Содержание

Статья: Характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых[1].

Дети дошкольного возраста  — это дети от 3 до 6–7 лет. В психологии дошкольный возраст делится на несколько периодов:

  • младший  – 3-4 года;
  • средний  – 4-5 лет;
  • старший  – 5-7 лет.

На протяжении всех этапов детский организм активно растет и развивается. К семи годам ребенок вырастает примерно на 20-25 см, увеличивается масса тела и объем мозга.

В этом возрасте совершенствуется нервная система, а также процессы высшей нервной деятельности. Гармоничное развитие физиологических и психических процессов очень важно для последующего формирования личности и приобретения навыков новых видов деятельности. Для всех детей дошкольного возраста характерен высокий уровень познавательной активности. А увеличение объема мозга способствует развитию таких высших мыслительных процессов, как:

  • восприятие и анализ окружающего мира;
  • наглядное мышление;
  • логическое мышление;
  • произвольное внимание;
  • смысловая память[2].

Внимание и память ребенка в начале дошкольного возраста являются в основном ситуативными и непосредственными. По мере овладения ребенком своим поведением они становятся все более избирательными. Например, старший дошкольник во время игры в казаки-разбойники обращает внимание на едва различимые стрелки, поскольку они важны для игры. Он может запомнить длинный перечень «покупок» при игре в магазин, тогда как трехлетний малыш запоминает то, что чаще видел или слышал, а отнюдь не то, что «захотел» запомнить.

Речь начинает отыгрывать ключевую роль в процессе познавания окружающего мира. Посредством общения ребенок учится основам различных видов деятельности. Чтобы успешно выполнять различные действия, ребенку достаточно словесной инструкции и объяснений, если у него уже имеются четкие наглядные примеры.

Обучение детей дошкольного возраста строится вокруг процессов чувственного познания и наглядного мышления. В зависимости от степени развития образного мышления и способности усваивать информацию на наглядных примерах можно оценивать текущие познавательные возможности ребенка и его готовность к более сложным, логическим формам мышления.

Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в дошкольном возрасте, среди которых:

  • игры: развитие моторики, мыслительных процессов, обучение;
  • изобразительная деятельность: рисунки, поделки, фигурки из пластилина и другие предметы, сделанные ребенком, которые являются результатом его первой продуктивной деятельности.

Трудовая деятельность активизирует у дошкольников процесс развития личности и силы воли. На данном жизненном этапе дети получают первые представления о нравственности и нормах поведения в социальной группе. Примерами для подражания становятся родители и другие взрослые. К концу дошкольного возраста ребенок должен быть полностью готов к школьному обучению. Научить ребенка быть самостоятельным помогут различные развивающие игры и посильный труд[3].

Помогая родителям в выполнении бытовых задач, дети углубляют свои знания и навыки, а также приобретают новые умения, которые понадобятся им на этапе школьного обучения. Особенностью дошкольного возраста является постоянное стремление к освоению новых видов деятельности. Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, подражание взрослым. В игре, прежде всего, ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, он учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются его нравственные оценки (появляются понятия «хорошо», «плохо»), формируются новые потребности, осваиваются новые виды творческой деятельности (рисование, лепка из пластилина). Дети в игровой форме имитируют жизнь взрослых.

Многие дети в этом возрасте посещают детский сад, тем самым получают первые опыты социального взаимодействия. В этом возрасте ребёнок начинает более полно воспринимать окружающий мир. Основным объектом его наблюдений являются родители.

У детей дошкольного возраста развивается память, но она пока ещё носит непроизвольный характер. Всё, что вызывает у ребёнка эмоциональный всплеск, он запоминает.

По достижении трехлетнего возраста ребенок начинает активно взаимодействовать со взрослыми. Он может выполнять простые задачи по обслуживанию собственного быта и стремится реализовать эту долю самостоятельности. Удовлетворение данной потребности необходимо для легкого перехода ребенка из раннего возраста в дошкольный и начала формирования характера личности.

Развитие детей дошкольного возраста должно проходить в рамках сюжетно-ролевой игры. Эта стратегия носит название концепции ведущей деятельности. Ее суть заключается в прививании ребенку способностей к различным формам трудовой деятельности. Благодаря игровому обучению дети получают базовые навыки моделирования различных предметов, рисования, лепки и др. Неотъемлемой частью развития сознания в этот период является составление определенной иерархии мотивов и желаний, среди которых четко выделяются более и менее значимые[4].

Составляя характеристику дошкольного возраста, следует отметить, что импульсивное и ситуативное поведение у детей постепенно заменяется личностным, которое провоцируется полученными представлениями и образами. Деятельность ребенка направляется на достижение определенного результата, что особенно четко проявляется в таких родах деятельности, как рисование, конструирование и др. Со временем дети переходят от подражания существующим образцам к воплощению собственных проектов, созданных их воображением.

Средний дошкольный возраст является периодом максимальной активизации воображения и способностей к творческим формам деятельности. Психологическая особенность детей дошкольного возраста – преимущественно образное и наглядно-действенное мышление. Однако в этом периоде происходит также закладывание основ логического мышления, смысловой памяти и координации функций психики. 4-5 лет – это своеобразный пик в эмоциональном развитии ребенка.

К концу дошкольного периода ребенок полностью осознает, что он способен управлять собственным поведением. Это новая ступень самосознания, которая позволяет перейти к усвоению действующих в обществе прав поведения и норм нравственности. Действиями ребенка начинают руководить не только его желания, но требования окружающих. Трудности с поведением у дошкольников связаны с повышенной эмоциональностью. Эффективным средством для решения данной проблемы является общение с другими детьми. На данном этапе развития сверстники являются для ребенка более интересными партнерами для совместной деятельности, чем взрослые[5].

Воспитание детей дошкольного возраста – одно ключевых направлений в педагогике. Обучение дошкольников имеет определенную специфику:

  • Усвоение новых знаний и навыков происходит в игровой форме или с помощью других методов предметной деятельности.
  • Развитие психических функций, воображения и мыслительных процессов осуществляется в процессе рисования, конструирования, лепки, моделирования аппликаций и т.д.
  • Характерной особенностью всех творческих занятий является то, что они могут успешно компенсировать друг друга, что позволяет выбрать наиболее интересный для ребенка род деятельности.

Основной задачей в старшем дошкольном возрасте становится подготовка к школе.  В процессе формирования навыков учебной деятельности совершенствуются такие способности, как выполнение заданий по образцу, ориентация на определенный метод действий, выработка мелкой моторики руки и т.д. Благодаря этому дальнейшие познавательные психические процессы происходят в произвольном порядке и быстрее откладываются в памяти, что является возрастной особенностью детей дошкольного возраста.

Ребёнок узнаёт о существовании такого заведения, как школа. К концу дошкольного периода нужно как-то заинтересовать ребёнка поступлением его в школу. Ребёнок должен иметь базовый уровень знаний для поступления в школу. Доказано, что дети, прошедшие детский сад, более спокойно переживают поступление в школу и новую среду сверстников.


[1] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект-Пресс, 2010. – С. 265

[2] Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — СПб.: Речь, 2005. – С. 76

[3] Алферов А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – С. 130  

[4] Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. – С. 77

[5] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – С. 62

Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Возрастные особенности детей дошкольного возраста по ФГОС

Возрастные особенности 4-5 лет

Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.

Физическое развитие

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

  • процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
  • происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.

Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

  • повышается выносливость;
  • улучшается координация;
  • движения становятся более точными и уверенными;
  • улучшаются показатели скорости и ловкости.

Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.

Совет №1

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психологическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.

Совет №3

Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №4

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.

Совет №5

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.  

Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей.

Совет №6

С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика.

Совет №7

Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.  

Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.

У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.

Совет №8

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Социальное поведение

Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.

Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

Совет №9

Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.

Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.

Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.   

Совет №10

Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.

У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.

Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.

Совет №11

Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол — мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т.д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.  

Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема.

Информация по возрастным особенностям детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Благодаря такой педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у  дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.

Дети дошкольного возраста: особенности развития

Дошкольники

Дошкольный возраст – это время приобретения и организации чувственного опыта ребенка, постижения особых форм восприятия и мышления, присущих человеку, стремительного развития воображения, становления основ произвольного внимания и смысловой памяти.

Эти достояния личности зарождаются в результате разумного обучения, воспитания и любви к детям.

Далее разберем детальнее психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст

Детская пора с 3 до 6-7 лет имеет название дошкольное детство. Возрастная периодизация данного возраста включает следующие этапы:

Дошкольный возраст способствует общему развитию крохи, содействует созреванию его личности. Благодаря помощи старших ребенок получает личный жизненный опыт. Закладывается фундамент более доскональных форм социальной компетентности. Создается основа для будущей школьной зрелости.

Возникают специфические особенности, которые удостоверяют процессы физического, психического и социального роста дошкольника. Психологические особенности дошкольного возраста характеризуются расширением круга общения малыша, развитием сюжетно-ролевой игры. Усложняются виды деятельности по содержанию и форме, более интеллектуальна практическая активность, совершенствуются умения действовать самостоятельно, изменяется род взаимодействия ребенка с взрослыми, формируется детское сообщество с его субкультурой.

Социальная ситуация развития

В период дошкольного детства происходит расторжение общей деятельности между взрослым и малышом. Приоритетными становятся отношения со сверстниками. Ровесники оказываются важной частью детского окружения. Взаимоотношения дошкольников обусловлены игрой. Малыши дублируют поступки взрослых, реализуя стремление быть и действовать как старшие. Сюжетно-ролевая игра обогащает мир крохи новыми отношениями между людьми.

Ведущая деятельность

Типы дошкольной деятельности еще не являются для крохи обязательными, он выполняет их по собственному желанию или по просьбе взрослого. Игра, рисование, конструирование и прочее характеризуются эмоциональной насыщенностью, предоставляют пространство для творческого воображения, а также свободно выявлять жизненные впечатления и отношения к окружающему миру. Взаимоотношения малыша с взрослыми и другими детьми строятся преимущественно на интимно-личных контактах – привязанности, симпатии, любви.

На протяжении дошкольного возраста происходит фактическое становление личности, совершенствуется речь крохи, обогащаются навыки общения, формируются базовые качества, растут физические возможности, расширяется жизненное пространство. Важная особенность развития дошкольника – общий, неспециализированный характер полученных им знаний, действий, способностей. Юной личности предстоит стать человеком, приобрести все то, что необходимо каждому в любой сфере жизни.

Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра. Эта форма игры устанавливает положение ребенка, его восприятие мира и отношений. Благодаря игре происходит становление разнообразных сфер психической деятельности. Игра представляет собой вид социализации дошкольника, помогает освоиться в социальных и межличностных отношениях.

Психические новообразования

Не все, что развивается в дошкольном возрасте, имеет равноценное значение для настоящего и будущего малыша.

Первым приобретением являются образные формы познания окружающего мира, расцвет которых приходится именно на дошкольный период. Предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование и другие виды «детской деятельности» строятся на основе восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и постоянно требуют их усовершенствования. Эти виды деятельности снабжают кроху внешними формами ориентированных, поисковых действий, составляют основу его внутреннего плана действий, способствуют усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных заданий, развивают творческие способности.

Второе, важное достижение дошкольного возраста – моральные чувства, которые связывают ребенка сначала с родными людьми, а со временем и с более широким кругом взрослых и сверстников. Дошкольник учится сопереживать, выражать симпатию, привязанность, уважать права и своеобразность других людей, дружить, у него формируется чувствительность и отзывчивость как важные базовые качества, чувство своей причастности к людям, элементарное умение брать других во внимание. Эти качества сохраняются на протяжении всей дальнейшей жизни, в значительной степени влияют на нее, определяют лицо школьника и взрослого человека, составляют основу гуманной направленности человека на окружающую среду, самого себя.

Творческие способности вместе с моральными качествами являются фундаментом, на котором строится личность.

На протяжении дошкольного возраста также развиваются и такие способности, которые служат только основой, так называемой «заготовкой», со временем они меняются, перестраиваются, приобретают новые, более доскональные формы. К таким качествам относятся познавательные интересы, произвольное управление поведением, основы логического мышления. Их основы закладываются к концу дошкольного периода, а пик развития начинается на более поздних этапах жизни.

Физическое развитие

У детей происходит первый период активного скачка в росте, при этом с набором веса наблюдается замедление. Явно растет длина конечностей. Приметно меняется контур лица. Молочные зубы начинают меняться на постоянные.

Первый этап энергичного роста у мальчиков отмечается с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Рост нижних конечностей способствует увеличению длины тела. С 3 до 5 лет масса тела постоянно увеличивается на 2 кг в год.

Объем головы до 5 лет каждый год увеличивается на 1 см, а после пяти лет — на 0,5 см в год.

Объем груди растет на 1,5 см ежегодно.

Мышечная система дошкольника не окрепшая и требует особого внимания со стороны старших. Не правильное положение тела малыша, несоответствующая мебель приводят к нарушению осанки, патологическому развитию скелета. Иммунная система постепенно приобретает определённую зрелость.

Дошкольный период жизни играет важную роль в становлении личности. С 3 до 6-7 лет малыш активно познает мир, интенсивно накапливает информацию. Психические особенности детей дошкольного возраста способствуют всестороннему развитию крохи, подготовке к предстоящим ступеням жизни. Родителям очень важно не упустить этот момент и приложить все возможные усилия, чтобы ребенок рос гармоничной личностью.

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме: Психолого — педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.

Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка.

М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в рамках этого периода под влиянием  воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.

В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок способен приобрести определенную произвольность действий в связи, возникающую, как правило, под воздействием активного педагогического влияния.

На основе ранее приобретенных знаний социального характера дошкольник способен осуществлять более осмысленные действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).

Дошкольный возраст является самым «игровым» периодом детства.  

Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Она глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. В игровую деятельность ребенок уходит целиком.

Главная потребность ребенка-дошкольника заключается в адаптации в мире взрослых людей, поэтому он испытывает постоянное стремление к примерке на себя функций взрослого. Поскольку реальное выполнения «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, у детей-дошкольников формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Данное противоречие заставляет ребенка-дошкольника осваивать новые для него сферы деятельности.

Все разнообразие деятельности ребенка-дошкольника объединено моделирующим характером действий. Так, дошкольниками в рамках игр воссоздаются социальные взаимоотношения людей в обществе, профессиональные действия, отыгрываются сказочные сюжеты и пр. Созданные модели являются отражением выявленных ребенком взаимосвязей между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача, для проектирования железной дороги хватает палочек и пр.

Виды деятельности ребенка-дошкольника отличаются в зависимости от роли, исполняемой взрослым. При этом, хотя в игровой ситуации функции взрослого могут быть представлены через роль, такая постановочная деятельность дает ребенку через действие достигать усвоения социальных норм, принятых в обществе.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым. Возникает, согласно Д.Б. Эльконину, новообразование раннего возраста, которое оформляется к трём годам, – личное действие и феномен «Я сам». Это приводит к «кризису социальных отношений» (Л.С. Выготский), симптомы которого впервые были описаны Э. Келер.

Среди них главные: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие; а также второстепенные: обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм.

Помимо игровой деятельности, дети-дошкольники активно участвуют и в иных видах продуктивной деятельности. С их помощью дети-дошкольники опосредуют окружающую их действительность в форме представлений о предметах и ситуациях. Так, в бытовой деятельности ребенок-дошкольник имеет возможность действовать с взрослым наравне, например, осуществляя действия по самообслуживанию. В ситуациях трудовой деятельности ребенок-дошкольник может осваивать навыки сотрудничества и взаимопомощи, например, при вступлении в значимые взаимоотношения с взрослым через результат своего труда.

Познавательное развитие детей-дошкольников отличается бурным становлением и этапностью.

Так, внимание ребенка-дошкольника 4-5 лет совершенно непроизвольно, задерживается на привлекательных, броских предметах. Внимание ребенка постарше (5-6 лет) уже управляемо, хотя и не всегда, поэтому отличается недостаточной произвольностью.

Если отдельные элементы произвольности восприятия могут быть сформированы еще в старшем дошкольном возрасте, в целом, ребенок при поступлении в школу еще не совсем способен регулировать этот процесс. При этом восприятие детей-дошкольников уже позволяет им хорошо видеть и слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи и звуки и пр. Однако полноценная систематизация воспринятого материала детям-дошкольникам еще недоступна.

Память также выступает важнейшей характеристикой познавательного развития. Развитие памяти детей-дошкольников зависит от специфики деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается по-разному в зависимости от той роли, что выполняет для ребенка. Поэтому можно отметить, что память также зависима от процесса формирования произвольности. Так, для старшего дошкольника характерно зачаточное формирование произвольного запоминания и припоминания. Так, в коллективных играх или организованных занятиях старший дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в мероприятии.

Для формирования произвольности запоминания и припоминания главную роль играет систематическое подкрепление попыток ребенка-дошкольника в достижении непосредственного результата. Также заметное значение имеет непосредственное поощрение ребенка-дошкольника со стороны воспитателя, родителя или другого значимого взрослого.

Итак, необходимо отметить, что произвольное запоминание в старшем дошкольном возрасте носит несовершенный характер, что объясняется не владением ребенком-дошкольником даже элементарными мнемическими приемами.

Данная проблема преодолима: при наличии регулярной работы воспитателя к концу дошкольного возраста у детей возможно закрепить простейшие мнемические навыки и приемы улучшения памяти и запоминания. Например, с целью запомнить какой-нибудь материал ребенок способен повторить его несколько раз или составить простейшие связи, которые облегчат запоминание. Поэтому организация воспитательной работы может оказать решающее влияние на развитие произвольности процессов памяти, т.к. ребенок пока не может сам изобрести задания или приемы запоминания, именно педагог ответственен за ту или иную степень развития произвольности памяти ребенка-дошкольника. Такая работа начинается с выполнения простейших поручений, для запоминания которых педагог предлагает ребенку-дошкольнику простой алгоритм.

С приобретением некоторого опыта, при условии положительного подкрепления результатов труда и поощрений со стороны педагога, старший дошкольник может начать самостоятельно ставить перед собой задачи по запоминанию или припоминанию необходимого материала.

Описанные шаги играют важную роль в процессе формирования произвольности памяти, которая является необходимым условием школьного обучения, т.к. учебная деятельность невозможна при условии отсутствия управляемой памяти.

Мышление выступает еще одной важной познавательной функцией. Развитие мышления детей-дошкольников происходит очень интенсивно. Так, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учиться синтезу, сравнению, обобщению, анализу, т.е. простейшим умственным операциям. Успешность развития мышления ребенка-дошкольника зависит напрямую от образовательной и воспитательной среды, в которой он находится.

Воображение ребенка-дошкольника развито очень хорошо. Данный возрастной период сензитивен для развития воображения, свободного фантазирования, развития творческих способностей.

Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. Дошкольный период – это период, когда любая творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства.

К искусству ребенок приобщается с детства. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д.

Каждый возраст требует своего подхода к процессу обучения. Задачи, которые ставятся перед ребёнком 3-4 лет, отличаются от тех, которые решаются детьми старшего дошкольного возраста. В этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение. Очень важно обогащать сенсорный опыт малышей: широко знакомить их с предметами и явлениями окружающей жизни, их свойствами: формой, цветом, величиной и др.

Речь ребенка переживает стремительное развитие в период дошкольного детства. Происходит увеличение словаря, овладение новыми грамматическими формами родного языка, изменение строения речи в пользу более сложных форм.

В дошкольном детстве у детей впервые появляются этические инстанции, происходит соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Переход из старшего дошкольного в младший школьный возраст оказывает значительное влияние на личность ребенка, становясь своеобразным рубежом между непроизвольностью и произвольностью. На место эмоционального и непосредственного выражения желаний ребенка («я хочу») приходит сознательность («так надо»). Подобная трансформация обусловлена развитием всей психической сферы ребенка.

Для ребенка как в старшем дошкольном, так и в младшем школьном возрасте характерными являются выражения любопытства к новым видам деятельности или необычным предметам, потребность во внешних впечатлениях. Поначалу описанные интересы носят поверхностный характер, но постепенно именно они становятся основой для формирования познавательных интересов. Познавательные потребности играют важную роль в системе потребностей младшего школьника, и в течение школьного детства трансформируются из интереса внешними атрибутами деятельности  до глубоких увлечений. При чем, если по началу познавательные потребности младших школьников целиком удовлетворяются силами педагога, то к концу младшего школьного возраста ребенок научается удовлетворять их самостоятельно. Под влиянием учителя у него формируются потребность в овладении школьными умениями и навыками и потребность в знаниях. Иногда последняя бывает развитой уже в старшем дошкольном возрасте и участвует в формировании психологической готовности ребенка к школе.

Таким образом, дошкольный период детства длится от 3 до 6-7 лет и характеризуется игровой деятельностью в качестве ведущей. Основными психологическими новообразованиями дошкольного детства являются появление детского мировоззрения, возникновение этических инстанций, возникновение мотивов деятельности, возникновение произвольного поведения, возникновение личного сознания.

План-конспект урока по теме: Характеристика ребенка дошкольного возраста

Тема: Характеристика ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст делится на младший, средний, старший.

В дошкольных учреждениях согласно этой классификации выделяют следующие возрастные группы: первая и вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. А так как качественной характеристикой каждого возраста являются новообразования, то стоит разобраться какие же новообразования появляются у ребенка 3 лет жизни.

К этому времени если развитие происходило нормально, то рост ребенка составляет до 90-100 см, увеличивается в весе (примерно 13-16 кг.). Он становится более ловким, легко бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч ловит сразу двумя руками и крепко прижимает его к груди, но в 2 года этого делать он еще не умеет.

Физически ребенок  явно стал крепче. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым фоном, условием, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное набирает высокий темп развития.

Дошкольник активно познает окружающий мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение.

Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращению с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок. Первые вопросы дошкольника связаны с желанием обозначить окружающий его мир. Поэтому вопросы детей чаще всего начинаются с вопросительного слова. (Что, кто это? Как это называется?). Подобные вопросы, конечно, возникают и позднее при встрече с каждым новым предметом , явлением, объектом. И лишь позже, примерно в 4-5 лет, начинают появляться вопросы с важным вопросительным словом «как?» (Как это сделать?), и наконец, со словом «почему».

Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, чувствам, полу и т.д., психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

В 3 года ребенок с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремиться помогать старшим во всех домашних делах.

Качественно меняется характер эмоциональной сферы. Выготский Л.С. отмечал, что к 5 годам ребенок способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных чувств, а также эмоциональных состояний другого.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга. Они учатся справедливо решать конфликты, проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. Наряду с такими проявлениями часто встречаются грубость, нежелание общаться. Исследователи отмечают и такое явление как ложь.

В этом возрасте у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в обидчивости. По своей природе ребенок оптимистичен и весел. С течением времени ребенок все более становиться самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Дошкольник осваивает новые формы выражения своего отношения ко взрослым и детям. Возникает новая форма общения внеситуативно-личностная. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен». И в нем отражается характер воспитания в первые 6 – 7 лет жизни. Но дошкольник остается открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивой формы.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, развитие воли, интеллекта, развитие деятельности как жизненной активности.

К 6 – 7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Статья: Общая психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Общая психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Выделяют три периода дошкольного возраста: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет и старший дошкольный возраст —  от 5 до 7 лет.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Это возраст игры, поскольку игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

В возрасте 5-7 лет, старшем дошкольном возрасте наблюдается интенсивное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дети в этом возрасте стремительно прибавляют в росте и весе, меняются пропорции тела.

Значительные изменения происходят в высшей нервной деятельности. Головной мозг шестилетних детей по своим характеристикам приближается в большой степени к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка от 5,5 до 7 лет указывает на то, что он готов к переходу на более высокую стадию возрастного формирования, допускающую наиболее усиленные умственные и физические нагрузки, сопряженные с регулярным школьным обучением.

В психическом развитии детей старший дошкольный возраст играет значимую роль: новые психологические механизмы деятельности и поведения начинают формироваться в данный период жизни.

В социальной ситуации развития старших дошкольников появляются новые социальные контакты, а именно, отношения со сверстниками. Е.О. Смирнова отмечает, что в коммуникативном процессе в этом возрасте наблюдается большое количество действий и обращений. Дети в процессе общения друг с другом спорят, требуют, жалеют, обманывают, навязывают свою волю и др. Сильная эмоциональная насыщенность контактов связана с тем, что более привлекательным партнером по общению в этом возрасте становится сверстник.

Общество сверстников помогает ребенку старшего дошкольного возраста проявить свою индивидуальность, оригинальность. Свобода и раскованность, использование непредсказуемых, нестандартных средств – отличительная особенность общения детей до конца дошкольного возраста. При этом для каждого ребенка личное действие или высказывание важнее всего [26, c.107].

Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста считается постижение собственного социального «Я», развитие внутренней социальной позиции.

При переходе в подготовительную к школе группу у старших дошкольников изменяются психологические позиции: впервые они ощущают себя самыми старшими в детском саду детьми [26, c.75]. В этом возрасте дети в первый раз осознают расхождение между тем, какое положение они занимают среди других людей, и тем, каковы их истинные способности и стремления. Возникает четко выраженное тяготение к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и осуществлять новую, значимую не только для него самого, но также и для других людей деятельность.

Как бы ребенок «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, утрачивает интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего, в условиях всеобщего школьного обучения это проявляется в стремлении ребенка к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском садике — малыши»), а кроме того в стремлении исполнять те или иные поручения взрослых, брать на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление этого желания подготавливается всем ходом психического развития ребенка и завязывается на том уровне, когда он осознает себя не только как субъект действия, но и как субъект в системе человеческих отношений. Однако, если переход к новому социальному положению и новой деятельности вовремя не наступает, тогда у ребенка зарождается чувство неудовлетворенности.

В старшем дошкольном возрасте возникают зачатки рефлексии — способности подвергать анализу собственную деятельность и сопоставлять свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, оттого самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реальной. В неизвестной ситуации и непривычных видах деятельности самооценка у старших дошкольников, как правило, завышена [21, с.93], заниженная самооценка рассматривается, как отклонение в развитии личности.

Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в дошкольном возрасте. Если говорить об индивидуальном опыте, то в этом случае имеется в виду общий итог интеллектуальных и практических действий, которые ребенок непосредственно делает в окружающем предметном мире.

Умственное развитие детей, также является важнейшим условием развития самосознания. Главным образом, это способность понимать факты собственной внутренней и внешней жизни, обобщать свои волнения.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже располагает сравнительно богатым собственным опытом, имеет способность наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и собственные. В знакомых ситуациях и привычных видах деятельности оценки окружающих (детей или взрослых) воспринимаются старшим дошкольником только тогда, когда, они не противоречат его собственному опыту. Данная совокупность условий формирования самосознания свойственна не для каждого ребенка, по сути достигнувшего старшего дошкольного возраста, а только тем детям, чей общий уровень психического развития отвечает переходному периоду- кризису семи лет.

Очевидно, что старший дошкольный возраст — является сложным многогранным процессом развития детей, за период которого дошкольники проходят огромный путь в овладении социальным пространством с его концепцией нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и сверстниками. Дети осваивают принципы соответственного лояльного взаимодействия с людьми и в подходящих для себя условиях способны действовать в соответствии с данными принципами.

Консультация (старшая группа) на тему: Характеристика старшего дошкольного возраста

 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики.

В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6—7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4—5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6—7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6—7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Таким образом, к 6—7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.

Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это выполнение становится осознанным, а определяющий его мотив — «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. В силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6—7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6—7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Дошкольный возраст — Детская психология

Дошкольный возраст

Ребенок переходит в дошкольный возраст. Особенность социальной ситуации развития в дошкольном возрасте состоит в том, что ребенок уже понимает, что он — другие взрослые. Он относится к ним определенным образом, и они относятся к нему. Когда взрослый выступает за ребенка как носителя социальных отношений, ребенок начинает подражать взрослому. Поскольку ребенок не может воспроизводить социальные отношения именно из-за ограниченных возможностей, дошкольники развивают игру.Л.С. Выготский неоднократно подчеркивает, что маленький ребенок не может имитировать неживые предметы, он имитирует только взрослых.

Основная характеристика игры определяется наличием воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация предполагает, что ребенок передает ценность одних предметов другим. Например, ребенок может считать куклу дочерью, стул — лошадью и т. Д. Однако, играя, ребенок не теряет истинного значения вещей. Здесь, по сути, отмечается сложный характер психических процессов, сопровождающих игровую деятельность дошкольников.

Игра и развитие речи во многом определяют развитие воображения ребенка. Анализируя этот процесс, Выготский выделяет два разных типа активности детей. Один связан с созданием новых образов путем объединения старого в новые комбинации, а другой характеризует процесс соотнесения образов одной реальности с другой. Он указывает на четыре основные формы, связывающие «деятельность воображения с действительностью». Первая форма основана на объединении изображений впечатлений, полученных от реальных предметов; второй — об установлении связи между готовым продуктом фантазии и сложным явлением действительности; третий — об эмоциональной связи; четвертый — о новом содержании образа фантазии, который ранее не происходил в реальности, но воплощен в продукте.

Особый интерес представляет третья форма связи воображения и реальности, которую Выготский определяет как «эмоциональную». Он подчеркивает, что «каждое чувство, каждая эмоция имеет тенденцию воплощаться в известные образы, соответствующие этому чувству». 2 По его мнению, эмоция обладает особой способностью выбирать для себя соответствующие впечатления. Мы видим, что Выготский, не называя напрямую, указывает на особый процесс посредничества между двумя разными реальностями, одна из которых представляет когнитивные процессы, а другая аффективна.Важно отметить не только общую идею единства аффекта и интеллекта, но и выявленную Выготским идею существования особой связи между познавательной и аффективной сферами человека. Суть этих отношений можно назвать символическим посредничеством. Символическое опосредование, в некотором смысле, устанавливает отношения между двумя сериями реальности — эмоциональной серией, основанной на общем эмоциональном знаке, и когнитивной серией, которую легко понять.

Если в раннем детстве восприятие ребенка выделяется и проходит основной путь развития, то в дошкольном возрасте развивается память.Воспоминания о дошкольнике сразу же. Это означает, что дошкольник не использует различные приемы и средства запоминания. Именно память является центром, вокруг которого группируются другие функции. Например, для дошкольника восприятие означает обучение, а мышление — запоминание. Воображение также невозможно без идей, хранящихся в памяти ребенка. Мышление в этом возрасте носит сложный характер: разные предметы объединены словом, как люди объединены одним именем.Другими словами, признак того, что предметы составляют общую группу, отличается от логического обобщения. Предметы входят в любую совокупность на основе представлений ребенка о том, как они встретились в его жизни, т.е. на основе визуальных связей, отраженных в образах памяти. В результате к школьному возрасту у ребенка относительно развиты внимание и память, поскольку внимание является функцией структурирования воспринимаемого и представляемого памятью.

Особый способ развития — речь ребенка.Если в начале возраста он полностью опирается на примитивные сложные конструкции, то к концу дошкольного возраста характер детских обобщений существенно меняется. У дошкольника есть псевдоконцепции. Они по своему внешнему составу соответствуют представлениям взрослых, но включенные в них предметы сочетаются по сложному признаку. Таким образом, речь дошкольника приближается к речи взрослого в том смысле, что и взрослый, и ребенок имеют в виду одинаковое содержание.Конечно, структурное сознание дошкольника отличается от взрослого. Память выполняет у ребенка системообразующую функцию, а у взрослого — мышление в системе научных представлений. В этом отношении развитие памяти, по Л.С. Выготскому, является главной новой формой дошкольного возраста.

Дошкольное детство заканчивается семилетним кризисом. Внешне кризис проявляется в поведении ребенка, когда он урод, гримасничает, играет роль шута, в его поведении есть что-то абсурдное, искусственное, умышленное.Выготский объясняет возникновение кризиса потерей непосредственности. Это означает, что если раньше любое желание ребенка сразу превращалось во внешнее действие, то теперь произошло разделение внешней и внутренней сторон человека: «Между переживанием и непосредственным действием вставлен интеллектуальный момент». Когда ребенок начал различать внешние и внутренние стороны личности, он стал способен называть свои состояния и, следовательно, обобщать их. Его переживания приобрели значение: у ребенка есть ориентация в своих чувствах.Наличие семантических переживаний (когда, например, ребенок осознает, что он зол) усложняет систему переживаний ребенка, он начинает обобщать эти переживания, что приводит к возникновению логики переживаний. У него развиваются такие качества, как чувство собственного достоинства и чувство собственного достоинства, но эти черты личности не теряются при дальнейшем развитии. Исчезают, по Выготскому, противоречивые, противоречивые переживания, борьба переживаний, которые сменяются новыми качествами школьного возраста.Добавим, что, возможно, Выготский имел в виду попытки ребенка определить первое отношение к своей внешности и своему внутреннему миру, которое, как и автономная речь в раннем возрасте, было заменено более устойчивыми структурами школьного возраста.

> .

10 характеристик успешного ученика (и что родители могут сделать для их воспитания!)

Есть ли у вашего ребенка качества, необходимые для успешного ученика? Хорошая новость заключается в том, что родители могут использовать множество стратегий, чтобы побудить своих детей развивать успешные качества.

В то время как все родители надеются на успехи своих детей в учебе, большинство из них не знают, как заботиться о своих детях и вести их к этому успеху. Учащиеся, успешно обучающиеся в классе, часто демонстрируют схожие характеристики независимо от их возраста, пола или культурного происхождения.Выявив общие для успешных учеников характеристики, родители могут приступить к работе, помогая своим детям развить те качества, которые принесут им наибольшую пользу в школе.

Стремление учиться

Дети, которые лучше всего учатся в школе, обладают естественным стремлением узнавать новое. Согласно Education.com, во многом это рвение исходит от родителей и других лиц в жизни ребенка, которые открыли для себя целый мир интересных вещей.Когда дети в юном возрасте сталкиваются с множеством различных сред, они быстро понимают, что мир — это большое и интересное место, которое только и ждет, чтобы их исследовать. Однако родители, которые слишком усердно работают над этой концепцией, могут вывести ребенка из строя в процессе обучения еще до начала школы. Также важно, чтобы у детей было много свободного времени как с другими детьми, так и в одиночку, чтобы творить и играть.

На этом TedTalk обсуждается важность того, чтобы каждый ребенок нуждался в чемпионе.

Любовь к чтению

The U.S. Министерство образования заявляет, что самое важное, что могут сделать родители для обеспечения успеваемости своих детей в школе, — это воспитать любовь к чтению. Этот процесс начинается, когда ваш ребенок еще младенец. Хотя ребенок может не понимать историю в таком юном возрасте, он быстро научится получать удовольствие от объятий и ежедневного чтения вслух голосов родителей. По мере того, как дети растут и развиваются, держите в доме много материалов для чтения и позволяйте ребенку регулярно видеть, как вы читаете.

Готовность приложить усилия

Успешные учащиеся готовы прилагать усилия для качественной работы в школе и за ее пределами. Родители также могут привить эту ценность в относительно молодом возрасте, показывая своим детям преимущества хорошо выполненной работы. Когда дети научатся гордиться своей работой, они будут продолжать выполнять свои задачи, даже если они становятся трудными или трудными.

Уважение к власти и другим людям

Wryte Stuff призывает родителей учить своих детей уважать других и свою собственность.Детям необходимо научиться не брать вещи, принадлежащие другим, без предварительной просьбы, и относиться к чужой собственности с максимальной осторожностью. Точно так же детям нужно научиться уважать взрослых, в первую очередь своих родителей. Послушание и уважение — важные ценности, которые нужно прививать своим детям с первого дня, поскольку они будут ежедневно призывать к этим ценностям в классе.

Твердые социальные и эмоциональные навыки

Школа — это место, где полезно знать, как хорошо играть с другими, проявляя твердые социальные и эмоциональные навыки, даже когда мамы и папы нет рядом.Эти навыки можно развивать задолго до начала занятий в школе, путем социального взаимодействия под внимательным руководством родителей или опекунов. Детям также необходимо говорить о своих чувствах и научиться правильно выражать эти чувства другим.

Самомотивация

Дети должны получать удовольствие от самостоятельного выполнения задания, чтобы они были готовы выполнять эти сложные задания в классе с дополнительной помощью.Родители могут заложить основу для самомотивации, выполняя простые обязанности по дому, которые заставляют детей чувствовать себя полезными членами семьи. Работа по дому, соответствующая возрасту, учит детей важности участия и доставляет им радость от осознания того, что они выполняют свою работу самостоятельно.

На этой конференции TEDTalk рассматривается идея превращения детей в предпринимателей.

Следование правилу

Успешные ученики знают, как следовать правилам в классе, поднимают ли они руки перед выступлением или ждут в очереди на обед, чтобы купить еду .Учащиеся должны иметь в доме правила и структуру, которые учат ценности границ и безопасности, исходящей от соблюдения этих правил.

Ответственность

Когда дети идут в класс, они внезапно становятся ответственными за свое имущество, домашние задания и поведение в школе. Это может ошеломить ребенка, который никогда раньше не нес ответственность. Приучайте детей дома нести ответственность за свои вещи, поднимая игрушки, когда они заканчивают с ними играть.Хотя маленьких детей не следует увлекать слишком большим количеством дел или обязанностей, несколько работ помогают им стать независимыми до того, как прозвенит первый школьный звонок.

Привыкшие к распорядку

В школе все сводится к распорядку, и учащиеся, привыкшие к распорядку, часто в те ранние дни чувствуют себя намного лучше. Хотя ваш распорядок дня не должен быть слишком жестким, наличие определенного времени для приема пищи, принятия ванны или отхода ко сну даст детям чувство структуры, которое поможет им хорошо перейти в классную обстановку.

Это видео предлагает взглянуть на то, что нужно, чтобы стать успешным студентом.

Приобретенные навыки обучения

По мере того, как дети становятся старше, им необходимо приобретать учебные навыки, которые позволят им пройти через средние и старшие классы школы. Некоторые ученики усваивают эти навыки довольно естественно, в то время как другим может потребоваться дополнительная помощь мамы и папы. Ассоциация образования штата Огайо предлагает родителям помочь учащимся разработать учебный график и цели, которые позволят им не отставать от школьной работы.

Успешные ученики обладают многими схожими чертами, но эти характеристики не всегда проявляются так естественно, как вы думаете. Когда родители работают над воспитанием этих качеств в раннем возрасте, они могут далеко уйти, помогая своим детям наслаждаться успешными и продуктивными годами на протяжении всей учебы в школе.

Вопросы? Свяжитесь с нами через Facebook. @publicschoolreview

.

Инфекции геогельминтами и состояние питания детей дошкольного возраста в пригородном поселении штата Огун

  • Журналы
  • Публикуйте с нами
  • Партнерские отношения с издателями
  • О нас
  • Блог

Обзор журнала

ScientificaD Journal

Авторы Для рецензентовДля редакторовОглавление

Специальные выпуски

ОтправитьScientifica / 2016 / Статья Разделы статей

На этой странице

АннотацияВведениеМатериалы и методыОбсуждениеСсылкиАвторское право .

Список целей, которых необходимо достичь учителем дошкольного образования | Работа

Д-р Келли С. Мейер Обновлено 27 июня 2018 г.

Готовность к школе — основная задача дошкольных учреждений. Учителя дошкольных учреждений должны обладать обширными знаниями обо всех аспектах развития детей младшего возраста, чтобы они могли разработать учебную программу, которая будет иметь значение. Установление общих целей обучения обеспечивает основу для планов уроков и индивидуальных стратегий оценки. Согласование целей с соответствующим возрасту содержанием гарантирует, что у детей дошкольного возраста будут лучшие возможности для достижения успеха.

Физические цели

Поощрение развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста является важной целью для дошкольных учителей. Дети дошкольного возраста должны уметь брать карандаш и маневрировать, прежде чем они будут готовы пойти в детский сад. Разработка целенаправленных действий, которые развивают гибкую подвижность, помогает дошкольникам исследовать окружающую их среду и учиться независимости. Индивидуальная оценка детей имеет решающее значение для выявления проблем, которые могут потребовать раннего вмешательства.

• Обучайте детей и требуйте, чтобы они сами застегивали пальто и завязывали обувь.

• Включите занятия по изготовлению, в которых дети дошкольного возраста будут пользоваться ножницами, письменными принадлежностями и кистями.

• Научите каждого дошкольника писать свое имя.

• Предоставьте детям дошкольного возраста возможности для развития крупных мышц с помощью мячей, игрового оборудования и блоков.

Социальные и межличностные цели

Развитие социальных и межличностных навыков детей дошкольного возраста является важной задачей для дошкольных учителей.Социальные навыки и навыки межличностного общения, называемые социальной компетенцией, позволяют дошкольникам эффективно общаться со своими сверстниками и успешно функционировать в школьной среде. Существует тесная связь между социальной компетентностью и способностью детей следовать указаниям, сохранять концентрацию внимания и эффективно слушать.

• Обеспечение социальной компетентности для развития прочных отношений со сверстниками.

• Внушайте ожидание, что дошкольники будут проявлять заботу и заботу друг о друге.

• Включите структурированные групповые игры, чтобы помочь дошкольникам научиться хорошо играть с другими.

• Планируйте групповые проекты, чтобы побудить детей дошкольного возраста научиться работать вместе.

• Предоставьте правила, которые учат дошкольников проявлять терпение в ожидании приглашения учителя.

• Научите дошкольников эффективно решать проблемы межличностных разногласий.

Cognitive Goals

Дошкольное учреждение — идеальное время, чтобы стимулировать когнитивное развитие и помочь дошкольникам приобрести базовые навыки. Учителя дошкольных учреждений должны ежедневно включать цели обучения в свои планы уроков. Повторение этих навыков поможет дошкольникам чувствовать себя уверенно при переходе в детский сад. Познавательные цели побуждают к учебе и помогают дошкольникам овладеть простой грамотностью, решать проблемы и другими базовыми знаниями.

• Включите интерактивные занятия для обучения цветам, формам и буквам.

• Пометьте шкафчики, столики или вешалки индивидуальными именами.

• Создавайте простые математические игры, чтобы помочь детям выучить числа и основные навыки счета.

• Добавляйте головоломки в качестве обязательного еженедельного занятия.

• Помогите детям дошкольного возраста узнать свое имя, возраст, номер телефона и адрес до того, как они пойдут в детский сад.

Языковые цели

Учителя дошкольных учреждений должны делать упор на языковое развитие как на главную цель. Развитие речи оживляет обучение дошкольников. По мере того как они развивают понимание слов, звуков, букв и понятий, способность общаться и задавать вопросы становится первостепенной задачей. Повышение уровня словарного запаса и стимулирование интереса к разговору должны быть включены в языковую цель дошкольников.

• Развивайте любовь к чтению и словам, выделяя время для чтения каждый день.

• Обучайте звукам букв, начиная и заканчивая каждое занятие песней с групповым рифмом.

• Участвуйте в ролевых и драматических играх, чтобы помочь дошкольникам развить свое воображение и создать контекст для рассказов.

• Установите индивидуальные цели изучения языка для каждого ребенка.

• Исправляйте все несоответствующие грамматические ошибки, повторяя правильные фразы.

.