризацией мероприятий или отдельных личностей, часто взрослыми оцениваются как показуха. Бывает, что учитель сам без энтузиазма объявляет о каком-то школьном мероприятии, участвовать в котором не хочет, но отказаться нельзя. И тогда самые ответственные одноклассники вынуждены выполнять поручения учителя, а «хулиган» может заниматься своими делами.

Родителям следует объяснить сыну или дочери, что мимо проходят не только скучные мероприятия, но и что-то по-настоящему интересное. А впредь стоит быть осторожнее в своих высказываниях в присутствии детей. Пробудите в ребенке желание изменить свою позицию в общественной жизни на более активную можно, предложив участие в каком-то конкурсе, не обязательно школьном. В интернете огромное количество конкурсов для детей, многие из которых награждают каждого участника минимум грамотой. Признание часто оказывается важнее, чем желание уйти от ответственности, которое к тому же вынуждает к агрессии.

Влияние «толпы»

Уровень агрессии, витающей в стенах современной школы, достаточно велик. И некоторые дети, чтобы не выделяться из общей массы, предпочитают надеть агрессивную социальную маску. Тогда и сверстники не станут относиться как к «размазне», не будут считать аутсайдером.

Вторая часть этого мотива – социальное заражение агрессивными эмоциями. Когда большая часть класса совершает какие-то агрессивные действия в отношении друг друга, сложно остаться безучастным. В этом случае класс – та же социальная толпа. А в большой группе и взрослые люди поддаются влиянию общей атмосферы. Именно поэтому форма поведения, которая преобладает в классе, отражается на каждом ребенке.

Этот мотив, в отличие от предыдущих, является одним их самых осознанных. Поскольку уже лет с пяти ребенок понимает, что он действительно хочет, а что делает только из нежелания выделяться из группы. Копировать всегда проще.

Задача родителей – учить ребенка осознавать собственные потребности, а не идти за потребностями «толпы». Учите ребенка спрашивать себя: действительно ли мне это надо? Рассказывайте, что очень важно не боятся своих потребностей, даже если они идут вразрез с потребностями «коллектива».

Как вести себя родителям агрессивного ребенка

Как же вести себя взрослым, столкнувшись с детской агрессией? Спокойствие и только спокойствие, ведь акт агрессии со стороны взрослых порождает агрессию и со стороны детей.

К любой ситуации можно и нужно подходить спокойно, не торопясь, показывая ребенку дружеский настрой, любовь, принятие, заинтересованность в нем и в решении его проблем. Ведь ребенку самому тяжело и сложно. Дайте ему понять, что вы пройдете весь этот путь рядом с ним.

Даже после осознания ребенком пагубности своего агрессивного поведения и искреннего желания измениться, это нельзя исправить в одночасье. Порой процесс бывает медленным, со срывами и откатами. И родителям нельзя опускать руки, а наоборот – вселять в ребенка уверенность в успехе. Тогда ему легче будет измениться.

Коррекция агрессивного поведения ребенка

Первый шаг коррекции агрессивного поведения – это выяснение истинного мотива. Родители могут сами попытаться понять, что движет их ребенком, разобраться в истинных его потребностях. А выяснив их, объяснить своему чаду мирный путь получения желаемого.

Если ребенок в разных социальных местах – дома, на улице, в школе – ведет себя по-разному, то, скорее всего, своим поведением он преследует определенную цель, хотя в большинстве случаев и не осознает это. И тогда родителям нужно сделать мотив и итог агрессии прозрачным для самого ребенка.

И помните: не бывает агрессивных детей. Бывают дети, зеркалящие социальную и общественную ситуацию. Наши дети – это наше отражение. Они впитывают информацию, как губки воду, вот только со своей детской коррекцией и интерпретацией. Поэтому если хотите перемен в детях, начните с себя.

Ирина Бганцева

Агрессия у детей дошкольного возраста

Агрессия у детей дошкольного возраста

Васильева Дарья Александровна Магистрантка 1 курса Психолого-педагогического образования

Аннотация: Эта статья посвящена главным проблемам подходов к определению сущности и специфики проявления агрессии и агрессивности у детей дошкольного возраста, как свойства личности, создания путей профилактики агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: агрессивность, агрессия, профилактика, агрессивное поведения, агрессивные действия.

Проявление агрессии и склонность к агрессивности детьми становится проблемой не только близкого окружения ребенка, но так же и для общества. В дошкольном возраста изучение коррекции агрессивного поведения и его профилактика носит большую ценность, потому что это черта находится в стадии становления до 10 лет и вмешательство разных специалистов, которые работают в одной связи может существенно повлиять на ее устранение. Этой проблемой занимаются специалисты разных областей и нельзя на это проявление смотреть однозначно, в психологии есть определения агрессивности и агрессии, эти термины подразумевают разнообразие действий [6; 512].

 

Ильин Е. П. описывает агрессию так: «это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому, не желающему подобного обращения, даже отвергающий его». «Агрессивность- это свойство личности, оно отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении конфликтной ситуации» [2; 160].

Однако не все авторы однозначно говорят о негативных проявлениях агрессивного поведения, В.Клайн говорил, что в агрессивности есть положительные черты, они необходимы для полной активной жизни. Какие черты как: инициатива, настойчивость, упорство, преодоление препятствий. Всему этими чертами обладает лидер.

Э.Фромм считал, что кроме разрушительной, отрицательной агрессия выполняет еще и положительную функцию. Агрессивному ребенку легче адаптироваться к новым ситуациям, коллективам. Агрессивный ребенок всегда получает базовые потребности [1; 129].

Есть два основных типа агрессивных проявлений:

  • Целевая агрессия (агрессия осуществляется в качестве заранее спланированного акта, цель нанести вред или ущерб объекту). Ребенок, преподчитающий этот вид агрессии, не имеет друзей и знакомых, его бояться сверстники, родители при не правильном подходе, подавляют вспышки агрессии насильем. Этот ребенок не умеет общаться со сверстниками, способ контакта для него это крик, драка, в игре старается обращать на себя внимание. Такого ребенка обычно бояться сверстники, взрослые желая побыстрее от него избавиться исполняют его требования. Следовательно, агрессивное поведение становится для ребенка нормой и он не отдает себе отчета за свое поведение.
  • Инструментальная агрессия (выступает в качестве достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. В этом подходе ребенок может быть доброжелательным, иметь много друзей, родители замечают какой он ласковый и нежный. Такое поведение проявляется только когда ребенка «гладят по головке», т.е. жизненные обстоятельства происходят как нравится ему. Как только ребенок встречается со стрессовой ситуацией или обстоятельствами которые ему не нравятся (забрать игрушку), ребенка «как-будто подменили», он добивается свой цели негативными способами: физическими (удар, укус) или морально (истерит, топает, плачет) [4; 13].

Агрессия возникает из-за:

  • привычек, характера;
  • потребностей самого ребенка;
  • отношение в семье.

Причины агрессии у детей дошкольного возраста:

— Ребенок получает мало внимания, его чувства никого не интересуют. Он мало беспокоиться о чувствах других людей. Этот ребенок копирует своих окружающих. Если родителям не интересен внутренний ми ребенка, они хотят дать ему желаемое, но им не интересно почему же возникла такая потребность, сам ребенок привык получает все быстрым способом, не анализируя своё поведение.

— Ребенок отказывается делиться чем-то с другими.

— Он взволнован новыми событиями в семье (развод родителей, новый член семьи, выход мамы из декретного отпуска).

— Он проводит много времени за компьютером, телевизором

— Его часто наказывают.

— Ребенок не может контролировать себя сам.

Как предупреждают детские психологии, агрессивное поведение начинает проявляться у детей в кризисный период 3 года [3; 200].

Ведь в самом деле, дети которые проявляют агрессию в детском саду не редкость. Это зависит не от воспитателей, неправильное воспитания, плохой наследственности, а от желания ребенка раздвинуть границы изведанного. Он пробует разное поведение по отношению к сверстникам, и смотрит на реакцию получения желаемого. Если рядом будет находится компетентный взрослый, он сможет легко скорректировать поведение ребенка. Можно побеседовать и обсудить ситуацию в любой момент. Если же ребенок предоставлен сам себе, то он очень скоро начнет делать сам выводы. Он пробует разные формы поведения для достижения желаемого. При этом действует самым коротким путем.

Помимо первого кризиса, естественно, агрессивное поведение детей проявляется и в более старшем возрасте (старший дошкольный и школьный возраст). Причиной является пример поведения самых близких людей [5; 12].

Мы видим, что проблема уже не том в каком возрасте ребенок начал проявлять агрессию, а в самих привычках, которые невозможно оставить дома. Они переносятся в месте, где общается ребенок с социумом. Ошибочно считать родителям, что виновато окружение ребенка в таком поведении. Где же такому научился ребенок? Ответ будет направлен к вам.

Методы и приемы работы с агрессивными дошкольниками:

1. Составление картины с кем хочет общаться ребенок в своей группе.

Различные виды контактирования с предпочитаемым другом, проговорить различные варианты.

2. Разговор с ребенком

Установка оказания помощи детям с неярком выраженной инструментальной агрессией.

3. Совместная игра

В игре можно смоделировать разные жизненные ситуации, нахождение выхода из нее, или похвала если есть необходимость проиграть ситуации еще раз для того, чтобы сделать правильный выбор.

4. Рисунок.

В рисовании дети показывают свой внутренний мир, свои переживания и радость. С помощью рисунка можно понять о ребенке то, что он не может сказать.

Можно полагать, что в дошкольном возрасте самое время предпринять определенные меры, для преодоления влечения к агрессивному поведению. Работа должна быть направлена на построение отношений родитель→ребенок, постараться понять корни проблемы. Построение и апробация такой коррекционной программы составляет дальнейшую задачу нашей работы [7; 54].

Список используемой литературы:

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2016. —129 с.
  2. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. —160 с.
  3. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2016. — 200 с.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2017. — 13 с.
  5. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2016. — 12 с.
  6. Осипова А.А. Общая Психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2017. — 512 с.
  7. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. — М.: АРКТИ, 2003. — 54 с.
< Предыдущая   Следующая >

что делать и как изменить детское поведение

Увы, но не все дети белые и пушистые, какими их представляют мамы в своих мечтах. Меньше всего родители хотят видеть сына или дочь агрессивными, но и такое случается.

У вас растет агрессивный ребенок – что делать? Бежать к психологу, браться за ремень, впадать в панику, что вырастет уголовник или маньяк? Прежде всего, родителям необходимо успокоиться и разобраться в причинах агрессии. Важно понять, что агрессия, как таковая – это естественное состояние человека. Однако одно дело проявить злобу к месту и вовремя, и совсем другое, когда человек становится неадекватным на «ровном месте».
  1. Как выявить детскую агрессию
  2. Усталость как причина агрессивного поведения
  3. Новая обстановка – раздражающий фактор
  4. Достижение собственных целей
  5. Проявление агрессии к другим детям
  6. Как бороться с детской агрессией

Как выявить детскую агрессию

Маленький человечек довольно рано овладевает чувством агрессии, так как ему просто не хватает коммуникативных способностей, гораздо проще ответить криком, ударить кулаком, ущипнуть, толкнуть, если не получается сделать, то что хочется. Как правило, подрастая, дети становятся более адекватными в поведении, они понимают, что необязательно бить сверстника, достаточно просто договориться, чтобы получить желаемую игрушку.

Чтобы разобраться, почему ребенок стал агрессивным, понаблюдайте, когда он проявляет такое нежелательное поведение. Рассмотрим подробнее часто встречающиеся причины детской агрессии и способы борьбы с ней.

Усталость как причина агрессивного поведения

Агрессия часто возникает, когда ребенок устал, длительное время находился в перевозбужденном состоянии, может быть, вас посетили гости или вы долго ходили по магазинам с малышом. После длительного переутомления ребенок просто бывает не в состоянии совладеть с собой и начинает крушить и драться со всеми вокруг.

Что делать родителям: прежде всего, не доводить до такого состояния, для дошкольников важно соблюдать режим дня, в случае, если вы находитесь в гостях, постарайтесь все равно в то же время накормить сына или дочь, уложить спать и создать привычный ритм жизни. В случае, если приступ агрессии уже состоялся, дать ребенку успокоиться, обнять его, приласкать, а далее постараться вернуться к привычному ходу событий, а при необходимости накормить или уложить спать.

Новая обстановка – раздражающий фактор

Причиной того, почему ребенок становится агрессивным, нередко становится изменение привычной обстановки, появление чего-то нового в семье, какие-либо кардинальные перемены. Сюда можно отнести начало посещения детского сада, появление нового члена семьи, уход из жизни родственника, авария – одним словом, все то, что вызвало страх, некую встряску, изменило ход привычной детской жизни.

Пока ребенок не приспособится к новым условиям, например, к появлению младшего братишки, он будет «выдавать» периодическое неадекватное поведение. Как правило, все дошколята реагируют на изменения в семье, просто одни могут мучатся ночными кошмарами, отказом от пищи, а другие свои переживания проявляют в качестве агрессивного поведения.

Что делать: прежде всего, вместе пережить сложившуюся ситуацию, обсуждать доступным языком изменения, проговаривать, отвечать на вопросы. Маленького человека, как правило, пугает неизвестность: что же будет дальше после того, как я начал ходить в садик? Малыш боится, что родители могут оставить его там навсегда! Или, вы переехали на новое местожительства, а ребенок переживает, вдруг у него не будет больше друзей?

Важно объяснить, что все будет хорошо, дать почувствовать поддержку, показать, что вы всегда рады выслушать, уделить внимание и провести время вместе. Чувствуя собственную безопасность, мальчик или девочка  перестанет проявлять агрессию и поведение вернется в привычный ритм жизни.

Достижение собственных целей

Иногда агрессивное поведение детей выступает своеобразным инструментом для достижения собственной цели. Если ребенок один раз понял, что своими криками, топаньем ногами, он может добиться покупки вожделенной игрушки, то он и дальше будет поступать также.

Что делать: родителям важно быть последовательными в своих действиях, не реагировать на негативное поведение в данном случае, не вестись на манипуляции. После завершения агрессии со стороны ребенка – постарайтесь обсудить с ним, что так делать нельзя и таким поведением сын и дочь не добьются желаемого, а наоборот, будут наказаны, например, вы лишите их просмотра любимого мультфильма.

Проявление агрессии к другим детям

Часто родители начинают замечают, что ребенок очень агрессивен к другим детям и начинают ругать своего малыша, не разобравшись в сути происходящего! Однако, бывает так, что вполне спокойный ребенок вдруг проявляет агрессию, когда его начинают обижать более активные сверстники.

Что делать: прежде чем начинать ругать свое чадо, постарайтесь разобраться, почему проявлена агрессия, выяснить, не было ли провокации со стороны других детей. В случае, если озорник просто дал сдачу, когда его обижали, ругать его не стоит, но поговорить о возможных вариантах выхода из конфликта необходимо. Возможно, ваш малыш не умеет находить общий язык или даже боится других детей.

Безусловно, если агрессивное поведение у малыша с 2 до 5 лет проявляется слишком часто, и родители не могут самостоятельно справиться с разбушевавшимся чадом, лучшим вариантом станет обращение к психологу и невропатологу, чтобы выявить причины такого поведения, а также исключить возможные болезни.

Как бороться с детской агрессией

Бороться с агрессией у детей нужно начинать с раннего детства. Особого внимания заслуживают гиперактивные ребятишки 3-4 лет:

  1. Прежде всего, необходимо наладить доверительные взаимоотношения. Важно, чтобы младший член семьи чувствовал себя спокойно и уверенно в присутствии родителей. Хорошо, если взрослые будут делиться случаями из своего детства, рассказывать о победах и неудачах, объяснять, что мама и папа в детстве тоже не всегда вели себя хорошо.
  2. Важно уметь владеть собой в минуты раздражения, именно мама и папа являются примером. Если в порыве раздражения вы позволяете себе резкие слова и грубое отношение к другим членам семьи, не стоит удивляться, что ребенок скопирует поведение и скоро начнет вести себя также.
  3. Сообщайте сыну или дочери о своем состоянии, если вы разгневаны, расстроены и есть какие-то неприятности, лучше объяснить доступными для возраста словами, что в данный момент вы чувствуете. Можно также сказать, что так как вы в гневе вам надо побыть одной, чтобы успокоиться и снова стать доброй мамой, для ребенка это будет хорошим примером, чтобы он мог в случае собственной вспышке агрессии уединиться и успокоиться, а не выплескивать гнев на близких людей.
  4. Зная, что ребенок бывает агрессивным, родителям важно научиться думать на несколько шагов вперед. Необходимо просчитывать, что в вашей предстоящей поездке может вызвать детскую агрессию, подумать, можно ли этого избежать. Кроме того, детей часто страшит неизвестность, поэтому стоит заранее проговаривать, куда вы планируете отправиться и что там будет происходить.

Установление открытых доверительных взаимоотношений между родителями и детьми с ранних лет будут способствовать легкому преодолению нежелательных вспышек агрессии у ребенка, помогут научить слушаться родителей, а также преодолению любых других трудностей!

Симптомы агрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение проявляется в ситуации неприспособленности к социальным условиям. У ребенка он формируется при нарушении семейных отношений. Для подростков становится значимой сфера внешних социальных контактов, поэтому источником саморазрушающих тенденций являются конфликты со сверстниками и учителями.

К основным причинам аутоагрессии относятся:

  • Психологические особенности. Дети, чувствительные к эмоциональному состоянию других людей, с низкой самооценкой, замкнутые, нелюдимые, склонные к депрессивному настроению, подвержены саморазрушающему поведению.Их отличает готовность разделить проблемы и боль любимого человека при недостаточной заботе о собственном теле.
  • Наказания Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим доступным объектом, способным выбросить накопившуюся обиду, возмущение, злость, становится его собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, оскорбления, применение насилия в отношениях матери и отца влияют на психическое состояние больного.Возникает чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обиженного родителя. Невозможность выражать эмоции, влиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение — это способ манипулировать родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они проявляют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, просьбы взрослых формируют у пациента заниженную самооценку, страх неудачи, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Следуя за матерью, ребенок отказывается от еды, закрывается в своей комнате, лишая себя общения и развлечений, подражая отцу, называет себя неудачником, дураком.

Аутоагрессия у ребенка возникает на основе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Это результат перенаправления деструктивной деятельности с внешнего объекта на себя или тело. Роль объекта часто — это родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка.

Столкновение двух противоположных тенденций — причинить вред другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, негодование), или сохранить дружеские отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу).

Обычно выбор делается неосознанно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает переносить деструктивные наклонности на себя. Такая психическая защита избавляет от опасений по поводу разорванных отношений, нехватки ресурсов, потери социального положения.Аутоагрессия — патологический метод поддержания психологического и физиологического равновесия в условиях дезадаптации.

Классификация детской агрессии

Самый простой и распространенный вариант — разделить аутоагрессию детей на физическую и словесную. Первый типичен для мальчиков, сопровождается вредом для организма. Второй — психологическое наказание, реализуемое через самообвинение, самоунижение.

По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Наблюдается на всех этапах умственного развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Расстройства пищевого поведения. Часто развиваются у подростков. Они проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением продуктов, провоцирующих сыпь, боль и тяжесть в желудке, ожирение.
  • Химическая зависимость Формируется у младших школьников, подростков. Эта форма аутоагрессии включает курение, наркоманию, токсикоманию и алкоголизм.
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя по правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях любителей спорта.
  • Аутичное поведение. Самоуничтожение выражается в ограничении общения, веселья и интересного времяпрепровождения. Ребенок закрывается, отдаляется от других.
  • Поведение жертвы. Действия пациента направлены на повышение риска совершения преступления.Реализуется через прогулки в ночное время, провоцируя действия другого человека, которые могут причинить вред.
  • Суицидальное поведение Крайняя форма аутоагрессии, цель которой — лишить себя жизни. Бывает открыто и замаскировано (увлечение экстримом).
Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе вред: бьют руками по голове, чешут, щипают, кусают, вырывают волосы, бьют об стену.Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения сразу после наказания или запрета со стороны взрослого человека. Отличается непроизвольностью — ребенок не умеет медлить, размышлять, выбирать способ реализации агрессии, переключаться на другие эмоции.

В старшем дошкольном возрасте саморазрушительные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок винит себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, возникновении ссоры между родителями.Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрыты от посторонних.

Ученики младшего возраста используют физические повреждения как метод манипуляции со стороны взрослых. Например, они причиняют себе вред, чтобы заставить мать пожалеть о том, что не ходит в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания со стороны сверстников и родителей. Девушки ограничивают количество еды, считая, что от гармонии зависит привлекательность. Молодые люди начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать свою независимость и зрелость.

Суицидальные попытки — это способ наказать себя и в то же время решить все проблемы или стремиться привлечь максимальное внимание. Часто подростки порезают запястья, взбираются на высокие конструкции недостроенных построек, ходят по краю обрыва, катаются на велосипедах и мотоциклах на большой скорости без использования защиты.

Аутоагрессия , фиксируясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействия с людьми.Ребенок, а впоследствии и взрослый не имеет навыков ведения беседы, не умеет выражать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение.

Формируются тревожно-подозрительные, аутичные черты характера, в новом коллективе возникают проблемы адаптации. В крайних случаях неспособность к социализации становится осложнением: молодые люди прерывают учебу, не могут строить отношения с противоположным полом и создавать семьи.

Диагностика аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессия у ребенка ярко проявляется с 2–3 лет, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, выявить их несложно. Чем старше становится ребенок, тем более абстрактным, разноплановым и отложенным во времени становится деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагноз проводят психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента.

Подать заявку на:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет с ребенком дополнительно беседует врач. Вопросы сосредоточены на выявлении симптомов аутоагрессии, семейных и школьных отношений, хобби и увлечений.
  • Анкеты. Используются два типа тестов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методы исследования личности.Первые экономичны, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить интенсивность агрессивных тенденций, их значение в общей структуре характера. Методы диагностики агрессии по К. Спилбергеру, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е.П. Ильиной, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные техники. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией подчеркивают одиночество, печаль, беспомощность персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Широко распространено использование теста «Нарисуй рассказ» Р. Сильвера, теста на визуальное восприятие, теста на разочарование С. Розенцвейга и его детской версии, разработанной Н. В. Тарабриной.
Лечение аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивная терапия достаточно эффективна при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента.В лечении детей раннего возраста упор делается на исправление семейных отношений. По мере взросления ребенка внедряются различные методы психотерапии — от простых поведенческих приемов до глубокого изучения бессознательных внутриличностных конфликтов.

Общая схема лечения включает:

  • Семейная психотерапия. Применяйте встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявить внимание и заботу, продемонстрировать бесконфликтные способы решения проблем.На практике осваиваются безопасные приемы выражения агрессии — подвижные игры, выразительный рисунок, пение.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные отношения к личности — низкая самооценка, повышенная ответственность, неуверенность, ожидание гнева и разочарование в других. Обсуждаются нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются методы их снятия, замещения и снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые занятия. Этот вид психотерапии наиболее эффективен в школьном возрасте. На уроках дети отрабатывают коммуникативные навыки, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников — это обратная связь для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • Медикаментозная коррекция. Применение лекарств необходимо в случаях тяжелой аутоагрессии, причиняющей значительный вред здоровью.Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект от психотерапии еще отсутствует. Назначают транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами саморазрушающих реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании хороших, доверительных отношений между членами семьи.Это необходимо, чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное.

Для этого необходимо отказаться от суровых наказаний, научить конструктивным способам разрешения конфликтов (соглашения, уступки, обмены). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно найти способы безопасного самовыражения.

Аутоагрессия у ребенка — это форма деятельности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоуничижением, физическим повреждением, ограничением жизненных потребностей (еда, вода), попытками суицида, увлечением экстремальными видами спорта и времяпровождением.Дети бьются головой об стену, кусаются, чешутся, подростки отказываются общаться и есть, подвергают риску жизнь. Диагностика проводится методом разговора, психологического тестирования. В основе лечения лежит когнитивно-поведенческая и семейная психотерапия, групповые занятия.

Термин «аутоагрессия» происходит от латинского языка, что означает «нападение на себя». Синонимы — аутоагрессия, самоуничтожение, самоуничтожение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации.

Саморазрушительное поведение — это биологически детерминированная защитно-адаптивная реакция, определяемая индивидуальными адаптивными способностями. Достоверная эпидемиологическая распространенность аутоагрессии среди детей отсутствует. Это явление чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Просмотры сообщений: 233

Беспокойство или агрессия? Когда тревога у детей выглядит как гнев, истерики или истерики

Беспокойство может быть искусным самозванцем.У детей он может отклоняться от более типичного избегающего, цепкого поведения и проявлять себя в виде истерик, истерики и агрессии. Как будто с тревогой не справиться!

Когда дети находятся под влиянием тревожного мозга, их поведение не имеет ничего общего с желанием выйти за границы. Часто это отличные дети, которые не хотят поступать неправильно, но ими движет мозг в состоянии повышенной готовности.

Если бы мы могли видеть, что происходит в их головах, когда тревога усиливается таким образом, их поведение имело бы смысл.Мы хотели бы собрать их и увести от всего этого хаоса. Конечно, это не означает, что они должны получать полную свободу действий в отношении своего непослушного поведения. Их гневное поведение имеет смысл, и важно сообщить им об этом, но всегда будет выбор, который они смогут сделать лучше.

Как только дети получат более твердое представление о том, почему они делают то, что они делают, они будут на правильном пути к поиску лучшего ответа. Вот где взрослые в их жизни будут иметь решающее значение.Родители, бабушки и дедушки, учителя — любой, кто способен понять свое поведение и отреагировать на него как на что-то, движимое тревогой, а не «непослушным» поведением, будет помогать им найти более здоровые, сильные и более эффективные способы реагирования на мир. У всех детей есть желание сделать это, но тревога может хитрым способом отвлечь внимание от их сильных сторон. Теперь, чтобы положить этому конец.

Беспокойство или агрессия?

Тревога возникает, когда часть мозга, миндалевидное тело, ощущает проблему.Когда он чувствует угрозу, реальную или воображаемую, он наполняет тело гормонами (включая кортизол, гормон стресса) и адреналином, чтобы сделать тело сильным, быстрым и мощным. Это реакция борьбы или бегства, и она поддерживает нас в течение тысяч лет. Вот для чего предназначен сильный и здоровый мозг.

Тревожный мозг — это сильный, здоровый мозг, который немного чрезмерно защищает. Он с большей вероятностью почувствует угрозу и нажмет кнопку паники «на всякий случай». Когда это происходит часто, это может вызвать «тревогу по поводу беспокойства».Одна из ужасных вещей в тревоге — это то, как она запускается без предупреждения и часто без надобности, отправляя ничего не подозревающее тело в бой или бегство.

Для детей с тревогой любая новая, незнакомая, трудная или стрессовая ситуация считается потенциальной угрозой. Реакция «бей или беги» происходит автоматически и мгновенно, посылая нейрохимические вещества, пронизывающие их тела, побуждая их к борьбе или бегству. Каждый физический симптом, который сопровождает тревогу — учащенное сердцебиение, больной живот, липкая кожа, рвота, дрожь в руках или ногах — вызван выбросом этих нейрохимических веществ.Естественным завершением реакции «бей или беги» является интенсивная физическая нагрузка. Если бы угроза была реальной, они бы боролись за свою жизнь или спасались бегством. Когда нет необходимости сражаться или бежать, нечего сжигать нейрохимические вещества, и они накапливаются, вызывая физические симптомы беспокойства. (Подробное понятное для детей объяснение причин каждого из физических симптомов тревоги см. Здесь.)

Если к гневному поведению причастна тревога, то признаки тревоги каким-то образом все же присутствуют.Обращайте внимание на любой тип избегающего поведения, больных животиком, головных болей, чувствительности к новым или незнакомым ситуациям. Любой из этих факторов может указывать на то, что тревога сильно влияет на работу. Обратите внимание, когда

Подростковая агрессия и аргументы | healthdirect

Как вы справляетесь, если подросток становится агрессивным или даже жестоким по отношению к вам?

Принято держать такого рода злоупотребления за закрытыми дверями и никому не доверять. Многие родители считают, что им не удалось контролировать своего ребенка или что они каким-то образом несут ответственность за такое поведение.Кроме того, они могут не знать, куда обратиться.

Однако любой вид агрессии может вызывать стресс и создавать атмосферу напряжения и страха для всей семьи, не говоря уже о возможности физического вреда, если их подросток станет агрессивным.

Ни один родитель не должен чувствовать себя обязанным мириться с непослушным подростком, и, как и в случае с любым другим видом домашнего насилия, ему доступны помощь и поддержка. Есть ряд приемов и советов, которые могут оказаться полезными.

Разрядка горячих аргументов

Полезно помнить, что ваше собственное поведение может улучшить или ухудшить агрессивную ситуацию, поэтому важно быть хорошим примером для подражания для подростка.

Имея это в виду, стоит стараться сохранять спокойствие и умиротворение. Вам нужно быть сильным, но не угрожающим. Помните, что ваш язык тела, а также то, что вы говорите и как вы это говорите, также должен отражать это. Не смотрите им в глаза и дайте им личное пространство. Дайте им возможность высказать свою точку зрения, а затем ответьте аргументированно.

Если спор становится очень жарким, сделайте глубокий вдох, задержите его на несколько секунд, а затем выдохните.Повторить пять раз. Этот прием очень полезен в напряженных ситуациях. Если ваш подросток становится агрессивным во время ссоры, предложите ему эту технику, когда он спокоен, чтобы у него тоже был способ контролировать свой гнев.

Если спор кажется неконтролируемым, вы также можете попытаться объяснить им, что собираетесь уйти и что вернетесь снова через полчаса. Если у вас будет возможность поразмышлять и успокоиться, вы и ваш подросток будете более разумны, когда возобновите обсуждение.

Как и в случае с малышами, если вы уступаете подросткам, потому что их крик пугает или сбивает вас с толку, вы, по сути, поощряете их повторять необоснованное поведение, чтобы получить желаемое.

Если очень часто возникают горячие споры, возможно, стоит предложить вашему подростку консультацию. Им будет полезно поговорить с кем-то новым и непредвзятым, с кем-то, кого нет в их семье и кто не будет их осуждать. Помните, что они могут не знать, как справиться со своим гневом, и это может расстроить их и даже напугать.Некоторое руководство со стороны может быть очень полезным.

Борьба с агрессивным поведением

Иногда подростковая агрессия может перерасти в насилие. Если они набросятся на вас, кого-то или что-то еще, сначала безопасность Сообщите подростку, что насилие недопустимо, и вы уйдете от него, пока он не успокоится. Если выход из комнаты или дома не помогает, вызовите полицию — в конце концов, если вы чувствуете угрозу или страх, вы имеете право защитить себя.

Советы, как справиться с насилием и помочь подростку:

  • Дайте им время — когда они успокоятся, вы можете поговорить с ними о том, что произошло, и предложить, чтобы они позволили вам найти им некоторую помощь.
  • Будьте ясны — подростки должны знать, что вы будете придерживаться установленных вами границ. Им нужно знать, что любое насилие недопустимо.
  • Поговорите с их школой — узнайте, не наблюдается ли там их агрессивного поведения. Некоторые школы предлагают консультации.
  • Организуйте консультацию — если ваш подросток признает, что у него есть проблема, и желает получить помощь, как можно скорее запишитесь на прием к консультанту или психологу. Поговорите со своим врачом или в их школе о том, какая помощь доступна.

Напоминания

  • Каждый имеет право чувствовать себя в безопасности, в том числе родители. Иногда насилие со стороны детей или молодежи может считаться преступлением.
  • Важно принять меры для обеспечения вашей безопасности и безопасности других членов семьи.
  • Дети младшего возраста очень страдают от домашнего насилия. Им нужно, чтобы вы защищали их и заставляли чувствовать себя в безопасности.
  • Любовь к подростку не означает, что вы должны мириться с неприемлемым поведением.
  • Когда все спокойно, работайте вместе, чтобы построить отношения.
  • Определитесь с вашей чистой прибылью, четко обозначьте последствия, учитывайте то, что вы говорите, и выполняйте действия.
  • Может показаться трудным вызвать полицию, если вам нужно, но вы делаете все возможное для всех.
  • Разберитесь с этой проблемой — она ​​никуда не денется.
  • Поговорите с кем-нибудь, кто может помочь.

Справка и поддержка

Есть много организаций, которые предлагают эмоциональную поддержку и практические советы. Получение некоторой поддержки может помочь вам и вашему ребенку. На таком важном этапе развития важно, чтобы они научились хорошо общаться и выражать гнев здоровым образом.

  • Raising Children Network — Австралийский ресурс по воспитанию детей от новорожденных до подростков
  • ReachOut Parents — онлайн-сервис помощи родителям в помощь подросткам
  • 1800RESPECT — 1800 737 732 (круглосуточная национальная служба консультирования по вопросам сексуального насилия и домашнего насилия в семье)
  • Телефон доверия для детей — 1800 55 1800 (круглосуточно)
  • Линия помощи полиции — 131444 (круглосуточно)
  • Здоровье детей и молодежи — информация о воспитании и здоровье детей

Обеспокоены проблемами психического здоровья?

Если вы не можете справиться с подростком и подозреваете, что у вас могут быть симптомы депрессии или другие проблемы с психическим здоровьем, обсудите это со своим врачом.