Версия для слабовидящих

История развития

В декабре 2011 г. исполнилось 93 года службе медико-социальной экспертизы. В процессе развития и создания медико-социальной экспертизы в России можно выделить этапы, определяемые особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

1-й этап — до 1918 года

Практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила свое начало в царствование Ивана IV Грозного. В его Указе «О милостыне» в качестве неотложных мер ставилась задача "выявить во всех городах престарелых и прокаженных, построить для них богадельни, обеспечить едой«.Указом от 03.05.1720 года Петр I повелел всех офицеров и нижних чинов, которые по удостоверению Военной коллегии «окажутся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание». Екатеринбургская Городская Дума вверила «дело местного общественного призрения» Городскому Попечительству о бедных Думской комиссии. Члены комиссии произвели деление города на участки, во главе которых стояли члены Комиссии. Каждый участок формировался путем созыва собраний из лиц, проживающих в этом округе и желающих помогать бедным. Таким образом организовывались Участковые Попечительства, они «рассматривали все случаи проявления нужды, изыскивали способы ее удовлетворения».

2-й этап — 1918 — 1940 годы.

22 декабря 1917 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет «О страховании на случай болезни», который послужил основой для разработки вопросов экспертизы трудоспособности в общегосударственном масштабе.

31 октября 1918 г. было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», согласно которому наличие инвалидности и ее степень устанавливались медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе.

В 1918 г. были организованы первые бюро врачебной экспертизы, в состав которых входили три врача основных специальностей (терапевт, невропатолог и хирург), представители страховой кассы и профсоюзной организации.

В 1931г. образована столица Хакасской автономной области г. Абакан, в котором организовано бюро ВТЭ. На этом этапе вопросы формирования врачебно-трудовой экспертизы решаются в рамках формирующейся системы государственного социального обеспечения трудящихся, целью которой является возвращение инвалидов к труду путем восстановления их трудоспособности, профессионального обучения и трудового устройства.

3 —й этап — 1941 — 1945 годы

Во время Великой Отечественной Войны объем экспертной деятельности увеличился. Общее число ВТЭК в России увеличилось с 1211 в 1940г. до 2776 в 1944г. Число освидетельствований возросло в 5 раз по сравнению с довоенным периодом. В этот период трудовое устройство инвалидов приобретает особое значение.

На территории Республики Хакасия располагались эвакогоспитали, при которых создавались курсы по профессиональной подготовке больных. Врачебно-трудовая экспертиза в этот период особенно актуальна. Проводится освидетельствование военнослужащих. С 1942 г. в состав вводится инспектор по ВТЭ для руководства и координации действий комиссии. Он и был главным в комиссии. Трудоустройство инвалидов приобретает особое значение и становится всенародной задачей. Большая и комплексная работа по восстановлению трудоспособности и возвращению израненных и покалеченных воинов развернулась в госпиталях, где наряду с лечением осуществляется протезирование. Приспособление инвалидов к выполнению трудовых функций в прежней или новых профессиях.

В годы войны развертывается сеть курсов для профессиональной подготовки инвалидов. В госпиталях, наряду с лечением и протезированием, проводилось профессиональное обучение и переобучение инвалидов. В 1943г. вводятся выездные заседания ВТЭК. В 1945 г. в Центральном институте усовершенствования врачей на базе ЦИЭТИНа была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы.

4-й этап — 1946 −1990 годы.

На этом длительном этапе создавалось и совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы. В 1948г. состоялся первый съезд врачей-экспертов. В 1950-е годы в Хакасской автономной области врачебно-трудовая экспертиза проводилась областной ВТЭ в подчинении которой находились 8 районных и 3 городских комиссии. В этот период ВТЭ находятся в ведении Управления социального обеспечения. На экспертизу трудоспособности граждане направлялись отделами соц. обеспечения старше 16 лет и не достигшие пенсионного возраста, при наличии трудового стажа. С 1971г. образованы специализированные ВТЭК травматологическое, офтальмологическое, фтизиатрическое, с 1978 психиатрическое ВТЭ. С 1963 г. принято положение об улучшении профилактики инвалидности. Вводится должность Главного эксперта.

В 1984г. утверждено Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), а также ряд нормативных документов, определяющих место ВТЭК в складывающейся в России системе социально-трудовой реабилитации инвалидов. Основными функциями ВТЭК становятся экспертиза трудоспособности, профессиональной ориентации инвалидов, формирование трудовых рекомендаций и рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению, оценка его соответствия трудовым рекомендациям.

5-й этап — 1991 — 2004 годы.

К началу 90-х годов в Российской Федерации сложилась устойчивая система экспертизы стойкой утраты трудоспособности, однако имел место односторонний подход к понятию инвалидности, сводившийся к оценке состояния трудоспособности. 
Определяющее значение для реализации этих позиций социальной политики имел Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ. В указанном Законе была дана новая трактовка понятия «инвалид», закреплены на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалида», «медико-социальная экспертиза», «реабилитация инвалидов», регламентировано создание принципиально новой службы, осуществляющей экспертизу инвалидности, — Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения, определены ее основные функции. Впервые закреплены обязанности за соответствующими органами разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу реабилитации инвалидов; определены разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, важнейшее место среди которых занимает обеспечение занятости инвалидов, их обучение и переобучение, воспитание, материальное обеспечение, обеспечение жильем, техническими средствами и приспособлениями, протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, к информации и т.д. 
В течение 1996 года врачебно-трудовые экспертные комиссии упразднены, началось создание государственной службы медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ.

Вышли в свет новые законодательные документы, определявшие в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом порядок и условия признания лица инвалидом и возлагавшие функции установления инвалидности и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов только на учреждения медико-социальной экспертизы: Постановление Правительства РФ от 13.08.1996г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, а несколько позже «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы», утвержденные постановлением Министерства труда и социальной развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997г. № 1/30.

С 1 февраля 2000 года в Республике Хакасия создано бюро педиатрического профиля, руководителем которого с момента и по настоящее время является Тушайте Станислава Адас\мовна, заслуженный врач-педиатр Республики Хакасия.

6-й этап — 2004 год — по настоящее время

Началом очередного этапа развития государственной службы медико-социальной экспертизы стал 2004 год. В целях реализации положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» издано Постановление Правительства РФ от 16.12.2004г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», согласно которому определено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и Главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Введены и ныне действуют новые нормативно-правовые документы по медико-социальной экспертизе: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005г. № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» и Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», утвердившее Правила признания лица инвалидом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов государственной власти», Постановлением Правительства РФ от 2.06.2008г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министр иностранных дел С.В.Лавров от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции. «Конвенция о правах инвалидов — первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека, — сказал Лавров журналистам. — В России с повышенным вниманием относятся к обеспечению прав инвалидов, в этой области нам еще немало предстоит сделать».

С 2006 года и по настоящее время возглавляет учреждение Струкова Оксана Гавриловна, главный эксперт по МСЭ по Республике Хакасия, кандидат медицинских наук.

С 2011 года Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия» переименовывается в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия».

С 2012 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1270-р от 14.07.2012 года Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия " находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.