Что изучает предмет психология: Урок 1. Общая психология
Предмет, объект и методы психологии. Психология. Полный курс
Предмет, объект и методы психологии
Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и количественно.
Такие явления, как мышление, речь, внимание, память, ощущения, восприятие, воображение, открывают человеку возможность познавать мир, на основании чего их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют общение человека с людьми, управляют его действиями и поступками; поэтому они получили название психических свойств и состояний личности. Эти процессы объединяют потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, способности, знания и сознание, волю, чувства и эмоции. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, соответственно, обратную зависимость.
Следует отметить, что психология, как и любая другая наука, не может ограничиться только описанием фактов, в данном случае психологических. Научное познание диктует переход от описания к объяснению. Следовательно, предметом психологии являются и психологические законы. Например, некоторые психологические факты возникают всегда, когда для этого существуют соответствующие условия. Таким образом, речь может идти о закономерности психических процессов. К закономерным процессам можно отнести постоянство восприятия (цвета, величины, формы предмета).
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя они тесно связаны друг с другом и составляют единое неделимое, именуемое
Обобщая, можно дать следующее определение: «Предметом психологии являются закономерные связи объекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошев ский, В. А. Петровский).
Психическая организация человека существенно отличается от биологической. У человека вследствие социокультурного образа жизни сформировано сознание. В межличностных контактах индивид получает способность познавать себя в качестве субъекта психической деятельности, объяснять внутренний план своего поведения. Однако не все его элементы могут быть определены с помощью языка сознания. Непереводимые на язык сознания составляющие образуют
История развития психологии как науки свидетельствует о том, что знание о предметной области психологии непосредственно связано с естественно-научными, социальными и техническими науками.
Отдельно следует сказать о теоретической психологии
Психология призвана объяснить то или иное поведение человека (или любого другого носителя психики).
Объектом психологии выступает психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением, то есть внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами и оценивается по таким параметрам, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика человека начинает проявляться на определенной ступени его эволюции и характеризуется как высшая форма (сознание).
Приемы и средства, благодаря которым могут быть получены достоверные данные, необходимые для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, называются методами научных исследований.
К основным методам психологии относятся:
1. Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее).
Научное психологическое наблюдение отличается от житейского, поскольку предполагает переход от описания наблюдаемого факта к объяснению его внутренней психологической сущности. К одной из разновидностей наблюдения относится психологический анализ продуктов деятельности.
2. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный).
Опрос – это метод, при использовании которого человек должен ответить на ряд задаваемых ему вопросов. При устном опросе, как правило, ведется наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, чем и обусловлено его использование. Наиболее распространенная форма письменного опроса – анкета
3. Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест).
Методы, позволяющие психологу выявить определенные психологические качества личности, называются тестами. Тест – это кратковременное задание, результаты выполнения которого могут показать совершенство или расстройство некоторых психических функций. Психологические тесты применяются для выяснения готовности к обучению, уровня усвоения знаний в группе и т. д. Диагностическая ценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, послужившего основой для теста.
4. Эксперимент (естественный, лабораторный).
Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Лабораторный эксперимент проводят с помощью специальной психологической аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним проводят эксперимент. Естественный эксперимент должен быть перенесен в обычные условия, исключающие напряжение испытуемого, свойственное лабораторному эксперименту. Одна из его разновидностей –
5. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).
Если исследование явления посредством простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно, применяется метод моделирования. В данном случае создается искусственная модель изучаемого феномена, повторяющая его основные параметры и предполагаемые свойства. Она позволяет детально исследовать явление и сделать выводы о его природе.
6. Интервью – это психологический вербально-коммуникативный метод, основанный на проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Выделяют
В зависимости от стадий исследования могут использоваться предварительное интервью (стадия пилотажного исследования), основное интервью (стадия сбора данных) и
По количеству участников интервью подразделяются на индивидуальные (психолог и испытуемый), групповые (участвуют более двух человек) и массовые (от ста до нескольких тысяч опрашиваемых, обычно в социологии).
Психология обогащает фонд знаний с помощью объективных методов. Современная психология предъявляет к научному исследованию важное требование, которое состоит в том, что изучение психических фактов должно осуществляться с точки зрения генетического (исторического) принципа, сущность которого заключается в рассмотрении изучаемого психического явления как процесса. Исследователь должен стремиться восстановить все моменты развития последнего, увидеть и понять закономерности, причины смены ими друг друга, попытаться представить изучаемый факт в конкретной истории.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеТема 1.Психология как наука. Предмет и методы психологии
1.1. Что изучает психология
1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки
1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций.
Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.
Психология изучает этот внутренний мир психических явлений человека, осознаваемых или не осознаваемых им.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.
Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.
Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ.
Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свойства действительности познает человек посредством психических процессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Психология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.
Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает индивидуально-психологические особенности людей, их личности, мотивы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.
Система психических явлений, изучаемых современной психологией.
Психические явления — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.
1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Они делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.
2. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.
3.Психические состояния — это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.и т.д.)
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.
Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.
1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.
Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.
Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества.
Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.
Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.
Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Рис. 1. Классификация А. Кедрова
Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.
Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
.
1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:
1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа природы и сущности психических явлений при рассмотрении последних во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий, являясь при этом детерминантой поведения и деятельности человека.
2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, которое выражается в том, что сознание и вообще все психические свойства человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выявить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.
3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
Методологические принципы воплощаются в специальных эмпирических методах психологии, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации проявлений психических явлений в поведении на основе их непосредственного восприятия.
Научное наблюдение предпринимается со строго определенной целью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной системой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюдении участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна представлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.
Различают следующие виды наблюдения:
нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;
стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образцов поведения.
В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:
— включенное, когда исследователь является участником той группы, за которой он наблюдает;
— простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в естественных условиях, не искажая естественного хода событий в результате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.
Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации исследования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяснить причины их появления.
Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испытуемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он—предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, например в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).
Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.
В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.
Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:
опрос—сбор первичной вербальной информации с помощью заранее составленной совокупности вопросов в процессе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) контакта между исследователем и исследуемым;
тесты — система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики человека —интеллекта, творческих способностей и пр.;
изучение продуктов деятельности — количественно-качественный анализ различных документальных источников (дневников, видеозаписей, газет, журналов и пр.).
В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реализуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).
Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени суток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения исследователя, самочувствия испытуемого и пр.).
понятие, предмет, задачи, этапы развития психологии — Студопедия
Психология как наука: понятие, предмет, задачи, этапы развития психологии.
Психология в буквальном значении этого слова — наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.
Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.
Предмет, объект психологии
Теоретические истоки психологии (от греч. psyche — душа, logos — слово, понятие, учение) как отдельной области знания мы находим в древнегреческой философии более чем двухтысячелетней давности. В трактате «О душе» Аристотель впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он выделяет разумную и неразумную часть души. Неразумная часть делится на растительную (вегетативную) и животную. В разумной части души есть свои уровни: ощущения, память, воля, понятия, разум. В 1590 г. Рудольф Гоклениус впервые употребил термин «психология» для обозначения науки о душе в названии своего труда «Психология, т.е. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее».
Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология», которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные исследования человеческой психики начались 150 лет назад, когда немецкий ученый Вильгельм Byндт создал первую экспериментальную психологическую лабораторию. С этого времени принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной экспериментальной науки.
Выделим основные этапы развития психологии, имея в виду, что понимание объекта, предмета и целей психологии изменялось в ходе ее исторического развития.
I этап: психология как наука о душе. В течение многих веков, начиная с Древней Греции и включая Средневековье и эпоху Возрождения, душа выступает предметом рассуждения философов и богословов, поэтому на данном этапе развития понимание души являлось предметом психологического знания.
II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании. Понятие «душа» стало превращаться в понятие «сознание». Пути формирования сознания человека, процессы познания мира и себя — основная научная проблема психологии на данном этапе
III этап (XX в.): психология как наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за поведением, реакциями человека, используя объективные методы регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека.
IV этап (современный): психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На современном этапе объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика человека и животного.
Основной объект психологии — человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, психологию сегодня можно определить как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, а также как практическое применение получаемых знаний.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.
Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.
В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:
1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.
2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.
3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.
4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.
5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.
7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.
8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.
Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.
Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.
Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.
Что изучает психология — Студопедия
Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. «Психология» образовано из двух греческих: «psyche» – душа и «logos» – слово, учение, научение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных, особенно наших домашних кошек и собак.
В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово «психолог» вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской «Сцене из «Фауста» Мефистофель говорит: «Я психолог… о, вот наука!»
Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно. Опора на изученные ими законы позволяет предвосхищать грядущие события — от нерукотворных солнечных затмений до эффектов контролируемых людьми ядерных взрывов.
Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни куда как далеко, например, до физики. Ее явления неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем — это детская игра сравнительно с загадками детской игры.
Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.
Такое понимание легло в основу житейской, «бытовой» психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений людей, наш собственный жизненный опыт. Она лежит в основе нашего представления об окружающих нас людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах. Всякий человек, даже никогда специально не изучавший психологию, постоянно объясняет свои собственные поступки, слова и поведение других людей. И эти объяснения основываются на его представлениях о мотивах поведения, мыслях, чувствах, ощущениях, эмоциях. Без этого нормальная жизнь людей невозможна.
Житейские представления о психологии находят свое выражение и в житейской мудрости, и в привычных устойчивых взглядах, убеждениях. Они отражены во многих народных пословицах, поговорках: «В тихом омуте черти водятся», «Доброе слово и кошке приятно», «Скупой платит дважды», «На сердитых воду возят», «Нравом хорош, да норовом негож». Очевидно, что эти пословицы отражают серьезное знание человеческой психологии. Настоящими знатоками психологии являются, конечно, писатели, поэты, художники, актеры – люди искусства, открывающие в своих произведениях невероятные глубины человеческой души. И житейская психология, и произведения искусства во многом опережают, во многом помогают, но в чем-то и отстают от психологии как науки.
Предмет любой науки составляют те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру, человеку. Научная психология схожа с житейской, но есть между ними и существенные различия. Они сходны в том, что ставят перед собой одни и те же вопросы: чем определяется тот или иной поступок человека? Как мы мыслим? Почему иногда, рассматривая что-то, мы не видим главного? Почему один школьник лучше решает задачи, а другой – лучше рисует? Почему у кого-то много друзей, а у кого-то, кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем нет? Но отвечают на эти вопросы житейская и научная психология иногда одинаково, а иногда по-разному. Например, на вопрос, почему один ученик лучше решает задачи, а другой – лучше рисует, и научная, и житейская психология дают один ответ: у этих детей разные способности. Но при этом житейская психология основывается на том, что человек рождается с теми или иными способностями, все зависит от «природы»: «Уж таким уродился». Научная психология, говоря о различиях в способностях людей, не отрицает роли природных, врожденных задатков. Однако основное значение в достижении успехов в рисовании, пении, математике, спорте и т.д. с научной точки зрения имеет сама деятельность. Именно в самой деятельности развиваются способности человека. Подробнее об этом вы узнаете, когда будете изучать тему «Способности». Сейчас нам важно подчеркнуть, что «бытовое», житейское объяснение основывается на том, что воспринимается непосредственно: отец и мать хорошо рисуют, значит, и ребенок хорошо рисует. Но при таком подходе многое не учитывается. В частности, то, что в доме, где родители рисуют, ребенок раньше приобщается к этому виду искусства, имеет больше возможностей видеть рисунки других, больше возможностей для сравнения и т.п. Научные выводы, основываясь на тщательных, скрупулезных исследованиях, выявляют то, что лежит за внешними, непосредственно воспринимаемыми явлениями, выясняет их глубинные причины.
Отличие научной психологии от житейской – в том, как,на основе чегоделаются заключения и выводы. В житейской психологии они строятся на наблюдениях, стереотипных (шаблонных, трафаретных), взглядах, убеждениях. Из-за этого они часто отрывочны, случайны, достаточно косны, нередко противоречат друг другу. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.
Психика –способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность – важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.
Психика человекавключает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как,с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.
Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.
Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и то же событие одного человека волнует, а другого оставляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяина одна собака начинает его защищать, а другая – прячется за него.
Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психологии.
В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии человека.Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии – зоопсихология.
Психология изучает психические явления:психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Психические процессыописывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.
Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.
Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.
Психические состояния –относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.
Психические свойства –наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.
Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность.
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность –общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить – значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития.Активность обеспечивает поведениечеловека – его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.
Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность –сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека – игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.
Психология – наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.
Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от этих предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии.
Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.
Леонтьев: строение деятельности. Положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также А.Н, Леонтьев (1903—1979). Сначала он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеал Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил свою схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, а также в онтогенезе (индивидуальном развитии человека) («Проблемы развития психики» (1959)).
Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика спугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он эту потребность, отгоняя добычу. Из этого следует, что деятельность определяется по мотиву, тогда как действие (спугивание дичи) — по той цели, которая им достигается — ради реализации этого мотива.
1. Понятие о предмете психологии. Шпаргалка по общей психологии
1. Понятие о предмете психологии
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос – «слово, учение». Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.
Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникли и оформились принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм и идеализм.
Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для обоснования и упрочения своего привилегированного положения.
Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.
В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Общая психология это (предмет и задачи)
Общая характеристика психологии как науки всегда особое внимание уделяет структуре этой дисциплины. Не удивительно, ведь современная психология — это очень разветвленная наука.Дифференциальная психология изучает психические различия, возрастная — особенности психики, диктуемые возрастом, социальная — психические черты представителей тех или иных общественных групп… Перечислять отрасли можно долго. А ведь еще есть прикладные направления — психология труда, спорта, военная…
Но всего этого не было бы без основы основ, фундамента, базы, корней того дерева, которое потом дает жизнь множеству веток и веточек, — общей психологии.
Предмет, структура
Общая психология — как и следует из ее названия — это наука, изучающая самые общие закономерности работы психики, объединяющая психологические знания, определяющая важнейшие понятия и методы исследования. Следовательно, предмет общей психологии — это психика, то есть способность мозга отражать явления и события внешнего мира. Причем нужно учитывать, что явления эти объективны, а отражение их, напротив, субъективно.
Казалось бы, как просто! Предмет науки обозначается предельно кратко, всего-то одним словом. Однако простота эта обманчива. Если полностью называть то, что изучает психология, понадобится не один абзац текста.Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Психика проявляет себя в трех формах: психические процессы, состояния и свойства. Они перечислены по возрастанию устойчивости.
- Процессы — самые динамичные явления психики. Они имеют начало, развиваются и заканчиваются, а проявляются в виде реакции.
- Состояния более устойчивы. Это высокая или низкая активность психики в данный момент времени. Состоянием может быть сон или, наоборот, бодрствование, а также гипноз. Сюда же причислим сосредоточенность, рассеянность, апатичность, вдохновение и так далее.
- Свойства стабильны. Эту группу составляют характер, темперамент, система мотиваций и так далее.
Психические процессы принято разделять на три сферы: познавательную, эмоциональную и волевую. К первой относятся, скажем, ощущение, восприятие, речь. Ко второй, конечно же, чувства и переживания. Наконец, третью составляют волевые усилия, исполнения решений.
Интересно, что это фундаментальное разделение на процессы, состояния и свойства психики может рассматриваться не только как предмет, но и как структура общей психологии. По такому принципу строятся и учебники по этой дисциплине. Сначала изучаются предмет и задачи общей психологии, затем — ее история, методы. А потом отдельно — разделы. Процессы и свойства при этом изучаются детально, а вот состояниям редко посвящаются самостоятельные главы.
Имена, категории, методы
Если бы общую психологию нужно было охарактеризовать максимально сжато, буквально в нескольких словах, то сделать это можно было довольно просто. Достаточно назвать основные понятия общей психологии, ее методы исследования и наиболее выдающихся деятелей.
Самые важные понятия мы, собственно говоря, уже назвали, когда говорили о предмете изучения дисциплины. Кроме того, общая психология немыслима без понятий «мышление», «сознание», «личность», «деятельность», «воображение». Для каждого из них существуют десятки определений, и каждому можно посвятить не просто отдельную научную статью, но и целые тома специальной литературы.Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое мышление?
Современная психология как наука не состоялась бы без тех людей, которые внесли особенно большой вклад в ее развитие. Если вспоминать специалистов, которым отечественная общая психология обязана больше всего, то первым на ум, конечно же, придет Сергей Леонидович Рубинштейн. Его фундаментальный труд «Основы общей психологии», впервые изданный еще в 1940 году, до сих пор не потерял актуальности и по сей день используется при обучении психологов.
В одном ряду с ним стоят Алексей Николаевич Леонтьев, Лев Семенович Выготский, Борис Герасимович Ананьев…
Среди современных исследователей выделяется имя Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Она известна не только своей научной работой, но и активной популяризацией психологических знаний.
Какие способы используют психологи, чтобы изучить свой предмет? Или, если сформулировать вопрос более строгим, научным языком, — каковы методы общей психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но каждый, в свою очередь, дробится на множество подвидов. Главное отличие одного основного вида от другого — вмешательство или невмешательство исследователя в то, что он изучает.Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Как несложно догадаться, при наблюдении действительность никак ученым не изменяется, он фиксирует ее в точности такой, какая она есть. Но это отнюдь не просто регистрация тех или иных фактов! Важно правильно объяснить их причины и следствия, распознать обусловленность средой, воспитанием или внутренними факторами — спецификой работы нервной системы.
Рекомендуем: Понятие личности в психологии
В ходе эксперимента создаются особые условия, в которых в нужном исследователю ракурсе предстает определенное свойство, состояние или процесс психики. Эксперимент может проводиться в специально оборудованной лаборатории (тогда его так и называют — лабораторный) либо в привычной для испытуемого среде (естественный эксперимент).
Кроме того, психологи пользуются и многими другими методами, помогающими «добрать» недостающие сведения о предмете исследования. Например, метод изучения продуктов деятельности — «косвенное наблюдение», как иногда говорят о нем специалисты. Ведь, применяя этот способ, ученый взаимодействует не с самим человеком, а с тем, что он создал: рисунками, чертежами, текстами. Да даже дом, построенный ребенком из кубиков, тоже может служить материалом для психологического анализа! Это ведь тоже продукт деятельности — игровой.
Помимо этого применяются беседа, анкетирование, опрос и, разумеется, всем известные психологические тесты. Только это не те тесты, которые мы каждый день видим в Интернете, а специально составленные профессионалами опросники со сложными процедурами оценки и интерпретации ответов.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
А зачем она
Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает сведения, без которых невозможно будет углубленное изучение какой-то отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной ветви науки.
А если мы говорим о какой-то смежной специальности, как раз косвенно относящейся к психологии, — к примеру, о социальной работе? В этом случае, руководствуясь теми базовыми, общими знаниями, которые они получили в данном курсе, будущие соцработники смогут гораздо эффективнее выстраивать свои отношения с клиентами.Рекомендуем: Что изучает медицинская психология?
И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты уберегут себя от лишних переживаний, а во-вторых, глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился. Психология вообще крайне важна для тех, кто избрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькими детьми или, наоборот, пожилыми людьми, людьми с особенностями развития).
«Ну хорошо, — скажет кто-нибудь из читателей. — Специалистам, понятно, нужно все это знать. А обычным людям зачем?» Обычным людям глубоко вникать, может, и незачем, но вот в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будут полезны каждому, независимо от его профессии и образования. Да, специалист и неспециалист будут усваивать информацию в такой литературе на разных уровнях, но и тот и другой смогут почерпнуть для себя что-то ценное.
Почему люди поступают так или иначе? Что на самом деле чувствует собеседник, о чем молчит близкий человек? Что именно привлекает или отталкивает в определенной личности? Согласитесь, такие или подобные вопросы мы задаем себе едва ли не каждый день. Ответы на них содержатся в книгах по психологии. Немного времени — и за всей, на первый взгляд, чрезвычайно сложной и запутанной теорией психологии постепенно проступит понимание образа мыслей и действий людей.И может быть, начав с популярных или адаптированных изданий, вы так увлечетесь, что и «Основы общей психологии» Рубинштейна покажутся самой интересной книгой на свете. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Субъект и объект психологии
Субъект — категория, обозначающая некоторую целостность, изолированную от мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Один и тот же объект может быть предметом различных исследований.
В социологии подобъект означает определенную реальность, не зависящую от исследователя. А под предметом — свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделенные для целенаправленного изучения.
Обозначение объекта и объекта было спланировано Имманулом Кантом.
Итак, объект является частью объективного мира, а под субъектом — то, что в нем подлежит изучению. Понятие объекта шире по объему, чем понятие субъекта, поскольку субъект — объектная часть. В окончательном виде объекту и субъекту можно дать следующую формулировку:
Объект — это кусок объективного, т.е. существующий независимо от ума исследователей в реальности.
Предмет специфичен для научного ракурса, аспекта объекта, специфического для конкретной отрасли науки и ставит под сомнение его категориальный аппарат, используемые методы исследования.
Каковы объект и предмет психологии как науки? В 1912 г. Г. И. Челпанов в учебнике «Психология» дает определение: «Психология есть учение о душе».
В 1926 г. К. Н. Корнилов в своем первом учебном пособии говорит: «Психология изучает не душу, а проявления души, психология — это наука о законах психической деятельности человека».
В одном из самых популярных учебников «Атлас психологии» М. В. Гамезо и И. А. Домашенко определяют психологию как науку, изучающую процессы активного отражения объективной реальности человека в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств и других процессов и явлений. психики.
Сравнивая приведенные выше определения, можно увидеть, что психика является объектом психологии, а различные ее проявления как объект.Поэтому позднее, на рубеже веков (20-21), появляется следующее определение психологии:
Психология — это наука и система знаний о законах, механизмах, психических фактах и явлениях в жизни человека.
В данном случае четко обозначен объект психологии — психика, а предмет, факты, закономерности и механизмы психики выделены.
Среди разнообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Различают когнитивные, эмоциональные, регулирующие психические процессы. Основная функция познавательных процессов — отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, они являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет два уровня: образный и логический. Визуальные познавательные процессы — ощущение, восприятие, представление.Процессы логического познания включают мышление.
В эмоциональных психических процессах отражаются человеческие отношения. Они окрашивают жизнь человека с разными оттенками опыта (положительного или отрицательного). Гамма человеческих эмоций разнообразна, например, счастье, удивление, горе, страдание и т. Д.
Основным назначением регуляторных процессов является регулирование поведения и деятельности человека, обеспечивающее избирательное и целенаправленное реагирование. Регулирующие процессы включают процессы внимания и воли.
Кроме того, выделяются так называемые интегративные или посредством психических процессов, которые участвуют в ходе всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая действует как 2-я сигнальная система и связывает сенсорное и логическое познание и память, которая может быть образной. , логичный и эмоциональный. Кроме того, память связывает настоящее и прошлое в сознании человека, обеспечивая целостность личности.
Психические состояния — относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом.Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут поддерживать активную деятельность, а могут и не одобрять ее. Это состояния работоспособности, усталости, стресса, аффекта и т. Д.
Психические свойства — это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.
Общая психология — это отрасль психологической науки, изучающая наиболее общие закономерности, выявленные психологией, методы исследования этой психологии, теоретические принципы, которых она придерживается, основные научные концепции, которые вошли в ее использование.
Темы изучения общей психологии:
Познавательная и практическая деятельность;
Общие закономерности психических процессов: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление, психическая саморегуляция;
Дифференциально-психологические особенности личности человека;
Характер, темперамент, преобладающие мотивы поведения и др .;
Основные проблемы:
Сущность и содержание психического, возникновение и развитие психики в фило и онтогенезе.
Основная задача психологии как науки — раскрытие закономерностей возникновения, развития и течения психической деятельности человека, развитие его психических свойств, выявление жизненного смысла психики и тем самым содействие ее мастерство, его целенаправленное формирование в соответствии с потребностями общества.
.Психологическое руководство — Полное руководство по университету
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое психология?
Почему стоит изучать психологию?
На какую работу вы можете получить диплом психолога?
Какая квалификация вам нужна?
Какие степени вы можете изучать?
Как вас будут оценивать?
Каковы возможности аспирантуры?
Психология — это исследование разума.Это прикладная наука, которая стремится понять людей и группы на основе общих принципов, используя тематические исследования для диагностики проблем.
Профессиональный практикующий психолог называется психологом. Психологи пытаются понять роль психических функций человека в его индивидуальном поведении и как он ведет себя в социальной среде.
Психология позволяет понять принципы того, что движет людьми. Статистические данные, основанные на научных методах, сложно понять, но в конечном итоге оно того стоит.
Вас научат мыслить критически. Большое количество преподаваемых методов ориентировано на этот результат, и это отличный навык для вашей будущей карьеры. Ценный в психологии, а также в других сферах деятельности, например в юриспруденции.
Психология повышает ваши социальные навыки. Понимание состояния человека очень полезно при собеседовании при приеме на работу и рабочих отношениях.
Психологические степени научат вас передаваемым навыкам, таким как презентация, исследования и общение, а также хорошему уровню межличностного понимания, а также навыкам письма и аудирования.
Особые должности, а также психолог, включают консультанта, учителя и лектора, судебного психолога, а также работу в области спорта и физических упражнений, рекламы, консультации по вопросам карьеры, HR и исследования рынка.
Многие компании предлагают программы для выпускников по этому предмету, в том числе Think Ahead.
Профессиональная работа: Обычно требуется степень
Непрофессиональная работа: Обычно ученая степень не требуется
Обычно вам нужен A Level по одному из следующих предметов: биология, химия, информатика, экономика, экология, география, геология, математика, физика, психология или статистика.
Разные университеты и курсы будут требовать разные оценки и другие требования для поступления. Они могут быть изменены. Убедитесь, что вы согласовали с выбранными вами учреждениями, каковы их требования.
- Бакалавр психологии и философии
- Бакалавр психологии и теологии
- Бакалавр психологии и спорта и физических упражнений
- Бакалавр психологии и менеджмента
Курсы оцениваются различными способами. Ваш диплом можно оценить с помощью лекций, семинаров и лабораторных занятий, а также традиционных экзаменов, сочинений, проектов и презентаций.
Примеры преподаваемых магистров и ученых степеней на уровне последипломного образования включают магистерские программы по психологии, а также магистерские курсы по аномальной и клинической психологии, консультированию по вопросам зависимости, психологии подростков, продвинутой когнитивной терапии и спортивной психологии.
.Изучение психологии, предметы, Университет Отаго, Новая Зеландия
Наука о поведении и мозге.
Психология — это наука о поведении и мозге, изучающая сложный способ взаимодействия людей и других животных с миром и друг с другом.
Психология изучает поведенческие, перцепционные, умственные и эмоциональные процессы, происходящие в нашем мозгу. Психологи также обращаются к таким разнообразным прикладным темам, как безопасность самолетов, свидетельские показания очевидцев, трудовые отношения, умственная отсталость, гиперактивность у детей и другие клинические вопросы.
Зачем изучать психологию?
Кафедра психологии в Отаго имеет высоко оцененную программу обучения и всемирно известна своими исследованиями.
Исследование, проводимое кафедрой психологии, направлено на решение проблем в самых разных областях, таких как нарушения сна, трудовые отношения, фобии, реабилитация от наркозависимости, безопасность самолетов, гиперактивность у детей, мышление животных, не являющихся людьми, а также работа мозга.
- Узнать о человеческом поведении
- Начать интересную карьеру
- Развитие исследовательских навыков в социальных и поведенческих науках
- Повысьте карьерную гибкость с помощью психологии в своей степени
Психология — очень популярный курс.В нем вы узнаете:
- Как мозг хранит воспоминания и обрабатывает информацию
- почему наркотики, травмы головы и гормоны влияют на поведение
- как поведение родителей влияет на развитие их детей
- как наши способности меняются от детства к старости
- как эмоции влияют на наши рассуждения
- как возникают предрассудки и стереотипы
- что лежит в основе таких заболеваний, как шизофрения и деменция
Требуется справочная информация
Любой студент Университета Отаго может сдать экзамены первого года по психологии.Английский язык, биология и статистика для средней школы полезны, но не важны.
Карьерные возможности
Помимо специализации в области психологии, степень в области психологии также полезна для широкого круга других дисциплин. Студенты изучают психологию как часть степеней в области права, маркетинга, нейробиологии, английского языка, физического воспитания, менеджмента, прикладных наук, философии, образования или медицинских наук.
В Новой Зеландии и за рубежом есть много профессий в области психологии, в том числе должности ученых в университетах, государственных учреждениях, организациях и промышленности.Выпускники Отаго изучают ошибки пилотов в авиации, проблемы с обучением у детей, причины травм в регби, биологические основы памяти и эффективность реабилитации от алкоголя и наркотиков.
Otago также предлагает обучение по клинической психологии для тех, кто хочет работать в сфере здравоохранения. Клинические психологи работают в больницах, частной практике и в отделении исправительных учреждений. Многие из наших выпускников клинической психологии работают какое-то время за границей, особенно в Великобритании или Австралии.
Что включает в себя психология первого года обучения?
Есть две работы за первый год: PSYC 111 (первый семестр) и PSYC 112 (второй семестр). Эти документы содержат лекционные и лабораторные компоненты и охватывают широкий круг тем, таких как:
Биопсихология — Как сон, уровень гормонов и лекарства влияют на наше поведение?
Развитие — Почему наши способности и поведение меняются с возрастом?
Восприятие — Что наши чувства говорят нашему мозгу?
Социальная психология — Как люди влияют друг на друга?
Ненормальная психология — Когда мы решаем, что поведение «ненормальное», и что вызывает такие проблемы?
Нейропсихология — Как работает наш мозг?
Обучение — Как наш опыт влияет на наше поведение?
Cognition — Как мы запоминаем, решаем проблемы и используем язык?
Прикладная психология — Можем ли мы улучшить выбор пилотов или повысить безопасность на рабочем месте?
Если я специализируюсь на психологии, какие еще предметы я мог бы рассмотреть?
Это зависит от ваших интересов и сильных сторон.Вот несколько примеров, но есть много других возможностей.
Студентка изучает биологию и химию, потому что ей нравится наука.
Студент B выбирает менеджмент и маркетинг, потому что он планирует работать в промышленности или организации.
Студент C изучает математику и информатику, потому что ему нравится искусственный интеллект.
Студент D интересуется вопросами социальных изменений. К своей степени она добавляет политику и философию.
Квалификация
Узнайте больше о вариантах обучения. См. Информацию о зачислении на следующих квалификационных страницах.
Бакалавр гуманитарных наук по специальности Психология
Уровень | Документы | Очки |
---|---|---|
100-уровневый | PSYC 111 Мозг и поведение PSYC 112 Человеческая мысль и поведение 43 STATistical STATistical 115 Рекомендуется введение в биостатистику | 18 18 |
200-уровневый | PSYC 210 Принципы психологических исследований PSYC 211 Психология и познание Прикладная психология | 18 18 18 |
300-уровневый | Четыре из: 901 87 PSYC 313 Когнитивная и нейропсихология | 72 |
Plus | 198 других точек, которые могут включать STAT 110 или STAT 115; должен включать 54 очка на уровне 200 и выше. До 90 баллов можно получить за пределами Искусства | 198 |
Всего | 360 |
Бакалавр искусств с отличием (BA (Hons)) в области психологии
Документы | ||
---|---|---|
Или, для студентов, получивших предварительное право на участие в PGDipClPs | ||
Пререквизиты: |
Уровень | Документы | Очки |
---|---|---|
100-уровневый | PSYC 111 Мозг и поведение PSYC 112 Человеческая мысль и поведение 43 STATistical STATistical 115 Рекомендуется введение в биостатистику | 18 18 |
200-уровневый | PSYC 210 Принципы психологических исследований PSYC 211 Психология и познание Прикладная психология | 18 18 18 |
300-уровневый | Четыре из: 901 87 PSYC 313 Когнитивная и нейропсихология Студенты, намеревающиеся поступить в аспирантуру, также должны пройти PSYC Количественный анализ | 72 |
Plus | 198 дополнительных точек, которые могут включать STAT 110 или STAT 115; должен включать 54 очка на уровне 200 и выше. До 90 баллов можно получить за пределами науки | 198 |
Всего | 360 |
Бакалавр наук с отличием (BSc (Hons)) в области психологии
Документы | ||
---|---|---|
Или, для студентов, получивших предварительное право на участие в PGDipClPs | ||
Пререквизиты: |
Статьи и тезисы |
---|
|
Психология как второстепенный предмет для получения степени BA, MusB, BPA, BTheol, BSc, BAppSc, BCom, BHealSc, BACom, BASc или BComSc
Доступен в качестве дополнительного предмета для бакалавров искусств (BA), бакалавра музыки (MusB), бакалавра исполнительских искусств (BPA), бакалавра теологии (BTheol), бакалавра наук (BSc), бакалавра прикладных наук (BAppSc). ), Бакалавр коммерции (BCom), бакалавр медицинских наук (BHealSc), бакалавр искусств и коммерции (BACom), бакалавр гуманитарных наук (BASc) или бакалавр коммерции и науки (BComSc), степень
Уровень | Документы | Очки |
---|---|---|
100-уровневая | PSYC 111 Мозг и поведение PSYC 112 Человеческие мысли и поведение | 18 18 |
200-уровневая | PSYC 210 Принципы психологических исследований PSYC 211 Мозг и познание PSYC 212 Социальная и прикладная психология | 18 18 18 |
300-уровневая | Один из PSYC 313, PSYC 315, PSYC 317, PSYC 318, PSYC 319, PSYC 321, PSYC 324, PSYC 325, PSYC 326, PSYC 327, PSYC 328, PSYC 329, PSYC 330 | 18 |
Всего | 108 |
Академические преимущества и преимущества изучения психологии в старшей школе
Структура моего класса
В течение многих лет я вел уроки психологии для наших старшеклассников. В одном семестре я сосредоточился на индивидуальной психологии, а в следующем — на социальной психологии. Студенты очень хотели понять самих себя. Они устали от того, что их воспринимают как «проблемы», и отчаянно хотели заняться изучением человеческого разума и поведения, чтобы лучше понять, как люди — включая самих себя — думают, принимают решения и ведут себя так, как они делают.
Семестр индивидуальной психологии начался с развития ребенка. Изучение развития младенцев, малышей и детей дало множество обучающих моментов. Общая тема «природа против воспитания» побудила студентов взглянуть на сложности генетики и окружающей среды и переместила их от черно-белых жестких форм мышления к более серым и гибким перспективам. Это также дало им возможность увидеть, какой контроль они могут иметь над своим развитием.
Они внедрили уроки о методах исследования, чтобы опросить членов своей семьи о развитии их детства, чтобы они могли анализировать себя в соответствии с различными теоретиками, о которых мы узнали — Фрейдом, Эриксоном, Пиаже и т. Д.Конечным результатом стала автобиография — в различных творческих форматах — в которую вошли их идеи наряду с анализом различных подходов к психологии. Поощрение учащихся к общению со своими семьями таким образом также предоставило уникальную возможность для разговора, общения и воспоминаний в возрасте, когда многие подростки закрывают глаза от родителей.
Далее пришел блок по подростковому возрасту. После изучения гормонов, индивидуализации и развития личности мы перешли к изучению мозга.Изучение нейробиологии — это эффективный способ обсудить развитие управляющих функций, злоупотребление психоактивными веществами и различия в обучении, потому что оно делает преподавание меньше о проповеди и больше о расширении прав и возможностей подростков применять науку и исследования к их собственным предпочтениям, действиям и решениям.
Мои ученики узнали, почему они откладывают дела на потом, теряют вещи, принимают импульсивные решения и часто руководствуются своими эмоциями. Несмотря на все свои попытки оправдать употребление психоактивных веществ, они в конечном итоге признали, что было бы лучше подождать до 25 лет, когда их мозг будет более полно сформирован, и они узнали, что есть способы улучшить свои управленческие навыки функционирования — эти навыки не высечен в камне.
Раздел социальной психологии был, пожалуй, еще более увлекательным. Подростки социально движимы, но при этом совершенно не осознают динамику, такую как групповое мышление, эффект стороннего наблюдателя, конформизм и менталитет толпы, а также индивидуальные действия, которые имеют социальные последствия, такие как отсрочка удовлетворения и привязанности. Моих студентов зацепили исследования, такие как Стэнфордский тюремный эксперимент, эксперимент Стэнли Милгрэма по подчинению властям и эксперимент в пещере грабителей.
Темы социальной психологии требуют обширного обсуждения, применения и размышлений.Мы изучали вербальное и невербальное общение, гендерные конструкции, динамику угнетения и власти, романтические отношения, а также риск и влияние сверстников на принятие решений.
Студенты разработали, провели и отчитались о социальном эксперименте, который придерживался этических принципов, ограничивая при этом предвзятость, — удивительный опыт для студентов, позволяющий ориентироваться в этих серых зонах и применять объективные стандарты научных методов к очень субъективным темам.
Мы завершили наши исследования индивидуальными различиями и ненормальной психологией.Увидев, как «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам » изменилось с течением времени, многие студенты узнали о субъективном и культурно обусловленном характере диагностики и подходов к лечению. Студенты исследовали, что было нормальным или ненормальным в них самих, а заключительные проекты сформулировали их сильные стороны и проблемы таким образом, чтобы стимулировать творчество, новаторство и уверенность в принятии себя.
Преимущества изучения психологии
Психология — сложная область исследования, поэтому крайне важно подчеркнуть эволюционирующий характер исследований человеческого развития, представить несколько точек зрения и признать моральные и этические серые области.Если учащиеся чувствуют, что вы не навязываете им свою точку зрения, они искренне участвуют в дебатах и приобретают ценные навыки критического мышления.
Мне кажется, что эта область обучения так же важна, как математика, естественные науки, английский язык и общественные науки.
Изучение психологии может помочь нашим ученикам стать отзывчивыми и отзывчивыми гражданами. Студенты хотят понять себя и других, и мы, как преподаватели, имеем возможность помочь им обрести самосознание и понимание, изучить социальные и эмоциональные навыки, такие как сотрудничество и общение, и овладеть академическими навыками, такими как научные исследования.Мы можем помочь им развить гибкие, творческие способы мышления, основанные на различных точках зрения.
.